Евангелие от Марка: толкование, как и для кого написана, авторство и подлинность

Евангелие от Марка

Евангелие от Марка (греч. Κατά Μαρκον Ευαγγέλιον ) — вторая книга Нового Завета и второе из четырёх канонических Евангелий. Самое короткое из четырех Евангелий. В Новом Завете следует после Евангелия от Матфея и перед Евангелиями от Луки и Иоанна.

Содержание

Содержание и композиция

Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие от Марка наиболее краткое среди четырёх Евангелий. По многим фрагментам оно пересекается с Евангелием от Матфея, однако излагает некоторые события из жизни Иисуса более кратко и в другом порядке. Обращено Евангелие к христианам из язычников — по сравнению с Евангелием от Матфея в тексте присутствуют объяснения иудейских обычаев и географии Палестины, а также намного более редки ссылки на Ветхий Завет. Только в этом Евангелии приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой (14:51—52). По преданию, этот юноша и был сам евангелист Иоанн Марк.

Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя, особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя, рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Значительное внимание уделено последним неделям жизни Христа (главы 11—16, то есть почти треть книги). Стиль книги — живой и динамичный. [1] Греческий язык Евангелия от Марка — не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы. [1] Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом — исцеление глухого косноязычного (7:31—37) и исцеление слепого в Вифсаиде (8:22—26); а также две притчи — о посеве и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).

  • Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение им Христа (1:1—13)
  • Начало служения Христа в Галилее и призвание первых учеников (1:14—20)
  • Исцеления и проповедь в Галилее (1:21—12)
  • Призвание 12 апостолов и наставления им на проповедь (3:13—19)
  • Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и окрестных землях (3:20—13)
  • Смерть Иоанна Крестителя (6:14—29)
  • Новые притчи и чудеса (6:30—38)
  • Преображение Господне (9:1—13)
  • Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса (9:14—52), исцеление иерихонского слепца (10:46—52)
  • Вход Господень в Иерусалим (11:1—11)
  • Проповедь в Иерусалиме (11:12—44)
  • Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света (глава 13)
  • Помазание Иисуса миром (14:1—9)
  • Тайная вечеря (14:12—31)
  • Гефсиманское борение, арест и суд (14:32—72)
  • Христос перед Пилатом (15:1—20)
  • Распятие и погребение (15:21—47)
  • Явления воскресшего Христа (16:1—20)

Авторство

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора также не содержится, однако древнее церковное предание считает таковым Иоанна Марка (Иоанн Маркус), апостола из числа 70, ученика апостола Петра (в Первом послании апостол Пётр называет Марка сыном своим — указание на то, что он был обращён самим Петром). Апостол Марк фигурирует в Деяниях апостолов. С раннехристианских времён в Церкви считалось, что главным источником Евангелия были воспоминания апостола Петра, Марка называли его истолкователем. Папий Иерапольский, живший в начале II века, по свидетельству церковного историка IV века Евсевия Кесарийского сообщал следующее:

Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский, Ириней, Ориген, Тертуллиан и многие другие раннехристианские деятели.

Время и место создания

Время создания достоверно установить невозможно. Многие исследователи полагают, что Евангелие от Марка создано первым, некоторые вслед за Августином считают его вторым после Матфея. Большинство исследователей сходится в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна. Наиболее вероятное время создания книги — 60-е — 70-е года первого века [2] [3] . По версии Евсевия Кесарийского Евангелие написано в 43 году. Наиболее вероятное место создания Евангелия от Марка — Рим. В её пользу говорят свидетельства Папия Иерапольского, Климента и Иринея. В Евангелии от Марка присутствует ряд латинизмов (центурион, легион, динарий), отсутствующих в Евангелии от Матфея. По мнению св. Иоанна Златоуста книга написана в Александрии.

Подлинность

Против подлинности Евангелия не было серьёзных возражений, за исключением стихов 9—20 последней 16 главы (16:9—20), носящих, по мнению некоторых критиков, печать позднейшего происхождения, тем более, что по свидетельству Евсевия, Иеронима и других Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись», то есть 8 стихом главы. Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах.

Современные исследования

Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Согласно гипотезе двух источников, Евангелие от Марка, наряду с источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка еще какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» [4] .

Евангелие от Марка

Евангелие от Марка
др.-греч. Ευαγγέλιον κατά Μάρκον
Раздел Новый завет
Название на других языках: лат. Evangelium secundum Marcum ;
Язык оригинала древнегреческий (койне)
Автор (церковное предание) апостол Марк
Жанр Евангелие
Предыдущая (православие) Евангелие от Матфея
Следующая Евангелие от Луки
Текст в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе
Читайте также:
Гонения на христиан: история, время и причины, периоды, гонения сегодня

Евангелие от Марка (др.-греч. Ευαγγέλιον κατά Μάρκον , лат. Evangelium secundum Marcum ) — вторая книга Нового Завета и второе из четырёх канонических Евангелий. Самое короткое из четырёх Евангелий. В Новом Завете следует после Евангелия от Матфея и перед Евангелиями от Луки и Иоанна.

Содержание

  • 1 Содержание и композиция
  • 2 Авторство
  • 3 Время и место создания
  • 4 Подлинность
  • 5 Современные исследования
  • 6 Переводы
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Содержание и композиция [ править | править код ]

Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие от Марка наиболее краткое среди четырёх Евангелий. По многим фрагментам оно пересекается с Евангелием от Матфея, однако излагает некоторые события из жизни Иисуса более кратко и в другом порядке. Обращено Евангелие к христианам из язычников — по сравнению с Евангелием от Матфея в тексте присутствуют объяснения иудейских обычаев и географии Палестины, а также намного более редки ссылки на Ветхий Завет. Митрополит Сурожский Антоний писал о нём:

Слог евангелиста Марка замечательно живой и выразительный. У него часто встречается выражение «тотчас» или «немедленно». Трудно допустить, чтобы можно было сочинить такой чистосердечный рассказ; он носит на себе печать правдивости, в чём всё больше и больше мы убеждаемся по мере изучения его.

Только в этом Евангелии приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой (14:51, 52). По преданию, этот юноша и был сам евангелист Марк.

Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя, особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя, рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Значительное внимание уделено последним неделям жизни Христа (главы 11—16, то есть почти половина книги). Стиль книги — живой и динамичный [1] . Греческий язык Евангелия от Марка — не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы [1] . Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом — исцеление глухого косноязычного (7:31–37) и исцеление слепого в Вифсаиде (8:22–26); а также две притчи — о посеве и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).

  • Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение им Христа (1:1–13)
  • Начало служения Христа в Галилее и призвание первых учеников (1:14–20)
  • Исцеления и проповедь в Галилее (1:21–12)
  • Призвание 12 апостолов и наставления им на проповедь (3:13–19)
  • Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и окрестных землях (3:20–13)
  • Смерть Иоанна Крестителя (6:14–29)
  • Новые притчи и чудеса (6:30–38)
  • Преображение Господне (9:1–13)
  • Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса (9:14–52), исцеление иерихонского слепца (10:46–52)
  • Вход Господень в Иерусалим (11:1–11)
  • Проповедь в Иерусалиме (11:12–44)
  • Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света (глава 13)
  • Помазание Иисуса миром (14:1–9)
  • Тайная вечеря (14:12–31)
  • Гефсиманское борение, арест и суд (14:32–72)
  • Христос перед Пилатом (15:1–20)
  • Распятие и погребение (15:21–47)
  • Явления воскресшего Христа (16:1–20)

Авторство [ править | править код ]

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора также не содержится, однако древнее церковное предание считает таковым Иоанна Марка, апостола из числа 70, ученика апостола Петра (в Первом послании апостол Пётр называет Марка сыном своим — указание на то, что он был обращён самим Петром). Апостол Марк фигурирует в Деяниях апостолов. С раннехристианских времён в Церкви считалось, что главным источником Евангелия были воспоминания апостола Петра, Марка называли его истолкователем. Папий Иерапольский, живший в начале II века, по свидетельству церковного историка IV века Евсевия Кесарийского, сообщал следующее:

Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку. Евсевий Кесарийский, «Церковная история»

Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский, Ириней, Ориген, Тертуллиан и многие другие раннехристианские деятели.

Время и место создания [ править | править код ]

Время создания достоверно установить невозможно. Многие исследователи полагают, что Евангелие от Марка создано первым, некоторые вслед за Августином считают его вторым после Матфея. Большинство исследователей сходится в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна. Наиболее вероятное время создания книги — 60—70-е годы I века [2] [3] . По версии Евсевия Кесарийского, Евангелие написано в 43 году. Наиболее вероятное место создания Евангелия от Марка — Рим. В её пользу говорят свидетельства Папия Иерапольского, Климента и Иринея. В Евангелии от Марка присутствует ряд латинизмов (центурион, легион, динарий), отсутствующих в Евангелии от Матфея. По мнению св. Иоанна Златоуста, книга написана в Александрии.

Подлинность [ править | править код ]

Против подлинности Евангелия не было серьёзных возражений, за исключением стихов 9—20 последней 16 главы (16:9–20), носящих, по мнению большинства критиков, печать позднейшего происхождения (конца ІІ века). По свидетельству Евсевия, Иеронима и других, Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись», то есть 8 стихом главы [1] . Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах.

Читайте также:
Рецепты кухни седьмой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Современные исследования [ править | править код ]

Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Согласно гипотезе двух источников, Евангелие от Марка, наряду с источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка еще какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» [4] .

По утверждению антиковеда Мортона Смита, из 10 главы Евангелия по указанию Климента Александрийского был изъят эпизод воскрешения Иисусом некоего юноши (в Евангелии от Иоанна он назван Лазарем). В обнаруженной Смитом рукописи (англ.) русск. , которую он назвал перепиской Климента с Феодором конца ІІ века, цитируется этот фрагмент [5]

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий

ВВЕДЕНИЕ

Дорогой читатель! Перед вами книга, которая называется «Комментарий на Евангелие от Марка». Хотя все эти слова кажутся абсолютно понятными, давайте поговорим о них подробнее.

Итак, начнем с первого слова – комментарий. Все знают, что это такое, но довольно часто можно услышать вопрос: «А зачем нужны комментарии?» Дескать, надо только внимательно и вдумчиво читать текст – и всё будет понятно. Но есть два разных способа чтения Евангелия. Первый – это молитвенное чтение, когда благодаря евангельскому тексту верующий вступает в общение с Тем, кто является источником нашей веры, и действительно понимает в Евангелии самое главное: Иисус умер, чтобы спасти нас. Такого рода чтение очень важно для духовной жизни христианина. Второй же способ является дополнительным, он подразумевает углубленное изучение текста. И это невозможно сделать без вспомогательных средств, таких, например, как карты, симфонии, энциклопедии, справочники. А важнейшими из такого рода пособий являются научные комментарии. Это можно проиллюстрировать примером из поэзии, живописи или музыки. Любой человек способен наслаждаться, читая стихи, слушая любимую музыку или разглядывая картины в картинной галерее, но, если рядом с ним будет специалист – экскурсовод или хороший справочник в руках – он сумеет услышать и увидеть там то, чего сам никогда бы не заметил, поймет, что на самом деле то, что ему казалось незначительным, чрезвычайно важно. Даже такие, казалось бы, ненужные вещи, как сведения о жизни автора или знание обстоятельств, при которых было создано то или иное произведение, способны обогатить наше восприятие и углубить понимание. Дело в том, что специалист обладает специальными знаниями, которых нет у обычного читателя или слушателя.

Такими экскурсоводами или путеводителями по Евангелиям являются комментарии. Ведь современных читателей отделяет от времени написания Евангелий почти два тысячелетия. Люди теперь по-другому воспринимают мир, по-другому думают, у них другие представления и обычаи, другая шкала ценностей. Если мы хотим углубить наши знания о Евангелии и о христианстве, нам понадобится помощник. К тому же представление о том, что там и так все понятно, часто бывает иллюзорным, и человек, не обладая знаниями, пытается домыслить текст по мере своих способностей и зачастую может понять его неправильно, кроме того, он часто принимает на веру измышления невежественных людей, которых, к сожалению, сейчас очень много.

Второе слово, которое мы обсудим, это Евангелие. Что значит это слово? Казалось бы, ответ очевиден: это книга, в которой рассказывается о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Но первоначально оно означало нечто совсем иное. Когда царю, правителю или какому-нибудь другому человеку приносили хорошую новость, сообщали радостное известие, например, о победе над врагами или о рождении наследника, гонец, принесший такую новость, получал подарок. Этот подарок по-еврейски назывался «бесор`а», а по-гречески – «эванг`елион». Потом так стала называться сама радостная весть, человек же, ее принесший, назывался благовестником. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»… и все концы земли увидят спасение Бога нашего», – восклицает пророк Исайя (52.7). Слово «эванг`елион» было заимствовано русским языком из греческого и, претерпев незначительные изменения, стало звучать как «Евангелие». В Новом Завете оно всегда употребляется в значении «радостная весть о том, что Бог дарует человечеству спасение», а также «проповедь о том, что Бог спасает мир через Христа».

Сначала эта Весть передавалась христианами устно, а затем была записана. Несмотря на то, что в первые века христианства существовал целый ряд книг, содержавших в себе Весть о Христе, слово «Евангелие» употреблялось лишь в единственном числе. Вот, например, цитата из «Учения двенадцати апостолов», или «Дидах`е»: «Не мол`итесь, как лицемеры, но, как Господь заповедал в Своем Евангелии, мол`итесь так: «Отец наш…» (8.2). А в произведении неизвестного автора II века, которое традиционно называется Вторым посланием Климента, сказано: «Господь говорит в Евангелии: «Если вы не сохранили малое, кто даст вам великое?»» (7.5). И, наконец, в середине II века Юстин Мученик употребил это слово не только в единственном («В Евангелии написано»), но и во множественном числе: «Апостолы в воспоминаниях, которые называются Евангелиями, передали, что им было так заповедано» (1 Апол 46,3). Итак, слово «Евангелие» стало названием особого литературного жанра, который отчасти напоминает собой биографию.

Читайте также:
Крестик умершего человека: можно носить или нет, что делать и куда деть, правила и особенности

Во II веке Евангелия стали также называть по именам тех, кто их составил: Евангелие от Матфея, от Марка и т.д. Строго говоря, греческое слово «кат`а» значит не «от», а «согласно, по», то есть в версии такого-то. Ведь Евангелие не могло принадлежать никому из людей, оно всегда остается Радостной Вестью Бога или Христа. «За этой формулой стояло представление, согласно которому единое Евангелие (одна и та же Весть) существует в разных изложениях». <Канонические Евангелия. Введение, с. 9>. Но иногда в литературе (и в этом комментарии тоже) Евангелия для краткости называются именем евангелиста: «Марк, Матфей» и т.д.

Второе Евангелие традиционно носит имя Марка, хотя в самом тексте нет никаких указаний на автора, в отличие от некоторых других текстов Нового Завета (письма апостола Павла, Петра и др.). Самое древнее свидетельство о нем принадлежит Папию, епископу малоазийского города Иераполь, жившему в начале II века (примерно 130 г.). Его слова были сохранены церковным историком Евсевием Кесарийским (IV в.). Вот что говорит Папий со слов некоего старейшины, или старца (вероятно, Иоанна): «Марк, который был переводчиком Петра, старательно записал всё, что он запомнил из сказанного и сделанного Господом, однако не по порядку. Ведь сам он не слушал Господа и не сопровождал Его, а лишь позже, как я сказал, сопровождал Петра, который излагал учение с целью удовлетворить потребности слушателей, а не для того, чтобы изложить по порядку слова Господа. Так что Марк ничуть не погрешил, описывая некоторые события так, как сохранил их в памяти. Ведь он заботился только об одном: ничего не пропустить из того, что он слышал, и ничего не исказить» (Церк. Ист. III, 39, 14-15).

Итак, согласно Папию, Марк, принадлежавший ко второму поколению христиан, записал не свои воспоминания, а воспоминания апостола Петра. Здесь важно обратить внимание на то, что отдельные эпизоды, за исключением рассказа о Страстях, могут располагаться не в хронологической последовательности. Это относится не только к перикопам (то есть небольшим законченным отрывкам), но и к речениям, которые у разных евангелистов иногда находятся в разных контекстах.

Кроме Папия, у нас есть и другие свидетельства. Юстин Мученик говорит о воспоминаниях Петра. Ириней Лионский (конец II века) сообщает, что Марк был учеником и переводчиком Петра, написавшим Евангелие после смерти Петра и Павла. Антимаркионов Пролог (160 – 180 гг.) говорит, что Марк, названный «короткопалым», был переводчиком Петра и написал Евангелие в Италии после смерти апостола. В отличие от Иринея и Пролога, Климент Александрийский говорит следующее: «Когда Петр публично проповедовал Слово и Духом возвещал Евангелие, то многие из бывших там просили Марка (давнего его спутника, помнившего все сказанное им) записать рассказанное Петром. Марк, написав Евангелие, передал его тем, кому оно было нужно. Узнав об этом, Петр не возражал, но и не проявил интереса» (Евсевий, Церк. Ист. VI, 14.6). Правда, в другом месте он добавляет, что Петр одобрил текст и разрешил его чтение во время литургических собраний (II, 15). Ориген (около 200 г.) также говорит о том, что Марк писал так, как наставлял его Петр.

О том, что Марк был связан с Петром, свидетельствует и Новый Завет: в Первом Послании Петра (5.13) упоминается спутник Петра по имени Марк, которого апостол называет своим сыном. Быстрое и широкое распространение этого Евангелия, вероятно, легшего в основу других синоптических <Это греческое слово означает «смотрящий под одним углом зрения». Так называются Евангелия от Матфея, Марка и Луки, содержащие схожие повествования и имеющие почти одинаковую композицию.>Евангелий, также объясняется тем, что за ним стоял авторитет верховного апостола и такой важной церкви, какой являлась церковь Рима.

Из этих свидетельств видно, что уже в древние времена существовали две традиции о времени написания Евангелия: одна утверждала, что оно было написано при жизни Петра, другая же – что после его смерти, а Петр, согласно преданию, умер мученической смертью во время гонений на христиан императора Нерона (64 г.). Современные исследователи в большинстве своем считают, что Евангелие написано в период между 65 и 75 годами.

По-разному говорят древние авторы и о месте написания: Климент Александрийский утверждает, что Евангелие написано в Риме, Антимаркионов Пролог говорит об Италии, Иоанн Златоуст называет Египет. Из Первого письма Петра (5.13) мы узнаём, что Марк был в Риме, потому что Вавилоном несомненно назван Рим. Возможно, слова самого Евангелия тоже могут указывать на Рим: одного из сыновей Симона из Кирены звали Руф (15.21), а Павел в своем Письме Римлянам передает привет римскому христианину с таким же именем (16.13). Некоторые ученые видят подтверждение римского происхождения Евангелия в латинских словах, которые несколько раз употребляет евангелист, но, к сожалению, это ничего не доказывает, потому что в те времена они широко употреблялись во всех частях Римской империи. Но очевидно одно: Марк писал свое Евангелие для христиан из бывших язычников, потому что он всегда объясняет читателям еврейские обычаи, а также переводит арамейские слова и выражения на греческий язык.

Читайте также:
Флорентийская уния: история и дата заключения, суть и последствия

Что мы еще знаем о Марке? Чрезвычайно мало. Традиция отождествляет его с Иоанном, племянником Варнавы, жителем Иерусалима, у которого было второе имя – Марк (см. Деян 12.12, 25; 15.37-39). Существует точка зрения, что юноша в гефсиманском саду, чуть было не арестованный храмовой стражей, и был сам Марк, потому что лишь он один рассказывает об этом событии в своем Евангелии (14.51-52). Но такая гипотеза имеет мало оснований, тем более если мы доверяем сообщению Папия, утверждавшего, что Марк не был лично знаком с Иисусом. Некоторые ученые отвергали палестинское происхождение автора, утверждая, что он якобы плохо знает палестинскую географию и еврейские обычаи. Но, во-первых, как оказалось, некоторые ошибки, на которые они указывали, таковыми не являются, а во-вторых, уроженец Иерусалима не обязан быть краеведом и знать все поселки и деревушки Иудеи и Галилеи. А вот семитских оборотов и арамеизмов в Евангелии очень много, и не все они могут объясняться тем, что уже существовали в традиции, воспринятой евангелистом. Известно, что одного из спутников апостола Павла звали так же (Кол 4.10; Флм 24; 2Тим 4.11). Впрочем, это имя было одним из самых распространенных римских имен, и вполне можно допустить, что в первохристианских общинах было несколько человек, носивших имя Марк. Следовательно, Иоанн Марк из Деяний апостолов и Марк, автор второго Евангелия, могут быть как одним человеком, так и разными людьми.

Хотя Евангелие вначале получило широкое распространение и известность, после появления других Евангелий оно было оттеснено на задний план и в течение многих столетий не вызывало особого интереса. Первое место по популярности стало занимать Евангелие от Матфея. И действительно, Евангелие от Марка практически полностью входит в Матфея, а, кроме того, в Матфее есть дополнительный материал, представляющий большую ценность: Нагорная проповедь, молитва Господня, многочисленные притчи. Кроме того, грубоватый стиль Марка не совсем подходил для литургического употребления. Постепенно стало забываться то, что, согласно древней традиции, в основе его текста лежали воспоминания первоверховного апостола Петра и что оно было, вероятно, создано раньше других Евангелий. Через какое-то время это Евангелие даже стали считать написанным позднее, чем Матфей и Лука. Так, во всяком случае, полагал уже Ириней, утверждавший, что Марк появился после Матфея. Августин, например, считал, что Евангелие от Марка представляет собой сокращенный вариант Матфея (Марк «следует за ним по пятам и сокращает его»). Это в высшей степени маловероятно, потому что невозможно себе представить, что бы кто-то опустил молитву Господню и в то же время в очень многих местах добавил весьма малосущественные детали, которых нет у Матфея. Кроме того, одной из причин меньшей популярности Марка было то, что он был фигурой гораздо менее значительной, в то время как считалось, что Евангелия от Матфея и от Иоанна вышли из-под пера апостолов. Соответственно это Евангелие читалось гораздо реже и на него писалось меньше комментариев.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда появилась гипотеза о приоритете Марка и о том, что именно ему мы обязаны новым литературным жанром – Евангелиями. Кроме того, есть много оснований считать, что Евангелие от Марка стало одним из самых важных источников для других канонических Евангелий. Эта гипотеза, впервые высказанная в 1838 г., получила многочисленных сторонников. И в наше время, несмотря на попытки некоторых ученых, вслед за Августином, доказать приоритет Матфея, она остается практически общепризнанной. Перечислим вкратце те аргументы, которые подтверждают эту теорию о первенстве Марка.

1) Свыше 90% материала Марка вошло в Евангелие от Матфея и свыше 50% – в Евангелие от Луки.

2) В большинстве случаев в них сохраняется та же последовательность в расположении материала, что и у Марка, причем в тех случаях, когда Матфей отступает от последовательности Марка, Лука сохраняет ее и наоборот.

3) Матфей и Лука в основном сохраняют и лексику Марка – свыше 50% слов и словосочетаний, а также их порядок в предложении и структуру самих предложений.

4) Там же, где появляются изменения, речь в большинстве случаев идет о грамматическом и стилистическом редактировании текста Марка. Матфей, например, часто радикально сокращает отдельные эпизоды, выбрасывая все ненужные, с его точки зрения, подробности. Ср. рассказ об исцелении мальчика-эпилептика: Мк 9.14-27 содержит 270 греческих слов, а Мф 17.14-21 – всего лишь 130. Лука в ряде мест заменяет неуклюжие синтаксические конструкции Марка на более гладкие и литературные и строит предложения так, чтобы избежать темных и допускающих двойное толкование мест.

5) Те слова, выражения и ситуации, которые в Евангелии от Марка могли смутить слушателей и читателей, другими евангелистами опущены или смягчены (ср. Мк 4.38 и Мф 8.25; Мк 10.17-18 и Мф 19.16-17).

6) У Матфея и Луки ученики часто обращаются к Иисусу, называя Его Господом, в то время как у Марка другое обращение – «Рабби» и «Учитель», что, вероятно, ближе к истине.

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Конечно, большинство ученых убеждено в том, что Марк не был простым фиксатором слов Петра или нетворческим передатчиком традиции. Он, несомненно, оригинальный богослов, творчески переосмысливший традицию. При внешней простоте и кажущейся незатейливости это Евангелие во многих отношениях наиболее загадочно из всех синоптических Евангелий и продолжает привлекать к себе огромное внимание ученых. С каждым годом увеличивается количество как комментариев на весь текст Евангелия, так и научных работ, касающихся отдельных проблем, и их значительно больше, чем книг, посвященных другим синоптикам.

В истории изучения Евангелия от Марка учеными зачастую высказывались противоположные точки зрения. В этом комментарии они будут обсуждаться, но лишь в наиболее важных и спорных местах. Его задача в целом скромнее и ограничивается желанием дать такое толкование, которое не пугало бы обычного читателя излишним количеством имен, дат, нагромождением наукообразных терминов и подробным изложением истории толкования отдельных мест, но было бы живым, интересным и одновременно не отступающим от критерия строгой научности.

Как и все остальные произведения Нового Завета, Евангелие от Марка написано на греческом языке.

Несколько слов о структуре Евангелия. В нём четко выделяются две части: до исповедания Петра у Кесарии Филипповой и после исповедания до смерти и воскресения Иисуса.

Краткая схема последовательности событий в Евангелии такова:

Подать записку в монастырь через сайт обители

Чтение Неусыпаемой Псалтири в храме Валаамской иконы Божией Матери

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подать записку удаленно. На сайте Валаамского монастыря существует возможность подать записку через официальный сайт монастыря.

Пожертвование

Рекомендуемое пожертвование за одно имя:

  • Молебен, панихида, проскомидия (1 день) – 5 рублей.
  • Проскомидия, сорокоуст (40 дней) – 300 рублей.
  • Проскомидия (1 год) – 1000 рублей.
  • Неусыпаемая Псалтирь (1 год) – 1000 рублей.

В процессе ввода имен на форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование. Его размер Вы можете изменить по своему усмотрению как в большую, так и в меньшую сторону. Минимальный размер пожертвования – 1 рубль.

В случае, если Вы находитесь в тяжёлом материальном по­ложении, не позволяющем оказ­ать пожертвование оби­тели, напишите нам пи­сьмо на адрес и объясните ситуацию. Решение будет приниматься индивидуально.

Особый чин – чтение Неусыпаемой Псалтири

Во время непрерывного чтения Псалтири списки с именами поминаются по порядку на каждой кафизме. Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, отдельные – об упокоении душ усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.

По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Днем Псалтирь читается на усадьбе в Успенском храме, а также на Всехсвятском скиту. Привратники на Святых вратах строго следят, чтобы чтецы, чередуясь, вовремя заступали на чтение Неусыпаемой Псалтири. Ночью братия Никольского скита продолжает чтение Псалтири в домовом храме преподобного Иоанна Дамаскина. Каждая смена длится один – два часа.

Чтение Псалтири прерывается лишь в воскресные и праздничные дни в соответствии с древней традицией.

Чтение Неусыпаемой Псалтири совершается в тишине, благоговейной настроенности и умиротворяет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни.

Трансляция Неусыпаемой Псалтири

Для всех желающих «едиными усты и единым сердцем» вознести свои молитвы с валаамской братией была организована еженедельная трансляция чтения Неусыпаемой Псалтири по средам с 19.00 до 20.00 (если это время выпадает на канун праздника, трансляция переносится на ближайший день). Трансляция проводится на монастырском канале YouTube. Архив записей трансляции доступен в этом плейлисте.

Чтение Неусыпаемой Псалтири присоединяет нас к неумолкающему ангельскому хору, славословящему Бога вместе со святыми. Сила этой непрерывной монастырской молитвы подтверждается опытом прошлых столетий и наших современников.

Проскомидия, сорокоуст

В нашем монастыре поминовение за проскомидией осуществляется без вынимания частиц за каждое имя. На утреннем богослужении в Спасо-Преображенском соборе монастырская братия прочитывает синодики о здравии и об упокоении. А в это время в алтаре совершается проскомидия. По будням Великого поста поминовение также совершается, но без проскомидии, которая в это время года не положена по Уставу.

Особо следует сказать о сорокоусте за здравие или упокой. В молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в храме в течении 40 дней за проскомидией о болящих, недужных или об уже скончавшихся чадах Церкви.

Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божьего. Как писал святой Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознеслись в сретение, то есть навстречу». Обычай молиться об усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течении 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, нам надо помнить, что все люди, поминаемые в ней, в том числе и усопшие, тоже участвуют в Литургии.

Читайте также:
Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за физическое здоровье близких, но и для прощения грехов, дарования им духовного мира, успехов во всех добрых начинаниях, решения важных житейских и духовных вопросов.

Будучи христианами, не будем забывать молиться дома и поминать в храме во время Литургии врагов наших. Ведь если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью и с окружающими.

Записка почтой или электронно?

Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом, указав в графе Кому:

«Федеральный клиент “Валаамский монастырь (пожертвования)”».

Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты.

Теперь, благодаря тому что в монастыре разработан специальный модуль по приему пожертвований, требы могут исполняться намного раньше. Подробнее о порядке поминовения.

Если есть вопросы

Дорогие друзья! Если у вас есть затруднения и вопросы по заполнению записок или правилам их подачи, не смущайтесь, пишите по адресу. Насельник монастыря, ответственный за прием записок, даст вам разъяснение в ближайшие дни.

Видео

Заказать требы

В данном разделе сайта вы можете заказать онлайн следующие требы: молебен, панихиду, сорокоуст о здравии или упокоении, поминовение на литургии (подать записки), неусыпаемую псалтирь или поставить свечу о здравии в любом храме или монастыре с Чудотворными иконами и мощами Святых. Выполнение заказа начинается на следующий день после его отправки и проведения оплаты за заказанные требы.

Все заказанные требы читаются перед исцеляющими Чудотворными иконами и Мощами Святых.

Для заказа выбранной Требы, нажмите на изображение с ее названием:

Молебен

Панихида

Сорокоуст

Неусыпаемая псалтирь

Церковное поминовение

Свеча о здравии

Что такое требы?

Требы – это обряды, которые по требованию (просьбе) прихожан совершают священнослужители. Требы это просьба к Богу о здравии или о упокоении близких вам людей, или же вас самих. В процессе той или иной требы священнослужители в общей молитве доносят к Господу прошения. К понятию «требы» относятся практически все церковные обряды такие как: сорокоуст, неусыпаемый псалтырь, поминовение, молебен и свеча о здравии.

При заказе треб нужно помнить, что церковные обряды, могут совершаться только за крещеных в православной церкви. А требы, которые направленны на молитву за усопших, не читаются за самоубийц, вероотступников, святотатцев. Если вы не уверены в том, по какой причине умер человек, можно всегда спросить совета у священника, о том, как правильно поступить в той ли иной ситуации.

Ситуаций, при которых нам необходима помощь Господа Бога нашего очень и очень много. Понимая, какие потребности испытает человек, Церковь сотворила несколько чинов с просьбой о помощи Бога.

По чинам требы различаются на те, которые служатся в любом храме, и на те, которые читаются сугубо в монастырях.

При заказе большинства треб нужно подавать записки с прошениями. Такие записки должны быть написаны разборчивым почерком. Сначала пишутся церковные имена мужчин потом женщин и детей. Мирские должности и чины той или иной особы не принято писать. Но самое главное это чистота помыслов, открытость души и истинная непоколебимая вера. Православная Церковь желает быть ближе к своим прихожанам, и прекрасно понимает, что прогресс не стоит на месте. В нашей мирской жизни интернет отыгрывает немаловажную роль, так как помогает экономить время, а также помогает в общении. Мы понимаем, что не у каждого верующего есть физическая возможность заказать необходимую требу именно в том храме или монастыре, который нужен, и именно для этого был создан наш сайт, на котором можно заказать требы через интернет, не зависимо от того, где вы находитесь. Заказать требы онлайн можно из любой точки земного шара, а все, что для этого потребуется, это заполнить предлагаемую форму заказа и отправить пожертвование на нужды монастыря или храма, в котором вы заказали требу.

Какие требы можно заказать онлайн на нашем сайте

Церковное поминовение

Церковное поминовение – это молитва в процессе Литургии с упоминанием имен усопших и живых, для спасения и вечного блага перед Господом Богом. Для того чтоб заказать требу поминовение о живом человеке подается записка «О здравии». Если вы хотите заказать поминовение по усопшему пишем в начале записки «О упокоении».

Сорокоуст

Сорокоуст является усиленной молитвой о упокоении или о здравии. Служащий священник в течении сорока Божественных Литургий упоминает имя того человека который был подан на сорокоуст . Считается что, происходит отпущение грехов и настает Благодать Божья для того человека за кого молится сорок раз. Для усиления нужно заказывать сорокопут сразу в нескольких Храмах.

Читайте также:
Женское служение: темы и идеи, проповеди, роли и задачи в церкви

Неусыпаемая псалтирь

Молитвой сильнейшей силы является неусыпаемая псалтирь. Неусыпаемая, она потому, что читается такая сильная молитва, как днем, так и ночью, без какого либо перерыва. Заказывается неусыпаемая псалтирь сугубо в монастырях. Ибо монахи это особые люди, которые живут в Божьем доме, и молитвы исходящие от них имеют особую силу. Не нужно забывать что, заказав требу в монастыре, мы даем деньги на нужды монастыря. Это также Богоугодное дело. Можно заказывать неусыпаемою псалтырь и о здравии и о упокоении.

Молебен

Молебен – богослужение, в процессе которого обращаются к Господу Богу, Богородице или любым другим Святым, которым он служится. Молебны могут не только проходить как просьба о благодати, прощении, милости, и о помощи в мирских проблемах, но и как благодарность Богу за ниспосланное.

Свеча о здравии

Огонь свечи, которая была поставлена на алтарь с открытым сердцем в праведной молитве, является видимым знаком выражающим благоволение, горячую любовь к той или иной иконе с ликом Господним или же Божий Матери, а также других Святых православной церкви. Свечи о здравии нужно ставить как можно чаще. Свечу о здравии можно ставить, как за себя, так и за любого другого, даже малознакомого человека.

Как говорится в Святом письме “Доброе дело – молитва с милостынею и постом и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” Помните эти слова всякий раз, когда хотите заказать любые требы в Храмах Господних.

Неусыпаемая псалтырь

Это уникальная молитва удивительного влияния! Ее мощь призвана оградить верующего, за которого возносят прошения, от губительных демонов, уберегает от всяческих страстей. Служба ведется как за здравие живых, так и за упокоение усопших. Священнослужители молятся в келейной благости день и ночь, читая псалмы и поминая каждого из важных для вас людей. Считается, что заказ неусыпаемой псалтири в монастыре в Москве или России по ушедшим значит дать покойному великую силу и шанс обрести вечную жизнь и умиротворение, а живущим придаст долгих лет и здоровья. Смиренное обращение к Богу, сопровождаемое голосами священнослужителей, укрепит веру, дарует надежду и способствует принятию мирского бытия, его радостей и испытаний. Цена такой требы высока, но она ничтожна по сравнению со спасением души.

Сила молебна

Неустанные мольбы ограждают и берегут, ведь Длань Божья пребывает с верующим денно и нощно, посему живым, за которых читается неусыпаемая псалтырь о здравии, не страшны ни бесовские козни, ни злость завистников, ни искушения. А умершие получают облегчение, их души находят свое место на небесах. Этот вид служения прошел испытание временем, что доказывает его мощь и чудесное воздействие.

Издревле известно, что писание, читаемое служителями в намоленных кельях обителей, обладает чудотворным действием, помогает недужным исцелиться, а покинувшим нас людям – упокоиться с миром.

Почему верующему следует читать псалмы?

Осуществляют действо праведные люди с особо сильным духом, а потому Господь внемлет просьбам и совершает настоящие чудеса. И в то время, пока имя христианина не сходит с уст в монашеской келье, дух его защищен и непоколебим. Чем больше и дольше длится служба, тем мощнее защита.

Поминая живого человека, мы просим за его телесное благополучие, и это даст ему хорошую поддержку в физическом и моральном плане.

Но особое внимание стоит уделить поминовению умерших. Увы, ради спасения после смерти они более неспособен ничего поделать, а их близкие располагают такой возможностью: умолить Всевышнего о прощении их грехов и о вечной жизни. Потому не поленитесь позаботиться об их душах, оформив записку по усопшим!

Необходимая жертва достаточно велика, однако вспоминайте о бесконечной важности спасении Души, по сравнению с которой деньги являются ничем.

Состав псалмов

Оставлять прошения можно как о здравии, так и об упокоении. При совершении богослужения используется древнейшая библейская книга, содержащая в себе 150 (иногда 151) частей. Эти стихи – настоящие кирпичики в фундаменте православной веры. Каждый из них преисполнен глаголом Духа Господнего и пропитан святостью, и поэтому способен творить настоящие чудеса.

Я обложу тебя псалтырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь.

Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.

Я искупил тебя. Тело твоё станет свежее, чем у ребёнка, и ты вернёшься в дни своей юности

Как заказать псалтырь в лавре?

Для этого необходимо отправиться в обитель и подать прошение на поминовение священнослужителям с пожертвованием на их нужды. Однако, не каждый сегодня способен уделить время и лично посетить монастырь из-за его удаленности от дома или иных обстоятельств.

Если вы пребываете в болезни или имеете непреодолимые преграды для поездки, закажите неусыпаемую псалтирь в Москве и России через наш портал Святцы. Возможность оформлять требы через Интернет появилась недавно, но если у верующих людей появился способ исполнить свою волю именно таким образом, значит это богоугодно.

Читайте также:
Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

Порядок чтения

Самая главная особенность в том, что обращаются к имени как миниуму однократно, зато ежедневно, в течение всего срока от месяца до года. Как правило, проводится несколько служб по очереди, монахи попеременно сменяются, поэтому упоминание будет многократным и неусыпным за сутки днем и ночью. Стихи не обязательно произносятся по порядку из книги.

Начинают только после благословения священноначалия. Делается это как в самом соборе, так и молитвенных кельях.

Заказать неусыпаемую псалтырь в монастыре вы можете непосредственно приехав в туда, либо на нашем сайте. Имена, которые должны произноситься, записаны в специальных журналах или книгах, а не в листочках, как это бывает во время других богослужений. Помните, что в перечне нельзя указывать некрещеных, а также самоубийц. Деньги принято класть в специальный ящичек или в оплачивать в лавке.

Москва, и где еще служат

Исполнение обряда возможно в уединенных местах, где монахи в кельях возносят слова Божьи, не отвлекаясь на мирское, а также под храмовыми сводами, независимо от их величины и места, где они находятся. Однако, нижеупомянутые монастыри считаются особыми намоленными и от того невероятно благодатными:

  • Заиконоспасский и Зачатьевский;
  • Суздальский монастырь в честь Александра Невского
  • Покровский;
  • Борисоглебский;
  • Сретенский и удивительная Свято-Троицкая Лавра;
  • Хотьков и Серпуховский.

Необязательно ехать в Москву или отправляться в паломничество по святым землям, чтобы за по вашим прошениям молились церковнослужители. Если вы немощны, не имеете физической возможности посетить богослужение или не располагаете транспортом, то можете оставить заявку у нас на сайте. Мы с благоговением и любовью предоставляем эту возможность.

Чтобы оформить священнодействие, выберите период, как долго его совершать и укажите тип молебна: заздравный или заупокойный. Введите адрес электронной почты, чтобы мы могли рассказать вам о результатах. Необходимо внести плату, пожертвование, помня что это ничто по сравнению со Вечным спасением! Цена на одно имя составляет 600 рублей за месяц и до 2200 рублей за год.

Передавая ваши записки и пожертвования, вы помогаете себе укрепляться в вере, очищаетесь сами и делаете добро важным для вас людям, ведь именно в Доме Божьем за всех живых и покойных просят с особым упоением и чувством.

Псалтырь о здравии

Заботясь о душе и теле ближнего своего, вы совершаете сильный поступок, ведь о нем будут молиться святые отцы. Их размеренные звучные голоса будут неустанно произносить нараспев молитвенные воззвания к Вседержителю, и он обратит свой взор в нужную сторону. Значительным подспорьем для самочувствия и здоровья будет духовная поддержка священнослужителей, ибо такая молитва поможет вознести к Господу желания добра и хорошего самочувствия, вне зависимости от его осведомленности и желания. Под здоровьем тут следует понимать не только общепринятое понятие телесного благополучия, а куда большую область душевного состояния – а ведь оно, как ничто иное, определяет, как человек ощущает себя, насколько гармонично живет в этом мире, какова его успешность в делах. Конечно, также можно и нужно самостоятельно читать библию ради своего состояния, не забывая и о самочувствии, однако принято и писать заявки о себе, так как значительную мощь воззвание к Иисусу обретает, будучи прочтенным во всей полноте церкви! На вопрос «какая будет цена при заказе неусыпаемой псалтири в монастыре?» мы ответим: не о мирском заботься, а о всеблагом и бессмертном. Однако, надо понимать, что исполнение потребует много стараний от иноков, и благодарность приветствуется. Моление о здравии дает каждому поминаемому наполненность божественным светом, заботу Всевышнего и расправляет крылья Ангела-Хранителя в него за плечом.

Неусыпаемый псалтырь об упокоении

Смерть родного человека всегда болью отзывается в сердце каждого христианина, когда бы она ни произошла: вчера или годы назад. Служение по усопшему не только облегчит боль потери, но и позаботится о его бессмертном духе, неспособной больше повлиять на самое важное решение Господа – о вечной судьбе. Неоценимо позаботиться о почившем, и помочь ему попасть в рай, ибо именно на 40 день Господь принимает свое решение, согласно канону. Чтение священного текста поможет очиститься от грехов, обратит взор Всевышнего на благие дела покинувшего нас, и качнет чашу решения в нужную сторону. Разумеется, вы можете, и даже должны, читать её по усопшим самостоятельно, однако обратясь за молитвенной поддержкой братии, вы кратно умножите глас её, особенно заказывая требу в известной намоленной обители. Начинать необходимо заранее, чтобы дать молитве время подняться к небесам, утешить себя и помочь родным и близким присоединиться к мольбе и усмирить их горе. Это благоволит пребыванию вашей души в мире, а ваше сердце преисполнит спокойствием и верой в Бога. Легче всего оставить заявку в верху этой страницы, заполнив требный листок, но также всегда хорошо приехать в лавру самолично.

Исповедь в два клика: как зарабатывают на онлайн-молебнах

Заказать молитву с телефона, исповедоваться в чате и поставить свечу в Успенском соборе Кремля — облегчить жизнь верующим таким образом пытаются десятки сайтов в интернете. В РПЦ предупреждают прихожан о наплыве мошеннических порталов, продающих несуществующие услуги. В канун больших церковных праздников — Рождества и Пасхи — у таких сайтов растет число заказов. Священников беспокоит этическая сторона вопроса: откупаясь от религиозных обрядов, человек отрывается от религиозной жизни. «Известия» изучили рынок церковных онлайн-услуг и узнали, что об этом думают священники и религиоведы.

Читайте также:
Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Святыни на выбор

Год назад о наплыве мошеннических сайтов, собирающих деньги на записки, рассказал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви (РПЦ) с обществом и СМИ Владимир Легойда. По его словам, всего за год было обнаружено порядка 20 сайтов, которые обманывают посетителей подобным способом. Впрочем, огульно обвинять всех создателей таких сайтов в мошенничестве в РПЦ не спешат: некоторые из них действительно могут передавать собранные деньги в пользу храмов. Да вот только в каком объеме они это делают — не знает никто.

Постоянное пользование онлайн-сервисами для заказа молитв и виртуальными часовнями отрывает человека от реальной религиозной жизни, считает глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с общественностью. Тем, у кого нет возможности лично заказывать требы, он рекомендует обращаться в храмы напрямую, минуя посреднические организации. В РПЦ подчеркнули, что для верующего человека не должно быть принципиальной разницы, в каком именно храме о нем молятся.

— Не стоит забывать, что нет никакой разницы, поминают тебя за литургией на Афоне, Валааме или в Бирюлево. Одно дело — подача записок в местах паломничества, это может быть маленьким подвигом, трудами по путешествию в святое место. А когда ты зашел на сайт, кликнул и думаешь, что в известных монастырях литургия «сильнее», то это заблуждение, — заявил Легойда.

В некотором роде кощунство

Один из таких сайтов практически полностью копирует название Русской православной церкви. Его владелец — Общество с ограниченной ответственностью «Церковная лавка онлайн» — предлагает заказывать молебны в самых известных российских храмах за символическую плату. Например, можно поставить свечу или заказать сорокоуст в музейном Архангельском соборе Московского Кремля — усыпальнице российских царей. Без изнурительных очередей можно подать записку в храм Матроны Московской. Создатели уверяют, что сайт не является мошенническим, а требы исполняются в тех монастырях, где их готовы принять. Использование аббревиатуры РПЦ, по словам создателей платформы, не является незаконным, так как ни сама она, ни каждое отдельное слово не являются объектом авторского права или интеллектуальной собственности. Узнать стоимость услуги можно только после заполнения заявки. При этом создатели сайта вкладываются в навязчивую контекстную рекламу, которая после посещения портала всплывает буквально везде.

Сервис «Елицы» у представителей православной церкви вызывает определенное доверие, потому что его основатель известен, он создал православную социальную сеть, которая имеет ряд направлений деятельности, в том числе занимается благотворительностью. А вот сервис РПЦ-онлайн, наоборот, вызывает массу вопросов. Его деятельность с трудом может быть проверена, а бухгалтерия и механизмы передачи записок остаются непрозрачными, отметил в беседе с «Известиями» заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

— Мы считаем эту проблему очень сложной и думаем о том, как взаимодействовать с государственными органами и гражданским обществом, чтобы навести какой-то порядок. Сервис РПЦ-онлайн незаконным образом использует название, чтобы ассоциироваться с Русской вравославной церковью, хотя никакого отношения к ней он не имеет. Есть общее правило, согласно которому нормальным способом взаимодействия с церковью является посещение храмов и пожертвование, в том числе за требы, в тех храмах, где человек регулярно присутствует во время богослужений. Мы исходим из того, что верующий человек связан со своим приходом, общается со священнослужителем и там же осуществляет пожертвования. Поэтому не думаю, что у людей, которые живут полноценной приходской жизнью есть необходимость использовать онлайн-сервисы, — пояснил Кипшидзе.

Попытку привлечь внимание прихожан заказами молебнов в известных храмах в РПЦ считают спекулятивным приемом. Просьба помолиться, по словам Кипшидзе, имеет ценность, если она исходит от человека, который нуждается в поддержке, а ее эффект зависит от веры самого человека, а не от значимости храма или известности священника.

— Тем более это не может быть связано с размером пожертвования. К сожалению, некоторые наши соотечественники продолжают рассматривать церковь как некий сервис духовных услуг, которому можно передать какие-то средства и получить что-то взамен. Спасителю нужны не наши средства, а наше сердце, заменить духовное движение к Богу, трансакциями через платежные системы — в некотором роде кощунство, — отмечает зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом.

Несмотря на то что средства коммуникации призваны облегчить нашу жизнь, повсеместное их использование в духовной жизни ведет к упрощению сложных взаимоотношений и замены их более простыми решениями.

— Это сравнимо с той коммуникацией, которую мы поддерживаем со своими родными людьми. Конечно, мы можем написать им смс или сообщение в мессенджере, но если мы решим, что можем ограничиться такой коммуникацией с женой, детьми или родителями, то легко себе представить, во что превратятся отношения внутри семьи. Не менее ценными являются отношения, которые мы поддерживаем путем участия в церковных таинствах. Они не передаются в виртуальном пространстве и являются непременным условием участия в духовной жизни. Мне кажется, что мы теряем что-то от полноты церковной жизни, если замыкаем ее в рамки виртуального пространства, — резюмировал Кипшидзе.

Читайте также:
Миссионерство: история и суть в православии, принципы и понятие, развитие в 21 веке

Исповедь в чате

В социальной сети «ВКонтакте» есть около 40 сообществ, посвященных заказу молебнов. В самом популярном из них свыше 25 тыс. подписчиков. Через него можно подать записки, которые будут читать в одном из храмов Иерусалима. Правда, в каком именно — не уточняется. Стоимость чтения Псалтыря в течение одного месяца оценивают в 600 рублей за одно имя. За год эта же услуга обойдется в 7,2 тыс. рублей.

В Европе начали распространяться онлайн-сервисы по поиску священников, готовых исповедовать прихожанина здесь и сейчас. Например, в Испании католический священник Рикардо Латорре запустил сервис Confesor Go. Пользователь приложения может договориться об исповеди в любом удобном месте, выбрав нужного священника на карте. В профиле священника указывается его год рождения и год рукоположения, а также фото.

Попытки внедрить сервисы, которые предоставляют пользователям полный набор «молитвенных услуг», — логичный шаг для доведения ситуации до полного абсурда, рассказал в беседе с «Известиями» протодиакон Андрей Кураев.

— Когда просто зачитывают список никому не известных в храме людей ­— это пародия на соборную молитву. Беда в том, что даже если это делается не онлайн, то в 90% случаев заказ молебна за кого-то — это тоже мошенничество. Меня в свое время поразило, когда я приезжал в Троице-Сергиеву лавру, что, когда стоишь рядом с алтарем, к тебе подходит монах и сует в руки пачку записок. На, дескать, молись. Люди хотели, чтобы монахи поминали их близких, а те это скидывают на паломников. В больших многолюдных храмах происходит то же самое. Сама по себе практика соборной молитвы родилась, когда общины были небольшие: сельский храм, все друг друга знают и молятся друг о друге, — отметил Кураев.

По его словам, некоторое время назад подобную деятельность развернули на православных ярмарках адепты общины «Бога Кузи». Они собирали записки на поминовение и собирали пожертвования. Несмотря на то что ее основатель Андрей Попов находится под арестом, эта практика никуда не исчезла.

Эти торговцы просто берут справку с печатью от настоятеля какого-нибудь удаленного монастыря и получают пропуск на эти ярмарки. Они собирают деньги и какой-то процент от собранного перечисляют в храм. Но записки от совершенно незнакомых людей там никому не нужны. Это откровенный развод людей. Любой человек, который подает записку, должен понимать, что горячее, чем он сам, никто о его нуждах и близких молиться не станет. Опять же когда это в древности соборная молитва, где много людей просят об одном человеке. Но сегодня в условиях нашего анонимного христианства этого уже давно нет, — резюмировал Кураев.

Способ донесения просьбы

Помимо молебнов, в интернете без труда можно найти сайты, предлагающие онлайн-исповедь. Причем откровения людей публикуются здесь же. Безусловно, никакого отношения к церковному таинству исповеди такой вид откровений не имеет. А по мнению экспертов, подобные сервисы таят в себе скрытую опасность. Монетизировать сервис онлайн-исповеди и виртуальную часовню несколько сложнее: обычно создатели ограничиваются реквизитами для пожертвований.

— По большому счету, интернет как способ заказа молебна не несет в себе никакой угрозы. Вы просите церковное сообщество или клирика помолиться, и способ донесения этой просьбы не столь существенен. Другое дело — таинство исповеди. Традиционно оно совершается тет-а-тет между священником и человеком, раскрывающим перед ним свои грехи и духовные болезни. Но опять же мы делаем через интернет многие вещи, о которых раньше и подумать не могли, — отметил Батарчук, добавив, что некоторое время назад многих возмущала замена живого огня на лампочки. А совсем недавно церковь благословила появление реалити-шоу одном из монастырей, где можно будет наблюдать за уединенной монашеской жизнью.

— Если человек не имеет возможности присутствовать в храме, то почему бы ему не воспользоваться интернетом? Я не вижу в этом ничего ужасного, вопрос лишь в том, кто находится на другом конце провода. Там могут оказаться и сектанты, и просто бездельники, да и кто угодно. Как и везде в интернете, нужно иметь некий навык и пользоваться цифровой гигиеной. Как явление — это не хорошо и не плохо, а совершенно в ногу со временем, — рассказал «Известиям» религиовед Денис Батарчук.

По его мнению, появление подобных сервисов — естественный процесс. Интернет проникает во все сферы нашей жизни, и в религиозную в том числе. При этом использование интернета как способа для заказа молебнов не приведет к уменьшению числа прихожан в храмах. Люди старшего возраста относятся к подобным нововведениям достаточно скептически.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: