Гефсиманский сад: история и значение в православии, что такое, место Гефсимании

Гефсиманский сад

О молитве Христа и Его человеческой слабости

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

Читайте также:
Митрофорный протоиерей: кто это и что это значит в православной церкви

Гефсиманский сад в Израиле

Израильская земля — место земной жизни Иисуса Христа. В этой местности располагаются многие святыни, почитаемые представителями авраамических религий. Одной из них является Гефсиманский сад — место смертельного отчаяния, сыновнего смирения и предательства.

Библейское сказание

За высокими стенами шумного Иерусалима у западного склона горы Елеон простиралась живописная Гефсиманская долина, в которой росли древние оливы. В эту тихую рощу любил приходить Христос в сопровождении своих учеников чтобы в уединении и покое предаться молитве. Сюда же Он пришёл после Тайной вечери. Иисус — Сын Бога, воплощенный в человеческом теле, зная о предстоящих страданиях и мучениях, просил своего Отца избавить его от скорбной чаши.

В этой молитве отражена истинная суть боговоплощения Иисуса, как человека, которому свойственны скорбь, страх и отчаяние. Но в то же время Христос, показывая пример истинной добродетели, смиряется со своей участью и уповает на Волю Господа.

Закончив молитву Иисус возвращается к ученикам и, застав их спящими, укоряет за слабость. А в это время к саду уже приближаются стражники, сопровождаемые предателем Иудой, чтобы арестовать Спасителя. С этого момента начинаются страсти Христовы, завершившиеся смертью на кресте.

Читайте о Христе:

История

В Библейские времена Гефсиманская роща занимала всю долину у подножия Елеонской горы. В IV в. Святая Елена повелела провести на территории долины изыскания для определения расположения места, связанных с библейскими событиями. Их результатом стало обнаружение Гробницы Богородицы, над которой возвели церковь. Место моления Христа о чаше расположили в 200 метрах южнее у большой одинокой скалы среди оливковых деревьев.

На этом месте также воздвигли культовую постройку. В результате военных конфликтов и естественных факторов храмы несколько разрушались и возводились вновь. С конца XVII столетия территория современного Гефсиманского сада находится под контролем ордена монахов-францисканцев. В середине XIX в. они огородили свои владения высоким забором, ограничив свободный доступ желающих к предполагаемому месту молитвы Христа.

Интересно! Сегодня на католическую территорию может зайти любой желающий. Оливковый сад и католический храм открыты ежедневно с 8 до 12 и с 14 до 18 часов.

Споры о расположении евангельского сада

Различные исследователи Библии и представители различных христианских течений по-разному определяют место последней перед арестом молитвы Спасителя. На сегодняшний известно 4 участка, где предположительно произошло это событие. К ним относятся:

  1. Церковь Всех Наций, находящаяся на территории современного Гефсиманского сада. У её алтаря находится большой камень, у которого по легенде молился Христос.
  2. Место у Гробницы Богородицы, расположенное к северу от католической территории.
  3. В 100 метра к востоку от Гробницы находится Гефсиманский грот, который некоторые исследователи считаю местом Молитвы о чаше.
  4. Представители РПЦ помещают легендарное святое место в саду возле церкви Марии Магдалины.

Достопримечательности Гефсимании

Область Гефсимания располагается на территории большой Кедронской равнины, разделяющей Храмовую и Масличную гору. На этой территории располагается множество христианских святынь. На территории древнего сада находятся следующие достопримечательности:

  • Оливковая роща, деревья которой по легенде были безмолвными свидетелями трагических библейских событий. По результатам исследования, проведённого в 2012 г. итальянскими учёными, возраст старейших деревьев современной оливковой рощи не превышает 1200 лет. При этом корень, из которого они выросли, значительно старше стволов. Поэтому его ранние побеги могли видеть Иисуса Христа и апостолов.
  • Рядом с оливковой рощей в начале прошлого столетия появилась Церковь Всех Наций. Названием культовая постройка обязана истории своего возведения, которое происходило на средства 12 стран. В их число входили европейские государства, Канада, США, Аргентина, Австралия.

Автором проекта храма в виде классической базилики является итальянский архитектор Антонио Барлуцци. Вторым названием постройки является «Храм Агонии», напоминающий о скорбных событиях, произошедших на этом месте. Внутри здания всегда царит полумрак, так как все окна сделаны из фиолетового стекла.

Крышу здания венчают 12 сферических куполов, напоминающих о количестве стран-благотворителей. Внутренние и внешние стены здания украшает мозаика, изображающая библейские сцены. Камень, на котором по преданию молился Иисус в ночь ареста, располагается перед алтарём. В храме проводятся богослужения не только католиками, но и другими христианскими Церквями.

  • В двухстах метрах от современного Гефсиманского сада находится храм Успения Богородицы, который находится над гробницей Девы Марии, обнаруженной в IV в. Святой Еленой. Современная постройка сооружена в XII в. Церковь имеет 9 престолов, главный из которых расположен под землёй в каменной комнате размером 2*2 метра.
Читайте также:
История о пророке Ионе и ките: легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Именно здесь по преданию было положено тело Богоматери. После открытия гробницы, решение о котором принял Шестой Вселенский Собор, на каменном ложе обнаружили лишь части погребального женского одеяния. Сегодня в храме проходят службы не только различных течений христианства, но и мусульман, почитающих Деву как мать одного из пророков.

  • Церковь Святой Марии Магдалины — культовая постройка, принадлежащая Русской Православной Церкви. Она была построена в начале 80-х гг. XIX в. на деньги российской правящей династии в честь жены Александра II — императрицы Марии Александровны.

Храм — образец русского церковного зодчества. Он представляет собой однопрестольный храм, увенчанный семью золочёнными луковичными куполами. С 1921 г. здесь хранятся мощи святой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары. Некоторые храмовые иконы написаны художником Василием Верещагиным.

Интересно! Сама Кедронская долина является уникальной христианской святыней, упоминаемой в Священном Писании. По преданию здесь прозвучит труба, призывающая мёртвых людей на Страшный Суд. Поэтому большую часть её территории занимают кладбища, принадлежащие различным религиозным конфессиям.

Гефсиманский сад — священное место, являющееся объектом почитания миллионов людей по всему миру. Здесь начались страдания Христа, нашла последний земной приют Богородица. Но несмотря на печальные события, атмосфера этого района наполнена умиротворением и тишиной, побуждающим к размышлениям о земной и небесной жизни.

Гефсиманский сад в Израиле

После Тайной вечери, в ночь перед самым арестом Иисус общался со своим Богом Отцом в Гефсиманском саду. Он пришел туда со Своими учениками, хотел, чтобы они поддержали Его, и молитва была соборной. Но все 12 апостолов заснули под оливковыми деревьями и проспали до самого утра. Христос разбудил их перед приходом Иуды Искариота со стражниками.

В настоящее время Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. В нем по-прежнему растут оливковые деревья, но они были посажены через 11-12 столетий после Рождества Христова. Свидетелей последней молитвы свободного Иисуса в человеческом теле, не осталось.

Где находится

У каждого экскурсовода своя теория, под какими именно деревьями молился Иисус перед своим арестом. Но все они проводят туристов по Гефсиманскому саду, расположенному в долине Кедрон. Плодородная равнина, площадью 2300 м. кв, лежит восточнее Старого города, исторической и древней части Иерусалима, у подножия Елеонской горы.

История

Гефсиманская молитва описана во многих церковных книгах, и в первую очередь в Евангелии. Во время всего периода проповедования Иисуса, за ним следовали 12 Его учеников. На самом деле явных и тайных сторонников Христа было значительно больше. Об этом свидетельствуют факты. Ведь кто-то дал Ему своего осла, чтобы Спаситель смог совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Хозяин комнаты на верхнем этаже остается неизвестным, но он знал, кому и зачем предоставляет помещение.

Гефсимания в то время была частной территорией. Сады охранялись и просто так гулять по ним никто не разрешал. Уверенность, с которой вошел Христос в Гефсиманский сад, говорит о том, что хозяин этого участка долины был тайным сторонником христианства и предоставил свою Масленичную рощу Спасителю и апостолам сознательно.

Римские правители чувствовали, что популярность Иисуса растет. Идолопоклонники боялись этого и всеми силами старались как можно быстрее уничтожить Христа, доказать, что Мессии не существует.

В четверг накануне Пасхи, Христос со своими учениками отправился в Гефсиманский сад в Иерусалиме. Войдя в него, он предложил своим последователям посидеть и подождать Его, пока он помолится. С собой он позвал только троих: Иоанна, Иакова и Петра. Именно они накануне было свидетелями его Преображения.

Пройдя вглубь масленичной рощи, Христос в Гефсиманском саду начал тосковать и скорбеть. «Моя душа скобит смертельно». Затем он обратился к троице особо доверенных учеников: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Отойдя на расстояние броска камня, Иисус начал моление о чаше. Слова этого текста, обращения Богосына к Богоотцу, известны каждому христианину. «Отче Мой! Пронеси чашу сию мимо меня». Затем, словно вспомнив о своем назначении Спасителя и об искуплении грехов человеческих страданиями, добавил: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Поднявшись и подойдя к тройке верных учеников, Иисус увидел, что они спят. Он обратился с возмущением к Петру, спросив у него, неужели все они не могли бодрствовать всего один час. Затем велел им встать и молиться вместе с Ним.

Но апостолы снова уснули, и Христос читал Свои молитвы в одиночестве. Только Ангел Божий прилетел и поддерживал Его.

Утром Иисус разбудил Своих учеников и сказал им, что пора идти, его час настал, приближается предавший Его.

Иуда Искариот подошел к Иисусу и поцеловал Его. Так он показал воинам и слугам первосвященников, кто здесь Христос, которого они пришли арестовать. С тех пор в народе появилось выражение «поцелуй Иуды», что означает предательство и лживая лесть.

Читайте также:
Половая жизнь в Пост: можно ли заниматься любовью или нет, мнение священников

Защищая Спасителя от нападавших, Петр выхватил кинжал и отрезал одному из слуг ухо. Тогда Иисус сказал, что сопротивляться не стоит. Он может попросить у Отца огромное войско в Свою защиту, но не сделает этого. На все, что происходит, воля Божья и ей следует подчиниться. После этого Он поднял ухо, приложил его на место, и прирастил его, исцелив раба первосвященника.

После этого Иисус обратился к тем, кто пришел арестовать Его. Он напомнил, что неоднократно они сидели рядом в храме и слушали проповеди Христа. А теперь накинулись на Него с мечами и кинжалами, как на преступника. После этих слов апостолы выбежали из сада вон. Воины повязали Иисуса, и повели Его к своему правителю в Иерусалим.

Как добраться

Туристы, желающие посетить Гефсиманский сад и другие места, дорогие для каждого христианина и расположенные рядом, могут взять путевку на специальный тур. В этом случае им остается только добраться до Москвы. Дальше туристическая компания доставит их в Израиль и проведет по всем святым местам.

Самостоятельные путешественники, прилетев в Тель-Авив, могут выбрать несколько способ перемещения: такси, междугородный автобус, арендованный автомобиль с водителем и без него. Экскурсии можно заказать на месте. Каждый отель обслуживает своих клиентов по культурной и религиозной программе. Только номер следует заказывать заранее. Желающих посетить гору Преображения, Гефсиманский сад и другие места, много.

Чтобы добраться до сада, необходимо следовать в Кедронскую долину, к подножию Елеонской горы, к Церкви Всех Наций. От Дамасских ворот ходят палестинские автобусы маршруты номер 43 и 44. По этому же маршруту своих пассажиров возит фирма «Эгед». Следует выбирать автобусы № 1, 2, 38, 99. Выходить следует на остановке Львиные ворота. От нее остается пройти менее 500 м.

Особенности Гефсиманского сада

В семидесятые годы первого столетия, римляне полностью разрушили Иерусалим, вырубили все масленичные деревья. Легенда гласит, что оливы удивительно живучие, они восстановились из оставшихся в земле корней. Ученые проводили анализ ДНК и пришли к выводу, что на Елеонской горе имеются деревья, верхняя часть которых значительно моложе подземной.

Во второй половине 19 века сад перешел в ведение францисканского ордена, относящегося к католической церкви. Монахи возвели по периметру каменный забор, оградив святыню от случайного проникновения животных и нежелательных посетителей.

Церкви Гефсимании

После Воскрешения Иисуса Христа и распространения христианства, в долине Кедрон, в оливковых садах начали строить храмы, относящиеся к разным конфесиям.

Церковь всех наций

Первым появился храм, принадлежащий францисканцам, названый Церковью Всех Наций. Внутри нее рядом с алтарями лежит большой камень. По легенде именно на нем молился Иисус в ночь в свою последнюю ночь, перед тем, как его арестовали и повели на пытки.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В церкви Успения Пресвятой богородицы покоятся останки Анны и Иоакима – родителей Девы Марии. Здесь же похоронена сама Богородица. Подтверждение подлинности ее захоронения получили после вскрытия могилы. Из нее достали пояс и погребальные пелена Богоматери.

Церковь Успения находится под управлением Православной церкви Иерусалима и Армянской Апостольской церкви.

Церковь святой Марии Магдалины

Гефсиманский женский монастырь расположен в Русской Православной церкви Марии Магдалены. Здания храма и монастыря являются классическим образцом русской архитектуры. Церковь выстроена в память о матери императрицы. 7 ее куполов имеют форму луковицы

Гефсиманский грот

В Гефсимании сохранился грот, где проводил ночью Свое моление Иисус Христос. На полу остались следы кровавого пота, который капал со Спасителя во время его молитвы. Расположена пещера рядом с гробницей Богородицы, справа от нее. Размер ее 17 на 9 метра.

Первоначально Гефсиманский грот использовался для хранения цистерн с водой. Во времена правления Византии, в нем проводили захоронения.

Грот особенно почитаем католиками. Это священное место, где молился Иисус, и одновременно именно здесь он был предан Иудой Искариотом.

В некоторых церковных документах грот фигурирует как место Тайной вечери.

Примерно в 12 веке грот был богато украшен. На потолке и сейчас видны следы фресок. Стены хранят остатки росписи. В 1932 году грот приобрел в свое пользование францисканский орден.

Во время реставрации после наводнения в 1955 году открыли 40 погребений и подробно изучили историю грота. После этого воздвигли три новых алтаря. В настоящее время в гроте размещается Христианская церковь, и проводятся службы.

Время работы

Огромно число паломников и туристов со всего мира постоянно посещают Гефсиманский сад. После того, как территорию огородили, войти в него можно ежедневно с 8,00 до 18,00. Днем перерыв 2 часа, (12,00-14,00).

Экскурсии

Экскурсии проводятся регулярно несколькими гидами, на разных языках. Можно заказать экскурсовода, владеющего русским языком или пойти с большой группой, пригласив с собой переводчика. Хорошее владение языком гарантировано, поскольку в Иерусалиме, как и повсюду в Израиле, живет много наших бывших соотечественников.

Читайте также:
Монастыри в Черногории: православные действующие мужские и женские, описания и история

Заказать экскурсию можно в отеле и непосредственно возле входа в сад.

Интересные факты о Гефсиманском саде

У подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, находилось селение Гефсимания. На иврите его название означало «пресс для маслин». Вокруг поселка находились сады масличных деревьев. Плоды с них собирались и привозились на пресса, расположенные в поселке. Здесь с них выдавливали масло.

Во всех четырех Евангелиях можно найти упоминание, что Иисус Христос регулярно посещал со своими учениками Гефсиманский сад у подножия Масленичной горы. Сейчас это место, связанное с библейскими событиями, регулярно посещается паломниками.

Видео о Гефсиманском саде

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Наследие крестоносцев

Диакон Александр Занемонец

В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.

Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.

Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.

Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.

Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.

В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.

Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом. С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.

В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.

Храм Успения Богородицы на горе Сион

Переплетение традиций и эпох

В свое время апостолы шли с телом Пресвятой Богородицы с Сионской горы вдоль стен старого города к месту погребения в Гефсимании. В византийскую эпоху традиция почитания памяти Богоматери, богослужебное последование и крестные ходы учитывали, что есть эти два места.

На вершине Сионской горы был большой храмовый комплекс, который охватывал и место дома Иоанна Богослова, и Успения, а также Сионскую горницу – сегодня это разные здания. Этот комплекс претерпел разрушения в конце византийского пребывания на Святой Земле, затем вовсе оказался вне стен Старого города и находился в запустении.

В XIX столетии различные христианские церкви приобретали для себя те или иные места в Иерусалиме. Немецкие протестанты купили участок на Елеонской горе, а для немцев-католиков при посредничестве императора Вильгельма II в ходе его визита в Иерусалим в 1898 году приобретается вершина Сионской горы.

Храм, который был возведен здесь в это время, многими сегодня воспринимается как древний, потому что построен он совершенно не в модерновых традициях, даже применительно к той эпохе. Когда мы с паломниками посещаем крипту находящегося тут монастыря – место, устроенное в память Успения Пресвятой Богородицы, – то сначала проходим через храм. Он интересен тем, что украшен мозаичными изображениями, многие из которых вполне соответствуют православным канонам. Здесь сказывается то, что монашеская община, которая тут помещалась и помещается сегодня, относится к Бенедиктинскому ордену.

На протяжении первой трети своей полуторатысячелетней истории этот орден был православной общиной, которая восходит к святому Бенедикту Нурсийскому, современнику Саввы Освященного, представителю той же восточной монашеской традиции. Поэтому храм выглядит в каком-то смысле даже отчасти православным.

Читайте также:
Крещенская вода: свойства и особенности, где набрать и что делать, как использовать и почему не портится

И вот крипта этого храма устроена как место, вблизи которого преставилась Пресвятая Богородица. Посередине такое условное погребальное ложе со статуей Божией Матери, вполне в западной традиции, конечно. Над ним – мозаичные изображения Христа и святых жен Ветхого Завета. Это очень интересно, потому что Богородица, можно сказать, завершает женскую ветхозаветную святость. С нее начинается уже новозаветная женская святость, которую мы меньше, наверное, знаем, чем мужскую, но которая ничуть не менее значима.

На стенах крипты – различные изображения Пресвятой Богородицы, изображения Успения. Некоторые являются вполне каноничными, некоторые являются копиями православных икон, некоторые – совершенно новые.

Может быть, эта крипта храма по своему расположению отображает место Успения Богородицы достаточно условно. Но поскольку вершина Сионской горы воспринималась как место дома Иоанна Богослова и место Успения с первых веков, можно считать, что эта традиция, восходящая действительно к апостольскому поколению, является подлинной.

Вынос образа Пресвятой Богородицы из Гефсиманской часовни. Фото: orthodox-jerusalem.ru

«Как Господь мог молиться в католическом храме?»

При паломничестве на Святую Землю стоит посетить и место Успения, и место погребения Пресвятой Богородицы. Хотя тот факт, что храм на Сионской горе является католическим, православных паломников иногда смущает. Как и в целом то, что на Святой Земле не все святые места находятся в ведении православных: некоторые – в ведении представителей иных христианских конфессий, а некоторые и вовсе в ведении мусульман или иудеев.

Например, сейчас на месте древней византийской церкви в Гефсиманском саду стоит католический храм. Камень, который находится у его алтаря, почитается как место молитвы Господа в Гефсимании. И нередко паломники меня спрашивают: «А как же Господь мог молиться в католическом храме?» Конечно же, тогда храма не было, был Гефсиманский сад, была Сионская гора. Но люди, особенно те, которые болезненно воспринимают инославных и иноверцев, порой изумляются: как это святое место может быть в католическом владении?

Понятно, что православную литургию мы можем совершить только в православном храме. Далеко не везде в местах, принадлежащих иноверцам, мы можем совершить даже какое-то краткое богослужение – скажем, на Храмовой горе или у Стены плача.

В то же время внутри храма Гроба Господня диаконы различных христианских Церквей – и православные греческие в том числе – кадят не только свои престолы, но и престолы других конфессий. Этот факт очень важен. Казалось бы, для нас это странно – кадить католический престол или армянский. Но как-то и не приходится обычно в своей русской практике. А в храме Гроба Господня почитается само место и то, с чем оно связано, независимо от того, кому в настоящее время это принадлежит. И православное духовенство совершает каждение армянских и католических престолов в этих местах, в храме Гроба Господня, точно так же, как и православных.

Но это совершенно не удивительно, потому что исторически владение теми или иными местами внутри храмов менялось. То, что сегодня православное, недавно могло ещё быть не православным, а то, что сегодня не православное, пару столетий назад могло быть православным. Это менялось очень легко, особенно во времена мусульманского правления. Какая-то чёткость здесь появилась со времен статус-кво, с середины XIX столетия.

У Гробницы Пресвятой Богородицы. Фото: orthodox-jerusalem.ru

«Странные, но гостеприимные»

Поэтому совершенно невозможно сказать, что это место православное, а это не православное. Как раз в паломнической традиции это очень заметно. Об этом можно прочесть в изданной мною недавно книге «Русские на Святой Земле», которая уже продается в православных книжных магазинах. В частности, там идет речь о том, что средневековые православные паломники посещали святые места независимо от того, в чьем владении они на тот момент находились.

Первым текстом, касающимся русского паломничества на Святую Землю, является «Хождение игумена Даниила». Это начало XII века, игумен Даниил был здесь в годы правления крестоносцев. И на Фаворе он останавливается в католическом бенедиктинском монастыре.

Описывая свои впечатления, игумен иногда отмечает странные, с его точки зрения, особенности инославной веры. Но при этом добавляет, что бенедиктинцы – приятные и гостеприимные люди. Более того – он со своими спутниками, прощаясь с братией этого монастыря, берёт благословение у тамошнего игумена. То есть даже для людей, относящихся к духовенству, которые были в курсе разделения православных и католиков, казалось нормальным взять благословение у бенедиктинского игумена.

Мы сейчас это не практикуем, но для русских XII века это было нормально. И этот жест игумена Даниила для современных паломников может быть поучителен. Конечно, не в том плане, чтобы они сегодня брали благословение у бенедиктинского игумена, а как пример уважительного отношения к инославным.

Читайте также:
Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год

Что такое Гефсимания?

Гефсимания — селение близ Иерусалима, в котором находился сад Гефсиманский. Чем же так знаменито это место? Гефсимания тесно связана с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и знаменует начало Его Крестного пути. Гефсиманский сад был любим Иисусом. Именно туда Он часто приходил, выходя за пределы Иерусалима в сопровождении Апостолов, принимая его как место для уединения и отдыха.Именно там провел Он в молитвах ночь перед предательством и арестом, именно там был предан поцелуем Иуды, именно там ступил на путь Крестных страданий.
События, происходившие в Гефсиманском саду 2 тысячелетия тому назад, поистине трагичны. Зная о приближающихся муках, Иисус направляется на ночную молитву в Гефсиманский сад. За ним следуют ученики, большинство остается в отдалении, но троих Апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, Иисус зовет за Собой. Душевные страдания одолевали Иисуса и Он искал общества учеников Своих и их поддержки в трудный час: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал Он; душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Но ученики Его оказались слабы, и уснули, а потому и остается тайной последнее обращение Сына Человеческого к Отцу Своему Небесному. Известно лишь начальные слова Его молитвы: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, — воскликнул Он» (Мк. 14:36). И смирение с Его волей: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня… да будет воля Твоя» (Мф. 26:42).
Когда же возвращался Иисус с молитвы, Иуда встретил Его поцелуем, которым и предал Его в руки стражников. Начались Крестные страдания Иисуса Христа.
***
Расположен Гефсиманский сад на западном склоне Масличной горы, вблизи ручья Кедрон.
Самое слово «Гефсимания» — еврейское, и означает оно «место маслин», неудивительно, что оливковую рощу назвали именно Гефсиманским садом.
Часть этого сада сохранилась и до наших дней. Сохранились и восемь древних маслиничных деревьев, которые вполне могли быть безмолвными свидетелями ночной молитвы Иисуса.
Сохранился и грот, в котором молился Иисус, удалившись от учеников, и камень, на котором капли кровавого пота Христа оставили свои следы.
Сегодня — Гефсиманский сад место паломничества множества верующих.

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)

Добавить комментарий Отменить ответ

Во Славу Божию!

На еженедельной основе приход Храма Воскресения Христова при поддержке прихожан организует обед для бездомных и неимущих.
Братья и сестры!
Если у вас есть желание оказать помощь в этом благом деле личным участием или необходимыми продуктами для приготовления обеда, и сопутствующими товарами (чай, сахар, одноразовая посуда), просим обращаться в иконную лавку храма.

Икона дня

Православная соц. сеть «Елицы»

Тел. иконной лавки храма: +7(961)641-60-30

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Гефсиманский сад в Израиле

Гефсиманский сад расположен у подножия Масличной горы. Отсюда открываются виды на долину Кедрон и стены Старого города Иерусалима.

Где находится

Гефсиманский сад в Иерусалиме находится в Израиле, в Кедронской долине у западного склона Елеонской горы. В этой местности Восточного Иерусалима происходили важные события в истории христианства, о которых напоминают различные достопримечательности этой округи.

Это почитаемое христианами место расположено на пересечении дорог Ерихо и Аль-Мансурия, в 400 м к востоку от Львиных ворот Старого города.

Слева от шоссе Аль-Мансурия находится Гробница Богородицы и Гефсиманский грот, слева — Церковь Всех Народов и сад с оливковыми деревьями, а за ними немного левее стоит Церковь Марии Магдалины с монастырем.

Практическая информация

Сад открыт с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00.

Чтобы добраться сюда, понадобится пройтись пешком. Сперва нужно доехать до Львиных ворот автобусами № 1, 2, , после чего идти примерно полкилометра по Кедронской долине, по направлению к церкви Всех Наций.

История

В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.

В Гефсиманском саду с Путеводиителем по Иерусалиму и Святой земле

Известно, что на месте моления Иисуса в IV в. была построена византийская церковь, позднее разрушенная.

В середине XII в. была построена новая церковь, впоследствии также разрушенная.

Читайте также:
Святые места России: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

С 1681 г. Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 г. его обнесли каменной оградой.

Францисканские строения с колокольней в Гефсиманском саду

В Гефсимании находятся несколько христианских церквей:

Гефсиманский сад в ночь Моления о чаше

В наши дни можно лишь предполагать, каков же был настоящий Гефсиманский сад в Иерусалиме, фото по понятным причинам отсутствуют, а иконописцы, чаще всего и в глаза не видевшие даже современного им Гефсиманского сада, изображали два-три дерева. В них ли дело, в конце концов!

А сад был огромным, занимал все пространство меж Храмовой горой и Елеонской. Есть версия, что в новозаветные времена Гефсиманией — а это название происходит от слов «масличный пресс» — называли всю долину Кедрона, которая тянется к Мертвому морю на более чем 30 км.

В этом оливковом лесу, наверняка снабжавшем маслом весь Иерусалим, можно было заблудиться. Или уединиться — как и поступал Иисус. Учеников Он приводил сюда, чтоб им были слышней Его слова — не в толпе же иерусалимской говорить о важнейшем. И здесь же Он остался в полном одиночестве, чтоб говорить с Отцом.

У русского художника Николая Ге есть малоизвестная по сравнению с другими и не оцененная современниками картина «Иисус в Гефсиманском саду». Совершенно прямая фигура коленопреклоненного Христа в момент Моления о чаше — и пугающий, черный, словно умирающий от скорби ночной сад за его спиной. Из-за склона горы и кренящихся огромных деревьев кажется, будто это сад, а не Иисус, вот-вот покинет этот мир. Сад только что услышал, что Сын Человеческий уже не просит пронести чашу мимо — Он готов испить ее до дна.

Гефсиманский сад — второй персонаж картины, и верится, что именно таким он и был — мрачноватым, не слишком ухоженным в своих далеких уголках. Воплощение земного мира, с которым прощается Иисус, прекрасного, стихийного, и — грешного. Сад скорбит по Сыну Человеческому — но ни одно дерево не упадет ни на Иуду, ни на командующего римских легионеров.

В Библии

В Евангелии от Иоанна можно прочитать о том, как Иисус пришел сюда, чтобы помолиться со своими учениками после Тайной Вечери. Именно здесь Иисус был предан Иудой и арестован римлянами. Здесь Иисус мучился от судьбы, которую он знал, ожидал его. По этой причине его также называют Садом агонии или агонии Христа.

Иисус хорошо знал сад. Он находится на пути между Храмовой горой и деревней Вифания. Спаситель часто приходил в эту оливковую рощу подумать и помолиться.

Церкви Гефсимании

Камень на котором молился Христос и алтарь церкви Всех Наций

В христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества. Известно, что на месте моления Иисуса в IV веке была построена византийская церковь, позднее разрушенная. В середине XII века была построена новая церковь, впоследствии также разрушенная. С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой.

В настоящее время в Гефсимании находятся несколько христианских церквей:

Церковь Всех Наций

Католическая францисканская церковь Всех Наций построена в 1919—1924 годах. Перед алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. В храме всегда полумрак в память того, что события, которым он посвящён, происходили ночью. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление», «Поцелуй Иуды» и «Взятие Христа под стражу».

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.

Церковь Святой Марии Магдалины

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами. Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова РПЦЗ, созданный в 1934 году

Как добраться

Почти все достопримечательности Гефсиманского сада находятся в пешей доступности друг от друга.

Добраться до них можно несколькими способами:

  • от Дамасских ворот палестинскими автобусами 43 и 44;
  • автобусами «Эгед» 1, 2, 38, 99 доехать до Львиных ворот Старого города, затем идти пешком вправо через долину, на развилке опять повернуть направо, и идти, пока слева не появится вход на гору. Весь путь составляет не более 500 м и займет около 10 мин;
  • на автомобиле до пересечения дорог Ерихо и Аль-Мансурия;
  • взять экскурсию в турфирме или у частного гида.
Читайте также:
Святые источники в Новосибирске: где находятся и что посетить, история святых мест

Базилика Агонии

Так по-другому называется католическая церковь Всех наций, потому что перед главным ее алтарем — обвитый кованым терновым венцом светлый камень. Считается, что именно на нем Христос молился в последнюю ночь.

Некие основания так считать косвенно подтверждаются тем, что именно на этом месте храмы — конечно, не такие грандиозные, как это совместное произведение 12 стран — строились и раньше. Византийская базилика простояла тут с IV в. по середину VIII — ее погубило землетрясение. Но Гефсиманский сад жил в памяти христиан — раз память о нем не стерлась за четыре последующих столетия: в XII в. здесь поднялась часовня крестоносцев. После их поражения здание было заброшено и, должно быть, самопроизвольно пришло в упадок. А может, камни его пригодились для какой-то иной постройки новым, мусульманским хозяевам Иерусалима.

Так как церковь Всех наций — а значит, и Католическая церковь — обладает слишком ценной для других христиан святыней, представителям других конфессий позволено молиться на открытом алтаре в саду возле церкви. Здесь происходят богослужения православных, армяно-григорианских, англиканских, лютеранских, евангелистских священников, а иногда и самих католиков. Гефиманский сад принадлежит католическому ордену францисканцев.

О достопримечательности

Чуть выше долины Кедрон, у самого подножья Масличной Горы, примыкает к Церкви Всех наций Гефсиманский сад. Сам сад уже не так велик (территория составляет около 1200 квадратных метров), но его безусловное историческое и религиозное значение делает Гефсиманию особенно привлекательной для туристов и паломников.

По преданию, именно среди оливковых деревьев Гефсиманского сада, молился в ночь перед распятием Иисус. Мощные, величественные кроны древних олив, кажется, еще хранят ночной шепот Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых олив, возраст которых насчитывает более 2000 лет.
Гефсиманией называли всю долину у подножия Масличной горы, поэтому трудно утверждать – где именно начались Страсти Христовы. По преданию – именно сюда пришел Христос с апостолами после тайной вечерии. Именно отсюда вознеслась Молитва о Чаше, слетевшая с губ Иисуса. Именно здесь находится базилика Борения, здесь на вершине скалы молился Иисус Христос.
И красавица Церковь Марии Магдалены, и Церковь Успения Богородицы, и главный храм – церковь Всех Наций (или храм Страстей Господних), и Гефсиманский Грот — всё это места, которые приоткроют вам многовековую историю Гефсимании.
Сам сад всё ещё плодоносит, а при храме наций находится Женский Гефсиманский Монастырь.
В окрестностях Гефсиманского сада, расположена Церковь Святого Семейства, постройка которой датирована VII веком, в подвальном помещении которой похоронены родители Богородицы – Анна и Иоаким.
Есть мнение, что прогулка меж олив Гефсиманского Сада, а также молитва, совершенная в тени деревьев его, помогут найти решение важных, насущных проблем и сделать правильный выбор.

Адрес Jerusalem, Et Tur Mount of Olives
Время работы Вс.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Пн.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Вт.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Ср.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Чт.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Пт.: 8:00-18:00, перерыв с 12:
Сб.: 8:00-18:0
Телефон +972-
Входная плата
Доступно для инвалидов есть соответствующая инфраструктура

Гефсиманский грот

К VI веку н. э. роща стала местом паломничества. И хотя были предложены альтернативные участки, нынешнее место соответствует библейскому описанию.

Здесь находится Гефсиманский грот, также называемый пещерой оливкового пресса. Предполагается, что Иисус его ученики там отдыхали. Пещера, общей площадью 190 м2, не изменилась с тех пор, как Иисус бывал здесь.

В отверстии стены удерживается деревянная балка, используемая в процессе прессования оливок. Сегодня грот используется как часовня. Рядом находится Гробница Марии, где, как говорят, была похоронена Дева Мария, мать Иисуса.

Церковь Марии Магдалины

Если вы хотите увидеть скальный гротик, где Петр, Иоанн и Иаков ожидали Учителя, совершавшего Моление о чаше в Гефсиманском саду, нужно посетить православную церковь св. Марии Магдалины. В ночь с Великого четверга на Великую пятницу из храма в грот совершается крестный ход.

Пещерка очень низкая, тесная, освещенная только свечами, ничем не украшенная — иконы и иконки на неровных стенах крепятся прямо к камню. Когда монахини из монастыря св. Марии Магдалины поют здесь, голоса их звучат без эха, но удивительно чисто.

Святое место

Гефсиманский сад является обязательным местом для христианских паломников, посещающих Иерусалим. Его посещали даже Папы римские и сажали тут оливковые деревья. В Страстный четверг во время Страстной недели паломники собираются, чтобы помолиться. Во главе с францисканскими монахами они отправляются в процессии на горе Сион, где Иисус провел ночь в заключении после своего ареста.

Читайте также:
Секты в России: отношение православия и РПЦ, признаки и виды, список запрещенных

Загадочный Гефсиманский Грот

Когда именно нынешний Гефсиманский грот стал считаться местом Тайной вечери и предательства Иуды (а ранее — и местом Моления о чаше) — точно неизвестно. Есть свидетельство, относящееся к VI в.: на тот момент в гроте имелись четыре ложа, для трех человек каждое, и для служб туда спускались 200 монахов. Гефсиманский сад уже с IV в. был известным местом молений.

У другого свидетеля-пилигрима, уже в конце IX века, четыре ложа превратились в четыре круглых стола. Да и какие ложа уцелеют за три-то столетия — разве что каменные. Или из слоновой кости, например, но на последних бродячий проповедник Иисус с такими же запыленными учениками вряд ли возлежал хоть когда-нибудь.

Но ведь хочется верить в чудо. В то, что здесь действительно прятались от слишком любопытных глаз Сын Человеческий с учениками. И что древний камень на полу растоплен Его кровавым потом. Верили византийцы, верили крестоносцы (они расписали грот фресками и выложили мозаиками, от которых на потолке грота остались лишь смутные тени).

И так достоверно в нынешней маленькой католической церкви — ею «работает» Гефсиманский грот — под алтарем Христовым расположились подремать два бронзовых апостола.

Почему бы и не поверить, что и Он, и они бывали здесь, и это не просто обширная пещера, которую хозяйственные древние иудеи использовали для хранения бочек с водой, а не менее хозяйственные римляне, возможно, устроили тут один из своих КПП (может, сюда-то и прибежал за стражей Иуда из Гефсиманского сада!). Но как оно было — никто теперь не узнает.

Экскурсии

Гефсиманский сад в Иерусалиме упоминается в Евангелиях и пользуется популярностью у паломников. Туристические агентства страны предоставляют возможность посмотреть достопримечательности города на родном для экскурсантов языке.

Есть автобусно-пешеходные экскурсии, посвященные святыням Гефсиманского сада и Елеонской горы, также имеются варианты, где Гефсиманский сад является одним из списка объектов поездки. Например, посещение Гефсимании включается в такие популярные экскурсии, как: «Иерусалим христианский», «Вифлеем и Иерусалим христианский» и «Иерусалим — колыбель цивилизации».

Цены на туры начинаются от 40$ и зависят от маршрута и его длительности. Индивидуальную экскурсию можно заказать на любое удобное время у частных профессиональных гидов. Например, стоимость 10-часовой индивидуальной экскурсии для групп от 1 до 5-7 человек около 250$.

Маршрут такого тура включает осмотр достопримечательностей Елеонской горы и Гефсимании, где происходили важные для христиан события:

  1. Встреча у Дамасских ворот Старого города.
  2. Елеонская Гора и Малая Галерея, где Христос явился ученикам после Воскресения.
  3. Вознесенский Монастырь. Стопочка, где Иисус учил молитве “Отче Наш”.
  4. Гефсиманский грот.
  5. Гефсиманский сад олив.
  6. Камень, где Господь молился о Чаше.
  7. Гробница Божьей Матери.
  8. Монастырь Марии Магдалины.
  9. Мощи Елизаветы и ин. Варвары.
  10. Город Давида и Силуамская купель.
  11. Монастырь Онуфрия Великого.

Интересные факты о Гефсиманском саде

Перечень:

  • В честь Гефсиманского сада в России получили названия Гефсиманский Черниговский скит в Подмосковье и Гефсиманский скит на Валаамском острове.
  • Тысячелетние оливы сада являются одними из самых древних существующих растений.
  • В Гефсиманском саду похоронена мать Иисуса, ее муж и родители.
  • Елеонская гора является самой высокой точкой города, с ее смотровой площадки открывается потрясающая панорама на Старый город.
  • Гефсиманский сад содержит 4 места, в которых Иисус мог молиться в последнюю ночь перед предательством.
  • Библия говорит о Христе, как о Боге, на время ставшего человеком, то есть в нем было 2 природы — божественная и человеческая. Именно в Гефсиманском «Молении о чаше» это стало заметно. Сначала его человеческие чувства трепетали перед крестными муками, и он попросил Бога Отца, чтобы Он отвратил эти страдания. Однако, сразу добавил «не Моя воля, но Твоя да будет» и, повторив эту фразу еще несколько раз, выполнил предназначенную Ему миссию. Это “Моление о Чаше” уже 2 тысячелетия вдохновляет художников, поэтов и последователей Христианства.
  • Кедронская долина не имеет кедров. Слово «кедар» на иврите означает «темнота». Считается, что трубный зов, поднимающий мертвых для Страшного суда, прозвучит именно здесь. Поэтому эта долина заполнена кладбищами разных конфессий.

Умиротворенная атмосфера святых мест Иерусалимского Гефсиманского сада помогает верующим находить решение своих проблем, а искренние молитвы — сделать правильный выбор.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Гефсиманский сад: что таит в себе любимое место Иисуса

…Этот сад был в селении, называемом Гефсимания, что недалеко от Иерусалима. Иудеи называли его «гат шманим», что значит «масличный пресс». Действительно, здесь была роща чудесных олив. Даже сегодня, по легенде, здесь есть деревья, которые были свидетелями события, развернувшегося здесь два тысячелетия назад.

Это было любимое место Иисуса. Здесь он уединялся в молитве. Последнее пребывание Христа здесь было особенным.

Читайте также:
Церковь и налоги: платит или нет РПЦ налоги, доходы и расходы, особенности

Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною.

Ночь, холод; троих — Петра, Иакова и Иоанна — Спаситель берет с Собой, чтобы они были при Нем, хоть на расстоянии броска камня. Древняя Церковь говорит о Петре, как о примере веры, об Иакове — как образе праведности, об Иоанне — как образе любви. И вот собрались вокруг Него человеческая вера, и праведность, и любовь; и Христос уходит и стоит перед лицом смерти, крестной смерти. А ученикам холодно, настала ночь, ранние, такие утомительные часы ночи; и тоска их гложет, и от тоски все трое засыпают.

Церковь всех наций

А в это время Христос стоит пред лицом Своей смерти, которая есть не что иное, как смертность всего человечества, которую в день Крещения Он, как человек, на Себя принял и которую, как Агнец, закланный до создания мира, Он воспринял на Себя. Смерть Ему чужда во всем; как Бог, Он бессмертен; как воплощенный Бог, Он самое тело воплощения сделал бессмертным, и смерть Его — наша смерть, которая Его убивает. Это всечеловеческое убийство. И перед эти ужасом смерти Он молится: «Господи, чтобы прошла эта чаша!». Содрогается плоть, душа Человека, может быть, более страшно, чем душа всякого человека и плоть всякого человека перед смертью.


Ограда гефсиманском саду

И Он встает и идет к Своим ученикам в надежде, что встретит человеческий взор, что коснется Его человеческая рука, что хотя Он на каком-то расстоянии от них, но Он не один, — а они спят. Их тоска оказалась сильнее сострадания, любви, всего, что их связывало со Христом. Они спят, Христос снова отброшен в совершенное одиночество. Он снова молится. На этот раз Он сделал шаг к победе; в первый раз Он говорил: «Да мимо идет чаша сия», теперь Он говорит: «Если Мне надо ее пить — пусть будет так». И на этом Он истощил все Свои человеческие силы. И Он идет за помощью. А ученики спят, у нихнет для Него ни взора, ни слова, ни прикосновения руки — ничего нет. Его снова отталкивают в одиночество. И третий раз Он молится: «Да будет воля Твоя!». И тогда все совершено. Он возвращается к ученикам, и теперь Он их может разбудить, теперь все на Нем — никто не помог.


Купола церкви Марии Магдалины

Из этого мы можем многому научиться. Бывают моменты, когда и нам кажется, что мы если и не перед лицом смерти, то перед лицом какого-то решающего события, решающего поворота жизни, итак бы хотелось услышать хоть одно слово, чтобы хоть кто-нибудь взглянул, кто-нибудь прикоснулся к руке, но мы чувствуем, что мы одни и надо все сделать без помощи. И еще — что мы не можем этого сделать враз никакими силами, но мы можем бороться; Гефсиманское борение — для нас пример того, что с нами может быть. Если мы не можем сказать: «Да будет воля Твоя», — мы можем сказать: «Господи, Господи, пронеси эту чашу мимо меня, если только можно»; эти слова «если только можно» — предел нашей веры, предел нашей готовности принять волю Божию, даже если она такая страшная, такая страшная…

Каждый из нас в течение жизни вступает в свой Гефсиманский сад и восходит на свою Голгофу. Разумеется, наши Гефсимания и Голгофа несоизмеримы с Господними, ибо испытания посылаются каждому по его силам.

Нам приходится испытывать скорбь и страх, тоску, уныние и одиночество; может показаться, что наши страдания несправедливы, а люди не способны оценить то доброе, что мы ради них совершаем или готовы совершить. И если мы научимся в самые трудные моменты жизни соизмерять свою волю с волей Божественной и подчинять свое человеческое начало началу Божественному, если научимся поступать так, как заповедал нам Господь, то всякий раз будем обретать внутреннюю гармонию и силу духа, как обрел их Спаситель, молясь в одиночестве и забвении в Гефсиманском саду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: