Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Читать Книга Екклесиаста онлайн

Екклезиаст (Экклезиаст) – название одной из книг Ветхого Завета. екклезиаст входит в цикл учительных книг вслед за Притчами Соломоновыми. Название книги произошло от еврейского «коэлет» — проповедник в собрании. Собранием в то время называли встречу всех полноправных граждан.

Читать Екклезиаст.

Книга Екклезиаста состоит из 12 глав.

Авторство книги Екклезиаст

Автором Екклезиаста признается царь Соломон. В книге он носит имя Екклезиаста и называет себя царем Иерусалимским, сыном Давида. Авторству Соломона противоречат следующие факты:

  • Строка «Я… был царем… в Иерусалиме». Как известно, Соломон оставался царем до смерти, следовательно, он не смог бы сформулировать мысль таким образом.
  • Строка «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом». Известно, сто до Соломона в Иерусалиме был только один царь, следовательно, множественное число в отношении слова царь говорит не в пользу авторства Соломона.
  • В екклезиасте несколько раз звучит предостережение от чрезмерного увлечения чтением. Это было бы странно слышать от Соломона, почитавшего мудрость выше всех благ.
  • Настроение печали и разочарования, которым проникнута книга, было нехарактерным для периода царствования Соломона, это скорее признак послепленной эпохи.

Авторство Соломона ставится под сомнение и ввиду того, что многие исследователи считают, что написание екклезиаста не совпадает по времени с годами жизни Соломона. Существует несколько версий времени создания книги:

  • Версия Нахтигалля — 975—588 г. до н. э.,
  • Версия Шмидта и Яна — 699—588 г. до н. э.,
  • Весия Делич — 464—332 г. до н. э.,
  • Версия Гитцига — 204 г. до н. э.,
  • Версия Греца — время царствования Ирода Великого.

Таким образом, разница во времени достигает 800 лет.

Толкование книги Екклезиаст

Книга Екклезиаст – уникальна для Ветхого Завета. Она является глубоким философским трактатом. Екклезиаст описывает круговорот в судьбе человека и всей вселенной. Исходя из текста, все бытие человека – бессмысленная суета. Все это уже было и еще не раз будет во вселенной.

Текст Екклезиаста – фаталистический. Автор призывает не пытаться усовершенствовать мир, а жить в согласии с Богом своим и наслаждаться жизнью.

Текст Екклезиаста изобилует противоречивыми мыслями.

Весьма вероятно, что Екклезиаст был написан в послепленную эпоху с целью поддержать народ, утешить, показать всю суетность и бренность бытия. Екклезиаст призывал воспринимать жизнь как дар Божий и не размышлять о тяготах и несправедливости, а наоборот, пытаться брать все лучшее от жизни.

Суетой автор называет все дела человека, а также такие понятия как праведность, веселье, мудрость, юность, богатство, силу и даже саму жизнь. Труд суетен, так как результаты любого труда не вечны. Богатство суетно, так как оно приходит и уходит, его не заберешь в иной мир. Мудрость суетна, так как она не может гарантировать человеку успех и процветание. Однако, автор все же убежден, что мудрость лучше глупости, а также предпочтительней физической силы и богатства. Но и мудрый, и глупый, и богатый умрут и будут забыты. Праведность суетна, так как автор не верит в закономерность праведность -> награда, грешность -> наказание. Автор объясняет свою точку зрения тем, что он стал свидетелем большого количества несправедливости. Автор не отрицает идеи того, что все происходит по воле Бога и что Бог действует правильно, однако он говорит, что смертным невозможно понять силы Провидения, а потому не стоит и пытаться.

Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его. Нежелание екклезиаста задумываться о жизни после смерти объясняется манерой книги в целом – автор говорит только о том, что он прочувствовал и познал на опыте. А опыт его убеждал в тщетности усилий человека.

Бренность и суетность окружающей его действительности автор екклезиаста объясняет

  • Грехопадением людей,
  • Непостижимости путей Господних,
  • Неизбежности смерти,
  • Неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.

Не следует превратно толковать екклезиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога.

Краткое содержание Книги Екклезиаста

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.

Читайте также:
Освящение крестика: особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Книга заканчивается советом:

Бойся Бога и заповеди Его соблюдай.

Книга Екклезиаста – одна из книг‚ понимание которых не приходит сразу. Она требует определенной зрелости духа. Мысли и идеи Екклезиаста грандиозны в своем значении и влиянии на все последующую историю и культуру человека.

Читать Екклезиаст на нашем сайте вдвойне полезно, так как мы снабдили текст множеством иллюстраций известных художников.

Почтение во всех Мирах!
О, многое многомерное можно сказать относительно величия мудрости живой, а не умствующей, и парадигмой является символ:
«Во многой умности- много печали», а «Во многой мудрости — много блаженства».

Вскоре, Волей Божией, постараюсь прописать комментарии живые ко «Экклезиасту».
А пока — прошу:
https://www.proza.ru/avtor/aumka&book=6#6

Рад буду конструктивному духотворённому общению.
Во славу Источника.

Добрый день, Юлиус! Мы польщены Вашим вниманием и будем рады видеть Вас у нас на сайте, будем рады Вашим комментариям и помощи в ответах на сложные вопросы по тексту Библии, которые часто задают наши читатели.

Ответьте,пожалуйста, что мешает всему Человечеству исповедовать одну религию,чтобы не было противоречий?

Я думаю, что единственная помеха- деньги. Каждая парафия имеет их от прихожан и священники в своей большей половине стают сребролюбами. Другая причина- фанатизм прихожан, которые ненавидят другие конфессии. Но тем самым они нарушают Божью заповедь- возлюби ближнего своего, как самого себя.
Я верю в Бога и прекрасно общаюсь из людьми разных конфессий.

Здравствуйте. думаю, что гордыня мешает.Господь наш Иисус Христос пришёл и показал простой и в тоже время очень сложный путь к совершенству человека, который основан на самоумалении себя и борьбы с пороками внутри нас. Но мы обычно выбираем другие пути, которые и ведут нас не туда… А остальные религии, которые мне известны, абсолютно не направлены внутрь сердца, а лишь заставляют бояться неисполнения заповедей, которые не очень отличаются от тех, что отличаются от тех, что дал нам Моисей, но позволяют оставаться себе злыми, завистливыми, злопамятными, лживыми и гордыми… Так что дорогие христиане- читаем Святое Евангелие, любим Христа и всех вокруг, ну или хотя бы стремимся к этому и держитесь, крепитесь, боритесь! Не будем распинать Христа своими грехами нося его на груди. Всех благ) простите если кого обидел и влез не туда)

Верою , но своими грехами не буду мучить и распинать Христа нося его на груди , поэтому не ношу крест его на своей груди
грешен каждый , ибо молитвами выпрошает прощенья

По замыслу Бога всё сие происходит …И смерть и рождение предначертано каждому родившемуся в этот мир . Свобода -есть осознанная необходимость ! Вы властны делать всё что пожелаете исходя из своего сознания и мировоззрения . Нарушая законы заповеданные Богом ,вы тем самым запускаете механизм разрушения завета между Богом и человеком …
Ведь главная цель всех живущих на земле людей ,это познание Господа всем разумом своим … Рождение,жизнь и смерть ! Три этапа . Сама жизнь не главное , но и самостоятельно лишать себя жизни ,это грех перед Богом ! Здесь мудрость . Каждый понимает в меру образованности , жизненного опыта и того, что внушает ему Господь … Ведь и иуда искариот (предатель) был порабащён дьяволом и совершил своё предательство … Но всё это произошло по воле Господа Бога ! И многое ,что происходит в вашей жизни ,всё это не случайно … Но для тех, кто искренне и с усердием и с трепетом молится и верит в Бога и соблюдает заповеди , Господь всегда отринет смерть духовную …в некоторых случаях и физическую . Да воздастся вам по вере вашей ! Мир вам и вашим близким !

Книга «Екклесиаст»: о чем говорится в самой страшной части Ветхого Завета

На греческом языке слово «экклизиастис» (ἐκκλησιαστής) означает того, кто проповедует перед людьми, оратора. Но всякий, кто начинает читать Екклесиаст в Ветхом Завете, сразу же понимает, что эта поучительная книга отличается от остального текста Библии и уж совершенно точно контрастирует с Новым Заветом, который, несмотря на страшные события, которые в нем описываются, заканчивается на высокой ноте надежды соединения человека с Богом и обретения вечной жизни.

Концовка Екклесиаста не настолько очевидна и оптимистична. Тем не менее книга является весьма важной частью Священного Писания.

Все в жизни – «хавель»

Книга Екклезиаста погружает читателя в мрачный, беспросветный мир человека, который всю жизнь был «успешным», но на склоне лет прозрел, что в жизни все суета и в нем нет ничего, ради чего стоило бы прилагать усилия. Слово, которое встречается в Екклесиасте больше 30 раз – это слово «хавель», которое переводится как «суета», но более точный перевод – это «пар», вздох», то есть практически – «ничего», «пустота», «воздух».

Читайте также:
Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

Для героя книги вся человеческая жизнь, все его труды, все, что происходит, происходило и будет происходить вокруг – это все только «хавель». И даже мудрость человеческая тоже ничего не значит перед лицом смерти, ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). То есть, говоря языком современности, – «от многих знаний многия печали».

Кто же автор

Но почему так происходит, ведь считается, что книгу написал великий царь Соломон – человек богатый, «успешный», с бесспорным авторитетом. Сам оратор называет себя «сыном Давида» и «царем Иерусалима», однако имя царя при этом нигде не упоминается. Справедливости ради стоит сказать, что в XVI веке вера в авторство Соломона была поколеблена христианским апологетом, протестантом Гуго де Гроотом – настолько ее дух выпадал из общего библейского повествования.

Неизвестно, когда точно был создан Екклесиаст – одни богословы уверяют, что книга была написана между X и VI веками до н. э., другие – что это V–IV век до н. э., а третьи считают, что книгу написали гораздо позже – во времена правления «злого гения» иудеев Ирода I Великого. «Атеистический словарь» под редакцией М. П. Новикова указывает, что в тексте есть явные признаки влияния греческой философии, а кроме этого, в ней встречаются слова на персидском и на арамейском языках, что совершено не соответствуют времени и духу царя Соломона. Известно, что книга была включена в Ветхий завет только после жарких споров между раввинистическими школами Шамая и Гиллела.

И все-таки это Соломон

При этом книгу высоко ценили такие православные святые, как Василий Великий, Григорий Нисский, блаж. Иероним, которые не сомневались в авторстве Соломона и считали, что Екклесиаст – прощальная речь царя, который достиг всего, о чем может мечтать человек, но неожиданно осознал, что жизнь его – суета сует. «И оглянулся я на дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я. все — суета. и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11).

Поэтому его речь проникнута горечью осознания того, что разум людской не может познать мудрость мира – человек старается познать ее, но она отдаляется от него прочь. «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:3), – вопрошает он.

Влияние греческой философии на текст неоспоримо: автор все время твердит о цикличности мира, о том, что на земле из века в век происходят одни и те же события, но нет среди них новизны. Везде все одинаково – те же человеческие пороки, те же чувства, те же отношения, все неизменно: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1:4).

Ради чего стоит жить

Но если все уже было и все обстоит именно так, то в чем же смысл человеческого существования? В ответе на этот вопрос и скрыт смысл этой мрачной книги.

Иеромонах из Сретенского монастыря Иов Гумеров указывает на то, что автор книги проходит несколько этапов, рассуждая о смысле жизни: он испытывает себя работой, которая не приносит ему утешения, затем – познанием мира и достижением мудрости, которая тоже не приносит облегчения, но лишь усугубляет печаль. Наконец испытывает себя весельем, но и оно кажется ему бессмысленным в свете того, что жизнь человеческая коротка, она лишь миг перед лицом вечности.

Но постепенно Екклесиаст приходит к выводу, что даже земные блага человека зависят не от его трудов, а от Божьей милости. И даже жажда всеобщего счастья, высшего блага заложена в человека самим Создателем. Без Бога жизнь не имеет смысла, пуста, а люди – впадают в уныние и печаль. И лишь в Боге можно найти смысл и утешение, стоя на пороге небытия: «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Достигший человеческого величия царь понимает: все, что имеет – дано ему Создателем. И что деяния людей – действительно «хавель», а созданное Творцом «пребывает вовек». Человеку же, чтобы обрести смысл существования, следует жить так, чтобы предстать перед судом Божьим в надежде на Его милость и прощение.

Это осознание поднимает оратора из глубин философской печали и возводит его на совершенно иную ступень: «Выслушаем сущность всего, – пишет он в последних стихах книги, – бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12:13–14). Таким образом, самое мрачное повествование в Библии поднимает читателя над бытием и приводит его к надежде, которая еще откроется ему в событиях грядущего Евангелия.

Читайте также:
Голгофа: что это такое, значение и возможные места, где она находится, история

Православная Жизнь

Автор Екклесиаста находит выход из тупика, из которого не смог выйти ни один греческий философ, что превращает её из книги жалоб в книгу утешения.

Трагедия олигарха

Екклесиаст значит «собиратель». Древнееврейское название книги kohelet — женского рода. Оно означает «собрание, сборник» мудрых изречений. Она написана от имени «сына Давидова, царя в Иерусалиме» — то есть премудрого Соломона. Основные идеи этой книги очень схожи с древнегреческой философией V века до н.э. — учением Гераклита о цикличности мира, скептицизмом и гедонизмом. Из-за этого ряд исследователей считает её поздним произведением, приписываемом Соломону (который жил в Х веке до н.э.).

Так или иначе, в книге предстаёт его образ: это богатый и пресытившийся благами пожилой человек. Всю жизнь он чего-то достигал, что-то строил и планировал, но в итоге пришёл к осознанию, что всё было напрасно.

Подобные истории о богатых людях мы часто читаем с соцсетях и слышим из телепередач. Кто-то пускает накопленное состояние на благотворительность, становится даун-шифтером и поселяется на необитаемом острове, кто-то, не найдя цели в жизни, заканчивает самоубийством. До какого-то момента у всех этих людей есть мечты и планы, они стремятся ещё больше обогатиться, чтобы реализовать их. Со временем их затеи, как и они сами, становятся всё более причудливыми и эпатажными. Они спешат попробовать всё, воплотить в жизнь любые задумки, и в итоге приходят к тому же выводу, что и царь Соломон. Богатые мира сего недоумевают, зачем это всё им было нужно.

Обычный человек небольшого достатка может всю жизнь стремиться к какой-то мечте, и так и не достичь её. Если спросить его, для чего он живёт в этом мире, он укажет на свою мечту или какие-то ближайшие цели. Кто-то живёт ради близких или доброго дела, которое кажется ему очень важным. Но представьте себе человека, для которого понятия мечты не существует: всё, что он задумал, тут же становится реальностью. Хочет ли он помочь кому-то — по щелчку пальцев любое количество людей в один миг будет облагодетельствовано. В старости лет он уже не может жить ради любимых, потому что потерял их.

Представьте человека, оставшегося один на один с этим миром, которого уже не радуют роскошь и богатство, потому что они не могут заслонить тех ужасов, которые он увидел и пережил в своей жизни. Достигший пределов человеческой мечты и лишённый возможности мечтать олигарх, библейский царь Соломон с вершины славы, величия и сказочного богатства заявляет, что всё это не имеет никакого смысла.

Известные цитаты Екклесиаста

Цитаты и парафразы из книги Екклесиаст стали афоризмами:

Суета сует и всё суета.

Нет ничего нового под солнцем.

Всему своё время.

Время разбрасывать камни и время собирать камни.

Всё возвращается на круги своя.

Доброе имя лучше богатства.

Конец дела лучше начала.

Живому псу лучше, чем мёртвому льву.

Кто копает яму, тот упадёт в неё.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

Всё тайное станет явным.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Некоторые из них повторяются в книге Притчей Соломоновых или в Премудрости.

Тщета жизни в квадрате

Слово «суета» в подлиннике дословно звучит «дуновение». Образ ветра, кружащегося на одном месте и возвращающегося на круги своя, становится символом человеческой жизни — пустой и бессмысленной, как ветер, бесконечно повторяющейся и обрывающейся внезапно и бесповоротно.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл. 3:1-8).

Этот образ довершает грамматическая форма «суета сует», уже знакомая нам из Песни песней. Суета в квадрате, окончательная, бесповоротная и самая ужасная напрасность из всего, что можно было помыслить… Человек не в силах изменить слепой ход вещей, бесконечную смену рождения и смерти, любви и ненависти, сеяния и жатвы.

Бог или слепой случай?

Автор Екклесиаста — уставший и разочаровавшийся в жизни человек. Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Жизнь ужасно несправедлива и нелогична. Праведников постигает то, чего заслуживают нечестивые, а грешники богатеют и благоденствуют на земле. Картина мира правоверного иудея разбивается вдребезги: похоже, что всё происходит безотносительно к добру или злу, нет никакого воздаяния и награды. Кажется, что миром правит слепой случай, а извечный круговорот вещей никак не изменишь.

Читайте также:
Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

Однако это ещё полбеды. Бессмысленность вещей в себе довершается полной бессмысленностью самого бытия: мудрый умирает наравне с глупым, и нет у человека преимущества перед скотом; одна участь праведнику и нечестивому. Жизнь, какой бы она ни была, любые приобретения, достижения, мудрость и знания, любовь к ближним — всё обессмысливается смертью. Если отец царя Соломона, псалмопевец Давид, видит в этом повод возвеличить Творца:

«Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень» (Пс. 143:3-4), то его сын этим не утешается. Трагедия смерти видится им слишком явно, затмевая радость жизни и само солнце на небе.

Человек, как и вся природа, подчинён безжалостному циклу рождения и умирания. Верует он или нет, добр он или зол, мудр или глуп, живёт по заповедям или вопреки ним, ничто не избавит его от этой участи. Конец всем делам человека приходит с его смертью. Едва только начав, он должен закончить.

Если во всём остальном можно надеяться на Бога, осмеливаться просить Его о чём-то, то здесь Он неумолим. Одна участь у человека с животными — и это слова не безбожника из лекции по «научному атеизму», а глубоко верующего человека, то и дело призывающего: помни Создателя твоего в дни юности твоей.

Способ победить смерть

Екклесиаст за пять веков до древних греков озвучивает мысли, поставившие в тупик всю античную философию. Как жить, когда все начинания и труды человека не имеют смысла? Греческие философы предлагали разные идеи, бросаясь из крайности в крайность: абсолютный аскетизм во имя коллективного нравственного блага, безудержное наслаждение жизнью, пока она есть, бегство от боли и страданий всеми возможными способами вопреки нравственным законам, презрение к смерти и безнравственное равнодушие к ней… Тупик оставался тупиком, что бы они ни предпринимали.

Что значат мудрость, знания и философия перед лицом смерти? К чему быть мудрым, на что-то надеяться, что-то затевать? Лучше довольствоваться сегодняшним днём. Так греческая философия пришла к пессимистическому отрицанию самой себя.

Екклесиаст не останавливается на печальной констатации фактов. Почему человека в корне не устраивает такое положение вещей? Мир несправедлив, но кто сказал нам об этом, и почему по нашей мысли он обязан быть справедливым? Отчего человек, осознавший бессмысленность бытия, вновь и вновь ищет логики и справедливости? Почему, зная о своей смертности, он не соглашается с ней, а стремится к бессмертию — путями науки, известности у потомков или веры в вечную жизнь по ту сторону смерти? Кто вложил в нас это стремление и тоску по иному положению вещей в этом мире?

Именно в этом кроется ответ и выход из греческого пессимизма. В нашем отчаянии — наша надежда. Пусть сейчас происходит всё так, как будто нет ни Бога, ни бессмертия, ни высшей справедливости, но внутри нас стонет и рвётся к небесной правде и Истине наше сердце — вот неоспоримое доказательство бытия Божия.

Екклесиаст демонстрирует высшую форму веры: остаться верным Богу вопреки смерти, неотвеченным молитвам и несбывшимся надеждам. В отличие от греческих философов, которые призывают предаваться роскоши и наслаждениям или полностью пренебрегать земными благами, мудрый царь Соломон советует проводить свою жизнь с Богом. Творить добро и жить по заповедям, пока не настигла нас участь всех смертных:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Соломон приоткрывает завесу смерти, заслонившую своим ужасом земные радости и само солнце: за ней оказывается Бог.

Экклезиаст — книга, отрезвляющая человека

Священник Даниил Сысоев назвал свой труд, посвящённый толкованию Екклесиаста «Книга книг, отрезвляющая человека». Это название передаёт сущность самого необычного канонического библейского текста. Книга, именуемая Екклесиастом, развенчивает все земные иллюзии и главным её словом можно назвать слово «суета». Авторство Екклесиаста приписывается еврейскому царю Соломону, а цитаты из неё использовали многие известные деятели литературы и искусств в своих произведениях.

Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета

Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.

Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.

Читайте также:
Мощи Спиридона Тримифунтского: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и чем помогает

Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.

Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»

Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.

Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе. Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа

Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.

Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Читайте также:
Православный и католический крест: разница и особенности, когда появились различия

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии

Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии, заметно отличаясь от всех остальных её книг образом мыслей автора. Иудейское предание говорит о том, что Соломон написал в Старости, в то время когда книга Песнь Песней была написана им в юности.

Основная мысль книги сводится к развенчанию всех земных иллюзий. Если автор Книги Иова еще считает благоденствие в этой жизни знаком милости Божией, то Проповедник показывает тщету всего земного.

Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости

Основной лейтмотив сочинения выражается в следующей его строке: «Все суета сует и томление духа»! Кроме того, такое выражение как «кто умножает познания, умножает скорбь» указывает на Екклесиаста как на престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного.

Поэтому он призывает в сочинении, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге. Это истинная задача земной жизни мудрого. Не даром автором в качестве заключительных избранны следующие слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его.

В тексте книги есть такое высказывание: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Екк. 1:18.). Таким образом, автор говорит о том, что большие знания порождают большую печаль и поэтому говорить о том, что он не знает, автор считает для себя невозможным.

Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии

Автор Екклесиаста, говоря о бренности и суетности окружающей его действительности, указывает на то, что не видит смысла жизни в погоне за земными благами. Бренность и суетность окружающей действительность Кохелет объясняет:

  • грехопадением людей,
  • непостижимости путей Господних,
  • неизбежности смерти,
  • неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.

Не следует превратно толковать Екклесиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога. В этой связи необходимо отметить, что сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а).

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Читайте также:
Генеральная исповедь: определение и значение в православии, отличие от общей, правила подготовки и примеры

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

«… потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё—суета!.

«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».

Отец Александр Мень часто обращался к тексту Екклесиаста для его толкования

Толкование Екклесиаста ― это та тема, к которой часто обращались и обращаются христианские богословы. Так протоиерей Александр Мень в своих работах периодически упоминает это произведение.

Он указывает на то, что Екклесиаст говорил о том, что отрицательный жизненный опыт позволяет понять, что без Бога, без жизни вечной все есть суета. Именно поэтому это сочинение очень популярно у христианских подвижников.

Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста

Стоит при этом отметить, что автор произведения не размышлял и не говорил о посмертно воздаянии. Он просто указывал на бренность существующего мира и тщетность человеческих стремлений: «Есть и такая суета на земле: «… праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это ―суета»! (Еккл. 8:14.). Вопросы посмертного воздаяния поднимаются в Новом завете. Об этом всегда стоит помнить и не заменять чтение Библии чтением Екклесиаста.

Кроме того, отец Александр Мень указывает кроме суетности бытия ещё на два мотива, характерных для Екклесиаста. Это тема мирового круговорота и тема тщетности земных упований. При этом автор произведения говорит о том, что и в мудрости он не нашёл утешения для себя: «… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (Еккл. 1.:13).

В наше время многие не знают, кто сказал это, но понимают такое высказывание. Таким образом, Екклесиаст поднимает в своём сочинении общечеловеческую тему, актуальную во все времена ― тщетность земных благ. В общей переоценки земного бытия в ветхозаветном сознании и состоит ценность Екклесиаста для всех нас.

5 цитат из Екклесиаста о течении времени

В книге Еклистаст автор уделяет большое внимание вопросам течения времени и суетности всего происходящего, так, например, известны следующие цитаты на эту тематику:

  1. Что было — уже есть, и чему быть — уже было. (Екк. 3:15).
  2. Не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?», ибо не от мудрости ты спросил об этом. (Екк. 7:10).
  3. Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. (Екк. 3:20).
  4. Всё суета суёт. Всё тщета и ловля ветра. (Екк. 4:14).
  5. Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родится и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. (Екк. 3:1).

Почему нельзя желать удачи в православии?

Пожелание «Удачи!» сегодня используется не только в поздравлениях, но и в повседневных беседах, с пожеланием всего лучшего в начинаниях как вообще в жизни, так и в каком-то конкретном дне. Большинство людей никогда не задумывались над тем, что такое безобидное и скорее доброе пожелание может иметь отрицательную семантику в среде верующих православных христиан.

Что означает удача в православии

Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».

Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.

Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.

Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.

Читайте также:
Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.

Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.

Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.

Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.

Читайте о жизни в православии:

Можно ли желать удачи православным

Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.

  • Во-первых, само слово этническим происхождением связано с периодом язычества и соответственно с поклонением многим богам, а ведь христиане знают только лишь одного Бога. Поэтому желать удачи в некотором смысле означает отступать от собственной веры и осквернять имя Господа.
  • Во-вторых, по некоторым сведениям, «удача» — имя одного из верховных существ темного мира, также его называют Молохом, Валтасаром или Вельзевулом, однако для большинства его имя — Сатана. Соответственно, для православных христиан пожелание удачи связано с упоминанием этого запретного для них имени.

Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».

Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.

Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.

Мнение священника

Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.

Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.

С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.

Почему нельзя желать удачи в Православии

Понятие «удача»

Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.

Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».

Удача в Православии

Почему нельзя желать удачи в Православии? Понятие удачи противоречит христианскому миропониманию. Святая Церковь учит, что не бывает ничего случайного. Ведь Всемогущий и Всеблагой Господь непрестанно заботится о своём творении и помогает человеку прийти ко спасению. Постоянное промышление Всевышнего о мире и человечестве в христианстве именуется Божьей Волей, Промыслом, Провидением.

Учение о Божьем Промысле нельзя путать с языческими представлениями о предопределённости судьбы. Господь участвует в нашей жизни, но не вмешивается в выбор человека. Творец лишь ставит нас в такие условия, где мы сами выбираем между добром и злом. Выбирая добро, правду, соблюдение христианских заповедей, человек вверяет себя Божественному Промыслу и тем самым спасает свою душу. Мы можем почувствовать Божье Провидение и довериться ему. Но скудный человеческий рассудок не в состоянии постичь его в полной мере.

Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Нет слепого случая! Всё совершается по непостижимому суду Премудрого и Всемогущего Бога» (Полное собрание творений, том 2).

Таким образом, упование на удачу, слепой случай в Православии рассматривается как горделивое недоверие к Богу и суеверие. Подлинно православный человек попросту не нуждается в везении, поскольку во всём полагается на помощь Всевышнего. Священник Валерий Духанин отмечает:

«Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства должны быть критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать».

Также упование на удачу можно рассматривать как стремление получить какое-либо благо без труда, задаром. Подобные желания не полезны для православного христианина.

Читайте также:
Освящение крестика: особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви

Почему нельзя желать удачи

Понятие «удача» само по себе несовместимо с православным вероучением. Однако это слово прочно вошло в нашу повседневную речь. Мы даже не задумываемся о его противоречивости и желаем удачи с самыми добрыми намерениями, чтобы поддержать ближнего. И вовсе не желаем намекать при этом на конфликт с Божьим Промыслом. И конечно же, не вкладывая в слово «удача» какие-либо языческие представления. Допустимо ли это?

Священник Димитрий Паламарчук не видит ничего страшного в простом пожелании удачи и предлагает задуматься над происхождением его собственного имени:

«Значение имени Димитрий – «служитель богини Деметры». Получается его нельзя произносить? Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё».

Отвечая на вопрос «Почему нельзя желать удачи человеку?», отец Димитрий одобряет стремление очистить речь от ненужных слов. Но священник призывает избегать крайностей и не искать злой корень во всех мелочах. Иначе борьба с ложными врагами может подменить собой подлинное служение Христу.

Итак, в христианстве нет запрета на простое доброе пожелание удачи. Тем не менее нам не помешает осознанный и ответственный подход к тому, что мы произносим. Поэтому лучше всего поддержать человека словами «Помоги тебе Бог!» или «С Богом!». С другой стороны, не стоит, впадая в крайность, осуждать и исправлять тех, кто по-доброму желает удачи нам. В данном случае любовь ко ближнему несравнимо важнее чистоты речи.

Молитва о Божьей помощи для доброго дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Благодарение после окончания дела

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Православная Жизнь

В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.

Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?

Читайте также:
Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.

Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.

Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»

Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».

Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.

Беседовала Екатерина Щербакова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: