Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Стяжательство: что это за грех?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Многостяжание и любостяжание разновидности страсти сребролюбия

Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.

Андрей Шишки. «Ростовщик»

Значение слова

Смысл его в чрезмерном накопительстве земных богатств, когда забота о материальных благах становится сверх необходимого для жизни . Когда грех входит в навык, в привычку, он превращается в страсть.

Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:

«любостяжание есть идолопоклонство» (Кол.3:5) , а также «…никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф. 5:5 ).

Отношение к богатству в православном христианстве

Быть богатым – не значит нарушить заповеди Божии. Другое дело поклоняться золотому идолу, обожествлять его, оберегать и приумножать любой ценой. Сделать выбор: служить ему, а не Господу. Ибо «Никто не может служить двум господам…. Богу и маммоне» (Мф. 6:24) , т.е богатству.

По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.

Накопление денег и имущества сверх необходимого

Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.

П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.

Апостол Павел , как и многие святые отцы, наз ы вал сребролюбие корнем всех зол ( 1Тим.6:10 ). Почему? Из-за любви к деньгам Иуда совершил самое тяжкое преступление, которое когда-либо совершал человек: предал Господа. Почему именно сребролюбие ? С еребряными монетами предатель заплатил иудейским священникам за жизнь Спасителя.

Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).

Как говорят в народе: «Чем больше денег, тем больше хочется». О дни при наличии богатства тратят его на роскошную жизнь и развлечения. Другие копят на безбедное будущее и достойн ую старость. В погоне за состоянием становятся жадными и скупыми, считают каждую копейку , во всем отказывают себе и ни с кем не делятся .

Сребролюбцем может стать и бедный, мысли которого поглощены мечтою о деньгах. «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8). В любом случае и те, и другие – материалисты . Поглощенная страстью к деньгам, д уша становится жалкой, мелочной. В ней угасает любовь к ближнему и уповани е на Бога, она незаметно входит в темный мир зла.

Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.

Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:

«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».

Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».

Этот пример тоже относится к стяжа тельству . Люди работают, приобретают сверх меры, копят, преумножают в разы больше, чем требуется. Ведь не зря гласит народная мудрость, проверенная сотнями лет: «Если Господь да ет дитя, то и на дитя дает». Э то подтверждено самой жизнью.

Посмотрите на многодетные семьи. При всех трудностях, которые выпадают на их долю, они в материальном плане живут не хуже других, а бывает и лучше тех, кто детей не имеет . Потому что с ними Божье благословение.

Что говорит Евангелие о материальных благах

В Евангелие от Луки есть притч а о богатом человеке, который собрал хороший урожай с поля. Так как класть этот урожай было некуда, он решил сломать старые житницы и построить новые, больших размеров. Он думал, что соберет добра на многие годы и будет спокойно жить, есть, пить и веселиться. А Господь ему ответил: «Безумный! Сегодня ночью душу твою заберут, кому останется добро твое ?» (Лк. 16-21)

Богатство в этой притче не осуждается, смысл ее в отношении к богатству. Всю жизнь человек прожил в достатке. А так и не уразумел для чего оно ему. Скольких голодных мог накормить , больным помочь , нуждающихся спасти, храмов построить? И получить за это от Господа Царствие Небесное . А он не захотел. И виной тому страсть сребролюбия и стяжательства, котор ые порожда ют жадность и корысть.

Д ругая история про богатого юношу, который спросил у Христа как можно спастись . Иисус ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной , взяв крест ». Юноша мог стать апостолом , е го звал за собой Сам Господь, предлагал вечную жизнь . А молодой человек выбрал богатство (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27) .

Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.

Нищий безропотно и терпеливо переносил посылаемые страдания . А богатей не смог полюбить ближнего и поделиться с ним хотя бы хлебными крохами. Умер нищий Лазарь и попал в рай, а богач – в ад.

В чем заключается корень всех зол

«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».

Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.

Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:

  • Нищета или крайняя бедность семьи.
  • Достаток и избалованность («з олотая молодежь» ) .
  • Навязывание обществу пропаганды материальных ценностей .
  • Но основной и самой главной причиной является недоверие Богу, маловерие.

Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.

Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце

У креп ля ть веру.

З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.

Б лагодарить Бога за то, что есть.

Не роптать на Господа, а довериться Ему.

Не стремиться к богатству (не стяжать) .

Не дает Господь много денег ? На все Его святая воля. Может это не полезно человеку. Господу лучше знать что потребно и когда.

Т очно определить меру приобретения.

Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.

И сцелять себя с помощью подаяния.

С троить храмы, школы, больницы . Брать пример с Российской империи, когда целые династии становились меценатами. Помогать сиротам, нуждающимся, больным.

Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.

Будучи очень богатым, он всегда жил с верою в то , что его капитал – это тяжелейший труд многих работников. И смысл наличия его богатства – в помощи нуждающимся. В 1896г. Сибиряков передал все свои средства иеромонаху Давиду.

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1. Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

Читайте также:
Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2. Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Читайте также:
Православная символика: главные знаки и символы веры, значение для православных

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Христианам известно, что сознательное нарушение Божьих заповедей приводит к гибели души. Грех — это преступление нравственного закона против Бога и человека. Что такое смертные грехи в православии? Можно ли искупить свои проступки перед Богом и как это сделать? Достаточно ли искренней покаянной молитвы или нужно совершить какие-то особые действия? Рассмотрим эти волнующие вопросы детально.

Понятие греха в Библии

Библия нам рассказывает, что из-за грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая. Они лишились благодати и вечной жизни, стали смертными. С этого трагического момента человеческой истории смерть стала постоянным спутником жизни. Наказание за грех — смерть. Это незыблемый закон Божий, который невозможно отменить.

Грех является искажением человеческой природы. Непобежденный грех влечет за собой и другие прегрешения. Так, чревоугодие может привести к алчности и похоти. Жажда добыть больше денег для удовлетворения алчности может привести к воровству, стяжательству и даже убийству. Поэтому победа над одним грехом приводит к освобождению и от других пороков. Потому что всё взаимосвязано.

Нарушение одной заповеди считается нарушением всего закона в целом.

Все ли грехи приводят к смерти или существуют нетяжкие грехи? Библия говорит, что любой грех разлучает человека с Богом, является препятствием к Божьей благодати. Нарушение хотя бы одной заповеди Божьей считается нарушением всего закона. И не важно, зависть одолела человека или потребность воровать — он является преступником закона и заповедей.

Понятие смертный грех имеет корни в Ветхом завете, когда людей физически уничтожали за содеянную неправду. Например, побивали камнями за блудодейство. Считалось, что этот грех невозможно искупить никаким раскаянием. Основа такого убеждения лежит в плоскости понятий, что блудодей давно отошел от источника жизни и черпает свое вдохновение в водах смерти. Логическая цепочка рассуждений приводит к тому, что блудодей давно мертв духовно, поэтому его полагается упокоить навсегда и физически.

Ветхозаветная религиозная доктрина основывалась на искоренении всего, что противостояло Божьим заповедям. Носитель духовной смерти должен быть уничтожен, чтобы не заразить ею все общество. То есть грех рассматривался как инфекция, подлежащая истреблению.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Впервые о заповедях Божьих люди услышали от Моисея в Синайской пустыне. Это были 10 заповедей, на которых базируется и современное христианство. Заповеди были даны людям, чтобы спасти их от беды. Не все понимали, что нарушение моральных законов ведет к катастрофе. Заповеди объясняли людям, как нужно вести себя в обществе и чего избегать.

Понятие греха в Евангелии

В Евангелии понятие греха остается прежним, но отношение к нему меняется. Благая весть (Евангелие) наполнена прощением и милостью Божьей к грешникам. Этим оно отличается от всех священных книг любой религии мира. Божья благодать спустилась на землю благодаря искупительной жертве Христа, и теперь человек имеет шанс быть прощенным. Но для этого необходима вера в искупительную жертву и искреннее раскаяние в содеянном.

Почему грехи приводят к смерти, если грешники живут припеваючи долгие годы и не умирают? Потому что смерть имеется в виду духовная — смерть души. Нераскаянные грехи уничтожают в сердце человека любовь к Богу, поэтому его душа не может попасть в райскую обитель и обрести вечное существование в небесных чертогах.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в пример классификацию восьми грехов, которые ведут к смерти. Однако не стоит понимать эту классификацию как исключительно 8 смертных грехов: это 8 групп страстей, которые могут овладеть человеком. На самом деле их намного больше. Авва Дорофей считает, что человеком могут овладеть 3 страсти — сребролюбие, сластолюбие и себялюбие. Остальные прегрешения являются лишь следствием данных страстей.

Разделение грехов на маленькие и большие, смертные и не смертные — очень условно. Любой нераскаянный грех ведет к смерти и отлучению от Бога.

Понесет ли человек осуждение за раскаянный грех? Отцы церкви наставляют: нет непрощаемых грехов, есть только нераскаянные. Поэтому и существует таинство исповеди, чтобы человек очистил душу раскаянием в содеянном. А почему нельзя просто помолиться Богу и покаяться в грехах? Потому что таинство исповеди было дано от Бога, и нарушать этот закон тоже нельзя.

По мнению отцов церкви, только один грех приводит к смерти души — самоубийство. Это самый большой и самый страшных грех. Потому что человек сам себя лишает возможности раскаяться и получить искупление. Поэтому недопустимо впадать в отчаяние из-за совершения грехов, так как отчаяние может привести к самоубийству. Нет непрощенных грехов — их всех можно искупить раскаянием.

Опасность нераскаянных грехов приводит к тому, что грех становится навыком. Человек привыкает жить во грехе и не ощущает его смертоносного влияния на душу. Этому способствует враг человеческий — Сатана, который неустанно улавливает души в свои сети соблазна.

Хуление Духа Святого

Помимо самоубийства есть еще один самый страшный грех в православии — это хула на Духа Святого. Если самоубийца по глупости своей лишается благодати вечного спасения, то хула на Духа Святого — осознанный и целенаправленный отказ от вечной жизни.

Как можно похулить Духа Святого, каким образом? Отцы церкви дают нам следующее толкование. Например, святой Василий Великий говорил:

Почему хула на Духа не простится никогда? Потому что противники Христа обвинили его чудотворные действия бесовской силой. Вот что они сказали:

Противники Христа не узрели в его действиях Божественной благодати и посчитали чудеса бесовским наваждением. Их логика была проста: раз бесы ему подчиняются, значит, Христос и есть верховный бес. На что Иисус им ответил, что они хулят Духа Святого, действующего через него.

Список грехов в православии

Существует 7 грехов, которые ведут к смерти. Почему христианство выделило именно эти грехи из всех остальных, которым несть числа? История определения смертных грехов берет исток из выделения восьми тяжких пороков человечества, которые описал в ӀV веке нашей эры Евграфий Понтийский. В 590 году этот список пороков был изменен Папой Римским, который определил всего 7 смертных грехов. Именно утвержденный Папой Римским список грехов по сей день используется в православии.

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

Грехи в православии — список:

  1. гордыня;
  2. алчность;
  3. зависть;
  4. гнев;
  5. похоть;
  6. чревоугодие;
  7. уныние.

Гордыня — это вера в себя и свои возможности. Гордыня исключает веру в Бога и его помощь людям.

Алчность затмевает собой размышления о духовном, так как все устремления человека направлены на добывание и преумножение материальных благ. Человек настолько поглощен этим процессом, что ему просто некогда задуматься о своей душе и ее состоянии.

Зависть — это желание быть другим, добиться или украсть его судьбу. Зависть не дает возможность реализовать свое предназначение в жизни, постоянно направляя внимание завистника на судьбу другого человека. Завистник теряет покой в душе, изнывая от чувства «несправедливости в этом мире». Тем самым он укоряет Бога в предвзятом отношении к людям и несправедливом распределением милости и благодати.

Гнев несет в себе разрушение. Гневающийся человек забывает о милости Божьей, он полностью управляем дьявольской волей. Во время гнева человек может совершить тяжкое преступление вплоть до убийства. Гнев противоположен любви, что является следствием отдаления от Божьей благодати.

Похотью называется любое излишество, которое позволяет себе человек. Это пристрастие к чувственным удовольствиям, которые уводят от духовных истин. Человек не думает о спасении души, а поглощен утолением плотских желаний. Он ублажает свое тело, которое все равно умрет, в ущерб вечной и нетленной душе.

Чревоугодие — это избыточное потребление пищи, которое уводит от духовных истин. Человек поглощен поеданием изысканных яств, что становится смыслом его жизни. Он наполняет удовольствием смертное тело, забывая о бессмертной душе.

Уныние тоже причислено к смертным грехам, так как лишает человека стимула к действиям. Он поглощен мыслями о бесполезности каких-либо действий, так как не находит ни в чем смысла. Но цель земного существования состоит в служению Господу, а отсутствие такой цели является грехом. Хотя уныние не причиняет вред другим людям, но приводит грешника к духовной смерти из-за отказа служить Богу. Также унывающий человек постоянно хулит Бога в своем сердце за несправедливое к себе отношение.

Грехам противопоставляются добродетели, которых в православии тоже 7:

  1. любовь;
  2. терпение;
  3. смирение;
  4. доброта;
  5. умеренность;
  6. усердие;
  7. целомудрие.

Это те духовные плоды, которые человек возьмет с собой в вечность. Поэтому каждый христианин должен заботливо взращивать добродетели, чтобы прийти на суд Божий с духовными плодами вместо прегрешений.

Помните, что любой грех начинается с мысли, которой соблазняет нас дьявол.

Если греховная мысль завладеет разумом человека, то неизбежно приведет к греховному поступку. Поэтому важно следить за своими помышлениями и содержать их в чистоте и святости. Молитва помогает верующему очистить помыслы от скверны и не допустить грехопадения. Пока грех существует на уровне мысли, всё можно исправить.

Неисправленный грех никуда не исчезает, он преследует душу и после смерти тела. В аду душа претерпевает страшные мучения, так как неутоленные греховные помыслы буквально разрывают ее на части. Поэтому важно избавиться от грехов еще здесь, на земле, так как после смерти этой возможности не будет. После смерти будут только адские мучения от ненаполненности грешных желаний. Только представьте на секунду неутоленную жажду, свои мучения от этого ощущения — и всё станет ясно. Грешнику никто не позволит утолить жажду греха в аду, поэтому его страдания будут невыносимыми.

Как бороться с грехами

Какие есть грехи, мы выяснили. Теперь разберем вопрос, как с ними бороться. Не следует думать, что бороться с соблазнами и прелестью должны только монахи — это явное заблуждение. Монахи несут определенную ответственность перед Богом, но и мирской человек тоже не лишен ответственности за свои деяния. При крещении человек отрекается от дьявола, тем самым утверждает свою позицию христианина — побеждать греховное в ежедневном бдении.

В жизни многих христиан грехи стали просто привычкой, с которой очень трудно расстаться. Но это сделать необходимо, так как человеческие грехи отделяют от Бога. Что нужно делать для избавления от пороков?

Правила борьбы с грехами:

  • Осознать пагубность порока и возненавидеть его всем сердцем.
  • Покаяться в грехе на исповеди, чтобы освободиться от груза вины.
  • Искренне отречься от греховных помыслов в своем сердце, а не только на словах.
  • Преодолеть страх и стыд перед священником, честно раскрыть свои греховные наклонности.
  • Уповать на Божью помощь в избавлении от грехов.

Грехи в православии рассматриваются как слабость человеческой природы. Человек настолько немощен духовно, что не в состоянии самостоятельно противостоять дьявольской прелести. Поэтому он должен ежедневно совершать молитвенный подвиг, прося Бога о помощи в избавлении от пороков.

Немаловажную роль в избавлении от страстей играет и доверительная беседа с духовным наставником — священником. Служитель Божий поможет найти правильный путь к освобождению от пристрастий, укажет методы борьбы с лукавым соблазнителем.

Помните, что продолжение греховных поступков недопустимо. Если вы осознали свою греховность и раскаялись в ней, недопустимо продолжать грешить и следовать по порочному пути. Человек не может обрести благодать, если он является рабом страстей земных. Нужно найти в себе мужество раз и навсегда покончить с дьявольскими наваждениями и осознать, что смертельные грехи действительно приводят к духовной смерти. Грех умерщвляет духовную природу человека, лишая его вечной жизни. Поэтому, только обретя благодать, можно удостоиться царствия небесного. Решите раз и навсегда, что вы выбираете — смерть или жизнь?

Килограммы уйдут незаметно: блюда для весеннего детокса. Рецепты

«Искупление чужих грехов» — советский фильм 1978 года режиссера Валериана Пидпалого. По мотивам повести Василя Сычевского «Вернись, Ружена».

Отпадение от Благодати

Учит ли Библия о последнем терпении святых?

Многие были научены верить в то, что дитя Божие (христианин) «никогда не может ни полностью, ни совсем отпасть из состояния благодати; но, конечно, должен терпеть до конца, когда будет окончательно спасён».

Эта доктрина также называется: «Однажды получил благодать, теперь всегда будешь в ней», или: «Однажды спасён, навечно спасён», или так: «Невозможность отпадения».

Смысл всего этого заключается в том, что как только человек становится христианином, для него становится совершенно невозможным потерять спасение, несмотря на то, какой бы он грех не совершил.

Однажды спасён, навечно спасён

Что говорит Библия по этому поводу?

Читайте также:
Как поминать в годовщину смерти: правила и традиции, посещение церкви и кладбища

Дети Бога могут согрешать. Отпадение от Благодати.

Библия ясно показывает, что дети Божии могут согрешать:

8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин 1:8-9).

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. (1 Ин 2:1).

Бог говорит Пророку Иезекиилю: «Душа согрешающая, она умрет…» [Иез 18:20]. И далее Бог добавляет: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал» [Иез 18:24; 26].

Те, кто «практикуют дела плоти, Царства Божьего не наследуют» [Гал 5:19-21]

Избранные, который грешат и умирают во грехах (или во грехе), не могут быть «спасены навечно»:

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете придти. (Ин 8:21).

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. (Отк 21:8).

Отпасть от Благодати и Христа

Отпасть от Благодати и Христа

Далее, тот, кто принял благодать, может «отпасть от благодати»: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» [Гал 5:4].

Подобный отрывок в Евангелии от Иоанна говорит, что избранный может быть «отсечён от Христа»:

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Ин 15:1; 6).

Так как спасение происходит по благодати, и «каждое духовное благословение» имеется во Христе, тогда тот, кто отпал от благодати и был отрезан от Христа, не может быть «спасённым навечно»:

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. (Еф 2:5; 8).

Примеры падения

В Библии имеется множество стихов, говорящих о тех, кто отошёл от Божьей милости. Например Адам и Ева, будучи Божьими детьми по сотворению, впали в грех.

Апостол Павел предупреждает, что заново рождённые дети Божии всё ещё могут также быть обмануты сатаной как Адам и Ева:

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. (2 Кор 11:3).

Израильтяне, были детьми Божьими, но потом отпали и сейчас являются предупреждением для всех христиан, чтобы «избранные» – «были внимательными, чтобы тоже не отпасть, как отпали в своё время израильтяне»:

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. (Евр 4:11).

Иуда был апостолом, одним из тех, кто был дан Христу, тем не менее он тоже отпал:

25 которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян 1:24-25).

Симон поверил и крестился как и многие в Самарии и был спасён; тем не менее он впал в грех, и потом ему сказано было «покаяться» и «молиться» для прощения грехов:

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. (Деян 8:22-23).

Апостол Пётр говорит о таких людях, которые были куплены Господом, «избежали осквернения этим миром» и «узнали путь праведности», но оставили «правильный путь» и «отпали»:

20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи. (2 Пет 2:20-22).

Заключение

Библия ясно показывает, что дети Божии могут согрешать. Что делать?

Поэтому избранные, должны стараться не запутываться в сквернах этого мира. Должны, исполнять заповеди. Не должны возвращаться назад к сквернам мира. А также должны делать, более твёрдым своё звание и избрание!

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь. (2 Пет 1:10).

[править] Цитата

Грехи бывают семи видов: скрытое нарушение правил (например, завуалированный мат в реплике), нарушение правил, правки на грани нарушения правил, правки грубо и систематически нарушающие правила, несоблюдение персональных санкций АК, действия совершаемые вопреки решению АК, и наконец действия не одобряемые сообществом, но не являющимися нарушением правил или решений АК.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (:42)

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

Чем опасно переедание

  • Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.
  • Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

    Молитвы в помощь страждущему:

    • Молитва Матроне Московской для похудения
    • Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

    Салат с авокадо и мятной заправкой

    Этот салат идеален весной, когда организм еще не успел насытиться витаминами, и поэтому так хочется свежей зелени. Салат очень прост в приготовлении – лишь бы под рукой было побольше разных видов салатных листьев. Его рекомендует приготовить бренд-шеф ресторана «LESNOY» Сергей Батуков.

    • Редис – 10 г
    • Салат Романо – 30 г
    • Салат Айсберг – 40 г
    • Руккола – 20 г
    • Горох стручковый – 30 г
    • Кресс салат – 20 г
    • Авокадо – 100 г
    • Листья мяты – 10 г
    • Чеснок очищенный – 12 г
    • Уксус рисовый – 25 г
    • Оливковое масло – 25 г
    • Соль и сахар – по вкусу.

    Стручковый горох (можно замороженный) надо опустить в кипяток и бланшировать до готовности, потом остудить и при необходимости разрезать на части по 2-2,5 см.

    Листья салатов рукколы, романо, айсберга (можно и любую другую смесь салатных листьев) промываем, даем воде стечь. Рвем руками и опускаем в глубокую миску. Очищенный авокадо режем пополам, вынимаем косточку, тонко нарезаем и выкладываем на листья салата. Украшаем сверху кружочками редиски.

    Для заправки опускаем в блендер листья мяты и очищенный чеснок, добавляем рисовый уксус (можно заменить его соком лимона), оливковое масло, соль и сахар. Взбиваем до однородной консистенции и поливаем салат. Вот увидите, какой получится интересный вкус!

    Родительская молитва о прощении ребёнка

    Любящий родитель всегда стремится оградить ребёнка от опасностей, бед и испытаний, которые посылает жизнь. Что, как ни молитва поможет христианину выстроить мощную защиту вокруг драгоценного чада и при этом направить его на верный путь?

    По христианским канонам, ответственность за грехи ребёнка несут родители в течение первых 7 лет его жизни. И в силах отца и матери помогать сыновьям и дочерям очищаться от дурных последствий совершенных проступков и не допускать их вновь.

    Текст молитвы помогает выразить глубокую благодарность Творцу за дар материнского счастья. За возможность привести в этот мир новую душу и растить её в любви и послушании, под защитой и покровительством Господа.

    Мать со всей искренностью желает безусловного счастья своим детям, помощи креста святого на их земном пути, силу и стойкость для протеста соблазнам дьявольским. Чистоту разума и духа и стремление к единению с Богом. Действенность и защита искренней родительской молитвы проявляется независимо от возраста ребёнка. Любовь, забота и вера во Всевышнего, выраженные в молитве, служат оберегом, как для младенца, так и повзрослевшего сына или дочери.

    Менс Физик — Википедия

    Что такое Пляжный Бодибилдинг?

    Еще о Менс Физик.

    Затянувшееся новогоднее застолье оставляет после себя чувство тяжести, проблемы с желудочно-кишечным трактом и лишние килограммы. Все это является результатом тотального переедания и длительного употребления тяжелой пищи. Вывести из организма токсины и наладить его работу можно, скорректировав свой рацион и включив в него стимуляторы детокса. Исторический аспект Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем […]

    Когда впереди длинный день, утром необходимо как следует зарядиться энергией, причем не важно, физическая или умственная работа нам предстоит. По результатам исследований любой вид деятельности отнимает энное количество калорий, и белковый завтрак придется очень кстати всем без исключения. Протеиновый прием пищи будет полезен и для стимуляции умственной активности, и для активно тренирующихся, и для активно […]

    На санскрите «Панча» означает «пять», а «Карма » означает «действие». Так, терапия «Панчакарма» — это пять основных методов , которые уникальны. Чистка организма: когда она нужна Аскариды, эхинококки, острицы, солитеры – далеко не полный список паразитов, способных атаковать организм человека. Причиной инвазии может стать несоблюдение простейших правил гигиены, употребление в пищу плохо прожаренного мяса или […]

    На санскрите «Панча» означает «пять», а «Карма » означает «действие». Так, терапия «Панчакарма» — это пять основных методов , которые уникальны. Вамана Когда есть закупорки в легких, создающие повторяющиеся приступы бронхита, кашля, простуды или астмы, аюрведическим лечением является терапевтическая рвота (вамана), которая удаляет слизь, создающую избыток . Вначале нужно выпить три-четыре стакана настоянного корня солодки […]

    Главный вопрос, который интересует многих женщин, что такое правильное питание? Если говорить простым языком — это сбалансированная пища, которая помогает организму качественно функционировать. Понятие и принципы правильного питания Правильным питанием называется диетический рацион, состоящий из полезных здоровых продуктов высокого качества с верным соотношением питательных веществ — белков, жиров и углеводов, — а также количеством калорий, […]

    Какие молитвы ребенок должен знать наизусть?

    Какие молитвы ребенок должен знать наизусть?

    Добрый день, дорогие наши посетители!

    Как научить маленького ребенка молиться и какие молитвы он должен знать наизусть? Есть ли какое-то особенное молитвенное правило для детей? И как родители могут помочь своему ребенку полюбить слова молитвы?

    На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:

    «Вообще нет какого-то особого молитвенного правила специально для детей. Есть наши обычные утренние и вечерние молитвы. Но конечно, для маленьких детей это не означает вычитывание текстов, которые они на 99 процентов понять не могут.

    Для начала, это может быть молитва своими словами – о маме, о папе, о других близких, об усопших. И молитва эта, как первый опыт разговора с Богом, должна быть словами совсем простыми: «Господи, маму, папу, дедушку, бабушку, сестричку мою спаси и сохрани. И мне помоги не ссориться, капризы мои прости. Больной бабушке помоги. Ангел-хранитель, защити меня твоими молитвами. Святой, имя которого я ношу, будь со мной рядом, дай мне от тебя научиться доброму».

    Такую молитву ребенок сам может сказать, но чтобы она вошла в его жизнь, нужно усердие родителей, которые, во всяком своем настроении и расположении духа, найдут на это силы и желание.

    Как только ребенок сможет сознательно за мамой повторить: «Господи, помилуй!», как только сможет сказать сам: «Слава Тебе, Боже», так надо начинать учить его молиться.

    Просить и благодарить Господа Бога можно научиться очень рано. И, слава Богу, если это будут одни из первых фраз, которые маленький ребенок произнесет!

    Слово «Господи», сказанное перед иконой вместе с мамой, которая слагает младенцу пальцы пока еще просто для физического запоминания православного перстосложения, уже отзовется в его душе благоговением.

    И, конечно же, смысл, который вкладывает человечек в эти слова в полтора, два, три года иной, чем у восьмидесятилетнего старца, но не факт, что молитва старца будет до Господа доходчивее.

    Так что, тут не нужно впадать в интеллектуализм: мол, мы сначала объясним ребенку подвиг искупления, совершенный Христом Спасителем, потом – почему он нуждается в помиловании, потом то, что просить у Господа нужно только вечного, а не временного, и только когда он все это поймет, можно будет учить его говорить: «Господи, помилуй!» А что такое «Господи, помилуй», понимать нужно будет всю жизнь.

    По мере взросления, психического и физического, а у всех детей оно по-разному происходит, необходимо постепенно запас выученных молитв потихонечку увеличивать.

    Молитву Господню «Отче наш» ребенок, если ходит на богослужение, слышит, как ее в Храме поют и как дома читают всякий раз перед трапезой, запомнит очень скоро.

    Но родителям важно даже не столько научить ребенка запомнить эту молитву, сколько пояснить так, чтобы ему было понятно, о чем в ней говорится.

    Другие начальные молитвы, к примеру «Богородице Дево, радуйся…», тоже вовсе несложно понять и выучить наизусть. Или молитву Ангелу-хранителю, или своему святому, иконка которого в доме есть.

    Если маленькая Танечка с раннего детства научилась говорить: «Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!», то это у нее на сердце останется на всю жизнь.

    Лет с четырех-пяти можно уже и более длинные молитовки начинать с родителями разбирать и запоминать. А переход от начальных молитв к полному или сокращенному утреннему и вечернему правилу, на мой взгляд, лучше вообще осуществить попозже, когда ребенок сам захочет молиться, как взрослый.

    И лучше подольше удерживать его на каком-то наборе более простых, детских молитв. Иной раз даже сказать о том, что пока ему еще рано вычитывать такие молитвы, какие утром и вечером читают папа с мамой, ведь он же не понимает всего, о чем в них говорится.

    Желание дорасти до взрослых молитв нужно в детской душе заронить, тогда позднее полное молитвенное правило не будет для ребенка какой-то тяготой и обязаловкой, которую нужно каждодневно выполнять.

    Мне рассказывали люди из старых церковных московских семей, как в детстве, в тяжелые сталинские или хрущевские годы, мамы или бабушки учили их читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся…».

    Эти молитвы читались почти до самого взросления, затем добавлялся «Символ веры», еще несколько молитв, но я ни от кого не слышал, чтобы в детстве его заставляли читать полные утренние и вечерние правила.

    Дети начинали их читать, когда сами осознавали, что краткой молитвы недостаточно, когда им уже по собственному желанию хотелось читать церковные книги. И что может быть более важного в жизни человека – молиться потому, что душа просит, а не потому, что так заведено.

    Сейчас же, в очень многих семьях, родители стараются своих детей заставить молиться как можно раньше и как можно больше. И, к сожалению, бывает, что у ребенка отвращение к молитве возникает в удивительно быстрые сроки.

    Мне пришлось в одной книге читать слова современного старца, который писал уже достаточно большому ребенку: не нужно тебе столько молитв читать, читай только «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся…», а больше тебе ничего не нужно. Все святое, великое, церковное ребенок должен получать в таком объеме, в котором он способен это усвоить и переварить.

    Маленькому ребенку, целиком, утреннее и вечернее правило для взрослых, даже прослушать до конца со вниманием – очень трудно. Это только особенные дети, избранники Божии, с раннего возраста, могут долго и сознательно молиться.

    Разумнее было бы, подумав, помолившись, посоветовавшись с кем-то, кто опытнее, создать для своего ребенка некоторое краткое, удобопонятное молитвенное правило, состоящее из несложных по тексту молитв.

    Пусть это будет его начальным молитвенным правилом, а потом в него потихонечку, по мере взросления ребенка, добавлять молитву за молитвой.

    И наступит день, когда он сам захочет перейти от детской усеченной формы – к настоящей молитве. Детям всегда хочется подражать взрослым. Но тогда это будет устойчивая и искренняя молитва. Иначе ребенок будет бояться родителей и только делать вид, что он молится».

    Православная Жизнь

    Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком?

    Что важнее?

    Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.

    Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.

    Молиться — это трудно? Или прекрасно?

    Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.

    Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».

    Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.

    Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.

    Приобщать с момента беременности

    Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.

    Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.

    Не спеша, терпеливо, с любовью

    Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.

    Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.

    Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.

    Не рисуйте образ Бога тёмными красками

    Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!

    В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.

    Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!

    Как быть с подростками?

    В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.

    У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.

    Какой молитве мы учим?

    Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.

    Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.

    Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.

    Зачем Богу моя молитва?

    Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.

    Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.

    Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!

    Как научить детей молиться?

    Что нужно знать о детской молитве

    Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

    С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.

    Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

    Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией. Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение. То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.

    В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.

    Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.

    Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
    Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.

    Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.

    С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.

    Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.

    Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

    Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.

    Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

    Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: