Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных

Православная писаная живописная мерная икона в каноне Заказать Купить

пишем мерные,именные,венчальные,семейные иконы,иконы Богородицы, Спасителя.

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы.

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил. В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки. Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать. Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению. Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы. Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска. Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ). По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой. Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Читайте также:
Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире. Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия. В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку. Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности. И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Советы по сохранности икон

Как сохранять иконы, причины и признаки порчи икон, как правильно транспортировать иконы.

У каждого православного человека есть в доме икона, а чаще всего их даже несколько.

Иконы в доме могут находиться в разных местах – над входными дверьми, на кухне, в гостиной, спальне и т.д. В древности, у людей высокого сословия была традиции иметь в доме отдельную комнату для моления, где были расставлены иконы и куда домочадцы приходил обращаться к Богу. В наших современных условиях, когда в доме так много места, люди часто устраивают «красный угол» – специально украшенный угол в доме, где размещаются все или большинство икон.

Иконы оберегают дом и его домочадцев от бед, горя и дурных влияний других людей, а также от разного рода нечистой силы. Ежедневно живущие в доме люди обращаются к иконам, находящимся в доме, будь то с молитвой или благословением на новое дело, просьбой в помощи в делах житейских и трудных, за душевное спокойствие и здравие своих родных и близких, а также мир и достаток в доме.

Исторически сложилось так, что в России православные верующие более трепетно относятся к своим духовным реликвиям. Для многих икона является настоящей семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Доводилось видеть иконы, дошедшие по семейной линии до нашего времени с 17-18 веков. И у них было разное состояние. Те, что были в киотах – сохранялись однозначно лучше.

Серьезным испытанием для старинных икон было советское время. Кто-то продолжал тайно заботится о своих реликвиях, но часто иконы хранились с другим пожитками на чердаке либо в сенях. Тогда много икон «погибло» как от рук разрушавших святыни безбожников, так и от того, что просто забывали о существовании семейной реликвии или неправильно ее хранили.

В настоящее время существует большая проблема сохранения икон, не только старинных, но и вновь сделанных. Незнание простых правил может сказаться на то, что даже икона, сделанная по всем канонам и по лучшим старинным традициям, может разрушиться и стать неприглядной всего за десяток лет.

Основные виды порчи иконы и их причины.

Прошу заметить, что здесь мы не затрагивает соблюдение технологии изготовления самой иконы. Эта информация дает понять то, как могут повлиять разные факторы среды на вид иконы в долгосрочной перспективе. Сюда же не включены такие экстремальные случаи как: пожары, потопы, соседи сверху залили, упала зажжённая свеча, опрокинулась ладанка и обрызгала маслом икону.

Изогнутость доски.

Со временем, на любой иконе появляются поперечные искривления.

Иконная доска делается из нескольких вертикальных дощечек соединенных между собой в торцах. Соединительным элементом являются шпонки – поперечные перемычки из твердых пород дерева, которые «стягивают» дощечки иконы. Иконы из цельной доски бывают только маленьких размеров. Основная причина этому – волокна дерева должны правильно располагаться. Так если взять цельную доску большого размера, то в любом случае на доске буду проходить годовые кольца образую овальную сердцевину – самую ненадежную часть доски. Со временем «сердцевина», образованная этими кольцами, может выпасть.

Читайте также:
Рецепты кухни на Пасху: традиционные блюда и меню праздничного стола

Однако и правильно сделанная иконная доска может искривиться (выпуклая или вогнутая). При этом, если шпонки в иконе стоят до сих пор плотно, то, скорей всего икона подвергалась сильному и продолжительному воздействию влажности. В данном случае икона искривляется сгибая сами шпонки.

Если шпонки ходят ходуном или совсем отошли, то скорей всего было воздействие на заднюю часть иконы сильными солнечными лучами или икона подвергалась воздействию повышенной температуры.

Расслоение доски.

Вертикальные дощечки иконной доски разошлись или разъехались. Икона скорей всего подвергалась постоянным колебаниям влажности с изменениями температуры воздуха. Также могло быть механическое воздействие – например, икона упала или стукнулась, в результате чего произошло отслоение (отклейка) соединений.

Глубокая трещина на иконе.

“Глубокая” – означает, что она затрагивает левкас (грунтовку). Скорей всего были сквозняк или неравномерное продолжительное воздействие солнечных лучей. Не исключено механическое воздействие (упала, например, на торцевую часть).

Отслоение левкаса.

Происходит в результате быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков.

Отслоение изображения.

Слой красок (темперы) отслаивается от левкаса. Часто это происходи из-за сильных солнечных лучей, а также частых протираний иконы тряпкой. Возможно, что по лицевой стороне иконы был удар или давление.

Грязь на поверхности, жирный сажный слой.

Эта грязь со временем въедается в поверхность иконы, что мешает лицезреть всю ее красоту. Это особенно актуально для жителей мегаполисов, где воздух сам по себе оставляет на подоконнике дома очень много жирной сажной пыли. Так бывает когда икона стоит возле отопительных приборов, возле окон (форточек) либо на сквозняке.

Блеклая поверхность, матовость.

Поверхность иконы подвергалась сильным солнечным лучам. Либо икону часто вытирали тряпкой (в том числе влажной). В комплекте с остающейся на иконе пылью может еще больше ухудшать состояние поверхности.

Вдавленные линии имеющие геометрически правильную форму или повторяющие контуры сюжета иконы.

Икона ранее была в окладе (ризе), в результате изгиба или по другой причине, оклад очень близко стал прилегать к иконе, оставив со временем различные «вдавленности» от своего контура или рельефного рисунка.

Как лучше всего переносить икону?

Климат в России тяжелый. Зимой, перепады температуры между помещением и улицей может достигать 40-50 градусов Цельсия. Поэтому если вы собираетесь купить рукописную икону зимой, то обязательно продумайте то, как вы ее будете переносить. Ведь не смотря на то, что тело иконы чаще всего делается из липовой доски, которая из всех пород деревьев, наименее подвержена колебаниям при изменении температуры, сильные перепады температур все равно могут негативно повлиять на икону. Рекомендуется для переноски икон заворачивать икону в ткань или полистерол. Причем полистерол, как показывает опыт наиболее практичен, он обеспечивает и мягкость для иконы, и не прилипает к ее поверхности. Так если икону завернуть в ткань и держать ее в жаре, то ткань моет оставить на лицевой стороне иконы, покрытой олифой или лаком, следы «сетки» (текстуры ткани). Коробки для икон также достаточно практическая вещь, однако, при сильном морозе нужно обеспечить неподвижную фиксацию иконы в коробке, поскольку при тряске она может повредиться об такую упаковку (получить притёртости).

В любом случае старайтесь, что бы лицевая поверхность иконы продолжительно не взаимодействовала (не соприкасалась) с другими материалам.

Как лучше всего хранить икону?

Вот несколько советов:

    Не размещайте иконы вблизи отопительных и нагревательных приборов, форточек, окон, и там где есть вентиляция, а также напротив и близко к кондиционерам.

Не располагайте иконы вблизи форточек, дверных и оконных проемов, поскольку сквозняки и сильные воздушные потоки также оказывают негативное воздействие. Кстати угол в доме – это место, избавленное от сквозняков изначально, если конечно в углу не стоят у вас вентиляционные выходы.

На икону не должны падать прямые сильные солнечные лучи. Сильные солнечные лучи бывают днем, кода солнце на юге. Поэтому лучше, что бы икона «не смотрела» на окно с южной стороны дома.

Не размещайте икону на кухне. Кухня – это место, где постоянно меняется температура и влажность. Причем, в процессе готовки еды, может идти копоть и гарь.

Иконы лучше вообще не протирать, особенно старинные. Если же все же есть необходимость в чистке от пыли, то лучше смахнуть ее мягкой кисточкой.

Не ставьте иконы на комоды и тумбочки, которыми постоянно пользуйтесь, или на поверхности которых лежат другие вещи. Как не редко бывает в повседневной спешке можно случайно задеть и скинуть (или опрокинуть) икону или поцарапать ее другими предметами.

Старинные иконы с трещинами нужно переносить аккуратно, любые микровибрации (такие как в машине или в поезде) приводят к тому, что из трещин может высыпаться левкас (грунтовка).

Старинные иконы очень боятся ударов, поскольку со временем дерево становиться пористым и в тоже время более хрупким. Даже небольшой случайный удар рукой может вызвать расслоение доски либо отслоение изображения иконы.

Киот или рамка, куда помещается икона, не должны сильно плотно заживать икону с торцов. В любом случае должен быть небольшой зазор. Если для оформления такой рамки или киота используется басма или другие жесткие материалы, то нужно следить за тем, что бы они не поцарапали икону в месте их прилегания.

Вставлять старинную икону в киот нужно спокойно, без резких движений и трясок. Нужно следить, что бы зажимы, держащие икону, сильно на нее не давили.

Не делайте никаких отверстий в иконной доске. В том числе, не забивайте в нее гвоздей и не вкручивайте в нее шурупы. Поверхность иконы чаще всего покрыта со всех сторон защитным слоем (олифа, лак), поэтому делая дырки в иконе, вы тем самым повреждаете этот защитный слой. Со временем, эта дырка может рассохнутся и дать трещину на всю доску. Кроме того, при забивании гвоздя, происходит сильные локальные вибрации и напряжения структуры доски. Это может привести к тому, что слой левкаса с изображением возле или напротив дырки (с другой стороны) может в дальнейшем отойти или осыпаться.

Читайте также:
Православное паломничество: история и традиции, особенности и значение, главные ошибки и основные места

И два главных совета:

  • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
  • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.

У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

Хранение православных икон на деревянной основе и рукописных. Условия для домашнего использования и в храмах

В древней Руси для хранения икон в доме всегда отводилось особое место, так называемый «красный угол». Все изображения с ликами Святых располагались в одном месте, вместе с лампадками или свечами. Иконостас украшался красивыми вышитыми вручную рушниками. Бережное, можно сказать даже почитаемое сохранение икон, считалось важным для каждой семьи. Ведь передать старинные реликвии наследникам было одной из главных задач у старших поколений.

В настоящее время религиозные ценности не считают большой ценностью, но многие семьи чтит традиции своих предков, и стараются сохранить иконы, доставшиеся им от дедов и прадедов. Хранить православные иконы на деревянной основе или рукописные можно не только в храме или музее, но и в домашних условиях. Для этого важно следовать определенным инструкциям и внимательно наблюдать за состояние церковных артефактов.

Рис 1 Иконы в старину хранили «в красном угле», который располагался в противоположном о печи месте. Это защищало их от высокой влажности и сквозняков.

Оптимальные условия для хранения рукописных икон:

  • температура +17-22 С;
  • влажность 50%-65%;
  • суточные перепады не должны превышать 10% по каждому показателю.

Слой краски и защитный грунт на полотнах может осыпаться или растрескиваться от резких перепадов температур, высокой влажности или больших сквозняков. Эксперты рекомендуют рукописные изделия, как старые, так и новые не хранить на кухне, в прихожей, на террасе. Желательно чтобы все челны семьи были в курсе особой ценности и хрупкости изображений Святых.

Свод правил от специалистов по хранению церковных икон

Эксперты по изготовлению и реставрации икон акцентируют внимание на том, что на первый взгляд поражения полотен по причине перепадов климата не заметны. Однако они затрагивают абсолютно все части иконы, пусть и проявляются очень медленно. Год за годом начинает рассыхаться деревянная основа, лопаются ткани, слои левкаса (смеси клея и мела, которым покрывается полотно). С течением времени все это приводит к образованию трещин и осыпанию красок.

При постоянной повышенной влажности в помещении на изображениях развивается грибок и плесень. Например, на Руси всегда делали «красный угол» напротив печи. Иконы расставлялись на столе или на тонких деревянных рейках, на стенах, прилепляясь к стене жгутами или веревками. Для деревянной и тканевой основы применялись только самые лучшие и натуральные материалы.

Современные мастера по церковной живописи изначально обрабатывают доски для икон специальными средствами от насекомых. Так как самую большую опасность для дерева представляет жук-точильщик. Он может уничтожить икону за 2-3 года и избавиться от него очень сложно.

Рис 2 Иконостас в условиях современной квартиры обустроить совсем не сложно. Для сохранения качества рукописных и деревянных Святых изображений нужно избегать сквозняков, высокой влажности и прямых солнечных лучей.

Основные правила по хранению икон:

  • нельзя ставить изделия рядом с отопительными приборами, обогревателями, печами, это может вызвать коробление материалов и вздутия краски;
  • стоит избегать резкого перегрева под прямыми солнечными лучами;
  • большие сквозняки или низкие температуры провоцируют ухудшение качества полотен;
  • не рекомендуется обновлять икону лаками или красами в домашних условиях;
  • при использовании свечей, нельзя ставить их слишком близко от изображений с ликами Святых;
  • при возникновении вопрос или появлении первых признаков деформации или порчи религиозных раритетов нужно обращаться за консультацией к профессиональным реставраторам.

Для хранения рукописных икон рекомендуется использовать специальные киоты из стекла. Они помогут защитить изделие от неблагоприятных факторов и предотвратить заражение жуком-точильщиком. Лучше не доверять реставрацию полотен мастеркам-самоучкам, а обращаться к специалистам с документальным подтверждением профильного образования. Свод этих правил позволит сохранить православные святыни в течение долгих лет без ухудшения качества и яркости красок изображенных на их Святых.

Как правильно хранить иконы в храме

Православные верующие относятся к иконам, как к настоящим святыням. Изображения с ликами Святых являются обязательными религиозными атрибутами в любой церкви или домашнем иконостасе. В условиях храмов для хранения рукописных изделий также существуют специальные правила.

Иконы не рекомендуется держать на колокольне, в подвальном помещении или на чердаке. В большинстве случаев всегда оборудуются специальные хранилища, в которых каждая святыня имеет свое место на стеллаже и не соприкасается с другими предметами. Здесь должна поддерживаться умеренная температура (+18-20°С) и сухой воздух, без сквозняков. Иконы кладутся в горизонтальном положении. Экземпляры, которые используются редко, обворачиваются в кальку.

Рис.3 Иконы в церкви, которые редко используются должны храниться в отдельных помещениях на стеллажах или в специальных стеклянных киотах.

Читайте также:
Почитание святых: что означает и на чем основано, традиции

Иконы неправильно было бы считать просто экспонатами церковного интерьера. Священники и прихожане считают их особыми обителями, которые создают неповторимую религиозную атмосферу. В больших храмах для хранения старинной церковной утвари, икон в том числе, используют стеклянные киоты. В них создается специальный щадящий микроклимат, при котором колебания температуры и влажности воздуха минимальные.

Деревянные конструкции (окна, двери) в храме должны находиться в идеальном состоянии. Требуется строго следить за попаданием жука-точильщика в помещение церкви. Массовый лет, которого в условиях Центральной Росси начинается в начале мая. Для правильного хранения икон необходимо регулярно проветривать церковь и все комнаты, где хранятся иконы. Реставрацию изображений проводят только специально обученные мастера.

Основные виды порчи иконы и их причины

Среди множества причин вызывающих порчу икон можно выделить две большие группы: экстремальные и механические. К первым относятся пожары, потопы, повреждения в результате попадания масла с ладанки или парафина от свечи. Кроме этого, деформация и потеря качества церковных экспонатов может, происходить вследствие медленных, но серьезных поражения из-за времени.

Изогнутость доски на основе или рамах иконы является следствием неправильного изготовления или хранения изделия. Среди самых опасных факторов специалисты выделяют прямые солнечные лучи, высокие температуры в помещении. По аналогичным причинам может произойти расслоение доски. Глубокие трещины становятся следствием сильных ударов или неумелой реставрации рамки иконы.

Рис 4 Иконы теряют свои эстетические качества в результате высоких перепадов температур, повышенной влажности или длительного воздействия прямых солнечных лучей.

Отслоение левкаса (слоя мела под краской) случается от быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков. Изображение может потрескаться или отойти от основы из-за попадания солнечного света или после протираний влажной тряпкой. Потерять яркость красок икона может из-за большого скопления пыли или после постоянного воздействия влаги, солнечного света.

Для того чтобы избежать потери качества церковных изделий эксперты по иконам рекомендуют по возможности хранить старинные экземпляры в киотах. При этом важно помнить, что уважение к изображениям Святых, забота и почитание религиозных святынь – это главные правила для правильного хранения. Ведь иконы – это не просто декоративные изделия, для православного человека они имеют особую историческую, духовную и религиозную ценность.

Что нельзя делать при хранении деревянных икон

Применение старинных икон на деревянной основе и рукописных изделий требует от владельцев соблюдения некоторых условий для того, чтобы не повредить уникальные творения и по максимуму продлить их срок службы.

Категорически запрещается при хранении икон:

  • применять моющие средства и воду с целью удаления пыли и грязи;
  • протирать изделия маслом;
  • пылесосить церковные картины;
  • самостоятельно реставрировать полотно или выпрямлять рамы;
  • использовать олифу, лаки или краску для покрытия внешнего слоя иконы.

Важно! Эксперты по реставрации икон рукописных и деревянных не рекомендуют применять влажные вещества для протирания полотен. Влажные тряпки, щетки, а тем более бытовая химия могут спровоцировать частичное или полное разрушение красочного слоя или натурального дерева на основе иконы.

Если попытаться обработать изделие маслом (льняным, подсолнечным, механическим), то можно нанести ущерб живописи, причем не всегда изделие начинает портиться сразу. Активные компоненты масла при попадании на старинное полотно могут вызвать его медленное, но действенное разложение и выцветание.

Рис 5 Ремонтом или реставрацией икон должен заниматься только специально обученный профессионал. «Подпольные» мастера могут навредить качеству Святыни, в результате чего теряется историческая и материальная ценность.

Механическое воздействие на иконы (пылесосом, гвоздями, шурупами) снижает износостойкость, может вызвать трещины, выравнивание частей живописной основы. Изображения с ликами Святых нельзя хранить в помещениях с повышенной влажностью и большими сквозняками. Прямые солнечные лучи провоцируют выцветание красок, в результате происходит коробление и растрескивание живописного слоя.

Совет! Реставрацией рукописных и деревянных старинных икон должен заниматься профессиональный реставратор. Самостоятельные попытки не только ухудшают внешние свойства таких изделий, но приводят к потере религиозной и исторической ценности.

Изображения с ликами Святых лучше располагать на полках, но так чтобы предотвратить любые механические воздействия. Не рекомендуется закреплять на них подвесы или вешать к стене, гвоздями или само резами. Не стоит счищать потемневшие пятна и изображений или рамы изделия, как и трогать печатный слой руками. Все это приводить к разрушению красок и основного полотна.

Рекомендации для начинающих

Сохранению материальной, религиозной и искусственной ценности старинных икон помогает соблюдение определенных правил. Опытные прихожане знают, как правильно и в каких условиях содержать изображения с ликами Святых, а вот новичкам следует быть внимательнее и принять их к сведению.

Для наилучшего сохранения качества икон существуют обязательные условия:

  • хранить изображения лучше в специальных стеклянных киотах (ящиках из стекла);
  • для очистки от загрязнений и пыли применяются широкие мягкие кисти с натуральной щетиной;
  • в комнате с иконостасом не должно быть перепадов влажности и сквозняков;
  • эксперты рекомендуют внимательно осматривать полотна дважды в течение года, при любых повреждениях нужно незамедлительно обращаться к реставратору;

Хранение уникальных церковных артефактов не представляет особой сложности даже для начинающих прихожан. В условиях храма за сохранностью икон следят специальные люди, а в домашних условиях эта роль возлагается на каждого члена семьи. Для того чтобы сберечь бесценные памятники истории и передать их в наследие детям и внукам нужно всего лишь следовать вышеперечисленным инструкциям.

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 0 / 5. Количество голосов: 0

Проголосуйте первым!

Как правильно повесить иконы в доме. Фото и основные правила

Жилище православного христианина невозможно представить без икон. Однако не стоит бездумно скупать все понравившиеся образа, ведь их необходимо ещё и разместить в доме, имеющем ограниченное пространство. Таким образом, количество икон в доме должно быть в разумных пределах.

Как правильно повесить иконы в доме? Фото и основные пояснения вы найдёте в статье ниже.

Читайте также:
Как правильно креститься православным христианам?

Базовые правила размещения икон

Согласно церковным традициям, верующим следует молиться, обращаясь к востоку. Поэтому иконы советуют размещать на восточной стороне квартиры. Если у вас есть такая возможность – разместите иконостас на востоке.

Однако во многих случаях на востоке в современных постройках размещены двери или окна и, соответственно, тогда поместить образа там не получится. Но как правильно повесить иконы в квартире в таком случае? Выберите любую другую стену, ведь изменить расположение постройки в современных условиях невозможно.

Важно не только расположение стены относительно сторон света, но и её свободность и доступность. Встать перед иконами должно быть удобно всем членам семьи, особенно если в семействе практикуется совместная молитва.

Куда нужно ставить иконы в доме

Разрешается размещать образа на стены (в том числе и у изголовья кровати), на полки, на стол. Идеально, когда святыни размещены в киотах. Соседствовать с иконами могут свечи, лампады, молитвослов, церковная литература: словом, всё, что помогает в молитве.

В то же время нежелательно, когда рядом с иконами находятся светские картины, статуэтки, плакаты с изображениями спортсменов, политиков, музыкантов и так далее.

Добавим, что рядом с иконами нельзя размещать картины даже с библейскими сюжетами. Дело в том, что икона – это средство, через которое верующие общаются с Богом, Богородицей и святыми; молиться же перед картинами нельзя.

Куда поставить иконы в квартире

Можно ли им соседствовать с домашней техникой? Это нежелательно и по возможности такому соседству стоит препятствовать. Однако, если, например, компьютер в конкретной семье является средством работы, то поставить образа рядом – вполне нормальное явление, ведь до, после и даже во время труда можно и нужно помолиться, попросив Божьего благословения на свои деяния.

По старинной традиции, нередко Красный угол в доме украшался доступными в то время средствами: живыми цветами и искусно вышитыми полотенцами. Эту традицию не грех поддержать и сегодня. Поэтому если есть такое желание – смело украшайте свой иконостас и одиночно размещенные иконы.

Итак, куда вешать иконы в доме? Подведем итог:

  • Желательно поместить их на восточную стену дома.
  • Доступность.
  • Иконы можно вешать на стену, ставить на стол и полки, помещать в киоты.
  • Нельзя размещать рядом иконы и декоративные предметы.
  • Иконы можно украсить цветами и полотенцами.

Последовательность размещения икон

Теперь вы знаете, куда правильно вешать иконы в доме. Однако в каком порядке стоит их поместить?

При размещении икон в храме церковные служители учитывают множество требований Устава. Однако правила размещения святынь на домашнем иконостасе отнюдь не такие строгие. К основным из них относят:

  • Продуманность композиции и системность размещения.
  • Выше всего следует размещать образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы. Под ними могут быть размещены иконы апостолов (если есть). Затем уже необходимо помещать образа святых.
  • Образ Спасителя стоит помещать справа от молящегося, а икону Богородицы – слева.
  • Единообразность стилей.

Желательно, но не строго обязательно, чтобы образа были выполнены приблизительно в одной манере: иначе многообразие стилей может отвлекать от молитвенного делания. Впрочем, это не касается образов – семейных реликвий. Их стоит помещать на домашний иконостас обязательно, независимо от того, вписываются ли они в общий стиль образов или нет.

Итак, теперь вы знайте, как правильно разместить иконы в доме, фото и текст помогут вам в этом благом деле. Надеемся, что наша статья поможет вам создать канонически правильный и эстетически приятный глазу иконостас!

Православный магазин ПравЖизнь предлагает купить иконы, полки для икон и домашние иконостасы с доставкой по Москве и России.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Читайте также:
Мощи Иоанна Шанхайского: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Школы и курсы церковного пения

В любом деле важно овладеть азами. Чтобы преуспеть в хоровом пении, нужно записаться на специальные курсы, которые зачастую проводятся при храмах или монастырях.
Основу этих курсов составляют такие предметы:

  • сольфеджио;
  • вокал;
  • нотная грамота;
  • тексты богослужебных книг;
  • литургика.

Читайте о православных школах:

  • Православные гимназии для детей
  • Православные воскресные школы для детей

Внимание! Существуют специальные школы для псаломщиков-регентов и православные гимназии. В них ведется более углубленное обучение. Такие школы можно найти во всех больших городах России.

В Москве, например, существует школа церковного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции. Школа эта находится при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове по адресу ул. Бакунинская, д. 83.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.


Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Клирос

«Как поет хор — так молится и храм. Эта статья возникла как ответ на обращенные ко мне вопросы верующих людей о церковном пении. Поэтому и форма для статьи выбрана в виде вопросов и ответов на них. Основой для размышлений послужила вся совокупность слышанного мною с детства церковного монашеского пения, опыт управления братскими хорами в Свято-Введенской Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой Лавре, а также совершавшиеся в ближайшее десятилетие поездки по крупным и малым монастырям России. В своей оценке современного церковного пения я опираюсь, с одной стороны, на собственный опыт слушателя и исполнителя богослужебных песнопений, с другой стороны — на святоотеческие советы в отношении церковного пения. Конечно же, я не притязаю на окончательность и полноту сделанных выводов. Человек поющий – это человек молящийся Каким должно быть пение в храме? Представьте, что в храм пришел человек, каких сейчас немало: неверующий, ничего или мало что понимающий, в страстях, поврежденный миром, расстроенный какими-то обстоятельствами. Хор должен петь так, чтобы этот человек, придя на службу, ощутил действие благодати молитвы, чтобы он умилился от проникновенного, глубокого пения. Речь идет не о внешней красоте — красиво и светские хоры поют, а именно о благодатности пения. Что нужно для того, чтобы хор пел благодатно? Церковное пение — это молитва, молитва особая, выражающаяся именно в пении. Человек поющий — это человек особо молящийся. Если в храме звучит молитвенное, духовно правильное пение — то и прихожане, даже невольно, начинают молиться, потому что через пение передается молитвенный дух. Особенно это нужно в наше время, когда в церковь приходит много новых людей и этот поток несоизмерим с количеством людей, вновь приходивших в храм в дореволюционное и тем более в советское время. В любом монастыре, особенно в уединенном, пустынном, как у нас в Кожеезерском монастыре, самое большое утешение — это служба. Не какие-то внешние, мирские утешения — трапеза, или цветы, или цветные занавески — а Богослужение. Какими качествами должен обладать певчий церковного хора? Не может хорошо петь человек, не ведущий духовную жизнь. Певчий, прежде всего регент, должен вести духовную жизнь, осознавать, что служит Богу, понимать, как надо Богу служить. Надо стараться прежде всего молиться — это первое условие. Если этого нет, то пение будет получаться внешним. Молиться необходимо сознательно, вникать в смысл песнопений. Нередко получается, что человек, много лет поющий на клиросе, не знает, не понимает общего хода службы, не помнит слов важнейших песнопений, т. к. не вникает в то, что поет. Не может молиться, а значит, и хорошо петь, несмиренный человек. Молитва гордого не может быть нормальной: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Совершенно понятно, что человек, который находится в несмиренном, раздраженном состоянии, не сможет правильно молиться Богу, петь и читать благодатно. Какие распространенные недостатки встречаются на современных клиросах? В последнее десятилетие в монастырях и на приходах широко распространилось такое губительное для молитвенного пения явление, как читок. На музыкальном языке читок — это стаккато, чисто технический прием, который используется в хорах, чтобы передать определенный образ, чувственно подчеркнуть что-либо, что, конечно же, неприемлемо в церковном пении. Читок внешне, на слух воспринимается как нарочитое подчеркивание каждого слога: «Гос-по-ди-воз-звах-кТе-бе-у-слы-ши-мя». Похоже на то, как танцуют чечеточники или даже просто как каблуками стучат в пляске. Но в церкви — какая пляска может быть? В так называемом читке проявляется внутреннее состояние человека, чужие ритмы — не русские и не православные. С этим регенту надо бороться, такое пение не отвечает смыслу молитвы. А этот читок сейчас еще и насаждают, преподносят как нечто древнее. Читок в пении учит внешними приемами добиваться смысла. А добиваться надо не внешними приемами — стаккато, дерганием — а внутренним содержанием. Надо молиться и вникать в смысл того, что поешь, и он тебе подскажет. Пойте просто. Известное выражение: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Другой недостаток, особенно распространенный у приходских новоначальных чтецов и певчих — страстное чтение и пение. К сожалению, в нынешней ситуации люди нередко годами продолжают оставаться новоначальными и не понимают, что нельзя чувственно петь или читать, навязывать другим мысли. Когда человек читает или поет, он должен сам вникать в смысл, но ни в коем случае никого другого не поучать. Церковные певчие и чтецы должны следить за тем, чтобы не выдавать за молитву свою страстность. Когда человек читает или поет на службе — он должен читать ровно, ничего не выделяя специально интонацией или ударением. Но при этом не должно возникать автоматизма в чтении. Молитва должна быть живым предстоянием перед Богом. Только внешне не надо этого показывать, никаких выделений, никаких нажимов не должно быть — чтение и пение должны литься ровненько, как ручеек, или как бисер нанизываться на нитку. Это зависит от скромности: чтец должен понимать, что кому-то неприятно слышать его чувства. Может быть, среди молящихся есть человек гораздо выше духовно и ему тяжело будет молиться под твое страстное чтение или пение. Поют, например, «Помышляя день страшный» перед Великим Постом и выделяют: «су-удного дня», «стра-ашного дня» — как бы пугают. Это неуместная концертность, театральность, присущая католичеству. Любой человек с неповрежденной совестью знает, что хвалиться, бахвалиться чем-либо, выставлять себя — стыдно. Вот один из примеров неправильного отношения к чтению, пению. Пришел в храм человек, из числа страстных людей (они себя обычно считают добрыми, духовными). И ему очень хочется петь. А петь он на самом деле, по сравнению с другими, не умеет. Но этого он даже не замечает и начинает подпевать вместе с хором — у него, видите ли, душа поет. А нужно ли его пение другим? Об этом он не думает, такой человек в самоупоении не видит, что вокруг стоят люди, что они молятся и что он мешает им своим пением. Еще одно проявление несмиренного отношения — стремление выделиться, показать свой голос. Когда кто-то в пении выделяется — это может быть красиво в приходском понимании, но все-таки лучше, когда все поют как один, слаженно. Обязательно ли музыкальное образование для регента, певчих церковного хора? Главное, чтобы регент был духовно грамотным. Ведь главная его задача — научить человека молиться. Регентская работа на спевках заключается не в изучении распевов, гласов, песнопений, а в том, чтобы разъяснять смысл песнопений, расшевеливать сознание, так чтобы певчие, вникая в смысл, благоговейно относились к исполняемому, осознанно молились во время службы. Конечно, лучше, когда человек и образован, и верующий. Певчие церковного хора тоже должны иметь определенный профессиональный уровень, чтобы пение было чистым, аккуратным, но главное — они должны молиться. Даже у хорошего регента неверующий певец, пусть и с хорошим голосом, не сможет петь, как нужно, и наоборот. Приведу такой показательный пример. В 1987-88 г. в Греции проходил конкурс знаменных хоров. Туда поехал сводный мужской хор Московской консерватории и хорового училища, музыканты-профессионалы, и — по признанию близко знакомых мне участников хора — с треском провалились. Можно представить, насколько бледно звучало одноголосное пение всенощного бдения в исполнении 30-40 профессионалов на фоне греческих знаменных хоров, где духом пели верующие люди, возможно, монахи. Каким должен быть репертуар церковного хора? Следует ли стремиться к его разнообразию? Многие священники указывают на то, что не надо вводить новые песнопения, на которые уходит много сил и времени: главное, чтобы хор пел молитвенно. А певчие, регенты недуховные не понимают о чем речь, гонятся за красотой, разнобразием. Что отличает церковный хор от светского? Молитва. Когда нет этого понимания, тогда в репертуаре хора появляются всякие концерты, партес, пение на греческом. При выборе песнопений, конечно же, важно чтобы пение соответствовало духу праздника, чтобы певчие осознавали, о чем они поют, какой праздник прославляют: если это Пасха — то торжественно, ликующе, в Пост — строгое пение. А то иногда приходится слышать в Пост какую-нибудь совершенно несоответствующую по характеру, веселенькую «Господи, помилуй». Нередко в современных храмах звучит пение на чужих языках. Поют, например, ектении, «Единородный Сыне», «Херувимскую» на греческом, латинском, сербском или грузинском, иногда это делается на протяжении ряда лет. Недавно я приехал в один монастырь — там чуть ли не половина службы поется на греческом. Спрашиваю: «А много ли у вас греков в храме?» Оказывается, ни одного нет. «А почему поете на греческом?» — «А потому что слышали на Афоне». Спрашивается, а почему 20 000 человек должны стоять, не понимая службу? Потому что так хочется регенту? Это пример неразумия, несмирения. Если уж и обращаться к песнопениям иноязычных православных культур, то избирать лучшие образцы, такие как «Агни Парфене» в исполнении монахов монастыря Симонпетра, записи Литургии старостильного монастыря Киприана и Иустинии, афонского монастыря Эсфигмен, пасхальной службы на Синае, сербские знаменные песнопения в исполнении Драгослава Павле Аксентьевича. В 1990 г. в аннотации к диску Павле Аксентьевича я читал, что он исполняет расшифрованные сербские распевы XV-XVI вв., очищенные от мусульманских наслоений (ведь сербы также сотни лет жили под мусульманским игом). К тому же Павле Аксентьевич, как известно, человек с истинно православной душой, подвижник, горячо любящий свою Родину. Георгий Поличенко (директор хора А. Гринденко) рассказывал мне, что когда Драгослав останавливался у них, то очень строго постился, сокрушался до плача о судьбе Сербии. Поэтому у него и распевы такие, берущие за сердце и за душу. В древности, как известно, вопрос об отборе церковных песнопений не стоял: было очень строго — не разрешали петь вообще никакие авторские произведения. Мало ли что человек по страсти своей сочинил. В этом нет любви. Сейчас при выборе репертуара регент должен иметь большую чуткость: от пения не должен страдать ни один истинно верующий человек (речь не идет о болящих или страстных). Хор не должен пением раздражать других людей из-за того, что поют на непонятном языке, поют страстно или сбиваются. Нарушается закон любви, который Господь заповедал. Объясните, что такое партесное пение? Справедливо ли отрицательное отношение к нему? Расхожее мнение о партесном пении — что это то же самое, что гармония. Но это не так. Гармония — это пение, благословленное старцами: известны глинские, саровские, семиезерские, лаврские и другие гармонические монастырские распевы и удивительной красоты подобны, коими пользовались и пользуются сейчас большинство монастырей. В основе обиходных гласов — тоже гармония. Для нашего воспитания — это нормальная музыка. Партес же — это концертное западное пение, чувственное, зачастую полифоническое (те есть в нем одни голоса накладываются на другие). Партесное пение появилось в русских православных храмах в XVIII веке под влиянием католического запада, прежде всего итальянской музыки. Несоответствие внешней эффектности партесной музыки глубинному смыслу церковных песнопений обычно создает ощущение вычурности, неуместности партеса в храме, вызывает отрицательную его оценку. Как вы относитесь к попыткам введения знаменных песнопений? Со знаменным пением вопрос очень серьезный, он требует отдельного разговора. Это очень благодатное, глубокое пение, это особый музыкальный, духовный язык наших предков, звучание которого почти утрачено. Чтобы его освоить — надо иметь соответствующий дух, такой, какой был у наших предков — русский, православный. Сейчас в силу многих обстоятельств большинство русских людей русские только по крови: разрушена традиция, нет преемственности, дух не тот, ведь мы все воспитанники европейской культуры — в лучшем случае воспитаны на Бахе, Моцарте, большинство же — на рок-«культуре», сущность которой антидуховна. В результате то, что сейчас приходится слушать под видом знаменного пения — обычно вообще не имеет к нему отношения. Иногда слышишь, как в наших храмах звучат знаменные распевы, и думаешь: «Уж лучше бы пели самым вычурным партесом!» Скажем, человек занимался всю жизнь рок-музыкой — и вдруг в течении двух-трех лет становится эталоном знаменного пения. Или начинают что-то свое придумывать, например, вводят иссон: надоело петь в один голос, скучно, не то — потому что молиться надо. А знаменное пение с иссоном никогда не пелось (Иссон, исон — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении – Ред.). Другой распространенный недостаток современного так называемого знаменного пения — его замороженность. Люди, которые совсем не разбираются в пении, могут ошибочно принимать это за безстрастность. Но это никакая не безстрастность, а проявление внутренней поврежденности современного человека, неумения петь по-русски, широко, с душой (именно с душой, от души — я не говорю о чувственности). К тому же, если в радеющем о восстановлении знаменного пения есть хоть чуточка гордости и преимущества перед другими поющими, то он уже проиграл. Я советую таким людям научиться хорошо петь монашеской гармонией — освоить обиход и подобны — это гораздо проще и правильнее, т. к. мы все воспитанники европейской культуры и гармонии. В заключение. Велика награда будет певчим за то, если они своим пением, смирением будут помогать людям приходить к Богу.»

Читайте также:
Церковная десятина: определение термина, история и описание

Иеромонах Михей (Разиньков) (Кожеезерский мужской монастырь)

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.


Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.


Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Читайте также:
Церковные суеверия и православие: мнение священников, распространённые суеверия и приметы

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Желание петь — блажь или призвание?

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Читайте также:
Иерусалимская свеча: значение, как правильно использовать, как зажигать и что делать с ними дома

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Читайте также:
Православие и курение: отношение церкви и мнение священников, упоминания в Библии, тонкости и нюансы, грех или нет

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.


Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: