Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Православный крест на могилу

После погребения христианина ставят православный крест на могилу. Это символ того, что человек исповедовал Христа и был крещен в Православной Церкви. Православные верят в то, что во время воскресения мертвых, первое, что увидит восстающий к вечной жизни, будет крест, как якорь спасения.

Где ставится крест на могиле у православных

Сразу же после того, как произошло захоронение усопшего, ставится могильный крест и именно в ногах, так как таким образом обозначается молитвенная настроенность погребенного христианина. Эта традиция имеет древнее происхождение и обозначает приверженность покойного к христианской вере.

Важно! Крест любой формы, четырехконечный, восьмиконечный и. т. д. почитается православными одинаково, как орудие страдания Иисуса Христа и залог нашего спасения. Но сложилась традиция, что именно восьмиконечный крест ставится на могиле православного после погребения.

Каким должен быть могильный крест

Над могилой православного человека должен быть восьмиконечный крест, символика его следующая:

  • собственно само распятие, на котором был казнен Иисус Христос;
  • табличка над главой Христа, где была надпись «вины» Господа «Иисус Христос, Царь Иудейский»;
  • в нижней части косая доска, указывающая путь Христа в первые три дня после смерти и воскресения, путешествие Его в ад, чтобы проповедовать грешникам и там.

Сама эта косая дощечка также служила возглавием для ног Спасителя во время казни. Выбор именно такой формы креста на могилу понятен, так как он подлинно соответствует реальности крестной смерти Сына Божия.

Отличия православного креста

Очень важно, чтобы сразу же после погребения над могилой был воздвигнут православный крест и первоначально он будет деревянный. Но это временный вариант и очень недолговечный. Поэтому со временем его лучше всего заменить на крест из других материалов, более надежных и стойких к превратностям времени и атмосферы.

  1. Из металлической трубы, которую можно периодически красить и она прослужит долго.
  2. Из гранита, его срок службы около 50 лет, потом такой крест начинает крошиться.
  3. Из мрамора, такой крест простоит вечность, ничуть не изменившись.

В настоящее время появляются и другие надежные материалы, например карбон, способный как мрамор выдерживать длительное воздействие внешних условий атмосферной среды.

Православные обряды по усопшим:

Главное отличие православного могильного креста именно в его восьмиконечности. Такой крест всегда ассоциируется с кладбищенским, поэтому, когда ставят подобные кресты в других местах, помимо кладбища, это иногда вызывает у населения некоторое отторжение.

Иногда верхнюю часть такого креста покрывают параллельной доской, которая делает как бы навершие-крышу. Это делается в практических целях — такая крыша защищает поверхность деревянную от осадков, тем самым продлевая ему жизнь. Эта традиция более характерна для приверженцев старообрядчества, которые кроме деревянных крестов других и не ставят.

Факт! Надо всегда помнить о том, что означает могильный крест — это орудие спасения, символ победы жизни над смертью. Поэтому любая форма креста приемлема над могилой христианина, но традиционно для православных кладбищенская форма креста восьмиконечная.

Пропорции и размеры креста на могилу

Чаще всего на могилу ставят деревянный крест. В настоящее время это оправдано, и производители такого деревянного изделия выбирают лучшие сорта осины, дуба, кипариса или сосны. Деревья специально подбираются и заготавливаются по всем правилам столярного искусства. Кроме того, эти заготовки подвергаются специальной обработке, чтобы увеличить долговечность конечного изделия.

В основе размеров могильного креста лежат знаменитые, вечные правила «золотого сечения», соблюдая, которые действительно можно создать вполне пропорциональный крест, без перекосов и излишних некрасивых пропорций. Чтобы крест на могилу был правильных размеров, надо придерживаться следующих правил:

  • поперечная планка это 1/3 высоты креста;
  • высота его 1,7 метров, т. е. это средний рост человека;
  • нижняя, наклонная планка не должна превышать 45 градусов.

В таких пропорциях символ нашего спасения выглядит гармонично и красиво. Если эти пропорции соблюдены, мы действительно видим красоту креста и молитвенно поминает тех, кто лежит под его сенью.

Какую надпись можно написать на могильном кресте

Всякая плоть человеческая, где бы она не находилась, по учению Православной Церкви, восстановится в день Страшного Суда. Поэтому так важна функция кладбищ, где погребены в одном месте тела людей, ожидающих, в том числе и телесного восстановления.

О поминовении усопших:

С точки зрения вечности и перспективы Суда, неважно как звали человека, так как все наши имена и деяния записаны на Небесах. Но вот живущим здесь и потерявшим близкого человека, а также и для потомков эта информация имеет актуальность. Поэтому табличка на могильном кресте будет очень уместна для потомков.

На ней должны быть следующие сведения:

  • полные расшифрованные инициалы умершего;
  • точные даты его жизни и смерти.

Этого достаточно, но возможно поместить и изображение фотографическое усопшего, а также мудрую эпитафию. Это заставит живых, задуматься о бренности мира и близости смерти.

Можно ли менять крест на могиле

Современные деревянные кресты защищают любыми способами от старения и разрушения: их покрывают специальными лаками и составами, которые предохраняют древесину от атмосферного воздействия и насекомых.

Но все же с течением времени кресты разрушаются. Тогда старый крест убирают и заменяют на новый, а прежний сжигают. Действует негласное правило, по которому никакая святыня не может быть просто выброшена, а тем более крест.

Что делать с крестом после установки памятника

Почти всегда устанавливается на новой могиле деревянный крест, и он простоит, даже без особых забот о нем не менее десяти лет. Но надо сразу продумать тот момент, что деревянный крест надо будет менять на металлический или установить памятник.

В любом случае крест сжигают, а если это невозможно, то распиливают и закапывают рядом с захоронением. Но и на вновь установленном памятнике обязательно должно быть изображение креста.

Православный крест на могилу — рассмотрим подробно

Сейчас речь пойдет не только о том кресте, который устанавливается сразу после похорон, но и (даже преимущественно) о том, который будет стоять на могиле перманентно.

Где ставится крест на могиле у православных?

Если на могиле имеется крест, то это говорит о том, что умерший был христианином. У православных христиан, как правило, на могиле устанавливается восьмиконечный православный крест. Хоронят головой на запад, для того чтобы он мог видеть восход солнца.

Крест в ногах позволяет умершему видеть крест и молиться на него.

Стоит отметить: иногда на крест прикручивают фотографию умершего, но священники этого делать не советуют. Лучше всего на табличке написать дату смерти и рождения, а также фамилия, имя, отчество умершего.

Какой крест должен быть на могиле?

На православной могиле должен быть надгробный крест. Крест можно сделать из камня или поставить памятник в виде креста. Можно также поставить памятник с изображением креста. Желательно чтобы это был традиционный православный восьмиконечный крест. Если не получится поставить восьмиконечный крест, поставьте четырехконечный, с распятием или нет – это на Ваше усмотрение.

Читайте также:
Виды монастырей: типы монастырей в русской православной церкви, значение

Почему на могиле ставят крест?

В православии устанавливает на могиле крест в связи с тем, что покойный верил во Христа и носил при жизни нательный крест, и теперь он находится под покровительством Распятия, расположенного лицом к умершим, чтобы при воскресении восстать из гроба и увидеть оружие победы над дьяволом.

Правильно ли на могиле устанавливать памятник, или нужно чтобы стоял крест?

На могиле православного христианина должен быть крест. Следует думать, что для наших усопших родственников первостепенное значение имеет наша молитва и милостыня за них, тогда как наличие, размеры, окрас и прочая эстетика надгробий никакого особого значения для посмертного состояния душ и грядущего воскресения из мертвых иметь не могут. Памятник – он поэтому так и называется, что его ставят для того, чтобы живые «помнили» о своих усопших – он для нас, а не для них. Можно сделать изображение креста на каменном памятнике, это будет и по-христиански, и более долговечно.

Пропорции и размеры креста на могилу

Чаще всего на могилу ставят деревянный крест. В настоящее время это оправдано, и производители такого деревянного изделия выбирают лучшие сорта осины, дуба, кипариса или сосны. Деревья специально подбираются и заготавливаются по всем правилам столярного искусства. Кроме того, эти заготовки подвергаются специальной обработке, чтобы увеличить долговечность конечного изделия.

На могилах чаще всего устанавливают восьмиконечный крест

В основе размеров могильного креста лежат знаменитые, вечные правила «золотого сечения», соблюдая, которые действительно можно создать вполне пропорциональный крест, без перекосов и излишних некрасивых пропорций. Чтобы крест на могилу был правильных размеров, надо придерживаться следующих правил:

  • поперечная планка это 1/3 высоты креста;
  • высота его 1,7 метров, т. е. это средний рост человека;
  • нижняя, наклонная планка не должна превышать 45 градусов.

В таких пропорциях символ нашего спасения выглядит гармонично и красиво. Если эти пропорции соблюдены, мы действительно видим красоту креста и молитвенно поминает тех, кто лежит под его сенью.

Можно перед установкой памятника на могилу, убрать крест с могилы, и больше его не ставить?

Да, так обычно и делают. Единственное, на самом памятнике нужно сделать изображение Святого Креста.

Как сделать своими руками крест из металла?

Временные кресты на могилу чаще всего делается из дерева, но также могут быть сделаны и из металла. Раньше делали кресты из железа, иногда покрывали их титановым напылением, также могли использовать сталь, чугун.

Многие приобретают металлические кресты в ритуальных магазинах, но иногда близкие делают такой крест своими руками. Опять же его размеры должен быть обязательным соблюдать пропорции «Божественного сечения».

Для того чтобы делать этот крест самостоятельно нужно выбрать профильную трубу, также табличку, на которой записать сведения о покойном. Перед монтажом необходимо покрасить изделия в нужный цвет. После желательно покрыть антикоррозийным лаком, чтобы железо не покрывалось ржавчиной.

В могилу давнего захоронения, на которой стоял только крест, сделали подзахоронение. Хотим поставить памятник с крестом. Нужно ли сохранять старый крест?

Церковных правил на этот счет не существует. Если крест еще достаточно крепкий, то можно его оставить, при наличии необходимого места на могиле. Если крест обветшал, то его надо утилизировать, а лучше сжечь.

Как сделать своими руками крест из дерева?

Изготовить деревянный крест на могилу достаточно легко, чтобы он получился красивым и правильным надо знать базовые столярные навыки.

После того как крест будет изготовлен по структуре «Золотого сечения», в конце работы обязательно крест пропитывается морилкой и покрывается лаком.

На могиле стоит памятник. Креста на памятнике нет. Что делать?

Можно поменять памятник на крест, на памятник в виде креста или высечь крест на памятнике. Потом нужно будет пригласить священника и отслужить на могиле панихиду.

Установка деревянного креста

Запомните, что дерево — материал недолговечный, и для его лучшего сохранения, его необходимо будет изначально подготовить к установке.

Если крест вы решили тоже сделать сами, то лучше всего брать хвойные породы или дуб. Хвойная порода деревьев более стойкая к климатическим изменениям.

Из-за высокого содержания смол в стволе дерева, его долговечность изначально возрастает. Прочность дуба не отличается особой стойкостью к погодным условиям, однако, он достойно выдержит влагу, при вкапывании.

Способов монтажа может быть несколько. Вы прекрасно знаете, что для надёжной установки необходимо закрепить крест в земле, а это значит, что у нас есть всего два выхода, или залить его бетонным раствором или же изначально приделать к основанию опорные балки.

Если с использованием бетона более-менее процесс ясен, то монтаж дополнительных ножек на крест лучше всего использовать 2 раза. Ножки должны отходить вертикально и горизонтально. Лучше всего будет, если вы прикрепите их две пары, в самом низу креста и неглубоко от поверхности.

Выкопав яму достаточной глубины (в зависимости от массивности и высоты креста она может быть различной), поместите в неё крест с ножками. Постарайтесь максимально надёжно закрепить его в земле.

Лучше всего засыпать яму глиной, из-за своей вязкости, она не сильно просядет во время дождей и не вымоется потоком воды. Досыпать яму повторно придется повременить, лучше всего дождаться пока пройдет один сезон дождей, а при сильной засухе, можете выжидать и около полугода.

Готовый крест перед засыпкой глиной стоит хорошенько обработать дополнительными материалами. Лучше всего для этой цели подойдет антигрибковый лак или специальное средство, отталкивающее влагу. В некоторых случаях поверхность можно покрыть тонким слоем клея.

Можно ли менять крест на могиле

Современные деревянные кресты защищают любыми способами от старения и разрушения: их покрывают специальными лаками и составами, которые предохраняют древесину от атмосферного воздействия и насекомых.

Но все же с течением времени кресты разрушаются. Тогда старый крест убирают и заменяют на новый, а прежний сжигают. Действует негласное правило, по которому никакая святыня не может быть просто выброшена, а тем более крест.

Можно ли оставить могилу без памятника и креста, допустимо ли это?

Не совсем понятно, зачем это делать? Как-то всё же это не очень принято, независимо от вопросов вероисповедания как такового. Большинство существующих религиозных традиций так или иначе отмечают и украшают существующие захоронения. У людей неверующих памятник на могиле – тоже вполне распространенная традиция.

Инородцы

В могиле без креста рисковал оказаться умерший в дороге иностранец (например, европеец, которого могли признать латинянином) или представитель народов России, которого могли счесть магометанином или язычником.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Все это происходило еще и потому, что до революции кладбища были в ведении РПЦ, а священники опасались невзначай осквернить освященную землю кладбища. Без вопросов священники разрешали погребать прихожан, которых хорошо знали, или незнакомцев, которых успевали перед смертью исповедать, соборовать и причастить. В других случаях они осторожничали.

Сейчас, когда кладбища находятся в ведении муниципалитетов, запретить ставить крест на могиле никто не может.

Почему нельзя ставить памятник до года?

Традиция ставить памятник на могиле только после годовщины вызвана не церковным уставом, а, скорее, техническими причинами установки. Не ставят только из-за того, что грунт не полностью осел и камень может покоситься. Если грунт достаточно твердый, то можно делать в любое время и не ждать года. Поэтому вопрос о сроках установки Вы можете решить по своему смотрению.

Способ №2

В отличие от вышеописанного варианта монтажа, в данном случае используется специальное дополнительное крепление. Такая технология позволяет увеличить общую длину креста, а также получить надежную и прочную опору. При этом, представленный способ выполняется аналогично с предыдущим, поскольку дополнительное крепление также закапывается в землю либо цементируется. Главным преимуществом такого способа является максимальная высота креста после установки.

Какие изображения допустимы на памятнике?

Обязательно должно быть изображение Креста в верхней части памятника. Ниже него возможны изображения святых угодников. Еще ниже — изображение усопшего и памятные надписи.

Способ №3

Третий способ начинается одинаково со вторым, но позволяет получить еще большую длину креста. В конечном счете можно сделать так, что крест и вовсе не будет касаться земли. Для этого необходимо обложить его нижнюю часть большими камнями (булыжниками). Они полностью скроют конструкцию установки, поэтому придадут максимально эстетичный вид месту захоронения. Такой способ позволяет практически построить Голгофу, тем самым, разительно выделив обитель усопшего среди прочих мест захоронения на кладбище. Стоит ли говорить, что такой способ установки креста пользуется самой большой популярностью?

Деревянный крест на могилу устанавливается чаще всего. Делается это сразу после того, как гроб с усопшим опускается в землю. Их приобретают в ритуальном магазине, одновременно с прочими необходимыми для похорон аксессуарами.

Каково значение изображения святых на тыльной стороне памятника?

Православные христиане ставят не могиле крест, как знак веры нашей и усопшего. По той же причине на памятниках изображают иконы. Логичнее их изображать не с тыльной стороны, а спереди, но там обычно располагается фотография усопшего. Изображения святых могут располагаться как с лицевой, так и с тыльной стороны памятника, или с обеих сторон.

Можно на памятнике крепить фотографию?

Никаких запретов на помещение фотографий на могильных памятниках нет. Более того, это очень уместно, ведь когда мы проходим мимо «безликого» памятника в нашей душе ничего не происходит – мы видим просто кусок камня. Но, когда с фотографии на нас смотрит «живой» человек, мы начинаем понимать, что этот человек был таким же, как и мы, у него были те же заботы, что и у нас, мы начинаем сопереживать ему. Глядя на такую фотографию, уже хочется помолиться за усопшего, и, может быть, наша молитва принесет усопшему утешение.

Где и каким образом ставится деревянный крест на могиле

После окончания работ по изготовлению, можно переходить к установке. Где должен стоять крест? Покойного опускают в могилу, чтобы он был повернут лицом на восток, ожидая Утра вечности, сразу увидел приход Спасителя.

Деревянный крест, как символ спасения, ставится в ногах похороненного. При этом распятие должно быть обращено к лицу упокоившегося. В этом случае, когда наступит воскресенье покойных, он, восстав из гроба, увидит знамение, означающее победу Господа над дьяволом.

Можно ли на памятнике рисовать усопшего, который на фото смеётся?

Конечно же, можно. Вы же хотите, приходя к ней на могилу, видеть знакомое лицо. И раз уж Вы ставите памятник, то изображение выбирайте по согласию с близкими.

Мнение священнослужителей

Крест является главным на могиле, в которой лежит православный. И стоять он должен в полный рост, а не быть, например, нарисованным на надгробной плите. Крест — упование и надежда христианина. Памятник же — не что иное, как бездушная глыба, он никак не может заменить стоящего креста.

Если же поставить памятник очень хочется, то это следует сделать таким образом, чтобы и крест остался на своем месте. При этом памятник можно поставить как рядом с крестом, так и напротив него, то есть в головах. Если не получилось сохранить крест, то его следует положить на землю рядом с могилой.

Табличка с именем и датами рождения и смерти переломилась пополам. Что делать?

Табличка сломалась, потому что она находится на открытом воздухе и подвергается воздействию атмосферных явлений (снег, дождь). Закажите новую табличку и не накручивайте себя пустыми тревогами. А вот за усопших нужно обязательно молиться — и дома, и в церкви.

Можно ли поменять старый памятник на новый?

Памятники имеют значение для живых, а умершим нужно другое – молитва и добрая память о них. Молитва и индивидуальная и церковная. Вы можете периодически заказывать сорокоуст о упокоении, или хотя бы разовое поминание на проскомидии, а также подавать записки на панихиду по усопшем. В общем-то замена памятника носит чисто житейский и хозяйственный характер. Так что просто узнайте на кладбище, как они утилизируют старые памятники и не переживайте из-за этого.

Не грех ли заранее себе заказывать памятник?

В православии есть традиция при жизни готовить себе гроб и крест. Так делали многие святые, и в этом нет ничего плохого. Это памятование о смерти, которое должно быть у каждого христианина, тем более престарелого.

Куда девать обветшавший деревянный крест и испорченные фотографии?

Чтобы не было поругания, можно сжечь или распилить на части и опять-таки сжечь. Старые деревянные кресты обычно принято сжигать где-нибудь на окраине кладбища, в удобном для этого месте. Можно отнести его в храм и попросить, чтобы его там сожгли. Испорченную фотографию также можно сжечь вместе с крестом.

Куда деть медальон со старого памятника?

Наверное, выбрасывать этот медальон было бы нехорошо, поэтому его можно забрать домой и хранить с семейными фотографиями.

Правда ли, что землю с одной могилы нельзя сыпать на другую?

В церкви нет таких правил, которые бы указывали на то, что нельзя брать землю с одной могилы на другую. Главное, молитесь за своих усопших, и сами чаще посещайте церковь, исповедуйтесь и причащайтесь.

Читайте также:
Можно ли носить найденный крестик: советы и ответ от священника

Правда ли, что молодым людям нельзя приносить на кладбище живые цветы?

Относительно цветов – однозначно суеверие. Живые цветы на кладбище – символ вечной жизни умершего. А суеверия рождаются от незнания и нежелания изучать свою веру.

Правда ли, что с кладбища ничего брать нельзя?

Это типичное суеверие. Другое дело, что с практической точки зрения, в этом нет никакого смысла. Ведь умершим нужна наша молитва, а нам память о них.

Можно ли хранить фотографии родных, лежащих в гробу и фотографии надгробных памятников, умерших родственников у себя дома?

Не стоит ожидать какой-либо духовной, а тем более «магической» опасности от этих фотографий. А, если Ваша совесть в этой связи продолжает Вас беспокоить, то — чаще поминайте Ваших усопших родственников. Как именно надо молиться за усопших, говорилось в одном из предыдущих ответов.

Юрий Селуянов — Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017.

Крест 120х60 см из гранита Габбро
Перед тем, как сделать крест на могилу, нужно узнать его точные размеры. Нельзя подходить к этому легкомысленно и делать «на глаз». Религиозные атрибуты выполняют по строгим пропорциям, размерам, которые недопустимо нарушать.

На могиле верующего принято устанавливать крест, который указывает на то, кем человек был при жизни: христианином, католиком, старообрядцем. Принадлежность к той, или иной конфессии видна с одного взгляда на памятник, потому что он имеет свою религиозную символику.

КАКИЕ РАЗМЕРЫ КРЕСТА НА МОГИЛУ

Следует подробно коснуться правил создания крестов для различных вероисповеданий. Так как надгробные сооружения православных и католиков разные по форме и размерам.

ПРАВОСЛАВНЫЕ

Посещая старые, дореволюционные кладбища, с сохранившимися памятниками с крестами – можно увидеть образец правильных пропорций и размеров. В дореволюционной России мастера строго следовали традициям, исполняли Божественный закон. А при проектировании креста применялся принцип Божественного сечения (Золотого сечения).

Сейчас на кладбищах установлены кресты, разных размеров и пропорций, их уже мало кто соблюдает. Нет тех жёстких рамок, которые были больше века назад.

Однако, если вы хотите сделать правильный православный знак, то следует знать основные Божественные пропорции. Эти пропорции позволяют создать красивый, гармоничный символ спасения. Каждый христианин, увидев его молитвенно помянет тех, кто лежит под его сенью, в могиле.

Этот православный символ получается в рост человека, размеры можно уменьшить, но не нарушая указанных пропорций. Согласно церковным канонам, высота надмогильного знака допускается от 400 до 1200 мм. Стандартные габариты в миллиметрах: 700х400х50, 1200х600х80.

Наша выполняет заказы по изготовлению религиозных крестов на могилу. Мастера строго соблюдают пропорции.

Материал для изготовления:

  • Деревянный, из ценных пород, обработанных защитными составами;
  • Железный, сварной из стальных профильных труб;
  • Кованый мастером вручную или изготовленный аппаратным методом;
  • Каменный, сделанный из гранита, мрамора или других, природных камней.

Религиозный символ можно нанести на каменный надгробный памятник в виде рисунка, резьбы, барельефа.

КАТОЛИЧЕСКИЕ

У католиков символ воскрешения отличается от православного знака количеством перекладин и гвоздей. Он четырёхконечный из двух частей: основной столб и одна перекладина на расстоянии 1/3 от верхнего конца. То есть, разделите столб на 3 части и на первой отметке от верха крепите перекладину. Каждая из поперечных перекладин равна третьей части от размера столба.

Ширина перекладин и столба выбирается произвольно. Для того, чтобы конструкция была целостной, выглядела красиво, то лучше всё сделать одинаковым по ширине.

Текст книги «Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017.»

Юрий Селуянов Поклонный крест. Золотой стандарт. Размеры и установка. ГИС 001-2017

Вступление

В мире есть несколько систем мер, одна из них – метрическая. Метр определён исходя из размеров земного шара. Метр – одна десятимиллионная часть четверти дуги меридиана между городами Дюнкерк и Барселона. Мы все пользуемся метрической системой. Метрическая конвенция – международный договор – принята 20 мая 1875 года в Париже почти всеми странами мира, кроме США и некоторых других стран. Есть национальные древние системы мер – римские, греческие, русские и множество других. Русская древняя система мер основана на размерах человека: локоть, аршин, сажень – размеры от человека, одухотворены. Как сказано в Библии, Бог создал человека, следовательно, древняя национальная система мер есть не что иное как Божественное соотношение чисел. На период крещения Руси действовала именно эта система мер, основанная на Божественном соотношении чисел, тем она и ценна в применении изготовления православного поклонного креста. Стоит отметить: есть у народов любимые числа и не очень. Не стоит на этом зацикливаться. Как известно, все числа Божьи. В золотом стандарте основные размеры исходят от роста Спасителя. Загадка в том, что после установки поклонного креста Вы узнаете рост Спасителя. Сейчас это великая тайна, ибо никто его не знает. Если Ваша цель только в открытии загадок, то вам не будет открыто, а кто пройдёт это испытание с честью и крепкой верой, тот будет вознаграждён.

Выбор места

Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать.

В выборе места постановки креста полезны следующие советы:

Первое:

где хотите, там и ставите.

Второе:

земля не должна принадлежать олигархам.

Третье:

место установки не должно мешать транспорту и пешеходам.

Четвёртое:

нельзя устанавливать крест под линиями электропередач.

Есть много запретов. В каждом случае место установки креста – Ваше уникальное место.

Благословение

Желательно пригласить настоящего батюшку _ _ _ для благословения места установки православного поклонного креста. С примерным местом необходимо заранее определиться. Если нет возможности пригласить батюшку, просите мысленно благословения Спасителя Иисуса Христа. Он слышит каждого. Если вы устанавливаете крест в населённом пункте, по возможности согласуйте с жителями.

Будет много вопросов: почему такой крест? Почему здесь? А зачем он нужен? Будет много вопросов. Помните: к согласию вы вряд ли придёте, но сообщить об установке необходимо, ибо за последние 100 лет сделано всё, чтобы народ утратил соборность, которую ещё предстоит приобрести. И самый главный вопрос необходимо задать тем, кто будет на сходе: кто против? Если нет категорических возражений, меньше разговаривайте, больше делайте. Главное, что необходимо для возведения поклонного православного креста: ваша вера крепка, у вас есть средства – полный вперёд! Если нет средств, главное – ваше крепкое желание, найдите средства.

Читайте также:
Миропомазание в церкви: особенности, правила и значение обряда, история и смысл, отличие от других православных обрядов

Сейчас утрачены жизненные ориентиры у большинства людей. Этому способствует много ложной информации и скрытие истины. Например, Меньшиков, который находился при императоре Петре Первом, был родом из белорусских князей и никогда пирожками не торговал. Иоанн Грозный не убивал своего сына, а у художника Репина, написавшего картину «Иоанн Грозный убивает сына», высохла (отсохла) рука после этой работы.

Я задавал вопрос многим людям: что главное в жизни? Мало кто был близок к истине. Быть со Христом – смысл жизни. Главное – вера и продление рода. Всё просто, и никакой философии. Сейчас всё так запутано, что хорошего человека от плохого, или злого и доброго, или лукавого от мудрого, или правдивого от лжеца, пожалуй, отличить очень трудно.

Спаситель нам оставил простой способ-истину. «Где твое сокровище, там твое сердце», – говорил Спаситель. К сокровищу, пожалуй, можно отнести детей, счета за границей, недвижимость, заводы, пароходы – всё что угодно. И поэтому, помня эту истину, можно разобраться в человеке, а слушать и верить – это решает каждый сам. Эта истина вам пригодится, главное – помнить об этом. Православный поклонный крест это тоже сокровище. И есть ещё одна простая истина: «Судят о человеке по делам его». Всё это вам пригодится при установке Поклонного православного креста, ибо крест – это начало спасения.

Сбор команды

Главное – подбор единомышленников. Господь поможет, даже не сомневайтесь. Если возникают трудности

конец ознакомительного фрагмента

КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ КРЕСТ НА МОГИЛУ

Самостоятельно можно сделать любой надгробный знак. Однако, даже зная точные размеры, сложно получить красивое изделие. Для этого нужен опыт, навыки, хороший материал и сложное оборудование.

Мы уже более 20 лет делаем памятники с классическими православными, католическими, старообрядческими и армянскими (Хачкар) крестами. В работе мы строго придерживаемся религиозных канонов и не отступаем от общепринятых стандартов.

Здесь мы собрали фото таких надгробных памятников – это отличная иллюстрация образцов религиозных постаментов на могилы верующих разных конфессий. Также, по заказу можно сделать гравировку или скульптурную резку любого ритуального символа. Изображение наносят несколькими способами: лазером, пескоструйным аппаратом, или гравируют вручную.

Памятники с религиозными знаками заказывают как для одного человека, так и для группы лиц. На этой странице вы можете посмотреть фото наших работ – одинарных, двойных, семейных на трёх и более человек. А на этой странице вы найдёте разные модели с символом спасения.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

КАК И ГДЕ ЗАКАЗАТЬ КРЕСТ С ТОЧНЫМИ РАЗМЕРАМИ?

Купить надгробные памятники с крестом (фото смотрите в фотогалерее), можно здесь, на нашем сайте. Достаточно кликнуть на модель, отправив её в Корзину.

Оформить заказ, подписать договора можно в нашем офисе. Если вы заняты, то закажите . Он приедет к вам домой или на работу в назначенное время (Москва и ближайшее Подмосковье).

Можно заказать эксклюзивный гранитный православный знак на могилу, его цена немного выше обычных моделей. Покажите свой рисунок (эскиз, фото) нашему дизайнеру. Он создаст 3Д картинку, и вы увидите точное изображение будущего изделия. После внесения правок и согласований всех деталей ваш заказ будет взят в работу и выполнен в оговорённые сроки.

Восьмиконечный крест — символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение «крест святого Лазаря», это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Значение православного креста

Крест это неотъемлемая часть православия. Обозначает распятого Иисуса и жизнь, которую он отдал за нас грешных. Атеистам кажется, что православие поклоняется инструменту, которым убили Христа. Но это далеко не так. Веряне преклоняются перед символом жизни вечной. Церковь говорит «Крест животворящий», это означает, что Иисус в страшных муках, вымолил у Всевышнего, мирянам прощение грехов и жизнь вечную.

Накладывая на себя крест, православные чтят Всевышнего, его законы, выполняют Слово Божье. Принимают смирение и получают благословение. Именно поэтому, крест, это искупительная сила веры, за отданную Иисусом жизнь.

Крест православный женский

Женщинам положено прятать распятие под одеждой. Считается, что так она будет ближе к Богу. Ее молитва, исходит из сердца, силу ей дает рядом находящийся крест. Женщина имеет Господнее благословение, нося под сердцем дитя. В защиту ей дается тот же нательный крестик.

В наше время крестик выполняет еще и функцию красивого украшения.

Православный крест на могиле христианина

Крест ставят на могиле у православного как дополнительный атрибут его принадлежности к христианству. Обычно устанавливается простой деревянный или металлический крест сразу после похорон, и в дальнейшем он может быть заменен на памятник.

Почему после похорон на могиле обязательно ставят крест

На свежие могилы в проекции ног усопшего ставят восьмиконечный крест. По утверждениям историков по форме он полностью соответствует тому кресту, на котором был распят Иисус Христос. По общепринятой традиции крест на могиле ставят туда, куда направлено лицо скончавшегося христианина, а православных принято хоронить лицом на восток. Но каких-то официальных рекомендаций от церкви в отношении расположении креста на кладбище нет.

Читайте также:
Слово "Аминь" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Некоторые считают, что душа, покидая землю, целует надгробное распятие, выражая свою покорность и принадлежность к христианству, но доказательств этому нет, а православные священники к подобным суевериям и вовсе относятся скептически. Крест на могиле православного размещать нужно обязательно, но приписывать этому ритуалу различные эзотерические значения не стоит. Единственное подходящее объяснение традиции: при жизни христианин носит крестик на шее, хоронят его со священными образами, а на могилу устанавливают распятие как знак принадлежности к православию.

Надгробный крест весит мало и не препятствует естественному проседанию земли на месте захоронения в течение первого года после похорон. Его можно заказать в ритуальной фирме, приобрести в церкви за пожертвование или сделать своими руками.

Оформление православного креста на кладбище

Могильный крест из дерева, который устанавливается сразу же после погребения человека, может быть простым или иметь какие-либо дополнительные украшения. Он изготавливается из массива древесины (обычно из сосны). Распятия могут быть оформлены:

  • орнаментом в виде резьбы;
  • христианскими иконами;
  • домовинами;
  • наложенными фигурами Христа и Богородицы;
  • надписями по дереву;
  • металлическими дощечками с именем покойного и его годами жизни.

Распятие является временным, поэтому тратить много денег на его оформление нет никакого смысла. Его можно только покрыть лаком в несколько слоев, давая каждому слою хорошо просохнуть, или покрасить специальной масляной краской или воском. Они защищают дерево от ультрафиолета и вредных насекомых. Также масляное покрытие предохраняет древесину от образования в ней вредоносных микроорганизмов, а восковое – отталкивает воду.

Чтобы не изменять внешний вид древесины, можно воспользоваться морилкой. Она проникает в древесную структуру, образовывая тонкую пленку, защищая дерево от насекомых. В составе морилки находятся невымываемые и неиспаряемые биоциды.

Но, по мнению священнослужителей, правильный православный крест на могиле не должен иметь каких-либо излишеств и украшений. Распятие – это лишь материальное воплощение памяти, и место захоронения не нужно превращать в алтарь.

Размеры деревянного креста на могилу

Восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет особое сакральное значение. Их расположение соответствует знаменитому золотому сечению или пропорциям человека. Исходя из этого стандартные размеры православного креста примерно такие:

  • размер длинной продольной перекладины – 1,618 метра;
  • длина перекладины в верхней части креста – 0,382 метра;
  • расстояние между двумя поперечными планками – 0,236 метра;
  • расстояние от косой перекладины (подножия в нижней части) до земли – более 0,5 метра.

Но кладбищенский крест может иметь любую высоту и ширину. Даже установка маленького распятия на могильном холме не является нарушением. Однако он должен быть соразмерен с другими аксессуарами на кладбищенском участке.

От размеров и веса распятия зависит способ его установки на могиле. Высокие массивные изделия требуют дополнительных работ по укреплению конструкции.

Что делать, если на могиле упал крест

Наводнения, ураганы, ливневые дожди и прочие климатические аномалии могут привести к тому, что могильный крест упадет или накренится. Простая деревянная конструкция установлена на могильном холмике без фундамента и различных укреплений, поэтому она может легко перекоситься даже из-за минимального воздействия извне.

Если крест перекосился, его нужно в обязательном порядке поправить и утрамбовать в землю, чтобы распятие стояло ровно. После облагораживания могилы также рекомендуется заказать молебен за упокой усопшего и поставить за него свечку в храме. Никаких дополнительных обрядов проводить не нужно.

Что делать с деревянным крестом при установке памятника

Через год после похорон близкие усопшего обычно ставят памятник на могиле: там, где уже находится деревянный крест. При монтаже нового надгробия можно не убирать старое распятие, а монумент разместить на противоположной части могилы, т.е. над головой умершего.

Если при установке надгробия крест все-таки демонтируется, его можно отдать в мастерскую при храме (если он хорошо сохранился) или сжечь, предварительно заручившись разрешением у администрации кладбища. Специальные зоны для разведения костров есть на каждом кладбище. Но выбрасывать на помойку старое распятие нельзя ни в коем случае.

Постоянные кресты на кладбище

Вместо памятника можно установить на могиле крест из качественной древесины, металла, мрамора или гранита. Он ставится в качестве замены деревянного распятия. Фактически материал для постоянного креста может быть любым.

Единственным исключением является осина. По преданию на ней повесился Иуда, из-за чего это дерево считают проклятым. Использовать осину для изготовления креста православного нельзя. Установка постоянного креста на могиле может производиться самостоятельно, но лучше для этих целей привлечь ритуальную контору.

Металлический крест

Металлические кресты изготавливаются из профильных труб сварного типа или из металла посредством ковки. Чаще всего конструкции производятся из нержавеющей стали: такие кресты недорого стоят и достойно смотрятся. Если при изготовлении надгробия будут использованы различные сплавы (железные, медные и т.д.), это увеличит его конечную стоимость.

Если человек знаком с искусством ковки, он может сделать крест своими руками из металла, украсив его аккуратным орнаментом. Кованые изделия с ажурными вставками или декоративной резьбой необычно смотрятся и могут служить украшением могилы. Также можно сварить распятие из металлических труб правильной формы. Для этого нужно заранее разработать схему конструкции. Чтобы правильно сварить или сковать металлическое изделие, необходимо взять профессиональное оборудование.

Дорогой деревянный крест

Распятие может быть изготовлено из бука, ясеня или тика. Это прочные породы дерева, которые отличаются хорошими эксплуатационными качествами. Надгробия из этой древесины могут стоять без каких-либо деформации более 30 лет.

Лиственница и дуб – более надежные материалы. Они не портятся от высокой влажности. К примеру, лиственница от большого количества воды лишь слегка темнеет и становится только прочнее.

Дуб – это прочный материал, из которого изготавливают долговечные православные кресты. Древесина дуба обладает высокой влагоустойчивостью. Благодаря этому дубовые распятия не портятся под дождем и снегом. При производстве крестов древесина дополнительно обрабатывается антисептиком, лакируется и пропитывается смолой, что обеспечивает дополнительную защиту изделия от внешних воздействий (палящего солнца, мороза или ливня).

Но любая древесина со временем приходит в негодность. Через несколько десятков лет придется заменить даже очень дорогой деревянный крест на какое-либо другое надгробие.

Гранитный крест

Распятие из гранита – это долговечное и прочное изделие. Гранит отличается высокой надежностью и плотностью, поэтому успешно используется при изготовлении кладбищенских надгробий. Гранит не теряет своих эксплуатационных характеристик даже при перепадах температур. На нем не образуется грибок и ржавчина. Главный минус гранитный крестов – их высокая стоимость, но подобные изделия не нуждаются в реставрации и устанавливаются на века.

Читайте также:
Каин и Авель: кто такие и за что Каин убил Авеля, история, родители и легенда братьев

Мраморный крест

Распятие из мрамора выглядит дорого и шикарно. Этот материал имеет относительно мягкую и нежную структуру, поэтому из него изготавливают необычные формы и изделия с декоративными узорами. Но податливость мрамора имеет свои недостатки.

От воздействия влаги и ультрафиолетовых лучей со временем мраморные распятия начинают тускнеть. На их поверхности образуются микроскопические трещинки, которые могут привести к разломам изделия. Важно правильно ухаживать за мрамором, периодически протирать и обрабатывать специальными составами, чтобы он прослужил максимально долго.

Когда запрещено ставить крест на могиле

Установка распятия – ритуал, который имеет под собой религиозную основу. По церковным канонам кресты запрещено устанавливать на могилах:

  • самоубийц;
  • некрещеных;
  • иноверцев;
  • неверующих.

Но на их могилах можно устанавливать обычные памятники с изображением креста.

Заключение

Вне зависимости от того, какой бюджет заложен на похороны, крест на могиле православного должен быть аккуратным. Его надо поставить сразу же после похорон. Габариты церковного распятия зависят от личных предпочтений родственников усопшего.

Ориген и либерализм в Церкви

Свой главный труд он назвал «О началах». Богословие и ереси могут найти там свое. Святые отцы пользовались творениями Оригена так же, как языческой философией и терминологией – с большой осторожностью, перелагая, исправляя и воцерковляя их. Они взяли у Оригена все, что можно было взять для богословия – остался один духовный яд. Оригенизм никогда не был принят или даже терпим в Церкви. Концепции Оригена, отвергнутые святыми отцами уже в доникейский период и осужденные на нескольких поместных соборах, были окончательно и навечно преданы проклятию самой высокой инстанцией – V Вселенским Собором, который произнес анафему не только на оригенизм, но и на самого ересиарха.

Осуждение Оригена нашло отражение в церковной гимнографии. Например, в тропаре святому Мефодию Патарскому (отец III столетия) есть слова «…оригенову посрамил еси лесть», то есть опроверг лжеучение Оригена.

В послании святого императора Иустиниана к Константинопольскому Патриарху Мине, представляющему собой эдикт, содержится подробный перечень ошибок и заблуждений Оригена, большая часть которых заимствована у платоников и других языческих философов.

В чем главное зло оригенизма, из-за которого Церковь пожертвовала большей частью его произведений, подобно тому, как сжигают дом, где умерли больные чумой, чтобы оттуда не распространилась бы зараза? Почему Ориген оказался злым гением Церкви? – Главным образом потому, что он ввел в свое богословие языческое учение о циклах и апокатастасисе (всеобщее возвращение в первоначальное состояние). Он исказил христианское понятие о вечности как качественно новой форме бытия, где исчезает само время, заменив вечность бесконечными циклами, в которых конец равен началу, а в начале предрешен конец. По Оригену, мы живем только в одном из таких циклов. Что было до генеалогии Моисея и что будет после эсхатологии Иоанна – в предыдущих и последующих циклах – неизвестно.

Замкнутая цикличность времени вообще характерна для язычества («год Платона», «день Брамы» и т.д.). В мифе время обращено вспять. В цикличности, как принципе бытия, соединены две идеи, несовместимые с христианством: всеобщее спасение как обязательное возвращение творения к своему Началу, и вместе с тем – всеобщая погибель: так как вечности нет, цикл замкнулся и космос исчез, растаяв без остатка. Промежуток между циклами – это не вечность, а пауза или вакуум, где отсутствуют материя, пространство и время. Ориген несколько реформировал языческое понятие циклов, оставив общую схему. По Оригену, Бог, в умопредставляемом начале, совечном Богу, творит определенное число духов, так как сама божественная сила ограничена и большее число существ Бог не мог бы объять Своим Промыслом.

Параллельно с этим Бог заготовляет материю, из которой потом творит миры; духовные создания совечны Богу. Их состояние можно назвать «хрупким блаженством», которое прерывается грехопадением. Те существа, которые согрешили, посылаются для наказания и исправления в материальные тела. Те, которые очистились от греха, возвращаются к Богу, но у них остается возможность падать опять и поэтому одна и та же душа неоднократно посылается в различные тела. В конце цикла все творение возвращается к Богу и заканчивается апокатастасис.

Надо сказать, что Ориген не только говорил о возможности спасения демонов, но даже выражал мысль, что Христос распнется за демонов. Ориген учил о множестве миров, которые были, есть и будут: мы живем в одном из миров и в одном из циклов, – об остальных нам неизвестно. Ориген ввел принцип субординации в учение о Святой Троице, похожий на эманационные ступени платоников: Отец больше Сына, Сын больше Духа Святого. По Оригену Дух Святой не может познать Сына, а Сын познать Отца. Сын и Дух сотворены Отцом, и по отношению к нему являются творениями. Человеческие души стоят ниже Духа Святого, а человек по принципу и подобию относится к Сыну так же, как Сын относится к Отцу.

Эта путаная концепция, схожая с теогонией и космогонией платоников, послужила причиной обвинения Оригена в многобожестве и пантеизме. Ориген смотрел на материальное тело как на наказание для духа, и поэтому в концепции Оригена само творение космоса было не актом божественной любви – преизбытком любви, а необходимым методом наказания. Выходит, что грех – причина космоса. Это учение (воплощение как результат грехопадения) послужило основанием для обвинения Оригена в манихействе. Кроме того, Ориген учил, что Адам до грехопадения был невещественным духом, а после грехопадения облекся телом, что также напоминало монизм платоников, переходящий в гностический дуализм.

Ориген учил, что в воскресение из мертвых душа восстанет в форме шара, то есть зачеркивает индивидуальность человека. Он не только мыслил спасение как возвращение, но само возвращение понимал не как воссоздание, а как метаморфозу. Вообще учение о воскресении – одно из самых темных мест у Оригена. Насчет Христа у него была своя концепция, несовместимая с православной догматикой, а именно: Бог сотворил душу Христа наряду с другими душами; эти души вначале горели любовью к Богу, но затем отпали. Осталась верной прежней любви только одна душа Христа; она была послана в тело, которое было уже ранее образовано в лоне Девы Марии, и вместе с душой в тело Христа вошел Бог-Слово. Здесь не Святая Троица творит плоть Христа, с самого же начала ипостасно соединенную с Божеством, а сначала созидается тело, приобретает человеческий облик, и затем происходит одушевление этого тела и боговоплощение.

Читайте также:
Обращение к Богу с просьбами: смысл и значение, мнение священников

По церковному учению, причиной отпадения души от Бога является грех, как нарушение воли Божией, то есть разрыв союза человека с Богом. По Оригену, началом падения духов – чистых идей существ была потеря ими созерцания Бога и уклонение к внешнему, «худшему»; дух потерял прежнюю горячность и превратился в душу (душа – психи – остывшая). Таким образом, душа мыслится как метаморфоза духа, как дух, обращенный к внешнему и закоченевший в нем. Это противоречит христианской антропологии и сотериологии, и само спасение превращается в гностическое учение об интеллектуальном и спиритуалистическом созерцании трансцендентного мира.

У Оригена Христос выступает, прежде всего, как учитель. Ориген считал, что Христа распяли бесы, но в будущем Христос распнется для спасения демонов. Вообще он считал, что распятие Христа повторяется в духовных мирах.

Церковь неоднократно осуждала учение Оригена. В эдикте святого царя Юстиниана (VI в.) содержится наиболее подробный разбор заблуждений и ошибок Оригена, а также 10 анафем против Оригена и оригенизма. Характерно, что девятая анафема направлена против тех, кто отрицает вечность мук для демонов и нераскаянных грешников. А в десятой анафеме подвергается отлучению от Церкви тот, кто «…держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их».

Святой император Юстиниан в своем послании просит патриарха Мину собрать в Константинополе собор из епископов и игуменов монастырей, находящихся в столице, чтобы они анафемствовали учение Оригена, а затем разослать копии его эдикта и постановления собора «…ко всем святейшим епископам и игуменам честных монастырей с тем, чтобы они собственной подписью анафемствовали Оригена и зловредное его учение, со всеми, какие обнаружатся, еретиками».

Таким образом, обширное послание императора и постановление Константинопольского Собора 443 г. явилось основой для разбора лжеучений Оригена и его отлучения от Церкви. О проклятии оригенизма на V Вселенском Соборе свидетельствуют такие авторитетнейшие историки вселенских соборов и комментаторы соборных правил, как Зонара и Вальсамон.

Самым главным свидетельством осуждения оригенизма на V Вселенском Соборе является первое правило VI Вселенского Собора, где говорится: «Они (отцы V Вселенского Собора) Феодора Мопсуестского и Оригена и Дидима и Евагрия, возобновивших эллинские басни, соборно предали проклятию и отринули». Поэтому ухищрения современных модернистов – доказать что Ориген не был анафемствован на V Вселенском Соборе – представляются не только тенденциозными, но и наивными.

Учение платоников и индуистов о теокосмических циклах – это поспешный оптимизм возвращения всего творения к Богу и, вместе с тем, безысходный пессимизм тотального уничтожения всего сотворенного: абсолют в конце цикла как будто начисто стирает исписанную мелом доску, чтобы затем начертать на ней новые письмена; цикл закончился, круг бытия замкнулся и опустился занавес надмировой сцены, за которым только непроницаемый мрак. Вопросы: «Кто я? Где я? Куда я иду?» – не имеют ответа, вернее, один ответ: человек, освобождаясь от материальности и иллюзорности космического бытия, исчезает как чистая идея в неведомых недрах божества.

Цикличность у Оригена по сравнению с платониками носит несколько иной характер. Циклы Оригена не изолированы друг от друга, их объединяет наличие первоначально созданных душ, падения и восхождения которых соединяют циклы в единую цепь. Это скорее круги, вставленные друг в друга. Апокатастасис Оригена не завершен: души, во всех ситуациях сохраняют свободу воли и способность выбора: как пребывания с Богом, так и новых отпадений от Него. Поэтому блаженство праведников и наказание грешников – это временные состояния. Каждая душа и каждый сотворенный мир (а их множество), висит на конце раскачивающегося маятника.

Кроме догматических ошибок, названных отцами VI Вселенского Собора «эллинскими баснями», в учении Оригена заключена нравственная опасность. Учением о апокатастасисе (всеобщем спасении) он объективно разрушал основы морали, как необходимости борьбы с грехом, уничтожал определяющее значение личности в деле спасения, и своим опасным оптимизмом нравственно усыплял людей. Глубина греха и его катастрофические последствия для загробной жизни были скрыты от Оригена. Он не воспринимал демона как сосредоточие зла, в котором нет борьбы между добром и злом, а одна ненависть к Богу и Его творениям. Он не мог принять той мысли, что сатана изгнан с небес навечно и безвозвратно, а демонов считал духами, которые заняли низшее место в иерархии сотворенных существ. Ориген полагал, что они не лишились до конца божественной милости, удалены от Бога на время, но не выпали из сферы софийного бытия, из светового поля Логоса. Можно сказать, что демон спрятал свое настоящее лицо под широкими складками философского плаща «вселенского ересиарха».

Наше падшее естество с тайной радостью принимает учение апокатастасиса не потому, что грешный человек радуется о спасении всего человечества и даже демонов, а потому, что ложная надежда дает возможность грешить без страха за свою вечную жизнь.
Современные либералы и гуманисты в один голос заявляют: «Надо любить Бога, а не бояться Его, так как Бог есть Любовь». Они не понимают глубины адамова падения, не сознают, что страстный человек любит свой грех, а не Бога.

Начало спасения – страх перед Богом, который затем переходит в благоговение. Только человек, живущий по воле Божией, может реально пережить любовь Божию – не как мечтательное состояние и эмоциональную горячность, а как высший дар благодати.

Преподобный Антоний Великий только после десятков лет аскетических подвигов, дерзнул сказать: «Я уже не боюсь Бога, потому что люблю Его». Святые отцы заповедали помнить о смерти, Страшном суде и адских муках, чтобы этой памятью как уздой удерживать себя от греха. А кто, не научившись бояться Бога, говорит, что любит Бога, тот обманывает самого себя, как и стоящий у подножья горы воображает, что достиг ее вершины.

Церковь сказала об оригенизме: «Это не мое». А современные богословствующие модернисты кричат все громче и настойчивее: «Это наше. Слава великому Оригену!». Они считают, что оригенизм – это теология близкого будущего, теология «суперлюбви» и свободы. Модернисты заявляют, что Оригена осудили неправильно и даже пытаются доказать, что вообще произошло историческое недоразумение: он не был предан анафеме Вселенским Собором, а если даже был отлучен, то это псевдо-анафема. Кажется, что модернисты хотят подать кассацию о деле Оригена в какой-то неведомый суд – высший, чем Вселенский Собор.

Оригенизм на самом деле – скрытая реабилитация греха, под декларативными фразами о любви. Нечастный грешник, усыпленный «оригеновой лестью» и забывший о покаянии, увидит после смерти собственную душу, как некое подобие диавола, но будет уже поздно: земная жизнь не повторяется дважды, и время как в мифе, не обращается вспять.

Читайте также:
Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования

Может быть, скоро настанет такое время, когда модернисты вместе с реабилитацией и прославлением Оригена создадут «икону» апокатастасиса, где сатана будет изображен в первом ряду с ангелами, а Иуда вместе с апостолами. Впрочем, по Оригену, трудно будет отличить души друг от друга, так как они воскреснут в форме шаров.

Долгое время учение Оригена, изгнанное из Церкви, было ядовитыми подземными водами, которые питали различные ереси и оккультные секты. А теперь они приблизились к стенам Церкви и грозят отравить чистые источники Православия.

Православная церковь о либерализме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

В современном мире существует достаточно много различных идеологий, на которых строятся социальные, экономические и политические отношения в определенных рядах стран. Одной из них является либерализм. Как относится церковь к этой идеологии, совместимы ли эти понятия — об этом далее.

Что такое «либерализм»

Некоторые идеологии имеют диктаторский характер по отношению к человеку, и зачастую осуждаются мировым сообществом. В качестве примера можно привести фашистскую идеологию, в которой преобладает расизм, перетекающий в намеренное уничтожение одной или нескольких рас.

Помимо антигуманных идеологий, существуют и те, что по своему характеру противоположны вышеупомянутому фашизму. Например, основными идеями либерализма есть равенство каждого человека, где права и свободы индивида выходят на первый план. Может показаться, что такие идеи не несут ничего плохого.

Следовательно, и Церковь должна поддерживать и благословлять эти идеи и взгляды. Но как показывает опыт, все не так просто, как кажется.

Отношение Церкви к разным явлениям жизни:

Само название с латыни переводится как «свободный». В своем роде либерализм — это философское учение, в котором права и свободы индивида считаются высшей ценностью.

В правовом поле приверженцы этой идеологии пытаются оградить человека от влияния какого-либо института, будь то государство или церковь. По их мнению, единственно важным заданием государства есть защита свободы своих граждан, а не посягательство на нее. Причиной возникновения данной идеологии стало злоупотребление чиновниками и духовными иерархами своими полномочиями.

Интересно! Идеи либерализма берут свое начало еще с эпохи Древней Греции. Особое же внимание к идеалам либерализма возникло во время эпохи Возрождения, когда во главу угла ставился человек. Влияние Католической Церкви на человека постепенно уменьшалось, человек стал венцом творения. С того времени изменилось не многое.

Говоря о либерализме, не стоит забывать, что затрагивает он многие сферы жизни: политику, экономику, культуру.

Совместимы ли понятия «Православие» и «либерализм»

Современный мир не перестает осуждать Церковь в том, что она делает из человека фанатика или попросту слабоумного. Зачастую обвинителями являются те люди, которые вовсе не знакомы с религиозной, не то, что с духовной жизнью.

Важно! Церковь и ее учение не ограничивают свободу человека никоим образом, не делает его рабом.

Заповеди, притчи и прочее несут в себе лишь назидательный характер. Следует этим установлениям тот, кто хочет получить жизнь вечную, то есть спасение. Даже в Священном Писании есть такие слова, которые произнес апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Как можно понять из этих слов, даже один из главных апостолов Христа утверждает, что человеку позволено все, но некоторые вещи могут увести от спасения.

Мудрые старцы утверждали, что в духовной жизни прежде всего должна быть рассудительность, а любая крайность — не от Бога.

Отличие либерализма от православия

Ключевым различием между идеологией и православием является то, что у истоков либерализма стоит человек, а не Бог. А все созданное человеком, как известно, не может существовать вечно. Ведь в православном понимании человек вовсе не является идеальным, как это преподносит либерализм.

Природа человека осквернена грехом, потому и его мысли и дела без Божией помощи и благословения будут таковыми. Следовательно, с одной верой в себя, в свою правоту, человек еще больше отдаляется от Бога и совершает неугодные ему вещи. Такой результат можно встретить в современном мире, где сексуальные меньшинства отстаивают свои права, считая это своей обязанностью.

Они навязывают всем окружающим мысль, что так и должно быть, а ведь это идет вразрез со словами Священного Письма, где четко написано о содомском грехе. Никто не запрещает этим людям совершать подобные вещи, но и навязывать свой образ сексуальной жизни такие люди не должны. Для одних такое поведение — свобода, для других — больная человеческая природа.

Получается, что Православие и либерализм — два разных пути, которые вовсе не пересекаются. И если Православие каким-то образом примет либерализм в его сегодняшнем виде, то от Православия останется одно название.

Важно знать! Понятие свободы для человека неверующего и для человека православного значительно отличается. Единственной желанной свободой для верующего является свобода от греха. В понимании же сторонников либерализма, свобода — возможность жить и действовать по собственной воле так, чтобы не ущемлять свободы и права других.

Мнение православного священника о либерализме

В одном интервью, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, утверждает, что либерализм на правовом уровне позволяет человеку совершать морально и духовно низкие поступки.

Следовательно, такая развязность приводит к духовной смерти, и с точки зрения Православия — к вечным мукам.

Отец Дмитрий считает либерализм сатанинской религией.

Совместимы ли православие и либерализм: мнения

Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль всё чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чём прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран — разные культуры. Но всё равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы — все такие мессианцы. И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности. Ещё один наскок на РПЦ.

Что я вижу последние 4 года, что я тут живу, — сам себя спросил Марк Помар и себе же ответил. — Первый канал или канал «Россия» начинают вечерние новости с проповеди патриарха Кирилла.

ИА REX: Так совместимы ли православие и либерализм?

Лев Вершинин, политолог:

Комментарий к интервью Помара, конечно, не назовёшь взвешенным. Он жёсток и напорист, даже, пожалуй, на грани агрессии. Но, думаю, в данном случае, это совершенно оправданно. От себя же хотелось бы сказать пару слов насчёт тезиса о «несовместимости православия и либерализма». В чем-то это, действительно, так. Но сформулировано неверно. А значит, искажено. Дело в том, что все ортодоксальные аврамические религии, — иудаизм, ислам и оба направления «классического» христианства, — ставят своей целью упорядочить жизнь общины на неких иррациональных, данных свыше раз и навсегда указаниях. По отношению к чужакам можно многое, а вот среди своих, уж извини, — не солги, не укради, не убий, не прелюбодействуй и так далее. И никаких видимых критериев. Вот сказано, и делай. А вот в протестантизме, — реформированном «снизу» варианте, — то есть, как ни верти, а всё же ереси, — видимый критерий дан, и название ему успех. Если ты сыт, богат, влиятелен, — значит, угоден Господу, а уж какой ценой, неважно. Хоть лги, хоть кради, хоть убивай: если в итоге видимое благополучие, значит, прав. И только если по пути оступился и рухнул, тогда пеняй на себя: раз успеха нет, значит, грешен, а раз грешен, будешь наказан и здесь, и после. Таким образом, Помар передёргивает. Православие (коль скоро речь идёт о нём) не отрицает либерализм. Оно его в наморднике. Чтобы не покусал.

Читайте также:
Можно ли носить вещи умершего человека: мнение священников
БУДЬТЕ В КУРСЕ
  • 31.10.13 Нынешние христианские церкви утратили способность к преображению человеческой души / Андрей Ваджра

В этом плане интересно мнение известного западного социолога Бергера. Дело в том, что Питер Бергер — не просто очень уважаемый (и вполне по заслугам) социолог. Он принадлежит к не слишком большому кругу теоретиков, разрабатывающих, скажем так, идеостратегическое оружие крупного калибра, предназначенное определить, во что и как следует верить виду Homo Sapiens Sapiens в будущем, чтобы это не противоречило Новому Мировому Порядку, но наоборот, подкрепляло его. И если принять за основу, что теоретические разработки Бергера и его коллег берутся за основу суровыми практиками, становится понятным очень многое. Как насчет «Что?», «Откуда?» и «Зачем?», так и в плане чего «настоящей проблеме», раскинувшейся от Камчатки до Чопа, ждать дальше. Так вои сей стратег считает, что «признанные религии не могут больше считать само собой разумеющимся, что определённая группа населения признаёт их авторитет. Необходимо дать начало своего рода религиозному рынку. Протестантизм и католицизм — религии, наиболее приспособленные к условиям либеральной демократии и религиозного рынка. А вот Восточное христианство является самой настоящей проблемой для распространения либерализма и рыночной экономики. Православие. православная идея симфонии — гармоничного единства общества, государства и религии — представляет явную проблему для принятия либеральной демократии. А православная идея общественной солидарности (соборности) осложняет принятие капитализма, потому что конкуренция и индивидуальное предпринимательство считаются морально отталкивающим проявлением жестокости и алчности».

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Можно считать, что эту мысль высказал враг России, и на этом успокоиться. Однако не стоит забывать, что этот оппонент — профессиональный пропагандист, нащупавший одно из самых слабых мест главной российской конфессии, которая действительно несовместима с либерально-демократической системой. Дело не только в том, что демократия подразумевает толерантность по отношению к секс-меньшинствам и тому подобные детали — просто при этой политической системе, где всё продаётся и покупается по определению, православие автоматически становится одной из ниш шоу-бизнеса, которая вынуждена зарабатывать на жизнь, как и остальные её коллеги.

Православие стоит намного ближе к коммунизму, чем к либерализму, о чём не устаёт напоминать Геннадий Зюганов, постоянно сверяя Нагорную проповедь с Кодексом строителя коммунизма. При либерализме, как сегодня может убедиться каждый, всё наоборот: убей, укради, перепродай, прелюбодействуй.

Русское православие никогда не жило в такой агрессивной общественно-политической среде как российский либерализм, которому от роду 20 лет. Сегодня эта среда не так сильно влияет на православие, так как оно находится под крылом государства и лично президента страны, ментально связанного с более духовными временами. Но завтра и послезавтра в стране будут другие президенты со своей собственной политикой, и тогда этой конфессии придётся приложить массу усилий для того, чтобы просто существовать. Никто не будет сбивать с храмов купола, однако жизнь церкви станет предельно сложной, похожей на ежедневную борьбу за существование миллионов простых россиян. Не исключено, что храмы будут сдаваться в аренду — и вообще эта сфера перейдёт на полную самоокупаемость.

Запад всегда очень остро чувствовал место и роль религии в жизни России — хоть советской, хоть демократической. Многие почему-то не желают вспоминать, что на протяжении десятков советских лет Америка бережно культивировала православие в мозгах жителей СССР, на соответствующих радиоголосах шли регулярные передачи на эту тему. Сегодняшним российским патриотам вспоминать этот факт просто опасно, так как в таком случае придётся признать, что Запад не враг, а друг православия, который поддерживал его, как мог, в самые мрачные большевистские годы.

Чтобы православие могло выдерживать профессиональные пропагандистские удары с Запада, и уж тем более быть готовым к возможным трудностям завтрашнего дня, руководство РПЦ уже сегодня должно нанять грамотных контрпропагандистов, чтобы они смогли найти точную линию противодействия, с учётом всех факторов. Организации, продвигающие формальные ценности «русского мира», в таких тонких делах не помогут. Ради такого случая, уже сегодня надо пожертвовать парой-тройкой дорогих машин для конфессиональных руководителей, так как завтра цена выживания вырастет на несколько порядков.

Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:

С точки зрения реализации своих интересов они действуют абсолютно правильно. Россия в качестве сверхдержавы — неудобный партнёр. Двум медведям в одной берлоге тесно. Россия достаточно уязвима в идеологическом плане. После дискредитации и фактической гибели комуннистической идеологии ничто более не объединяет её население в ценностном плане. Кроме православия. С ролью государственной идеологии, не отрицающей существование других религий, православие справлялось до 1917 года. Поскольку оно пережило и кризис начала двадцатого века, и десятилетия официального атеизма, а сейчас наращивает своё влияние в обществе, понятно, что оно может вновь восстановить свои позиции, как учения, объединяющего Россию на ценностном уровне, фактически идеологии. Хоть клир от этого и открещивается (православие чётко разделяет идеологию и религию), но в реальном, а не в идеальном мире многие прихожане уже сейчас, сами того не понимая, рассматривают церковь не столько как наставника в вере, сколько как идеологическую опору, позволяющую опереться на понятные, не входящие в противоречие с прошлыми взглядами, базисные ценности.

Россию, как СССР, нельзя победить в войне (у неё слишком много ядерных боеголовок). Но без идеологической опоры государство слабеет, разлагается изнутри и становится лёгкой добычей. Поэтому удар по православию, по руководству церкви будет только усиливаться. Кстати, пока в СССР у власти был атеистический режим, США не замечали тех недостатков православия, о которых сейчас трубят со всех трибун. В годы перестройки и в первые годы после развала СССР любой верующий преподносился едва ли не как святой. По одной простой причине: православие на тот момент ещё не укоренилось вновь в душах людей, а коммунистическая идеология не была окончательно вытравлена. Коммунизм был опасен, он ещё мог теоретически претендовать на реванш и реставрацию СССР. Вот и поддерживали православие. Теперь поддерживают против православия уже не только коммунистов, но и троцкистов, «право-левых» национал-большевиков, скалькировавших своё название с НСДАП, а символику — с её символики. Ну а российские «либералы», утверждая себя верующими православными, выступают против церкви и пытаются учить Патриарха основам веры, что для верующего невозможно в принципе. Это как если бы аятолла заявил, что Пророк был не прав и Коран требует новой редакции в связи с изменившимися временами.

Читайте также:
«Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

Леонид Пайдиев, эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив, кандидат экономических наук:

С современным либерализмом несовместимы ни одна аврамическая религия. Даже протестанты, не говоря о католицизме и исламе. Православие тут не выделяется никак. Обычно выделяют отрицание ссудного процента. Современным миром правят финансовые ТНК, их цель максимизация краткосрочной цены финансовых активов. Это не соответствует идеям даже кальвинизма: человек есть образ Божий, он живёт ради высшего, богатство лишь доказательство того, что человек избран Богом. Про православие или католицизм и речи нет. Там есть в понятии святого и сакрального. Дискуссии эти шли давно. Начались они ещё по поводу того, хорошо ли заниматься работорговлей. В итог даже протестанты признали, что плохо. Теперь они начались снова. И цель их понятна: снова вернуть мальтузианство из запретного в допустимое: ТНК не нужно много рабов.

Павел Шипилин, журналист:

Либерализм, об отсутствии которого в России сокрушается Марк Помар, предполагает защиту интересов меньшинств, в отличие от демократии, при которой культивируется власть большинства. Именно поэтому такой древний демократический институт, как Русская православная церковь, со своими традициями и историей, для американского либерала просто кость в горле.

Наша «власть большинства» испокон веку была толерантна по отношению к социальным, религиозным, национальным меньшинствам — то есть, образованиям естественным. А вот искусственные меньшинства, порожденные либо распущенностью, либо экспериментами над собственным организмом, не приветствовала.

Запад не просто предлагает нам расширить категорию греха — он воинственно на этом настаивает. Например, объясняет гомосексуальность врождёнными отклонениями. Но не отвечает на простой вопрос: а где кончается терпимость к врождённым отклонениям — на педофилии? А почему не на маниакальной страсти к убийствам? Почему в одном случае людям с врожденными отклонениями мы разрешаем проводить свои парады и усыновлять детей, а во всех других запрещаем?

А главное, почему Запад настаивает на том, чтобы христианская церковь признала его, мягко говоря, заблуждения?

И тут мы опять сталкиваемся с двойными стандартами.

Марк Помар не понимает, как такое количество вроде бы цивилизованных людей может приходить к святому источнику в Покровском-Стрешневе. Он поражается паломничеству сотен тысяч православных к Поясу Богородицы, которое многие наблюдали в прошлом году. Но, как, ни странно, для него это вовсе не факт, с которым нужно просто смириться. Марк Помар собирается работать, засучив рукава, — отучить русских людей от «мракобесия». Мысль о том, что даже по либеральным меркам права меньшинств (а в масштабах мира население России — это меньшинство) должны быть защищены, ему просто не приходит в голову. Ведь либеральные ценности распространяются только на избранных.

Надо сказать, американский гастролёр не одинок в своем рвении внедрить у нас либеральную идею. Хватает и своих, доморощенных. Я хорошо помню, как либерал Сергей Алексашенко назвал своим самым большим разочарованием прошлого года то огромное количество людей, которые пришли поклониться Поясу Богородицы. Он был поражен, как много «мракобесия» сохранилось в России.

Тем и другим мешает привить нам ошибочные ценности только Русская православная церковь. Значит, надо сломать ей хребет.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Православие со всем совместимо, как сказано, что Богу богово, а кесарю кесарево. В США православие существует, развивается и растёт в либеральной среде, среди множества религиозных конфессий и различных православных юрисдикций. Причём в более либеральных частях США, как Нью-Йорк православные тоже куда более активны, чем в консервативных штатах «Библейского пояса», хотя и там имеются храмы, приходы и монастыри. Ссылка ведёт на сатирический фельетон, который нет смысла обсуждать, но и там на самом деле цитата звучит, что «православие является противовесом либерализму», что, в общем-то, верно. Это правильно, если в обществе есть баланс сил, конкуренция идей.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Как следует из текста, у этих. «компетентов по стандартам США» — нет никаких претензий к буддистам, исмаилитам, пятидесятникам, лютеранам, сторонникам культа вуду и шаманизму во всех вариациях. Православие их тяготит. Хотелось бы их направить по стопам Бжезинского к салафитам-ваххабитам и пусть они там и проповедуют либерализм и смирение одновременно, а заодно и посмотрят, не прячут ли от них в Коранах пособия по управлению «Боингами».

А теперь — хотелось бы выяснить с ними отношения стратегически, на всё последующее тысячелетие, с рождества, между прочим, Христова, уважаемого православной церковью настолько, что на Западе её называют «ортодоксальной».

Так вот, само явление либерализма, как предмет и метод, создал Иеримия Бентам, за что его и мумифицировали задолго до Ленина. Копнув биографию Бентама — обнаруживаем, что он творил. и в России. У родного брата. А брат — имел стабильный доход в качестве русского офицера и вероятно подкармливал Бентама-либерала, как Энгельс Маркса.

Мы не знаем, сколько именно средств перекочевало из русской казны на питание создателя либерализма, но мы точно знаем, что в России никто Бентаму творить не мешал. Ни попы, ни раввины, ни муллы, ни пасторы. И это было тем самым либерализмом на практике, до того, как Бентам убедил Запад в верности своей теории. Само наличие в России и попов, и раввинов и мулл и пасторов и ксёндзов — и было тем самым либерализмом той самой Русской Православной Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: