Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Что такое ересь и еретики в православии?

В народном сознании понятие «ересь» означает «ерунду», «ложь», «искажение истины» (всем известна фраза «что за ересь ты несешь?»), а еретики ассоциируются с героями фильмов, которых безжалостно пытали и сжигали на костре инквизиторы. В Православной Церкви в этот термин вкладывают абсолютно другой смысл.

  1. Что такое ересь?
  2. Кто такие еретики?
  3. Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?
  4. Отличие ереси от «богословского мнения»
  5. Чем опасна ересь?

Что такое ересь?

«Ересь – искажение веры, хранимой Церковью» — писал святитель Григорий Богослов.

Ересь – это утверждение или учение, которое противоречит вероучению православной Церкви и сознательно искажает Православные догматы (догмат – фундаментальная истина православного вероучения), препятствующее спасению.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал про ересь, что она есть скрытое отвержение Иисуса Христа и христианства. Когда люди перестали поклоняться идолам, и начали приходить к познанию Спасителя, тогда сатана изобрел еретические учения, которые только снаружи похожи на христианство, а по сути – богохульство. Ересь – отречение от Христа.

В аскетике (исцеление падшего человеческого естества в процессе подвижнической жизни) ересь – крайняя степень прелести (состояние омрачения, самообмана, очарование, возникающее из-за воздействия кого-то или чего-то, в том числе бесовских сил). Еретическое учение соединяет в себе многочисленные страстные состояния: самообольщение, гордость, своенравие, непокорство, мнение и так далее.

К ереси относится учение, не касающееся догматов, но отвергающее жизнь по заповедям, так как оно только кажется не враждебным христианству, а на самом деле вносит смуту и разномыслия, разрушая изнутри Церковь, лишая Ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский просил Мантурова передать старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу».

Кто такие еретики?

Еретиками Православная Церковь называет всех, мыслящих несогласно с православным вероучением. Епископ Никодим (Милаш) писал, что если человек погрешает хотя бы в одном догмате, то он еретик. Сектовед Дворкин А. Л. отмечает, что еретик, делает произвольный выбор, руководствуясь своим мнением и желанием.

Во главе еретического течения стоит ересиарх.

Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?

Спорить христианам с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за своего омраченного ума и гордости они на справедливые замечания и упреки ожесточаются. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «побеждается ересь кротким увещеванием».

Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, несогласный с учением Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, может увлечь тебя, а также «произвести разделение в обществе верующих».

Отличие ереси от «богословского мнения»

Частные мнения богословов могут разниться, но они не должны противоречить или искажать догматы Православной Церкви. «В ереси есть два значимых аспекта: ошибочный взгляд по какому-то вопросу вероучения и отношение еретика к своему лжеучению. Человек, принявший ересь за истину — противопоставляет себя и свою веру православному вероучению. Отсюда вытекает закономерность: ересь всегда нарушает единство. Еретик — человек не просто ошибающийся, но и тот, кто из-за своего заблуждения отпадает от Церкви, а потом и евхаристического общения» – говорил в интервью архиепископ Антоний (Паканич).

Ошибка суждения и ересь – различные понятия. Еретиком человек становится постепенно. Осознавая свою ошибку, такой человек не желает исправляться и продолжает упорствовать в своих доводах.

Чем опасна ересь?

В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином. Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик». Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».

По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.

Еретик – это враг верующих?

Что такое ересь в христианстве

«Ересь» переводится с греческого языка как «направление», “школа” или «выбор». Так называется утверждение или учение, противоречащее христианским догматам (богооткровенным истинам). Это намеренное искажение подлинного вероучения и отклонение от Истины. Еретик – это сознательный сторонник еретической идеологии.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, когда люди начали массово принимать христианство, дьявол понял, что тщетны попытки вернуть их в идолопоклонство. Поэтому он способствовал возникновению ложных христианских учений:

«Посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, дьявол не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством» («О ереси и расколе»).

Ересь нельзя путать с отступничеством от веры, то есть полным отказом от неё. Ересь – это не отречение от христианства, а его искажение. Также нужно отличать ересь от раскола. Будучи нарушением церковного единства, раскол, как правило, не затрагивает вопросы догматики. Он является следствием обрядовых, канонических и дисциплинарных противоречий внутри Церкви.

Читайте также:
Крыжма для крещения: что такое, как выбрать и купить, правила использования и хранения

История ересей

Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.

Апостол Пётр предостерегал:

«Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).

Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).

Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.

Еретик — это постоянный спутник христианства

Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.

В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:

«Если Сын Божий был облечен плотью, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изображать как человека. Если можно изображать Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы» («Агиографические и апологетические сочинения»).

К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).

Борьба Церкви и государства с ересями

Святая Церковь сохраняла чистоту учения и боролась с ересями на протяжении всей своей истории. Она решительно обличала лжеучения и противопоставляла себя любым искажениям христианства. В связи с этим уже во 2 веке возник термин «Православие», то есть «правильная, истинная вера». Среди наиболее известных обличителей ересей были св. Ириней Лионский, Ориген, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Аврелий Августин и другие. С 3 века Церковь начала осуждать ереси на поместных и вселенских соборах (собраниях христианских иерархов). Также на соборах постепенно утверждались догматы христианства.

В первые века христианства еретиков карали отлучением от Церкви. Наказания (от ссылок до смертной казни) начали применяться в христианском Риме и Византии с 4 века. Как правило, этим занималась не Церковь, а светские власти. Законы также ограничивали возможности еретиков проповедовать своё учение, проводить собрания и владеть церквями.

Физическое уничтожение еретиков достигло своего пика в Западном христианстве, в период инквизиции. Наиболее активно этот карательный орган католической Церкви действовал с 13 по 16 век. Казни еретиков практиковались и на Руси, но по инициативе государства и в значительно меньших масштабах. Для защиты и популяризации подлинной веры организовывались православные братства с больницами, школами, типографиями.

Еретик – это враг верующих?

Еретики – кто это для христиан? Следует помнить, что еретики не являются врагами верующих. Врагом Церкви является только дьявол. Именно он ведёт войну против Православия, используя духовно неокрепших людей. Поэтому осуждать следует только лжеучение, но не заблуждающегося человека. Ещё в первые века христианства святитель Иоанн Златоуст учил:

«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» («Творения»).

Святитель Иоанн увещевает единоверцев обличать еретика «без ненависти, но оказывая искреннюю любовь к нему». Протоиерей Олег Стеняев отмечает:

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Отношение Православия к еретикам

В Западном и Восточном христианстве сложились различные подходы к миссионерству и противодействию еретикам. В католицизме считались допустимыми и даже обязательными принуждение к вере и суровые наказания еретиков (Крестовые походы, инквизиция и т.д.). Благой целью католики оправдывали любые жестокие средства.

Но отстаивая внешнее благочестие, они забыли о подлинных христианских идеалах. По словам апостола Павла, христианство не стремится к «власти над чужой волей» (2Кор.1:24), то есть не принуждает к вере. Поэтому метод меча и огня в Православии был не правилом, а исключением. Церковь всегда стремилась орудовать именно наставлениями, обличениями и отлучениями. Практика западной инквизиции так и не прижилась на Руси.

Читайте также:
Мощи Иоанна Крестителя: где находятся сейчас и как добраться, в чем помогает и что просить

В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства и она самостоятельно решает свои внутренние проблемы. К еретикам применяются лишь меры воспитательного характера. Еретик это заблуждающийся человек. Например, заблуждающегося стараются переубедить беседой с архиереем. Если еретик упорствует, его на некоторое время отлучают от Причастия. Священнослужителям временно запрещают служить или извергают из сана.

Наконец, в крайнем случае еретика могут предать полному отлучению от Церкви – анафеме. Таким образом констатируется тот факт, что человек сам отделил себя от Истинной Церкви. Но даже анафема является воспитательной мерой. Вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не проклятие, навсегда лишающее возможности вернуться в лоно Церкви. Анафема может быть отменена, если еретик принёс искреннее покаяние.

Итак, подлинное христианство борется не с личностями-еретиками, а с самими ересями – опасными духовными болезнями. Особенно актуальное в наше время сравнение ереси с вирусом привёл святитель Василий Великий, живший в 4 веке:

«Как во время моровых поветрий и те, которые со всею тщательностью берегут свое здоровье, занемогают наравне с прочими, заражаясь от одного обращения с больными, так и ныне все мы стали подобны друг другу; овладевшая нашими душами страсть к спорам всех увлекает в соревнование худому» («Творения»).

Ересь, еретик

В современном церковно-догматическом употреблении именем ереси обозначается такое христианско-религиозное учение, проповедник которого вступает в сознательное и явное противоречие с ясно раскрытыми и строго сформулированными церковно догматами христианства.

История самого термина. Как и большинство других древнецерковных терминов, термин «ересь» — классического происхождения: здесь слово αίρεσις ( αίρέω , сарио, беру, захватываю, присвояю) в отвлеченном смысле, между прочим, означало захват истины, или точнее — горделивое усвоение своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению. Это основное понимание ереси проходит через всю историю христианской догматики, начиная еще с апостольских писаний: так, в книге Деяний ап. именем ереси называется сущность фарисейства и саддукейства (5, 17; 15, 5; 26, 5), в посланиях ап. Павла — существовавшие в некоторых церквах разделения и партии (1 Коринф. 11, 19; Гал. 5, 20), наконец, в соборных посланиях апп. Петра, Иоанна и Иуды — те пагубные заблуждения, от прельщения которыми они так настойчиво предостерегают верующих (2Петр. 2, 1, 10—22; 3, 3 — 4; 1Иоан. 2, 18—19, 22—26; 4, 1—8; 2 Иоан. 7; Иуд. 8, 10, 12, 16, — хотя термин «ересь» здесь и не всегда употребляется, но он заменяется такими синонимами, которые несомненно описывают одно и то же явление).

В период святоотеческой литературы первых трех веков христианства термин «ересь» получает еще большую определенность, служа обозначением всех тех отступлений от богопреданных основ христианства, которые возникали в силу личного произвола еретиков и вели к нарушению единства веры и любви в ограде христианской церкви. Так, напр., Тертуллиан в своем специальном трактате об ересях («De praescriptionibus adversus haereticos») самое происхождение термина «ересь» выводит из филологического анализа греческого слова αίρεσις , в основе которого лежит понятие личного выбора или произвола: Haereses dictae graeca voce ad interpretatione electionis, qua quis sive ex instituendas sive ad suscipiendas eas utitur. Ha этот же субъективный момент, как основу ереси, указывает и Климент Александрийский (Strom. VII, 16); его же, как утверждение собственной мудрости, своего «я», выдвигает на первый план и Ориген (Comment, in Ep. ad Rom. II, 6). Ho особенно сильно на это чувство горделивого самопревозношения еретиков и на вытекающую отсюда их страсть к разделениям и обособлениям указывает знаменитый борец против них св. Ириней, который между прочим говорит: «каждый из них, всецело заблудившись и развратив истину, однако провозглашает, что его не должно смешивать с другими» (Adver. haeres. III, 2, 1).

В эпоху вселенских соборов с IV по VIII в. содержание и значение понятия «ересь» сложилось окончательно: этим именем стало называться всякое различное учение, которое не согласовалось с общецерковным взглядом, выраженным в догматических определениях вселенских соборов и заключенным в строго-сформулированный и неизменный символ (Никео-Цареградский и соответствующие разъяснения к нему в канонах последующих соборов). Заключив к концу этого периода все свое вероучение в стройную систему («Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина), церковь тем самым раз навсегда определила свое отношение ко всяким, как прошедшим, настоящим, так и будущим ересям, сказав еще устами ап. Павла, что всяк не верующий в её учение есть уже «самосужден» ( αυτοκατάκριτος , — Тит. 3, 11). И если еще прежде, когда церковь — столп и утверждение истины (Ириней) — не имела возможности или повода выразить своего авторитетного взгляда на существенные догматы, оспариваемые еретиками, некоторое разномыслие было простительно и понятно, то теперь, когда все существенное в христианстве ясно и строго сформулировано церковью, всякое серьезное иномыслие является уже положительной ересью и осуждается, как таковое: «кому церковь не мать, тому и Бог не Отец» (Киприан).

Читайте также:
Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Происхождение и значение ересей. Появление ересей почти современно началу самого христианства: уже в посланиях свв. апостолов мы встречаем энергичную борьбу с довольно развитыми формами евионитства и гностицизма, которые в послеапостольский период со II по IVв. достигают своего пышного расцвета. А в эпоху вселенских соборов церкви пришлось выдержать сильный напор от рационализма во всех его видах. Эта последовательная историческая смена ересей уже сама по себе достаточно объясняет и причины или источники их происхождения. Таковыми были: 1) стремление вступивших в христианскую церковь иудеев и язычников искусственно соединить свои прежние религиозно-философские взгляды с новыми христианскими доктринами, вложить новое содержание в старые формы (евионитство, гностицизм, манихейство и пр.), и 2) самоуверенная попытка отдельных, более сильных умов рационализировать христианство, снять покров с его тайн и изложить всю догматику христианства в ясных, логически определенных и эмпирически осязательных формулах (арианство, несторианство, иконоборчество и пр.). Если первая из этих причин носит более или менее пассивный характер и является как бы неизбежным пережитком старого, то последняя отличается активным характером и полна разрушительной силы для христианской догматики, почему она и вызвала тот усиленный отпор, о котором свидетельствует история всех вселенских соборов. В этой-то реакции ересям со стороны церкви и заключается их главное значение. Они послужили главными возбудительными толчками к тому, чтобы христианство, во-первых, определило свое истинное отношение к ранее существовавшим религиозно-философским учениям; во-вторых, чтобы оно более сознательно и научно раскрыло свое собственное содержание, и наконец, чтобы оно выработало твердые и всеобщеобязательные нормы своего учения и привело их в систему, т. е. создало свою догматику. Но нельзя, конечно, подражая некоторым немецким ученым, преувеличивать здесь значение ересей и думать, что без них не было бы и самой догматики в христианстве: последняя развивалась из своих внутренних основ и роль ересей была здесь чисто служебная и гораздо больше отрицательная, чем положительная.

История ересей, строго говоря, заканчивается эпохой вселенских соборов, так как все впоследствии возникавшие и даже теперь существующие ереси, не исключая, напр., современного толстовства, есть не что иное, как воскрешение древних ересей, с примесью каких-либо незначительных новых прибавлений. Но от той древнейшей эпохи мы не имеем почти никаких подлинных сочинений еретиков, так как они усердно истреблялись церковью; зато мы имеем целый ряд прекрасных и сильных обличений этих ересей, из числа которых, кроме апостольских посланий, заслуживают особенного упоминания ересеологические труды св. Иринея, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, Киприана, Климента Александрийского Оригена, Евсевия, Феодорита, Августина и Евфимия Зигабена.

Еретик — последователь ереси и член еретического общества. В своих отношениях к еретикам православная церковь руководствуется заповедью самого Господа Иисуса Христа, Который упорного и нераскаянного грешника приравнивает к язычнику и тем самым, следовательно, исключает его из ограды церкви (Мф. 18,15—17). В этом заключается право анафемы (отсечения) или церковного отлучения, которое — отнюдь не акт насилия и жестокости, но дело сострадательной любви, предохраняющей других членов от заражения ересью, и последний призывной голос церкви к вразумлению и обращению самого еретика.

Литература. Источниками служат сочинения вышеуказанных писателей-ересеологов, большинство которых существует и в русском переводе. Из пособий по общей характеристике ересей отметим Neander’а, « Algemeine Geschichte d. christ. Rel. und Kirche» (4: Auf.), Иванцова-Платонова, «Ереси и расколы трех первых веков», М. 1877, и обстоятельную статью Kahnis’а in «Real-Enсуldopedie» Herzog’a, 2 Auf., V B.

* Сергей Викторович Троицкий,
преподаватель С.-Петербургского
Александро-Невского духовного училища

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 489. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1904 г. Орфография современная.

Понятие о ереси и расколе Ч. 2

Игнатий (Брянчанинов), свт.
Понятие о ереси и расколе

II. Ересь – грех ума.

Сущность этого греха – богохульство.

Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертию.

Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех – противление Богу и хула на Бога.

Отличительное свойство падших духов – гордость; отличительное свойство и еретиков – гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом человеческим в состоянии побеждения, с такою же целию, с какою старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такою же неудобопостижимою хитростию действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи чело веков.

Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором – восстал против тех лютою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его. Священное Писание называет лукавого духа не только врагом, но и мстителем (Пс. 8, 3). Он не только враждует против человека, но, будучи заражен лютою завистию к человеку, не может равнодушно видеть, что человек совершает добродетели и благоугождает Богу, и мстит человеку за его богоугодные дела, наводя на него бесчисленные искушения и извне – от злых людей, и внутри, воздвигая в человеке различные страсти.

Странное влияние имеют раскол и ересь на самое тело человека! Ожесточение духа сообщается телу. Не для всех заметно это при жизни человека, но по смерти тело еретика и раскольника мгновенно каменеет, мгновенно начинает издавать неприступное зловоние. И это совершается особенно над теми из них, которые проводили самую строго-подвижническую жизнь и были знаменитыми учителями своей секты и заслужили всеобщее уважение слепотствующего мира; они-то и издают по смерти своей самое ужасное зловоние; из иссохших тел их открываются потоки смердящего гноя; затруднительно совершение погребения их и присутствие при нем. Бесы соприсутствуют могилам их и являются при них в разных видах или для устрашения, или для обольщения.

Еретику неудобоприступно покаяние и познание Истины. Доступнее покаяние и истинное богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников, нежели для еретика и раскольника, особливо если он ученый и подвижник. Доказали то и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии: грешники приняли и Господа и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи отвергли и Иисуса, и Иоанна.

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов. Признающему себя разумным паче всех несродны алкание и жажда беспредельной Божественной Истины, вполне насыщающей питомца своего и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святою Истиною; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью. Обращение еретика и раскольника к правоверию – особенная милость Божия – устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков бессильны.

Хотя на Первом Никейском Соборе против Ария и его единомышленников стояли светильники Церкви: Афанасий Великий, Николай Чудотворец, Иаков Низибийский (Низибии чудотворец), Спиридон Тримифунтский, хотя действовали не только силою слова, но и силою знамений, однако не смягчили ожесточенного сонмища еретического и ересиарха Ария, до конца жизни пребывшего упорным и верным своему заблуждению, как повествует церковная история.

Словопрение – самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга – ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар – спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они – немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестким обличением.

Читайте также:
Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников

Брак с представителями другой веры у православных

Господь создал семью как благословенный союз двух людей. Церковь с радостью благословляет венчающиеся пары, тем более людей, которые часто посещают храм, оба придерживаются принципов христианской жизни и любят друг друга. Но как уживаются разные религии в браке? Когда женщина воспитана в мусульманской вере, а муж в православной или наоборот? Сегодня вероисповедание — это последняя причина, почему брак может не состояться.

Сейчас совсем неважно для молодых людей посещают ли их избранники церковь или синагогу. Но возможен ли счастливый союз двух людей при их приверженности другой религии?

Важна ли для брака вера

Некоторые могут поднять на смех важность этого вопроса. И правда, разве в наше технологическое время важны разные религии в браке? Это же просто пережитки прошлого, но для человека истинно верующего, православного этот вопрос остается одним из самых главных. Да и те, которые высмеивают, позже поймут важность единомыслия с супругом во всех отношениях.

О других религиях:

Вера — это необходимость для человека, каждый рано или поздно начинается задавать различными вопросами о существовании Бога и небес. Многие люди уже выросли в какой-либо вере и ценят ее не только как свое мировоззрение, но и почтение своему роду и предкам.

Рассмотрим ситуацию. Православная девушка выходит замуж за мусульманина, надеясь, что преткновений у них не случится. Но, рано или поздно, станут появляться вопросы о том, в какой вере воспитывать детей, можно ли жене одной посещать богослужения, почему она не может участвовать в мусульманских обрядах. И жена должна будет полностью подчиниться мужу, поскольку так заповедал Господь.

Рано или поздно такой брак либо разрушиться, либо жена перейдет в мусульманскую веру. Конечно, может быть муж обратиться в православие, но статистика неумолима и говорит, что такой исход дела вероятен лишь в 20%.

Совет! Встречаться с представителем другой веры даже не стоит, ведь если целью не стоит благословенный Церковью Союз, зачем тратить свое время? Вера станет вопросом преткновения между супругами после свадьбы. Поэтому если человек истинно православный, то вопрос вероисповедания его избранника крайне важен.

Следует понимать, что Церковные заповеди созданы для облегчения жизни христианам, а не для усложнения. Ведь если на почве религиозных разногласий воевал целый мир (и продолжает сегодня), как смогут удержать свою семью в мире двое людей?

Возможен ли брак православного с иноверцем

Иноверец означает, согласно современной богословской терминологии, представителя другой религии, никоим образом не касающейся Христа и Святой Троицы. Существует также понятие инославный — он применяется к христианам иных конфессий. Какой же брак венчает Церковь?

Внимание! По Церковному уставу запрещено благословлять священнику союз православного христианина с иноверным, поскольку Таинство Венчания подразумевает единение супругов во Христе.

О семейной жизни:

Принадлежность одного супруга совершенной иной вере делает Таинство бессмысленным. Данная установка содержится в древних церковных правилах и канонических нормах. Поскольку сегодня брак регистрирует государство, то многие православные не обращают внимание на установленные церковные законы. Если брак заключили двое людей различных религий, то Церковь признает этот брак законным, но не освящает его Таинством Венчания.

Таким образом, четко понятно, что православный христианин не может венчаться и быть благословлен на брак с иноверцем.

Что касательно брака с инославным. Конечно, здесь все немного проще. Муж и жена будут одинаковы привержены Христу и у них не будет возникать серьезных конфликтов, ведь оба они стремятся быть похожими на Христа и выполнять Его заповеди.

Но скорее всего, произойдет другая ситуация: у супругов начнутся доктринальные разногласия. Межконфессиональная семья редко может найти баланс между уставом Православной Церкви и уставом иной церкви. Будут возникать конфликты из-за обрядов и традиций, из-за разделения финансов, по поводу воспитания детей, из-за проведения воскресенья, ведь каждый захочет, чтобы супруг посещал его храм вместе с ним.

Разногласия о доктрине могут возникать даже у представителей одного направления, что же говорить о совершенно разных.

Важно! Православная Церковь благословляет брак с инославным, но предупреждает, что супруги могут просто не выдержать разделений и разногласий в семье.

Мнение священников

Каждый священник имеет свой личный опыт в этом вопросе.

Протоиерей Максим Козлов считает, что брак христианки с мусульманином заранее обречен, поскольку для девушки останется лишь один выход — подчиниться супругу во всех вопросах, в том числе и в религиозном. Единомыслия иным путем достичь с горячим приверженцем Аллаха, Будды или Иеговы не получится.

Совет! Поэтому лучше избегать даже мимолетных отношений с приверженцами других религий или же молиться за возлюбленного, чтобы он перешел в Православие до заключения союза.

В противном случае, лучшим решением будет избежать этого союза вовсе. Если чувства не позволяют забыть парня, следует подумать о будущем с ним, как будет тяжело принять то, что дети воспитываются в ереси и проведут вечность не с Господом?

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

Если же семейный союз заключается с человеком религиозно индифферентным, т.е. равнодушным к своей вере, тут есть надежда, что он обратится в Православие. Можно также молиться за него Господу, чтобы Тот обратил человека к Себе, ведь всякая ложная вера есть нечестие перед Единым Творцом.

В случае же принадлежности единой православной вере, нет никаких препятствия для заключения семейного союза.

Если муж и жена посещают храм, становятся участниками Святых Таинств, то они все смогут преодолеть вместе, совместным подвигом и усилием, все разногласия и испытания будут пройдены успешно.

Причем не важен ни цвет кожи, ни национальность супругов. Православная вера транснациональна!

Православная Жизнь

Что же делать, если захлестнули чувства по отношению к иноверцу?

«Допустим ли брак с иноверцем?» — вопрос не новый, и Церковь имеет на него чёткий ответ. Однако время идёт, жизнь не стоит на месте, планета охвачена вирусом глобализации. В итоге возможностей найти супруга среди представителей другой веры у современных молодых людей гораздо больше, чем у их родителей. Всё чаще молодёжь уезжает за рубеж, всё чаще заключает интернациональные браки — и всё чаще сталкивается с проблемами жизни с людьми, чьи культурные и духовные ориентиры кардинально отличаются от их собственных. Какие подводные камни могут ждать его в таком браке? Почему Церковь столь сурова в этих вопросах?

Не слишком ли строга Церковь?

Если говорить кратко, то брак с иноверцем Церковь не одобряет. Конечно, мы сейчас говорим о верующих людях, а не считающих себя таковыми. Если воцерковлённый молодой человек подойдёт к своему священнику с таким вопросом — можно или нет? — то можно не сомневаться: батюшка будет отговаривать его от этого шага. У меня был случай, когда молодая женщина спрашивала, как ей быть и что делать — у неё были отношения с мусульманином-азейбарджанцем. Я сказал, что Церковь смешанные браки не может благословить, потому что сразу встаёт вопрос о детях: будут ли они крещены или примут ислам? Сможет ли она гарантировать, что воспитает их как христиан? И как в такой ситуации вообще воспитать психически здоровых детей, если они будут видеть, что у папы одна вера, а у мамы другая? Ведь религиозная жизнь, даже если касаться её внешней стороны, это не мелочь. Это традиции, уклад жизни, определённые взгляды и стереотипы поведения. Ребёнок будет принимать то одну сторону, то другую — а это чревато не очень хорошими последствиями для его дальнейшей жизни. Конечно, влюблённый человек об этом не думает, но надо переключиться с себя любимого и поразмышлять о перспективах.

Невеста — жена — рабыня?

Дело в том, что девушка составляет представление о будущем муже во время букетно-конфетного периода, когда её избранник ведёт себя соответственно. Она для него — невеста, которую нужно завоевать, он готов обещать ей всё что угодно, небо в алмазах и прочее. А когда она становится женой, волшебство исчезает. Если говорить о мусульманах, то во многих странах модели поведения по отношению к невесте и жене очень сильно отличаются. Нужно быть готовой к тому, что ваши права будут в семье минимальны. Как говорила одна мусульманка: «Мой муж — раб Аллаха, а я — рабыня Аллаха и мужа». Традиции страны и веры требовали, чтобы она вела себя строго регламентированно: в общественных местах шла на шаг позади мужа — ни в коем случае не рядом с ним, — не смотрела на него, и так далее.

В некоторых странах разрешено многожёнство — и как тут быть? Есть легкомысленные девушки, уверенные, что им-то достанется место любимой жены, но не всё так просто. Как правило, наши девчонки не готовы к браку с мусульманином — ни морально, ни культурно, ни религиозно, ни ментально. Многие даже не подозревают, с чем им там придётся столкнуться. А потом начинается тайное крещение детей, попытка выехать на родину с ребёнком, судебные разбирательства и другие страшные последствия опрометчивых решений. Девушкам надо думать, стоит ли таких жертв весьма условное семейное счастье, которое вряд ли можно устроить таким образом.

Да, есть люди, которые только считают себя представителями иной веры, но никак себя в религиозной жизни не проявляют — с такими проще, но мы говорим именно об иноверцах. И здесь я как священник хотел бы предупредить женщин о последствиях и попросить их хорошо подумать, прежде чем сделать столь серьёзный шаг. Ведь изменить придётся всё, и даже веру. Я говорю сейчас не только об исламе — с таким же успехом это может быть буддизм, к которому девушку мягко приведёт любимый муж. Но мы же не кочевники в вопросах веры! Невозможно менять её ради житейских обстоятельств. Что будет, если христианка, ставшая мусульманкой, разведётся и выйдет замуж за иудея? Снова веру менять? Это какое-то блуждание во тьме и предательство своей веры ради меркантильных целей.

Читайте также:
Освящение крестика: особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви

Комплекс миссионера

Важная проблема смешанных браков — точки соприкосновения: культура, религия, ментальность. Чем их меньше между будущими супругами, тем хуже для брака. В браке должно быть единство. Самое главное — это единство духовное. Именно потому так важна общая религиозная жизнь и движение в одном направлении — при их наличии есть большая надежда, что семья будет долговечной и благополучной.

Впрочем, апостол Павел учит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:12-16).

Многие верующие молодые люди думают, что они спасут своего избранника. Будут молиться, и сила их веры совершит чудо. Здесь главное — не переоценить свои возможности и не строить из себя великого миссионера, потому что многие уже поломали копья на этом пути. Надо проще к себе относиться и быть скромнее. Как ни крути, а проблемы с детьми и раскол в отношениях — более частая ситуация в браке с иноверцем, нежели его чудесное обращение в христианство.

Чего не сделаешь ради любви?

В интернациональных браках многие родители считают правильным дать детям возможность выбрать веру потом, когда вырастут. К сожалению, опыт показывает: ребёнок, растущий в такой «свободе», как правило, будет неверующим человеком. Возможно, он когда-то придёт к вере, но очень длинным окольным путём — хотя мог бы обрести веру в детстве и не блуждать в потёмках десятилетиями. А сколько таких детей выбирают не классические религии, а оккультную сферу? Это большая беда.

Один опытный священник утверждал, что брак — это поиск счастья. Брак должен дарить счастье и радость, совместное движение вперёд, а не слёзы и постоянное подстраивание себя под рамки чужой веры. В молодости это может быть непонятно, но с годами многие вещи обретают неожиданно большое значение. Именно поэтому лучше принять правильное решение в период начала отношений, пока всё не зашло слишком далеко. Если Христос — это не пустой звук для вас, то лучше постараться искать избранника среди единоверцев. Мне кажется, для брака лучше невоцерковлённый человек, воспитанный в уважении к христианской вере, чем иноверец — тогда в перспективе он может стать прихожанином православного храма (при условии, что жена будет вести себя правильно и не станет надоедать докучливыми проповедями).

Проблема смешанных браков сейчас стоит очень остро. Об этом просто кричит интернет, и, к сожалению, чаще всего в таких ситуациях страдают женщины и дети. Уж очень много моментов, которые с течением времени не проходят, не сглаживаются — наоборот, обостряются и выливаются в испорченные годы жизни. В молодости кажется, что всё это глупости, а главное — любовь и чувства. Что сложного потерпеть какие-то традиции или принять принципы жизни любимого человека? И пусть они новые и непривычные — чего не сделаешь ради любви! Но когда влюблённость проходит и начинаются семейные будни, оказывается, что далеко не всё можно принимать и терпеть.

Я слушал психолога, которая говорила: для молодых женщин важно, что скажут о них окружающие. А женщина более старшего возраста озабочена своим внутренним миром: хорошо ли ей, готова ли она терпеть те или иные обстоятельства своей жизни, нужны ли ей жертвы, на которые она идёт, и так далее. С возрастом происходит переоценка ценностей, и оказывается, что романтика занимает в жизни далеко не первое место. Двадцатилетняя глупышка наверняка поставит её во главу угла, но не женщина, у которой выросли дети и уже внуки есть.

Что бывает, когда сказка заканчивается

Понятно, что чаще всего за иноверцев выходят замуж молодые девушки. Они мало что знают о жизни в другой стране, о её культуре и традициях — и попадают в ловушку. Моя одноклассница так вышла замуж за мусульманина. В итоге приняла ислам, уехала в сектор Газа, где работает стоматологом. Она родила пятерых детей и работает целыми днями, обеспечивая семью — хотя её муж тоже врач, он выходит на приём пару раз в неделю. Восточные мужчины далеко не всегда готовы пахать ради прокорма семьи — в отличие от наших женщин, которые нередко тянут на себе и работу, и быт, и воспитание детей, не имея при этом права голоса в семье. Я не хочу рассказывать о других страшных вещах, которые мне известны о жизни моей одноклассницы, например, о поведении её детей. Не знаю, как она находит силы всё это принять и пережить. Поверьте, это просто ужасно, и никакая нормальная православная женщина не захочет себе такого.

Читайте также:
Православие и кремация: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Девушки соглашаются на многое, не представляя себе, что такое брак. Они видят его как продолжение красивых добрачных отношений. Если избранник ещё и не беден, то такие отношения видятся ими как заманчивые. Нередко восточные юноши ещё и не пьют, не курят, занимаются спортом, хорошо выглядят. Они уважительно относятся к матери — и девушка очарована, полагая, что и к ней избранник будет так относиться. Это не всегда так. Отношение к матери у восточных молодых людей непременно почтительное, но не факт, что к ней так же относится отец семейства. Мама и жена для юноши — не одно и то же, но девушка этого пока не знает. Она видит восточного принца, безупречного во всех отношениях, и хочет за него замуж, готова родить от него детей. А когда она попадает чуть ли не в рабство, начинается самое «интересное» — почитайте, что пишут такие жёны в интернете.

Ещё интереснее становится, когда такая девушка рожает ребёнка. Готова ли она к тому, что никогда не будет главным человеком для сына или дочери? Знает ли, что будет всегда даже не на втором месте — потому что главный в доме папа, потом — его семья, а затем уже мама, приехавшая из чужой страны? Следующий вопрос: как она предполагает развиваться? Готова ли к участи вечной домохозяйки? Что, если ей захочется как-то реализовать себя? Готова ли она рожать множество детей и сосредоточиться исключительно на их обслуживании? Готова ли к тому, что, когда ей будет за сорок, муж, соответственно Корану, возьмёт себе жену на пятнадцать лет моложе? Эти вопросы надо задать даже неверующей девушке. Верующая же пусть задумается: каким образом она будет вести свою духовную жизнь? Как впишется в её супружескую жизнь пост, молитва, воздержание? Где и как она будет причащаться?

А что на Западе?

Да, не все выходят за мусульман, но я останавливаюсь на этом моменте так подробно потому, что сейчас очень популярны именно такие браки. Более того, ко мне чаще всего обращаются с вопросами и рассказывают о проблемах именно таких отношений.

Допустим, молодой человек или девушка находят свою половинку не среди представителей ислама или иудаизма, а в среде христианской — но эта церковь допускает однополые браки, как в случае с англиканами. Значит, дети этой пары будут жить в обществе, где однополые отношения — абсолютная норма, они с самого юного возраста примут эту мораль, эти принципы — и мать не сможет повлиять на такое положение вещей. Наоборот, попытки объяснить, что такие отношения — это грех, приведут к расколу в семье. То есть девушка, которая думает, что она будет ходить в православный храм, а муж в свой неправославный, и всё сложится хорошо — ошибается. Религии разнятся не случайно, и на стыке этих различий возникают серьёзные проблемы.

Брак — это очень глубокие отношения, которые должны постоянно развиваться, и если супруги идут разными путями, это не может не сказаться на их отношениях. У меня есть знакомая, которая уехала в Люксембург, ещё одна живёт в Германии, замужем за итальянцем немецкого происхождения. Они довольны своей жизнью. Признают, что там сложно православный храм найти, но для них это не первоочередная проблема, их вообще не особо заботят вопросы духовной жизни. Нет храма — и ладно. Им важнее уровень жизни, комфорт, безопасность, материальное положение, а вопросы религии не в приоритете. Как правило, люди такого мировоззрения не видят никакой трагедии и в том, чтобы изменить своей вере. Для них это просто другой путь, а то, что их в детстве крестили, оказывается не важным.

Что есть брак для христианина?

Понятно, что для женщины самым главным в жизни, как правило, становится семья. Она готова ради её обретения пожертвовать многим. Но, как ни крути, это меркантильный подход к браку. Брак с точки зрения христианина — это путь бесконечного совершенствования. Если у супругов идёт постоянное духовное развитие, прорастание друг в друга, если они — единое целое, а не два разных человека — это совершенно другой уровень отношений, глубокий, наполненный, фундаментальный. Но об этом никто не думает во время романтических встреч.

Не опоздать с теорией и не потерять обретённое

Молодому человеку хочется создать семью, он на это нацелен. Но для этого ему нужно иметь определённые знания, базу, и это очень важный момент, который мне хотелось бы особо подчеркнуть. Поздно разговаривать о проблемах брака с девушкой, которая уже влюбилась в мусульманина. У ребёнка ещё до начала всевозможных отношений должны быть представления о том, что такое брак и семья. И создать такую базу должны родители. Надо разговаривать об отношениях, рассказывать, что может послужить основой хорошего брака и что может его разрушить, почему важно, чтобы муж и жена были одной веры.

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Молодым людям надо знать, что при возможности двоякого развития событий обстоятельства обычно идут по худшему сценарию. Апостол Павел давно уже всё сказал о природе человека: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Если женщина имела правильные принципы, была воспитана в духе христианства, не факт, что она сможет сохранить всё это в семье, принципы которой чужды её убеждениям. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если она выйдет замуж или будет сожительствовать с чуждым в плане религии человеком, то всё заложенное в детстве, всё, чему учили батюшки в воскресной школе и мама с папой, скоро забудется, а муж будет лепить из неё что захочет. То же и с молодыми людьми, которые женятся на нехристианках — далеко не у всех получается обратить их в свою веру.

Можно ли создать крепкую семью с предателем?

Я считаю, что, если человек ради любви меняет веру, он не был на самом деле верующим человеком. Ему казалось, что он был таким. Христианину воцерковлённому вряд ли будет хорошо в отношениях с иноверцем. Думаю, такие чувства должны его как минимум насторожить, а если с той стороны следует требование принять другую веру — то и испугать. Порой ведь сразу ставят перед выбором: «Если ты меня любишь, то примешь мою веру. Если нет — значит, не любишь!» И хорошо, если православный человек скажет: «Значит, нам не по пути».

Вообще, я бы осторожно относился к человеку, который ради отношений предал веру. Сегодня он отказался от веры, от своего Бога — где гарантия, что завтра он не откажется от тебя? Надо задуматься, с кем вы, собственно, собираетесь создать семью. Как рожать детей от такого человека? Я бы не решился строить отношения с предателем. Думаю, они заведомо проигрышные.

Что же делать?

Всем, кто вступил в отношения с человеком иной веры, прежде всего надо не спешить. Продлить конфетно-букетный период на как можно более долгий срок — чтобы узнать, какой ваш избранник в быту, в болезни, в раздражении. Для этого надо встречаться полтора-два года, год — это минимум. За этот период человек, как правило, показывает своё истинное лицо, раскрывается не только с лучшей стороны — и уже можно решать, подходит ли он вам в качестве супруга. Нужно очень много всего перечитать, пересмотреть, обдумать. Надо обратиться к опытным священникам, которые серьёзно занимаются вопросами семьи, и, конечно же, молиться.

Какими бы древними и неактуальными не казались вопросы веры, это вопросы фундаментальные. Жизнь показывает, что человек может по глупости пренебрегать Богом, но Он всё равно — Творец Вселенной и всё пронизывает Своим Промыслом. Мы созданы для Бога и в Боге, и никуда от этого не деться. Духовные законы работают так же чётко, как и законы физики.

Жаль, что в школах дети изучают много странных и совершенно необязательных предметов, но мало что знают об отношениях в семье. Когда священники говорят с ними об этом — какой огромный отклик идёт с их стороны! Им интересно, они размышляют, глаза горят. Я считаю, нам нужно заниматься таким просвещением, это очень важно. Если мы воспитаем истинно верующую молодёжь, проблема брака с иноверцами утратит свою актуальность.

Протоиерей Константин Лисняк

Можно ли выходить замуж за неверующего?

Вопрос о том, можно ли заключать брак с неверующим, очень актуальный и сложный. Сразу нужно сказать, что однозначного ответа на него получить нельзя. Слишком много мнений даже у представителей священства по этому вопросу. Также хочется отметить, что речь идет именно о неверующих, атеистах. Не об иноверцах, брак с которыми Церковь однозначно запрещает.

И не об тех, кто был крещен в детстве, но потом в храм не ходил и понятия не имеет об основах православия и церковной жизни. Они православные, но не воцерковленные. Их духовная жизнь еще не началась, она в спящем состоянии. Они сами не знают, кто они по вере и к чему стремятся.

А вот атеисты – люди со вполне сформировавшимся мнением, которое позволяет им жить свою земную жизнь, не задумываясь о последствиях и не затрудняя себя мыслями о том, что будет дальше.

  1. Мнение 1 – нельзя, но приходится
  2. Мнение 2 – нельзя категорически
  3. Мнение Церкви – официальное и от начала века
  4. Заключение

Мнение 1 – нельзя, но приходится

Одни православные священники, выступая на уважаемом телевизионном канале, говорят, что если запрещать браки с неверующими, то за кого женщинам выходить замуж? Ведь, по статистике, всего 3% среди прихожан в российских храмах составляют мужчины. Да и те уже, в большинстве своем, в возрасте не детородном.

Читайте также:
Как ставить свечи в церкви за упокой и за здравие: правила и особенности процедуры

Просто — нужно еще во время периода ухаживания выяснить отношение жениха к религии. Как он будет относиться к тому, что жена будет соблюдать пост, в том числе воздержания в интимной жизни? Как будущий отец будет относиться к абортам, к рождению нескольких детей, к многодетности? Как будут воспитываться дети – в вере или неверии?

Если он согласен относиться к ее церковной жизни лояльно, то все хорошо. А если нет, то им нужно распрощаться. Таков совет протоиерея Андрея Ткачева.

Конечно, если православная девушка в своей вере крепка, имеет силы и опыт для того, чтобы противиться силам зла, она сможет эти вопросы регулировать и настаивать на своем. А если — нет, если это испытание она не выдержит? Даже страшно подумать, что может произойти, какой грех она совершит, вступив в брак с атеистом и, встав на его позиции.

Но это лишь одно мнение.

Мнение 2 – нельзя категорически

Священник Даниил Сысоев, напротив, категорически отрицает саму возможность брака верующего с неверующим.

По его мнению, верующие жены или мужья в таком браке очень быстро забывают о ревности к спасению, заменяя ее приспособленчеством, постоянными уступками и обмирщением. А иногда наступает и прямое отступничество. Вместо посещения храмов по воскресеньям, едут на дачу и тусовки с друзьями мужа. Утренние и вечерние молитвы сокращаются, а то и вовсе исключаются, потому что времени катастрофически не хватает.

Дети в таких семьях растут циничными и неверующими. Ведь у них перед глазами самый страшный пример – отступничество одного из родителей. И это не только в наше время, примеры таких браков приводил еще Киприан Карфагенский в 3 веке. А затем на протяжении веков браки с иноверцами и неверующими, посланные в испытание христианам, показывали лишь одну истину – Господь не помогает тем, кто нарушает его заповеди. А заповедь о недопущении таких браков содержится в Евангелии.

Мнение Церкви – официальное и от начала века

В священном Писании еще на заре мира Бог не одобрял смешение крови верных ему с кровью неверных. Катастрофа Всемирного Потопа вызвана как раз смешением крови Божьих сынов и крови человеческой:

Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть (Быт. 6, 2-3).

И далее подобных примеров того, что Господь карает отступников, приводится великое множество, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, и вплоть до наших дней.

Но официально этот закон изложен в 72 правиле VI Вселенского Собора. Оно говорит:

Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)

Не только Вселенские Соборы, но и святые отцы нашей Церкви подтверждают эту истину о невозможности брака с неверующими. Например, очень глубоко в душу проникают слова Амвросия Медиоланского:

Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры.

Заключение

В конце хочу привести свое скромное мнение по данному вопросу. Как известно, семья христиан – это малая Церковь. И муж – глава этой Церкви. Кто же встанет во главе, если муж неверующий? И как достичь в такой ячейке главной цели – спасения себя и своих ближних? Как вынесет такая малая Церковь все испытания, подобные тем, что православная Церковь перенесла за тысячелетия?

Стоит поискать ответы и на эти вопросы, прежде, чем решиться на брак с неверующим мужчиной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: