Душа на 40 день после смерти: что происходит и куда уходит, как провожают

Душа на 40 день после смерти: что происходит и куда уходит, как провожают

Расскажите, пожалуйста, куда прибывает душа человека после его смерти, почему поминальные дни – это третий, девятый и сороковой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека.

Ученик преподобного Макария Александрийского (+ 395) рассказывает: «когда мы шли по пустыне, видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой». Один из них рассказал о том, что делает душа в первые 40 дней по смерти: «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, – «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19). Великий подвижник нашего времени св. Иоанн (Максимович) пишет: «Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций святые, которые вовсе не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо» (Блаженный святитель Иоанн Чудотворец, М.,2003, с. 792) .

Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы (Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и др.). Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Как узнать, куда попала душа после 40 дней: в ад или рай, главные даты для покидающих мир живых душ, что происходит после смерти человека, скитание души до 40 дня, Страшный суд в православии и определение участи души умершего

Человек – не только тело, но еще дух и душа. Когда умирает физическая оболочка, это не означает конец всему. Согласно религиозному взгляду на данный вопрос, душа продолжает существование, но в другой форме. Проходит трансформацию, мытарства. Родственники обычно интересуются, как узнать, куда попала душа после 40 дней: в ад или рай. Ответ на этот вопрос сложно получить, но предлагается рассмотреть разные возможности.

Что происходит с душой человека после смерти

На начальном этапе после смерти душа пока свободна в своих перемещениях. Позднее ей предстоит явиться перед престолом Господним, держать ответ о делах своих земных, грехах, прочих пороках. Но решение о дальнейшей судьбе бестелесной оболочки принимается не сразу. Она знакомится с адом, раем.

Читайте также:
Ребенок не хочет идти в церковь: что сделать и как рассказать о пользе службы и церкви, полезные советы родителям

На этом этапе душу сопровождают ангелы. Но она пока не может в полной мере оценить блаженство райской обители или глубину страданий ада, т. к. является наблюдателем. После 40 дней Отец Небесный решает, куда отправится дух умершего. И только на Страшном суде каждый получит по делам его.

Первый день смерти: скитания души

Макарий Александрийский – христианский святой, живший в IV веке, приоткрыл завесу тайны о том, что происходит с душой после смерти (в первые и последующие дни). Есть информация, что он получил эти знания от ангелов. В преданиях говорится, что сразу после смерти бестелесная оболочка предоставлена сама себе: «в продолжении двух дней позволяется душе ходить по земле, где хочет, как птица, ища гнезда себе». Умерший (его дух) посещает знакомые места, пытается понять произошедшее и примириться со смертью, т. к. не всегда люди готовы покинуть привычный мир.

Переход души на следующий этап после смерти

Третий день после смерти: знакомство с Царством Небесным

Достоверно никто пока не определил, почему на третий день после смерти происходят похороны, зато существует множество предположений. Одно из мнений: приобщение к Святой Троице, также считается, что это связано с вознесением Иисуса Христа (на третий день). Прагматики отстаивают более земную версию, основанную на процессах, которые развиваются в организме, поэтому необходимо завершить путь человека на земле именно на третий день.

Но важна не причина, а последствие. Так, душа предстает перед Господом, когда проходит 3 дня после гибели. Когда физическая оболочка будет погребена, нетленная оболочка попадает в рай, но пока не через Врата Царства Небесного и на постоянной основе, а в качестве временного наблюдателя. Здесь находится 6 дней.

Девятый день: 20 мытарств души в Аду до 40 дня

Повторно перед престолом Господа душа оказывается на 9 день. Бог повелевает отвести бестелесную оболочку в ад. При этом она также пока не уходит навсегда, а лишь временно находится здесь. Цель тридцатидневного пребывания бестелесной оболочки в адских обителях является возможность лицезреть мучения грешников во всей их глубине. Причем пока умерший не может в полной мере ощутить то же, что они, но способен оценить весь ужас происходящего.

Врата рая и ада

Нетленная оболочка встречает бесов, каждый из которых напоминает о грехах. Всего насчитывается 20 мытарств, если хотя бы по одному из списков перевесит скверна, душа не сможет попасть в рай. Причем каждый из грехов включает в себя более мелкие прегрешения:

  • сквернословие и другая крайность – празднословие;
  • ложь;
  • осуждение;
  • чревоугодие, чрезмерное употребление алкоголя;
  • леность;
  • воровство;
  • привязанность к деньгам, что проявляется в сребролюбии, скупости;
  • лихоимство;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • гордость;
  • гнев;
  • злопамятство;
  • разбойные деяния;
  • все проявления колдовства: спиритизм, гадания и др.;
  • блуд;
  • прелюбодеяние;
  • содомство;
  • идолопоклонничество;
  • жестокосердие.

Душа отделяется от тела

Что происходит с душой на 40 день после смерти: страшный суд

Ближе к окончанию траурного периода (таковым он называется на земле) душа третий раз предстает перед Богом. Теперь уже она готова принять дар Господень в виде решения, которое определит дальнейший путь бесплотной оболочки – где она должна будет ожидать Страшного Суда в вечности.

Не зная, что происходит на 40 день, родные должны максимально уделить время прочтению молитвенных текстов, что обеспечит поддержку душе в загробном мире, дает сил, укрепляет, т. к. необходимо длительное время выносить мытарства.

Как узнать – Рай или Ад: решает душа при жизни

Покаяние помогает искупить грехи на земле. Когда душа оказывается между мирами после гибели физической оболочки, уже не может повлиять на решение относительно того, где окажется. Значит, необходимо озаботиться этим при жизни: следует избегать греховных деяний, которые входят в перечень мытарств (см. выше), развивать положительные качества характера, помогать нуждающимся (по мере сил своих) и т. д.

Души между адом и раем

Что делать родственникам

Учитывая, насколько сильные мучения испытывает душа человека после смерти до 40 дней, необходимо постараться облегчить ее тяготы. Для этого родственники должны делать все, что могут, но возможностей у них не так уж много: молиться, посещать храм и службы, ставить свечки за упокой и т. д. Подробнее о том, какую помощь близкие могут оказать покойному:

  • ежедневный Сорокоуст – это форма церковного поминания во время литургии, она предполагает ежедневное совершение молебна в период после смерти умершего, именно столько длится период трансформации души, ее переход к жизни вечной, Сорокоуст следует заказать, как только близкий преставился;
  • чтение молитв: когда умирает родственник, сохраняется невидимая связь между ним и близкими, это делает молитвы о покойном более весомыми, таким способом можно помочь душе умершего преодолеть мытарства, поэтому следует не только рассчитывать на силу молитвенного слова священнослужителей, когда подаются записки о проведении литургии, но и обращаться к Господу и святым, будучи дома;
  • пост: прийти к Отцу небесному можно через покаяние и очищение, тогда прощаются грехи многие, а бесплотная оболочка отправляется в рай, способствует этому добровольный отказ от земных благ, пост – один из способов, которые позволяют приблизиться к Божественному через самоотречение: от скоромной пищи, чревоугодия, пьянства, излишеств;
  • отказ от празднества и вредных привычек: душа на 40 день попадает на частный суд (оцениваются только ее поступки), узнает, где проведет время до Страшного суда, который наступит после воскресения верующих, поэтому родным важно уделить особое внимание правилам поведения в этот период, не следует злоупотреблять спиртным, пищей, громко отмечать другие события;
  • добрые воспоминания об умершем: обиды на покойника, раздражение и прочие негативные чувства, поступки плохо влияют на душу усопшего, т. к. она еще сохраняет память земной жизни, поэтому важно попрощаться с человеком перед смертью (если он был тяжело болен) или на похоронах (когда смерть случилась внезапно), не вспоминать плохое;
  • раздают милостыню и вещи умершего нуждающимся, предостережения суеверных: одежду и предметы из дома покойника сохраняют его энергетику, особенно те, с которыми человек близко контактировал перед смертью, учитывая, что до 40 дней после смерти душа все еще находится между мирами, данный поступок может причинить ей дополнительное беспокойство и боль, а суеверные люди предостерегают, что таким способом легко навлечь беду на себя.
Читайте также:
Православие и ислам: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Что происходит через 40 дней после смерти человека

Все люди нашей планеты знают, что каждому человеку отведено определённое количество лет, по завершению которых он покидает наш мир. Однако все люди не хотят наступления этого момента. Люди желают, как можно дольше жить и радоваться каждой минутой земного существования. Возникает большое количество вопросов, когда мы задумываемся о смерти. Что происходит с человеком, когда он умирает? Заканчивается ли существование человека после смерти либо имеет какое-то продолжение? Если жизнь продолжается, то в каком измерении? Что происходит с душой, когда она покидает тело человека? Где находится, душа на третий, девятый и сороковой день после смерти? Все эти и многие другие вопросы интересуют каждого человека.

  1. ПРИМЕТЫ В ЦЕРКВИ
  2. ПРИМЕТЫ НА ПОХОРОНАХ – ОПЫТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
  3. 9 ДНЕЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ: ТЯЖЕЛЫЙ РУБЕЖ

Смерть человека – что это?

С биологической и физиологической точек мировоззрения, кончина человека – это абсолютная приостановка всех течений его жизнедеятельности. Это неконвертируемое событие, которое ни один человек из нас не сумеет обойти обходным путем. В период кончины у человека совершаются течения, наоборот пропорциональные его произведению. Разум невозвратимо рушится, утрачивая собственную работоспособность.

Куда уходят души умерших людей?

В наше время все учёные планеты хотят найти доказательства существования рая и ада. Они собирают все подтверждения, у людей, которые пережили клиническую смерть и возвратились назад на землю. Люди, которые при клинической смерти побывали в аду говорят, что их окружали демоны, змеи и очень неприятный запах. А люди, которым довелось посетить рай чувствовали своим телом воздушность, благовония и изобилие всех благ.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Имеется много обычаев которые необходимо выполнять после смерти человека.

Возникает несколько вопросов. С чем связаны такие традиции? Какие объяснения дают таким обрядам? Объяснения на эти вопросы имеются:

• Священнослужители говорят, что после смерти, душа человека уходит из тела. В первый и во второй день она приобретает абсолютную независимость и способна навещая те места, что ей родственны. Душа отсоединяется от эфирного тела на третьи сутки. В этот день принято умершего придавать земле. После чего его душа направляется к Всевышнему Господу в сопровождении ангелов. Путешествие это совсем не из приятных – дорогу душе регулярно перегораживают демоны, которые демонстрируют душе её проступки и стараются её затянуть в преисподнюю. Ангелы которые её сопровождают стараются душу защитить и в противовес демонам демонстрируют хорошие поступки которые человек делал при жизни. Так же душе приходят на помощь молитвенные слова, что произносятся её родными и близкими на земле. В этот день после похорон принято устраивать первые поминки.

• В течении шести последующих дней душе демонстрируют все блага и прелести рая и адские мучения ада. Душа безгрешная ликует, а греховная печалится от того, что напрасно прожила свою дольную жизнедеятельность в бесполезной суматохе и не побеспокоилась о своём небесном грядущем. Она рыдает и печалится, жалея о своём безнравственном земном существовании, и скорбит, чувствуя, что ей нет места в раю, а в преисподней оказаться нет желания. По истечению шести дней душа снова предстаёт пред Всевышним, после чего направляется исследовать ад. На девятый день происходит кончина астрального тела. Родные человека обязательно в этот день справляют поминальный обед.

• На сороковые сутки после смерти душу человека определяют либо в рай, либо в ад. В этот день тоже принято поминать умершего и возносить молитву Всевышнему Господу о его душе. Такими действиями родные и близкие помогают душе миновать все нелёгкие испытания на её пути. В этот день ментальное тело человека умирает и его душа очищается и становится белой как снег. Душа в этот момент готова войти в круг перерождения.

Сорок дней – это непросто любое взятое число, оно связано с известными датами в Святом Писании. Рассмотрим несколько примеров:

• На протяжении сорока суток Иисус Христос воздерживался от пищи в пустыне в тот момент, когда его соблазняли демоны;

• Вместе со своими учениками Всевышний Бог находился на земле сорок дней после своего воскрешения;

• В течении сорока дней находился на возвышенности Моисей перед тем как принял от Создателя Небесного святые скрижали.

От сюда сам по себе напрашивается вывод, что совсем не случайно справляют поминки умерших людей через сорок суток. Родные и близкие в этот день приходят в храм чтоб помолится за душу родного им человека и заказывают панихиды. Они молят Бога чтоб он смилостивился и помиловал душу усопшего. Это весьма значимое мероприятие, так как оно помогает решить куда будет отправлена душа в рай либо ад. Принято на третий, девятый и сороковой дни раздавать людям угощенья.

Читайте также:
Православие и астрология: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Так же можно заказывать в церкви за усопшего сорокаусты. Это церковное поминовение, которое происходит каждый день на протяжении всех сорока дней. Сорокаусты помогают душе очистится перед Всевышним на частном суде. В день, когда Господь Бог спустится на землю во второй раз в этот день и настанет Страшный суд. В этот день воскреснут все мёртвые и тогда решится в раю либо в аду будет находится человек вечно. По этой причине в момент, когда родные и близкие поминают и молятся за душу усопшего человека они помогают ей облегчить грядущее бесконечное существование.

Поминки 40 дней: что раздают людям?

По всем обрядам православных людей на сороковые сутки нужно взять все вещи умершего человека и отдать бедным людям. Обязательно необходимо их попросить, чтоб они вознесли молитву за душу усопшего. Такое мероприятие считается хорошим действием, и оно зачтётся при принятии решения, когда душа будет направляться в ад либо рай.

Некоторые вещи можно отдать своим близким. Себе оставляйте лишь то, что вам дорого как память об умершем. Вещи которые вам будут не нужны аккуратно сложите и отнесите в церковь, только не вздумайте их выбрасывать в бак с мусором.

Как считать 40 дней после смерти?

Первым днём смерти считается тот день, когда человек умер вне зависимости, когда это произошло поздно вечером или утром. Таким образом сороковой день смерти является сороковым днём с учётом того дня, когда человек скончался.

Правила проведения поминок на сороковой день

Именно на сороковой день душа умершего человека возвращается в родные стены и прибывает там на протяжении почти целого дня. После того как поминальный обед закончится душа покидает родной дом навсегда. Православные христиане считают если не проводить помины, то душа покойного родственника будет вечно прибывать в адских муках. По этой причине родные уделяют особое внимание проведению поминального обеда на сороковой день.

Вот несколько основных правил для проведения поминок:

• Самое главное нужно молится не только в сороковой день, а и во все дни после смерти родственника. Своими молитвенными словами вы облегчаете участь своему усопшему родному человеку. Тем самым вы просите Всевышние силы поменять своё решение в хорошее русло проявив сострадание.

• Вы можете во имя спасения души покойного отрешиться и от своего проступка. Например, если вы периодически употребляете спиртные напитки либо курите сигареты, то для очищения души усопшего перестаньте употреблять эти плохие пристрастья.

• Естественно весьма важным считается само проведение поминального обеда на сороковой день. Те люди, которые пришли на поминки обязательно должны быть православными христианами. Так как если человек не верует в Всевышнего Господа, то он ничем не сможет помочь умершему человеку на том свете.

• Не следует идти на поминки если вы намерены просто встретится с родными и близкими, ведь это не просто какой-то банкет.

• Церковь категорически запрещает во время поминок распевать песни, танцевать и употреблять спиртные напитки. Каждый пришедший на поминальный обед человек должен понимать где он находится и исходя из этого вести себя подобающе.

Что готовят на помины сорокового дня?

Зачастую на стол ставят такие блюда:

• На столе в первую очередь обязательно должна стоять кутья.

• Всевозможные соленья (огурцы, помидоры, баклажаны и т.д.).

• Бутерброды с колбасой и сыром либо со шпротами.

• Салат из бурака с добавление чеснока и заправленный майонезом.

• Салаты из овощей (огурец и капуста, винегрет либо помидор и огурец).

• Скумбрия либо сельдь.

• Мясной или крабовый салат.

• Котлеты и картофель.

• Голубцы либо фаршированный перец.

• Духовые пирожки с фруктами (яблоки, сливы, вишни).

• Из напитков можете приготовить компот с сухофруктов, клюквы, смородины и т. д.

Какую молитву читают на сороковой день смерти?

Вы можете в стенах дома прочитать такую молитву на сороковые сутки после смерти родного человека:

«О, блаженный страдалец Уаре прекрасный, ревностью по Иисусу Христу воспламеняем, Небесного Повелителя перед истязателем исповедал здесь, и о Нем сильно пострадал здесь, и в настоящее время Храм уважает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже подарил тебе счастья великого к Нему решительности, и в настоящее время возносишь молитву Ему с Ангелами, и в Вышних радуешься, и взираешь ясно Непорочную Троицу, и светом Безначального Блеска услаждаешься, воспомяни и наших сродников изнурение, скончавшихся в нечестии, возьми наши просьбы, и как Клеопатрин род неверный мольбами твоими от нескончаемых пыток высвободил здесь, так воспомяни елицы противобожне погребенье, погибшие некрещенными, потщися вымолить оным от нескончаемого мрака освобождение, да все неразделимыми губами и неразделимым душами хвалим Добросердечного Создателя в вежды столетий. Аминь».

Что означает слово «ипостась» в православии?

Каждому христианину знакома фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях», и все понимают, что это личности Отца, Сына и Святого Духа. В этой статье мы разберем, что означает слово «ипостась», откуда оно появилось в православии.

Читайте также:
Тропарь в православии: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения и отличие от кондака

Что такое «ипостась» и когда появился этот термин

Ипостась — богословский православный термин, в значении которого заложена уникальная отличительная особенность каждой из трех Личностей Святой Троицы, являющейся единой.

Первоначально слово «Ипостасис» появилось в философии и в переводе с греческого языка означает близкостоящее, подставку или основание, на латыни — субстанция, существование. В богословии это термин обозначает конкретную личность или предмет, имеющий свою индивидуальность, в котором осуществилась сущность.

В обиходе под ней понимают существование, индивидуальное бытие. По учению философа Плотина это слово означало сущность чего-то, но не было термином, обозначающим личность. В православном богословии данное понятие принято для описания сущности Бога в трех Лицах.

Четвертый Вселенский собор дал четкое определение термину «ипостась», оно отличалось от понятия «природа», которое демонстрирует реальное существование божественного и человеческого в Иисусе Христе. При этом это соединение не претерпело изменений как по сути, так и по характеристикам.

Великими Каппадокийцами, среди которых выделяются своими учениями Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский было дано четкое разграничение понятия сущности и ипостаси, общего и личностного.

Читайте о святых:

  • Житие Василия Великого
  • Житие Григория Богослова

Важно! По их учению в Святой Троице все общее, а под ипостасью понимается индивидуальность каждого святого Лица.

Великие Каппадокийцы разъясняли, что Бог — единая неразделимая сущность, Ипостась присуща каждому Лицу Святой Троицы, объединив два понятия, пришли к появлению термина «личность».

Ипостасная природа Бога Сына выражена в Иисусе Христе, Спасителе и Учителе.

Святое Писание

В Ветхом Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Один Бог — три ипостаси

Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса. По его понятию, в этом случае существование не просто земная жизнь, а бытие определенной личности, наделенной уникальностью.

Святые Отцы тропосу существования, который можно познать, противопоставляли непознаваемое понимание природы.

О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.

По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.

В догмате о рождении Сына через Отца и происхождения Святого Духа от Бога Отца преподобный подчеркивает тайну внутренних отношений трех Лиц в едином Боге, Его жизнь в Самом Себе, ибо рождаемое и то, что исходит, имеет ту же природу, от чего рождается и появляется.

Личность Отца выражена в Слове:

  • она существовала вечно;
  • не имеет тела;
  • никем не видимая;
  • ее нельзя осязать.

Это Слово, не имеющее семени, Духом Святым переносится в утробу Пречистой Девы, приняв от Нее плоть.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух. До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого. Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Что такое акциденции

Акциденции присущи тварным существам, они могут изменяться. Каждый человек меняется с возрастом как внешне, так и внутренне.

Все сущее делится на 2 составляющие: субстанция и акциденция. Субстанция существует сама в себе, акциденция не существует в себе, ее можно видеть в субстанции. Железо и мел — субстанции, а их цветовые отличия относятся к акциденции. Если тело — субстанция, то цвет выражается в теле, а не наоборот.

Читайте также:
Соболезнования по случаю смерти: как выразить и поддержать родных

Отличия личности, которые являются характеристикой определенного вида, называются акциденциями, что в переводе с латыни означает случай.

Иоанн Дамаскин писал, что у двух ипостасей имеются различные акциденции, каждая из них является характеристикой личности. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенности:

  • В природе Бога Отца нет начала и нет конца. Он не рождался и никуда не уходит.
  • Бог Сын родился от Отца вне времени, Он вечен.
  • Отец посылает Дух Святой, от Него исходящий.

Это ипостасные свойства, но не акциденции, ибо в Творца нет случайности, которая лежит в основе акциденции. Господь неизменен и неслучаен, об этой мы находим подтверждение в Библии.

Читайте о Библии:

В Старом Завете говорится о том, что Создатель не является человеком и Ему не присуща ложь людская, все, о чем сказано Богом, будет исполнено (Числа 23:19)

Пророк Малахия передает слова Творца о том, что Господь не изменяется и по слову Его Иаковы дети не были уничтожены. (Мал 3:6)

Апостол Иаков в своем послании подчеркивает, что у Всевышнего Творца нет изменений и перемен (Иак. 1:17)

Личность

Слова «личность» и «ипостась» не являются синонимами.

Понятие «Личность» имеет множество трактовок и смыслов. Личность не является природной частью, это не бытие. Философские спекуляции пытаются изобразить единого Бога безликим, некой абстракцией, не имеющей личных отношений с людьми. Господь выражается в ипостасном существовании, в природе личного существования, которое трудно уразуметь человеческим разумом.

В современной психологии личностью называют акциденции, которые можно отделить или определить. Человек по мере своего развития может быть разной личностью, потеряв рассудок, он уже не личность.

Как было написано выше, Творец не является акциденцией, ибо в Его сущности нет временного, изменяемого или приобретенного.

Часто термином «личность» хотят подчеркнуть уникальную неповторимость того или иного человека, вот в этом случае можно говорить об ипостаси.

В послании преподобного Иустина говорится о том, в Личности Иисуса Христа показано человеколюбие, истинная любовь Бога, она уникальна, неповторима и неизменна. Богочеловеку дано взять под Свой контроль все, все вокруг Божье, но все является Господом.

Что означает слово «ипостась» в православии?

Фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях» известна любому верующему человеку. Понятен ее смысл, заключающийся в триединстве Господа, который соединяет в себе Отца, Сына и Святого Духа. Однако происхождение самого понятия «ипостась» для большинства остается большим вопросом.

  1. Появление термина
  2. Ипостаси Бога в Троице
  3. Ипостась Спасителя
  4. В чем разница между ипостасью и личностью?

Появление термина

В христианской традиции этот термин считается богословским. Широкое распространение он получил в различных конфессиях, в том числе в православии. В его сути заключается особенность, сопровождающая каждую из личностей, входящих в Святую Троицу.

Изначально это понятие возникло в лексической форме «ипостасис». Он возник в Древней Греции, имея непосредственное отношение к философии. В переводе с греческого он означал подставку, что-то стоящее поблизости или некое основание. Если переводить это же понятие с латыни, то появляются более интересные значения – «существование», «субстанция».

Когда термин начал активно использоваться в богословии, то под ипостасью стали понимать определенный предмет или конкретную личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. При этом важное условие – наличие сущностного начала непосредственно в личности или предмете.

В обиходном восприятии под понятием «ипостась» стали понимать индивидуальное бытие. Мыслитель Плотин, придерживавшийся идеализма, отмечал, что ипостась служит обозначением сущности, параллельно связывал понятие с характеристикой личности.

В христианстве под ипостасью стали понимать описание существования Бога одновременно в трех Лицах. Четкое определение сформулировано на IV Вселенском соборе. Подчеркивалось, что стоит разделять термины «ипостась» и «природа», иллюстрировавшего наличие двух сущностей в Спасителе – человеческой и божественной.

Свою лепту внес Григорий Богослов. Вместе со своими последователями он сформулировал четкие разграничения между терминами ипостаси и сущности. С его подачи под Троицей стали понимать все общее, а ипостась стала исключительно проявлением индивидуальности каждой личности, входящей в Троицу, по отдельности.

Ипостаси Бога в Троице

Развивает эту мысль в своих трудах Василий Великий. В Ипостасях Господа он видит три образа его существования. Понимая под этим не только жизнь в земном смысле этого слова, но и бытие личности, обладающей природной уникальностью.

Он подчеркивает, что, рассматривая ипостась Троицы, необходимо выделять общее и частное. Так, у Святой Троицы есть единое существо, но каждая отдельно взятая личность обладает своими исключительно индивидуальными особенностями.

Григорий Нисский отмечает, что в Боге выделяются три разных ипостаси, но Господь остается единым. Остается уникальной сущностью, несмотря на то, что свое бытие присуще каждой личности. Он отмечает в своем догмате, что сохраняется тайна взаимоотношений трех личностей, заключающихся в Господе.

Ипостась Спасителя

Немало появилось споров и разногласий в связи с неоднородной природой и сущностью Иисуса Христа, который одновременно соединял в себе человеческое и божественное начало.

Ряд богословов отмечают существование сложной ипостаси, относительно именно Иисуса. Они отмечают, что до прихода Спасителя на землю его сущность была достаточно простой, так как имела отношение только к одной природе – божественной.

Когда Божий Сын воплотился на земле в облике человека по имени Иисус, природа стала сложной, так как в ней объединились человеческое и божественное начала. Уникальность ситуации заключалась в том, что в одной природной ипостаси появились два естества. При этом не существует никакой возможности разделить их, так как они считаются нераздельными и поэтому истинными.

Божественная и человеческая природы способствовали тому, что сформировалась сложная личность Божьего Сына. При этом неизменными сохранились индивидуальные различия. Если Иисус Христос принял смерть на кресте, то Бог остался бессмертным. Когда Божий Сын был простой ипостасью, то не имел тела. Сделавшись Иисусом Христом, он воплотил в себе сложную личность, наделенную двойственной природой.

Языческие философы в своих работах выделяют две сущности – это природа и субстанция. Если под субстанцией понимается нечто общее, то природа обладает собственными различиями. Способна иметь или не иметь разум, быть бессмертной или смертной. Таким образом, они приходят к выводу, что все люди, а также животные и даже ангелы имеют непосредственное отношение к природе. При этом ипостаси обладают индивидуальностью.

Читайте также:
Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Богословы субстанцией называют природу, а лицо – индивидуумом. Ипостась является субстанцией, способной существовать самостоятельно, при этом ее можно осязать через чувства.

В чем разница между ипостасью и личностью?

Между этими двумя понятиями много различий. Личность не имеет отношение к бытию, не является природной частью чего-то. При этом Бог выражается в ипостасном существовании, которое невозможно осознать человеческим разумом.

По этой причине ошибочно считать Господа некой абстракцией, безликим образом, не имеющих с людьми никаких личных отношений.

Что означает слово «ипостась» в православии?

Каждому христианину знакома фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях», и все понимают, что это личности Отца, Сына и Святого Духа. В этой статье мы разберем, что означает слово «ипостась», откуда оно появилось в православии.

Что такое ипостась

Этот термин не имеет единого однозначного значения. Для понимания его семантики рассмотрим происхождение и применение в разрезе истории.

Происхождение слова

Теологический энциклопедический словарь дает следующие объяснения о корнях слова. Это транслитерация греческого hypostasis — «субстанция», «сущность», «природа», которое берет начало от древнегреческого hyphistasthai — «находиться под чем-либо»: hypo — приставка «под», histamai — «делать устойчивым».

Значение в религии

Под понятием понимают обычно два значения. Рассматриваемое в общем смысле, оно означает бытие вообще и приравнивается к существованию, ко всему сущему, природе. В узком смысле — это индивид, какой-то уникальный из всей численности. Последнее значение слова используется в христианстве для объяснения сущности Божественного бытия, его тройственности, единства и различий его лиц.

Определение философии

В философии это понятие используется для определения какого-либо субстрата, т.е. того, что лежит в основании рассматриваемого явления, состояния или объекта и является неизменной и важной частью. Понятие противопоставляется атрибутам, относящимся к рассматриваемому объекту и имеющим тенденцию меняться.

Также можно встретить употребление в качестве определения какого-то личностного начала наподобие «личности» у персоналистов.

Смотреть что такое «ИПОСТАСЬ» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Святое Писание

В Ветхом Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».

В Ветхом Завете слово «ипостась» употребляется 19 раз, а в Новом Завете — 5 раз

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Три Ипостаси Бога

Триединство — основа христианского вероучения. Понять его и объяснить суть пытались разные философы и христианские теологи, основываясь на Священных Писаниях.

Учение о Святой Троице рассматривает такие вопросы:

  • в чем единая составляющая божественных воплощений;
  • кто первичен;
  • как выражается уникальность каждого лица.

История выражения

Понятие ипостасности появилось в текстах христианских авторов в период арианских споров. В 315-320 годы в Александрии арианцы отрицали единобожие, основывая свои умозаключения на том, что Бог Отец и Бог сын — разные сущности. Для того, чтобы противостоять этой ереси, церковники прибегли к следующему объяснению. Они взяли как основу пару понятий «общая сущность» и «частная сущность». Чтобы избежать сложностей восприятия и тавтологии, для первого было выбрано слово «сущность», а для второго — «ипостась».

Таким образом, ипостасность указывала на различия между лицами Святой Троицы. Понимая под бытием Троицы их общую сущность, ипостаси указывают на отличительные особенности каждого лица Бога.

Сегодня существуют различные подходы в объяснении одновременной тройственности и единства Бога, но в большинстве из них главную роль имеет понятие «ипостась».

Значение и описание

Во многих руководствах церковникам дается наставление, что когда церковь учит человека веровать в троичность Божества, то она указывает прежде всего на необходимость иметь уверенность в бытии трех Лиц в Боге. Это обозначает, что рассматривать Бога в разных ипостасях — значит принимать, что Отец, Сын и Святой Дух — это не три свойства или силы, или явления, или действия одного и того же Божественного Лица, а три между собой различные Лица Божества.

Читайте также:
В чем разница Евангелия и Библии: основные отличия и особенности

Один и тот же Бог есть три по ипостасям и един по единости существа и естества. Признавая каждого из Троицы не за имя или образ, или проявление одного и того же Бога, а за три самостоятельных Лица. Поскольку каждое из них, обладая единым Божеским умом, волей и прочими свойствами, имеет свое особенное, личное свойство.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.

Иисус Христос объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух. До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого. Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Видео об ипостасности Божественных лиц

Мнение об особенностях восприятия Святой Троицы и понимания ипостасности Божественных лиц в видео ниже.

Бог в трёх ипостасях

Смотреть что такое «Бог в трёх ипостасях» в других словарях:

БОГ — сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация… … Новейший философский словарь

БОГ — . Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

Бог — Библия повествует о деяниях Божьих прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель. I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА А. Бог сотворил небо и землю (Быт 1:1) и все, что на них… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Бог — (слово, родственное санскритскому «бхага» – «одаряющий») Верховное, Несотворенное (нетварное), Всесовершенное, Бестелесное, Вездесущее и Всемогущее Существо, имеющее личную духовно разумную природу. В православном богословии Бог мыслится как… … Православие. Словарь-справочник

Триединый Бог — ♦ (ENG triune God) (лат. tri три и unus один) христианское воззрение на Бога, существующего как Троица Отца, Сына и Святого Духа; один Бог в трех ипостасях … Вестминстерский словарь теологических терминов

ИПОСТАСЬ — 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч … Словарь иностранных слов русского языка

ипостась — и, ж. 1) В христианском вероучении: обозначение одного из лиц христианской Троицы. 2) перен. Качество, роль, статус кого л. Он не в своей ипостаси. Олег Иванович числился в двух ипостасях: директора и главного инженера (Липатов). • Родственные… … Популярный словарь русского языка

Иоанн Скот Эриугена — (ок. 810ок. 877) одна из крупнейших фигур в философии Средневековья. Он был ирландского происхождения и прибыл во Францию для участия в теологическом споре о божественном предопределении. Затем был приглашен в дворцовую школу французского короля… … Великие философы: учебный словарь-справочник

НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ — (жил ок. 150 после Р. X.) античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. Стремился доказать, что философия Платона вытекает из философии Пифагора, а последняя – из мудрости Востока. Утверждал, что Бог проявляется в трех… … Философская энциклопедия

Троица — (Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В… … Народы и культуры

Троица — (христ.) – единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец – безначальное первоначало, Сын – Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой – «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии… … Мифологический словарь

Личность

Слова «личность» и «ипостась» не являются синонимами.

Понятие «Личность» имеет множество трактовок и смыслов. Личность не является природной частью, это не бытие. Философские спекуляции пытаются изобразить единого Бога безликим, некой абстракцией, не имеющей личных отношений с людьми. Господь выражается в ипостасном существовании, в природе личного существования, которое трудно уразуметь человеческим разумом.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

В современной психологии личностью называют акциденции, которые можно отделить или определить. Человек по мере своего развития может быть разной личностью, потеряв рассудок, он уже не личность.

Как было написано выше, Творец не является акциденцией, ибо в Его сущности нет временного, изменяемого или приобретенного.

Часто термином «личность» хотят подчеркнуть уникальную неповторимость того или иного человека, вот в этом случае можно говорить об ипостаси.

В послании преподобного Иустина говорится о том, в Личности Иисуса Христа показано человеколюбие, истинная любовь Бога, она уникальна, неповторима и неизменна. Богочеловеку дано взять под Свой контроль все, все вокруг Божье, но все является Господом.

Православная азбука. Ипостась

Предыстория

Значение термина ипостась менялось на протяжении времени, и оно отличается в разных вероучительных христианских формулах: в Никейском Символе веры, Константинопольском Символе веры, Халкидонском Символе веры.

Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. До Великих каппадокийцев понятие «ипостась» (др.-греч. ὑπόστασις), как и понятие «сущность» (др.-греч. οὐσία), употреблялись в христианском богословском языке, в том числе, в Никейском Символе веры, а также, впоследствии, у Афанасия Великого, как синонимы. Обоими терминами обозначалось нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чём-то другом, а «само по себе».

Плотин первый перенес термин «три ипостаси» на Божество, определив им взаимное отношение Единого, Ума и Души, и пытался провести, хотя и неясную, границу между др.-греч. οὐσία — сущностью как: др.-греч. τό εἶναι — «бытие» и др.-греч. ὑπόστασις — ипостасью, как: др.-греч. τί εἶναι — «какое (чьё) бытие». Заслуга точно определить оба эти термина в их раздельности принадлежит Порфирию. Бог всего, по мысли Порфирия, один, но его сущность как бы выражается в трех ипостасях: в Боге, как высшем благе и источнике всякого бытия, в Уме, как миростроителе, и Душе оживляющей и освящающей все.

«Сущность» — это первая из десяти категорий у Аристотеля. Аристотель различал первые сущности и вторые сущности. Первые сущности (лат. substantia concreta — сущность конкретная) — это конкретный человек, конкретная лошадь и т. д. Вторые сущности (лат. substantia abstracta — сущность абстрактная) — лошадь вообще, человек вообще и т. д.

Василий Великий определил различие между сущностью и ипостасью, как между общим — др.-греч. κοινὸν и частным —др.-греч. ἲδιον, и закрепляет в христианском богословии, в триадологии, термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. Поэтому в патристике термин «сущность» перестал требовать уточнения, первая или вторая сущность имеется в виду (если говорится «сущность» без всяких уточнений, то речь может идти только о второй сущности). Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остаётся аристотелевским.

Понятие «первой сущности» Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности. Когда Василий Великий определяет ипостась через аристотелевское определение первой сущности, то он, на самом деле, не столько определяет это понятие, сколько определяет его место в новой системе категорий:

И сущность и ипостась имеют между собою такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и таким-то человеком.

— «Послание 236 (228), к Амфилохию Иконийскому»

Это определение говорит о том, что в новом категориальном аппарате одна из десяти категорий Аристотеля (а точнее, одна из двух её разновидностей: первая сущность) заменяется новой категорией — ипостась. Можно сказать иначе: вместо аристотелевской «первой сущности» будет введена новая категория, одиннадцатая.

В то же время, как объясняет там же Василий Великий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц». Для Василия Великого, как и для других отцов-каппадокийцев традиционный для христианского богословия термин «лицо» (др.-греч. πρόσωπον) применительно к Троице представлялся недостаточным, поскольку давал повод к еретическому толкованию как в учении Савеллия (для которого три «лица» были сродни «личинам», то есть маскам). Если же определить «лица» божества как «ипостаси», то отнимется всякий повод считать эти лица каким-то подобием масок на одной и той же реальности: термин «ипостась» однозначно указывает, что реальностей три. Подробное разъяснение содержания понятия «ипостась» Василий Великий даёт, главным образом, в своём сочинении «Против Евномия». В то же время, оппоненты каппадокийцев из никейцев упрекали их самих в тритеизме, поскольку понимали три ипостаси как три самобытных существа.

Григорий Богослов в Беседе 31, «О Святом Духе», называет три ипостаси божества τα εν οις θεοτης («то, в чем божественность» или, ещё более буквально, «те, в которых божественность»), определяя, таким образом, ипостаси как, своего рода, «резервуары» сущности. В том же духе Григорий Богослов выражается и в Догматических стихотворениях, 20, «О Св. Духе», говоря, что три ипостаси «обладают божественностью» (то есть сущностью).

Зачем понадобилось искать какие-то особые определения для ипостаси, и почему нельзя было ограничиться аристотелевским определением первой сущности? Аристотелевские первые сущности не годились бы для выражения троичности божества. По мысли христианских богословов IV века, единство трёх ипостасей Троицы — хотя и не такое, чтобы три ипостаси теряли самостоятельность своего бытия (это вопреки модалистам), но и не такое, чтобы они были столь же различными, как, например, три лошади или три человека. Нужно было выразить и особую способность ипостасей к взаимному единству, когда Сын во Отце и Отец в Сыне. Нужно было также выразить способность ипостаси Сына принимать в себя человечество. Поэтому, как при описании внутритроичных отношений, так и при описании вочеловечения Логоса пришлось столкнуться с ипостасью как вместилищем сущности, а не только как некоей «частью» общего целого.

Читайте также:
Икона «Тайная вечеря»: значение и описание, в чем помогает и как молиться, где вешать и кто изображен

Итак, ипостась — это такое частное, которое, в то же время, является «вместилищем» общего (сущности).

Поворотным событием в истории триадологических споров Христианской Церкви стал Александрийский собор 362 года, на нём присутствовали две партии: «староникейцы» (александрийцы) и «новоникейцы» (антиохийцы). Первые держались мнения, что Бог-Троица это одна сущность или одна ипостась; последние, используя новую терминологию, учили о Боге как об одной сущности в трёх ипостасях. В дальнейшем, под влиянием богословия каппадокийцев, в греческой триадологии возобладало учение «новоникейцев». В латинской терминологии осталась собственно никейская синонимичность сущности (essentia) и ипостаси (substantia), почему римо-католики и поныне признают Троицу как единую сущность-ипостась в трех лицах (реrsōnа) исповедуемую, а исповедание единосущия Сына Отцу в самом Никейском Символе на латыни обозначается как «unius substantiæ cum Patre», т.е. как «единый по ипостаси с Отцом».

Сущность и ипостась

Сущность и ипостась

Бог церковного опыта одновременно Един и Троичен. Для выражения идеи Божественного единства Церковь преимущественно использует философское понятие единой сущности; чтобы подчеркнуть троичный характер Божества, она прибегает к понятию трех Ипостасей, или Лиц. Таким образом, христианский Бог единосущен (обладает одной Сущностью) и триипостасен (представляет Собой три Ипостаси, или Лица).

Мы пользуемся термином «сущность» — словом, означающим «участие в бытии», — со значительной долей условности. По-гречески «сущность» (oysia) восходит к причастию настоящего времени женского рода от глагола «быть» (eimi). Однако, говоря о Боге, мы имеем в виду не Его участие в Бытии, но само Бытие как таковое, всю возможную полноту существования и жизни. Вот почему апофатическая формула «сверхсущностная сущность», часто встречающаяся у отцов Церкви, точнее выражает истину о Боге.

Тем не менее, четкое различение сущности, с одной стороны, и ипостасей сущности, с другой, помогает отчетливее сформулировать и описать опыт Божественного Откровения. Возможно, мы лучше поймем разницу между указанными двумя понятиями, если обратим внимание на следующий факт: человек, созданный “по образу и подобию” Божию, также представляет собой единую сущность (и значит, единосущен) и множество ипостасей, или личностей (то есть, многоипостасен). Понятие единой сущности мы выводим из некоего набора свойств и отличительных черт, в той или иной степени присущих всем людям. Так, каждое человеческое существо обладает разумом, волей, способностью суждения, воображением, памятью и т. д. Все люди участвуют в бытии посредством указанных свойств, общих всему человеческому роду. Следовательно, все люди обладают единой природой, или сущностью [3]. Однако каждая конкретная реализация (ипостась) общей природы, то есть каждый человек, взятый в отдельности, воплощает в себе сущностные свойства особым и неповторимым образом. Каждый из нас говорит, думает, судит, фантазирует по-своему, отличаясь в этом от всех прочих людей; и поэтому всякий конкретный человек представляет собой абсолютно уникальную экзистенцию.

Таким образом, сущность, или природа, о которой идет речь — как в отношении человека, так и Бога, — не существует вне отдельных личностей, но только лишь благодаря им. Личности ипостазируют сущность, дают ей ипостась, то есть реальное и конкретное существование. Природа не обладает бытием иначе как в личностях; личности представляют собой модус существования природы.

Это не означает, тем не менее, что сущность есть просто абстрактное понятие (будь то «божественность» или «человечность»), образующееся в нашем сознании как некое резюме общих качеств и свойств. Да, мы говорим, что природа не существует вне своих конкретных воплощений в отдельных ипостасях. Тем не менее, каждый из нас, людей, вполне реально ощущает разницу между своей личностью и своей природой, или сущностью. Часто мы осознаем в себе одновременное присутствие двух желаний, двух волевых импульсов, двух потребностей, каждая из которых требует удовлетворения. Одно из этих проявлений выражает наш свободный выбор, наше личностное предпочтение, в то время как другое представляет собой естественное, природное влечение. Оно может входить в противоречие с нашими сознательными стремлениями, выступая как некая безличная сила (наподобие инстинкта) и действуя помимо нашей воли и рассудка. На эту внутреннюю противоречивость человека указывает Апостол Павел в Послании к Римлянам:

«Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего…»

В свое время мы попытаемся рассмотреть глубже проблему «бунта» природы человека против его личности, проблему стремления естества к самоутверждению и самодостаточности, его нежелания выражать себя через личностную свободу. Тогда мы увидим, что этот разрыв между природой и ипостасью составляет трагедию («грех») человеческого существования, последним следствием которой является смерть. Но в данный момент нас интересует само понятие сущности, или природы. Мы исследуем его на примере человека и видим, что здесь природа выступает как экзистенциальная оппозиция личностной свободе. Что же касается Бога, у нас нет никаких данных, позволяющих проникнуть в Его Сущность; мы можем лишь предполагать, что в Боге отсутствует противостояние между Природой и Лицом, поскольку в Нем нет ни смерти, ни греха. Осмелимся высказать утверждение (насколько ограниченные возможности человеческого языка вообще позволяют утверждать что-либо относительно подобных предметов), что полнота бытия Божественной Сущности находится в совершенной гармонии со свободой Божественных Ипостасей, так что Они обладают одной общей волей и одним действием. Единство внутренней жизни Троицы нерушимо. Речь идет о единстве как природы, так и личностной свободы — той свободы, что преобразует единение по естеству в Любовь. Божественное Бытие есть Любовь. Но что представляет собой ипостазированная в трех Лицах Сущность Божества сама по себе, мы знать не можем: это таинство превосходит не только возможности нашего языка, но и нашу способность восприятия, а также границы нашего опыта. Мы в состоянии говорить лишь о неизреченной глубине внутренней жизни Троицы, о непостижимой и сокровенной тайне Божественной Сущности.

Читайте также:
Православие и иудаизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Читайте также

§ 137. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую ипостась.

§ 137. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую ипостась. Исповедуя во Христе Иисусе, Господе нашем, два естества, Божеское и человеческое, мы вместе исповедуем, что в Нем одно Лицо, что два естества в Нем соединены в единую ипостась Бога Слова: ибо

Феодор Абу–Курра. О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего (пер. Ф. Г. Беневича)[655]

Феодор Абу–Курра. О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего (пер. Ф. Г. Беневича)[655] Воплощение — это вочеловечение, вочеловечение же — это превращение

3. ИПОСТАСЬ–КЕНОЗИС

3. ИПОСТАСЬ–КЕНОЗИС Способ бытия божественности, который отрицает любую возможность индивидуального апо–стаза, выявляет реальность ипостаси, ипостасного – плероматического — способа личностного бытия. Ипо–стась означает динамичное осуществление и усовершение

Происхождение и сущность зла

Происхождение и сущность зла Онтологическое зло17 Можно задать вопрос: «Как это Бог, Всеблагой, Всемогущий, который есть Любовь,— допускает зло?»Если не разобраться в этом вопросе, то он нередко приводит к отрицанию существования Бога, т. е. к атеизму. «Если Бог все

Сущность грехопадения

Сущность грехопадения По факту грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (Рим.5:19). При этом возникает вопрос о соответствии тяжести преступления и строгости последовавшего за ним наказания. Запрет вкушения от «древа познания добра и зла» по сути

Сущность молитвы

Сущность молитвы Как объясняет святитель Феофан Затворник, что не слова Богу нужны, а сердце, молитвословия предназначены, чтобы сердце питать. Молитва без чувств — выкидыш мертвый. Как говорит русская народная пословица: «Всяк крестится — да не всяк молится».

2. Ипостась, сущность, энергия

2. Ипостась, сущность, энергия Различение — реальное различение — между Божественной «сущностью» и Божественной «энергией» стало неминуемым в контексте учения об «обожении», которое подразумевает «соучастие» сотворенного человека в Жизни Бога, Сущность Которого

Глава XXVII О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душею и телом, и — что сохранялась одна ипостась

Глава XXVII О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душею и телом, и — что сохранялась одна ипостась Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1 Пет.2, 22) вземляй грех мира (Ин. 1, 29), ниже обретеся лесть во устех

Глава V. Тем, которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена?

Глава V. Тем, которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена? Ипостась Бога Слова до воплощения была проста, несложна, бестелесна и несозданна; воплотившись же, Она стала ипостасью и для плоти и сделалась сложной из Божества, которое всегда имела, и из

Ипостась Архонтов. (Cod. II, 4)

Ипостась Архонтов. (Cod. II, 4) “Наверху, в беспредельности Эонов, существует Непогрешимый. София, которая зовется Пистис, пожелала сама совершить Деяние, без своего супруга. И ее работа стала небесным образом, так что завеса существует между верхними эонами и теми, что ниже. И

Ипостась (Hypostasis).

Ипостась (Hypostasis). Это слово представляет собой транслитерацию греч.hypostasis, крое переводится как “субстанция”, “природа”, “сущность” (отhyphistasthai “находиться под чемлибо”, “существовать”;hypo “под”, histamai “делать устойчивым”) и обозначает действительное личное существование или

ИПОСТАСЬ (греч.)

ИПОСТАСЬ (греч.) Внешнее проявление внутренней природы человека. По значению противоположно понятию ousia, означающему то, что есть человек или предмет в самом себе. Ипостась — то в предмете постижения, что доступно постижению извне. Греки использовали это понятие для

Ипостась Архонтов

Ипостась Архонтов [86.20-97.23] О сущности властителей, в духе Отца Истины, великий апостол говорил нам относительно “властителей тьмы”, “не против плоти и [крови] выступаем мы; но против властителей вселенной и духовных (сил) зла”. [Я] посылаю это (вам), потому что о

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: