Миропомазание в церкви: особенности, правила и значение обряда, история и смысл, отличие от других православных обрядов

Миропомазание: богатство смыслов

Такие Таинства, как Крещение или Причастие, у всех на слуху. Но есть в Церкви и Таинства, которые как бы прикровенны, и мало кто знает их истинный смысл. Одно из таких Таинств – Миропомазание. Что это за Таинство? Когда оно совершается? О Миропомазании на царство – зачем и кого помазывают? Кого присоединяют к Православию через Миропомазание? Чем отличается Миропомазание, соборование и елеопомазание на вечерней службе? Как происходит мироварение? Ответы на эти вопросы – в этой статье.

Таинство Миропомазания

Под миропомазанием понимается Таинство, во время которого части тела верующих помазывают святым Миром во имя Святого Духа. В этом Таинстве христианину подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие к Духовной жизни, подающие Божественную благодать для христианской жизни, следования Заповедям, силы в духовной борьбе.

Священное Таинство совершает архиерей или священник, помазывая верующему рот, ступни, ноздри, ладони, глаза, грудь, лоб, уши с произношением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Православная Церковь совершает Таинство Миропомазания после Крещения, один раз в жизни. Это Таинство, как и Крещение, неповторимо.

После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Таинство Миропомазания в православии

В Православном катехизисе Таинство Миропомазания определяется следующим образом:

Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

  1. Процесс приготовления и последующего освящения Мира, совершающееся раз в несколько лет.
  2. Новокрещенного помазывают освященным Миром сразу после совершения Таинства Крещения.

Суть Таинства Миропомазания

При Миропомазании на крещеного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения — как его восполнение и как его реализация.

Через Крещение происходит рождение человека для духовной жизни, а Миропомазание позволяет ему стать членом благодатной церковной жизни.

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В человеческое сердце и душу попадает частица святости. И будут ли плоды от этого зерна, зависит лишь от дальнейшей жизни человека. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования.

И, наоборот, полученную благодать легко потерять, если забыть о Господе и вести безбожный образ жизни.

История Таинства и его отличия

Миропомазание, как и иные Церковные Таинства, имеет Божественное установление. В апостольские времена Дух Святой сходил на людей посредством рук апостолов. Из книги Деяний святых апостолов можно узнать, что Петр и Иоанн возлагали руки на самарян для принятия ими Св. Духа, ведь он никогда ни на кого не сходил, они были лишь крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.

При увеличении количества крещающихся форму Таинства пришлось изменить: людям стали мазать миром части тела. Помазывание миром стали выполнять пресвитеры и епископы, которых поставили апостолы.

В 3-4 веках чин Миропомазания полностью развился и содержал три элемента: помазание святым Миром (с произнесением слов: “Печать дара Духа Святаго. Аминь”), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью.

Как происходит Мироварение

В настоящее время миро заготавливают в православных Церквях епископы. В различные времена смесь имела разный состав. В основном, в состав миро входят разные масла (например, оливковое, миндальное) и эфирные масла и экстракты цветов (например, розы, фиалки) и также ладан.

Заготовка имеющихся в составе мира веществ проходит на Крестопоклонной неделе, в Великий Пост.

Все компоненты смешивают и настаивают, а на Страстной неделе варят. Миро варится при постоянном чтении Евангелии до Великого Четверга, в который готовый состав торжественно освящается.

Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

Сделанное миро передают во все церковные храмы и используют после Таинства Крещения.

Как проводится Миропомазание

Чинопоследование Таинства Миропомазания

Чинопоследования проходит по определенной схеме:

Помазание Миром. Миропомазание выполняется после Крещения. Как только крещенного облачают в белые одежды, священник начинает помазывать его Миром и произносит молитву:

“И по молитве помазýет крестившегося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах, и глаголя: “Печать дара Духа Святаго. Аминь””.

При этом нанося знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп. Это тайносовершительная формула Таинства.

Перед свершением Миропомазания тело верующего хорошо вытирается, особое внимание уделяется тем местам, где будет наноситься миро. Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.

Когда проводится Миропомазание

Это Таинство проводится сразу после Крещения.

Миропомазание на царство

Помазание в Ветхом Завете при выборе царей стало прообразом помазания государей христиан, когда они восходили на престол. Помазывали византийских императоров, русских царей и прочих христианских европейских монархов на царство святым Миром. В этот момент правителю даются особенные дары Святого Духа для управления государством. Этот чин не до конца исследован в богословии.

Читайте также:
Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Догматическое учение о миропомазании и крещении

По благому Своему Промыслу о человеке Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем, путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле, но вместе с тем полагая основы новой жизни во Христе («во Христа облекохомся»), новому бытию («пакибытие»).

Как это происходит? По природному закону каждому человеку в какое-то время придется умереть, и независимо от нашего желания, – смерть обязательно настигает человека.

Однако естественная смерть еще не означает причастия к спасительной гибели и воскресению Бога. Божьей премудростью и благодатью в Крещении нам дается возможность подражать Иисусу Христу, положившему начало нашего спасения. Приближаясь верою к Христу, мы с Ним,

«добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, ибо «спогребохомся Ему, — говорит Писание, — крещением в смерть» (Рим. 6, 4), чтобы уподобление гибели сопровождалось уподоблением воскресения.

Все умершие имеют свое место — землю, в которой погребаются. Земля же имеет ближайшей к себе стихией – воду. И так как смерть Спасителя сопровождалась погребением в землю, то и наше подражание смерти Христовой изображается в ближайшей к земле стихии — воде. Крещаемый трижды погружается в воду, в образ трехдневного воскресения Христа.

Почему Миропомазание совершается после Крещения?

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении — имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии.

В Таинстве Крещения прощается первородный грех, и порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет продолжаться всю жизнь, и для нее как раз и нужны дары Сватого Духа, подаваемые в Таинстве Миропомазания.

Церковь в молитве на измовение на 8-ой день начинает молиться о крестившемся, чтобы Бог через благодать Миропомазания сделал его непобедимым подвижником в противостоянии с грехом и дьяволом и наградил нетленным венцом.

Ветхозаветные прообразы Таинства Крещения и Миропомазания

Крещение воссоединяет человека с полнотой Церкви в Святом Духе через Бога. В Ветхом завете прообразом такого Таинства является ритуал обрезания, ставший обязательным с эпохи Авраама. Первым плодом этого обряда являлось включение ребенка в ветхозаветную Церковь.

Вторым прообразом Крещения является Ноев Ковчег (1 Пет. 3, 18-21). Все люди погибли во всемирном потопе, выжили лишь те, кто был в ковчеге. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека, положить разделение между человеком и грехом, дать силы человеку противостоять тому потоку греха, зла и разврата, который покрыл землю до водного потопа.

Еще одним ветхозаветным прообразом крещения считается проход израильтян через Черное море. Купель крещения символизирует море, благодать – облака. Моисей является прообразом Христа по пророческому служению. Именно через него дается Ветхий Завет, а через Господа – Новый Завет. Израильтяне выходили семьями из Египта, они проходили по дну расступившегося моря, неся младенцев и детей на руках. Это значит, что в событиях, носящих прообразовательный смысл, принимали участие младенцы.

С начала совершения Крещения существовало убеждение о том, что мало просто креститься водой, должно быть низведение дара благодати Святого Духа.В Деяниях Апостолов рассказы­вается, что апостолы особенно заботились и спрашивали, получили ли новые христиане благодать Святого Духа, сошел ли Дух Святой на них.

Т. е. он возложил на них руки, и Дух Святой пришел на них.

Многие свидетельства в Деяниях и Посланиях Апостолов совершенно ясно говорят нам о том, что ниспослание Святого Духа считалось необходимым.

Христос также говорит, что если человек не рожден Духом и водой, то он не может входить в Царствие Небесное (Ин. 3, 5). В Евангелии от Иоанна написано так:

«Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его потекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотя приимати верующие во Имя Его. Не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен»

Святой Иоанн Предтеча говорил о Господе:

«Аз убо крещаю вас водою покаяния, Грядый же по мне крепче мене есть, Ему же несть достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем»

Миропомазание и елеопомазание: в чем разница?

Под Миропомазанием подразумевается свершающееся после Крещения церковное таинство, во время которого человеку подаются дары Святого Духа.

Соборование (Елеосвящение) – это отдельное, совершенно другое по смыслу Таинство. Как правило, оно совершается над тяжелобольными людьми или перед смертью. Обычный, относительно здоровый христианин соборуется раз в год, во время Великого или Рождественского поста. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения.

Читайте также:
Православие и фильм "Матильда": отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Чин присоединения к Православию через таинство Миропомазания

Помимо лиц, которые до Крещения не имели конфессиональной принадлежности, церковь может присоединить бывших иноверцев, поверивших в Христа, раскаявшихся сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.

  1. Через Крещение
  2. Через Миропомазание
  3. Через Покаяние

При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.

Через Крещение присоединяются все не христиане (мусульманин, буддист, язычник, иудей, сектант и т.д.). Это и протестанты, за исключением реформатов, старокатоликов, лютеран, англикан. Этим же чином принимаются и “древние” еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение.

Не может признаваться крещение начетчиков-старообрядов. Есть несколько беспоповских согласий, которые кардинально изменяют форму Таинства, по этой причине они тоже присоединяются к Православию через Крещение.

Основной критерий при этом – было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное Крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку Крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры:

“Исповедую едино Крещение во оставление грехов…”), то 47-е Апостольское правило гласит: “Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение (правильно крещенного) вновь окрестит… да будет извержен (то есть лишен священного сана)”.

Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через Крещение, а через Миропомазание.

2-ой чин, где совершается присоединение через Миропомазание совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это Таинство.

Через Миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные “древние” еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.

3-ий чин предполагает присоединение через покаяние. Совершается над старообрядцами поповского согласия, несторианами, католиками и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими Таинств Крещения и Миропомазания.

Миропомазание на вечерней службе

Также помазание елеем совершается на вечернем богослужении (точнее сказать, на утрене всенощного бдения). Это – не Миропомазание и не Соборование. Это не Таинство, а обряд. Помазание елеем символизирует дар милости Божьей. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

На вопросы о Таинстве Миропомазания отвечают священники:

– В Крещении важный момент – это само Крещение и Миропомазание. То, что батюшка упустил (забывчивость, усталость, спешка) и не занёс в алтарь ребенка, – это уже не так страшно. Главное регулярно причащать ребёнка и самим родителям тоже вместе готовиться и причащаться Святых Христовых Таин. Чтобы Вас не одолевали сомнения, обратитесь к батюшке и попросите внести ребенка в алтарь // иерей Иоанн Голованов

– Да, благодать Духа Святого неизменна. Но действует она по-разному. Апостолам нужно было проявление Даров Духа Святого в возможности проповедовать на разных языках. Мученикам – мужество и стойкость, чтобы своей смертью проповедовать Христа. Если мы будем нести служение Богу, то Господь даст силы и необходимые для этого способности // Иерей Антоний Русакевич

– Чтобы проверить правильность понимания тех или иных богословских положений, вам надлежит справиться с данными Догматического богословия. Я рекомендую учебное пособие прот. Олега Давыденкова как самое простое и доходчивое, и в то же время проверенное и одобренное авторитетными инстанциями Церкви. Что же касается последнего вопроса, о деталях исполнения крещения до появления диаконисс, сведений об этих деталях не имеется // иеромонах Макарий (Маркиш)

– 1. Можно! 2. Крест есть Крест. Крещение Армянской Церкви и Миропомазание признаётся, только через чин покаяния // иерей Иоанн Спасск

– Вас обязательно надо принять в Православную Церковь через Миропомазание. Обратитесь к местному священнику за помощью // архимандрит Алипий Светличный

Прикладное православие, или Почему обряд и таинство не одно и то же

В православной церкви установлена традиция совершения множества обрядов, по-разному влияющих на жизнь верующего человека, но при этом всегда устанавливающих его связь с Богом. Часть их пришла к нам из библейских времён и упомянута в Священном Писании, другие имеют более позднее происхождение, но все они, в совокупности со святыми таинствами, являются составными частями общего духовного фундамента нашей веры.

Читайте также:
Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Отличие обрядов от таинств

Прежде чем начать разговор о том, что такое церковные обряды в православии, необходимо подчеркнуть их принципиальное отличие от иных форм священнодействий, которые называются таинствами, и с которыми их нередко путают. Господь даровал нам 7 таинств – это крещение, покаяние, миропомазанье, брак, причащение, елеосвящение, священство. При их совершении верующим незримо сообщается благодать Божья.

В то же время церковный обряд является лишь частью земной действительности, возводящей человеческий дух к принятию таинства и направляющей его сознание на подвиг веры. Следует помнить, что все обрядовые формы получают своё священное значение исключительно благодаря сопровождающей их молитве. Только благодаря ей действие может стать священнодействием, а внешний процесс — превратиться в обряд.

Религиозные обряды и обычаи у христиан

Обряд — это определенная последовательность действий, которые в совокупности имеют символическое значение.

Если вглядываться в этимологию слова «обряд», можно увидеть еще одну важную особенность обрядов — стереотипность, чередование действий в определенном порядке. «Обряд» — приведение в порядок, упорядочение.

Религиозные обряды — особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Бог — абстрактен, и именно неспособность человека представить себе Незримого Собеседника приводит к появлению обряда как специфического способа установления связи.

Виды религиозных обрядов

  • Крещения
  • Похоронные
  • Раскрещивания
  • Имянаречения

Христианские обряды

Церковь постоянно обращается к Богу и святым за помощью в конкретных жизненных ситуациях — поэтому основным обрядом в христианстве является именно молитва. Характерно для молитвенных обрядов использование особого языка (у католиков — латынь, у православных — церковнославянский язык) и особых формул для обращения к Богу.

Кроме того, молитва подкрепляется и усиливается постом — посты бывают однодневные (среда и пятница — как дни памяти предательства Иисуса и Его Крестной смерти, некоторые скорбные праздники, как день усекновения главы Иоанна Предтечи), и многодневные — они обычно предваряют великие праздники (Пасху, Рождество, День памяти Святых Апостолов Петра и Павла, День Успения Пресвятой Богородицы). Пост заключается в ограничении своей плоти и усмирении страстей, производимом с целью приближения души к Господу.

Вообще, любое значимое действие в процессе богослужения, в той или иной мере являются обрядом. Христиане называют обрядом «видимую часть таинства». Таинство — понятие более глубокое, духовное. Религиозные обряды — то, что видит глаз, а таинство — тот процесс внутреннего, духовного перерождения и видоизменения, который происходит в то же самое время.

Виды обрядов

Христиане обрядом называют, например, венчание. Связыванию двух судеб на небесах сопутствует красочное и красивое действо — это и испрашивание согласия на брак, и обмен кольцами, и питье вина из одной чаши — сценарий гражданской церемонии был полностью списан с обряда венчания.

Похороны (так называемое отпевание) — популярный и часто используемый обряд, каждое действие в нем символически указывает на возвращение человека, Силой Господа созданного из земли и одухотворенного Им, обратно в землю.

Обряд говорит: без Духа Божьего человек — не человек, а лишь прах земли.

Удивительное христианство

Необычными обрядами изобилуют редкие церемонии — например, избрание папы. Так, кандидат должен быть проверен, как это ни банально звучит, на мужественность. В самом прямом смысле — для проверки используется специальный стул с прорезью. Через прорезь нужно нащупать первичные половые признаки потенциального папы.

История умалчивает, насколько охотно кандидаты в понтифики соглашаются на подобное испытание.

Традицию завели якобы после прецедента занятия папского престола женщиной.

Не менее необычен способ захоронения монахов на одном из греческих островов — почва там камениста и скудна, поэтому почивших братьев хоронят в земле лишь на некоторое время. Затем — откапывают, омывают медом и вином, и если цвет костей бледно — медовый, кости полагают в специальном помещении монастыря — коснице. Если же кости темны — они хоронятся повторно, а молитва о усопшем усиливается. Считается, что лишь так можно помочь очиститься духу почившего.

Узнать о других видах обрядов:

Виды православных обрядов

С большой долей условности все православные обряды можно разделить на три категории. К первой относятся богослужебные обряды, входящие в общий порядок литургической церковной жизни. Среди них совершаемый в Великую пятницу вынос святой плащаницы, круглогодичное освящение воды, а также освящение артоса (квасного хлеба) на Пасхальной седмице, церковный обряд помазание елеем, совершаемый на утрене, и ряд других.

К следующей категории принадлежат так называемые житейские обряды. В их число входит освящение жилища, различных продуктов, в том числе семян и саженцев. Затем следует назвать освящение благих начинаний, таких как начало поста, путешествия или строительства дома. Сюда же следует отнести и церковные обряды по усопшему, которые включают в себя широкий спектр обрядово-ритуальных действий.

И наконец, третья категория – это символические обряды, установленные в православии для выражения определённых религиозных идей и являющиеся символом единения человека с Богом. В данном случае ярким примером может служить крестное знамение. Это тоже церковный обряд, символизирующий собой память о страданиях, перенесённых Спасителем, и одновременно служащий надёжной оградой от действия демонических сил.

Елеопомазание

Остановимся на некоторых часто встречающихся обрядах. Каждый, кому приходилось бывать в церкви на утрене (богослужение, совершаемое утром), становился свидетелем, а может быть, и участником обряда, при котором священник совершает крестообразное помазание лба верующего освящённым маслом, называемым елеем.

Читайте также:
Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

Этот церковный обряд носит название елеопомазание. Он символизирует собой Божью милость, изливаемую на человека, и пришёл к нам он из ветхозаветных времён, когда Моисей завещал помазывать священным маслом Аарона и всех его потомков – служителей Иерусалимского храма. В Новом Завете апостол Иаков в своём соборном послании упоминает его исцеляющее действие и говорит, что это весьма важный церковный обряд.

Соборование – что это такое?

Чтобы предупредить возможную ошибку в понимании двух имеющих общие черты священнодействий – обряда елеопомазания и таинства соборования, – требуется некоторое пояснение. Дело в том, что в каждом из них используется освящённое масло – елей. Но если в первом случае действия священника носят чисто символический характер, то во втором они направлены на призвание Божьей благодати.

Соответственно с этим, таинство соборования является более сложным священнодействием и совершается, согласно церковным канонам, семью священниками. Лишь в крайних случаях допускается его совершение одним иереем. Помазание елеем совершается семь раз, при этом читаются отрывки из Евангелия, главы из Послания апостолов и особые, предназначенные для этого случая молитвы. В то же время церковный обряд миропомазания, как было сказано выше, заключается лишь в том, что священник, благословляя, наносит маслом знак креста на лоб верующего.

Обряды, связанные с концом земной жизни человека

Важное место занимает также церковный обряд похорон и последующие поминания усопших. В православии этому придаётся особое значение ввиду важности того момента, когда душа человека, расставшись с бренной плотью, переходит в вечность. Не касаясь всех его сторон, остановимся лишь на наиболее существенных моментах, среди которых особого внимания заслуживает отпевание.

Это заупокойное богослужение можно совершать над умершим лишь единожды, в отличие от панихиды, литии, поминаний и т. д. Заключается оно в прочтении (пении) установленных богослужебных текстов, причём для мирских людей, монахов, священников и младенцев их порядок различен. Цель отпевания – испросить у Господа отпущения грехов Его новопреставленному рабу (рабе) и даровать покой душе, покинувшей тело.

Кроме отпевания, православная традиция предусматривает и такой важный обряд, как панихида. Он также представляет собой молитвенное пение, но по продолжительности оно гораздо короче, чем отпевание. Совершать панихиду принято на 3-й, 9-й и 40-й день после кончины, а также в её годовщину, тезоименитство и день рождения покойного. При выносе тела из дома, а также при церковном поминовении усопшего совершается ещё один обряд заупокойного богослужения – лития. Она несколько короче панихиды и проходит также в соответствии с установленными правилами.

Развенчание популярных мифов

Существует целый ряд языческих и народных обычаев, которые до сих пор существуют в православии и не были изжиты временем до конца:

  1. Укладывание в гроб или могилу монет, любимых вещей усопшего либо топора. На самом деле, этот ритуал был сформирован еще в период язычества и никак не относится к христианским обрядам.
  2. Еще один обычай – это помещение в гроб с усопшим его выпавших во время жизни зубов или даже потерянных конечностей. В язычестве считалось, если похоронить человека без руки или ноги, тогда он и в том мире будет оставаться калекой.
  3. Завешивание зеркал – еще один достаточно распространенный обычай, который ведет свое начало с язычества. На самом деле, в христианских обрядах захоронения проводить такую процедуру нет никакой необходимости.

Кроме традиций, которые пришли к людям из язычества, есть также народные приметы и обряды, возникшие из собственной фантазии. Большинство из таких обычаев возникли в дореволюционный период, тогда зародилось большое количество суеверий:

  • класть в гроб к умершему еду или предметы различной надобности;
  • невозможность переноса гроба родственниками;
  • на поминках ставить рюмку водки и кусочек хлеба для усопшего;
  • вливать водку в могилу;
  • хранить рюмку с поминок до 40 дня с момента смерти;
  • говорить устоявшееся выражение «Земля пухом»;
  • если умерший не был отпет как полагается, тогда его душа будет скитаться по земле;
  • нельзя хранить погребальную землю, полученную на заочном отпевании, больше, чем 1 день;
  • кремация тела приводит к возникновению болезней у тех, кто заказал такую процедуру.

Освящение жилищ, еды и добрых начинаний

Освящением в православной традиции называются обряды, в результате которых на человека и на всё, что сопутствует ему в этой земной жизни, нисходит Божье благословение. Согласно учению церкви, вплоть до второго пришествия Христова в окружающем нас мире незримо будет творить своё черное дело враг рода человеческого – дьявол. Внешние проявления его деятельности мы обречены видеть повсеместно. Противостоять же ему без помощи Небесных сил человек не может.

Именно поэтому так важно церковными обрядами очистить наши жилища от присутствия в них тёмных сил, помешать лукавому войти в нас вместе со вкушаемой снедью или поставить незримые препоны на пути наших добрых начинаний. Однако следует помнить, что любой обряд, равно как и таинство, обретает благодатную силу лишь при условии неуклонной веры. Освящать что-либо, сомневаясь при этом в действенности и силе обряда, является пустым и даже греховным деянием, на которое нас незримо подталкивает всё тот же враг рода человеческого.

Читайте также:
Святая вода: церковные суеверия и традиции, где взять и как использовать, как сделать в домашних условиях

Освящение храма

На Руси, на том месте, где начинали селиться люди, первым делом ставился храм. Храм, как и все производимое на земле для спасения верующих, необходимо освящается. Ведь храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни[]. С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.

Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.

Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем»[].

Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.

Водосвятие

Нельзя не упомянуть и обряд освящения воды. Согласно установившейся традиции, водоосвящение (водосвятие) бывает малым и великим. В первом случае оно совершается многократно в течение года во время молебнов и при таинстве Крещения. Во втором этот обряд производится раз в году — во время праздника Крещения Господня.

Установлен он в память величайшего события, описанного в Евангелии – погружения Иисуса Христа в воды Иордана, ставшего прообразом омовения всех грехов людских, происходящего во святой купели, открывающей людям путь в лоно Христовой церкви.

Как исповедоваться, чтобы получить отпущение грехов?

Церковное покаяние в грехах, независимо от того, умышленно они были содеяны или по неведению, называется исповедью. Являясь таинством, а не обрядом, исповедь не имеет прямого отношения к теме данной статьи, и тем не менее вкратце мы остановимся на ней ввиду её чрезвычайной важности.

Святая церковь учит, что каждый идущий на исповедь обязан прежде всего примириться со своими ближними, если имел с ними какие-либо раздоры. Кроме того, он должен искренне сокрушаться в содеянном, иначе как исповедоваться, не чувствуя за собой вины? Но и этого недостаточно. Важно ещё иметь твёрдое намерение исправиться и впредь стремиться к праведной жизни. Главным же фундаментом, на котором строится исповедь, является вера в милосердие Божие и надежда на Его всепрощение.

При отсутствии этого последнего и важнейшего элемента бесполезно и само покаяние. Примером этого может служить евангельский Иуда, раскаявшийся в том, что предал Иисуса Христа, но удавившийся из-за отсутствия веры в Его безграничное милосердие.

Кого церковь не отпевает в православии

Священники Православной церкви руководствуются церковными канонами и имеют право отказать в отпевании людей, которые:

  • умерли в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения;
  • исповедовали другую религию;
  • относились к христианству с презрением или издевкой;
  • были некрещенными;
  • умерли в младенчестве и не успели пройти крещение;
  • покончили жизнь самоубийством.

Также из этого правила есть множество исключений, которые могут сыграть ключевую роль в возможности отпевания. Например, если человек, который покончил жизнь самоубийством, сделал это случайно (упал со скалы, по незнанию съел отравленные ягода) или пожертвовал своей жизнью ради других, такого человека можно отпевать.

Также запрет не касается людей, которые имеют какие-либо психологические отклонения и сами не понимают, что делают.

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором на крещенного сходит Святой Дух и через помазание тела освященным миром подаются духовные дары, укрепляющие человека в духовной жизни.

В Таинстве Миропомазания с верующими происходит то же, что с апостолами произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы. С этого момента человек становится храмом Божьим по слову апостола Павла: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3.16).

В ранней Церкви Таинство Миропомазания совершалось не так, как совершается теперь. Святые апостолы передавали верующим благодать Святого Духа через возложение рук (см. Деян. 8.14–17; 19.2–6). Преемники же апостолов, епископы и священники, вместо руковозложения стали употреблять помазание святым миром. Эта замена произошла по установлению самих апостолов, руководимых и наставляемых Духом Святым (Ин. 16.13).

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея (масла). Миро освящают только епископы, а помазание миром в Таинстве Миропомазания могут совершать и священники.

Священник при совершении Таинства крестообразно помазывает разные части тела крещеного с произнесением слов «Печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время крещенному невидимо подаются дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело (лоб) помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения всех его дел.

Читайте также:
Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?

§211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо? I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания В Миропомазании крестившийся получает благодать, взращивающую и укрепляющую его в жизни духовной.В формуле совершения этого таинства слово «дар» (греч. – дореа) употребляется в единственном числе. Некоторые толкователи, определяя это таинство,

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания В Миропомазании крестившийся получает благодать, возращающую и укрепляющую его в жизни духовной.«И по молитве помазует крестившагося святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах, и

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания Миропомазание есть Таинство, в котором на крещенного сходит Святой Дух и через помазание тела освященным миром подаются духовные дары, укрепляющие человека в духовной жизни.В Таинстве Миропомазания с верующими происходит то же, что с апостолами

19. Таинство Миропомазания

19. Таинство Миропомазания Принятие таинства Миропомазания необходимо для завершения крещальной благодати. На Западе слово конфирмация означает, что через это таинство Бог укрепляет дело, Им начатое в Крещении, и утверждает в нас христианскую крепость. Таинством

…и «Соль земли» (таинство конфирмации, или миропомазания)

…и «Соль земли» (таинство конфирмации, или миропомазания) Таинство конфирмации (от лат. confirmatio – укрепление) предназначено для закрепления принятого ранее таинства крещения. В таинстве конфирмации Дух Святой дает силы, необходимые для того, чтобы люди, подобно

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания Родителям, принявшим решение отдать своего ребёнка на крещение, следует знать, что с этого момента они не будут уже являться единственными родителями по «духу», а разделят родительство не только с крёстными, но и с церковью. После этого даже очень

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Совершитель таинства, священнослужитель «помазует крестившегося миром, творя образ креста на челе, очах, ноздрях, ушах,

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания Это Таинство зачастую и вовсе ускользает от внимания человека. Многие даже не знают, что оно существует. Некоторые думают, что миропомазание – это когда на всенощном бдении батюшка помазывает прихожан освященным маслом. Что же такое миропомазание

Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия

Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия О нем много говорится в Евангелии от

Последование святаго Миропомазания

Последование святаго Миропомазания И по еже облещи его молится священник, глаголя молитву сию:Благослове?н еси? Го?споди Бо?же Вседержи?телю, исто?чниче благи?х, со?лнце пра?вды, возсия?вый су?щим во тьме свет спасе?ния, явле?нием единоро?днаго Твоего? Сы?на и Бо?га на?шего: и

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомазание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дарыСвятого Духа,

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания Вопрос: В чём смысл Таинства Миропомазания?Ответ: Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование. Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого[21] особо освящённым

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Миропома?зание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа,

Чинопоследование Таинства Миропомазания

Чинопоследование Таинства Миропомазания Схема чинопоследования 1. Помазание святым Миром.2. Хождение вокруг купели.3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).4. Пострижение

Общие и отличительные черты католической и православной церкви?

1. u041eu0431u0435 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u0438 u00a0u0432u0435u0440u044fu0442 u0432 u0442u0440u0438u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u043e u0411u043eu0433u0430 (u0411u043eu0433-u043eu0442u0435u0446,-u0411u043eu0433-u0441u044bu043d, u0434u0443u0445 u0441u0432u044fu0442u043eu0439) .

2. u0411u043eu0433 – u0418u0438u0441u0443u0441 u0425u0440u0438u0441u0442u043eu0441.

3. u0412u0435u0440u044fu0442, u0447u0442u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043cu043eu0436u0435u0442 u0441u043fu0430u0441u0442u0438u0441u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u0447u0435u0440u0435u0437 u0432u0435u043du0443 u0432 u0411u043eu0433u0430 (u043fu043eu043au0430u044fu0432u0448u0438u0441u044c u0438 u043fu0440u0438u043du044fu0432 u0418u0438u0441u0443u0441u0430 u0425u0440u0438u0441u0442u0430).

4. u0421u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u0438u043du0441u0442u0438u0442u0443u0442u044b u0441u0432u044fu0442u044bu0445.

5. u0421u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0438u0441u043fu043eu0432u0435u0434u044c u0438 u043fu0440u0438u0447u0430u0441u0442u0438u0435 u043au0430u043a u043eu0431u044fu0437u0430u0442u0435u043bu044cu043du043eu0435 u0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0434u043bu044f u0438u0441u043fu043eu043bu043du0435u043du0438u044f u0432u0435u0440u0443u044eu0449u0438u0445.

1. u0413u043bu0430u0432u0430 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 – u041fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445, u0438u043cu0435u0435u0442 u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0439 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0442u0435u0442, u043du043e u043du0435 u043du0430u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e, u0447u0442u043e u0431u044b u0435u0433u043e u0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u044f u043du0435 u043cu043eu0433u043bu0438 u043fu043eu0434u0432u0435u0440u0433u0430u0442u044cu0441u044f u0441u043eu043cu043du0435u043du0438u044e u0438 u043au0440u0438u0442u0438u043au0435.

u0412 u041au0430u0442u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 – u041fu0430u043fu0430 u0420u0438u043cu0441u043au0438u0439, u0438 u0442u043e u0447u0442u043e u043eu043d u0434u0435u043bu0430u0435u0442 u0438u043bu0438 u043fu0440u043eu0438u0437u043du043eu0441u0438u0442 u043du0435 u043au0440u0438u0442u0438u043au0443u0435u0442u0441u044f, u043du0435 u043eu0431u0441u0443u0436u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0438 u043fu043e-u0441u0443u0442u0438 u043au0430u043a u0434u043eu0433u043cu0430.

2. u0412 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u0438u0438 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0434u0432u0435 u0444u043eu0440u043cu044b u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430 – u0431u0435u043bu043eu0435 u043cu043eu043du0430u0448u0435u0441u0442u0432u043e (u0434u043eu0431u0440u043eu0432u043eu043bu044cu043du043eu0435 u0438 u044du0442u043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u043a u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u0435u0442 u043eu0431u0435u0442 u0431u0435u0437u0431u0440u0430u0447u0438u044f, u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440 u043fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445 u041au0438u0440u0438u043bu043b – u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044c u0431u0435u043bu043eu0433u043e u043cu043eu043du0430u0448u0435u0441u0442u0432u0430 ) u0438 u0447u0451u0440u043du043eu0435 u043cu043eu043du0430u0448u0435u0441u0442u0432u043e (u0434u0430u0451u0442 u043fu0440u0430u0432u043e u0437u0430u0432u043eu0434u0438u0442u044c u0441u0435u043cu044cu044e).

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

u0412 u041au0430u0442u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 – u043eu0431u0435u0442 u0431u0435u0437u0431u0440u0430u0447u0438u044f (u0446u0435u043bu0438u0431u0430u0442) u043eu0431u044fu0437u0430u0442u0435u043bu0435u043d.

3. u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du044bu0435 u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u043au0438 u043du043eu0441u044fu0442 u0431u043eu0440u043eu0434u044b (u043cu043du043eu0433u043eu0432u0435u043au043eu0432u0430u044f u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u044f).

u0412 u041au0430u0442u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438, u043du0430u043eu0431u043eu0440u043eu0442, u0432u0441u0435 u0441u0432u044fu0449u0435u043du043du0438u043au0438 u0433u043bu0430u0434u043au043e u0431u0440u0435u044eu0442u0441u044f u0438 u043du043eu0441u044fu0442 u0442u043eu043du0437u0443u0440u0443 (u043au0440u0443u0433 u0432u044bu0431u0440u0438u0442u044bu0445 u0432u043eu043bu043eu0441 u043du0430 u043cu0430u043au0443u0448u043au0435).

4. u0412 u041au0430u0442u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 u0435u0441u0442u044c u0438u043du0441u0442u0438u0442u0443u0442 u043cu043eu043du0430u0448u0435u0441u043au0438u0445 u043eu0440u0434u0435u043du043eu0432 (u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u041eu0440u0434u0435u043d u0418u0435u0437u0443u0438u0442u043eu0432).

u0412 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438 u0442u0430u043au043eu0433u043e u044fu0432u043bu0435u043du0438u044f u043du0435u0442. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский.
  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.
Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов. Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Читайте также:
Мощи святого Гавриила Ургебадзе: где находятся и как проехать, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

В чем разница и сходство между католиками и православными

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день — наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Читайте также:
Воцерковление в православии: что это такое, кто такой воцерковленный человек, ответы и советы священников

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

  • Символ веры. Стоит отметить главное сходство между конфессиями. Христиане во всех уголках планеты привыкли поклоняться вере в Иисуса Христа. Символ веры у католиков и православных — общий. Единственное и главное разногласие внутри молитвы. У греко-католиков Святой дух исходит ещё и от Сына.
  • Причастие. В обеих церквях существуют одинаковые обряды, которые отличаются лишь названием. Католики и православные причащаются хлебом и вином.

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот — Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава — Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д. ).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод — это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические — 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец — Сын — Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи — 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия. Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков — третий, седьмой и тридцатый день. У православных — третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх. Следующая ступень — митрополит, архиепископ, епископ. Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики — еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики — схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: