Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни

Ольга родилась в большой крестьянской семье в селе Ильинцы в 30 километрах к западу от Чернобыля. Во время наступления немецко-фашистских войск в 1941 году она осталась одна со слепой матерью. Поставленный немцами староста покрывал ее и говорил, что она одна у своей мамы, за которой вынуждена присматривать. Из жалости к ним немцы не увели ее в Германию. А на самом деле у Ольги было еще три брата и две сестры, которые все воевали. Одна сестра была летчицей, а одна – медсестрой.

В 1943 году немцы отступали, на этот раз отношение их к местным жителям оказалось более жестоким. Фашисты рыскали по дворам в поисках прячущихся людей. Ольга в страхе забежала в маленький чуланчик с дровами возле дома, прижалась к стене, скрестила трясущиеся руки на груди и всем сердцем взмолилась: «Господи, если Ты есть, спаси меня, пожалуйста. Я всю жизнь в Тебя верить буду». Дверь открылась, в проеме показался фашист с автоматом. Посмотрев на Ольгу, а точнее – сквозь нее, он без единой эмоции повернулся и закрыл дверь. Многих в том селе расстреляли или сожгли, всех остальных увели в Германию. Из всего села спаслись только двое – Ольга и еще один мальчик, который ушел к партизанам. Из комсомола Ольга вскоре вышла и на всю жизнь стала глубоко верующим человеком.

Прошло много лет, сын Ольги Сергей перевез ее в Благовещенск-на-Амуре, но на протяжении всех этих лет Ольга постоянно пересказывала свою историю и так до конца не могла своим рассудком понять, почему тот фашист, посмотрев на нее, сразу повернул обратно.

Итак, что же такое чудо, и как мы должны относиться к нему? Участвует ли в нашей жизни заботливая Божия рука, или мы наблюдаем лишь холодное стечение обстоятельств? Нужно ли нам вообще говорить о чем-либо сверхъестественном, когда современный человек ищет, прежде всего, разумного, рассудочного обоснования?

Постараемся быть беспристрастными. Если из Евангелия убрать чудо, то от Евангелия ничего не останется. Чудом является само рождение Христа от Девы, чудо наполняет жизнь Спасителя и многократно проявляется в делах, совершенных Им на земле. Хождение по водам, исцеление одним словом безнадежно больных, воскрешение умерших, в том числе четверодневного Лазаря, просияние Божественным светом на горе Фавор, Воскресение в третий день после смерти, Вознесение и ниспослание Святого Духа людям – всё это вехи в истории спасения людей Иисусом Христом, и эти вехи наполнены Божественным чудом

Чудо в принципе не может быть объяснено наукой, как бы ни усовершенствовался ее инструментарий

Дело в том, что, где действует Бог, там всегда есть какое-то чудо. А чудо – это то, что не может быть объяснимо научно. И не только с точки зрения современной науки, а вообще никогда не может быть объяснимо с позиций науки. Потому что наука, сколько бы ни усовершенствовались микроскопы и телескопы, есть всегда взгляд земной, обращенный к земному и объясняющий всё с позиций земного, а чудо, подаваемое Богом, – это милостивый дар, ниспосланный свыше, из мира, превышающего наш материальный тварный мир, и потому чудо не подвластно земным объяснениям.

Атеисты спешат отрицать чудеса. «Раз Бога нет, – рассуждают они, – то и чудес быть не может». И люди, привыкшие полагаться лишь на себя, считают, что Бог не может вмешиваться в нашу жизнь. Так, Лев Николаевич Толстой, величайший писатель с крайне трагичным мировоззрением, составил свое «евангелие», из которого устранял всё чудесное, объяснял чудеса Христа лишь как обычные естественные ситуации. Например, исцеление больного, лежавшего 38 лет у Овечьей купальни (см.: Ин. 5: 1–9), он объяснял так, что был слабый человек, который, как и другие, суеверно верил в ежегодное схождение ангела в воду, но не поспевал первым броситься в купальню. Вот как пишет сам Лев Толстой: «Больной ждет 20 лет чуда, а Иисус говорит ему: ничего не жди, что в тебе есть, то и будет. Проснись. Есть сила встать и идти, и иди. Тот попробовал, встал и пошел. Всё это место, принятое за чудо, есть указание на то, что чудес не может быть и что болен тот человек, который ждет чудес, что самое большое чудо есть сама жизнь. Самое же событие совершенно просто, оно повторяется беспрестанно среди нас. Я знаю барыню, которая 20 лет лежала и поднималась только тогда, когда ей делали впрыскивание морфина; через 20 лет доктор, делавший ей впрыскивание, признался, что он делал впрыскивание водою, и, узнав это, барыня взяла свою постель и пошла» (Толстой Л. Соединение и перевод четырех Евангелий). Но если бы всё было так просто и каждый бы подымался, только лишь захотел, то скоро исчезла бы медицина. Сколько в больницах людей, которые желали бы так же быстро подняться, обходиться без операций и дорогих медицинских средств, но болезнь зачастую бывает сильней человека, полагаться лишь на свои силы наивно.

Попытку «естественного» прочтения Евангелия в свое время предпринимал и философ Гегель: в своей книге «Жизнь Иисуса» он изображал Христа просто как великого учителя, но устранял всё чудесное как что-то недействительное. В итоге с перечеркиванием чудес устраняется присутствие Божие в жизни людей: Бог не действует, для Него это невозможно, Он где-то там, за пределами Вселенной, а может быть, Его и вовсе нет. Православная же вера гласит: Господь Бог рядом с нами, Он видит и слышит, Он действует и помогает тогда, когда помощи ждать уже неоткуда.

Читайте также:
Почему плачут в церкви: ответ священника, плохо это или хорошо, причины слез

Вот какая история случилась с близкими мне людьми. Они, еще будучи студентами Московской духовной академии, отправились в Архангельскую область. То была миссионерская экспедиция, участники которой беседовали с местными жителями о вере, отвечали на вопросы, крестили тех, кто еще не был крещен, совершали молебны (среди участников были священнослужители). В планы экспедиции входило посетить место древнего монастыря преподобного Кирилла Челмогорского.

На пути к древней обители находилось большое озеро. По эту сторону озера располагалось село, в храме которого уже 70 лет не служилась Литургия. И вот священники после стольких лет запустения храма совершили богослужение, а затем все решили переправиться к монастырю. День был солнечный, небо ясное, но местные жители по каким-то только им известным признакам предвещали бурю. И всё же наши миссионеры решили идти вперед, наняв четыре моторных лодки с водителями. Сначала всё было спокойно.

Увы, наблюдения местных жителей оказались пророческими. Пошел дождь, сначала мелкий, потом больше, небо в считанные минуты затянулось серым покровом. Потом поднялись волны и стали захлестывать лодки. Их разбросало друг от друга в разные стороны, приходилось уже вычерпывать воду, и один из участников экспедиции, близкий автору этих строк, подумал, что, видимо, придется остаться без всего снаряжения, фотоаппарата, обуви и плыть самостоятельно. Они боролись со стихией как могли. И вот тут все увидели самое страшное: впереди к лодкам приближалась темно-синяя туча, сверкали молнии, ливень приближался мрачной стеной, а ветер гнал мощный вал волн прямо на лодки.

Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией. И вдруг… все четыре лодки одновременно исчезли

Не раз рыбаки погибали здесь от волн и грозы. Сложившиеся природные условия не щадили задержавшихся на озере. И надо представить огорчение местных жителей, видевших смелый, казалось, необдуманный шаг наших миссионеров. Теперь, увидев эту полыхающую огненными вспышками темную стену ливня, на лодках молились все, даже неверующие водители. Стена приближалась всё ближе, сейчас она захлестнет лодки. Вот в этот-то момент и произошло невероятное. Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией, видели на фоне темной тучи четыре точки – лодки. И вдруг все четыре лодки одновременно исчезли из вида. Кстати, эта темная туча дошла до берега, ураган повредил деревья и постройки. А что же наши миссионеры? Они и сами не поняли, что произошло: вот только что они всем сердцем молились и видели темно-синюю стену с молниями перед собой, как вдруг она оказалась позади них! Один вспоминал: как будто она перешагнула через нас, совершенно не захлестнув и не причинив ни малейшего вреда. Так Господь Бог, Которому от всего сердца молились люди, чудесно избавил от разыгравшейся природной стихии. На месте останков монастыря миссионеры освятили крест, а когда плыли обратно, вода была гладкой, как зеркало.

Так что же такое чудо?

Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы – оно превышает их

Иногда можно услышать, что чудо есть нарушение законов природы. Но ведь сами законы природы – такие точные и целесообразные – тоже есть чудо Божие. И если бы мне кто сказал, что законы природы появились сами собой, из хаоса и пустоты, то я бы ни за что не поверил. Из хаоса происходит хаос, а четкие законы – от Законодателя. Законы природы установлены Богом (и потому они – тоже чудо), а Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы, а оно, скажем так, превышает их.

Чудо есть особое действие Божие, которое выходит за рамки повседневного течения событий. Это такое действие Божие, которое превышает тварную ограниченность мира. Приведем сравнение. Если взять кусок глины и предоставить его естественному ходу природных процессов, то ничего особого не произойдет, эта глина будет разве что усыхать и трескаться. А если дать глину талантливому мастеру, то он сможет вылепить сосуд, вазу, декоративный предмет, то есть сделает с глиной то, что с ней не стало бы по естественному ходу вещей. Но ведь талантливый мастер не нарушал законов природы, он лишь активно воздействовал на материал своего творчества. Так и чудо есть активное воздействие Божие на наш тварный мир, изменяющее его так, как угодно Богу.

Вот еще пример. Самолет состоит из элементов, которые все находятся в окружающей нас природе, но сам собой самолет из природы никогда не появится, для этого нужно вмешательство разума, творческого действия. Так на всех нас и на окружающий мир может воздействовать Бог, Который Всесилен, Премудр, Он создал этот мир и может возвратить здоровье, спасти в безвыходной ситуации, умиротворить разыгравшиеся катаклизмы, подобно тому, как разумный мастер преображает усыхающую глину.

Помимо законов нашего видимого мира существуют еще законы мира духовного, превышающего наш ограниченный мир. Это как две геометрии: Евклидова и Лобачевского. В Евклидовой геометрии, если в одной плоскости лежат прямая и точка, то через эту точку можно провести лишь одну прямую, не пересекающуюся с первой прямой. А в геометрии Лобачевского через эту точку можно провести хотя бы две прямые, не пересекающиеся с первой прямой. Геометрия Лобачевского оперирует гиперболическим пространством, и это оказывается востребовано в космологии. Так более совершенная наука опирается на законы, не понятные на уровне низшем. Божие чудо есть явление законов мира высшего, мы называем его сверхъестественным, он превышает нашу ограниченность, и законы этого мира Господь по Своей милости иногда являет здесь.

Читайте также:
Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

Один очень близкий мне человек, Елена Александровна Смирнова (она литературный редактор и готовила к изданию одну из моих книг), рассказала следующую историю – мне хочется привести ее дословно:

«Вот какое чудо произошло в нашей семье. Моя мама болела болезнью Паркинсона уже несколько лет. Эта болезнь затрепала ее до такой степени, что она от трясения даже подпрыгивала на постели. Она была уже лежачая больная, и я ухаживала за ней. До этого, когда я возила ее в храм, то в метро буквально все вставали, когда моя мама, вся трясясь, входила в вагон. Наступило Рождество 1996 года, у мамы случился приступ с сердцем. Вызвали врачей, которые диагностировали инфаркт и микроинсульт, сказали, что жить ей осталось самое больше дня два-три и чтобы мы готовились к этому. Я сказала маме, что нужно срочно вызвать священника для того, чтобы она поисповедовалась за всю свою жизнь с семилетнего возраста. Хотя она и до этого ходила на Исповедь и Причастие, но ведь каждый человек может что-то забыть. И она могла что-то забыть, из-за чего была попущена эта болезнь.

Как мы знаем, батюшки всегда очень заняты в дни Рождественского поста, в дни самого Рождества и последующие дни. Но все же, когда закончилось Рождественское богослужение, я вызвала батюшку. Это был отец Владимир Сахаров, тогда он еще служил в храме святителя Николая в Пыжах. Батюшка был предупрежден, что моя мама умирает и что мы вызвали его пособоровать именно умирающую. Невзирая на занятость, он приехал и пособоровал мою маму. Мама ему долго исповедовалась перед Соборованием, я сидела в другой комнате и слышала, как она плачет. Мне казалось, что прошло чуть ли не два часа, как она исповедуется: она рассказывала долго и эмоционально. Потом батюшка вышел и сказал, что моя мама очень чисто исповедовалась, что каждому бы человеку так исповедоваться перед кончиной. После Исповеди и Соборования он ее причастил, и мы вместе поехали на вечернюю службу, а мама после Причастия крепко заснула. Служба была посвящена Собору Божией Матери – это первая служба после Рождества, и мы с батюшкой там крепко молились. Народу в храме было мало.

Я не могла оторваться от сна, только услышала, как моя умирающая мама встает и идет открывать дверь

Я приехала домой, мама всё спала, я то и дело подходила к ней, всё боялась, как бы она не умерла без меня, и так я не спала всю ночь. Утром я вдруг заснула, затем меня стал будить звонок в дверь, но я никак не могла понять, в чем дело, сидела в кресле и не могла оторваться от сна, только услышала, что моя мама встает и идет открывать дверь, а дело в том, что она давно не вставала, я ухаживала за ней за лежачей. Потом я услышала чьи-то крики и тут окончательно проснулась и бросилась к двери. Увидела, что в дверях стоит врач, участковая, которая кричит: «Пелагия Ионовна, что с вами?» А мама ей говорит: «Как что? А что со мной должно быть?» «Так вы же не трясетесь!» – с удивлением произносит врач. А мама моя ей отвечает – она такая была остроумная: «Я вас не боюсь. Почему я должна дрожать, видя вас?» И тут до нас дошло, что мама стоит совершенно прямо, у нее не дрожат ни руки, ни губы, ни подбородок, она не трясется, то есть перед нами стоял совершенно здоровый человек. Мы были страшно изумлены, врач стала расспрашивать, что же произошло. Дело в том, что ей позвонили из “Скорой помощи”, сказали, что сегодня должна умереть моя мама, и вот она пришла. Мы поняли, что совершилось чудо Божие, что Матерь Божия смилостивилась и умолила Своего Сына о спасении и исцелении моей мамы. Мама потом прожила до 2011 года, болезнь Паркинсона абсолютно прошла, причем ведь известно, что эта болезнь неисцелима, можно об этом прочитать в любой энциклопедии, она затрепывает человека до смерти, до сих пор не найдено от нее лекарство. Однако Соборование, горячая, искренняя Исповедь, Причастие и молитвы близких спасли человека от этой смертельной болезни.

Много раз ее потом вызывали на консилиумы разных врачей, профессоров, и каждый раз моя мама выступала на этих консилиумах как исповедница Христова, каждый раз она начинала свой рассказ: “Моя дочь вызвала батюшку…” Все страшно изумлялись, слушая этот рассказ, но сначала никто не верил, пытались узнать, какими лекарствами ее лечили, думали, что наконец-то найдено лекарство, но выяснилось, что последний год ей давали только очень сильные витамины, то есть практически бросили ее, и исцелил мою маму лишь Господь Бог. Когда ее соборовали, то думали, что она умрет, хотя молитвы шли об исцелении, однако Господь и такую молитву услышал. После этого моя мама рассадила вокруг нашего дома целый сад, она сама привозила кусты, деревья, цветы, и сейчас этот сад служит напоминанием о ней для всех жильцов нашего дома и для окрестных домов, а на самом деле этот сад служит напоминанием о чуде Божием и, может быть, о Райском саде, в который мы стремимся».

Для человека имеет большое значение зримое, ощутимое. Мы ведь не только душа, мы живем в теле, находимся в мире чувственном, и чудо – это такое действие Божие, которое становится очевидным и зримым в вещественном мире свидетельством о Божием присутствии.

Читайте также:
Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых

Всякое чудо – это особая милость Божия, которая подтверждает, что Бог действительно заботится о нас и не забывает про нас в наших страданиях. Чудо показывает, что Господь Бог не равнодушен к нам, Он любит нас, и еще Он настолько близок к нам, что не обращаться к Нему в страданиях и бедах очень наивно и странно. Ну а исполнение просьбы мы вверяем в руки Божии, ведь Небесный Отец знает лучше нас, что нам на самом деле полезно.

Мироточение, «ксерокопия» и вскипающая кровь. 5 чудес христианского мира

1. Мироточение Монреальской Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Иосиф Муньоз с Монреальской Иверской мироточивой иконой

Это чудо началось внезапно и завершилось трагично и неожиданно. В 1982 году в доме православного чилийца, искусствоведа Иосифа Муньос-Кортеса начала мироточить икона Богородицы, которую ему подарили на Афоне. Ароматное масло обильно текло из рук Младенца-Христа и Пречистой, а также с Ее плеча.

В течение пятнадцати лет брат Иосиф возил икону по разным странам. От святыни происходили многочисленные исцеления. К сожалению, из-за отсутствия общения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, к которой относился хранитель иконы, даже после падения СССР образ не привозили в Россию.

В 1997 году брата Иосифа жестоко убили в отеле в Афинах. Икона при этом бесследно исчезла…

Есть мнение, что мироточение может быть свидетельством не только благодати, но и предстоящих бедствий – икона плачет.

2. «Призри на смирение» – икона на стекле

Это чудо наших дней. В 1993 году во Введенском монастыре города Киева обнаружили удивительное явление – на стекле, покрывавшем икону Божией Матери «Призри на смирение», проявилась как бы ксерокопия образа. Ученые и скептики пытались найти разные естественнонаучные объяснения: конденсат, микрочастицы красок… но пока все это звучит неубедительно. А простой народ потянулся на поклонение к святому образу. Многие получали исцеление и утешение.

Чудотворная икона «Призри на смирение»

Через два года Синод Украинской Православной Церкви признал икону чудотворной. Ее часто возят в разные города, и даже в нынешние сложные для российско-украинских отношений времена она бывала в Москве.

3. Светописанная икона Божией Матери

Снова чудо Божией Матери и снова с Афона. На этот раз – начала XX века.

В Свято-Пантелеимоновом Русском монастыре на Святой Горе регулярно раздавали милостыню бедным монахам – хлебные лепешки. Разумеется, к обители стали прибиваться люди случайные – бездельники и просто любители «халявы». И в 1903 году было решено эту практику прекратить.

Когда хлеб раздавали в последний раз, насельник обители иеромонах Гавриил сфотографировал очередь идущих за милостыней. После проявки кадра зрители с трепетом увидели незнакомую фигуру: некая Женщина, будто в пламени стоящая, смиренно принимала лепешку из рук раздававшего милостыню монаха.

Светописанный образ Божией Матери

Женщин на Афон не пускают в течение многих веков. За все время было несколько случаев, когда женщины обманом проникали на Святую Гору. Но никому бы не удалось не то что стоять в пламени, но даже получить милостыню незамеченной. Монахи поняли чудесное изображение как свидетельство пребывания на Святой Горе Пресвятой Богородицы. А в Пантелеимоновом монастыре продолжили раздавать хлеб бедным. Изображение назвали «Светописанным» – «Фотография».

4. Кровь святого Януария

Это чудо хорошо известно в католическом мире и регулярно подвергается критике, но тоже неубедительно.

В городе Неаполе хранится святыня – ампула со свернувшейся и засохшей от времени кровью мученика начала IV века святого Януария. Трижды в год, во дни его памяти, кровь святого становится жидкой или даже вскипает. Попытки объяснений этого непонятного явления особого результата не дали: говорили, что в капсуле содержится оксид железа – вещество, вскипающее от тряски; предполагали, что чудо вызвано изменением температуры или освещения окружающей среды (между реликварием и храмом) и так далее. Но факт остается фактом: гемоглобин в капсуле есть, и он иногда разжижается.

Капсула с кровью святого Януария. Фото: Il Mattino.it

Серьезное свидетельство в пользу чуда – оно происходит далеко не всегда. Накануне бедствий кровь остается сухой. Чуда не случилось накануне Второй мировой войны в 1939 году, в 1944 году – перед извержением Везувия, в 1980 году – перед сильным землетрясением. В XXI веке кровь не вскипела в 2016 году. Пока вроде ничего ужасного не случилось…

5. Ланчанское чудо

Дарохранительница церкви Святого Франциска (Ланчано) с реликвиями. Фото: Junior / Wikimedia Commons

Еще одно чудо католического мира – тоже восходящее к древности неразделенной Церкви. В начале VIII века в итальянском городе Ланчано совершал мессу, то есть Литургию по латинскому обряду, один священник. Вдруг его охватили сомнения: как так – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа?! Он гнал прочь неподобающие мысли, но искушение не прекращалось.

В момент преложения Святых Даров священник вдруг с ужасом и трепетом увидел, что хлеб и вино действительно превратились в кусочек плоти и капли крови. Свидетельство страшного чуда было оставлено в назидание потомкам: частицы были помещены в хрустальную чашу и хранятся в церкви Сан-Франческо в Ланчано по сей день.

В XX веке святыню трижды исследовали. Все оказалось правдой: плоть оказалась частью сердечной мышцы, а засохшая кровь – настоящей кровью IV группы.

Сложно сказать, как относиться к этому чуду. «Известие учительное» – приложение к Служебнику, книге, по которой совершаются богослужения – рекомендует священнику, увидевшему подобное явление, остановиться, пока перед его взором снова не окажутся обычные хлеб и вино…

Читайте также:
Подавать ли милостыню: можно ли давать и как правильно это делать, что говорить и какой рукой подавать

Чудо в глуши переяславских лесов

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположеннаго на трассе Москва — Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни — Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Чудотворца.

Добраться до Годеново общественным транспортом крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Бога за такую открывшуюся милость.

История чудесного явления Животворящего Креста Господня

Явление Животворящего Креста Господня было таким: неким пастухам на поле близ болота, которое было раньше на месте храма, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи загорелись благочестивым желанием увидеть, что за чудо являет им Господь с тем, чтобы проповедать славу Божию людям. Пастухи пошли на неизреченный свет, струящийся от Креста, и не без труда достигли места явления святыни. Там, в лучах этого света, они увидели Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — Святителя Николая Чудотворца со Святым Евангелием. Пастухи от страха пали на землю, но их укрепила сила Божия, и изумленные пастухи услышали Голос, который сказал им, что на этом месте почиет благодать Божия и будет построен святой храм. И все, кто с верой будут приходить и молиться на этом месте, то ради молитв святителя Николая, получат просимое. Об этом следовало рассказать всем людям.

Весть о чудесном явлении Чудотворного Распятия дошла до правящего Архиерея в Ростове, и он благословил строительство церкви. Однако строить начали не на самом месте явления святыни, а в стороне, Крест явился над топким болотом, где было невозможно вести строительные работы. В первый день возвели три венца церкви.

Однако на следующее утро постройки на своем месте не было. Озадаченные строители изумленно смотрели на пустое место, пока один из них не заметил вдалеке необычное сиянии. Пойдя на это сияние, рабочие увидели церковное основание, стоящее прямо посреди болота. Посреди основания им второй раз явился Чудотворный Крест. Голос повелел строить храм именно на этом месте.

В ту же ночь посреди болота образовался сильный поток, который вынес всю нечистую воду. На поверхность вышел холм, на котором и была построена церковь, которую приехал освящать сам Архиерей. Чудотворный Крест Господень остался стоять посреди церкви, явленный так же чудесно, как и Иверская икона Божией Матери.

От Чудотворного Креста Господня было явлено множество чудес, которые записывались священниками церкви, но эти записи погибли во время сильного пожара, уничтожившего первую постройку. Примечательно то, что Святой Крест не благоволил быть изъятым из храма: когда люди пытались вынести его из охваченного огнем помещения, Крест будто прирос к полу. После тщетных попыток, в страхе и ужасе, сельчане едва успели выскочить из горящего храма живыми. В ужасе смотрели все, как расправляется пламень с храмом, в котором остался Чудотворный Крест…

Но после пожара их ждало огромное утешение: разгребая пепел, люди нашли Крест целым и невредимым: радости их не было предела. По этому поводу служился молебен и было множество исцелений.

Судьба святыни в годы революции

Прошло несколько веков после постройки нового храма Николая Чудотворца на месте сгоревшего. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста Господня распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество людей приезжали к Честному Кресту за помощью Божией и исцелением.

В 1917 году после Октябрьской революции храм Николая Чудотворца, как и многие святыни нашего Отечества, был разрушен коммунистами. Но Крест Господень чудесным образом уцелел и перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого, который расположен в нескольких километрах от места явления Креста.

Новые власти всеми силами стремились вытравить из памяти народа удивительное предание от явлении чудотворного Распятия. И действительно, на некоторое время о Животворящем Кресте забыли. Скорее, заставили забыть внешне — силой и жестокими репрессиями. Однако даже само присутствие святыни, ставшей в глуши ярославского края уже почти заброшенной и не такой почитаемой как в былые времена, не давало покоя богоборцам — они решили уничтожить Животворящий Крест.

Но не может быть посрамлено знамение Божие!

Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из храма, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, как тогда, когда его пытались вынести из пожара. Как ни старались, безбожники не смогли даже сдвинуть его с места. (Хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут поднять Животворящий Крест).

Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, совершенном у них на глазах, в бешенстве принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твёрдый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в силе Божией.

Так ничего и не сделав, активисты уже собрались уйти ни с чем. Но тут наблюдавший за ними атеист, раздосадованный тем, что двое сильных мужчин не смогли распилить Распятие из липового дерева, схватил топор и с криком, что он верит только в свои силы, рубанул по стопе Спасителя. Небольшой кусочек мизинца святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он победил силу Божию!

Читайте также:
Юродивый Христа ради: понятие и значение, библейские корни и история

Прошли годы, страсти улеглись. По рассказам односельчан, в годах тот несчастный, что «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь, умер. Умер от заражения крови, поразившего на ноге тот именно мизинец, который он отрубил 50 лет назад на образе распятого Христа.

Этот случай остался в народной памяти и передавался из уст в уста как доказательство проявления чудесной силы и справедливости Божией.
Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. В 1997 году он стал подворьем женского монастыря, что в . Удивительным образом святой Николай Чудотворец, покровитель обители, снова вернулся оберегать святыню: чудотворный крест Христов. Рядом с храмом, расположенном в селе Годеново, постоянно живут инокини.

По мере сил, терпения и любви, с помощью Божией, они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдаленного места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы Подворья неоднократно видели, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда можно распознать с первого взгляда. Настолько велика сила и власть Господня, посланная людям через святое Распятие — спасающая, исцеляющая и милующая.


Чудеса Животворящего Креста Господня нашего времени

Чудо исцеления безнадежной раковой больной

Параскева Мороз лет с Украины, из города Хмельницкого, попала в онкологический диспансер в безнадежном состоянии: не ходила, не ела, сильно потеряла в весе. Химиотерапия, операция, снова химиотерапия, инвалидность: боли, лекарства, капельницы и ощущение бессмысленности всего этого, потому что метастазы были по всей брюшине и на всех внутренних органах. Параскева, как человек верующий, конечно, молилась о выздоровлении, хотя не раз у нее мелькала мысль: а стоит ли бороться? Все равно — конец. И вот однажды приходит письмо от подруги из города Тутаева, с которой они не виделись лет пятнадцать, с приглашением приехать в гости. Параскева очень захотела ее повидать и отправилась в дальний путь, деньги на дорогу дали дети. В первый же день по приезде подруга — тоже верующий человек — предложила Параскеве поехать в Годеново к Животворящему Кресту. После дальней дороги Параскева чувствовала себя очень плохо, и согласилась только потому, что не хотела обидеть подругу. Благодать великой святыни подействовала на душу успокаивающе. Параскева долго стояла у Креста, ей не хотелось уходить из этого храма. Но все происходящее было для нее как в тумане — самочувствие ухудшилось, поднялась температура. Вернулась она на Украину совсем больная и на второй день попала в больницу с сильнейшим кровотечением. Месяц, проведенный в больнице, мало что дал, и Параскева попросилась домой. Все это время она читала брошюру о Животворящем Кресте Господнем, просила о помощи, даже спала с этой книжкой. Дома Параскева тоже постоянно страдала, не могла пройти более 20 метров. Но с ней был Животворящий Крест и укреплял ее. А однажды утром Параскева почувствовала себя совершенно здоровой. Во всем теле — легкость, а в душе — радость. Подумала — случайность, но на следующий день, и через день это состояние не проходило. Параскева поняла: ее чудесное исцеление это сила Животворящего Креста. В письме сестрам Никольского монастыря она пишет: «Я здорова! И не знаю, какие слова мне найти, как благодарить Господа Бога! Почти месяц я живу нормальной жизнью: без болей, врачей и лекарств. Хожу, куда хочу, общаюсь с людьми, радуюсь жизни. И благодарю, благодарю, благодарю Господа Бога, Животворящий Крест Господень за мое чудесное исцеление!»

Чудо исцеления от душевного расстройства

Паломник из Игорь, по профессии врач рассказал следующее: «Я при всякой возможности стараюсь побывать у Нерукотворенного Распятия Господа нашего. Однажды мой рассказ об этой удивительной святыне услышал инвалид Александр, страдавший тяжелым душевным расстройством, сопровождавшимся устрашающими галлюцинациями. Он стал неотступно просить меня отвезти его ко Кресту. Я спросил его, верит ли он в Бога и почему не носит нательного крес¬та. Александр отвечал, что в Бога верит и только на Христа вся его надежда. А крестик не носит потому, что у него на это не хватает сил — слишком он тяжелый. После того как Александр приложился к Распятию Спасителя, он сказал, что теперь может надеть и нательный крестик. А после принятия Святых Тайн сказал, что ему стало намного легче. С тех пор крестик он носит не снимая. Галлюцинации стали появляться намного реже и перестали быть устрашающими. Общее состояние и настроение значительно улучшились, и он постоянно просит отвезти его к Чудотворному Кресту.

Чудесная помощь в делах

Андрей Волжинцев из Ростова Великого приехал к Животворящему Кресту просить помощи: все дела его шли плохо, ничего не получалось, за что бы ни брался — все «валилось из рук». После молитвы у Креста Господня все стало налаживаться, получалось даже то, на что не надеялся. В душе водворился покой и вера в лучшее. Через месяц Андрей приехал к Животворящему Кресту поблагодарить Господа.

Чудо поражения бесов

Приехали паломники из Ивановской области: два священника и с ними три женщины. Две из них были одержимы бесом: лаяли , кричали . Одна даже к Кресту подойти не могла — все отскакивала назад. Она кричала хриплым грубым голосом: «Здесь святыня большая. И в Иерусалим ездить не надо. Здесь Господь, здесь! Я раньше был светлым ангелом, да возгордился, спал с неба и вот теперь петухом кричу».

Читайте также:
Лития в православии: что это, ее значение, как и когда заказывают, чем отличается от панихиды


Чудо исцеления от тяжелой травмы

Маргарита из Москвы была преподавателем в школе. Случилась с ней беда: два года назад она попала под машину и получила тяжелую травму с осложнениями, после чего осталась инвалидом. Родственники считали ее ненормальной, муж ушел, и осталась она со своей болезнью одна. С большим трудом добиралась до церкви — ноги очень плохо слушались, речь была сильно нарушена — из пяти слов можно было понять лишь . Правой рукой она не владела. Жить ей не хотелось. С большими трудностями собралась она и поехала к Животворящему Кресту. В храме святителя Иоанна Златоустого, где находится Чудотворный Крест, ей, по всей видимости, явился Святитель Николай. Сама она рассказывала потом, что подошел к ней старенький седой батюшка, отвел ее в комнату и рассказал ей все, что с ней было, дал жизненные наставления и сказал, сколько еще раз ей нужно приехать к Кресту. Известно, что никакого священника в храме в то время не было, и сама она постоянно была на виду у всех. Посоветовавшись со священником храма, пришли к выводу, что болящей явился сам Святитель Николай, покровитель тех мест. Когда она вышла из храма, мы увидели, что правая рука у нее двигается, ходить она стала хорошо, даже быстро, а речь почти полностью восстановилась. Настроение у нее было умиротворенным и радостным. Исцеление произошло на глазах у людей.

Чудо исцеления от немоты

Паломники из Брянска засвидетельствовали, что с ними в группе у Животворящего Креста молилась болящая Наталия, которая не разговаривала с трех лет и имела первую группу инвалидности. На обратном пути в Брянск Наталия начала произносить первые слова: «Мама! Где мама? Папа вылечил. Поехали назад!» С каждым днем она говорила все лучше. И все свидетели этого чуда благодарят Господа!

Чудесное избавление от зла

Оксана Калинина из Тутаева приехала к Животворящему Кресту с молитвой о том, чтобы Господь отвел от нее человека, с которым три года она жила гражданским браком и не могла расстаться. После молитвы у святыни в течение месяца все разрешилось, Оксана освободилась от этой тяготы.

Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!

По материалам книги “Животворящий Крест Господень в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново”,

Почему служители тушат свечи в храме?

Горящая церковная свеча символизирует нашу причастность к Божественному свету. В христианской православной практике существует традиция зажигать свечи во время молитвы, выражая, таким образом, своё смирение и любовь к Богу.

Почему гасят свечи во время чтения молитв

В Православной Церкви в ходе утреннего богослужения читается особая часть — Шестопсалмие. Батюшка читает шесть избранных псалмов покаянного характера. Шестопсалмие читается при потушенных свечах. Причём гасятся они ещё до начала чтения.

Темнота символизирует Вифлеемскую ночь, когда родился Иисус Христос. В это время молящиеся, не видя в темноте друг друга, должны с особым благоговением слушать чтение священника. Крестные знамения и поклоны не совершаются, соблюдается полная тишина.

Протопресвитер Валерий Лукьянов в своих «Богослужебных заметках» пишет, что важность Шестопсалмия подчёркивается в самом церковном уставе. Согласно его правилам, читать псалмы нужно со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Бог не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.

Интересно о православии:

Для чего гасят свечи служители церкви

Некоторые недостаточно воцерковленные люди с недоумением наблюдают, как в храмах свечи прихожан тушат служители. Протоиерей Андрей Ефанов так поясняет суть этого явления.

Свечи тушат исключительно из практических соображений, чтобы воск не капал на пол и подсвечник. Также огонь гасится на ночь, когда храм закрывается. Без присмотра его оставлять опасно.

Важно! Свеча сама по себе не нужна Господу, как и любые другие материальные ценности. Лучший подарок для Всевышнего — это сердечная молитва и любовь к Творцу.

Благодарность выражается не количественно, а качественно. Гораздо важнее избавиться от дурных помыслов и желаний, чем купить побольше свечей и сжечь их дотла в подсвечнике.

Церковная свеча имеет символичный характер и никак не влияет на исполнение просьб молящихся. Только искренняя молитва способна помочь тому, кто обращается с ней к Богу. На силу молитвы погашение свечи никак не влияет, в этом нет ничего страшного. Неважно, насколько она сгорела, важна только духовная чистота и открытость Господу.

  1. Как правильно ставить свечи в храме
  2. Почему зеваешь, когда читаешь молитву?
  3. Почему в церкви упала, погасла или плачет свеча?
  4. Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи

С Шестопсалмием все понятно. А вот как быть с остальной частью Богослужения? Хотелось бы узнать более подробное объяснение возжигания и тушения свечей во время Всенощного бдения. Может быть, имеются книги, где описаны данные функции для пономаря (церковника и т.п.)?
Спасибо! И да хранит Вас БОГ!

Добрый день. Все правила относительно организации Всенощного бдения, тушения свечей, открывания и закрывания Царских врат и остального можно найти в Типиконе. На вечерней службе свечи тушатся только на чтении Шестопсалмия, все остальное время они горят. Если служащие храма их и тушат, то это не элемент богослужения, а просто замена сгоревших свечей на новые или освобождение места, чтоб другие люди могли также поставить свечи на подсвечники. Что касается света в храме, также в Типиконе можно найти указания на возжегание и тушение паникадила — при открытии Царских врат оно загорается, при закрытии выключается.

Читайте также:
Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования

Ну если свеча моя Богу не нужна — то зачем мне её в храме продают?

Добрый день. По большому счету, Богу вообще от нас ничего не нужно, кроме искреннего сердца, открытого для Него. Но вот только мы на подобное не способны. И все внешние выражения нашей веры, все богослужения, обряды, молитвенные правила, свечи, лампады и прочее нужны, прежде всего, не Богу, а нам самим. Это для нас важны символы, для нас важна внешняя сторона духовной жизни, потому что так хоть немного пробуждается наша внутренняя духовность. Горделиво отрицая вне внешние проявления православия, мы сами лишаем себя пути ко спасению. Свеча — это символ нашей веры. Зажигая ее, мы символично показываем, что как горяч огонь, так же и наша вера горяча. По крайней мере, надо стремиться, чтобы была горяча. Также свечи имеют и чисто практический смысл — это жертва храму. Очень сложно многие христиане воспринимают тему денег в храмах, но нужно понимать, что в современном мире все стоит денег. И если мы хотим ходить в красивые теплые храмы, где чисто, поет красивый профессиональный хор — мы должны жертвовать на содержание этого всего. И покупка свечей — наименьшее, что можно сделать.
Тем не менее, если человек приходит помолиться в храм и по какой-то причине не ставит свечи, это не означает, что его молитва будет не услышана. Напротив, сейчас очень часто можно увидеть какое-то сверхзначение церковных свечей. Некоторые люди забегают в храм, покупают целую пачку свечей, быстренько обходят храм по периметру, расставляя свечи, и тут же уходят. Ни в общей молитве, ни в богослужении они не участвуют, не говоря уже об Исповеди и Причастии. Но думают, что сделали важное дело, поставив много свечей. Конечно же, в таком отношении покупать и ставить свечи бессмысленно.

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Посредине Всенощного бдения есть особый момент — начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания — читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника
Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни:
Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.
«Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня».
Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома):
Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.
«Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня».
Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи:
Воскресни, Господи. т. е. «Встань, Господи, [на мою защиту]. »
Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же — «восстание из гроба», оно же — «пробуждение») Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, «не боимся… нападающих на нас», ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.

Главная мысль второго псалма (Пс. 37) — его конечная покаянная молитва:
Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.
Последняя фраза означает: «Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!»
Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом:
Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.
«Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих».
И в этом же ряду:
Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах.
«Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый».
Яко лядвия моя наполнишася поруганий.
«Ибо внутренности мои полны язв…» и т. д.
Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай — и духи злобы), видя это, сразу активизируются:
И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.
«Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях».

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.
«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».
Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:
На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.
«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».

Читайте также:
Утреня: понятие и особенности, порядок и значение в православии, время, история и духовный смысл

Гимн милосердию
Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, — это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти:
Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша.
«Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки».
Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление:
Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели?
«Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя — в месте тления?»

На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах:
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Иными словами — «насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его».

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе — и духовного):
Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
«Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших».
Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении:
…Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.
«…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу».
Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая — более беспомощная и смиренная:
Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим.
«Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим».
Вторая — более уверенная и восторженная:
Дух Твой благий наставит мя на землю праву.
«Дух Твой благой да направит меня в землю праведности».
В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и — через них — на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

Почему служители тушат свечи в храме?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Сегодня была в храме и наблюдала такую картину. Женщина, которая служит при храме, ходила и тушила поставленные свечи. При том, что они еще не догорели, а некоторые и вовсе были почти целыми. И у меня в душе возникает такой вопрос. Можно ли так ей поступать? Ведь люди ставят свечи не просто так, а с верой в душе. И пока я ходила по храму, моя свеча тоже оказалась потушена. Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! На нашем сайте есть материал “Зачем в Церкви свечи?”, приведу оттуда важную цитату: “. зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом!” читать далее

Иными словами, неважно, насколько сгорела Ваша свеча, важно – насколько искренней была молитва.

А свечи тушат, как правило, из практических соображений: пока оплавленный воск не успел закапать пол и подсвечник, еще все свечи и лампадки гасят, когда закрывают храм на ночь, потому что огонь открытый без присмотра не оставляют. И еще есть некоторые моменты (обычно Шестопсалмие) во время богослужения, когда тушат весь свет, в том числе и свечи. И ничего тут страшного нет, на силу Вашей молитвы или жертвы Господу это никак не влияет.

Храни Вас Господь!

Читайте также:
Суть вещей: Светильники в храме

На заставке: фрагмент фото spbpda

В последнем предложении пропущена буква “н”, это искажает смысл.

Как странно читать это, и на православном ресурсе. Кроме свечей и записок многие вообще ничего о православии не знают. Вот и оттягиваются на вопросе о свечах. Каждый приходит со своими суевериями и народными традициями на эту тему. Не упустят случая повозмущаться ценами. Свечки в обслуживании действительно очень трудоемкие: чистить подсвечники, полы, мыть от копоти стены и потолки храма (пробовали?), расставлять красиво по росту не для красоты, а чтобы не плавились, собирать и сдавать огарки (они очень дешево стоят), вести учет наконец. Говорят, что в Германии в храмах уже нет свечей, а есть лампочки с щелочкой для денег: какую денежку опустишь, столько “свечка ” и погорит. Мы ведь не этого хотим? Простите нас и поймите. И приходите ставить свечи в храмах

Читайте также:
Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

только поставил свечу а старуха со злобным видом мне ее тушит я готов был удавить ее но все таки Храм

Константин, Церковь – это все мы, со своими грехами и странностями. Мы можем встретить в Церкви самых разных людей. В том числе, не самых приятных. Также, как кому-то мы сами можем быть неприятны кому-то другому. Главное, чтобы мы помнили, что идем в Церковь к Богу, а не людям. И что все мы здесь – сборище кающихся.

Поздравляю всех с наступающим Рождеством! Когда только начинаешь ходить в храм, действительно кажется что свеча обязательно должна догореть. Это очень очень важно. Лишь позже понимаешь, что дело действительно не в свече, а в молитве и в жертве, которую ты приносишь в храм. Возможно, возгласы ” на вас делают деньги” в большей степени свяаны с тем, что прихожане не понимают смысла действия. Кажется, что надо купить 10 свечей, 15 просфор и т.д. Чем больше – тем лучше, чтобы “наверняка подействовало”. Правильно ли это? Да, так считают те, кто в храм заходит изредка. “Хожу редко, значит надо поставить один раз и много”. Потом читают, что “попы делают деньги” и вообще перестают ходить в церковь и ставить свечи. Зачем “жирдяев” кормить. И это вместо того, чтобы прийти, поставить одну – две свечки, купить просфору и спокойно помолиться. Вполне можно “уложиться” в 50 рублей. Можно даже ничего не заплатить. Ни копейки. Встали и спокойно молитесь. Чем плохо? Ничем. С меня еще ни разу ни за что не потребовали деньги. Могу даром постоять, если хочу. Но я экономист по образованию и хорошо понимаю, что людям, которые служат нужно платить заработную плату, здание храма и территорию нужно содержать: отапливать, обновлять, убирать, делать капитальный ремонт – владельцы собственных домов знают, что это такое. Если приходишь в церковь только по праздникам, то для тебя храм – забегаловка. Я свечи купил, имена записал, деньги отдал, а они уже пусть молятся. Когда посещаешь храм регулярно он становится для тебя домом. Тебе хочется, чтобы там было чисто, тепло, светло и жертвы в 50 рублей совсем не жаль, когда умеешь ценить чужой труд. Что касается того, почему тушат свечи, то это едва ли желание переплавить их на новые. Как правило, на праздники люди закупают свечи и каждый желает поставить их с десяток, места для всех нет, нужно тушить одни и давать место другим. “Нужно, чтобы свеча полностью догорела, иначе желание не сбудется или ритуал не подействует” – оставьте это магам и ворожейкам.

Как правильно ставить свечи в церкви

Основные правила постановки свечей

Для любого человека, даже полностью далекого от веры и церковной жизни, визит в православный храм связан с возжиганием свечей, да и сам внутренний интерьер церкви совершенно неотделим от мерцания крошечных огоньков. Так что каждый, зайдя в церковь, сперва заглядывает в лавку (к так называемому свечному ящику) и покупает несколько свечек. Но зачастую потом не очень хорошо понимает, что нужно делать с ними дальше. А между тем, тут есть свои правила.

Свечи, которые вы ставите в храме, должны быть обязательно приобретены в свечной лавке, поскольку там они надлежащим образом освящены. Зажигать свечки полагается от других, уже горящих. Для этого поднесите фитиль к огню и дождитесь пока тот загорится, после чего немного оплавьте противоположный кончик, чтобы свечка плотнее держалась в подсвечнике. Если в нем много свободных мест, старайтесь ставить свечку ближе к середине, чтобы другие люди потом не тянулись через огонь, обжигая руки и подпаливая себе рукава. Зажигать свечу с помощью спичек или зажигалки не стоит, так же как не следует пользоваться для этого огнем горящей посреди подсвечника лампады — капнувший воск может случайно загасить ее.

Перед тем, как ставить свечу, вознесите молитву Господу и святым, осените себя крестным знамением и поклонитесь.

Если вы пришли на службу, ставить свечи лучше либо до ее начала, либо уже после, чтобы в то время, как все замерли, внимая словам священников и хора, не ходить по храму. Но это опять же не жесткое предписание, а просто правило хорошего тона.

Стоять с зажженной свечкой в руках допускается только на определенных службах, например, в ходе панихиды. В остальных же ситуациях свечу нужно ставить у икон или святых мощей.

С постановкой свечей связано много суеверий, не имеющих никакого смысла. Так что, если вдруг какая-нибудь излишне бдительная прихожанка, заметив, что вы ставите свечку левой рукой, сделала вам замечание, не обращайте внимания.

Советы священника

Свечи за здравие

Самые распространенные моления, которые люди возносят Богу, – это, конечно, просьбы о здоровье — собственном и близких. Но как правильно поставить свечу за здравие?

Читайте также:
Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Каких-то жестких правил, кроме общих, которые мы рассмотрели в первой части статьи, тут нет. Самое главное, чтобы молитва была искренней, возносилась с верой и смирением — то есть не стоит требовать у Бога немедленного исполнения своих желаний, а полностью вверить свою судьбу и тех, о ком вы молитесь, Его воле, понимая, что в любом случае Господь сделает именно так, как будет лучше для спасения души.

Ставить свечи за здравие можно перед любыми иконами и мощами, но считается, что особенно помогают в вопросах здоровья те святые, которые сами занимались целительством: святой великомученик Пантелеимон, святые Косма и Дамиан, святитель Лука Крымский. Кроме того, часто молятся о здравии блаженной Матроне Московской, святому Иоанну Кронштадтскому и, конечно, святому угоднику Божию Николаю. Отдельно стоит упомянуть иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», молитвы перед которой помогают излечиться от наркотической и алкогольной зависимости, и «Троеручица», которой также ставят свечки о здравии.

Однако стоит помнить, что какой-либо «профессиональной» специализации у святых нет, поэтому молиться можно всем и о любых нуждах.

Свечи за упокой

Для того, чтобы помянуть дорогих усопших и поставить о них свечку, существует специальный столик — так называемый канун. Чаще всего он находится в левом приделе храма и представляет собой горизонтальный подсвечник с Распятием.

Чтобы правильно поставить свечи за упокой, подойдите к нему, подумайте о тех, кого хотите помянуть, прочитайте молитву об усопших (для тех, кто еще не выучил ее наизусть, обычно рядом с кануном находится текст) и поставьте свечу, подпалив ее от других. Не забудьте перекреститься.

Не будет никакой беды, если вы поставите свечку не на канун, а перед ликом Господа, Богородицы или святых. Главное, чтобы ваша молитва шла от сердца.

Как мы уже не раз писали, святые не имеют «узкой специализации», так что с любой нуждой идите к тому образу, который вам ближе. И, конечно, к Господу и Богородице можно и должно возносить абсолютно все молитвы. Однако пережиток язычества, когда считалось, что каждое из многочисленных божеств пантеона покровительствует лишь одной сфере жизни, существует и по сей день, только теперь люди делят святых по «профессиональным» признакам. Церковь не борется с подобным поверьем, ведь в этом нет абсолютно ничего вредного или неправильного, более того, существуют иконы Богородицы, перед которыми также ставят свечи с просьбой об определенных вещах. Так, например, кроме упомянутых уже образов «Неупиваемая чаша» и «Троеручица», известны иконы «Утоли моя печали», «Семистрельная» (ставят свечи с просьбой о Небесной защите), «Экономисса» (молятся о материальном достатке), «Всем скорбящим радость» и другие. Что же касается святых, то перечислим самые популярные «специализации».

О создании семьи ставят свечки перед иконой святых Петра и Февронии, святых Константина и Елены, блаженной Ксении Петербуржской. Покровительницей всех учащихся традиционно считается святая мученица Татьяна, с просьбой о даровании хорошей работы подходят к образу святого мученика Трифона, в делах, связанных с недвижимостью, помогает святитель Спиридон Тримифунтский, а святой Власий опекает братьев наших меньших.

Перед образами же святого Николая Чудотворца, святого Серафима Саровского или, например, блаженной Матроны Московской можно смело ставить свечи с любыми просьбами.

Популярные вопросы и ответы

Зачем нужно ставить свечи?

Традиция эта очень древняя и уходит корнями еще к первым катакомбным церквям, когда христиане вынуждены были прятаться под землей от языческих гонителей. Само собой, что там было очень темно, так что в любое время суток приходилось пользоваться масляными светильниками (восковые свечи в том виде, в котором их знаем мы, тогда еще широко не использовались). Более того, до Рождества Христова иудеи возжигали в храмах семисвечник, как повелел пророку Моисею Бог на Синайской горе. Православная церковь смогла сохранить в чистоте христианскую веру благодаря своему консерватизму. И если некоторые католические храмы уже перешли на электрические лампочки, в наших храмах до сих пор, как и тысячу лет назад, благоухают воском настоящие свечи. Это, так сказать, материальная сторона вопроса.

Символический же смысл церковных свечей заключается в том, что наша вера, подобно светильнику, рассеивает тьму безверия. В Нагорной проповеди Господь так и сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). И каждая наша молитва, будто огонек, зажигается перед Богом — вот почему порой изнутри храм похож на небо, усеянное сотнями звезд.

И третий смысл — жертва. Именно поэтому свечки в храме всегда платные и всегда имеют разную цену, чтобы каждый имел возможность принести жертву по своим силам. Ведь совершенно не обязательно покупать самую большую свечу — ее размер никак не повлияет на результат молитвы. Можно купить и ту, что поменьше и подешевле, главное – молиться искренне и всей душой верить. Как справедливо заметил отец Игорь в своем комментарии, Богу нужна не свеча, Ему дорога наша добрая воля, тот факт, что мы что-то сделали ради Него. Как родители искренне радуются, когда ребенок дарит им неумело нарисованный цветными карандашами рисунок, ценность которого не в красоте изображения, а в том, что малыш сделал это с любовью специально для них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: