Мироточение икон: чудо или обман, что такое и что значит, почему плачут иконы и что говорят об этом священники

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Мироточение — это чудесное явление в христианском мире, когда на иконах или Святых мощах появляется миро (масляная влага). Миро благоухает. Верующие почитают это знамением от Господа.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

Из фильма мы узнали, что Валентина — учительница в школе, муж ее военный. Жили они и забот не знали, пока у Валентины не обнаружили неизлечимую болезнь. Она начала ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Великим постом, который, как она думала, станет для нее последним, на Страстной седмице и началось мироточение. Сначала одна иконочка, потом другая, потом все иконы в квартире, потом люди начали приносить иконы из своих домов — просили поделиться чудом — и они тоже мироточили. Ее духовник, местный батюшка, не сразу поверил, но когда увидел своими глазами — сдался. Иконы мироточат. Факт. Так она и живет с тех пор в «режиме чуда». И, кстати, болезнь у нее бесследно исчезла.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).

Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Читайте также:
Священное писание: что это такое, понятие и значение в православии, авторы и канон священного писания

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.

«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».

В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

Читайте также:
Иерусалимская свеча: значение, как правильно использовать, как зажигать и что делать с ними дома

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Читайте также:
Архиерей в православии: кто это, история и роль в церкви, традиции и правила обращения

О церковности чудес

про­то­и­е­рей Борис Бала­шов

В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви боль­шое вни­ма­ние людей обра­щено к мно­го­чис­лен­ным фактам миро­то­че­ния. По неко­то­рым под­сче­там, иконы миро­то­чат в 5000 мест.

Что в Церкви пони­ма­ется под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это веще­ство, состав­лен­ное и при­го­тов­лен­ное на основе олив­ко­вого масла и аро­ма­ти­че­ских веществ. Миро освя­ща­ется епи­ско­пом, а в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, и исполь­зу­ется при совер­ше­нии Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ще­ный чело­век полу­чает дары Свя­того Духа. Таин­ство Миро­по­ма­за­ния, как и Таин­ство Кре­ще­ния, совер­ша­ется один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также пони­ма­ется жид­кость, чудес­ным обра­зом исте­ка­ю­щая от святых мощей и икон. Явле­ния миро­то­че­ния наблю­да­ются с I в. и до наших дней. Есть све­де­ния, что миро­то­чили мощи апо­сто­лов, уче­ни­ков апо­столь­ских, первых пре­сви­те­ров, мощи многих муче­ни­ков.

В 92 г. по Р. Х. постра­дал святой свя­щен­но­му­че­ник Антипа, епи­скоп Пер­гам­ский. От остан­ков муче­ника исхо­дило силь­ное бла­го­уха­ние, на нем про­сту­пали капли мира, пома­зы­ва­ясь кото­рым боль­ные полу­чали исце­ле­ние от неду­гов.

Около 117 г. в Эфесе постра­дала св. мц. Ерми­о­ния, дочь апо­стола Филиппа. От ее остан­ков обильно исте­кало целеб­ное миро.

В житии свя­того вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского сооб­ща­ется, что когда были обре­тены его мощи, из них исте­кало бла­го­вон­ное миро, так что весь город напол­нился бла­го­уха­нием.

Из ветхих косто­чек-остан­ков свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца до сих пор исте­кает святое миро, про­зрач­ное на цвет и, видимо, не име­ю­щее силь­ного бла­го­ухан­ного запаха, но несу­щее бла­го­дат­ную помощь. Лет 25 назад я сам полу­чил исце­ле­ние от резкой зубной боли, когда рас­ко­лолся зуб и обна­жился нерв, после молитвы свт. Нико­лаю Чудо­творцу и пома­за­ния боль­ного места миром от мощей свя­ти­теля.

Как в Киево-Печер­ском мона­стыре на миро­то­чи­вых главах, так и на неко­то­рых иконах при появ­ле­нии мира начи­на­ется неко­то­рое запо­те­ва­ние отдель­ных мест и про­сту­пают мелкие, посте­пенно уве­ли­чи­ва­ю­щи­еся капли, иногда пере­хо­дя­щие в малень­кие струйки.

Все истин­ные явле­ния миро­то­че­ния нико­гда не вызы­вали у веру­ю­щих исте­ри­че­ского или экзаль­ти­ро­ван­ного состо­я­ния, а водво­ряли в серд­цах чув­ства пока­я­ния, бла­го­го­ве­ния, любви и сми­ре­ния.

В то же время об ана­ло­гич­ных слу­чаях появ­ле­ния на почи­та­е­мых свя­ты­нях мас­ля­ни­стой жид­ко­сти известно и в Като­ли­че­ской Церкви, где много таких фактов, кото­рым я не готов дать какой-либо опре­де­лен­ной оценки.

Совер­шенно одно­значно можно ква­ли­фи­ци­ро­вать как сата­нин­ское явле­ние так назы­ва­е­мые “миро­то­че­ния” от икон у бого­ро­дич­ни­ков, кото­рые по сути к хри­сти­ан­ству отно­ше­ния не имеют, но пыта­ются дока­зы­вать истину своего культа фак­тами исте­че­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти от их икон.

Язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать миром ту мас­ля­ни­стую жид­кость, кото­рая появ­ля­лась в древ­нем мире на ста­туях язы­че­ских божеств.

Словом, сам факт появ­ле­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти, даже и с силь­ным запа­хом, не может еще сви­де­тель­ство­вать о ее бла­го­дат­ном про­ис­хож­де­нии.

Как мы все знаем, Гос­подь наш Иисус Хри­стос отверг сата­нин­ское иску­ше­ние чудом и отка­зался исполь­зо­вать чудеса как сред­ство при­вле­че­ния к вере. Так, в период с Вос­кре­се­ния до Воз­не­се­ния Он не явился ни одному неве­ру­ю­щему.

Явля­ясь бла­го­чин­ным Клин­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, я знаю о явле­ниях миро­то­че­ния в ряде храмов бла­го­чи­ния. Но хочу сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние только на одном явле­нии, кото­рое вызы­вает у многих свя­щен­ни­ков соблазн и духов­ное оттор­же­ние.

Говоря о под­лин­ных явле­ниях миро­то­че­ния от икон, сле­дует ска­зать сле­ду­ю­щее:

  1. миро­то­че­ния от икон нико­гда не были свя­заны только с кон­крет­ным местом, а иконы миро­то­чили в разных местах;
  2. нико­гда под­лин­ные миро­то­че­ния не были свя­заны с при­сут­ствием кон­крет­ного живого чело­века;
  3. нико­гда под­лин­ные миро­то­че­ния не пре­кра­ща­лись, если икону при­но­сили в храм.

Кроме того, из исто­рии Церкви известно, что явле­ние под­лин­ного чуда бла­го­творно ска­зы­ва­лось и на душе чело­века, кото­рому оно было явлено. Вспом­ним явле­ние Казан­ской иконы Божией Матери девочке Мат­роне. Она не счи­тала себя соб­ствен­ни­цей чудо­твор­ной иконы и никого нико­гда со вла­стью не поучала с высоты соб­ствен­ного досто­ин­ства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала сми­рен­ной мона­хи­ней.

Рас­смот­рим с этих пози­ций чудес­ные явле­ния в квар­тире Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой в воен­ном городке Клин‑9 на тер­ри­то­рии пра­во­слав­ного при­хода и в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от пра­во­слав­ного храма.

Эти явле­ния нача­лись на Страст­ной Сед­мице 2001 г. в трех­ком­нат­ной квар­тире Жуч­ко­вых, в спальне, в доме-хру­щевке на тер­ри­то­рии воен­ного городка.

Вален­тина Михай­ловна Жуч­кова реста­ври­ро­вала ста­рин­ную пла­ща­ницу для храма, где насто­я­те­лем был ее духов­ник. Работа была закон­чена к Вели­кому Чет­вергу. После этого “она обра­ти­лась к Богу с бла­го­дар­ствен­ной молит­вой и ска­зала, что при­несла Ему все, что смогла. Затем она вышла из ком­наты, где нахо­ди­лась пла­ща­ница, а когда воз­вра­ти­лась туда, ясно ощу­тила бла­го­уха­ние и, как ей пока­за­лось, в ком­нату “сошло” как бы некое “неви­ди­мое бла­го­дат­ное облако”. После этого ею были обна­ру­жены бла­го­ухан­ные исте­че­ния на кресте и Ивер­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­дицы” (из рапорта про­то­и­е­рея Арка­дия Штейн­берга, пред­се­да­теля Комис­сии Клин­ского бла­го­чи­ния по изу­че­нию дан­ного чуда).

Посте­пенно стали миро­то­чить в ее спальне и другие иконы. В эту ком­нату стали при­но­ситься веру­ю­щими разные иконы. У самой Вален­тины Михай­ловны миро­то­чили сна­чала только совре­мен­ные бумаж­ные иконы. Затем стали про­ис­хо­дить обнов­ле­ния – освет­ле­ния икон, хотя мне не известно ни одного сви­де­теля, кото­рый бы наблю­дал непо­сред­ственно сам этот про­цесс.

Исте­ка­ние мас­ля­ни­стой жид­ко­сти реально суще­ствует, что я лично могу под­твер­дить. При этом Вален­тина Михай­ловна сама при­зна­ва­лась посе­ти­те­лям, что для них раз­бав­ляет “миро” под­сол­неч­ным маслом в про­пор­ции 1:1, а свя­щен­ни­кам дает миро нераз­бав­лен­ным.

Со вре­ме­нем на бумаж­ных иконах стали появ­ляться и так назы­ва­е­мые кро­во­то­че­ния.

Первое время после начала этих собы­тий я решил получше при­смот­реться к чуду “миро­то­че­ния”, посмот­реть, какая духов­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ется в связи с этим явле­нием. Мест­ный народ пова­лил валом на квар­тиру Жуч­ко­вой. Но ника­ких поло­жи­тель­ных сдви­гов в душах этих “палом­ни­ков” мне обна­ру­жить не уда­лось. Без­бож­ники, вос­хи­щав­ши­еся “чудом”, так и оста­лись без­бож­ни­ками.

Читайте также:
Как освятить икону: освящение иконы дома и в церкви, можно ли самому

После беседы со своим духов­ни­ком архи­епи­ско­пом Михеем, опыт­ным мона­хом, я, по его совету, пред­ло­жил пере­дать миро­то­ча­щие иконы в пра­во­слав­ную цер­ковь, от чего Вален­тина Михай­ловна кате­го­ри­че­ски отка­за­лась, видя в этом пося­га­тель­ство на свои права. Позже она пере­дала одну икону – Ивер­скую, кото­рая первой начала миро­то­чить, в мест­ную цер­ковь, но потом забрала ее домой. Затем она согла­си­лась давать свои иконы в цер­ковь на время совер­ше­ния молеб­нов, а после молеб­нов сразу отно­сила иконы домой. Было заме­чено, а потом стало и совер­шенно ясно, что “миро­то­чи­вые иконы” после пере­не­се­ния в любой храм посте­пенно пере­ста­вали “миро­то­чить”.

Вален­тина Михай­ловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вер­нув­шись, обна­ру­жила, что ее иконы миро­то­чить пере­стали. Тогда она с усерд­ной молит­вой обра­ти­лась к Богу, чтобы миро­то­че­ние про­дол­жи­лось. И оно с боль­шей силой воз­об­но­ви­лось.

Между тем из свя­то­оте­че­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туры известно, что испра­ши­ва­ние чудес недо­пу­стимо и явля­ется при­зна­ком духов­ной пре­ле­сти.

Я несколько раз бывал в ком­нате, где про­ис­хо­дят чудес­ные явле­ния. Этой мас­ля­ни­стой жид­ко­стью про­пи­тано бук­вально все. Даже нижние сто­роны полок стел­лажа с ико­нами, ковер, ван­ночки, в кото­рых мокнут иконы в этой жид­ко­сти, и ван­ночки, в кото­рые исте­кает жид­кость с икон. Все иконы ею покрыты: и сто­я­щие на стел­лаже, и лежа­щие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через неко­то­рое время забрать их домой покры­тыми этим мас­ля­ни­стым веще­ством. Я не так сильно могу раз­ли­чать запахи. Поэтому в боль­шей сте­пени буду осно­вы­ваться на чужих сви­де­тель­ствах.

И сама Вален­тина Михай­ловна, и многие посе­ти­тели, в том числе и свя­щен­ники, при­знают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Неко­то­рые свя­щен­ники назы­вают их кара­ме­ле­выми запа­хами. Сама Вален­тина Михай­ловна четко клас­си­фи­ци­рует разные запахи по назва­ниям, кото­рые вполне соот­вет­ствуют тем набо­рам аро­ма­ти­че­ских масел, кото­рые в боль­шом коли­че­стве про­да­ются в икон­ных лавках.

Засох­шие мас­ля­ные пятна и то, что назы­вают засох­шими кро­во­под­те­ками, делают эти бумаж­ные иконы не только некра­си­выми, но даже без­об­раз­ными, тогда как задача иконы – являть кра­соту Гор­него мира в нашем изуро­до­ван­ном грехом земном мире. Миро­то­чат все изоб­ра­же­ния, нахо­дя­щи­еся в этой ком­нате. Миро­то­чит като­ли­че­ская икона с изоб­ра­же­нием сердца Иису­сова. Миро­то­чит абсо­лютно ложно изоб­ра­жен­ная икона свя­того царя-стра­сто­терпца Нико­лая.

Икона должна являть нам духов­ный свет Божи­его мира. А на иконе царь изоб­ра­жен с очень мрач­ным лицом и руками в кан­да­лах. На языке пра­во­слав­ной иконы это озна­чает, что данный чело­век нахо­дится в вечных узах и в аду. За икону же выда­ется кар­тинка какого-то худож­ника, кото­рый твор­че­ски пере­ра­бо­тал извест­ную фото­гра­фию импе­ра­тора, нари­со­вал нимб и назвал иконой.

Миро­то­чат “иконы” царя Ивана Гроз­ного, Гри­го­рия Рас­пу­тина, про­то­и­е­рея Нико­лая Гурья­нова, Евге­ния Роди­о­нова.

Но ведь не писали икон пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского или пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского до их про­слав­ле­ния. Само созда­ние таких икон, неза­ви­симо от досто­ин­ства лиц, на них изоб­ра­жен­ных, явля­ется делом нецер­ков­ным.

Миро­то­чит фото­гра­фия живого чело­века, кото­рого Вален­тина Михай­ловна счи­тает вели­ким пра­вед­ни­ком.

Нет ника­ких отдель­ных капе­лек, все прак­ти­че­ски сплошь покрыто мас­ля­ни­стой жид­ко­стью.

В ком­нате дей­стви­тельно имеешь очень силь­ные духов­ные ощу­ще­ния. Но я не одинок, когда испы­ты­ваю эти ощу­ще­ния как силь­ные, но тяже­лые, давя­щие и диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные тем святым ощу­ще­ниям, кото­рые испы­ты­ва­ешь в церкви, перед пре­сто­лом, и, осо­бенно, во время Литур­гии.

Через неко­то­рое время после начала миро­то­че­ния мы в нашей цер­ков­ной газете “Клин Пра­во­слав­ный” напе­ча­тали заметку, в кото­рой упо­ми­нался факт миро­то­че­ния икон в одном из храмов бла­го­чи­ния, но ничего не было ска­зано о миро­то­че­нии в Клин — 9. 26 авгу­ста 2001 г. я при­гла­сил на собра­ние свя­щен­ни­ков бла­го­чи­ния Вален­тину Михай­ловну. На нем В.М. Жуч­кова с руга­нью обру­ши­лась на всех свя­щен­ни­ков, назы­вая нас неве­ру­ю­щими, хотя ничего против нее и про­ис­хо­дя­щих в ее доме собы­тий не было ска­зано.

Обычно при­хо­жане робеют при двух свя­щен­ни­ках, а тут иное отно­ше­ние. Перед этими свя­щен­ни­ками Вален­тина Михай­ловна не изви­ни­лась, хотя под вли­я­нием духов­ника впо­след­ствии при­знала свою неправоту.

На одном из собра­ний духо­вен­ства Клин­ского бла­го­чи­ния была орга­ни­зо­вана комис­сия из состава мест­ных свя­щен­ни­ков для изу­че­ния фактов миро­то­че­ния в квар­тире Жуч­ко­вых.

27 июля 2003 г. комис­сия, чле­нами кото­рой были свя­щен­ники, пришла к Вален­тине Михай­ловне. Она их при­няла. Раз­го­вор начался мирно, доб­ро­же­ла­тельно, но трудно. Откро­вен­но­сти со сто­роны хозяев не ощу­ща­лось. Комис­сия веж­ливо и дели­катно выслу­шала рас­сказ Вален­тины Михай­ловны, кото­рая ска­зала, что “старцы, кото­рых бла­го­сло­вили на отчитку, при­ез­жают сюда и здесь изго­няют бесов” (рапорт свя­щен­ника Алек­сия Тюкова).

В то время, как комис­сия раз­го­ва­ри­вала с Вален­ти­ной Михай­лов­ной и ее мужем Вла­ди­ми­ром, в спальне служил моле­бен игумен Ипатий, кото­рый сказал, что он из Опти­ной Пустыни. Он с увле­че­нием и горя­щими гла­зами рас­ска­зы­вал комис­сии об одной жен­щине, из кото­рой он изго­нял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – гово­рил он, – что бес из нее вышел. Я пома­зал ее миром, кото­рое дала мне Вален­тина, и бес зары­чал: “Зачем ты ее пома­зал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеро­мо­наха Тихона (Полян­ского)). При этом игумен Ипатий ста­ра­тельно демон­стри­ро­вал, как рычал бес.

После вопро­сов о миро­то­че­нии нека­но­ни­че­ских икон, икон непро­слав­лен­ных Цер­ко­вью людей и миро­то­че­нии фото­гра­фии живого чело­века Вален­тина Михай­ловна стала кри­чать и про­гнала из дома всю комис­сию.

Рядом со своим подъ­ез­дом Вален­тина Михай­ловна без бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти и без согла­со­ва­ния с воен­ным коман­до­ва­нием постро­ила летнюю часовню, в кото­рой служат молебны при­ез­жа­ю­щее в палом­ни­че­ство духо­вен­ство вместе с палом­ни­ками. Никто из этих свя­щен­ни­ков не испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти, хотя в пяти­де­сяти метрах от дома нахо­дится пра­во­слав­ный храм.

Врач С., рабо­та­ю­щая в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии Клин­ской город­ской боль­ницы, сви­де­тель­ствует, что “Жуч­кова Вален­тина Михай­ловна в 1980 г. лечи­лась в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии г. Клина у меня в палате по поводу цере­браль­ного арах­но­и­дита (вос­па­ли­тель­ного про­цесса моз­го­вых обо­ло­чек). Помимо основ­ных жалоб и симп­то­мов дан­ного забо­ле­ва­ния, у нее отме­ча­лись свое­об­раз­ные лич­ност­ные каче­ства, кото­рые рас­це­ни­ва­лись как функ­ци­о­наль­ные рас­строй­ства нерв­ной системы (жела­ние повы­шен­ного вни­ма­ния со сто­роны пер­со­нала к ней, убеж­ден­ность в осо­бен­но­сти именно ее забо­ле­ва­ния, необыч­ность пове­де­ния и т. д.). Из отде­ле­ния боль­ная была пере­ве­дена в нев­ро­ло­ги­че­ское отде­ле­ние МОНИКИ, где диа­гноз был под­твер­жден”.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Тот же врач сооб­щает, что к ней на кон­суль­та­цию был направ­лен под­ро­сток “с инфи­ци­ро­ван­ной кистой в обла­сти коп­чика, тем­пе­ра­ту­рой до 40°С, кото­рого Жуч­кова В.М. “лечила” молит­вами и миром от икон. Лечиться опе­ра­тивно по поводу кисты боль­ной отка­зы­вался, ссы­ла­ясь на чудес­ные исце­ле­ния у Жуч­ко­вой”.

Одна сель­ская при­хо­жанка засви­де­тель­ство­вала мне, что когда была на приеме у Вален­тины Михай­ловны и рас­ска­зала о своих скор­бях, та кате­го­рично ска­зала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, При­ча­ще­ние тебе не помо­жет”.

Мест­ные жители к Вален­тине Михай­ловне теперь ходят мало. Боль­шин­ство при­ез­жает изда­лека.

Кстати, о том, что Вален­тина Михай­ловна выгнала цер­ков­ную комис­сию, она, конечно, жалеет, так как очень нуж­да­ется в одоб­ре­нии своей дея­тель­но­сти цер­ков­ной вла­стью, однако ни перед одним свя­щен­ни­ком она не изви­ни­лась.

В рас­ска­зах “палом­ни­кам” о чуде при­сут­ствует ложь: муж Вален­тины Михай­ловны, Вла­ди­мир, рас­ска­зы­вал, что Комис­сия по опи­са­нию чудес­ных зна­ме­ний, про­ис­хо­дя­щих в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, под пред­се­да­тель­ством П.В. Фло­рен­ского брала на анализ кровь с икон: группа крови ока­за­лась “такой же, как у Иисуса Христа и Бого­ма­тери”, хотя Комис­сия ника­ких све­де­ний о резуль­та­тах ана­лиза никому не пред­став­ляла.

Если тео­ре­ти­че­ски можно гово­рить о группе крови Иисуса Христа, так как сохра­ни­лась Турин­ская Пла­ща­ница, то нет ника­ких осно­ва­ний гово­рить о группе крови Бого­ма­тери.

Поды­то­жи­вая факты, свя­зан­ные с “миро­то­че­нием” икон у Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой, сле­дует сде­лать такие выводы:

  1. “миро­то­че­ние” про­ис­хо­дит только в одном месте – спальне;
  2. “миро­то­че­ние” свя­зано с при­сут­ствием одного чело­века – Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой;
  3. в храмах “миро­то­че­ние” от этих икон пре­кра­ща­ется;
  4. “миро­то­чат” все изоб­ра­же­ния в ком­нате;
  5. созда­ется экзаль­ти­ро­ван­ная обста­новка вокруг этого “чуда”, в резуль­тате чего про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние пра­во­слав­ных. При­ни­ма­ю­щие “чудо” у В.М. Жуч­ко­вой за бла­го­дат­ное во главе с самой Вален­ти­ной Михай­лов­ной счи­тают всех сомне­ва­ю­щихся и не при­ни­ма­ю­щих за бла­го­дат­ные явле­ния выше­опи­сан­ные факты “неве­ру­ю­щими”.

На осно­ва­нии всего выше­из­ло­жен­ного, зако­но­мерно сде­лать вывод, что все эти чудеса “миро­то­че­ния” и “кро­во­то­че­ния” носят нецер­ков­ный харак­тер, не соот­вет­ствуют духов­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви и, сле­до­ва­тельно, не имеют к ней ника­кого отно­ше­ния.

Мироточение икон – физическое явление или чудеса православного мира

Что означает термин «святое миро»

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.

Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

Почему мироточит икона

Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

Видео «Почему мироточат иконы?»

В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.

Точка зрения служителей церкви

Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.

Мнения скептиков

Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение

Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

Читайте также:
Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Мироточение прошедших веков

Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица

Мироточения последних десятилетий

До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

Какие иконы сейчас мироточат в России

Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

  • страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
  • святителя Николая (там же);
  • Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
  • Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
  • Всех Святых (там же);
  • Богородицы «Семистрельная» (там же).

Что делать, если мироточит икона дома

Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мироточащие иконы: почему плачут иконы?

Сведения о мироточащих иконах постоянно встречаются в православных традициях. С древнейших времен это считалось чем-то совершенно невероятным, так как осознать суть происходящего большинство просто не в состоянии. Регулярно проходят научные исследования, чтобы выяснить суть данного феномена, однако рационального объяснения этому нет.

  1. Суть мироточения
  2. Мироточение Иверской Монреальской иконы Божией Матери
  3. Почему происходит мироточение?

Суть мироточения

Это явление, которое считается совершенно уникальным и неповторимым по своей природе. В христианстве его принимают как за благодеяние и чудо, а жидкости, появляющейся на иконах, придают чудотворные свойства.

Конечно, мироточение, сравнимаемое многими с кровотечением, никем не должно восприниматься в буквальном смысле. Природа его совсем в другом. Ошибочно считать, что именно кровь проступает на поверхности образов, хотя в некоторых случаях может возникнуть такое ощущение. Такое происходит, когда миро перемешивается с красками темных оттенков на образе. В результате появляются коричневатые цвета, внешне схожие с человеческой кровью.

Часто полагают, что мироточение – предвестник предстоящих трагических событий, так как миро походит на кровавые слезы изображенного святого. Во многих случаях подобное явление никак не связано с трагическими предзнаменованиями.

Священнослужители отмечают, что нередко мироточение символизирует Божью благодать, которая ниспослана верующим. Изображение, которое начинает мироточить, считается чудотворным. Многие верят, что оно в состоянии излечить от болезней, практически любой опасности. Чтобы получить это благословение, достаточно прикоснуться к такой мироточащей иконе. В результате в приход, где был обнаружен феномен, стекаются тысячи верующих.

Мироточение Иверской Монреальской иконы Божией Матери

Известный случай мироточения – чудо, произошедшее с Иверским Монреальским образом Богоматери.

Икона была написан в начале 1980-х годов. Вскоре ее подарили православному канадцу чилийского происхождения Иосифу Муньосу, большому знатоку искусства и иконографии.

Приехав обратно в Канаду, где он жил, Муньос разместил икону в доме. В ноябре 1982 года образ впервые замироточил. Затем это начало происходить непрерывно на протяжении 15 лет.

Свидетели, видевшие это чудо в живую, утверждали, что священное миро стекало из рук младенца и самой Богородицы, а также из звезды, изображенной в районе ее плеча. При этом обратная сторона икона всегда оставалась неизменно сухой. Миро собирали в сосуды, так как его было достаточно много, оно издавало благоухание и характерный аромат.

Муньос начал возить образ Богородицы по приходам в разные страны, побывав с ней на нескольких континентах. Образ Богородицы исцелял людей, которые приходили к нему поклониться, совершал другие удивительные чудеса. Чаще всего миро на иконе появлялось, когда перед ней начинали молиться, иногда так сильно, что даже проступало через стекло, которым было защищено. Особенно сильное мироточение наблюдалось в дни больших православных праздников. Икону почитали не только православные, но и представители протестантской и католической конфессий.

Читайте также:
Православный протоиерей: кто это такой, значение и особенности, как стать

Когда Муньос был убит в 1997 году на территории Греции, образ Богоматери пропал.

Почему происходит мироточение?

Считается, что во время мироточения на иконах выделяется миро. Это масло, обладающее приятным запахом. От атеистов, скептически относящихся к этому чуду, можно слышать, что миро – это смола или ее подобие, выделяемая деревом, на котором создан образ.

Данное утверждение опровергается тем фактом, что подобное чудо происходит не только с деревянными образами, но и теми, что приклеены на картон, даже их бумажные репродукции. Это происходило с бумажной копией Иверской Божьей Матери, которая замироточила ровно через 10 лет после убийства Муньоса. К тому же эти объяснения не выдерживают никакой критики, когда миро изливается с образов буквально целыми литрами, к тому же в большинстве случаев все окружающие ощущают устойчивый приятный запах от мироточащего образа.

Фото: Alchevskpravoslavniy.ru

Мироточат не только образа святых, но и их мощи. Например, так происходит с мощами Николая Чудотворца, которые хранятся в итальянском Бари, начиная с конца XI века.

Стоит смириться с тем, что мироточение – необъяснимое явление, которое человек не в состоянии осознать, найти для него разумного научного объяснения. Это такое же чудо, как и нетленность святых, которые не разлагаются на протяжении нескольких веков. Например, на греческом острове Корфу уже около 15 веков остаются нетленными мощи Спиридона Тримифунтского. До сих пор на теле святого сохранилась даже кожа. Ученые неоднократно пытались разобраться в этом вопросе, исследовали мощи, но так и не смогли найти рационального объяснения.

В современном мире мироточение икон не считается большой редкостью. Это является знаком божественной благодати и особого милосердия, проявляемого к человеку.

Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Бог даровал всему миру великое знамение истинности православной веры — Благодатный Огонь в Иерусалиме, который появляется с неба в храме Гроба Господнего в последний день Страстной недели, перед Пасхой. Знак Божией благодати к православной церкви — огонь на Пасху в Иерусалиме появился еще при жизни первых апостолов.

Ежегодно тысячи людей приезжают в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении яркого Света, от которого порой сами возгораются свечи. Миллионы телезрителей по всему свету с затаенным дыханием ожидают Божьего чуда.

Что такое Благодатный огонь

Благодатный Огонь в переводе с греческого языка означает Святой Свет, который возникает над Гробом Господним в разное время, но неизменно его появление в Страстную субботу перед Пасхой.

Божий Свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа.

Первым нерукотворный Свет увидел апостол Петр, когда вбежал в пустую гробницу. Была ночь, но Петр был поражен увиденным ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа.

Уникальность Благодатного огня состоит в том, что в первые минуты после сошествия он не обжигает.

Многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем, принимая благодать воскресшего Сына Божьего.

О других чудесах в православии:

Храм Гроба Господнего: история и современный стиль

Территория Храма Гроба Господнего представлена целым комплексом архитектурных зданий, в которые входят:

  • Голгофа и место Распятия;
  • Кувуклия;
  • Кафоликон — кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
  • храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
  • собор Святой Елены;
  • монастыри;
  • галереи.

Божья любовь объединила на одной территории разные церкви. Иерусалимская Православная церковь руководит службами в своих святынях, Голгофе, Кувуклии и Кафоликоне. Орден св. Франциска обладает церковью францисканцев и алтарем гвоздей. Армянская апостольская церковь главенствует в соборе Святой Елены, приделе «Трех Марий».

Эфиопская церковь ведет службы над могилой св. Иосифа и алтарем, расположенном на западной стороне Кувуклии. Стену, ограждающую Храм от всего города, построил султан Сулейман еще до того времени, как там появились православные христиане. Голгофа — скала, место страданий и Распятия Иисуса, в те давние времена располагалась вне стен города.

Святая Гробница — пещера, в которой был похоронен Спаситель, располагается в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально в ней было две камеры — вход и сама погребальная комната, в которой находилось ложе — аркосолий, место ритуальных захоронений.

В четвертом веке равноапостольная Елена распорядилась накрыть две святыни сводами Базиликой, которая ныне носит название Храма Гроба Господнего.

Часовня Кувуклия или в переводе — царская опочивальня, «накрывает» погребальную пещеру Иисуса. Нигде больше в мире нет такой часовни, Кувуклия — уникальное место на земле, хранящее воспоминания о Царе царей, Господе господствующих, который в этом месте был похоронен и воскрес.

Как и в давние времена в Кувуклии две камеры, в первой можно увидеть большое ложе — аркосолий, входная комната известна в современном мире, как Придел Ангела. В Приделе Ангела хранится часть каменной глыбы, которую отвалил ангел. Именно с этого камня, сидевший на нем Ангел обращался к женам, принесшим миру к гробу Учителя.

История схождения Благодатного огня

История Церкви хранит все сведения о сошествии Благодатного Огня на протяжении нескольких веков.

  • Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
  • В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
  • С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
  • По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
  • Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
  • В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада, писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
  • Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
  • Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
  • Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.
Читайте также:
Можно ли православным купаться в Мертвом море: разрешено или нет, ответы и советы священников

Важно! В первые минуты Своего появления Благодатный Огонь никого не ожигает.

Литания Святого Света

Ежегодно, в Страстную субботу, весь христианский мир, затаив дыхание, ожидает чудо появления Благодатного Огня. Храмовая церемония или литания Святого Света начинается с субботнего утра. Паломники, а среди православных христиан присутствуют атеисты, мусульмане, верующие других конфессий, с раннего утра занимают очередь.

В Храме Господнем тушат все свечи, за этим строго следят представители разных церквей. После проверки Кувуклия опечатывается большой печатью хранителем ключей, который является мусульманином.

Есть три группы людей, присутствие которых является обязательным в процессе подготовки к схождению Святого Огня. Господь избрал для присутствия на таинстве появления Благодатного Огня Патриарха Иерусалимской Православной Церкви.

Важно! Только представитель православной церкви может принять Святой Свет, и это не выбор самого православия. Это выбор Бога.

Представители Армянской церкви в1579 году по договоренности с градоначальником вошли в храм, оставив православное священство за дверями храма. Много времени армянские представители молились, но Свет не сходил. Пребывали в трепетной молитве и православные священники. Внезапно сильный гром прозвучал в Храме, стоящая слева от двери входа в Кувуклию колона треснула, и оттуда появился Огонь, запаливший свечи у православного Патриарха.

Следы этого чуда можно видеть и по сей день.

С этого времени не нашлось желающих оспаривать право православной церкви на принятие Благодатного Огня. Представители различных христианских конфессий могут присутствовать при появлении Благодати Божьей — схождении Божьего Огня. Святой Свет они принимают от свечей, зажженных Иерусалимским Православным Патриархом.

Второй группой людей, без присутствия которых не происходит чудо схождения Света, является монашество, представляющее лавру Преподобного Саввы Освященного. Эта традиция берет начало с 614 года, когда от рук персидских завоевателей погибли 14000 иноков. В настоящее время в лавре постоянно служат 14 иноков.

Многих паломников удивляет и даже возмущает громкогласное поведение арабских христиан. Парни сидят верх один на другом и громко славят Бога, танцуют. Время появления этой традиции неизвестно, но когда во время английского правления арабам запретили входить в Храм, Огонь не появлялся до тех пор, пока арабскую молодежь не пустили для исполнения их ритуалов.

Несмотря на погоду, даже в солнечные дни, с 9 часов утра паломники могут слышать звуки, напоминающие раскаты грома. В некоторые года около полудня храм и подворье начинает озаряться небесными зарницами, которые являются предвестниками сошествия Святого Света.

В это время громко звучат молитвы арабской молодежи. Близко 13.00 начинается литания, во время которой крестным ходом священство во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским трижды обходит Кувуклию, останавливаясь перед ее входом.

Патриарха разоблачают до подризника, порой происходит показательный обыск, показывающий, что у Блаженнейшего нет средств для зажигания огня.

В сильнейшем волнении Патриарх заходит в Кувуклию, склоняет колени и возносит молитву прошения к Богу, от которой зависит, помилует ли Господь Свой народ. Воздух пропитан надеждой и тревогой, и когда волнение достигает своего пика, воздух пронизывают частые блики небесного цвета, яркий Святой Свет буквально вырывается из Кувуклии, от зажженных самим Богом 33 свечей, переданных Патриархом. Огонь огненными ручейками растекается по Храму и за его пределы. Люди радуюсь, танцуют, поют.

Многие паломники свидетельствуют, что в этом момент они чувствовали настоящее очищение, как второе рождение.

Чудеса Святого Света

Неоднократно, во время пребывания в Храме Гроба Господнего, после умывания Благодатным Светом, люди получают исцеление. Камеры наблюдения зафиксировали полное очищение лица мужчины, изуродованного гноящимися ранами, которые практически «съели» его ухо. Чудо исцеления состояло в том, что буквально на глазах присутствующих лицо очистилось, а ухо приняло свою природную форму.

Читайте также:
Православие и животные: особенности христианского отношения, можно ли держать в доме или нет, нюансы

Еще о чудесах исцеления:

Второй случай храмового чуда произошел с человеком, у которого после умывания исчезли оба бельма на глазах, из-за них мужчина был практически слеп.

Яркие молнии и Святой Свет не причинил вреда ни одному человек, не опалил ни одного волоса. Только стекающий воск от свечей, который называют капельками Росы, оставляет след, его нельзя отстирать никакими порошками.

Представители различных конфессий, получив Благодатный Огонь, спешат доставить Его в свои страны.

Схождение Благодатного огня

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Тайна появления Благодатного огня: мнения верующих и версии скептиков

Что такое Благодатный огонь

Накануне Светлой Пасхи христиане всего мира наблюдают удивительное событие – сошествие Благодатного Огня. Чудесное снисхождение происходит ежегодно, каждую Великую субботу, в храме Гроба Господня (Иерусалим). Божественное пламя обладает необычными свойствами:

  • первые несколько минут оно не обжигает;
  • способно исцелять тяжелые заболевания;
  • цвет его необычный: темно-голубой или синий.

Верующие объясняют такие чудеса Божьей благодатью, а потому умываются священным даром, не боясь обжечься.

Богослужение, проходящее в канун Пасхи, символизирует собой три важных события: Распятие Иисуса Христа, Погребение и Воскрешение. Священнослужители, ведущие праздничную церемонию, называют сошедшее пламя «Светом», а вынос его из Кувуклии обозначает воскресшего Спасителя.

Читайте также:
Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

История Благодатного огня

Храмовый комплекс, где ежегодно происходит великое чудо, был возведен в IV столетии императором Константином I. Впервые схождение божественного пламени там увидели во время первого Пасхального богослужения. Позже на этом месте возвели крипту с Гробом Господним, называющуюся кувуклией.

О священном пламени в своих трудах упоминает христианский богослов Григорий Нисский (335-394 гг.). Он говорит, что ученик Иисуса, Петр, лично видел яркий свет, окутавший Гроб Спасителя после Его Воскрешения.

Римский историк Евсевий Кесарийский (263-339 гг.) рассказывал о чуде, произошедшем во II столетии. Когда для богослужения перестало хватать масла, патриарх Нарцисс распорядился наполнить лампады водой из Силоамской купели. Тут же с неба снизошел столп пламени, от которого зажглись все лампадки.

Святой Бернард писал в своем дневнике об ангеле, который зажигает свечи после Великой Субботней службы. Также об удивительном Свете упоминала Сильвия Аквитанская, знаменитая галльская паломница.

Видео «Откуда берется Благодатный огонь?»

В этом видеосюжете выдвигается несколько версий, объясняющих появление священного пламени.

Появление Благодатного огня

За день до Великой Пасхи в храме Гроба Господня тушат весь свет. Проверив Кувуклию, ее опечатывают воском, а затем передают контроль над дальнейшими действиями израильской полиции.

В 12:00 через двор Иерусалимской православной церкви к храму подходит крестный ход, возглавляемый Патриархом. Он трижды обходит Кувуклию, а затем становится напротив дверей крипты. Его Святейшество тщательно обыскивают, а затем запускают внутрь часовни. Иерусалимский Патриарх остается в одном подризнике, как доказательство того, что спрятать зажигалку или свечу ему негде.

Священник, преклонив колени, возносит мольбы к Господу Богу, чтобы Всевышний послал Благодатный огонь. По всему храму проносятся маленькие сполохи, а надгробная плита покрывается сине-голубыми огоньками. Священнослужитель подносит к ним ватный шарик, поджигает им лампаду, а затем отдает ее представителю Армянской церкви.

Архимандрит передает Божественный Свет скороходам, которые быстро разносят его всем прихожанам. Православные христиане называют священное пламя Божьей благодатью. Они верят, что пока Благодатный огонь сходит, человечество в безопасности. Однако когда он однажды не загорится, настанет конец света.

Альтернативные мнения и сомнения

Вопрос, откуда берется необычное пламя, волнует умы многих историков, ученых и скептиков.

Научное объяснение

Храм Гроба Господня очень рьяно защищает свою святыню, не разрешая посторонним проходить внутрь Кувуклии. Однако в 2008 году российскому физику Андрею Волкову удалось добиться разрешения на проведение своего исследования. Накануне Великой Пасхи, когда должен был сойти Благодатный огонь, он установил сверхчувствительную аппаратуру и стал ждать.

Перед самым появлением сине-голубых огоньков на надгробии датчики зафиксировали спонтанный длинноволновой импульс электрического происхождения. Во время поджога ватного шарика количество таких всплесков увеличилось, а полученные данные выявили, что их мощность сравнима с небольшим сварочным аппаратом.

Когда провели научное исследование треснувшей колонны, стоящей возле входа в крипту, получили неожиданное подтверждение гипотезы. Разрушения, которым подвергся камень, были следствием сильного электрического разряда.

Треснувшая колонна возле входа в крипту

Мнения скептиков

Объяснения скептически настроенных людей не имеют под собой доказательной базы, однако полностью списывать их со счетов тоже не стоит. Так, представитель Армянской апостольной церкви Самуил Агоян утверждает, что Божественное пламя зажигается от лампады, наполненной маслом. Его мнение подтверждает иерусалимский митрополит Корнилий, который называет Благодатный Огонь природным явлением, освященным святой молитвой.

Ориенталист И. Ю. Крачковский приводит свидетельство одного прихожанина. Тот говорил, что сам видел, как священник тайно поджигает свою свечу от лампадки, спрятанной в дальней нише Кувуклии.

Еще одна версия, поддерживающаяся скептиками – самовозгорание. Чудесное пламя, по их мнению, появляется вследствие химической реакции определенных веществ с воздухом. Это может быть бальзамовое, оливковое масло или хромат калия.

Представители греко-православных церквей

Православная церковь называет снисхождение Благодатного Пламени «чудом», объясняя божественную природу явления. Однако не все представители православия придерживаются такой версии. Например, митрополит Вифлеемский утверждает, что ничего необъяснимого здесь нет. Церковь просто не может лишить верующих очередного чуда, а потому продолжает и дальше играть спектакль с внезапным появлением Священного огня. Такое мнение подтверждает также время его снисхождения – каждый год оно совершенно случайно совпадает с рейсом, которым Божественный свет отправляют в Москву.

Православная церковь называет снисхождение Благодатного пламени чудом

Исламские источники

Ярче всех природу «чуда» описывает главный мусульманский судья Муджир-ад-Дин. Кадий говорит о разрушении храма Гроба Господня. По его словам, крипту сравняли с землей, вынеся оттуда все ценности. Причиной такого поступка стали неоднократные донесения о хитроумных христианах, которые нечестным путем добывали огонь, являя его чудом для невежд. Однако получают его совершенно естественным образом. Шелковые нити, протянутые над потолком храма, обмазывают бальзамовым маслом, смешанным с серой. При этом устроено все так, что невооруженным глазом увидеть подвох невозможно.

Интересные явления

За всю историю храма Гроба Господня Благодатный огонь не появился только дважды. Первый случай датируется 1101 годом, когда вместо иерусалимского патриарха войти внутрь Кувуклии решился представитель Латинской церкви. Второй раз произошел в 1578 году. В тот раз зайти первым было дозволено армянскому священнику. Однако вместо Божественного света раскололась пополам колонна, стоящая возле крипты, а из нее изверглись огненные языки.

Интересным обычаем является появление танцующих и поющих арабов, которые заходят следом за церковниками. Этот ритуал является также неотъемлемой частью церемонии.

К христианским чудесам можно относиться по-разному. Одни верят в них, другие относятся к ним со скептицизмом и стараются найти научное объяснение. Однако Благодатный огонь, чем бы он ни был – это удивительное зрелище, завораживающее своей красотой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: