Иерусалимская свеча: значение, как правильно использовать, как зажигать и что делать с ними дома

Как использовать 33 свечи из Иерусалима, когда можно зажигать

В православном мире Иерусалимские свечи считают уникальным духовным преподношением. Нередко их хранят рядом с прочими домашними святынями. Как же правильно зажигать свечу? Что она означает? В какие дни ею можно пользоваться? Разрешено ли разделять факел? Каково его значение для верующего?

Эти и множество других вопросов возникают у православного человека. Он просто не понимает, что делать, если ему подарили 33 иерусалимские свечи, как использовать их правильно? Ведь освященный предмет несет в себе частицу Благодатного Огня, а потому имеется несколько ограничений по его использованию.

В чем особенности иерусалимского факелаКак хранить иерусалимские свечиЦвет свечей иерусалимского факелаКак использовать иерусалимские свечиВ итоге

Иерусалимские свечи — как использовать

Примечательно, что факел, который зажигают от Святого огня, нужно сразу же погасить. Помните, что эти свечи ни в коем случае нельзя задумать. Это греховно. Их можно гасить только руками (пальцами) или специальным колпачком. Только так можно сохранить в этом предмете дух святости и благодати.

Обязательно к прочтению: Что значит ипостась?

Также такая свеча требует очень бережного отношения и правильного хранения. А каждое последующее зажигание прибавляет ей все больше чудотворной энергии.

Священнослужители еще не советуют пучок разделять. Но в быту православные люди часто разделяют иерусалимский факел, а полученные свечи дарят родственникам, родным или близким людям. Такой подарок символизирует вечную жизнь и приносит с собой часть божественной благодати.

Всегда помните, что через пламя факела к человеку передается благодатный огонь. Например, если от него поджечь обычную церковную свечу — она превратится в настоящий носитель Божественного света. С помощью такого святого предмета можно очищать квартиры, дома, изгонять негативную энергию или излечить тяжелобольного человека. При такой святыне можно молиться об исполнении желания.

Иерусалимские свечи как использовать дома?

Молитесь при такой зажженной свече:

просите об избавлении от нужды;об избавлении от скорби и грусти;о счастье в браке;о защите от недоброжелателей и врагов;о здоровье родителей детей;об улучшении отношений;о прощении и отпущении грехов;об удаче в торговле;о вразумлении непутевого жены (мужа);об удачной дороге в путешествии;об улучшении дел;об избавлении от наркотической зависимости или алкоголизма;о легких родах и здоровье малыша;о перспективной работе;о исцелении или излечении от болезней и недугов.

Как использовать свечи

О чудодейственной силе церковных атрибутов наслышан каждый из нас. Польза того или иного предмета зависит не только от правильности использования, но и от чистоты помыслов, которые закладываются в момент ритуала.

Интересно! Что такое епитрахиль и где ее купить

Так называемая белая магия, основанная на использовании церковных молитв и предметов богослужения, является символом бесовских сил, а поэтому не способна влиять положительно на здоровье и судьбу человека. Именно поэтому священнослужители предостерегают христиан заявлениями о том, что подобные оккультные магические действия недопустимы в отношении любых святынь вообще и церковных свечей в частности.

Так, иерусалимскую святыню допускается использовать для следующих целей:

покаяния в грехах и их отпущения;освящения квартиры, машины или нового приобретения;проведения обряда венчания супругов или крещения новорожденного;избавления от различных душевных заболеваний, депрессивного состояния и хандры;улучшения финансового положения, увеличения благосостояния, привлечения успехов в бизнесе;преодоления алкоголизма и других пагубных для здоровья зависимостей;восстановления здоровых отношений в семье, избавления от недопонимания и конфликтов;празднования различных православных торжеств.

Не стоит ожидать от икон, молитв и прочих церковных святынь немедленного исполнения всех заветных желаний.

Особенно в тех случаях, когда сокровенные просьбы носят меркантильный характер – стать владельцем крупной денежной суммы, получить квартиру, машину или нанести урон процветающему делу конкурента.

Всегда помните о том, что любые неугодные Всевышнему желания и оккультные ритуалы могут навредить прежде всего просящему. Расплата за содеянное последует незамедлительно – суровое наказание настигнет грешника не только в этой жизни, но и в следующей.

Совет! Перед тем как просить милости у Господа, священнослужители советуют сходить в храм на службу, а также пройти Таинство Исповеди и причаститься. Раскаявшимся в своих проступках Всевышний отпускает все грехи и наставляет на путь истинный.

В чем особенности иерусалимского факела

Всем известно, что накануне Пасхи каждый год в Иерусалиме осуществляется особое богослужение в храме Воскресения Христова. Здесь собирается множество христиан из разных уголков мира, чтобы лицезреть чудо. Оно называется схождением Благодатного Огня, что напоминает верующим о выходе Иисуса Христа из Гроба.

Во время службы священники позволяют всем присутствующим взять с собой частицу Света, приобщившись к празднику. У каждого паломника в руках имеется факел, состоящий из 33 свечей. Именно их спешат зажечь от первоисточника, чтобы получить домой уникальную реликвию, очищающую от греховных помыслов, злых сил и отрицательных мыслей. Дом будет сохранен от невзгод, болезней и напастей. Именно те свечи, что были зажжены в канун Пасхи около Гроба Господня, называют Иерусалимскими.

Они отличаются своими особенностями, по которым их несложно распознать среди остальных церковных свечей:

Настоящие иерусалимские свечи делают вручную священнослужители, используя натуральный пчелиный воск. Убедиться в этом можно по медовому нежному аромату, исходящему даже от незажженной свечи.В Иерусалимском факеле всегда только 33 свечи. Это число является свидетельством земных лет Иисуса Христа.Настоящими считаются свечи, которые были зажжены в Иерусалиме, когда было схождение Благодатного Огня.Считается, что даже горевший один раз факел способен очистить дом и освятить его, а всех проживающих уберечь от болезней и зла. Это и объясняет, почему верующие со всей планеты стремятся попасть в храм Воскресения Христова в Великую Субботу, чтобы привезти домой сильнейший оберег для себя и близких.

Как хранить иерусалимские свечи

Такую святыню хранить необходимо при определенных условиях, не разъединяя пучок. Чтобы он не утратил чудодейственных сил, верующие должны соблюдать правила хранения:

температура в комнате не должна превышать +25 и быть меньше -15. Это позволяет хранить свечи в холодильнике. Конечно, если позволяет температура, то лучше не убирать факел в холодильник, а расположить в комнате около иконы и остальных священных предметов;не допускайте, чтобы на факел попадали прямые лучи солнца, чтобы он не расплавился;нельзя хранить иерусалимский факел между бытовых предметов — книг, кухонной утвари и одежды. Следует помнить, что это не просто сувенир, а дар, к которому необходимо относиться бережно и уважительно;если желаете хранить святыню долго, пучок нужно обернуть тканевым обрезом изо льна либо хлопка белого цвета;зажигать иерусалимские свечи можно, но не таким образом, как обычные церковные. Если церковную оставляют догорать до конца, то факел зажигается буквально на пару секунд. За это время поджигается от Благодатного Огня любая церковная свеча, а иерусалимская – немедленно гасится. Это не допустит перехода силы факела на второе светило. Задувать свечи нельзя. Они гасятся колпачком либо пальцами.

Читайте также:
Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

Многих интересует вопрос: «можно ли разделять пучок?». Да, можно, когда желают поделиться с близкими. Чем искреннее будет зажжена свеча, тем больше пользы будет от нее.

Цвет иерусалимских свечей

На сегодняшний день в продаже можно встретить пучки разного цвета. Говорят, что каждый из них обладает своими свойствами и позволяет прийти к определенному результату. Значение цвета иерусалимских свечей позволяет сконцентрировать благодатную силу в нужном направлении, ведь каждый цвет обладает своей особенностью и характером.

Различают такие цвета:

Черный цвет — позволяет справляться с большими проблемами или с навалившимися бедами. Подходит при депрессии, потери сил, хандре;Красные иерусалимские свечи позволяют избавиться от одиночества, снять венец безбрачия, избежать скандалов, ссор. Молитвы лучше направлять на обретение любви. Поможет наладить гармоничные отношения в семье;Белый факел обладает нейтральными свойствами. Он лучше всего подходит для защиты дома от клеветы или недобрых гостей. Молитвы перед таким пламенем даруют терпение и мудрость. Часто именно такой цвет поможет найти в человеке силы для спокойствия в тяжелых ситуациях;Желтый цвет является лучшим оберегом. Такой факел поможет в далеком пути или в новых начинаниях. Эффективен против неудач и депрессий;Зеленые иерусалимские свечи помогают в материальном благополучии. Они помогут обрести финансовый достаток и избавят от нужды. Также помогает вернуть утраченное здоровье.

Обязательно к прочтению: Блаженный Феофилакт Болгарский и его толкование на святое Евангелие

Вывод

Иерусалимская свеча в христианстве является символом радости и чуда воскресения. Такой носитель Божественного света убережет вас от неприятностей, защитит родных , поможет в любых начинаниях. Подарите святыню своим близким и будьте уверены, что с ними все будет хорошо.

Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Как я понял из одного из ответов, церковь отрицает некоторые достижения современной науки. Можно ли их считать происками дьявола? Ведь, то же определение возраста фоссильных останков динозавров, кажется очень логичным, учитывая как глубоко они залегают в земле и на сколько там распадаются определённые химические элементы. А как на счёт света самых отдалённых галактик, который, если верить науке, доходит до нас с опозданием на 14 миллиардов лет.

Я для себя всегда объяснял, всё это тем что, шесть дней творения Земли, не могут восприниматься как временной отрезок длинной в шесть дней, ибо изначально светового дня как такового не существовало, а объяснение в Библии дано в такой форме, чтобы его можно было легче понять. Так можно объяснить, что те же динозавры существовали в определённом отрезке пятого дня, который мог длиться миллиарды лет. Отрицает ли церковь некоторые достижения и гипотезы науки?

Спасибо заранее за комментарии и ответ.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Необходимо сразу же сделать уточнение: говорить об отношении Церкви к научным открытиям можно только тогда, когда существуют соборные решения или документы, принятые высшим священноначалием. Отношение к чему-либо отдельных священнослужителей не является позицией Церкви. Ни вселенские, ни поместные Соборы никогда не рассматривали научные открытия.

Когда обсуждается вопрос об отношениях Церкви и науки, люди чаще всего вспоминают некоторые события, имевшие место в XVII веке на Западе (отношение к гелиоцентрической теории). При этом большинство людей имеет весьма неточные и искаженные представления. Кратко вспомним историю. С античных времен общепринятой была геоцентрическая система мира, усовершенствованная Клавдием Птолемеем (ок. 90 – ок. 160 по Р.Х.) в работе «Альмагест». Переворот в воззрениях произошел тогда, когда была выдвинута система, в которой центральное положение заняло Солнце (гелиоцентрическая теория). Открытие это сделал не представитель научной корпорации, а Церкви. Николай Коперник (1473 – 1543) был каноником (священническая должность при епископе) Фрауенбургского собора. Его поддержал кардинал Канульский Николай Шанберг и Тилеман Гизе, епископ Кульский. Последний, получив рукопись Коперника «Об обращении небесных сфер», обеспечил ей скорую публикацию. С 1543 г. до 1633 г.(почти век) беспрепятственно распространялась гелиоцентрическая теория. Печальные события начались в первой половине XVII века. Г.Галилей (1564 – 1642) опубликовал в 1613 г. резкое полемическое сочинение, которым он обратил на себя внимание инквизиции, запретившей некоторые его работы, излагавшие гелиоцентрические идеи. Отношение к трактату Коперника оставалось прежним. Когда кардинал Маффео Барберини, с которым Галилей хорошо был знаком, стал папой Урбаном VIII, ученый прибыл в Рим. Папа дружески принял его и написал письмо покровителю Галилея герцогу Тосканскому, в котором хвалил познания ученого. Однако Галилей, несмотря на дружеское отношение к нему папы Урбана VIII, выпустил книжку в которой вывел папу смешным глупцом под именем Симпличио. Когда папа об этом узнал, то прогневался. Галилей был заключен в тюрьму, где отказался от гелиоцентрической теории, которую инквизиция признала ересью. Умер ученый собственной смертью в своем имении Арчетри близ Флоренции.

Поскольку иногда делаются высказывания, что представители Церкви не признают некоторые открытия, существует необходимость точно прояснить данный вопрос. Что такое наука? У этого слова два значения: 1.Сфера общества, включающая систему учебных и исследовательских институтов, профессиональных работников в данной области, специальные печатные органы. 2.Сумма доказанных, проверенных и принятых научным сообществом знаний. Не все, что производится в научной сфере, составляет научное знание. Область науки, как вид интеллектуального производства, постоянно что-то вырабатывает. Продукция эта часто бывает сырая. Многие выводы являются неточными, непроверенными, гипотетичными. Только малая часть производимого знания и далеко не сразу, станет научным знанием в точном значении этого слова. Например, с конца XVII в. существовало в качестве научной теории учение о флогистоне. Только в 1772-77 гг. А.Лавуазье в опытах над кислородом ее опроверг. Никто не обвиняет науку за то, что она почти столетие придерживалась ошибочного учения. Смена представлений нормальный процесс. Но если бы так случилось, что Церковь в каком-нибудь документе высказалась положительно об этой концепции, то, наверно, до сих пор об этом вспоминали с укором.

Читайте также:
Мощи Иоанна Крестителя: где находятся сейчас и как добраться, в чем помогает и что просить

Великий ученый, сделавший фундаментальные открытия в математике и физике, Б.Паскаль (1623 – 1662) писал: «Науки имеют две соприкасающиеся между собой крайности: первая – это полное естественное неведение, в котором находятся все люди при рождении; другой крайности достигают великие души, которые, пройдя все доступное людям знание, убеждаются, что они ничего не знают и, таким образом, приходят к тому же неведению, с которого начали. Но это неведение ученое, сознательное. Вышедшие из естественного неведения и не достигшие неведения сознательного принимают некоторый оттенок самодовольного знания и разыгрывают из себя знатоков. Они смущают мир и обо всем судят хуже прочих» (Мысли о религии, М.,2001, с.37). Другой выдающийся ученый, создатель кибернетики, Н.Винер (1895 – 1964) продолжает эту тему: «Мое первое детское эссе по философии, написанное в средней школе, когда мне не было еще и одиннадцати лет, не случайно называлось «Теория невежества». Уже тогда меня поразила невозможность создания идеально последовательной теории с помощью такого несовершенного механизма, как человеческий разум» (Я – математик, М.,1964, с.310).

Итак, множество утверждений, сведений, выводов, выработанных в сфере науки крайне неравноценна. Существует медленно расширяющееся ядро, составившееся из фундаментального, доказанного и общепринятого знания: теорема Пифагора, закон гравитации, втрое начало термодинамики и подобное этому. От этого ядра кругами расходятся знания, которые в этот золотой фонд науки не входят. Что-то будет отброшено, что-то будет уточнено и скорректировано, что-то воспринято.

Одна из стандартных ошибок – подмена. Неверующие люди пытаются противопоставить библейскому учению о сотворении Богом мира под видом научных открытий недоказанные утверждения и построения о происхождении земли, возрасте человечества и проч. Другая распространенная ошибка возникает тогда, когда за науку принимают мнение ученого. Если какой-нибудь авторитетный специалист в своей области, делает высказывания в защиту эволюции, он покидает почву научного знания. Эволюционизм наукой не являются, а представляют собой материалистическую идеологию в наукообразной форме.

О днях творения. Хотя еврейское слово йом, встречающееся в первой главе книги Бытия, обозначает не только день, но и отрезок неопределенной протяженности, святые отцы понимают «день» буквально. Если «день» понимать как эпоху, то возникают непреодолимые трудности. Например, растения сотворены в третий день, а светила в четвертый. При расширенном понимании слова день, придется допустить, что целую эпоху растительный мир существовал без солнечного света. Это противоречит установленным Богом естественным законам. Не нужно смущаться попытками неверующих людей использовать недоказанные гипотетические построения. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор.8:2-3)

Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современные стереотипы порождают не совсем лестное мнение о Православной Церкви: считается, что верующие люди обязаны вести аскетичный образ жизни, не пользоваться благами цивилизации, не могут интересоваться наукой и искусством. Учение имеет некоторые антирелигиозные утверждения, например, теория большого взрыва, теория эволюции. Но это совсем не означает, что православие и наука находятся в конфликте.

Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Читайте также:
Церковь и налоги: платит или нет РПЦ налоги, доходы и расходы, особенности

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Еще о православных чудесах:

Наука и религия — конфликт или сотрудничество

На Западе конфликт между наукой и христианством давно себя исчерпал и люди пришли к общему мнению, что эти две области должны сотрудничать.

В России церковь и ученые отрицали друг друга практически на протяжении всей истории, но сейчас ситуация меняется в положительную сторону и тому есть конкретные доказательства.

Например, академик — президент академии наук РФ, заявил о том, что церковь и ученые должны сотрудничать на благо народа и выдвинул мнение о том, что совместную работу эти две области начали еще в 1990-х годах.

К тому же, сейчас часто можно встретить церковнослужителей, которые имеют ученые степени в тех или иных областях. Религия помогает науке в исследовании истории, лингвистики, философии.

Православная церковь существовала все этапы развития научной деятельности, поэтому они неразрывно связаны общей историей. К тому же, в XV веке монастыри являли собой центр знаний, в них находились библиотеки, и развивалась книжность. Православная церковь не смотри ни на что, сохранила свойственный людям патриотизм, историю России, она учит любить свой народ и страну, поэтому она должна принимать участие в общественной жизни.

Важно! Ученые, так же как и наука отрицает все эзотерическое: деятельность магов, сект, колдунов и астрологию — в этой области они тоже могут быть едины. В борьбе со всем мистическим сейчас две эти области объединяются.

Можно сделать вывод, что конфликт между наукой и религией является искусственным, его создали во имя материальных и политических благ. Эта тема является манипуляцией в руках нечистых на душу людей, для достижения конкретных целей.

Вопросы об интересном и познавательном

Вопросы священнику об интересном и познавательном

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами рубрика вопросов-ответов на весьма интересные темы, в которых священники рассказывают о жизни на том свете, о космосе, мистике и многом другом.

ИНТЕРЕСНОЕ

О ЖИЗНИ НА ТОМ СВЕТЕ

ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС

ЦЕРКОВЬ И МИСТИКА

РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ

Здравствуйте . Я уже задавала этот вопрос , просто не могу найти ответ . В Лазареву субботу ходила в храм на службу и освещала свои веточки , которые заранее приобрела . В конце службы раздавали веточки , они были с листиками , т.к. стояли в воде . Я принесла домой веточку , проставила просто в вазу , на утро листики завяли , я налила воды, все равно веточка выглядит неважно ( ну не жизненно) . Может я что то не так сделала ? Почему так ? Мои веточки с почками , и смотрятся празднично . В воде может сейчас ветка корни даст , что тогда посадить и где ? Извините за такие вопросы , просто незнаю , правда что делать . Спасибо вам заранее.

Ольга, добрый вечер!
Мы отправили Ваш вопрос отцу Никифору.
Он обязательно ответит на Ваш вопрос. Пожалуйста, ожидайте)
Храни Вас Бог!

С вербным воскресением . Мира и добра . Я вчера была на службе в храме на Лазареву субботу , раздавали просвиры и веточки . Веточки в храме стояли в воде и были уже с листиками , я дома поставила просто в вазочку а на утро листики завяли . Я расстроилась , ведь сегодня праздник . Налила водички в вазочку . Теперь , естественно , ветвь пустит корни , что потом посадить и где лучше . И вообще , мои действия , правильны ли ? Я приносила на освещение веточки с почками , которые купила .

Здравствуйте, Ольга!
Лишнего, конечно же, не надо надумывать. Как сделали, так сделали. Не переживайте. Главное, как и к любой святыне, к освященным веточкам вербы следует относиться с благоговением. Веточки вербы – символ победы надо смертью, знак встречи с Господом.
Можете посадить, можете высушенными положить у икон.
С Богом!

Спасибо Вам, развеяли мои страхи. Мира Вам и добра.

Здравствуйте. Меня смущает один вопрос. Перечисляю деньги сбербанк онлайн на поломничество и разные требы и они поступают частному лицу. Меня это смущает. Не мошенники ли?

Здравствуйте, Нина!
Наш сайт “Семья и Вера” создан в 2010 году по благословению нескольких православных священников, в том числе и священника Димитрия Синявина, который является родным братом руководителя нашего сайта, Сергея Михайловича Синявина.
На сайте опубликовано свыше 10500 православных публикаций, которые наполнены настоящих духовным смыслом и православным духом.
Мошенники, это духовно больные люди, которые никогда не смогут публиковать на сайтах большое количество православного материала. Ибо от избытка сердца – говорят уста. И если на сердце избыток наживы, то только об этом они могут бесконечно писать…

На нашем сайте трудиться священник Никифор Захаров, который отвечает на вопросы посетителей.
Также на нашем сайте публикуется известный российский писатель и поэт – монах Варнава (Евгений Санин).

Читайте также:
Поминки 9 дней после смерти: что значит, правила и особенности проведения, как и где поминать, что происходит с душой

Сайт “Семья и Вера” еще пока не зарегистрирован, как православное информационное агентство, поэтому все средства поступают на карту нашего руководителя, который является частным лицом.
Надеемся что в ближайшем будущем мы сделаем регистрацию сайта.

Если будут еще какие-либо вопросы, обязательно пишите.

P.S. Все паломнические поездки, совершаемые от имени нашего сайта, неукоснительно проходят в обозначенные даты, а затем на сайте мы публикуем рассказ и большой фотоотчет )

Храни Вас Господи!

Здравствуйте,батюшка! Вопрос-можно ли беременной женщине крестить ребёнка(быть крёстной)?

Здравствуйте, Татьяна!
Ничего не должно смущать, тем более никакие суеверия. Если человек церковный, ответственный, то она может стать крестной, будучи беременной.
С Богом!

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, можно ли найти информацию о святом мучинике Максиме Эфесском, день памяти 13 мая30 апреля. Везде просто написано Максим Ефесский, мученик (+ ок. 249-251). Память 30 апреля Пострадал за веру во Христа в Эфесе при императоре Декии, прободен мечом во чрево. Очень хотелось бы узнать когда он кононизирован и есть ли о нем информация? Есть ли молитвы к нему и обретены ли его мощи. Спасибо.

Здравствуйте, Максим!
Да, об этом святом очень мало информации.
https://icon-art.ru/calendar/saints/Maksim_Efesskijj_muchenik.html

Несмотря на скудность информации о Вашем святом, сила Вашей молитвы не должна ослабевать.
Конечно, когда мы знаем о своем святом покровителе много, то становимся ближе к нему. Но не расстраивайтесь, что из жития святого мученика Максима мы так мало знаем. Он является святым угодником Божьим, который несомненно откликается на просьбы молящихся и предстоит пред Престолом Божиим за нас.
С Богом!

Здравствуйте
Батюшка меня интересует такой вопрос ? Могут просфорки церковные дома покрываться плесенью ,у меня такое стало как поменяла жилье ,а до этого никогда не покрывались плесенью просто высыхали и все и оставались свежими . Спасибо за ответ !

Здравствуйте, Елена!
Просфоры, как и другой хлебобулочный продукт, может покрываться плесенью. Особенно в тех помещениях, где влажность повышена или в закрытом пакете без возможности просушиться.
Это конечно плохо, когда просфора плесневеет. Правильно было бы нарезать на кусочки, если вы сразу не употребляете, и высушить. А если все же все испортились, то их надо, как и любую святыню, сжечь или же выбросить в чистую проточную речку. А на исповеди покаяться в этом.
С Богом!

Здравствуйте батюшка! Меня волнует вот такой вопрос.Много читала о старцах на Афоне, о последних временах.О ужас . Ведь все, что говорится происходит сейчас.Афонских монахов изгоняют с Афона, они страдают за веру Христову.На Украине что творится, спаси и сохрани Господь всех православных христиан.У меня болит сердце за людей, что им приходится выдержать.А мы зная, о пророчествах, оформляем СНИЛС иИНН, а новые паспорта со встроенным чипом.Зарплатные карты определяющие личность по сетчатке глаза.Не это ли дьявольская печать?А что сейчас творится с людьми? Люди стали, как зомбированные.Какой же ужас! Что делать?Куда бежать с детьми?

Здравствуй, Екатерина!
Вы так пишите, что мне самому стало страшно – надо уходить в пещеры. Но это всего лишь хорошая уловка дьявола! Такого рода настроения парили в воздухе всех времен и народов, даже в первые времена христианства, ведь Господь говорил: «приблизилось Царство Небесное». Но кроме смущения, уныния и страха людям это ничего не принесло. Поддаваясь этой злой шутке нечистого, человек забывает о самом главном – спасении своей души, которое и есть бдительная, трезвая жизнь в покаянии, в борьбе со своими грехами и страстями и стремлении ко всем добродетелям, высшей из которых есть любовь к Богу и ближним. Эта суета и страхи сбивают с толку человека и вряд ли мы сможем сделать что-то доброе и вряд ли даже сумеем распознать, где есть Бог.
Что в душе христианина должно гореть, чтобы действительно считаться верным Христу? Вера… А где же наша вера, если мы не уповаем на Господа, не доверяем ему всю свою жизнь, возглашая на Литургии: «…и весь живот наш Христу Богу предадим». Господь всегда с нами, всегда поможет по нашей вере.
Конечно, никто не отрицает, все медленно идет к концу. Но в то же время так было всегда. Господь говорит: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Мк.13:33. Только Господь знает, нам же всегда надо быть готовым, а подготовка это не пещеры или еще какие потаенные места, быть готовым значит жить по заповедям, бороться со страстями, и жить в Церкви. Кто на Бога уповает, тому Господь откроет, когда и куда бежать.
С Богом!

Добрый день! Скажите пожалуйста, можно ли подавать записочки на Литургию через кого-то, если сам не присутствуешь на службе? Спаси Господи!

Людмила, здравствуйте!
Да, конечно, Вы можете передавать записочки в Храм. У нас на сайте, на странице Записки в Храм, есть такая возможность.
И все же, при любой возможности, нужно стараться ежевоскресно посещать храм Божий.
Храни Вас Господи!

Здравствуйте, батюшка! У меня вот такой вопрос. Когда мы подаем записочки на Литургию о здравии, можно ли в них писать имена родственников, которые крещенные, но редко ходят в Храм. Мне сказали, что их только можно писать в записочках, которые мы подаем на Молебен, так ли это? Спаси Вас Господи!

Здравствуйте, Людмила!
Правильно будет обязательно подавать за таких родственников записочку в алтарь, и еще самим молиться за них в храме на литургии и дома. За кого же тогда молиться? Многие, которые приходят в храм, ничем не отличаются от тех, кто в храм не ходит.
С Богом!

Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

  • НЛО и жизнь вне Земли
  • Православие о динозаврах
  • О телегонии
Читайте также:
Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства


Религия и наука в современном мире

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879 гг.)

Просветитель народов Северо-Восточной Азии. Выдающийся лингвист, этнограф и фольклорист. Служил миссионером на Аляске

28 лет (с 1840 г. — епископ Камчатский, Курильский и Алеутский). Семь лет провел в Якутске, занимаясь как активным христианским просвещением, так и научной работой. Составил первую грамматику алеутского языка, собрал словарь. Создал алеутскую письменность на основе кириллицы, добился чрезвычайного распространения грамотности среди местного населения. Оставил многочисленные работы по лингвистике, этнографии, антропологии, географии, гидрографии, метеорологии. Перевел богослужение на алеутский и якутский языки. 5 января 1868 г. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.


Как церковь относится к научным открытиям

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

В СМИ католической Европы сейчас все больше обсуждают, как согласуются те или иные методы работы в науке с религиозным видением мира.


Пражская библиотека, построенная в 1622 году

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Еще о православных чудесах:

  • Зоино стояние
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999 гг.)

В миру — Варвара Васильевна Чёрная. Внучка священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году. Училась в Институте тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова, работала лаборанткой в Военно-Химической Академии, а затем в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила институт и заведовала центральной лабораторией на . В 1946 году ушла с завода, чтобы целиком посвятить себя научной деятельности. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию, через десять лет — докторскую, получила профессорское звание. Работала в Институте резиновой промышленности, объектом ее научного интереса был синтетический каучук. Автор множества публикаций, сделавших ее ученым с мировым именем. Лауреат Государственной премии. Принимала участие в разработке скафандра, в котором Гагарин совершил первый космический полет.

При этом она была глубоко верующим человеком. Работала за свечным ящиком в храме Ильи Обыденного на Остоженке. Мало кто из покупавших у нее свечи знал, что берет их из рук почетного члена многих академий мира.

В 1994 году приняла монашеский постриг с именем Серафима, стала первой насельницей восстанавливаемого Новодевичьего монастыря в Москве, а впоследствии — игуменьей.

Читайте также:
Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

Джордано Бруно

Учение Коперника развили другие выдающиеся учёные. Среди, них был великий итальянский мыслитель, мужественный борец против церкви Джордано Бруно (1548-1600). Бруно родился в бедной семье. Он отличался выдающимися способностями, неустанно учился, очень много читал и ещё в молодости стал одним из самых образованных людей в Европе. И чем обширнее становились познания Бруно, тем больше зрело в нём сомнение в правильности церковного учения. Ознакомившись с книгой Коперника, Бруно окончательно пришёл к выводу, что бога не существует. Его стали преследовать. Бруно должен был бежать из Италии. Долго скитался он на чужбине — в Швейцарии, Франции, Англии, Германии. В университетах этих стран он выступал с лекциями, в которых высказывал свои смелые идеи.

Коперник доказал, что Земля — не центр Вселенной, а Джордано Бруно учил, что и Солнце не является центром Вселенной. Вселенная не имеет ни центра, ни начала, ни конца, говорил Бруно. Она бесконечна и вечна; она заполнена бесчисленным множеством миров, подобных нашему. Солнце — это всего лишь одна из звёзд, видимых нами на небе. И вокруг этих многих звёзд вращаются такие же планеты, как наша Земля.

Но если Вселенная бесконечна и заполнена движущимися небесными телами, то где же то выдуманное церковью неподвижное небо, на котором будто бы живёт «бог»? И если Вселенная вечна, значит, никакой «бог» её не создал? Так Бруно опровергал религиозные домыслы.

Джордано Бруно был великим учёным-атеистом (безбожником). Молодёжь с горячим увлечением слушала яркие и страстные лекции великого итальянского мыслителя. А церковные мракобесы, и католические и протестантские, ненавидели и преследовали его.

Папская инквизиция с помощью иезуитов заманила Бруно в Италию и здесь схватила его. Семь лет провёл Джордано Бруно в застенках. Уговорами, запугиваниями, пытками его пытались заставить отречься от своих взглядов. Но всё было напрасно, и Джордано Бруно сожгли на костре. «Вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю»,- сказал Бруно палачам.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.)

В миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года — медик в ряде земских больниц центральной России, позднее — главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам.

Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Гнойная хирургия», выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).

За книги «Гнойная хирургия» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.)

В миру — Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и «случайно» попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее — преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность.

Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на «церковность» выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

В конце 1970-х матушка завершила свою профессиональную деятельность и занялась гимнографией, печаталась в журнале «Альфа и Омега», писала книги о старчестве наших дней.

Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994 гг.)

Профессор, доктор геологических наук, протоиерей, автор множества книг и научных публикаций. Среди его богословских работ — статьи по апологетике, православному воспитанию и образованию. Во время Великой Отечественной войны Глеб Каледа был радистом, рядовым ракетных войск. В 1972 году Г. А. Каледа был тайно рукоположен в священнический сан.

Служил в Высоко-Петровском монастыре, заведовал сектором в отделе религиозного образования и катехизации. Отец Глеб стал первым священником в восстановленном храме Бутырской тюрьмы. До последних дней активно участвовал в жизни Церкви.

Был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято- Тихоновский Православный Богословский Институт.

Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

  • НЛО и жизнь вне Земли
  • Православие о динозаврах
  • О телегонии


Религия и наука в современном мире

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Читайте также:
Святой источник в Талеже: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.


Как церковь относится к научным открытиям

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

В СМИ католической Европы сейчас все больше обсуждают, как согласуются те или иные методы работы в науке с религиозным видением мира.


Пражская библиотека, построенная в 1622 году

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Еще о православных чудесах:

  • Зоино стояние
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

Наука и христианство: грядут перемены?

Научный, а если точнее – изначально философский подход к феномену религии в целом и ее частным проявлениям уходит корнями в эпоху античности. Первые попытки осмыслить религию не только как данность, но как определенное явление, имеющее свои причины, механизмы действия и следствия, были предприняты философами Древней Греции. Так, основоположник науки древних греков, основатель атомизма Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до Р.Х.) полагал, не отрицая существования богов, что в мире нет ничего вечного и все находится в постоянном движении и изменении под влиянием огня. С тех пор и приблизительно до рубежа XVIII–XIX веков происходило то, что в современном религиоведении оценивается как период «накопления теоретических знаний о религии».
На протяжении этого периода наука от политеистов Древнего мира до деистов XVIII столетия в значительной степени не подвергала сомнению существование Божественного (безусловно, можно привести примеры и свободомыслия, и открытого богоборчества, но оно имело форму критики религиозных социальных институтов, само существование Абсолюта не оспаривалось). Например, известный своим резким неприятием института Церкви, христианской теологии и догматики Вольтер, тем не менее, выдвигает новое аксиоматическое доказательство бытия Бога и заявляет знаменитое: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать» (фраза, ставшая крылатой, содержится в 22-м стихе послания Вольтера «К автору книги о трех лжецах», 1769 г.).

Однако к XVIII–XIX векам, в первую очередь, в связи с новыми открытиями в естественнонаучной сфере, а также развитием мысли, философия и наука оказались перед вынужденной необходимостью усомниться в идее Бога: накопленный эмпирически материал не вязался с привычной библейской картиной мироздания. Довольно точно суть этого явления передал, в частности, немецкий физик-теоретик Макс Планк: «Познание природы, непрестанно нащупывающее верные пути, привело к тому, что для человека, хотя бы немного знакомого с естественными науками, ныне просто невозможно признавать правдивость многих сообщений о чрезвычайных событиях, противоречащих законам природы, о чудесах природы, которые, как правило, служили важными подпорками, подкреплявшими истинность религиозных учений, и которые раньше безо всякого критического анализа воспринимались просто как факты». Фундаментальное различие между научными и богословскими интерпретациями состоит в отношении к первоначалу: наука не приемлет идеи Бога как сущности, трансцендентной миру, и его Творца, и наоборот, с точки зрения религии, изучение первоначала упирается исключительно в Бога. Итак, с XIX столетия можно говорить о новом этапе в отношениях науки и религии: их принципиальном отделении друг от друга и о научной критике (данный период можно условно назвать этапом «научного господства»).

Однако проблема первоначала – не единственный камень преткновения и причина непримиримых позиций науки и религии. В течение длительного времени развивался и на протяжении второй половины XIX – первой половины XX веков в науке господствовал сверхкритицизм религии, в результате которого были выдвинуты дальнейшие опровержения религиозных постулатов как в сфере теории, так и на практике. Ведущее положение в качестве альтернативы христианской концепции мироздания заняло новое физическое учение о Вселенной – космология. А одним из самых критикуемых направлений стала библейская история. Крайняя позиция приверженцев критического подхода отражала мнение о легендарном характере чуть ли не всей истории Ветхого и Нового Заветов. Наиболее типичный пример – отношение к Иисусу Христу, личность Которого начинает восприниматься как собирательный образ. По настоящее время не завершена борьба (правда, значительно поутихшая) между исторической и мифологической школами. Первая признает, что в личности Христа следует видеть реального человека, который впоследствии был наделен сверхъестественными чертами, вторая видит в Христе исключительно вымышленный образ. И обе школы, разумеется, не признают Иисуса Христа Таким, Каким представляет Его христианская традиция.

Читайте также:
Отчитка отца Германа: отзывы, как попасть и приехать, от чего помогает

Казалось, объективный фактический материал, накопленный учеными, не оставляет сомнений в том, что наука приблизилась к полному опровержению даже второстепенных и частных положений религии. Однако дальнейшее развитие науки, в которой в области изучения религии не произошло какого-то особенного революционного рывка, но продолжалась дальнейшее накопление материала и его анализ, привело к тому, что ожидаемой победы научного атеизма так и не произошло. Многие проблемы на поверку оказались более сложными для окончательного решения. Одной из них, напрямую связанной с проблемой первоначала, является вопрос о возникновении Вселенной. Невозможность сколько-нибудь основательно ответить на данный вопрос даже на теоретическом уровне вынуждает принимать за аксиому тезис о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Причем классическое определение, принятое в современной науке, несет в себе противоречие: «Вселенная – весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития» (выделено мной. – А.Т.). Уже из самого понятия «развитие» следует необходимость признания его некой отправной точки, тем более если речь идет о развитии материального мира.

Более того, можно говорить и о возникновении определенного обратного движения в науке, вынужденной отказываться от чересчур категоричных суждений, касающихся религии. Приведу примеры из области библеистики и истории Церкви. Так, благодаря находке каменной плиты с посвятительной надписью во время археологических раскопок Кесарии Иудейской в 1961 году, было неопровержимо доказано существование римского наместника в Иудее Понтия Пилата, историчность которого вызывала серьезные сомнения у исследователей. А обнаружение египетского папируса P52 с фрагментом Евангелия от Иоанна, датируемого около 125 года, стало значительным аргументом в пользу раннего происхождения евангельских текстов.

В конце концов к исходу XX столетия стало окончательно понятно, что религия и наука обращаются к разным предметам – неприродным и природным, соответственно, и невозможно пытаться мерить опыт, получаемый в одном и в другом случае, каким-то универсальным мерилом, точно так же как невозможно сравнивать цвет и запах – понятия разнородные. Наглядная иллюстрация тому – один из многочисленных вариантов анекдота, родившегося после начала космической эры человечества: «Как-то некий крепкий сторонник научного атеизма ехидно обратился к священнику: “Батюшка, а вот космонавты летали в космос и никакого Бога там не увидели!” На это священник, загадочно улыбнувшись, ответил: “Кто знает, может быть, Бог спрятался от них за Юпитером”». Между тем, нельзя ныне и говорить о завершении этапа «научного господства», поскольку на практике наука и научные подходы преобладают в современном мире, оказывают формально большее влияние на общественное сознание (например, приоритет научных дисциплин в образовании) и по-прежнему продолжают изучение религии как феномена исключительно естественного порядка.

Так возможен ли беспристрастный диалог науки и религии (в рассматриваемом случае – христианства)? Что для этого необходимо, и настанет ли новый этап в диалоге естествознания и христианства?

Очевидно, в первую очередь, следует попытаться четко определить рамки научного познания в области религии и отношение самой религии к науке, выяснить, применимы ли одинаковые методологические приемы, насколько сопоставимы объекты исследования науки и богословия. Сейчас, когда есть возможность анализировать в ретроспективе, наиболее заметным упущением науки прошлых десятилетий и даже столетий выглядит принципиальное отрицание сверхъестественного, или, говоря языком религии, чуда. Строго говоря, речь не идет об упущении, поскольку область исследования науки простирается на материальный мир и в основе научного исследования находится сфера естественного. Однако в условиях определенного застоя некоторых областей науки, не сумевшей ни окончательно раскритиковать религию со своих позиций, ни ответить пока на важнейшие вопросы о сущности мироздания, дальнейший корректный диалог с религией требует новых методологических подходов.

Известно, что за пределами научных аудиторий и литературы многие ученые высказываются за допущение бытия сверхъестественной сферы. (В значительной степени это касается физиков-теоретиков, некоторые из них приходили к выводу о вероятности существования сверхъестественного и его влиянии на материю.) Возможно, важным шагом вперед станет выработка такой методологии, которая постарается расширить рамки научного познания путем включения некоторых принципиальных позиций богословия, хотя бы в качестве опытного построения. Более того, шаги к такому синтезу со стороны богословов уже сделаны. В теологии появилось направление теистического креационизма, которое пытается примирить важнейший научный постулат современности – эволюционизм с религиозным учением о сотворении мира – креационизмом. Можно отметить конкретные призывы к сближению с религией и со стороны науки, впрочем, весьма осторожные. Например: «Ученый должен обладать своеобразной полнотой ориентирования в культуре. Искусственная ампутация культурных фрагментов пагубно сказывается на возможности научных исследований и понимании феномена науки. От ученого не требуется личной религиозности, но желательно, чтобы ему была присуща “воля к культуре”».

Помимо проблемы поиска новой методологии следует указать и на конкретную исследовательскую проблему (впрочем, также тесно связанную с методологией): объекты исследования науки и религии могут пересекаться. Например, та же Библия. С точки зрения христианского вероучения, к Библии как Священному Писанию применяется понятие «богодухновенности» («боговдохновенности»), то есть Божественного авторитета и происхождения Библии, предполагающих воздействие на ее авторов Святого Духа. А с точки зрения науки, Библия является исключительно одним из памятников письменности, сборником текстов, созданным под влиянием религиозных воззрений в определенных культурных, исторических, правовых и социальных условиях и впоследствии канонизированным. Еще в XIX веке В.С. Соловьев дал меткую образную характеристику сложным отношениям между религией и наукой в понимании общего объекта исследования: «Есть люди, которые никак не могут совместить в своей голове представления о желуде с представлениями о дубе. Одни из них хватаются за желудь и кричат, что он только и есть постоянное растение, которым можно питаться, а что дуб выдуман после для чьего-то употребления. Другие, напротив, пораженные величием дуба, никак не хотят допустить, чтобы такое могучее дерево произошло из такой маловажной вещицы, как желудь». Но и на этом тернистом пути произошли изменения. Опять же, пример был подан со стороны богословия. Достижения текстологии, палеографии, археографии и прочих научных дисциплин успешно применяются при изучении Библии христианскими богословами, а естественные расхождения между научным и религиозным подходами объясняются теологически.

Читайте также:
Православие и курение: отношение церкви и мнение священников, упоминания в Библии, тонкости и нюансы, грех или нет

Подводя итог всему выше сказанному, остается заключить, что современный уровень развития науки и мысли, а также та роль, которую играет религия в сознании общества и индивида, позволяют предполагать возможность наступления нового этапа в диалоге науки и религии. Однако данный этап вряд ли может возникнуть механически в качестве вероятностного следствия дальнейшего развития дисциплин. Для его начала, помимо всего прочего, необходима воля тех, от кого в дальнейшем и будет зависеть диалог науки и религии.

Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

  • НЛО и жизнь вне Земли
  • Православие о динозаврах
  • О телегонии


Религия и наука в современном мире

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879 гг.)

Просветитель народов Северо-Восточной Азии. Выдающийся лингвист, этнограф и фольклорист. Служил миссионером на Аляске

28 лет (с 1840 г. — епископ Камчатский, Курильский и Алеутский). Семь лет провел в Якутске, занимаясь как активным христианским просвещением, так и научной работой. Составил первую грамматику алеутского языка, собрал словарь. Создал алеутскую письменность на основе кириллицы, добился чрезвычайного распространения грамотности среди местного населения. Оставил многочисленные работы по лингвистике, этнографии, антропологии, географии, гидрографии, метеорологии. Перевел богослужение на алеутский и якутский языки. 5 января 1868 г. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.


Как церковь относится к научным открытиям

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

В СМИ католической Европы сейчас все больше обсуждают, как согласуются те или иные методы работы в науке с религиозным видением мира.


Пражская библиотека, построенная в 1622 году

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Читайте также:
Схима в православии: определение и значение, история Великой Схимы и что значит принять схиму

Еще о православных чудесах:

  • Зоино стояние
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999 гг.)

В миру — Варвара Васильевна Чёрная. Внучка священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году. Училась в Институте тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова, работала лаборанткой в Военно-Химической Академии, а затем в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила институт и заведовала центральной лабораторией на . В 1946 году ушла с завода, чтобы целиком посвятить себя научной деятельности. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию, через десять лет — докторскую, получила профессорское звание. Работала в Институте резиновой промышленности, объектом ее научного интереса был синтетический каучук. Автор множества публикаций, сделавших ее ученым с мировым именем. Лауреат Государственной премии. Принимала участие в разработке скафандра, в котором Гагарин совершил первый космический полет.

При этом она была глубоко верующим человеком. Работала за свечным ящиком в храме Ильи Обыденного на Остоженке. Мало кто из покупавших у нее свечи знал, что берет их из рук почетного члена многих академий мира.

В 1994 году приняла монашеский постриг с именем Серафима, стала первой насельницей восстанавливаемого Новодевичьего монастыря в Москве, а впоследствии — игуменьей.

Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.)

В миру — Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и «случайно» попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее — преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность.

Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на «церковность» выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

В конце 1970-х матушка завершила свою профессиональную деятельность и занялась гимнографией, печаталась в журнале «Альфа и Омега», писала книги о старчестве наших дней.

Джордано Бруно

Учение Коперника развили другие выдающиеся учёные. Среди, них был великий итальянский мыслитель, мужественный борец против церкви Джордано Бруно (1548-1600). Бруно родился в бедной семье. Он отличался выдающимися способностями, неустанно учился, очень много читал и ещё в молодости стал одним из самых образованных людей в Европе. И чем обширнее становились познания Бруно, тем больше зрело в нём сомнение в правильности церковного учения. Ознакомившись с книгой Коперника, Бруно окончательно пришёл к выводу, что бога не существует. Его стали преследовать. Бруно должен был бежать из Италии. Долго скитался он на чужбине — в Швейцарии, Франции, Англии, Германии. В университетах этих стран он выступал с лекциями, в которых высказывал свои смелые идеи.

Коперник доказал, что Земля — не центр Вселенной, а Джордано Бруно учил, что и Солнце не является центром Вселенной. Вселенная не имеет ни центра, ни начала, ни конца, говорил Бруно. Она бесконечна и вечна; она заполнена бесчисленным множеством миров, подобных нашему. Солнце — это всего лишь одна из звёзд, видимых нами на небе. И вокруг этих многих звёзд вращаются такие же планеты, как наша Земля.

Но если Вселенная бесконечна и заполнена движущимися небесными телами, то где же то выдуманное церковью неподвижное небо, на котором будто бы живёт «бог»? И если Вселенная вечна, значит, никакой «бог» её не создал? Так Бруно опровергал религиозные домыслы.

Джордано Бруно был великим учёным-атеистом (безбожником). Молодёжь с горячим увлечением слушала яркие и страстные лекции великого итальянского мыслителя. А церковные мракобесы, и католические и протестантские, ненавидели и преследовали его.

Папская инквизиция с помощью иезуитов заманила Бруно в Италию и здесь схватила его. Семь лет провёл Джордано Бруно в застенках. Уговорами, запугиваниями, пытками его пытались заставить отречься от своих взглядов. Но всё было напрасно, и Джордано Бруно сожгли на костре. «Вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю»,- сказал Бруно палачам.

Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994 гг.)

Профессор, доктор геологических наук, протоиерей, автор множества книг и научных публикаций. Среди его богословских работ — статьи по апологетике, православному воспитанию и образованию. Во время Великой Отечественной войны Глеб Каледа был радистом, рядовым ракетных войск. В 1972 году Г. А. Каледа был тайно рукоположен в священнический сан.

Служил в Высоко-Петровском монастыре, заведовал сектором в отделе религиозного образования и катехизации. Отец Глеб стал первым священником в восстановленном храме Бутырской тюрьмы. До последних дней активно участвовал в жизни Церкви.

Был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято- Тихоновский Православный Богословский Институт.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.)

В миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года — медик в ряде земских больниц центральной России, позднее — главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам.

Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Гнойная хирургия», выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).

За книги «Гнойная хирургия» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: