Митрофорный протоиерей: кто это и что это значит в православной церкви

Иерархия духовенства

Ступени православного священства

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) – высший священный чин

Епископ – надзирающий архиерей

Архиепископ – наиболее заслуженный епископ

Митрополит – епископ, руководитель митрополии

Викарий – помощник другого епископа или его наместник

Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи – второй священный чин

У слова “священник” существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах – монах в сане священника.

2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом “мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон – низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого “паппас”, что означает “папочка”, “батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название “поп” постоянно встречается как синоним слов “священник”, “иерей” и “пресвитер”. Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: “отец Георгий”, “отец Николай” и т. д. Или просто “батюшка”. В официальных случаях диакона называют – “Ваше Благоговение”, пресвитера – “Ваше Преподобие”, протопресвитера – “Ваше Высокопреподобие”. Обращаясь к епископу, говорят “Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют “Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита “Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: “Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Протоиерей в православной церкви — что это за должность

В православной церковной иерархии протоиерей занимает важнейшее значение. Это церковное должностное лицо работает в народе, определяя наиболее приближенную к рядовым верующим политику церкви.

Церковная иерархия имеет немаловажное значение для жизни церкви. Определенная Апостолами, она сохранилась в неизменном виде тысячелетия. Это существенный фактор преемственности поколений церковных служителей, обеспечивающий незыблемость догматов церкви.

Кто такой протоиерей в православной церкви

Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы.

Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе.

Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом. Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом.

Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики.

Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили (так называется широкая лента, надетая на шею) и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев. Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем.

Митрофорный протоиерей что это

Так называется первосвященник ( русское значение греческого слова протоиерей), который получил право носить головной убор – митру.

В переводе с греческого языка митрофорный означает «носитель митры».

У протоиерея важной наградой является палица. Так называется ромбический плат, который носится на бедре, а надевается через плечо.

Палицей протоиерея Святейший Патриарх награждает через пять лет беспорочной службы в этом звании.

Еще через пятилетку после получения палицы протоиерей награждается крестом с драгоценными украшениями. Такая награда достается не каждому протоиерею.

После исправного служения сроком тридцать лет Патриарх своим указом может наградить протоиерея правом ношения митры. Это головной убор архиерея. Только архиерейская митра украшена крестом, а у митры протоиерея креста на вершине митры нет.

Митрофорный протоиерей надевает митру на важные торжественные службы, кроме литургии, которая проводится с открытыми царскими вратами, где ему служить не разрешается.

Первой митрой был награжден протоиерей Иоанн Панфилов, духовник Екатерины Второй. В дореволюционные времена такая награда была большой редкостью. Сейчас митрофорные протоиереи есть в каждом крупном городе России.

Кафедральный протоиерей

Так называется протоиерей, который служит в кафедральном соборе.

Словом кафедральный называется собор, в котором находится кафедра епископа. В соборе с кафедрой епископа проводятся архиерейские богослужения.

Читайте также:
Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

В кафедральном соборе должны служить 12 протоиереев, по числу Апостолов. Однако в кафедральных соборах небольших региональных центров обычно служат 3 — 4 кафедральных протоиерея.

Нужда в кафедральных протоиереях у церкви большая, так как на службы в кафедральные соборы приходят большие массы народа, и малое число кафедральных протоиереев не успевает правильно обслужить по канонам всех верующих.

Иерей и протоиерей отличие

Оба названия означают титулы православных священников, которые относятся к белому духовенству, то есть к священнослужителям, которым разрешено создавать семьи.

Протоиерей принадлежит к более высокой степени церковной иерархии, чем иерей. Протоиереем можно стать только через пять лет деятельности в должности иерея. Иерей может проводить службы в церкви и совершать 6 таинств.

Протоиерей находится в непосредственном подчинении у епископа и также, как и иерей может совершать шесть таинств из семи. Им обоим не разрешается посвящать людей в священнослужителей.

Старшинство протоиерея над иереем является существенным обстоятельством. Протоиерей не только командует иереями, но и имеет значительно больший опыт священной службы, поэтому указания надзирающего над ним епископа может воплощать в точном соответствии с религиозными догматами.

Чем отличается священник от протоиерея

Отличие заключается в следующем: священник более широкое понятие, чем протоиерей. Священник – лицо второй степени церковной иерархии. Он может принадлежать как к белому духовенству, имеющему право жениться, так и к черному духовенству – монахам.

Протоиерей может относиться только к белому духовенству, это старший священник православного храма. Как семейный человек, обычно с большим количеством детей, он лучше понимает нужды простых и бедных прихожан и более понятен им, особенно в сельской местности.

Митрофорный протоиерей

Митрофорный протоиерей — для непосвящённого звучит внушительно, но совершенно непонятно. Чем такой священнослужитель отличается от обычного протоиерея?

Возможно, кто-то догадается, что дело в митре, — головном уборе, напоминающем корону. Но за какие заслуги протоиерея удостаивают права её ношения? Разберёмся в этих вопросах.

Протоиерей — это высший представитель белого духовенства

Традиционно священнослужители в православном христианстве делятся на две большие группы: чёрное и белое духовенство.

Чёрное духовенство — это монахи, то есть те, кто дал обет безбрачия. Представители этой большой группы могут пройти все три степени духовенства:

  • дьякон;
  • иерей;
  • архиерей.

Из числа чёрного духовенства происходят: патриархи, епископы, иеромонахи, архимандриты, митрополиты и т.д.

Облачение протоиерея, на фото — отец Владимир (Головин)

Белое духовенство — это служители, которые женаты и имеют детей. Интересный нюанс: они могут жениться, только не будучи еще облеченными ни в диаконский, ни в священнический сан.

Представители этой группы ограничены в церковной иерархии двумя ступенями:

  • дьякон;
  • иерей.

Теоретически представитель белого духовенства имеет возможность пойти дальше — в архиереи, но при условии, если пострижётся в монахи. Например, если у него умрёт жена, ничто не помешает сделать такой выбор. Ведь повторный брак для белого духовенства запрещен.

Церковная иерархия приведена в этой таблице:

Белое духовенство Черное духовенство
Диакон
Диакон Иеродиакон
Протодиакон
(старший диакон,
как правило, в соборе)
Архидиакон
(старший диакон, в монастыре)
Священник
Иерей
(священник, пресвитер)
Иеромонах
Протоиерей
(старший священник)
Игумен
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер
(старший священник
в кафедральном соборе)
Архимандрит
Епископ (Архиерей)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Как мы видим, на одном уровне среди белого духовенства находятся митрофорный протоиерей и протопресвитер. Принципиальной разницы между ними и протоиереем нет. Каждый из них — это «старший священник».

Однако всё технически протопресвитер — это «старший протоиерей», ибо для него митра — не награда, а принадлежность сана.

Протопресвитер — титул настоятеля патриаршего храма, таких священников поэтому немного — только те, кто в разное время занимал соответствующую должность.

Протоиерей — это старший священник, выше него в белом духовенстве только протопресвитер

Но вернёмся к протоиерею. В древности ему соответствовало ещё одно звание — протопоп. Но так больше не называют. Ещё иногда употребляют слово «первосвященник».

Титул протоиерея известен с Киевской Руси.

Протоиерей — это настоятель храма и священник в одном лице

В протоиереи принимают на следующих условиях:

  • претендент обычно должен быть настоятелем храма;
  • посвящение проводит архиерей;
  • не обязательно проходить ступень иерея, если патриарх распорядился посвятить в протоиереи дьякона.

Первосвященник всё ещё остаётся священником, так что сохраняет все типичные для него обязанности:

  • совершать шесть таинств: крещение, миропомазание, причащение, брак, покаяние, елеосвящение;
  • общаться с прихожанами: учить, разъяснять, увещевать, помогать, разделять горе и радость;
  • обладать такими качествами, как открытость, самоотрешённость, доброжелательность;
  • всесторонне участвовать в жизни прихода.

Как настоятель храма, протоиерей имеет следующие обязанности:

  • представляет приход при решении юридических вопросов;
  • председательствует на Приходском совете;
  • отвечает за исправное несение богослужений в соответствии с церковным уставом; организацию проповедей; религиозное и нравственное воспитание прихожан;
  • организует общественную, образовательную, благотворительную и иную деятельность церкви;
  • может приостановить исполнение решения по вопросам внутрицерковного, вероучительного и канонического характера, чтобы согласовать всё с епархиальным архиереем;
  • руководит притчом (служителями прихода);
  • следит за надлежащим ведением приходской документации;
  • ведёт официальную корреспонденцию от лица церкви;
  • согласует с епархиальным архиереем решения приходского собрания;
  • представляет епархиальному архиерею отчёты и протоколы о деятельности прихода;
  • выполняет прочие функции, оговоренные церковным Уставом и трудовым договором;
  • несёт каноническую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение своих обязанностей и превышение полномочий.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

Читайте также:
Православие и ИНН: отношение церкви и мнение священников, духовная опасность, тонкости и нюансы

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

«и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него»

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу»

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Митрофорный протоиерей — обладатель трёх поощрительных знаков: палицы, креста и митры

Определение понятия «митрофорный протоиерей» не исчерпывается формулировкой: «протоиерей, удостоенный права носить митру».

До её получения первосвященник проходит долгий путь. Ему предстоит получить несколько наград за праведную службу.

Палица (епигонатий) — первая награда, которую может получить протоиерей. Это ромбовидный платок. Его острым концом прикрепляют к ленте.

Раньше этот атрибут рассматривали как неотъемлемую часть одеяния архиереев, но позже он стал использоваться в качестве награды для представителей других церковных званий. Носить его нужно через правое плечо и под фелонью.

Епигонатий — первый поощрительный знак протоиерея

Чтобы получить право ношения епигонатия протоиерей должен иметь стаж службы не менее пяти лет. Тогда патриарх может подписать указ о выдачи награды.

Патриарший наперсный крест — вторая награда, которую может получить протоиерей. Это настоящая драгоценность: золотое изделие, которое имеет обрамление из бриллиантов.

Прежде такой атрибут разрешалось иметь лишь представителям высшего чёрного духовенства — архиереям. Также это украшение называют «кабинетным крестом».

Патриарший наперсный крест — вторая высшая награда протоиерея

Чтобы получить право ношения кабинетного креста, протоиерей должен прослужить ещё пять лет после того, как ему выдали первую награду — епигонатий.

Правом ношения митры протоиерея могут поощрить за 30 лет безупречного служения церкви

Митра — третья награда, которую может получить протоиерей. Этот атрибут тоже обычно носят архиереи. Та корона, которую получает митрофорный протоиерей, отличается от архиерейской. На ней нет креста.

Облик митры постоянно меняется, из-за чего до 1988 года вводились поправки в то, кто и какую митру может носить.

Митрофорный протоиерей надевает митру для участия во всех торжественных богослужениях: для чтения Евангелия, для Великого славословия, для молебнов, для совершения литургии Преждеосвященных Даров и т.д.

Но ношение митры не даёт митрофорному протоиерею права на служение литургии с открытыми царскими воротами.

Митрофорный протоиерей Иван Мисеюк в богослужебном облачении

Чтобы получить право ношения митры, протоиерей должен служить в церкви 30 лет и иметь при этом безупречную репутацию. В этом случае патриарх издаёт указ о поощрении протоиерея такой привилегией.

Иерархия в церкви среди священников: церковный и духовный сан, как правильно называть батюшку

Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая – диакон (помощник священника); средняя – священник; высшая – епископ.

Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один)
Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.

Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

  1. Как миряне могут служить в храме? Кто такой алтарник, чтец по иерархия в церкви
  2. Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом.
  3. Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?
  4. Кто такие монахи?
  5. Как правильно обращаться в батюшкам?
  6. Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви.
Читайте также:
Церковные суеверия и православие: мнение священников, распространённые суеверия и приметы
Как миряне могут служить в храме? Кто такой алтарник, чтец по иерархия в церкви
Кто такой алтарник

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Кто такой чтец

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.

Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.

Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.

Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом.

Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно.

Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь. Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.

Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?

Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер (греч. – старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.

Кто такие монахи?

Монах – священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Кто такой протоирей? Протоиерей это старший иерей (священник), обычно настоятель храма.
Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель, это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме.


Кто такой архиерей?
Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Кто такой епископ и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»). Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.

Митрополит – архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.

Кто такой патриарх? Патриарх (греч. – родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как правильно обращаться в батюшкам?

«Отец (имя)» — обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка». Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка». Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви.

Белое духовенство (женатые)

Черное духовенство (монашествующие)

Степени

Архиереи (высшие священники)

Священники

Дьяконы
(помощники священника)

Гнев, раздражительность и обидчивость

Из наследия Оптинских старцев

Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.

Истоки гнева и раздражительности

Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.

Читайте также:
Бытовые суеверия и православие: отношение и мнение церкви, верить или нет
Иероним Босх. Гнев

Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

Читайте также:
Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Грех гнева в православии

Нет в мире христианина, который хоть раз в жизни не гневался, ибо это проявление чувств вполне нормально для каждого человека, но, при условии, если оно не переходит некоторые границы. Библия учит нас, что гневаясь, мы не должны впадать в грех. Грех гнева в православии относится к смертным грехам, о них говорится в Притчах, 6 главе. Бог ненавидит сердце, в котором живут злые замыслы, это мерзость для Творца.

Как различить праведную и грешную эмоцию

Гнев — ответная реакция человека на какое-то действие или ситуацию. Если в этот момент нас накрывает раздражительность, желание мстить, возникает новый конфликт, то следует задуматься, а не грешу ли я. В Евангелии и послании апостолов можно найти несколько мест, где Иисус гневался в моменты непослушания людей или нарушения ними заповедей Божьих. Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.

Выражая негативные чувства по отношению к тем или иным событиям, мы не имеем права дать дьяволу контролировать нас, предоставив ему угодную область действий. Свое возмущение можно выразить по-разному, даже криком, но при этом, не оскорбляя возмутителя спокойствия, отдавая суд в руки Всевышнего.

Читайте о его грехах:

  • Грех празднословия
  • Грех злословия
  • Грех лени

Важно! Как бы христианам ни хотелось найти оправдания гневным проявлениям чувств, неконтролируемым при этом действиям и выражения, за каждое слово и действие придется дать ответ Богу.

Полностью пребывая под покровом Духа Святого, имея веру в силу Божьего суда, можно научиться преодолевать злость, находясь в покое и мире. Только Бог дает силы смотреть на обидчика Его глазами и воздавать любовью к тем, кто несправедлив к нам, только с Господом можно избавиться от смертельного греха.

Очень сложно взять свой крест и идти за Христом. Без смирения, терпения и прощения невозможно обрести истинное покаяние, гневаясь даже справедливо, по человеческим понятиям, мы ничего не меняем. Видя сучок в глазу брата, не замечаем бревна в своем оке (Матф. 7:3).

Отличить праведный гнев от неправедного легко при помощи простого теста. Неправедные эмоции направлены против определенной личности, и при праведном отношении к человеку христиане проявляют эмоции по отношению к греху.

Виды проявления гнева

Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.

По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.

Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение. Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим. Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.

Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.

Причины гнева

Несправедливое отношение в той или иной ситуации, как правило, вызывают ответную реакцию, которая меняет отношение к обидчику. Работодатель, супруг, дети, соседи могут нанести обиду, несправедливо отреагировав на любые действия или слова. Результат — гневные эмоции и желание доказать, наказать, судить, изменить, а это все функции Бога.

Сплетни, злословие, разного вида осуждения и слишком высокое мнение о себе часто приводят к раздорам, вызывая спор, ссору или ответные сплетни. Не обладая терпением и смирением, христиане часто впадают в гневное состояние, особенно если в какой-то ситуации кто-то стоит на пути к достижению желаемого. Не имея терпения дождаться изменений, люди теряют самообладание, проявляя злость и выражая гневные эмоции.

Последствия насилия часто оставляют в душе непрощение и желание отомстить, гневные эмоции выражаются в пожелании всего негативного обидчику. Желание удовлетворить свои желания и отсутствие возможностей осуществить задуманное часто приводить к негативизму, раздражению и злости, гнев находит выход в обвинении всех и каждого.

Важно! Библия четко говорит, что человек будет под проклятием, если он надеется на другого человека, а не на Бога. (Иеремия 17:5)

Читайте также:
Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

В списке семи смертных грехов зависть стоит перед грехом, часто являясь причиной возникновения раздражения. Рядышком притаилось и сребролюбие.

Гневная ответная реакция, рожденная завистью, часто приводит к негативным последствиям. Каин из зависти убил родного брата Авеля. Из-за желания занять тот или иной пост повыше люди способны на подлость, клевету, гневаясь из-за собственной несостоятельности. Господь видит все наши способности и таланты, и в Его воле даровать повышение по службе или выдвижение на более значимую роль в жизни.

Неумение сказать «Нет», рожденное неуверенностью в себе самом, рождает страх и давящее чувство проблем, приводит к внутреннему протесту, саморазрушению. Отсутствие самоконтроля и уважения к окружающему миру — постоянные спутники гневного человека, вечно всем недовольного.

Как справиться со смертельным грехом в православии

Проанализировав свои эмоции и поняв причину возникновения гневного поведения и раздражения, которое является корнями негативных поступков, можно переходить в наступление с грехом.

В своей нагорной проповеди Иисус четко определил направление к победе над страстями, пожелав, чтобы христиане молились за тех, кто ранит и гонит их.

Важно! Молитва и только молитва остается единственным и самым верным оружием со смертными грехами, неуправляемыми страстями.

В молитвенном прошении, наполняясь присутствием Духа Святого, обиженный человек начинает видеть во врагах детей Божьих, осознавать причины, побудившие поступать обидчиком таким или иным образом.

Согласитесь, молясь за врагов своих, люди поневоле оставляют гнев, отдавая весь суд в руки Творца.

Боже милосердный и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей!

Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Находясь в плену гнева, мы сами закрываем Небеса для наших молитв.

Раздражительность и гневные эмоции победить помогает применение принципа взвешивания, который заключается в том, чтобы в момент огромного желания проявить гнев, вступить в ссору, сделать глубокий вдох и проанализировать все плюсы и минусы своего поступка, взвесив все на весах справедливости.

На одну чашу кладем то, что причинило боль, вывело из равновесия, на другую последствия проявления негативных эмоций:

  • потеря душевного мира;
  • разрыв дружеских отношений;
  • опустошенность;
  • чувство неловкости за ответные действия.

Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа. Христианская зрелость позволяет относиться к различным ситуациям с чувством юмора. Умение радоваться в любой ситуации, видеть проблемные места обидчика, восприятие все содеянное против вас, как еще одну ступень в укреплении смирения и терпения, помогает «выпустить пар» до эмоционального взрыва.

В послании Павла (Тим. 6:6) говорится о том, что быть довольным и благочестивым следует приложить усилие, приобрести мир и умение радоваться. Умение выйти из гневного состояния дарует возможность в реальности и здравом сознании оценить сложившуюся ситуацию и принять верное решение. Воцерковленные христиане знают, что только Господь может исправить любую ситуацию по справедливости, но для этого надо уметь доверять во всем и всегда Создателю.

Изменить скандальный, вечно недовольный характер, в любую минуту готовый сорваться в гневном выражении эмоции человеку не под силу, это возможно только Всевышнему Создателю.

В послании Ефесянам Павел, дает и подсказку, что находиться в гневном состоянии можно только до захода солнца. Господь дарует свет праведным и недостойным, по Своему великому благословению Он прощает молящихся у престола Творца, но придет ночь и наполненная гневом душа может натворить много бед, разжигая в себе огонь злобы и мщения. Наступит новый день, разгоревшийся костер страстей зла погасить уже будет сложнее, дьявол займет свое место и доведет человека до еще большего греха. Вражда между людьми — цель и задача сатаны, мечтающего погубить Божий покой и мир в христианских душах.

Неумение управлять своими страстями приводит в смерти, если не физической, то душевной и духовной. Неумение налаживать отношения в мире и спокойствии часто становятся причинами разводов, о которых потом жалеют обе стороны, разрывов между родителями и детьми. Гордость и завышенная самооценка не позволяет отказаться от ответной реакции даже во имя сохранения хороших отношений в семье.

Совет! В Своих заповедях Господь оставил одно из важных условий обретения Его благодати — возлюби ближнего своего.

Читайте о Заповедях Божиих:

Человек, обладающий повышенным самомнением, самолюбием, комфортно себя чувствует в ситуациях особого внимания к его особе, хвалы, но как только появляется критика, вспыхивает огонь злости, раздражения. Христианин, знающий о личном горячем темпераменте, учится удерживать эмоции, жертвуя собственным самоотвержением во имя святости. Только сильным натурам, познавшим благодать Отца, под силу первому попросить прощение, и уладить конфликт.

Гордость никогда не уступит своего места, находясь в тесной дружбе с гневными переживаниями, победив раздражение можно остаться горделивым, пренебрегая мнением других.

Святые Отцы называли гневное проявление эмоций ложкой дегтя, которая может испортить весь мед. Они утверждали первой причиной, отгоняющей благодать Божию из сердец христиан, является гнев. В тупик заходят те православные верующие, которые самооправдываются тем, что гневаются не так сильно, как сосед или сотрудник по работе. Святые Отцы видят в этом замаскированных бесов. Они не проявляют себя полностью, обладая эмоциями христиан, отравляя их существование малой толикой яда.

По словам Иоанна Лествичника, грех гнева в православии приводит к помутнению разума, в своем послании апостол Иаков подчеркивает, что с помощью гнева правды не добьешься (Иак. 1:20).

Читайте также:
Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

Единственное сильное оружие против гнева

Мы часто говорим, что Бог есть любовь, именно любовью создан мир, на любви держится человечество.

Важно! Милостью и любовью можно победить любого врага и беса, разрушающего христианскую душу.

Даже праведный гнев в православии строится на любви, которая способна исцелить любой недуг. Пример всепрощающей любви дал Христос, когда, проходя через Самарию, Он не получил достойного гостеприимства, то на предложение апостолов сжечь селение громами и молнией, Спаситель сказал, что Он исцеляет любовью. (Луки 9:56).

Тот, кого называли «сыном грома», Иоанн закончил жизнь, как апостол любви, побеждая любовью гнев гонителей и палачей. Только жесткая необходимость может толкнуть нас к радикальным мерам, когда использованы все методы исцеляющей любви.

  1. Грех лени в православии
  2. Грех злословия в православии
  3. Почему играть в карты в православии грех?
  4. Грех гордыни и борьба с ним

«Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа»… А как быть, если уйти невозможно? Если на негативные эмоции провоцируют самые близкие люди? Да, понятно, что зачастую нечистый искушает человека как раз через самых близких и дорогих людей. И ты стараешься понять это, простить. Но это ранит в полную силу.Это просто выбивает из колеи. Зачастую очень жестко! Возможно ли абстрагироваться от этой ситуации, не разрывая связи с близкими или обидевшим тебя человеком, с которым так или иначе ты связан по жизни? Как отделить обиду от любви к близкому человеку? Как сохранить внутреннюю гармонию в такой ситуации и не омрачить дух свой или не впасть в уныние и неуёмную печаль? По-моему, это высший пилотаж духовной практики.

Добрый день. Сложно ответить вообще, вне конкретной ситуации. Возможно, в каких-то обстоятельствах и необходимо разрывать отношения. К примеру, если отец семейства постоянно изменяет супруге, или неудержимо агрессивен, бьет детей и жену, а никакие увещевания не могут на него повлиять. В таком случае, особенно если есть угроза жизни и здоровью детей и других членов семьи, утеряна всякая надежда, что человек образумится — да, необходимо прерывать отношения. Иногда можно встретить мнение, что православный человек должен терпеть до конца, что святость брака нерушима и развод неприемлем ни в каких случаях. Тем не менее, и Социальная концепция Русской Православной Церкви, и Поместный Собор 1918 года называют целый перечень причин, по которым может быть расторгнут даже венчанный православный брак. Конечно, это всегда беда и боль для обоих супругов, но иногда другого выхода просто не существует. Это к слову о том, возможно ли абстрагироваться, не разорвав отношения. К сожалению, это возможно не всегда.

Если же по каким-то обстоятельствам нет возможности оградить себя от негативного влияния близкого человека — остается только нести это, как Крест, данный Господом для нашего научения и духовной пользы. Безусловно, это очень тяжелый путь, но он может принести большую пользу душе человека, если нести его со смирением и упованием на Божью Волю. Конечно, человек сам по себе не способен понести такую ношу, поэтому необходимо молиться, прибегать к помощи святых, воцерковляться и всячески выстраивать свою жизнь по христианским заповедям.

На практике, в обычной повседневной жизни, если мы не можем выносить ранящих и обижающих нас близких, мы можем и должны попытаться выстроить некие границы, чтобы защитить себя и свою семью. Но очень важно постараться не впадать в ненависть. Конечно, любить своих врагов той любовью, которой их любил Христос, мы не можем. Но каждый человек может усилием воли заставить себя не делать зла в ответ на зло. Не мстить. Не желать плохого. По мере сил и возможности сделать что-то хорошее для обижающего нас человека. Как минимум, нужно стараться прилюдно не рассказывать о той грязи, которую порой выливают люди друг на друга. Это уже будет первый шаг к принятию того испытания, которое для чего-то послал Господь. Такие действия нужны не для того, КТО обижает, а для того, КОГО обижают — заставляя себя усилием воли не мстить и по мере возможности делать добро, мы приучаем свое сердце и свою душу к милосердию, к христианской любви. В обратном случае мы только усилим то зло и ту ненависть, которой и без нас много в мире.

Спасибо, Екатерина! Есть еще вопрос: существует ли в действительности «праведный гнев»? Или этот термин — исключительно человеческое изобретение? Как церковь относится к этому понятию?

Да, праведный гнев существует. Об этом нам говорит само Священное Писание (Евангелие от Матфея 21:12), когда Христос силой и в гневе выгнал торгующих из Храма. Христос имел в себе полноту человеческой природы, Он не был лишен всех человеческих чувств. Но Он был лишен одного — греха. И даже изгоняя нечестивых торговцев из Дома Божия, Он мог не согрешать.

Еще один известный пример — поступок архиепископа Николая Мирликийского, впоследствии ставшего нашим излюбленным святым, Николаем Чудотворцем. «Образ кротости и правило веры» — так о нем принято говорить. Но это не помешало ему на Вселенском соборе дать пощечину еретику Арию, который своим лже-учением сбил с истинного пути множество новоявленных христиан.

Глядя на эти и многие другие примеры, можно говорить о том, что праведный гнев существует. Другой вопрос в том, доступен ли он нам, обычным людям? Чаще всего, к сожалению, не доступен. Для того, чтобы гневаться без греха, нужно достичь определенной духовной высоты и бесстрастия — т.е. по сути приблизиться к святости. Мы же, как правило, гневаемся страстно, озлобленно. Именно поэтому все святые отцы советовали упорно преодолевать в себе гневливость. Кроме того, праведный гнев не может проявляться часто, это реакция на какое-то особое, выдающееся событие. Но в повседневной жизни мы сердимся и гневаемся практически ежедневно, и такой гнев нельзя назвать праведным.

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Гневливость — это значит означает что человек слаб головой, надо иметь железный характер не оскорбляя обидчика.

Добрый день. Конечно, состояние нервной системы и психики играют важную роль в обуздании страсти гнева. Поскольку человек содержит в себе предпосылки к каждой страсти, особенности характера или психические заболевания могут влиять на проявление тех или иных страстей. Искоренять гневливость нужно обязательно со всех сторон — молиться Господу об избавлении от страсти, совершать поступки, ей обратные. Для тех же, кто чувствует негативные изменения в своем психологическом состоянии — обязательно нужно с ним работать. Возможно, нужно посетить специалиста, принимать какие-либо лекарства для успокоения нервной системы, психического равновесия. Успокоившись таким образом, человеку будет проще преодолеть в себе духовный надлом.

К примеру, гневливость и раздражительность часто являются спутниками такого заболевания, как депрессия. Для больного человека будет очень важно как выполнение рекомендаций врача, прием антидепрессантов или других назначенных препаратов, так и посещение храма, молитва, усугубление духовного делания. Постепенно, приводя свою нервную систему и психику в порядок и возрастая при этом духовно, такому человеку будет проще победить в себе страсть гнева.

Не можешь избавиться от греха раздражения – пойди и сделай что-то доброе

Гнев как естественное свойство человеческой души дано человеку Богом изначально. Он вложен в душу для того, чтобы с гневом отвергать всё греховное, неподобающее, вредное для неё. То есть гнев как полезное свойство души должен использоваться в качестве мощного щита от греха.

Но это свойство было извращено людьми и вместо борьбы с грехом стало использоваться против ближних. Вместо того, чтобы смиренно прощать, люди гневаются на других людей, порой совсем без повода, или по ничтожным причинам. Обижают друг друга, ругаются, оскорбляют, кричат – это все неправедный гнев. А уж если такой неправедный гнев переходит в драки, побои и убийства – это уже результат полной победы гнева над личностью.

Многие люди не контролируют себя в гневе, а значит, находятся в это время под полной властью врага человеческого, который использует неправедный гнев как лучшую свою пищу, как свой очаг и кров.

Смертный грех


Фото: Flickr.com
Но ответить на вопрос – является ли гнев смертным грехом – не так-то просто. Для этого стоит понять, что такое смертный грех.

Существует выражение «7 смертных грехов». Но, как зачастую бывает, расхожие фразы, которые, казалось бы, имеют отношение к православию, зачастую являются видоизмененными советской литературой и длительным периодом отсутствия церкви в информационном пространстве. Поэтому, используя те или иные выражения в своей речи, нужно сначала изучить их суть. Именно это относится к выражению «7 смертных грехов».

Это не 7 поступков, которые человек не будет совершать и станет сразу безгрешен. Нет, здесь речь идет о семи группах греховных страстей, которые включают в себя множество поступков, не приносящих пользы человеческой бессмертной душе.

Григорий Великий в 590 году ввел квалификацию греховных страстей. Страсть – это навык души, который она получила от постоянного повторения одних и тех же грехов. В результате этого повторения грех стал неотъемлемым качеством души. Он настолько сросся с ней, что человек, даже осознав в какой-то момент, что совершает грех, не может избавиться от него. Эта страсть приносит ему уже не удовольствие, а страдание, мучает его. И это именно так, ведь с церковнославянского «страсть» переводится как страдание.

И вот одной из этих семи страстей, семи смертных грехов и является гнев.

Как справиться со смертельным грехом в православии

Проанализировав свои эмоции и поняв причину возникновения гневного поведения и раздражения, которое является корнями негативных поступков, можно переходить в наступление с грехом.

В своей нагорной проповеди Иисус четко определил направление к победе над страстями, пожелав, чтобы христиане молились за тех, кто ранит и гонит их.

Важно! Молитва и только молитва остается единственным и самым верным оружием со смертными грехами, неуправляемыми страстями.

В молитвенном прошении, наполняясь присутствием Духа Святого, обиженный человек начинает видеть во врагах детей Божьих, осознавать причины, побудившие поступать обидчиком таким или иным образом.

Согласитесь, молясь за врагов своих, люди поневоле оставляют гнев, отдавая весь суд в руки Творца.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердный и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей!

Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Находясь в плену гнева, мы сами закрываем Небеса для наших молитв.

Раздражительность и гневные эмоции победить помогает применение принципа взвешивания, который заключается в том, чтобы в момент огромного желания проявить гнев, вступить в ссору, сделать глубокий вдох и проанализировать все плюсы и минусы своего поступка, взвесив все на весах справедливости.

На одну чашу кладем то, что причинило боль, вывело из равновесия, на другую последствия проявления негативных эмоций:

  • потеря душевного мира;
  • разрыв дружеских отношений;
  • опустошенность;
  • чувство неловкости за ответные действия.

Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа. Христианская зрелость позволяет относиться к различным ситуациям с чувством юмора. Умение радоваться в любой ситуации, видеть проблемные места обидчика, восприятие все содеянное против вас, как еще одну ступень в укреплении смирения и терпения, помогает «выпустить пар» до эмоционального взрыва.

Читайте также:
Миссионерство: история и суть в православии, принципы и понятие, развитие в 21 веке


В Библии гнев разделяется на Божий и человеческий

В послании Павла (Тим. 6:6) говорится о том, что быть довольным и благочестивым следует приложить усилие, приобрести мир и умение радоваться. Умение выйти из гневного состояния дарует возможность в реальности и здравом сознании оценить сложившуюся ситуацию и принять верное решение. Воцерковленные христиане знают, что только Господь может исправить любую ситуацию по справедливости, но для этого надо уметь доверять во всем и всегда Создателю.

Изменить скандальный, вечно недовольный характер, в любую минуту готовый сорваться в гневном выражении эмоции человеку не под силу, это возможно только Всевышнему Создателю.

В послании Ефесянам Павел, дает и подсказку, что находиться в гневном состоянии можно только до захода солнца. Господь дарует свет праведным и недостойным, по Своему великому благословению Он прощает молящихся у престола Творца, но придет ночь и наполненная гневом душа может натворить много бед, разжигая в себе огонь злобы и мщения. Наступит новый день, разгоревшийся костер страстей зла погасить уже будет сложнее, дьявол займет свое место и доведет человека до еще большего греха. Вражда между людьми — цель и задача сатаны, мечтающего погубить Божий покой и мир в христианских душах.

Неумение управлять своими страстями приводит в смерти, если не физической, то душевной и духовной. Неумение налаживать отношения в мире и спокойствии часто становятся причинами разводов, о которых потом жалеют обе стороны, разрывов между родителями и детьми. Гордость и завышенная самооценка не позволяет отказаться от ответной реакции даже во имя сохранения хороших отношений в семье.

Совет! В Своих заповедях Господь оставил одно из важных условий обретения Его благодати — возлюби ближнего своего.

Читайте о Заповедях Божиих:

  • Не поминай Господа всуе
  • Не укради
  • Почитай отца и мать

Человек, обладающий повышенным самомнением, самолюбием, комфортно себя чувствует в ситуациях особого внимания к его особе, хвалы, но как только появляется критика, вспыхивает огонь злости, раздражения. Христианин, знающий о личном горячем темпераменте, учится удерживать эмоции, жертвуя собственным самоотвержением во имя святости. Только сильным натурам, познавшим благодать Отца, под силу первому попросить прощение, и уладить конфликт.

Гордость никогда не уступит своего места, находясь в тесной дружбе с гневными переживаниями, победив раздражение можно остаться горделивым, пренебрегая мнением других.


Христианин должен учиться сдерживать свой гнев

Святые Отцы называли гневное проявление эмоций ложкой дегтя, которая может испортить весь мед. Они утверждали первой причиной, отгоняющей благодать Божию из сердец христиан, является гнев. В тупик заходят те православные верующие, которые самооправдываются тем, что гневаются не так сильно, как сосед или сотрудник по работе. Святые Отцы видят в этом замаскированных бесов. Они не проявляют себя полностью, обладая эмоциями христиан, отравляя их существование малой толикой яда.

По словам Иоанна Лествичника, грех гнева в православии приводит к помутнению разума, в своем послании апостол Иаков подчеркивает, что с помощью гнева правды не добьешься (Иак. 1:20).

Феофан Затворник о смертном грехе


Фото: Spassobor.ru
В своих трудах Святой Феофан Затворник пишет, что к смертным грехам относятся те страсти, которые нарушают нравственно-христианскую жизнь человека.

Он говорит о том, что люди знают, какая главная цель христианской жизни – это пребывать с Богом в душе и исполнять Его священные заповеди. А значит, каждый грех, который отнимает душевные силы, отвлекает от Бога, отнимает силу и желание трудиться, есть отдаление от благодати. И после совершения человеком такого греха, он чувствует себя дальше от Бога, не может чувствовать свою связь с ним. Всякий такой грех и есть смертный грех. Ведь он ведет не к вечной жизни души, а к ее смерти.

Каждый православный, который живет не в монастыре, а в обычном обществе, может легко вспомнить такое свое состояние – вроде и не хотел грешить, а закрутило, понесло и вот – даже молитва не идет, кажется, что есть более важные дела, нет времени на общение с Богом. Результат – потеря Божьей Благодати.

К такому состоянию относится и гнев. Казалось бы, знает христианин, что имеет свойство вспыльчивости, но вместо того, чтобы остановиться перед тем, как гневаться, осечь себя, помолиться, он продолжает культивировать свой гнев. Он объявляет всем близким, чтобы не злили его, жалуется на свою вспыльчивость и продолжает грешить.

Виды проявления гнева

Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.

По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.


Гнев может проявляться раздражительностью, вспыльчивостью, ненавистью

Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение. Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим. Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.

Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.


Фото: Azbyka.ru
Святитель Тихон Задонский в своей проповеди описывает человека, который впадает в гнев, с великим сочувствием и переживанием за него. Он говорит, что человек в этот момент мучается и эти мучения видны в том, что он кричит, делает резкие движения, и во всем похож на бесноватого. И если по внешнему виду видны мучения, то понятно, что в душе, этой тонкой и нежнейшей субстанции – творится совсем уж жуткая трагедия.

Читайте также:
Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Поэтому терзая так свою душу, люди разрушают и убивают ее гневом. А зачем тогда жить без погубленной души?

Именно гибель души, к которой ведет гнев, и делает этот, казалось бы, не страшный грех, таким опасным и относит его к смертным грехам.

Ведь никто не знает, как поведет себя человек, на которого обращен неправедный гнев. Как на его судьбе, характере, на его душе скажется излитая на него грязь греха гневливости. И данный Богом как сила против дьявола, гнев, направленный на слабого человека, может погубить его.

Необузданный гнев – эмоция, разрушающая душу

Проявления гнева считаются грехом, о нем говорится в Новом завете. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Слова из Послания апостола Иакова не потеряли своего значения сегодня. Гнев – это порок, вызванный гордыней, толкающий на мщение. Люди, государства в порыве мести двигаются к самоуничтожению.

Нужно учиться слышать друг друга, прощать обиды. Гневное чувство уместно к людям, нарушающим закон, злоупотребляющим своим положением. Каждый человек в случае опасности обязан защитить себя, семью, страну. Но не должен поддаваться желанию мести, неконтролируемому насилию, жестокости.

Совет. От гнева очень хорошо помогает святая вода, как можно чаще пейте её и сходите на исповедь в Церковь!

В повседневных жизненных ситуациях христианин должен научиться бороться с раздражением. Это способствует духовному развитию, помогает уничтожить зло. Гнев и злость убивают все доброе вокруг. Гневаясь, христианин не доставляет удовольствия себе, поселяет ответное чувство ненависти или боль в душе обиженного.

Раскаяние


Фото: Tatmitropolia.ru
Но никогда не поздно раскаяться даже в смертном грехе. Святитель Игнатий Брянчанинов проповедовал, чтобы те, кто впали в смертный грех, не отчаивались. Они могут спастись, если покаются и оставят его, отбросят свой греховный навык, свою страсть.

И в заключение хочется привести слова преподобного Исаака Сирина: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Осознать грех только кажется простым делом

– Покаяние, как мне кажется, состоит из трех неразрывных «частей».

Прежде всего, это – осознание греха. Помню, как покойный московский протоиерей из храма во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке о. Борис Гузняков, сказал мне на исповеди: «осознание греха – уже половина победы над грехом». И он был прав.

Многие люди живут во грехе и не осознают греховности своих действий, хотя, может быть, совесть иногда и обличает их. Так, например, продавец магазина или рынка бессовестно обвешивает покупателей и нисколько не считает это воровством, не стыдит себя за это.

Схожая ситуация бывает у священников (не говорю об архиереях): кто-то из них, пользуясь своим служебным положением, «гнобит» своих собратьев из-за каких-то причин и не только не осознает, что это – нарушение заповеди Божией о любви к ближнему, но даже думает при этом, что он «борется за Церковь», за дисциплину, за порядок и т.д..

Покрывай свои грехи добром

Этой победе над грехом будет способствовать и наше искреннее стремление «покрывать» свои грехи добром, например, милостью к больным и нуждающимся, помощью тем, кому она необходима. Причем помощь эта не всегда бывает материальной (в наше время не все люди могут позволить себе пить чай с сахаром!), она может быть не деньгами и иногда даже не словами.

Помню, как мне пришлось усыплять свою собаку, с которой мы прожили вместе полжизни – 17 лет. Мне же было тогда 34 года. Пока врачи в лечебнице делали свое дело, я сидел в приемной и безутешно плакал, почти что навзрыд.

И вдруг я увидел взгляд женщины, сидевшей в этом же приемном покое со своим четвероногим любимцем на прием к врачу.

Это был не простой взгляд, ее глаза были полны пониманием и сочувствием, столь глубоким и искренним, что мне стало немного легче. Кажется, что это был взгляд Самого Христа. Я помню этот взгляд и сегодня…

Почему мало сожалеть о грехах “про себя”

Вторая составная часть покаяния – исповедание своего греха, признание того, что это был грех, свидетельствование об этом перед Богом и духовником. Эта часть очень важна, прежде всего, для самого кающегося.

Мы сколько угодно можем сожалеть о своих грехах «про себя», но оставлять их нераскаянными, не совершая их открытое признание. Получается, что мы носим эти грехи как тяжелые мешки, как рюкзаки с камнями на своей спине… Порой этот груз бывает непосильным и человек доходит до срыва.

Можем ли мы обещать – никогда не раздражаться?


Фото с сайта historyhustle.com
И, наконец, третья важная часть покаяния – это твердое намерение не повторять греха. Не обещание, а намерение, ибо есть грехи, от которых нам, может быть, никогда и не избавиться. Таковы, например, осуждение, раздражение, обиды.

Поэтому, если человек обещает Богу, что, например, «больше никогда не станет раздражаться», он заведомо (хотя порой и невольно) обманывает, самообольщается, переоценивает свои силы и возможности. Не исполненное обещание будет тяготить совесть, как и нераскаянный грех. Но намерение победить грех, постоянно бороться должно быть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: