«Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

Возлюбите врагов ваших. Лукавит ли Библия?

В этой небольшой заметке я хотел бы предложить, уважаемому читателю, поразмышлять над одной известной заповедью. А после ответить честно самому себе, без религиозно-напускного — нет ли тут лукавства? И так…

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (от Мат. 5: 44-48).

Под каждым словом готов подписаться! Звучит благородно и красиво… на первый беглый взгляд… и на бумаге. Но жизнь намного сложней и не всегда то, что написано можно выполнить (те, кто строил социализм-коммунизм в СССР, хорошо это знают). Таких утопических идей человечество знает множество, да и те, кто проповедует эту заповедь, сами почему-то не раз пренебрегали ею. История церкви тому яркое подтверждение! Достаточно вспомнить времена инквизиции — только в средние века, под видом борьбы с ведьмами, было уничтожено 8 000 000 (!) женщин! При чём лучших, знающих и умеющих думать! Можно вспомнить, что все самые кровавые и страшные войны, которые знает человечество, начинали… христианские страны! Такая странная «любовь» к своим врагам утверждалась огнём и мечом. Причём особую неприязнь «несущие любовь» испытывали к тем, кто нёс людям Знания — Коперник, Галилео, Джордано Бруно, список может быть бесконечно долгим… Акцентирую, что это отнюдь не вымыслы! Эти факты истории сегодня широко известны!

Небольшой экскурс. Все приписываемые Христу добродетельные заповеди были известны человечеству задолго до. Многие приходящие пророки говорили о них. Например, Заратустра (Заратуштра). Если принимать во внимание сообщение пехлевийской хроники о том, что Зараустра жил «за 258 лет до Искандара», т. е. Александра Македонского, то время деятельности пророка зороастризма падает на VII — VI вв. до н. э. Заратустра тоже был озарен неземным светом истины (в христианстве Святым Духом) и так же согласно концепции зороастризма, должен явиться в новом воплощении через три тысячи лет после первого своего явления в мир, уже в качестве саошайанта — спасителя мира. И таких спасителей мира сего история знает немало. Но сейчас не об этом!

За многие тысячелетия до Христа Заратустра призывал следовать добру и отвергать зло. И проповедуемая им заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» была понятна и логична — кто хочет жить в гармоничном мире, должен уважать своего соседа, сограждан и всех людей на земле, следующих этой же заповеди. С тех пор была известна и другая заповедь: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И это тоже понятно. Если зло не остановлено, осталось безнаказанным, то оно, как снежный ком будет постепенно увеличиваться. Если не остановить злого человека, хама он может подумать, что всё ему дозволено, а люди, которых он обидел это так… запутавшиеся у него под ногами — сами виноваты. Если зло не остановлено — рождается хаос.
Так вот, про «Возлюбить врагов…» Заратустра ничего не говорил. Это уже приписывается Христу, как шаг вперёд человеческому совершенству. И в этом нас убеждают. Звучит опять же, красиво и благородно. Но, по-моему, это одно из лукавств Библии, ибо как уже было сказано выше, противоречит сущности, психике человека. Мать-природу не обманешь — чувство самосохранения одно из сильнейших чувств любого живого существа. Защита себя и своего потомства от опасности, защита своей территории входит в понятие первичные рефлексы. Можно сколько угодно рассуждать, что окончательно порывам рефлекса подвержены только животные, а человек «созданный по образу и подобию» должен быть выше всего этого. Человек должен любить своих врагов, да и ещё при этом подставить врагу (если тот захочет ударить ещё) вторую щёку (может надо ещё и спасибо врагу сказать? Но об этом ничего не написано). И это нам преподносят, как ничем не опровержимую догму. Но давайте попробуем разобраться — может враг врагу рознь?

Пример № 1: Из вашего сада человек украл несколько яблок. Можно простить такого человека? Ну, а почему бы нет — запутался человек в своих ошибках, надо ему помочь избавиться от порока и можно даже помолиться за его грешную душу. Ведь, как известно, добропорядочный христианин печётся не только о спасении своей души, но и других душах. Другой разговор, что его об этом… никто не просит!

Пример № 2: Вас обманули на ОЧЕНЬ крупную сумму денег, ввергнув вас и ваших детей в страшные долги! Представили? Нет, вы представьте хорошо — обманули на ОЧЕНЬ КРУПНУЮ СУММУ! Или лишили жилья, сделав вас бомжом… Подключите всю мощь своей фантазии! Становится страшно. Не правда ли?

Теперь, с той же мощью своей фантазии представьте себя на месте родственников людей, погибших во всевозможных войнах: ВОВ, Афганистан, Чечня… Представьте себя на месте родственников жертв 11 сентября, «Норд-Оста» (кстати, официальная версия этого происшествия — религиозный фанатизм). Вспомните погибших детей Беслана, атомную бомбардировку Японских городов — японцы, до сих пор(!) хоронят своих сограждан! Спросите у них про любовь к своим врагам. Что они вам ответят? Только спросите без телекамер и обязательно настоящих родственников(!), у которых погибли дети, отцы, матери… Они вам, на кухне, без пафоса ответят, что они хотели бы сделать со своими врагами.
Кстати, наши с вами предки тоже не лукавили и, когда пришла беда, чётко выполнили древнейшую заповедь: «Око за око, зуб за зуб» и наклепали в Великой Отечественной Войне немцам, да ТАК, что многие из них бояться ездить в Россию в качестве туристов до сих пор! Возлюбить фашизм, зло у наших отцов не получилось! Красивая, но вымышленная заповедь не сработала — сработал внутренний рефлекс — за своих близких, за себя, за свою Родину!

Читайте также:
Слово "Аллилуйя" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

А возьмём христианскую Америку — несмотря, что «ПОПовской»-индустрией в этой стране охвачено большее количество населения , где президент, принимая присягу клянётся на Библии, хорошо понимают, что любить своих врагов опасно! Они так и говорят честно: «Сунетесь к нам, помешаете нашим планам — получите ПО ЗУБАМ! Ну и что, что это никак не согласуется с заповедью: «Возлюбите врагов ваших». ПО ЗУБАМ и всё! За то, честно. Без лукавства. Поэтому с Америкой, чтобы про неё не говорили, все вынуждены считаться! Не считаются только с лохами, бомжами и Иванами, не помнящего своего родства.
Да! Обратите внимание, что о НАЦИОНАЛЬНЫХ(!?) интересах, о НАЦИОНАЛЬНОЙ(!?) безопасности в Америке говорят сегодня больше, чем где либо. Хотя американцы — не нация (переселенцы, искатели-счастья со всех стран мира), они хорошо осознают Силу единой нации! Это, к сожалению, ещё не все понимают в России. Таким я хочу напомнить русскую сказку про доверчивого зайца-лоха и хитрую лисицу. Напомню, вкратце, сюжет этой сказки: заяц-труженик построил добротную деревянную избу, а лисица вертихвостка поленилась и сделала себе времянку изо льда. Пришла весна и изба у лисицы растаяла. Заяц, сжалившись, пустил лису пожить в свой дом. Лиса пообвыклась, согрелась и… выгнала доверчивого зайку на улицу. Заец-бомж сел под кустик и горько заплакал. Неизвестно, как закончилась его судьба, если бы не петух, который знал мудрый Кон: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И надавал лисице по первое число, плутовка еле-еле унесла ноги. Справедливость восторжествовала, только благодаря действиям петуха. Сказка не ложь, а добрым молодцам — Урок!

Если следовать утопическому совету Библии: возлюбить врагов своих — давайте откроем тюрьмы — в них томятся тысячи убийц, насильников. Представляете, в каком «любвеобильном» обществе мы заживём? Но жизнь не бумага, она наяву показывает нам, без догм и демагогий, что так НЕВОЗМОЖНО и общество, подчиняясь своим первичным рефлексам, защищаясь от насилия, всё-таки вынуждена иметь такие заведения.

Ещё раз вспомним вариант № 1 и № 2. В первом случае человек не перешёл последнюю черту, во втором, враги оказались зверьми. А разъяренного зверя не возлюбляют — с ним борются и убивают.

Теперь и вы ответьте честно, и прежде всего самим себе, не в пускаясь в религиозную демагогию, типа: «В этом и заключается духовный подвиг человека — суметь возлюбить врага своего так, как возлюбил своих врагов Иисус, будучи на кресте». О чём думал Иисус, будучи на кресте знал только сам Иисус (при условии, что он всё-таки был исторической личностью). Если вы всё-таки соблазнитесь в этом, представьте тогда ЕЩЁ РАЗ себя на месте человека, летящего в самолёте за 10 секунд до взрыва от руки террориста или находящегося в офисе торгового комплекса в Нью-Йорке за 10 секунд до разрушения башен, который машет белой тряпкой, чтобы его спасли. Или представьте себя на месте того, кто уже спрыгнул от безысходности с 80 этажа и летит к земле (не думаю, что он бы возлюбил своих врагов). Представьте себя ещё раз на месте человека попавшего на спектакль «Норд-Оста» за 10 секунд до захвата террористами. Этих людей уже нет! Так, что лучше представить себя на месте их родственников, которые до сих пор живут с невыносимой болью за своих близких. Всё дело в том, что близких они любят всё-таки больше, чем своих врагов. И это Разумно!

Теперь и вы, уважаемый читатель, оставшись один на один со своею Совестью, поразмыслив над выше сказанным, ответьте честно самому себе: Лукавит ли библия, когда советует возлюбить врагов своих? Нет ли тут подвоха? Только не лукавьте сами перед самим собой. Что говорит вам ваш внутренний голос?

«Кто не борется со злом, тот приумножает его». Древнее изречение.

У этой истории есть продолжение. После написания этой заметки я решил поместить её на портале mail.ru в разделе «Ответы», в категории «Философия. Непознанное. Вера и религии» дабы послушать мнения людей верующих. Вся заметка там не поместилась, и я решил ограничиться только вопросом: «Лукавит ли библия?» и фразой из неё: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (от Мат. 5: 44), после которой дал ссылку на свою заметку. Я мало надеялся, что люди будут читать её целиком — так и получилось! Надо признать, судя по ответам, христиан на «Ответах» больше, чем представителей других конфессий. Поэтому, увидев знакомую фразу, многие отвечали, не задумавшись по схеме. Не буду утомлять читателя всеми ответами, дам наиболее характерные и наиболее любвеобильные (т.е. без оскорблений). Как автор этой заметки оставлю за собой право на маленькие комментарии.

Читать некогда. Могу сказать, что тот, кто завещал любить своих врагов, Иисус Христос, сам отдал свою жизнь и за них тоже. Так где же тут лукавство? Когда над распятым Христом насмехались, Он просил Отца простить их, “ибо не ведают, что творят”.

С. Фетисов: Уважаемый, Anton Maximov, если времени читать, кроме Библии у вас нет, то и поразмышлять, представить во всей полноте суть проблемы невозможно. В Библии, как я уже писал, написано красиво и, на первый взгляд, благородно, но тут абсолютно не учитываются тонкие ньюнсы человеческой психики. Легенда и жизнь — не одно и тоже! Не надо ЭТО путать! Это вам лучше объяснят родственники погибших людей на спектакле «Норд-Ост».

* Наталия Трудова (Коваль)

Когда вы молитесь за человека, которого считаете своим врагом — меняется ваше отношение к этому человеку, он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете. То, как относится к вам этот человек — его дело, его право, его выбор, за это он сам ответит. Но главное, что вы остаетесь с миром в сердце, с чистыми помыслами и не желаете никому зла.

Читайте также:
Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

С. Фетисов: Красивое рассуждение… Я и сам бы рад так думать. И думал ведь. Пока не осознал всё лукавство этих слов. Ну, никак, после событий «Норд-Оста», 11 сентября теперь не могу согласиться с вашими словами: «он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете». Лукавство, демагогия всё это. Не хочу обманываться. Поверьте, матери Беслана, потерявшие своих детей на моей стороне!

Тем самым он хотел сказать что тот, кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая, ибо легко любить любящих вас, в этом нет никакого труда и Бог вас за это не похвалит. Насчёт террористов, Иисус призывает любить врагов, но не призывает закрывать глаза на деяния их. Наоборот, он призывает обличать их. Как Иисус любил фарисеев, но всегда говорил им, что они из себя представляют.

Сергей Фетисов: Библия, давя на жалость, обращаясь к добрым сердцам людей всё время подчёркивает: «кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая» и человеку искренне хочется иметь эту веру. И всё же, хотелось бы узнать у Heartless откуда он знает, что Иисус любил фарисеев, ведь в Библии об этом, как и о многом другом, нигде НЕ НАПИСАНО! Видимо, как раз Иисус знал, что красивые слова на бумаге и Жизнь не одно и тоже! Он, увидев зло, вышвырнул негодяев торговцев из храма. Так Иисус поступил по заповеди: «Кто не борется со злом, тот приумножает его».

Ничто не случайно. В самолёт с террористами просто так никто не попадёт. Значит, их путь закончился на этой Земле, как бы жестоко и цинично это ни звучало. Мыслить здесь нужно другими категориями совсем.

С. Фетисов: Это какими же категориями здесь надо мыслить? Нет, конечно, можно и пофилософствовать, но вопрос-то был о другом. Возлюбить ли террориста, подложившего бомбу, родственникам погибших? И куда же смотрит Бог, который, как нас уверяют, есть любовь? В самолёте, бывает, летят и дети, юноши и девушки, которые и нагрешить то толком не успели! Неужели у любящего Бога не было другого способа, менее ужасного и кошмарного, чтобы прервать их земной путь? Или Всемогущему(!) Богу непременно надо было прибегнуть к рукам террориста?

Да кто вам сказал, что нужно бороться с христианством? Поборитесь лучше с исламом, что там Пророк не по-вашему изрек, или индуистов доставайте.

С. Фетисов: Разве поиск Истины и желание человека разобраться это борьба с христианством? Зачем же нас Бог тогда сделал мыслящими существами? Сделал бы сразу всех запрограммированными роботами, которые действовали бы по заложенной программе. И всё, никаких вопросов. Но у меня они есть! И один из главных: можно ли вообще считать религии за Истину в последней инстанции? Последний вопрос особенно важен, тем более, если не путать духовность и религиозность!

Вот такие ответы. Я понял, что люди, отвечавшие на мой вопрос, отвечают запрограммировано, необдуманно. И чтобы услышать хоть какой-то разумный ответ, я решил повторить свой вопрос, но добавил к нему всего одну фразу: могут ли быть «возлюбленными» врагами террористы 11 сентября, «Норд-Оста», Беслана … И, если на первую мою попытку ответы пришли за минуту (ведь они были не обдуманными), то во второй раз я ждал ответа почти десять минут! Видно люди на этот раз призадумались, что не всё так просто, как и написал некто: neo inkognito.

легко сказка сказывается, да трудно дело делается, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…

С. Фетисов: В том-то и дело – овраги… С этим я абсолютно согласен.

И хотя были уже знакомые: «Господь терпел и нам велел», «Это высота человеческой души»… стали попадаться и такие однозначные ответы: «Лукавит!».

И, наконец. Я знаю, как некоторые религиозные люди недоумевают, что некто ставит под сомнение правдивость Библии и берётся рассуждать об этом. Так же знаю, какими словами обычно при этом обзывают. Не обижайтесь — я просто воспользовался своим правом, которое мне (вроде бы) предоставляет конституция нашей (вроде бы как) демократической страны. Если я как-то задел ваши религиозные чувства — прошу у вас прощения,— будем считать, что через меня Господь испытывает силу вашей веры. Ведь кто-то должен и это делать. А то, как Господь узнает о том, как сильно вы в него верите и любите своих врагов? Так что не ругайте… ближнего своего (то есть меня), а возлюбите и скажите спасибо(г). Всего и вам Доброго!

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 6:27

Свт. Николай Сербский

любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас

Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: благотворите ненавидящим вас, а ты с удивлением спрашиваешь: «Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?». Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой.

Рассказывал нам один крестьянин: «Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: «Хватит!». Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди.

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

– Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья».

Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих.

Письмо 267. Оскорбленному соседу, на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас

См. Толкование на Мф. 5:44

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 27-36 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Апостолы имели быть посланы на проповедь и потому ожидали себе многих гонителей и наветников. Итак, если б апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них. Так и Сам Он поступил на Кресте, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Потом, чтобы апостолы не сказали, что такая заповедь – любить врагов – невозможна, Он говорит: чего желаешь ты себе самому, то делай и другим, и будь в отношении к другим таков, каковыми желаешь иметь в отношении к тебе самому других. Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, несострадательны и гневливы, то будь и ты таков. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и непамятозлобивы, то не считай невозможным делом – и самому быть таковым. Видишь ли врожденный закон, в сердцах наших написанный? Так и Господь сказал: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). Потом предлагает им и другое побуждение, именно: если вы любите любящих вас, то вы подобны грешникам и язычникам; если же вы любите злобствующих на вас, то вы подобны Богу, который благ к неблагодарным и злым. Итак, чего вы желаете: грешникам ли быть подобными, или Богу? Видишь ли Божественное учение? Сначала Он убеждал тебя законом естественным: чего желаешь себе, то делай и другим; потом убеждает и кончиной, и наградой, ибо в награду вам обещает то, что вы будете подобны Богу.

Прот. Иоанн Бухарев

Но вам глаголю слышащым: любите враги вашя, добро творите ненавидящым вас

Любите, враги вашя и пр. Врагом нашим обыкновенно называется тот, кто желает и делает нам зло. Любить врага, значит иметь расположение к нему, желать добра ему, не платить злом за зло, помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать услугу и желать вечных благ. (Чит. Рим. 12:17-20) Что именно в этом состоит любовь ко врагам, частию и разъясняется далее в словах Спасителя.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас

Здесь начинается первая часть беседы (продолжается она до 39-го стиха). Евангелист Лука опускает все, что говорит в Евангелии от Матфея Христос о Своем отношении к Моисееву закону и к его истолкователям (Мф.5:17–48), а также Его обличения против лицемеров – ревнителей закона (Мф.6:1–18). Хотя все эти речи Христа евангелисту были известны (ср. Лк.16:17–18), однако он не счел нужным их приводить, потому что читатели его Евангелия, стоявшие далеко от иудейских отношений, не могли интересоваться раскрытием неправильности воззрений книжников и фарисеев в понимании закона Моисеева. Евангелист Лука прямо сообщает изречения Христа, которые имели всеобщее назначение.

«Вам, слушающим». Христос, очевидно, противополагает Своих настоящих слушателей тем «богатым», о которых Он только что говорил. Эти люди способны к нравственному усовершенствованию. Первой заповедью в наставлениях к этим слушателям у евангелиста Луки является заповедь о любви к врагам, которая в Евангелии от Матфея занимает место в конце 5-й главы (Мф.5:44).

Заповедь о любви к врагам

Любите врагов ваших — обязательная для выполнения заповедь Иисуса Христа, дающая право христианам называться детьми Божьими. Легко любить тех, кто тебя любит, можно хорошо относиться к людям, которые рядом, но где найти силы, чтобы возлюбить врагов.

Зачем нужно прощение

В чем суть заповеди Господней, завещавшей творить благие, добрые дела тем, кто тебя ненавидит? Как встать в молитве за тех, кто нанес обиду, украл, оскорбил, убил? Почему Иисус поставил перед христианами эту порой невыполнимую задачу, заповедь о любви к злым, причинившим нам боль, людям?

Читайте также:
Православие и рукоблудие: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, как избавиться и молитвы

Можно сто раз доказывать, что это невыполнимое условие, если бы Сам Христос не стал примером любви к тем, которые его распяли, восстановив ценой своей земной жизни и пролитой Крови взаимоотношения человека и Бога. Истерзанный, окровавленный Спаситель, у которого были прибиты гвоздями руки, ноги при последнем издыхании просил Отца о прощении тех, кто над ним издевался.

Чтобы стать детьми Божьими, нужно возлюбить врага, другого пути нет, так пишет Библия (Матф.5:43-45).

В мире стала править ненависть, злоба, пару веков назад великий Ницше считал заповедь Христа об отношении к врагам проявлением трусости и слабости, но жизнь вновь и вновь показывает, что для выживания человечеству надо научиться любить преследователей своих.

Важно! Прощение является неотъемлемой частью любви. Человек, не умеющий отпустить обиду, злобу не сможет найти в себе и частицы любви. Непрощение приносит в жизнь людей одно мучение и страдание.

Оставаясь жертвой несправедливости, атакуемый жаждой мести, пострадавший от врага человек в будущем сам себя разрушает через обилие боли и злобы в сердце. Даже пережив унижение и оскорбление ради спасения самого себя нужно простить, особенно если обидчик придет с прощением и покаянием.

Блудный сын забрал часть своего наследства при живом отце, прогулял родительское нажитое годами богатство, опустился до уровня свиней, имея царское происхождение, после чего получил не только прощение, право называться царским сыном, но и власть. Простить — это не значить игнорировать то, что было совершено, прощение означает, что для любви нет преград для начала новых отношений и новой жизни.

Бремя и долг теряют свою силу при всепрощении. Безусловно, никогда не забудешь смерть ребенка под колесами автомобиля, но при прощении исчезают преграды для общения. Невозможно возлюбить человека, причинившего вам боль, без прощения, примирения.

Как научиться любить врагов своих

Чтобы в сердце появились хоть какие-то отголоски примирения, надо понять, что чувствования обиженного человека и сущность врага порой несоизмеримы. Когда ты понимаешь, что раненое животное обязательно тебя укусит, тогда приходит понимание совершенного злодеяния.

15 лет назад подростка начала избивать группа школьников. Когда мама начала говорить с каждым из них, оказалось, что ни один из мальчишек не получает любви в семье. Один мальчик признался, что его бьют каждый день родители, вот и он решил кому-то сделать больно. Потерпевший подросток очень плакал, слушая рассказ об их жизни, потом подошел к каждому и обнял, понимая, что не всем так повезло, когда мама — твой лучший друг.

В каждом злейшем человеке можно найти частичку добра, пусть очень далеко спрятанную. Ведь мысленно не все мы так идеальны. Порой внутри каждого бушует ненависть, злоба, зависть, только одни умеют изгонять этого зверя, а другие, раненые, идут у него на поводу, страдая и мучаясь при этом.

Не идеален был и апостол Павел, который боролся с человеческими страстями, ибо, как тогда понимать слова о том, понимая, что это доброе, он не делал, но, осознавая зло, творил его (Рим. 7:19).

Когда понимаешь, что даже в самом святом человеке есть крупицы зла, тогда ненависть, рожденная страхом, гордыней, незнанием потихоньку покидает нашу душу, уступая место пониманию, а затем и принятию. Самое трудное при обретении любви к врагу своему найти ответ: «Как я могу не унижать и поражать злодея, зачем мне искать его дружбы, и как это сделать во благо себе?»

В тот момент, когда неприятель открывает свою слабину, не стоит вставлять в его рану копье, нельзя опускаться до его уровня в мщении, злобе и ненависти. Любовь прощения не является сентиментальностью, в данном случае это Агапе — высшее проявление Божьей любви. Господь любит нас не за какие-то качества, а только потому, что мы есть.

Взяв в качестве примера любовь Творца, мы можем научиться любить врагов своих, ибо они любимы Всевышним. Агапе является совсем другим проявлением чувств в отличие от эроса, в этом случае Христос не требует от нас привязанности или симпатии к врагу, а только отношения к нему, как к человеку, которого любит Бог.

Почему я должен любить врага своего

Тьму нельзя изгнать тьмой, для этого нужен свет. Ненависть не победить ненавистью, только любовь обладает силой наполнить миром сердца, освободив из плена злобы и желания мстить.

    Взаимная ненависть рождает войны, мир постепенно опускает в прорву тьмы, человечество стремительно несется к саморазрушению, только Господь может остановить этот хаос.

Примером прощения может стать президент Линкольн, один из шести величайших деятелей мира. Он своего злейшего оппонента, который в злобе и ненависти поливал будущего кандидата в президенты самой черной грязью, пригласил в свою команду. Вступив на пост президента, Линкольн предложил пост военного министра Стэнтону, превратив того из врага в друга. Это и есть искупительная любовь.

Важно! Главной причиной, почему мы должны простить тех, кто причинил душевную или физическую боль, является ответ, данный самим Спасителем. Иисус сказал, что это условие — единственный путь назваться детьми Божьего Отца.

Мы никогда сможем называться детьми Всевышнего, пока не станем просить в молитве и прощении о врагах наших.

Живое Предание

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Голландский журналист, писатель, основатель Православного Братства Мира (Orthodox Peace Fellowship).

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус – Его правая рука, протянутая жестом благословения – стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы – свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают , печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Читайте также:
Рецепты постного овсяного печенья: традиционные и проверенные рецепты, советы

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением – как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством – никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Любите врагов ваших благословляйте проклинающих вас толкование

Эту фразу «любите врагов ваших» Иисус Христос в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея

Место в Библии, где это сказано, — Евангелие от Матфея. Иисус Христос в Нагорной проповеди произносит:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Похожая фраза есть в Евангелии от Луки:

«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

Пример любви к врагам демонстрирует сам Иисус Христос. Когда Его распяли, Мессия обращается к Богу:

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Это реализация принципа молитесь за врагов ваших.

Читайте также:
Почему закрывают зеркала, когда умирает человек: когда и для чего нужно завешивать, отношение православия

Любите ваших врагов

Нагорная проповедь Иисуса Христа изобилует утверждениями, которые кажутся просто невозможными для нашего понимания. Вот одно из них: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас» (Матфея 5:43,44).

Нам трудно понять это выражение, потому что разные люди дают разные определения любви. Причем, некоторые из этих определений не имеют ничего общего с любовью. Греческий язык, на котором написан Новый Завет, полнее всего раскрывает содержание понятия «любовь».

Первое, «сторге», обозначает любовь в семье. В первую очередь, это любовь родителей к ребенку. Второе греческое слово, обозначающее любовь, – «эрос», от которого произошло слово «эротический». Третье слово – «филиа». Оно обозначает нежную любовь, которую люди чувствуют к своим лучшим друзьям.

Четвертым и самым важным греческим словом, обозначающим любовь, является слово «агапе». Агапе – это несокрушимая благожелательность, неодолимое расположение. Когда мы заботимся о человеке, движимые любовью агапе, мы желаем ему самого лучшего, несмотря на то, как он поступил с нами. Агапе – совершенно безусловная любовь. Именно это слово Иисус использует в Нагорной проповеди, призывая нас любить своих врагов. Таким образом, надо понимать, что агапе является не чувством, а глубоким принципом. Это решение любить людей, несмотря на их поведение и наши человеческие чувства. Агапе – это сила любить даже тех людей, которые нам не нравятся и которым не нравимся мы.

«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:44,45).

Обратите внимание на выражение «Отец ваш». «Наш Отец» – Тот, Кому мы можем доверять, Кто заботится о нас. Такое понятие Бога присуще именно Библии. Нехристианские религии склонны видеть в высшем Существе устрашающую, а не любящую Личность. Они часто выставляют Его как Бога, Которого необходимо умилостивить приношениями. Но Библия представляет Бога любящим Отцом, Который так возлюбил мир, что отдал за нас Сына Своего Единородного.

Вот как говорит об этом апостол Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Римлянам 5:8:10).

Иисус умер за нас, когда мы еще были Его врагами. Именно это Он имел в виду, когда сказал, что если мы хотим уподобиться нашему Небесному Отцу, то нам нужно любить наших врагов и желать им самого лучшего.

Бог показал нам, что значит любить врага, не только послав Иисуса на смерть ради нас. Он проявляет любовь к своим врагам ежедневно, когда «повелевает солнцу своему выходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Божья любовь и Его забота постоянны.

«Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Матфея 5:46-48).

Давайте разберемся, к какому совершенству призывает нас Иисус? Греческое слово, переведенное в Матфея 5:48 как «совершен», не имеет ничего общего с понятием абсолютного совершенства или абсолютной безгрешности. Это слово означает «зрелость». Совершенными в Библии названы те, кто возрос, или достиг полноты. Вот как говорит об этом апостол Иаков: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иакова,3:2).

Любую вещь можно назвать зрелой или совершенной, если она достигает цели, ради которой она была сделана или задумана. Поэтому мы должны спросить, для какой цели были сотворены человеческие существа? Библия не оставляет сомнений по этому вопросу. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Люди должны уподобиться Богу. Поэтому христиане должны стать совершенными, или зрелыми в любви, подобно Небесному Отцу. Ведь «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

Чтобы еще более полно понять, что значит быть совершенным, прочитаем тот же отрывок Нагорной проповеди в Евангелие от Луки: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:35,36). Для евангелиста совершенный и милосердный – по существу, одно и то же. Таким образом, мы видим, что Иисус указывает на необходимость правильно относиться ко всем людям, любить их, т. е. делать то, что ожидает от нас Бог.

Но как мы можем достичь этого? Подумайте о том, как любит вас Бог, как много Он готов простить вам. Той же всепрощающей любовью Он любит вашего ближнего. Сила Его благодати поможет вам делать добро, не ожидая ничего взамен.

Благодарение Богу за то, что Он милует, прощает и любит тех, кто ошибся, упал или даже восстал против Него.

Подготовила Ю. Коровина

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.

Читайте также:
Шестопсалмие: текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

Анонимный комментарий

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего

Ты видишь, что из гнева родится убийство, а из вожделения прелюбодеяние: также от ненависти к врагам пресекается и любовь к друзьям. Но если какое-то время ты держишь кого-нибудь за врага, затем его, побежденного твоим расположением, ты полюбишь как друга? Думаю, что Христос дал эту заповедь не столько ради наших врагов, сколько ради нас самих: не потому, что они достойны чьей-то любви, но потому, что мы недостойны кого-либо ненавидеть. Ибо ненависть – это дух тьмы, и где бы она ни поселялась, всюду оскверняет красоту рассудительности. Значит, Он велит нам любить врагов не столько для того, чтобы мы их любили, сколько для того, чтобы мы сами отвращались от всякого зла. И потому, не скажу уж, если ты обидишь врага, но даже если ты будешь его только ненавидеть, ты наносишь этим больший вред своей душе, чем его телу. И, быть может, ненавидя его, ты ему вреда и не причиняешь, но нет сомнения, что причиняешь вред самому себе. Таким образом, если ты был милостив ко врагу, то ты был милостив к себе более, чем к нему. И если ты ему сотворил добро, то сделал это более для себя, чем для него.

Любить врага — это не отвечать на зло злом

Христианам не стоит по-разному относиться к праведным и неправедным. Любви ближнего может быть удостоен любой человек, кем бы он не был. Если же некто пытается сделать нам зло, то отвечать ему нужно разумно, но никак не злом. Апостольские постановления св. Климента епископа содержат следующие рассуждения:

Но, тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй его; потому что в книге Чисел написано:

«… благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят».

Подобно и в Евангелии написано:

Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит:

«Не говори: отомщу врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя».

И, опять, в Евангелии говорит оно:

«Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей, и будете сынами Отца вашего, Господа на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных.

Будем, возлюбленные, внимать этим заповедям, чтобы чрез исполнение их оказаться нам сынами света. Итак, сносите, рабы и сыны Божии, друг друга».

Христианин может противостоять злу, но только не злом, а разумом.

А блаженный Феофилакт Болгарский и вовсе был убеждён, что враги — это то, что даёт нам способность стать лучше:

«Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Это вовсе не означает, что верующий должен терпеть зло в свою сторону. Однако, если тебя кто-то обокрал, ударил, оболгал, можно обратиться в полицию, прессу, суд и т.д. А вот мстить — это не по-христиански, на такой путь верующему не стоит восходить.

Что значит «любить врагов своих»?

Одним из самых сложных для понимания умом и сердцем простого человека мест в Святом Евангелии является заповедь Господа Иисуса Христа о том, что нужно любить врагов своих. Этот постулат изложен в Нагорной проповеди, когда Иисус сказал своим ученикам:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:43–45).

  1. Кто есть враг?
  2. Почему нужно любить врагов?
  3. Заключение

Кто есть враг?

Разбираясь в этом вопросе, нужно четко понимать, как трактуется это место Евангелия от Матфея с позиции православия. А позиция такова, что нужно каждому человеку понимать, что он должен любить врагов СВОИХ, то есть, личных. Какие же еще могут быть враги?

  1. Этот постулат не относится к тем, кто является врагом Отечества. Ведь каждый из нас знает, что в годы Великой Отечественной Войны, когда в СССР ослаблены были гонения на Церковь, священники призывали народ подняться всем миром и всем духом своим на врагов родной земли, уничтожить фашистов. То есть защита Родины от врагов – долг православного, а не возможность сдать свою страну захватчикам из божественной любви к ним.
  2. Господь говорил, что тот, кто посылает хулу на Святого Духа, не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем. То есть, этот человек является врагом Господа на веки вечные.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Как удивительно это слышать из уст Всемилостивейшего Бога! Того, кто готов простить самого страшного грешника и разделить с ним трапезу! Но, тем страшнее такое определение врага, что сегодня, в наши дни, хула на Святого Духа – не такое уж редкое явление. И каждый, кто осмелится из уст своих, или в мыслях своих ругать Господа, тот, оказывается, будет обречен на непрощение на вечные веки. Вот такого врага Бог любить не желает.

Читайте также:
Православие и интернет: отношение церкви и мнение священников, популярные сайты, мифы и реальность

А все остальные, кто проклинает православного, ненавидит, обижает, гонит – те должны быть побеждены совсем другим оружием – любовью и добром.

Почему нужно любить врагов?

Люди греховны по своей природе и крайне необъективно оценивают свои силы в плане адекватной реакции на окружающую действительность. Поэтому, зная об этом, Господь своей заповедью пытается оградить человека от греха.

Итак, представим ситуацию, когда женщину обидел ее возлюбленный и она объявляет его врагом №1. Да, он, действительно, поступил, как подлец – бросил ее, обокрал, унизил и ославил на весь мир. Ситуация, казалось бы, однозначная – он, в самом деле, для нее враг. И она начинает мстить, немного оправившись от потерь. Мстить до полного его уничтожения. Но ведь еще вчера она любила его, ела с ним из одной тарелки, спала в одной постели. А сегодня она совершает страшные, греховные поступки, обманывает, изворачивается, чтобы отомстить своему врагу. И вдруг, он, испугавшись ее решительных действий, резко совершает поворот назад – возмещает ей ущерб, просит прощения, клянется, что его бес попутал. И что? Страшный враг, из-за которого совершены смертные грехи, вновь становится близким человеком! Вот оно – непостоянство, но надолго ли то?

И это непостоянство возможно не только на уровне личности, но и на уровне общества, класса, даже государства. Все зависит от необъективной оценки ситуации отдельными личностями. В 1918 году семья Николая 2 считалась врагами нового общества, она была уничтожена. Сегодня, в 2021 году, мы молим царственных Святых Мучеников о помощи, которую бы они оказали нам, прося за нас перед Господом! Стыд… Страшны дела людские, а ведь Господь велел нам любить врагов наших!

Поступи в этих случаях по заповеди Божьей, люби врага своего, моли Бога за него, каким бы мир был другим!

Заключение

Каждый должен стремиться быть подобным Богу, быть Его истинным сыном или дочерью. Но стать им может лишь тот, кто стремится быть таковым. Это для язычников боги – сверхъестественные страшные существа, довлеющие над людьми, способные сделать с ними что угодно, вплоть до уничтожения. Для православных ситуация прямо противоположна – Бог для нас является Отцом Небесным, любящим людей безмерно, как свои творения. И он-то любит всех, плохих и хороших, грешных и чистых.

Да и не дано нам знать, кто грешен больше, чем мы. Поэтому мы и не знаем, чем руководствуются враги наши личные, совершая в отношении нас проклятия, ненависть, обиду, гонения. Именно эти признаки врагов перечислил Господь, говоря о том, что таких людей нужно любить.

Может быть, наше доброе отношение, искренняя молитва, благотворение к таким людям, вдруг, откроет им глаза, покажет, как они неправы. Или хотя бы даст возможность объясниться и найти компромисс во вражде?

Поэтому следует постараться исполнять эту Заповедь Господа, искренне, с верой, прощая и любя врагов своих.

«Любите врагов ваших»

«Любите врагов ваших»

Подлинное испытание любви человека — его отношение к врагам. В этом вопросе Иисус Христос совершил подлинную революцию. Нельзя понять и принять этику Христа без понимания и принятия его заповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27).

Понятие любви многозначно. В древнегреческом языке — языке, на котором дошли до нас Евангелия, — оно фиксировалось, по крайней мере, в трех терминах. Это эрос, что означает любовь-страсть; филиа, что означает любовь-дружбу; агапе, что означает любовь — духовное единение. Любовь-страсть индивидуальна, любовь-дружба охватывает особый круг людей, любовь-духовное единение распространяется на всех людей. Эрос есть любовь восходящая, когда человек стремится овладеть самой прекрасной женщиной или самым прекрасным мужчиной, утверждая тем самым свою исключительность, избранность. Филиа есть любовь уравнивающая, когда люди общаются между собой как равные, что и имеет место между друзьями. Агапе есть любовь нисходящая, когда человек относится к другим людям жертвенно, ставит себя ниже их. Иисус, когда он говорит о любви к врагам, имеет в виду любовь в третьем смысле слова, а именно духовное единение, добродеяние; евангелист в этом случае пользуется термином «агапе». «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15), — наставлял Иисус. В этих словах предельно точно обнажен христианский смысл понятия любви.

Любить врага вовсе не означает испытывать к нему те же чувства магнетической привязанности, какие испытывают к любимому человеку, или радоваться душой, как это случается в общении с друзьями. Это — отношение, которое выше, существует поверх психологических и душевных привязанностей, хотя и не исключает их. (Так, хотя Иисус был связан со своими учениками, и прежде всего с двенадцатью избранными, духовным единством, тем не менее к некоторым из них он испытывал еще особые дружеские чувства, и, в частности, один из двенадцати — Иоанн — вошел в летопись как «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 21:7) Любить врага означает простить ему прежние злодеяния. Простить не в том смысле, как если бы этих злодеяний не было или прощающий готов был бы примириться с ними, а в том смысле, чтобы они перестали быть абсолютной преградой для человеческого единения. Простить так, как истинный виновник преступления добровольным признанием освобождает от наказания человека, ложно подозреваемого в нем. Возлюбить врага своего — значит расчистить дорогу для сотрудничества с ним, снова связать то, что порвалось. Способность к такому отношению является безошибочным тестом на верность идеалу сыновнего единства, всечеловеческого братства людей. Ибо что может быть более очевидным отступлением от этого идеала, чем отношение к другому человеку, пусть даже чужестранцу, как к врагу?

Может показаться, что заповедь любви к врагам является чрезмерной для человека, просто превышает его возможности, как если бы кто потребовал от него переселиться в океанские глубины подобно рыбам или летать по воздуху подобно птицам. Эта заповедь действительно исходит из определенного образа человека, предполагающего, по крайней мере, следующие, три начала: а) человек не сводится к совокупности собственных поступков, не скован прошлым, а обладает творческой силой, способной вывести его на новые, неизведанные им ранее высоты; б) добро и зло не разведены поиндивидно, так, как если бы одни были с копытами вместо ног, а другие с крылышками на спине, они сосуществуют в душе каждого человека (хотя, быть может, и не в одинаковых пропорциях); в) каждый человек сопричастен существующему в мире злу, и «невинного страдания не бывает»[26]. Такое понимание можно, конечно, считать требовательным, возвышающим, но оно вполне соответствует современным научным и историческим представлениям о природе человека.

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

Утверждение, согласно которому заповедь любви к врагам не выходит за пределы возможностей человека, не является сугубо теоретическим. Оно имеет также опытное подтверждение. Первым доказательством является сам Иисус Христос. Во все времена были известны, правда, крайне редкие, но тем особенно ценные индивидуальные опыты всепрощающей любви. А в нашу эпоху зародились общественные движения, в которых борьба с социальным злом вдохновлялась идеалом любви и осуществлялась без того, чтобы рассматривать противников в качестве врагов. Здесь следует назвать прежде всего борьбу индийского народа за национальное освобождение под руководством Махатмы Ганди и борьбу афроамериканцев за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга. И в том и в другом случаях борьба велась так, чтобы во врагах, соответственно в английских колонизаторах и в белых расистах, обрести друзей. Организуя гражданское неповиновение, Ганди подчеркивал, что оно не является выражением злобы к правительству. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей», — говорил он. А Кинг писал: «Питая ненависть к расовой сегрегации, мы будем любить тех, кто за нею стоит».

Заповедь любви к врагам часто рассматривают как выражение этической мечтательности. На это можно заметить: она есть пустая мечтательность не больше, чем сама этика. Если мы вообще ставим цель преодоления враждебности между людьми и ищем пути, на которых враги могут стать друзьями и не будет самого разделения на врагов и друзей в прежнем смысле, то другого пути, кроме пути любви, не существует. Именно это утверждает Иисус Христос. Он ясно понимает, насколько тонким, нечеловечески трудным является путь любви. Именно через любовь к врагам, говорит Иисус, человек становится сыном отца небесного, который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35), «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Именно любовь к врагам является божественной высотой человека.

Путь любви невероятно труден. Но ему нет альтернативы. Если не любовь, не духовное единение, то ненависть, насилие. А это уже моральная капитуляция, признание того, что согласие невозможно, вражда неистребима. Насилием можно добиться многого, разрушить города, взорвать планету, но одного сделать оно не способно — превратить врага в друга. Как живое родится от живого и косная материя прямо в живую никогда не переходит, хотя между ними и существует непрерывное взаимодействие, так любовь и добро могут иметь своим источником только любовь и добро, они не могут произрастать из зла и насилия.

Любовь к врагу — не просто особый случай любви, она есть вместе с тем и ее испытание. Если любовь к ближнему не доходит до любви к врагу, то она вообще не является любовью в смысле агапе, духовного единения людей.

Читайте также

ИИСУС ХРИСТОС: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

ИИСУС ХРИСТОС: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей его имя, — Христианства. Он же — создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: его религия

Глава X Как прожить без врагов

Глава X Как прожить без врагов Говорят, если человек принципиальный, с чувством собственного достоинства, если он по-настоящему любит землю, на которой вырос, – у него не может не быть врагов. Потому что на его землю, на его нравы всегда кто-нибудь смотрит либо с завистью,

Когда вы любите вашу жену… вы не властвуете.

Когда вы любите вашу жену… вы не властвуете. В этой стране муж является боссом. Он есть закон, владелец, потому что он является экономически господствующим и именно он говорит, каковы обязанности жены. Так как жена не является властной и в экономическом отношении

Нет никакого разделения между мужчиной и женщиной, когда вы любите кого-то.

Нет никакого разделения между мужчиной и женщиной, когда вы любите кого-то. Любовь не имеет мышления, но с тех пор как мы вырастили мышление, мы используем это слово «любовь» , чтобы захватить область мышления. Конечно же, любовь не имеет никакого отношения к

Когда вы любите, нет ни «вас», ни «меня».

Когда вы любите, нет ни «вас», ни «меня». Только когда разум молчит, должна пониматься любовь, но состояние тишины не является тем, что можно воспитать. Воспитание – это все еще действие мышления, дисциплина – все еще продукт мышления, а мышление дисциплинирует,

31 «Любите людей»

31 «Любите людей» Вещи существуют для использования, а люди – чтобы их любить. Но, к сожалению, мы… так часто забываем об этом, что начинаем любить вещи и использовать людей. Радханатха Свами Мир, в котором мы живем, часто навязывает человеку свои материалистические

Глава 12 Призраки мертвых в ваших телесных симптомах

Глава 12 Призраки мертвых в ваших телесных симптомах Процессуальный ум помогает справляться с внутренними проблемами, телесными напряжениями и общественными конфликтами. Во всех этих областях мы рассматривали вас, ваше тело или других людей в качестве обладающих

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: