Киот для иконы: что такое и как сделать своими руками

История происхождения и особенности киота

Изготовление внутренней рамки для киота

Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.

Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.

Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.

Изготовление внешней рамки для киота

Начинаем работу над планками для коробки. Ширина планок должна совпадать с глубиной киота. Поэтому заранее подумайте, каковы будут размеры изделия.

Для установки стекла понадобится выемка в корпусе. Для её изготовления пригодятся фасадные бруски, которые необходимо приклеить к кромкам планок корпуса. Внутрь заготовок стенок киота должна заходить внутренняя рамка. Перед тем, как склеить углы, предварительно запилите их под 45 градусов. При поклейке удобно сжимать короб при помощи резиновых лент

Дождитесь, пока клей высохнет. При помощи циркулярной пилы сделайте по два пропила в каждом углу. Туда вклейте плоские шипы, совпадающие по толщине пропилов: это необходимо для долговечности корпуса. Гвозди, уголки из металла и саморезы, по опыту мастеров, для выполнения этой цели желательно не использовать.

Срежьте излишки шипов и займитесь вышкуриванием изделия. Следующий этап – разметка задней стенки и выпил по намеченным отметкам.

КиотДата:
9.10.14
| Раздел:
Как сделать Как сделать киот для иконы своими руками. Главное назначение киота, это защита иконы от внешних воздействий. С этой целью корпус делается закрытым, а с лицевой стороны устанавливается стекло. Кроме защитных функций, киот может иметь художественное значение, если при изготовлении используется резьба и ценные породы дерева.

В этой работе резьба и ценные детали не использовались, все просто и достаточно надежно. В фотогалерее можно посмотреть резной киот. Конструкция этого киота выполнена в виде двух рамок. Во внутреннюю рамку устанавливается икона, а сама она размещается во внешнем корпусе. Коробка киота может быть с открывающейся дверцей, или глухой, без дверцы, как в этом случае. В статье киот своими руками, было описано изготовление внутренней рамки. Рамка из профильных брусков (багетов) шириной 55 мм. и толщиной 32 мм. , получилась размером 630/860 мм. . По этим габаритам мы будем делать внешнюю коробку.


Планки для коробки шириной 40 мм. и толщиной 20 мм. . Здесь ширина планок будет соответствовать глубине киота. Перед началом работы необходимо определить, какую глубину изделия вам нужно. В данном случае толщина рамки 32 мм. + толщина стекла 4 мм. + толщина задней стенки 4 мм. , итого получается 40 мм. . Если у вас икона на деревянной доске, то после установки в рамку необходимо замерить полученную толщину и соответственно заготавливать бруски корпуса. Мне приходилось делать корпуса киотов глубиной до 100 мм. . Как я уже сказал киоты могут быть с дверцей, но здесь корпус закрытый. Чтобы сделать уступ в корпусе, в который будет устанавливаться стекло, я сделал дополнительные фасадные бруски, шириной 32 мм. и толщиной 16 мм. . На брусках прошёл профиль, его можно сделать ручным фрезером с обеих сторон детали.


Сразу приклеил профильные бруски к кромкам планок корпуса. Так потом проще запилить и собрать коробку. Впрочем, мне приходилось склеивать отдельно коробку и отдельно фасадную рамку, а затем их стыковать вместе. Если вы собираетесь делать киот с дверцей, то фасадные профильные бруски надо взять толще, например 20-25 мм. и склеить в отдельную рамку. В этой рамке изнутри сделать четверть под стекло и навесить петли, для крепления к корпусу.


Заготовки стенок киота разметил так, чтобы внутрь корпуса входила внутренняя рамка. У меня получились внешние размеры киота 670/900 мм. . Углы запилил под 45* и склеил, сжимал коробку резиновыми лентами.


После того как клей высох, на циркулярке сделал по два пропила на каждый угол. Ширина пропилов получилась 4 мм. , это зависит от развода пилы. В пропилы вклеил плоские шипы такой же толщины. Без шипов, внутренних или внешних, корпус долго не продержится. Саморезы, гвозди, металлические уголки, для такой коробки плохо подходят.


После высыхания клея, излишки шипов срезаем и изделие вышкуриваем. Заднюю стенку я всегда ставлю в четверть, поэтому с обратной стороны корпуса ручным фрезером прошёл четвертя шириной 10 мм. и глубиной 4 мм. . По полученному размеру разметил и выпилил заднюю стенку, из плотной гладкой ДВП.


Внутренняя и внешняя рамки киота, после вышкуривания, покрываются тонировками и лаками. В этом случае был выбран контрастный вариант, светлая внутренняя рамка и темный корпус. С использованием водных красок или тонировок можно получить оттенки любых ценных пород дерева, если конечно такая цель есть.


После покраски собираем киот полностью. По размеру корпуса вырезается стекло, его можно зафиксировать на месте с помощью силикона.


Размещаем изображение во внутренней рамке и устанавливаем рамку внутрь корпуса. Снаружи закрываем заднюю стенку и фиксируем. Я здесь использовал степлер, по крайней мере можно будет при необходимости снять стенку.


Этот киот предполагается использовать как настенный, поэтому установил на оборотной стороне два навеса. Кроме такого варианта, могут быть киоты настольные и большие напольные, но это уже другой уровень работы.

Cтатья опубликована на сайте «Мебель своими руками»: Адрес статьи:

Общие работы

Покройте тонировкой обе рамки киота. Также рамки следует покрыть лаком. При правильном подборе лаков можно эффектно имитировать цвета ценных пород древесины (при наличии желания, разумеется).

Следующий шаг – полная сборка киота. Для этого понадобится вырезать стекло по размеру корпуса. Затем при помощи силикона его следует зафиксировать на месте.

Читайте также:
В чем разница Евангелия и Библии: основные отличия и особенности

Изображение помещается во внутреннюю рамку, которая, в свою очередь, размещается внутри корпуса. Потом необходимо снаружи закрыть заднюю стенку и зафиксировать её при помощи степлера. Для закрепления киота на стену понадобится 2 навеса: установите их.

Теперь вы знаете, как изготовить киот для иконы собственноручно.

Киот: быть или не быть?

Сомневаетесь, нужен ли вам киот? Тогда подумайте о том, как вы будете жалеть через несколько лет, если семейная реликвия не сохранится из-за лени или нежелания потратить денежную сумму. К тому же, ценность иконы определяется не только деньгами, потраченными на её покупку, но и теми чувствами и воспоминаниями, с которыми связаны образа. Тем более, как сделать киот для иконы, вы теперь знаете.

Не уверены, что справитесь с самостоятельным изготовлением киота? Тогда отправляйтесь в православный магазин. В любом случае желательно установить полки для икон и киоты: тогда ваши иконы будут защищены от влияния негативных факторов. Желаем удачи!

Иконы в резных киотах

В резной киот возможно поместить любой из ликов и образов представленных на сайте.

Для более подробной информации обращайтесь по телефону или форму обратной связи.

Иконы в резных киотах. Цена. Икона в резном киоте 650/950 мм — 10990,00руб Икона в резном киоте 750/1200мм — 15960,00руб Икона в резном киоте 750/1550мм — 17770,00руб Икона в резном в киоте 1000/1550мм — 19700,00руб Икона в резном киоте 800/1700 мм — 26900,00руб Икона в резном киоте 1100/1700 мм — 39700,00руб Икона в напольном киоте 900/2500мм — 39990,00руб Икона в напольном киоте 1200/2500 мм — 42900,00руб

Православные иконы – один из важнейших, обязательных и незаменимых элементов православного храма повсеместно – и в Москве, и в других городах России и зарубежья, а также неотъемлемая часть интерьера жилища каждого истинно верующего человека. Поэтому желание купить икону для себя или в подарок близкому человеку, или же приобрести иконы в резных киотах в дар для храма – нередкое явление среди людей богопослушных. Так, частым и желанным подарком к важному событию крещения или венчания стала икона Матери Божией. Наш Православный церковный интернет магазин изготавливает и реализует широкий ассортимент храмовых принадлежностей, таких, как облачения для престола, купели для крещения, различные подсвечники, а также иконы разных видов, в том числе иконы врезных киотах. Церковную продукцию можно заказать на нашем сайте и получить как в городе Москва, так и в любом другом населенном пункте посредством почтовых сервисов. Одними из самых почитаемых православных икон являются, конечно, икона Христа с Его ликом, а также икона, где отражены знаменательные для христианского мира события, например, икона Рождества Христова, икона Распятия. Большое количество верующих на Руси издавна обращают свои молитвы и просят Божией помощи у иконы Богородицы. Особой славой и любовью пользуются в народе такие знаменитые иконы Богородицы, как Казанская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери, икона Нечаянная радость, Иверская икона (или же икона Божией Матери Иверская), а также иконы святых – икона Николая Чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, Святой Матроны Московской и другие. В Православном церковном интернет магазине всегда можно купить икону врезных киотов, которая поможет в молитве каждому верующему человеку. Часто случается, что на иконы святых попадают капли воска от свечей или же лампадная копоть, вследствие чего тускнеет олифа, покрывающая православные иконы, и они теряют свой первозданный вид. Для того чтобы этого не произошло, иконы располагают в резных киотах, представляющие собой деревянную резную раму или ящик, которые несут не только практическую функцию и защищают поверхность от загрязнений, но и, обладая выраженной эстетикой, становятся украшением и символической частью внешнего вида православного храма. Православные иконы в резных киотах, например, икона Божией Матери или же другая икона, где изображен святой или святая, к заступничеству которых прибегают верующие, на долгие годы сохранят яркость красок и животворящую силу. Резной киот, изготовленный нашими специалистами, в который может быть помещена икона Пресвятой Богородицы (например, икона Семистрельной Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона Знамение, икона Рождества Христова, Владимирская икона Божией Матери) или же Николай Чудотворец, икона которого есть в каждом храме и практически в любом доме, не только порадует глаз мастерством исполнения, но и выполнит важную задачу – акцентирует внимание на православной иконе и убережет ее. Православный церковный интернет магазин предлагает широкий выбор икон в резных киотах, у нас всегда можно выбрать и купить икону, которая не утратит своей красоты в течение многих лет и может стать настоящей семейной реликвией и святыней, передаваемой из поколения в поколение, ценным даром для значимого человека или любимого храма, радостью его прихожан. Любая из икон в резном киоте, представленная на нашем сайте, доступна для приобретения. Также мы готовы изготовить киот для домашних икон в соответствии с ее размерами и пожеланиями заказчика в отношении материалов и нюансов оформления. Икона с ликом Христа или икона Матери Божией в резном киоте, выполненная по всем православным канонам, прекрасно будет гармонировать с интерьером любого дома и наполнит его светом, теплом и Божией благодатью.

Что такое киот для иконы: от истории возникновения до современных разновидностей

История возникновения киотов

Термин «киот» имеет греческое происхождение и дословно трактуется как ящик, ковчег. Раньше киотами называли ларцы, в которых хранились нетленные мощи святых. В русском языке это понятие обозначает раму, ларец, ящик, витрину. В архитектуре так именуется ниша в стене, в которой располагают иконы.

Читайте также:
«Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

Киот для иконы – надежная защита и одновременно украшение

В Средние века киоты приобрели статус украшения. Мастера выполняли ларцы тонкой работы, похожие на произведения искусства. С тех пор они стали неотъемлемой частью оформления икон как декор и защита от выцветания и любых повреждений. В большинстве случаев киоты изготавливаются вручную. В современном понимании киот – это рама или ящичек, застекленный с одной стороны, в который помещается икона. Благодаря стеклу образ защищен, но его хорошо видно.

Разновидности киотов с фото

Вид, размер и особенности изготовления рамы зависят от иконы, для которой она готовится. Обычно киоты делают под определенный образ с учетом его размеров.

Настенные

В большинстве случаев киоты изготавливают из дерева, чаще всего из дуба, сосны и березы. Встречаются изделия из металла, стекла и пластика.

Конструкции, предусмотренные для размещения на стене, могут быть разных форм и размеров, с декорацией и без таковой, со стеклом или без него, со специальной дверкой на петлях, для одного или более образов. Сзади они оснащаются специальным креплением, позволяющим поместить их на стену. Деревянные настенные киоты используются в храмах и в жилых домах.

Напольные

В киотах такого типа обычно размещают большие иконы, но не обязательно в человеческий рост. В этом случае шкафчик имеет мощное основание, возможно дополнение подсвечником. Дизайн и форма могут быть любыми, равно как и стиль выполнения. Размещают такие ларцы в храмах или на улице.

Резные

Резьбу можно назвать наиболее подходящим способом украшения святых икон. Используются резные рамы, замысловатые узоры на напольных киотах вверху, вокруг образа и ниже на основании.

Резное оформление украшает, акцентирует внимание, но не мешает и не отвлекает.

Прямые

Наиболее распространенный вид ларей для икон – простые прямоугольники или квадраты. Может наблюдаться некоторое сглаживание углов и застекление, но без резьбы. Подобные изделия чаще можно встретить в домах. Обычно они небольшие и удобные для транспортировки.

Арочные

Форма иконы не всегда прямоугольная. Поэтому и рамы для них выполняют в соответствии с особенностями образа. Ларцы арочного типа зачастую выполняют для оформления мерных образов, на которых изображается святой, чьим именем крещен младенец.

Фигурные

Стандартная форма киота может быть дополнена в верхней части декоративной фигурной короной. Рисунки выполняются разные: простые с волнообразными линиями или витиеватые, сложные узоры с резьбой.

Видео «Как сделать киот для иконы своими руками?»

В этом видеоролике представлен мастер-класс по изготовлению рамы для святого образа.

Как сделать киот своими руками

Самостоятельное выполнение рамы для иконы может показаться сложным процессом, но эта работа под силу многим, даже начинающим мастерам или любителям. Технология изготовления, форма и особенности оформления зависят от размера образа и выбранного вида будущего ларца. Прежде всего, нужно провести замер иконы. Чтобы постоянно не уточнять размеры, можно выполнить простой чертеж и ориентироваться по нему.

Необходимые инструменты и материалы

Перед началом работы нужно подготовить некоторые инструменты. Понадобится:

  • мелкая ножовка по дереву;
  • стусло;
  • струбцина;
  • железная линейка-уголок;
  • универсальная отвертка;
  • пассатижи и бокорезы;
  • наждачная шкурка и держатель для нее;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • молоток;
  • нож с запасными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • мягкий шпатель;
  • кисточки для обработки готового изделия лаком.

Для изготовления ларца нужны следующие материалы:

  • деревянная рамка (багет);
  • рейки для боков ларца;
  • фанера, оргалит, доска для задней стенки;
  • гвозди, саморезы, петли и застежка для дверки;
  • шнур для подложки между корпусом и дверкой;
  • клей;
  • шпатлевка по дереву;
  • герметик;
  • стекло;
  • средство для финишной обработки (лак, морилка).

Рамы для икон можно сделать самостоятельно

Изготовление внутренней рамки

Выполняется подобно раме для картины. Нужно распилить профильные бруски под углом 45° по размеру образа и склеить. Чем толще икона, тем толще должны быть брусья. Если образ выполнен на холсте и у него нет подрамника, можно натянуть его на лист фанеры не толще 6 мм.

Изготовление внешней рамки

Важно заранее оценить требуемые размеры, так как ширина рамы – это глубина ларца. Чтобы установить стекло нужно обеспечить борозду. Для этого к кромкам планок киота приклеивают фасадные бруски по размеру и толщине. Внутри внешней рамы должна расположиться внутренняя. Прежде чем склеивать углы планок, нужно запилить их под углом 45°.

После того как клей высохнет, в каждом углу нужно выполнить по 2 пропила и вклеить в них плоские шипы. Это обеспечит долговечность изделия. Опытные мастера не рекомендуют для этой цели использовать саморезы, гвозди и уголки из металла. Излишки вклеенных шипов срезаются, а рама шлифуется наждаком. Далее изготавливается по размеру задняя стенка.

Общие работы

Обе рамки покрываются тонировкой и лаком. Далее все подготовленные части собираются. Стекло, вырезанное под корпус, фиксируется силиконом. Икону помещают во внутреннюю раму, размещенную внутри ларца. Снаружи закрывают заднюю стенку и крепят ее степлером. Чтобы поместить киот на стену, нужно оборудовать его навесом.

Святые иконы размещают в киотах – деревянных застекленных ларцы, защищающих образы. Они могут быть простыми или со сложной резьбой и украшениями. При желании киот можно изготовить самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Киот — это не только украшение, но и защита иконы

История возникновения киотов

Термин «киот» имеет греческое происхождение и дословно трактуется как ящик, ковчег. Раньше киотами называли ларцы, в которых хранились нетленные мощи святых. В русском языке это понятие обозначает раму, ларец, ящик, витрину. В архитектуре так именуется ниша в стене, в которой располагают иконы.


Киот для иконы – надежная защита и одновременно украшение

В Средние века киоты приобрели статус украшения. Мастера выполняли ларцы тонкой работы, похожие на произведения искусства. С тех пор они стали неотъемлемой частью оформления икон как декор и защита от выцветания и любых повреждений. В большинстве случаев киоты изготавливаются вручную. В современном понимании киот – это рама или ящичек, застекленный с одной стороны, в который помещается икона. Благодаря стеклу образ защищен, но его хорошо видно.

Читайте также:
Священное писание: что это такое, понятие и значение в православии, авторы и канон священного писания



Каким должен быть правильный киот?

Чтобы сделать качественное и долговечное обрамление для иконы, необходимо знать несколько важных нюансов. Самое главное – это пространство между стеклом и изображением, которое должно оставаться после того, как икона будет вставлена в киот. Оно должно составлять два или три сантиметра. Чтобы зафиксировать икону внутри киота, используют деревянные брусочки, гофрокартон или плотную бумагу.

Киот – это еще и защита иконы. Поэтому для сохранения святого лика на долгие годы используют стекло, а не пластик. Последний прогибается с течением времени, что негативно сказывается на состоянии изображения. Кроме того, под пластиком развиваются вредоносные бактерии и плесень, которые разрушают краску.

Разновидности киотов с фото

Вид, размер и особенности изготовления рамы зависят от иконы, для которой она готовится. Обычно киоты делают под определенный образ с учетом его размеров.

Настенные

В большинстве случаев киоты изготавливают из дерева, чаще всего из дуба, сосны и березы. Встречаются изделия из металла, стекла и пластика.

Конструкции, предусмотренные для размещения на стене, могут быть разных форм и размеров, с декорацией и без таковой, со стеклом или без него, со специальной дверкой на петлях, для одного или более образов. Сзади они оснащаются специальным креплением, позволяющим поместить их на стену. Деревянные настенные киоты используются в храмах и в жилых домах.

Напольные

В киотах такого типа обычно размещают большие иконы, но не обязательно в человеческий рост. В этом случае шкафчик имеет мощное основание, возможно дополнение подсвечником. Дизайн и форма могут быть любыми, равно как и стиль выполнения. Размещают такие ларцы в храмах или на улице.

Резные

Резьбу можно назвать наиболее подходящим способом украшения святых икон. Используются резные рамы, замысловатые узоры на напольных киотах вверху, вокруг образа и ниже на основании.

Резное оформление украшает, акцентирует внимание, но не мешает и не отвлекает.


Настенные


Напольные


Резные

Прямые

Наиболее распространенный вид ларей для икон – простые прямоугольники или квадраты. Может наблюдаться некоторое сглаживание углов и застекление, но без резьбы. Подобные изделия чаще можно встретить в домах. Обычно они небольшие и удобные для транспортировки.

Арочные

Форма иконы не всегда прямоугольная. Поэтому и рамы для них выполняют в соответствии с особенностями образа. Ларцы арочного типа зачастую выполняют для оформления мерных образов, на которых изображается святой, чьим именем крещен младенец.

Фигурные

Стандартная форма киота может быть дополнена в верхней части декоративной фигурной короной. Рисунки выполняются разные: простые с волнообразными линиями или витиеватые, сложные узоры с резьбой.


Прямые


Арочные


Фигурные

Что нужно знать, чтобы сделать киот дома?

Киот для иконы можно изготовить и дома. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно запастись деревянными досками, столярными инструментами, стеклом и фурнитурой. Также необходимо приобрести морилку, лак и краску. В первую очередь необходимо определиться, для какой именно иконы будет изготавливаться киот, и где он будет установлен. Следует принимать во внимание и освещение места нахождения киота. Исходя из всего этого надо подобрать будущий цветовой оттенок для обрамления образа. Также нужно уточнить, какой именно будет божница, напольной или настольной. Еще один важный момент – это количество образов, которые будут помещены в киот.

Как сделать киот своими руками

Самостоятельное выполнение рамы для иконы может показаться сложным процессом, но эта работа под силу многим, даже начинающим мастерам или любителям. Технология изготовления, форма и особенности оформления зависят от размера образа и выбранного вида будущего ларца. Прежде всего, нужно провести замер иконы. Чтобы постоянно не уточнять размеры, можно выполнить простой чертеж и ориентироваться по нему.

Необходимые инструменты и материалы

Перед началом работы нужно подготовить некоторые инструменты. Понадобится:

  • мелкая ножовка по дереву;
  • стусло;
  • струбцина;
  • железная линейка-уголок;
  • универсальная отвертка;
  • пассатижи и бокорезы;
  • наждачная шкурка и держатель для нее;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • молоток;
  • нож с запасными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • мягкий шпатель;
  • кисточки для обработки готового изделия лаком.

Чтобы ларец служил долго, в качестве передней дверки вместо пластика лучше выбрать стекло.

Для изготовления ларца нужны следующие материалы:

  • деревянная рамка (багет);
  • рейки для боков ларца;
  • фанера, оргалит, доска для задней стенки;
  • гвозди, саморезы, петли и застежка для дверки;
  • шнур для подложки между корпусом и дверкой;
  • клей;
  • шпатлевка по дереву;
  • герметик;
  • стекло;
  • средство для финишной обработки (лак, морилка).


Рамы для икон можно сделать самостоятельно

Изготовление внутренней рамки

Выполняется подобно раме для картины. Нужно распилить профильные бруски под углом 45° по размеру образа и склеить. Чем толще икона, тем толще должны быть брусья. Если образ выполнен на холсте и у него нет подрамника, можно натянуть его на лист фанеры не толще 6 мм.

Изготовление внешней рамки

Важно заранее оценить требуемые размеры, так как ширина рамы – это глубина ларца. Чтобы установить стекло нужно обеспечить борозду. Для этого к кромкам планок киота приклеивают фасадные бруски по размеру и толщине. Внутри внешней рамы должна расположиться внутренняя. Прежде чем склеивать углы планок, нужно запилить их под углом 45°.

После того как клей высохнет, в каждом углу нужно выполнить по 2 пропила и вклеить в них плоские шипы. Это обеспечит долговечность изделия. Опытные мастера не рекомендуют для этой цели использовать саморезы, гвозди и уголки из металла. Излишки вклеенных шипов срезаются, а рама шлифуется наждаком. Далее изготавливается по размеру задняя стенка.

Читайте также:
Святые покровители: как узнать своего небесного покровителя

Общие работы

Обе рамки покрываются тонировкой и лаком. Далее все подготовленные части собираются. Стекло, вырезанное под корпус, фиксируется силиконом. Икону помещают во внутреннюю раму, размещенную внутри ларца. Снаружи закрывают заднюю стенку и крепят ее степлером. Чтобы поместить киот на стену, нужно оборудовать его навесом.

Святые иконы размещают в киотах – деревянных застекленных ларцы, защищающих образы. Они могут быть простыми или со сложной резьбой и украшениями. При желании киот можно изготовить самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Этапы изготовления:

Этап 1. Подготовительный:

Перед началом работы следует определиться с размерами киота, выполнить чертёж. Необходимо учитывать, что из-за неравномерного усыхания краски и дерева икона может менять свои размеры, геометрическую форму, деформироваться. Важно продумать чертеж так, чтобы обеспечить достаточное пространство для святого образа, оставить зазоры.

Этап 2. Изготовление киотного короба:

Далее необходимо соорудить основу киота, которая состоится из четырех планок. Выпиливанием бруски нужных размеров и зачищаем шкуркой кромки. Полученные детали крепим между собой с помощью саморезов, в месте контакта брусков наносим столярный клей. Чтобы придать более эстетичный вид изделию, можно обработать стыки шпатлевкой по дереву.

Этап 3. Изготовление задника:

Выпиливаем прямоугольник для задника. Учитываем, что заднюю часть необходимо сделать на 2-3 мм меньше внешнего контура изделия, это поможет скрыть выступающие края и придать творению более аккуратный вид. Прибиваем задник к киоту при помощи мелких гвоздей.

Этап 4. Рамка-дверка:

Рамка — лицевая часть, которую нужно выполнять предельно аккуратно, так как малейшие огрехи будут сразу же видны. Лучше всего сделать раму, которая по размеру будет немного больше, чем киотный ящик. Это решение поможет скрыть неизбежные недостатки ручной работы, например, некрасивые стыки.

Если был куплен багет, то необходимо распилить его точно под 45 градусов, лучше всего с этой задачей справится стусло. Склеиваем готовые детали, при необходимости прикрываем недочёты шпатлевкой.

Сборка — самый волнительный этап. Помещаем петли одной стороной к киотному коробу, а другой — к раме. Устанавливаем миниатюрную застёжку. Не забудьте под дверцу приклеить шнур, он играет роль уплотнителя.

Когда рамка готова, вы можете смело вырезать стеклянную деталь. Вымытое и сухое стекло помещаем в раму, фиксируем с помощью герметика.

Этап 7. Примерка:

Если икона недостаточно хорошо держится в своем домике, то можно зафиксировать ее с помощью обычного картона. Во многих старинных киотах и в изделиях, выполненных на заказ, для этих целей предусмотрена специальная внутренняя рама.

Особенности декора

Киот – значимый элемент убранства храма или домашнего святого уголка. Храмовый киот может быть самостоятельным произведением церковного искусства или повторять художественное решение иконостаса.

Обрамляя икону, киот служит ее украшением

. В соответствии с этим киоты обычно тщательно декорируют: покрывают резьбой, иногда – росписью, нередко дополняют басменными вставками.

Если икона это «окно в Горний мир», то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты

по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные
наличники
окон. Другое значение киота –
дом для иконы
. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с
ризой
иконы.

Из истории


Как и иконостасы, киоты

создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле
барокко
, есть образцы
классицизма
, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами
русского модерна
. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.

Особым явлением можно назвать киоты, создававшиеся на Русском Севере

. Они представляли собой единую композицию, состоящую из образа и его обрамления. Это могла быть не только икона, но и, к примеру, вырезанная на дереве полуобъемная фигура свт. Николая Чудотворца. Бытовали киоты-
триптихи
,
складни
: центральный образ дополнен закрывающимися створками, на которых написаны образы святых. Наконец, в киот могла быть встроена резная
композиция
, состоящая из орудий Страстей Христовых: Крест, копие, губка, терновый венец и т.п.

Разновидности


Полка для икон “Домашний мини-иконостас угловой”

В мастерских можно заказать подставку для домашних икон любого размера и конфигурации, но это достаточно дорогостоящая работа.


Угловая полка из ДВП, выполненная в три яруса

Более простой вариант – использовать обычную угловую полку из хозяйственного магазина, но в этом случае могут возникнуть проблемы с размерами. Кроме того придется поискать модель, которая лучше «впишется» в интерьер. Всех этих сложностей можно избежать, если сделать полку для икон самостоятельно – это вполне осуществимо даже при небольшом опыте столярных работ.


Навесная угловая полка для икон из дерева

Полка для икон своими руками может иметь любую удобную конструкцию. Угловые полки делаются одноуровневыми или в несколько ярусов. Для соединения нескольких уровней обычно используются выточенные из дерева опоры. Готовую полку часто украшают резьбой, ажурными накладками, покрывают специальным столярным лаком, воском.


Небольшая угловая полка для икон два яруса


Домашний иконостас своими руками

Полезный совет

Приобретая киот, следует озаботиться тем, чтобы он способствовал сохранности иконы и ни в коем случае не вредил ей. Для этого следует предусмотреть ряд параметров.

• Икона в киоте должна быть надежно зафиксирована

. При этом образ должен стоять достаточно свободно, чтобы его ничто не деформировало.

• Между стеклом киота и поверхностью иконы должно оставаться достаточное пространство

• Крышка киота должна надежно

закрываться. Если киот будет находиться в храме или другом общественном помещении, вероятно, следует предусмотреть качественный
замок
.

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Читайте также:
Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Сергия Радонежского;
  • Св. Амвросия;
  • Св. Луки и многие другие святые.

Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

  • Францию;
  • Италию;
  • Византию.

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Что такое святые мощи и почему их почитают

О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.

Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Читайте также:
Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

Что такое мощи святых, почему и как их почитают

Что такое мощи святых?

У человека, недавно знакомого с Православием, может возникнуть вопрос «Что такое мощи святых?». Так называют почитаемые Церковью останки Божьих праведников. В церковнославянском языке понятие «мощи» употребляется в отношении тела или праха любого умершего человека. Останки же праведников принято называть святыми (или честны́ми) мощами.

Понятие «мощи» происходит от слова «мощь» (сила). В древности источником естественной жизненной силы человека считались именно его кости, а не плоть. Останки же людей, как правило, представлены именно костями.

Способы хранения святых мощей

Как выглядят мощи святых? Это могут быть как высохшие тела или скелеты праведников, так и отдельные их фрагменты. Для хранения и выставления на поклонение полностью сохранившегося тела или объёмных мощей используется красиво оформленный деревянный или металлический гроб – рака. В ней также могут находиться различные реликвии, связанные со святым (одежда, крест и т.п.).

Фрагменты мощей хранятся в небольших ящичках (ковчежцах) или сосудах (мощевиках). Ковчежец со святыми останками закладывают под престол православного храма при его освящении епископом. Мощевики же часто крепят к иконам. Роль мощевика могут выполнять архиерейская панагия (нагрудный образ Богоматери), крест священника и прочие атрибуты духовенства. В старину фрагменты мощей нередко носили на себе и миряне, используя нагрудные ладанки-реликварии.

В алтаре православного храма на престоле лежит антиминс – платок с зашитой частицей мощей. Известно, что первые христиане служили литургию на гробах мучеников. Поэтому современная Церковь, следуя древнему священному обычаю, совершает литургию на антиминсе с частицей святых останков.

Поклонение мощам в Православии – что это?

Почитание мощей святых в Православии – почему и как это происходит? Во-первых, почитание мощей праведников имеет нравственно-назидательное значение. Святые останки служат для христиан напоминанием о личности Божьего угодника. Мощи побуждают верующих к подражанию его благочестивой жизни. Святитель Иоанн Златоуст учил, что вид гробниц праведников поражает и возбуждает наши души, приводит их в молитвенно-покаянное состояние.

Почитание святых мощей имеет и литургическое значение. Земная и Небесная Церкви пребывают во взаимной любви и молитвенном общении. Венцом этой связи является Таинство Евхаристии, в котором происходит соединение человека с Богом. Православный богослов и новомученик Иван Попов (1867-1938) в своём труде «О почитании святых мощей» отмечает:

«Мощи святых являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников. Причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика».

Ещё одним аргументом в пользу почитания святых останков является учение Церкви об их благодатной силе. Тела святых при жизни стали вместилищами Духа Святого. Таковыми они остаются и после земной кончины праведников. Поклоняясь мощам, христиане напитываются Божественной благодатью и уповают на молитвенное ходатайство святого. В этом и состоит отличие святых мощей от идолов и талисманов, которые духовно неграмотные люди воспринимают как самостоятельные источники силы.

Преподобный Ефрем Сирин учил:

«Бог обитает в костях сих. Им [Богом] совершают они все чудеса» (Творения, том 3).

Благоговейное собирание и сохранение мощей, поклонение им, возведение над ними часовен, храмов и монастырей, закладывание мощей в церковные престолы и антиминсы – всё это является различными проявлениями почитания святых останков в Православии. Также мощи праведников торжественно открывают и переносят, а в честь этих событий устанавливаются церковные празднества.

История появления и почитания святых мощей

Чудотворение святых останков упоминается ещё в Ветхом Завете. Так, прах пророка Елисея случайно соприкоснулся с телом умершего человека, и последний ожил (4Цар. 13:21). Тем не менее, ветхозаветные иудеи избегали прикосновений к человеческим останкам. Мертвые тела считались источником сакральной нечистоты (Чис. 19:11-13).

В Новом Завете предписание о нечистоте было отменено. Ещё на заре христианства распространилась практика благоговейного сохранения мощей первых мучеников и даже их целования. Преподобный Иоанн Дамаскин (7-8 вв.) в своём труде «Точное изложение православной веры» учит:

«По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Не позднее 4 века возник обычай выкапывания и перенесения святых мощей. В 419 году Карфагенский собор предписал, что святые останки должны быть в основании каждого христианского храма.

Читайте также:
Домодедовское кладбище: адрес и часы работы, схема, как доехать и добраться, списки похороненных

Окончательное же постановление об обязательном почитании святых мощей как носителей Божественной благодати было принято на Седьмом Вселенском соборе в 787 году (Никея, Малая Азия). Собор постановил отлучать от Церкви тех, кто отрицает святость останков праведников и необходимость их почитания.

В Средние века распространился обычай паломничества христиан в места пребывания знаменитых мощей. Обладание священными останками или реликвиями увеличивало популярность храма или монашеской обители, а также их доходы от пожертвований. Бывали случаи, когда мощи святых похищали из одного города и увозили в другой, чтобы повысить его статус. Например, это происходило с мощами святителя Николая Чудотворца в начале прошлого тысячелетия.

Как отличают настоящие мощи от поддельных?

Древняя практика разделения святых останков на частицы (для положения новых храмов и защиты от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных мощей. Обогащение на фальшивых святынях процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойцов отмечает:

«В Русской Православной Церкви проводится профессиональная работа по изучению подлинности приходящих с Запада мощей святых… Сотрудники Центра изучения православных святынь предотвратили сотни случаев попадания фальшивых святынь в храмы».

Священник предостерегает от покупки «частиц мощей» в Интернете и на барахолках. Если православный христианин по неведению приложился к поддельным мощам, то в этом нет ничего страшного. Ведь главное – это вера, с которой мы просим помощи у Бога и святых. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Специалист в области изучения православных святынь Михаил Артеев указывает на то, что подлинные святыни всегда хорошо документированы и «не появляются из ниоткуда». Мощевики опечатываются епископами и вскрываются только при их участии. Разделение святых останков непременно фиксируется в документах. В некоторых случаях проводятся специальные исследования и экспертизы. Михаил добавляет, что в антиминсы зашивают частицы лишь достоверных мощей.

Всегда ли святые мощи нетленны?

Нет, не всегда. Тление мёртвого тела – естественный, установленный Богом процесс, который не является признаком гибели души почившего. Также нетленность останков ещё не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.

Однако тела грешников, хоть и бывают неповреждёнными, но при этом являются безобразными, чёрными, раздутыми. Нетленные мощи святых, напротив, как правило, источают благоухание, они не противны взору. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетление святых мощей

«их изъятием чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Преподобный Амвросий Оптинский говорил следующее:

«Во исполнение слов Господних: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), – и в святых мощах предается тлению часть некая: или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное» («Письма»)

Священномученик Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях останки могут хорошо сохраняться всего лишь из-за благоприятных климатических условий. Тела подлинно святых людей зачастую начинали тлеть после смерти, но этот процесс останавливался Божественной силой:

«Это остановившееся тление в смертных останках с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их».

В любом случае главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и происходящие по его молитвам чудеса. Нетленность же мощей выступает лишь дополнительным доводом.

Итак, не все нетленные останки являются святыми и не всегда мощи праведников остаются нетленными. Однако в течение многих столетий в народе бытовало убеждение, что святые мощи непременно являются неповреждёнными. Это заблуждение использовалось безбожными советскими властями в антирелигиозной пропаганде. Проводилось множество публичных вскрытий святых мощей. Многие из них оказывались костями, что расходилось с ожиданиями людей.

Чудеса, связанные со святыми мощами

Святой преподобный Ефрем Сирин учит:

«И по смерти действуют они как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа» (Творения, том 1)

Приведём некоторые примеры чудес, связанных с честными мощами. Несколько столетий назад к мощам святителя Тихона Задонского приехал болящий киевский чиновник П. Забугин. Не один десяток лет он страдал от головных болей, рвоты и болей в желудке. Из-за неизлечимого недуга чиновник был вынужден оставить работу. Затем он и вовсе оказался прикованным к постели. Страдальца привезли к мощам святителя Тихона, когда врачи сообщили, что ему осталось жить не более месяца. Стремительное выздоровление началось уже после первой службы у гроба святого. Забугин вернулся домой совершенно здоровым.

Массовые исцеления слепых, глухих, хромых и немых происходили при прославлении Серафима Саровского и открытии его мощей в начале 20 века. Сохранились свидетельства, что за один день у источника преподобного Серафима накопилась груда костылей, ставших невостребованными. Люди с радостью сжигали их, прославляя святого старца.

Приведём современное свидетельство рабы Божьей Антонины о чуде по молитвам перед мощами великомученика и целителя Пантелеимона:

«Сын мой неожиданно заболел, врачи определили у него довольно редкую и тяжелую болезнь. Его пытались лечить, но ничего не помогало. И вот, когда привозили в Москву мощи великомученика и целителя Пантелеимона, мы отправились вместе с сыном поклониться им и помолиться этому святому. И случилось настоящее чудо: вскоре после этого болезнь прошла».

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

Читайте также:
Православие и соцсети: отношение церкви и мнение священников, можно ли регистрироваться или нет, ответы на частые и популярные вопросы, популярные православные соцсети

На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Зачем нужны мощи?

Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «. И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Читайте также:
Святые покровители: как узнать своего небесного покровителя

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: