Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Грех чревоугодия и борьба с ним

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

  • чрезмерное принятие пищи;
  • упивание вином и другими спиртными напитками;
  • принятие пищи втайне;
  • несоблюдение воздержания во время постов;
  • сладкоедение в больших количествах.

К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).

Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

  1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
  2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

Молитвы в помощь страждущему:

Последствия угождения чреву

  1. Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
  2. Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
  3. Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
  4. Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.

Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.

Как избавится от греха чревоугодничества

В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

Пост

Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

Читайте о постах:

Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

Молитва дает силу

Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

  • ленью;
  • унынием;
  • злословием;
  • клеветой;
  • ленностью;
  • гневом;
  • многословием.

Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.

Маленькие советы от святых отцов

Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Православная Жизнь

О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

«Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству», – повествует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

Чревоугодие и пьянство

Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.

Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.

Как известно, грех воняет.

Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:

– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.

– Чистая душа, – отвечаю я.

Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.

Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.

Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).

Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).

Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).

Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…

Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).

Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?

Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…

Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?” [1] …

И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).

Отрок Даниил был очень разумен: он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. “По истечении же десяти дней лица их (тех, кто постился. – прот. О.С.) оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи” (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет» [2] .

Мытарство 4-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

Правила святых Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается» [3] . В Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов.

Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти» [4] .

Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?

блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть» [5] . Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд» [6] . Имеется в виду не только плотской, но и блуд ума. Неслучайно кришнаиты и харизматики в формате «Альфа-курс», прежде чем начать обработку новичков, сначала обильно их кормят. Похоже, что, когда работает желудок, разум отдыхает.

Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».

Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств

В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».

«Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа, Владычице Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души”» [7] .

Божия Матерь в акафисте называется способницей преодоления воздушных мытарств словами: «лествице Небесная, Еюже сниде Бог». Очевидно, что способствовавшая сошествию Бога на землю («Еюже сниде Бог») может и нам помочь взойти на Небеса. Она – «мосте, преводяй сущих от земли на Небо» – заботится о нас не только в этой, земной жизни, но «et in hora mortis nostrae» («и в час смерти нашей») [8] .

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова. Беседа 25. 3 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 8, кн. 1. Изд. СПбДА, 1902. С. 165.

[2] См.: Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. М., 2001.

[3] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 780.

[4] Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 661.

[7] См.: Отечник проповедника, 87; Соловецкий патерик.

[8] Слова из древнего латинского молитвенного обращения к Матери Божией: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». – «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

О чревоугодии

«Их бог – чрево» (Флп. 3: 19)
Как и всякая страсть, чревообъедение, чревоугодие происходит из вполне естественной человеческой потребности. Человек имеет нужду в пище и питье; это одна из витально-органических его потребностей. Кроме того, яства и питие – дар Бога; вкушая их, мы не просто насыщаем организм питательными веществами, но и получаем удовольствие, благодаря за это Творца. К тому же трапеза, застолье – это возможность пообщаться с ближними, друзьями: она объединяет нас. Вкушая пищу, мы получаем радость от общения и подкрепляемся телесно. Недаром трапезу святые отцы называют продолжением литургии. На службе нас объединяет духовная радость от совместной молитвы, мы причащаемся от одной чаши, а потом разделяем с близкими по духу людьми и телесно-душевную радость.

В первые века христианства после евхаристии устраивались так называемые агапы, или вечери любви, где христиане за общим столом вкушали пищу, ведя духовные беседы. Поэтому во вкушении пищи и употреблении вина нет ничего греховного и скверного. Все зависит, как всегда, от нашего отношения к этому действию и от соблюдения меры.

Где же эта мера, эта тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти? Она проходит между внутренней свободой и несвободой в нашей душе. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 12–13).

Свободны ли мы от привязанности к пище и питью? Не владеют ли они нами? Что сильнее: наша воля или наши желания? Апостолу Петру было открыто от Господа: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 11: 9). И нет греха во вкушении пищи. Грех не в пище, а в нашем отношении к ней.

Но давайте по порядку. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет страсть чревообъедения: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».

Страсть чревоугодия бывает двух видов: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это обжорство, когда чревоугодника интересует больше количество, а не качество пищи. Гортанобесие – лакомство, услаждение гортани и вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманства. Страсть чревообъедения (как, впрочем, и многие другие пороки) достигла своего уродливого апогея в Древнем Риме. Некоторые патриции, чтобы бесконечно наслаждаться на великолепных пирах, заводили себе специальные приспособления из птичьих перьев, чтобы после того, как чрево будет пресыщено до отказа, можно было, вызвав рвоту, опорожнить желудок. И снова удовлетворять безумную страсть чревоугодия.

Поистине «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). Недаром люди пресыщенные, страдающие чревоугодием очень редко интересуются духовными вопросами. Культ пищи, телесных наслаждений не позволяет вспоминать о горнем. Как говорили святые отцы, «тучные птицы не могут летать».

Чревообъедение, винопитие рождает и другую телесную страсть – сладострастие, блудную похоть. Как говорится, «сласти (то есть чревоугодие) рождают страсти».

Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.

Молитвой и постом
Чем лечится страсть чревоугодия? Святые отцы советовали любой страсти противопоставлять противоположную ей добродетель. И бес чревоугодия «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Пост вообще великое воспитательное средство. Блажен, кто приучен к воздержанию душевному и телесному и неукоснительно соблюдает установленные церковные посты и постные дни.

Тут хотелось бы немного сказать о смысле православного поста. Пост сейчас соблюдают многие. Но правильно ли соблюдают? В ресторанах и кафе на время постов появилось специальное постное меню. Дикторы телевидения и радио говорят о начале поста. В продаже имеется немало кулинарных книг с рецептами постных блюд. Так в чем же суть поста?

Пост – это не диета. Пост, особенно Великий, святые отцы называли весной души; это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Прекращаются супружеские плотские отношения, увеселения. До революции во время Великого поста закрывались театры. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли посмотреть внутрь себя, своей души. Постом православные христиане говеют и причащаются святых таин.

Пост – время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не пресыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин. Это одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее нам.

Второе значение пощения – жертва Богу и воспитание своей воли. Пост – установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост – первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать от всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост – это послушание божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы; Ему нужно «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, ущемление своей воли.

Еще одно значение поста – в воспитании воли и подчинении ее духу. Постом мы даем понять чреву, «кто в доме хозяин». Человеку, не привыкшему поститься, дисциплинировать себя, очень тяжело обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин – это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно тренируется и обучается, держит себя в форме.

В Церкви нет ничего случайного и бессмысленного. Не соблюдающие пост, пресыщенные никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для не постящихся становится чем-то вполне обыденным, а для постящихся даже скромное застолье после продолжительного поста – настоящий праздник.

Пост чрезвычайно полезен и в супружеской жизни. Супруги, привыкшие к воздержанию во время постов, никогда не пресытятся своими интимными отношениями, они всегда желанны друг для друга. И наоборот, пресыщение ведет либо к взаимному охлаждению, либо к излишествам и изощрениям в интимной жизни.

Пьянство и наркомания: духовно-телесная зависимость
Проявлениями страсти чревоугодия, невоздержания являются пьянство, наркомания и курение. Эти пороки – очень яркие примеры греховной, страстной зависимости, зависимости не только духовной, но и болезненно-телесной.

Вино является вещью далеко не безопасной, но Священное Писание не относится к нему как к чему-то скверному, греховному и нечистому. Наоборот, Христос благословил брак в Кане Галилейской, восполнив оскудение запасов вина, претворив воду в вино на свадьбе. Господь Сам разделял дружескую трапезу с апостолами и Своими последователями и употреблял вино. Святой пророк псалмопевец Давид воспевает: «Вино веселит сердце человека» (Пс.103: 15). Но в Библии дается и предупреждение: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18).

«Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Нам дается предостережение: вино содержит в себе опасность, нельзя упиваться им, необходимо соблюдать осторожность и знать меру.

Человек становится алкоголиком не на пустом месте. И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать очень много усилий, дается мгновенно. Ведь чтобы получить настоящее счастье, нужно очень много потрудиться.

Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Большинство подростков-наркоманов не получили в своей семье должной любви, очень многие были сиротами при живых родителях, а человек не может жить без любви, он страдает, ищет какой-то заменитель, способ забыться.

Американские исследователи утверждают, что 100% случаев наркомании связано с ощущением утраты смысла жизни. На вопрос, все ли им представляется бессмысленным, 100% наркоманов отвечают утвердительно. В одном из центров реабилитации наркоманов применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), и удалось добиться 40% излечения по сравнению с 11% традиционных методов лечения. Вот почему так высок процент ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Если в семье существует такая беда и один из членов болен алкоголизмом или наркоманией, он может справиться только при поддержке, помощи и любви близких людей. Он должен чувствовать, что его любят, что он не один, за него борются, к его беде неравнодушны. Бесы алкоголизма и наркомании очень сильны, они очень крепко держат человека, власть их над ним велика. Недаром алкоголики, наркоманы даже начинают видеть эти темные сущности наяву. Бесы пьянства во всех странах во все времена являются в одинаковом виде. В связи с этим вспоминается один случай. Во время перестройки начался некоторый подъем церковно-общинной жизни, и православные люди стали собираться друг у друга на квартирах для духовных бесед, общения, чаепитий. И вот такая встреча происходила на квартире у одной верующей женщины. Пришли группа прихожан и батюшка. Очень скромный, тихий, он почти ничего не говорил, а сидел себе тихонечко в уголке. Муж же этой женщины был человеком неверующим, но к этим собраниям относился вполне терпимо. И вот он начал задавать священнику вопросы, выражая свои сомнения в существовании духовного мира. Батюшка молча слушал, а потом сказал только одну фразу: «Ответьте мне, пожалуйста, почему алкоголики всех времен и народов видят бесов одинаково?». После этого мужчина уже никаких вопросов не задавал, а весь вечер просидел задумавшись. Дело в том, что он сам страдал алкоголизмом. Почему алкоголики видят бесов? На наше счастье, мир духов закрыт от наших очей. Наша земная телесная оболочка, так называемая«риза кожаная» (см.: Быт. 3: 20), не дает нам видеть ангелов и бесов. Но в некоторых случаях люди их видят. Очень часто это происходит, когда душа уже готова разлучиться с телом. Описываются случаи, когда грешники видели толпы бесов, стоящих у их постели и протягивающих к ним свои лапы. Человек, страдающий алкоголизмом, наркоманией настолько истончает свою земную оболочку, находясь практически в предсмертном состоянии, что начинает видеть духовные сущности, а так как служит страстям и греху, то и видит естественно не ангелов Света, а совсем даже наоборот. Поэтому человек пьющий часто является орудием в руках диавола. Большинство преступлений, особенно убийств, совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Но, несмотря на силу этой страсти и власть диавола, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться лишь когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья и прочее. А тогда ведь может быть уже поздно.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью алкоголизма, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть получать веселье от вина и соблюдать меру, ему уже не дано. Недаром люди, посещающие группы анонимных алкоголиков, даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. От пьянства нельзя освободиться полностью, не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только постом, то есть полным воздержанием.

Нет греха в куренье табака?
Несколько слов еще об одной зависимости – табакокурении. Курение, к сожалению, далеко не все считают привычкой опасной и греховной: мол, пьянство, наркомания – это другое дело, а курение – так, пустяки. В обязанности священника входит напутствие и причащение умирающих на дому и отпевание усопших в храме. И мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые так легкомысленно относятся к курению, хотя бы раз съездили со мною и побеседовали с теми несчастными, которые умирали от рака горла, легких, печени, вызванных табачной зависимостью. А сколько лет жизни похитили сами у себя эти больные? Это знает только Господь.

Одна женщина, которая умерла потом от рака горла, ходила в наш храм. Так вот, даже придя на раннюю литургию, она не могла не покурить: она просто умирала без этого. И так как она была уже в очень плохом состоянии, я был вынужден допускать ее до причастия. Вскоре она умерла. Но даже если курильщик может выдержать и не курить до литургии, то как можно, причастившись, вскоре затягиваться ядовитым дымом?

Говоря с человеком сильно курящим, особенно если он натощак, с трудом переносишь запах, идущий у него изо рта. Этот застарелый табачный перегар сравним разве что с запахом разлагающегося трупа.

В некоторых странах правительство весьма обеспокоено здоровьем граждан; там постоянно повышаются цены на табачные изделия, запрещается реклама табака, на коробках сигарет печатают списки болезней, которые происходят от курения. А в Австралии на сигаретных пачках даже печатают фотографии органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением, – черных от табачного дегтя легких, например.

Все эти ужасы я рассказываю не для того, чтобы кого-то обидеть. Но, может быть, те, кто думают, что с табаком можно дружить, задумаются о том, чем может закончиться это увлечение?

Всякая страсть весьма сильна и сидит не только в теле, но и в душе, в сознании человека. Многие люди, бросившие курить уже очень давно, рассказывали мне, что часто видят во сне, как они с наслаждением затягиваются сигаретой. Вот какой глубокий след оставил в их душе этот порок.

Как избавиться от греха чревоугодия?

Одной из главных страстей человека, ярко отражающейся из поколения в поколение, является грех чревоугодия. Эта страсть является одной из восьми наиболее губительных, ведь она порождает желание совершать другие грехи, затягивая человека в объятие ада. Все греховные страсти тесно между собой связываются, поэтому бороться предстоит не только с чревоугодием, но и с другими грехами, отстаивая свое право на вечную, счастливую жизнь с Господом. Если христианин начнет бороться, в первую очередь, именно со чревоугодием, то он четко должен понять, с чего начать эту войну, какое оружие для борьбы со страстью использовать лучше всего. Получить ответ на вопрос, касательно борьбы с чревоугодием, сможет каждый, уделив несколько минут и изучив эту тему глубже.

Чревоугодие – первое звено в цепи греховных страстей

Чревоугодие – это очень подлый враг, поскольку многим христианам эта страсть кажется невинной слабостью, не влекущей за собой никаких пагубных последствий. Хоть опасений этот грех у людей и не вызывает, его пагубные последствия являются следующими:

  • чревоугодие – явный признак того, что страсти тела победили над духом;
  • позволив себе эту страсть, человек даже не замечает, как постепенно приобщается и к другим грехам, считая их не нарушением закона, а нормой;
  • телесное постоянно начинает торжествовать над духовных, а значит, дьявол без усилия получает доступ к человеческой душе, всячески затягивая ее в пропасть погибели;
  • это пристрастие уродует человека, как физически (лишний вес, проблемы со здоровьем) так и духовно, делая неспособным бороться со злом;
  • эта привычка делает человека ленивым и безразличным, поэтому за вечную жизнь с Господом, он перестает бороться;
  • даже слова молитвы, чревоугоднику тяжело и лень говорить;
  • этот грех активно угнетает творческие и интеллектуальные способности, не разрешая человеку совершенствовать свои таланты.

Многие ошибочно думают, что простая диета поможет решить проблемы с чревоугодием быстро и качественно, но не имея внутреннего стержня и духовного подкрепления, подобные попытки, чаще всего, терпят фиаско.

Как правильно бороться с грехом чревоугодия?

Чтобы победить агрессию собственного тела против души, не возвращаться к этому греху более, просто отказа в тех или других продуктах, а также уменьшения порций будет недостаточно. Человек, который живет ради того, чтобы есть и наслаждаться изысканными вкусами явно теряет чувство меры не только в этом, но и во всем, поэтому с греховной привычкой стоит бороться. Чтобы избавиться от греха чревоугодия, человеку, который страдает именно от этой страсти, стоит придерживаться следующих советов:

  • перед каждым приемом пищи стоит кратко помолиться, попросив Господа помощи, чтобы удержаться от лишнего;
  • желая угодить своему чреву, человек должен вспомнить о том, что тело для вечной жизни не создано, поэтому оно также станет пищей для червей, а значит, о бессмертной душе стоит заботиться больше;
  • стоит мысленно определить количество еды, которую хотелось бы употребить, после чего отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону;
  • вначале стоит ограничить употребление пряной пищи, которая только побуждает аппетит;
  • есть стоит медленно, что позволит полностью насыщаться более маленькими порциями;
  • рекомендуется есть молча, ведь во время беседы можно употребить больше, чем реально необходимо (лучше, во время трапезы, мысленно читать Иисусову молитву);
  • стоит помнить о том, что жажда воды тоже бывает ложной и естественной, чтобы понять, хочется ли пить действительно, рекомендовано подержать во рту немного воды.

Нередким является сочетание скупости и чревоугодия, а также тщеславия, что лишний раз подтверждает опасность этого пристрастия, открывающего путь для новых греховных страстей.

Человек, который слишком много ест, заботится о том, чтобы предоставить своему чреву больше изысканной, вкусной пищи, делает его своим идолом, совершая еще один страшный грех. Начиная с невинной, на первый взгляд, страсти к еде, медленно и уверенно человек погружается и в другие грехи, даже не замечая, что он уже покинул рамки Божьей благодати и стал для дьявола легкой добычей. В таком состоянии, человек словно становится слепой плотью, не различая границу добра и зла, что очень сильно вредит ему в будущем. Вот почему не стоит потакать своим слабостям и закрывать на них глаза. Вредные привычки стоит искоренять сражу же после их обнаружения, поскольку потом будет тяжелее справляться с ними.

Евангелие от Матфея

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1) три первые Е., именуемые синоптич. (от греч. «рассматриваемые вместе», или «имеющие общий взгляд» – так они названы вследствие своего сходства) требуют особо тщательных исследований по трем причинам. Во-первых, они содержат много дословно совпадающих высказываний и эпизодов; во-вторых, в них одни и те же мысли и события часто излагаются несколько по-разному; и, наконец, в каждом из них присутствуют фрагменты, отсутствующие в остальных. Некоторые исследователи исходят из предположения, что существование парал. преданий о словах Иисуса нельзя объяснить иначе, как допустив, что евангелисты заимствовали эти рассказы друг у друга или же пользовались общим источником. Исследователи, которые придерживаются такой т.зр., поддерживают теорию «протоевангелия». Уверенность других исследователей в том, будто Иисус не мог многократно высказывать одни и те же идеи в разных формулировках, приводит к сомнению в достоверности предания, которое представляется им несогласованным. А требование, согл. которому всякий краткий рассказ (а Е. содержат только такие рассказы) о встречах Иисуса с людьми должен содержать в себе каждое произнесенное при этом слово, бросает тень подозрения на тексты, представленные в разных редакциях. Хотя проблема взаимного соотношения Е. должна быть поставлена, однако необходимо проследить за правильностью ее постановки, если речь идет о поиске и конструировании «источников» Евангелий и «первоначальных Писаний», о форме которых почти каждый исследователь высказывает свои субъективные предположения. Но следует учитывать, что не сохранилось никаких следов существования этих «источников», и ни один из древних писателей ни словом не упоминает о них. Наконец, даже если эти «реконструируемые» источники кто-то считает правдоподобными, требованием веры остается признание истинности и полноты Евангелия;

2) критич. анализ Е. исходит из предположений, во-первых, о первонач. существовании произвольной и неподвластной контролю церковной (общинной) традиции, и, во-вторых, о взаимозависимом происхождении Евангелий. В связи с неудовлетворительными результатами подобных исследований в последнее время гораздо больше внимания стали уделять тому факту, что в НЗ встречается целый ряд выражений и оборотов речи, которые указывают на тщательное соблюдение традиции устной передачи евангельских материалов, подобно тому, как это происходило в иуд. традиции. кроме того, многочисл. ритмические обороты, присутствующие в высказываниях Иисуса (см. Мф. 7:24–27 ), а также некоторые намеки ( Мф. 28:19.20 ; Мк. 14:9 ; Лк. 22:19.20 ; 1Кор. 11:25.26 ) дают основание предполагать, что Иисус предвидел возникновение устного предания и отчасти Сам способствовал его оформлению. Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк. 1 и Деян. 6:4 ; Гал. 1:8.9 ; 2Фес. 2:15 ; 2Фес. 3:6 ). В 1Кор. 15:1–3 Павел говорит об этом вполне определенно: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. » В этом тексте такие выражения, как «вы приняли», «удерживаете», «я преподал», «сам принял», представляют собой специальные термины, которые употреблялись и в иуд. традиции. Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения Евангелий. ⇒ Священное Писание ⇒ Предание.

II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ

1) СВОЕОБРАЗИЕ. Цельность Е. не подразумевает дословного совпадения свидет-в всех Евангелий. Полнота деяний и речений Иисуса ( Ин. 21:25 ) охватывает все области мысли и жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Жизненность проявляется здесь именно в сосуществовании различных линий и граней. Ключевым понятием Е. от М. является «Царство Небесное». Часто употребляемое в Евангелиях от Марка и от Луки выражение «Царство Божие» встречается у Матфея всего четыре раза (следует иметь в виду, что в эту же эпоху в иуд. письменности слово «Небеса» становится общеупотребит. заменой слова «Бог»). В лице Царя, Который взыскует, спасает и собирает Свой народ, Царство Небесное «вторгается» в мир, становясь прибежищем для всех, кто страдает от грехов и их последствий. Спасенные объединяются в народ, основу которого являет «очищенный на гумне» Израиль (см. Мф. 3:12 ). Царство может утвердиться, только преодолев сильнейшее сопротивление. Е. от М. изображает эту битву за победу Царства Небесного, показывает место, которое она занимает в мировых событиях, и повествует о грядущей победе. ⇒ Царство Божие ⇒ Остаток;

2) АВТОР. Автор Е. назван в надписании к самой этой книге. Это ап. Матфей, хотя в тексте Е. об этой его роли не говорится;

4) АДРЕСАТ. Представляется невероятным, чтобы Матфей, мытарь из Галилеи, не знал греч. языка. Если, несмотря на это, он составил свое Е. на др.-евр. или арам. языке, это должно свидетельствовать о том, что первонач. его книга предназначалась израильтянам, не вполне свободно владевшим греч., поскольку их разговорным языком оставался арам., а литературным – в первую очередь иврит. Большое число ссылок и указаний на исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств можно рассматривать как свидетельство того, что книга была задумана как миссионерское послание;

5) ПОДЛИННОСТЬ ЕВАНГЕЛИЯ. Несмотря на единодушное свидетельство древней Церкви, вышеприведенные слова Папия дали повод к сомнениям. Папий говорит о речениях, или словах, Иисуса, которые Матфей записал. На основании этого некоторые исследователи делают вывод: существовало собрание изречений Иисуса, которое лишь позднее, дополненное заимствованными из других источников рассказами о деяниях Иисуса, в переработанном виде составило основу Е. Нечто подобное этому собранию представляет собой найденное в Египте апокрифич. Е. от Фомы. Однако Е. от М., несомненно, является оригинальным авторским произведением, и в нем многие изречения Иисуса обретают свой смысл именно в контексте рассказов о Его деяниях. Хотя исследователи не располагают др.-евр. или арам. оригиналами Е. от М., этот факт не может свидетельствовать против его подлинности. Из многих греч. переводов один был признан самым верным и заслужил всеобщее признание: в этом следует видеть достоинство дошедшего до нас греч. текста. Необходимость включения Е. от М. в канон книг НЗ никогда не вызывала сомнений.

III. КОМПОЗИЦИЯ

I. Приготовление Иисуса к служению ( Мф. 1 – Мф. 4:25 ):

1) родословие Иисуса ( Мф. 1:1–17 );

3) победа над искусителем ( Мф. 4:1–11 );

4) первая общественная проповедь и призвание первых учеников ( Мф. 4:12–25 ).

А. Сеяние посредством слова – Нагорная проповедь ( Мф. 5 – Мф. 7:29 ):

1) семь Божьих заповедей блаженства ( Мф. 5:3–9 );

2) особые заповеди для учеников ( Мф. 5:10–16 );

3) непреходящее значение Закона ( Мф. 5:17–19 );

Евангелие от Матфея

Основная книга для чтения любого христианина — Библия. Основные ее части — Ветхий и Новый Заветы, повествуют о Боге. И если Ветхий Завет говорит о пути еврейского народа, как богоизбранного, то Новый Завет призывает всех и каждого за Христом. Чаще всего начинать чтение Священного Писания рекомендуют именно с Нового Завета, хотя он находится не в самом начале Библии.

Для того, чтобы правильно понимать глубокие смыслы священных строк, зачастую недостаточно собственного разумения. Человек, по своему духовному непониманию, может значительно исказить то, что было сказано много веков назад. Именно поэтому наша Церковь всегда советовала читать Священное Писание не само по себе, а с авторитетными толкованиями.

Новый Завет также состоит из нескольких книг, основными из которых являются четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти Евангелия считаются каноническими и достоверно передают события земной жизни Иисуса Христа. Кроме них существуют так называемые апокрифы — описания, чье авторство не было достоверно установлено или же содержащие сомнительные смыслы. Не всегда апокрифы являются ложными или несущими искажения, но для того, чтобы не навредить собственной душе лучше читать канонические Евангелия. И первое из них принадлежит апостолу Матфею. Рассмотрим его детальнее.

Что мы знает о Матфее

Как и многие последующие последователи Христа, изначально Матфей не был особо верующим человеком. Он был сборщиком налогов, а таких людей не сильно жаловали в обществе, поскольку налоги в те времена были очень высоки и, зачастую, отбирали львиную долю пропитания у граждан, особенно небогатых.

Детальных подробностей о его жизни мы не знаем, но его работа говорит сама за себя — он работал на римскую власть, которая гнобила и наживалась на иудеях. Услышав среди толпы проповедь Христа, Левий (таким было его изначальное имя) пригласил Господа к себе домой. И уже там, после личной беседы, окончательно уверовал, раздал все свое имение нищим и последовал за Спасителем.

После Воскресения Христового Матфей проповедовал истинную веру в Палестине. Там и было написано Евангелие, ставшее первым из так называемых синоптических.

Интересно! Синоптическими (от слова «синоптикос» — смотреть вместе, сообща) называют Евангелия от Матфея, Марк и Луки, поскольку они схожи между собой. Евангелие от Иоанна как бы дополняет первые три и занимает некоторое обособленное место.

Изначальный авторский текст не сохранился и судьба его неизвестна. До нас дошел перевод с греческого источника, который и стал каноническим.

О чем повествует Евангелие от Матфея

Главное, о чем рассказывает нам евангелист Матфей — жизнь и деятельность Иисуса Христа с начала его проповедания и до Воскрешения. Текст изначально предназначался для иудеев, поэтому содержит много ссылок на Ветхий Завет, на древние пророчества. Целью Матфея было показать, что с приходом Мессии выполняются те пророчества, которые были записаны древними отцами.

Первое, с чего начинает свое повествование Матфей — родословная Иисуса Христа, которая ведется от Адама и заканчивается Иосифом, Обручником Пресвятой Богородицы. Такая детализация нужна для того, чтобы показать, что Христос пришел на землю для каждого человека — и прежде живущего, и рожденного после.

Кроме описания рода и проповедей Христа, Евангелие от Матфея содержит также данные о Втором Пришествии, о Церкви. Исходя из текста, можно выделить две цели, которые преследовал Матфей в своем повествовании:

  1. Донести до собратьев, что Иисус Христос и есть Спаситель.
  2. Утешить тех, кто пал духом после распятия Христа и ждал наказания от Господа за свершившееся. Апостол Матфей подбадривает их, говоря о том, что Царство Божие, обещанное Христом, обязательно наступит в свое время.

Свидетельствуя, что Христос это и есть ожидаемый Мессия, апостол и евангелист Матфей говорит о том, что Царство Божие придет во всей своей славе после Второго Пришествия Христа. Его первое явление было благой вестью, которая отверглась еврейским народом, но дала свои ростки и подарила надежду на спасение не только богоизбранному народу иудейскому, но и всем другим народам и людям на земле.

Чем отличается это Евангелие от других

Изначальный вариант текста был написан на арамейском языке, в отличие от остальных книг, которые были на греческом. Однако оригинал был очень быстро утерян, и в канон вошел уже греческий переведенный вариант.

В данном тексте деятельность Христа во время Его земной жизни рассматривается в следующих контекстах:

  • Пророк;
  • Первосвященник;
  • Законодатель.

Как и в других частях Библии, Матфей делает упор именно на особенности нового для иудеев учения Иисуса Христа. Несмотря на большое сходство с оставшимися синоптическими Евангелиями, именно в тексте от Матфея мы можем увидеть уникальные сюжеты:

  • исцеление от слепоты двух человек;
  • освобождение от одержимости немого бесноватого;
  • повествование о рыбе с монетой внутри.

Поскольку во всех Евангелиях множество смыслов передается языком притч, святой апостол Матфей также приводит подобные истории, а именно:

  • притча о пире на празднике бракосочетания;
  • притча об использовании талантов;
  • притча о винограднике и многие другие.

Обзор Евангелия от Матфея по основным главам

Начинается повествование с детального перечисления всех праотцов, ведущих свой род от самого Адама и до Христа. Эта детализация приведена в 1 главе.

Далее, во 2 главе, повествуется о том, как Дева Мария со своим обручником Иосифом была вынуждена бежать в Египет от зверств царя Ирода, а после этого — вернутся в Назарет, где и был рожден Христос.

Глава 3 рассказывает о том, как Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и просил его о крещении.

В 4 главе начинает раскрываться проповедническая миссия Христа, а также Его встреча со своими первыми последователями и учениками.

Главы с 5 по 7 раскрывают важнейшие аспекты Нагорной проповеди Христа. Именно эта проповедь считается одной из основных, произнесенных Господом, а ее слова мы слышим на каждом богослужении, когда хор поет Заповеди блаженства.

В 10 главе повествуется о том, как Христос избрал себе первых 12 учеников, ставших впоследствии великими апостолами, которые проповедовали христианство практически по всему миру.

Ещё интересные статьи:

В 20-21 главе мы видим, как после длительного проповедования, множества чудес и исцелений в Галилее, Господь торжественно входит в город Иерусалим. Люди встречают его как нового Царя, ожидая от него земных благ и земного величия еврейского народа. Но Господь несет им иное Царство, и разочарованный люд, не в силах принять такого большого духовного дара, очень скоро вместо торжественных приветствий будет кричать «Распни!».

В 23 главе важное место — обличение Иисусом Христа фарисеев. Господа все время окружало большое количество людей, среди которых были не только Его ученики и последователи, но и просто любопытные зеваки, и откровенные гонители. Очевидно, что подле Христа постоянно находилось множество грешников. Но никого Христос не обличал так явно, как фарисеев и саддукеев.

Оказалось, что эти мнимые внешние праведники, которые по форме соблюдают совершенно все предписания Закона, отстоят от Бога куда дальше, чем очевидные грешники. И Господь предупреждает своих учеников, чтобы они как можно дальше держались от этих людей, которые своим внешним видом создают образ праведности, а в душе взрастили непомерную гордость, тщеславие и осуждение к другим.

Глава 26 рассказывает нам о приближении страшного дня, и предваряет его Тайная Вечеря. Именно на ней было установлено Таинство Евхаристии, когда Господь сам преломил хлеб и обмакнул его в вино, после чего подал ученикам и заповедал так делать вовек.

27-я глава повествует о самых знаковых для становления христианства событиях — судом над Христом у Понтия Пилата, его распятие и смерть.

И, наконец, в 28 главе мы можем прочесть о самом светлом, самом радостном событии всего человечества — о воскрешении Господа Иисуса Христа. Своим воскрешением Христос победил смерть, даровав возможность вечного спасения любому человеку, избравшему путь следования за Ним.

Каждый православный христианин должен помнить, что важно читать Евангелие ежедневно. Для этого существует специальный порядок чтения, используемый в Церкви. Также можно читать по порядку, но не забывая о молитве до и после чтения.

Комментарии к евангелию от Матфея

Основная книга для чтения любого христианина — Библия. Основные ее части — Ветхий и Новый Заветы, повествуют о Боге. И если Ветхий Завет говорит о пути еврейского народа, как богоизбранного, то Новый Завет призывает всех и каждого за Христом. Чаще всего начинать чтение Священного Писания рекомендуют именно с Нового Завета, хотя он находится не в самом начале Библии.

Для того, чтобы правильно понимать глубокие смыслы священных строк, зачастую недостаточно собственного разумения. Человек, по своему духовному непониманию, может значительно исказить то, что было сказано много веков назад. Именно поэтому наша Церковь всегда советовала читать Священное Писание не само по себе, а с авторитетными толкованиями.


В Священном Писании заложены все истины христианской церкви

Новый Завет также состоит из нескольких книг, основными из которых являются четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти Евангелия считаются каноническими и достоверно передают события земной жизни Иисуса Христа. Кроме них существуют так называемые апокрифы — описания, чье авторство не было достоверно установлено или же содержащие сомнительные смыслы. Не всегда апокрифы являются ложными или несущими искажения, но для того, чтобы не навредить собственной душе лучше читать канонические Евангелия. И первое из них принадлежит апостолу Матфею. Рассмотрим его детальнее.

О чем повествует Евангелие от Матфея

Главное, о чем рассказывает нам евангелист Матфей — жизнь и деятельность Иисуса Христа с начала его проповедания и до Воскрешения. Текст изначально предназначался для иудеев, поэтому содержит много ссылок на Ветхий Завет, на древние пророчества. Целью Матфея было показать, что с приходом Мессии выполняются те пророчества, которые были записаны древними отцами.

Первое, с чего начинает свое повествование Матфей — родословная Иисуса Христа, которая ведется от Адама и заканчивается Иосифом, Обручником Пресвятой Богородицы. Такая детализация нужна для того, чтобы показать, что Христос пришел на землю для каждого человека — и прежде живущего, и рожденного после.

Мифы и стереотипы о Христианстве

Мф. 1, 1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Один антиклерикал, чьё остроумие превосходило ум (не все антиклерикалы таковы), издевался над родословией Иисуса: зачем её учить назубок, коли в конце выясняется, что она не имеет отношения к Иисусу, что Иосиф — всего лишь морганатический супруг. Издевательство — реакция на издевательство над детьми, которых заставляли зубрить это родословие. Заучивание иногда противоположно обучению. Заучивать таблицу умножения — достойно и праведно есть, заучивать родословную — абсурд, потому что сумма двух чисел никогда не меняется, а суммы двух людей всегда разные, потому что люди, в отличие от цифр, никогда не одинаковы. Либо человек знает, чем Аминодав отличается от Иерофея, либо человеку вообще не нужно знать, кто из них друг друга родил.

По науке математике, у каждого человека тысячу лет назад жило миллион миллионов предков (двое в первом поколении, четверо во втором, восьмеро в третьем и т. п.). То есть, каждый человек в далёком прошлом приходится нам предком тысячу тысяч раз. По генетике, однако, всё больше похоже на библейский рассказ — у всех людей на планете тоненькая цепочка, восходящая к одному общему предку (причём, женщине), а род абсолютного большинства людей, живших три тысячи лет назад, угас аки дым от свечи. Мы нервничаем, мы всё ещё мечтаем продлить себя в потомстве, но оглянись — ведь нет ни одной городской семьи, которая бы не угасла за пять-шесть поколений. Во всяком случае, по мужской линии, а мечты о продлении в потомстве — это ведь мечты именно тех, кто сам не рожает, а лишь властвует над теми, у кого яйцеклетка. Зачем мы плодимся и размножаемся? Чтобы нас помнили? Тогда — не надо, всё наше пложение и размножение как река, текущая в пустыню и там иссыхающая в песках. Рано или поздно, причём, скорее рано, хоть по мужской линии, хоть по женской, не останется никого, кто бы о нас помнил. Может, это и будет наш потомок, может, он будет нами восхищаться, но не как предком, а как кем-то другим. Наверное, и сейчас много людей, в ком течёт кровь Гомера, но восхищаются они Гомером не поэтому.

Помнить о суетности родословий нужно, чтобы помнить о том, что родословия — не сумма людей, а частокол, за которым нечто более важное, чем внутри. Наша земная жизнь, тщательно огороженная и возделываемая, имеет смысл только потому, что за оградой — бесконечность. Не мир за оградой для нас, а мы — для этого мира. Ограда нас защищает от временных опасностей, но она же отделяет нас от простора, на котором радость, любовь, бесконечное путешествие.

Вера Авраама и есть прорыв за ограду. Родословная Иисуса — не родословная людей, которые мечтали о куске земли как о райском саде, это родословная людей, которые постоянно вырывались из сада на свободу. Из перечисленных имён абсолютное большинство — перекати-поле. Да, некоторые — помимо своей воли, но волю-то Божию никто не отменял. В Египетское рабство по своей воле — но это ведь хуже, чем из рабства по воле Божией. Резать друг друга в Святой земли — по своей воле, но это ведь хуже, чем из Святой земли в Плен Вавилонский по воле Божией.

Святая Земля дана Израилю не как гетто, изнутри украшенное бриллиантами, фонтанами из молока и мёда, а как первая ступенька лестницы, возводящей в рай. Нет ничего богохульнее присловья, которое я слышал от некоторых евреев (впрочем, вполне неверующий): «Мы пришли раньше, а уйдём позже». Пришли не раньше, а позже всех десятков племён Святой Земли, а вот насчёт уйти — хорошо бы определиться с направлением. Вверх или вниз? Если вниз, так попытка потянуть время понятна, но если ввысь — чего ждём? Как бы те, кто избран Богом, не оказался в хвосте у тех, кто избрал Бога.

Авраам уходит из города, который был Нью-Йорком своего времени. Там даже канализация была! Уходит, между прочим, от евреев, которые составляли значительную часть населения. Уходит не в поисках лучшей земли для себя, а в поиске Бога и блага для всех. (Или мы думаем, что Авраам — из тех псевдорелигиозных богоискателей, которые заботятся исключительно о себе и в процессе поиска Бога, и после нахождения Бога или после отказа от Бога?)

В истории Израиля остались не те, кто благополучно жил и обрастал жирком в Земле Обетованной, а те, кого разоряли свои и чужие, кто был депортирован (а ведь большинство были избавлены от депортации и — исчезли).

Тогда извращается вера в Бога, тогда она заменяется знанием, когда человек жёстко делит жизнь на победы и поражения. Либо я убил, либо меня убьют. Либо я растопчу, либо меня растоптали. Вера же есть опыт прикосновения к Тому, Кто любит нас больше, чем мы любим Его. Вера различает победу от поражения, но радуется и победе, и поражению, потому что и то, и другое — дар Божий. Павел долго-долго, проповедуя Христа, перечисляет тех, кто верой побеждал и преодолевал, но это — лишь подводка ко Христу, Который умер, чья победа невидима, чьё воскресение не попало в сводки генштаба. Вера, оказывается, побеждает не для того, чтобы уничтожить всех врагов, а чтобы воскресить всех — и врагов, и друзей. Вера есть вера в то, что враги и друзья суть одинаково — любимые Богом. Вера пишет генеалогию, в которой все — потомки даже не Адама и Евы, а потомки Бога, вера надеется на бессмертие всех, потому что у всех нас есть такой потомок как Господь Иисус. Царство Божие похоже на Римскую империю, в которой власть передавалась сыну приёмному чаще, чем родному, и мы — приёмные дети Небесного Царя, даже более — Его наследники, так что Иисус — сын каждого из нас тоже. Приёмный сын — и вот «принять», раскрыть себя для Другого, есть единственное что от нас требуется. Принять Бога — раскрыться Богу. Принять Небо — улыбнуться Небу. Принять Христа — похоронить Христа в себе и дать Ему вырваться из нашей преисподней и вывести оттуда всех и каждого в полноту человечества.

Чем отличается это Евангелие от других

Изначальный вариант текста был написан на арамейском языке, в отличие от остальных книг, которые были на греческом. Однако оригинал был очень быстро утерян, и в канон вошел уже греческий переведенный вариант.

В данном тексте деятельность Христа во время Его земной жизни рассматривается в следующих контекстах:

  • Пророк;
  • Первосвященник;
  • Законодатель.

Как и в других частях Библии, Матфей делает упор именно на особенности нового для иудеев учения Иисуса Христа. Несмотря на большое сходство с оставшимися синоптическими Евангелиями, именно в тексте от Матфея мы можем увидеть уникальные сюжеты:

  • исцеление от слепоты двух человек;
  • освобождение от одержимости немого бесноватого;
  • повествование о рыбе с монетой внутри.


Притча о сеятеле записана в 13 главе Евангелия от Матфея

Поскольку во всех Евангелиях множество смыслов передается языком притч, святой апостол Матфей также приводит подобные истории, а именно:

  • притча о пире на празднике бракосочетания;
  • притча об использовании талантов;
  • притча о винограднике и многие другие.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

ВВЕДЕНИЕ

Светлой памяти о. Александра Меня посвящается эта книга

Дорогой читатель! Сейчас вы держите в руках комментарий на книгу, которая, согласно церковному преданию, была написана одним из учеников Господа, апостолом Матфеем. Это Евангелие, и оно стоит первым в списке новозаветных произведений. Вероятно, всякий человек, решивший прочитать Новый Завет, тоже начинает с того, что открывает именно это Евангелие. Правда, некоторых новичков подстерегает опасность: длинная родословная, которая современному читателю не всегда понятна и интересна. Бывает, к сожалению, и так, что знакомство с Новым Заветом на этом заканчивается. Но тот, кто одолеет родословную или на худой конец просто перевернет страницу и начнет со следующей, будет вознагражден. Перед ним откроется удивительный по красоте мир Евангелия от Матфея. Вероятно, недаром в Церкви с самого начала чаще всего читали именно это Евангелие.

Здесь есть все: узнаваемые с детства сцены рождества и поклонения восточных мудрецов-волхвов, Нагорная проповедь с ее потрясающими, обращенными прямо к сердцу человека и одновременно такими простыми словами, короткие и навсегда запоминающиеся речения, разошедшиеся по многим языкам мира пословицами и поговорками, Молитва Господня, которую ежедневно произносят миллионы христиан, здесь и богатство мудрых притч, здесь трагедия народа Божьего, не принявшего своего Спасителя, здесь, наконец, звучный и торжественный язык с многочисленными повторами, наиболее пригодный для литургического речитативного чтения. Как правило, люди судят о Евангелиях именно по этому тексту, которым открывается Новый Завет. А если читатель начнет потом изучать это Евангелие, ему откроется еще большее богатство, он найдет здесь ответы и на мучившие его вопросы, он столкнется и с вопросами, на которые еще никто не дал удовлетворительного ответа. Он придет в восторг от загадок, которые ему предлагает родословная, которая когда-то казалась ему скучной и совсем ненужной.

Если же эту книгу возьмет в руки человек, постоянно читающий Евангелия и хорошо их знающий, пусть он не торопится с раздражением отодвигать от себя новый перевод только потому, что он больше привык к устойчивым и давно знакомым словосочетаниям. Отец Александр Мень всегда советовал своим прихожанам читать Евангелия в разных переводах и даже желательно на разных языках, чтобы не наступало привыкание, чтобы евангельский текст звучал всегда свежо и ново, даже если с непривычки это режет слух. Ведь в Евангелии главное не форма, не звучание, а Весть, которую Господь обращает к каждому человеку в отдельности.

Этот короткий вступительный текст не случайно носит название «Вместо предисловия». Он не претендует на роль исчерпывающего введения в Евангелие от Матфея, а лишь вкратце затрагивает некоторые наиболее важные темы.

Давайте начнем со слова «Евангелие». Что оно значит? Казалось бы, ответ очевиден: Евангелием называется книга, в которой рассказывается о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, и таких книг четыре. Но первоначально оно означало нечто совсем иное. Когда царю, правителю или какому-нибудь другому человеку приносили хорошую новость, сообщали радостное известие, например, о победе над врагами или о рождении наследника, гонец, принесший такую новость, получал подарок. Этот подарок по-еврейски назывался «бесора́», а по-гречески – «эванге́лион». Потом так стала называться сама радостная весть. Слово «эванге́лион» было заимствовано русским языком из греческого. В Новом Завете оно всегда употребляется в значении «радостная весть о том, что Бог дарует человечеству спасение», а также «проповедь о том, что Бог спасает мир через Христа».

Сначала эта Весть передавалась христианами устно, а затем была записана. Несмотря на то, что в первые века христианства существовал целый ряд книг, содержавших в себе Весть о Христе (см., например, Лк 1.1), слово «Евангелие» употреблялось лишь в единственном числе. Итак, слово «Евангелие» стало названием особого литературного жанра, который отчасти напоминает собой биографию.

Во II веке Евангелия стали также называть по именам тех, кто их составил: Евангелие от Матфея, от Марка и т.д. Строго говоря, греческое слово «ката́» значит не «от», а «согласно, по», то есть в версии такого-то. Ведь Евангелие не могло принадлежать никому из людей, оно всегда остается Радостной Вестью Бога или Христа. Но надо помнить еще и о том, что столь привычные для нас заглавия не являются частью евангельского текста, а появились не раньше II века. Ни в одном из Евангелий не сообщается имя автора. Имена евангелистов известны лишь из церковного предания.

Читайте также:
Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: