Духовный наставник в православии: кто это, задачи духовного отца, правила выбора и особенности взаимоотношений

Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)

Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных, порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен духовник? Рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

К сожалению, зачастую люди, приходящие в храм, считают приемлемым для себя исповедоваться сегодня у одного священника, а в следующий раз – у другого. Хотя это странно, ведь мы для исцеления какой-то телесной болезни постараемся найти одного хорошего врача, чтобы он нами всё время занимался.

То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека и священника. Когда к священнику кто-то приходит на исповедь один, второй, третий раз, он начинает понемногу этого прихожанина узнавать: обстоятельства его жизни, его внутренний склад, какие-то личностные особенности. Так складываются доверительные отношения, человек начинает у этого священника окормляться, который постепенно становится его духовником.

В среде верующих бытует такая идея: нужно сначала попросить священника быть духовником, тогда он будет не просто принимать исповедь, но и особо молиться за свое духовное чадо. На мой взгляд, можно, конечно, и попросить, но дело в том, что христианская жизнь не терпит никакого формализма. Если священник человека регулярно перед собой видит, проникается какими-то его скорбями, печалями, нуждами, относится к ним как к своим в каком-то смысле, то он, безусловно, будет об этом человеке молиться. Если же священник, у которого человек исповедуется несколько лет подряд, не молится о нем, то странно ожидать, что после такой просьбы начнет.

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание. Здесь неуместно особо «договариваться»

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание, и в ней не нужно каких-то сложных нагромождений, конструкций, связанных с испрашиванием чего-либо и с ответом на это – положительным либо отрицательным. А иначе какие-то торжественные заявления звучат, люди как бы о чем-то договариваются даже, но эти отношения не складываются. Когда же они сложились, то совершенно необязательно это специально как-то называть. Есть сам факт, и он гораздо более значим, чем любые его наименования.

Духовник и духовный отец

Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. Наверное, можно охарактеризовать их так: духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и с которым регулярно советуется, а духовный отец – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребенка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определенный уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада.

Обретение духовника – это всегда таинство

В идеале духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен

«Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живет жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришел в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен. И тогда совершенно естественно пойти на службу в другой храм или забраться в Интернет и почитать, что говорит такой-то священник, что пишет такой-то. А бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймешь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.

Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.

Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьез, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьезного отношения к нему священника и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства и отцовства завязываются и устанавливаются.

Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что приходящий раз за разом на исповедь тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то свое, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.

Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шел более прямым путем, сократил его. Такой своего рода навигатор. Еще точнее сказать: духовник помогает пройти тем путем, которым он сам когда-то прошел.

Нужно ли и можно ли менять духовника?

Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?

Читайте также:
Православие и ИНН: отношение церкви и мнение священников, духовная опасность, тонкости и нюансы

На мой взгляд, человек должен в Церкви искать того, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.

Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима еще наша внутренняя работа над собой

Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждет, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.

Иногда дело вовсе не в том, что священник не дает тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчеркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьезных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.

С духовником или без духовника?

Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаешь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путем христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования. Но у современного священника, как и любого современного человека, очень мало к такой самоотдаче способности.

Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.

Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать. Но это в тех случаях, когда мы действительно ищем.

Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

Тревожные события в мире приводят к тому, что все больше людей начинают искать успокоения в Церкви, защиты у Бога, но многие не знают, как это сделать, порой стесняясь своей христианской безграмотности и маловерия. Самостоятельно влиться в духовную жизнь или воцерковиться, научиться читать Библию и понимать ее, знать правила поведения в храме практически невозможно.

Многие христиане, крещенные в младенчестве, стремятся приблизиться к Таинствам Церкви и, как правило, делают это, советуясь с людьми со своего окружения, даже не догадываясь, что помочь им может духовный наставник в православной церкви.

Духовный наставник — мудрый помощник

Христиане, часто посещающие храмовые служения, встречаются с одними и теми же священниками, а порой это один человек. Во время проповедей, Литургий у православных верующих возникают вопросы, ответы на которые не могут дать даже близкие друзья.

Порой жизненные ситуации складываются таким образом, что о них вообще никому рассказать нельзя, а проблема раздирает сердце, и тогда человек идет в храм к священнику.

Огромный подарок приобрели те христиане, которые на протяжении долгого времени имеют возможность в любое время получить ободрение, наставление от духовного наставника.

Духовный наставник — человек, который хорошо разбирается в православии, постоянно пребывает в чтении духовной литературы, посте, молитве и исполняет все каноны. Не всегда духовным попечителем становится священник поместной церкви, это может быть учитель воскресной школы или воцерковленный, то есть живущий жизнью храма, человек.

Для христиан, редко бывающих в храме, духовным помощником может стать близкий человек, почитающий Бога всей своей жизнью и служащий примером, светом для окружающих. «По делам их узнаете» — писал апостол Матвей (Мат 7:16)

Духовный наставник — Богом посланный человек, который поможет ищущей Бога душе:

  • прийти к истинному покаянию;
  • познать смысл Жертвы Спасителя;
  • научиться бояться Бога на основе доверия Ему;
  • «одеться» в Христову веру, как в броню.

Важно! Хороший духовный наставник становится учителем, советчиком, другом, который всегда укажет выход в любой жизненной ситуации, действуя по слову Божьему и ведомый Духом Святым.

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Читайте также:
Колокольный звон: виды и значение, сила и особенность звона колокола, польза и целительные силы

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

Духовные вопросы православной веры:

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец».

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред. Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки. Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как обрести мудрого духовного наставника в православии

Кто такой духовный наставник

Миряне, которые регулярно посещают храм, знают, что с любой проблемой или вопросом они могут обратиться к священнику. Иногда это бывает единственный выход, особенно если никого другого посвятить в свои трудности нельзя.

Праведные христиане с любой проблемой или вопросом могут обратиться к священнику

Мудрый душепопечитель всегда подбодрит, даст наставление, поможет дельным советом.Наставничество – довольно распространенная практика среди православных и католиков. Чаще всего наставником для христианина становится служитель церкви. Однако им также может быть кто-то из прихожан, обладающий глубокими знаниями об учении Христа, живущий строго по Законам Божьим, не нарушающий каноны, соблюдающий все посты.

Духовник посылается Господом Богом, чтобы человек смог:

  • осознать свои грехи и искренне покаяться в них;
  • понять истинное значение Жертвы Христа;
  • полностью довериться Всевышнему;
  • укрепить свою веру.

Роль и задачи душепопечителя

Духовный учитель в христианстве выполняет сразу несколько функций: целителя, учителя, а иногда даже психотерапевта. Его задача – внимательно, без осуждения, выслушать человека, помочь мудрым советом, укрепить веру мирянина.

Людям, которые пока еще далеки от церкви, но хотят стать полноправными ее членами, духовник подробно объясняет смысл православия, рассказывает о Законах Божьих, растолковывает смысл Святой Жертвы. Наставник всегда разъяснит прихожанам Святое Писание, укажет, какие псалмы или молитвы следует читать для решения какой-либо проблемы.

Читайте также:
Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

Духовник подробно рассказывает о Законах Божьих

Помощь душепопечителя бесплатна, однако отблагодарить святого отца можно пожертвованием храму.

Православный учитель может брать шефство над несколькими мирянами. За каждого из подопечных он несет личную ответственность перед Создателем. В отличие от психологов, священник пользуется только одним инструментом – Словом Божьим. Служитель церкви помогает людям через обращение к вере, руководствуясь опытом Святых Отцов.

Видео «Как найти духовного наставника?»

В этом видеосюжете рассказывается о значении православного учителя в жизни христианина.

Выбор духовного наставника

Найти хорошего душепопечителя довольно сложно, ведь не все служители Бога сегодня являются примером для подражания. Православный учитель должен жить по Законам Божьим не только для вида, но и придерживаться канонов в повседневной, семейной жизни. Сложно довериться священнику, который не соблюдает пост, нарушает каноны или разглашает информацию, рассказанную ему во время Таинства Исповеди. Наставником не может стать человек, отдающийся своим низменным страстям, ведь Создатель способен узреть даже самые скрытые пороки.

Истинного духовника видно по его отношению к обездоленным, нищим и немощным. Однако фанатичность также не приветствуется, поскольку она часто приводит к самоунижению человека. Недопустимо, чтобы наставник был груб, зол или проявлял негативные чувства к прихожанину. Настоящий учитель никогда не возвысит себя над учеником, а расставит все точки над «і», поможет понять Евангелие, направит на Светлый Путь. Он научит своего подопечного быть благодарным Всевышнему, доверять Ему, просить помощи молитвами.

Неоценимую помощь при выборе духовного учителя оказывает молитва. Перед походом в храм рекомендуется попросить Господа, чтобы Он послал хорошего священника, способного вести за собой по праведному пути. После встречи со святым отцом должно остаться ощущение легкости, радости. Человек, нашедший своего наставника, чувствует покой и душевную гармонию. Настоящий духовник буквально заражает мирянина желанием следовать христианской вере, усердно молиться, изучать Святое Писание.

Неоценимую помощь при выборе духовного учителя оказывает молитва

Духовный наставник опекает своих учеников на протяжении всей их жизни. Перед ним раскрывают душу, показывая все добродетели и пороки, рассказывают самые сокровенные тайны, рассуждают о смысле жизни. Общаясь с душепопечителем, миряне обретают:

  • Божью благодать;
  • возможность попасть в Царствие Небесное;
  • очищение от грехов.

Православный настоятель – это друг для воцерковленного человека. Без его помощи мирянам не обойтись, так как всегда возникают вопросы, на которые может ответить только духовник. Именно поэтому духовный учитель должен хорошо разбираться в учении Христа, быть Его преданным последователем и жить по Законам Божьим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Духовник: совместный путь к Богу

Каждый христианин нуждается в опытном и чутком наставнике, способном укрепить его в вере и помочь возрастанию в духовной жизни. Найти такого руководителя сложно. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий дает несколько полезных советов, которые помогут не только в поиске духовника, грамотному общению с ним, но и в понимании цели своих исканий — пути ко Христу.


— Владыка, скажите, как найти духовника?

— Самая распространенная ошибка, которую совершают верующие, это поиск святого и прозорливого старца. Люди идут в монастырь и пытаются увидеть там преподобных Серафима Саровского или Амвросия Оптинского. Но важно понимать, что священник — человек со своим характером и душой, и разделять человеческое и Божественное.

Христианин должен искать не волшебника, не целителя, не пророка и даже не святого, который будет утешать, ободрять и потакать ему, а священника, доверяющего Богу, стремящегося к святости и готового в этом помочь другому человеку. Поэтому нужно молиться и просить у Бога помощи в стремлении к совершенной жизни, в трудах, совершаемых ради Него, в поиске единомысленного батюшки.

— Можно ли обратиться к батюшке с просьбой стать духовником и как это сделать?

— Конечно можно. Но не стоит с этим торопиться. Новоначальному христианину следует не только молиться Господу с просьбой послать духовника, но и ждать часа, когда откроется воля Божия. Это будет настолько явственно и ощутимо, что человек сам поймет — этот момент настал. И тогда можно, не стесняясь, подойти к священнику, сказать, что исповедуетесь у него, общаетесь с ним и хотите, чтобы он стал вашим духовником. Если батюшка имеет такую возможность, понимает, что готов взять хотя бы часть ответственности на себя, то тогда, он, наверное, может согласиться.

К примеру, известный старец Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) на просьбу стать духовником никогда не давал прямого согласия. Он только отвечал, что будет стараться делать все, что от него зависит, а остальное управит Господь. Когда я стал священнослужителем, и ко мне шли люди с такими же просьбами, я говорил им то же самое, потому что отношения между духовником и чадом должны состояться по воле Божией.

— Скажите, как складываются отношения между духовником и его чадом?

— Никто из нас не застрахован от искушений. В любой семье бывают радостные моменты, но бывают и трудности, острые ситуации, в которых нужно проявлять смирение и терпение. Точно так же складываются отношения у духовника и исповедника. Во многом они зависят от того, что мы ждем от духовника. Нельзя рассчитывать, что он будет потакать нашим интересам, страстям, постоянно хвалить, брать на себя ответственность и решать за нас все вопросы. У священника нужно искать наставничества во Христе. Священник должен идти к Богу и показывать эту дорогу жаждущим спасения. Если в отношениях духовника и чада главным является совместный путь к Богу, то ради этого можно потерпеть немощи священника, который, как и любой человек, имеет недостатки, а также потрудиться над собой. Только в этом случае отношения будут укрепляться. Ну, а если по какой-то причине они рассыпаются, то нужно, ничего не скрывая и не утаивая, прямо об этом сказать священнику. Это касается и исповеди. В грехах и страстях можно каяться любому священнику, а вот помыслы, чтобы никого не смутить, следует открывать только духовнику, знающему все уголки сердца и души человека.

Читайте также:
Гефсиманский сад: история и значение в православии, что такое, место Гефсимании

— Существуют ли правила общения с духовником?

— Конечно, в церковной жизни есть этикет. Я всегда удивляюсь, когда люди говорят о батюшке или обращаются к нему, не называя сан. Если мы обращаемся к архиерею, то называем его владыка, священника — отец, диакона — отец диакон. Естественно, в отношениях между духовным отцом и чадом тоже существуют определенные правила, которые свидетельствуют об уважении и почтении. И снова их можно сравнить с теми, что действуют в семье при общении детей и родителей. Это не раболепство, не слепое следование каким-то устаревшим нормам, а обыкновенные человеческие отношения с учетом церковного этикета.

— Как Вы думаете, каким должен быть духовник и какими он обладает правами и обязанностями в отношении духовных чад?

— Исповедник сам делегирует права своему духовному отцу. При этом священник может требовать послушания своего чада ровно настолько, насколько тот готов слушаться духовника и священнослужителя вообще. Повторюсь, что священник в своих словах, проповедях, общении с народом должен быть, прежде всего, путником, идущим к Царствию Божиему и ведущим за собой желающих. Те, кто следует за батюшкой, не только наделяют его полномочиями, но и получают от него определенные послушания, о выполнении которых духовник может спросить по мере духовного возрастания. Но ни в коем случае недопустимо, чтобы священник принуждал человека, давая благословения, нарушающие свободу и подавляющие волю. Послушание может быть только добровольным.

— Владыка, скажите, о чем стоит советоваться с духовником, а что можно и нужно решать самому?

— Подобную ситуацию можно сравнить с отношениями детей и родителей. Одни дети родителям полностью доверяют и советуются по всем вопросам, которые по мере возрастания меняются. Другие дети своевольны, абсолютно закрыты и от своих родителей, и тем более от окружающего мира. То же самое может быть и в духовной жизни. Все зависит от степени доверия и характера отношений, сложившихся между духовником и чадом. В этом случае доверие должно быть взаимно, как и мера ответственности.

Прежде всего, духовника нужно спрашивать о том, как исполнить волю Божию, как найти путь к спасению. Конечно, опытные духовники могут дать очень мудрые жизненные советы. Но в первую очередь они, как делатели заповедей Божиих, как молитвенники, исходя из своего опыта, должны учить христианина молиться, каяться, обращаться к Богу и спасаться, то есть наставлять именно в духовной жизни, а потом уже помогать в вопросах, которые беспокоят человека в повседневной суете. При этом нужно хорошо понимать, что общение с духовником не снимает с человека личной ответственности.

— Как поступить, если в каком-то вопросе человек не согласен с духовником?

— Нужно сказать об этом своему батюшке. Если это вопрос не принципиального характера и не касается заповедей Божиих, то можно с духовником и не согласиться.

Вообще, священник не должен нарушать свободу человека, потому что этого не делает даже Господь, но он может высказать свое мнение, предположение, поделиться мыслями и чувствами, а в остальном все зависит от верующего: примет ли он слово своего духовника или же нет. Ответственность за это решение полностью будет лежать на человеке.

Бывают ситуации, когда чадо не согласен с духовником, но верит ему и знает, что батюшка не пожелает зла, и поступает так, как тот советует. Человек, смирив себя и, как наш Господь, послушлив был даже до смерти (Фил. 2, 8), получает гораздо больше пользы, нежели ожидал. И я знаю множество примеров, подтверждающих, что послушание творит чудеса.

— Духовник является проводником воли Божией, но нередко источником нашей воли становится страсть. А может ли страсть руководить советами духовного отца?

— Жизнеописания православных подвижников Палестины и Египта, которые содержатся в патериках, отечниках и лавсаиках, полны примеров того, как духовники, одержимые страстями, давали своим чадам послушания. Вот один из них. Духовник, у которого некий монах нес послушание, был раздражителен и гневлив. Он часто давал поручения и благословения, руководствуясь страстью гнева. И что же оставалось делать бедному послушнику? Получается, что, выполняя волю старца, он поступал по его страсти и уподоблялся ему? Ничего подобного. Даже данное в гневе и раздражении послушание, которое чадо воспринимает как волю Божию, способно указать путь к исправлению. И в первую очередь это зависит от человека веры. Но существует одно условие: мы должны выполнять все, что нам говорят, только в том случае, если это не противоречит заповедям Божиим. То есть мы всегда должны опираться на здравый смысл и думать своей головой, а не просто слепо нести данное нам послушание.

Хочется верить, что в наше время нет духовников, которые требуют слепого и бездумного выполнения поручений от своих чад. Христианин, когда берет благословение на то или иное дело, всегда должен иметь мужество и желание его выполнить. Человек должен что-то делать самостоятельно, прикладывать определенные усилия. В противном случае духовничество теряет смысл. Но если тебе дали заведомо абсурдный совет, противоречащий Закону Божиему, то, конечно, как минимум в этом совете нужно усомниться и не следовать ему. Однако тогда возникает вопрос: что это за духовник, который дает невыполнимые послушания?

К сожалению, наше время скудно на примеры послушания, хороших духовников стало меньше. Но верующему Господь всегда поможет и пошлет единомысленных братий и сестер и, конечно, духовника по сердцу.

— Если у человека все же нет духовного отца, то к кому он может обратиться за советом и помощью?

Читайте также:
Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

— Сейчас у каждого есть замечательная возможность — обратиться к трудам святых отцов, по крайней мере, на первоначальном этапе духовного пути. Например, святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что именно святые отцы должны быть нашими наставниками. На сегодняшний день существует огромное количество литературы, которая позволяет познакомиться с опытом Православной Церкви и ее подвижников. Нужно только читать и разбираться, получая ответы на многие вопросы. Следующим шагом должна стать молитва и поиск духовника, потому что живое общение со священником невозможно ничем заменить.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как обрести духовного отца в православной церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иногда в жизни человека возникают ситуации, когда необходимо спросить совета или просить помощи решить проблему, но он не знает к кому обратиться. На Руси в православной вере были священные служители церкви, которых выбирали духовными наставниками. Как найти духовного отца в православной церкви вы сможете узнать из этой статьи.

О духовном отце, святые отцы

Духовный наставник — это священный служитель, который обладает большим жизненным и духовным опытом. Он учит религиозному послушанию.

В истории православия имеются главные варианты наставничества:

  • приходский священник;
  • старцы целители человеческой души, это будущие святые.

Старцы давали обет смирения и своими действиями и поступками облегчали участь заблудившихся в сомнениях людей. Разговорами и напутствиями они исцеляли душу, давали мир и покой. Помогали в религиозном просвещении учеников, учили постичь мудрость и содействовали совершенствованию верующей личности, направляли на праведный путь.

Выбор духовного наставника

Как выбрать духовного отца не будет проблемой, необходимо довериться интуицию, она подскажет. Понимание придет само собой, если общение с наставником:

  • при наставлениях и беседах лечит душу;
  • приносит чувство облегчения, радости и умиротворение;
  • дает ощущение веры в молитву.

В любой жизненной сфере спортивной, трудовой у человека есть учитель. Он помогает, делится опытом, подсказывает. Обязанность духовного наставника состоит в укреплении ученика в вере, совершенствовании духовного самосознания и выполнении заповедей. Чтобы Бог подсказал, где найти такого человека необходимо обращаться с молитвой за духовного отца ко Господу.

Поиск следует начинать с прихода, где священник проводит службы и приглядеться к нему. Посещать церковь, к которой лежит душа. У хорошего священного служителя всегда благоприятная атмосфера. Также стоит пообщаться с прихожанами храма и узнать их мнение. Не следует сразу первого служителя церкви называть наставником. Разговаривая с другими людьми, узнать какой священник пользуется авторитетом. Обычно люди боятся доверить самое сокровенное и им трудно сразу открыться. Из беседы с батюшкой можно сразу понять, можно ему довериться или нет. Потому что духовник становится близким человеком и ему необходимо исповедаться и поделится о наболевшем.

Как стать духовным отцом

Наставник не просто рядом идущий, он священный служитель и должен соблюсти таинство покаяния и помочь внедрить нравственные качества Священного писания. Духовный отец должен уметь нежно и в доходчивой форме объяснить, в чем жизненные понятия не соответствуют Писанию. Деятельность наставника намного шире. Это когда священный служитель путем Святого Духа постигает душу ученика и словами и поступками, личным примером, простотой и скромностью достигает большего.

Когда ученик видит истинный образец духовности, он выберет его в отцы. Наставник также должен осознавать, что мир вокруг меняется и ставит другие проблемы не по принципам, а новому содержанию. Это касается интернета и телевидения.

Зачем просить благословения

Благословение духовного отца — это специальная молитва, содержание которой зависит от просящего человека. Верующие люди любое действие в жизни посвящают Богу, чтобы стать ближе.

Кроме этого священный служитель, давая благословение, берет на себя полную ответственность. Поэтому просящему необходимо обозначить истинную причину, чтобы установить доверительные отношения. Тогда священник сможет понять, зачем необходимо благословения. Ведь цели бывают разными.

Духовный наставник в православии: кто это, задачи духовного отца, правила выбора и особенности взаимоотношений

Духовник и духовное чадо — порой эти взаимоотношения складываются весьма непросто. Какую роль играет духовное руководство в жизни каждого христианина и каждый ли священник может стать духовником? Какова мера доверия духовного чада своему наставнику и мера ответственности пастыря перед пасомым? Существуют ли правила духовного окормления, следуя которым можно избежать «подводных камней» во взаимоотношениях духовника со своим чадом? И можно ли на трудном пути ко спасению вообще обойтись без наставника? На эти и другие вопросы отвечает известный духовник, наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов).

— Отец Алексий, какое можно было бы дать определение: кто такой духовник? Каково его значение в духовной жизни христианина?

— Обычно духовник ­— это священник, который советует, наставляет христианина на путь спасения. Он может просто совершить Таинство исповеди: исповедовался человек, Господь явил благодать Свою — простились ему грехи,— и они разошлись и, возможно, никогда больше и не встретятся друг с другом, но может и такое быть, что священник исповедует не один раз, а регулярно и всю жизнь, или даже является духовным руководителем…

— А чем отличается роль духовного отца, духовного руководителя от роли духовника?

— И тот, и другой — «отец». Но духовный руководитель — это священник, который ведет человека по жизни — ведет через свое доброе наставничество. А совершается оно, прежде всего, через духовное послушание этого человека своему пастырю. Вот в этом случае он уже является духовным руководителем — духовным отцом.

Читайте также:
Молитва об усопшем до 40 дней - молитвы об упокоении души новопреставленного святым, как и когда читать

Много говорится сейчас — как добрый совет — о том, что каждый христианин непременно должен иметь своего духовника, должен обязательно быть руководим кем-то. Но это очень тонкий вопрос, и к нему нужно подходить очень осторожно. Например, нередки случаи, когда руководить людей ко спасению берутся священники неопытные, и от этого бывает не добрый плод, а, напротив, тяжелые ошибки, которые могут серьезно повредить душам пасомых.

А с другой стороны, можно столкнуться с людьми, которые с некоторым тщеславием, гордясь, говорят о том, что «у нас такой-то духовник с таким-то именем, а мы-де его духовные чада». Звучит-то это, может быть, и красиво, но каково на самом деле — это, конечно, могут показать только плоды. Ведь суть не в громких именах наставников, а в самой жизни и поступках наставляемых.

Мне запомнились слова отца Андроника, глинского схиархимандрита, завершившего свой земной путь в Тбилиси. Он говорил: «Кто меня слушается, тот и мое чадо». Святые отцы говорят, что, задав духовнику какой-то вопрос и получив на него ответ, нужно непременно исполнить то, что он скажет — исполнить данное благословение. Но мы не всегда готовы к этому, потому что не всегда ищем воли Божией, не всегда готовы иметь послушание. Иногда человек «просто» вопрошает. Им может двигать любопытство, или тщеславие, или еще что-то, но в таких случаях сказать, что это духовное окормление, конечно, нельзя.

— А послушание — это обязательное правило духовного окормления, без этого его быть не может?

— Принцип духовной жизни таков: если к этому готовы и вопрошающий, и тот, кто отвечает,— то да, послушание — обязательное условие духовного окормления.

Но мы знаем о подобном духовном делании, о таких «высоких материях», в основном, из книг о древнем подвижничестве: читаем все много, особенно сейчас, когда, слава Богу, появилось большое количество духовной литературы. И, прочитав, иногда пытаемся подражать этому, но получается не всегда умело. А ведь в каких-то случаях и не нужно этого делать. Например, возьмем отношения «духовник — чадо». В нынешние времена священник не может взять на себя руководство человеком в такой степени, как это было, допустим, в древних монастырях, когда ученик жил при старце и каждое слово, каждое движение согласовывались, каждый помысел исповедовался. И если мы стараемся применить это в нашей жизни, то выходит подчас неуклюже, неумело, да и далеко не всегда полезно. А что практически возможно для нас: духовник дает какие-то общие советы — для назидания и даже не всегда, может быть, для исполнения; он может предлагать их в форме рекомендации, а чадо эти советы сопоставляет со своими жизненными обстоятельствами и, прилагая и свой духовный опыт, и, как учат святые отцы, обязательно согласовывая все услышанное (да и всю свою духовную жизнь вообще) с Евангелием,— смотрит, насколько для него этот совет выполним. И еще одно замечание: очень важно, чтобы и пастырь, и пасомый руководствовались любовью и искренним добрым расположением друг к другу.

Очень интересны в этом плане письма отца Иоанна (Крестьянкина). Сейчас, благодаря публикуемой переписке, он для всех нас раскрывается еще больше — и для тех, кто знал его лично, и для тех, кто только слышал о нем, и даже для тех, кто лишь после его смерти познакомился с ним через книги и стал пользоваться его советами и наставлениями. И вот что надо отметить: его письма носят очень трезвый характер, в них нет никакой восторженности, но — весьма здравое отношение ко всему.

Если, положим, молодой человек (юноша или девушка) хочет стать монахом, жить в монастыре, то отец Иоанн, одобряя это стремление, тем не менее, говорит и о том, что оно должно быть здраво, взвешенно. И при этом еще и добавляет, что обязательно надо учитывать, как относятся к этому решению родители этого молодого человека. Мы подчас упускаем именно этот аспект: а как на поворотные жизненные решения реагирует семья. Особенно часто такие перегибы случаются у людей, которые обратились к вере недавно и которые считают, что идут вослед Христу, и при этом на домашних своих — в худшем случае — смотрят как на врагов: и враги человеку домашние его (Мф. 10, 36), а в лучшем — считают, что их мнение учитывать не обязательно.

— Их мнение необходимо учитывать, даже если они неверующие или нецерковные люди и не поймут из-за этого намерений своего ребенка?

— Да, мы обязаны к ним прислушиваться, не должны через них перешагивать, и этим поможем им, может, и не сразу, а через какое-то время принять и это наше смелое и неординарное для них решение. Если мы — христиане, то через нас имя Божие должно прославиться, а не хулиться. Поэтому невозможно допускать, чтобы родители стали жертвами на духовном пути детей. Это, конечно, было бы совсем неверно. Ведь они, как правило, люди, пережившие годы атеизма, которые со временем чаще всего приходят ко Христу, к Церкви, и видят, что те шаги, которые совершили их дети, были оправданными, хотя иногда бывает, к сожалению, и наоборот.

И возвращаясь к теме: отношения с духовником тоже должны выстраиваться на трезвой основе. Если я готов принимать то, что мне скажет батюшка, я буду исполнять его советы, тогда — Господи, благослови. Тогда и Бог будет посреди нас. А если я буду спрашивать благословения на свои неразумные поступки или на неоправданную ревность, а потом говорить, что «меня так благословили, и почему-то вдруг не получилось», то в этом случае претензии к кому: к себе, к духовнику, к Богу? Наверное, к себе…

Читайте также:
Православие и чайлдфри: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы, грех или нет

На что же брать благословение? Одни считают правильным спрашивать священников о каждом своем действии, а другие очень редко приходят даже с какими-то серьезными жизненными вопросами. Какова мера доверия себя духовнику?

— В принципе, повторю, если бы возможна была жизнь по подобию древних монастырей, то можно было бы на все брать благословение. На стакан воды, на то, чтобы сделать лишний поклон…

— Возможна ли такая степень послушания для кого-то в наше время?

— Я думаю, что сейчас — нет. Это практически невозможно. Конечно, остается отеческое выражение: «Будет послушник, найдется и старец», но все же условия жизни у нас совсем другие. Во-первых, есть ли такие старцы, которые могли бы взять на себя такое руководство? Когда у отца Кирилла[1] спрашивали, есть ли теперь старцы, батюшка шутил, что «есть старики, а старцев нет». Во-вторых, готовы ли мы исполнять беспрекословно все, что нам скажут? Поэтому часто получается так: в одном случае мы пытаемся в точности, без рассуждения, исполнить то, что прочтем в книгах о послушании, а в другом — просто отметаем и говорим: «Это не для нас, потому что не для нашего времени», и это тоже ошибка.

— А какова мера ответственности духовника за свое духовное чадо?

— Он отвечает за свои благословения. Бывают разные случаи, к примеру, когда кто-то осмелится дать благословение человеку уйти из семьи или так «развернуть» свои домашние дела, что они выстраиваются под непредвиденным «углом» и приводят к неожиданным и непростым последствиям. Но тут, конечно, человек должен сам постараться оценить свою позицию. Сможет ли он это исполнить, нужно ли ему это исполнять, будет ли это к пользе и ко спасению его самого и ближних.

В этой связи замечу: сейчас много говорят о младостарчестве, когда молодые, совершенно неопытные священники берутся руководить людьми; но они, наверное, все же движимы искренней ревностью,— может быть, у них бывают какие-то ошибки, но они, конечно, хотят, чтобы спаслись все те люди, которые к ним приходят.

Господи, благослови всех умудриться в этом…

— Вопрос о младостарчестве. И не столько о младостарчестве, сколько вообще об ошибках пастырей. Какие ошибки бывают у духовников по отношению к пасомым?

— Порой благословляют на то, что невозможно подъять человеку, дают бремя, которое он не может понести. Например, большие епитимьи, какие человек не в состоянии исполнить. Но ведь епитимья является лишь напоминанием о грехах, это некое благочестивое упражнение,— когда человек его исполняет, то всякий раз приводит на память свои грехи и приносит в них покаяние. Епитимья не является наказанием. Ну и, естественно, она должна даваться в соответствии с духовным уровнем человека. Если человек впервые переступил церковный порог, пришел первый раз на исповедь, то вряд ли стоит давать ему епитимью — множество поклонов или множество канонов, когда он, в лучшем случае, только еще научился креститься и, может быть, знает несколько молитв, а может, и того нет. Вообще, следует соответственно духовному уровню человека давать такое благочестивое упражнение, которое продвигало бы его вперед, не останавливало, не приводило в уныние, а помогало бы встать на путь покаяния, на путь христианской жизни.

Еще одна из ошибок духовников — это то, что они иногда приводят к себе, а не ко Христу…

— Если же отношения между духовником и чадом уже сложились, то какие могут быть «подводные камни» в данном случае?

— Обиды могут быть. Люди могут обижаться, что им мало внимания уделяют, особенно женщины: Тане вот уделили внимание, а Мане — нет, ревность какая-то может быть, ревность неразумная, потому что мы иногда не снисходим друг к другу…

— А какое основание может иметь под собою эта ревность?

— Основание? Немощь. И, прежде всего, немощь наша собственная. Даже если я, допустим, обижен, и, как мне кажется, несправедливо (обижаются-то на что? — на то, что видится несправедливым по отношению к нам, а значит, причина, прежде всего, в наших страстях и самолюбии), надо всегда осознавать и помнить, что мы приходим ко Христу, а не к человеку. Мы приходим к Богу, Ему приносим свое покаяние.

Положим, мы приходим к духовнику, открываем ему свою душу, а тот, помолившись, принимает решение, которое возвещает ему Господь,— он нам его говорит. Если мы принимаем сказанное им как волю Божию, то должны это выполнить. Но бывает и так, что считаем его слова несправедливыми, и отсюда рождается обида и претензии лично к батюшке. Конечно, это надо исповедовать.

В таких случаях люди спрашивают: «А что, если я поменяю духовника?». Но надо рассудить, какая от этого будет польза. Если даже я и уйду к другому священнику, но так же буду обижаться и укорять кого-то, а не себя, то будет ли от этого польза? Конечно, нет. Лучше всего при подобном искушении, помолившись, открыть своему духовнику все, что есть на сердце, и уже только после этого, если нужно, принимать какие-то решения. Вполне возможно, это просто уйдет — частая и искренняя исповедь уврачует эту рану. Как одна женщина говорила (это было в Лавре, там много духовников): «Вот сегодня, чувствую, что мне надо идти на исповедь к отцу Ивану, завтра я пойду к отцу Степану, послезавтра — к отцу Петру…». Такое рассуждение, конечно, не верно. Чем она руководствуется? Что каждый скажет ей по сердцу ее? Это неправильно.

— Можно ли описать «идеальные» взаимоотношения между духовником и его чадом, которые возможны в наше время, при наших условиях?

— Есть понятие Евангельского отца (матери) — это когда при пострижении в монашество духовник — священник либо старец (старица) — «принимает» постригаемого (постригаемую). И во время совершения пострига есть такой момент (во всяком случае, есть такой обычай в обителях): на Евангелие кладется рука старца, который воспринимает будущего инока, сверху — рука новопостригаемого, и священнослужитель, совершающий постриг, обращаясь к старцу-духовнику, говорит: «Се вручаю тебе пред Богом новоначального» (это означает, что он будет с этого момента отвечать за него пред Богом на Страшном Суде). А новопостриженному говорит: «Повинуйся старцу, яко Христови». Вот это и есть понятие «идеальных взаимоотношений».

Читайте также:
Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

А на приходе, в обычном храме, мирян-чад и священников-духовников связывают узы любви. А любовь уже рождает послушание — вот такое взаимное согласие и является спасительным. Но если человек решает, что уже не может окормляться у этого священника, то надо уходить не со стесненным сердцем и мрачными чувствами. В этом случае лучше выяснить отношения, чтобы после расставания можно было, встретившись потом случайно, поздороваться — мирянин мог бы взять благословение у священника, а не обходить друг друга стороной, поминая горький момент расставания и предшествующих ему сложностей,— это будет тяжело и, конечно, не по-христиански.

— А кто может стать духовником?

— У нас в Русской Православной Церкви в большинстве случаев духовником становится каждый священник, служащий на приходе и имеющий право исповедовать, у него появляется постепенно и своя паства, приходящая к нему уже как к своему духовному отцу. В Греческой Церкви, насколько знаю, не все, а определенные священники назначаются духовниками.

— Может ли быть духовным наставником кто-то помимо священника, например, просто более опытный в духовной жизни человек?

— Да, может быть, но это уже не буквально — «духовный отец», а скорее, духовный брат или — есть такое понятие — духовная мать. Причем такое окормление-советование возможно не только в монастырях, но и в миру. Ведь если это все здраво и трезво, если человек от опыта своего духовного говорит, то почему бы его не послушать и не воспользоваться его духовной практикой… Но все-таки нельзя провести полную аналогию между ним и духовным отцом.

— Есть ли какие-то качества, которые могут воспрепятствовать священнику стать пастырем?

— Об этом ему, прежде всего, должна сказать его совесть. Если он имеет что-то на совести, какие-то отрицательные явления в своей жизни, или неприемлемые черты характера, своего духовного облика… Но все же определяет непригодность к пастырству священноначалие. А русский народ всегда любил и любит своих батюшек и готов им все простить.

— А при каких обстоятельствах необходима смена духовника?

— Если нет пользы для души. Но, наверное, надо смотреть в каждом конкретном случае. Если возникла необходимость расстаться со своим пастырем, то лучше, конечно, посоветоваться с более опытным, со старшим. Уверен, что любой священник, когда к нему приходят со стенаниями и воплями и говорят: «Батюшка, я чувствую, что не получаю от вашего руководства пользы, хочу куда-то пойти, у кого-то спросить», скажет: «Конечно, надо посоветоваться, как быть дальше».

— Можно ли вести полноценную духовную жизнь, ведущую ко спасению, без духовника?

— По большому счету, наличие духовного руководителя — это же не залог спасения. Можно и жить около духовника, и в то же время ничего не приобрести. Можно брать на все благословение, и в то же время руководствоваться своей волей, потому что зачастую мы приходим услышать не Божию волю, а благословение на свое решение, на свои желания. Возможно и такое. А если человек исполняет заповеди Божии, живет по-христиански, очищает покаянием свою совесть, то это не значит, что он сам себе полностью руководитель и сам себя милует, прощает и наказывает. Конечно, нет. Поэтому и без духовника человек может спастись, конечно.

— Что делать, если человек ищет духовного руководства и не находит? Как вообще найти духовника — не абстрактно для какого-то человека, а для себя?

— Я думаю, что могут быть разные возможности. Если человек живет в каком-то месте: в небольшом городке, селе, деревне, где один священник, и при этом у него нет возможности куда-то еще пойти, поехать и встретить другого батюшку, тогда только так — сказать себе в смиренном и простом сердце: «Господи, благослови!» — и принять этого священника как своего духовника. Например, раньше, в дореволюционной России, велись записи, кто когда говел, исповедовался, причащался — приходы были упорядочены, человек мог только в своем приходе подходить к Таинствам; в соседнем приходе были свои прихожане. Ну а сейчас в этом вопросе полная свобода и возможность выбрать духовника по своему сердцу — просто надо помолиться, и Господь откроет, к кому расположиться.

— А что делать в том случае, если человек все же так и не смог найти духовника?

— Пусть ходит в Церковь, исповедуется, причащается,— и Господь, конечно, его не оставит. Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви, вот это самое главное, а остальное уже Господь приложит.

— Отец Алексий, что можно было бы посоветовать молодым пастырям, только начинающим свое служение?

— Я не могу пастырям советовать — я над ними не пастырь, им советуют их архипастыри… (смеется) А всем нам, грешным,— людям, которые хотят очистить свою душу,— посоветую чаще приходить на исповедь с сердцем сокрушенным и смиренным. И если ощутим в себе грехи, умножившиеся, как песок морской, и если искренне будем каяться в них, вот тогда и сможем сказать, что мы на правильном пути.

Беседовала Татьяна Бышовец

Православие и современность № 5, 2007

[1] Имеется в виду архимандрит Кирилл (Павлов), бывший духовник Троице-Сергиевой Лавры.

Православная Жизнь

Как правильно выстроить отношения с духовником.

Образ духовника

Духовник – тот, кто служит душе другого на его пути к Богу. Духовник – тот, кому по-настоящему нужен другой. Духовник не ломает волю другого и не навязывает ему свои советы. Он вслушивается в Духа Святого в этом человеке. Вслушивается в то, чего человек о себе хочет и что Бог хочет о нём. Вне страсти это совпадает.

Читайте также:
Рецепты блинов на Масленицу: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Есть такая старинная английская загадка: «Что сказала первая лягушка?». Отгадка: «Господи, какой прыгучей ты меня создал!». Г. Честертон по этому поводу говорит: «Смотрите – Бог создал лягушку прыгучей и лягушка любит прыгать».

В глубине души мы таковы, что, если не брать грехи и страсти, то, чего о нас хочет Бог, хотим и мы. Очень многое мешает душе идти её путём. Очень многое мешает Святому Духу действовать в человеке. Духовник разгребает эти заносы и завалы души, чтобы человек вырос в меру своего бесстрастного желания и замысла Божья о нём. Духовник не должен стремиться создать копию себя или копию с некого любимого им святого. В праведности каждый неповторим. Духовник ведёт человека к праведности, не лишая того, что ему в жизни дорого, но преображая всё, потому что так поступает Бог с человеком – не отнимает, но преображает.

Приведу пример такого отношения Творца к человеку: девушка по имени Вика К., до того как стать православной, любила праздники, веселье и пение песен. Спустя годы жизни в Церкви она заметила, что Бог ничего из этого не отнял. Праздники в Церкви – каждый день. Теперь они для Вики – служба и общение с близкими, а веселье – это веселье души добродетельной. Раньше она зарабатывала тем, что пела на свадьбах песни под гитару, а теперь поёт на клиросе.

Духовник – тот, кто жалостью берёт меня в своё сердце, а мою жизнь в свою. Я ему дороже, чем он сам себе. Поэтому нередко лучшие духовники для своих детей – это мамы. Духовник является таковым по мере своей жалости и любви. И то, и другое проявляется в том числе и в молитве в духе апостола Павла, который готов был обменять своё место в раю на спасение и радость тех, кого любил. Духовник проявляет своё отношение также в деятельной любви, когда он не может жить, пока мне плохо, и не отойдёт от молитвы, пока не упросит Бога даровать мне радость.

О совете духовника

Когда христианин и священник дают совет, то бывает, что это совет вообще, совет, обращённый к некому абстрактному идеальному собеседнику, лубочной картинке, не существующей в действительности.

Однажды на лекции в воскресной школе я рассказывал, как трудно было английским прихожанкам Антония Сурожского, потому что в храме стояли десятки бабушек-эмигранток и каждая из них была носительницей собственных суеверий. Пока молодая англичанка доходила до чаши, ей делалось множество замечаний: «Платок не так надет», «руки сложены не так» и мн. др. На эту историю один из моих слушателей отреагировал следующим образом: «Если человек пришел к Богу, то он равнодушен к тому, какие ему замечания сделают».

Такие слова свидетельствуют о том, что христианство некоторые люди применяют вообще, а не конкретно. Конечно, некому идеальному христианину всё равно, как его ругают. Его ничто не отвлекает от молитвы. Но это выдуманный образ. А реальному живому человеку больно, и его боль – не образ, её не исцелить трафаретным ответом.

Но пока жизнь Христа не стала живой жизнью человека, он не может ответить то, что необходимо услышать именно его собеседнику.

Есть, допустим, люди, для которых Бог не Отец, а Мать, по той причине, что отцы их были извергами и для этих людей сравнить Бога с отцом непереносимо. Если подходить к проблеме шаблонно, то можно решить, что они не правы. А если пастырски мудро – их можно и нужно понять.

Но неопытный священник и христианин давая совет смотрят на то, что должно быть вообще, а не на душу конкретного человека.

Проповедь

Блаженный Диадох говорил: «Нет ничего более скудного и бедного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога».

Проповедь, лекция, рассказ о духовном скучны тогда, когда человек говорит то, чего не знает на опыте. Ты говоришь, что христианство это радость. Но как я поверю тебе, если не вижу радости преображающей на твоём лице? Мне важен и опыт борьбы проповедника, и опыт его победы. Прочитать о Боге я могу и сам, однако хочу услышать, что Творец сделал в жизни того, кто мне о Нём говорит. Как складывались их отношения? С чего начинались? Как он преодолевал недовольство Богом и недоверие Ему? Как ощущает Всевышнего и всегда ли ощущает?

Пересказ книг не может заменить личный опыт преображения и богообщения, поэтому человек должен говорить о Боге только то, что является его личным опытом встречи и общения.

Мне важен не только опыт побед, но и опыт неудачи, поражения, которое не остановило движение души в свет.

Человек, конечно, не сразу побеждает страсть, а по мере борьбы он может научить и меня.

Человек может сказать о том, чем живёт, и что живёт в нём.

Сила веры – это Бог, но и Божий человек тоже. На лекциях становилось ясно, почему апостол Павел называет слово Божие мечом духовным… Действительно, это был меч, проникающий до разделения души и духа. Но для того чтобы меч был действенен, нужен человек, умеющий им владеть, тот, кого можно назвать духовным человеком. Без этого условия даже самый лучший меч бесполезен, потому что всех нас убеждают не слова, но некий неизреченный свет, исходящий от лица и сердца того, кто эти слова говорит.

Читайте также:
Лики святых: причисление к лику святости в православии, причины

Важные мысли о духовничестве

Святой праведный Алексий Мечев говорит: «Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца.

Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец».

Старец Иоанн Крестьянкин так рассуждает об отношениях ученика и учителя: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек».

Ту же мысль развивает отец Валериан Кречетов: «Но для того, чтобы Господь вмешался, нужно, чтобы человек сам стремился к истине. А стремление к истине предполагает, что человек учится размышлять. Отец Алексей Мечев, например, часто спрашивал своих чад: ‟А как ты думаешь?” Своим вопросом он учил человека самого рассуждать. Отец Всеволод Шпиллер говорил: послушание не в том, чтобы спрашивать: ‟Благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку”. В жизни такие ‟послушники” встречаются нередко. Но если все так будут спрашивать, с ума сойдешь, а толку не будет. Послушание предполагает в человеке самостоятельность, и ответственность, и мужество.

Благословение – это не повеление, потому что повеление – это уже диктатура. А в диктатуре нет любви. А любовь и свобода связаны неразрывно. Основа здесь – любовь Божия, и в ответ на нее – свободная любовь человека».

Святой Силуан Афонский: «Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике и скажет умирающий духовнику: ‟Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном”. И скажет духовник: ‟Иди, чадо, и зри Господа”; то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле тот же».

Духовник и ученик

Духовничество приносит ученику радость.

Идти ко Христу – это радостный труд. Человек, освобождаясь от гнёта грехов, страхов и ложных мыслей, входит в радость ещё на земле.

Однажды авва Дорофей спросил своего старца Варсонофия Великого, отчего Христос говорит «в мире скорбны будете», а Дорофей не знает никаких скорбей? И Варсонофий ответил ему, что быть послушником праведного наставника – единственное состояние души, которое не предполагает скорбей, ведь человек тогда постоянно живёт по воле Божией.

При этом мы знаем, что в монастыре некоторые братья обижали Дорофея. То есть внешние скорби у него были, но благодаря своим наставникам он умел относиться к скорбям правильно, и скорби не ранили его. Так всегда бывает у послушников.

Духовник не заменяет личный труд человека над собой.

Старец Иоанн Крестьянкин сравнивал духовника с дорожным указателем, который показывает, куда идти, но идёт ученик своими ногами.

Даже когда духовник помогает очистить и прогнать страсти, человек чувствует радость освобождения.

Автор этих строк однажды не мог принять важное решение, касающееся борьбы с собой, не решался исполнить совет духовника по этому поводу и чувствовал, что из сердца уходит подлинная жизнь. Когда же он против своей воли послушался учителя, то испытал облегчение верного поступка. А спустя время всё неожиданно окончилось хорошо.

Следование воле Христовой, которую открывает наставник, может казаться тягостным, но оно вносит в душу мир и облегчение праведного поступка.

Духовник не определяет жизнь, но помогает ощутить призвание и соответствовать ему.

Духовник не связует волю человека. Старец Тихон Агриков говорит, что Господь устраивает нашу жизнь по тайному желанию нашего сердца. И духовник в этом помогает. Он не делает лягушку цаплей, а цаплю лягушкой, но способствует и той, и другой стать тем, что она есть.

Мы в святости не похожи на других святых. Духовник помогает каждому найти именно его святость.

Известный музыкант Арво Пярт, приняв православие, пошел в первый попавшийся храм и спросил, что ему теперь делать. Священник сказал: «Бросай музыку и становись церковным сторожем». Но композитор ощутил неправоту такого совета и поехал к старцу Софронию Сахарову. Тот всё выслушал и произнес: «Пишите музыку – и Вас узнает весь мир». Так и произошло.

Старцы Паисий Афонский и Дионисий Каламбокас, когда люди задавали им вопрос, как устраивать дальнейшую жизнь, нередко спрашивали пришедших, чего они сами хотят.

Почти каждый, кто едет к старцу впервые, боится, что тот запретит ему самое дорогое и заставит делать нечто нелюбимое. Но этого никогда не случается. Наставник раскрывает в нас наш образ Божий и приводит ко Христу по нашей дороге.

Духовника каждый выбирает сам.

Древние монахи считали такой выбор неотъемлемым правом ученика, подобно как венчающийся знает много хороших девушек, но женится на одной. Много хороших духовников, но человек выбирает его по некой сердечной близости.

При этом важно помнить, что есть много наставников, которым недоставало дарования старцев, однако они оставались настоящими духовниками, способными привести человека к Богу.

До необходимости иметь наставника человек должен дорасти сам, а чтобы слушать наставника, нужно видеть, что он творит волю Божию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: