Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

Ученые подтвердили существование души

Учёным удалось подтвердить существование души, они получили доказательства реальности души или духа. Исследователи из разных стран в разное время проводили исследования, связанные с реалиями существования человеческой души.

В истории было много случаев, когда люди проходили «воспоминания о смерти». То есть при смерти некоторые выходили из своих тел и видели, что врачи спасают их. Кто-то вылетал из своих тел к потолку и видел, что люстра в комнате находится рядом с ним . Кто-то чувствовал своё тело очень маленьким. Некоторые увидели другие жизни…

Сейчас о существовании явления «воспоминания о смерти » уже нет споров, но объясняют это явление по-разному. Точки зрения, которые основаны на физиологии, считают, что явление » воспоминания о смерти » происходит из-за изменения химических элементов в мозгу людей. Например, изменение количества CO2 вызывает галлюцинацию. А в психологии считают, это явление возникает из-за того, что человек психологически боится смерти, психологи не признают это действительностью.

Некоторые считают, что явление «воспоминания о смерти» отражает сверхъестественное объективное существование. Вещи, которые люди в момент смерти увидели — реальная действительность. Эта точка зрения совпадает с точкой зрения в кругах духовных практик.

Эксперимент, доказавший существование души

Врач из Англии Шам Паниэр научными испытаниями впервые доказал действительность существования «души»(или духа, сознания). Испытание было следующее: в комнате, где лежал больной, он подвесил под потолок доску, на которой положил некоторые мелкие вещи, о которых знал только сам врач. Если после смерти душа больного сможет взлететь, сможет увидеть свое тело, увидеть, как врачи спасают его тело, увидеть люстру на потолке, то душа должна увидеть и эти мелкие вещи на доске. Если удастся спасти этого больного, и он сможет рассказать про эти мелкие вещи на доске, значит «душа» – это не выдумка, а объективно существующий предмет.

Шам Паниэр исследовал более 100 больных. Семь из них, которых спасли после клинической смерти, очнувшись, рассказали, что увидели свою «душу» и все мелкие вещи на доске. Это научный эксперимент впервые доказал в реальности существование души.

О существовании души (духа) знали уже несколько тысяч лет

Дух имеет какой-то размер, может летать и двигаться, он представляет собой другую форму существования жизни, а не воображаемый объект. Но стоит задуматься о том, что в кругах совершенствования ( как и в даосских, буддистских и среди последователей конфуцианства) две тысяч с лишним лет назад уже осознали, что душа (дух) представляет собой другую форму жизни после смерти человека.

Считается, что душа человека будет жить хорошо или плохо в зависимости от совершения добрых и злых дел при его жизни. Результаты такого удивительного открытия, образно говоря, наносят серьёзный удар по способам осознания современной наукой объективного мира.

Можно ли увидеть душу

В 2002 году в Журнале Парапсихологии ( The Journal of Parapsychology ) сообщалось о последних достижениях в этой области, которые доказали, что человеческая душа (сознание) может вызывать существенные изменения в показаниях электронных приборов.

Этот научный эксперимент возглавлял профессор Роберт Джан (Robert Jahn) из Принстонского Университета (США) с участием двух групп ученых из Германии. С 1996 года, они проводили исследования влияния человеческого сознания на поведение электронных приборов. Главной целью их исследований был вопрос: может ли человеческое сознание без физического контакта менять выходные сигналы электронного оборудования.

В результате экспериментов было установлено, что, человеческое сознание (душа, дух) оказывает существенное воздействие на показания приборов. Полученные данные вызвали удивление ученых. Присутствие сознания оказало воздействие на приборы, приведя к согласующимся изменениям в их показаниях.

Все большее и большее число ученых начинает принимать тот факт, что человеческая душа ( дух, сознание) может существовать независимо от физического тела. Более того, если человеческий дух может существовать вне тела, тогда, очевидно, существуют другие пространства и материя, связанные с существованием духа.

Однако наука еще не достигла такого развития, чтобы исследовать эту область за гранью привычного понимания вещей. Таким образом, чтобы понять такое сверхъестественное явление, людям необходимо соответственно изменить свое мышление и методы исследований. А это уже совсем другая наука — наука будущего.

Что такое душа человека с научной точки зрения?

Есть ли реально хоть какие-то доказательства существования души. Этими вопросами задавались и задаются многие. Что такое душа человека с научной точки зрения?

  1. Где находится душа у человека?
  2. Что такое душа с научной точки зрения
  3. Другие ученые о существовании души
  4. Факт существования души подтверждается
  5. О бессмертии души как о научной проблеме
  6. Жизнь после смерти есть
  7. Аура

Где находится душа у человека?

Или души и вовсе не существует? Даже Иосифа Виссарионыча Сталина, в свое время, интересовал этот вопрос. И он задал его однажды симферопольскому архиепископу Луке:

«Неужели вы, будучи известным и знаменитым врачом, верите в существование души?»

Врач ответил утвердительно и без тени всякого сомнения. На что Сталин возразил:

«Разве она была вами найдена во время операции в теле человека?»

Естественно, хирург ответил, что там он ее не находил… Это дало повод великому кормчему еще раз усомниться:

«Как же, в таком случае, можно верить, что душа существует?»

«А вы верите, Иосиф Виссарионович, например, в то, что у человека есть совесть. » — спросил, в свою очередь, Лука (он же Валентин Войно-Яснецкий) у собеседника.

Сталин замолчал, некоторое время думал, потом сказал: «Верю». Ответ знаменитого хирурга был поистине великолепен:

«Совести в телах больных, которых оперировал, я также не обнаружил».

Эту забавную историю можно цитировать, вспоминать, каким-то образом трактовать… но суть ее от этого не меняется. Факт остается фактом: далеко не все, что существует во Вселенной, можно увидеть или потрогать. Но от этого существование тонких материй не становится менее убедительным.

Тем не менее, независимо от самых разных существующих на эту тему взглядов, в мире есть и безусловные научные доказательства факта существования душевной субстанции, и в этом смысле ученым тайну человеческой души разгадать-таки удалось.

Что такое душа с научной точки зрения

Существование души с точки зрения науки подтверждает ряд научных экспериментов и доказательств. Понятия наука и душа сегодня уже не столь несовместимые, какими они казалось многим еще совсем недавно. И если прежде об этом размышляли все больше философы и религиозные деятели, то в наши дни все чаще и чаще на эту тему высказываются и ученые.

Читайте также:
Православие и либерализм: отношение церкви и мнение священников, совместимы или нет, тонкости и ответы на частые вопросы

Так например, профессором Коротковым из Санкт-Петербурга с помощью специальных приборов была зафиксирована аура умирающих людей и было доказано, что ее свечение длится даже после их смерти, лишь постепенно затухая и исчезая в пространстве. И только после этого тело умершего становилось некой неодушевленной плотью, вызывавшей ассоциацию предмета. То есть, очевидно, что наша энергетическая оболочка живет дольше, чем наш физический организм.

О том, что у каждого человека есть душа, доказал и ученый из Барнаула Павел Гуськов. Что же такое душа с научной точки зрения по Гуськову, например?

  • Во-первых, у каждого человека, — считает он, — душа неповторима так же, как и отпечатки его пальцев.
  • Во-вторых, в результате серии экспериментов и метода материализации души, которые были проведены его научной группой, выяснилось, что в нашем теле присутствует и некая энергоинформационная субстанция.

Как ни удивительно, ученому удалось ее выявить с помощью присутствия рядом с человеком обычной воды, которая, как оказалось, способна менять свою структуру при записи разного рода информации. Опыты выглядели следующим образом: возле того или иного человека на некоторое время помещалась очищенная от разного рода энергетического влияния другой природы вода, после чего исследовалась ее структура.

Проведенные подобные эксперименты с участием сверхточных измерительных приборов тысячи раз показали, что в каждом случае, в зависимости от того, рядом с кем из испытуемых стояла емкость с водой, в ее структуре происходими те или иные изменения. Причем, если испытуемым оказывался один и тот же человек дважды — эта структура повторялась.

Другие ученые о существовании души

Существует ли душа с научной точки зрения? Во всяком случае, научные доказательства факта существования души существуют. Их много и их можно проследить. В принципе, их результат, с точки зрения науки, подтверждает, что природа сознания как такового нематериальна.

Это отмечал создатель квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Э.Шредингер уже в двадцатом веке. Он говорил, что природа связи сознания с физическими процессами лежит в стороне от науки и за пределами человеческого понимания.

Российский академик П.К. Анохин также утверждал, что ни одну из мыслительных операций, которые мы обычно приписываем разуму, ученым до сих пор так и не удалось связать напрямую с какой-либо частью нашего мозга. И вообще:

психика не является по своей сущности функцией мозга как таковой. Она являет собой проявление совсем каких-то иных — нематериальных — духовных сил.

Это ли не есть еще одно доказательство существования души.

Факт существования души подтверждается

самыми разными учеными и их многочисленными научными исследованиями. Так например, известны и результаты четырехлетних опытов, проводившихся немецкими медиками и психологами. На примере пребывания в состоянии клинической смерти около тысячи человек испытуемых, научной группой доктора Бертольда Аккермана в Берлинском техническом университете было собрано множество свидетельств о характере послесмертного состояния людей.

И все эти люди, независимо от взглядов своих конфессий, — а для опытов подбирали самых разных их представителей, от атеистов до христиан, иудеев, мусульман… — все они после своего возвращения в мир (а отсутствовали они в нем под наблюдением ученых от сорока минут до часа) свидетельствовали об одном и том же: о своем ощущении покидания телесной оболочки, об ощущении безопасности, спокойствия и тепла; все помнили состояние левитации и образ яркого света…

Я понимаю, что итоги наших научных исследований на базе этого медицинского эксперимента могут противоречить убеждениям большинства, — заметил позже Аккерман, — но в результате мы получили искомый ответ: вечная душа есть. Так же, как и есть некая другая жизнь после нашей смерти.

Аналогичные итоги похожих экспериментов уже в Англии подтвердили Питер Фенвик и Сэм Парния из института психиатрии Лондона. Они также изучили состояние пациентов, которым удалось возвратиться к жизни после того, как остановилось их сердце. Было установлено, что некоторыми из этих пациентов абсолютно точно передавались, например, разговоры медперсонала в момент, когда сами эти люди находились в состоянии клинической смерти. Ими также во всей точности описывались некоторые происходившие в тот момент факты и события внешнего характера.

О бессмертии души как о научной проблеме

человеческий мозг, например, не создает и не продуцирует мысли самостоятельно: он их лишь воспринимает поступающими откуда-то извне, являясь, по сути, только их ретранслятором.

Это подтвердили впоследствии и ее собственные эксперименты: ученые из Петербурга (НИИ мозга) так и не смогли объяснить с научной точки зрения механику творческого, например, процесса. Оказалось, что сам мозг способен генерировать лишь элементарные мысли, такие, например, как — “размешать в стакане сахар” и что-либо в этом роде. Что же касается творческого процесса — то это проявления абсолютно иного качества и

как верующий человек,— высказала свое мнение Бехтерева, — я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом.

Жизнь после смерти есть

На международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию», проходившем в начале двухтысячных в С.Петербурге, ученый А.В. Михеев обозначил некоторые важные научные позиции, которые были доказаны и подтверждены:

  1. Доказано существование так называемого тонкого тела, которое является носителем таких составляющих человеческого существа как самосознание, память, эмоции и внутренняя жизнь. Это тонкое тело является некой параллельной компонентой нашего тела физического, что и обеспечивает вышеобозначенные процессы. Физическое же тело — лишь посредник для их проявления в физическом мире.
  2. Научный эксперимент, в широком смысле этого слова, доказал: наша жизнь не оканчивается земной смертью, а продолжается и после. И это — естественный закон, распространяющийся на любого человеческого индивидуума.
  3. Предстоящая нам новая реальность состоит из большого количества различных уровней, которые различаются своими частотными характеристиками и их, в свою очередь, составляющими.
  4. Место, где окажется человеческая душа после смерти физическоо тела, определяется предстоящей настроенностью человека на определенный энергетический уровень, что является общим результатом его мыслей, чувств и поступков, сгенерированных в течение его земного пребывания. То есть, это можно сравнить со спектром электромагнитного излучения, что исходит от того или иного химического вещества и зависит, в конечнм итоге, от его состава.
  5. Такие общеизвестные понятия как рай и ад — всего лишь отражение двух возможных полярных посмертных состояний человеческой души.
Читайте также:
Крещение ребенка в пост: можно или нет, особенности и тонкости обряда

В продолжение мысли о реальности и даже некоторого рода материальной составляющей нашей души можно еще раз упомянуть и о человеческой ауре. Долгое время ее существование, — как, впрочем, и всё вышеизложенное, — подвергалось сомнению. (Надо отметить, что во все времена, независимо от того, существуют или нет неопровержимо-научные доказательства того или иного явления, — всегда существовали, существуют и будут существовать люди, которые их отрицают). Но мы сейчас не о них.

А всего лишь, о том, — что под аурой человека понимается его вполне реальное биополе. И существуют уже высокочувствительные приборы, способные улавливать как это биополе, так и, собственно, — саму его ауру: светящиеся разноцветные световые лучи-отражения. При этом, — те или иные цвета ауры, степень ее плотности и даже направление ее лучей связаны с интенсивностью и характером нашего биополя и первопричиной того или иного его излучения: состоянием нашего организма, в том числе, и нашего психологического состояния.

Многие уже знают о том, что наше жизненное поведение способно как укрепить нашу ауру, а, следовательно, и состояние нашего здоровья, так и разрушить и наше биополе (что будет отражать излучение ауры), и наше здоровье в целом.

Очень важно поэтому следить как за своими мыслями, так и за своими действиями.

Ученые: душа действительно существует и весит 21 грамм

Учёные доказали: душа действительно существует. Её плотность в 176 раз меньше плотности воздуха.

Вопрос существования души мучил не одно поколение учёных мужей. Ведь научный подход к жизни не отменял у многих из них веры в Бога, вот только требовал не слепого поклонения, а поиска доказательств. Недавно одна крупнейшая фармакологическая мировая корпорация объявила, что её сотрудники однозначно доказали существование души (название фирмы мы указывать не будем, дабы не делать ей лишней рекламы).

Дух материален

Учёные имели разный подход к исследованию сущности души. Один наш соотечественник, профессор Константин Коротков, в Санкт-Петербурге снимал ауру умирающих и доказал, что свечение продолжалось и после смерти, постепенно сходя на нет. Тело как бы превращалось в неодушевлённый предмет. А аура растекалась в пространстве. Что доказывало: энергетическая оболочка живёт дольше организма.

Другой россиянин, профессор из Барнаула Павел Госьков, несколько лет назад сумел доказать наличие у каждого души, неповторимой, подобно отпечаткам пальцев.

«Все мировые религии уверены: душа есть у каждого человека, – рассказывал учёный. – Но никому прежде не удавалось пощупать её, если не руками, то хотя бы приборами. Мы первыми провели серию экспериментов, которые убедительно доказывают наличие у человека кроме физического тела некой энергоинформационной субстанции».

Метод учёные назвали «материализация души». Своего рода сачком, с помощью которого Госьков улавливал проявления человеческой души, была обычная вода. Эта субстанция – самая удивительная вещь во Вселенной. Она способна записывать любую информацию, меняя свою структуру. Суть эксперимента: учёные ставили очищенную от каких-либо влияний воду на 10 минут рядом с человеком и затем исследовали её структуру. Такие эксперименты они делали сотни, если не тысячи раз и доказали: изменения происходили обязательно, у каждого нового испытателя вода менялась по-своему, при этом структура у одного и того же человека повторялась.

На весы!

Но современные учёные, работающие на деньги той самой мировой фармкорпорации (они вели опыты в нескольких странах и имели интернациональный состав, включающий и выходцев из России), решили повторить на современной основе другой опыт. Его в 1906 г. проводил Дункан Макдугалл: он взвешивал смертельно больных (в основном туберкулёзных) и выявил: в минуту смерти каждый испытуемый резко уменьшался в весе ровно на 21 грамм. Тогда противники пытались доказать: причина этой потери веса в неких окислительных процессах, происходящих в теле умирающих. Но современные исследователи, проведя такие же эксперименты (современная наука позволяет им не укладывать несчастных умирающих на весы, а измерять изменения дистанционно), доказали с стопроцентной гарантией: после смерти человек «худеет» именно на 21 грамм.

Более того, продолжая изыскания, учёные увидели с помощью приборов, что из тела умершего истекает некая субстанция.

«Ещё Гераклит в VI в. до нашей эры предполагал: душа человека состоит из некоего редкостного вида материи наподобие воздуха и огня, – рассказывает об эксперименте профессор Миха Райф, завотделением одного из медицинских центров Тель-Авива. – Сегодня мы знаем: выделяемая субстанция состоит из крайне малых и отделённых друг от друга атомов, плотность которых в 176,5 раза меньше, чем у воздуха. И, похоже, эта тёмная субстанция хранится не в каком-то определённом органе – скажем, в сердце, – а равномерно окутывает человека. Впереди ещё долгие исследования. Но мы уверены, что в самом деле взвешивали душу или какую-то иную жизненную субстанцию. Вывод один: наличие души доказано».

Мнение эксперта

Михаил Дудко, протоиерей, ключарь Успенского кафедрального собора в Лондоне:

– С точки зрения верующего христианина, все научные доказательства существования Бога или души излишни и бессмысленны. Для нас, разумеется, главными источниками веры в вечную жизнь являются Священные Писания.

Бессмертная жизнь есть предмет веры, а вера – это главная добродетель христианина. Помимо Священных Писаний существуют ещё и свидетельства тех людей, которые побывали в загробном мире, а потом вернулись.

Мы не отвергаем эти свидетельства о случаях клинической смерти. Но никакие посмертные опыты не могут в деталях рассказать о том, что ждёт человека за пределами жизни земной. Это предмет откровения, предмет веры.

Доказательства жизни после смерти: примеры

Душа после смерти – научные факты, доказательства существования всегда интересовали человечество. Но за последние десятилетия интерес к непознанному, потустороннему многократно увеличился.

Давайте наведём справки на этот счёт в материале ниже, узнав об экспериментах учёных, и ознакомившись с подтверждениями продолжения жизни после жизни.

Есть ли душа у человека?

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Мы часто слышим слово «душа» в повседневном обиходе, но что же оно означает на самом деле? По определению авторитетной энциклопедии Википедии:

«Душа – это сложное понятие из области религии и философии. Душа является индивидуальной, нематериальной сущностью, которую, по многочисленным вероучениям, имеют все живые организмы».

В той же Википедии находим информацию и о том, что «научный мир термин «душа» не использует». Долгое время ситуация действительно обстояла так, но прогресс не стоит на месте – с появлением новой аппаратуры и расширением человеческого сознания учёные стали менее скептичными.

Читайте также:
Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

Даже более того – сейчас наука интересуется душой человека, пожалуй, не меньше, чем религия. В подтверждение тому научные эксперименты, проводимые учёными мужами с целью наконец-то официально выявить наличие души.

Душа после смерти – эксперименты

Самое известное исследование последних лет было сделано Константином Георгиевичем Коротковым – доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного Университета (СПбГУ ИТМО).

Коротков более чем 25 лет своей жизни посвятил научно-исследовательской деятельности. Он является автором 6 книг, нескольких сотен научных статей, а также им был создан и запатентован метод газоразрядной визуализации (ГРВ) и программно-аппаратный комплекс «ГРВ-камера».

Константина Георгиевича всегда интересовала тема загробной жизни. А благодаря проведённым им экспериментам научный мир получил новую информацию на этот счёт. Изначально Коротков отталкивался от метода, открытого в 1939-м году супругами Кирлиан, получившего название «эффект Кирлиана».

Семён и Валентина Кирлиан определили возникновение лучистого свечения, окружающего живые объекты в электромагнитном поле с высокой напряжённостью. Параметры свечения менялись в зависимости от состояния энергетики исследуемых объектов.

К примеру, когда учёные анализировали пальцы здоровых людей – свечение на приборе получалось ярким, ровным. Но при появлении в организме любых нарушений деятельности (даже не явных, а внутренних) – сразу же возникали разрывы светящегося ореола, он деформировался и тускнел.

Интересно! На основе эффекта Кирлиана было разработано специальное направление диагностики в медицине. Оно даёт возможность, изучив неровности, затемнения и прочие дефекты снимка энергетики человека, сделать вывод о скором развитии заболеваний.

Суть эксперимента Константина Короткова

Константин Георгиевич двадцатилетие использовал эффект Кирлиана в своей рабочей практике. У доктора возникла мысль изучить изменения свечения, излучаемые телом умершего человека. Тогда Коротков начинает делать кирлиан-снимки отпечатков пальцев трупов через несколько часов с момента их смерти.

Затем все фотографии подлежали компьютерной обработке и тщательнейшему изучению на наличие изменений. Для чистоты эксперимента снимки всех умерших проводили на протяжении не одного, а трёх-пяти суток. Исследуемыми были тела мёртвых людей разного пола и возраста (19-70 лет). Отличался также и характер их смерти:

  • первая категория – это были люди, умершие «спокойной», естественной смертью от старости;
  • вторая – была представлена покойниками, умершими «резкой» смертью, естественной, но случайной (от несчастных случаев);
  • третья группа – люди, чья смерть была «неожиданной», трагической.

По полученным результатам эксперимента учёный обнаружил три варианта газоразрядных кривых:

  1. с небольшой амплитудой колебания;
  2. с небольшой амплитудой и ярко проявленным пиком;
  3. со значительной амплитудой, продолжительными колебаниями.

Пожалуй, самый важный вывод данного исследования заключался в том, что показатели колебательных процессов (подъёмы и спады) у покойников проявлялись также чётко, как и у живых организмов! На основании чего можно убедиться в том, что смерть – не является полным концом, а выступает медленным, постепенным переходом.

Чтобы убедиться в правдивости исследования Константин Георгиевич дополнительно предложил сделать снимки мяса – свежего и замороженного. Но в нём какие-либо изменения свечения отсутствовали. Получается, что тело покойника, который умер даже несколько суток тому назад, более «живое», чем мёртвое, как бы парадоксально это ни звучало.

Интересно! Учитывая тот факт, что живой организм и тело мертвеца имеют схожие показатели газоразрядного свечения, становится неясным, что же происходит с человеком во время смерти.

Но давайте вернёмся к кирлиан-снимкам трупов. Были получены следующие результаты:

  1. В случае «спокойной» смерти – показатели свечения менялись в период 16-55 часов с момента кончины.
  2. При «резкой» смерти – серьёзный скачок параметров наступал или через 8 часов от гибели, или приходился на конец первого дня; спустя 2 дня показатели оказывались на фоновом уровне.
  3. В случае «неожиданной» смерти – наблюдались самые выраженные и длительные колебания. Они уменьшались по своей амплитуде под конец исследования, становились менее яркими к концу 1 дня смерти, а ещё более выражено изменение возникало под конец 2 дня. Кроме того, Коротков отметил всплеск яркости свечений ежедневно в период с 21 до 2-3 ночи.

Учёный для своего исследования воспользовался заранее проверенными аппаратами, применял стандартные методики. Данные, полученные с аппаратуры, обрабатывали разные специалисты на различных стадиях эксперимента.

Фактор влияния метеорологических условий на функции приборов абсолютно исключён. А, значит, результаты исследования можно считать достоверными.

Коротков пришёл к выводу, что не только физическое тело человека реально, но и его энергетически-информационное строение.

Между обоими присутствует тесная связь, а посмертное разделение происходит не в одно мгновение, а последовательно. И если биологически человек умер – наблюдаются все показатели остановки жизненно важных органов, его энергетическая сущность (душа) продолжают жить. Правда, куда она девается потом – установить это возможным не представляется.

Доказательства жизни после смерти: примеры

В современной науке мистики уже чуть ли не больше, чем в самой мистике. Как, вам, к примеру, заявление квантовых механиков о существовании параллельных миров (многомировая интерпретация)?

Предполагается, что «параллельные Вселенные» подчиняются одинаковым законам природы, обладают одними и теми же характеристиками, но пребывают в разных состояниях. Данную теорию сформулировал и предложил миру американский учёный Хью Эверетт в 1957 году.

Согласно ней, если объяснить простыми словами, то люди самостоятельно создают свой вариант реальности.

По словам психотерапевтов, явное доказательство продолжения жизни после смерти (а заодно и теории реинкарнации) – регрессивный гипноз. С помощью регрессии в прошлое человек вспоминает свои ранние воплощения. Много примеров было описано в книгах учёных доктора Майкла Ньютона, Реймонда Моуди.

Если же обратиться к восточным странам, то во многих государствах до сих пор сохранилась традиция наносить отметки на тело умершего. Делается подобное с целью, чтобы родные узнали душу, когда она придёт на Землю в новом теле.

Читайте также:
Мощи Иоанна Кронштадтского: где находятся и как добраться, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Широко известна история о новорожденном малыше, имевшем родинку, именно на том месте, где нанесли пометку его деду, скончавшемуся накануне родов.

Аналогичным принципом руководствуются буддисты, когда выполняют поиск тибетских лам. К примеру, современный Далай-лама (буддистский лидер) Лхамо Тхондруб, является четырнадцатым по счёту.

Его ученики убеждены, что он является инкарнацией предыдущего тринадцатого Далай-ламы: ещё в детском возрасте он увидал себя им во снах, опознал вещи покойного святого.

Продолжая изучать доказательства жизни после смерти, стоит упомянуть об историях посещения живых людей их умершими родственниками. Их известно огромное количество. Одна из самых популярных принадлежит Летиции – матери французского правителя Наполеона Бонапарта.

Женщина увидала призрак своего дорого сына (в то время Наполеон пребывал в заточении на острове святой Елены). Привидение назвало время и дату, а потом исчезло. По прошествии двух месяцев мать получит известие о смерти сына, которая случилась чётко в указанные призраком день и час.

И, конечно, нельзя пренебрегать историями пациентов, перенесших клиническую смерть, которые получили околосмертный опыт (ОСП). В большинстве случаев их рассказы примерно одинаковы: все они покидают своё физическое тело, могут свободно парить над ним и перемещаться в пространстве.

Также нередко они попадают в место, где ощущают присутствие Бога, чувствуют безусловную любовь, покой и гармонию.

Возвращаться обратно обычно не жаждут, но их отправляют, сказав, что пока «не время». И можно было бы списать такие явления на галлюцинации, расстройство сознания, если бы люди не начали рассказывать о вещах, знать о которых они не могли по умолчанию.

  1. Например, один 44-летний мужчина попросил у медицинской сестры вернуть его вставную челюсть. Та опешила, ведь больной поступил в клинику, находясь в коме, когда она изъяла у него протез.
  2. Другая женщина, пережившая остановку сердца во время серьёзной операции, «слетала» к себе домой, где увидела, как её родные пьют чай с соседкой, подарившей дочке платье в горошек.
  3. А ещё одна дама поведала работнице больницы о туфле, валяющейся под лестницей. Медсестра ей сразу не поверила, ведь пациентку доставили в бессознательном состоянии, но к своему удивлению, предмет обуви был обнаружен на указанном месте.

В завершение просмотрите видео по теме:

Доказательство существования души

НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ
Самым важным подтверждением того, что Мироздание управляется Высшим Разумом, является для современного человека доказательство существования души. Многие говорят: «Докажите, что
душа существует и реинкарнируется, и я уверую в Бога!

Уже описано множество случаев поведения души человека во время его клинической смерти. Подавляющее большинство случаев клинической смерти и вылета души из тела происходит в момент проведения операции в больничных условиях, в операционной палате.
После выхода из состояния клинической смерти почти все люди утверждают, что они видели свое тело и людей, которые предпринимали попытки его оживить, и слышали их разговор.

Они ощущали себя в полете и как бы парящими под потолком палаты. Многие помнят, как вылетали из палаты, летали по больничному коридору и посещали другие палаты. При этом в это время их тело лежало
на операционном столе под глубоким общим наркозом. После выхода из
клинической смерти они пересказывали увиденные картины и разговоры людей, а все увиденное и услышанное ими подтверждается теми
людьми, за которыми наблюдала душа. Этот феномен можно объяснить
только тем, что у человека есть душа и что во время клинической или
настоящей смерти она вылетает из тела и живет независимо от него.

Большинство людей, переживших состояние клинической смерти,
видят себя летящими в тоннеле. Многие долетают до какой-то преграды или до ворот, где их встречают души умерших родственников
и друзей. Мне о подобном опыте рассказывали близкие родственники.

– Моя мать, Пелагея Малаховна, в возрасте семи лет при сборе
яблок упала с дерева и потеряла сознание. Она видела людей, которые
пытались ее откачать, а потом очутилась в каком-то очень ярко осве-

щенном саду, где звучала прекрасная музыка, и было много незнакомых цветов. Ей стало очень благостно, уходить оттуда не хотелось,
и она очень хотела там остаться. Когда она пришла в себя, то была
очень недовольна.

– Двоюродная сестра Нина во время операции на кишечнике довольно долгое время находилась в состоянии клинической смерти.
Она также видела свое тело на операционном столе и потом тоже летела по тоннелю к воротам. Ее встретил мужчина, вместе с которым
она подошла к воротам. Там находились ее родители и родственники.
Мать сказала, что они ее не ждали, а ждут другую сестру, Надежду.
Нина полетела назад по тоннелю и вышла из комы. Надежда через
год умерла.

– Двоюродная сестра Люба, также при сложной операции на желудке и кишечнике, испытала клиническую смерть. Ее при выходе из
тоннеля также встретил мужчина и довел до ворот. Из ворот вышел
другой мужчина и сказал: «Ты здесь не нужна, уходи». Махнул рукой
и скрылся. Сопровождающий мужчина объяснил, что это был отец
Любы, погибший во время Великой Отечественной войны. Она полетела обратно и вышла из комы.
Из книги Джеффри Лонга
«Доказательства существования души»*

Особого внимания заслуживает работа американского врача-онколога Джеффри Лонга и его книга «Доказательство жизни после смерти».
Он опросил более 1300 человек, перенесших клиническую смерть,
описал все, что происходит с человеком и его душой в это время,
и фактически доказал, что жизнь после смерти существует.
Вот что об этом пишет сам автор Дж. Лонг:

«Это было в 1984 году, когда я впервые наткнулся на выражение
“предсмертные переживания” (ПСП) на страницах медицинского
*

(Джеффри Лонг — врач-онколог с тридцатилетним стажем — опровергает догмы

традиционной медицины и доказывает, что мы — это не только и не столько наше
тело.
Его книга основана на тысячах документальных свидетельств тех, кто перенес кли
ническую смерть. Благодаря этому мы теперь достоверно знаем, что жизнь про
должается
и после того, как замирает пульс. А быть может, она тогда только и
начинается.)

журнала. Несколько лет спустя жена друга рассказывала мне о собственном ПСП, когда она чуть не умерла от аллергической реакции
под общей анестезией»1

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Рассказ жены друга. Удивительная история

Меня впечатлила работа Моуди и многих других ранних исследователей ПСП, но тем не менее я был очень удивлен отсутствием более широких исследований. В конце концов, человечество более всего интересует вопрос “Переживем ли мы смерть тела?” Я стал
размышлять, не стоит ли мне самому включиться в изучение этих интригующих путешествий в так называемый мир иной.

Затем случилось нечто, что помогло мне принять решение. Мой
друг студенческих времен приехал в Айову, и мы встретились, чтобы
вместе пообедать, и он познакомил меня со своей новой женой. Вскоре его жена стала рассказывать о своей аллергии, разнообразной и
очень серьезной — действительно такой серьезной, что в какой-то
момент у нее развилась сильная аллергическая реакция под общей
анестезией, и она чуть не умерла на операционном столе.

Когда она рассказывала о том, как у нее остановилось сердце, в ее
голосе не было волнения, а только удивление. Я решил слегка прозондировать этот вопрос.

“Странно, — сказал я. — Я слышал, как мои пациенты говорят
о смерти, однако не таким тоном”.

За столом установилось молчание. Было ясно, что это не просто
так. Я осмотрелся и не удержался, чтобы не задать вопрос, над которым размышлял.

“С вами произошло что-то необычное, когда вы умирали на операционном столе?” — спросил я.

Она немедленно и эмоционально ответила: “Ну конечно!”
И тогда, очень холодным зимним вечером в Айова-Сити, в тускло
освещенном ресторане я впервые услышал историю о предсмертном
переживании.

«Я всегда страдала множественными аллергиями. Это было просто
постоянным неудобством до того рокового дня, когда аллергия стала
грожать моей жизни. Я сказала о своей аллергии хирургу и анестезиологу. Мне предстояла плановая операция, а не срочная. Несмотря
на то что медицинская бригада делала все возможное, во время операции у меня возникла тяжелая аллергическая реакция на лекарство.
Это была такая тяжелая аллергия, что мое сердце остановилось.

Сразу же после остановки сердца я обнаружила, что вишу под потолком. Я видела электрокардиограф, к которому была подключена.
Электрокардиограф показывал горизонтальную линию. Врачи и сестры изо всех сил старались вернуть меня к жизни. Обстановка внизу
была близка к панике. А я, в контраст к этому хаосу, испытывала чувство абсолютного покоя. Я освободилась от боли. Мое сознание выплыло из операционной и влетело в сестринскую. Я сразу поняла,
что эта сестринская на том этаже, где я лежала перед операцией.
С выгодной позиции под потолком я видела сестер, энергично выполняющих свои повседневные обязанности.

Я немного понаблюдала за сестрами, и тут открылся тоннель.
Меня потянуло к тоннелю. Затем я прошла через него и увидела яркий свет в конце тоннеля. Я испытывала умиротворение. Пройдя
сквозь тоннель, я оказалась в месте, наполненном прекрасным загадочным светом. Передо мной стояло несколько моих любимых родственников, уже умерших. Это была радостная встреча, мы обнялись.

Я увидела рядом неземное существо, полное огромной любви и
сострадания… “Ты хочешь вернуться?” — спросило оно меня. Я ответила: “Не знаю”, — так в тот момент решило мое прежнее, неуверенное “я”. После продолжения диалога я осознала, что сама решила
вернуться в свое физическое тело. Это было самое трудное решение.
Я находилась в пространстве, переполненном любовью, и знала, что
то место — мой настоящий дом. Потом я вернулась в свое тело.

Через сутки я очнулась в отделении интенсивной терапии. Я была
вся утыкана трубками и проводами и не могла рассказать об этом
сильном переживании. Позже я вернулась на тот больничный этаж,
где лежала до операции. Там была сестринская, которую я посетила
во время ПСП. Наконец я набралась смелости и поделилась с одной
из сестер тем, что видела во время ПСП. У сестры был пораженный и
испуганный вид. Больница была католической. Неудивительно, что
ко мне прислали монахиню для беседы. Я терпеливо рассказала ей
обо всем, что со мной случилось. Монахиня все внимательно выслушала и заявила, что случившееся со мной “от лукавого”. Вы можете
понять, что после такого мне не хочется с кем-либо делиться».

Когда Шейла закончила рассказывать, за столом некоторое время
было тихо. Я не помню, ел ли я что-нибудь. Но, помню, был так удивлен
этой историей, что молчал весь вечер. То, что я услышал, было самой необыкновенной историей, которую мне кто-либо рассказывал. Моя интуиция, человеческая и врачебная, подсказывала мне, что это совершенно
достоверная история. В те минуты мое восприятие мира кардинально
изменилось. Помню, я тогда думал, что такие случаи могли бы изменить
мои взгляды на жизнь, смерть, Бога и мир, в котором мы живем.

В тот вечер я покинул ресторан с намерением начать свое собственное исследование предсмертных переживаний. Позже я разработал амбициозный проект, как собрать сотни историй о внетелесном
опыте и научно исследовать их, чтобы окончательно определить для
себя, реальны ли ПСП или это просто иллюзии, порожденные мозгом.
До начала моих исследований пройдет еще десять лет…
Через 10 лет, в 1998 году, я основал Фонд Исследований Предсмертных Переживаний (ФИПСП) и открыл соответствующий
сайт NDERF.org.

Одной из моих целей при создании сайта было собрать как можно
больше данных о ПСП при помощи анкетирования. Оно позволяет
изучать как отдельные элементы ПСП, так и ПСП в целом. Я ожидал,
что это начинание будет успешным, но оно оказалось дико успешным. За первые десять лет более 1300 человек, имевших внетелесный
опыт, потратили много своего драгоценного времени на то, чтобы ответить более чем на сто вопросов подробной анкеты ФИПСП. Это
люди разных рас, вероисповеданий и национальностей, фактически
из всех уголков мира.

Я — человек науки и поэтому анализировал факты из исследований ФИПСП научным путем. Мы в ФИПСП изучили все элементы
ПСП более чем тысячи человек, исследовали непротиворечивость их
рассказов. Делая выводы на основе рассказов, мы следовали основному научному принципу: то, что реально существует, постоянно
встречается среди множества различных результатов наблюдений.

Результаты изысканий ФИПСП ясно показали поразительное постоянство среди случаев ПСП. Это исследование установило: то, что
люди во время своего предсмертного переживания узнали о Боге,
любви, жизни после смерти, смысле нашей земной жизни, ее тяготах,
о прощении и о многих других понятиях, поразительно устойчиво
в разных культурах, расах и вероисповеданиях. Однако эти данные
в целом не совпадают с тем, что можно было бы ожидать в соответствии с существующими социальными представлениями, религиозными учениями и любыми другими источниками знаний.

Читайте также:
Каин и Авель: кто такие и за что Каин убил Авеля, история, родители и легенда братьев

Исследования ФИПСП исключительно ценны тем, что приближают нас к пониманию того, что происходит, когда мы умираем…
Изучив научными методами совместно с ФИПСП более 1300 случаев ПСП, я пришел к выводу, что все девять рядов доказательств,
представленных в этой книге, сходятся в главном: жизнь после смерти действительно есть.

Предсмертные переживания (ПСП) — это события, происходящие
во время смерти человека или даже с человеком, уже пережившим
клиническую смерть. Таких людей называют имевшими предсмертные переживания.
Нет двух одинаковых предсмертных переживаний. Однако, когда
изучено много предсмертных переживаний, легко прослеживается
система их элементов. Эти элементы обычно встречаются в согласованной последовательности. Исследователи пришли к заключению,
что ПСП могут включать в себя некоторые или все следующие двенадцать элементов:

1. Предсмертное переживание (ПСП): отделение сознания от физического тела.
2. Обострение чувств.
3. Сильные и в основном положительные эмоции и чувства.
4. Вхождение в тоннель или прохождение сквозь тоннель.
5. Загадочный или очень яркий свет.
6. Встреча с мистическими существами или покойными родственниками и друзьями.
7. Ощущение деформации времени или пространства.
8. Обзор событий своей жизни.
9. Знакомство с неземными (“небесными”) сферами.
10. Получение особых знаний.
11. Столкновение с границей или преградой.
12. Возвращение в тело, сознательное или непроизвольное.

Эти двенадцать элементов предсмертных переживаний ощущают
на себе большинство переживших клиническую смерть2
.
* * *

Книга Дж. Лонга — это обобщение результатов научных исследований, которое очень ценно для человечества, так как научно доказывает,
что у человека есть душа и она может жить своей жизнью вне его тела.

* * *
«Один из имевших ПСП наблюдал реакцию врача, теряющего
своего пациента:
— Почему вы были так расстроены, так кричали и бранились в
операционной? Разве вы не знали, что я могу слышать каждое ваше
слово?

Затем имевший ПСП рассказал, что ответил врач:
— Вы правы. Я так устал, был так расстроен и зол тогда в операционной, что начал кричать, когда мы стали вас терять. Я так орал!
Вы умирали, а я ни черта не мог сделать, чтобы вас удержать. Теперь
нужно будет продумать, что мне говорить пациентам без сознания»3
.
* * *

«Одна из моих любимых внетелесных историй взята из ПСП, о котором сообщила Кимберли Кларк Шарп, знаменитая исследовательница ПСП из Сиэтла, Вашингтон. В 1984 году Шарп сообщила об одном
случае с женщиной по имени Мария, которую привезли в больницу
с тяжелым сердечным приступом. После успешной реанимации Мария
рассказала Шарп о своем предсмертном опыте, включая подробные
вне-телесные наблюдения собственной реанимации. Потом она вышла
за пределы палаты. Она сказала, что ее дух вышел из здания больницы,
и на наружном подоконнике четвертого этажа она увидела теннисную
-синего цвета, с потертостью на месте
мизинца и засунутым под каблук шнурком.

Будучи дотошным исследователем, Шарп обошла все окна на четвертом этаже больницы, осматривая подоконники. Наконец она нашла ту туфлю, именно такую, как ее описала Мария. Этот случай выделяется особой убедительностью, несмотря на попытки некоторых
скептиков подвергнуть его сомнению»4
.
* * *

«Еще один “широко” цитировавшийся случай внетелесного восприятия, о котором сообщил доктор медицины Пим Ван Ломмель,
был опубликован в “Ланцете”, одном из самых престижных медицинских журналов в мире. Больной перенес остановку сердца и не
дышал. Когда ему в дыхательные пути вводили трубку для вентиляции легких, то заметили, что верхние зубы у него вставные. Протез
сняли и положили в выдвижной ящик его каталки, пока пациент лежал в глубокой коме. Придя в себя неделю спустя, пациент сообщил,
что имел ВТП, и точно описал помещение, где его реанимировали,
и присутствовавших людей. Интересно то, что он заявил, что его пропавший протез лежит в ящике каталки…»5
.
* * *

«С моей стороны, от стены, время, казалось, текло медленно.
С другой стороны время шло быстрее.
Передо мной была дверь, из-за нее слышалась музыка, люди чтото очень весело праздновали, и я знала и воспринимала это место как
родной дом. Если я туда попаду, то не смогу вернуться. Я достигла
места, где мне предстояло сделать выбор: вернуться к жизни или же
двигаться дальше, к смерти. Там была моя лучшая подруга (она умерла от рака за два года до этого), и она сказала мне, что я могу дойти
только до этого места, иначе не смогу вернуться. “Ты подошла к границе. Дальше тебе идти нельзя”, — сказала она. “А теперь возвращайся и живи дальше радостно и бесстрашно”.
Мне не разрешили пересекать эту границу. У меня не было выбора.
В анкете ФИПСП спрашивалось: “Вы приближались к границе или
ограде?” На этот вопрос 31 процент имевших ПСП ответили “Да”»6
.
* * *

«Одно из самых поразительных ПСП, которым поделились
с ФИПСП, включавшее встречи с умершими родными, получено от
Брайана, родившегося совершенно глухим. В возрасте тринадцати
лет он чуть не утонул. Вот как Брайан описал встречу с покойными
членами своей семьи:
“Я приблизился к границе. Мне не нужно было никаких объяснений,
чтобы понять в мои десять лет, что когда я перейду границу, то уже не
смогу вернуться — точка. Я более чем жаждал ее пересечь. Я собирался уже пересечь ее, но мои предки за другой границей привлекли мое
внимание. Они говорили со мной телепатически, и это привлекло мое
внимание. Я родился совершенно глухим, и все мои родные слышали,
но владели языком глухонемых! Я смог понимать и общаться примерно
с двадцатью своими предками и другими посредством телепатии. Это
меня потрясло. Мне не верилось, что я мог одновременно общаться телепатически с таким большим числом людей”.

Брайан родился полностью глухим и мог общаться только при помощи
языка глухонемых, читать по губам или с помощью других визуальных
форм общения. Удивительные ПСП Брайана включали в себя способ коммуникации, непохожий на те, с которыми он сталкивался, — телепатию.
Это такой вид передачи информации, который, между прочим, встречается почти во всех предсмертных переживаниях, если человек описал способы передачи информации. Насколько мне известно, ПСП Брайана —
первые воспоминания, описанные совершенно глухим человеком»7

Читайте также:
Мощи святой Матронушки: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и о чем просить

Иногда люди, имевшие ПСП, свидетельствуют, что имели встречи
с неизвестными существами, многие из которых имели одну загадочную особенность: несмотря на то, что они незнакомы, эти мистические
существа обычно бывали очень ласковы в общении с имевшими ПСП.
На вопрос «Встречались ли вам мистические существа или явления?»
49,9 процента имевших ПСП выбрали ответ «Определенно встречалось существо или голос явно мистического или сверхъестественного
происхождения», в то время как 9,8 процента выбрали «Какой-то голос», и 40,3 процента выбрали ответ «Нет». Вот лишь одно свидетельство из книги Лонга о встрече с такими загадочными существами.

Джонатану сообщили, что его шанс на выживание после операции
на пищеводе всего один процент. Вот его ПСП:

«Я помню, как стоял в десяти футах выше и в десяти футах в сторону от своего тела на операционном столе. Рядом со мной кто-то стоял,
но я на него не смотрел. Я не испытывал страха и не хотел ни о чем
спрашивать, а просто наблюдал. Вокруг стола стояли не меньше десяти врачей и медсестер. Но больше всего впечатляло присутствие светящихся людей, которых я могу определить только как ангелов. Каждый
ангел направлял руки медика, рядом с которым он стоял. Я не слышал
никаких звуков, ни голосов, ни музыки. Было тихо и спокойно. Я не
помню конкретных деталей, таких как инструменты, которые использовались, или точное положение моего тела, но только потому, что был
очень сосредоточен на ангелах, руководящих медиками во всех их действиях — от движений до применения инструментов внутри моей
грудной полости. Даже после операции у меня сохранилось ощущение
необыкновенного мира и отсутствие страха. Врач сказал, что это была
лучшая операция из всех, что он провел, — не было вообще никаких
проблем, и был впечатлен тем, как я быстро поправляюсь»8

Ученые показали, где у человека находится душа и наконец-то объяснили, что она из себя представляет

23 октября 2020 22:45

Одного электромагнитного поля ягодки

Человеческое сознание формируют электромагнитные поля, возникающие в мозгу. К такому выводу пришел британский ученый Джонджо Макфадден (Johnjoe McFadden) – профессор молекулярной генетики и директор Центра квантовой биологии в Университете Суррея (Professor of Molecular Genetics and Director of the Quantum Biology Doctoral Training Centre at the University of Surrey).

Согласно теории профессора (conscious electromagnetic information field theory – CEMI), именно они – те самые электромагнитные поля, о существовании которых нам известно благодаря электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографии (МЭГ), несут всю «разумную» информацию, сопутствующую мыслям и чувствам. Несут в виде электромагнитных волн, которыми до Макфаддена пренебрегали. Полагали, что они никак не связаны с разумной деятельностью, а просто представляют собой побочное явление. Мол, импульсы электрического тока, которые возникают в нейронах и бегут по нервам, просто эти поля наводят. И ничего больше.

Макфадден же, наоборот, отвел «побочному явлению» главную роль. О чем сообщил в пространной публикации в журнале Neuroscience of Consciousness, на которую ссылаются Daily Mail и портал MedicalXpress в своих кратких повествованиях об открытии британского ученого.

Профессор полагает: благодаря электромагнитным полям мозг создает целостную картину, объединяя информацию, которую получают и обрабатывают различные его участки. Формирует и сознание, и личность.

Искусственный интеллект (ИИ) быстро решает сложные задачи. Но, по сути, лишь выполняет различные вычисления, не генерируя, как мы, электромагнитные поля, насыщенные информацией. Просто в силу особенностей своей работы. Поэтому даже самые современные компьютеры – основа ИИ – сознанием не обладают. Ни малейшей его искрой. Не ощущают себя личностями и самостоятельно мыслить не могут.

Теория Макфаддена многих бы устроила. Поскольку могла бы примирить тех, кто полагает, что у человека есть душа – нечто вечное и нематериальное, с людьми, далекими от подобных представлений. Примирить идеалистов с атеистами. Ведь ученый явно намекает на душу, считая, что богатое информацией электромагнитное поле мозга и есть сознание в широком смысле этого слова.

В самом деле, поле – субстанция во всех смыслах нематериальная, но вполне реальная. На ощупь, на слух и на вкус не чувствуется, цвета и запаха не имеет, но существует. Электромагнитное поле, конечно, можно выключить, уничтожив его источник. Но кто знает, вдруг то, которое генерирует мозг, не исчезает без следа, а загружается в какое-нибудь хранилище – энергоинформационное поле Вселенной, как его иной раз называют. Или просто – в ткань Вселенной.

Итак: где сознание, там и душа. Согласно Макфаддену, они – в мозге – в его электромагнитном поле, которое у каждого человека свое . Особенное. Как и душа.

В голове – мозг, в мозгу – нейроны, в нейронах – микротрубочки, в микротрубочках – кванты. Кванты души

Идеи, созвучные, а то и в чем-то схожие, с CEMI – теорией Макфаддена, чуть раньше высказывали профессор Стюарт Хамерофф (Dr Stuart Hameroff), директор Центра изучения сознания (Director of the Centre of Consciousness Studies) при Университета Аризоны (University of Arizona) и его соратник сэр Роджер Пенроуз (Roger Penrose) из Оксфордского университета (University of Oxford) – лауреат Нобелевской премии по физике 2020 года. Высказывались они весьма сенсационно для здравомыслящих ученых, заявляя, что сознание человека не исчезает без следа после его смерти, а буквально всасываются в ткань Вселенной. И что механизм, позволяющий случиться такому чуду, встроен у нас в мозг.

Роджер Пенроуз, правда, получил престижную научную награду совсем за другие чудеса – за черные дыры. Конкретно за свое давнее «открытие того, что образование черной дыры является событием, надежно предсказанным общей теорией относительности».

Сознанием и душой ученый увлекся несколько лет назад, познакомившись с рассказами людей, воскресших после клинической смерти – то есть, тех, которые побывали на пороге «того света» и что-то там увидели – тоннель со светом в конце, умерших родственников, ангелов и прочие небылицы.

Читайте также:
Кольцо Спаси и Сохрани: где купить и как носить, значение

Хамерофф и Пенроуз – авторы так называемой квантовой теории сознания, согласно которой человеческие личности и разум, имеют, соответственно, квантовую природу. И соответственно, подчинены законам квантовой механики, не всегда согласующимися со здравым смыслом.

Ученые считают человеческий мозг квантовым компьютером, наше сознание – подобием его программного обеспечения, а душу – информацией, накопленную на квантовом уровне.

Хамерофф и Пенроуз указали, где именно находятся носители сознания, а стало быть, и вместилища души. Находятся они в белковых микротрубочках (microtubules) – в тончайших структурах, расположенных внутри нейронов. Прежде им – этим микротрубочкам – отводили скромную роль арматуры и транспортных внутриклеточных каналов. То есть, не считали сколь либо значимыми. Как и электромагнитные поля мозга.

Хамерофф, кстати, еще в 1987 году в своей книге «Ultimate Computing» предполагал, что не сами нейроны накапливают и обрабатывают информацию, а микротрубочки в них. Убедил в этом Пенроуза, которой тоже думал над тем, что в работе мозга пора бы поискать квантовую механику.

Ныне ученые доказывают: белковые микротрубочки по своей структуре лучше всего подходят на роль носителей квантовых свойств в мозге. Поскольку они могут длительное время сохранять квантовые состояния – то есть, работать квантовыми компьютерами.

Итак, Хамерофф и Пенроуз считают белковые микротрубочки, расположенные внутри нейронов головного мозга, носителями и сознания, и души. А сознание и душу, соответственно, считают массивом квантовой информацией.

Конкурирует ли идея с трубочками с теорией Макфаддена? Возможно. Но скорее всего они дополняют друг друга.

КСТАТИ, ОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЯХ

И лезут, и лезут в душу

С идеями Макфаддена перекликаются эксперименты, которые проводит канадский ученый Майкл Персингер (Michael A. Persinger) – профессор психологии из Лаурентианского университета в Садбери (Professor of psychology at Laurentian University). Он ищет источник сверхъестественных видений, которые иной раз посещают людей. Полагает что приходят они отнюдь не из потустороннего мира, как может показаться, а рождаются непосредственно в головах «наблюдателей». Возникают в виде галлюцинаций под воздействием переменных электромагнитных полей, проникающих в мозги.

Профессор первым в мире начал экспериментировать соответствующим образом, создав специальные устройства, похожие на шапочки, чтобы с их помощью направлять электромагнитные импульсы в разные области мозга. Подобное воздействие назвали транскраниальной – внутричерепной – магнитной стимуляцией (Transcranial magnetic stimulation — TMS). По сути, Персингер и его многочисленные последователи внедрялись в сознание испытуемых – в электромагнитные поля их мозга – некими сторонними полями. В душу лезли, образно говоря, поминая Макфаддена.

Более всего участники экспериментов реагировали на импульсы, проникающие со стороны височных долей мозга. Из 900 добровольцев, которым «влезли в душу» подобным образом, более 700 «встретились» с некими сущностями.

Одним являлись божественные образы: Иисус, Дева Мария, Мухаммед. Духа Неба. Другие видели умерших родственников. Третьи общались с представителями внеземных цивилизаций. Персингер продолжает экспериментировать. До конца еще ничего не решил. Но уже стал сомневаться в том, что видения – это всего лишь продукт возбужденного состояния какого-то участка головного мозга. Профессор даже осторожно допустил, что Бог мог бы существовать – гапример, в виде некого энергетического поле. Как и душа.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Камера видео наблюдения, похоже, запечатлела мистический процесс отделения души от тела

Читателей британской газеты Daily Mail взволновали странные кадры, выложенные в Интернете. На них – запись с камеры видео наблюдения, сделанная в китайской больнице. Кадры демонстрируют, как нечто туманное, но имеющее форму женщины, отделяется от нее, воспаряет над кроватью, на которой лежит тело недавно скончавшейся пациентки. Воспаряет и улетает куда-то вверх и вбок. Если это не душа, отправляющаяся в загробный мир, то что? – вопрошает издание. Ответы и самое мистическое видео – в нашем материале.

ДЛЯ СПРАВКИ

Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии.

(Википедия)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Икона. Как создается чудо. Часть 1

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Читайте также:
Юродивый Христа ради: понятие и значение, библейские корни и история

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

В древности подготовкой доски под иконопись часто занимался особый мастер – левкащик, а сегодня его функции делят между собой специализированные мастерские и сами иконописцы .Самая «новая» технология, которая тут появляется – это зашкуривание доски наждачной бумагой: средневековый иконописец шлифовал бы высохший левкас стеблями хвоща.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

Читайте также:
Мощи святой Матронушки: где находятся и как проехать, часы посещения, история, как приложиться и о чем просить

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

«Не было соблазна заняться академической живописью? Может быть, вы дома что-то рисуете?» – безуспешно спрашиваю я и студенток с разных курсов, и их преподавателей, предвкушая интересный разговор. Есть ведь и религиозная живопись, в конце концов. Оказалось, даже дома девушки пишут…иконы. Несмотря на то, что в иконопись все они пришли самыми разными путями, создается непреодолимое чувство, что это стало каким-то мощным переворотом, ясно и бескомпромиссно расставившим все точки над i .

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: