Хиротония: что это и что значит, как происходит таинство, требования и порядок

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ

История происхождения

Берет свое начало хиротония со времен Иисуса Христа. Первые его ученики, числом 12, являются последователями христианского учения. Господь благословил их на распространение христианской веры, совершил рукоположение. Первые апостолы благословили своих преемников, и цепочка рукоположения продолжается до сих пор. Впервые обряд был проведен в Антиохии избранием Павла и Варнавы. Продолжение традиции рукоположения говорит о преемственности в распространении учения Христа.

Первоначально кандидаты отбирались апостолами, их учениками. Позже обряд избрания проходил совместно с верующими, паствой. Для избрания священника нужно было рукоположение 3 епископов. В истории были периоды, когда правители единолично могли выбирать на священство. Но со временем архиереев могли избрать только рукоположенные епископы. В IVвеке создаются первые специальные учебные заведения, где готовят кандидатов в священнослужители.


Как совершается таинство

Обряд рукоположения совершается во время литургического богослужения. В этот момент все верующие едины в своем обращении к Богу.

Как и любое таинство, хиротония несет в себе ряд моментов, которые имеют большое значение для принятия сана священника. Перед тем как наложить руки на голову верующего и ввести его в сан священника, надо испытать кандидата, удостовериться в истинности его веры.

Видимая сторона

Тайные действия обряда хиротонии состоят в том, чтобы:

  • епископом была возложена рука на голову кандидата в сан священника;
  • проведена соборная молитва.

Священнослужитель прикладывает руку к голове, через которую кандидат получает благословение Божье.

Невидимая сторона

Без помощи Бога таинство рукоположения не может совершиться. Благодатные дары, полученные рукоположенным епископом, передаются им ставленнику во время совершения таинства. Недаром Иоанн Златоуст говорил, что хотя «возлагает руку человек, но все делает Бог. Его рука касается главы рукополагаемого».

«Утешайте народ Божий»

Протоиерей Евгений Попиченко. Фото: vk.com/evgeniy_popichenko

Протоиерей Евгений Попиченко, Екатеринбург:

— У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть такие слова: если у тебя талант апостольский или говорения на язы́ках, или истолкования язы́ков, или дар пророческий, или учительский, — служи Богу тем даром, который у тебя есть.

И дальше апостол продолжает: «Ревнуйте о дарованиях больших». Но. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». (1 Кор. 12:31 — 13:1)

Ревнуйте о дарованиях бо́льших. Мы помним слова Серафима Саровского: стяжание благодати Духа Святого есть цель жизни христианской; а всё остальное — средства: и правило, и пост, и дела милосердия.

И потому важно найти для себя то делание, которое приносит максимальную пользу духовную, приносит дары Благодати Божией; почувствовать то, к чему призывает Господь.

Служение Литургии для пастыря — конечно, должно быть сердцевиной.

Любить богослужение, не откладывать его, не убегать от него, не формализировать его. Научиться любить молитву. Священник, который не любит молиться — он не туда попал. Молитва даёт жизнь, даёт силы, энергию нести своё служение.

А еще священник — проводник, приобретая или стя́жая Благодать Божию, он должен делиться.

Поэтому второе главное дело для священника — служение людям, пастырство. Как говорил пророк Исаия: «Утешайте, утешайте народ Божий». Священник — утешитель народа. Это помощь людям в нахождении пути ко Христу, в Церковь.

Мне кажется, это основные две вещи, которые необходимо в своей жизни найти: научится любить быть с Богом, и научиться любить и быть с людьми.

Три степени священства

Церковная иерархия имеет несколько ступеней. В низшие степени не возводят священников рукоположением. Только высшие чины, прошедшие обряд хиротонии, могут проводить церковные таинства, посвящать верующих.

Дьякон

На низшей ступени священства стоят дьяконы. Этот сан сохраняется в церкви со времен апостолов, давших его 7 мужам Иерусалимской общины. В обязанности священника входит участие в богослужении: чтение Евангелия, призыв к молитве. Но совершать обряды в отношении верующих дьяконы не могут.

Рукоположение в дьяконы производится епископом на любой литургии после перенесения Святых даров на престол. К входу в алтарь сопровождают кандидата иподьяконы, а в алтарь — дьяконы. Ставленник встает на одно колено, и епископ трижды дотрагивается до его головы, прочитывая молитву. В конце надевают облачение дьякона на посвященного. Тот благодарит за посланную благодать, целуя у священника руку и плечо.

Иерей

Второго по степени священства иерея, или пресвитера, рукополагает епископ перед тем, как начать главную часть литургии. Кандидат в алтаре встречаем иереями, ведущими его вокруг престола. Становится будущий священнослужитель на оба колена. Это говорит о том, что он получит больше благодати и будет награжден высшей ответственностью. После получения сана иерей сможет совершать все церковные таинства, кроме хиротонии.

Сопровождается обряд чтением особых молитв, после произнесения которых иерею вручают символы сана: епитрахиль, пояс, фелонь.

В благодарность священник прикладывается поцелуем к выданным атрибутам сана, руке епископа. Дальше он начинает вести Причастие, произносит заамвонную молитву. В последующие после рукоположения 7 дней совершает иерей литургии. Это знак того, что он получил от Господа владение премудростью, разумом, крепостью, ведением, благочестием и страхом Божиим.

Епископ

Для принятия высшего сана священства, епископства, необходимо пройти обряд наречения. Сначала кандидату в архиереи зачитывают указ об избрании. Он должен отблагодарить и принять, присягнуть. Патриарх и епископы благословляют ставленника на принятие сана. Во время рукоположения епископа поются тропари Венчания. Облачается священник так же, как и те, кто проводит таинство хиротонии.

После проведения церемонии хор поет «Достоин». Новопосвященный вместе с архиереями выходит на середину храма, ему вручается пастырский жезл как символ власти.

Делиться счастьем

Епископ Антоний (Азизов). Фото с сайта wikipedia.org

Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:

— Я думаю, что главное — это служение Божественной Литургии.

Если Литургию воспринимать не только как богослужение, но и как внимание к человеку, привлечение человека, созидание Церкви, — это и есть главное предназначение священнослужителя.

И каждый раз, когда ты совершаешь Божественную Литургию, ты горишь очистительным огнём. И в этом огне Божественной Любви всё попаляется. Поэтому пастырь, при всей своей немощи, совершая Божественную Литургию с любовью, не тяготясь, выходит после Литургии, как будто заново рождённый.

Читайте также:
Как перестать бояться смерти: почему не стоит бояться и как преодолеть страх

У мирян такой возможности, наверное, нет. Они тоже горят, принимая в Причастии Божественный Огонь, но нет этой полноты. В Ана́форе на Литургии свт. Василия Великого есть слова, когда священник благодарит Бога за эту возможность лицезреть полноту Божественной Литургии.

И вот этим счастьем и надо всегда желать делиться с окружающими. В этом предназначение пастыря: делиться счастьем переживания Бога.

Кто может быть рукоположен

Подняться вверх по церковной иерархической лестнице доступно тем, кто имеет:

  • низшие церковные должности;
  • возраст от 18 до 30 лет;
  • среднее образование;
  • здоровую психику, крепость физическую;
  • рекомендацию от православного священника.

Дьякон и иерей могут быть женаты, а епископу лучше принять монашество, дать обет безбрачия. В исключительных случаях разрешено вступать в брак, если жена согласна стать монашкой. Требованиям к женам и детям священника строгие. Семья священника должна быть примером в поведении для паствы.

Канонические препятствия к принятию священного сана

В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:

  • чистым духовно и физически;
  • образцом для подражания верующим;
  • целомудренным;
  • честным;
  • настоящим учителем.

В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.

Физического характера

Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.

Духовного характера

Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.

Социального характера

Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:

  • было несколько браков;
  • жена совершает прелюбодеяние;
  • вторая жена;
  • жена имеет другую веру.

Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.

Испытания кандидатов

Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.

«Каждый пусть служит своим даром»

Архиепископ Амвросий (Ермаков). Фото с сайта priest.today

Архиепископ Амвросий (Ермаков), Сергиев Посад:

— В первую очередь, конечно, — это молитва. Время, которое священник уделяет молитве, — это время приобретения, а не потери. Время приобретения для всего остального.

В остальном — однозначного ответа быть не может. Каждый должен служить своим даром.

У кого-то получается преподавать, он педагог от Бога — замечательно, пусть он будет, как говорили до революции, законоучителем и занимается образовательной деятельностью.

У кого-то настолько сердце милующее, что он сам тянется помогать нуждающимся — пусть занимается социальным служением. Кто-то прекрасный музыкант — пусть занимается музыкальной деятельностью. Если батюшка в прошлом спортсмен, и потом организовал где-то в селе детскую спортивную секцию и так привлёк к Церкви детей — замечательно!

У каждого человека свой дар, и именно через этот дар священники должны привлекать людей к главному — к Евхаристии, к Пиру веры.

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

А что думает Бог?

Протоиерей Олег Безруких. Фото: priest.today

Протоиерей Олег Безруких, Задонск:

— Многое зависит и от тех обстоятельств, в которых священник оказался: важно увидеть – а что требуется от меня именно здесь и сейчас?

Но даже тогда, когда задача понятна, нужно, прежде всего, искать ответа Бога: в чем цель промысла Божия в данной ситуации, угодно ли Богу принятое решение? Если оно угодно Богу, то попросить Его благословить нас и укрепить на выполнение дела.

«Когда предлежит тебе какое дело… само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу… И когда так сложишься в мыслях, что самой волей Божией будет определяться склонение воли твоей: тогда вожделевай его и совершай…» (Св. Никодим Святогорец).

Условия действительности хиротонии

Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.

Место проведения

Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.

Порядок

Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.

Читайте также:
Православие и депрессия: отношение церкви и мнение священников, лечение и борьба с унынием

Рукоположение на определенное место в определенном храме

Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.

Недопустимость повторения

Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.

Таинство Священства (Рукоположение)

Среди семи Таинств, существующих в православии, есть священнодействие Хиротония (его еще называют Рукоположение). Через него на человека изливается Благодать от Всевышнего, чтобы наделить его Святыми Дарами. Это своеобразное благословение на последующее служение, дающее ему право самому совершать Таинства. Хиротония обязательно проводится в алтаре, по этой причине к священнодействию допускаются только мужчины.

  1. Рукоположение в православии
  2. Требования к ставленникам
  3. Канонические препятствия к Священству
  4. Ход Таинства Священства

Рукоположение в православии

Рукоположением в православной церкви называют возложение рук патриархом или архиереем на человека, готового облачиться в священный сан. В результате этого священнодействия принимается сан:

  • чтеца;
  • иподиакона;
  • диакона;
  • иерея;
  • архиерея.

Таинство рукоположение в архиерея должен проводить обязательно патриарх. Остальные хиротонии может совершать как патриарх, так и митрополит, епископ или архиерей. Другими словами, Хиротонию не дозволяется проводить равному священному чину, в Таинстве обязательно участие представителя высшей церковной иерархии.

Важно отметить, что это священнодействие ведет свою историю со времен раннего христианства. Самыми первыми священнослужителями были ученики Иисуса Христа.

Требования к ставленникам

Человека, принимающего участие в Хиротонии, именуют ставленником. Чтобы дослужиться до сана священника, он обязан одну за другой пройти все стадии Рукоположения с посвящения в низший сан – чтеца.

Какими качествами и особенностями должен обладать ставленник подробно описывает еще апостол Павел в своем послании. Сформулированные им заветы сохраняются до сих пор. На основании послания Павла церковью были оформлены правила, за соблюдением которых строго следят. Проверка на соответствие им в обязательном порядке проводится перед Таинством Рукоположения.

Ставленник, планирующий принять новый сан, обязан соответствовать определенным требованиям. Он должен быть:

  • женат только один раз;
  • целомудренным;
  • трезвым;
  • честным;
  • не сребролюбцем;
  • не иметь склонности к пьянству;
  • странноприимцем (так называют людей, отдающих дань уважения странникам);
  • миролюбивым;
  • не убийцей;
  • хорошим управленцем в своем доме (апостол Павел утверждал, что тот, кто не в состоянии управлять собственной семьей, не сможет справиться с церковью).

Канонические препятствия к Священству

Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:

  1. Возраст (ставленнику должно исполниться 18 лет, но он не может быть старше 75).
  2. В Священнодействие не могут участвовать женщины, так как Таинство проводится исключительно в алтаре, куда вход для них запрещен.
  3. Наличие физических недостатков, которые в будущем помешают ему проводить службы. К ним относится слепота, глухота, немота, отсутствие пальцев на руках, эпилептические припадки.
  4. Бесноватость.
  5. Самовольное оскопление.
  6. Недостаточный срок принятия православной веры (если человек был обращен в православие недавно, он не может сразу принять участие в Хиротонии, должно пройти определенное время).
  7. Нетвердость и недостаток православной веры.
  8. Наличие тяжких грехов. В Таинстве не могут участвовать те, за кем числится содомия, шантаж, убийство, прелюбодеяние, кража, ересь, святотатство, и др.
  9. Второбрачие.
  10. Брак, заключенный с вдовой, блудницей, актрисой, неверующей, родственницей, женщиной, которая до этого была разведена.
  11. Нахождение в рабстве.
  12. Незавершенная служба в армии.
  13. Неотбытый тюремный срок.
  14. Наличие кредитов или долгов.
  15. Нахождение на важном и значимом государственном посту.

Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.

Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.

Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.

Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.

Ход Таинства Священства

Данное Таинство совершается во время Божественной литургии. Если это иерейское Рукоположение, то оно происходит после исполнения Херувимской песни. После этого диаконы берут под руки ставленника, заранее занявшего место перед Царскими вратами. Они произносят: «Повели. Повелите!».

После этого все вместе проходят к Престолу в алтаре. Перед ним восседает архиерей. Когда исполняют венчальные тропари, ставленник с диаконами трижды обходит Престол, целует его и кладет земные поклоны. В завершении он становится на колени перед Престолом, а архиерей, возложив на него руки, произносит особую молитву для этого случая, символизирующую совершение Таинства.

Не случайно исполняются именно венчальные тропари, так как в этот момент Священнодействия символически совершается венчание ставленника с церковью. Данный образ символизирует, что ставленник, принявший участие в Таинстве, целиком посвящает себя служению Всевышнему и своим прихожанам. В знак этого иерей снимает обручальное кольцо. Также это делается, т.к. священнослужитель не должен иметь никаких мирских украшений, если даже они символически указывают на его брачные отношения.

Божественную Благодать, которая должна снизойти на ставленника, призывает архиерей. В тот момент, когда она изливается, считается, что отныне Господь будет сам наделять священника силами, необходимыми ему для служения православной церкви.

Архиерей, прочитав специальную молитву, выводит прошедшего Таинство ставленника к амвону через Царские врата и возглашает: «Аксиос» (это переводится как: «Достоин»). Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос». Затем надевает на него поручи, епитрахиль, фелонь. Из рук архиерея он получает служебник и наперсный крест.

В завершении архиерей говорит ставленнику, прошедшему Таинство: «Христос посреде нас», а ставленник целует правое и левое плечи архиерея и его руку со словами: «и есть и будет». В знак святости и чистоты новый иерей должен быть облачен исключительно в белые одежды.

Читайте также:
Архиерей в православии: кто это, история и роль в церкви, традиции и правила обращения

Уже в алтаре архиерей дает наставления рукоположенному иерею. До завершения Божественной литургии последний молится у алтаря. В конце Таинства он произносит заамвонную молитву.

История происхождения рукоположения в священники, условия и порядок проведения таинства

Стать священнослужителем может не каждый человек, даже самый благочестивый. Миссия священника состоит в том, чтобы помочь сомневающимся и страждущим найти истинную дорогу в жизни. А для этого надо пройти таинство рукоположения в священники, или хиротонии.

Понятие о рукоположении в православии

Принять священство можно, пройдя обряд рукоположения. Это одно из семи таинств, относящихся к благодатному дару Духа. И человек, которому эти дары предназначены, может принять сан священника и одарять других, паству, ими. По словам апостола Павла, не человек принимает честь священства, а Бог выбирает и назначает. Церковь же принимает участие в этих постановлениях.

История происхождения

Берет свое начало хиротония со времен Иисуса Христа. Первые его ученики, числом 12, являются последователями христианского учения. Господь благословил их на распространение христианской веры, совершил рукоположение. Первые апостолы благословили своих преемников, и цепочка рукоположения продолжается до сих пор. Впервые обряд был проведен в Антиохии избранием Павла и Варнавы. Продолжение традиции рукоположения говорит о преемственности в распространении учения Христа.

Первоначально кандидаты отбирались апостолами, их учениками. Позже обряд избрания проходил совместно с верующими, паствой. Для избрания священника нужно было рукоположение 3 епископов. В истории были периоды, когда правители единолично могли выбирать на священство. Но со временем архиереев могли избрать только рукоположенные епископы. В IVвеке создаются первые специальные учебные заведения, где готовят кандидатов в священнослужители.

Как совершается таинство

Обряд рукоположения совершается во время литургического богослужения. В этот момент все верующие едины в своем обращении к Богу.

Как и любое таинство, хиротония несет в себе ряд моментов, которые имеют большое значение для принятия сана священника. Перед тем как наложить руки на голову верующего и ввести его в сан священника, надо испытать кандидата, удостовериться в истинности его веры.

Видимая сторона

Тайные действия обряда хиротонии состоят в том, чтобы:

  • епископом была возложена рука на голову кандидата в сан священника;
  • проведена соборная молитва.

Священнослужитель прикладывает руку к голове, через которую кандидат получает благословение Божье.

Невидимая сторона

Без помощи Бога таинство рукоположения не может совершиться. Благодатные дары, полученные рукоположенным епископом, передаются им ставленнику во время совершения таинства. Недаром Иоанн Златоуст говорил, что хотя «возлагает руку человек, но все делает Бог. Его рука касается главы рукополагаемого».

Три степени священства

Церковная иерархия имеет несколько ступеней. В низшие степени не возводят священников рукоположением. Только высшие чины, прошедшие обряд хиротонии, могут проводить церковные таинства, посвящать верующих.

Дьякон

На низшей ступени священства стоят дьяконы. Этот сан сохраняется в церкви со времен апостолов, давших его 7 мужам Иерусалимской общины. В обязанности священника входит участие в богослужении: чтение Евангелия, призыв к молитве. Но совершать обряды в отношении верующих дьяконы не могут.

Рукоположение в дьяконы производится епископом на любой литургии после перенесения Святых даров на престол. К входу в алтарь сопровождают кандидата иподьяконы, а в алтарь — дьяконы. Ставленник встает на одно колено, и епископ трижды дотрагивается до его головы, прочитывая молитву. В конце надевают облачение дьякона на посвященного. Тот благодарит за посланную благодать, целуя у священника руку и плечо.

Иерей

Второго по степени священства иерея, или пресвитера, рукополагает епископ перед тем, как начать главную часть литургии. Кандидат в алтаре встречаем иереями, ведущими его вокруг престола. Становится будущий священнослужитель на оба колена. Это говорит о том, что он получит больше благодати и будет награжден высшей ответственностью. После получения сана иерей сможет совершать все церковные таинства, кроме хиротонии.

Сопровождается обряд чтением особых молитв, после произнесения которых иерею вручают символы сана: епитрахиль, пояс, фелонь.

В благодарность священник прикладывается поцелуем к выданным атрибутам сана, руке епископа. Дальше он начинает вести Причастие, произносит заамвонную молитву. В последующие после рукоположения 7 дней совершает иерей литургии. Это знак того, что он получил от Господа владение премудростью, разумом, крепостью, ведением, благочестием и страхом Божиим.

Епископ

Для принятия высшего сана священства, епископства, необходимо пройти обряд наречения. Сначала кандидату в архиереи зачитывают указ об избрании. Он должен отблагодарить и принять, присягнуть. Патриарх и епископы благословляют ставленника на принятие сана. Во время рукоположения епископа поются тропари Венчания. Облачается священник так же, как и те, кто проводит таинство хиротонии.

После проведения церемонии хор поет «Достоин». Новопосвященный вместе с архиереями выходит на середину храма, ему вручается пастырский жезл как символ власти.

Кто может быть рукоположен

Подняться вверх по церковной иерархической лестнице доступно тем, кто имеет:

  • низшие церковные должности;
  • возраст от 18 до 30 лет;
  • среднее образование;
  • здоровую психику, крепость физическую;
  • рекомендацию от православного священника.

Дьякон и иерей могут быть женаты, а епископу лучше принять монашество, дать обет безбрачия. В исключительных случаях разрешено вступать в брак, если жена согласна стать монашкой. Требованиям к женам и детям священника строгие. Семья священника должна быть примером в поведении для паствы.

Канонические препятствия к принятию священного сана

В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:

  • чистым духовно и физически;
  • образцом для подражания верующим;
  • целомудренным;
  • честным;
  • настоящим учителем.

В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.

Физического характера

Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.

Читайте также:
Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели

Духовного характера

Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.

Социального характера

Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:

  • было несколько браков;
  • жена совершает прелюбодеяние;
  • вторая жена;
  • жена имеет другую веру.

Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.

Испытания кандидатов

Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

Отличие хиротонии от хиротесеи

Церковнослужители относятся к низшим ступеням клира. Для получения должностей певца или чтеца, иподьякона проводится обряд хиротесия, возложение рук. Он проводится не так торжественно, как хиротония. К епископу подводят будущего «свещеносца». Тот преклоняет главу, архиерей крестит посвящаемого, возлагает на главу руки, произнося молитву. Проводится церемония перед началом литургии. Она не относится к таинствам, как хиротония.

Условия действительности хиротонии

Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.

Место проведения

Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.

Порядок

Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.

Рукоположение на определенное место в определенном храме

Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.

Недопустимость повторения

Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.

Особенности епископской хиротонии

В получении сана епископа важно, чтобы ставленник:

  • не метил на место, уже занятое другим архиереем;
  • не получил чин от мирских начальников;
  • не заплатил деньги за проведение обряда.

Если имеет место отклонение от церковных канонов, то и кандидат в епископы и те, кто проводили обряд посвящения, отлучаются от церкви.

Хиротония

Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – пола­гаю, руко­по­ло­же­ние) – Таин­ство Свя­щен­ства (также Руко­по­ло­же­ние), в кото­ром хри­сти­а­нину сооб­ща­ется особая бла­го­дать для учения и свя­щен­но­дей­ствий.

Таин­ство Свя­щен­ства совер­ша­ется только над лицом муж­ского пола, при­над­ле­жа­щим к клиру, пра­во­славно веру­ю­щим, состо­я­щим в первом браке, освя­щен­ном Цер­ко­вью, или при­няв­шим мона­ше­ские обеты. Таин­ство Свя­щен­ства воз­во­дит в одну из трех сте­пе­ней цер­ков­ной иерар­хии: диа­кона, пре­сви­тера и епи­скопа.

Хиро­то­ния во свя­щен­ника может совер­шаться только во время Боже­ствен­ной литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста или свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого и не может совер­шаться во время литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, так как на этой службе не бывает Евха­ри­сти­че­ского Канона, в кото­ром должен участ­во­вать ново­по­став­лен­ный иерей.

Хиро­то­ния во диа­коны может совер­шаться как на литур­гиях свя­ти­те­лей Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого, так и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

Руко­по­ло­же­ние в диа­коны совер­ша­ется из ипо­ди­а­ко­нов, в свя­щен­ники – из диа­ко­нов, в архи­ереи – из мона­ше­ству­ю­щих свя­щен­ни­ков (архи­манд­ри­тов). Соот­вет­ственно этому суще­ствуют три чина Руко­по­ло­же­ния.

В диа­коны и свя­щен­ники руко­по­ла­гать может один архи­ерей. Руко­по­ло­же­ние в архи­ереи совер­ша­ется собо­ром епи­ско­пов (по 1‑му Пра­вилу Святых Апо­сто­лов, – по мень­шей мере, двумя епи­ско­пами). Посвя­ще­ние во диа­кона, пре­сви­тера и епи­скопа совер­ша­ется в алтаре, во время Литур­гии.

  1. Хиро­то­ния во диа­кона – после освя­ще­ния Святых Даров, вслед за про­из­не­се­нием слов «и да будут мило­сти вели­кого Бога…».
  2. Свя­щен­ника – после пере­не­се­ния Святых Даров с жерт­вен­ника на Пре­стол.
  3. Епи­скопа – перед чте­нием Апо­стола.

Став­лен­ник во свя­щен­ники при­ча­ща­ется вторым, после 1‑го свя­щен­ника. Ново­по­став­лен­ный иерей про­из­но­сит заам­вон­ную молитву. После окон­ча­ния он дает крест для цело­ва­ния народу.

В Таин­стве Свя­щен­ства через свя­ти­тель­ское руко­по­ло­же­ние на пра­вильно избран­ного нис­хо­дит Святой Дух и постав­ляет его совер­шать Таин­ства и пасти стадо Хри­стово.

К внеш­ней, види­мой сто­роне Таин­ства Свя­щен­ства отно­сятся воз­ло­же­ние рук архи­ерея на голову посвя­ща­е­мого и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Свя­того Духа. Внут­рен­ним, неви­ди­мым дей­ствием руко­по­ло­же­ния (хиро­то­нии) явля­ется особая бла­го­дать Свя­щен­ства. Она воз­вы­шает избран­ных над осталь­ными веру­ю­щими и наде­ляет духов­ной силой и вла­стью учи­тель­ство­вать, свя­щен­но­дей­ство­вать и управ­лять паст­вой. Таин­ство Свя­щен­ства «может по спра­вед­ли­во­сти назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спа­си­тель­ным ору­дием для их сооб­ще­ния по бла­го­дати, данной апо­сто­лами и посте­пенно нис­шед­шей через непре­стан­ное руко­по­ло­же­ние до нынеш­них слу­жи­те­лей Хри­сто­вой Церкви». Свя­щен­ни­ками Бога Выш­него, слу­жи­те­лями Его тайн постав­ляет людей Сам Дух Святой и, по словам апо­стола, «никто сам собою не при­ем­лет этой части, но при­зы­ва­е­мый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ).

Читайте также:
Национальность Иисуса Христа: какая была на самом деле, отец и мать, история, факты

Руко­по­ло­же­ние в сте­пени Свя­щен­ства – это сакра­мен­таль­ный акт, в кото­ром, по словам Иоанна Зла­то­уста, «воз­ла­гает руку чело­век, а все делает Бог, и Его-то рука каса­ется главы руко­по­ла­га­е­мого, если руко­по­ла­га­ется, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Бла­го­дат­ная дей­ствен­ность Таин­ства Свя­щен­ства состоит во внут­рен­нем освя­ще­нии руко­по­ла­га­е­мого, в пре­об­ра­же­нии его души. Гри­го­рий Нис­ский гово­рит, что «постав­ля­е­мый в Свя­щен­ство по внеш­нему виду оста­ется преж­ним чело­ве­ком, но по душе пре­об­ра­зу­ется он на лучшее неви­ди­мое некоею силою и бла­го­да­тию».

Посвя­ще­ние в сте­пени свя­щен­но­слу­жи­те­лей есть дверь, через кото­рую пас­тырь входит «во двор овчий», обле­чен­ный духов­ной вла­стью над паст­вой и ответ­ствен­но­стью за нее перед Гос­по­дом. Поэтому в каж­до­днев­ном молит­вен­ном пред­сто­я­нии перед Богом он должен воз­гре­вать в своем сердце полу­чен­ную бла­го­дать, чтобы быть достой­ным При­звав­шего его. «Свя­щен­ство Пра­во­слав­ной Церкви должно быть светло, как солнце, по каче­ствам души своей и по жизни своей, и по высо­чай­шему небес­ному, свя­щен­но­на­чаль­ству­ю­щему и тай­но­дей­ству­ю­щему сану своему» (Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский).

Бла­го­дать Свя­щен­ства избран­ник Церкви полу­чает от Свя­того Духа по силе ее собор­ной молитвы. Хиро­то­нии совер­ша­ются поэтому в при­сут­ствии всей Церкви – народа Божия, с его согла­сия и одоб­ре­ния. Они про­ис­хо­дят в алтаре во время Литур­гии, кото­рая явля­ется высшим выра­же­нием собор­но­сти Церкви, объ­еди­няя веру­ю­щих в общем молит­вен­ном обра­ще­нии к Богу.

Термин “хиро­то­ния” (χειροτουτα), усво­ен­ный достав­ле­нию епи­ско­пов (также пре­сви­те­ров и диа­ко­нов), по сви­де­тель­ству Юстелла (толков. на V пра­вило Лаодик. Собора), заим­ство­вано Цер­ко­вью (“от внеш­них”). У клас­си­че­ских наро­дов хиро­то­ния имела зна­че­ние избра­ния, совер­ша­ю­ще­гося через подачу голо­сов, причем голоса пода­ва­лись через про­тя­ги­ва­ние рук, — отсюда с тече­нием вре­мени рас­смат­ри­ва­е­мый термин из свет­ского стал соб­ственно цер­ков­ным и полу­чил зна­че­ние, с одной сто­роны, избра­ния в клир, а с другой сто­роны — самого акта постав­ле­ния в ту или другую сте­пень. С таким зна­че­нием мы дважды встре­чаем его уже в Ново­за­вет­ном тексте ( 2Кор.8:19 и Деян. 14:23 ).

У гре­че­ских цер­ков­ных писа­те­лей, в апо­столь­ских и собор­ных пра­ви­лах слово “хиро­то­ния” тоже упо­треб­ля­ется в ука­зан­ном дво­я­ком зна­че­нии. Зонара в тол­ко­ва­нии на I апо­столь­ское пра­вило, кото­рое тре­бует, чтобы епи­скоп был постав­ляем двумя или тремя епи­ско­пами, пишет: Ныне хиро­то­нией назы­ва­ется совер­ше­ние молитв посвя­ще­ния над избран­ным во свя­щен­ство и при­зы­ва­ние на него Свя­таго Духа, потому что архи­ерей, бла­го­слов­ля­ю­щий руко­по­ла­га­е­мого, про­сти­рает руку ). А в древ­но­сти и самое избра­ние назы­ва­лось хиро­то­нией, как гово­рят, потому, что когда граж­да­нам раз­ре­шено было изби­рать епи­ско­пов и когда они соби­ра­лись все вместе, чтобы пода­вать свой голос за того или дру­гого, то они для того, чтобы узнать на чьей сто­роне боль­шин­ство голо­сов, про­сти­рали руки и по про­стер­тым рукам счи­тали изби­ра­те­лей каж­дого кан­ди­дата. Кан­ди­дат, полу­чив­ший боль­шин­ство голо­сов, счи­тался избран­ным в епи­скопы. Отсюда и взято слово “хиро­то­ния”. Это слово, в ука­зан­ном смысле, упо­треб­ляли и отцы разных собо­ров, назы­вая самое избра­ние “хиро­то­нией”. При­меры такого упо­треб­ле­ния можно ука­зать в 4 пр. I Все­лен­ского Собора, 13 и 19 пр. Антио­хий­ского Собора, 5 Лаоди­кий­ского и многих других. Однако, как видно уже из при­ве­ден­ных слов Зонары, термин “хиро­то­ния” с тече­ние вре­мени утра­тил свое древ­нее зна­че­ние стал упо­треб­ляться только для обо­зна­че­ния постав­ле­ния в сте­пени клира. Поэтому все чины постав­ле­ний в гре­че­ских и сла­вян­ских бого­слу­жеб­ных книгах и носят назва­нием чинов хиро­то­ний.

Феномен суицида: почему Церковь не отпевает самоубийц

Протоиерей Сергей Дерменжи

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам – что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Читайте также:
Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход. Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Читайте также:
Беременные и храм: можно ли ходить или нет, ответы священников

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Протоиерей Сергей Дерменжи
Беседовала Елена Головина

Почему самоубийц не отпевают Без рубрикиСодержаниеЧто такое суицид с точки зрения православияПочему не отпевают утопленников и самоубиенныхМожно ли отпевать повешенногоСлучай-исключениеГде

Что такое суицид с точки зрения православия

Самоубийство с православной точки зрения — страшнейший грех. Лишая себя самого драгоценного дара — жизни, человек навсегда лишается покаяния, а значит — и Царствия Божьего. Уже нет для него возможности на земле получить отпущения грехов, душевный храм уничтожен и попран. Библия трактует суицид как разновидность убийства.

Человек самовольно прекращает жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу. Господь даровал ее для душевного развития, процветания, но никак не для уничтожения. «Никтоже нас себе живет и никтоже себя умирает… Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы»,— говорит в писании апостол Павел.

Читайте также:
Правила чтения молитвы для православных: особенности и основные моменты чтения, важность молитвы

На всякий случай рекомендуем знать об отношении православия к греху рукоблудия.

Как правильно поминать самоубиенных

Поминальные молитвы и обеды проведенные согласно православным традициям, помогут выполнить все требования церкви, и принести облегчение усопшему. Молиться за неверующих, иноверцев и самоубийц нужно по особым правилам.

Молитва воздается человеком для того, чтобы отослать свою просьбу Богу о помиловании и прощении грехов усопшему человеку. Это связано с тем, что в церковной литературе записаны случаи, когда молитва живых людей помогала грешникам существование в ином мире. С молитвой можно обращаться и к святым, чтобы они просили за почившего человека.

Для иноверцев – за них не проводят службы в церкви, также нельзя ставить свечи за упокой. За них можно самому произносить слова молитвы;

За неверующего, но крещеного человека, можно проводить все процедуры, как для православного человека. Только лучше перед проведением поминального обряда посоветоваться с батюшкой, чтобы не причинить себе вреда. Если человек при жизни впал в большой грех, то молящийся за него человек может взять на себя его грехи. Например – это может быть занятие колдовством.

За самоубийц не принято подавать записки за упокой, и их не отпевают в церкви. В храмах на Троицу можно присутствовать на поминальной службе, но молиться за всех усопших, не выделяя имя самоубийцы. Попросив благословения у священника дома можно читать «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Не запрещаются проводить за них поминальные обеды, где близкие и друзья могут помянуть.

Почему не отпевают утопленников и самоубиенных

Существует правило Святого Тимофея Александрийского, согласно которому молиться за самоубийц нельзя. Утопленники и другие самоубийцы, совершившие смертельный грех — люди, отступившие от Божьих заповедей, обнищавшие духом, впустившие в душу дьявола.

Наложивший на себя руку человек полностью теряет веру в Божественный Промысел, без которого ничего на земле не может существовать.

Те, кто решается покончить с жизнью, утопившись в воде или любым другим способом, не верят в Вечную жизнь, тем самым оскорбляя Бога — Творца и Искупителя. Именно поэтому их не отпевают в храмах, не поминают на Литургиях и панихидах.

Кого и почему не отпевают в церкви после смерти?

Важнейшим похоронным обрядом, который принят идет из глубины древности, считается отпевание. При отпевании душе покойного становится легче попасть к самому порогу Божьего престола и дожидаться своей участи, не изнуряя себя в попытках дойти до него.

Однако не для всех людей отпевание считается возможным с точки зрения православия. Кого не допускают до последней церковной службы? Подробнее в нашей статье.


Проводить усопшего родственника в загробный мир необходимо, т.к. во время поминальной службы покойник «отпевается и отчитывается» батюшкой за все свои грехи, в которых он не успел покаяться при жизни.

Прочитав специальную молитву, батюшка кладет свиток с ней в правую руку почившего, а если отпевание проводится заочно, например, человек умер в больнице от инфекции, этот свиток позже кладут в гроб покойному. Считается, что это символический пропуск в рай, однако данная информация скорее относится к преданиям и легендам старины.

В православной традиции считается, что есть категории людей, которые не подходят для отпевания. Именно поэтому батюшка в храме всегда интересуется обстоятельствами смерти почившего.

Церковь часто отказывает в спасительной службе тем, кто был при жизни пьяницей или употреблял наркотики. Некрещенные, атеисты и люди другого вероисповедания также не могут быть допущены к отпеванию, даже если родственники просят об этом.

Каждому человеку рекомендуется еще при жизни подумать о том, что будет за гробом, поэтому стараться вести более-менее достойную жизнь, иначе будет очень горько, откажут даже в последнем поминовении.


Узнать, крещен ли покойный, можно, для этого надо отыскать его крестных родителей, либо заглянуть в церковный архив храма, где предположительно покойный мог быть крещен.

Запрещено отпевать даже нерожденных младенцев, а также малышей, которые умерли еще до крещения. Однако здесь можно найти утешение: Церковь считает, что такие младенцы сразу становятся маленьким ангелами с чистыми незапятнанными земными грехами душами.

Основной же запрет на отпевание ложится на людей, кончивших жизнь самоубийством. Они совершили не только страшный смертный грех, но и преступление против Бога, даровавшего всем и каждому право на жизнь.

Таких людей нельзя также вносить в поминальные записки и упоминать их имена при панихиде. Однако и здесь существует ряд исключений: психически нездоровые люди, те, которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других, а также кто принял смерть по незнанию (к примеру, отравился ядовитыми грибами).

Все эти категории людей могут надеяться на последнее прощание, и их захоронение проведут, как положено – на церковном кладбище. К слову, Церковью запрещено даже хоронить самоубийц на освященной земле, их часто хоронят за оградой.

Чтобы привести таких покойных к отпеванию, нужно подать прошение на имя архиерея и прикрепить к нему медицинскую справку или показания свидетелей о причинах смерти.

Случается, что после попытки самоубийства человек остается жив и попадает в больницу. Однако травмы, полученные, к примеру, после падения с высоты, являются несовместимыми с жизнью, и человек умирает. Если он успел покаяться в своем грехе батюшке, то тогда его можно будет отпевать после смерти. Покаяние в православии – великая вещь, и любой грешник, покаявшись от души, может рассчитывать на прощение Небесного Отца.

В любом случае, даже если вам отказали в отпевании близкого человека, не следует забыть о нем. Молитесь о спасении его души, подавайте милостыню, совершайте добрые дела, и тогда небесное прощение обязательно даруется вашему почившему родственнику.

Можно ли отпевать повешенного

Человек, решившийся влезть в петлю, с христианской точки зрения — трус, который таким способом решил уйти от проблем, болезней, долгов, других жизненных неурядиц. Решившись на ужасный поступок, он расписывается в своем малодушии, отказывается нести крест, пусть и не самый легкий, но данный Богом.

Читайте также:
Глас вопиющего в пустыне: значение и происхождение выражения

Конечно, есть исключения из общих правил. Над самоубийцей могут совершить чин отпевания, если при жизни он страдал психическими расстройствами и при этом состоял на учете в соответствующем учреждении. Справка в епархию из лечебницы в большинстве случаев решает проблему. Эта возможность дает утешение родственникам, которые всеми силами стараются «все сделать так, чтобы душе было хорошо на том свете».

Но есть и другая сторона медали: родные самоубийц, которые при жизни не имели психических отклонений и лишили себя жизни по доброй воле, пытаются всеми способами «достать» нужный документ, чтобы добиться благословения на отпевание. И когда в церкви возносится молитва ко Господу, и есть в ней слова «…со святыми упокой…», совершается грех еще больший.

В попытке оправдать поступок самоубийцы, люди обманывают себя, священнослужителей, но прежде всего — Бога. Если и будет совершена молитва в церкви, то в таком случае она будет во вред и покойнику, и его родственникам.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может быть и речи об ином. Конечно, существуют исключения, но они достаточно редки и подтверждены документально (подробнее об этом будет написано ниже).

Следует заметить, что в современном мире в некоторых странах практикуется добровольный уход из жизни смертельно больных и тех, кто «превращается в овоща». Этот способ называется эвтаназия. Считается, что это личное дело каждого, «жить растением» или умереть. Однако следует помнить, что Господь никогда не дает человеку ношу, которая ему не по силам. Нужно только правильно расставить свои приоритеты и пересмотреть жизнь, решить, куда двигаться. Может, следует обратиться к Господу?

Да и сами врачи, помогая совершиться эвтаназии, понимают, что это банальное убийство. Каждая жизнь ценна для Господа, и он сам знает, когда забрать ее. Следует только положиться на него в своих бедах и печалях.

Где и в каких случаях выдают разрешение на отпевание самоубиенных

В практике священнослужителей достаточно много примеров, когда приходится отпевать людей, умерших естественной смертью, но не знавших Бога в душе, ни разу не посетивших храм, не вознесших молитву Господу, не покаявшихся.

Почему этих людей церковь принимает, а тех, кто, возможно, импульсивно, по незнанию, совершил грех самоубийства — отвергает?

Этим вопросом задаются многие из тех, кого постигла эта страшная беда. И действительно, бывают разные ситуации. Одно дело, когда человек убил себя добровольно, другое — когда у него не было другого выхода.

В принятии решений об отпевании самоубийц церковь берёт во внимание причины, толкнувшие на такой отчаянный шаг. Покойников отпевают только в том случае, когда самоубийство совершено неосознанно, в неадекватном психическом состоянии и по неосторожности.

Чтобы получить разрешение на отпевание, нужно обратиться в Епархиальное управление, написать прошение правящему архиерею, приложив необходимые документы.

Как происходит захоронение тех, кто добровольно ушел из жизни?

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, следует знать, как хоронят самоубиенных. В ранние времена захоронение происходило на неосвященной земле (чаще всего у дороги), сейчас всех хоронят на общем кладбище. Однако самоубийц не принято отпевать и проводить панихиды.

Помимо этого, в церковной традиции существуют и другие ограничения. Так, на могиле самоубийцы не ставят крест, который является символом веры. Доброволньо ушедший из жизни, по мнентю церкви, от нее отказался. Помимо этого, отсутствуют и другие традиционные вещи. К примеру, не кладется в гроб венчик, который является символом посланных Богом испытаний (так как он их не прошел). Также не используется для укрывания тела церковного покрывала, которое является символом покровительства (что в данной ситуации невозможно).

Как видим, в вопросе того, как хоронят самоубиенных, церковь довольно категорична и имеет свод правил, которым неукоснительно следует.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – это самое страшное, что может произойти с человеком. Родным и близким очень сложно смирится с потерей. Тяжело, когда такое событие происходит неожиданно, но еще тяжелее, если человек добровольно распрощался с жизнью. Церковь осуждает таких людей и запрещает хоронить их на кладбище. Почему суицидных людей нельзя хоронить на кладбище, этому есть различные объяснения. В первую очередь самоубийцой считают человека, который совершил грех перед своей душой и перед Богом. Но прежде чем рассказать о них, необходимо выяснить, кто же такие самоубийцы.

Самоубийцы — кто они?

В церковных канонах сказано, что к самоубийцам относятся:

  • убитые на дуэлях;
  • люди, которые приняли решение о проведении эвтаназии для себя;
  • преступники, которые были убиты во время разбоя;
  • погибшие при неизвестных обстоятельствах.

Кроме того, к данному списку некоторые относят и любителей экстремальных видов спорта, так как они осознанно идут на риск и осознают смертельную опасность. Сюда же приписывают и наркоманов, алкоголиков и токсикоманов. Исключением становятся только душевнобольные люди, которые стоят на официальном психиатрическом учете.Так как самоубийц хоронят отдельно, то для психически больных делают исключение. Для этого просто необходимо предоставить справку об этом правящему архиерею.

Читайте также:
Ваганьковское кладбище: могилы знаменитостей, часы работы и схема участков, как добраться и где находится

Некоторые люди не особо знакомы с церковными обрядами и поэтому большое значение придают обряду отпевания усопшего в церкви. Они считают, что после проведения данного действия душа может автоматически попасть в рай. Но это заблуждение. На третий день душа усопшего проходит страшные посмертные мытарства и ей очень необходима молитва со стороны родственников и Церкви.

Самое главное значение проведения отпевания – это утешение души умершего. И после этого просят милости у Господа для души и прощения ей всех грехов. Именно для этого многие родственники пытаются скрыть факт самоубиства.

Почему самоубийц не хоронят на кладбище

Такое действие считают грехом, а соответственно того, кто его совершил, уже нельзя именовать человеком, ведь он самостоятельно отказался от этого статуса. Именно поэтому самоубийц и домашних животных принято хоронить вдоль дорог, в специально отведенных местах или на обочинах. А кладбище считают местом покоя для тех, кто ушел из жизни не по своей вине и находится под охраной Господа.

Ранее были отдельные кладбища для обычных людей и самоубийц. Но в наше время вряд ли придерживаются данного правила. Единственное, чего еще придерживаются, это запрета на захоронение самоубиенных возле церквей и на церковных кладбищах.

Есть еще одно мнение, что людей, которые самостоятельно ушли из жизни, не хоронят на кладбище потому, что душа смертника, когда будет идти в ад, может захватить с собой души прочих людей, которые находятся в раю.

Есть определенные запреты на то как хоронить самоубиенных:

  • запрещено проводить отпевание,
  • не разрешается скорбить и плакать по такому умершему,
  • хоронить необходимо на третьи сутки,
  • нельзя заказывать сорокоуст,
  • не можно целовать покойника,
  • не нужно заказывать панихиду по покойнику.

Если родственники не придерживались этих правил, то они также понесут ответственность перед Господом в совершении своего греха. Исключением в данном случае будут те, у кого перед смертью было время для покаяния, а также жертвы случайных самоубийств и по неосторожности. В таком случае их можно хоронить на общих кладбищах.

О том, как правильно хоронить самоубийц можно уточнить у церковнослужителей. Но известно однозначно то, что церковь не отпевает таких усопших. Как уже было сказано, исключением могут стать психически больные люди, а также те, когда есть сомнения в том, что умерший совершил суицид. Если смягчающих факторов для церкви нет, то не нужно обманом получить благословение епископа.

Данное действие не принесет пользы душе усопшего. В данном случае необходимо молится дома, подавать милостыню ради него, совершать дела милосердия. Все эти действия принесут душе больше утешения.

Также часто задают вопрос о том, как вести себя на похоронах самоубийцы. Это такая же утрата для всех, как и похороны обычного человека. Разница заключается в том, что этот человек не ведал что творил. В церковных письменах сказано, что не нужно скорбить и плакать за умершим.

Но помните о том, что каждая душа нуждается в прощении. Значит необходимо усиленно молится за спасение их души и прощение им их грехов.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. На какой день хоронят человека после смерти у православных
  2. Почему молодых незамужних девушек хоронят в свадебных платьях
  3. Как хоронить человека некрещеного
  4. В какой одежде хоронят мужчин
  5. В какие дни нельзя хоронить умерших
  6. Можно ли хоронить в воскресенье
  7. Почему покойников хоронят на глубине 2 метров
  8. Когда можно жениться после смерти жены в православии
  9. Когда можно открывать зеркала после похорон по православию
  10. Как отмечают день рождения умершего человека в православии
  11. Что делать с вещами умершего после похорон по православию
  12. Через сколько лет можно хоронить в одну могилу по закону
  • Традиции православия
  • похорон
  • традиции

5 thoughts on “ Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах ”

да конечно, не скорбеть, не целовать и т .д. это невероятные мучения, продолжать жить после самоубийства родного человека. скорблю,думаю и страдаю каждый день.

Это не имеет отношения к православию. Откровенно вводите в заблуждение.

На сайте большей частью бред и введение в язычество, а не в православие! Понемногу нахватали из разных мест.

Отдельные кладбища для самоубийц не делают потому, что это будет наглядной статистикой смертей людей, которые не сумели выжить в тех или иных государственно-экономических условиях. Увеличение количества могил будет говорить в какой период существования данной государственной системы люди предпочли смерть жизни. Скорее всего на таких кладбищах было бы очень много пенсионеров, ранней молодежи и просто одиноких людей. Официальная статистика наверняка занижает количество самоубийств в год, а на кладбищах для самоубийц можно всё сосчитать своими глазами.

Как можно не скорбеть и не плакать о близких, которые покинули наш мир, не важно какой смертью, даже если это самоубийство. Да не отпевают, да не поминают в церквях. Читала много статей по этому поводу. Пишут о том, что и дома никак поминать нельзя, а если молишься, то чуть ли не грех на себя берёшь. И то, что суицидников человеком назвать нельзя, ну как это? Он же жил человеком, был крещёным христьянином. Разные причины для самоубийства бывают, чтож их теперь за людей не считать и совсем забыть?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: