Гонения на христиан: история, время и причины, периоды, гонения сегодня

Периодизация эпохи гонений.

Согласно церковному историку В.В. Болотову, история гонений на христиан в I—III вв. в целом может быть разделена на три периода.

Период первый. Христианство под покровом дозволенной (иудейской) религии. В этот период, охватывающий время от начала христианства до 96 г., христиане жили под покровом дозволенной иудейской религии и поэтому со стороны правительства систематическому преследованию не подвергались. По хронологии первым считается гонение при императоре Нероне. Римский историк Публий Корнелий Тацит (55-120 гг.) сообщает, что это гонение было начато императором по случаю пожара в Риме в 64 г., в котором Нерон обвинил христиан. С гонением Нерона церковное предание связывает мученическую кончину апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел усечен мечом. Второе гонение на христиан было в годы царствования Домициана (81 – 96 гг.). С этим гонением церковное предание связывает ссылку на остров Патмос апостола Иоанна Богослова.

Период второй. Христианство как недозволенная религия. После смерти Домициана наступает царствование Антонинов. В это время положение христиан значительно ухудшилось. С христианства была окончательно снята тень иудейской религии. Возможно,

Рим: Арка Септимия Севера, 203 г.

перемена произошла под влиянием двух фактов: с одной стороны, падения Иерусалима в 70 г. (в результате жестокого подавления римлянами иудейского восстания), приведшего к прекращению национальной и государственной самостоятельности иудеев, с другой стороны, – более широкого распространения христианства. В этот период римское правительство уже признает христианство под собственным именем, отличая его от иудейства. В царствование Траяна (98-117 гг.) впервые был издан эдикт (закон), который надолго определил неправоспособное положение христиан в империи. Согласно ему христиане подлежали преследованию уже за «самое имя». Обвиняемым предстоял выбор между отречением от своей веры и смертью.

Юридическое положение христиан, установленное при Траяне, долго не подвергалось переменам при его преемниках. Самые известные гонения в этот период: при Адриане (начало II в.), Антонине Пие (середина II в.), Марке Аврелии (60-е гг. II в.), Септимии Севере (конец II в. – начало III в.)

Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством. Период начинается с царствования императора Декия (середина III в.). В 249 г. им был издан эдикт против христиан, предписывавший повсеместное гонение на всех, не почитающих римской религии. Следующее гонение (спустя 2 года после гибели Декия в военном походе) возобновилось при императоре Валериане (253-260 гг.), который издал два эдикта. Первый эдикт строго запрещал христианам собираться на богослужения под угрозой казни. Второй эдикт предписывал казнить всех предстоятелей церквей: диаконов, пресвитеров, епископов, которые будут твердыми в исповедании веры. Высокопоставленные граждане, сенаторы, всадники (одно из привилегированных сословий в Римской империи) за исповедание Христа согласно этому эдикту лишались римского гражданства, имущества, а если и после этого не отрекались от веры, то подвергались казни. Высокопоставленные лица за исповедание Христа лишались имущества и ссылались в отдаленные места, состоявшие на императорской службе лишались имущества, записывались в крепостное состояние и ссылались в дворцовые имения.

Последние гонения раннехристианской эпохи связаны с именами императоров Диоклетиана и Галерия. С 284 г. римская империя перешла во власть Диоклетиана (284-305 гг.), открывшего гонение против христиан в 303 г. разрушением никомидийской христианской церкви и последовавшим после этого эдиктом, объявлявшим преследование христиан. Согласно этому эдикту места общественных собраний христиан было приказано разрушать, священные книги – изымать. Все христиане независимо от своего ранга и состояния были объявлены подлежащими пыткам. Те, кто занимал должности, лишались этих должностей. В эдикте было также указано, что все могут обвинять христиан, но христиане не только не имеют права выступать обвинителями на суде против кого бы то ни было, но даже обращаться в гражданский суд с просьбой о защите. Люди знатного происхождения или занимавшие значительные должности в случае принадлежности к христианству, как пишет В.В. Болотов, объявлялись бесчестными. Люди незначительные, но свободные, состоявшие в какой-нибудь службе, лишались свободы.

В том же 303 г. последовало еще два эдикта, в которых предписывалось всех представителей христианского клира (епископов, пресвитеров, диаконов, чтецов) заключать в тюрьмы и принуждать к принесению жертв языческим богам; если эго требование исполнялось, то отпускать на волю, если нет – применять пытки.

В 304 г. Диоклетиан смертельно заболел. Фактическим правителем востока оставался кесарь Галерий, издавший в 304 г. последний (четвертый) самый жестокий эдикт, которым предписывалось всех христиан принуждать к принесению жертв пытками. Особенно сильным гонение было на востоке, в Азии и в Египте. Христиан массово истребляли. Церковный историк Евсевий передает, в частности, что в египетском городе Фиваиде во все продолжение этого гонения в день погибало до 10-20 или 30 христиан, а в некоторые дни – от 60 до 100.

Закончилась эпоха гонений Миланским эдиктом 313 г., изданным императорами Константином и Ликинием. Эдикт предоставлял «христианам и всем другим полную свободу следовать той религии, какой кто может и какую считает для себя наилучшею, чтобы всякое божество, какое только есть на небесном престоле, было милостиво и благосклонно к ним и всем нашим подданным». Миланский эдикт продекларировал общую свободу вероисповедания для всех подданных, подчеркнул, что христиане более не будут подвергаться никаким притеснениям, что им дается полная свобода следовать своей вере. Было также сделано распоряжение «о безвозмездном возвращении христианам мест богослужебных собраний, конфискованных в последнее гонение». Для всех остальных предоставлялось полное право выбора между существующими религиями.

Гонения на христиан

С того момента как Господь Наш Иисус Христос сошёл с небес на землю для того, чтобы очистить человечество от первородного греха, на христиан начались гонения. Их результатом стала позорна казнь на кресте Спасителя. Многие его ученики и последователи предпочли смерть отступничеству от Бога .

Читайте также:
Православие и фильм "Матильда": отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Особенно масштабные гонения проходили во времена Римской империи. Тогда христиан бросали на съедение львам, сжигали, казнили иными мученическими казнями. В наше время также есть те регионы мира, где христиан преследуют. Поэтому ряды новомучеников и исповедников постоянно пополняются .

Гонения на христиан ― это преследование за веру в Господа Иисуса Христа

Под гонениями на христиан в богословии и истории Церкви понимают преследование христиан по религиозным причинам. Это в первую очередь вера в Господа Иисуса Христа . При гонениях верующих преследует государство. Также в гонениях могут принимать участие иноверцы и иные стихийно объединившиеся против христиан люди.

Распятие. Мантенья Андреа, 1457-1460 год. Гонения на христиан начались ещё при жизни Иисуса Христа. Он сам был распят язычниками, не признававшими его Сыном Божьим.

Христос предупреждал своих учеников:

«… и будите ненавидимы за имя моё»

Так и случилось, при этом преследовать христиан стали ещё при жизни Христа. Церковь связывает первое масштабное преследование христианской Церкви с убийством диакона Стефана (Деян. 11:19).

Апостолов гнали и мученически умертвили за Христа.

Всего же христианская Церковь после своего основания оставалась гонимой в течение трёхсот лет. Преследовали христиан, в первую очередь римские императоры. Кроме того, имелись у них враги и среди иудеев, не желавших принять Новый Завет.

В наше время также известны случаи гонения на христиан. Советской власти в 20 веке преследовали Русскую православную церковь . Различные экстремистские группировки преследуют сейчас христиан в разных регионах мира.

Исследователи при этом признают, что самый длительный период гонений Церковь пришёлся на времена Римской империи . Именно тогда возникла угроза существованию самой христианской Церкви. В иные времена такой угрозы не существовало

Римляне вначале считали христиан иудейской сектой и преследовали их вместе с иудеями

Сведения о гонения в Риме на христиан сохранились в «Церковной истории». Это сочинение написал Евсевий Кесарийский между 323 и 325 годами.

В нём описывается история Христианской Церкви до Рождества Христова, в период Великого гонения, а также во время и его и при обращении в христианство императора Константина.

Последняя молитва христианских мучеников. Ж.-Л. Жером. 1863-1883 год.

Первоначально гонения на христиан в Древнем Риме были единичны, так как римляне считали их иудейской сектой. Обычно заподозренных в принадлежности к христианству бросали на растерзание львам. Это одна из самых распространённых казней в Риме .

В период гонений на христианство после смерти и воскресения Христа, верующих римляне подвергали гонениям наряду с иудеями. Дело в том, что римляне не считали христианство отдельной религией.

Поэтому они преследовали христиан как представителей одной из иудейских сект. Это продолжалось вплоть до Великого гонения на христиан. Тогда гонения стали государственной политикой и их целью стали исключительно христиане.

При этом сами иудеи, а именно их властные группировки, отрицательно относились к христианству. Они не могли принять заповеди Христовы. Многие апостолы и сам Христос пострадали от коварства книжников и фарисеев.

После восстания в 67 году иудеев против римлян христиане из Иерусалима ушли в город Пелла.

Когда в 67-ом году иудеи восстали против римлян, большинство христиан покинуло Иерусалим, и ушло в город Пеллу. В 70-м году римляне подтянули подкрепления и жестоко подавили восстание.

Иудейская война 66-70 годов: осада и разрушение Иерусалима римскими войсками. Художник Д. Робертс, 1850 год.

В результате последнего восстания Иерусалим римляне разрушили. Его улицы распахали плугом, чтобы показать, что это теперь не город, а поле.

Последнее восстание иудеев состоялось в 132 году. В результате его Иерусалим полностью разрушили. Оставшиеся в живых евреи вынуждено бежали в другие страны. Улицы же Иерусалима перепахали плугом, для того чтобы показать, что теперь это поле, а не город.

Позже здесь местные жители построили город под названием «Элия Капитолина».

Гонения от римлян ― самые страшные в истории Христианской Церкви

После разрушения римлянами Иерусалима, преследования христиан иудеями прекратились . При этом всех верующих ожидали ещё более жестокие гонения, так как политику террора к ним стала применять Римская империя. Длилось это два с половиной века.

Причиной таких гонений стало то обстоятельство, что христианское учение прямо противоположно образу жизни язычников . Язычники могли терпеть любую веру. Главное при этом ― не мешать другим верить в своих богов и вести свой особый образ жизни.

Нагорная проповедь. Себастьяно Риччи (Бкллуно 1659 – Венеция 1734).

Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что язычник не мог принять. Поэтому гонения на христиан с их стороны считались самыми жестокими.

Христианство же полностью меняет образ жизни человека. Иисус Христос проповедовал любовь и отрицал эгоизм. Он призывал отринуть гордость и стать смиренным. Христос порицал роскошь и учил воздержанию и посту. Стоит отметить, что Римская империя, особенно в поздний период, погрязла в роскоши и разврате.

Если же говорить о практических вопросах, то христиане отрицали многожёнство. Они относились к рабам как к свободным. Богатых верующие во Христа призывали к благотворительности и милосердию.

Преследования христиан в Древнем Риме: три этапа

Преследования христиан в Римской империи условно делятся на три периода:

  1. Первый период характерен тем, что римская власть не обращает никакого внимания на христиан. В это время репрессии носят одиночный характер и не являются государственной политикой. Обычно это факты единичных казней, вызванных неприязнью того или иного императора к конкретному христианину.
  2. Второй период примечателен возведением гонений на христиан в ранг государственной политики. При этом они остаются случайными и зависят от характера и личного отношения к христианству того или иного императора.
  3. Третий период, самый странный период гонений на христиан. Именно тогда Римская империя направила все силы на искоренение Веры Христовой. Преследования верующих приняли длительный и ожесточённый характер. Христианство в Римской империи официально признали враждебной империи сектой, и поэтому ставился вопрос его искоренения.
Читайте также:
Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. Статуя из Олбии. 54-59 год. Римский император Нерон, обвинил в поджоге Рима христиан, хотя сам в безумии сделал это.

Первые два периода предшествовали так называемому Великому гонению. Тогда встал вопрос о самом существовании христианств, так как римляне стремились физически уничтожить последователей и учеников Христа. Первыми к гонениям по отношению к христианам приступили римские императоры Нерон и Домициан.

Тит Флавий Домициан. Бюст. Предположительно 84-96 год. Римский император Домициан в начале терпимо относился к христианам. Так как они отказались признать его в качестве «бога», как требовали государственные законы, он начал их жестоко преследовать.

Особенно «отличился» здесь Нерон, обвинивший их в поджоге Рима. Кстати, Вечный город безумный император поджёг сам. Что же касается Домициана, то в начале своего правления он терпимо относился к верующим во Христа. К концу же его он переменил к ним отношение и стал жестоко преследовать.

Дело в том, что христиане не почитали его в качестве «бога», как это требовал императорский культ. Наиболее страшными стали в это время для них 64-68 годы, когда заподозренных в вере во Христа предавали смертной казни: кидали на съедение львам, распинали на крестах, сжигали живьём.

Император Марк Аврелий при помощи гонений хотел остановить распространение христианства

Второй период гонений отличается от первого тем, что они стали системными . В это время наибольшими ненавистниками последователей Христа считались императоры Траян, Марк Аврелий и Септимий Север.

Первый издал строгие эдикты, запрещающие существование любых тайных обществ, имеющих собственные законы. Все общества должны обязали подчиняться государственным законам. В это время христиан ещё не разыскивали, при этом обвинение в христианстве обычно означало применение смертной казни к обвинённому .

Марк Аврелий Антонин. Бюст. 161-169 год. Император Марк Аврелий был философом-стоиком. Именно поэтому он ненавидел христиан и разработал целую систему их преследования. Цель её ― отречение от веры Христовой.

Дело в том, что он принадлежал к стоицизму, философскому течению, отрицающему бессмертие. Именно поэтому он считал Веру Христову вредной антигосударственной сектой. Он пытался насилием остановить распространение христианства.

Императора Септимия Севера излечил его раб Прокул, христианин, поэтому вначале он к ним благоволил. Для того чтобы достичь своей цели Марк Аврелий установил целую систему преследования христиан. Она включала в себя. Розыск, пытки и истязания верующих. Цель таких действий — отречение от веры.

При этом императоре христиан стали лишать имущества, изгонять из домов, бросать в тюрьмы, побивать камнями. Считается, что при нём количество мучеников стало самым большим, а тела замученных не успевали убирать с улиц городов.

Луций Септимий Север. Бюст. 193-213 год. Императора Септимия Севера его раб-христианин Прокул излечил от болезни. Поэтому он, вначале, к христианам благоволил.

После Иудейской войны его отношение к ним переменилось, и он начал их жестоко преследовать.

Что же касается Септимия Севера, то в начале своего правления он благоволил к христианам. Дело в том, что его однажды его раб Прокул, бывший христианином, излечил от болезни. Настроение императора переменилось после Иудейской войны. Именно тогда он издал указ, запрещающий вновь принимать иудаизм и христианство.

Император Деций ― единственный римский император, решивший уничтожить всех христиан

Третий период, период Великого гонения на христиан , связан с именами императоров Деция и Диоклетиана. Именно тогда их преследования стали наиболее системными и жестокими. Например, император Деций Траян решил вообще уничтожить всех христиан. К счастью, его правление продолжалось недолго (249-251 годы).

Гай Мессий Квинт Траян Деций. 168-169 год.

Несмотря на то, что римский император Деций правил всего два года, он прославился как жестокий гонитель христиан . Так он заставлял их приносить жертву языческим богам, а отказавшихся жестоко пытал.

Для того чтобы уничтожить всех христиан в мире Деций постановил, что они должны принести жертву языческим богам. Последователи Христа обязывались явиться в специальное место и принести жертву языческим богам под контролем властей. Тем, кто сделал это, выдавался специальный документ.

Кроме казней и мучений, это указ император ещё и стал причиной раскола в христианстве. Дело в том, что некоторые малодушные стали покупать такой документ. Наиболее ревностные верующие призывали изгонять таких отступников из христианских общин.

Диоклетиан организовал Великое гонение на христиан

Последний период преследования христиан в Римской империи характеризуется массовостью и жестокостью. В это время «прославился» римский император Диоклетиан, организовавший Великое гонение. Править он начал в 284 году.

После его смерти, а это произошло в 305 году, его преемники ещё тринадцать лет преследовали последователей и учеников Иисуса Христа.

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Бюст.

Император Диоклетиан жестоко боролся с христианами . Он желал полностью уничтожить Христианскую Церковь как противостоящую государственной языческой религии.

Для того чтобы «защитить» жителей империи, Диоклетиан издал четыре жестоких эдикта. Эти эдикты, направленные против христиан, понадобились для того, чтобы искоренить христианство. При этом граждане империи поддерживали эти меры и сами активно принимали участие в преследовании верующих.

Первый эдикт императора запрещал христианам проводить собрания для проведения богослужения. Указ предписывал разрушить все христианские храмы. Священное писание император приказал отобрать у священников и сжечь. Христиан лишали как имущества, так и гражданских прав. Дозволялось их пытать во время суда. Их жалобы во внимание не принимались.

Второй эдикт приказывал заключить всех духовных лиц Христианской Церкви в тюрьму, как политических преступников.

Третий эдикт требовал от всех заключённых в тюрьмы христиан принесения жертвы языческим богам. Отступивших от Бога и принесших такую жертву, предписывалась отпустить. Отказавшихся требовалось жестоко пытать.

Христианские мученики в Колизее. Константин Флавинский. 1862 год.

Римский император Диоклетиан приказал всех христиан в империи подвергнуть пыткам, чтобы они отреклись от Господа.

Читайте также:
Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства

Четвертый эдикт объявлял о том, что всех без исключения христиан необходимо осудить на пытки, для того чтобы принудить их отречься от Бога.

23 февраля 303 года император Диоклетиан назвал последним днём Христианской Церкви

Диоклетиан настолько уверился в том, что предпринятые им меры станут действенны и отвратят население империи от христианства, что назначил срок для его существования. Последним днём Христианской Церкви он избрал 23 февраля 303 года , день празднования языческого праздника Терминалий.

Именно тогда римские воины захватили Никомидский храм, разграбили и разрушили его до основания.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. Константинопольская миниатюра из «Минология Василия II». 985 год.

Римский император Диоклетиан был ревностным язычником. В Никомедии, которая была его официальной резиденцией, он устроил особо жестокие расправы над христианами.

Несмотря на то, что после этого на христиан обрушились жестокие казни и пытки, Диоклетиану не удалось исполнить задуманное. Кроме того, он не смог очистить армию от христиан. Жестокости этого императора подтверждает Священное Писание.

Так, например, его солдаты могли мучить несколько сот человек одновременно . Иногда даже мучеников лечили для того, чтобы начать мучить их снова.

Сегодня преследования христиан продолжаются

Далеко не все римские императоры считались ненавистниками христианства. Император Галиен, пришедший к власти в 260 году, установил мир всех церквей на 40 лет и прекратил гонения против них. Окончательно же прекратил антихристианские гонения император Константин, издавший в 313 году Миланский эдикт. Он провозгласил о свободе исповедания христианства.

Видеоролик: Гонения на христиан в современном мире. На 29 минуте автор говорит о том, что в ряде стран христиане в наше время оказались под угрозой уничтожения радикальными исламскими группировками.

К сожалению, сегодня гонения на христиан продолжаются. Это относиться к тем регионам мира, где они находятся в меньшинстве. Среди наиболее опасных для христианских верующих называют страны Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Здесь уничтожаются древнейшие христианские святые, христиан убивают, разрушают церкви, грабят.

История гонений христиан. С самого начала

С самого начала христианство подвергалось гонениям и не принималось многими.

Как только Церковь начала расти и распространяться, у нее появились враги в лице иудейских и фарисейских начальников, не поверивших в слово Иисуса Христа. Иудейские начальники враждебно относились к Христу. Иисус Христос был распят, воскрес на третий день и вознесся на небеса к Отцу, оставив повеление Своим ученикам нести Евангелие по всей земле. Когда начала распространяться проповедь Евангелия, начались гонения на апостолов и на других христиан.

Иудеи не могли примириться с властью римлян и не любили их, потому что римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. По этим причинам в 67-ом году от Р.Х. началось восстание иудеев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян лишь на короткий период времени. Большая часть христиан, воспользовавшись свободою выхода, ушли в город Пеллу. После этого в 70-м году римляне привели новые войска в Иерусалим, которые очень жестоко поддавили восставших.

Через 65 лет иудеи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен, и было приказано пройти плугом по улицам в знак того, что здесь больше не город, а поле. Евреи, которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина». После разрушения Иерусалима и поражения иудеев, большие гонения на христиан с их стороны прекратились.

Когда закончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.

Главная причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ их жизни:
– вместо эгоизма – проповедовалась любовь;
– на место гордости ставила смирение;
– вместо роскоши, доходившей в римской империи до огромных размеров, учила воздержанию и посту;
– искореняла многоженство;
– возвышала значение рабов;
– призывала богатых к милосердию и благотворительности и т.п..
В течение всего первого века Римское правительство не обращает особое внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из-за законов.

В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от их воззрений и характера.

С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебное империи учение, с целью совершенного искоренения его.

В истории гонений на христианство можно выделить следующие периоды:
Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшными для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.

Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Сепримия Севера. Император Траян (98-117 гг.) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.
Император Марк Аврелий (161-180 гг.) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние времена гонений не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.

Читайте также:
Стояние Зои: правда или вымысел, факты и история чуда 1956 года, экранизации

Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана. Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий. Его решением было уничтожить христианство. К счастью, это ужасное гонение продолжалось короткое время.

Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.

Первый эдикт:
– Богослужебные собрания христиан запрещаются;
– Христианские храмы разрушаются;
– Книги Священного писания отбираются и сжигаются;
– Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
– Христиане, рабы навсегда теряют возможность освобождения;
– Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.

Второй эдикт:
– Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.

Третий эдикт:
– От всех заключенных в темницу христиан, требовать, чтобы они принесли жертву идолам;
– Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.

Четвертый эдикт:
– Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какой жестокостью. Назначен был срок до полного искоренения христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г. На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги были сожжены, драгоценности разграблены, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различения пола и возраста.

Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана. Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам. Несмотря не все меры принятые императором Константином, язычество всё еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сначала просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклитиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились.

Преемники Юлиана стали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи. Созидались новые христианские храмы, а языческие разрушались. Идолослужение стало уголовным преступлением. Гонения на раннюю христианскую церковь отличались особой жестокостью и неразборчивостью методов борьбы с чуждым и не понятным тому времени учением. Задача нашего современного общества не допустить повторения прошлых ошибок.

Духовная пища

Даже маленькие дети знают, что для развития и роста необходима разнообразная пища. Большинство людей насыщают только своё физическое тело, забывая о питании для души и духа. Это происходит из-за отсутствия понимания о значении термина «духовная пища».

Что такое духовная пища

Апостол Павел говорил, что человек состоит из трёх равнозначных сущностей:

  1. Тело — физическая оболочка человека, роднящая его с природным тварным миром.
  2. Душа — это психологический уровень существования человека, проявляющийся в эмоциях и суждения.
  3. Дух — это неповторимая часть человеческого существа, которая проявляется в наличии совести, воли, разума и самосознания. В Библии сказано, что дух вдохнул в своё совершенное создание Бог, приблизив его к себе.

Каждой оболочке, составляющей единое человеческое существо, необходимо питание для роста и развития. Люди давно поняли, что без постоянного питания, состоящего из разнообразных и качественных продуктов, физическое тело не развивается, что приводит к дистрофии и смерти.

Но отсутствие душевного и духовного питания приводит к более тяжёлым последствиям. Душевное голодание делает человека пассивным, неспособным на положительные эмоции существом, жизнь которого протекает только в материальной плоскости.

Дистрофии души приводит к слабости духа, так как отсутствие эмоций и переживаний не позволяет человеку услышать Божественное Слово, через которое обретается истинный смысл человеческого бытия — соединение с Господом.

В связи с тесной взаимосвязью души и духа, люди часто объединяют пищу для этих уровней человеческой личности в целое. В общечеловеческом понимании духовной пищей являются следующие категории:

  • искусство и культура, которые раскрывают в человеке индивидуальность, способствуют развитию познавательных и созидательных умений;
  • активная деятельность, направленная на собственное внутреннее преобразование;
  • самосознание, основанное на поиске ответов на вопрос необходимости человеческого бытия и места человека в общей картине мира.

Интересно: философы и богословы отмечают, что дух — это семя заложенные Господом, которое прорастает только при последовательной и осознанной работе человека, направленной на его взращивание.

Где искать пищу для духа

Питание для духовно-нравственного развития человека можно получить из следующих источников:

  1. Литература — один из главных источников духовной пищи. Чтение различных видов литературных произведений позволяет получать ответы на вопросы морально-нравственного, философского и познавательного характера. Также научные и философские труды учат анализировать, сопоставлять и делать выводы из полученных знаний.
  2. Классическая и религиозная музыка, настраивающая человека на мысли о сущности человеческой жизни, способствующая проявлению чувств и эмоций. Известны случаи, что религиозная музыка открывала людям дорогу в храм и помогала найти путь к Господу.
  3. Театральное искусство и кинематограф облагораживает человека, способствует обогащению его эмоциональной сферы.

Выбирая духовную пищу, следует помнить, что не любая еда полезна для организма. Далеко не каждое произведение искусства способствует духовному развитию. С особой осторожностью следует относиться к псевдорелигиозному искусству, которое несёт ложные идеалы и отдаляет человека от Господа. Следует чётко разграничивать произведения развлекательного характера, и серьёзные труды, насыщающие ум, сердце и дух человека.

Источники духовной пищи для православных

Православная традиция называет духовную жизнь, заключающуюся в постоянном насыщении человеческого существа духовной пищей, единственным путём к обретению единства с Господом.

Читайте также:
Как ставить свечи в церкви за упокой и за здравие: правила и особенности процедуры

К типам духовной пищи православного человека можно отнести следующие деяния:

  1. Чтение религиозной литературы, к которой относятся произведения, соответствующие христианской православной традиции. В их число входит Библия, толкование Священного Писания богословами, жития православных подвижников. Изучение святоотеческой литературы способствует обретению знаний об основах духовной жизни, истории церкви и её традициях.
  2. Молитва — форма духовной пищи, способствующая обретению человеком смирения и духовного света, источником которого является Бог. В молитвенном делании человек проходит четыре ступени, каждая из которых возводить человека на более высокий уровень духовной жизни. Молитва заставляет человека внимательно следить за словами, вкладывая в каждое из них глубокий смысл.
  3. Праведные деяния, под которыми понимаются благотворительная деятельность, милосердные поступки и регулярные посещения храмов. Они способствуют развитию христианских добродетелей, которые в свою очередь возвышают дух человека, приближая его к Небесному Отцу.
  4. Духовная музыка, включающая в себя религиозные сочинения, звучащие в храмах во время богослужений и музыкальные сочинения, исполняемые на концертах. Храмовые песнопения помогают прихожанам настроиться на восприятие богослужения, а также очистить разум и душу для Слов Божиих.
    Песни и музыкальные произведения, исполняемые на концертах, способствуют пробуждению положительных эмоций. Они являются доступной и понятной формой духовной пищи, доступной даже невоцерковленному человеку.

Сподвижники православной веры преподобный Варсонофий и его ученик Иоанн говорили, что христиане должны искать духовную пищу во всём, что окружает человека.

Главная духовная пища для христианина

Главный источник духовной пищи для христианина — Слово Божие, отраженное на страницах Священного Писания. В библейских строках можно найти множество информации, полезной для развития и возвышения духа:

  • примеры праведной жизни божьих угодников;
  • рассуждения на духовные темы;
  • укрепление силы духа и утешение, даруемых осознанием неотвратимости Божьего промысла;
  • мотивацию и указания для поиска дороги к Господу.

В Библейском тексте можно найти ответы на любые вопросы духовного и нравственного характера, встающие перед человеком в течение всей жизни, в том числе и ответ на вопрос о пище для духа. Он содержится в словах Иисуса Христа, произнесенных им после насыщения множества голодных несколькими хлебами.

Сын Божий говорит, что истинной пищей, насыщающей человеческую жизнь, является Слово Божие. Человек, стремящийся к Его поиску и познанию никогда не будет испытывать чувство жажды и голода, как в духовном, так и в физическом смысле.

Следует уточнить, что Священное Писание — довольно сложное для понимания неподготовленного человека произведение. Священнослужители советуют знакомиться с этим трудом неспешно и вдумчиво, так как за простыми библейскими образами и притчами часто глубокие метафоры.

Непонятные моменты следует выписывать в тетрадь, чтобы затем ещё раз обдумать или найти их толкование в святоотеческой литературе. Также следует выписывать отрывки, вызвавшие отклик в душе и сердце человека.

Ежедневная духовная пища

Как и насыщение физической оболочки, питание духа должно совершаться постоянно. В регулярный ежедневный духовный рацион должны входить следующие деяния:

  • чтение религиозной литературы;
  • молитвы;
  • посещение церковных служб.

Чтение религиозно-духовной литературы — основной источник духовного питания. В христианской ионической традиции чтение Священного Писания и биографией святых предстоятелей должно сопровождать каждый приём физической пищи, напоминая монахам о бренности тела.

Простым христианам следует начинать приобщение к духовной литературе с кратковременного ежедневного чтения. В связи с развитием современных технологий чтение религиозных текстов можно заменить прослушиванием в формате аудиозаписей.

Святые отцы Церкви говорят, что молитва должна сопровождать каждое дело, совершаемое человеком. Для современного христианина ежедневно следует совершать утреннюю и вечернюю молитву, а также ежедневный чин освящения трапезы. Этим действием верующий человек возвеличивает дух над телом, борясь с искушениями и страстями.

Современные реалии не позволяют простым христианам посещать ежедневные церковные службы. Священнослужители отмечают, что сегодня необходимым минимумом для мирян является участие в воскресных службах и торжественных службах в двунадесятые праздники. Более частое посещение Дома Господа — личный выбор каждого человека. При этом следует учитывать, что не менее угодным Богу делом является общение с семьёй, которым не должен пренебрегать каждый истинный христианин.

Последствия духовного голодания

Неудовлетворение духовного голода приводит к отдалению человека от Господа, что приводит к попытке замещения истинной духовной пищи продуктами массовой культуры, направленной на удовлетворение телесных потребностей. Это приводит к замене людских добродетелей греховными пороками: насилию, агрессии, прелюбодеянию, блуду, убийствам, жажде накопительства.

Человечеству следует помнить, что возможность приобщиться к истинной духовной жизни даёт Господь. Но он же может забрать этот дар. В Библии говорится, что настанет времена, когда девы и юноши будут скитаться в поисках Слова Божия.

Но не найдя его, будут томиться от неудовлетворенной духовной жажды и голода. Поэтому не следует откладывать Вступление на путь приближения к Царству Небесному и пренебрегать духовной пищей, посылаемой Господом.

Духовная пища: примеры источника сил на каждый день

Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.

Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.

Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.

Ты то, что ты ешь


Фото автора Jc Laurio: Pexels
Помимо продуктов, человек поглощает информацию. Часть из нее проходит мимо, но остальное влияет на формирование его мировоззрения.

Читайте также:
Можно ли не ходить в храм и к священнику, если есть Бог в душе? Ответы и советы священников

В определенном смысле духовная пища – то, что оказывает немедленное и долгосрочное влияние на личность и, следовательно, на всю жизнь, потому что именно болезненные или радостные мысли и идеи формируют человеческое бытие.

Информация извне дает тебе те самые «волшебные инструменты», которые помогают жить счастливо и наполнено.

Поэтому очень важна своеобразная духовная гигиена. Для нее достаточно периодически устраивать информационные детоксы, либо предпринять следующие действия на постоянной основе:

  • сократить время в соцсетях;
  • не смотреть и не читать неприятные новости;
  • свести ленты в соцсетях к нескольким действительно интересным постам в день;
  • уменьшить количество подписок;
  • где возможно – отключить рекламу;
  • избегать литературного и кинематографического «мусора».


Духовная пища

Даже, казалось бы, мелочи способны повлиять на мышление и самочувствие. Болезненные или радостные мысли и идеи, которые вызывают соответствующие чувства, влияют на решения и действия. И, таким образом, духовное питание контролирует поведение, что помогает строить реальность здесь и сейчас.

Квантовые физики подтверждают, что все во Вселенной является энергией, включая мысли и идеи. Сформированная на конкретном духовном питании реальность имеет свойство дополняться энергией того же качества, то есть соединяться.

Поэтому ты связываешься с людьми и ситуациями, которые принимают примерно ту же самую информационную пищу. С одной стороны – проще общаться с равными. С другой – для выхода на новый качественный уровень придется пересмотреть то, что ты «ешь».

Что такое пища для ума

Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?

Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.

«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.

Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.

Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.

Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.

Духовная пища и физическое здоровье

Когда умственное питание состоит из мыслей и идей страха, гнева, печали и сомнений, это вызывает проблемы со здоровьем.

– Я не знала, что мои проблемы с желудком связаны с тем, что я не могу «переварить» некоторые ситуации в моей жизни, – рассказывает женщина 35 лет. – Я привыкла думать, что к происходящему нельзя относиться иначе. Этот стереотип мешает изменить мнение.

  • боль в сердце из-за несогласия с собой и другими;
  • одышка из-за страха дышать полной грудью;
  • проблемы с кожей из-за ненависти к себе;
  • боль в ухе, потому что не хочется что-то слышать.

– У меня очень долго болело колено, – делится другая женщина. – Никто не мог сказать, почему. Пока я не спросила себя, что я делаю в жизни такого, что мое тело делает все, чтобы я не могла идти дальше. Когда я ответила на этот вопрос, ушел страх, прошла боль в колене.

Именно тело говорит, насколько усваиваема или неудобоварима для него конкретная духовная пища. Твое воображение приводит к тому, что представляемое тобой отражается как в организме, так и в повседневной жизни. Недомогания часто говорят о том, что полезно приостановить и пересмотреть свои решения и действия.

Если человеку не хватает любви к себе, уверенности в себе, если самооценка также низка, то этот симптом дефицита проявляется в организме. Влияет это и на другие сферы жизни:

  • работу;
  • финансы;
  • партнерство;
  • межличностные отношения.

Если пронаблюдать за некоторыми людьми, можно услышать, как в некомфортной ситуации многие восклицают:

– Нужно срочно подумать о чем-то другом.

Из этого ясно – именно мысли контролируют жизнь.

Не хлебом единым

Большинство религиозных деятелей в один голос утверждают: учение Закона Божьего — самая здоровая и правильная пища для человеческой души. Об этом говорится и в священных книгах. Там даже есть рекомендации по выбору продуктов и составлению рациона в период Великого поста и других постов в течение года. Во время поста мы совершаем невероятные усилия над собой, очищая тело и дух:

  • разрешена только растительная пища;
  • запрещены продукты животного происхождения;
  • запрещены алкогольные напитки;
  • употребление молочных продуктов во время поста разрешено строго по определенным дням.
Читайте также:
Пост в православии: что это такое, правила и особенности соблюдения, значение и традиции

Смысл поста заключается в том, что во время обуздания плоти происходит очищение души (необходимо также отказаться от сквернословия и от плохих мыслей).

Многие вещи мы выполняем изо дня в день по инерции, но способность понимать, мыслить и анализировать, проявлять креативность, сострадать и сдерживать себя в трудной ситуации отличает нас от животных. А чтобы человек улучшал свой личностный потенциал, ему необходима духовная пища.

Как это отследить

Можно сделать простую практику по анализу того, насколько качественно влияет духовная пища на мышление конкретного человека.

Для этого выпиши ассоциации, связанные с конкретной сферой жизни. Например, если взять работу. Твоя первая ассоциация: «Без труда не выловить и рыбку из пруда»? То есть в голове сидит, что без больших усилий награды не будет. Эта мысль принадлежит человеку, но на чем она построена? На каких книгах, фильмах, словах родителей?

Каждую раздражающую мысль, которая на самом деле мешает жить, необходимо письменно заменить на более приятную. Вспомнить, к примеру, те книги, где происходило чудо, и «рыбка» приходила без изнурительного труда. Записать. Потом стараться в информации извне искать подтверждения новому убеждению. Ты удивишься, но их будет очень много.

Закон о мирной жертве

Слово «мир» на иврите стоит во множественном числе, то есть «жертва миров».

воими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести, потрясая грудь пред лицом Господним;

Тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его;

Нашим первосвященником сегодня является Иисус, а Его сыновья — это все мы. Нам принадлежит то, что принадлежит нашему Первосвященнику. Иисус был принесен в жертву на кресте в качестве мирной жертвы.

Когда мы читаем Библию, то должны обращать внимание на Его любовь. Вы питаетесь любовью Иисуса. Сам Иисус питается Своей любовью к нам, а мы питаемся Его любовью к нам. Его пища — это любить нас.

В Библии еда связана с наслаждением. Иисус наслаждается, проявляя к вам любовь.

Работа с мыслями

Можно попробовать еще одну практику для работы с собственным мышлением. В моменты, когда тебе плохо, представить то, что очень нравится, чтобы напитаться радостными мыслями и идеями. Почувствовать, как состояние улучшается.

Когда все хорошо, сознательно подумать о том, что не нравится. Скорее всего настроение начнет ухудшаться, появятся неприятные ощущения.

Осознание того, что именно мысли и соответствующие им идеи создают чувство дискомфорта или чувство благополучия, и что ты имеешь полное право выбирать, о чем именно тебе думать, положительно влияет на мироощущение.

«Суп» по собственному рецепту

Теперь ты знаешь, что рецепт твоего «супа» может быть изменен твоими позитивными мыслями и идеями. Только так можно создать незабываемый вкус своей жизни – зная, что больше всего подходит личности.


Фото автора Elly Fairytale: Pexels

Обычно люди чувствуют себя лучше, когда переключают свою умственную диету с тяжелой на легкую, а именно с отрицательных мыслей на положительные. Сначала трудно отрицать свои пугающие, гневные, грустные убеждения, многие же привыкли к их горькому послевкусию

Благодаря своему воспитанию, своим наблюдениям и опыту, каждый «питается» определенным образом.

Однако, проявив терпение и любовь к себе, можно, шаг за шагом, в своем «темпе» выработать духовную пищу, полезную для тебя. Тогда привычный рецепт «супа» станет уникальным.

Хлеб небесный в пустыне

Что случилось с Израилем за 40 лет скитаний?

Они привыкли к манне и жаловались.

Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

И это не правда, они никогда не ели даром, потому что были рабами.

А сколько здесь упоминается продуктов?

6 продуктов — это число человека.

а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.

Пища небес (хлеб небесный) — пища сильных стала для них тем, от чего их душа изнывает. Они жаждали чего-то большего, чем манна.

Каждый раз, когда вы слышите проповедь об Иисусе, вы получаете нечто свежее и мощное для вашей жизни.

Когда вы видите Иисуса, вы преображаетесь. Принимаете хлеб небесный — освобождаетесь и исцеляетесь. Ваш брак может преобразится от того, что вы смотрите на Иисуса.

Благодарите Бога за проповедь, которая ставит Иисуса на первое место.

Аффимации в качестве духовной пищи на каждый день

Можно составить персональный список фраз, которые смогут питать мысли и чувства ежедневно. Или выбрать из списка:

  • Я прыгаю от радости.
  • Я в прекрасном настроении.
  • Я чувствую себя сильной, как дерево.
  • Я чувствую себя увлеченной жизнью.
  • Я плачу слезами радости.
  • Я ласково обнимаю себя.
  • Я позволяю себе и другим оставаться такими, какие они есть.
  • Я прощаю себя и других.
  • Я люблю свою жизнь.
  • Моя душа танцует.


Фото автора Vlada Karpovich: Pexels
Поскольку каждый человек уникален, все нуждаются в индивидуальной духовной пище, поэтому аффирмации можно составить, опираясь на свои ощущения.

Если уделять внимание «здоровому питанию», освобождая себя от балласта, то можно достигнуть настоящей легкости бытия.

В детстве, возможно, тебе во время еды говорили: «Ешь, чтобы расти высокой и сильной». О духовном питании можно сказать: «Поддерживай хорошие отношения с самой собой, питая себя любящими, внимательными, дружелюбными и сострадательными мыслями и идеями, чтобы ты могла жить своим истинным величием и силой».

Духовная пища

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Читайте также:
Волковское кладбище: могилы знаменитостей, адрес и часы работы, как доехать и добраться

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, – говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, – именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

Что такое духовная пища

Есть такая шутка про людей, которые мало едят: «Ты что, Святым Духом питаешься»?

Выражение столь заезженное, что о его содержании мы редко задумываемся. А смысл, между прочим, есть. И его источник — Божье Слово. Так что такое духовная пища?

Что такое духовное пища? Это чтение

О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:

«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».

Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Раз умеется, далеко не каждый текст — духовная пища.

Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.

Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.

Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища

Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:

  • шумеры;
  • египтяне;
  • иудеи.

И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.

Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины

Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.

Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.

То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.

Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:

  • игра фантазии;
  • изучение языковых форм;
  • изощрённая работа мысли;
  • обогащение знаний (мы ещё говорим: «пища для ума»);
  • развлечение, в конце концов.

Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:

«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».

Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния

Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.

Есть такой восточный афоризм:

«Даже капля яда способна испортить ведро молока».

А вдвойне плохо ещё и то, что «молоко» — это ещё и хороший проводник. Яд лучше усваивается организмом. Подкрепись таким продуктом — и всё, участь будет плачевной.

Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.

Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.

Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:

  • Библия;
  • Жития святых;
  • Труды отцов Церкви и выдающихся богословов.

Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.

Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.

И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.

Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.

Божье слово — это главная духовная пища для христианина

Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:

  • Пример мужества праведников;
  • Утешение, читая о промысле Божьем;
  • Глубокие размышления на духовные темы;
  • Силу для укрепления духа;
  • Воодушевление для духовного пути;
  • Дорогу к Богу.

Библия — это важнейшая духовная пища для христианина

Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».

Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:

«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».

Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.

И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.

А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.

Но это уже совсем другая история.

Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём

Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:

«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:

Читайте также:
Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства

«Всё должно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься, а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе, но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой».

Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:

«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».

Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу

Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:

«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».

Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:

«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».

Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:

« И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».

Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:

«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».

Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:

«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».

Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие:

« Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света . И когда ум его сподобляется почувствовать эту радостьи славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища, аасамна, и радость светозарная. И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: