Флорентийская уния: история и дата заключения, суть и последствия

Православная Жизнь

Исследовал вопрос протоиерей Андрей Ухтомский.

6 июля 1439 г., ровно 578 лет назад, состоялся Ферраро-Флорентийский Cобор: крупнейший Cобор Католической и Православной Церкви (были попытки назвать его Вселенским), результатом которого было создание Грекокатолической Церкви, унии. Собор проходил в северо-итальянском городе Ферраре, а с началом чумы в 1439 г. был перенесен во Флоренцию. Собор представлял собой частные и коллективные встречи участников с Папой Римский Евгением IV. Дух и события Собора можно резюмировать свидетельством очевидца со стороны Православной Церкви, впоследствии Патриарха Константинопольского (1463–1464 гг.) – Сильвестра Сиропула, который пишет в своих воспоминаниях так:

«…Послы… поняли из услышанного, что совершившееся объединение не есть подлинное единство. Но если бы они в точности узнали, как и кем это было сделано, то они бы не только не признали его за подлинное объединение, но и вовсе осудили бы совершивших это. И не только они, но все латиняне и греки, в особенности обладающие рассуждением и разумом, не считали произошедшее постановлением Вселенского Собора и не порицали тех, кто не принял такое постановление… Данный же Собор… вовсе не вынес никакого решения, и не спрашивали у его участников, кто какое имеет мнение о том, что обсуждается на собеседованиях… То, что Собор вынес какое-либо решение, не скажет никто из на нем присутствовавших, разве что (скажут, что), он просто имел какую-то видимость законности… Когда же собеседования закончились, Собор более не сделал ничего, но все происходило отдельно, скрытно и прикровенно. Ведь встречи императора и десятка архиереев проходили у папы в частном порядке и закрыто, и ни остальные наши архиереи, ни латинские епископы, не знали, что там говорили… Греки знали, что орос подписан императором, подписали и они. Знали и латиняне, что он подписан греками и папой, подписали и они. При этом большинство не знало, что в нем написано»(1). Это более чем краткое свидетельство о Соборе.

О чем говорит это свидетельство? О том, что Ферраро-Флорентийский Собор, созванный для решения богословских разногласий между Католической и Православной Церковью, преследовал иные цели, нежели богословские, если очевидец указывает на то, что о принятых на нем решениях, в сущности, толком никто ничего не знал и, очевидно, эта позиция устраивала присутствовавших? Какие же были цели Собора?
На то время политическому единству недоставало богословского – для достижения целей. Этот Собор должен был послужить замыкающим звеном в цепочке получения Византийским императором Иоанном VIII Палеологом военной помощи латинян против турок. Византия обладала лишь Константинополем с пригородами, малыми областями на юге Греции и несколькими островами. Вся огромная территория, некогда входившая в Византийскую империю, находилась в руках турецкого султана, вассалом которого был сам Константинопольский Патриарх. Остатки великой империи мог вскоре поглотить султан. Во избежание утраты того малого, что имела Византия, требовалась военная помощь – ее можно было получить при условии богословского единства.

На собор в Феррару вместе с Патриархом отбыло 600 человек, в числе которых престарелый Патриарх Иосиф, 22 епископа, многочисленные клирики и миряне. В составе делегации были также представители Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, Киевский Митрополит Исидор.

Католики, видя скорейшее желание византийцев получить помощь, стремились в богословских прениях о католических догматах склонить православных на свою сторону, прибегая к различным уловкам. Уния была выгодна и Католической Церкви, которая рассматривала этот Собор как покаянный, как возвращение восточной христианской Православной Церкви к истинному пути. Когда Ефесский Митрополит Марк не подписал решение о католическом понимании Троицы, Папа Римский Евгений воскликнул: «Мы ничего не достигли».

Ферраро-Флорентийский Собор на Православном Востоке был отвергнут на том основании, что от православных требовали отказа от своей многовековой богословской традиции. Сами отношения обеих сторон заходили в тупик. Вот как их передает историк Георгий Острогорский: «Всякий раз переговоры Византии с Римом двигались по кругу, участники обманывали друг друга и сами себя: византийское правительство ожидало от Рима спасения от турецкой опасности и за это обещало церковную унию, которой оно не могло осуществить ввиду настроений византийского населения; Рим в качестве предварительного условия требовал признания папской супрематии (признания первенства Папы Римского. – Прим. автора) и за это обещал помощь против турок, которую он даже католическим державам на Востоке мог предоставить лишь в ограниченном объеме»(2).

Киевский Митрополит Исидор, принявший унию, с позором был изгнан из Москвы и нашел убежище в Риме, где его сделали кардиналом за приверженность унии. Когда Митрополит зачитал за богослужением в Успенском соборе Московского Кремля акт о воссоединении с Римом, то «умолчаша и бояре и инии мнози, еще же паче и епископы русскиа вси умолчаша и воздремаша и уснуша… вси епискупы рустии возбудишася; князе и бояре и вельможи и множество христиан тогда воспомянуша и разумеша законы греческия прежния и начаша глаголати святыми писании и звати Иисдора еретиком»(3). «Вместо того, чтобы предоставить помощь против внешнего врага, уния ввергла Византию во внутреннюю борьбу, посеяла вражду и рознь как среди византийского населения, так и за пределами Византии в славянском мире, которые лишили империю остатков ее авторитета. Далекая от византийских бедствий Москва, которую византийцы сами воспитали в ненависти к Риму, усмотрела в перемене веры императором и патриархом Константинопольским непостижимое предательство. Поставленный митрополитом Руси грек Исидор, выдающийся представитель партии унии, после своего возвращения из Флоренции был низложен великим князем Василием II и брошен в тюрьму. Впредь Россия стала сама избирать своего митрополита. Она отвернулась от отступнической Византии, которая, предав правую веру, утратила право главенства в православном мире. Так Россия была потеряна, в самой Византии разгорелась ожесточенная распря, а Рим практически ничего не приобрел»(4).

Читайте также:
Православная символика: главные знаки и символы веры, значение для православных

Через три года после Ферраро-Флорентийского Собора в Иерусалиме Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский Патриархи отказались от унии, назвав ее решения грязными, тираническими и антиканоническими.

Однако на бумаге уния была подписана – и Папа сохранил обещание помочь Византии в борьбе с турками. Он направил всего… три генуэзских галеры с несколькими сотнями добровольцев. Возможно, Папа прислал бы большую помощь, если бы и сам видел, что уния состоялась не только на бумаге. Такой военной помощи было мало. Византийцы стали метаться, завидев превосходящие их силы противника. Греческий историк Дука в «Византийской истории» передает слова главнокомандующего византийским флотом Луки Нотараса, которые свидетельствуют о нестойкости самих византийцев: «Когда ромеи увидели бесчисленное турецкое войско, осмелился сказать против латинян, а скорее – против города: ‟лучше видеть царствующей среди города турецкую чалму, чем латинскую тиаруˮ, – ибо жители города, отчаявшись, говорили: ‟О, если бы отдан был город в руки латинян, именующих Христа и Богородицу, и если бы не были мы ввергнуты в лапы нечестивых!ˮ Тогда и он произнес это»(5). Непримиримость латинского духовенства разрушила все надежды на установление мира между Церквями. Лука Нотарас посчитал, что лучше быть завоеванными турками, чем вероломными латинянами.

В последнюю ночь, 30 мая 1453 г., перед завоеванием Константинополя единства духовенство и паства все же достигли, независимо от их взглядов на унию. К этому моменту стало ясно, что уния не спасла и не спасет Византию. Нравилось это византийцам или нет, они должны были увидеть у себя турецкий тюрбан(6).
Уния вскрыла непостоянство и корыстолюбие византийцев и латинян – одни из немногих пороков, которые не позволили с достоинством отразить нападения турок.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия,
преподаватель КДА

Флорентийская уния 1439 года

С самого начала раскола единой Христианской церкви и католики, и православные христиане не оставляют мыслей об её объединении. Под влиянием различных обстоятельств множественные попытки сближения западных и восточных единоверцев заканчивались неудачами. Самые значительные последствия имела уния, подписанная в 1439 г. участниками XVII Вселенского собора.

Ферраро-Флорентийский собор

Подписание Флорентийской церковной унии в западной церкви считается одним из величайших достижений западного богословия. Православные христиане считают её огромной ошибкой высшего духовенства Восточной Церкви.

Исторические условия

К началу XV в. в христианском мире сложились серьёзные предпосылки для объединения христиан в лоне единой Христианской церкви. К ним относятся следующие события:

  1. Ситуация в Византийской империи к этому времени была близка к катастрофе. Под властью императора остался только столичный регион некогда самого влиятельного государства средневековой Европы. Остальная территория была занята османами, которые сделали центром своих земель древний Адрианополь.
  2. В Европе светские государи во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом предпринимали попытки ограничить власть римского епископа. В 1431 г. в Базеле был созван церковный собор, подтвердивший решение собора в Констанце, который ограничивал власть Папы советом высших католических иерархов, отменял некоторые поборы в его пользу.
    Папа Евгений IV несколько раз постановлял распустить собрание в Базеле, но затем отменял своё решение. При этом обе стороны предпринимали попытки укрепить свои позиции за счёт переговоров об объединении с греческой православной церковью. Известно, что делегация греков, членом которой был будущий московский митрополит Исидор, находилась некоторое время в Базеле.
  3. В восточнославянских землях после смерти московского князя Василия Дмитриевича развязалась междоусобная война между его сыном Василием и братом Юрием Звенигородским.
    Ослабленные враждой княжества подвергались набегам татар, стремящихся восстановить влияние на Русь. На этом фоне долгое время русская митрополия не имела главы, так как после смерти Фотия, Василий не спешил с предложением кандидатуры на этот пост для одобрения Константинопольским патриархом, а глава Восточной Церкви был занят подготовкой к переговорам с католиками.
    Во второй половине 30-х гг. на поместном соборе в Москве русские архиереи выбрали Иону Рязанского митрополитом. Он отправился в Константинополь для подтверждения, но патриарх Иосиф уже утвердил на эту должность своего ученика Исидора, который сыграл важную роль в подписании Флорентийской унии.

Цели сторон

Представители Западной и Восточной христианских церквей ставили перед участниками собора чёткую цель, состоящую в согласовании вопросов, которые были связаны с разницей в догматическом учении. Приход к единому мнению позволил бы собравшимся достигнуть личным целей.

  1. Император Иоанн VIII стремился получить помощь западных христиан в борьбе с османами.
  2. Патриарх Иосиф, помимо защиты Отечества, надеялся доказать католикам ошибочность их догматов и истинность православного учения.
  3. Папа Евгений IV стремился к распространению влияния римского епископа на все христианские конфессии.
  4. Объединение христианской Церкви укрепило бы позиции Папы по отношению к собранию в Базеле.

Участники

Ферраро-Флорентийский собор имел статус Вселенского съезда. Православная делегация состояла из 700 представителей восточных христианских епархии. Среди них выделялись следующие священнослужители:

  1. Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор — один из самых образованных богословов своего времени, который последовательно отстаивал идею единения с католиками.
  2. Марк Эфесский — представитель Иерусалимского патриарха, яростно отстаивающий основы и устои православия.
  3. Виссарион Никейский — представитель Александрийской епархии, выступающий за подписание унии с католиками ради спасения Византийской империи.
Читайте также:
Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

Помимо богословов, имеющих церковный сан, в восточной делегации участвовали светские философы:

  • Георгий Гемист Плифон;
  • Георгий Схоларий;
  • Георгий Амирутц.

Большая часть православных делегатов не обладала достаточной подготовкой в области богословия и риторики для ведения успешных догматических дискуссий.

Более малочисленная римская делегация состояла из самых образованных католических богословов, главой которых являлся кардинал Джулиано Чезарини — известный дипломатический деятель. Основную полемику вели монахи Доминиканского ордена:

  • Андрей Хрисоберг, архиепископ Родосский;
  • Иоанн Черногорский, представляющий Ломбардию;
  • Иоанн де Торквемада — испанский епископ, сыгравший важную роль в борьбе с гуситским движением.

Евгений IV, являющийся инициатором созыва собора, также хорошо разбирался в вопросах богословия.

Ход собора

Частью подготовки к Собору являлось назначение на ключевые церковные должности в Восточной Церкви священнослужителей, выступающих за переговоры с римским епископом. Ключевой фигурой являлся митрополит Исидор, который был назначен в 1436 г. главой Киевской митрополии. Иосиф II и Иоанн VIII рассчитывали на то, что самая большая православная митрополия предоставит большое количество людей и материальных средств.

Исидор в сопровождении русских священнослужителей прибыл в Феррару в августе 1438 г., когда византийская часть делегации уже полгода вела предварительные консультации. Активная работа началась только в конце октября. К этому времени византийцам стало понятно, что европейские монархии отказались от участия в соборе, а обещанное католиками денежное довольствие выделяется в недостаточном объёме.

В начале 1439 г. делегаты переехали во Флоренцию, которая находилась в подчинении Папы Римского. Здесь понтифик смог пополнить свою казну, получив в её виде рычаг давления на несговорчивых православных священников. Под давлением со стороны католиков и императора Иоанна восточные архиереи пошли на уступки в основных догматических вопросах.

Важно! Итоговый документ был подписан 5 июля 1439 г. Он был подписан всеми восточными делегатами, кроме почившего патриарха Иосифа II и блаженного Марка Эфесского, считающего достигнутые договорённости предательством по отношению к истинной православной Вере.

Активно поддержали подписание унии митрополит киевский Исидор и Виссарион Никейский, которые считали, что объединение с католиками на любых условиях — единственный шанс спасения Византии. По свидетельству современников подписи большинства членов Восточной церкви были получены в результате подкупа и угроз.

Делегаты из русских княжеств и Византии покинули Флоренцию через месяц после подписания итогового заявления.

Интересно! не увидев на итоговом документе подписи Марка Эфесского, Евгений IV посчитал неудачной всю проделанную работу.

Спорные вопросы и их решение

Ферраро-Флорентийский собор проводился для согласования спорных догматических вопросов. К ним относятся следующие дискуссии:

  1. Вопрос об исхождении Святого духа был одним из центральных в догматическом споре католиков и православных христиан. Камнем преткновения стала формулировка христианского Символа Веры, в который западная церковь хотела добавить слова об исхождении Святого духа и от Отца, и от Сына.
    По итогам дискуссии приверженцы греческой веры признали, что формулировка «от Отца, и от Сына» равнозначна принятой в православии » от Отца через Сына«.
  2. Под давлением католиков представители Восточной церкви приняли учение о существовании Чистилища, которое обосновали существованием в греческой церкви традиции молится об усопших, что помогает душам достигнуть Царства Небесного.
  3. Греки также приняли традицию принятия причастия телом (пресным хлебом) и кровью (вином) Христовым.
  4. Важнейшей уступкой православия являлось признание римского епископа главой всех христиан.

Взамен на согласие уступить в основных вопросах за восточными священниками оставили право вести службу по православным канонам, а белое духовенство имело право вступать в брачные отношения.

Итоги собора

Ферраро-Флорентийский собор и подписанная по его итогам уния между православными христианами и католиками оказали большое влияние на политическую и церковную жизнь средневековой Европы и Руси. Но цели, которые ставили перед собой его инициаторы и участники так и не были достигнуты.

Отношение европейского общества

В странах Западной Европы подписание унии не вызвало бурной реакции, так как продолжалось противостояние Римского Папы и Базельского собора. В Польше и Литовском княжестве, где часть населения исповедовала православие и через которые возвращался на Русь митрополит Исидор, получивший за заслуги при подписании унии сан кардинала, отношение к провозглашенному объединению христианского мира было более лояльным.

Простое население доброжелательно встретило Исидора, но правители этих государств не оказали ему поддержки, так как поддерживали Базельский собор и избранного на нём Папу Феликса V.

Политическая борьба внутри католической церкви, которая велась при участии европейских светских правителей, ослабила эффект от подписания унии. При этом Западная католическая церковь по сегодняшний день считает этот документ действующим и часто ссылается на его текст в дискуссиях с православными христианами.

Византия

На родине членов византийской делегации, подписавших унию, соотечественники обвинили в предательстве. Недовольные Флорентийский событиями священнослужители объединились вокруг Марка Эфесского. Ортодоксальные священники отказывались вести службы совместно с униатами. На церковных соборах 1443 и 1450 годов униатов отлучили от церкви.

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

Это привело к массовому отказу греческих священников, участвовавших во флорентийских событиях, от своего согласия, которое, по их словам, было дано под давлением.

Следует отметить, что византийские правители вплоть до завоевания османами Константинополя в 1453 г. оставались сторонниками унии. В 1452 г. император и патриарх Афанасий подтвердили приверженность Флорентийский договоренностям, и в декабре провели в главном храме столицы первую униатскую службу.

Интересно! Евгений IV в соответствии с договором послал войска для защиты Византии от турок. В 1448 г. крестоносцы потерпели поражение от мощной османской армии, и судьба Византии была практически предрешена. «Второй Рим» пал 29 мая 1453 г.

События в России

О роли митрополита Исидора в подписании унии с католиками в Москве знали ещё до его прибытия. Глава митрополии вернулся в Москву в марте 1441 г. Въехал он в русскую столицу под католических крестом, и первая служба была проведена им по униатскому канону. Великого князя и высших русских архиереев привела в замешательство активная деятельность Исидора.

Но уже через неделю по инициативе Василия II митрополит был арестован и заточен в Чудовом монастыре. Созванные на собор верховные русские иерархии постановили признать унию незаконным документом. Есть сведения, что Исидора уговаривал отказаться от своих убеждений и отречься от своей подписи на документе, но упорно продолжал защищать флорентийский договор.

Вероятно, князь Василий позволил опальному митрополиту бежать из заточения. Исидор некоторое время скитался по западным славянским земля, но в итоге отправился в Рим.

Московский церковный собор избрал новым главой Русской Православной Церкви Иону Рязанского. Он стал первым киевским митрополитом, не утверждённым Константинопольским патриархом.

В 1458 г. высшие церковные архиереи и великий князь не признали назначенного Римом митрополита Всея Руси Григория, являющегося учеником Исидора. Это послужило поводом для разделения Русской церкви на две митрополии Московскую и Киевскую, подконтрольную римскому епископ и назначенному им митрополиту.

В ответ на действия католиков Московский Собор 1459 года установил новый порядок избрания главы Русской церкви. С этого момента его с одобрения великого князя выбирало собрание высшего русского духовенства. С этого момента началась история автокефальной Русской Православной Церкви.

Мировое значение

Флорентийская уния, несмотря на надежды её вдохновителей, ещё более усилила раскол между католическими и православными христианами. Реальное действие она имела на небольшой территории современных Украины и Белоруссии, входивших во второй половине XV в. в состав Литовского княжества.

Ещё интересные статьи:

Руководство возникшей в 1458 г. Киевской митрополии подтвердило свою приверженность единению с католической церковью в 1569 г. По итогам Брестского церковного собора иерархи киевской митрополии признали подчинение римскому епископу, но оставляли за собой право вести службы по греческом образцу на церковнославянском языке.

Подписание Флорентийской унии послужило толчком для выделения автокефальной Русской Православной Церкви и усиления её роли. Этот факт повлиял на формирование идеи «Москва — Третий Рим» и увеличению влияния московских князей на церковную политику.

Флорентийская уния — попытка подчинения восточных христиан власти Папы Римского. Как и многие другие подобные деяния она вызвала активное сопротивление православного народа, не желавшего идти на уступки в вопросах веры во имя политической выгоды.

5 июля 1439 года была подписана Флорентийская уния. и падение Константинополя в 1453 году.

Подписали унию все греческие епископы присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа, который к тому времени умер.

Это очень важно нам всем помнить, что не обязательно большинство на стороне Истины – чаще бывает наоборот.


(святитель Марк Евгеник (Эфесский), архиепископ, память 19 января (01 февраля))

Подписал унию и русский митрополит грек Исидор (давно уже согласившийся на нее), за что был низложен Великим князем Московским Василием II Темным (уния так и не вошла в силу ни в Византии, ни в Русском государстве).


(Великий князь Василий Васильевич II (Темный) отвергает соединение с Католической церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. 1440 г. Гравюра Б. А. Чорикова)

По возвращении в Константинополь многие греческие епископы которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии пришли в раздражение; униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский составили 1443 г. в Иерусалиме собор на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии произошло в 1450 г. на соборе в Константинополе, на этом же соборе был низложен униат патриарх Константинопольский Григорий Мамма и возведен на патриарший престол православный Афанасий.

Когда в 1453 г. Константинополь был взят турками о Флорентийской унии перестали вспоминать.

Однако до того произошло одно интересное событие – это был день 28 мая 1453 года – последний день перед падением великого города Константинополя и последний день Византийской Империи. Событие в своем роде уникальное.

Вот как события того дня описывает историк Стивен Рансимен (Падение Константинополя в 1453 году. Глава 9. Последние дни Визáнтия, М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008; почитать эту книгу я настоятельно рекомендую всем)

Читайте также:
Адвентисты седьмого дня: история и описание церкви, отношение РПЦ


(Падение Константинополя в 1453 году)

В понедельник, когда стало известно, что роковой час приближается, и солдаты, и горожане забыли свои распри. В то время как на стенах шла работа по заделке повреждений, по городу двинулась огромная процессия. В противоположность тишине турецкого лагеря, в Константинополе звонили колокола церквей, звучали деревянные била, из храмов забирали иконы и священные реликвии и торжественно носили их по улицам и вдоль стен, останавливаясь перед наиболее разрушенными и уязвимыми местами, чтобы освятить их. Участники процессии, сопровождавшей святыни, в которой объединились греки и итальянцы, православные и католики, пели гимны и повторяли хором « Кирие элейсон ».

Сам император вышел из дворца, чтобы присоединиться к шествию, а когда оно окончилось, пригласил к себе знатных людей и военачальников — греков и итальянцев. Его речь перед ними дошла до нас в записи двух присутствовавших — секретаря императора Франдзиса и архиепископа Митиленского. Каждый из них записал выступление по-своему, придав ему риторическую форму, которой оно, по всей вероятности, не обладало. Однако обе записи достаточно совпадают, чтобы донести до нас основную суть этой речи. Константин сказал собравшимся, что решающий штурм должен начаться в самое ближайшее время. Своим подданным он напомнил, что каждый должен быть готов умереть за свою веру, родину, семью и государя; ныне же его народ должен приготовиться к смерти за все это, вместе взятое. Он говорил о славном прошлом и благородных традициях великого города, о вероломстве султана нечестивцев, который спровоцировал эту войну, чтобы уничтожить истинную веру и поставить на место Христа своего лжепророка. Он просил их не забывать, что они потомки героев Древней Греции и Рима и должны быть достойными своих предков. Сам он, добавил император, готов умереть за свою веру, свой город и свой народ. Затем он обратился к итальянцам, поблагодарив их за те большие услуги, которые они оказали городу, и выразив уверенность, что они не подведут в грядущей битве. Он просил всех — и греков, и итальянцев — не страшиться многочисленности врага и его варварских ухищрений, призванных с помощью шума и огня вызвать панику среди осажденных. Да будет высоким дух их, да будут они храбрыми и стойкими в бою. С Божией помощью они победят.

Все присутствовавшие поднялись со своих мест и заверили императора, что готовы ради него пожертвовать жизнью и домом. Император медленно обошел весь зал, прося каждого простить его, если когда-либо он причинил ему обиду. Все последовали его примеру, обнимая друг друга, как делают те, кто готовится к смерти.

День клонился к закату. Толпы людей стекались к собору Св. Софии. За последние пять месяцев ни один строгий ревнитель Православия не переступил ее порога, не желая слушать святую литургию, оскверненную латинянами и отступниками. Однако в этот вечер все прежние обиды исчезли. Почти все, кто был в городе, за исключением солдат, оставшихся на стенах, собрались на это богослужение — моление о заступничестве. Священники, считавшие смертельным грехом унию с Римом, возносили у алтаря молитвы вместе со своими собратьями — унионистами. Кардинал стоял рядом с епископами, никогда ранее его не признававшими; весь народ пришел сюда для исповеди и святого причастия, не разбирая, кто служит — православный или католический священник. Вместе с греками здесь были итальянцы и каталонцы. Мозаики с их позолотой, изображавшие Христа и святых, византийских императоров и императриц, мерцали при свете тысячи лампад и свечей; под ними в последний раз торжественно двигались под величественные аккорды литургии фигуры священников в праздничных одеяниях. Это был момент, когда в Константинополе произошло действительно объединение Восточной и Западной христианских Церквей.

Министры и военачальники, после того как закончилось совещание у императора, проехали через весь город, чтобы присоединиться к молящимся в соборе. После исповеди и причащения каждый вернулся на свой пост, исполненный решимости победить или умереть. Когда Джустиниани и его греческие и итальянские соратники, пройдя через внутреннюю стену, заняли свои места на внешней стене и у заграждений, был отдан приказ закрыть за ними ворота внутренней стены, отрезав таким образом все пути к отступлению.

Поздно вечером император на своем арабском скакуне тоже прибыл в великий храм, чтобы исповедаться перед Богом. Затем он вернулся по темным улицам в свой дворец во Влахернах, созвал домочадцев и, так же как перед тем у министров, попросил у всех прощения за огорчения, которые когда-либо причинил, и попрощался с ними. Была почти полночь, когда он снова вскочил на коня и проехал в сопровождении верного Франдзиса вдоль всех сухопутных стен, чтобы убедиться, что всё в порядке и все ворота внутренней стены на запоре. На обратном пути во Влахерны император спешился у Калигарийских ворот и поднялся вместе с Франдзисом на башню, находившуюся на наиболее выступающей части влахернской стены; с нее они могли всматриваться в темноту в обоих направлениях: налево — в сторону Месотихиона и направо — вниз, к Золотому Рогу. Снизу до них доносился шум в стане врага, перетаскивавшего свои орудия через засыпанный ров; по словам часового, турки приступили к этому сразу после захода солнца. В отдалении им были видны мерцающие огни турецких кораблей, двигавшихся через Золотой Рог по направлению к городу. Франдзис оставался там со своим господином около часа. Затем Константин отпустил его, и они больше никогда не встречались. Час сражения приближался.

Читайте также:
Храм Троицы в Коньково: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию.

Политическая география Южного Кавказа

История раскола православного мира – от Флорентийской унии и Переяславской рады до независимости Украины, Крыма и автокефалии УПЦ

Хотя эта тема не касается Кавказа, но тем не менее это близко и, я думаю, важно для понимания происходящего. Для начала несколько важных фактов к общему пониманию проблемы. В России принято ссылаться на документ 1686 года, по которому Константинополь признал подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. Такая историчность статус-кво должна по идее подчеркивать необходимость его сохранения и его незыблемость. Действительно это очень серьезная общая история. В то же время, это один акт истории, а была она куда многограннее и интереснее. И сложнее.

Возьму на себя смелость сказать, что я к сожалению, не видел текстов, где в достаточно ёмкой форме, ясно выражались исторические аспекты происшедшего сейчас, на фоне институциональной динамики в церкви, политике, межгосударственных отношениях и пр. Вот это белое пятно я и попытаюсь заполнить.

XV век – Флорентийская Уния и ее последствия для Русской, Армянской и Греческой церквей

РПЦ стала де-факто автокефальной церковью в 1448 году, за 5 лет до падения Константинополя. Объявление автокефалии очевидно связано с политическими причинами (точно так же, как и сейчас решение Константинополя). Тогда это было предельное ослабление Константинополя, момент, когда тот уже был не в состоянии сопротивляться, сейчас это конфликт России с Западом на территории Украины и вообще на всей большой межымперской периферии (т.н. «лимитроф»).

На поместном соборе 1448 года были проведено избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси. Однако не стоит считать, что связь ослабления Константинополя и автокефалии РПЦ прямая и РПЦ просто воспользовалась его слабостью. Следствием его слабости стало подписание унии с католической церковью, проведенное под ультимативным диктатом Рима. Со стороны РПЦ это сделал Киевский митрополит Исидор, тогда же была условно подчинена Риму и Армянская Апостольская Церковь, и сам Константинополь.

Уния была подписана на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, хотя экуменическое движение было растянуто на почти 20 лет и в конечном счете провалилось. Документы, подписанные на этом соборе и сохраненные в католических архивах, можно прочесть в переводе на английский по ссылке. Тогда было очевидно, что вся восточная церковь – расположенная на Ближнем Востоке, в Малой Азии и на Балканах, в тяжелейшем кризисе из-за завоеваний османов и мамлюков, а Рим и, в частности, Италия, процветали и быстро росли.

ААЦ вышла из положения довольно резким движением – в 1441 году был осуществлен перенос католикосата из Сиса (Киликия) в Вагаршапат/Эчмиадзин на территории нынешней Армении. В качестве официального обоснования не говорилось об унии, а лишь отмечалось о необходимости укрепления церкви. Однако в то время всем было понятно, что произошло. В результате, впервые с конца IX века престол патриарха Армянской церкви был возвращен на территорию современной Армении, а в Эчмиадзине он оказался с перерывом в почти 1000 лет. Но католикос Григор IX Джалалбекянц, который осуществил этот перенос, не пожелал сам ехать в Эчмиадзин и сохранил в Сисе, пусть и второстепенный по важности, но тоже католикосат. Эта структура существует до сих пор и присутствует в Антилиасе, Ливан. Де-факто действие унии было прекращено уже в 1461 году после административного подчинения османскими властями всех армянских религиозных структур «Константинопольскому патриарху ААЦ», созданному османами же. Но разделение на две церкви осталось. Так Флорентийская уния расколола Армянскую церковь, а еще более отдаленным ее последствием стало создание уже в XVII веке армяно-католической церкви (хотя приходы были созданы еще тогда).

Castello Estense , замок, построенный в 1385 году, Феррара, собственное фото.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и Баптистерий, строительство завершено в 1436 году. Собственное фото

Автокефалия Московской патриархии

Вернемся к РПЦ. С конца XIII века резиденция киевских митрополитов была перенесена на территорию нынешней России – сначала в Брянск (в 1280х гг.), затем во Владимир (1299). С 1325 года постоянное местопребывание митрополитов Киевских было в Москве, там же оно оставалось по середину XV века. После собора 1439 года, митрополит Исидор начал свой путь в Москву, возглашая по дороге заключенную унию в западных епархиях – т.е. на территории нынешних Украины и Беларуси. Там отнеслись к унии сравнительно благосклонно.

Исидор прибыл в Москву на Страстную седмицу Великого поста 19 марта 1441 года. К тому моменту в Москву уже прибыли гонцы из Константинополя, сообщившие «о предательстве греками православия». В Москве Исидору позволили отслужить литургию в кафедральном Успенском соборе. Когда в конце службы он помянул первым папу Евгения и провозгласил унию, великий князь Василий назвал митрополита волком, изгнал его из храма и арестовал, позже позволив бежать в Литву. Действия Москвы были поддержаны и на Афоне. Тогда в Москве при участии четырех северо-восточных епархий (Ростов, Новгород, Пермь, Коломна), был избран митрополит Иона.

Читайте также:
Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Эти действия были также поддержаны в Польше, благодаря чему Иона был признан также митрополитом западнорусских земель. Польская позиция, однако, была обусловлена неприятием папы Римского королем Казимиром. К концу 1450-ых гг. и в Ватикане, и в Польше, сменилась власть, и Польша признала Исидора владыкой не только над территорией современных Украины и Беларуси, но и над территорией современной России. И таким образом, был образован престол митрополита Киевского, Литовского и всея Руси, позже он назывался Киевским, Галицким и всея Руси . А с 1461 года Московская патриархия пошла на полное отделение/автокефалию, и московские митрополиты стали называться Московскими и всея Руси.

Московская церковь фактически становится раскольнической – из Константинополя регулярно требуют вернуться в подчинение, на что та отвечает отказом. Хотя субъектом с московской стороны как правило выступает государство, как и сейчас – во второй половине XV века решения принимал великий князь Иван III , придумавший формулу об «изрушении греческого православия». Дальнейшие попытки Константинополя вернуть статус-кво также были тщетными. По мере ухудшения положения Константинополя и усиления России, греки все больше нуждались в деньгах. Все пришло к тому, что в 1589 году прошли успешные переговоры об учреждении Московского патриархата. С тех пор РПЦ и стала формально автокефальной.

Уния Киевской церкви, Переяславская рада и подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату

В это время Киевская церковь была на довольно шатких позициях без поддержки государства и в зависимости от крайне ослабшей византийской церкви. В 1458 году Исидор, под давлением папы Калликста III отрекся от титула митрополита в пользу своего ученика, также сторонника унии Григория Болгарина. Григорий хотел получить в подчинение также Московскую церковь, но там его не признали. Униата не хотели признавать и в Киеве, но в конце концов ему многие формально подчинились. При этом, он предпочитал находиться при литовском дворе, в Киеве не появлялся; уже к 1469 году фактически произошел отказ от унии . После этого в Киеве сменялись митрополиты, разделявшие разные подходы по вопросу унии, некоторые из них были ее сторонниками, другие – противниками.

Во второй половине XVI века ситуация усложнилась для православной церкви. В 1569 году была принята Люблинская уния между Королевском Польским и Великим княжеством Литовским . Было образовано государство, включавшее в себя Польшу, Литву, Беларусь и Украину, по крайней мере ее центральную и западную часть. После этого, власти Речи Посполитой начали усиливать давление на православную церковь с целью ее подчинения католической церкви и фактической ликвидациии.

К 1596 году это давление увенчалось успехом – западноукраинские епископы (Луцкий, Холмский, Турово-Пинский и Львовский) обратились к польскому королю Сигизмунду III , выражая желание подчиниться власти папы. Прошел Брестский собор , на котором было решено подчиниться унии, причем по решению уже Рима, никаких особых прав в виде автономии Киев не получал, кроме того, в Риме не требовали и уравнивания в правах польских католиков и украинских униатов. Отказавшиеся от унии священники и приходы подвергались гонениям. В православии осталось два епископа Киевской церкви. Начиная с 1600 года начался процесс захвата храмов и приходов, осуществляемый униатами при поддержке Польского государства.

В 1620 году Иерусалимский православный патриарх Феофан III прибыл в Киев при поддержке гетмана Конашевича-Сагайдачного и Войска Запорожского, рукоположил Иова Борецкого на митрополита Киевского, назначил шесть епископов на вакантные кафедры православной Киевской митрополии. Поляки яростно сопротивлялись, признавали все эти действия незаконными, но из-за поддержки паствой православия, вынуждены были сдаться и к 1633 году признали легальное существование Киевской православной митрополии, епархий и предоставили им свободу веры, распространения информации, вернули некоторые монастыри и церкви, хотя это привело к яростному сопротивлению уже со стороны католиков и униатов.

Во многом следствием этого стала борьба украинских гетманов за вступление в состав России, в 1637-1648 гг. на территории нынешней центральной Украины регулярно случались восстания, писались письма в Москву с просьбой принять гетманщину в состав Русского государства. Само это событие состоялось в 1654 году и ныне известно под названием Переяславская Рада .

«При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство. 1 (11) октября 1653 года был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решён в утвердительном смысле. 8 (18) января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного».»

Переяславськая рада. Художник — Михаил Хмелько.

Взятие центральной Украины создало для России ряд вызовов, углубило ее конфликт с Польшей и татарами, а также привело к серии военных столкновений с Швецией, в особенности в 1655-6 и 1708-9 гг. В Полтавской битве, судя по всему, со стороны Швеции воевало 6 тысяч казаков, а со стороны России – 8 тысяч. Россия была очень мотивирована сохранить Украину в своем составе. Многие гетманы были признаны в России дворянами, Украина стала все более активно интегрироваться в состав России. Стоит отметить, что в середине XVII века, после реформ патриарха Никона, раскол произошел и в рядах РПЦ, вследствие чего всех, не принявших новые правила, стали называть сектантами, старообрядцами и раскольниками.

Читайте также:
Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Через 31 год после включения центральной Украины в состав Русского государства, это объединение было выражено и на уровне религиозных институтов. В 1685 году Киевская митрополия была подчинена Московскому патриарху. Спустя год это подтвердил патриарх Константинопольский Дионисий. В Украине споры по поводу этого решения продолжаются уже давно, многие оспаривают каноничность этого решения Константинополя. Замечу, что лишь сейчас мы подошли к 1686 году, с которого начали это непрерывное повествование.

XVIII-ХХ века

Как уже было сказано, с присоединением украинских земель к России, начался обратный процесс восстановления православия на этой территории. С конца XVIII века Российская империя осуществляла давление на униатов с целью их возвращения в православие. В некоторых случаях это удавалось, в 1794 году была основана миссия Садковского, которая всего за два года смогла переподчинить 2300 храмов. Давление на униатов усилилось после прихода к власти Николая I в конца 1825 г. и неудачного польского восстания 1831 года. Многие униатские священники были сосланы, ликвидировались иерархии униатов. В 1839 году был проведен собор униатской церкви в Полоцке, где трое епископов и 21 представитель высшего духовенства от имени 1305 священников утвердили «Синодальный акт о возвращении к православию». В 1875 году была ликвидирована Холмская епархия на территории Польши.

Австрийцы, контролировавшие самую западную часть нынешней Украины, видя политику Российской империи, решили поддержать униатов. Также такую политику вели поляки, контролировавшие этот регион между I и II мировыми войнами. Но в апреле 1945 года НКВД взялся за операцию по ликвидацию греко-католической церкви с целью ее полного присоединения к Русской православной церкви. В год 350-летия Брестской унии, т.е. в 1946 году, власти постановили провести воссоединение УГКЦ и РПЦ, для чего священников привезли во Львов. Думаю, столь жесткая политика сразу после занятия Западной Украины, сыграла не последнюю роль в длительном сопротивлении западноукраинских партизан советскому строю.

В 1654 году переход крымского хана на сторону Польши сыграл решающую роль в решении гетмана Хмельницкого присоединиться к России, поскольку самостоятельно он уже не был в состоянии отстоять украинские земли. Через 300 лет, после разрушительной Второй мировой войны и депортации крымских татар, Крым окончательно перестал быть каким бы то ни было фактором и стал лишь объектов. По сумме хозяйственных и политических соображений, в ознаменование 300-летия объединения Украины с Россией, в феврале 1954 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР Крымская область была передана от РСФСР к УССР. Стенограмма заседания Президиума ВС СССР.

Марка к 300-летию воссоединения Украины с Россией, выпущенная в СССР в 1954 году (Википедия)

Период независимости Украины

17 марта 1991 года в СССР прошел референдум о сохранении обновленного СССР. Часто его трактуют как голосование «за все хорошее» и тем не менее, тогда все хорошо понимали за что голосуют. Против сохранения СССР проголосовала не вся Западная Украина, а только Галичина, населенная униатами. Остальная часть Украины голосовала за сохранение обновленного СССР. После провала ГКЧП сохранение СССР перестало рассматриваться как реалистичная опция. На референдуме 1 декабря уже вся Украина проголосовала за независимость. На этот раз наиболее критичным было голосование в Крыму. Представлю результаты по областям.

Православие и ислам: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

В современном мире стремительно распространяется восточная довольно агрессивная религия — ислам. Благодаря быстрому приросту мусульманского населения и его миграции в различные страны (как СНГ, так и Европы), он начинает занимать доминирующее место в мире. Какие отличия есть между православием и этой религией и каково отношение духовенства к ней?

Что это за религия

Ислам является самой молодой, но при этом 2-й по численности последователей (после христианства) религией в мире. В 28 странах мира она считается государственной, а общее число ее последователей около 1,8 млрд. человек. Многие люди слышали о главной ее книге — Коране и известном пророке Мухаммеде, но мало кто знает ее основные тезисы, что мешает воспринимать религию объективно, без ненависти, которую порождают множество слухов и элементарное отсутствие знаний.

Возникла она в начале VII века н.э. в городе Мекке, где в то время было распространено язычество. В то время там жил Мухаммед — простой купец, который, по его словам, получил в пещере ряд откровений о природе Аллаха и новой религии — исламе.

Читайте о других вероисповеданиях:

На самом деле, история исключает божественное откровение пророка и рассказывает другую версию возникновения этого течения. В то время (VII век н.э.) христианство активно распространялось и как следствие, обрастала сторонними еретическими учениями. К ним относилась и секта Ария, которая считала, что Иисус Христос был не более чем пророком и отвергала его Божественную Сущность.

Таким образом, они утверждали, что есть только Бог Отец, единый и отвергали догму о Троице, как о Триедином Господе (Отец, Сын и Дух Святой). Вследствие разногласий с духовенством и после Никейского собора (325 год н.э.) Арий был изгнан и бежал на Восток, где и встретился с Мухаммедом, который перенял его взгляды и решил основать собственную религию, которая бы объединила арабов и позволила им создать сильное и могущественное государство.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Мухаммед еще при жизни сформулировал 5 столпов, на которые по сей день опирается ислам:

  • исповедание единобожия Аллаха и признание Мухаммеда как пророка;
  • совершение намаза — 5 ежедневных молитв;
  • пост в священный месяц Рамадан;
  • паломничество в Мекку;
  • выплата налога в пользу нуждающихся.

Позднее, к ним присоединился еще ряд правил и законов, как, например, джихад — война с собственными страстями.

Отличия от православия

Чем же отличаются эти две религии? Для начала следует указать их главное отличие — признание Троицы. Если православные христиане признают догмат Троицы (Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа как равноправных и божественных личностей), то мусульмане готовы молиться лишь Аллаху — единому богу, по их мнению. Иисус же для мусульман всего лишь пророк Иса, который по значимости даже меньше Мухаммеда.

Коран же является сокращенным вариантом Торы, не включающий в себя малых пророков и Нового Завета. Сокращения касаются не только количественного сокращения, но и качественного — множество тезисов Святого Писания урезано и изложено в неполном виде в Коране. При этом мусульмане признают Библию как святую книгу, но не читают ее в обязательно порядке как свою.

Христианство направлено на обуздание собственных страстей и борьбу с ненавистью, похотью, сребролюбием, а вот ислам, хоть и говорит, что Бог желает милосердия и милостыню, потакает человеческим желаниям. К примеру, Аллаху угоднее раздача милостыни, но он не будет наказывать за накопительство богатств.

Касательно похоти, христианство позволяет иметь лишь одну жену, а мусульманам можно жениться на 4 женщинах и содержать наложниц, причем число их неограниченно. Разве это не потакание собственным страстям?

Христианам апостол Павел советовал «непрестанно молиться», а мусульманам надо делать это лишь 5 раз в день и эту заповедь можно нарушить. Также и относительно поста: мусульманин должен соблюдать лишь 3 недели поста в Рамадан, а вот Православная Церковь отделяет для этого почти 2/3 дней в году, при этом поститься следует не до заката, а полные сутки.

Христианство разрешает употребление вина, но запрещает пьянство, а вот ислам категорически против употребления спиртных напитков. На самом деле, только сильный волей человек может употребить малое количество вина и остановиться. То же самое касается и запретов в еде у мусульман — им не разрешено есть свинину, но при этом позволительно отвечать злом на зло.

Важно! Различия двух религий касаются почти всех сфер жизни и богословских вопросов, но если христианство направлено на глубокое искоренение греха и спасение человека через жертву Христа, то ислам направлен лишь на поверхностные правила, которые легко исполнять, но при этом грех остается и доминирует в душе человека.

Отношение православия

Касательно отношения православного христианина к исламу отвечает на вопросы диакон Георгий Максимов:

  • Как относиться Православная Церковь к принятию верующими мусульманства?

Мусульманин не верит в Бога, который стал человеком, чтобы спасти народ. Они не признают Христа Богом и в этом есть важнейшее и фундаментальное отличие наших верований. Христианин отрекается от веры и спасения и Церковь скорбит об этом.

  • Какие шаги предпринимает Церковь для предотвращения этого и должна ли она что-то предпринимать вообще?

Вопросы веры — это личный выбор каждого и в него сложно вмешаться. Церковь скорбит о таких отбившихся овечках, но насильно принуждать людей ходить в храмы не желает и не будет никогда. Сегодня эта проблема не является актуальной, но встречается переход в единичных случаях. Священники обычно проводят беседы с таким человеком или советуют литературу, но в большинстве своем возможен только один способ — это молитва за такого отступника.

  • Что, на Ваш взгляд, убеждает людей исповедовать данное вероучение?

Основная причина — это традиция, если человек рожден в семье с многовековым исповеданием ислама, скорее всего он будет также его исповедовать, возможно, неосознанно, но не желая нарушить семейную традицию. Кроме того, эта религия человека превозносит и наделяет его большим чувством значимости, что также привлекательно.

Важно! Мусульмане не верят в то, что Бог может стать слабым человеком и никогда не поставят интересы ближнего выше себя. Они наступают на ближних, в то время, когда истинная сила в том, чтобы поставить интересы ближнего выше своих.

Ислам и христианство — сходства и различия

Многие верующие или изучающие религию люди хоть раз задавали себе вопрос, в чём разница религий: ислам и христианство, восток и запад.

Эта статья расскажет о том, какие существуют сходства и различия между казалось бы абсолютно разными религиями: ислам и христианство.

Какая вера появилась раньше христианство или мусульманство

Чтобы ответить на вопрос что появилось раньше, необходимо обратиться к истории. Мусульманство было основано арабскими купцом по имени Мухаммед (в других источниках Магомед) около 7 века нашей эры.

Читайте также:
Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

Христианство появилось же намного раньше в 1 веке нашей эры на основе ветхого иудаизма.

Пророком в христианстве стал Иисус Христос, со дня рождения которого, ведётся летоисчисление. Из этого следует, что христианство появилось раньше.

Какая религия старше христианство или ислам

Точной даты основания христианства и ислама не существует, однако существуют года, к которым приписывают возникновение той или иной религии. Для христианства это 33 год нашей эры, для ислама – 622 год нашей эра.

Из этого следует, что по современным расчётам христианству около 1985 лет, а исламу 1396 лет. Значит христианство старше ислама примерно на 589 лет.

Как взаимосвязаны ислам и христианство

Христианство и ислам тесно связаны с момента их появления. Эти религии произошли из иудаизма. Также они связаны противоречиями, которые во все времена вызывали войны между ними.

В Коране присутствует множество сюжетов из христианства: о Деве Марии, Иоанне Крестителе, об Иисусе Христе, который обладал способностью творить чудеса, о его смерти и воскрешении.

Ислам как более молодая религия подчеркнула многие знания христианства, на которые впоследствии опирались основные положения в Коране.

Отличие христианства от ислама

Хотя и существуют некоторые сходства и взаимосвязь между этими религиями, их различия более явные и значительные. Итак, ислам отличается от христианства в таких областях:

  1. Возникновение религии: как уже было сказано выше, ислам появился почти на 600 лет позже, чем христианство.
  2. Пророки: Мухаммед в исламе имел несколько жён, которых избивал, совершал набеги на караваны и разграблял их, призывал убивать людей другой религии, порабощал женщин и детей в Медине. Напротив, Иисус никогда не был женат, никого не убивал и не занимался набегами и разграблениями.
  3. Священная литература: у христиан это Ветхий и Новый Завет Библии, а у мусульман – Коран.
  4. Место для молитвы: ислам – мечеть, христианство – церковь.
  5. Священный город: христианство – Иерусалим; ислам – Мекка.

Чем отличается Бог от Аллаха

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сделать отсылку к священным писаниям.

Так, ислам учит, что Аллах является всемогущим Создателем и Правителем всего, что есть. Мусульмане подчёркивают абсолютное единство Бога с человеком, которое не признаёт разделения. Воля Божья является воплощением его любви и милосердия.

Однако Аллах может быть и гневным, если не выполняют его Волю. Слово ислам означает подчинение. Также, согласно Исламу Бога нельзя считать отцом, у него нет сына. Аллах не любит грешников (Сура 3: 140).

Подобно Исламу, христианство учит, что Бог является Создателем и Правителем всего. На этом сходства заканчиваются. Христиане верят в одного Бога, который существует в трёх персонах (Отец, Сын и Святой дух), которые разделяют одну неделимую сущность. Бог имеет во власти только любовь и милосердие. Согласно христианству, Бог-отец имеет вечные отношения с Богом-сыном. Бог любит даже грешников (Римлянам 5: 8).

Как мусульмане называют христиан

Немногие знают о том, как на самом деле называют верующие ислама христиан. Поскольку в соответствии с Кораном, христиане не верят в Аллаха, их называют неверные или люди Писания.

Общие черты ислама и христианства

Поскольку ислам основывался на христианстве, в его характеристиках существуют общие черты, к ним относят:

  1. Монотеизм – обе религии признают только одного бога.
  2. Имеют одну священную книгу.
  3. После смерти душа попадает в рай или ад.
  4. Всё создано богом.
  5. Почитание пророка.
  6. Следование заповедям.

Кого больше мусульман или православных

Христианство распространено во всём мире, поэтому превышает количество верующих ислам. Однако так как православие является одним из ответвлений христианства, то оно насчитывает 320 млн. человек, ислам же – 1.8 млрд. человек.

Пороки ислама и христианства

Грехи в христианстве имеют восьмиступенчатую систему и включают в себя такие пороки:

  • алчность;
  • блуд
  • гнев;
  • гордыня
  • печаль;
  • тщеславие;
  • уныние;
  • чревоугодие.

Что касается ислама, то его пороки подразумевают не только нравственные, среди которых высокомерие, гордыня, самолюбие, лицемерие, зависть, хитрость и жадность, но и другие пороки. К которым относят: грехи неверия и грехи тела (глаз, ушей, языка, рук, ног, живота и половых органов).

Удалите то что пишет неправду про пророка ,изучайте сперва потом пишите статьи .

Она не знает этого, она стыдится этого и не хочет в это верить. А признать это очень сложно. Мы зла не держим Грехи есть и будут у всех.

Кто писал этот бред — «Пророком в христианстве стал Иисус Христос»? Однако так как православие является одним из ответвлений христианства, то оно насчитывает 320 млн. человек, ислам же – 1.8 млрд. человек. А если взять ответвления ислама? Шииты, суниты и т.д.?

Что за глупость Вы здесь пишите! Немедленно удалите статью или в суд на вас будем подавать! Пророк Муххамад (Салляллаху алейхи уа саллям) был самым мудрым, добрым, честным, справедливым и милосердным человеком!Аллах выбрал его пророком, и своим любимцем, потому что он (с. а. с. ) был САМЫМ НАИДОСТОЙНЕЙШЫМ ИЗ ЛЮДЕЙ. Постыдитесь своей глупой писанины! Это — большой грех.

Ты дура просто, вас бы в суд за оскарбление слов автора или писаний, а тут все правда, просто вам не хочется признавать что то, вера вера, а где ваши мозги а? Какой дядька встал и сказал я посланник бога слушайте меня, давай я тебе скажу что я посланник ты так же как дурочка будешь меня слушать? Поверь каждый раньше мог сказать и красиво плести, и прикинь вот ты сейчас выполняешь как раб все это просто прпвила шизика какого то времени. Жесть вы мусульмане тупые серьёзно. А вы Из-за какой то статьи ещё и в суд хотите идти так у вас точно все не в порядке. Вы откуда знаете что он такой? А? Вы там жили в том веке, вы его знаете? Может прям уверены что он такой? Это вообще бред, а то что пошло писание там у вас что мужиков на небесах ждёт 100 девственниц или что девушку можно бить за непокорность и что нельзя оставлять увечия но можно бить не оставляя их это ничего так а?? А несколько жен иметь 2 3 4 5 6 7 100000 там у султанов вы это скажите нормально? Потрахивать всех и не имея любви верности т стыда. Это фу ужас. Сейчас это осталось. Многие изменяют своим жёнам или приводят других типа вот вторая жена живите, это грязные люди, это прогнизшие люди! А одевать своих девушек во все с ног до головы чёрное а сами ходить в шертах футболки или иногда вообще без неё еуратлмчв труселях это че нормально. Это вера придумана для кого? Для мужиков что бы им жилось сладко? А вы не в курсе сколько уже восстаний пошло. Д аы хоть понимаете некоторые правила которые у вас прописаны, свинину не есть или не пить… Можете меня убедить? Я ем свинину и я жива здорова со мной ничего не случилось я чистая, раньше это было из-за того что у вас тухла она в жарких странах и есть её было опасно умирали люди, а мы всю жизньна ей питались и всегда были здоровые сильные, войны проходили. Мы да пьём у нас разрешено, но только полный дурак может стать алкоголиком, у кого вон мозгов нет, а вы которые никогда не пили, вам налить вы упадёт сразу и все вы уже побеждены как трупики валяетесь, когда мы выпьем рюмку и даже глазом не моргнем. А вот ваши эти молитвы на коврах так я вообще не понимаю к чему они. Вон люди молятся а потом от рака помирают или на войне или от той же короны и без семей остаются без работы. Чоо молится что нет все одно6и то же, просто чисто себя отвлечь занять и все. Так что пересмотрите ваше поведение и не кидайтесь такими словами а то я вас за кидаю.

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

Не в каких источниках нет того, что Мухаммад избивал своих жён. Избивание женщин присутствовало до прихода ислама, а после же Мухаммад запретил поднимать руку на женщин, велел защищать их и обращаться с ними достойно. И тем более нет никакого доказательства, что он порабощал женщин и детей.

В чём сходства и различия между христианством и исламом

– u0432u0435u0440u044fu0442 u0432 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0431u043eu0433u0430, u043cu043eu043du043eu0442u0435u0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438n

– u043eu0431u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438 u0441u0447u0438u0442u0430u044eu0442 u043fu043eu0434u0430u044fu043du0438u0435 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c u0431u043bu0430u0433u043eu043c. n

– u043eu0431u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438 u0432u0435u0440u044fu0442 u0432 u041fu0440u0435u0441u0432u044fu0442u0443u044e u0411u043eu0433u043eu0440u043eu0434u0438u0446u0443n

– u043eu0431u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438 u0432u0435u0440u044fu0442 u0432 u0440u0430u0439 u0438 u0430u0434n

u0425u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u0438 u0438u0441u043bu0430u043c u0440u0430u0437u043du0438u0446u0430n

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u0441u0442u0430u0440u0448u0435 u0438 u0438u043cu0435u0435u0442 u0431u043eu043bu0435u0435 u0448u0438u0440u043eu043au0438u0439 u043au0440u0443u0433 u0432u0435u0440u0443u044eu0449u0438u0445 (1/3 u043eu0442 u0432u0441u0435u0445 u0432u0435u0440u0443u044eu0449u0438u0445), u0447u0435u043c u0438u0441u043bu0430u043cn

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u0443u0447u0438u0442 u043e u0421u0432u044fu0442u043eu0439 u0422u0440u043eu0438u0446u0435, u0418u0438u0441u0443u0441u0435 u0425u0440u0438u0441u0442u0435 u043au0430u043a u0441u044bu043du0435 u0411u043eu0433u0430, u0421u043fu0430u0441u0438u0442u0435u043bu0435 u043cu0438u0440u0430, u0443u0447u0435u043du0438u0435 u0434u0435u0440u0436u0438u0442u0441u044f u043du0430 u0411u0438u0431u043bu0438u0438: u0412u0435u0442u0445u0438u0439 u0438 u041du043eu0432u044bu0439 u0417u0430u0432u0435u0442.n

– u0438u0441u043bu0430u043c u043eu0441u043du043eu0432u0430u043d u043fu0440u043eu0440u043eu043au043eu043c u041cu0443u0445u0430u043cu0435u0434u0434u043eu043c, u0443u0447u0435u043du0438u0435 u0434u0435u0440u0436u0438u0442u0441u044f u043du0430 u041au043eu0440u0430u043du0435; u0443u0447u0438u0442 u043e u043fu043eu043au043eu0440u043du043eu0441u0442u0438 u0411u043eu0433u0443, u043fu0440u043eu0440u043eu043au0443 u0438 u041au043eu0440u0430u043du0443. u0418u0441u043bu0430u043c u0434u043eu0441u043bu043eu0432u043du043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u0435u0442 u043fu043eu043au043eu0440u043du043eu0441u0442u044c.n

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u0432u0435u0440u0438u0442 u0432 u043du0435u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du043du043eu0433u043e u0438 u0432u0441u0435u043cu043eu0433u0443u0449u0435u0433u043e u0431u043eu0433u0430, u0430 u0438u0441u043bu0430u043c u0432u0438u0434u0438u0442 u0431u043eu0433u0430 u043au0430u043a u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0438u043cu0435u0435u0442 u0442u0430u043au0438u0435 u0436u0435 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0430, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043eu0431u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438 u0432u0435u0440u044fu0442 u0432 u0440u0430u0437u043du044bu0445 u0431u043eu0433u043eu0432n

– u0440u0430u0437u043du0438u0446u0430 u0432 u0440u0438u0442u0443u0430u043bu0430u0445, u0441u0438u043cu0432u043eu043bu0430u0445 u0412u0435u0440u044b, u043cu043eu043bu0438u0442u0432u0430u0445, u0440u0435u043bu0438u0433u0438u043eu0437u043du044bu0445 u043fu0440u0430u0437u0434u043du0438u043au0430u0445n

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u043fu0440u0435u0434u043fu043eu043bu0430u0433u0430u0435u0442 u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u043au043eu0432 u2013 u0441u0432u044fu0437u0443u044eu0449u0438u0445 u043cu0435u0436u0434u0443 u0431u043eu0433u043eu043c u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c. u0418u0441u043bu0430u043c u043du0435 u043fu0440u0435u0434u043fu043eu043bu0430u0433u0430u0435u0442 u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u043au043eu0432, u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0441u0430u043cu043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du043e u043cu043eu0436u0435u0442 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u0442u044c u043cu043eu043bu0438u0442u0432u0443 u0433u0434u0435 u0435u043cu0443 u0443u0433u043eu0434u043du043e 5 u0440u0430u0437 u0432 u0434u0435u043du044c, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0432u0441u0435 u043eu0431u044fu0437u0430u043du044b u0437u043du0430u0442u044c u041au043eu0440u0430u043d (u0445u043eu0442u044c u043cu0443u043bu043bu0430 u0438 u0438u043cu0430u043c u0432 u0438u0441u043bu0430u043cu0435 u0435u0441u0442u044c).n

– u0443 u043cu0443u0441u0443u043bu044cu043cu0430u043d u0435u0441u0442u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u043eu0434u0438u043d u043fu043eu0441u0442 u2013 u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du044bu0439 u043cu0435u0441u044fu0446 u0420u0430u043cu0430u0434u0430u043d, u0430 u0432 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u0435 u2013 u0438u0445 4. n

– u0443 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043d u0435u0441u0442u044c u043au043eu0441u0442u0435u043b, u0445u0440u0430u043c u0438u043bu0438 u0446u0435u0440u043au043eu0432u044c, u0430 u0443 u043cu0443u0441u0443u043bu044cu043cu0430u043d u2013 u043cu0435u0447u0435u0442u044c. n

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u043fu0440u0435u0434u043fu043eu043bu0430u0433u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0431u043eu0433 u0441u043eu0437u0434u0430u043b u0430u043du0433u0435u043bu043eu0432 u0438 u043bu044eu0434u0435u0439, u0430 u0438u0441u043bu0430u043c- u0430u043du0433u0435u043bu043eu0432, u043bu044eu0434u0435u0439 u0438 u0434u0436u0438u043du043eu0432. n

– u0425u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u043e u2013 u0431u043eu0433 u0441u043eu0437u0434u0430u043b u043bu044eu0434u0435u0439 u043fu043e u0441u0432u043eu0435u043cu0443 u043fu043eu0434u043eu0431u0438u044e; u0418u0441u043bu0430u043c: u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0438 u0431u043eu0433 u0438u043cu0435u044eu0442 u0440u0430u0437u043du044bu0435 u043eu0431u043bu0438u0447u0438u044f.n

– u0441u0432u044fu0442u043eu0439 u0434u0443u0445 u2013 u0422u0440u043eu0438u0446u0430 u0432 u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0441u0442u0432u0435 u0438 u0414u0436u0438u0431u0440u0438u043b u0432 u0438u0441u043bu0430u043cu0435.n

– u0438u043au043eu043du044b u0445u043eu0440u043eu0448u0438 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0434u043bu044f u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043d, u0443 u043cu0443u0441u0443u043bu044cu043cu0430u043d u0438u0445 u043du0435u0442n

– u0445u0440u0438u0441u0442u0438u0430u043du0435 u0437u0430u0449u0438u0449u0430u044eu0442u0441u044f u043eu0442 u0441u0430u0442u0430u043du044b u043au0440u0435u0441u0442u043eu043c, u0430 u043cu0443u0441u0443u043bu044cu043cu0430u043du0435 u0447u0435u0440u043du044bu043c u043au0430u043cu043du0435u043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0440u0430u0441u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043d u0432 u041cu0435u043au043au0435n “>]” data-test=”answer-box-list”>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: