Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

Что такое духовная пища?

Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.

Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.

Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.

Духовная пища на каждый день

Спросите у кого-либо о том, что такое духовная пища на каждый день, а также, что такое телесная пища. Скорее всего, вам ответят на последний вопрос, а на первый последуют философские рассуждения. Это предсказуемый результат, ведь о потребностях тела мы узнаем благодаря сигналам органов, а вот о требованиях души ничего не сообщает. Помимо этого, нельзя говорить, что потребности в пище для души у всех совпадают. Правильнее предполагать, что истинные интеллектуалы или рабы инстинктов нуждаются в такой пище меньше людей религиозных и духовно развитых.

Но, чем же можно подпитывать свою душу? Истинные христиане скажут, что лучшей пищей для души является Библия. Сторонники других конфессий отметят собственные священные книги. В этом есть доля истины, но не ограничивайте себя чтением только духовной литературы.

Подпитка есть в чем угодно – кино, музыка, картины, скульптура, театр и многое другое. Но стоит серьезно подходить к выбору духовной пищи. Современная эстрада и бульварное чтиво вряд ли можно назвать пищей для души. И дело не в том, что определенное направление имеет больше духовности, а в очень малой крупинке творчества, которая содержится в подобных продуктах.

В остальном нет ограничений. Один человек найдет пищу для души в мантре или церковном пении, а другой – в стихотворениях любимого поэта и классической музыке.

Что такое пища для ума

Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?

Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.

«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.

Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.

Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.

Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.

ДУХОВНАЯ ПИЩА

Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями.

ЕВАНГЕЛИЕ

Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. (Ин.7:37).

Беседа с самарянкой

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин.4:7-15).

Апостол Петр

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь (1Петр.2:1-3).

Приобщение духовной пищи

Посему, в какой мере всякий из нас должен веровать, подвизаться, стараться о житии во всех отношениях добродетельном, и ожидать с упованием и великим терпением, что ныне еще сподобится приять он внутрь души своей силу с небес и славу Святого Духа, чтобы тогда, по разрушении тел, иметь нам, что облекло и оживотворило бы нас? «Аще точию» облечемся, как сказано, «не нази обрящемся, и: оживотворит мертвенная телеса наша, живущим Духом Его в нас».

Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лице его, так что ни один человек не мог взирать на оное, показал нам образ, как в воскресение праведных прославлены будут тела святых тою славою, какую души святых и верных здесь еще сподобляются иметь внутри себя — во внутреннем человеке. Ибо сказано: «мы вси откровенным лицем», то есть внутренним человеком, «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Тот же Моисей, как написано, «четыредесять дней, и четыредесять нощей хлеба не яде, и воды не пи» (Исх. 34:28); но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа.

Читайте также:
Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Чтение есть духовная пища

Телесная пища для поддержания наших сил то же, что чтение для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями. В Свя­щенном Писании излагается все, что должно делать и чего не должно. Оно есть одно из главнейших средств для научения, для обличения, для исправле­ния, для наставления в праведности (2 Тим.3:16). Для того дано наставление Писаний, чтобы совершен был «Божий человек». Слово Божие приводит блуждающий ум в собранность.

Священное Писание есть духовная пища

Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо.

Здесь (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь нам Промысл Божий, узнать мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и не дать себе ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения.

Нечестивые не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают.

Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе, так и Божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доставляют нам всякую пользу.

Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием.

Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы в сотах Священного Писания, составленных многими и различными пророками, найдем и почерпнем одно общее учение.

Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания, оно производит овец, оно охраняет и не позволяет приходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего, и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех — как пастырей, так и не пастырей.

Источник света — Слово Божие

Будучи исполнено света и источая свет, оно просветляет и озаряет души верных. Само из себя и само по себе оно светит и пользующихся им просвещает; и не просто души верных просвещает, но и сообщает им имя света.

Как имеющий у себя закаленную сталь, так и знающий послания апостола Павла бывает силен; как владеющий острым мечом, так и этот бывает неприступен.

Слово Божие — это жемчуг, сияющий через все, выражающий много силы не во множестве речений, но в их краткости. Но будьте внимательны, и вы увидите, сколько сокровища открывает нам эта сила изречения.

Слово Божие — питание души

Для созданной по образу мироустроителя — Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободы, что может быть естественнее слова, питающего ее (душу), наставляющего и быстро возвращающего к ее собственному достоинству?

Если звери легко уступают заклинаниям чародеев, — чему удивляешься, что слова Христа быстро изменяют дикую душу в тихую и уравновешенную?

Иные хвалятся собеседованием с вельможами, начальниками и царями, а ты хвались перед ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом через Божественное Писание, потому что Дух Святый через него говорит.

Как труба, звуча во время войны, воодушевляет молодых и храбрых против неприятелей, так и Божественные Писания возбуждают твое усердие к добру и укрепляют в борьбе со страстями.

Рост духовный

Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста.

Всё дóлжно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься, а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе, но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой.

Священноинок Дорофей

Поучение о чувствах душевных и телесных

Во всякой пище духовной одна закваска – благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот – простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное.

Начало всему – человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные.

И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости – страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание,терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда – это Сам Бог. И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены.

Читайте также:
Архангел Уриил: кто это, в чем помогает и за что отвечает, как ему молиться

Наполняет все тело его некая духовная пища и радость светозарная

Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле. Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света. И когда ум его сподобляется почувствовать эту радостьи славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища, аасамна, и радость светозарная. И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим.

Преподобный Макарий Оптинский

Чтение духовных книг питает душу так, как физическая пища питает тело

Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34).

Инок Никодим

“Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”

Человек, вдыхая чистый воздух, тем самым поддерживает жизнь тела. Если лишить его воздуха, он тотчас умрет без доступа кислорода в легкие. Также и рыба, живущая в воде, питается кислородом содержащимся только в ней. Если вытащить рыбу из воды на воздух, ее жизнь быстро прекратится и она умрет. Человек не может дышать водой, а рыба воздухом – это чуждая для их жизни среда. Как видим, что каждая тварь Божия может жить только в той среде, которая для нее предназначена Творцом Богом.

Но человек обладает еще бессмертной душой, вдунутой в него Богом при сотворении. Душа субстанция духовная, она способна полноценно жить только в среде Духа, питаться от Него и тем самым поддерживать свою вечную жизнь. Если лишить ее Духа, она как бы замирает, существуя бытийным образом, мучается в чуждой для нее среде духовной тьмы и мрака, тоскует, унывает, вечно страдает.

Чтобы вернуть возможность блаженной жизни в Духе, душе, однажды отпавшей от Него непослушанием (заповеди), необходимо вновь приобрести Его свойства, а именно, очистится от скверны тьмы (греха) и понудить себя исполнением повелений, данных ей свыше. Это священное лекарство есть, ничто иное, как заповеди делания любви в отношении Бога и ближних. Зачем нужно их исполнять? Затем, что в Царстве Духа может жить только души, приобретшие Его свойства. Свойства Духа есть Любовь, которым изначально и была сотворена душа “по образу и по подобию” Божию.

Когда Господь приходил на землю, Он Своей жизнью показал людям, что Его сущность и свойства заключены в Любви. Он не делал никому зла, и всячески отвращался от него, а творил только добро: лечил больных, воскрешал мертвых, изгонял бесов из одержимых ими, питал голодных, совершал чудеса только во благо людям, говоря всем слушающим Его, что Он ничего не делает от Себя, но творит заповеди Отца Своего небесного, который повелевает Ему совершать добрые дела, дела Любви.

Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого (Ин. 17:12).

Таким образом, всякий человек, который откажется от злых дел (греха) и последует за Христом в делании добра, милосердия и любви, постепенно очищается и приобретает внутрь себя божественные свойства – свойства любви, и вновь соединяется с Духом его сотворившем, Духом Любви – Богом, Который есть вечная жизнь, названная в Евангелии Царством Небесным. Питаясь Духом любви, человек насыщает свою душу небесной пищей (хлебом Христовым) и делается от сего бессмертным, переходя из временной во многом скорбной жизни в жизнь вечную.

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин.6:27).

Не исполнять заповеди Духа – означает лишить душу небесной пищи и вечной жизни, которая есть только в Боге – Боге Любви.

И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:15,16).

Знание — это невероятная вещь, мы должны знать истину.

Но печально то, что для большинства из нас, для наших ушей, истина очень болезненна, она режет уши: «Не надо мне это говорить». Так что, мы встаём и уходим: «Не хочу оставаться больше на этой лекции, не могу я, лучше я пойду, скорее, домой, мне, наверно, мама уже звонит». Или мне нужно сделать вид, что мне нужно маме позвонить, — и убегаю. Как только ты начинаешь говорить о Боге, о духовной жизни, такого рода вещах, как я говорил вчера, люди начинают сначала подёргиваться, а вскоре они уже рулят, и в дверях уже пробка на выход.

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

Это забавно, но это не смешно. На самом деле, это печально. Потому что как люди, мы должны знать истину, нам нужно знать, как жить. Если я не знаю, как жить, я совершаю очень много ошибок. И я плачу за эти ошибки, я плачу очень много за эти ошибки: «О, но я не знал, я не знал, мне никто не говорил». Нет оправданий. Извини, ты должен был узнать. Так что, давайте ещё немного продвинемся в этой идее кармы.

Мы теперь такие гордые, — я мяса не ем, я вегетарианец, я теперь такой господин Большой. Смотрим сверху вниз на этих мясоедов. А я-то, вегетарианец. Да, господин вегетарианец, это правда, вы очень сильно уменьшили свою карму, поздравляю вас с этим, вы сделали большой шаг. Но всё-таки, вам приходится убивать морковку, вам приходится срезать голову капусте…
— Что, тут тоже карма?
— Да, тут тоже карма.
— О, чёрт, что же теперь делать, что-то же есть надо?

Он начинает медитировать и размышлять, что же мне теперь делать? Он приходит к «очень кардинальному» решению: «Знаю, буду фрукторианцем буду, есть только фрукты. Дерево-то убивать не надо, нет кармы». И пока он так думал и думал, он уже очень проголодался, и тут как раз случилось, что рядом есть большая яблоня, и на ней висит большое яблоко. И он уже помчался, чтобы сорвать большое яблоко, но останавливается: «Нет, не буду я срывать это яблоко, а, то вдруг дереву больно будет, подожду, пока яблоко упадёт на землю, вот тогда я его съем, и уже точно не будет кармы». И он всё ждёт и ждёт, уже очень проголодался. Наконец, яблоко падает – бум. Он несётся, хватает яблоко и быстро-быстро его есть. Всё — нет кармы. Но что насчёт всех тех ребят, на которых он наступил, пока бежал к яблоку? Что насчёт всех тех ребят, которые живут на яблоке? Что насчёт того длинного парня, который живёт в яблоке?

Так кармы не избежишь. Так не работает. Мы сами не можем всё это вычислить. Опять же, есть только одно решение — узнать, как Бог всё устроил, и следовать этому. Но это уже трудно, потому что мы не хотим принимать авторитет, мы хотим сами быть авторитетом, что — это хорошо для меня, а это — плохо. Я решаю. Не говори мне, что делать. Так что, принять авторитет, принять то, как устроено, и следовать этому, это уже очень трудно. Но мы можем это сделать.

И какое же решение на самом деле? Бог даёт совершенное объяснение как, вы можете, есть, поддерживать ваше тело в совершенно здоровом состоянии, поддерживать ум в хорошем состоянии здоровья, и при этом, делая это, не создавать никакой кармы. Вот как это можно сделать. Он говорит, Кришна говорит в «Бхагават-гите»: «Всё, что бы ты ни делал, что бы ты не ел, что бы ты не отдавал, какую бы аскезу не совершал, делай это как подношение Мне». Так что, всё, что ты ешь, — предлагай это, в первую очередь, Богу.

Также Он говорит: «Если кто-то предложит Мне с любовью и преданностью лист, плод, цветок немного воды, Я приму это». Это означает всю вегетарианскую пищу — зерно, овощи, фрукты, орехи, семечки, травы, молочные продукты. Это всё можно предложить. Но Он не принимает мясо, рыбу, яйца. Нравится нам это или нет, Он просто это не принимает. Так что, когда мы предлагаем эту вегетарианскую пищу с любовью и преданностью, столько, сколько у нас есть — кто-то может сказать, у меня нет любви и преданности — делайте так, как сможете, мы стараемся. Сколько есть, столько есть, но мы стараемся. И Он знает, что мы стараемся сделать, Он видит нашу попытку и ценит это, Он говорит: «Я приму это».

Когда Он принимает это подношение, тогда за это нет кармы, Он снимает всю карму, и теперь это свободно от кармы.

И не только это, а всё становится ещё лучше, Он наполняет эту пищу духовной силой. И теперь это не только пища, свободная от кармы, это пища, обладающая духовной силой. Она имеет все питательные вещества, необходимые для питания тела: минералы, витамины, белки, жиры, углеводы, всё необходимое для здоровья, но также, она теперь имеет духовную силу для души. Вы теперь уже также питаете и душу. Так что, вы совершаете духовный прогресс просто во время еды.

И это становится теперь духовной практикой, духовным процессом. Нам всё равно нужно есть каждый день, нам не нужно есть каждый день, но обычно мы едим каждый день. И также это включает в себя воду. Вы также предлагаете воду. И, когда вы, таким образом, пьёте воду и едите пищу, это вас очищает духовно. Точно также, когда вы повторяете мантры, это вас очищает духовно.

Пища теперь описывается как милость Господа. Во многих религиях речь идёт о святой пище или святой воде. Это что-то такое особенное, это можно найти в церкви у священника. Это не ваше ежедневное питание, это то, что вам капают на голову или дают мелкую крошечку. Но то, как здесь устроено — это совершенно. Всё, что вы едите и всё, что вы пьёте, — это святая пища, пища йога.

И не только вы получаете пользу. Но пользу получают также и овощи. Если вы берёте молоко у коровы и предлагаете его, эта бедная корова страдает из-за этого демоничного мира, но вы предлагаете Богу молоко, которое сделала эта корова, корова сама не может это сделать, но вы это делаете, и корова тогда получает пользу, корова делает духовный прогресс. И так далее, и так далее.

Когда вы действуете в соответствии с замыслом Бога, получают пользу все, но когда вы нарушаете Его планы, все страдают. Так просто, просто следовать системе, быть в гармонии, соединиться с волей Бога, и тогда все получают пользу. Но опять же, из-за нашего высокомерия, из-за нашего атеистического сознания, из-за влияния сегодняшнего общества, мы не делаем этого. И тёмное облако становится всё только мрачнее. И всё идёт вниз.

Когда вы едите такую пищу, она называется прасадам. Может быть не с самого первого раза, может быть с первого раза, но для некоторых людей — немедленно, они чувствуют сразу, что это какая-то другая пища. Часто люди подходили и говорили: «Я не знаю, что это там такое, но это лучшая пища, которую я когда-либо ел». Каким-то образом, они достаточно чувствительны, чтобы почувствовать в ней эту духовную силу. И тогда, по мере вашего прогресса в своём духовном путешествии, вы начинаете воспринимать это всё больше и больше. Так что, те, кто следует этой системе, — это единственная пища, которую они едят.

Читайте также:
Православие и праздник Хэллоуин: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

Также в «Бхагават-гите» Господь Кришна говорит: «Те, кто не предлагают свою пищу, как жертвоприношение, едят один лишь грех». Грех и карма — это одно и то же, это два разных слова для описания одного и того же. Греховная жизнь и жизнь, наполненная кармой, это одно и то же. Так что, всю нашу жизнь мы идём таким образом. И к концу жизни, что мы можем ожидать? Большое беспокойство. Но если у вас есть это знание, вы можете всё поменять в своей жизни, очень легко.

Как вы предлагаете свою пищу? Мы изучили эти мантры:
ГООРАНГА
ГОПАЛА ГОВИНДА РАМА МАДАНА-МОХАНА
ХАРИБОЛ НИТАЙГООР НИТАЙГООР ХАРИБОЛ.

Вы можете взять пищу, и вслух или про себя, сказать: «Пожалуйста, попробуй. Пожалуйста, прими это». С таким чувством: «Пожалуйста, прими это». И если у вас есть настроение, вы можете немножко попеть эти мантры. Вот так это просто.

Если вы находитесь в ситуации, когда вы не можете это вслух сделать, вы можете это сделать в уме. Скажем, вода. Вы можете взять эту воду и про себя, в уме, предложить её Богу. Предлагаете её в уме. Бог знает, Он находится в нашем сердце, Он знает, что мы делаем.

И это помещает нас в сознание, когда мы всё больше и больше осознаём присутствие Бога. То, как мы живём сейчас, — Бог не присутствует в нашей жизни. Мы видим воду и просто пьём её, и всё. Еда – раз, едим её, и всё, даже если это вегетарианская еда. Мы не думаем, мы просто: «Я хочу есть, и это хороший вкус, и я ем», и речь идёт только обо мне. Но когда мы начинаем применять эти принципы, теперь наше сознание отводит наше сосредоточение от нас и сосредотачивается на Боге. Вы развиваете взаимоотношения, ваша духовная жизнь растёт.

И в то же самое время, как побочный эффект, улучшается ваше физическое здоровье, улучшается ваше ментальное здоровье, лучше становится планете. Что касается окружающей среды, то есть утверждение, что если ты что-то хочешь сделать, то самое лучшее, что ты можешь сделать, — это стать вегетарианцем. Если ты хочешь сделать что-то одно, что хорошо для планеты, — то стань вегетарианцем. Но говорится, что при образе жизни, которым мы живём сейчас, планета не сможет поддерживать питание мясом после 2025 года. Это научное заключение современных учёных. Здорово, тогда все станут вегетарианцами, очень хорошо. Но лучше не достигать этого таким путём, разве не так?

Мы можем начать раньше делать сознательное усилие: «Вот, что я хочу сделать со своей жизнью». Я могу вас заверить, что у вас будут препятствия со стороны многих людей. У меня было очень много возражений. Но я слышал другой авторитет, а не просто кого-то. Подумайте таким образом, что вы не сможете угодить всем. Никто не сможет угодить всем. И самая важная личность, кого стоит удовлетворить, это Бог. И если я, доставляю удовольствие Богу, но не доставляю удовольствие этому, этому, этому и тому человеку, то, что ж тогда, что я могу сделать? Я не могу никак помочь этому. Иисус тоже не мог всех удовлетворить, он настолько не удовлетворял некоторых людей, что они его распяли. Но он не пытался доставить удовольствие всем. И тогда мы будем, действительно, находиться в правильном положении в жизни. Так что, такая небольшая вещь, как наше питание, может внести такое невероятное изменение в нашу жизнь, такое воздействие на нашу жизнь.

И такое воздействие на жизнь других. Подумайте об этом таким образом, — вы приготовили какую-то хорошую пищу, вы предложили её, она становится духовной, она насыщается духовной силой, а затем, вы даёте это своему мужу, или своей жене, или своим друзьям, вашим врагам, — они духовно очищаются. И тогда, вы действительно их друг, вы друг их — духовной души. Вот так вы расширяетесь и, действительно, начинаете заботиться о других живых существах. И Веды говорят, что это высшая форма благотворительности. Благотворительность ради истинного «Я», ради духовной души.

Так что, такова истина питания йоги. Вегетарианское питание очень хорошо, но это недостаточно, его нужно привести ещё на следующий уровень — вегетарианское духовное питание. Тогда Бог будет очень доволен вами. Когда Бог доволен вами — у вас хорошая жизнь, а когда Он не доволен — не очень много шансов.

Зоино стояние — история православного чуда

Среди множества чудес, которыми изобилует история православной веры за два века своего существования, встречаются действительно удивительное и даже страшноватые события. Одним из таких неоднозначных и очень мистических чудес, которое произошло совсем недавно, чуть более полувека назад, можно назвать «стояние Зои». Что же случилось в тот знаковый вечер?

С чего все началось

События, которые стали широко известны во всем православном мире, произошли в 1956 году в городе Самаре (тогда — Куйбышев). Был разгар новогодних праздников, и в одном небольшом доме собралась компания молодежи, чтобы отпраздновать Новый год.

Среди прочих там присутствовала молодая красавица Зоя Карнаухина. Она работала на трубном заводе, была комсомолкой и атеисткой, как и вся компания. Хозяйка дома, чей сын привел гостей, была женщиной верующей и набожной (поэтому у нее и висели иконы). Она очень не одобряла шумного веселья в последнюю неделю Рождественского поста, поэтому на празднике не присутствовала.

Как водится, молодые люди отмечали всенародный праздник весело и громко — с выпивкой, песнями и танцами. И только красавица Зоя сидела, понурившись. Накануне этого дня она познакомилась с молодым человеком по имени Николай, который очень пришелся ей по душе. Пригласив его на праздник, девушка очень ждала его прихода. Но парень все не шел.

И тогда друзья, заметив Зоину грусть, стали звать ее танцевать. У нее не было пары, и она заносчиво выкрикнула: «Раз не пришел мой Николай, то я буду танцевать с этим!». Схватив со стены икону Николая Угодника, она стала кружить с ним по комнате.

Интересно! Несмотря на то что молодежь того времени была настроена атеистически, все же танец с иконой покоробил многих.

Зое попытались сделать замечание, что нехорошо поступать подобным образом, но она лишь легкомысленно отмахнулась и продолжала свое богохульство. Но этого ей показалось мало, и она, смеясь, выкрикнула фразу: «Если какой-то там Бог существует, пускай Он тогда меня накажет!»

Читайте также:
Остромирово евангелие: годы написания 1056-1057, история и автор повести, где хранится

Буквально через мгновение всех присутствующих напугал громкий шум и яркая вспышка света. Когда компания пришла в себя, они обнаружили Зою, стоявшую посреди комнаты с каменным лицом. Ноги ее будто бы вросли в пол, кожа стала бледная, как мел. Руками она так крепко прижимала к себе икону Николая Чудотворца, что ни у кого не получилось отобрать ее.

Читайте о чудесах в православии:

Огласка

Ошеломленные и вмиг протрезвевшие друзья вызвали девушке скорую помощь. Сохранилось имя врача, которая была в тот день на смене — Анна Павловна Калашникова. За всю свою медицинскую практику женщина никогда не сталкивалась с подобным. Врачу не удалось сделать Зое ни единого укола — все иглы просто ломались об каменное тело. Тем не менее сердцебиение девушки четко прослушивалось, поэтому было точно ясно, что Зоя жива.

Важно! Именно показания и официальный рапорт врача скорой помощи являются основным доказательством того, что все описанные события действительно имели место быть.

Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать. Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее.

Конечно же, такой вопиющий случай не мог пройти мимо руководящих звеньев коммунистической партии. Первое, что было сделано руководством региона — ограничили доступ к дому с живой статуей. Однако, коммунисты немного припозднились — в Самару уже потоком пошли люди, желающие поглазеть на новоявленное чудо. Это привело к тому, что новость очень быстро облетела все окрестности.

Тем не менее вокруг дома был выставлен милицейский кордон, который больше не пропускал зевак. В местной газете того года данное событие было охарактеризовано как «позорное для коммунистов», а на партийном собрании приняли решение внедрить активную атеистическую агитацию. По всей области стали проводить лекции и собрания, где, как могли, разубеждали людей в существовании Бога. А Зоя так и стояла на том же месте, как немое опровержение этим агитациям.

Интересно! Несмотря на все милицейские кордоны, люди плотной толпой окружали прославившийся дом. Одна из женщин подозвала к себе молодого милиционера из оцепления и попросила его рассказать, что он видел внутри. Служивый не стал ничего говорить, так как не имел на это права, но он молча стянул шапку — у молодого парня вся голова была седая и белая как снег.

Посетители

Коммунистические власти, конечно же, были в панике от всего происходящего. Несмотря на кордон из милиции и атеистическую агитацию, было понятно — необходимо что-то делать с самой девушкой, поскольку пока она будет так стоять, народ не успокоится.

Поскольку врач скорой помощи ничего не смогла сделать с окаменевшим, но живым телом, к Зое вызвали некоего профессора медицины из Москвы, имя которого не сохранилось. Но и столичный светила только развел руками — ни поставить диагноза, ни как-либо повлиять на состояние девушки он не смог. Он только лишь подтвердил, что Зоя все еще жива, поскольку у нее бьется сердце.

Готовые на все, лишь бы сдвинуть дело с мертвой точки, власти разрешают допустить в дом священнослужителей. Приезжие священники отслужили молебен и пытались забрать из рук живой статуи икону, но это сделать им не удалось.

Тогда в знаменитый дом в Самаре приехал будущий старец Серафим Тяпочкин, в сане иеромонаха. Он долго молится подле девушки, отслужил молебен с водосвятием и после этого руки Зои поддались и отдали икону. Повесив ее в Красный Угол на место, иеромонах прочел благодарственные молитвы, после чего предсказал, что стоять девушка будет до самой Пасхи.

После посещения старца у Зои стали проявляться некоторые признаки жизни. Она иногда начинала кричать, призывая всех к покаянию. Мороз шел по коже у тех, кто слышал эти крики.

В канун Благовещения к дому подошел некий благообразный старец, который попросился зайти внутрь. Кордон его, естественно, не пропустил. Старец не настаивал, но приходил и во второй, и в третий день. Наконец, в сам праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы он был допущен в дом.

Окружавшие дом милиционеры слышали ласковый и добрый голос старца, который по-отечески обращался к девушке и спрашивал, сильно ли она устала стоять. Через некоторое время охрана опомнилась, что посетителю пора бы уже и выйти. Зайдя в дом, дежурные увидели только одиноко стоящую посреди комнаты холодную девушку, но никакого старца нигде не было.

Интересно! Позже, у ожившей Зои спрашивали, куда подевался ее посетитель. Она показала рукой на икону Николая Угодника и сказала, что он ушел туда. И действительно, в облике Чудотворца были очень похожие черты того старичка, который приходил к Зое.

Оживление

В ночь на Пасху, которая в том году была 6 мая, Зоя особенно громко кричала и просила молиться, каяться в грехах. Ее тело начало отогреваться, в мышцах появилась мягкость. Наконец, ее смогли сдвинуть с места и даже уложили в кровать. Но даже и лежа в постели, девушка продолжала слезно плакать, каялась в своих грехах и призывала это делать всем, кто считает себя христианами. Говорила, что ей было очень страшно и что она видела, как горит земля от прегрешений человеческих.

Многие спрашивали у Зои, как она жила эти дни, кто ее кормил, как поддерживалась жизнь в ее окаменевшем теле. Девушка отвечала, что ее кормили голуби и они же не давали ей умереть. В общей сложности ее стояние продолжалось 128 календарных дней.

Важно! В христианской символике голубь характеризует собой Божью благодать, которая снисходит на людей и человечество в целом.

Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна. По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род.

Правда или миф

Все описанное кажется нам настолько неправдоподобным, что само собой закрадываются сомнения в произошедшем. Была ли история с молодой коммунисткой правдой, или же это хорошо организованное представление?

Большинство православных исследователей сходятся во мнении, что, несмотря на отсутствие железных документальных доказательств, история с Зоей имеет большой духовный смысл. Множество людей после случившегося переосмыслили свою жизнь, покаялись и пришли к Богу, несмотря на жесткую антирелигиозную политику в стране. По всей области и окрестностям наблюдалось резкое увеличение прихожан в храмах — люди шли молиться, исповедоваться, приступать к Таинству причастия.

Читайте также:
Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

О том, что все случившееся имеет место быть, косвенно свидетельствуют статьи в местных газетах того времени. Все же они освещали произошедшее чудо, хотя и пытались исказить данные в угоду политике партии.

В газеты потоком шли письма со всей страны с просьбами объяснить случившееся. Так, отвечая на одно из обращений, была напечатана статья некоего советского доктора, который объяснял загадочный факт наличием у девушки редкой разновидности столбнячной инфекции. Однако такое объяснение не выдерживает ни малейшей критики с точки зрения медицины. При столбняке тело не каменеет и пациенту всегда можно сделать укол. Кроме того, представить, что смертельно больной человек смог простоять на ногах без отдыха 128 дней — совершенно невозможно. Такое не под силу и здоровым людям.

Для православного христианина нет особой нужды вдаваться в глубокие дебри относительности правдивости описанных событий. Это работа историков и исследователей. Для обычного верующего человека будет большой пользой задуматься о своей жизни, о том, как он грешит и как кается. В духовном смысле история Зои очень поучительна.

«Я видел ее в больнице»: у легенды о «Стоянии Зои» нашлись новые версии возникновения

26 января 2021 11:00

В январе 1956 года в Самаре (тогда – Куйбышеве) произошла поразительная история, которая и сегодня, 65 лет спустя, продолжает будоражить умы горожан и многочисленных туристов. История о девушке Зое, которая после танца с иконой Николая Чудотворца окаменела на 128 дней, не только давно стала городской легендой, но и легла в основу фильма-триллера «Чудо». Журналист «Комсомолки» вместе с историками, медиками и священниками разбиралась – что здесь правда, а что миф.

«Мой Коля не пришел, буду танцевать с Николаем Угодником!»

Маленький деревянный домик на окраине исторического центра Самары на ул.Чкалова, 84 сегодня окружают современные высотки. Покосившиеся рамы окон, полуразвалившаяся крыша – после случившегося несколько лет назад пожара здесь больше никто не живет. Историю этого дома соседи знают наизусть, и в хорошем настроении охотно рассказывают пришлым туристам. Правда, живых свидетелей событий 65-летней давности здесь уже давно не осталось.

Эта городская легенда в 50-е годы моментально разнеслась практически по всему Советскому Союзу. Все случилось в январе 1956 года. В домике на ул.Чкалова, 84 тогда жила продавщица пива Клавдия Болонкина. Легенда гласит: Клавдия устроила вечеринку в честь возвращения из тюрьмы своего сына. Среди приглашенных оказалась соседская девушка Зоя Карнаухова, работница одного из самарских заводов. Вместе с ней на танцы обещал прийти ее новый знакомый, Николай, однако не сдержал обещания. Прождав напрасно горе-кавалера, Зоя вспылила.

– Раз мой Коля не пришел, буду танцевать с Николаем Угодником! – заявила она, схватила стоящую в углу икону Николая Чудотворца и пустилась в пляс.

Аудио: Была ли девушка и кто заработал на самарском чуде: очевидцы вспомнили подробности “Стояния Зои” 65 лет назад

Друзья пытались было ее остановить – мол, не греши, однако девушка лишь отмахнулась. Но едва вышла в круг танцующих – застыла на месте: окаменела. И при этом оставалась жить – дышала, билось сердце. Сдвинуть ее с места оказалось невозможно, вырубить доски из пола тоже. Врачи пытались сделать Зое укол, но иглы ломались. У милиционеров, которые видели окаменевшую девушку, от ужаса седели волосы. По ночам девушка страшно кричала, призывала молиться и каяться в грехах. Наконец появился некий старец Серафим, который предсказал, что стояние Зои продлится до Пасхи. А на Благовещение к Зое приходил благообразный старец, который затем таинственным образом исчез – верующие убеждены, что это был сам Николай Чудотворец. И действительно, через 128 дней к дому прилетела белая птица и Зоя начала оживать. Далее версии расходятся: по одной из них на третий день Пасхи она умерла, по другой – осталась жива, но угодила в психиатрическую больницу.

Версия №1: религиозная

Верующие самарцы единодушны и не сомневаются – чудо действительно произошло, Господь вразумил девушку, осмелившуюся допустить святотатство. Стояние Зои признано и Самарской епархией.

– Митрополит Самарский и Сызранский Сергий очень трепетно относится к этой истории, искренне убежден, что это чудесное свидетельство явления Бога, – рассказал журналисту «КП-Самара» пресс-секретарь Самарской епархии протоиерей Максим Кокарев. – И для большинства верующих это чудо, которое не требует доказательств. Такие чудеса нередко случаются в тяжелые времена, чтобы поддержать людей в их вере. Что касается Божьей кары, то это не совсем так. Господь не покарал, а вразумил, причем не одну Зою, но через нее – тысячи человек. Безусловно, Бог простил Зое ее проступок. Но одного прощения мало. Важно вразумление, покаяние, а через него – внутреннее изменение человека, без которого невозможно спасение.

Старожилы вспоминают – после «Стояния Зои» в самарских церквях прибавилось прихожан, а из желающих креститься выстраивались очереди. Сейчас рядом с домом, где случилось чудо, установили памятник Николаю Чудотворцу. Круглый год к его подножию несут живые цветы. А в одном из самарских храмов даже есть икона, на которой изображен сюжет о «Стоянии Зои».

Версия №2: медицинская

Официальная медицина знает состояние, которое несведущий человек может назвать «окаменением». Это кататонический ступор – двигательное расстройство, возникающее при шизофрении и других психических нарушениях.

– Эта история – не легенда, девушка действительно была, я ее видел, – рассказал журналисту «КП-Самара» бывший завкафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачев. – Правда, не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице. А она в ней потом лежала не раз. Девушка не умерла, а долго и много лечилась у психиатров. Диагноз – «шизофрения, кататоническое состояние», ей даже ставили инвалидность. Сама по себе кататония – это обездвиженность, ступор. Явление достаточно редкое, но уже в то время были препараты, которые позволяли выводить из такого состояния. История Зои – совершенно реальный случай, когда начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом. Кто-то предложил ей станцевать с иконой, она согласилась, но в глубине души была верующей, поэтому когда ей сказали, что Бог накажет – это вызвало первый приступ шизофрении. Так часто бывает, когда внешние факторы стимулируют начало болезни.

Тем не менее, медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась – в поликлинике, к которой она была прикреплена, произошел пожар. А архивы в психиатрической клинике хранятся только 25 лет.

Версия №3: историческая

Самарский журналист и краевед Валерий Ерофеев изучал легенду о «Стоянии Зои» более 30 лет. За это время он не только нашел массу подлинных архивных документов того времени, но и отыскал очевидцев и непосредственных участников истории. В частности, он выяснил, что Клавдия Болонкина действительно жила в этом доме, и вполне вероятно, что здесь действительно собралась молодежь на танцы.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

– Однако имя Зоя во время этих событий никем не называлось, а появилось оно применительно к этой истории десятилетиями позже, – отмечает краевед. – Фамилия Карнухова у главной героини и вовсе возникла лишь в 90-х годах.

Как рассказал Валерий Ерофеев, документы свидетельствуют: с 14 по 20 января 1956 года у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное скопление людей – до нескольких десятков тысяч человек. Их привлекли слухи, что в доме стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках.Краевед приводит несколько версий событий. В частности, по одной из них одна из девушек действительно с иконой в руках пыталась остановить танцующие пары, утверждая, что танцы – это богохульство. А молодежь в ответ подшучивала – мол, раз ты не танцуешь, то сама окаменела. Эти разговоры услышали две старухи-богомолицы, заглянувшие в гости к хозяйке дома (судя по тому, что в доме водились иконы, хозяйка вполне могла быть религиозной женщиной). Они и разнесли слух.

Версия №4: массовый психоз

Но есть и другая версия. Валерий Ерофеев разыскал Владимира Чегурова, который в это время жил в соседнем с Болонкиной доме и был активным участником событий. Сегодня Чегурова уже нет в живых, но Валерий Ерофеев успел запротоколировать и засвидетельствовать его рассказ.

– Владимир Чегуров рассказал мне, что никаких вечеринок Болонкина не устраивала, – вспоминает Ерофеев. – Но вернувшись домой с работы 17 января он увидел, что соседки разговаривают с двумя какими-то старухами. Те требовали показать «зеленый дом, где стоит каменная девка». Якобы на некую блаженную Аграфену на этот счет снизошла Божья благодать. Болонкина их убеждала, что у нее ничего такого нет. Старухи ушли, но на следующий день под окнами уже стояла толпа, которая хотела посмотреть на «каменную девку». Некоторые стали заходить в квартиры, лезли в окна, даже пытались что-то украсть. Убеждались, что никакой девушки нет, но не расходились. Так продолжалось несколько дней, народ все прибывал. Местные жители заколотили ворота, но люди лезли через них.

В результате Болонкина согласилась пускать в свою квартиру любопытных за 10 рублей. По тем временам это была серьезная сумма – кружка пива стоила 28 копеек. Местные жители держались на осадном положении неделю, потом ажиотаж спал и толпа разошлась.

– История Зои – это не более чем массовый психоз, – уверен краевед. – Атмосфера хрущевской «оттепели», ослабление антирелигиозной пропаганды – в таких условиях любое случайно брошенное слово могло вызвать массовые беспорядки. Подлила масла в огонь и милиция – когда к дому Болонкиной начала стягиваться толпа, здесь выставили оцепление, затем прислали конную милицию. А народ же как думает – раз милицию прислали, значит что-то точно есть, что-то скрывают. В результате на улице Чкалова собрались тысячи человек, огромная толпа, которая перекрыла и эту улицу, и соседние.

Что сейчас происходит с «Домом Зои»

История «стояния Зои» произошла в одноэтажном деревянном домике. Район постепенно застраивался многоэтажками, «дом Зои» пострадал во время пожара, и в 2014 году собственник земли решил было снести ветхое здание, чтобы построить на этом месте высотку. Однако возмущение городской общественности заставило землевладельца изменить планы.

– На недавнем совещании собственник земли пошел навстречу градозащитникам и администрации, пообещал восстановить дом и передать его мэрии для организации музея, – рассказала руководитель Самарского отделения ВООПИиК Нина Казачкова.

Эксперт убеждена – городскую легенду можно и нужно грамотно использовать.

– Каждый город бережет свои легенды, некоторые даже специально их создают, чтобы привлекать туристов, – говорит она. – А в Самаре такая известная история пропадает! Легенду о «Стоянии Зои» можно обыграть, создать музей, водить на экскурсии туристов. Надеюсь, это будет сделано.

«Вызвала интерес Хрущева»

В 2009 году в прокат вышел фильм режиссера Александра Прошкина «Чудо», в основу которого легла история о «Стоянии Зои». Фильм был удостоен специального приза 31-го Московского кинофестиваля за режиссуру. Впрочем, сюжет фильма не повторяет легенду полностью. Главную героиню зовут Татьяной. Она тоже каменеет после танца с иконой. Оживить девушку пытаются на протяжении всего фильма, в том числе на место событий приезжает сам Хрущев. В результате девушку удается вернуть к жизни сыну местного священника, после чего девушка попадает в руки КГБ, а затем – в психиатрическую лечебницу.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Каменная Зоя

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние — событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие — обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город — от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Читайте также:
Православная церковная иерархия: чины по возрастанию, особенности каждого сана

— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему — губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях — видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, — но основная фабула везде примерно одинакова.

Читайте также:
Письмо Матроне Московской: как правильно просить помощи святую, особенности и образец написания записки

Далее — краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней — до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель. » С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство — довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», — ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» — «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», — сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, — пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. — Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» — спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! — был ответ. — Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

— Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, — говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. — И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

— Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

— А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Читайте также:
Монастырский пирог: рецепты, советы и особенности приготовления

— Ну и как — верят вам паломники?

— Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

— А действительно, откуда?

— Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет — врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

— Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… — Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. — Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли — пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

— Люди бывают интересные, — продолжает Николай Трандин, муж Натальи. — Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

— А вы тут ничего необычного не замечали?

— Два года живем — абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился — тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, — Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные — ветхие и раза в два толще.

— Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, — улыбается Наталья. — Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

— Прежний жилец, наркоман, насажал, — виновато развел руками Николай. — Ничем теперь не выведешь.

— Госнаркоконтроль достает, что ли?

— Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Зоя Карнаухова

Биография

В XX веке в европейской части СССР жили две девушки-тезки, ставшие символами пропаганды. Биография Зои Космодемьянской использовалась пропагандистами коммунистическими, судьба Зои Карнауховой — пропагандистами православными. О жизни и смерти каждой из этих девушек и сейчас спорят и снимают фильмы.

Детство и юность

О детстве Карнауховой практически ничего не известно. Фото Зои не сохранились.

Актриса в роли Зои Карнауховой (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)

Девушка жила в Куйбышеве (сейчас город называется Самара), была комсомолкой и работала на трубном заводе, по-видимому, заводе имени Масленникова, в течение почти века выпускавшем на левом берегу Волги оборонную продукцию. Мать молодой жительницы Поволжья Мария Даниловна была верующей.

По свидетельству Маргариты Сергеевны Филатовой, присутствовавшей на «стоянии Зои», которое было озвучено в августе 2021 года на программе «На самом деле», Карнаухова-младшая притягивала взгляды и производила впечатление не провинциалки, а столичной барышни.

«Стояние Зои»

История, окутанная слухами, началась в новогоднюю ночь 1956 года в частном деревянном доме на улице Чкалова, в котором жила продавщица разливных напитков Клавдия Болонкина и ее сын Вадим, регулярно попадавший в тюрьму. Работница советской торговли решила отметить возвращение отпрыска из мест заключения грандиозной гулянкой. По словам Филатовой, приехавшей в Куйбышев из Москвы переоформлять дом родственницы и зашедшей на праздник к соседям, в застолье участвовало полтора десятка человек, а на столе стояло дефицитное шампанское.

Дом, где стяла Зоя Карнаухова (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)

От новогодней ночи Карнаухова ждала изменений в личной жизни. Недавно девушка познакомилась с парнем по имени Николай и пригласила его на вечеринку к Болонкиным. Но время шло, Коля не приходил. Подвыпившие парочки танцевали и обнимались, и только Зоя грустила в одиночестве. Наконец Карнаухова не выдержала и, схватив икону с Николаем Чудотворцем, произнесла:

«Раз мой Коля не приходит, буду с этим Колей плясать».

Хотя собравшиеся у Болонкиных были комсомольцами, танец с иконой показался им кощунством. «Так нельзя!» — пытались пристыдить молодые куйбышевцы Зою.

«Если Бог есть, пусть он меня накажет!» — рассмеялась в ответ Карнаухова.

По свидетельству Филатовой, в этот момент произошла вспышка света и Зоя окаменела с иконой в руках.

Сколько времени продолжалось оцепенение, точно неизвестно. Филатова, пытавшаяся вывести Карнаухову из ступора, упала в обморок и попала в больницу, остальных свидетелей происшествия сейчас нет в живых. Религиозные деятели полагают случившееся чудом и утверждают, что «стояние Зои», во время которого девушка призывала молиться и каяться в грехах, закончилось на православную Пасху.

Телерепортаж о «стоянии Зои Карнауховой»

Скептики считают, что оцепенение длилось несколько суток, и в качестве его научного объяснения называют кататонический синдром. Дискуссия о том, правдой или вымыслом является «стояние Зои», идет до сих пор.

В пользу версии, что в доме Болонкиных в новогоднюю ночь произошло что-то необъяснимое, говорит то, что квартал был оцеплен конной милицией, а куйбышевский еженедельник спешно напечатал фельетон «Дикий случай», в котором оцепенение Карнауховой высмеивалась как религиозное мракобесие. В XXI веке участникам программы «Битва экстрасенсов» предлагалось определить, о чем говорится в газете, запечатанной в непроницаемый конверт.

В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял о «стоянии Зои» фильм «Чудо». Однако кинематографист перенес место действия из Самары (Куйбышева) в выдуманный город Гречанск.

Смерть

Относительно судьбы Карнауховой после «оживления» информации совсем мало. По одной версии, девушка умерла вскоре после выхода из ступора, по другой, долго жила в психиатрической больнице. Неизвестны причина смерти Зои и местонахождение ее могилы.

Маргарита Филатова — свидетель «Стояния Зои» (кадр из шоу «На самом деле»)

Полусгоревшая изба Болонкиных сейчас является самарской туристической достопримечательностью и местом паломничества православных верующих. Возле дома на улице Чкалова установлена часовня и статуя Николая Чудотворца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: