Ипостась в православии: понятие, значение и смысл, история, особенности

Что означает слово «ипостась» в православии?

Фраза «Бог явился в трех лицах» знакома любому верующему. Понятно его значение, которое состоит в троице Господа, соединяющего в себе Отца, Сына и Святого Духа. Однако происхождение самого понятия «ипостась» для большинства остается под большим вопросом.

  1. Появление термина
  2. Ипостаси Бога в Троице
  3. Ипостась Спасителя
  4. В чем разница между ипостасью и личностью?

Появление термина

В христианской традиции этот термин считается богословским. Он распространился на разные конфессии, включая Православие. В ее сущности — та черта, которая сопровождает каждую из личностей, входящих в Святую Троицу.

Изначально это понятие возникло в лексической форме «ипостась». Он зародился в Древней Греции, имеет прямое отношение к философии. В переводе с греческого это означало опору, что-то рядом или какую-то базу. Если перевести это же понятие с латыни, появляются более интересные значения: «существование», «субстанция».

По мере того как этот термин стал активно использоваться в богословии, ипостась стала пониматься как конкретный субъект или лицо с ярко выраженной индивидуальностью. В этом случае важным условием является наличие существенного начала непосредственно в человеке или предмете.

В обыденном восприятии понятие «ипостась» стало пониматься как индивидуальное существо. Мыслитель Плотин, придерживавшийся идеализма, отмечал, что ипостась служит обозначением сущности, параллельно он связывал понятие с характеристиками личности.

В христианстве ипостась стала пониматься как описание существования Бога в трех Лицах одновременно. Четкое определение было сформулировано на IV Вселенском Соборе. Было указано, что стоит разделить термины «ипостась» и «природа», которые иллюстрируют присутствие в Спасителе двух сущностей: человеческой и божественной.

Свою лепту внес Григорий Богослов. Вместе со своими последователями он четко разграничивал термины ипостась и сущность. С его подчинения Троица стала пониматься как все общее, и ипостась стала исключительно проявлением индивидуальности каждого индивидуума, являющегося частью Троицы, в отдельности.

Ипостаси Бога в Троице

Василий Великий развивает эту идею в своих произведениях. В Ипостасях Господа он видит три пути своего существования. При этом понимать не только жизнь в земном смысле слова, но и бытие человека, наделенного природной уникальностью.

Подчеркните: учитывая ипостась Троицы, необходимо различать общее и частное. Таким образом, Святая Троица имеет только одно существо, но каждый человек в отдельности имеет свои исключительно индивидуальные особенности.

Григорий Ниссовский отмечает, что в Боге есть три разных ипостаси, но Господь остается одной. Он остается уникальной сущностью, несмотря на то, что у каждого человека есть свое существо. В своем догмате он отмечает, что тайна взаимоотношений трех человек, пребывающих в Господе, сохраняется.

Ипостась Спасителя

Возникло много споров и разногласий по поводу неоднородной природы и сущности Иисуса Христа, который одновременно сочетал человеческие и божественные принципы.

Некоторые богословы указывают на существование сложной ипостаси по отношению к Иисусу и отмечают, что до прихода Спасителя на землю его сущность была довольно простой, поскольку имела отношение только к одной природе: божественной.

Когда Сын Божий воплотился на земле в подобии человека по имени Иисус, природа стала сложной, поскольку в ней соединились человеческое и божественное начала. Уникальность ситуации заключалась в том, что две натуры оказались в одной природной ипостаси. При этом нет возможности их разделить, так как они считаются неразделимыми и, следовательно, верными.

Божественная и человеческая природа способствовали формированию сложной личности Сына Божьего, при этом индивидуальные различия остались неизменными. Если Иисус Христос умер на кресте, то Бог остался бессмертным. Когда Сын Божий был простой ипостасью, у него не было тела. Став Иисусом Христом, он воплотил сложную личность с двойственной природой.

Языческие философы в своих трудах различают две сущности: это природа и субстанция. Если под субстанцией мы подразумеваем что-то общее, значит, у природы есть свои отличия. Может иметь или не иметь разум, быть бессмертным или смертным. Поэтому они приходят к выводу, что все люди, а также животные и даже ангелы имеют прямое отношение к природе. При этом у ипостасей есть индивидуальность.

Теологи называют природу субстанцией, а человека — индивидуальностью. Ипостась — это субстанция, которая может существовать независимо, при этом ее можно воспринимать посредством органов чувств.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

В чем разница между ипостасью и личностью?

Между ними есть много различий. Личность не имеет ничего общего с бытием, она не является естественной частью чего-либо. В то же время Бог выражается в ипостатическом существовании, которое не может быть понято человеческим разумом.

Вот почему неправильно рассматривать Господа как некую абстракцию, безличный образ, не имеющий личных отношений с людьми.

Образ Троицы в разделении человечества на ипостаси. Часть 2

Такой ход рассуждения лучше всего объясняет онтологическую причину разделения человечества на множество ипостасей, а также разделения его на два пола (что явно не сказано св. Анастасием, но можно вывести из логики его рассуждений). Преподобный отец называет Еву прообразом Божией Матери. Но также можно говорить и о том, что Ева является прообразом каждой женщины. Тогда логика преподобного Анастасия становится (правда, косвенно) источником идеи о различном предназначении мужчины и женщины в церковном и не только церковном служении.

Вот как рассуждает на эту тему современный богослов протоиерей Фома Хопко: «Бог сотворил человека мужчиной и женщиной, поэтому наличие двух полов является неотъемлемым качеством человеческой природы, сотворенной по образу Божию. Как мужчина не может существовать без женщины, Адам — без Евы, так и женщина не может существовать без мужчины. Оба должны быть в совершенном духовном и физическом единстве, чтобы исполнить цель своей природы и жизни: достигнуть подобия Божия.

Различие между полами есть особый драгоценный дар, не сводимый лишь к физическому или биологическому устройству, они — как бы два различных «образа существования» в одном человечестве, так же, как, например, можно сказать, что Сын и Святой Дух — различные «образы существования», вместе с Богом Отцом, единого Бога. Можно еще сказать, что разница между полами — в их различном призвании. По образу Христа, Нового Адама, и церкви — мужчина и женщина призваны быть отцом и матерью «всего живущего», всего мироздания, тем самым и воплощая изначальную волю Божью о творении.

Их различия не должны быть причиной вражды между ними. Тирания мужчины над женщиной, притеснение ее и прислужничество — совершенно недопустимы. Точно также недопустимы и стремления женщин сделаться мужчинами, занять их позицию в жизни. Напротив, несмотря на природные различия, а скорее благодаря им, гармония и единство должны царить в их общем бытии, подобно как и в Божестве Самой Святой Троицы изначальное единство природы и бытия сочетается с реальными различиями между Отцом и Сыном и Святым Духом. Даже в Боге существует «иерархия», что означает порядок, в котором Божественные Личности находятся по отношению друг ко другу, к человеку и к миру: только один Отец есть «источник Божества», Сын является выражением Отца и «подчинен Ему», Святой Дух является «третьим» Лицом, исполняющим волю Отца и Сына. Но все три Божественных Лица совершенно равны. Троичная жизнь Бога должна служить божественным примером для жизни мужчины и женщины в мире». [1]

Нет ничего унизительного для женщины в том, что волею Божиею ей дано иное предназначение, чем мужчине. Мы все, христиане, без различия пола являемся родом избранным, царственным священством (1 Пет. 2, 9). Церковь есть тело Христово — единое тело, в котором каждому члену отведена особая роль. Глава этого богочеловеческого организма — Христос. Именно Он в полной мере обладает священством: Он есть Первосвященник и Он — Жертва.

По мысли протоиерея Фомы Хопко, «естественный порядок», по которому невозможно рукоположение женщин, основан не только на воле Создателя, но на проявлении самого Его существа; порядок этот должен отражать триединство и троичную иерархию Отца, Сына и Святого Духа. О. Фома пишет: «Наша сегодняшняя задача — пролить свет на то, что было недостаточно четко сформулировано и истолковано в прошлом, а именно, что человеческое сообщество как сотворенная епифания нетварной Троицы составлено из мужчин и женщин с целью полной реализации и исполнения в нем Божественной жизни, воспринятой от нетварного Архетипа». Человечество представляется разделенным на две группы, что подразумевает радикально различные роли и призвания, которые для женщины связаны с «домостроительством Духа», а для мужчины с «домостроительством Христа». «Я полагаю, что в соответствии с кафолической традицией христианской веры существует прямая, аналогическая, символическая и епифаническая связь между Адамом и Сыном Божиим и между Евой и Духом Божиим. Адам — тип «грядущего», «пастырь и епископ нашего спасения», и Ева, «мать живых», — тип Духа «жизни подателя, от Отца исходящего и пребывающего в Сыне». [2]

Читайте также:
Православие и Распутин: отношение церкви, мнение священников и старцев, ответы на частые вопросы, святой или нет

Если слова о. Фомы относить не к предвечной жизни в Троице Ипостасей, а к Их действию в мире, то с ними вполне можно согласиться. Сын Божий и Дух Святой по-разному действуют в Церкви. По словам Владимира Лосского, «Христос становится единым образом присвоения для общей природы человечества; Дух Святой сообщает каждой личности, созданной по образу Божию, возможность осуществлять уподобление. Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям». [3] И здесь мы не можем не заметить, что и в тварном мире, по словам Основ социальной концепции РПЦ, «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве» [4] . Они равночестны, в том смысле, что они в равной степени являются носителями образа Божия и достоинства человеческой личности. Но при этом они разные — и, конечно, не только в смысле физиологических особенностей. Они по-разному воспринимают мир. У каждого из них свое, особое призвание, свои, особые дарования. И, будучи разными, они нуждаются друг в друге, они дополняют друг друга, именно вместе, в общении, обретая полноту бытия.

Итак, в самом разделении человечества на множество ипостасей преподобный Анастасий видит образ и подобие единосущной Троицы. Тогда, по его логике, создание Евы — это именно реализация образа Пресвятой Троицы, и это таинственное начертание в человечестве Троичного образа обрело полноту уже по рождении сына Адама и Евы, то есть после грехопадения. В данном фрагменте логика св. Анастасия ближе логике блаженного Августина, считавшего, что брак существовал уже в раю и размножение «через соединение полов» возможно было и до грехопадения [5] , а не логике Григория Нисского, Иоанна Златоустого, как и большинство святых отцов отвергавших возможность брака в догреховном состоянии человечества [6] и называвших разделение первобытного человечества на мужчину и женщину неким спасательным средством для продолжения человеческого рода в предведении грехопадения [7] .

Буквальное же толкование причины создания жены: для человека не нашлось помощника ему (Быт. 2, 20), отнюдь не противоречит, данной «онтологической» причине, а лишь дополняет ее. Действительно, в Троице между тремя Ипостасями — полнота любви. Это проявилось и при творении мира, когда Сын и Дух Святой выступали в качестве Помощников Бога Отца: Словом бо Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6), и при домостроительстве, когда спасение человеческого рода совершалось Сыном по воле Отца, а ныне наше освящение совершается Святым Духом через церковные таинства.

Поэтому из разделения человеческого рода на единосущные ипостаси по образу Трехипостасного Единосущного Бога вытекает призвание к единению людей. Об этом рассуждает Иоанн Дамаскин в произведении «О двух волях», в единении всего творения с Творцом видит призвание людей Максим Исповедник [8] .

К единству в Себе и в Отце, которое возможно стало только в Церкви, призывает нас и Христос в Своей первосвященнической молитве к Отцу:

Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. (Ин. 17, 18–26).

Читайте также:
Рецепты кухни на Рождество Христово: традиционные блюда и меню праздничного стола

Единение это стало даже более тесным, чем было до грехопадения, ибо люди стали единосущны Богу Слову по Его человечеству, а христиане стали частью Церкви — тела Христова, и получают в пищу не плоды от древа жизни, а сами Тело и Кровь Христа, причащаясь от единой Чаши и становясь едиными друг с другом и всеми святыми. «Нас же всех, — просит священник перед причащением на литургии свт. Василия Великого, — от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие; и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крове Христа Твоего; но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся». [9]

Заметим заранее, что в толковании преп. Анастасием «кожаных риз» можно обнаружить некое противоречие с его логикой в данном фрагменте об образе Троицы в разделении человечества на ипостаси. Но этого мы коснемся в соответствующем месте.

[1] Хопко Фома, прот. Основы Православия / Репр. Пер. с англ. Под ред. прот. Андрея Трегубова. — Минск: Полифакт, 1991. — С. 310–311.

[2] Цит. по: Бер-Сижель Элизабет, Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной церкви. — М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2000. — С. 28.

Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси)

После прочтения статьи митрополита Иерофея (Влахоса) «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни»

Многоуважаемый митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос) в своей статье «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни» раскритиковал современное русское богословие. Мне стало интересно вспомнить, какие знания по этому вопросу я в свое время получил в Свято-Тихоновском богословском институте и кратко все сопоставить.

Понятия «ипостась» и «сущность» применяются Святыми Отцами даже для животных – преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», глава 8: «иное есть сущность несотворенная, . и иное, – сущность произведенная . или сотворенная», «первая ипостась всякого вида животных не рождена. ».

Термин «природа» или «сущность» и термин «ипостась» используются современными богословами даже для неодушевленной природы, а не только для человека и животных. Например: вот обыкновенный стол. Ипостась – сам стол, который мы видим, пользуемся им, природа – дерево. Но деление на природу и ипостась – умственное, рискну сказать – абстрактное, потому что в действительности мы не можем наблюдать деления на ипостась и природу – нет такой чистой природы, как дерево. Природа и ипостась всегда мыслятся ОДНОВРЕМЕННО, одно без другого не существует.

По Иоанну Дамаскину (Точное изложение Православной веры, глава 8): «Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14-15)». Таким образом возможны и перенос, передача некоторых Божественных понятий для применения к человеку. Таким образом и понятие личности, первоначально узнав о нём из Божественного Откровения, мы затем перенесли на человека. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия»: «как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным».

«Бог предлежит созерцанию для подражания Ему, как для человека, так и для добрых Ангелов» – свт. Григорий Палама, Омилия 16, «О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа. ».

Читайте также:
Почему не отмечают 40 лет: отмечают или нет, отношение в православии

Ипостась разумная, это личность. Личность в категориях природы не выражается. Личность познается только в общении с другими личностями, а человеческие личности также познаются и через искусство. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия. »: «В образе мыслей восточных отцов очищенное от аристотелизма богословское понятие ипостаси означает скорее не индивид, а личность в современном понимании этого слова. Действительно, наше представление о человеческой личности как о чем-то “личностном”, делающем из каждого человеческого индивида существо “уникальное”, совершенно ни с кем не сравнимое и к другим индивидуальностям несводимое, дало нам именно христианское богословие. Философия древнего мира знала только человеческие индивиды. Человеческая личность не может быть выражена понятиями».

Бог. Три Личности Божественные и одна Божественная природа – это истина, открытая нам Самим Богом. Но что Святая Троица в Трех Личностях – для нас это деление, рискну так выразиться – умственное, так как действие Бога – одно – одна Божественная природа, одно действие Трёх Божественных Лиц и мы не можем по действию в материальном мире Бога разделить в этом действии Божественные Лица – мы видим лишь Их общее единое действие.

У Бога и у человека один похожий способ бытия – ЛИЧНОСТНЫЙ. Но деление на природу и личность у Бога и человека различны. У Бога общая природа явно проявляется в общих действиях всех Трёх Божественных Лиц, в Их общей энергии. А деление на Личности – умственное. У человека же деление на личности (индивидуальности) явное, а общность человеческой природы мы можем представить себе только в уме. Так, например – кто-то из людей толстый, а кто-то худой, кто-то физически сильный, а кто-то слабый и т.д. – то есть каждому индивидууму – человеку, принадлежит своя часть человеческой природы, и единство человеческой природы мы можем представить только в уме.

Личность отличается от индивидуума тем, что не присваивает себе достоинства и свойства своей природы, а отдает. Выражаясь простым языком – личность жертвует собой ради других, а индивидуум – это эгоист, который живет для себя.

Например, В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия»: «. человеческая личность не может достичь полноты, к которой она призвана, не может стать совершенным образом Божиим, если она присваивает себе часть природы, считает ее своим личным достоянием».

Греческий богослов Христос Яннарас в своей книге «Вера Церкви» также говорит, что «. реализовать свою жизнь, но не в единении с Богом, а независимо, помимо Бога – то есть питаться исключительно ради самосохранения, ради биологического выживания. В этом случае человек существует уже не как личность, чья жизнь ипостазирована в отношениях любви, но как природный индивидум, как экзистенциальная монада, живущая лишь за счет собственных сил и энергий, собственных функций, присущих твари». То есть мысль Христоса Яннараса можно выразить такими словами: человек становится личностью только тогда, когда перестает жить для себя, а начинает жить в единении с Богом.

Когда начинаешь жертвовать чем-то своим ради других, проявляя любовь, тогда перестаешь быть индивидуумом, становишься личностью и подражаешь Богу.

И где здесь кризис современного богословия?

Протоиерей Борис Прокофьев с епископом Виктором, викарием Одесским

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Читайте также:
Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

Облако на горе Фавор

С глубокой древности христиане называют гору Фавор в Палестине той самой вершиной, на которой случилось Преображение Господне. Господь Иисус Христос, взяв с Собой только трех самых близких учеников, восшел с ними на гору высокую и преобразился пред ними. Его лицо просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Также их осенило светлое облако, и из него ученики услышали голос Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мф 17, 1, 9). В Галилее, где совершилось это событие, другой, более высокой горы нет.

Каждый год 6 августа по старому стилю (19 августа по новому), когда Православная Церковь празднует Преображение Господне, над горой Фавор появляется облако. Оно осеняет православный храм, находящийся на горе Фавор, покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нем. В этих местах в это время года, летом, вообще не бывает облаков. Чудо это происходит только в день православного празднования Преображения Господня (католики отмечают этот праздник в другой день).

Монахиня из Горненского женского монастыря в Палестине рассказала в 1998 году:

«Несколько лет назад на утренней литургии во время праздника Преображения Господня на горе Фавор пели поочередно два хора. Облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, благодатное облако переместилось туда. Затем стал петь первый хор — облако вернулось к нему. И так продолжалось всю службу.

В греческом православном храме совместно служат греки, православные арабы и русское священство Московской Патриархии.

Как только вынесли чашу со Святыми Дарами, епископ Сергий благословил всех выходить на улицу и причащаться там. И сразу же в небе появились облака, они проносились над головами молящихся и паломников с огромной скоростью. Ветра не было, верхушки кипарисов во дворе едва колыхались, а облака все летели и летели!

Радости и ликованию собравшегося народа не было предела. Люди распевали молитвы, крестились, некоторые плакали. Греки пели “Христос Воскресе” на греческом языке. Начавшись после трех часов ночи, чудо продолжалось примерно час.

На рассвете над Фавором опять появились огромные облака. В греческом храме началась вторая, утренняя литургия.

И облака с невероятной скоростью устремились к православному храму. Но, пройдя над ним, они исчезли на подступе к католической базилике».

Летом 2010 года в Израиле побывала научная комиссия, чтобы изучить сверхъестественное явление, собирающее на библейской горе большое количество паломников, — тайну ежегодного схождения облака на Фаворе.

Сергей Миров, организатор исследования чуда, так описывает происходившее:

«Схождение Благодатного облака происходит только на территории православного монастыря! Во время богослужения над верующими проносится светящийся шар, затем над крестом храма Преображения возникает облачко, которое, увеличиваясь в размерах, опускается на толпу верующих, накрывает ее и обдает живительной влагой».

Изыскания проводились с привлечением российских и израильских метеорологов. В исследовании участвовала научный сотрудник российского Центра погоды «Фобос» Марина Макарова.

«С вечера расставив метеостанции, мы сели среди многотысячной толпы верующих во дворе монастыря, а Марина Макарова снимала метеоданные. Я включил телекамеру. Вокруг — греки, украинцы, грузины, молдаване, вездесущие японцы и россияне. Марина сказала: “Не знаю, чего ждут все эти люди, но в таком сухом воздухе при этой температуре образование тумана невозможно!” Я мало что понимал в происходящем, но все понял, когда молитвы патриарха стали завершаться и началось Таинство причастия.

Вдруг возникает всеобщее волнение: люди машут руками. Нас окутывает невесть откуда взявшийся туман! Все вокруг осеняют себя крестом, я тоже не отстаю и направляю в гущу событий объектив телекамеры. И. Не может быть! В окошке монитора отчетливо видны колыхания туманной массы.

Чудо было! По всем параметрам образование тумана в таких условиях невозможно! И объяснения этому факту метеорология дать не может».

Фавор: радость восхождения к Богу

Библейское событие

Иисус Христос, сопровождаемый Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на высокую гору. Во время молитвы увидели апостолы, как просиял лик учителя и наполнились светом одежды Его. Затем явились ветхозаветные пророки Моисей и Илья, которые беседовали с Христом о предстоящих ему испытаниях.

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере


Икона Преображение Господне

В это время появилось над горой облако, из которого послышался Глас Создателя, провозглашавший Иисуса Сыном Божием. Это событие одинаково описывается во всех Евангелиях и имеет большое значение в христианской религии. Его память отмечается 19 августа.

О других праздниках в честь Господа:

  • Вознесение Господне
  • Сретение Господне
  • Крещение Господне

Чудесное явление

В христианской традиции считается, что Преображение произошло на горе Фавор, находящейся в нескольких километрах от города Назарет. С древних времён на этом месте, почитаемым верующими людьми, располагались культовые постройки. В начале XX века по соседству с католическим монастырём возвели православную обитель. С этого времени многочисленные паломники начали свидетельствовать о появлении в ночь с 18 на 19 августа уникального явления.

После окончания Божественной литургии во время Таинства Причастия над монастырем проносится огненный шар. Затем над крестом храма появляется маленькое облачко, которое постепенно увеличивается в размере. Иногда в нем мелькают всполохи молнии и проблески похожие на сияние звёзд. Разрастаясь, оно накрывает здание и молящихся около него людей.


Облако на горе Фавор

Со временем число паломников увеличилось до очень большого количества. Чтобы все могли присутствовать на праздничном богослужении, его стали проводить на специальном помосте с установленным на нем алтарем. По свидетельствам очевидцев, явление часто принимает вид множества мелких облаков, на большой скорости проносящихся над монастырской территорией, при этом ветра, способствовавшего их движению, люди не видели.

  • Чудо Евфимии Всехвальной
  • Барнаульское чудо
  • Чудеса в православии

В конце 90-х гг. прошлого столетия во время пения двух церковных хоров небольшое благодатное облако зависло над поющим хором, а затем переместилось к продолжившим песнопение людям. До завершения службы оно перемещалось между поющими группами.

Интересно: чудесное явление наблюдается только над территорией православной общины. Чудесным образом благодарные облака рассеиваются, не затрагивая католической обители.

Спор за святое место

К 14 веку подлинное места Преображения Господня уже вызывало споры. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики — в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский).

«Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении.

Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».

Научные изыскания

В 2010 г. русско-израильская группа учёных предприняла попытку зафиксировать и изучить уникальное явление. В исследовательскую группу входили:

  • метеорологи из Израиля и России;
  • российские журналисты и общественные деятели;
  • представители РПЦ.

Исследователи ставили перед собой следующие цели и задачи:

  • зафиксировать явление с помощью средств фото и видеосъемки;
  • объяснение возникновения туманного облака с научной точки зрения;
  • произведение замеров различных физических и метеорологических значений накануне и во время явления.

На площади перед храмом, на которой присутствовали тысячи верующих людей, установили приборы для проведения необходимых измерений и установили видеокамеру. Изучив показания приборов, члены группы сделали вывод, что образование тумана в это время невозможно. Но люди продолжали молиться.


Церковь Преображения Господня, гора Фавор, Израиль

В это время, член исследовательской группы, находящийся на территории соседнего монастыря, зафиксировал кратковременное появление шарообразного светящегося объекта с хвостом, в два раза превышающим его диаметр.

Примерно в 4 часа утра началось Таинство Причастия, и появились первые признаки появления благодатного облака. Людей на площади окутывает туман, движения которого чётко фиксируются на видео носитель. В это же время наблюдатель в католической обители отмечает появление в воздухе над православным храмом светящихся серебром частиц. Они двигались волнами по кругу в течение 5-7 минут. При этом приборы не отмечали изменений параметров окружающей среды.

По итогам наблюдений учёные сделали вывод, что сошествие благодатного облака на горе Фавор — благодатное явление, которое нельзя объяснить естественными природными явлениями и массовым религиозным трансом. Для более подробного изучения всех составляющих явления необходимы множественные наблюдения учёных различных смежных отраслей науки.

Читайте также:
Освящение квартиры: правила и особенности, способы и суеверия, смысл и значение в православии, молитвы

Рыжая выходит на след

Лисица не знала, как называется эта гора. Она просто жила на ее склоне, среди густых зарослей колючего терновника. Ни человек, ни крупный зверь не могли пробраться через это переплетение жестких, как проволока, ветвей с длинными шипами. Только гибкая и ловкая лисица нашла себе лазейку у самой земли. Там, в глубине разросшегося кустарника, она выкопала себе нору. Днем лисица выходила охотиться на мышей и сусликов, которые в изобилии водились в окрестных лесах. Вечером возвращалась в свое безопасное логово, сворачивалась клубочком и засыпала. А чтобы не замерз нос, лисица укрывала его на ночь кончиком своего пушистого хвоста. В тот день она, как обычно, рыскала по склонам горы в поисках добычи. Зима только-только закончилась. На деревьях лишь набухали почки. Редкие травинки робко пробивались сквозь слежавшийся слой прошлогодней листвы. Охотиться в это время года непросто: рыжую шубку лисицы видно издалека, добыча успевает скрыться. На склонах горы росли дубы и фисташковые деревья. Лисица пробовала ловить мышей, когда они вылезут из своих норок собирать желуди и фисташки. Но за осень и зиму мыши уже подобрали вокруг деревьев все дочиста. Второй день у лисицы не получалось добыть себе обед. Видимо, это была не самая удачливая охотница.

Вдруг неподалеку хлопотливо закричали сороки. Лисица подняла уши и стала внимательно принюхиваться. Эти птицы кричат так громко, лишь когда их вспугнут люди. Да, точно, ветер принес запах человека. Лисица подняла переднюю лапку и замерла в нерешительности. С одной стороны, люди — это опасность: среди них встречаются охотники с луками и стрелами, бьющими издалека. С другой стороны, люди в лесу иногда останавливаются на привал, обедают или вообще остаются на ночлег. И тогда у них можно потихоньку стащить что-нибудь съестное. В другой раз лисица, быть может, и не стала бы рисковать. Но сейчас ей очень хотелось есть. Прячась за стволами деревьев и лесными кочками, лисица осторожно двинулась туда, где кричали сороки.

Вскоре она увидела тропу, ведущую к вершине горы. Людей было четверо. Один из них уверенным шагом шел впереди. Видно было, что места эти ему хорошо знакомы. Остальные трое шли за ним, стараясь не отстать. Ни луков, ни копий при них не было. Значит, это не охотники. Уже хорошо! Лисица, не приближаясь, медленно пошла вдоль тропы так, чтобы путники оставались у нее на виду. Путешествующие люди всегда носят с собой еду. Быть может, и ей удастся чем-нибудь поживиться от их трапезы.

Горная тропа петляла, огибая скалистые выступы и русла ручьев. Сейчас они были сухими. Но лисица знала, что в сильный дождь эти россыпи камней и песчаные отмели могут мгновенно оказаться смертельно опасной ловушкой. Дождевая вода стекает по распадкам в главное русло и несется вниз бурлящим потоком, сметая все на своем пути.

А люди все шагали и шагали по тропе вверх. Видимо, они не просто пришли собрать хвороста для растопки печей в своих домах. Зачем-то им было нужно подняться на самую вершину. Там уже не было дубового леса. Только редкие кустики можжевельника кое-где цеплялись корнями за каменистую почву.

Лисица не раз бывала там. Пологая вершина представляла собой просторное поле, края которого плавно спускались вниз, к растущим на склонах деревьям. Здесь дули сильные ветра. В жаркие летние дни лисице нравилось сидеть здесь на камне, подставляя бока упругим потокам теплого воздуха. Отсюда можно было увидеть далекие отроги Иудейских гор. А если смотреть в другую сторону, то видно было, как у самого горизонта синеет гладь огромного Галилейского озера.
Перейдите по ссылке, чтобы послушать передачу
Лисица кралась за людьми вдоль тропы и не понимала, что им могло понадобиться там, на вершине. Может быть, они хотят поставить там силки на куропаток? Или решили подняться на гору, чтобы просто полюбоваться окрестностями?

Читайте также:
Обязанности мужа и жены в православии: отношения супругов в семье, основы и частые ошибки

Между тем тропа кончилась. Ветер на вершине клонил к земле стебли сухой прошлогодней травы. Люди наконец остановились. Лисица спряталась за большим камнем и довольно облизнулась: наверное, сейчас они будут обедать, разложат на земле продукты, и можно будет улучить момент, чтобы стащить у них что-нибудь вкусненькое.

Но эти странные люди, похоже, не собирались трапезничать. Один, тот что шел впереди, что-то сказал своим спутникам. Потом отошел от них в сторону и зачем-то встал на колени.

А остальные осмотрелись, увидели неглубокую ложбинку под можжевеловым кустом и устроились в ней на отдых. Видно было, что подъем на гору их утомил. Спустя несколько минут ветер донес до лисицы мерное похрапывание: путешественники крепко спали. А их товарищ продолжал стоять на коленях, обратив лицо к востоку. Обедать по-прежнему никто и не думал. Лисица разочарованно фыркнула. Она уже поняла, что поживиться здесь ей не удастся. Но почему-то не хотела уходить. Положив рыжую мордочку на лапы, она улеглась на траву и стала смотреть, что люди будут делать дальше. Но люди в ложбинке спали. И лисице тоже вдруг очень захотелось спать.

Проснулась она от того, что у нее промок нос. Вокруг стоял сплошной туман. Видимо, на вершину горы опустилось облако. Лисица стала принюхиваться, чтобы определить, ушли люди или все еще здесь. Как вдруг раздались грозные звуки, напоминавшие гром. Лисица испугалась, зажмурилась и всем телом прижалась к земле. А когда через мгновение она открыла глаза, никакого облака на вершине горы уже не было. И гром больше не гремел. Спавшие путники уже проснулись и о чем-то разговаривали со своим товарищем. Потом развернулись и отправились обратно к тропе, ведущей вниз. Вот и все, что смогла увидеть лисица в тот день. Между тем происходившие на горе события были удивительными и невероятными. Вот только знать о них до поры полагалось лишь тем, ради кого эти события и происходили — тем самым заснувшим под кустом путникам. От всех остальных происшедшее на горе чудо было пока что сокрыто.

Фаворское облако

ФЕНОМЕН БЛАГОДАТНОГО ОБЛАКА НА ГОРЕ ФАВОР ПОДТВЕРЖДЕН УЧЕНЫМИ

Фаво;р — отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня.

Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. Величественная, одиноко стоящая посреди Изреельской долины, гора находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли. В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения.

Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе были построены величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.

Вид на католическую базилику на горе Фавор

Вход в базилику Преображения

Сегодня на вершине горы расположены два действующих монастыря: православный греческий женский монастырь Преображения Господня и католический францисканский монастырь. Православный монастырь Преображения Господня расположен в северо-восточной части вершины горы Фавор.

Вход в православный греческий монастырь

Храм Преображения Господня имеет три престола:
• центральный в честь Преображения,
• южный в честь пророков Моисея и Илии и
• северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Дорога на гору Фавор

По дороге в монастырь на евангельской горе Фавор открывается прекрасный вид на Изреельскую долину, горы Гильбоа, горы Самарии, гору Кармель и Голанские высоты.

Вид с горы Фавор

В монастырском храме хранится чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.

Внутри православного храма Преображения Господня

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.

Три символические палатки-кущи, которые Ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу

Экспедиция учёных на гору Фавор
С целью научного обоснования и предоставления общественности неопровержимых доказательств чудесных фактов, летом 2010 года представители Московской патриархии русской православной церкви, входящие в комиссию по чудесным знамениям, посетили гору Фавор (Израиль). Это место, к слову, является одной из самых желанных целей многочисленной армии верующих, которые совершают сюда постоянные паломничества. Ведь именно здесь, как сообщает Библия, Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном получили благодать божью. Здесь же, на горе Фавор, к Христу и его ученикам явились Моисей и Илия.

Как и в те далекие времена, сегодня с горы Фавор на верующих также нисходит облако благодати божьей. Обычно это происходит во время богослужений на территории расположенного на горе монастыря. По свидетельствам многих верующих, чудесное проявление милости божьей выглядит как проносящийся поверх голов светящийся шар, после чего над крестом храма Преображения появляется облако. Оно постепенно увеличивается в размерах и спускается к воздающим молитвы, окропляя их живительной влагой.

Гора Фавор и долина Армагеддон

«Комсомольская правда» сообщает, что для изучения этого явления в Израиль отправились несколько ученых: доктор геолого-минералогических наук Павел Флоренский, метеоролог Марина Макарова и организатор последнего исследования Комиссии по изучению чудес Сергей Миров. Изначально Макарова заявила, что вследствие столь сухого воздуха на горе Фавор не существует никаких условий для образования тумана. Тем не менее, феномен произошел и был зафиксирован фото- и телекамерой, и другими приборами, среди которых, были и портативные метеостанции. А это значит, что чудо было объективно зафиксировано. В итоге Марина Макарова признала, что это явление не поддается научному объяснению.

По словам Сергея Мирова, чудодейственное облако проявляет себя только на территории православного монастыря на горе Фавор.

Благодатное облако на горе Фавор

Святая земля — место, где происходили события, описанные в Библии, и совершаются чудесные явления современности. Они привлекают к себе внимание многочисленных христианских паломников. Одним из таких явлений считается схождение благодатного облака на горе Фавор. Чтобы увидеть это явление в православный Преображенский монастырь ежегодно приезжают верующие люди. А в начале XXI группа учёных предприняла попытку его фиксации и научного обоснования.

Библейское событие

Иисус Христос, сопровождаемый Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на высокую гору. Во время молитвы увидели апостолы, как просиял лик учителя и наполнились светом одежды Его. Затем явились ветхозаветные пророки Моисей и Илья, которые беседовали с Христом о предстоящих ему испытаниях.

В это время появилось над горой облако, из которого послышался Глас Создателя, провозглашавший Иисуса Сыном Божием. Это событие одинаково описывается во всех Евангелиях и имеет большое значение в христианской религии. Его память отмечается 19 августа.

О других праздниках в честь Господа:

Чудесное явление

В христианской традиции считается, что Преображение произошло на горе Фавор, находящейся в нескольких километрах от города Назарет. С древних времён на этом месте, почитаемым верующими людьми, располагались культовые постройки. В начале XX века по соседству с католическим монастырём возвели православную обитель. С этого времени многочисленные паломники начали свидетельствовать о появлении в ночь с 18 на 19 августа уникального явления.

Читайте также:
Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

После окончания Божественной литургии во время Таинства Причастия над монастырем проносится огненный шар. Затем над крестом храма появляется маленькое облачко, которое постепенно увеличивается в размере. Иногда в нем мелькают всполохи молнии и проблески похожие на сияние звёзд. Разрастаясь, оно накрывает здание и молящихся около него людей.

Со временем число паломников увеличилось до очень большого количества. Чтобы все могли присутствовать на праздничном богослужении, его стали проводить на специальном помосте с установленным на нем алтарем. По свидетельствам очевидцев, явление часто принимает вид множества мелких облаков, на большой скорости проносящихся над монастырской территорией, при этом ветра, способствовавшего их движению, люди не видели.

В конце 90-х гг. прошлого столетия во время пения двух церковных хоров небольшое благодатное облако зависло над поющим хором, а затем переместилось к продолжившим песнопение людям. До завершения службы оно перемещалось между поющими группами.

Интересно: чудесное явление наблюдается только над территорией православной общины. Чудесным образом благодарные облака рассеиваются, не затрагивая католической обители.

Научные изыскания

В 2010 г. русско-израильская группа учёных предприняла попытку зафиксировать и изучить уникальное явление. В исследовательскую группу входили:

  • метеорологи из Израиля и России;
  • российские журналисты и общественные деятели;
  • представители РПЦ.

Исследователи ставили перед собой следующие цели и задачи:

  • зафиксировать явление с помощью средств фото и видеосъемки;
  • объяснение возникновения туманного облака с научной точки зрения;
  • произведение замеров различных физических и метеорологических значений накануне и во время явления.

На площади перед храмом, на которой присутствовали тысячи верующих людей, установили приборы для проведения необходимых измерений и установили видеокамеру. Изучив показания приборов, члены группы сделали вывод, что образование тумана в это время невозможно. Но люди продолжали молиться.

В это время, член исследовательской группы, находящийся на территории соседнего монастыря, зафиксировал кратковременное появление шарообразного светящегося объекта с хвостом, в два раза превышающим его диаметр.

Примерно в 4 часа утра началось Таинство Причастия, и появились первые признаки появления благодатного облака. Людей на площади окутывает туман, движения которого чётко фиксируются на видео носитель. В это же время наблюдатель в католической обители отмечает появление в воздухе над православным храмом светящихся серебром частиц. Они двигались волнами по кругу в течение 5-7 минут. При этом приборы не отмечали изменений параметров окружающей среды.

По итогам наблюдений учёные сделали вывод, что сошествие благодатного облака на горе Фавор — благодатное явление, которое нельзя объяснить естественными природными явлениями и массовым религиозным трансом. Для более подробного изучения всех составляющих явления необходимы множественные наблюдения учёных различных смежных отраслей науки.

Критика и мнения

Обнародование итогов изучения вызвало неоднозначную реакцию в православном мире.

Скептики говорили, что учёные не учли особенности климата в районе монастыря. Они указывают на свидетельства местных жителей, говорящих, что в летние месяцы на Фаворе в утренние часы часто появляются небольшие облака и лёгкий туман. В ряде научных работ, написанных в Европе в XIX-XX вв., в описании летнего климата в районе горы отмечаются утренние туманы, которые отступают с восходом солнца. Основываясь на этих наблюдениях, скептики считают, что фаворское облако — результат естественных климатических явлений.

Важно! Представители Русской православной церкви не опровергают чудесного происхождение фаворского облака, но призывают верующих людей помнить, что познание Господа и единение с ним достигаются не созерцанием чудесных явлений, а очищением сердца и праведными делами.

Благодатное фаворское облако — напоминание о чудесном Преображении Иисуса Христа. Оно наполняет сердца верующих людей радостью, напоминая им о благодати Божией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: