История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

История Адама и Евы: последствия первородного греха

Создание Адама и Евы

Библия нам говорит, что Всевышний сотворил первого человека на шестой день после создания мира. Адам вышел из «праха земного» и был наделен душой. Ева же появилась чуть позже из ребра его, став верной спутницей нашему праотцу. Исследователи считают, что произошло это в 3760 г. до н. э., что полностью совпадает с еврейским календарем. Сама идея создания женщины показывает нам человеческое двуединство, а также отображает главный Божий замысел – «Бог есть любовь».

Всевышний сотворил первого человека на шестой день после создания мира

Домом для прародителей стал Райский Сад. Создатель дал им полную свободу, однако запретил вкушать плоды с Древа Познания. Адам с Евой должны были ухаживать за Эдемом, возделывать землю, выращивать урожай, смотреть за животными. Первым людям было дано право поименовать все сущее, так как именно они стали венцом Творения, правителями нового мира.

Видео «Сотворение Адама и Евы»

В этом видеоролике представлена библейская история.

Искушение в Эдемском саду

Согласно библейской истории, наши прародители жили в Раю 7 лет, соблюдая невинность и чистоту. Все это время змей-искуситель, обитавший на Древе Познания, соблазнял женщину вкусить запретный плод. Та постоянно отказывалась, боясь Всевышнего, который обещал страшную смерть за нарушение Его наказа. Однако хитрый гад пообещал, что никто не умрет, а, наоборот, они с Адамом станут равными Богу, познают тайну Добра и Зла. Не удержавшись от соблазна, Ева съела желанное яблоко, совершив тем самым первородный грех.

Книга Бытия не зря показывает нам искусителя в образе коварного змея. Пресмыкающееся олицетворяло жизненный цикл, перерождение после смерти – главные тезисы язычества. Именно это пресмыкающееся у древних израильтян символизировало идолопоклонничество. А будучи только на пути становления, религия Яхве считала многобожие своим врагом.

История грехопадения

Гад посеял зерно сомнения в сердца прародителей, заставил их сравнить себя с Господом. Любопытство, которое росло с каждым днем, подтолкнуло Адама с Евой по собственной воле преступить главную заповедь. И здесь прослеживается основная задача дьявола – искушать к совершению грехопадения, но не принуждать к нему силой.

Согрешившие тут же поняли, что совершили страшный проступок. Они ощущали непреодолимый стыд, ужасные укоры совести, пытались скрыться от Создателя, а представ пред Ним, возлагали вину друг на друга. Бог не пощадил Своих созданий, обрушив на них болезни и страдания, забрав при этом бессмертие. Отпечаток этого преступления человечество несет на себе до сих пор, ведь, съев запретный плод, наши прародители нарушили Божественный уклад жизни.

Изгнание из Рая

За непослушание Создатель изгнал Адама и Еву из Эдема. Отныне они должны были тяжело трудиться на земле, добывая себе пропитание непосильным трудом. Чтобы грешники не вернулись, Господь поставил у Райских Врат архангела с огненным мечом. Некоторые богословы считают, что это был Михаил, однако другие называют Уриила.

Женщин в лице Евы Бог покарал тяжелыми родами и вечными конфликтами с мужским полом. Действительно, несмотря на медицинские достижения, деторождение до сих пор приносит болезненные муки.

Извечная борьба полов за равноправие – это также последствие первородного греха.

Дети Адама и Евы

Из евангельских рассказов мы знаем, что у наших прародителей было трое сыновей и несколько дочерей. Точное количество последних не указано, так как по библейской традиции род ведется от мужчин.

Первыми на свет появились Каин и Авель. Старший брат позавидовал младшему и убил того, за что был изгнан вместе с женой. Библия рассказывает о нем кратко, упоминая только шесть поколений его рода, которые позже стали жертвами Великого Потопа. Третьим Ева родила Сифа, от которого позже произошел Ной.

Книга Бытия говорит, что Адам прожил 930 лет, а после смерти был погребен на Голгофе. Ева же покинула сей мир спустя 6 дней после кончины мужа, завещав детям поведать потомкам их историю.

Первые дети Адама и Евы: Каин и Авель

Что такое первородный грех

Наши прародители были венцом Творения, владыками Райского Сада и всего живущего в нем. Им была дана полная свобода, за исключением запрета вкушать яблоки с Древа Познания. Именно пренебрежение этим условием стало первым грехом, отпечаток которого до сих пор несет на себе все человечество: смерть, войны, болезни, соблазны.

Происхождение понятия

Первородный грех является сугубо христианским понятием, не присущим другим религиям. Впервые этот термин ввел блаженный Августин, применив его в своем труде «О различных вопросах к Симплициану» (396 г. н. э.). Православие стало использовать это словосочетание только к середине XVII столетия, после «малого катехизиса» патриарха Иосифа.

Значение термина

Само слово «первородный» означает «совершенный первыми людьми», то есть Адамом и Евой. По сути, это самый первый грех человечества. Наши прародители самовольно отвергли Божественный уклад жизни, преступив запрет Всевышнего. Такой проступок положил начало остальным прегрешениям.

Последствия первого греха

Поддавшиеся искушению первые люди обрекли все человечество на греховность. Вкусив запретный плод, они открыли врата дьяволу, впустив в этот мир зло. Творения Господни, которые раньше выглядели по Его подобию, отдалились от Создателя.

Однако Новый Завет указывает нам, что мы не несем ответственность за первородный грех. Бог послал нам Сына Своего, который через мученическую смерть искупил прегрешения человечества, даруя ему надежду на спасение. Христос установил Таинство Крещения, позволяющее переродиться, стать ближе к Господу.

Поддавшиеся искушению первые люди обрекли все человечество на греховность

Толкование события

Библейские события разными конфессиями толкуются по-своему. Разберем три основных точки зрения.

В православии

Преподобный Кирилл Александрийский утверждал, что бессмертие после грехопадения было отобрано с одной целью – пресечь распространение и размножение зла. По его словам, именно оно мешает воссоединиться со Всевышним во славе.

Василий Великий пишет, что змей-искуситель, созданный Богом, не был злым изначально. Гад отступил от Создателя, приняв сторону дьявола. Он также называет стыд перед наготой последствием нарушения Божественной иерархии. То есть душа, которая ранее преобладала над телом, сейчас отступила на второй план.

Резюмируя, можно сказать, что человек свободен и он сам делает выбор в пользу добра или зла. Только ему решать, на чью сторону встать: Господа Бога или Сатаны. Страдания, которые Создатель посылает грешникам – это не кара, а способ остановить размножение греха.

В католицизме

Главное отличие католической трактовки событий – вина за первородный грех, которую до сих пор несет на своих плечах все человечество. Православие категорически несогласно с таким утверждением. Католики считают, что первые люди были наделены божественными качествами, но при этом сама их суть была человеческой. Она же и не исчезла после изгнания из Райского Сада. А вот сверхъестественные способности, праведность и невинность Бог у наших прародителей все-таки отобрал.

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

Католики считают, что первые люди были наделены божественными качествами

В протестантизме

Не поддерживают католиков и протестанты. Они веруют, что божественными качествами Адам с Евой наделены не были, но сами по себе могли проявлять святость. Только после изгнания из Эдема грешники лишились способности делать благие дела. Но не все так плохо. Поскольку душа склонна к добру, зачатки свободной воли у нынешнего человечества присутствуют. Из этого следует, что трудиться во благо дети Божьи все же могут, однако проявляется такая деятельность только во внешних делах.

С истории Адама и Евы начинается все сущее. Никто не знает, как повернулась бы наша жизнь, если бы не был совершен первородный грех. Но не стоит винить прародителей за то, что они поддались искушению. Каждый сам вправе выбирать свой путь: служить злу или посвятить жизнь Господу Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Адам и Ева — что Библия говорит о первых людях

Узнайте все самое интересное и важное об Адаме и Еве, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Адам и Ева: библейская история

История сотворения человека и его грехопадения оставалась одной из важнейших проблем на протяжении всей истории человечества. Сюжет Священного Писания «Адам и Ева в Библии» актуален и сегодня. Ведь вопросы, которые он затрагивает, для многих остаются нерешёнными.

Бог создал человека в самом завершении творения Мира. Земля, словно царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для того, кто мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Творец создал человека из земного праха (глины) и вдохнул в него жизнь. Бог создал человека по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой (Быт. 1:27, Быт. 2:7). Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.

Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу (Быт. 2:19-20).

Сотворение Евы

Однако человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей (Быт. 2:21-23). Творение женщины из ребра Адама толкуется как буквально, так и аллегорически. Причём оба этих толкования в Православном сознании не противоречат друг другу, а взаимодополняют. В переносном смысле ребро трактуется как грань, сторона человеческой природы. Таким образом, женщина была взята от Адама как ещё одна ипостась человека. Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» указывает на то, что человек един в своих ипостасях, подобно единосущному и триипостасному Богу.

«Ева» означает «живущая», «дающая жизнь». Однако в раю первая женщина была безымянной, Адам называл её «женой». Ева получила имя уже после грехопадения и изгнания из рая, когда родила Адаму первенца. Творец заповедал мужчине и женщине плодиться и заселять землю. Благословленные Богом быть вместе, Адам и Ева стали первой семьёй и родоначальниками всего человечества. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала. Поэтому мы должны любить и беречь друг друга.

Для чего была создана женщина

Жена была дана Адаму как спутник, помощник в богопознании и совершенствовании (Быт. 2:18), (Еккл. 4:9-10). Диакон Андрей Кураев в лекции «Мужчина и женщина в книге Бытия» указывает на то, что Ева была сотворена, «чтобы пробудить в Адаме жажду диалога любви». Человек должен был научиться любви к Богу через любовь к жене.

Протоиерей Андрей Ткачев в лекции «Человек в раю» говорит, что, когда люди венчаются, они словно становятся Адамом и Евой, которые были благословлены Богом быть вместе в раю. В браке восстанавливается единство мужского и женского начала, которое было в Адаме еще до их разделения. Взаимной любовью муж и жена восполняют бытие друг друга, вновь становятся одним целым. И в этой совокупности человеческой природы достигает своего завершения образ Божий, заложенный в каждом человеке (Быт. 1:27), (Кол. 3:10).

Изначально в мире не было зла, и земля была раем. Человек был способен к богообщению, и всё пребывало в любви и гармонии с Творцом. Зло возникло в результате нарушения человеком этой гармонии.

Грехопадение Адама и Евы

Бог разрешил Адаму и Еве принимать в пищу плоды всех деревьев райского сада. За исключением одного – Древа познания Добра и Зла. Бог предупредил людей, что последствием нарушения этой заповеди будет смерть (Быт. 2:16-17). Сатана в образе змея являлся Еве и хитростью убеждал попробовать плоды запретного дерева. Дьявол говорил ей, что, сделав это, человек не только не умрёт, но станет равным Богу. Ева поддалась искушению и преступила заповедь Бога, после чего дала попробовать плод Адаму (Быт. 3:1-6).

Всё, что почувствовали Адам и Ева после своего преступления – это стыд друг перед другом и страх перед Богом. Они начали прикрывать своё нагое тело листьями и, когда услышали голос Творца, попытались спрятаться от него. Всевышний задавал Адаму и Еве обличающие вопросы и ждал от них покаяния, но те принялись оправдываться. Адам обвинял в соблазне Еву, которая, в свою очередь, говорила, что её искусил змей. Этим упорством люди лишь усугубили своё отпадение от Бога.

Последствия грехопадения

Древо познания Добра и Зла существовало в раю для того, чтобы люди, исполнив единственную Божью заповедь, проявили своё послушание и стремление к Всевышнему. Тем самым, они осознанно отказались бы от зла и выбрали добро. Доверяя своему Творцу и не принимая дьявола, люди еще больше уподобились бы Богу. Однако Адам и Ева послушали сатану и тем самым разорвали союз с Творцом. В таком безблагодатном состоянии Адам и Ева уже не могли находиться в раю, они «умерли» для него, как и предупреждал Бог. Люди были изгнаны из райского сада (Быт. 3:23).

Читайте также:
Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Святитель Иоанн Златоуст в “Слове на начало Святой Четыредесятницы” говорит, что

“Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния”.

Диакон Андрей Кураев в лекции “Мужчина и женщина в книге Бытия” высказывает мысль, что происходит не столько изгнание от Бога, сколько развод, и ”вместо отношения любви с Богом приходят отношения закона”.

Грех Адама и Евы лишил человеческую природу источника Жизни и впустил в неё тление и смерть. Человек был создан для владычества над природой и общения с Богом. Однако, отойдя от Него и нарушив эту гармонию, стал смертным существом, подверженным страстям и болезням.

Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на Священное Писание” указывает на то, что Адам и Ева до вкушения

“знали добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их”.

Святитель Григорий Нисский в своём труде «Об устроении человека» указывает на то, что грех является не свойством человеческой природы, а следствием уклонения от неё, искажения врождённого нам добра.

Непоправимая ошибка?

Адам и Ева всю оставшуюся жизнь трудились и оплакивали свой грех, поэтому были прощены Богом. Но печать первородного греха лежит на всех их потомках, в том числе и на нас. Апостол Павел в Послании римлянам говорит:

«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12).

Святитель Феофан Затворник в своём труде “Семь слов в недели приготовительные к Великому посту” пишет:

“Основное чувство нашего сердца есть грусть. Это значит то, что природа наша плачет о потерянном рае и, как бы мы ни покушались заглушить плач сей, он слышится в глубине сердца”.

Долгое время человечество не могло примириться с Богом и войти в рай. Эту возможность дал нам Иисус Христос, в котором Бог соединил Себя и отпавшее от Него человечество. Сын Божий своей жертвой попрал смерть и искупил наши грехи. Теперь каждый из нас может одолеть печать первородного греха и приобщиться к источнику Жизни через церковные таинства.

В Таинстве Крещения человек, “приобщаясь Источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается”. А Таинство Евхаристии необходимо “для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную” (протоиерей Олег Давыденков, “Догматическое богословие”).

В конце времён Бог восстановит совершенство мира, создав новые землю и небо. Тогда человек вернётся к райской жизни, в которой нет зла и тления:

“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Отк. 21:1,3-4).

Как справиться с грехом

Грех — бич человечества, как избавиться, действенные способы

Последствия грехопадения для современного человека

от Марина Зарьянова

Человек наследник падшего состояния, но он наделен способностью ощущать соразмерность своих добрых и злых поступков. В сердце людей написан Закон Божий, — говорит Апостол. Если человек не борется с проявлениями греха, он удаляется от Бога, изгоняется из своего личного рая.

Понятие грехопадения

Согласно этимологии, слово грех происходит от греческого глагола «амартано», что означает: промахнуться, ошибиться. В русском языке ранее употребляли слово «огрех», имея в виду: оплошность, не нарочную ошибку.

В религиозном значении, применимом только к христианину, грех это непослушание Богу, нарушение нравственных законов.

Грехопадение Адама и Евы произошло через влияние темных сил. Первое грехопадение связано с миром ангелов, когда Денница по своей гордыне отпал от Бога. Позже, из зависти к человеческой природе, он соблазнил прародителей.

Бог не скрывает существование зла от людей, не ограждает (рай открыт для змея). Господь только предостерегает, проявляя, по отношению к Адаму, веру в его силы. Это подтверждает главную роль человека в мироздании.

История грехопадения Адама и Евы

Духовное состояние человека до грехопадения, было гармонично, покойно и блаженно. Лукавый змий соблазнил Еву вкусить запретный плод с Древа Познания. Жена не только сама ела, но и дала мужу. Адам и Ева проснулись с утра, увидели собственную наготу. Из смоковных листьев они сшили себе опоясанья. Сгорая от стыда и обличения совести, они спрятались за деревьями.

Господь, гуляя по саду, не находит своих детей и зовет их. Но они скрываются от его взора. Из ответов человека Бог узнает о грехопадении Адама и Евы.

Взывая к разуму и покаянию, Всемилостивый Создатель три раза вопрошает согрешивших, о том, что они сделали. Но Ева винит змия, Адам винит жену, и никто не может признать греха и принести плод покаяния.

Некоторые богословы считают, что Господь впустил лукавого в райский сад, чтобы тот, увидев красоту и гармонию, раскаялся в своем злодеянии. Вместо этого, змий воспылал завистью к человеку, его соборности, подобию и полноте взаимоотношений с Создателем.

Бог простил бы виновников, если бы они признали свой проступок. Печальных последствий грехопадения никогда бы не было, но этого не произошло.

Каждый приговорен Богом к справедливому наказанию:

Он проклинается перед зверями полевыми и скотами. Господь повелевает ему ходить на своем чреве, то есть ползать, и питаться прахом во все дни.

Еве определено полностью подчиниться мужу и рожать детей в болезни и муках.

После грехопадения человека все сотворенное Господом подверглось тлению. Животный и растительный мир перестал видеть в человеке своего заботливого пастыря, началась борьба за существование. Здесь имеется в виду не сама земля, а плоды человеческой деятельности на ней.

Муж, по Писанию, сотворен Богом из земли (красной глины), как венец творения. Теперь он одет в тяжелую плоть – кожаные одежды и обречен на тяжелый труд во все дни жизни.

Читайте также:
Каноническое право: история и понятие, источники и нормы, система и характер

Изгнание из Эдема Адама и Евы на землю, в соответствии с христианским пониманием, это начало пути к спасению человечества. Свершится это только через распятие Господа Иисуса Христа.

Грехопадение Адама

Суд Бога над Адамом более суров, чем к его жене. Вместе с первым мужчиной проклята вся земля. Прародитель слишком рано обратился к Древу познания. Как младенец, он не мог принять его плодов. По мнению Феофила Антиохийского, только со временем ребенок начинает употреблять твердую пищу, а прежде питается молоком. Так проступок Евы разорвал единение Адама с Богом. Послушав голоса жены, муж нарушил Заповедь Божию, которая оберегала его.

Грехопадение Евы

Сюжет первородного греха широко представлен в художественном искусстве. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы примечателен собственным видением художника на искушение жены змием. Микеланджело Буонарроти увидел в Еве не наивное любопытное создание, а личность, осознающую свой поступок. Уверенный взгляд сильной женщины, рука берет запретный плод. Ева обнаружила, что древо вожделенно, так как оно дает новое знание. Вкусив плод, она впадает в новый соблазн – влечение к мужу.

На фреске прародители вместе протягивают руки к древу познания, вопреки сюжету книги Бытия. Древо с обвивающем его змеем в женском обличии разделяет фреску на два библейских эпизода. Художник изобразил идеальную красоту первых людей в раю и страшную трагедию изгнания Адама и Евы на землю.

Примеры грехопадения в истории

  • Содом и Гоморра

Есть несколько версий, за что Господь уничтожил эти города: содомия, жадность, негостеприимство. Однако, основной версией считается все-таки гомосексуализм.

  • Лот и дочери

История Лота и падения его дочерей описана в Бытии. Дочери считали, что после страшного бедствия, посланного Господом на их город, мужчин не осталось. Обе, напоив отца, сошлись с ним и родили сыновей. Они стали прародителями моавитян и аммовитян, от которых произошли арабские народы.

  • Грехопадение Давида

Давид пренебрёг Божьим повелением, не брать чужой жены. Наличие большого гарема не сохранило царя от греха. Вирсавия забеременела. Давид пытался уладить свой проступок, но это привело к трагическому концу: убийству Урии (мужа Вирсавии). Бог посылает пророка Нафана, для обличения преступлений царя. Давид признает грехи лишь спустя год. Эта история закончилась покаянием и исправлением, что в Ветхом Завете случается нечасто.

Частное грехопадение каждого человека

В вопросе о личной ответственности человека, следует избегать понимания о его обособленном существовании. Все люди находятся во взаимном влиянии и ответственности друг перед другом.

Сегодня мир не желает признавать порочными даже смертные грехи. Поступки человека оправдываются в обществе под благовидными предлогами. Пропаганда легкой безнравственной жизни развращает молодежь.

Новое поколение (все рожденные, после 2010 года), неслучайно названо социологами первой буквой алфавита – Альфа. Прежние поколения «обнулились». У этих детей ни на что не похожий технический интеллект, они спокойно относятся к публичности, толерантны к любым неестественным явлениям. За исключением Господа Иисуса Христа, все потомки Адама рождаются с большей склонностью ко злу, чем к добру.

Первым, после грехопадения прародителей в рай вошёл разбойник. В последний день своей жизни он смог признать греховность и принести покаяние. Такого же покаяния ждет от каждого из нас Бог и теперь.

10 последствий грехопадения

Последствия грехопадения Адама и Евы отразились как на самом человеке, так и на окружающем мире:

  1. Смертность.
  2. Одиночество.
  3. Проклятие людей и самой земли.
  4. Изгнание из рая.
  5. Раскол мира и человечества.
  6. Непослушание животного мира человеку.
  7. Тление.
  8. Влияние падших духов на людей.
  9. Повреждение души.
  10. Утрата доверительных отношений Бога и человека.

Как искупить грехопадение

Человек, который желает искупить свою греховность, прежде всего должен принять Бога в сердце. Богатый духовный мир, материальные блага, хорошие поступки, иллюзия внешнего благополучия не гарантируют человеку праведность. Прежде он должен признать свою поврежденность грехом, прийти к глубокому покаянию и исповеди.

Как раскаявшийся разбойник, который первым, после грехопадения вошел в рай, так каждый очищается через Таинство исповеди.

Как уберечься от грехопадения

Личность человека формируется через его отношение к грехам. Воин старается узнать о противнике большее количество сведений, так и человек должен уметь узнавать, выявлять и признавать свою греховность и противостоять ей. Обращаясь к Богу, человек получает сильнейшую защиту от зла. Господь дал людям заповеди, законы. Необходимо стараться их исполнять. Желательно, стремиться к жизни, пример которой дают нам сонмы святых праведников. Не нужно бояться падений и ошибок. Монахи советуют после совершения грехопадения человеком снова вставать и начинать все заново.

В пояснениях признанных богословов, Святое Писание свидетельствует о том, что Адам отверг Бога и перестал быть причастником Бессмертия и Благодати. Через одного человека грех вошел в мир, а через грех – смерть во всех людей.

Представление о Православном вероучении, в котором говорится, что якобы на всех людях лежит грех прародителя – ложное.

В трудах Апостолов необходимо обратить внимание на важный аспект: воскресение Христа считается победой над смертью и тлением. Господь воскрес из мертвых, а не из виновных.

Главная трагедия грехопадения, не столько личная виновность прародителей, сколько потеря вечной жизни или смерть.

Библейская история Адама и Евы — познавайте с нами

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Кто такой Адам

Когда Творец вдохнул в него дыхание жизни, тело Адама стало живым, имеющим дух и душу.

Так появился первый человек, сотворенный по образу и подобию Божию, венец творения. Бог одел его в одежду неувядающую (которая не изнашивается), сияние славы.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Адам жил в саду, окруженный красотой и великолепием — это был настоящий рай. Его окружали животные, которым чуть позже он даст имена. Господь сказал человеку царствовать и следить за садом.

Увидев, что у Адама нет помощника, Бог создал женщину из его ребра, которая будет называться Ева.

Читайте также:
Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Прометей и Зевс

Эта легенда рассказывает о том, как столкнулись Прометей и Зевс в борьбе за место человека в этом мире. Прометей стал на …

В Ветхом Завете

Сотворение

В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека:

Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом одновременно после создания всех зверей, птиц и рыб. По Библии, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Священное Писание говорит далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).

Согласно второму варианту, Бог сначала сотворил одного мужчину, затем создал райский сад и поселил в нём мужчину в качестве садовника: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Затем Бог создал всех зверей и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот выбрал себе из них помощника (Быт. 2:18-20). Однако подходящего помощника не нашлось, поэтому Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Грехопадение и изгнание из Эдема

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.

Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Жизнь после изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина. Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).

В искусстве

В изобразительном искусстве

Адам и Ева на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков: первые люди изображены «с прикрытым срамом», одетыми в шкуры, то есть уже после грехопадения

Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах:

Ракета «Ярс»

Межконтинентальная баллистическая ракета преодолевает указанное расстояние примерно за полчаса. Направление движение ракеты задается на начальном активном участке, когда ракета движется со скоростью …

История грехопадения

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.

Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Цирцея

Вернувшись к товарищам, Одиссей направил к неведо­мому поселению трех человек во главе с Эврилохом, сам же остался на судне. Когда путешественники …

Создание первых людей

В шестой день творения мира Бог сотворил из земного праха человека, которому дано было имя Адам. В буквальном переводе с древнееврейского языка оно означает «красный». Видимо, это слово является производной от adamah — земля (краснозем). Таким образом, имя первого человека прямо указывает на способ его появления на Земле.

Читайте также:
Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду

В Священном Писании упоминается, что Всевышний создавал Адама по образу и подобию Своему. Образ проявился в телесном совершенстве первого человека, а подобие достигается и поддерживается на протяжении всей жизни.

Адам стал венцом Творения, в которое Бог вложил частицу своего духа. Всевышний поселил его в совершенном месте — райском саду, который называется в древних текстах Эдемом. Повелел Создатель своему идеальному творению ухаживать за эдемским садом и хранить его, и всех обитающих в нём тварей, которым необходимо дать имена.

Но один жил Адам в райском месте и не было помощника у него. Бог послал его крепкий сон, и забрал одно ребро человека, сделав из него женщину, названную Евой. В Библии говорится, что Адам назвал её женой своей, так как создана она из его плоти. Создание Евы, окружившей мужа любовью, — проявление образа Бога в человеке, так как в священных текстах говорится, что Бог есть любовь.

Следует знать, что совершенство первых людей не носило абсолютный характер. Так должно было осуществляться им в течение всей жизни, которая становилась богоподобной и вечной только в единстве духовном с Господом.

Бог не подчинил себе человека, а дал ему выбор, который определялся свободной волей человека. Отражением этого стала единственная заповедь, данная Создателем первым людям, в которой запрещалось есть плоды с Древа познания добра и зла.

Самая большая буровая установка в мире

Буровая установка Statfjord-B является не только самой большой и самой мощной морской буровой установкой, но и самым большим плавающим …

Иконопочитание в православии

При входе в любой православный храм можно увидеть несколько особых изображений Иисуса Христа, Богородицы и прочих святых — икон. Однако для многих людей наличие подобных изображений становится камнем преткновения и причиной никогда не посещать храмы. При этом Иконопочитание является догматом веры.

В сторону православных людей постоянно звучит обвинение в идолопоклонстве — якобы они поклоняются дереву или картинкам. Откуда пошла традиция почитания святых ликов и почему это не является грехом?

Иконы в текстах Ветхого Завета

Главным стихом, которым апеллируют люди, выступающие против святых ликов — это 4 и 5 стих книги Исход. В этой главе Господь дает Своему народу 10 Заповедей и одна из них говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Именно это место цитируют православным говоря, что они идолопоклонники. Однако это неправильно, вырывать место из контекста всей главы, ведь ранее, в 3 стихе Бог наказывает народу не иметь других богов, а поклоняться лишь Всевышнему Иегове. Поэтому создавать рисунки разрешено, но запрещено делать их посвященными другим богам, воплощая их на бумаге, дереве или в виде скульптур.

При чтении описания храма, который построил Соломон в Иерусалиме, можно найти описания херувимов и ангелов, который окружают Господа на небесах. Это описано в 6 главе третьей книги Царств. Также там присутствуют картины деревьев и мелких растений, поскольку евреи использовали их для украшения храма и изображения творений Отца Небесного. То есть в самом главном храме в Иерусалиме были различные картины на стенах, и Бог ничего не сказал Своим пророкам о неправильности этого.

В то же время, читая книгу Исход можно найти описания золотого тельца, которого вылили евреи из золота, полученного в Египте. Он был сделан с четкой целью — поклоняться ему. Господь, видя это, жестоко покарал всех, кто поклонялся созданному изваянию.

Важно! Можно сделать вывод исходя из текстов Ветхого Завета, что людям запрещено иметь картинки и любые изображения кумиров, а также использовать их для поклонения. Тем самым человек просто презирает на милость Бога и выбирает ложным богом что-то незначительное, оскорбляя своего Творца.

Важен не сам предмет, а отношение к нему человека. Можно иметь дома святой лик и поклоняться живому и всемогущему Богу, а можно не иметь Господа в сердце и поклоняться деньгам или нарисованному красивому актеру, делая из него идола. Важны лишь мотивы человеческого сердца.

Святые лики в первых веках

Икона — это образ, отображение кого-то или чего-то на материале, будь то бумага или дерево. Другими словами, это некий отпечаток реальности, например, воспоминание — это тоже отпечаток события в памяти. Святой лик в данном случае — это отпечаток или отображение человека на деревянном или бумажном холсте с помощью красок. Библия — это тоже своего рода икона, просто она показывает Творца и многих людей словами, а не красками.

По преданию, первым иконописцем был ученик Павла евангелист Лука. По свидетельствам своих современников он написал портрет Христа по описанию учеников, а также нарисовал Деву Марию. В исторических документах описывают момент встречи Луки и Богородицы, когда тот принес к ней нарисованные образа. Богородица, осмотрев доски, благословила их и самого иконописца, а также сказала: «Благодать Сына Моего и моя пребудет на этих образах». Иконы святого Луки дошли и до наших дней, самые известные из них — это лики Иверской Божьей Матери и Владимирской.

В римских катакомбах, где скрывались первые христиане и проводили собрания, найдено огромное количество изображений Христа и святых людей того времени. Много рисунков мучеников, погибших от рук римских гонителей. В первые века широко была распространена практика изображения тех мучеников, которые погибли за веру и распространение этих картин среди церквей. Это делалось для поднятия духа у гонимых христиан и для укрепления их твердости в выбранной вере.

Важно! Целью благодатных картин является напоминание человеку о некоем человеке или Богочеловеке в случае с Христом для того, чтобы он мог обратиться к Господу, вспомнить Его заповеди и жить согласно Божьим законам. Икона — это не предмет поклонения, но напоминание.

Еще читайте о почитаемых иконах:

Ересь иконоборчества

Начиная с первого века от Рождества Христова и до 8 века иконопись получила широкое распространение, особенно учитывая жестокие гонения первых веков и желание людей передать поколениям подвиг веры мучеников. Образа начинают появляться в храмах и монастырях, начинает расцветать это искусство среди монахов, которые посвящают свою жизнь для молитвы и проповеди Евангелия через рисунок.

Однако в теле Церкви постоянно происходили разногласия, и многие начали обвинять других в идолопоклонстве. Противники христианства также стали стремиться уничтожить все проявления этой религии, и предпринимали все возможное для убийства мастеров и уничтожения самих святых ликов. Это движение стремительно распространилось по территории Византии в 8-9 веках и стало называться иконоборчеством.

Читайте также:
Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Причины возникновения

Многие богословы склонны считать одной из важнейших причин возникновения иконоборчества неправильное понимание создания святых образов. В первые века христианство серьезно боролось с язычеством, при этом многое перенимая от него, и люди перестали четко видеть и осознавать, что же такое истинное христианство, стремясь уничтожить все, по их мнению, «лишнее». Кроме того, распространение суеверий от язычников также сыграло свою роль в возникновении ереси иконоборчества.

Одними из главных противников панагий были императоры, поскольку именно в изображениях святых они видели угрозу своему величию. Люди передавали рисунки, с их помощью проповедовали Христа и все это, по мнению правителей, негативно отражалось на их могуществе и влиянии. Одним из примеров такого ложного мышления является император Лев Исавр, который под влиянием суеверий решил уничтожить все образа в храмах.

Главными причинами возникновения ереси стали:

  1. Недостаток образованности среди христиан.
  2. Неправильное понимание значения икон.
  3. Влияние суеверий язычников.
  4. Желание уничтожить христианскую веру и все ее проявления.

Ересь иконоборчества была сторонним проявлением гонений, а также недостатком у христиан понимания, какое важное значение в распространении веры в Спасителя Иисуса имеют святые изображения.

Сопротивление и гонения

Следствием распространения ереси, а также участия в ней правителей, стали гонения на тех, кто создавал изображения, и кто стремился их распространить в храмах. Стали безжалостно уничтожаться все изображения, которые так или иначе могли относиться к христианству: фрески, иконы, украшения храмов, скульптуры. Образа резали, сжигали, замазывали красками, топили в морях и болотах. Кроме этого, стали жестоко наказывать всех, кто имел дело с иконами — людей пытали, сажали в тюрьмы и казнили за поклонение образам.

Особенно пострадали при движении борцов монахи, ведь именно они создавали иконы, расписывали храмы и занимали важное положение в иконопочитании. Иноков публично избивали плетьми, побивали камнями, гнали из монастырей и убивали, попутно уничтожая их труды. Кроме монахов, пострадали и патриархи, среди которых был Никифор, Герман I, а также богослов Иоанн Дамаскин.

При занятии престола Византии регентши императрицы Ирины иконоборчество стало утихать, поскольку Ирина была сама противоположенного мнения. Она поспособствовала проведению Седьмого Вселенского Собора в 787 году, на котором были преданы анафеме иконоборцы и принят догмат об иконопочитании. Собор разрешил создавать и применять в богослужениях изображения Христа, Богородицы, святых мучеников и ангелов, поскольку это не является идолопоклонничеством.

Важно! По постановлению Собора, честь, воздаваемая образу, переносится на его реальный прототип, т.е. честь иконе Христа переносится на Самого Спасителя.

Значение иконопочитания

Икона — это не просто картинка или рисунок. При ее создании художник долгое время проводит в молитвах и посте, стремясь передать истинный образ изображаемого. После создания доски ее освящают с помощью чтения особенных молитв и окропления святой водой. В этот момент на доску сходит благодать Святого Духа, и только она делает икону святой. Это не просто рукотворное изображение, но сосуд для Божьей благодати.

Читайте еще об иконах:

Именно освящение отличает доску от простых художественных картин и пейзажей. Благодатное присутствие того, кто изображен, посредством Святого Духа пребывает на простом холсте.

Для чего необходимы иконы? Во-первых, для того, чтобы люди постоянно имели перед собой напоминание в виде изображения Господа. Это не только придает сил в тяжелые моменты, но и постоянно побуждает человека провести какое-то время в молитвах, заставляя отвлечься от суетливых будничных дел. Во-вторых, образ помогает сконцентрироваться в ходе богослужения, облегчая человеку представление Христа.

Намного легче молиться, видя перед собой пусть примерный, но портрет Спасителя. Последняя, но одна из важнейших целей иконописи — это передача молодым поколениям изображений тех людей, которые пострадали за веру, будучи стойкими и храбрыми. Речь идет про многочисленных мучеников и святых людей, которые посвятили жизнь Господу.

Икона — это не идол, это всего лишь картина, пусть и благодатная. Истинные христиане могут справиться и без них, молясь и поклоняясь Господу в квартире или в пустом поле одинаково страстно. Это всего лишь символ, однако, прежде чем обвинять православных в идолопоклонстве, стоит подумать, нет ли в вашей жизни созданного кумира, которому вы поклоняетесь?

О почитании святых икон и мощей в Православии

Вопросы на эту тему иногда возникают, когда православному человеку приходится входить в общение, а порой и в дискуссии, с протестантами или другими людьми, не знающими основ Православной веры. На стихире в рецензиях и ответах также приходится замечать подобные вопросы в качестве нападок на верующих.
В поддержку православных авторов и в защиту Православия от неправых измышлений, в просвещение людей в этом вопросе и размещается здесь данный относительно краткий материал, сформированный из сведений, в свое время приобретенных из различных православных источников, особенно благодарен при этом протоиерею Олегу Стеняеву.
Заблуждения людей часто возникают от того, что в большинстве своем они не хотят и не пытаются разобраться с опытом и наследием Церкви, принимая на веру враждебные стереотипы мышления своих «наставников», а те же, кто пытался и искренне искал истину, – они находили её в святоотеческом наследии Православной Церкви. Мне приходилось встречаться с некоторыми такими людьми, бывшими членами протестантских организаций, которые, порой через многие годы своей жизни, путем изучения и познания святоотеческой мысли приходили к пониманию истины в Православной вере.
Кто хочет, – тот обычно находит пути, а кто не хочет, – тот находит себе причины.

О ПОЧИТАНИИ ИКОН

Итак, рассмотрим типичный вопрос-обвинение:

«Почему Православие нарушает Божьи заповеди, в частности, во 2-й ясно сказано: не делай ни кумира и никакого изображения. и не поклоняйся им. (про “мощи” я вообще молчу). » (Александр Л. – Замечания к рецензии на стих «Церковь» (автор Александр Ясонас) 05.08.2019 23:58)

В Библии, в Ветхом Завете, конкретно в книге «Исход» в главе 20, в стихах, с 3-го по 6-й, сказано:
«3: да не будет у тебя ДРУГИХ БОГОВ пред лицем Моим.
4: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и что НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, и что в воде ниже земли;
5: не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6: и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Читайте также:
Прощение в православии: значение и формула прощения, принципы и особенности, мнение и советы священников

То есть, Господь говорит о том, чтобы человек перед взором Всевидящего Бога не почитал каких-либо других богов (кумиров), потому как есть один только Бог, Который создал всё живое и самого человека, и Который есть Первопричина всего существующего во вселенной.
И чтобы человек не делал никакого изображения этих ложных богов или кумиров, или идолов, выбирая формы этих ИЗОБРАЖЕНИЙ ИДОЛОВ из того, что на небе вверху, или из того что на земле внизу, или что в воде ниже земли.
И, естественно, чтобы человек не поклонялся ИЗОБРАЖЕНИЯМ ИДОЛОВ и не служил им ВМЕСТО БОГА.

Здесь запрет относится к ИЗОБРАЖЕНИЯМ КУМИРА, т.е. который ВМЕСТО БОГА. Здесь нет запрета делать какие-либо вообще изображения, или священные изображения, относящиеся к истинному Богу, а запрещается делать изображения идолов, кумиров и почитать их вместо Бога.
Поэтому далее в той же книге «Исход» в главе 25 Бог повелевает Своему пророку Моисею сделать Ему святилище – скинию , в которой (стихи 17-22):

«17: Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18: и СДЕЛАЙ ИЗ ЗОЛОТА ДВУХ ХЕРУВИМОВ: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19: сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20: и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21: И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».

То есть, Бог повелевает сделать изображение херувимов, которые НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и далее (ст. 31-36):

«31: И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; СТЕБЕЛЬ его, ВЕТВИ его, ЧАШЕЧКИ его, ЯБЛОКИ его и ЦВЕТЫ его должны выходить из него;
32: шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33: три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
34: а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35: у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];
36: яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота».

И здесь тоже понятно, что Бог повелевает сделать изображения ветвей с цветами и яблоками, то есть то, что НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ.

Так же и царь Соломон, когда строил Храм Богу, о чем сказано в «Третьей Книге Царств» глава 6, стих 29: «И на всех стенах храма кругом сделал резные ИЗОБРАЖЕНИЯ ХЕРУВИМОВ И ПАЛЬМОВЫХ ДЕРЕВ И РАСПУСКАЮЩИХСЯ ЦВЕТОВ, внутри и вне».
Херувимы где обитают? – На небе.
А пальмовые деревья и цветы где растут? – На земле.

Как мы видим, и в Священной Скинии, и в Иерусалимском Храме, которые были сделаны по воле Бога, были изображения и того, «что на небе вверху, и что на земле внизу».
Не может Бог противоречить Сам Себе, и здесь нет никакого противоречия, потому что Бог запрещает ДРУГИХ ложных богов и кумиров, и все ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ, а не просто все изображения.
И, тем более, не запрещает и даже ПОВЕЛЕВАЕТ ДЕЛАТЬ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПОЧИТАЕТСЯ Единственный Бог Творец всего мира, видимого и невидимого.

И царь-пророк Давид говорит в своих псалмах, которые являются частью Священного Писания:
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, ПОКЛОНЮСЬ СВЯТОМУ ХРАМУ Твоему в страхе Твоем». (Псалом 5, стих 8)
Пророк Давид поклонялся храму Божьему, поклоняясь при этом не камню, стенам и изображениям, а Самому Богу Невидимому.
Вот также и на иконах, которые православные почитают за священные изображения Господа Иисуса Христа, Его Божией Матери, святых, мы поклоняемся не дереву и краскам, а Тому, Кто изображен на них, т.е. Первообразу.
Если идол сам по себе является как бы “конечной точкой”, первопричиной в религиозных обрядах, то икона сама по себе – только “проводник” к изображенному на ней Первообразу.

Также и Вы, когда целуете фотографию своей любимой жены, кого Вы почитаете, – жену или фотобумагу? Если Вы доверяете мнению сектантов насчет икон, то должны признать, что Вы изменяете своей жене с фотобумагой, а жена должна устроить Вам «разборки», потому что Вы целовались с фотобумагой, а не с ней самой.

Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона(образ) Господа Бога, ведь в Библии сказано:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»(Книга Бытия, гл. 1, стих 26).
Слово «образ», по-гречески «икона», – означает образ, который указывает на первообраз. Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости.

В Ветхом Завете не было изображений святых, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. До Христа все жившие люди шли в ад. Ветхозаветных праведников Христос Сам сделал святыми, искупив на Кресте и потом – выведя из ада.
(Кстати, вопрос о святых Православной Церкви – это также целая тема для дискуссий с протестантами и сектантами всех мастей. По этому вопросу у меня размещен материал с реальным диалогом «Диспут с сектанткой о святых Церкви» https://www.stihi.ru/2018/03/26/4163)

В Ветхом Завете не было изображений Бога и оно строго запрещалось по той причине, что люди не видели никакого образа, а только слышали Его глас.
«И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас.… Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний» (Второзаконие, гл.4, ст.12,15,16).
Таким образом, причина запрета заключается в том, что израильтяне не видели образа Бога. Они слышали лишь Его голос, и потому всякая попытка создания Его образа была бы вымыслом и фантазией, не соответствующей реальности, ведь Бог попросту не изобразим. Здесь мы подходим к важному моменту: запрет на использование изображений Бога обусловлен принципиальной неизобразимостью Бога, как Он есть.
Богословие иконы неразрывно связано с признанием истинного Божества Христа, воплотившегося Слова (Ин. 1:1, 1 Ин. 5:20).

Читайте также:
Святой источник в Талеже: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ИКОН

1.) Единородный Сын, будучи совершенным образом невидимого Бога (2 Кор. 4:4, Кол. 1:15, Евр. 1:3), видимо явил нам Его, став человеком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Сам Христос являлся иконой Бога Отца. Он свидетельствовал о Себе:
«Видевший Меня видел Отца» (Евангелие от Иоанна, гл.14, стих 9).
Апостол Павел говорит о Христе, что Он – есть «образ Бога невидимого» (К Коринфяном 2-е послание, гл.4, стих 4).
Таким образом, в тайне Воплощения Слова — Невидимый, Неизреченный, Непостижимый Бог становится близким и понятным, и это дает основания для изображения Христа.
«Если ты узрел, что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести Его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели» (св. Иоанн Дамаскин).

2.) На иконах изображается то, что видимо можно изобразить: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что мы созерцали и что руки наши осязали, о Слове жизни, – и жизнь была явлена, и мы увидели, и мы свидетельствуем и возвещаем вам Жизнь вечную, которая была с Отцом и явлена была нам» (1 Ин. 1:1,2);

3.) ИКОНЫ НЕЛЬЗЯ ОБОЖЕСТВЛЯТЬ: «Обожествляющим святые иконы – анафема» (Постановление VII Вселенского собора 787 года). Православные поклоняются иконам «почитательным поклонением», т.е. иконам не поклоняются как богам, но поклоняются, почитая их, при этом честь возносится Тому, Кто изображен на иконах, т.е. Первообразу.
Когда мы встречаем, например, соседа или знакомого, мы ему кланяемся и с ним здороваемся, но мы ему кланяемся «почитательным поклонением», выражая знак своего почтения и уважения, а не покланяемся ему как Богу.
То же самое, мы почитаем святых и Божию Матерь не как каких-то богов, а как людей, которые своей жизнью прославили Бога и являются для нас, с одной стороны, примером, а с другой стороны, – помощниками, заступниками и ходатаями пред Богом за нас.

4.) «И мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем — не для того, чтобы обоготворять ее, но, чтобы взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего» (отрывок чина освящения иконы Пресвятой Живоначальной Троицы).
Стало быть, молятся не иконам, а перед иконами – Тому, Кто изображен.

5.) Формы почитания икон, такие как лобызание, коленопреклонение, склонение головы и возжжение свечей оказываются относительно того, кто на ней изображен: «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Основной смысл почитания икон полагается не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа – Невидимому Первообразу Богу.

Иконы появились в Церкви гораздо раньше, чем богословские споры об их почитании. К VIII веку богослужебная практика Церкви насчитывала несколько веков истории иконопочитания. Еще при земной жизни Христа, согласно устной традиции Церкви, появился “Нерукотворный Образ” Спасителя. Фрески в римских катакомбах свидетельствуют о том, что иконографическое сознание было присуще Церкви с самых первых веков ее существования.
Мы видим, что ветхозаветный запрет на изображение образа Бога более не имеет непреложного значения, потому что Его совершенный образ в Лице Сына был явлен видимым образом в воплощении Бога Слова, а значит, отныне изобразим.
Икона Христа не является образом «чужого бога» типа Ваала, Зевса или Артемиды. Иконы Божьей Матери и святых так же не являются образами «иных богов», потому что их прототипы рассматриваются как друзья Божьи, а не меньшие боги. Икона Христа не обожествляется, не становится богом, и не ей возносятся молитвы, а перед ней – Христу. Всё это принципиально отличает икону от идолов.

О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Бог Вездесущий особо явно проявляет присутствие Своей Благодати в священных местах, в священных изображениях, которые освящаются особым чином молитвенным, а также в святых мощах угодников Божиих.
Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в об;жение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4-я Книга Царств, гл. 13, стих 21).
Что воскресило человека: кости или Божия благодать? Правильно – благодать! Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил».

Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»(Евангелие от Иоанна, гл.1,ст.17).
Известно о Христе, что «…просили Его чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». (Евангелие от Матфея, гл.14, ст.36)
Сектантские наставники, если они последовательны своим убеждениям, должны будут признать, что те люди – идолопоклонники, ибо они прикасались и почитали якобы одежду Христа, а не Его Самого. Вот такое получается очевидное недоразумение, как и в случае с фотобумагой.

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний Апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деяния святых Апостолов, гл. 19, стих 12).

Читайте также:
Богадельня: определение и значение в православии, отличие от дома престарелых

Преподобный. Ефрем Сирин писал: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей.
И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб.

О КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ

Не приемля почитание икон и святых мощей, многие протестанты также отвергают и почитание Креста Христова.
Насчет Креста, – не буду здесь никого утруждать богословскими выкладками и изречениями, скажу проще, – по опыту жизни: Все нападки на Крест, на изображения Креста, на его почитание исходят от падших духов, которые лукаво внушают людям всю эту вражду. Уж как бесы ненавидят Крест, – это оружие победы над смертью! Мне самому довелось испытать, как одержимый падшим духом человек, вопил на меня от креста-Распятия в моих руках, о чем мною поведано в документальном рассказе «Крещение одержимого бесом» http://www.proza.ru/2018/04/03/2321.
После такого пережитого опыта еще раз убеждаешься в истинности непреложных слов молитвы:
«Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам – оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»

Церковь в Своей истории пережила целую эпоху иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках. С другой стороны, иконоборчество на Востоке, как это ни странно, способствовало развитию богословия иконы, заставляя в этой борьбе оттачивать мысль, искать более веские аргументы, отчего само православие обретало все большую глубину.
В 787 году в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под названием VII Вселенского. В постановлениях собора даны четкие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания, но понадобилось еще более полувека, чтобы позиции иконопочитателей были закреплены. Окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843 года поставило точку в той долгой борьбе. Установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой, но свидетельством силы самого принципа ортодоксии. Иконопочитание явилось своего рода итогом догматического творчества Церкви, ибо богословие иконы вытекает непосредственно из христологии – учении об Иисусе Христе.
Прочно завоевав свое место в богослужении, иконы имеют аналогичное священным предметам литургическое значение. Через иконы, как и через другие святыни, происходит таинственное восприятие благодати Божественного Духа.

За века и тысячелетия христианства были явлены сотни чудотворных икон Божией Матери. События с Её заступничеством от врагов и бед по молитвам верующих, когда порой целые войска врагов обращались в бегство и были поражены от Божественного вмешательства, вошли в летопись и стали Историей Руси.
Не зная этой Истории, не желая познавать духовный опыт жизни Церкви многие люди, попавшие под влияние учения протестантских и других сект, остаются «глухи» и «слепы» даже к очевидным аргументам и фактам, продолжая всё также «наступать» на те же «грабли», которые давно уже обозначены Церковью как ереси, и «изобретая» каждый раз себе всё новый свой «велосипед» – «церковь», хотя одну единственную истинную Свою Церковь Господь создал уже однажды в День Пятидесятницы по слову Своему: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее»(Мф.16:18), которая живет и существует почти две тысячи лет несмотря на все гонения, ереси, расколы, лжеучения, о которых предупреждал и Сам Господь, и Его ученики-апостолы.
Что ж, – нам не было поручено Богом, чтобы Истина восторжествовала в умах всех людей, нам было поручено лишь свидетельствовать о Ней, – что и предпринято мною по мере моих сил в данном материале.

Об иконопочитании и почитании святых

Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)

В догмате об иконопочитании говорится:

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» [1] (здесь и далее выделено мною. – прот. И.Б.).

Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (λατρεία) и почитательное поклонение (προσκύνησις). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу [2] ; почитательное поклонение – святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням [3] . Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение: «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» [4] . Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть “относительное” поклонение (почитательное поклонение. – прот. И.Б.), а в отношении к Самому Христу – богопочитательное (богопоклонение. – прот. И.Б.)» [5] , – пишет преподобный Феодор Студит. Он объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитательным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, – богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя также и разделять эти оба поклонения – одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Итак, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны.

Читайте также:
Грех гордыни в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонение им переходит в богопоклонение нетварной Божественной благодати, почивающей на них, то есть Самому Богу, по учению святителя Григория Паламы [6] . «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» [7] . Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом» [8] . Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28); «святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством.

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» [9] . Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях [10] .

Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6).

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением» [11] . «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, – так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она – Верх и Совершенство всего святаго» [12] .

Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в то же время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас… Посему Святая Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время Литургии пред безкровною Жертвою» [13] .

Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец – Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: