Епитрахиль священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Значение слова епитрахиль

Словарь Ушакова

епитрах и ль, епитрахили, жен. (греч. epitrachelion) (церк.). Часть облачения священника, носимая на шее.

Энциклопедия моды и одежды

(от греч. epitrachelion ) – одно из обрядовых облачений священников, надеваемое на шею в виде передника, сшитого из двух широких лент, спускающихся ниже колен; на лентах нашиты кресты. Е. надевают поверх стихаря, под ризу (фелонь). Согласно христианскому канону Е. – символ благодати священника, без этого облачения не совершается ни одного богослужения, не произносится ни одна проповедь, в отличие от других церковных одежд священники в старину носили Е. с собой. Во время исповеди, производя отпущение грехов, священник возлагает Е. на голову исповедывающегося; при венчании, троекратно обводя молодых вокруг аналоя, обертывает Е. свою руку. Символический смысл этого культового предмета так велик, что некоторые богослужения священник может совершать в одной епитрахили, без фелони: таинство покаяния, малую вечерю, некоторые молебны в домах у прихожан.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Культурология. Словарь-справочник

(греч. epitrachelion) – часть облачения священника – расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.

Православие. Словарь-справочник

принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или даже веревки, благословленный как епитрахиль. Епитрахиль появилась до IV в. Архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз до подола и при этом соединялись один с другим. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобрел двойную по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви. Впоследствии епитрахиль стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, и, ж.

Часть одежды священника в виде длинной полосы ткани, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.

* Он снял епитрахиль. // Тургенев. Дворянское гнездо // *

Православный энциклопедический словарь

(греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Словарь церковных терминов

(греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Православная энциклопедия

часть богослужебного облачения иерея: длинный узкий «фартук», надеваемый на шею. Сам «фартук» состоит из одной длинной ленты, скрепленной по бокам с помощью шва или пуговиц. Епитрахиль надевают поверх рясы или подризника. Она символизирует благодатный дар священнослужителя. Ни архиерей, ни священник без епитрахили не имеют права священнодействовать.

Энциклопедический словарь

(от греч. epitrachelion), часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.

Словарь Ефремовой

ж.
Часть обрядового облачения священника православной церкви в виде длинной и
широкой полосы ткани с изображениями религиозных символов, надеваемой на шею и
свешивающейся спереди.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(έπί — на и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого обернута около шеи, а два долгие конца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника; поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви; при исповеди он возлагает Е. на голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов; ею обвертывает свою руку, когда при венчании троекратно обводит венчающихся вокруг аналоя. Некоторые богослужения священник совершает в одной Е. (без фелони), а именно таинство покаяния, малую вечерню, повечерие, полуночницу, часы (если на них не читается Евангелия), а также некоторые молитвословия на дому у прихожан, например молитвы при рождении младенца и наречении ему имени и т. п.

Читайте также:
Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Епитрахиль, Скуфья: что нужно знать об облачении священника

Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти – традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию – длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески – «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Богослужебные облачения священника

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.

Поручи надеваются поверх подризника – это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику – с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой – те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.

Епитрахиль – подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также – бремя священнического служения.

Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.

Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник – прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».

Фелонь – священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел – «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Свято-Никольский женский монастырь.

Богослужебные облачения духовенства

Богослужебные облачения духовенства.

С самых древних времен, человек носит одежду, соответствующую его социальному положению (профессиональному, материальному и т.д.) и духовному состоянию (радости, печали и т.д.). В Православной Церкви для совершения Богослужения Устав предписывает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в специальные одежды. Эти одежды, во-первых, необходимы для того чтобы отличать священно и церковно служителей от остальных людей. Во-вторых, они украшают Богослужение. А в-третьих, имеют глубокое духовное значение.

Читайте также:
Православие и секта: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чинов священнослужителей всегда входит облачение низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облачается в одежду алтарника; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, принадлежащих его сану, имеет все иерейские одежды.

Порядок, соблюдаемый при облачении следующий: вначале одеваются одежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облачение, облачается в диаконские одежды; епископ надевает сначала диаконские облачения, затем — иерейские, а уж после всего — архиерейские.

История Богослужебных облачений.

В Ветхозаветные времена у первосвященника, священников и левитов были особые облачения, сделанные по непосредственному повелению Божию, данному через великого пророка Моисея: «Призови к себе из сынов Израилевых твоего брата Аарона и его сыновей, чтобы они стали Моими жрецами — Аарон и его сыновья Надав, Авиуд, Элазар и Итамар. Сделай своему брату Аарону священные одежды — для величия и красоты. Пусть они изготовят нагрудник, эфод, ризу, узорчатую рубаху, тюрбан и пояс… Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лён…» (Исх.28:1-2). Эти ризы сделанные для славы и благолепия Божественных служб прообразовали одеяния православного духовенства.

Священные одежды предназначались только для Богослужения. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелевает ветхозаветным священникам, выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя Богослужебные одеяния и полагать их в преградах святых, облекаясь в иные одежды (Иез.44:19). В Православной Церкви по окончании Богослужения облачения также снимаются и остаются в храме.

В Священном Писании одежда часто имеет символическое значение и означает духовное состояние её носителя. Так, например, в притче о брачном пире, которая образно повествует о Царстве Божием, говорится о недопустимости входить в него не в брачной одежде (Мф.22:11-14). Или в Откровении Иоанна сказано: «Ангелу Сардийской церкви напиши: …у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:4,5); «и дано было ей жене Агнца (символ народа Божия — А.З.) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:8).

Знаменитый русский богослов священник Павел Флоренский говорит, что вообще, одежда человека таинственно связана с его духовным существом: «Одежда — часть тела. В обыденной жизни — это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет».

Одежда, по мысли отца Павла, не только прикрывает тело, она непременно отображает даже в большей степени, чем тело, главное в человеке — его духовную сущность и потому имеет глубоко духовное значение.

В христианской Церкви специальные Богослужебные облачения появились не сразу. Христос совершил Тайную Вечерю в обычной одежде, и апостолы при совершении Евхаристии использовали повседневную одежду. Однако, известно, что апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, одевался как иудейский священник, и апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых (Ин.11:1-44) и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы начали употреблять некоторые Богослужебные одеяния. Впоследствии повседневные одежды Иисуса и апостолов стали трактоваться как священные и, даже выходя из повседневного употребления, сохранялись в церковном обиходе. Кроме того, появлялись одеяния, специально предназначенные для Богослужения. И уже в IV век блаженный Иеронимом говорит: «Недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых». В основных чертах канон Богослужебных облачений сложился в VI веке.

Одежда алтарника (чтеца, пономаря).

Одним из наиболее древних элементов литургической одежды является стихарь (греч. [стихарион] от [стихос] — стих, строка, прямая линия) — прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело.

В древности подобная одежда была известна под различными наименованиями: альба, туника, хитон. Все эти наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская Церковь приняла эту одежду в число священных, потому что такую одежду носил Спаситель и апостолы, также ветхозаветные священники. Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех Древних Церквах. В древности стихарь изготовлялся из льна и был исключительно белого цвета, на что указывает одно из его наименований — альба (лат. alba — белая одежда).

Читайте также:
Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Стихарь символизирует собой чистоту души и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской чистоте, к которой должен стремиться посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу.

Стихарь священника называется – подризник. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). Стихарь епископа обычно называется – подсаккосник (или архиерейский подризник), потому что сверх него епископ надевает саккос. Подризник и подсаккосник имеют такой же символический смысл, что и стихарь.

Диаконы, а также церковнослужители, чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея или епископа.

При облачении в стихарь диакон, священник и епископ произносят молитву: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя…».

Диаконские одежды.

Орарь (греч. [орарион], от лат. orare — молиться) — узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время Богослужения носит поверх стихаря на левом плече. По толкованию св. Симеона Солунского, орарь символизирует ангельские крылья. А сами диакона в Церкви представляет образ ангельского служения. Поэтому иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят».

Орарь является неотъемлемой принадлежностью диаконского облачения с древних времен: он упоминается уже в 22-м и 25-м правилах Лаодикийского Собора (364). На византийских фресках в стихаре с орарем, перекинутым через левое плечо, изображаются первомученик архидиакон Стефан и другие святые диаконы. Итак, орарь – главное облачение диакона, им он подает знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Историки Богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.

Когда диакон на Литургии опоясывает себя (грудь и спину) крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность (как бы складывает крылья) к принятию Тела и Крови Христовых.

Орарь носят и иподиаконы, но в отличие от диаконов, носят его всегда крестообразно опоясанным – потому что они также являются образом Ангелов, но не имеет благодатных дарований священнослужителя.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным.

При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи (греч. [епиманикия]) — небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при Богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов низшей одежды (подризника или подрясника) и этим дать рукам священнослужителей большую свободу.

В Древней Церкви поручей не было. Поручи появились сначала как предмет облачения византийских царей. Желая почтить особой честью патриархов своего столичного Константинопольского престола, императоры стали жаловать им предметы царского облачения. Византийские цари жаловали патриархам жезлы, право изображать на обуви и коврах двуглавого орла. В ХI-ХII веках Константинопольские святители получили от царей саккос (который заменил у епископов фелонь) и поручи; затем поручи перешли к предстоятелям других православных Церквей, к наиболее видным восточным митрополитам и епископам. Несколько позднее поручи перешли к священникам. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (ХII век), пишет о поручах, как о необходимой принадлежности священнического и епископского облачения. В XIV-XV веках поручи как награда появились сначала у некоторых архидиаконов, а затем у всех диаконов.

Поручи символизируют то, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства. Как говорит святитель Феофан Затворник: «Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары… Действующая же сила от Господа исходит». Когда верующие целуют поручи, то этим самым они почитают Бога действующего через священнослужителей. Молитва при надевании поручей: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл сей супостаты»; а также русское название этого облачения – поручи, от поручит, вверить, — напоминают священнослужителю, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Бога. Священник во время Богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу.

Веревки, которыми поручи стягиваются, означают узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий.

Облачения пресвитеров.

К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь или риза.

Подризник (см. стихарь).

Епитрахиль (греч. [епитрахилион] — то, что вокруг шеи; от [епи] — на; [трахилос] — шея) — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря со спины на грудь так, чтобы оба конца висели спереди. Впоследствии (с 16 в.) оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами, а ту часть, которая охватывает шею, делать фигурной и узкой, чтобы её удобно было носить. Образованная из ораря епитрахиль означает, соединение во священники двух должностей – иерейской и диаконской. Другими славами, священник не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Это не только двойная благодать, но и двойное иго.

Читайте также:
Правила поведения в храме: важные моменты и нормы посещения для взрослых, особенности внешнего вида

Как сделать киот своими руками? Пошаговая инструкция

Задумались над вопросом размещения икон в своей квартире или храме? Лучшее решение в этом случае – установить киот. Можно приобрести такой шкафчик в магазине, а можно создать его своими руками. Какой путь выбрать – решать вам.

Ниже вы узнаете, как сделать киот своими руками. Мы расскажем, как изготовить простой вариант изделия, без остеклённой дверцы, использования ценных пород древесины и украшения резными деталями.

Как сделать киот? Советы от мастеров

Как сделать киот для иконы своими руками? Работа делится на два этапа:

  • Изготовление внутренней рамки, в которую помещается изображение.
  • Создание внешней коробки, закрытой стеклом.

Изготовление внутренней рамки для киота

Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.

Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.

Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.

Изготовление внешней рамки для киота

Начинаем работу над планками для коробки. Ширина планок должна совпадать с глубиной киота. Поэтому заранее подумайте, каковы будут размеры изделия.

Для установки стекла понадобится выемка в корпусе. Для её изготовления пригодятся фасадные бруски, которые необходимо приклеить к кромкам планок корпуса. Внутрь заготовок стенок киота должна заходить внутренняя рамка. Перед тем, как склеить углы, предварительно запилите их под 45 градусов. При поклейке удобно сжимать короб при помощи резиновых лент

Дождитесь, пока клей высохнет. При помощи циркулярной пилы сделайте по два пропила в каждом углу. Туда вклейте плоские шипы, совпадающие по толщине пропилов: это необходимо для долговечности корпуса. Гвозди, уголки из металла и саморезы, по опыту мастеров, для выполнения этой цели желательно не использовать.

Срежьте излишки шипов и займитесь вышкуриванием изделия. Следующий этап – разметка задней стенки и выпил по намеченным отметкам.

Общие работы

Покройте тонировкой обе рамки киота. Также рамки следует покрыть лаком. При правильном подборе лаков можно эффектно имитировать цвета ценных пород древесины (при наличии желания, разумеется).

Следующий шаг – полная сборка киота. Для этого понадобится вырезать стекло по размеру корпуса. Затем при помощи силикона его следует зафиксировать на месте.

Изображение помещается во внутреннюю рамку, которая, в свою очередь, размещается внутри корпуса. Потом необходимо снаружи закрыть заднюю стенку и зафиксировать её при помощи степлера. Для закрепления киота на стену понадобится 2 навеса: установите их.

Теперь вы знаете, как изготовить киот для иконы собственноручно.

Киот: быть или не быть?

Сомневаетесь, нужен ли вам киот? Тогда подумайте о том, как вы будете жалеть через несколько лет, если семейная реликвия не сохранится из-за лени или нежелания потратить денежную сумму. К тому же, ценность иконы определяется не только деньгами, потраченными на её покупку, но и теми чувствами и воспоминаниями, с которыми связаны образа. Тем более, как сделать киот для иконы, вы теперь знаете.

Не уверены, что справитесь с самостоятельным изготовлением киота? Тогда отправляйтесь в православный магазин. В любом случае желательно установить полки для икон и киоты: тогда ваши иконы будут защищены от влияния негативных факторов. Желаем удачи!

Киот своими руками! 1

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

12.06.2014 год.

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Это надо знать!
Если у Вас есть старинная икона , или имеются несколько старинных икон, то возможно, Вы уже задумались над тем, что их надо как-то оформить, чтобы сохранить и организовать домашнее молельное место красиво.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Почему для старинной иконы просто необходим застекленный киот? Да потому что застекленный киот является залогом ее долгосрочного хранения, правильного хранения!

Киот создает для старинной иконы особый микроклимат, в которой нет быстрых перепадов температуры, влажности, нет сквозняков, падающих горящих свеч, нет копоти от лампады и в то же время нет полного застоя воздуха, ведь киот не герметичен, он лишь сглаживает неприятные воздействия, губительные для старинной деревянной иконы!
Но кроме очевидной и необходимой защитной функции киот выполняет и не менее важную эстетическую функцию, ведь не секрет, что старые иконы могут нести на себе следы бытования, что особенно проявляется в виде сколов по краям иконы, так вот именно деревянный застекленный киот и скроет изъяны, а благодаря своим внешним данным (которые могут быть разными, в зависимости от Ваших пожеланий и предпочтений), киот сможет гармонично вписать старинную икону в современный интерьер!
Конечно, хорошо, если есть киот старинный, оригинальный, но большинство старинных икон его лишены, а потому у человека, озадачившегося организацией размещения и хранения своей иконы, или комплекса икон, есть, по сути, четыре пути.

Четыре пути, четыре решения.
Первый путь самый простой: можно заказать киот для иконы в мастерской. И, наверное, это самый правильный путь, так как качество такого киота будет очень высоким, киот можно изготовить для любой нестандартной иконы, и Вы всегда можете сделать киот, обговорив с мастером любые нюансы: вид дерева, окраску, размер, золочение, Вы даже можете заказать резные киоты для икон, одним словом, мастерская исполнит любой Ваш каприз! Но! Но исполнит за Ваши же деньги!
И вот тут кроется основное препятствие в этом варианте, ведь стоимость даже самого простого киота может составить шесть с половиной – десять тысяч рублей, а что если Вам надо «окиотить» не одну икону, а десять? Суммы получаются просто астрономические!
Конечно, на деревянные киоты для икон цены совсем не радуют, но если очень хочется именно выполнить киоты для икон на заказ – Вы всегда можете это сделать!
Где заказать киот для иконы – вопрос не сложный. Если Вы все же выбираете этот вариант, то можете поискать мастерские в интернете, их сейчас достаточно много.
Тем, кто такой вариант кажется слишком дорогим, можно попробовать другой, задавшись вопросом где купить киот для иконы, то есть попробовать киоты для икон купить уже готовые, есть на рынке и такие предложения.
Но и тут не все гладко. Дело в том, что предложение по готовым киотам очень ограничено, причем во всем! Нет ни выбора киотов по размерам (а часто старинные и старые иконы имеют нестандартный размер), ни по цвету, ни по оформлению, и хоть они могут стоить несколько дешевле, чем киоты, изготовленные на заказ, в глобальном смысле проблемы они не решают.
Третий вариант – довольно экзотичный, но некоторые владельцы икон следуют исключительно по этому пути. Они рассуждают примерно так: раз у меня есть старинная икона, значит я хочу, чтобы она была убрана в старинный же киот!
Идея прекрасная, вот только найти старинный киот в хорошем состоянии и подходящий Вам по параметрам иконы, будет архисложно! А если речь идет все о тех же иконах, размеры которых не соответствуют стандартам, то и просто – невозможно!
Старинный киот для иконы обычно будет содержать массу явных и скрытых изъянов, которые Вы должны знать при подборе такого хранилища для своего раритета.
Киот обычно шпонировали, то есть обклеивали шпоном, который за сто лет начинал отслаиваться, крошился по краям. Сам ящик, или открывающаяся рамка со стеклом могли трескаться, перекашиваться. Наличие и состояние фурнитуры – застежек, петель, подвеса или крепления для лампады также требуют обязательного исследования, прежде чем можно покупать старинный киот. Отдельно можно сказать и про стекло: если для Вас важно, чтобы киот был полностью оригинален, то обязательно осмотрите стекло, которое должно быть «кривоватым», содержать пузырьки воздуха – это будет признаком оригинального старинного стекла и оно должно быть прикреплено к рамке на замазку, превратившуюся в камень. Если стекло ровное, вырезано не аккуратно, крепится гвоздями, пластилином и так далее – перед Вами не оригинал.
Внутренняя рамка иконы, покрытая «золотом», также страдает за столетнюю историю, а потому сегодня найти старинный киот в идеальном состоянии – практически невозможно, но даже если Вы его найдете, цена за такой предмет будет даже не десять тысяч рублей, а все двадцать!
Если перечисленные три способа Вам не годятся, и у Вас есть желание и сэкономить деньги и сохранить иконы, придав им новое, соответствующее Вашему интерьеру, звучание, остается назвать заключительный, четвертый вариант: сделайте киот для иконы своими руками!

Читайте также:
Православные куличи и пасха: традиционные и современные рецепты праздничного блюда, особенности приготовления

Ваши руки не для скуки!
Киот своими руками – стоит ли связываться? По нашему искреннему мнению – стоит, обязательно стоит!
На выходе Вы получаете аккуратный киот, который красив эстетически, который полностью отвечает требованиям по сохранению древней живописи и деревянной основы, на которую она нанесена и который, в конце концов, стоит дешево!
Мы посчитали, во сколько обходится киот среднего размера, сделанный своими руками и получилось, что стоимость его по максимуму равна… 1200-1500 рублей, в то время как самый простой заказной киот для этой же иконы обойдется в 6500 рублей! Есть разница? А если речь идет не об одной, а о нескольких иконах?
Но мы, конечно, не смеем никого уговаривать, ведь это вопрос чисто индивидуальный и у него также есть свои минусы.
Основные требования для исполнения такого желания (а для кого-то они могут стать непреодолимыми минусами) – это наличие необходимых (хоть и незамысловатых) инструментов и навыков. Если и то и другое у Вас есть, то остается лишь закупить материалы и приступить к работе!
Да, мы также хотим сказать, что наибольшая выгодность изготовления киотов в домашних условиях достигается за счет их «массовости» производства. Очень удобно делать киоты сразу на несколько разных икон. В этом случае Вы ставите производство на «поток», сначала изготавливая одни детали, затем другие, потом поочередно собираете киоты и так далее. Поэтому если Вы решили делать несколько киотов, сразу приобретите необходимые материалы и делайте все работы для всех киотов, а не по одному!

Инструмент всему голова!
Сейчас мы перечислим необходимый набор инструмента, который Вам понадобится. В принципе, Вы можете использовать свой личный арсенал, это абсолютно не возбраняется!
Чтобы сделать киот своими руками, Вам понадобятся:
– Ножовка с мелким зубом. Лучше всего использовать фирменные ножовки-шиповки. Они дают ровный срез древесины и не делают сколов.
– Стусло. Стусло – это специальный упор для распилки планок под углом. В принципе, можно обойтись и без стусла, но тогда работу приходится выполнять сверх аккуратно, что под силу только тем людям, кто уже имеет опыт подобных работ.
В принципе, в этой работе есть два инструмента, от качества которых и от умения работать которыми в конечном итоге на 99% зависит результат: это ножовка и стусло!


На фото: пластиковое стусло (стоит около 150 руб.) и качественные шведские ножовки с мелким закаленным зубом.

– Струбцины. Струбцины – это зажимы, они нам понадобятся для крепления планок в стусле или на рабочем столе для того, чтобы пилить планки без перекосов.


На фото: разнообразные струбцины, пластиковые и металлическая.

– Металлическая линейка-уголок. Ею удобно отмеривать размеры деревянных деталей и отмечать перпендикулярные резы и резу под углом 45 градусов.
– Рулетка.
– Карандаш.


На фото: все измерительные инструменты, которые могут понадобиться. Две металлические линейки, уголок-линейка, рулетка.

– Отвертка. Скорее всего, это должна быть либо крестовая отвертка, а лучше – универсальная, со сменными наконечниками-битами. Шурупы-саморезы сейчас выпускаются разнообразными и поэтому универсальная отвертка пригодится больше.
– Бокорезы, пассатижи – приятные мелочи, которые могут понадобиться.


На фото: механическая и электрическая отвертки, сменные насадки-биты, бокорезы и пассатижи.

– Наждачная шкурка. Лучше всего использовать наждачку с различным абразивным напылением, но особенно пригодится Вам мелкая шкурка.
Еще лучше если Вы купите очень удобную новую «фиговину» – абразивную сеточку, которая отличается от шкурки тем, что не забивается опилками и служит гораздо дольше.
– Держатель для шкурки. Это специальный зажим, в который зажимается кусок шкурки или абразивной сеточки, с ним очень удобно обрабатывать торцы, придавать поверхностям гладкость.


На фото: Наждачная бумага (она же шкурка), абразивная сетка и пластиковый зажим-держатель для шкурки или для абразивной сетки, а также напильник.

– Электродрель. И конечно, понадобится набор сверл разного диаметра, для работ по дереву и по металлу.
– Молоток. Тоже нужен!
– Пистолет для герметика. Понадобится при фиксации стекла.
– Нож со сменными лезвиями. Нужен большой нож, он может пригодиться на разных стадиях производства, но основное его предназначение – это резка оргалита для задника киота.
– Эластичный шпатель. Понадобится для работ со шпатлевкой.


На фото: разнообразные ножи со сменными лезвиями, а также эластичный шпатель для работы со шпатлевкой.

– Кисти. Для работ с морилкой, маслом или лаком.

Отдельно упомянем про защиту рук, глаз и органов дыхания: берегите себя, работайте в защитных очках, перчатках и используйте маску или респиратор, старайтесь всегда держать рядом с рабочим местом пылесос, чтобы постоянно убирать мелкие опилки.

Материалы.
Выбор материалов – дело сугубо личное. Одному нравится черный, другому – рыжий. Третий хочет сделать киот под икону светлым. Выбирать Вам, но свои советы по выбору материалов мы обязательно Вам дадим.
Рамка киота (дверца).
Рамка – это внешний фасад киота, его видовая часть. Это и открывающаяся дверка, в которую вставляется стекло.
От того, как Вы ее сделаете и какие материалы для этого выберете, будет зависеть конечный результат.
Мы для изготовления рамки использовали обыкновенный багет, тот самый, который можно купить в багетной мастерской. Выбор такого багета – огромный, существует множество вариаций размеров, отделки, цвета, материала древесины. Главное удобство багета в том ,что в нем имеется внутренняя фаска, в которую после того, как Вы соберете киот, можно будет с удобством вставить стекло!


На фото: разнообразный по виду, цвету и орнаментальной отделке, багет, который Вы можете купить в багетной мастерской.


На фото: тот же багет, но в перевернутом виде. Вы хорошо можете рассмотреть углубление, в которое впоследствии удобно «ляжет» стекло.

Боковые стенки киотного ящика.
Киоты для икон раньше делали из сосны. Старинные киоты для икон обклеивались шпоном, затем лакировались. Часто они изготавливались не прямоугольными, а со скругленными краями, или даже более сложной формы.
Все это прекрасно, но наша задача сейчас состоит в том, чтобы предельно бюджетно решить вопрос сохранения старины, а потому мы пойдем простым путем!
На строительном рынке можно приобрести деревянные рейки сечением 15 х 40 мм, или сечением 15 х 50 мм. Они обычно бывают длиной 2.5 метра, это будет идеальный материал для киотного ящика. Стоимость у них низкая, дерево легко обрабатывается, а главное – его можно впоследствии и покрасить и затонировать и даже покрыть лаком.


На фото: Разнообразные рейки для изготовления боковин киотного ящика.

Задник киота.
Для задника киота самый простой вариант – это оргалит. Дешево и сердито, как говорится, но материал этот всегда есть в продаже, он легко обрабатывается и как уже было сказано, он очень дешев!


На фото: куски оргалита всегда найдутся в доме!

Фурнитура.
Изготовление киотов для икон – процесс особенный, поэтому Вам понадобятся и необычные составляющие, а именно – миниатюрные петли для крепления дверцы и застежка, которую часто именуют в интернете «застежка шкатулочная», или «застежка для шкатулки». Купить эти необходимые мелочи можно в магазинах, торгующих товарами для творчества, на строительных рынках и в специализированных магазинах в интернете. Они представлены в достаточно большом ассортименте и Вы найдете то, что Вам нужно.
Еще Вы можете купить специальный подвес-кольцо, но можно и тут поэкономить, просто просверлив в заднике киота отверстие.
Гвозди. Гвозди понадобятся двух видов. Специальные миниатюрные латунные гвоздики нужны для крепления застежки, а мелкие железные гвозди пригодятся для крепления задника к киоту.
Саморезы. Саморезы нужны очень мелкие – для крепления петель и средние – для скрепления между собой боковых деталей ящика-киота.


На фото: пример фурнитуры, необходимой для изготовления киота в домашних условиях.

Шнур. Шнур нужен для прокладывания его между дверцей и ящиком. В принципе, это необязательный элемент, но он позволяет делать киот предельно непродуваемым, а значит, в него не попадет пыль и икона лучше сохранится. Мы использовали шнур, купленный в магазине, торгующем товарами для шитья, это обыкновенный ботиночный шнурок бежевого цвета, который продается на метраж, стоит копейки и с ним очень удобно работать.
Клей. Клей лучше всего использовать специальный, для дерева. Мы использовали акриловый клей «Момент», но сейчас очень много самых различных столярных клеев, которые Вы можете купить в хозяйственных магазинах и в отделах лаки-краски на строительных рынках.
Еще нужен клей Момент, но резиновый – он понадобится для приклейки шнура.
Шпатлевка по дереву. Нам лично очень пригодилась, так как ею можно скрывать изъяны в самом дереве и ею мы, например, эффективно скрывали стыки деталей, ведь при изготовлении компонентов вручную всегда могут возникнуть непредвиденные недочеты! Шпатлевка по дереву бывает разного цвета, выбирайте отечественную, она стоит сущие копейки и очень экономична!
Герметик. Герметик нужен для фиксации стекла в рамке. Можно пользоваться цветным, а можно белым или прозрачным. Подойдет и акриловый и силиконовый герметик. Если он у Вас уже есть, значит – отлично, если нет – купите самый дешевый!


На фото: герметик в тубе для фиксации стекла, резиновый клей и акриловый клей, сверху – акриловая тонированная шпатлевка по дереву.

Стекло. Стекло – это заключительный этап и его Вы заранее можете не покупать, а озадачиться его приобретением в самом конце, когда киот будет полностью готов.
Материалы для тонировки и финишного покрытия. Рамка киота отделки не потребует – она у Вас изготовлена из красивого багета, а вот боковины Вы можете затонировать, если есть желание.
Для тонировки можно использовать морилки на спиртовой основе (продаются на рынке стройматериалов), но лучший вариант – это цветное защитное масло, которое выполняет одновременно роль тонирующего и финишного материала.
Масло хорошо еще и тем, что оно не пахнет, а это очень важно, если работы по изготовлению киота Вы проводите в домашних условиях.
В своей работе мы и вовсе обошлись без покрытия, так что какой вариант защиты древесины выбрать Вам, или отказаться от такового – можно еще подумать!


На фото: морилка на неводной основе, масло с эффектом тонировки, мягкие кисти.

Изготовление киота для иконы своими руками 26.12.2019

Изготовление киота для иконы своими руками

Сегодня во многих домах православных семей есть иконы. Выбор икон – дело крайне индивидуальное, верующие выбирают их, прислушиваясь к голосу своего сердца. В православии нет строгого регламентирования порядка размещения икон в жилище, однако традиционно иконы размещают в восточной стороне дома – их вешают, ставят на полки и достаточно часто помещают в красивые деревянные киоты.

рис. 1 Икона в киоте

Что такое киот для иконы, и зачем он нужен?

По сути своей киот – это своего рода шкафчик, предназначенный для хранения иконы. Он выполняет конкретную функцию – защищает икону от грязи, пыли, разного рода механических повреждений. Именно благодаря киоту лики святых на иконах отлично сохраняются, в условиях особого микроклимата:

1. Стоящие в киотах иконы меньше подвержены отрицательному влиянию перепадов температуры воздуха и влажности (это не редкость даже в современных домах);

2. Киот защищает от сквозняков, прямых солнечных лучей, капелек влаги, случайно попавших на икону;

3. иконе, стоящей в киоте, не так страшно даже близкое соседство с обогревателем, кондиционером или батареей центрального отопления.

Деревянные киоты для икон можно, конечно же, просто купить, однако гораздо интереснее сделать киот своими руками. Созданный с теплом и любовью, он будет заряжать иконы особым, душевным теплом, особенно, если в нем будет храниться старинная семейная икона.

рис. 2 Киоты могут сильно отличаться по внешнему оформлению

Материалы и инструменты

Чаще всего киоты изготавливают, в соответствии с рекомендациями опытных реставраторов икон, из хорошо высушенной древесины, чаще всего – из бука либо сосны.

Для изготовления киотов мастеру понадобятся следующие материалы:
1. планки для ящика (бук, сосна);
2. клей двух типов – акриловый и резиновый;
3. багет, оргалит, шнур;
4. герметик;
5. гвозди железные и латунные;
6. петли, подвес, застежка по типу «шкатулочной»
7. стекло.

рис. 3 Сосна — популярный выбор древесины для киотов

Помимо материалов, пригодятся также и инструменты. С ними проблем быть не должно, инструменты нужны будут стандартные, такие наверняка найдутся у каждого мужчины, который хотя бы изредка что-то мастерит. Итак, чтобы сделать киоты для икон своими руками, понадобятся следующие инструменты:

1. Стусло (особый упор для правильной распилки планок, под нужным углом);
2. Ножовка с достаточно мелким зубом (идеально подойдут качественные ножовки-шиповки);
3. Самый обычный простой карандаш, линейка и рулетка;
4. Струбцины – специальные зажимы, с помощью которых мастер будет крепить планки на рабочем столе либо в стусле, чтобы качественно пилить планки, без перекосов;
5. Линейка-уголок из металла, ею будет удобно отмечать резы под нужными углами, а также отмерять размеры деталей киота;
6. Без пассатижей и бокореза тоже не обойтись;
7. Также нужна будет отвертка, крестовая или универсальная, с набором сменных наконечников;
8. Шкурка наждачная (мелкая) и специальный держатель для нее тоже пригодятся;
9. Электродрель с набором сверл;
10. Пистолет для герметика (с его помощью будет фиксироваться стекло);
11. Шпатель эластичный;
12. Нож с набором сменных лезвий;
13. Кисти для покраски киота морилкой, лаком либо маслом.

рис. 4 Подготовьте инструменты для работы по дереву

Изготовление киотов для икон – основные этапы

Шаг 1. В самом начале нужно создать правильный чертеж будущего киота. Для чертежа необходимо измерить ширину и высоту имеющейся иконы, а также толщину деревянной доски и высоту ее прогиба (старинные иконы часто выгибаются). Если, скажем, расстояние от поверхности стола до точки выгиба – 40 мм, то для боковины ящика нужны будут рейки с сечением 15 на 45 мм. Чертеж важно составить так, чтобы внутри готового киота иконе было не тесно.

Шаг. 2 Готовые деревянные планки надо нарезать в нужных размерах, по длине и ширине эскиза. Доски важно распилить строго под прямым углом.

Шаг. 3 На боковинах, по краям, нужно сделать разметку с помощью угольника, прибавляя по 1 мм к толщине доски. Далее ножовкой с мелкими зубьями, на боковинах киота делаются пропилы, важно не допиливать до края по 5 мм.

Шаг. 4 На следующем этапе надо взять острый нож, приставить его с торца досок, и скалить четверть древесины, постукивая по ножу молотком. Если скололась неровно, надо аккуратно подрезать.

рис. 5 Самостоятельное изготовление киота требует некоторого мастерства

Шаг. 5 Далее, на ровном столе нужно собрать всю коробку киота, подогнав ее зажимами. Стыки следует промазать клеем. Важно правильно выровнять края стыков коробки, и хорошо, равномерно затянуть гайки зажимов. Если клей вылез, его можно убрать чуть влажной тряпочкой.

Шаг. 6 С помощь угольника надо проверить внутренние углы киота, и исправить все неровности. Коробку нужно оставить высыхать, часов на 10-12.

Шаг. 7 Спустя это время можно будет приступить к шлифовке, шлифовать можно шлифовальной машинкой или же наждачкой. Далее нужно рубанком подровнять ребра коробки.

Шаг. 8 Далее надо будет на нижней и верхней стороне коробки, а также на боковинах прочертить линии, отступив 20 мм от края, для будущей дверки. По разметки надо осторожно отпилить рамку.

Шаг. 9 Потом, уже из оргалита, выпиливается задняя стенка ящика, на 5 мм меньше, чем лицевой периметр, с каждой стороны.

Шаг. 10 Затем рамка кладется распиленной частью на ровный стол, берется деревянная раскладка (ширина 30 мм, толщина 5 мм). В стусло ножовкой под углом 45 градусов отпиливается одна сторона раскладки. Теперь отмечается длина стороны раскладки, и отпиливается ее второй угол.

рис. 6 Киот может быть достаточно простым по форме

Шаг. 11 Стороны рамки смазываются клеем, к ним прикладываются раскладки и затягиваются. Теперь нужно подогнать следующий угол раскладки, на стыке не должно быть щелей. Таким образом, раскладка полностью приклеивается.

Шаг. 12 Далее дверку надо прошкурить, установить петли. На высохшую коробку ставятся подвески, прибивается задняя стенка из оргалита, в дверку вставляется стекло. Стекло фиксируется надежным герметиком
.
В процессе работы может пригодиться и шпатлевка по дереву – она отлично скрывает изъяны в дереве. Ею можно, например, замаскировать стыки деталей, и другие непредвиденные недочеты. Шпатлевка по дереву сейчас продается разного цвета, имеет смысл выбирать отечественную, стоит она недорого, и очень экономична!

Процесс изготовления резного киота под определенную икону вы можете посмотреть на следующем видео:

Киот для иконы: украшение и защита

Киот для иконы служит не только для украшения, но и для предотвращения выцветания, потускнения и от других повреждений. Это специальный, часто украшенный росписью и резьбой створчатый ящик (может быть застекленная полка), имеющий различные формы и материалы изготовления. Этот шкафчик несет в себе и сакральный смысл.
Изготавливается он чаще из дерева и вручную. Главное для создания такого ящика — сама икона, которой он будет служить украшением и защитой.

  1. Что такое киот
  2. Для чего используют
  3. Историческая справка
  4. Виды деревянных киотов
  5. Настенные
  6. Напольные
  7. Резные
  8. Прямые
  9. Арочные
  10. Фигурные
  11. Правильная конструкция
  12. Как сделать киот своими руками
  13. Инструменты и материалы
  14. Пошаговая инструкция
  15. Видео

Что такое киот

Слово «киот», или «кивот» (устар.), имеет греческое происхождение и означает ящик или ковчег. Изначально словом «киот» обозначали специальные места для хранения Скрижалей Завета или мощей святых, а также Дарохранительницы и отождествляли его с Ковчегом Завета.

У иудеев киотом назывался полностью деревянный ящик из кедра, в котором хранили заповеди. В русском значении — рама, ларь, ящик, божница, витрина. В архитектурном смысле им считается углубление в стене для расположения икон. В православии подобный застекленный шкафчик трактуют и как украшение.

Для чего используют

Главная функция такого ящика — это прежде всего сохранение росписи. Такой застекленный ларь позволяет нам и любоваться красотой образа, и защищает от пыли, солнечных лучей, лампадной и свечной копоти, сквозняков и перепадов влажности.

В художественном смысле киот завершает образ, как рама для картины. Красиво украшенный, резной, с позолотой, он может быть и как самостоятельный декоративный элемент, и как усиление росписи, находящейся внутри.

Историческая справка

Киот как специальное приспособление для хранения икон широко распространяется в период средневековья. В это же время к нему начинают относиться как к самостоятельному произведению искусства, благодаря чему он становится неотъемлемой частью церкви.

Виды деревянных киотов

Самый распространенный материал для изготовления — дерево, также для изготовления используют металл, стекло или пластик.

  • настенные, напольные, переносные, угловые;
  • арочные, фигурные, прямые;
  • храмовые и домашние;
  • для одной или нескольких икон;
  • украшенные резьбой, позолотой, росписью, литыми элементами и др.

Форму и оформление мастера подбирают соответственно иконе, для которой изготавливается украшение.

Настенные

Настенные лари могут быть различных форм, декоративно оформленные, простые, застекленные, с открывающейся дверцей или без стекла, для одной иконы или нескольких. Главное отличие — крепление для подвешивания на стену. Располагаться икона в таком деревянном киоте может в церкви, на улице или дома.

Напольные

Напольные, как и настенные шкафчики, по форме и оформлению могут быть самыми разнообразными. Как правило, изготавливаются для икон больших размеров, из-за чего сами большие и даже громоздкие. Поэтому располагаются на полу в церквях или на улице рядом с ними.

Резные

Резьба — самый красивый и многогранный вид украшения. Ее используют вокруг по раме или в верхней и нижней части, как рамочный узор или отдельный рисунок. В таком обрамлении иконы Пресвятой Богородицы или Спас Нерукотворный выглядят особенно празднично и торжественно.

Прямые

Самой распространенной формой ларя является прямоугольник или квадрат, соответствующий размеру иконы. Часто встречаются с закругленными углами. Простые прямые киоты чаще используют дома. Они бывают с застекленными дверцами и без, в основном небольших размеров для удобства переноски.

Арочные

Иконы могут быть разными, поэтому и обрамление для них изготавливают в соответствии с формой. Ящики арочной формы чаще изготавливают для мерных икон, изображающих святого, чьим именем нарекают младенца, например Святую Софию, Святую Евдокию, Василия Анкирского или Преподобного Серафима. Такие иконы имеют размер, равный росту малыша.

Фигурные

Помимо стандартных форм, киоты могут быть с фигурной короной — верхней частью. Рисунок может быть разнообразным, от простого, волнообразного или с мысами, до сложных, витиеватых узоров, украшенных резными элементами или крестом.

Правильная конструкция

Киот — это не только украшение, его главная функция — защита хрупкой росписи от внешнего воздействия и сохранение ее на долгие годы. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору материалов и форме.

На первый взгляд незамысловатая конструкция имеет ряд обязательных правил при изготовлении.

  1. Каждый киот изготавливается под конкретную икону. Тщательно снимаются мерки и делаются крепления точно по ним.
  2. Чтобы образ был плотно зафиксирован внутри, дополнительно используют деревянные бруски, картон или плотную бумагу.
  3. При использовании застекленной рамы должно остаться расстояние от стекла до изображения.
  4. Для наружной дверцы лучше использовать стекло, а не пластик. Так ящик прослужит дольше.

Как сделать киот своими руками

Несмотря на кажущуюся сложность, такой ящик вполне можно изготовить своими руками. Материалы, форма, цвет, фурнитура зависит от предпочтений заказчика, но есть и общие правила. В первую очередь необходимо измерить икону, для которой будет изделие, запастись необходимыми материалами и инструментами и следовать инструкции.

Инструменты и материалы

Чтобы изготовить ларь, необходимо приобрести определенные материалы и инструменты.

В первую очередь потребуются:

  • ножовка с мелким зубом;
  • сусло (не обязательно, но с ним срезы будут ровнее, экономит время);
  • струбцины;
  • дрель;
  • металлическая линейка-уголок;
  • рулетка;
  • карандаш;
  • наждачная бумага;
  • эластичный шпатель;
  • отвертка;
  • молоток;
  • нож со сменными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • кисти.

Выбор материалов более кропотлив и зависит от вкуса изготовителя, поэтому представленный набор носит скорее рекомендательный характер.

  • стекло;
  • деревянные доски;
  • фурнитура;
  • лак и краска;
  • морилка;
  • оргалит (для задника);
  • для рамки, куда вставляется стекло, можно взять багет;
  • мелкие и средние гвозди и шурупы;
  • клей для дерева;
  • герметик, для фиксации стекла.

Пошаговая инструкция

Помимо размеров и внешнего облика, необходимо определиться с видом киота: напольный он будет, подвесной или переносной. Изначально можно сделать простой чертеж, чтобы в дальнейшем следовать ему и уже не возвращаться к замерам.

Затем необходимо изготовить каркас из деревянных досок. Они могут быть из сосны, березы, дуба или плодовых деревьев, сечением 15 на 45 или 15 на 50. Планки должны быть нарезаны по размерам чертежа, строго под прямым углом. Каркас собирается при помощи клея, смазывая им стыки и соединяя по чертежу. После чего конструкция должна просохнуть, затем ее можно обработать наждачной бумагой.

Следующий шаг — разметка и изготовление дверцы. Изначально изготавливается рамка для стеклянной дверцы, используя деревянную раскладку и сусло для нарезки под углом 45 градусов. Собирается и затягивается рамка и раскладка также с помощью клея. Нужно следить, чтобы на стыках не было щелей.

После из оргалита изготавливается задняя стенка, она должна быть на 5 миллиметров меньше лицевого периметра.

Далее раму шкурят и с помощью фурнитуры навешивают на просохший каркас. Затем прибивается стенка из оргалита и в раму вставляется стекло с помощью герметика.

На завершающем этапе изделие при необходимости шпатлюют, наносят морилку или масло, лакируют.

Видео

Как изготовить киот для иконы своими руками — смотрите в видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: