Как пишут иконы: как правильно и кто рисует для церкви, кому можно писать иконы

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы.

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся.

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится.

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»
Про­цесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске

Как и кто пишет иконы для церкви?

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Как писать икону и кто это делает?

Написание иконы — это сложный процесс. Как писать икону, кто их пишет и можно ли это делать самому? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье!

Как писать икону?

6 мая в Сербии празднуют «Джурджевдан», день святого Георгия. Для многих сербов — это семейный праздник. Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, написать копию. Заказали в монастыре доску и… в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру. Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы.

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить — залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт — левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей). Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока — ткань клеящаяся на поверхность доски).

Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.

Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать.

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья — тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

Следующий этап — подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая — повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность. Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.

Когда иконы становятся занятной безделушкой, это кощунство

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.


Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.


История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.


Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Иконописцы Екатеринбурга — о постмодерне, иконах в подарок и «Страдающем Средневековье»

О вере, иконах в подарок и «Страдающем Средневековье»

Я пишу иконы частично натуральной темперой, частично заводской — это среднее между акварелью и маслом, где связующим краски является яичный желток. Образ для иконы появляется не сразу. А еще при каждой работе мне приходится преодолевать себя. Возможно, это связано с отсутствием художественного образования, либо я просто много на себя беру. Обычно я строго себя оцениваю, но последние работы мне нравятся. Кажется, что во время их написания я как-то вырос.

Иногда я делаю рисунок сам, ориентируясь на образцы, а иногда пользуюсь готовыми прорисями (контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путем процарапывания по левкасу на доску или на штукатурку, — Прим. ред.). Лучше рисовать самому, чтобы овладеть иконописным языком в совершенстве и говорить на нем, как на родном. При этом древние образы — главный источник вдохновения. Мы живем в удивительную эпоху, когда знаем, как писали иконы, начиная с пятого века. У иконописцев никогда не было доступа к такой информации. Перед нами же открыто все искусство Церкви. Ни Достоевский, ни Пушкин не видели «Троицу» Рублева в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, потому что она стала открытой только в начале прошлого века.

Происходящее с иконой сейчас называется постмодерном. Можно писать иконы, ориентируясь на искусство катакомб либо обращаясь к опыту Древней Руси

До 19 века иконописцы не пользовались лаками, и иконы покрывали олифой. Олифа со временем темнела, поэтому уже через сто лет доска становилась черной. Из-за этого другие иконописцы заново прописывали сюжет по темной олифе, утрачивая оригинальную стилистику. Когда икона была готова, ее снова покрывали олифой и через определенный срок прописывали заново. Когда в 1904 году стала развиваться реставрация, мастер открыл небольшой фрагмент «Троицы». Живопись многих смутила, потому что представления о древнерусском искусстве были другие. На оригинальной иконе было буйство красок, хотя верхние записи были очень сдержанными. Это доказывает, что язык иконописи постоянно меняется. Не удивительно, ведь меняется и общество. Происходящее с иконой сейчас называется постмодерном. Можно писать иконы, ориентируясь на искусство катакомб либо обращаясь к опыту Древней Руси — вариантов много.

Мне хочется дарить свои иконы близким, но пока не получается. Даже не знаю, почему. Когда человек приходит заказывать икону, у него есть потребность в ней, а значит, что потом он будет бережно к ней относиться. Возможно, она даже станет семейной святыней, будет передаваться из поколения в поколение. С иконой в подарок так не работает.

Есть паблик «Страдающее Средневековье», которым занимаются люди с хорошим историческим образованием. Они подставляют средневековым миниатюрам смешные реплики из современной жизни. Это начиналось ради шутки, но сейчас создатели паблика издают книжки. У меня есть две, одна так и называется «Страдающее Средневековье». В предисловии говорится, что средневековое представление о границе между сакральным и профанным раньше было довольно широким. В некоторых храмах 10–12 веков мы можем увидеть странные сцены (даже приводить примеры не хочется), которые сегодня религиозные люди могут воспринять как богохульство. Поэтому меня не оскорбляет, когда религиозная тематика встречается на предметах одежды, обложках музыкальных альбомов. Не думаю, что в этом таится опасность. Мы живем в такую эпоху, где эта игра неизбежна.

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.


Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

  • Икона святой Марии Магдалины
  • Икона 40 севастийских мучеников
  • Икона святого Григория Богослова

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.


Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности

  • Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  • Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  • Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.
  • Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

    Есть такая профессия — иконы писать

    Что такое профессия? А что — призвание? Всегда ли эти понятия совпадают? Эти вопросы становятся особенно интересны, когда сталкиваешься с молодой девушкой и узнаешь, что в наше время, когда многие при выборе будущего ставят во главу угла зарабатывание денег, а она выбрала для себя такое занятие, как иконопись.

    Что привело её к этому, какие перспективы развития она видит, насколько актуальна и востребована эта профессия сейчас? И самое главное — каким должен быть внутренний мир человека, который пишет не просто пейзажи и портреты, а ИКОНЫ? Все эти и другие вопросы мы задали Анастасии Колесовой — молодой девушке, которая выбрала для себя особый путь — путь иконописца.

    Анастасия Колесова, студентка Курской православной духовной семинарии.

    — Здравствуйте, Анастасия! Расскажите немного о себе, своем детстве и семье, в которой Вы выросли. И нам, и нашим читателям очень интересно узнать о том, как в человеке рождается желание писать иконы.

    — Добрый день. Меня зовут Колесова Анастасия Николаевна. Мне 23 года. Родилась я в г.Усолье-Сибирское, а в 7 лет переехала в Казань. Закончив общеобразовательную и художественную школу, поступила в Казанское художественное училище имени Фешина на отделение ДПИ и закончила его с отличием. Родители не имеют отношения к искусству, папа автослесарь, мама экономист. Желание заниматься иконописью вошло в мое сердце постепенно. С раннего детства я любила рисовать, мечтала стать художником и всю жизнь шла к этой цели. Помню, ещё когда я училась в художке, кто-то пошутил, что я стану иконописцем, но мне эта шутка не понравилась и я сказала, что не хочу быть иконописцем и никогда им не стану. Потом во время обучения в училище, мне попала в руки книга Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния», там рассказывается о человеке без рук и ног, он научиться рисовать, держа кисть во рту, и стал писать иконы. Меня поразила целеустремлённость и великая сила духа этого человека. Но иконопись казалась мне чем-то далеким, недосягаемым, непонятным, слишком сложным, ответственным и глубоко духовным занятием. В общем не для меня. Я отложила книгу и забыла про всё это. Закончив училище, я пошла работать в школу. Учиться дальше я вовсе не собиралась. Но занимаясь преподаванием, я поняла, что хочу не учить кого-то, а творить самой. И решила пойти учиться дальше. Выбирая куда же поступать, я остановилась на иконописи.

    Родилась я в православной семье и с детства росла в вере. православная. С детства росла в православной вере. Бог и Церковь имеют для меня очень важное значение и стоят на первом месте. У меня появилось желание объединить в своей жизни религию и творчество, поэтому я заинтересовалась иконописью.

    Изначально я поступала в Московскую духовную академию в Троице-Сергиеву лавру на иконописное отделение. Не поступила, но меня перенаправили в Курскую православную духовную семинарию. Я согласилась и сейчас учусь на втором курсе. Всего учиться пять лет. Самый главный предмет – это, конечно же, иконопись. Им мы занимаемся с утра до вечера каждый день. В нашей школе огромное внимание уделяется рисунку, поэтому мы рисуем один и тот же образец по три раза: рисунок карандашом, рисунок кистью и гризайль. Ещё есть такие предметы, как церковнославянский язык, катехизис, иконография или история иконописи, общецерковная история, история русской православной церкви, ветхий и новый завет, нравственное богословие. Ещё желающим предоставляется возможность научиться церковному пению.

    На занятиях по иконописи.

    — Какие иконы Вы уже написали?

    — Я ещё не написала ни одной иконы, т.к я только учусь. Возможно, первую икону мне дадут в следующем учебном году. А пока я тренируюсь на таблетках (залевкашенных фанерках), учусь работать с натуральными пигментами, копирую фрагменты икон.

    Пока я только учусь иконописи, всё мне кажется новым и интересным. На данном этапе самое сложное освоить краски. Привыкнуть к необычным свойствам натуральных пигментов. Понять сколько нужно добавлять яичной эмульсии в краску, чтобы работа не была слишком жирной или, наоборот, когда мало эмульсии работа начинает «жухнуть», высветляться, покрываться белым налетом. Ещё для меня было величайшим открытием при написании синих одежд для получения синего цвета использовать черный + белый, причем получился не серый, а хороший синий цвет. Это сломало все устоявшиеся правила в моей голове.

    За время обучения хочется успеть нарисовать как можно больше святых образов. Преподаватели предоставляют возможность самим выбирать образцы, которые нравятся. Главный критерий, чтобы образец был древним и понятным для обучения. Больше мне нравится древнерусская иконопись: иконы Андрея Рублева и иконы Кирилло-Белозерского монастыря. А также очень впечатляет византийская икона.

    Учебные эскизы икон.

    — Вы изучаете историю церковного искусства?

    — Это один из самых интересных и важных предметов. Конечно, время вносит свои коррективы в церковное искусство. Например, всё чаще можно встретить реалистические изображения. Но мне больше нравятся иконы, написанные строго по канонам. Каноны — это не только свод правил, но и красивый язык, сформированный веками, который наиболее точно может передать духовный мир.

    Фрагменты эскиза иконы.

    — Какова технология написания иконы? Изменился ли этот процесс с течением времени?

    — С древних времён сохранились технологии написания икон. И в настоящее время можно написать икону по древним традициям. Например, в нашей иконописной школе учат работать по древним технологиям. Для создания иконы используются только натуральные материалы: левкас (мел, менздровый или желатиновый клей), краски. Используем только натуральные пигменты, которые готовим вручную, натирая на специальном растирочном столе.

    Этапы прорисовки иконы.

    — Как Вы думаете, обязательно ли быть православным человеком, чтобы писать иконы?

    — На мой взгляд, это — обязательно! Писать иконы может только действительно верующий человек, который активно участвует в церковной жизни: посещает Богослужения, участвует в Таинствах. По сути, жизнь иконописца ничем не отличается от жизни обычного христианина. Возможно, просто с него больше спроса (как и со священников) на него смотрят, как на пример. Но все мы люди, все делаем ошибки, падаем, поднимаемся и идём вперёд. В работе иконописца молитва — главное. Иконописец это — кисточка в Божиих руках. Он творит икону с Божией помощью.

    — Что планируете делать после окончания обучения? Где работать? Хотели бы попробовать себя в реставрации?

    — После окончания обучения я вернусь в Казань и буду писать иконы на заказ. Хотела бы заниматься этим дома или в своей мастерской. Мне уже посчастливилось попробовать себя в реставрации. Правда мы реставрировали совсем новые потрескавшиеся иконы. Я научилась снимать лак с золота, расшивать трещины, залевкашивать их, зачищать и золотить. Это был интересный опыт, и я бы хотела научиться реставрировать древние иконы.

    — Большое спасибо, Анастасия, что смогли уделить нам время. Здоровья Вам и Божией помощи в Ваших начинаниях.

    Иконографический канон: язык условностей, понятный всем

    Над­писи могут быть выпол­нены как на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, так и на гре­че­ском. В икон­ных над­пи­сях широко при­ме­ня­ется кон­трак­тура (лат. contractura – стя­ги­ва­ние) – сокра­щен­ное напи­са­ние слова с помо­щью началь­ной и конеч­ной букв. Над кон­трак­ту­рами ста­вится над­строч­ный знак сокра­ще­ния – титло ( ҃ )

    Сокра­щен­ное над­пи­са­ние имени Иисус Хри­стос, состав­лен­ное из двух пар букв под тит­лами:

    . Кре­ща­тый нимб (так назы­ва­е­мое кре­сто­об­раз­ное про­стер­тие), напо­ми­на­ю­щий о крест­ной смерти Спа­си­теля, иску­пи­тель­ное дей­ствие кото­рой обни­мает весь мир, — «кре­сто­об­разно, яко изволи кре­стом мир спасти». Число 4 — образ про­стран­ствен­ной пол­ноты. Четыре «конца», состав­ля­ю­щие в пере­се­че­нии крест, соеди­няют в нем четыре сто­роны света.

    В трех види­мых сто­ро­нах креста нимба пишутся буквы гре­че­ского слова

    , что значит Сущий. Прием появ­ля­ется при­мерно в XI веке. Этим над­пи­са­нием под­чер­ки­ва­ется Боже­ство Иисуса Христа, согласно откро­ве­нию, быв­шему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

    В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции гре­че­ская буква

    (омега) часто заме­ня­ется буквой (от).

    На гре­че­ских, бол­гар­ских иконах буква

    (омик­рон) рас­по­ла­га­ется слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и над­пись чита­ется по кругу слева направо.

    На рус­ских иконах чаще встре­ча­ется другой бук­вен­ный поря­док: слева

    (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Над­пись чита­ется построчно, начи­ная сверху и затем слева направо во второй строке.

    Стоит заме­тить, что биб­лей­ское объ­яс­не­ние букв на Руси не явля­лось един­ствен­ным. Из ста­ро­об­ряд­че­ской лите­ра­туры известно иное их тол­ко­ва­ние, воз­можно несколько наив­ное, но не нару­ша­ю­щее дог­ма­ти­че­ских поло­же­ний Церкви. В соот­вет­ствии с ним, три буквы выра­жают, во-первых, трии­по­стас­ность Бога; во-вторых, Боже­ство Иисуса Христа:

    (от) — «еже есть отче­ски». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непо­сти­жим сый»; и, в‑третьих, вопло­ще­ние Сына Божия и Его стра­да­ния: (от) — «от небес при­и­дох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте рас­пята».

    Как сле­дует из этих тол­ко­ва­ний, поря­док чтения букв на Руси также не был еди­но­об­раз­ным и мог изме­няться, совер­шенно раз­ры­вая с гре­че­ской тра­ди­цией и заме­няя слово «сущий» сокра­ще­нием

    Над­писи на иконах

    Над­писи на древ­них иконах были про­стыми. Неко­то­рые обще­из­вест­ные слова на иконах сокра­ща­лись. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокра­ща­лись и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иеро­гли­фи­че­ского знака.

    Имена на иконах писа­лись четко чита­е­мыми, но у святых Иоан­нов (Пред­течи, Зла­то­уста) часто зна­чимо сокра­щали и имя (Ιωαννης), и име­но­ва­ние Пред­теча (ο Προδρομος), Зла­то­уст (ο Χρυσοστομος).

    3. Пре­свя­тая Бого­ро­дица

    Образы Христа на иконах: история, значение, детали

    Спас Ярое око, Пантократор, Великий Архиереей, Эммануил — все это иконографические образы Христа. Как они появились и в чем их смысл? Что означают греческие буквы в крещатом нимбе Христа? И что такое убрус? Узнаем в отрывке из книги протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение»

    Православное богослужение: Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи

    Протоиерей Михаил Браверман

    Еще при земной жизни Христа Спасителя появился Его образ, именуемый «Спас Нерукотворный». Однажды правитель города Эдесса, Авгарь V Уккама, страдавший от болезни, услышал о чудесных исцелениях, которые совершает Христос, прислал к Нему своего слугу. Тогда Господь умыл лицо и отер его полотенцем, а на ткани остался отпечаток. Это изображение, посланное эдесскому царю, и стало первой иконой Церкви, а также послужило началом иконографического типа.

    Большинство икон можно отнести к тем или иным видам, имеющим общий рисунок, который и называется иконографическим типом. Полотенце на церковнославянском языке — убрус, поэтому икона называется еще «Спас на убрусе».

    История гласит, что Нерукотворный образ, установленный в каменной нише в городской стене Эдессы, со временем, когда правителем стал язычник — идолопоклонник, оказался закрытым черепицей или кирпичом. И еще одним вариантом изображения Спаса Нерукотворного стал Спас на черепице (кирпиче). В середине X века образ был перенесен в Константинополь, день его прославления — 16 августа.

    Тропарь Нерукотворному Образу звучит также в праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), который связан с восстановлением иконопочитания: «Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».

    К другим известным иконографическим типам Господских икон относятся:

    «Спас Эммануил», где Христос изображается в виде отрока. Слово «Эммануил» означает «с нами Бог» и связано с древним пророчеством, которое исполнилось, когда Бог пришел к нам в Рождестве.

    Господь Эммануил. Икона

    «Спас Вседержитель» (по-гречески Пантократор), то есть Тот, Кто все содержит в Своей власти и воле. На этом древнейшем образе Господь в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Евангелие может быть открыто, и тогда на его страницах мы видим слова нашего Учителя: Аз есмь свет миру, Заповедь новую даю вам, да любите друг друга

    или другие Его поучения.

    Спас Вседержитель. Икона

    Пальцы благословляющей руки сложены так, что образуют монограмму имени Иисус Христос на церковнославянском языке — ІС ХС. Прямой указательный палец обозначает букву I, полусогнутый — С, скрещенные безымянный и большой — Х, полусогнутый мизинец — С. Так же именем Господним благословляет нас священник и епископ. Когда благословение звучит на богослужении, мы отвечаем на него поклоном, при личном общении складываем ладони, словно получая Божий дар, и целуем руку священнослужителя, слуги Божьего.

    На иконе Господь изображается одетым в хитон царственного пурпурного цвета и в синий плащ — гиматий. Как правило, фон иконы золотой (или светлый), ведь Бог обитает в непреступном свете. На иконе всегда есть надпись, обозначающая, кого она изображает. На иконе Спасителя четыре буквы: ІС ХС, а в крещатом нимбе, окружающем голову, три греческие буквы ο ων — ОН (в греческой традиции расположенные сверху вниз, в русской — слева направо), обозначающие священное имя Сущий, которым Бог назвал Себя в Ветхом Завете. Иногда фигуру Христа окружает мандорла — многоцветный нимб, обозначающий сияние Его святости.

    Христос в мандорле, несомой ангелами

    Икона «Спас на Престоле» изображает Господа сидящего на Троне, а образ «Спас в Силах» являет Господа, окруженного вписанными в ромб и овал (огненное сияние) изображениями Ангельских Сил. Эта икона основана на видениях пророка Иезикииля и апостола Иоанна Богослова, а также на словах Господа о Своем Втором Пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы

    На иконе «Христос Великий Архиерей» Господь изображен в одеждах епископа, ведь Он — Первосвященник Церкви. А на иконе «Спас Царь царей» Господь в царском облачении держит в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу.

    Христос Великий Архиерей. Икона

    Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Божественное величие и умалив Себя. Но все время Своей земной жизни Он оставался Царем мироздания и таким явится во Втором Пришествии.

    Икона «Не рыдай Мене, Мати» изображает Господа, уснувшего смертным сном в ожидании Воскресения. Название образу дали стихи преподобного Косьмы Маиумского, звучащие в Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во Гробе… востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верую и любовию Тя величающия».

    Не рыдай мене, Мати. Икона

    Некоторые иконы, не являющиеся самостоятельными иконографическими типами, имеют удивительные и запоминающиеся названия: «Спас Мокрая Брада» или «Спас Ярое Око».

    Икона «София Премудрость Божия» символически являет Христа в виде Ангела, ведь Писание называет Его Ангелом (Вестником) Великого Совета. Великий Совет предшествовал сотворению человека. Всеведущий Бог знал все, что будет, знал, что сотворенный Им человек подпадет под власть греха, знал (когда мы говорим о Боге, пребывающем над временем, формы прошедшего и будущего времени довольно условны), что ради спасения человека Ему Самому придется прийти на землю. В греховном мире это приведет к смерти на Кресте. И Предвечный Совет определяет Воплощение и спасение еще прежде создания мира, а Христос его возвещает и являет.

    София Премудрость Божия. Икона

    Из книги протоиерея Михаила Бравермана
    «Православное богослужение».
    Поделиться в сетях:

    Шрифт в рус­ских иконах

    Рус­ские домон­голь­ские иконы под­пи­сы­ва­лись уста­вом — сим­мет­рич­ным, ста­тич­ным, тор­же­ствен­ным пись­мом. Позже начи­нает при­ме­няться полу­устав — письмо с боль­шим коли­че­ством асим­мет­рич­ных эле­мен­тов. Над­писи молен­ных обра­зов и клейма, неболь­шие иконы Празд­ни­ков нередко начи­нают под­пи­сы­вать раз­лично: боль­шие образы — тор­же­ствен­ной вязью, а клейма — полу­уста­вом, напо­ми­на­ю­щим книж­ные тексты. К сере­дине XVI в. вязь начи­нает изме­няться, услож­няться, и она нередко чита­ется хуже. Буквы удли­ня­ются, многие круг­лые эле­менты букв стро­ятся на основе вер­ти­каль­ных прямых линий. Клейма начи­нают под­пи­сы­ваться беглым полу­уста­вом, почти ско­ро­пи­сью. В XVII в. чита­е­мость шрифта часто еще более ухуд­ша­ется: буквы нередко зна­чи­тельно вытя­ги­ва­ются, и над­пись на иконе — это мно­же­ство вер­ти­каль­ных линий с раз­лич­ными соеди­не­ни­ями. Услож­ня­лись буквы и по-дру­гому. В сере­дине XVII в. в связи с про­вер­кой и ико­но­пи­са­ния отно­си­тельно гре­че­ской тра­ди­ции на рус­ских иконах появ­ля­ются заим­ство­ва­ния новых гре­че­ских шриф­тов. В XVIII—XIX вв. шрифт на тра­ди­ци­он­ных иконах зна­чимо не меня­ется.

    Нов­го­род. XII в. Про­слав­ле­ние Креста. Оборот иконы «Спас Неру­ко­твор­ный».
    Нов­го­род. XIV в. Апо­стол Петр
    Тверь. XV в. Святая Троица
    Москва. XV—XVI вв. Дио­ни­сий. Мит­ро­по­лит Петр с житием.
    Вологда. XVI в. Похвала Бого­ро­дице
    Москва. XVII в. Мария Маг­да­лина и Евдо­кия
    Палех. XVIII в. Рож­де­ство Хри­стово
    Мстера. XIX в. Паисий Вели­кий

    При­во­дится по:

    ред. Т. В. Мои­се­ева. Исто­рия Ико­но­писи. Истоки. Тра­ди­ции. Совре­мен­ность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40

    Можно ли делать дарственную надпись на иконе?

    Выбирая икону в подарок, многие задумываются — уместно ли сделать дарственную надпись? Особенно остро стоит этот вопрос, когда речь идет о таких единственных в жизни событиях, как крестины, венчание. Очень хочется запечатлеть дату и имена участников важной вехи в истории семьи, но не противоречит ли это церковным канонам?

    Вызваны эти метания скорее всего другим распространенным заблуждением — мол, мастер-иконописец не должен оставлять свою подпись на иконе. Начнем с того, что и это неправда. Вернее, не совсем правда. Первые образа, писанные исключительно монахами, действительно были анонимными, потому, что посвятивший себя церкви, не имел ничего собственного, личного, и творение его рук с первого мазка принадлежало Богу. Позднее, когда в богомазы все чаще шли светские люди, на иконных досках (на радость современным историкам и искусствоведам) появились имена авторов. Например, почти все работы царского изографа Симона Ушакова подписаны и датированы лично иконописцем. Антиквары, кстати, утверждают, что наличие мемориальной надписи повышает стоимость иконы процентов на 30, а если речь идет о каком-либо известном (хотя бы в местном городском, уездном масштабе) человеке, то цена может вырасти в несколько раз.

    Если указать авторство на иконе не грех, то уж сделать дарственную надпись и подавно. Во всяком случае, никаких официальных запретов православной церкви на это нет. Да и доподлинно известно, что очень многие старинные образа на тыльной стороне, под окладом или на торцах имеют различные пометки нацарапанные острым предметом, написанные чернилами, а позднее карандашом.

    Сомневающимся предлагаю небольшую подборку реальных исторически достоверных автографов:

    • въ ераславле цркви стаго мчнка димитрия селунскаго попъ иоаннъ андреевъ А ЛД году (1734).
    • Благословенье сiю Иконою Любимому внуку 11 ти месячному Владимиру Михайловичу Де-Витте отъ его дедушки Ивана Петровича Аммосова и бабушки Варвары Дмитриевны Аммосовой 5-го Сентября 1867 го года.
    • Симъ образомъ благословила бабушка Прасковья Семеновна Шилова внучку веру александровну Шилову 1852 года.
    • Дрожайшимъ родителямъ Роману Митрофановичу и Анніъ Дамыановнiъ Бычковскимъ от благодарныхъ діътей Стефана и Анісіи Бычковскихъ на добрую память и въ знак искренней почтительности въ пятидестлетнюю годовщину супружеской ихъ жизни. 1899 г. Августа 30 дня.
    • Сия икона писана в Кiево-Печерской Лавре и пожертвована въ церковь Оуспения Пресвятые Богородицы что въ Коломенскомъ женскомъ Монастыре пожеланию крестьянина коломенского уезда села Чанокъ Николая Александровича Чаркунова, его женою Марией Сергеевной Чаркуновой ЕI Iюня АОт ЧЕ (1895) года при игумении Ювилинарiи.
    • Написася сiя стая икона влето ЗТ З го (1859) года; мца. маiя, д го дня. напренесенiе мощей николы чюд. оусердiемъ силивестра семенова.
    • Святая Икона сiя Пресв. Богородицы Отрада или утешение дана въ благословенiе мнго грешному Тихону иеромонаху недостойному, отъ преподобнаго Отца Духовника, Архимандрита Макарiя, въ мнтре св. ВМученика и Целителя пантелеймона на св. горе Афонской. 1871 го года Апреля 9-го дня.
    • Въ благословение Божiе отроковицъ Елисаветъ — Кронштадтскiй Протоiрей Iоаннъ Сергiевъ. 6 iюля 1900.
    • Храни ее Пресвятая в пути ея жизни Зинаида Александровна Ковсенко от крестного ея отца Бориса иваницкого в день ея Ангела 11 го октября 1849 г
    • Р.Б. Елисаветъ благословенiе Св. Обители Валаамской Валаамъ 30/ VI 1938 г.
    • СiА стаА икона стаго сщенномчника Кукши Печерскаго Чудотворца, списокъ -есть съ надгробной Его иконы, освА щена на Его стыхъ мощахъ въ ближнихъ пещерахъ Кiево-ПечерскiА Лавры, 1881 г. 5 Октабря, по Обету АндреА Феодоровича Ковалевскаго.
    • 1800 года сим образомъ Иванъ Петровичъ Соинъ благословилъ дочь свою Елизавету, которая вышла въ замужество 1835 года номбря 8 дня за Михайло Федоровича Троицкого, который 1849 года Апреля 1 дня въ Великий –Пятокъ собственноручно сделалъ сiю надпись в городе Клину, где онъ служилъ Уезднымъ Служащимъ в чине Колежского Асессора.
    • Копiя чудотв: образа находящегося во Алексеевскомъ женскм монаст въ МосквЪ Сооружена иждивенiмъ Никитою Анисимовiчемъ Во[лко]вымъ въ 1896 г iюня 5 дня.
    • Благословенiе Боголюбивым Христiанам Ивану Матвеевичу и Евдокiи Платоновнъ Зубковымъ От Палладiя Архиепископа Казанского и Свiяжскаго 1883 года Iюля 17 дня.
    • ОБРАЗЪ ПРЕСТЫЯ БЦЫ ТИХВИНСКIЯ ПР: ИЮНЯ 26 ДНЯ сiя икона написана, усердиемъ Григорiя Кузмина Шыженскаго.
    • Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой
    • Образъ. Сеи. Старца Оптиной Пустыни. Iеросхимонаха. Амвросiя.
    • Сия икона сооружена иждивением зарубежной Руси в молитвенную память по убиенном большевиками 20-го ноября 1917 г. ст. ст. последнем Верховном Главнокомандующем Русской Армией в войну 1914-1918 гг. Генерального штаба генерал-лейтенанте Николае Николаевиче Духонине.
    • Сей образ есть благословение Обители Богородицы Глинской, преподанное Богомудрым архимандритом Исаиею, впоследствии схимником Иоанникием, при совершении особого чина благословения, преподователю Корпуса Бокадорову Николаю на подвиги добра и правды, в 1903 году 7 го августа, в знак уважения к правдолюбию отца его Протоиерея Константина Бокадорова с пожеланием сыну уподобиться отцу.
    • Благословение города Вязьмы своему почетному гражданину генерал-майору Николаю Александровичу Левицкому от города Вязьмы 24 января 1917 года
    • 1813 года … января … Ея села Марией Петровною Бессоновой. В день Боголюбской иконы в благословение дому 18 июня 1907 г.
    • Добраго промысла моему названному брату Ермолаю, от Е.А.М.
    • Сия икона пожертвована Пижемскова прихода крестiанами деревни Байдыровой.
    • Глубокоуважаемому Дьякону Ивану Ивановичу Соловьеву в память 35 летия служения от признательных прихожан Храма что на Донской 1862 XXXV 1897.
    • Сею Святою иконою, отъ мощей Св.Алексия, Митрополита Московскаго, благословилъ Самару Высокопреосвященнейший Иоаникий, Митрополитъ Московский и Коломенский по случаю трехсотлетней годовщины города, въ 1886 году, благопожелавъ: да пребываетъ бдагословение Великаго Святителя неотступно отъ города Самары
    • Въ память избавленiя Царской Семьи от грозящей Имъ опасности 17 октября 1888 года. Усердiе учителя Ивана Ивановича Иванова.

    Как научиться писать иконы и нужно ли для этого благословение

    Православие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык?

    Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира

    Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.

    И на то есть несколько причин:

    Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.

    В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.

    Икону пишут по канонам. Взять и написать какую-то интересную икону — это хорошая инициатива, но она мало где востребована

    Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».

    Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.

    Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?

    Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.

    Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru

    Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:

    «Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.

    Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.

    Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».

    А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире.

    Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся.

    Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений.

    Чтобы писать иконы, нужно быть благочестивым человеком

    Одно из важных условий для художников, пишущих иконы, — качества благочестивого христианина. Иконописец Дмитрий Юдов рассказывает двух подходах к написанию икон:

    «Есть формальный путь, когда действительно даже не умеющий рисовать человек может что угодно изобразить, подписать, и формально это будет называться иконой.

    Но есть духовный путь, где все должно происходить по благословению, с молитвой, с соблюдением поста. Ну и, конечно, для того чтобы рисовать святые лики, надо как минимум хорошо рисовать.

    Есть в истории иконописи исключения – иконописцы-самоучки, которые без серьезного изучения живописи писали иконы.

    Это были люди очень молитвенные, духовные, и из-за чистоты сердца у них получались хоть и немного топорные, но очень одухотворенные образы. Но это исключения».

    Монахиня Иулиания (Соколова) писала:

    «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

    Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

    Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

    Но на практике всё не так жёстко. Художник Константин Охотин делится:

    что мы православные,

    Но я думаю, во все,

    что бы ты ни делал,

    Иконы можно писать самому, но лучше получить благословение священника

    Для того чтобы писать иконы, которые будут признаны таковыми православной церковью, нужно благословение священника. Ему следует показать свои работы.

    А если не одобрит? Можно ли рисовать иконы самому и для себя? Можно, но с православной точки зрения они будут считаться картинами, а не иконами.

    На видео ниже протоиерей Андрей (Федосов) подробнее раскрывает эту тему:

    Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образов

    Начинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.

    Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой. Фото: pravoslavie.ru

    Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа. Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию.

    Иконопись можно освоить по книгам, либо выучиться в монастыре, школе искусств, при церкви и т.д.

    Есть несколько способов, как научиться писать иконы правильно.

    Получить образование. Самый надёжный способ освоить это искусство — пройти обучение на кафедре иконописи, где всё расскажут и покажут по специальной программе.

    Научиться у мастера. Есть немало мастеров, которые вполне могут взять себе добросовестного ученика. Кто-то работает в школах, при храмах и т.д. Кто-то пишет иконы для себя. Но найти такого мастера всегда реально.

    А дальше уже — как договоритесь. Учитель всегда способен указать на ошибки. Но возможны две проблемы: мастер может что-то забыть рассказать, а также не факт, что этот человек действительно насколько компетентен, как кажется.

    Освоить специальные материалы самостоятельно. В интернете немало предложений дистанционного обучения. Есть видеоматериалы для желающих. Книг по иконописи в православии — целый вагон.

    Но тут свои подводные камни: никогда не знаешь, насколько хороши твои учителя и всегда есть риск, что в книге не будет какой-то важной информации. К тому же учебники часто дублируют друг друга. Штудировать четвёртый подряд самоучитель будет утомительно.

    Отличное подспорье для начинающего — серия уроков студии Олега Торопыгина. Ниже представлено видео с первой серией:

    Для разнообразия можно изучить и пример пошагового написания иконы Иисуса Христа на канале ALF OMEGOV:

    А освоить придётся много: стили, каноны, техники, инструменты, материалы и т.д. Но всё же такие уроки иконописи для начинающих — это лучший вариант. Проще попробовать свои силы сразу дома. Если не получится, это не так обидно, как в случае разочарования уже в университете.

    Написание икон не гарантирует крупного заработка, хотя он возможен

    Сколько можно заработать на иконах? Пожалуй, всё зависит от количества работ, усердия и спроса на них. Теоретически можно заработать немало. Иконописец Дмитрий Юдов говорит:

    «Если все время писать иконы дорогие и тратить на них немного денег, то, наверное, можно разбогатеть.

    Но работа требует времени, а с ним у меня как раз проблема, потому что у меня семья и у семьи есть свои потребности. Это тоже правильно.

    Потом сами заказы абсолютно разные – одно дело ты написал большую и простую икону, другое – маленькую, но сложную, которая займет больше времени и участия.

    А по цене они могут быть равноценны или даже сложная икона будет дешевле. Все по-разному. Есть, конечно, иконописцы, которые пишут исключительно иконостасы – там и порядок цен другой.

    До сих пор я написал четыре иконостаса, сейчас в работе еще два — один огромный, другой совсем малютка».

    При этом нужно учесть, что на написание иконы уходят дорогие расходные материалы. Дмитрий Юдов продолжает:

    «Книжка сусального золота стоит 3600 рублей. В среднем на большую икону может потребоваться полторы-две книжки сусального золота.

    Потом я пишу на минералах — натуральных пигментах, на основе которых делаются краски, там даже есть перетертые в порошок полудрагоценные камни.

    Ну, допустим, обычная охра на основе глины, но благородного или редкого оттенка может стоить как огромный набор дорогих масляных красок».

    Начинающие могут учиться на простых материалах: карандаш, краски, пастель и т.д.

    Настоящие иконы создаются тяжело. В процессе работы требуются яичная эмульсия, специальный грунт, сусальное золото, водяная баня, олифа. Ясно, что уроки для начинающих с такими материалами нецелесообразны.

    Поэтому тем, кто лишь начинает интересоваться, как рисовать иконы, стоит попробовать более экономичные и простые пути.

    Отличная альтернатива — рисовать иконы карандашом, акриловыми (масляными, гуашевыми, акварельными) красками, пастелью, углём. Кому-то может понравиться вышивка икон бисером, либо раскраска по цифрам.

    Всё это — не тот глубокий процесс иконописи, который используется православными мастерами, но для ознакомления вполне сгодиться.

    Карандашный эскиз очень далёк от полноценной иконы, но это важный этап обучения. Фото: mysonnik.com

    Ясно, что это будет далеко не та лицевая поверхность, на которую приятно взирать в храме. И вряд ли эту икону можно будет назвать святыней. Но ведь большинство из нас просто хочет нарисовать святой образ. Так что такой вариант приемлем.

    А что же касается тех людей, которые решили связать жизнь с иконописью, им предстоит много времени потратить на обучению этому искусству у мастера или в университете.

    Волковское кладбище в Санкт-Петербурге

    Многие некрополи старинных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, давно воспринимаются людьми не только печальным местом ритуальных захоронений, но и хранилищем уникальных памятников и местом почину знаменитостей, чьи имена навеки вписаны в историю России и мира.

    Волковское кладбище — некрополь начала восемнадцатого века в Санкт-Петербурге, на котором захоронены как православные, лютеране, так и иудеи, как простые люди, так и знаменитости.

    История основания

    В 1640 году на месте нынешнего некрополя находился Спасский погост. Около деревни Волково, получившей свое название от обилия волчьих стай, в 1719 году обосновали кладбище при храме Иоанна Крестителя. Позже его закрыли по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, и в 18-м столетии вновь открыли.

    Нынешний некрополь, расположенный между улицами Расстанной и Монастырской, начинался с места захоронения бедных людей, родственники которых не могли себе позволить дорогих погребальных обрядов. В старинной части кладбища людей хоронили по принципу «где понравилось», без соблюдения линий и кварталов, поэтому эта часть является скорее диким парком, чем облагороженным местом могил.

    О поминовении усопших:

    Волковское кладбище состоит из трех мест захоронений:

    • православное;
    • лютеранское;
    • ново-волковское.

    Православные церкви на Волковском кладбище

    1759 год стал временем возведения первой церкви Спаса Нерукотворного. Через 2 году возводится деревянный храм в честь обновления Воскресенского храма в Иерусалиме.

    После пожара 1782 года и уничтожения деревянной церкви к 1785 году был возведен каменный храм Воскресения Господнего по проекту знаменитого архитектора И. Старова. До революционных лет эта церковь привлекала туристов, прихожан и паломников красотой произведений искусства и дорогой церковной старинной утварью.

    Император Александр первый в 1808 году приказал расширить территорию некрополя, через четыре года здесь появились канавы и деревянные рощи.

    В 1832 году архитектор П. Воцкий руководит сооружением колокольни и ворот, которые построили за 2 года.

    В 1837 году по проекту архитектора В. Беретти и зодчего Ф. Руска возводится второй каменный храм Спаса Нерукотворного.

    В 1850 г. купец П. Пономарев стал меценатом постройки третьего каменного храма, спроектированного тем же архитектором Ф.Руска и освященного в честь Всех святых в 1852 году митрополитом Никанором.

    В 1885 году П. Крюкова на собственные средства возводит храм святого Иова над могилой супруга, чтобы таким образом увековечить его имя.

    Уникальная церковь была одной из немногих православных храмов открытой во время Ленинградской блокады, в ней службы совершаются и поныне. Успенский храм появился в 1913 году, он строился по проекту А. Аплаксина.

    К началу 20 века Волковское кладбище в Петербурге стало самым большим, в нем дорожки мостили деревянными настилами или мостками.

    Интересно! Традиционно здесь хоронили выдающихся деятелей искусства. Поэтому в народе Волковский некрополь стали называть Литературными мостками после захоронения на нем Николая Лескова, Александра Куприна, Ивана Крылова и других литераторов.

    Время революционных разрушений не обошло стороной и Волковские храмы, склепы и памятники.

    В 1932 году уничтожается церковь Успения Богородицы, через три года разрушена церковь Всех святых, в 1937 году закрывается храм Воскресения Словущего и церковь Спасителя.

    Когда появились слухи о предании тела Ленина земле, и якобы выбрано место на знаменитых Литературных мостках, всю ночь на кладбище дежурили коммунисты и журналисты, но новость оказалась ложной.

    Лютеранский некрополь

    Лютеранским это место называют обобщенно, ибо на его территории хоронили:

    • лютеран;
    • старообрядцев;
    • единоверцев;
    • евреев.

    Лютеранское кладбище возникло на другом берегу реки Волковки к концу 18 века после закрытия Сампсониевского некрополя.

    Право обустройства нового кладбища было передано общине Петрикирхе, которая с немецкой пунктуальностью организовала процесс расположения могил. На кладбищенской земле появились линии, разряды. Стоимость захоронения зависела от выбранного места, все могилы получили номера, памятники заносились в особые списки, сохранившиеся с 1820 года.

    В 18-19 веках строится мост для соединения двух кладбищ, ворота и часовни в готическом стиле. Около ворот процессии встречала небольшая колокольня с крестом на остроконечном своде, украшающим каменную часовенку. Аккуратные, в немецком стиле, дома смотрителя, архивное здание заканчивались оранжереей для выращивания цветов.

    В 1863 году лютеранское кладбище было модернизировано. После революции многие постройки лютеранского кладбища были уничтожены, но сохранились целые елеи дуба, клена, лиственниц дремлющие водоемы и даже склепы.

    В 1990 году Немецкое общество за шесть лет сумело упорядочить памятники и места захоронений, внеся данные в компьютерную систему, а в 1998 году вандалы разрушили 82 могильные надгробия.

    Ново-Волковское кладбище

    Вначале на этом месте хоронили мусульман, знаменитых татар и турок. Впоследствии стали хоронить самоубийц, далее Ново-Волковское кладбище стало местом массовых захоронений.

    В годы блокады появились братские могилы, где людей хоронили слоями из-за большого количества умерших. Официально этот некрополь считается закрытым, ибо он часто страдает от затоплений, но и поныне порой появляются новые могилы, порой прямо на дорожках, что затрудняет проход к другим могилам.

    Знаменитости, похороненные на Волковском кладбище

    Литературные мостки — с 1907 года место захоронение великого ученого Дмитрия Менделеева и его семьи. Каменная глыба и гранитный крест украшают могилу ученого, подарившего миру таблицу Менделеева.

    Здесь же находятся могилы членов семьи Ульяновых, матери и сестер Ленина.

    Уникально захоронение и Александра Блока, который в 1921 году скончался и был похоронен на Смоленском некрополе, потом его череп был перезахоронен на Литературных мостках.

    Знаменитая актриса Алиса Фрейндлих и ее сестра Ирина установили в 2002 году памятник отцу Бруно, народному артисту СССР.

    В 1975 скончалась поэтесса, пережившая блокаду, Ольга Берггольц, памятник ей установлен уже в 21 веке. Памятник символичен, стоящая во весь рост женщина, на фоне окна, напоминающего крест, является прообразом непобедимости духа.

    Как добраться

    Волковское кладбище находится на Расстанном проезде, вход в него легко узнаваем по каменным воротам и колокольному шпилю Воскресенского храма. Некрополь открыт в зимнее время с 9.00 до 17.00, в летнее время — 9.00-18.00. Выходной день — 1 января.

    На кладбище и поныне проводят захоронения, подзахоронения к родственникам, открыт колумбарий. Администрация Волковского некрополя предлагает услуги по:

    • подготовке участков;
    • изготовлению памятников;
    • установке надмогильных плит и сооружений;
    • благоустройству могил.

    До знаменитого Санкт-Петербургского некрополя от станции метро «Лиговский проспект» проще всего добраться автобусом номер 57, трамваи № 10,25,44 или же воспользоваться маршрутными такси.

    Читайте также:
    Как читать Библию: основные правила и особенности, с чего начать и какую выбрать, советы для начинающих
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: