Иуда Искариот: кто это, история и судьба предателя, грехи апостола и что заставило его повеситься

Иуда Искариот

Иуда Искариот: история, жизнеописание

На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.

Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.

После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.

Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.

Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.

Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».

Предательство Иуды

Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.

У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».

Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.

«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.

В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.

«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.

Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.

Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…

Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…

Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.

Иуда Искариот в литературе

Писатели нового времени черпали вдохновение в истории Иуды Искариота. Одним из самых первых произведений были «Мемуары Иуды» (1867), которые написал Фердинандо Петруччелли делла Гаттина. Осмысляет историю предательства Иуды Искариота и М. Е. Салтыков-Щедрин в притче «Христова ночь». Считается, что самый точный образ Иуды Искариота удалось воссоздать Леониду Андрееву в повести «Иуда Искариот». Сложная психология человека, который любил Христа, предал Его, а потом терзался чувством вины, оказавшимся невыносимым, удалось описать удивительно красочно. Образ Иуды Искариота эксплуатируется и в многочисленных апокрифах.

О Иуде Искариоте также написаны:

  • Поэма «Иуда-предатель» (1903) А. Ремизова и его же пьеса «Трагедия об Иуде, принце Искариотском»;
  • Драма Н.Н. Голованова «Искариот» (1905);
  • С. Черкасенко «Цена крови» (1930);
  • Рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944);
  • Нагибин «Любимый ученик» и мн. др..

Иуда Искариот в живописи

  • В живописи Иуда Искариот обычно предстает в противопоставлении Иисусу Христу. Особенно ярко это представлено на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или фресках Беато Анджелико, где над головой Иуды даже изображен черный нимб.
  • Иуду Искариото принято писать в профиль, чтобы зритель не встречался с ним глазами, так страшен его грех. Обычно так изображают и демонов ада.
  • В иконографии на Страшном суде Иуда Искариот изображается сидящим на коленях у диавола.
  • В эпоху Возрождения на плече Иуды изображали беса, нашептывающего ему про предательство Христа. В эту же эпоху появилось множество картин с Иудой Искариотом в образе висельника. Три гравюры Жана Дюве изображают Иуду висящим на древе.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне

Фра Беато Анжелико

Джотто ди Бондоне

Цитаты

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Стихира самогласная

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Иуда совсем не предавал Иисуса? Евангелие от Иуды ставит под сомнение некоторые христианские истины

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

Иуда Искариот

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.

Иуда Искариот и Иисус Христос

Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.

Иуда Искариот в числе 12 апостолов

По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».

Иуда Искариот задумывает предательство

Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.

Икона Иуды Искариота

Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Читайте также:
Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки

Восхваление Господа

Именно так с древнееврейского переводится имя Иуда, где оно имеет вид Йехуда. В первый раз оно упомянуто в книге Бытия, где дается и толкование этого имени. Там Лия зачала и родила сына, сказав: «Теперь я восхваляю Господа», что звучало как «одэ». И поэтому она нарекла его Иудой. Здесь речь идет о первом носителе рассматриваемого имени, который был четвертым сыном патриарха Иакова.

Библия повествует о том, что колено Иудино являлось самым многочисленным из всех. Именно от него и произошло название еврейского народа «иудеи». А их религия, как известно, называется иудаизмом.

От имени Иуда происходит множество фамилий. Речь идет, например, о:

  • Юдиных;
  • Юдановых;
  • Юдасовых;
  • Юдасиних;
  • Юдовых;
  • Юдачевых;
  • Юдинцевых;
  • Юдашкиных;
  • Юдкиных;
  • Юденичах;
  • Юдриных.

Таким образом, древнееврейское происхождение имени Иуда никоим образом не связано с предательством, как думают некоторые. Латинская форма этого имени Judas, произносится как «Джудас».


Предательство Иуды

Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:

«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.

Поцелуй Иуды

Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами

«Согрешил я, предав кровь невинную»,

а в ответ слышит:

Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.

Картина «Иуда Искариот, бросающий серебреники», Платон Васильев

Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.

Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.

Не Искариот

Не многие помнят, что среди учеников Христа был еще один Иуда. Чтобы отделить его от Иуды-предателя, Иоанн в своем Евангелии называет его «Не Искариот». Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господа, 2 июля. Он же Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев или Леввей. Во времена Средневековья его часто отождествляли с Иудой, который был братом Иисуса Христа, о котором сказано в Евангелии от Марка. Некоторые из современных библеистов полагают, что это разные лица.

В православном предании, отождествляющем апостола Иуду с Иудой, «братом Господним», говорится, что он не имел дерзости называть себя этим прозвищем. Этому предшествовали следующие события. Сыновья Иосифа Обручника, решившего разделить свое имущество между наследниками, не поддержали его. И только Иуда пожелал разделить свою долю с Иисусом, за что и был поименован братом Господа.

Однако в начале земного пути Христа Иуда, как и его братья, не верил в его божественную сущность. Позднее он уверовал в Мессию, обратился к нему всем сердцем, будучи избранным в число самых ближайших учеников, которых было двенадцать. Помня свой грех, Иуда Фаддей называл себя братом Иакова.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.

Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.

Карл Андерсон в роли Иуды

Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».

Игорь Верник в роли Иуды

В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.

Читайте также:
Притча о талантах: толкование и смысл, о чем говорится и чему учит

Дмитрий Нагиев в роли Иуды

В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Проповедь Евангелия

После вознесения Господа на небеса апостол Иуда стал проповедовать Евангелие в разных землях. Сначала в Иудее, Идумее, Самарии, Галилее, а впоследствии в Сирии, Аравии, Месопотамии. Будучи в Персии, он пишет соборное послание. Несмотря на его краткость, оно содержит множество глубоких истин. В нем есть учение о таких христианских понятиях, как:

  • Святая Троица;
  • воплощение Господа Иисуса Христа;
  • различие добрых и злых Ангелов;
  • будущий Страшный Суд.

Апостол призывает верующих избегать нечистоты плоти, исправно трудиться на своей должности, обращать на спасительный путь заблудших, охранять себя от еретических учений. Он говорит о том, что одной только веры в Иисуса Христа недостаточно, нужно еще совершать добрые дела, которые свойственны учению христиан. Примерно в 80 году в армянском городе Арате святой апостол Иуда скончался мученической смертью. Его распяли на кресте и пронзили стрелами.

Жизнь и смерть Иуды, предателя Иисуса Христа

Человечество на протяжении всей истории с одной стороны восторгается великими примерами людской добродетели, жертвенной любви и с другой стороны изумляется низменностью, предательством и злобой падшей человеческой природы.

Приведенное описание жизни Иуды изложено в тексте творений святого Нила Мироточивого согласно восточному преданию.
Иуда был родом из селения Искария, за что впоследствии и получил прозвище Искариот. Его отца звали Ровель. Перед зачатием мать Иуды увидела страшный сон, что она зачнет и родит дитя мужского пола, которое станет разрушителем всего иудейского рода. Муж укорил ее за веру в сны. Испуганная женщина послушалась мужа и, не вняв Божьему предупреждению, в ту же ночь зачала, а спустя положенное время родила мальчика. Но воспоминание о страшном сне ее не отпускало, поэтому вместе с мужем они решили избавиться от ребенка, предав его на волю судьбы. Родители Иуды сделали ящик, осмолили, положили туда младенца и бросили в Генисаретское озеро.
Напротив их родного селения находился небольшой остров, на котором зимой пастухи пасли овец. К этому острову течение и принесло ящик с младенцем. Пастухи вынули его из воды, накормили овечьим молоком и отдали одной женщине, чтобы та выкормила найденыша. Именно она и назвала мальчика Иудой.
Когда ребенок немного полрос, пастухи взяли его от кормилицы и принесли в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь на воспитание. Тут им встретился настоящий отец Иуды, Ровель, и, не зная, что это его родной сын, взял его к себе в дом. Родители, скорбевшие о брошенном в воду сыне, очень полюбили Иуду, который был к тому же очень красив лицом. Вскоре у них родился еще один сын, но Иуда стал завидовать младшему брату, опасаясь лишиться наследства. Он стал постоянно обижать его, бить, все более и более разжигаясь злобой и завистью. Наконец, однажды, когда родителей не было дома, он убил брата, бросив в него камень.
Испугавшись последствий, Иуда убежал на тот остров, где его вскормили, и здесь поступил на службу в дом знатного эллина. Невестка хозяина соблазнилась красотой Иуды. Он вступил с ней в прелюбодейную связь, а затем, когда все обнаружилось, убил своего покровителя и бежал в Иерусалим.
Жаждущий власти и богатства Иуда был принят во дворец Ирода, который полюбил его за ловкость и красивую внешность. Иуда стал управителем дворца и распоряжался царской казной. Родители же, не зная, что он убил брата, очень скорбели о без вести пропавшем сыне.
Спустя много лет Ровель с женой переместились в Иерусалим и купили себе рядом с дворцом Ирода дом с великолепным садом. В этом саду цвели прекрасные благоухающие цветы. Иуда вознамерился самовольно сорвать их, не ожидая, что ему – царскому человеку, могут отказать. Хозяин же сада возмутился таким бесстыдством. Тогда заносчивый и гордый Иуда схватил камень, не догадываясь, что поднял руку на своего родного отца, и убил его.
Царь Ирод был крайне возмущен поступком Иуды, но поскольку тот прибегнул к защите ходатаев, простил ему убийство, приказав, во исполнение закона, жениться на вдове убитого. Так Иуда вступил в кровосмесительную связь с собственной матерью, у которой родился от него ребенок.
Спустя некоторое время Иуда с ужасом узнал, что женат на собственной матери. Тогда же, услышав, что в окрестностях Иерусалима учит Христос, призывая грешников к покаянию, Иуда присоединился к Нему, чтобы покаяться. Христос принял его в число Своих учеников и сделал казнохранителем и распорядителем над всеми апостолами. Увидев Иуду, Христос сразу понял, что он – человек злой и порочный, но принял его с великой радостью, чтобы уврачевать его душу. Христос лишь однажды, во время Тайной Вечери, намекнул Своим ученикам, что на самом деле представляет из себя Иуда. И сами апостолы никогда не роптали по поводу того, что творил Иуда, и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многие его ослушания или бесчиния. Тогда Иуда был братом апостолов и учеником Христа, и Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам. Господь дал Иуде шанс покаяться и измениться, но тот им не воспользовался.
Он, как и все иудеи того времени, ожидал пришествия Мессии, полагая, что это будет могущественный земной царь, и потому с помощью нажитых денег надеялся стать в будущем важным царедворцем. Когда Иуда понял, что Христос не будет властителем земного царства, его любовь превратилась в ненависть и стала расти день ото дня. Иуда не поверил, что Иисус есть Христос, Спаситель мира. Он предал Его иудеям за тридцать сребреников, сказав, чтобы те брали под стражу Того, Кого он поцелует. Увидев же, каким жутким страданиям подвергся Христос, Иуда вернул деньги иудеям, но, по огрубению своей души, не раскаялся, хотя Господь ждал его раскаяния, даже находясь на Кресте. Иуда не пришел ко Кресту.
В отчаянии от несбывшихся надежд, униженный ничтожной платой за предательство Спасителя, а это была плата за смерть раба, а не те большие деньги, на которые рассчитывал Иуда, он отправился за город, спустился в овраг и там решил покончить жизнь самоубийством. Бог же не попускал Иуде совершить желаемое, т.е. делал так, что первые попытки самоубийства ему не удавались. Бог, как не помнящий зла, не позволял Иуде умереть, ожидая, что он покается, как разбойник или как блудница. Бог, милосердствуя о нем, повелел ветви, на которой он повесился, приклониться. Но Иуда, порабощенный злом, устроил себе место выше, укоротил петлю и снова бросился вниз. Бог опять нагнул ветвь, не позволяя грешнику умереть без покаяния. Лишь на третий раз удалось Иуде привести свой приговор в исполнение. Таким образом, Иуда Искариот, ненасытный злом, сбросил с третьей степени высоты свое нечистое тело, трижды оскверненное смертным грехом: убийством отца, прелюбодеянием с матерью и убийством брата.
Итак, сделавшись после предательства братом диавола, учеником денницы, быв апостолом и став одним из диаволов, Иуда как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов, низвергшись в преисподнюю ада.

Читайте также:
Соболезнования по случаю смерти: как выразить и поддержать родных

Иуда Искариот – предатель или жертва?

Заслужил ли Иуда вечный позор и почему Иисус считал его особым учеником — разбирался Алексей Курилко

Intro

Я не знал, что в конце семидесятых в Египте нашли текст, получивший название «Евангелие Иуды», где как раз отстаивалась моя версия событий. Его перевели на русский язык лишь в середине нулевых, а в мои руки он попал только пару лет назад, когда я уже давно опубликовал все четыре части моей повести «Записки Иуды Искариота». И был рад, что тот старинный текст отчасти подтверждал мои мысли. Но теперь мне в разы тяжелей. Поскольку и я с тех пор изменился, и мое отношение ко всей этой истории также претерпело ряд существенных изменений. И это вполне закономерно! Все течет, сказал древний мыслитель, все меняется…

Есть категория людей, не терпящих другого мнения на то или иное событие, если оно противоречит уже устоявшемуся, официальному, привычному, ставшему их личной и довольно дорогой собственностью. Не дай Господь покуситься на малейшую критику данного мнения. Тогда ты мгновенно в их глазах становишься клеветником, богохульником, возомнившим о себе невесть что — невеждой! Смерть тебе! Изыди! Распни его!

И, согласитесь, одно дело — писать художественное произведение, и совсем иное дело — газетную статью, где тебе бы хотелось разобраться: кем же в действительности был злосчастный Иуда, в какой степени он виновен! Я в который раз рискну выступить в роли бесстрастного защитника того, кто на протяжении не одного столетия обвинялся если не всеми, то подавляющим большинством порядочных людей.

«Иисус говорит: „Не уходи. Ты мне нужен“. Если Он тот, за кого себя выдаёт, почему он просит меня?
Я не уйду. У меня нет дел где-то там, у меня нет их и тут. Какая разница?» (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Иуда как хвала

Итак! О моем нынешнем подзащитном нет ни одного упоминания в серьезных исторических трудах. Увы! И даже не утруждайте себя бесполезным поиском

— просто поверьте мне на слово. И я скажу вам нечто более значимое! Вообще, историки того, интересующего нас времени, не намного больше упоминают в своих трудах о главном наставнике и о великом учителе моего подзащитного. Я имею в виду Иисуса. О Христе упоминают только древнегреческий историк Тацит и римский историк Иосиф Флавий (правда, в те времена за исповедание христианства убивали, так что, может, это просто результат той убийственной цензуры. — Прим. Ред.). Единственным источником, из которого мы можем сегодня черпать информацию, остается Библия, а точнее — Новый Завет.

Но сперва попробуем, исходя из имени, понять, с кем мы собираемся иметь дело. Иуда Искариот! Имя Иуда в те времена пользовалось огромной популярностью. Этимологически происходит от слов «хвала», «прославленный Богом» или «прославляющий Бога»! Немаловажная деталь! Однако в Евангелиях Иуда наш имеет еще и добавочное имя Искариот. Это можно перевести как Иуда из Кариота.

То есть Кариот не что иное, как место его рождения или долгого проживания. Возможно, город. Вот только, если верить историкам, никакого Кариота тогда еще не существовало. Был, правда, небольшой Крайот в Иудее — вот на него и падало подозрение как на место рождения Иуды. А кроме того, дорогие мои, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «человек из пригорода», потому как «керийот» — это пригород. Посему Иуда мог быть родом из неизвестного Кариота, мог быть из известного городка Крайота, ну и, наконец, просто из деревенского поселения рядом с Иерусалимом.

«Да будет воля Твоя», — повторяю я и выхожу из дома.
Нет никого кругом. Я один. И страшно мне. И одиноко” (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Вот послушайте, дамы и господа, что по этому поводу пишет Герман Гессе, немецкий писатель и мыслитель: «Разве предательство Иуды, искупительная жертва и гибель Спасителя не были необходимы, священны, предопределены и предречены в древнейшие времена? Разве была бы польза, крохотная польза, хоть крохотная польза, если бы изменилось бы на йоту божественное предначертание и не совершилось бы дело спасения, если бы уклонился этот самый Иуда по соображениям морали или рассудка от назначенной ему роли» — и не пошел бы на предательство, а?

Заметьте, дамы и господа: Герман Гессе ничего крамольного не утверждает. Он всего лишь размышляет, задаваясь вполне логичным вопросом. Да и не он один. Многие независимые умы не спешили верить всему, что издревле принималось как должное. А мало ли? Уж нам ли не знать, что историю пишут победители. Более того, всякая история многажды бывает переделана под прессом нынешних обстоятельств. Да и с точки зрения обыкновенной логики, не все так уж просто и ясно. А уж с философской точки зрения, сами понимаете…

Любимый ученик Христа?

Да! Предательство Иуды вот уже 2000 лет вызывает горячие споры о свободе человеческой воли о ее границах. О роли двенадцатого апостола и о том, почему Иисус, будучи самим Богом или Божьим сыном, почему он так… он так приблизил к себе предателя? Ведь есть же версия, по которой именно Иуда был любимым учеником Иисуса, да! И тот текст, что ныне носит название «Евангелие от Иуды», об этом и рассказывает.

«Не могу. Не хочу думать об этом. Но проклятые мысли… мысли… мысли! Хотите сделать животное несчастным — дайте ему Разум». (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Кстати, не знаю, насколько это правда. Но где-то я читал, что после публичного ознакомления с этим апокрифом, чья подлинность была доказана наукой (в смысле возраста), несколько крупных чиновников из Ватикана борются за перемену оценки в отношении к Иуде. К тому же, помимо элементарного восстановления справедливости, они преследуют и более мирскую задачу: оправдав Иуду, навеки покончить с антисемитизмом. Так как одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев в том, что они являются христопродавцами.

Читайте также:
Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

Избранник

«Я боюсь и не доверяю этим праведникам. Они убьют меня, а потом покаются. И Иисус Христос, Сын Божий, простит их» (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Я подумал: а что, если были смельчаки, которые сумели разглядеть в Иуде героя, совершившего тяжелейший подвиг предательства и возложившего на себя тяжесть презрения и покарания? Что, если они были правы? И все было не так, как мы привыкли думать, а с точностью до наоборот! Пути Господни неисповедимы. Новый Завет писался людьми, а людям свойственно ошибаться. К тому же, в Новый Завет, как мы знаем, вошли далеко не все свидетельства и откровения. Вошедшие считаются каноническими, остальные попали в разряд апокрифов. Но отбором и избранием канонических текстов тоже занимались простые смертные, а не сам Господь или его ангелы.

Нет, ну в самом деле, дамы и господа! Вы только вдумайтесь! Что, если из всех апостолов Христос избрал именно Иуду, который был вынужден принять на себя и на память о себе всемирный позор, всеобщее поругание и всеобщее же презрение. Вот это действительно подвиг, что не всякому под силу! Кто из вас, мои дорогие, способен ради хорошего, даже святого дела пойти на преступление, заведомо понимая, что отныне и впредь его все, включая потомков, будут презирать и ненавидеть. Подумайте! Подумайте и ответьте себе на этот нехитрый вопрос.

Равноценная жертва

«Он все время подталкивает меня к этому. Нет. Скажу так. Он готовил меня к этому, а теперь оттолкнул. Сделал он это нарочно. Его последний взгляд говорил: «Ты должен поставить точку». То есть не «помочь», не «погубить», но «погубить, чтобы помочь». (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Отчего же христиане клеймят позором Иуду? По сути, если трезво проанализировать происшедшее в те дни, то все апостолы предали Иисуса. Это они все, кроме Симона, который был готов с мечом в руке бороться за жизнь учителя, проявили себя не с лучшей стороны. Они бездействовали накануне, бездействовали во время ареста и ничего не сделали во время казни своего Учителя. А вот возьмем теперь для примера Петра, который трижды отрекся от Христа. Но при этом Петр заслуживает прощения, а Иуда — нет… Как будто трусость — меньшее зло, чем предательство!

Фреска да Винчи

«Учитель, он (Иуда) попрекает нас куском хлеба!» — кричит Фома. «Был вором, вором и останется!» — кричит Иоанн. «Он вечно всем недоволен!» — кричит Петр. «Хватит», — говорит Иисус, и все замолкают”. (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Ангельское лицо было у того певчего, просто ангельское! Работа близилась к концу. Но вот беда: образ Иуды Леонардо никак не давался. Он никак не мог найти подходящего лица. Долгих семь лет искал Леонардо натурщика. Безуспешно! Во всем Милане уже не осталось трущобы, где бы не побывал мастер в тщетном поиске подходящего лица, а власти торопили с каждым днем, подгоняли художника, чтобы Леонардо закончил фреску как можно быстрее.

И вот — удача! Он наконец отыскал человека, чей вид изумительно подходил под образ Иуды — таким, каким его представлял себе художник. Грязный, оборванный человек с порочным, еще молодым, но каким-то мятым, преждевременно состарившимся лицом, на котором отпечатались все самые худшие грехи и пороки: себялюбие, гордыня, зависть, жадность, злочестие и похотливость. Когда его привели, он, только-только очнувшись от очередного пьяного беспамятства, взглянул на неоконченную фреску и неожиданно сказал: «А ведь я знаю эту картину…» — «Откуда?» — спросил Леонардо. «Дело в том, что где-то примерно семь лет назад один художник писал для этой картины с меня Христа».

Розанов и Борхес

К чему я рассказал вам эту знаменитую притчу? Вы изумитесь, но я скажу: есть предположение, что Иуда и Иисус — это один и тот же человек… Да! Василий Розанов, философ начала ХХ века, отстаивал теорию о том, что у Иуды была своя собственная, тайная миссия и что Иуда и есть истинный Христос, тогда как Христос — лишь отвлекающий внимание двойник. И в этом случае цена за спасение еще выше! Ведь платой становится не мучение плоти и не распятие, а муки душевные, проклятие и позор.

«Хочется объяснить ей, но… Разве могут слова передать тот страх, ту боль и отчаяние, что переполняют душу. Слова уродуют наши мысли! Молчите, люди! Молчите, если не сказать больше» (Алексей Курилко. «Записки Иуды Искариота»)

Все может быть. И быть абсолютно не так, как мы привыкли думать. Вернее, верить… Никто не запрещает нам строить свои версии. Господь наделил нас не только разумом, но и фантазией! Так давайте пользоваться дарами Господа! Первая часть моей повести заканчивалась так: «А если я ошибаюсь? Если я неправильно понял Его слова и неверно истолковал Его молчание? Ну что ж! Смерть человека ничего на земле не изменит. Смерть Бога — не причинит Богу никакого вреда».

Записки Иуды Искариота

«Я был в толпе и видел Учителя. То и дело падая, он нес свой крест и не глядел по сторонам. Капли крови от иголок тернового венка, смешиваясь с каплями пота, ручьем стекали по лицу. Кто-то даже, не разобравшись, проговорил у меня за спиной: «Глядите-ка, плачет кровавыми слезами!» Учитель прошел мимо, и волосы на моей голове зашевелились — его спина… Нет, не спина, а сплошное кровавое месиво. Какие-то мальчишки, прорвавшись сквозь оцепление, крича и смеясь, бросали Ему на спину приготовленные заранее горсти соли. Он запрокидывал голову, но всякий раз хрипом и стоном, а точнее сказать, хриплым стоном душил боль, не давая себе сорваться на крик. Легионеры лениво отгоняли сорванцов.

Процессия медленно двигалась дальше. Я провожал ее взглядом, не в силах ступить и шагу. Великий Боже, за что Ему такие страдания? Я посмотрел наверх… Но там все было ясно. Я был уже далеко, но отчетливо слышал и замедляющийся стук Его усталого сердца, и последние слова, обращенные к Небу: «Боже, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»

…Я живу у Нимрода. Когда-то давно он обучал меня воровскому ремеслу. Теперь он стар. Живет честным трудом, потому что ослеп. Если бы Учитель его излечил, Нимрод снова бы воровал. Но Учителя больше нет. Нимрод до конца своих дней останется честным человеком и умрет в нищете. Ничего. Скоро все утихнет. Люди забудут Учителя. Люди забудут меня. Завтра я попрошу Нимрода, пусть распустит слух о том, что я удавился. Пусть скажет, что я раскаялся в своем поступке и удавился. Люди легко в такое поверят”.

Читайте также:
Голгофа: что это такое, значение и возможные места, где она находится, история

Я думаю, все могло было быть и так, но как было на самом деле — знает только Господь Бог. Дальше я описываю дальнейшую жизнь Иуды. Хотя, согласно Библии, его смерть была ранней и ужасной. По одной версии, он вскоре после своего поступка раскаялся в содеянном и повесился. А точнее — «удавился», вот, читаем: «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».

По другой версии: «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Ну что ж, если преступление Иуды имело место, то и поделом ему. Если же он, вольно или невольно, исполнял особую миссию, возложенную на него Господом — то тогда он, наверняка, вознагражден самим Богом. А человеческие проклятия его не особо беспокоят.

Молебен

Молебен

В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением.

Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу.

Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном.

Какие бывают молебны

Один молебен может отличаться от другого по назначению:

  • Благодарственный молебен;
  • Молебен о здравии;
  • Молебен о путешествующих;
  • Молебен о прекращении войны;
  • Молебенн о прекращении засухи.

Также молебны бывают:

  • Простые;
  • Благодарственные;
  • Водосвятные;
  • Акафистные.

Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего.

Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться.

Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.

Разными молебны бывают и потому, к кому обращаются молящиеся:

  • К Богу;
  • Богородице;
  • Святым.

Благодарственный молебен обращен ко Господу.

Как заказать молебен

Бывают общецерковные молебны и молебны, которые заказывают верующие по своим потребностям. Чтобы заказать молебен надо:

  1. Подать записку в храме.
  2. В записке указать вид молебна и, к кому он обращен.
  3. Если молебен обращен к святому или святым, важно указать, к кому именно.
  4. Важно не забыть перечислить имена тех, за кого вы хотите заказать молебен. Хотя, в любом случае, Господь ведает их имена!

Молебны никогда не совершаются после Литургии. Служение молебна как части Литургии противоречит уставу Русской Православной Церкви.

Почему? Объяснение есть в книге «Евхаристия» профессора Архимандрита Киприана (Керн):

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

В каких случаях заказывают молебен

Молебен заказывают в двух случаях:

  1. Прошение;
  2. Благодарение.

Молебен обычно выражает прошения о живых, потому что молитву об усопших называют «панихидой».

Что входит в чин молебна?

Молебен похож на сокращенный вариант утрени. Евангелие на молебне читают не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне читают канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. К молебну может добавляться пение акафиста.

Что означает Водосвятный молебен?

Чины освящения жилья, автомобиля, предметов быта тоже относятся к молебнам. Отдельным же видом молебнов выделяют Водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время, когда людям требуется святая вода.

Водосвятные молебны служат в храме ежедневно или по воскресным дням. На водосвятном молебне также могут освятить иконы и нательные крестик.

Благодарственный молебен для тех, кто желает присоединиться к благому начинанию

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Читайте также:
Шестиконечная звезда в православии: значение, история и особенности

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом Израилев; яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом ааронь; яко благ, яко в век милость eго. Да рекут убо вси боящiися Господа; яко благ, яко в век милость eго. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся; что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо eсть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо eсть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко oгнь в тернiи; и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прiят мя. Крепость моя и пенiе мое Господь, и бысть ми во спасенiе. Глас радости и спасенiя в селенiих праведных; десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды; вшед в ня, исповемся Господеви. Сiя врата Господня; праведнiи внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Камень, eгоже небрегоша зиждущiи, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и eсть дивен во oчесех наших. Сей день, eгоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в oнь. О, Господи, спаси же, О Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне; благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам; составите праздник во учащающих до рог oлтаревых. Бог мой eси ты, и исповемся тебе; Бог мой eси ты, и вознесу тя; исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды).

Миром Господу помолимся.
— О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
— О Великом господине и отце нашем нашем Святейшем Патриархе Кирилле и о господине нашем ( блаженнейшем, епископе, архиепископе, митрополите + «имярек»), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.
— О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся.
— О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих, во смиренном сердце приносим; но яко кадило благовонное, и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся.
— О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе намерение и желание верных Своих, во благое всегда исполнити, и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабу прошения даровати, Господу помолимся.
— О еже избавити Церковь Свою Святую и рабов Своих, имена рек:
/читаются имена для поминовения, можно молитвенно добавить имена родных и близких людей/
и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых; здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.
— Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый».

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Богородице, Христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Премудрость, вонмем. (Апостол ко Ефесеем, зачало 229 — 230-е)
«Братие, якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно богови: и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть: сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениихъ и песнех духовных, воспевающе и поюще въ сердцах ваших господеви, благодаряще всегда о всех о имени господа нашего иисуса христа богу и отцу, повинующеся друг другу в страсе божии.»

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!
Мир всем. Услышим Святаго Евангелия чтение. Вонмем. (Евангелие от Луки, зачало 85-е.)
«Во время оно, входящу Иисусови в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча. И тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны. И видев рече им: шедше покажитеся священником. И бысть идущым им, очистишася. Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая, и той бе Самарянин. Отвещав же Иисус рече: не десять ли очистишася? Да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? И рече ему: востав иди, вера твоя спасе тя.»
Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!

Читайте также:
Православие и красная нить из Израиля: отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;
Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы.
Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:
Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея.
Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси.
Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева.
Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися.
Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси.
Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати.

Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки;
во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя.
На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй».

«Якоже ныне, милостивно услышал еси молитвы рабов Твоих, Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия Твоего, сице и в предняя не презирая, исполни во славу Твою вся благая хотения верных Твоих, и яви всем нам богатую милость Твою, вся нам согрешения презирая: молимся Ти, услыши и помилуй».

«Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения, да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством Славы Твоея, и низпосли всегда яко щедр рабом Твоим богатыя милости, и щедроты Твоя, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую (обитель сию, или град сей, или весь сию) избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие, и во всех добродетелех преспеяние даруй, молим Ти ся, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй».

По окончании ектений: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…», «Аминь», «Господу помолимся», «Господи, помилуй»!

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши».

«Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков», после чего поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или же песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим »

По окончании пения: «Премудрость», «Честнейшую херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец. Аминь!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как правильно заказать молебен

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Перед тем как рассматривать, какие молебны заказывают, нужно понимать, что это понятие означает. Молебен – особое богослужение, в процессе которого просят Господа, Богородицу и Святых о послании милости или благодарят за получение определенных благ.

Это богослужение является кратким. Она проводится в утренние службы. В свою очередь молебен делится на:

  • Благодарственный
  • Прошение.
  • Частые.
  • Общенародные.

Осуществляя прошение — молящие просят у Бога о помощи, в благодарственных молебнах — славят ми благотворят Святых. Частные молебны – происходят по просьбе молящих. Общенародные – это службы, осуществляемые богослужителями по общественно-церковным нуждам.

Структура молебна состоит из троктарей, Евангелия, канонов, молитв, ектении. Заказать молебны можно в монастирях, церквях.

В каких случаях заказывают молебен

На самом деле молебны в церкви или храме может заказать любой желающий. Многие задаются вопросом в каких случаях заказывают молебен. Случаи могут быть самые разные от просьб о исцелении до помощи в начале бизнеса. И так рассмотрим какие молебны можно заказать в церкви и перед какими иконами произносят молитвы:

  • При различных тяжелых жизненных ситуациях и присутствии на душе терзаний молебен возносится Владимирской иконе,
  • При неизлечимых, затяжных болезнях обращаются к иконе «Целительнице»,
  • При болезнях уха и проблемах со слухом — икона «Нечаянная радость»,
  • С просьбой об исцелении от таких недугов как наркомания, алкоголизм – к иконе «Неупиваемая чаша»,
  • Исцеление от неврологических заболеваний заказывают молебен к иконе «Споручница грешных»,
  • При онкологических заболеваниях молятся к иконе «Всецарице»,
  • При унынии и тоске произносят молебны к иконе «Одигитрия»,
  • При болезнях опорно-двигательной системы молятся благоверным князьям Глебу и Борису,
  • При частых семейных неурядицах – икона «праведного Иоанна Кронштадскому»,
  • При житейских нуждах – блаженной Матроне,
  • От колдовской силы – священномученикам Киприану и Иустине,
  • О проблемах с жильем и создании семьи молебны заказывают к иконе «Неувядаемый цвет».
Читайте также:
Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Это не полный список перечня всех образов Богородицы и Святых Угодников. На самом деле их намного больше. Если вас интересует, кому заказать молебен о работе, учебе и других потребностях, тогда просто необходимо обратится в ближайший храм. Там вам подскажут и расскажут, какую службу, к какому образу читаются.

Какие молебны заказывают в церкви и правильность их подачи

Как уже упоминалось выше, молебны в церкви может заказывать абсолютно любой человек, в любом возрасте и любого пола. Главное чтобы он был крещенным. Но перед тем как обратится в церковь или храм за уточнением какие молебны можно заказать, и к какому образу, необходимо знать как правильно их подавать.

  • Молебен подается в церковь в виде записки на четвертой части листа А 4 или половине тетрадного листа. Записку можно написать как дома, так и в самой церкви.
  • Также стоит отметить, что молебен может подаваться о здравии или о упокоении. Обращение может быть не только к святому, Богородице, но и к Господу Иисусу Христу.
  • Он может быть простым или с водосвятием.
  • Все это обязательно нужно указывать при составлении записки. Ее нужно подавать до проведения Литургии вечером или ранним утром.
  • Лучше это сделать накануне проведения Литургии, чтобы святой отец мог заранее ознакомиться с именами.
  • В записке нужно указывать имена только крещеных людей, записывая их печатными буквами в родительском падеже.
  • В одной записке может быть до десяти человек. Если вы хотите написать больше, то необходимо будет разделить количество имен на несколько записок.

Также нужно знать правильность написания имен. А именно сначала пишутся мужские имена, потом женские, девушки, девочки, мальчики и в самом конце пишутся имена детей до 7 лет.

Что значит водосвятный молебен?

Водосвятный молебен – это молебен, который включает в себя освящение воды. Для этого посредине храма ставится стол, на котором будет размещаться чаша с водой и Крест с Евангелием. После того, как зажгут свечи, читают псалмы, поют тропари, проводят обряд крещение воды.

После окончания молебна водосвятия, воду забирает тот человек, кто заказал такой обряд. Не редко бывает такое, что воду забирают не всю, и она остается и другим присутствующим на обряде людям.

Нужно сказать, что такие молебны в последнее время заказывают достаточно часто, поэтому в церквях практически всегда есть емкость со святой водой, которую можно без проблем набрать в любое удобное время.

Чем отличаются молебен за здравие и за упокой?

Перед тем как закончить рассказывать о молебнах, хотелось обратить внимание на том, что такое молебен за здравие и что такое молебен за упокой и зачем они проводятся.

Записки о просьбе провести службу о здравии, подаются в том случае, если живущему человеку необходима помощь в борьбе с каким либо недугом, душевной травмой, покаяться в грехах. Также в молебнах о здравии просят вознести молитву об успехах в учебе, работе, когда отправляемся в дальнее путешествие или командировку. Кстати молебен о здравии можно заказывать на разные сроки: на 1 день, 40 дней, полгода, год. Если это касается путешествий, то на весь период поездки.

Молебен за упокой – это молитва о даровании покоя душе усопшего. Помните, что чем больше молитв читается по смерти человека для жизни земной, тем легче душе в мире ином.

Записки за упокой подаются по правилам аналогичным, как и для записок о здравии.

Если вы занятой человек и у вас нет возможности, по каким либо причинам посетить церковь или храм, то в минуты вашей слабости, потребности в помощи или просто благодарности читайте молитву «Отче наш»:

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще видео о том, какие молебны можно заказывать в церкви:

Молебен

Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.

Что такое молебен?

Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).

Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.

Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).

Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?

Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).

Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.

Какие бывают молебны

С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.

Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).

Читайте также:
Туринская плащаница: история, значение и тайны, результаты исследований и открытия, место хранения

По количеству участников молебны можно условно разделить на:

• общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);

• частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.

Кому можно служить молебен?

Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.

Молебны Пресвятой Богородице

В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.

По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.

Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.

Молебны святым

Очень часто просительные молебны посвящаются святым.

Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.

Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.

Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.

Молебны о здравии

Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.

Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».

Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.

Молебны об упокоении

Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.

Что такое молебен с водосвятием?

Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).

Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).

Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.

Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.

Как заказать молебен?

Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы. »).

Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.

В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:

• через монастырскую лавку;

• через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: