Как освятить икону: освящение иконы дома и в церкви, можно ли самому

Как освятить икону в церкви и дома

Если не все, то почти все православные христиане слышали, что есть иконы чудотворные, простые и освящённые. И если чудотворную икону приобрести для домашнего использования нельзя, то вот иметь освящённую желает каждый второй. Освящение иконы в церкви и дома — тема этой статьи.

Раньше не требовалось освящать иконы

Наши предки не задумывались о том, как освятить икону. В церкви или при монастыре имелись люди, иконописцы. Это не просто художники, а те, чьё призвание — писать христианские образы.

Создание иконы — не только ремесло и творческий процесс, но ещё и духовное действо. К нему допускали не каждого. Требовался человек благочестивый, который не только трепетно подходил к своему делу, но ещё и.следовал Закону Божьему.

Священник кропит икону святой водой. Это важный момент при освящении образа. Так ему передаётся благодать Святого Духа. Фото: spirovo.ortox.ru

Все инструменты часто изготавливали поблизости, с использованием святой воды. Так и получалось, что в итоге рождался не просто образ — а образ освящённый уже за счёт того, из чего и кем он сделан.

Нужно было ли освящать такие иконы? Вовсе нет.

Раньше иконы были штучными изделиями, но сейчас из-за коммерции их может сделать кто угодно

Но со временем православие на Руси приобрело колоссальные масштабы. Число верующих увеличилось, а сама религия стала трансформироваться. Если прежде церковь служила местом, где люди общались с Богом и между собой, то впоследствии стали больше внимания уделять атрибутике.

Хорошо это? Плохо? Честно говоря, всегда лучше, когда человек смотрит в суть. Надо жить по религии, а не ограничиваться культом предметов.

Нет, в самом желании иметь при себе образ святого ничего зазорного нет. Напротив, это способ сосредоточенно молиться, плюс всегда есть пример духовности перед глазами.

Но вся беда в том, когда икона превращается в предмет некого культа, когда человек мнит, что обладание каким-либо образом уже делает его благочестивым христианином.

К XVII веку спрос на иконы увеличился. Мастера остались, но ясно, что далеко не они смогли удовлетворить спрос на иконы среди верующих.

Рисовали их уже не благочестивые художники, а люди, которые просто зарабатывали этим на жизнь.

Затем и вовсе появились заводские иконы. Так что нет ничего удивительного в том, что верующие хотят вернуться к традиции и приобрести в дом не просто изображение, а освящённую икону.

Образ для освящения должен соответствовать канонам

Вопрос об освящении икон впервые подняли в Западной Церкви. Удивляться тут нечему, ибо там всегда подобные процессы происходили динамичнее. Да и западный прогресс всегда опережал то, что происходило на Руси.

Однако и до нас докатились эти тенденции.

К тому же ситуация усложнилась тем, что многие люди сами стали писать иконы в домашних условиях. Подчас это были образы, которые сильно отходили от канонических.

А что такое канон в иконописи? Это строгая символика, внутренняя суть изображения. Отступишь от него — и уже перед нами не икона, а картинка. Примечательно, что в Русской православной Церкви к канону особенно внимательны. Это наследие византийского подхода.

А вот католический мир чуть вольнее обходится с образами святых. Но там и иконы почитают немного иначе. У нас они ценятся больше.

Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно

Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:

  • икону осквернили;
  • икону реставрировали;
  • икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
  • икону нашли.

В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.

Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику

Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.

Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
  2. Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
  3. Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
  4. Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.

Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой

Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.

Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.

Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru

Иконы, купленные при церкви, уже освящены

Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.

Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.

Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Икону можно освятить в домашних условиях

Бывает, что нужно освятить икону дома. Она может быть дорогой антикварной вещью, которую опасно носить по улицам, а может, возникли какие-то другие обстоятельства. Мало ли что.

Для Русской православной церкви это не препятствие. Распространена практика, когда священника приглашают в дом, чтобы он освятил тот или иной образ.

Процедура ничем не отличается от обычного церковного освящения.

Самостоятельно освятить икону способен только священник

В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».

Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.

Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.

Всё остальное — чуждая православному христианству практика.

Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.

Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения

А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.

В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.

Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.

Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой

Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».

В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?

Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?

То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.

Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:

«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.

Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.

Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.

Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».

Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.

Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.

Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:


Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Как освятить икону в церкви

Во время осуществления религиозных ритуалов, верующие, находясь перед выбранной им иконой могут выполнять множество различных действий. К их числу прежде всего следует отнести следующие: выставление свечек, поклонение, прикладывание и молитва. Их выполнение позволяет людям установить духовную связь между земным и небесным миром для того, чтобы Господь Бог смог услышать их используемое обращение, оказав всяческую помощь. Однако важно понимать, что любая существующая в храме святыня сможет произвести необычайную пользу лишь в том случае, если она будет заранее освящена.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда, главное участие в которых принимает святая вода и прочтение специальных молитв, наделяющие икону благодатью Святого Духа. Только после выполнения всех этих действий, осуществляемые священнослужителями, освященные иконы в церкви обретут высшую силу, превратившись из художественных образов в святыни.

  1. История
  2. Приобретение икон
  3. Важность обряда

История

В истории Древней Руси, процесс освящения икон впервые зафиксирован после колоссальных либеральных реформ, которые были проведены в русских православных церквях в середине 17 века нашей эры. С 1650 годов для получения благодати от Святого Духа, священники стали использовать специально предназначенный для данной процедуры чин.

Для некоторых святынь, существуют особые чины, текст которых отличаются друг от друга. Это характерно для следующих икон:

  • Троицы;
  • Христа;
  • Богородицы.
Читайте также:
Заповедь "Не создай себе кумира": значение, толкование и объяснение

Сама процедура освящения может проходить в любой промежуток времени. Но чаще всего данная совокупность ритуальных действий происходит после утренней службы. А самое распространенное время, которое выделяется специально для освящения икон в церкви – это праздничные и воскресные дни.

Приобретение икон

Некоторые люди полагают, что купленные изделия с изображением Богородицы или Иисуса Христа являются изначально священными образами. И поэтому их вовсе необязательно освящать, поскольку они изначально, в виду своего происхождения являются священными. Однако, людям, которые все-таки стараются придерживаться старинных православных традиций, дополнительное Благословение батюшки лишь повысит уверенность в высшую силу иконы, освятив икону правильно согласно религиозным канонам.

Многие люди освящают иконы в домашних условиях, приглашая предварительно в свой дом священника. Те, кто подобного рода затеи остерегается, самостоятельно читают молитву и окропляют новую икону святой водой.

Важность обряда

Освящение икон имеет важное значение для православной культуры и религиозных верующих в целом.

Оно позволяет благословить художественные библейские образы, изображенные на полотне.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви. Кроме того, духовная связь с Богом становится прочной и люди оказываются услышанными.

Многие люди также совершают обряд освящение для помещения или после покупки нового автомобиля. Переезжая в новую квартиру, людей может беспокоить негативная атмосфера, вызывающая различные беспокойства. И в этом случае освящение с использованием молитвы и святой воды способна восстановить энергетический баланс дома, придав внутреннему убранству тепло, а также уютную атмосферу. Во время совершения данного церковного обряда, детям будет комфортно учить уроки в освященном помещении, а взрослым выполнять свои бытовые обязанности.

Освящение квартиры или дома лучше всего проводить в четверг.

Для выполнения этой процедуры, первым делом необходимо поставить свечки в церкви и прочитать перед ними следующую молитву:

Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из нее бесовскую мощь. Да будет так. Аминь.

Далее, верующим следует возвратиться обратно к себе домой и держа в руках зажженную свечку пройтись по углам всех комнат.

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Читайте также:
Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

Читайте также:
Можно ли на Пасху на кладбище: почему нельзя ходить и когда лучше посетить

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Как прикладываться к мощам святых?

С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.

Читайте также:
Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому;
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
  • написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
  • складной стул;
  • лекарственные средства;
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
  • объяснить смысл происходящего действия;
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
  • мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
  • мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.

Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.

Мощи святых угодников Божьих:

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Как правильно прикладываться к святым мощам и как выглядят нетленные останки

Мощи (нетленные останки) святых, согласно верованиям христиан, обладают чудодейственной силой. Если к ним прикоснуться, можно излечиться от многих болезней, защититься от зла и демонской силы. Верующие верят, что великомученики, которые при жизни прославились добрыми делами во славу Господа, после своей смерти могут помогать людям, исцелять, направлять на путь истинный. Такую силу останкам святых дает сам Всевышний.

Значение мощей в православии

Святые мощи, то есть останки (кости) людей, причисленных после смерти к лику святых, согласно закону Святой Церкви, являются объектом поклонения и почитания. Они сохраняются и используются с нравственно-назидательной целью. Считается, что останки святых людей являются носителем святейшей благодати.

Верующие почитают не только кости, но и прах или пепел канонизированного после жизни земной человека. Любые святые останки являются мощами, которым принято поклоняться. Ведь они принадлежат людям, при жизни совершавшим подвиги во имя Церкви, служившим Богу верой и правдой, прославившимся умением творить чудеса.

Читайте также:
Мощи Сергия Радонежского: где находятся и как проехать, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Есть еще такое понятие, как нетленные мощи. Обычно после смерти тела людей предают земле. Спустя какое-то время церковнослужители раскапывают могилы праведников. Делается это исключительно в религиозных целях.

Если тело не превратилось в прах, к тому же издает благоухание и приятный запах, то такой факт является основанием считать мощи человека нетленными и святыми. Вид у покойника должен быть таким, будто он умер совсем недавно.

Правда, наличие лишь одних нетленных мощей не является предпосылкой канонизации человека. Это всего лишь доказательство его святости. Человека причисляют к лику святых, если он самоотверженно служил Всевышнему и народу. На Руси бывало так, что священнослужителя, верой и правдой служившего Церкви, могли не канонизировать только потому, что его тело длительное время пролежало в земле и успело истлеть. Зато недавнее захоронение, не успевшее превратиться в прах, причисляли к лику святых. Нетленность тела считается проявлением Божьего всемогущества, чудесным явлением, живым уроком и доказательством грядущего Воскресения. Хотя в Греции, наоборот, почитаются только кости, а наличие плоти на них может считаться признаком греховности.

Как делают мощи святых

После смерти людей, согласно христианским традициям, хоронят, то есть закапывают в землю. Спустя какое-то время мощи святых достают из могилы, внимательно осматривают и переносят в храм. Согласно церковным правилам, богослужение можно проводить только в той церкви, в которой имеются останки святых.

Помазанные миром мощи кладут в ковчежец, который устанавливают под престол. Это делается для того, чтобы Литургия проводилась в присутствии великомучеников, отдавших свою жизнь за веру в Господа. Живые и ушедшие на небеса вместе молятся Богу. Это является подтверждением того, что смерть — это не конец, а только начало. Живые впитывают в себя веру, которую излучает святыня. К тому же святые мощи являются примером для людей, побуждают верующих вести праведный образ жизни, прославлять Всевышнего, быть готовым пожертвовать всем ради святого дела.

Как правильно прикладываться к мощам

Согласно верованиям христиан, святые мощи имеют чудодейственную силу. Им принято поклоняться. Особая благодать исходит от нетленных останков. Считается, они принадлежат людям, которые вели праведный образ жизни, поэтому особо угодили Всевышнему. Их мощи даже после смерти могут творить чудеса и исцелять больных. Правда, чудодейственную силу они приобретают по Божьей воле. Христиане верят, что припадая к святым останкам, можно исцелиться от любой хвори, слепым — прозреть, а еще спастись от несчастий, бед, прогнать демона.

Верующие могут получить благодать и освящение, поцеловав мощи святых. Правда, обычно святые останки находятся в каком-то закрытом ящике (раке, ковчежце). Святыню выставляют напоказ только на большие религиозные праздники. В такие дни к святейшим останкам стекается толпа. Прихожане по несколько часов стоят в очереди, чтобы взглянуть на чудотворные мощи.

Не рекомендуется подолгу останавливаться около святыни. Прочитать молитву и обратиться за помощью к святому можно, стоя в очереди. Подойдя к раке, нужно дважды поклониться в пояс и перекреститься, поцеловать ларец, потом еще раз поклониться и перекреститься. Если около святыни находится священник, который совершает помазание, то третий поклон и крестное знамение делают после помазания.

Что еще нужно знать про церковный этикет

Верующие обязаны посещать храм хотя бы раз в неделю, во многих церквях богослужения проводят только по воскресеньям. Согласно церковному этикету, нельзя заходить в церковь женщине с месячными. Лучше в такие дни остаться дома и помолиться около иконы. Мужчинам сразу после семяизвержения нужно совершить омовение, а только потом можно посетить храм.

В церковь женщины должны прийти с платком на голове и в длинном, закрывающем плечи, грудь, руки, колени, платье. Мужчины могут надеть костюм. Во время богослужения по церкви нельзя ходить. В храме запрещается громко разговаривать, смеяться, говорить по телефону. Подходить к иконам можно только после службы.

Если Литургия еще не началась, то, зайдя в церковь, верующий обязан поклониться главной иконе, которая находится в центре храма, а еще кресту. Перед тем, как поцеловать святейший образ, нужно дважды поклониться и перекреститься. Нельзя дотрагиваться до лика святого.

Целовать можно изображение рук, ног, одежды. Дотронуться до святого образа можно только один раз. После прикладывания к иконе нужно еще раз поклониться и перекреститься. Потом можно прочитать молитву, покаяться в прегрешениях и мысленно попросить Бога о помощи. Можно поставить купленные при входе в храм свечки за здравие или за упокой.

Где можно найти нетленные мощи православных

Особой чудотворной силой обладают мощи Иисуса Христа. Правда, он телесно вознесся на Небеса, поэтому его останков на земле нет, только частицы плащаницы. Зато во многих храмах хранят нетленные мощи праведников. Почитаемые святые останки, которые являются общепризнанными объектами поклонения, привозятся в другие церкви по большим праздникам или на несколько дней для поклонения.

Чаще всего в Россию привозят останки святых с Афона. Правда, в каждой епархии есть и свои святыни, которым можно поклониться в любое время и никуда не ездить.

Список мощей, которые обладают чудотворной силой:

  1. Пантелеймона Целителя. Голова великомученика, прославившегося при жизни и после смерти чудесами исцеления немощных, хранится в Греческом мужском монастыре на Афоне. Другие части тела находятся в разных храмах мира. В итальянском городе Равелло в кафедральном соборе есть капсула с запекшейся кровью святого. Святые останки есть и в России. Хранятся они в Москве в Сокольниках в церкви Воскресения Христова. Еще его останки есть в Санкт-Петербурге в Соборе Рождества Христова, в подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря.
  2. Георгия Победоносца. Правая рука до локтя, принадлежащая Георгию Победоносцу, расправившемуся со злым божеством-змеем, хранится в серебряной раке в монастыре Ксенофонта на святой горе Афон.
  3. Димитрия Солунского. Сын римского проконсула Димитрий втайне проповедовал и обращал язычников в христианство, за что был убит копьем. Его святые останки хранятся в Салониках в Греции.
  4. Силуана Афонского. Мощи афонского монаха, родившегося в Тамбовской губернии, хранятся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
  5. Владимира Крестителя. При этом великом князе Русь крестили по греческому закону. Часть его останков покоится в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры. Мощи Владимира хранятся и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
  6. Александра Невского. Святыня, оставшаяся от великого князя и полководца, покоится в Александро-Невской Лавре.
  7. Петра и Февронии. Святейшие останки покровителей семьи и согласия в браке хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
  8. Святого Луки Крымского. Святые останки Луки, при жизни служившего врачом и хирургом, покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.
  9. Святого Спиридона Тримифунтинского. Святые мощи Божьего угодника, совершавшего при жизни чудеса, покоятся в соборе Спиридона Тримифунтинского в Греции на острове Корфу.
  10. Матроны Московской. Еще при жизни святая умела исцелять и предсказывать будущее. Ее чудотворные мощи находятся в Покровском столичном монастыре.
Читайте также:
Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Каждый год тысячи паломников приезжают к святым останкам, молятся возле них и просят о помощи. Верующие искренне верят в чудодейственную силу святыни. Христиане просят об исцелении от тяжелых болезней, о помощи в семейных и житейских делах.

Прикладываясь к мощам можно только одну просьбу. Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции

Где можно поклониться мощам Матроны Московской

Мощи святой Матроны Московской хранятся в Покровском монастыре в столице, куда святыня была перевезена в 90-х годах прошлого столетия. Тогда же было принято решение о канонизации прославленной верующей, которая силой своей морали и духа помогала десяткам людей найти верный жизненный путь и исцеление от тяжких хворей.

Мощи святой Матроны хранятся и в нескольких других монастырях и храмах на территории России, но именно Покровский монастырь в столице считается ее посмертной обителью. Обратиться с молитвой к святой можно также у ее икон, которые хранятся в домах верующих или в храмах по всей России. Можно молиться Матроне и у образа Богородицы. Главное — делать это с открытой душой.

Святая Блаженная Матрона Московская

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

2 мая день памяти, 8 марта день обретения мощей, а 22 ноября день ангела матушки Матроны. Блаженная Матрона была названа в честь преподобной Матроны Цареградской, или Константинопольской (+ ок. 492).

Блаженную Святую Матрону Московскую многие ласково называют Матронушка. Рассказывают, что при поклонении мощам или иконе Матронушки, чувствуется необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, как будто родная бабушка погладила ласковой морщинистой рукой по голове, и все печали разом улетучились, как в детстве.

В Спасском соборе есть икона Святой Матронушки с мощами. К ней можно приложиться в любое время, когда Собор открыт. Кроме того, каждую среду после Утрени служится молебен с акафистом Святой Матронушке. Молебен можно заказать ОНЛАЙН.

В чем же помогает Святая Матронушка?

Матронушка помогает в любых жизненных ситуациях: в исцелении от болезней, при финансовых трудностях, в сохранении семьи, при несчастной любви, при заботе о детях и их благополучии, в наступлении беременности. И каждого обращающегося к ней за помощью Матронушка укрепляет в вере, учит доверять Господу и полагаться на Его волю.

Как правильно просить у нее помощи?

К Матронушке можно молитвенно обращаться, как к любому другому святому Православной церкви, памятуя о том, что, прежде всего, должно обращаться в молитвах к Спасителю и Его Пречистой Матери. Есть обычай приносить блаженной Матроне живые цветы. Придел, где стоит рака с мощами святой в Покровском монастыре г. Москвы, всегда утопает в роскошных букетах. У иконы Матронушки в Спасском соборе тоже всегда стоят цветы.

Житие Святой Блаженной Матроны Московской

Родилась Матрона Димитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, но жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Семья жила очень трудно, и родители решили отдать девочку в приют. Но мать Матроны – Наталья увидела вещий сон, как не родившаяся дочь явилась к ней белой птицей с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Наталья углядела в этом знамение и после рождения оставила дочку дома. Дочь родилась слепой, но матушка «любила свое дитя несчастное».

При крещении девочка была названа Матроной. Когда священник опустил дитя в купель, все увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, сказал: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».

Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности.


С 7-8 возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. Есть предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». Но никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда.

Читайте также:
Скрижали Моисея: понятие, смысл и значение в православии, история и виды

Много людей приезжало за помощью к Матроне. Помощь, которую подавала Матрона болящим, имела христианскую природу. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Матрона читала молитвы над водой и давала ее людям, приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею, избавлялись от различных напастей.

В 1925 году Матрона перебралась в Москву, в которой прожила до конца своих дней. Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Матрона жила в разных семьях, везде без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки. Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Так проходили годы. Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».

В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Какой запомнилась Матронушка людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла, была немногословна.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. 2 мая 1952 года она почила.

Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы. Матронушку знают десятки тысяч православных людей. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом.

Сейчас мощи Матроны Московской находятся в Покровском монастыре г. Москвы.

«Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Храни вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и блаженной Матроны Московской!

Прочитать и скачать Акафист Блаженной Матроне Московской можно ЗДЕСЬ.

автор Лариса Болычева

Что нужно брать с собой на поклонение мощам Матроны Московской

Верующему человеку, который стремится помолиться Матроне Московской, не нужно иметь при себе ничего важного и особенного. Главное требование — чистое сердце и искренняя вера в помощь святой. Важно обращаться к ней только с праведными желаниями, исполнение которых не принесет вреда другим людям.

По традиции, к мощам Матроны Московской православные несут живые цветы в любом количестве. Это может быть целый букет или один цветок. Важно лишь сделать подношение с искренним желанием и открытой душой. После молитвы у святыни служительницы церкви дают всем пришедшим один или несколько живых цветов, которые уже были возложены предшествующими православными.

Считается, что дар, побывавший у мощей Матроны, несет в себе целебную энергетику. Цветы засушивают, чтобы после хранить в уголке с образами или использовать для заваривания лечебных отваров.

Деньги, подарки, свечи и другие материальные предметы для поклонения мощам не потребуются. Женщинам важно проследить, чтобы их голова была покрыта платком. Цветы принести стоит лишь по желанию. Если возможности нет — этот атрибут также не обязателен. На поклонение мощам можно принести также письмо от больного человека, у которого нет сил совершить паломничество.

Что можно и нельзя просить у святой Матроны Московской

К святой Матроне Московской православные обращаются со всевозможными просьбами. Ее молят об исцелении себя или родных людей от тяжелых болезней. К ней идут за помощью бесплодные женщины, мечтающие о рождении ребенка. Также молят святую о встрече с суженым, о силах на достижение поставленных целей, о невинно осужденных, о людях с психическими расстройствами, о правильном выборе на жизненном перепутье.

Просить у святой нельзя материального достатка. Деньги являются той целью, на достижение которой человеку не нужна Божья помощь. Новую работу у святой просят только в самых сложных жизненных ситуациях. В целом перемены подобного характера зависят от самого человека.

Нельзя обращаться к святой, если сердце полно злобы, зависти, ненависти к другим людям. Все просьбы должны быть чистыми и бескорыстными. Нельзя просить о вреде, который может быть нанесен другим людям, так как беда после может свалиться на голову просящего.

Важно не забывать, что любое проявление порока Высшие силы увидят. Бесполезно просить лада в семье тому человеку, который сам для улучшения ситуации ничего не делает. Лучше не просить личного счастья, которое может принести несчастье другому человеку. То есть молитва о воссоединении с любимым человеком, который является чужим мужем, вряд ли будет услышана.

Кто такая Матронушка и в чем помогает

В наше время многим людям необходима помощь. Все обращаются к чему-то высшему. Это объясняется тем, что не всегда мы можем найти поддержку со стороны, и поэтому возносим свои молитвы к небесам и святым. Матронушка стала известной еще при жизни. Она вела праведную жизнь и своими молитвами вымаливала чудеса для всех просящих перед Богом. Большое количество людей обращаются к ней за помощью в решении своих житейских невзгод.

Читайте также:
Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

Многие задают вопрос о том, что можно просить у Матроны? Еще при жизни матушка говорила, что когда умрет, то к ней будут приходить и рассказывать все как живой и просить о помощи. А она будет слушать и помогать. Люди, кто обращались к ней за помощью отмечали, что она быстро откликается на прошения. Самое основное – чтобы обращение шло от чистого сердца. Нет определенного перечня проблем, в которых помогает старица, но все вспоминают о том, с чем обращались к ней паломники. О чем просят Матрону Московскую:

  • о возвращении мужа в семью,
  • излечении от тяжелой болезни,
  • об обретении работы,
  • о даровании детей,
  • о помощи в поисках счастливой любви
  • о финансовом благосостоянии,
  • о сохранении семьи,
  • о заботе о детях и их благополучии.

Известны такие случаи, когда после длительных проб беременность не наступала. Тогда супруги обращали свои молитвы к ней и долгожданное событие приходило. Матрона не только укрепляет веру в Господа, но и учит полагаться на Его волю, а также доверять Господу.

Так же читайте: Молитва Николаю Чудотворцу о здоровье ребёнка

Пастыри о поклонении святым мощам

Что следует просить у святого?

В России сейчас пребывают мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?

Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии

– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.

Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.

Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии. Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.

Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.

В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.

Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест

В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.

В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.

Читайте также:
Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Первое, о чём нужно просить, это о преуспеянии в духовной жизни

По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи

– На самом деле, вопрос такой даже не должен стоять у православного: о чём просить у святого? Во всяком случае, в первую очередь. Об умножении веры и любви к Богу и ближним, о решимости в исполнении заповедей Христовых, о познании Его святой воли и о даровании разумения и сил для её исполнения. Словом, первое, о чём нужно просить, независимо от обстоятельств жизни – это о преуспеянии в духовной жизни и для нас самих и для наших близких, потому что это главное в перспективе нашей вечности. Конечно, бывают какие-то чрезвычайные обстоятельства, нужда, болезни, бедствия в нашей жизни и жизни наших близких, когда просто невозможно не просить о помощи в конкретных, житейских нуждах. Когда человек буквально, что называется, вопиет. Можно ли? Можно и нужно, конечно, но и при этом надо иметь смирение, некое пространство сердца, осознающее, что иное есть воля Божия и иное – человеческая, и по неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи, и напротив – не всегда полезно для нас то, о чём мы просим, каким бы очевидно и вопиюще необходимым не казалось нам просимое. Вот в этом простом: «но не как я хочу, а как Богу будет угодно» и состоит необходимое в приложении к всякому делу и ко всякой молитве – смирение.

Бог Источник и Солнце, а святые зеркальца, отражающие Его свет

Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь

– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.

О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:

– Святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться – мне постоять важно, мне помолиться важно»…

Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы

А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.

Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: