Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Что происходит с душой после смерти?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва – это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

Читайте также:
Отпевание усопших: что это, суть, правила и порядок, особенности заочного отпевания, стоимость и время в церкви

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем – в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью! » В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

20 мытарств души в православии: список

Мытарства души – это понятие используется в христианской религии. Обозначает препятствия, которые придётся проходить душе каждого из нас после смерти на пути к Царству Небесному.

Впервые термин «мытарства» встречается в сочинении 10 столетия «Житие преподобного Василия Нового», раскрывающее тайны загробного мира. Давайте узнаем, какие мытарства ожидают душу по представлениям православных христиан в этой статье.

Мытарства души после смерти – что это такое?

У православных самыми важными днями после смерти человека считаются 3, 9 и 40. Откуда взялись данные числовые значения? Они тесным образом связаны с мытарствами души в христианстве.

  • Считается, что на протяжении первых 3 суток с момента кончины, духовная субстанция ещё находится на земном плане, чтобы последние мгновения побыть вблизи от своих родных и дорогих сердцу людей.
  • На 3 сутки традиционно происходят похороны и отпевание. Теперь за душой с Небес спускается ангел-хранитель, забирая её с собой.
  • С 3 по 9 дни – она находится в Раю, наслаждаясь всеми прелестями райской жизни.
  • После чего душу ожидает встреча с Богом. А затем наступает наиболее сложная часть – в период с 9 по 40 сутки она оказывается в аду, подвергаясь мытарствам.
  • На 40 сутки – происходит Небесный Суд, а на нём участь души определяется окончательно.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Мытарства подразумевают собой «свидания» с бесами, воля которых исполнялась усопшим при жизни. Мытарство в точном переводе означает «таможня». Их можно условно сравнить с прохождением таможенного поста, где мытники в обличье демонов берут плату за конкретные грехи.

У христиан считается, что это испытание душе очень важно пройти достойно, ведь оно повлияет на решение Небесного Суда.

«Житие», упомянутое в начале статьи, рассказывает, что душа человека сопровождается двумя ангельскими существами в процессе переживания мытарств. Общее число мытарств по тому же изданию – двадцать (хотя в других источниках их количество может увеличиваться до тридцати и даже более).

Каждое мытарство пребывает под контролем конкретных бесов (нечистых духов). Их задачей является утащить оказавшуюся у них душу в Царство Сатаны.

Демоны составляют и предъявляют перечень грехов покойного, подпадающих под конкретное мытарство (к примеру, на мытарстве лжи – перечень раз, когда умерший врал). А ангельские сущности составляют такой же список, но хороших поступков, которые человек совершил в своей жизни.

При преобладании добрых деяний над дурными, душа сможет перейти к следующему мытарству. Но в случае перевешивания неблаговидных действий, когда силы Света не могут ничем аргументировать, демоны радостно увлекают душу в адский мир.

Бывают и промежуточные варианты, когда количество добра и зла, сотворённого усопшим, одинаковое. Тогда победа остаётся за человеколюбием Божиим. В некоторых ситуациях милость Господа настолько безгранична, что она перекрывает нехватку хороших поступков на фоне многочисленных плохих.

Кто же следит за подсчётом доброго, что мы совершаем при жизни на Земле? Это задача нашего личного ангела-хранителя. Согласно христианской концепции, каждый человек получает персонального небесного защитника при совершении обряда крещения.

Читайте также:
Православие и контрацепция: отношение церкви и мнение священников, можно ли православным предохраняться

Плохое же, соответственно, считает демон, который призван подтолкнуть человека совершать различные грехопадения.

Мытарства души после смерти в православии

На сегодня самое популярное повествование на тему мытарств души в загробном мире – это вышеупомянутое «Житие преподобного Василия Нового».

В нём приводится рассказ преподобного Григория, бывшего учеником преподобного Василия Нового про мытарства блаженной Феодоры (она приходилась кормилицей патрицию Константину, служившему Василию Новому).

Указанное сочинение обретает славу на русских землях в период с 11 по 12 столетия. Оно серьёзно повлияло на литературу древних русичей, внесло свой вклад в развитие фольклора, изобразительного искусства.

20 мытарств души: список

Теперь давайте обратимся непосредственно к самим мытарствам, рассмотрев подробно каждое из них.

  1. Празднословие. С него начинаются посмертные испытания верующего. Здесь умершему придётся отвечать за пустую болтовню, сплетни о других людях, словесные оскорбления святых мест или людей, за бранные слова, разговоры на вредные для души темы, излишний смех.
  2. Ложь. Намеренное произнесение неправды считается одним из наиболее тяжких грехов. Ведь искажение истины, совершение лживых заявлений – это прямое нарушение девятой библейской заповеди.
  3. Осуждение и клевета. Сюда относятся словесные оговоры других людей, лицемерие, неискренность, обесславление ближних, насмехательство над ними. Грешники, которые виновны в осуждении и клевете, будут подвергнуты истязаниям, как и люди, в своё время оговорившие Спасителя.
  4. Чревоугодие. Ему будут подвергнуты все те, кто ставил свой желудок на первое место, нанося вред духовному развитию. Грех проявляется чрезмерным употреблением вкусной пищи, сластолюбием, пьянством, не соблюдением религиозных постов, тайноединием. Сюда же относится зависимость от табака, наркотиков и прочие пороки, вызванные нехваткой силы воли и нежеланием ограничивать себя.
  5. Леность. Данное мытарство предстоит пережить тунеядцам; всем тем, кто при земной жизни не желал работать; кто брал оплату наперёд, но не выполнял свои обязательства. А ещё тем, кто ленился посещать церковные мероприятия, кому было скучно на службах в храме, кто не заботился о духовном, был пассивен, равнодушен, инертен.
  6. Воровство. Достаточно тяжкий грех, в котором виновны люди, присваивающие чужое имущество, деньги или вещи; те, кто занимался вымогательством, грабежом; кто брал плату за услуги, которых не оказывал.
  7. Сребролюбие и скупость. Мытарство предполагает наказание за прижизненно проявлённую скупость к финансам, избыточную экономность, нежелание тратить деньги на необходимые вещи, страсть совершать денежные накопления. Это тяжкий грех, ведь он противоречит второй заповеди из Библии, согласно которой люди не должны преклоняться перед «золотым тельцом».
  8. Лихоимство (неправедное приобретение). Грешники, виновные в таком грехе, при жизни брали взятки, участвовали в спекуляциях, превышали свою власть, занимались ростовщичеством, обманывали других людей, совершая сделки.
  9. Неправда. Сюда относятся любые деяния, которые приводили к обману: неуплата обещанной зарплаты работникам, неправедное решение судьи из-за собственных корыстных мотиваций.
  10. Зависть. Ему будут подвержены те, кто расстраивался, если у ближних дела шли лучше, чем у них самих. Зависть порицается десятой библейской заповедью, где говорится, что она уничтожает чувство любви к окружающим.
  11. Гордыня. Душа согрешившего будет подвержена истязанию за то, что не развивалась духовно, отвергала Всевышнего, пренебрежительно относилась к другим людям. Гордыня является одним из самых страшных пороков потому, что её корни связаны не с физическим миром, а с духовным. Это грех Эго, его убеждение в собственной избранности, противопоставление ближним.
  12. Гнев и ярость. Бесы будут наказывать душу за прижизненные проявления негативных эмоциональных реакций (раздражения, возмущения, злости, ненависти, отвращения) по отношению к другим людям. Гнев по Библии относится к 8 самым страшным человеческим порокам.
  13. Злопомнение (злопамятство). Мытарство подразумевает кару за мстительность, злость на людей, нежелание прощать их, а стремление причинить им вред. По мнению церкви, злопамятство – равносильно отвержению любви и отречению от Господа.
  14. Убийство. Страшный грех против ближнего. Сюда относится умышленное лишение жизни других людей любым способом, аборты, причинение тяжких телесных увечий.
  15. Чародейство, призыв бесов. Мытарство для тех, кто при жизни занимался гаданиями, общался с магами, медиумами, заказывал у них различные услуги, самостоятельно призывал нечистую силу.
  16. Блуд. Испытание предназначено для душ грешников, которые часто имели похотливые мысли, соблазняли, вели себя непристойным образом, пошло, практиковали половую распущенность, порочный образ жизни.
  17. Прелюбодеяние. Мытарству будут подвергнуты те, кто был уличён при жизни в супружеской неверности, осквернял свою постель блудом, давал обещание Богу быть чистым, но нарушил его. Сюда же относится и сексуальное насилие.
  18. Содомские грехи. Говорится о разных извращениях: кровосмешении (сексуальных контактах между родственниками), слиянии с представителями своего же пола, животными и прочих аналогичных действиях.
  19. Ересей. Подразумевает неправильные рассуждения о вере, противоречащие мнению церкви, суеверия, богохульство, очернение религиозных святынь, борьбу с христианской религией.
  20. Немилосердие и жестокосердие. Одно из самых страшных мытарств. Грехи проявлялись бездушием, отказом помогать ближнему, проявлениями жестокости по отношению к другим людям, Богу.

Однако, не всем душам обязательно прохождение посмертных мытарств. Так, согласно православной традиции, исключение делается для святых личностей, которые умерли как мученики. Они сразу же оказываются в Царстве Небесном.

Интересно и то, что в христианстве считается, душа не остаётся с испытанием один на один. Она сопровождается ангелами, а те оказывают ей помощь в прохождении мытарств и нападок бесов.

Кроме того, полезными будут молебны родственников и близких покойного, священнослужителей. Именно по этой причине у христиан самыми значимыми считаются 40 суток после смерти, когда необходимо постоянно молиться за спасение души ушедшего в мир иной.

Напоследок просмотрите видео по теме:

Мытарства после смерти

Посмертные испытания души

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой – как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности.

Конечно, понятие рая и ада, порядка попадания в них в разных религиях отличаются. Однако существуют проверенные ответы на эти вопросы, данные святыми людьми, имевшими благодать и пребывающими сейчас рядом с Господом на Небесах. Православная Церковь имеет тысячелетний опыт понимания душ человеческих и их излечения от пороков и скверны.

Что происходит сразу после смерти

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Опыт Церкви, свидетельство людей, вернувшихся после смерти к жизни, говорит, что человек, умирая, видит свое тело как бы со стороны, видит свет или коридор, по которому он выходит из материального мира в нематериальный. Крещеный верующий человек будет сопровождаться Ангелом-Хранителем, который оберегает его с момента Крещения. Это небесный покровитель, приставленный Богом нам; своими молитвами на земле вы помогаете ему, придаете сил.

После смерти от нас останется душа – некий двигатель жизни человека. С появлением души тело обретает жизнь, через душу мы познаем и понимаем окружающий мир, испытываем эмоции. Душа уходит из тела человека в небесные, нематериальные обители. Ученые говорят, что тело человека после смерти легчает на несколько грамм, поэтому идут споры, нет ли у души даже материальной природы.
Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников. По словам Священного предания, Ангелы – личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Еще до начала сотворения Земли Богом Ангелы имели свободную волю. Часть их вместе с Люцифером хотела встать выше Бога, возгордившись, другие Ангелы выбрали сторону добра. С тех пор ни светлые Ангелы, ни павшие ангелы (аггелы, бесы, дьяволы во главе с Люцифером, то есть сатаной) не меняют своей воли и делают, соответственно, только добрые и только злые дела.

Читайте также:
Уход в монастырь мужчине или женщине: что нужно знать, особенности и правила жизни в монастыре трудником или послушником

Мы можем просить помощи у Ангела и после смерти. Ангел будет сопровождать душу человека в мытарствах. В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.

Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение – где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.

Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.

Как помочь человеку пройти мытарства и помочь в жизни после смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»

Священник читает записки, поданные на молебен об умерших, ежедневно после утренней службы, перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

Грехи, за которые наказывают на мытарствах

О мытарствах мы знаем из Жития преподобного Василия Нового от женщины Феодоры, блаженной, вернувшийся к жизни после смерти. Православная Церковь говорит, что прохождения этих испытаний не миновать.

Однако современный святой, Паисий Святогорец пишет, что Ангелы с любовью проводят истинных детей Божиим через мытарства. Важно не только не грешить на земле, но суметь искренне покаяться, а также жить со смирением и любовью к людям. Мытарства – лишь завершающая часть невидимой битвы, которую человек ведет с темными духами на протяжении жизни.

Бесы показывают нам наши грехи, преступление Заповедей Божиих. В Житии Василия Нового перечислено 20 мытарств, которые являются частично испытанием смертных грехов, то есть за них – более серьезное наказание, частично – мытарства грехов не смертных.

    1. Мытарство празднословия, на котором мы даем ответ за пустые обсуждения, разговоры и болтовню.
    2. Мытарство лжи, обмана, неисполненных обещаний, произнесения имени Божьего всуе – «к слову».
    3. Мытарство осуждения, клеветы, насмешек над людьми – этими грехами мы как бы присваиваем право Самого Бога судить других.
    4. Мытарство чревоугодия – постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно), несоблюдение постов.
    5. Мытарство лени – а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно. Здесь накалываются и работники, которые брали плату, но не трудились, и те, кто ленился ходить на богослужения, а во время служб скучали и не молились.
    6. Мытарство воровства.
    7. Мытарство сребролюбия и скупости, то есть чрезмерной жадности вплоть до нежелания помочь близкому человеку, истратив деньги. Это алчность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.
    8. Мытарство лихоимства, то есть обмана по деньгам при продаже, мошенничества, коррупции.
    9. Мытарство неправды, то есть совершенных несправедливостей, например, судьями, осудившими невинных из-за денег, а также невыплаты награды за труд, неправедного занижения оплаты.
    10. Мытарство гордости и тщеславия. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех – и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» – важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном – тот самый случай тщеславия).
    11. Мытарство зависти и ревности. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все. Ревность не по разуму также грех, ведь мы часто завидуем обычной жизни без нас наших супругов или любимых, не даем им свободы, считая своей собственностью – хотя их жизнь принадлежит и им, и Богу, а не нам.
    12. Мытарство гнева – а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди – убийство.
    13. С ним связано мытарство злопомнения, то есть гнева затаившегося, съедающего изнутри.
    14. Мытарство убийства. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Здесь же наказываются грехи ударов человека.
    15. Мытарство чародейства, то есть занятия экстрасенсорикой, «духовным» целительством. Единственная духовная лечебница – Церковь и Ее Таинства.

Мытарство блуда и прелюбодеяния – это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние – состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать – вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.

    1. Мытарство содомских грехов, то есть половых извращений, кровосмешения.
    2. Мытарство ересей – отступления от Православной веры.
    3. Мытарство немилосердия, жестокости – отказа помогать нуждающимся.
Читайте также:
Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

Каждый грех может быть очищен до нашей смерти. Успейте покаяться и приступить к Таинству Исповеди, которое ежедневно и еженедельно проводится в каждой православной церкви.
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику – но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник – лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко, по приведенным нами в перечне смертных грехов названиям.
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме. На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).
Да хранит вас Бог от греха и неправды!

Реинкарнация в православии

Р еинкарнация и православие — что может быть общего у этих столь далёких друг от друга понятий? Если в поисковой строке Интернета ввести запрос «православие и реинкарнация», то в результате поисковик выдаст нам различные видеосюжеты, в одном из которых православный священник даёт ответы на вопросы дозвонившихся в студию слушателей. И на прозвучавший вопрос «о наличии понятия “реинкарнации” во многих религиях», отвечает резкое и категоричное «нет», утверждая, что понятие это молодое и практически не встречается в мировых религиях. Но так ли это на самом деле? Может, он заблуждается?

Переселение душ признают различные Восточные религии. Признают эскимосы, североамериканские индейцы, гностики, каббалисты, эзотерические христиане. Понятие реинкарнации встречается в китайском буддизме, даосизме, синтоизме и дзен. У евреев идея переселения душ называется «илгул» и является популярной среди евреев-ашкенази. В исламе существует три вида реинкарнации: перевоплощение святого или пророка; возвращение после смерти на Землю имама; перерождение души обычного человека — все они даже имеют свои конкретные термины. А в мусульманской богословской литературе исповедующие веру в переселение душ называются танасухитами. Кроме того, идея реинкарнация принималась древнегреческими философами, такими как Пифагор, Платон и Сократ. Также признают перевоплощение современные философские и религиозные движения: Американский трансцендентализм, Теософия, современное Неоязычество и течение Нью-Эйдж.

Отрицание современным православием перерождения души со стороны выглядит странно. В Библии нет структурированной идеи реинкарнации, но в то же время нет и её отрицания. Хотя известно, что в раннем Христианстве, до 553 года ( дата, когда состоялся пятый Вселенский Собор), понятие, приближенное к реинкарнации, а именно «предсуществование человеческих душ», присутствовало. Оригену Адамати, греческому христианскому теологу, основателю библейской филологии, автору колоссального по объему труда «Гексала», написанного по Ветхому Завету, принадлежат следующие слова: «Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершённых здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных, лучших или худших, жилищах на всём земном пространстве и родиться от таких или иных родителей. Так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею».

Во время пятого Вселенского Собора Ориген был признан еретиком. Однако его учение существовало более трёх ста лет до этого Собора и ещё около ста лет после. Но современные православные профессоры богословия отрицают идею реинкарнации даже в этих словах Оригена.

Реинкарнация входила в систему мировоззрения философа Филона, и он подробно исследовал её. Он писал: «Те [души], что поддаются желанию смертной жизни, снова возвращаются к ней». А ведь Филон оказал немалое воздействие на развитие Христианства, и в современном православии он является почитаемой личностью.

В Ветхом Завете идея перевоплощений встречается не единожды. Например, в книге «Экклезиаст» (41:9) Соломон говорит: «О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми». Вероятно, этими словами Соломон подтверждает возможность ещё одного рождения для человека. Ветхий Завет заканчивается следующими словами: «Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго» (Мал. 4:5). И затем, уже в Новом завете, это пророчество исполняется, когда Иисус, после обезглавливания Иоанна Крестителя (который, по сути, являлся его предшественником, и при участии которого всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса), разговаривает со своими учениками, и те спрашивают его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: “Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё. Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них”. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:1013). Но православие упорно не хочет принимать данные факты.

Основной идеей современного православия является то, что Иисус на Голгофе уже спас всех людей от грехов, и тем, кто уверует в это, дарована будет вечная жизнь в раю. Вечная жизнь в райском саду или вечные муки в аду, и то и другое — по истечении этой жизни земной. Не является ли этот переход из одной формы существования в другую также проекцией реинкарнации? А может, Иисус Христос своим воскрешением тоже показал людям, что после смерти жизнь снова продолжается?

Одно из основных действий, которое совершает современная православная церковь — это разрешение, т. е. прощение грехов, человеку, который покаялся. Если православие открыто признаёт идею реинкарнации, то и данное действие не будет иметь смысла. Ведь сама идея перерождения для человека, находящегося на пути духовного развития, является ничем иным, как длительным путём эволюции Души. Душа сама несёт ответственность за исправление совершённых ею ошибок. Ей не нужно, чтобы ей отпускались грехи: она прекрасно понимает, что пожнёт лишь то, что сама посеет. Из жизни в жизнь, приобретая опыт, она совершенствуется и приближается к Всевышнему. В Евангелии от Матфея говорится: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). И судите сами, разве может любящий Бог, Отец всех людей, дать своим детям всего лишь один шанс, в виде столь короткой и единственной жизни?

Реинкарнация: почему православие не может ее принять?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Читайте также:
Православие и гомосексуальность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился. Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

Бог и бюрократия

— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове.

Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

Православие говорит о том, что мы, прежде всего, не можем сесть на престол Судьи Всевышнего и распоряжаться, куда кого послать — в ад или в рай.

В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.

Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными.

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму.

— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной.

— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

Почему жизнь одна?

— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.

Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…

Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

— По каким?

— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого

всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

Почему?

— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».

Читайте также:
Тезоименитство в православии: что это и что означает, какой это день и как праздновать

А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку: делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен.

— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния.

Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».

Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса — христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?

И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.

Человек создан для радости

Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?

— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.

Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.

Нет, просто добро не может сосуществовать со злом.

Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.

Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах. Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».

Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.

Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.

Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».

Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?

Да, допустим.

Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья. Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».

Разве физические страдания могут быть относительными?

— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…

— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?

— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум. Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.

А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила.

Читайте также:
Мощи святого Серафима Саровского: места и адреса хранения, помощь и чудеса

В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!

Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.

Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Признает ли православие реинкарнацию?

Учение или теория о возможности переселения души после смерти — довольно популярное сегодня течение. Кто-то верит в реинкарнацию достаточно примитивно, на уровне рассуждений, что мы в прошлой жизни были какими-то особенными людьми, а кто-то вникает достаточно глубоко и действительно считает, что сможет родиться заново, в новом теле. Как православие относится к такой теории?

Что такое реинкарнация

Смысл этой теории заключается в том, что все существующее на Земле живет не один раз, а несколько. После физической смерти тела живая душа может заново родиться в другом обличьи, причем необязательно человеческом. Наиболее распространено подобное учение в индуизме, где, помимо прочего, рассказывается и о карме — наказанию за совершенные грехи.

По мнению индусов, на то, в каком теле переродится человеческая душа, влияет закон кармы — результат совершенных поступков в предыдущей жизни. К примеру, если человек был слишком жадный, алчный, то он в следующий раз может родиться свиньей.

Интересно! Закон кармы предполагает, что зло всегда будет отомщено — за грехи этой жизни человек заплатит страданиями и лишениями в жизни следующей, и так по кругу.

Соответственно, если человек несчастен, терпит какие-либо лишения, болезни и т.д. — это все его заслуженное наказание за грехи прошлых жизней. Так действует карма, и ее влияние невозможно отменить или смягчить.

Читайте о грехах в православии:

Целью человеческой жизни, по мнению индусов, является принятие своей кармы, выполнение ее путем сознательной аскезы и медитаций и, в конечном счете, слияние с Абсолютом (некое подобие Бога). Беда человека заключается в том, что он слишком много мнит о себе, но, практикуя медитации, он может стать «ничем» и познать Абсолют.

К моменту появления христианства отдельные религиозные мистические течения признавали возможность перерождения души в том или ином смысле. Однако христианство в лице Иисуса Христа принесло новый догмат — Бог пришел на землю и Своей Жертвой раз и навсегда искупил грехи человека, как бы исполнил карму каждого.

Довольно длительный период времени мистические религии не имели весомого значения в мире, оставаясь популярными лишь в своих ограниченных группах последователей. Христианство приобрело существенное значение и влияние в мировой религиозной сфере и вытесняло подобные мистические учения.

Тем не менее к концу XIX века наблюдается значительное уменьшение распространения христианства. Причиной тому послужил активно развивающийся гуманизм, секуляризм которые полностью отрицали все сверхъестественное и базировались исключительно на рациональных принципах понимания всего сущего.

Вытеснение христианства привело к появлению у многих людей духовного голода. Как бы человек ни пытался объяснить все с точки зрения материализма, потребность в вере никуда не девается. Но поскольку истинная вера пришла в упадок, начали возрождаться различные оккультные, мистические и языческие духовные практики — они как нельзя лучше соответствовали потребностям людей во всем сверхъестественном. Именно в этот период теория реинкарнация приобрела особую популярность, в некоторой степени стала модной.

Поскольку ортодоксальное христианство не принимало индуистских истин и постулатов, была попытка приспособить теорию реинкарнации и христианство. Так, американский теософ Эдгар Кейс пытался совместить несовместимое, и христианскому сообществу Америки преподносились идеи о том, что перерождение души возможно, но только лишь в тело человека.

Таким образом, к нашему времени теория реинкарнации дошла в довольно видоизмененном виде, включив в себя отдельные части учения разных мистических религий и культов.

Какие аргументы приводят сторонники теории переселения душ

Те люди, кто действительно считает, что человеческая душа может возвращаться раз за разом в физическую телесную жизнь, приводят такие доводы своей правоты:

  • Теория реинкарнации якобы объясняет причину зла. Так, если все несчастья и злоключения человека являются расплатой за грехи прошлого, то зло не самобытно, а создано самим человеком в прошлой жизни.

На самом деле такая логика не объясняет первопричину появления зла. Сегодняшние несчастья соотносятся с грехами в предыдущей жизни, а несчастья в ней снова связываются с проступками жизни, которая была еще раньше. И так до бесконечности. При этом сторонники теории отвергают акт сотворения души, считая, что она просто существует вечно и «первой» жизни у нас никогда не было и быть не могло. Получается регресс, который не имеет начала, а значит зло выходит за рамки только лишь деятельности человека, ведь рано или поздно оно должно было возникнуть.

Данный аргумент не только не объясняет, откуда же взялось страдание и зло, но и совершенно не стимулирует общество к христианским ценностям милосердия и заботы о ближнем. Ведь если страдания являются справедливой платой за совершенные грехи, человек не заслуживает ни жалости, ни помощи, ни сострадания.

  • Примеры свидетелей, которые «помнят» свои прошлые жизни. Во-первых, практически любому из нас известно чувство дежавю, когда нам кажется, что происходящие сейчас события уже случались когда-то ранее. Этот эффект приравнивается к воспоминаниям о прошлых жизнях. Во-вторых, есть люди, которые под гипнозом или в других условиях вспоминали и записывали происходящее с ними в прошлых жизнях.

Эффект дежавю имеет объяснение с точки зрения психологии. То, что мы воспринимаем, как случавшееся ранее, на самом деле может быть попыткой нашей психики соотнести незнакомое со знакомым. К примеру, новые обстоятельства жизни могут быть похожи на те, что случались раньше, и психика воспринимает их идентично. Показателен этот феномен у путешественников: нередко приехав в новую страну или какое-то экзотическое место, может показаться, что человек бывал тут ранее. Но, готовясь к поездке, путешественник изучает маршрут, просматривает фото этих мест, собирает данные. И потом, попав на это место, психика «сравнивает» реальность увиденного с прежде изученным. Отсюда может происходить эффект дежавю.

Что же касается свидетельств людей о своих прошлых жизнях, достоверных исследований и заключений на этот счет нет. Настораживает тот факт, что более всего помнят свои перевоплощения как раз таки индуисты и сторонники теории реинкарнации. Но если человеческие души всех людей рождаются в новых телах, почему об этом почти не помнят христиане, мусульмане или атеисты?

Читайте также:
Рецепты кухни второй недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Следует очень осторожно относиться к подобным свидетельствам, поскольку они могут быть вызваны как откровенной ложью и мошенничеством, так и реальным воздействием демонических сил, вводящих в прелесть. Такой человек может совершенно искренне верить, что в прошлой жизни он был и Наполеоном, и Буддой, и Иисусом Христом.

Важно! Относительно духовных лидеров, рассказывающих о своих великих перевоплощениях, христианам следует помнить такие слова апостола Иоанна в его Первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».

  • Не стоит пренебрегать реинкарнацией, поскольку предки иудеи и ранние христиане в нее верили. Такой довод тоже имеет место быть.

Но в первые века христианства переселение душ признавали разве что гностики, учение которых довольно быстро было признано противоречащим основам христианской веры. Поэтому ссылки на исторические факты являются в корне неверными.

Пожалуй, самый неожиданный аргумент звучит так: теории реинкарнации учит сама Библия. Для подтверждения приводятся такие места Писания:

  1. Иоанна Крестителя воспринимают как заново рожденного пророка Илию ( «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.», Мф 11: 14);
  2. Ветхозаветный царь Мелхиседек — это предыдущее рождение Иисуса Христа (Евр. 7:3 « без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.«);
  3. Место, где апостолы Христа спрашивают Учителя, почему человек родился слепым, часто сопоставляют с учением о карме (Ин.9:2 „Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?“);
  4. Несмотря на кажущуюся многим очевидность подобного толкования, смысл этих строк Библии совершенно иной. Об этом говорят и святые отцы, и авторитетные исследователи и толкователи Священного Писания.

Так, о том, что Иоанн Креститель не является перевоплощением древнего пророка, говорят строки из Послания к евреям, где поясняется, что он в телесном своем облике был вознесен на небо. Кроме того, во время явления в день Преображения Господня Илия был явлен живым в своем теле. Далее, Евангелие от Иоанна дает четкий ответ: когда первосвященники напрямую спросили у Предтечи, он ли является Илией, Креститель прямо и уверенно ответил, что нет. В конце концов, Сам Христос, проводя параллели между Предтечей и Илией, говорит о том, что служение Иоанна было только » в духе и силе » древнего пророка. При этом целью было подчеркнуть значимость прихода в мир Иоанна Крестителя наравне с великим пророком, но вовсе не отождествлять одного с другим.

Таким же образом трактуются и остальные места Священного Писания, искаженные реинкарнистами. Относительно царя Мелхиседека имеется в виду то, что мы не располагаем никакими данными относительно его происхождения и рождения. Он был уникален в своем служении, так как был выбран на него обособленно и никому его не передал. Именно в этом усматривается аналогия со священством Самого Христа, но вовсе не о переселении душ.

Что же касается «нового рождения», о котором повествует нам апостол Иоанн, то, исходя из всего учения Нового Завета становится совершенно очевидно, что речь вовсе не о телесном перерождении, а о духовном. Все Евангелие построено на том, что человек должен преодолеть свою тленную телесную греховность и возродится в Духе, познав Христа.

Относительно кармы, по закону которой человек родился слепым, Иисус Христос, напротив, полностью отрицает такую зависимость. Вместо того чтобы подтвердить, что слепой человек несет бремя наказания за своих грехи или грехи своего рода, Христос говорит, что его слепота нужна для того, чтобы именно на нем явились дела Божии. Следом за этим он исцеляет недужего, что полностью противоречит учению о необратимости кармы.

Внимание! В христианском вероучении нет каких-либо свидетельств, подтверждающих возможность перерождения человеческих душ. Христианство считает душу вечно живой, но после физической телесной смерти душа поднимается к Богу, а не возвращается на землю в новом теле.

Немного о карме

Поскольку вера в реинкарнацию напрямую связана с кармой, нельзя пройти мимо этого понятия. Для объяснения того, что карма — это только лишь удобный инструмент объяснения собственной теории, созданной реинкарнистами, можно использовать такие аргументы:

  • полностью отсутствуют какие-либо научные, фактологические, логические доказательства существования кармы;
  • во всем остальном видимом живом мире не существует ни одного примера, наглядно иллюстрирующего подобную теорию;
  • постоянный регресс к прошлому обесценивает важнейшие переломные моменты истории. Если суть происходящего зависит от прошлого, мы не в силах изменить настоящее, а существование циклично и не имеет ни начала, ни конца;
  • карма полностью противоречит естественной нравственной потребности человека проявлять милосердие и сострадание, помогать людям, переживающим тяжелые времена или обстоятельства;
  • закон кармы непомерно возвеличивает богатых и успешных людей, при этом полностью обесценивая и унижая людей бедных и не очень удачливых;
  • карма предполагает обезличивание. Если душа не принадлежит только одному конкретному человеку, она растворяется в бесконечной цепочке перерождений, теряя индивидуальность и ценность как чего-то особенного, единичного;
  • пожалуй, один из самых важных аргументов с точки зрения православия, — карма не оставляет место таким важным христианским ценностям, как прощение, милосердие, любовь к человеку. Если карма необратима и фатальна, в благодати Божьей нет никакого смысла;
  • закон кармы жесток и порождает пессимистичное, негативное отношение к жизни, тогда как по словам апостола Павла, мы призваны «непрестанно радоваться и за все благодарить».

Православный человек должен помнить, что чрезмерное увлечение модными нынче теориями и практиками, чуждыми христианству, может быть опасным для души. Не стоит просто из праздного любопытства углубляться в дебри оккультных религиозных течений. Гораздо полезнее потратить это время на собственную духовную жизнь.

Реинкарнация: почему православие не может ее принять?

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

Бог и бюрократия

— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…

Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ МОЖЕМ СЕСТЬ НА ПРЕСТОЛ СУДЬИ ВСЕВЫШНЕГО И РАСПОРЯЖАТЬСЯ, КУДА КОГО ПОСЛАТЬ — В АД ИЛИ В РАЙ.

В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.

Читайте также:
Рецепты кухни второй недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.

Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму…

— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной…

— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

Почему жизнь одна?

— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.

Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…

Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

— По каким?

— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

Почему?

— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».

А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:

делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…

— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…

Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».

Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…

Читайте также:
Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса —христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?

И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.

Человек создан для радости

Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?

— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.

Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.

добро не может сосуществовать со злом.

Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.

Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».

Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.

Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.

Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».

Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?

Да, допустим.

Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».

Разве физические страдания могут быть относительными?

— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…

— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?

— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум… Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.

А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила…

В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!

Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.

Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: