Духовный кризис: что такое, как выйти и вновь обрести веру

Как выйти из духовного тупика или жизненного кризиса?

Если вы боитесь кризисов, стремитесь их избежать и воспринимаете их как личное оскорбление, то вы еще совсем не поняли, что из себя представляет Духовный Путь.

Путь духовного роста пролегает ТОЛЬКО через кризисы и никак иначе.

Эти кризисы нужны для того, чтобы наше сознание менялось под влиянием накопленного опыта. Важно понимать, что Духовный Путь – это путь эволюции сознания. Он начинается от низшей точки животного человека и заканчивается переходом в пятое царство Души. У этого пути есть алгоритм:

накопление критической массы опыта – точка кризиса – трансформация сознания.
Как видите, всякие жизненные катастрофы случаются с нами не потому, что Небеса настроены лично к нам враждебно по каким-то причинам. Кризисы происходят потому, что Небеса исключительно добры к нам и помогают через эти сложные периоды трансформировать сознание.

Что такое трансформация сознания?

Это переход накопленного опыта в новое качество, сопровождаемое всплеском уровня самоосознанности.

Давайте на примере рассмотрим:

Перед человеком стоит задача в этом воплощении понять, что стяжание – это качество, которое лишает свободы. Он должен не просто понять это. Эта истина должна стать частью его самого, она должна врасти в его сознание так, чтобы человек в будущем просто и естественно следовал этому постулату, автоматически следовал.

Следовательно, все события его жизни будут крутиться вокруг того, чтобы он накопил достаточное количество опыта в этом вопросе. Он будет стяжать – и получать то счастье, то несчастье. Ему будут люди встречаться исключительно такие, которые несут в себе качества этой задачи. Он получит и положительный, и отрицательный опыт.

Но опыт должен прийти к логическому завершению – перерасти в качество, трансформировать сознание. Поэтому на этом пути будут возникать кризисы. Все эти точки кризиса будут более или менее однотипными. Отсюда, собственно, и пошло крылатое выражение о граблях, на которые мы любим наступать. И до тех пор, пока количество опыта не преобразиться в новое качество (оно является целью воплощения), эти грабли будут у нас под ногами валяться постоянно.

Отсюда еще раз возвращаемся к тому постулату, который мы выдвинули вначале: если вы избегаете кризисов, значит, вы понятия не имеете о том, что из себя представляет Духовный Путь.

Что мы привыкли делать в точках кризиса?

  1. Жалеть себя (в первую очередь).
  2. Воспринимать ситуацию как личное оскорбление Небес, которые нас не любят.
  3. Делать все, чтобы купировать кризис.

К великому сожалению, академические психологи всячески способствуют этому – они помогают сделать все, чтобы нейтрализовать кризис.

Всю ситуацию кризиса они соотносят с теми стереотипами, которыми так напичкано человечество. Они ориентируются на усредненный вариант человека из толпы и так называемые «человеческие ценности».

Духовные ценности и тем более задачи Души на данное воплощение – это для них не просто абстракции, а то вредное и ужасное, с чем нужно бороться. Очень часто академические психологи причиной кризиса выдвигают именно Духовный Путь. Конечно же, они правы. Но только выводы делают неверные. Фактически они заставляют нас сделать шаг назад, чтобы избежать кризиса.

В задачи Души, когда она нас пропускает через кризисы, входит освободить нас, научить свободе через правильно ассимилированный опыт. Это так она духовно работает с нами. Когда мы сопротивляемся, пытаясь избежать кризиса, мы причиняем вред самим себе, потому что боимся боли. Но боль возникает именно из-за сопротивления, и кто хотя бы раз преодолел это, знает, что скрывается за завесой кризиса – там нет боли, есть Свобода и Радость.

Человек, занимающийся духовными практиками, не может пользоваться услугами академических психологов, потому что у них нет инструментов, способных оказать действительную помощь. Верю, что когда-то психологи примут эзотерическую науку, и тогда все измениться. А пока что каждый, кто занимается духовными практиками, должен обрести навык прохождения через точки кризиса.

Итак, если вы считаете себя человеком продвинутым, то вы не будете отрицать кризис и пытаться его избежать. Более того, если ваша жизнь неподвижна на протяжении нескольких лет, то задумайтесь о том, не спите ли вы? Ученик и стремящийся постоянно ныряет из одного кризиса в другой, и скорость его продвижения по Пути определяется той скоростью, с которой происходит трансформация сознания.

А значит, вы не избегаете кризиса, но в тот момент, когда он настает, вы начинаете понимать, что пришла пора действовать. Кстати, это вовсе не значит, что надо создавать кризисы в своей жизни и жизни других людей по собственной прихоти. Давайте все-таки оставим эту привилегию Душе, смирившись с тем, что мы не все знаем об этом мире.

Но если кризис пришел, надо довести его до логического завершения. Если вы пройдёте его верно и трансформация состоится, то эффект грабель уйдет из вашей жизни навсегда, и вы научитесь быть настоящим хозяином своей жизни.

Алгоритм успешного прохождения следующий:

  1. Накопление критической массы опыта.
  2. Точка кризиса.
  3. Анализ с последующим Отречением.
  4. Приток Света с последующим Просветлением.
  5. Трансформация сознания.
  6. Новая творческая страница жизни.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

#духовный_кризис #помощь #как_не_потерять_веру

КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС?

Второе. Поддержите его рефлексию, помогите ему выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупывать выход из тупика. Тут очень важно выслушивать, беседовать, делиться каким-то своим опытом, но делать это не назидательно, а максимально недирективно. Любое давление в этот момент вгоняет человека в еще более жесткий кризис. Можно обсуждать (неразб.), но к пониманию можно предлагать какие-то свои идеи. Но эти идеи не должны звучать так: «Ну, у меня такое было, я тоже так же сомневался». То есть не обесценивать его страдания, не обесценивать его мысли, не обесценивать его интуицию. Потому что вы не можете знать, насколько для него это важно, насколько для него это больно. Соответственно, когда мы сами оказываемся в духовном кризисе, нам хочется куда-нибудь забиться и это переждать. Но стараемся все-таки не забывать, что мы на этом свете не одни, и не отказываться от помощи, поддержки тех, кто рядом, а это не так просто – найти в себе силы за ней обратиться. И я уже слегка забежала вперед.

А как нам помешать человеку выйти из кризиса? Ну, во-первых, начать его осуждать. Обвинять в бездуховности, говорить ему: «Сам виноват», «Это тебе все по грехам», «Да это потому что ты такой-то и такой-то». Очень вредно называть единственно верное мнение. Не важно, он оказался в этом кризисе именно от этого мнения, или от какого-то другого, потому что в этом состоянии человек как никогда остро понимает, что все мнения субъективны. Он это просто кожей чувствует. Вот это ощущение нестабильности как раз заставляет очень-очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение. Сказать: «Ну ладно, ты там со своими сомнениями разберешься, тогда приходи. Мне тяжело с тобой разговаривать». Все, вы его толкнули в одиночество.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

Пути выхода из кризиса

Во-первых, как хороший вариант, если кризис связан с нашей верой, мы можем переосмыслить традицию, мы можем переосмыслить свои убеждения, мы можем избавиться от всего наносного, от всего лишнего, от всего суеверного, от предрассудков, от сомнительных, пусть даже распространенных мнений. И по большому счету, укрепить свою веру. Прийти к более глубокой, более искренней вере.

Второй путь – это расцерковление. Человек отказывается от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает (неразб.) и искать альтернативные пути.

Ну и наконец, вариант самый жесткий. Это полное разочарование, потеря веры. Как в мягком варианте: «Я – агностик, и думать об этом не хочу», так и в варианте такого воинствующего невротического атеизма. Как человек посвящал себя религии, так и с той же страстью посвящает себя борьбе с религией годами.

Почему же так происходит? А происходит так потому, что обычная, сложившаяся уже церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения, или высказывает какие-то альтернативные идеи, начинает интересоваться чем-то не совсем соответствующим церковному пониманию, первое, с чем он встречается, это осуждение. Дальше его пытаются либо перевоспитать, либо сразу анафематствуют. И фактически, люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе к самому жесткому варианту выхода из кризиса. Особенно в тех случаях, когда критическое мышление до этого не было сформировано, и это так сказать, первые шаги критически переосмыслить. То есть первые шаги в духовной трезвости, если говорить в духовных категориях.

А во-вторых, они подталкивают и самих себя к тому, чтобы еще жестче сопротивляться изменениям. То есть фактически они препятствуют собственному пониманию, собственному осознанию. То есть у того, кто попал в кризис, шанс есть. Да, пусть через мучения, но прийти к какому-то более глубокому пониманию, и в итоге, к более глубокой вере. Потому что ни одно наше духовное состояние, пока мы живы, не является окончательным.

Если у вас не было духовного кризиса, это плохая новость

Кризис: никаких гарантий

Духовный кризис – это тяжело и больно, но без него никак нельзя. Все, что в нас есть, будь то наша личность, отношения с другими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок и радикальные изменения, которые дают шанс перейти на более высокую ступень развития.

Впрочем, это не дает никаких гарантий, ведь в каждом кризисе вместо шанса пережить и подняться есть опасность зависнуть в переживаниях или провалиться в бездну отчаяния.

Наталья Скуратовская. Фото: Ефим Эрихман

В кризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых, тем, что это самый быстрый и простой способ разрушить установки и привычки, ограничивающие наше развитие. В кризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало и отжило.

Во-вторых, кризис повышает нашу осознанность. Он подталкивает к выбору новой жизненной стратегии. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая решения на потом либо вообще перекладывая ответственность. Но бывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих, кризис не возникает просто так. Ему предшествует скрытый и долгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо не осознавать, либо не замечать, скрывать от себя и от окружающих. В какой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится и нет даже доверия к земле под ногами, мы понимаем, что ничему в этой жизни нельзя доверять.

И все, во что мы верили, вдруг кажется нам неправдой. Но после периода растерянности, страдания и отчаяния мы обнаруживаем, что конфликт, который привел нас к кризису, в процессе переживания разрешился. Это похоже на грозу, после которой воздух становится чист и свеж.

Мы перестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много и разных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит в том, что он посягает на основу нашего бытия. В духовном кризисе мы утрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это не значит, что мы понимали смысл жизни раньше, а теперь нет. Но в спокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели и смысла, которые в моменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они и оказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание от шелухи и мусора, от предрассудков, от чужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, и он перестал нас вдохновлять.

В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процесса духовного поиска и духовной жизни. Возникает ощущение, будто мы шли и вдруг дорога исчезла. Вышли на порог, а порога нет. Но именно это ощущение помогает нам собраться и быть бдительнее, трезво взглянуть не только на самих себя, но и на окружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (а очевидно, что какие-то духовные кризисы переживают и эзотерики, и люди с неопределенным представлением о высшей силе) состоит в том, что предыдущий религиозный опыт в одночасье обесценивается. Это приводит к отказу от каких бы то ни было религиозных практик, а иногда к их переосмыслению.

Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.

Тот ужас, который в совокупности создается, ужас, с которым мы сталкиваемся лицом к лицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Что делают с нами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным и случайным. Не понятно: то ли мы есть, то ли нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мы всегда стремимся к ней – тоже страх. Но почему? Да потому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира и ясная структура. Большую часть жизни мы, если мы верующие люди, живем с ощущением, что Господь мудро создал этот мир и Промысл Божий о нас так или иначе ведет нас.

Понимаем ли мы или не понимаем его, но, как минимум, в этом мире мы отвечаем не за все. Главное, мы являемся частью некоего более великого плана. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мы будто идем как по канату над пропастью. Все, что с нами случится, зависит от нас, но при этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные минуты нашей жизни этот страх мы закрываем в контактах, в привязанностях, в принадлежности к чему-то большему.

В кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия – пустота. Когда нет Бога, мы оказываемся наедине с бездной.

Наконец, если мы теряем прежний духовный смысл, то мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в целях и смысле составляет основу человеческого существования.

Читайте также:
Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

Иллюзии и их крушение – причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий о себе. Часто мы воспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим в себе возможности, дарования.

У нас всегда есть притязания и определенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Как бы то ни было, но иллюзии о себе всегда накапливаются. В моменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мы оказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий о Боге.

Нередко образ Бога искажен нами. Мы вроде бы верующие люди, но в какой-то момент может возникнуть вопрос и недоумение: «А где же то самое мое Богообщение? Где та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Выходит, что я двадцать лет молюсь в пустоту? Я же ничего не слышал. Мне оттуда не отвечают. И вообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: «Тридцать лет я боялся Бога, но вот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почему же Он меня не останавливает и не поправляет?» Нередко в такие моменты человек понимает, что поклонялся не Богу, а идолу, которого выдумал и сам же поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина – крушение иллюзий о Церкви. Ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят и там практически рай, обычно разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.

Есть и другая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь и повлекшие за собой духовный кризис. И на первом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть – это всегда момент переосмысления и собственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, во что они верили, надеялись и молились, все их надежды обратились в прах. Все, что было прежде, обесценивается. Так же как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость и уязвимость и понять, что жизнь устроена совсем не так, как думаешь, и надо что-то менять.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходят разные неприятности, связанные с его профессиональным признанием, когда рушится то, на чем была основана его профессиональная самоидентификация – это тоже приводит к кризису. С этим что-то надо делать. Но единственное, что реально сделать можно – понять, как жить по-другому, и осмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как в меньшую, так и в большую сторону, внезапное обнищание, как и внезапное богатство, в равной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

В равной степени причиной кризиса могут стать отношения с другими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие в основных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мы сосредоточили на чем-то одном, а это не сработало.

Все плохо, и надо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Он напоминает историю про лягушку в кипятке. Лягушку положили в холодную воду и медленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так и не заметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить о православной среде, то причиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мы наблюдаем, что практика не соответствует учению. Ожидали одно, а получили другое. Но это становится уже не просто разочарованием в Церкви как в некоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается в конкретную обиду на то, что и это плохо, и вообще надо уходить. Однако причины здесь бывают не только внешними, но и внутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или за него это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. В какой-то момент становится ясно, что все или многое в этом было ошибкой.

В наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и буквализмом веры. К примеру, если человек буквально верил в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными доказательствами эволюционных теорий, он теряет веру совсем.

Чем жестче и ригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары по ней.

Часто говорится, мол, если у человека имеет место духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи. Но еще чаще именно тем человеком, который в кризисе это отвергает, все воспринимается по принципу «сам виноват». Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас от прискорбных в духовном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние со значимыми для нас людьми или противоречие между семьей и верой, работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно в тупик.

Если у вас не было духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. И хотя умом не замечаем, сердцем чувствуем и интуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мы всегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Но чем дольше мы его оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса – этап разрушения мировоззрения и представления о себе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно на него. В этот период мы осознаем, что нам ничего не удалось, а мир и мы в нем не будем прежними. Мы чувствуем, что потеряли веру, а если не потеряли, то, как минимум, ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни ничего не знаем. Мы голые и на шатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется, – это выбираться из этого состояния.

В такие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно в такие моменты мы еще не настолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание не продолжается вечно. В какой-то момент наступает пауза и мы постепенно привыкаем к ситуации полной неопределенности в духовном смысле. Понимая, что раз старые модели не работают, а новые не сложились и не созданы, то нам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти из этого кризиса.

Именно в этот момент по максимуму включается критическое мышление. В такие моменты мы способны на молитвенное усилие и призываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей) – поставить правильные вопросы перед собой. И пусть у нас не будет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти к переосмыслению ценностей и созиданию.

Читайте также:
Православие и гомеопатия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Когда из обломков нашего прежнего мировоззрения и пыли, в которую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, тогда мы понимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения не происходят мгновенно, но изменения в такие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий. И если кто-то думает, что у него нет и не было никаких духовных кризисов, то у меня плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вы много лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям.

Из трудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, и, лишь пройдя трудный путь и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то уходит на это вся жизнь.

По большому счету это и есть описание типичного духовного кризиса.

Этот цикл в своей жизни мы можем повторять неоднократно. В какой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, а потом опять ее потеряли, едва расслабившись. Но когда у человека есть опыт, ему хотя бы не страшно, ведь он знает, что разрушение мировоззрения не является необратимым. Кризис – это период переформатирования собственной личности и избавления от всего лишнего.

Как помочь человеку

Мы не одни в этом мире. Даже если вы остро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы у всех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым в этот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека в кризисном состоянии. Все, что мы можем дать человеку – это немножко ресурса справиться с экзистенциальной угрозой, то есть сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и потерянным. Принятие всегда стоит на первом месте. При этом слова в этот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе – это поддержать человека рефлексией, помочь выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупать выход из тупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, но делать это не назидательно, а максимально не директивно. Любое давление в такие моменты вгоняет человека в новые кризисы. Можно предлагать свои идеи и варианты, но только не говорите: «У меня такое было, я тоже сомневался…»

Не обесценивайте чужие страдания, мысли и интуицию. Вы не можете знать, насколько для него важно то, что он имеет. Когда мы находимся в духовном кризисе, нам хочется забиться и спрятаться, и переждать это состояние. Но не забывайте, что вы на свете не одни. Не отказывайтесь от помощи и поддержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти в себе силы обратиться за помощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти из кризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить о его бездуховности или «Сам виноват», «Это тебе по грехам». Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказался ли человек от одного мнения или от другого, но именно в состоянии кризиса он наиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Он чувствует это буквально кожей. А ощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение, мол, когда со своими сомнениями разберешься, тогда и приходи, а мне с тобой тяжело разговаривать – это толкание в одиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей и формирование нового мировоззрения имеет три пути.

Фото: Misha Maslennikov / Flickr

Во-первых, и это хороший вариант – если кризис связан с верой, то мы можем переосмыслить традицию и свои убеждения, избавиться от наносного, лишнего и суеверного, от предрассудков и сомнительных, пусть даже распространенных мнений и тем укрепить свою веру. Мы сами можем прийти к более глубокой и искренней вере.

Второй путь – путь расцерковления. Человек приходит к отказу от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает переосмысливать и искать альтернативные пути.

Наконец, третий путь – полное разочарование и потеря веры. В мягком варианте это утверждение: «Я агностик и думать об этом не хочу». В жестком варианте – поведение в духе воинствующего невротического атеизма. В этом случае человек с какой страстью посвящал себя религии, с той же страстью посвящает себя борьбе с религией, делая это годами.

Кризис – всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если он начинает интересоваться чем-то, что не соответствует церковному пониманию, то первое, что встречает – это осуждение, попытки перевоспитать и даже анафематствование.

Но люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе, к самому жесткому варианту выхода из него. Особенно остро это происходит в тех случаях, когда критическое мышление у человека не было сформировано. Более того, они подталкивают самих себя к еще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ни одно наше состояние, пока мы живы, не является окончательным.

И у тех, кто попал в кризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти к более глубокой вере. Кризис – это всегда возможность и испытание, данное нам для роста.

Духовное противостояние кризису

Неоспоримым фактом является то, что мы живем в очень сложный период истории человечества. Проблемы и трудности нашего века так или иначе касаются практически каждого человека. Современный мир можно уподобить кораблю без управления, попавшему в шторм, когда никто из команды не знает, где они находятся, и куда волны несут корабль.

Когда подобное происходит в отдельно взятой семье, в стране или, в целом, в обществе, это означает, что проблема вполне реальна и серьезна. Современного человека невозможно успокоить, сказав, что не происходит ничего страшного. Правильно в такой ситуации будет обозначить конкретную проблему и постараться найти способ ее устранить. Когда страдает один конкретный человек или целая страна, это вовсе не означает, что эти скорби ниспосланы Богом, так как Господь не желает, чтобы Его создание – человек – мучился. Надо также понимать, что Господь не соучаствует во зле, которое с нами происходит. Скорби и страдания не происходят от Бога, они находят на нас либо по причине нарушения человеком Закона Божия, либо от дьявола. Однако откуда бы не приходили скорби, человек должен употребить все искусство и мудрость, чтобы действовать разумно во время искушения, чтобы духовным трудом и старанием преобразить скорбь. Тогда Господь, видя наше усилие, благословит наш труд, и обратит скорбь в источник радости, и непроглядную тьму преобразит в свет истины.

Никто из живущих на Земле не может избегнуть скорбных обстоятельств, ни грешники, ни святые, ни богатые, ни бедные, никому не удастся избежать вкушения горечи скорбей. Вопрос не в том, чтобы их избежать, а в том, как их правильно использовать.

Читайте также:
Божественное откровение: что это такое, понятие и виды, основные черты и истолкование

Апостол Павел, обращаясь в послании к скорбящим христианам своего времени, не говорит им: «Христиане, Бог избавит вас от всех трудностей и от смерти». Он говорит другое: «Не скорбите якоже прочии не имущие упования». Конечно, вы будете подвергаться различным скорбям, и вам самим «оружие пройдет душу», но он призывает их быть внимательными, чтобы не уподобиться «прочим не имущим упования». То есть, он хочет им сказать: вы, чада Церкви, должны противостоять скорбям и шествовать среди искушений, имея упование только на Владыку Христа.

Я думаю, что находясь в нужде, не так то просто помогать ближнему. Когда ты сам должен выплачивать кредит банку, а твой сосед пришел занять у тебя денег, ты, как говорится, хорошо подумаешь, прежде чем открыть дверь. Но есть и обратная сторона медали, потому что эти проблемы многому нас научают. Если говорить на чистоту, то мы сами ответственны за сегодняшний кризис, так как мы понадеялись на вещи «в которых несть спасения». Я верю, что эти трудности в конце концов приведут нас к положительному результату, но сначала человек пройдет через ряд горьких опытов. Что же может сделать христианин, находясь в таком положении? Прежде всего, необходимо иметь несомненную веру в то, что не президенты стран, а Бог управляет миром. Даже дьявол не имеет над миром никакой личной власти, о чем говорит нам Евангелие. Дьявол показал Христу все царствия земные в мгновение ока, говоря: «Сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся» (Мф, 4: 9). Христос ответил ему: «Господу Богу поклонишися и Тому единому послужиши» (Мф, 4: 10), – и тогда оставил Его дьявол.

Некоторые люди полагают, что человеческим усилием и изворотливостью можно добиться любого положения в обществе. Конечно, если на тебе лежит ответственность за других людей, и ты вынужден поступать на благо ближнего, то в этом случае можно достичь хорошего результата, подобно капитану корабля, который беспокоится за души вверенных ему пассажиров и старается внимательно вести корабль.

Но прежде всего, христианин должен иметь ввиду, что этим миром управляет Бог, а не человек, и за Ним остается окончательное «да» или «нет». Пускай некоторые люди, из-за своей злобы соучаствуя с дьяволом в злых делах, творят беззакония и создают разные проблемы в семьях, обществах и даже целых странах, но без попущения Божия они не имеют над людьми никакой власти. Когда Пилат допрашивал стоявшего перед ним, подобно Агнцу, Владыку Христа, то Христос не отвечал на его вопросы. Тогда Пилат сказал Ему: «Мне ли не отвечаешь? Или не знаешь, что я имею власть распять или отпустить тебя?» Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо мною никакой власти если бы не было тебе дано свыше» (Ин, 19: 10-11). Эти слова – указание нам на то, что мы должны иметь несомненную веру в то, что все, что случается в мире, делается с Божьего попущения.

В том, что сейчас происходит в мире, в экономическом кризисе наших стран, виноваты мы сами, все это – последствия злоупотребления материальными благами и неправильного управления экономикой. Теперь нам осталось лишь просить Бога, чтобы он вмешался в нашу жизнь Своим Божественным Промыслом и избавил нас от этих бедствий.

Каким образом Бог может нам помочь? Если человек от всего сердца обратится к Богу, раскаиваясь в своем неправильном поведении, признает, что до сегодняшнего дня он вел безбожную и пустую жизнь, тогда Господь призрит на его смирение и окружит такого человека своим Божественным Промыслом. Ведь творящееся в мире зло совершается не только из-за того, что этого желают некоторые богоотступники, наущаемые дьяволом, но и мы сами своей греховной жизнью удалили от нас Промысл Божий. Насколько удаляется человек от Бога, настолько он сближается с дьяволом, и, как следствие, на него обрушивается гнев Божий в виде различный потрясений, сокрушающих и утомляющих его.

Ветхозаветные пророки всегда называли грех и отступление от Бога причиной бед и катаклизмов, находящих на людей. Они предрекали грядущие скорби человечеству, призывая его к покаянию и изменению образа жизни. К сожалению, люди не раскаивались в своих злых делах, продолжая и дальше жить греховной жизнью. Они насмехаясь над пророками, а чтобы им не мешали наслаждаться грехом, некоторых из них изгнали, некоторых избили и даже умертвили Иоанна Предтечу, обличившего Ирода в грехе. Когда же гнев Божий находил на народы, то вместе с ними мучились и пророки. Именно поэтому они так высоки в очах Божьих, ведь несмотря на то, что пророки безвинно страдали вместе с народом, они наставляли людей и руководили ими на пути спасения. Каким образом пророки учили народ избегать находящих бедствий и скорбных обстояний? Пророки понимали, что никакими человеческими усилиями сделать это невозможно. Они призывали народ к покаянию и исправлению жизни, то есть к изменению способа мышления, к обращению к Богу Отцу, они говорили: если обратитесь, то придет на вас милость Божья и дальнейшая ваша жизнь наладится сама собой.

Вопрос не в том, чтобы изменить свое поведение только на какое-то время, а потом продолжать жить также, как раньше. Такого покаяния Бог не принимает. Наша цель не просто избежать материального безвыходного положения и проблем в обществе, но, как мы уже сказали, измениться самим, изменить свой образ мышления – вот что означает покаяние. Кому это удается, тот работает на собой правильно, и существующие проблемы он использует, как повод для духовного делания. Если же покаяние будет лишь поверхностным, то, как только все станет на свои места, человек опять забудется и возвратится на круги своя.

Итак, необходимо покаяться. А все остальное, если хорошо разобраться, есть суета, материализм и наслаждение временными материальными благами.

Сегодня можно заметить стремление народов и стран к географической независимости. Однако Бог прежде всего ждет от человека внутренний свободы, свободы от греха, от страстей, от злых дел, удаляющих человека от Бога, а уже потом свободы геополитической. Когда человек будет свободным от всего негативного, он будет в состоянии создать независимое отечество. Если же человек пленен грехом и страстями, то и свое свободное отечество он поработит и сделает его, по своему подобию, ни к чему не способным.

Нам, переживающим сегодня происходящие трагические события в мире, нужно противостоять злу, сдерживать его напор своей молитвой. Три вавилонских отрока посреди разожженной печи возносили Богу следующую молитву: «Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили» (Дан, 3: 29), – они подъяли на себя всю тяжесть людских грехов, признавая и себя виновными в нарушении Закона Божьего, считая себя по праву достойными наказания. Они умоляли Бога, чтобы Он помиловал народ Свой, обращались к Нему примерно так: «Молим Тебя, Господи Боже отец наших, не наводи на нас гнев Твой, Ты Бог, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, Ты Господи, сама Любовь и любишь Свое создание, если и накажешь нас праведно, то пощади народ Твой и наставь его на путь спасения». Молясь Богу такой молитвой, святые отроки не только оставались невредимыми, но отвращали от своего народа Божие наказание.

Читайте также:
Почему православные строят много храмов, а не больниц?

Человечество в судьбоносные для него моменты прежде всего нуждается в молитвенниках о мире, и слава Богу, что в Церкви еще существуют такие люди, чья молитва имеет силу. Не только живые молятся о мире всего мира, но и усопшие, наши прародители и отцы, скончавшиеся о Господе, святые Церкви, все они молятся, чтобы понеслась эта гроза мимо нас. Но в первую очередь святые Божии молятся, чтобы мы осознали и исправили свои ошибки. Сердце человека, уповающего на Господа, не смущается и не паникует. Господь говорит в Евангелии: «Да не смущается сердце ваше, в Бога веруйте и в меня веруйте» (Ин, 14: 1).

Господь нас призывает к тому, чтобы не боялось и не смущалось наше сердце. Это не значит, что с нами ничего не произойдет. Вполне вероятно, что может осуществиться то, что планируют темные силы, и даже могут произойти еще более трагические события в мире. Но это не главное. Чтобы не случилось, верующий во Христа, несмотря на то, что он, как человек, может страдать, скорбеть, быть гонимым, да не унывает и не смущается. Он имеет надежду на Бога, потому что уверен, что Господь назирает надо всем, и что бы не нашло на него, принимает это с доверием, вверяя себя промыслу Божьему. Даже и самой смерти верующий во Христа не трепещет, потому что во Христе побеждена смерть. С другой стороны, что могут сделать с нами наши враги? Уничтожить нашу страну, нас самих? Пускай делают с нами, что планируют и что могут. Если Бог им попустит, пусть они осуществляют свои планы. Мы, чада Церкви, должны побороть в себе страх. Страх есть порождение неверия. Чего нам бояться? Да предадим себя в руки Господни. Чего они могут нас лишить? Денег? Работы? Имущества? Конечно, расстаться с имуществом немалый подвиг, но в конечном итоге, это всего лишь земные блага. А могут ли они забрать у нас нашу душу? Нет!

Самое дорогое что у нас есть, это наша душа. Все остальное имеет второстепенное значение. Это доказали наши прародители во время изгнания из северной части Кипра. Они потеряли все, но сохранили свою душу. И на этом основании заново выстроили свою новую жизнь. Если человек хранит свою душу, то ему ничто не может навредить. В Евангелии Господь говорит нам: «Какая польза человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк, 8: 36-37)

Таким образом хладнокровно, без революционных лозунгов, будем стараться сделать все, что в наших силах. Шествуя, однако, по сему пути с верою в Бога, со многими молитвами, преступая все человеческое и вещественное, и даже самую смерть. И какими бы угрожающими нам ни казались происходящие события, мы должны беречь наши души от смущения. Как говорит в своем псалме святой пророк Давид: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» (Пс, 41: 6). Пророк нас призывает иметь все упование на Господа. Если, предположим, Господь не имеет силы тебя спасти, то могут ли тебя спасти деньги, банковские счета, знакомства или сильные мира сего? Если же Господь с тобой, твое прибежище и надежда, не бойся ничего. Чтобы не произошло, «Аз есмь с тобой в скорби». Если Бог с нами, то кто или что против нас?

Святой Косьма Этолийский, обращаясь к грекам, находящимся под игом турецкого владычества, говорил: «Имейте веру и не бойтесь. Когда придут турки и будут требовать от вас деньги, то дайте им деньги, если потребуют домашний скот, отдайте скот, и чтобы не потребовали от вас все отдайте, однако души ваши берегите и не отдавайте». Очень важное наставление! Если человек будет хранить в своем сердце эти слова, тогда его жизнь приобретет совершенно другой смысл.

Рано или поздно все мы завершим этот земной путь. Вопрос в том, в каком состоянии мы предстанем перед Богом, будут ли наши души очищены от всякия скверны, или, по крайней мере, подчищены покаянием. Если мы мужественно противостанем молитвой всем встречающимся трудностям, благодаря Бога, то существует надежда, что мы выстоим. Чтобы ни было попущено нам за наши грехи, все претерпим, ведь мы сами являемся причиной находящих на нас скорбей, а не Господь. Такое мышление имели все святые. После того, как они глубоко познали самих себя, началось их исцеление. Если в основание не было заложено самопознание, то человек постоянно будет обвинять других в своих бедах, повторяя одни и те же ошибки. В наши нелегкие времена христиане должны поддерживать один другого своей любовью и участием. Так, надеждой на Бога, Его Пречистую Матерь, молитвами святых Церкви, умудренные опытом, мы сможем справиться со всеми проблемами, и не только справиться с ними, но и преподнести Богу плод нашего терпеливого перенесения скорбей.

Главные правила и ошибки поста

Для того чтобы православный пост прошел с пользой для души и тела верующего христианина, подходить к его организации нужно ответственно. Особенно это касается новоначальных христиан, которые только начинают практику пощения и еще не имеют большого опыта самоограничения. К сожалению, часто бывает, что люди сразу взваливают на себя непосильные правила, после чего разочаровываются и в посте, и в православии. Такое происходит из-за неумеренности, непонимания собственных возможностей.

10 правил православного поста

Для того чтобы стало понятнее, как же именно нужно организовывать говение, попробуем выделить некоторые правила. Не стоит к ним относиться как к строгому алгоритму действий, это скорее, советы общей направленности.

Первое

Нужно понять — начинать пощение никогда не поздно. Если вы никогда не постились ранее, или же постились, а потом бросили — вы можете приступить к говению в любой момент. Конечно, православный христианин должен стараться соблюдать все установленные посты и постные дни, определенным образом к ним готовиться, ждать их с радостью. Но если вы вдруг в середине поста только осознали, что хотели бы начать говение, но пропустили начало — не стоит ждать следующего поста. Начинайте прямо сейчас.

Читайте о многодневных постах:

Второе

Выстраивание правильной иерархии целей. На первый взгляд, православный пост выглядит как некий перечень запретов на многое телесное и физическое. Но данные ограничения — это не цель говения, а его инструмент. Исключая из своей жизни многое мирское, мы оставляем силы, время и внимание на духовное. И ограничения в пище нужны нам не для того, чтобы поиздеваться над собственным телом, а для того, чтобы хоть немного усмирить плотские желания, которые отвлекают наш ум от Бога.

Читайте также:
Святая Канавка в Дивеево: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Важно! Никакие ограничения в пище, развлечениях и чем угодно другом не будут иметь смысла без молитвы и покаяния.

Сейчас можно встретить людей, которые якобы постятся, но при этом не ходят в храм, не воцерковляются, не приступают к Таинствам. Такой пост является не более чем диетой, не несущей душе никакой пользы. Православный христианин добровольно ограничивает себя в чем-либо с целью облегчить духовный труд над своей душой.

Третье

Не нужно останавливаться только лишь на пищевых ограничениях. Кроме животной пищи, нужно постараться ограничить просмотр телевизора, использования интернета (помимо работы), общение в социальных сетях. Не к месту в постные дни будут также походы в кино, театры, другие развлекательные заведения — лучше перенести такой отдых на время, когда пост закончится.

Освободившееся время нужно проводить не праздно, а использовать для духовных целей: чтения Евангелия, молитвы, посещения богослужений, помощи ближним. Если у человека еще не сложилось постоянное молитвенное правило — самое подходящее время задуматься об этом.

Четвертое

Крайне важное значение в пост приобретает молитва — как домашняя, так и церковная. В особые дни говения православные храмы наполняются прекрасными богослужениями, особенно заметно это в дни святой Четыредесятницы. Проникновенные покаянные мотивы не оставляют равнодушными никого, поэтому нужно стараться ходить в храм как можно чаще.

Если нет возможности регулярно выстаивать длительные богослужения, нужно стараться хотя бы приходить в храм так часто, как это возможно. Со временем богослужения станут понятнее и будут восприниматься легче и радостнее, уйдет тяжесть и сложность длительного стояния. Утомительно стоять на службе тем, кто не понимает происходящее, не участвует душой и сердцем в общецерковной молитве.

Совет! Когда же человек привыкнет быть частью Церкви, богослужение перестанет тяготить, а будет, напротив, наполнять сердце духовной радостью и светом.

Пятое

Не нужно выставлять пост напоказ. Часто бывает ситуация, когда в одной семье поститься кто-то один, а другие члены семьи не соблюдают говения. В таком случае постящемуся человеку необходимо озаботиться тем, чтобы его воздержание не раздражало и не мешало остальным. Не стоит осуждать тех, кто ест мясо, не стоит демонстративно во время еды всем показывать свою тарелку с овощами.

Если в семье существуют какие-либо традиции совместного времяпрепровождения, то не стоит их нарушать, если они важны для окружающих. К примеру, если принято смотреть семейные фильмы по вечерам или выходным, играть в настольные игры — ради любви к ближним можно оставить эти традиции на дни поста.

Шестое

Питание нужно организовать также с удобством для всех остальных. Конечно, если семья постится полным составом — проблем не возникнет. Но что делать, если ограничение соблюдает один или несколько человек из всей семьи? В таком случае забота о постном меню должна лежать на тех, кто постится.

Если хозяйка, которая готовит обед на всех, не понимает, почему она должна еще отдельно готовить еду без мяса — не нужно ее заставлять. Человек только еще более невзлюбит пост и все с ним связанное. Организация постного рациона — это задача тех, кто его соблюдает.

Читайте о питании во время поста:

Седьмое

Пост ни в коем случае не должен принести вреда здоровью. Если по каким-то медицинским показаниям человеку необходимо употреблять в пищу животные продукты — следуйте указаниям врача. В таком случае воздержание может выражаться в максимально простом способе приготовления еды.

Например, вместо того, чтобы запекать курицу с овощами в маринаде, можно просто ее сварить без специй и с самым минимальным количеством соли. Для немощного человека, который по состоянию здоровья не может отказаться от мяса, такое воздержание уже будет считаться постом.

Восьмое

Если есть такая возможность, желательно не планировать на постные дни отпусков, путешествий и прочих неделовых поездок. В отпуск человеку необходимо расслабиться, а это не совсем сочетается с днями говения.

Девятое

У современных людей, ведущий активный образ жизни, часто возникает дилемма — а как же быть с праздниками, корпоративами в пост, приглашениями? Конечно, если есть возможность не пойти на рабочий корпоратив без ущерба для деловой репутации — можно спокойно не идти.

Но если такой поход важен, или если на праздник приглашает близкий друг — отказываться будет неверно. Пойти на такой вечер можно, но вести себя нужно подобающе: ограничить алкоголь, по возможности выбирать легкую постную еду, не впадать ни в какие крайности и излишества. Но и сидеть с унылым видом в углу не стоит — так только появятся излишние вопросы и нарекания на постящегося человека.

Десятое

Необходимо правильно определить меру поста. Если человек делает только первые шаги, ему не стоит сразу же начинать поститься по всей строгости церковного Устава. Излишнее рвение не менее пагубно, чем полная лень. Для того чтобы определиться с мерой ограничений, можно попросить совет священника в храме или других более опытных православных людей.

Правила питания во время поста

Если с общими моментами организации говения все более-менее ясно, то с конкретной практикой составления рациона всегда возникают сложности.

Важно! Главная ошибка любого поста — постоянно думать о еде.

Питание в дни говения должно приносить облегчение телу, поэтому нужно избегать переедания. Избыток даже легкой растительной пищи может негативно сказываться на органах пищеварения и самочувствии в целом.

Правильно и грамотно организованное постное меню не только не принесет никакого вреда для организма, а, напротив, поможет улучшить состояние здоровья. Поскольку привычное ежедневное питание большинства людей далеко от здорового, ограничения в пище хороши уже тем, что человек начинает задумываться над тем, что же он ест.

Дополнительным эффектом при соблюдении ограничительных дней наряду с отказом от животной пищи часто становится исключение вредных продуктов — майонезов, полуфабрикатов, вредных жиров.

Наряду с очевидной пользой от перехода на более легкую пищу, постный рацион может иметь недостатки в тех или иных питательных веществах. Разберем основные проблемы составления постного меню и способы их решения.

Совет! Еще раз подчеркнем, что внимание питанию нужно уделять не в первую очередь. Говение — это время духовного делания, молитвы, борьбы со своими грехами.

Недостаток белка

Если рассматривать именно пищевую сторону поста, то наиболее заметным сдвигом в рационе будет существенный недостаток белка. При обычном питании мы получаем белок из мяса, яиц, молочных продуктов — как раз их и приходится исключать на некоторое время из рациона.

Белок является важнейшим строительным элементом для клеток человеческого организма. Он принимает участие в основных биохимических реакциях. Его острый и длительный недостаток может крайне негативно сказаться на состоянии здоровья человека.

Православные посты, несмотря на всю свою строгость, длятся не так долго, чтобы значительно истощить запасы белка в организме здорового человека. Для того чтобы насыщать свой организм этим важнейшим нутриентом, нужно вводить в постное меню растительный белок. Он содержится в таких продуктах:

  • соя, соевое мясо;
  • орехи:
  • фасоль, бобы, нут;
  • грибы;
  • крупы.
Читайте также:
Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Постоянно используя эти продукты для приготовления постных блюд можно прекрасно обходиться без мясных и молочных продуктов длительное время.

Переизбыток углеводов

В наших широтах исключение животной пищи чаще всего начинает заменяться продуктами с высоким содержанием углеводов — хлеб, постная выпечка, картофель. Избыток углеводов в рационе не только провоцирует проблемы с пищеварением, но и может привести к излишнему набору веса. Для того чтобы избежать таких проблем, нужно следить за достаточным количеством в меню овощей, фруктов и зелени. Желательно как можно чаще употреблять в пищу:

  • овощные и фруктовые салаты;
  • овощные супы, борщи;
  • использовать свежую зелень везде, где это уместно.

К тому же важное значение имеет то, какие именно углеводы мы едим. Они также являются важными источниками питательных веществ и полностью исключать их нельзя. Но желательно, чтобы их основная часть была представлена так называемыми длинными или медленными углеводами.

Они отличаются тем, что дольше перевариваются, дают длительное чувство насыщения, не провоцируют резких скачков уровня сахара в крови, не откладываются в запасы жировой ткани.

К медленным углеводам относятся:

  • крупы с минимальной обработкой зерна (бурый рис, гречка, перловая крупа, цельная овсянка и другие);
  • макароны из твердых сортов пшеницы (дурум);
  • выпечка из цельнозерновой муки.

Желательно в дни поста отдавать предпочтения блюдам именно из этих продуктов. В сочетании с большим количеством овощей такой рацион будет надолго насыщать организм и пополнять его всеми основными питательными веществами.

Дисбаланс жиров

Третьим важнейшим нутриентом наряду с белками и углеводами являются жиры. В обычном рационе большое их количество мы получаем с пищей животного происхождения. Исключив ее, мы можем получить острую нехватку жиров, что будет выражаться в повышении утомляемости, в плохом состоянии кожи, волос и ногтей, повышенной раздражительности.

Для того чтобы избежать недостатка жиров, нужно обогатить свой рацион полезными растительными жирами. Для этого в меню должны входить:

  • растительные масла, преимущественно нерафинированные (подсолнечное, оливковое, кукурузное, кокосовое, льняное);
  • орехи;
  • авокадо;
  • оливки, маслины;
  • семечки подсолнуха, тыквы.

Нерафинированные масла нежелательно подвергать термической обработке (кроме кокосового), поэтому их лучше использовать для заправки салатов, добавлять в готовые блюда после их приготовления. Для жарки лучше использовать рафинированные масла — например, оливковое.

Дефицит витаминов

Еще одним минусом, который часто приписывают постному меню, считается острая нехватка витаминов и минералов. Действительно, если несколько недель питаться одной овсянкой на воде и сухим хлебом, такой рацион вряд ли можно назвать полезным.

Даже достаточно строгий пост с соблюдением дней сухоядения и других предписаний Устава можно разнообразить полезными продуктами. Для того чтобы обогатить постный стол витаминами и микроэлементами, используйте такие продукты:

  • сезонные свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты (финики, курага, чернослив, изюм, инжир);
  • свежая зелень;

Добавки и препараты

Сторонники здорового образа жизни постоянно пополняют свой рацион различными добавками, БАДами, специальными препаратами. Если вам необходимо это для поддержания здоровья, вполне можно применять такие вещества и в пост. Особенно актуально это для спортсменов, физическая активность которых существенно выше, чем у обычных людей.

Во время поста полезно принимать такие добавки:

  • витаминно-минеральные комплексы;
  • омега-3 жирные кислоты;
  • витамин С;
  • витамин Д;
  • аминокислотные комплексы;
  • спортивный протеин (при высоких физических нагрузках и по совету с духовником).

Важно! Прием любых препаратов должен осуществляться только под наблюдением лечащего врача исходя из состояния здоровья человека. Сам по себе пост не является причиной приема лекарственных средств.

Разнообразный, питательный и грамотно выстроенный постный рацион позволит человеку очистить свое тело, направить свои мысли к Богу, настроиться на духовную волну. Не стоит пренебрегать этим ценным инструментом духовного развития, его важность и необходимость доказана многими христианскими подвижниками.

«Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Пост уже идет, а вы только почувствовали, что хотите попоститься? Сомневаетесь, стоит ли начинать или если часть поста пропустили — то не надо и пытаться? А если стоит, то как поститься правильно?

На эти и другие вопросы о посте отвечает протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе.

⇒ Первое, что надо понять человеку, который только решил поститься: вы не опоздали — начать поститься никогда не поздно. Да, воцерковленные люди проходят пост от начала и до конца, заранее к нему готовятся, но раз уж случилось так, что этот пост стал для вас первым, ни в коем случае не укоряйте себя. Тот факт, что вы на это решились, уже похвален.

⇒ Второе: разберитесь, что такое пост, отделите главное от второстепенного. Поймите, что ограничения в чем-то — не самоцель поста. Да, мы отказываемся от самого очевидного: еды, суеты и развлечений — от всего, что может нас отвлекать. Но все лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния.

Перечисленные ограничения важно соблюдать, потому что они действительно работают: помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных — вынести Бога и Церковь на первое место, а мирские заботы отложить на потом.

⇒ Третье: постарайтесь убрать из своей жизни все лишнее, ограничить себя в просмотре телепередач, компьютерных играх, соцсетях. Эти зависимости, которым мы подвержены ежедневно, развлекают, а не наполняют духовно.

Освободившееся от просмотра телевизора время заполните чтением духовной литературы: прочитайте или перечитайте Евангелие. Обратитесь и к Ветхому Завету: на службах зачитываются книги Бытия, пророка Исаии и Притчи Соломона. Ближе к Страстной седмице прочитайте и книгу Иова.

⇒ Четвертое: найдите время для регулярной молитвы. Это требует духовных усилий, но начните с малого: если вы не привыкли молиться, попробуйте это делать. Если вы читали молитвы кратко или своими словами, постарайтесь обратиться к церковному правилу. Помимо этого, дважды в день читайте молитву Ефрема Сирина или покаянные тропари.

Постарайтесь внести в свое расписание и посещение храма не только по выходным. Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, пространство храма освещено лишь свечами, а прихожане совершают многочисленные поклоны. Я по себе знаю, как трудно по неопытности привыкнуть и выдержать службы, не сорваться и не убежать к многочисленному списку дел. Но я настоятельно рекомендую заходить в храм хотя бы ненадолго — это поможет проникнуться великопостным духом и настроиться на молитву. Особенно важно побывать хотя бы раз — а лучше не единожды — на литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам.

Помимо всего перечисленного пройдите через главное — через исповедь. Без исповеди все ограничения не имеют смысла. За время поста мы должны остро почувствовать, что лишены рая и постараться этот рай приобрести. Но без покаяния это невозможно.

⇒ Пятое: не превращайте свое решение поститься в испытание для своих ближних. Постройте свою жизнь так, чтобы изменения в быту коснулись лишь вас, а родные не чувствовали себя чего-то лишенными. Если вы привыкли делать что-то вместе с вашим супругом — смотреть вечерами фильмы, например, не оставляйте его одного.

Читайте также:
Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

Это же касается и вопроса о супружеской близости: прекратить отношения на время поста можно лишь по обоюдному согласию. Если кто-то из супругов не хочет соблюдать пост в этом плане, то второй не властен над своим собственным постом.

Поститесь так, чтобы не вызывать раздражение близких. Если же вы будете приходить домой, запираться в своей комнате и часами молиться, не обращая внимания на жену и детей, каждую свободную минуту забегать в храм и перебирать четки стеклянным взглядом, у ваших родных возникнут серьезные опасения, не тронулись ли вы умом.

Ясно обозначьте, что вы решили поститься, но не заостряйте на этом внимание, не смущайте членов семьи своим постом. Сидя за ужином, в то время как все наслаждаются мясным блюдом — не осуждайте их, не превозноситесь над ними, не выпячивайте свой пост напоказ. Но в то же время не ждите поддержки — не жалейте себя! Помните, что вас никто не заставляет поститься, — это ваш выбор.

⇒ Шестое: умейте правильно организовать свой быт. Если вы решили поститься и при этом отвечаете за питание своих родных, готовьте для себя еду отдельно, а членов семьи кормите привычными блюдами. Но если готовкой занимаетесь не вы, помните, что вам никто не обязан готовить постные ужины, это только ваша забота.

Другой вопрос, если вы — подросток и вам готовит мама. Своим постом вы можете обидеть ее, отказавшись есть приготовленное специально для вас. Попробуйте объяснить свои намерения и надейтесь на понимание. В случае, если мама окажется против — послушайте ее.

Главное — не зацикливайтесь на еде. В ситуациях, когда вы не обладаете свободой есть постную еду (например, в школьной столовой или если вы на работе вахтовым методом), не разбирайте подробно, добавили в салат сметану или нет, съешьте суп на мясном бульоне, но от котлеты откажитесь — только не напоказ.

⇒ Седьмое: будьте осторожны со своим здоровьем: пост не должен пагубно сказаться на нем. Если вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста, поступите иначе: откажитесь от вашего любимого блюда или просто готовьте не так изощренно и вкусно — сварите курицу, не посолив ее.

⇒ Восьмое: отложите путешествия и отпуска. На отдыхе вам захочется расслабиться и развлечься, а в пост надо, наоборот, собраться и потрудиться духовно. Конечно, это не касается пенсионеров, которым дали путевку, или тех, кому предстоит деловая поездка. Тем более есть такое правило: на путешествующих пост по всей строгости не распространяется. Но если тебе в самолете предлагают рыбу или курицу — выбери рыбу.

⇒ Девятое: по возможности пропустите празднества и корпоративы: возьмите отгул, часть отпуска. Если отказаться от приглашения нельзя, идите, но не вдавайтесь в крайности: не буйствуйте, но и не сидите угрюмо отдельно от коллектива. Если вы не хотите пить, не заявляйте об этом: скромно пригубите бокал для вида и поставьте обратно. Почти везде уже есть постное меню, но если нет, просто не накладывайте себе мясную нарезку. Главное: не привлекайте к себе внимания, чтобы не напрашиваться на вопросы и осуждение.

⇒ Десятое: не перегните палку. Ваше рвение отказаться от всего и сразу похвально, но оно может привести и к печальным последствиям: к посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Попросите, если надо, совета у воцерковленных друзей, обратитесь к священнику. Если же вы постоянно думаете о том, что бы съесть, — это неправильно: пост и нужен для того, чтобы о еде не думать, а подумать о своей жизни и постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем.

Как правильно начать пост, держать его и выйти из него: советы гастроэнтеролога

Как правильно поститься

Кто-то воспринимает пост как диету и возможность похудеть. Это неправильный подход: чтобы скорректировать фигуру, нужно взять за основу правильное сбалансированное питание, физическую активность и консультации с эндокринологом. Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться.

Воздержание в пище во время поста — про часть духовной работы, но не ее основа. Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat.

Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями. При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион.

Исключаются продукты животного происхождения:

  • мясо, птица, колбасы, сосиски, полуфабрикаты;
  • рыба;
  • молоко и кисломолочные продукты,
  • сыр, и яйца, и продукты с их содержанием;
  • сливочное масло и продукты с его содержанием;
  • сливочные соусы;
  • алкоголь.

Но в течение поста есть несколько дней, когда допускаются послабление и запрещенные продукты из списка.

Нужно ли держать пост? Для чего?

Многие сейчас считают, что поститься – это только ограничивать себя в еде, исключив из своего меню продукты животного происхождения. На самом деле Великий пост – это и другие телесные ограничения, работа над своей душой и совестью, над своим покаянием.


Пост — это не диета, а ценное время для очищения души и тела

ВАЖНО: На вопрос, нужно ли держать Великий пост, каждый должен найти ответ сами. Такое решение необходимо принимать самостоятельно, беря на себя полную ответственность. Только тогда в конце поста можно ощутить благодать и радость, необходимую в жизни каждого человека

Так, например, во время поста нужно меньше предаваться внешним развлечениям, а перейти на спокойный, созерцательный образ жизни, обращаясь вглубь себя, больше думать о Боге и о вечном.

Те, кто привык молиться, в пост молятся больше и чаще, те же, кто не делал этого раньше, должен обращаться к молитвам. Во время поста нельзя злиться, ругаться бранными словами, употреблять алкоголь, даже заниматься сексом.

Таким образом, ограничения в еде – это лишь часть телесных ограничений, необходимых для испытания души и тела человека.

Что можно есть в Великий пост

Основные продукты: овощи и фрукты, бобовые, орехи, цитрусовые, сухофрукты. Блюда едят в сыром или отварном виде, на пару или из духовки.

Какие продукты можно есть в пост:

  • злаки и каши на воде без сливочного и масла гхи;
  • овощи и фрукты;
  • черный хлеб или хлебцы;
  • бобовые, баклажан и цуккини, орехи и грибы;
  • цветная и брюссельская капуста, брокколи, бок чой, спаржа;
  • все виды зеленых салатов;
  • чечевица, нут, горох, соя, фасоль, бобы — главные источники белка;
  • подсолнечное масло (в разрешенные дни);
  • рыба допускается два раза: на Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно приготовить на пару, потушить или запечь в духовке.
  • мед;
  • хлебобулочные и кондитерские изделия, в составе которых нет молочной продукции и яиц.
Читайте также:
Поминки 40 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

Как соблюдать пост 40 дней?

Чтобы выдержать все 40 дней поста, нужно психологически настроиться на это не простое испытание.

  1. Необходимо посоветоваться с батюшкой. Возможно, зная своего прихожанина, он даст свое благословение на нестрогий пост, на определенные послабления в ограничениях
  2. Нарушение принципа питания в пост – не такой уж и большой грех. Гораздо хуже, если человек имеет недобрые мысли и совершает недобрые поступки, и не кается в них
  3. Попросить поддержку у близких людей. Возможно, они тоже присоединятся к посту, а возможно, просто помогут преодолеть свои плотские желания

Что нельзя есть в Великий пост

Нужно воздержаться от следующей пищи:

  • мясо и мясная продукция: копчености, ветчина, колбасные изделия;
  • яйца и продукты, в составе которых они используются;
  • блюда с насыщенным разнообразным вкусом: сладкие, соленые, копченые;
  • молочная продукция: кефир, молоко, ряженка, йогурт, сливочное масло, сыры, сметана, а также блюда, в составе которых они используются;
  • фастфуд, шоколад, сдоба;
  • алкоголь;
  • рыба (кроме разрешенных дней);
  • подсолнечное масло (кроме разрешенных дней).

Как держать пост в первый раз?

У тех, кто думает поститься впервые, часто возникает вопрос, как питаться в пост, что себе готовить. Ответов здесь несколько:

  1. Если это не диета, а действительно пост, предписываемый церковью, то нужно посмотреть церковный график постов. Практически все знают о Великом посте, но ведь в православии есть еще и другие, менее длительные посты
  2. Христианский пост предполагает следование и другим канонам христианства. Например, перед постом нужно сходить в церковь и провести обряды исповедания и причащения, подготовив, таким образом, свою душу и тело к посту
  3. Те, кто постятся не один год, знают, что нельзя наедаться перед постом «впрок», нужно постепенно, за несколько дней начинать определенные ограничения, даже, несмотря на изобилие масленицы. Тем же, кто обращается к посту впервые, обязательно следует знать о «переходном» для тела периоде – не резко бросать употребление мясных и молочных продуктов, а делать это заблаговременно


К тому, чтобы выдержать пост все 40 дней, нужно подготовиться морально

Питание в Великий пост по дням

  • первая неделя — самая строгая, а в первый день постящиеся голодают и отказываются от любой пищи;
  • по понедельникам, средам, пятницам едят холодную пищу без растительного масла;
  • вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запеченная пища без масла;
  • в субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина (кроме Страстной недели);
  • в выходные можно готовить горячие блюда с растительным маслом, допускается немного красного вина, кроме Страстной недели.

Как соблюдать пост беременным?

  • Кроме строгого поста церковники допускают и пост, во время которого человеку предписаны ограничения в еде, но, вследствие разных причин, разрешены некоторые блюда, например рыба или молоко
  • Эти разрешения подразумевают отдельные категории людей, например, с проблемами со здоровьем, беременных женщин и маленьких детей. Им дозволена более разнообразная и насыщенная пища ввиду физиологической необходимости дополнительного поддержания организма
  • Представители церкви выступают часто с разъяснениями по этому поводу и дают свое благословение на соблюдение не строгого поста. При этом они все же приглашают посетить своего священника и посоветоваться с врачом
  • Так и беременные женщины могут ограничивать себя в питании при условии постоянного наблюдения за организмом. Врачи категорически не рекомендуют им отказаться от животных белков, так как продукты их метаболизма – это структурные элементы, необходимые для формирования клеток плода


Беременным в пост можно мясо и молочные продукты

ВАЖНО: Священнослужители советуют беременным женщинам, решившим соблюдать Великий пост, ослабить его, введя в меню яйца и молочные продукты.

Одновременно с этим они говорят о том, чтобы будущие мамы в этот период уделили больше внимания своему внутреннему миру, больше молились, отказались от мирских развлечений

Мнение врачей

Церковь разрешает не поститься беременным, кормящим матерям, детям, путешествующим, пожилым и больным. Им нужен белок животного происхождения. Кому для роста, кому — для восстановления и поддержания сил. Но сейчас, когда в стране бушует коронавирус, врачи уверены: никому нельзя отказываться от скоромной, то есть белковой пищи.

Всему голова

«Белок — это строительный материал для нашего организма. Без него не может восстановиться ни одна клетка, — комментирует Галина Анохина, д. м. н., профессор кафедры диетологии и гастроэнтерологии Национальной медицинской академии последипломного образования. — И он нам сейчас как никогда нужен для того, чтобы количество иммунных клеток было достаточным и иммунитет мог выполнить свою задачу».

«Без белков животного происхождения мы не можем жить. Это наша биохимия, природа, — объясняет Людмила Гончарова, иммунолог, вирусолог, генетический диетолог, руководитель клиники Goncharova Clinik. — Важно понимать, что организм не запасает белок. Поэтому если он не получит его из пищи, то будет брать его, разрушая себя: из эластина, коллагена, суставов, позвоночника. В итоге после поста человек может увидеть более дряблую кожу, большее количество морщин, у него могут возникнуть проблемы с суставами и т. п.».

По словам Галины Анохиной, нельзя съедать меньше, чем 30 г белка в сутки. «Иначе будут распадаться клетки иммунной системы (она не сможет нормально функционировать), других систем и органов», — комментирует эксперт.

«Пост — это, прежде всего, отказ от злоупотреблений. Например, чаем, кофе, алкоголем, сладостями, копченостями и т. д. Многие думают: «Сейчас откажусь от мяса, перейду на сладости — и будет мне счастье». Идет подмен понятий. Не стоит отказываться от белковой пищи. Нужно отказаться от злоупотреблений. Хотя бы одного», — уверена Людмила Гончарова.

Сила разгрузки

По мнению диетолога Оксаны Скиталинской, периодическое ограничение себя в пище животного происхождения все же может быть полезно. Поэтому можно, например, поститься по средам и пятницам, как рекомендует это делать Церковь в течение всего года.

«Когда человек ежедневно употребляет много калорийной пищи, его пищеварительная система работает в режиме сверхнагрузок. Когда мы на время отказываемся от подобной еды, у нас выделяется меньше ферментов для переваривания пищи. Соответственно, меньше напрягаются органы пищеварения, улучшаются обмен веществ и работа клеток, а организм очищается от токсинов и омолаживается», — считает эксперт.

Удар по поджелудочной

Людмила Гончарова говорит еще об одной опасности постного меню. «Любой растительный продукт содержит сахар, фруктозу, сахарозу, глюкозу. Когда во время поста мы переходим полностью на растительную пищу, поджелудочная железа не может усваивать эти вещества в таком количестве. Организм получает в короткий промежуток времени огромный избыток сахаров. А это чревато запуском любых воспалительных процессов. Результат — возникновение сахарного диабета второго типа, подагры, ухудшение зрения, снижение слуха и т. д», — объясняет эксперт.

Осторожно, сухоядение

В календаре Великого поста есть дни, когда рекомендовано исключительно сухоядение. Во время них необходимо ограничить себя в питье воды, не есть вареную пищу. «Но вы очень рискуете, если будете придерживаться такой рекомендации. Дело в том, что все процессы в организме человека происходят исключительно на воде, — рассказывает Людмила Гончарова. — Ее недостаток приводит к нарушению работы почек, сердца, выделительной системы, приводит к запуску заболеваний».

Читайте также:
Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

По словам эксперта, тем, кто живет возле моря или океана необходимо пить воды из расчета 30 мл на кило веса плюс 1 литр для работы кишечника. А жителям, например, Киева необходимо 50 мл на кило веса. Детям и того больше — 80 мл. «И это чистая вода. Супы, компоты в расчет не берем. В пище вода идет структурированная, с витаминами и минералами, она работает как еда», — объясняет эксперт.

Материал опубликован в газете «Вести» от 10 марта №042. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Как соблюдать пост 16 понедельников?

В индуизме есть традиция поста 16 понедельников.


Пост 16 понедельников — индуистская традиция

Традиция идет от бога Шивы, вернее, его супруги Парвати, которая, чтобы стать достойной Шивы и стать его супругой, соблюдала врата 16 понедельников. Для современных девушек в индуистской традиции поститься 16 понедельников означает успешный брак и благополучную семейную жизнь.

Испытание Великим постом. Как правильно его держать и чего делать не стоит

С 15 марта у православных христиан всего мира начнется Великий пост. Он продлится до 1 мая, а 2-го будет отмечаться один из самых главных праздников — Пасха.

Пост длится 49 дней. В это время полностью запрещено есть продукты животного происхождения (мясо, молоко, яйца).

Первые 41 день символизируют путешествие Спасителя по пустыне, во время которого он постился и противостоял искушениям, а последняя неделя (Страстная) — последние семь дней жизни Спасителя.

Самыми строгими считаются первая и последняя недели поста. В первый день поста, 15 марта, разрешено пить только воду. Во второй день можно съесть немного постного хлеба и пить воду. В остальные пять дней первой недели Великого поста предписано сухоядение.

В эти дни разрешена холодная пища, не обработанная термически: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, иногда мед.

Исключением является хлеб: есть его можно, но постный.

Похожего графика питания православные будут придерживаться и в последнюю неделю поста. С 26 по 29 апреля рекомендовано сухоядение. А страстную пятницу, в день, когда распяли Христа, православным стоит вообще отказаться от пищи и пить только воду.

Как правильно питаться

Основную часть поста установлены определенные правила питания. Кроме стандартных ограничений на мясо и молочные продукты, есть и ограничения на питание по дням.

В понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение, а во вторник и четверг — вареная пища без масла.

По выходным можно есть горячую пищу с добавлением растительного масла. Есть в пост и дни, когда ограничения на масло и продукты животного происхождения не действуют. Речь идет о больших православных праздниках — Благовещении, Лазаревой субботе и Вербном воскресенье.

В этом году 7 и 25 апреля можно есть рыбу, а 24 апреля — рыбную икру.

Это только на первый взгляд кажется, что православный пост — сложный, длительный и голодный. На самом деле все зависит от вашего настроя. Поверьте, при правильном подходе голодать вы точно не будете. Рецептов простых и сытных блюд без мяса и молочных продуктов очень много.

Но помните, что смысл поста не просто в отказе от продуктов животного происхождения, а в скромности и отсутствии чревоугодия. Если вы не будете есть мясо, но при этом стол все 7 недель будет ломиться от различных дорогостоящих лакомств, то пользы в этом не будет.

На время поста лучше воздержаться от спиртного.

Самое главное — помните о своем здоровье. Перед началом поста лучше проконсультироваться с доктором, сдать анализы, чтобы точно быть уверенным в своем здоровье. И конечно, питаться нужно разнообразно и правильно. В первые недели поста иногда даже советуют есть побольше, чтобы организм получал все нужные витамины и привык к новому рациону.

Лучше молитва, чем отказ от мяса

Великий пост — это не диета. Да, временный отказ от мяса пойдет на пользу. Но делать подобную разгрузку можно в любое время года. Но священнослужители всегда говорят о том, что Великий пост — это, прежде всего, очищение души, а не строгая диета, как некоторые его воспринимают.

Те, кто держит пост постоянно, стараются первые четыре дня провести в тишине, дома, посетить службы в храмах. Это не только помогает настроиться на нужный лад, но и пережить первые самые строгие дни поста. Далеко не все могут себе позволить подобное. Поэтому лучше заранее настраивать себя на то, что придется на какое-то время отказаться от каких-то вещей.

На время поста стоит воздержаться от чрезмерного веселья, дурных мыслей, мата.

А еще найдите время на то, чтобы сходить в церковь, почитать молитвы, поговорить со священником, исповедаться. По возможности старайтесь делать добрые дела.

Кому не стоит поститься

Все правила постных дней касаются только здоровых и взрослых людей. Пост не должны соблюдать больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, люди, чья работа связана с тяжелым физическим трудом, престарелые, заключенные и путешествующие.

Все эти группы православных верующих могут соблюдать пост, но по более мягким правилам.

Если человек случайно нарушил в один из дней пост, он все равно может его продолжить. И самое главное, от мирян никто не требует такого же жесткого поста, как соблюдают его священнослужители. Если не знаете, каких ограничений можете не придерживаться, обратитесь за советом к батюшке.

Как правильно выходить из поста

Несколько недель отказа от традиционной пищи перенастраивают организм. Поэтому празднования Пасхи у тех, кто держал пост, часто обостряются болезни желудочно-кишечного тракта. Причина — неправильный выход из поста.

Не стоит сразу с первыми часами Пасхи бросаться на мясо и молоко.

Выход из поста должен быть плавным, без налегания на жирное и жареное. Это не говорит о том, что в праздник Пасхи придется отказаться от любимой окрошечки или кулича. Нет. Но есть нужно небольшими порциями, ограничьтесь одним вареным яйцом. В последующие дни тоже не стоит сильно менять рацион. Пусть в нем по-прежнему остается достаточное количество клетчатки. Так организму будет проще адаптироваться к новым условиям.

Врачи советуют в первое время после поста не налегать на фастфуд, а алкоголь употреблять в маленьких дозах. Кроме того, в первые дни стоит повременить с жареной картошкой, вермишелью, печеньем и даже кофе, так как последний в числе прочего сильно задерживает влагу в организме.

После поста лучше всего есть рыбу или курицу.

А вот говядину или свинину можно вводить в рацион лишь через четыре-пять дней. Если не хотите дополнительных проблем со здоровьем, то переход к традиционному питанию без ограничений должен продлиться три недели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: