Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Читайте также:
Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Отношение и мнение православной церкви о телегонии

Порой священнослужители апеллируют в своих проповедях к научным фактам, в достоверности которых можно усомниться. Ярким примером такой научной теории является телегония.

Что такое телегония?

Как научная теория, телегония возникла и развивалась в XIX веке. Известный французский учёный Феликс Ле-Дантек, профессор Сорбонны, активно развивал эту науку и стал автором книги, в которой описывает принципы проявления телегонии.

Сам термин подразумевает проявление у потомства признаков первого полового партнёра их матери, независимо от того, кто является биологическим отцом. То есть, первый партнёр становится генетическим родителем всех последующих детей женщины. Широко эксплуатируется случай с кобылой графа Мортона, родившей полосатых жеребят. Тот же Ле-Дантек описывает историю, согласно которой в поместье графа попытались случить породистую кобылу с жеребцом зебры. Попытки не увенчались успехом. Через несколько лет Мортон продал кобылу. У нового хозяина, после случки с породистым жеребцом, она привела жеребёнка с явно выраженными полосами на теле.

Но по словам современных учёных, которые проанализировали данное явление, полосы на теле жеребёнка — это всего лишь атавизм. То есть в организме животного проявились древние гены. А как известно, домашняя лошадь произошла от своих диких предков, имеющих полосатый окрас.

Опыты в лабораториях, проведённые впоследствии на мышах и других животных, не подтвердили данную научную теорию, показав её полную несостоятельность. Почти 150 лет это лжеучение было забыто. Но сегодня эту тему вновь активно начали обсуждать, якобы для того, чтобы защитить и воспитать нравственность подрастающего поколения в интимных вопросах.

Об интимной жизни в православии:

Отношение церкви

На Рождественских чтениях в Москве 2005 года тема телегонии была также затронута. Доводы телегонистов-проповедников тщательным образом проанализировали и опровергли. Один из участников собрания высказал недоумение по поводу того, кому и зачем понадобилось поднимать эту давно забытую теорию. Ведь если с этой позиции вникать в Священное Писание, выходит, что вся родословная Иисуса Христа нарушается. В его роду есть четыре женщины, побывавшие в браке дважды.

Кроме того, это учение взяли на вооружение сообщества шовинистической направленности, одержимые идеей уничтожить физически всех «недочеловеков» и женщин, их рожающих. Логично, что церковь на это смотрит крайне негативно. Ведь перед Богом все равны и убийство ближнего — это смертный грех.

Мнение священников

Священники Православной Церкви, отвечая на вопрос об отношении к телегонии, подчёркивают, что в православии к науке относятся очень уважительно.

Так, диакон Сергей Кривовичев, являющийся профессором и получивший премию от президента РФ, отметил, что в миссионерских целях допустимо использовать научные факты. Но это не может быть лженаука, поскольку так дискредитируется Церковь в глазах верующих.

Он рассказал об одном случае, когда к ним в приход мужчина принёс брошюру о телегонии. Настоятель храма, просмотрев брошюру, заключил, что эта теория неверна уже только потому, что призывает беречь только физическую природу человека. Православие же заботится в первую очередь о чистоте духовной.

Отец Роман Братчик обращает внимание на то, что в научной среде помимо доказанных фактов, есть ещё и многочисленные гипотезы. Безусловно, для науки это хорошо. Гипотезы стимулируют деятельность учёных. Но опираться на эти гипотезы в проповедях опасно. В любой момент может подтвердиться их несостоятельность, и они будут отвергнуты. В случае с телегонией получается следующий парадокс. Если на самом деле никакого влияния на потомство от первых связей женщины нет, то выходит, всё можно?

Читайте также:
Можно ли носить вещи умершего человека: мнение священников

Это противоречит учению Православной Церкви.

Важно! Соблюдать нравственную чистоту необходимо потому, что нарушение целомудрия вне брака накладывает греховный отпечаток на душу человека. А не для того, чтобы рожать «чистокровное потомство».

Из всего сказанного следует, что отношение церкви к телегонии отрицательное. А тем богословам, которые опираются в своих проповедях на положения этой лженауки, стоит хорошо подумать о последствиях. Учение французского атеиста — не лучшее подспорье для ведения миссионерской деятельности.

Телегония по христиански

М онастырская православная газета «Ковчег»

Люди, вступающие в брак, в большинстве своём хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства девственная чистота, что именно от неё зависит – какими будут ваши дети. Наши предки знали об этом; они умели подметить, что от гулящей девушки не было хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия – ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр-кобыл от обычных жеребцов. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов. Ошеломлённый научный мир назвал это явление телегонией. Опыты современников — Ч. Дарвина, проф. Флинта, Феликса Ланд аптека и иных учёных — с другими животными — подтвердили данный феномен. Ф.Ландатаек написал книгу «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты (М.1889 г.), где в главе Телегония, или влияние первого самца», описал проводимые опыты.

Только практики собаководы знали давным-давно: если хотя бы раз породистая сука повяжется с кобелём-дворнягой и даже, если у неё от него щенят не будет, то а будущем всё равно породистого потомства от неё ждать нечего. Голубятники также об этом хорошо знают. Если непородный голубь «потоптал» породистую голубку, её сразу убивают, потому что, даже при самом «элитном» супруге, у неё будут только не чистопородные дети; то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то ещё что-нибудь.

Должны ли современные девушки, принимающие решение до брака начать интимную жизнь, знать это? Бесспорно. Однако об этом мало кто знает.

И к нашему времени сложилась парадоксальная ситуация: знают об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, преимущественно тишь животноводы. Иначе в России не было бы лучших пород животных – ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей. К слову сказать, отечественные меха завоевали третью часть мирового пушного рынка, в основном за счет селекционной работы в пушных зверосовхозах.

Открытие телегонии в XIX веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого. Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось.

Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно, когда стали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей — детей «ни в мать, ни в отца». а в чёрного, и, к сожалению, зачастую, дебильного молодца. Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки. Много лет тому назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейной трагедии. Что тут скрывать, «девушки – добрачные женщины», особенно из многочисленных проституток, «диких» или организованных «экскорт-услугами», сегодня дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков – детей.

Итак, телегония (от слова «теле» – далеко и «гони» – рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно — первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребёнка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины.

Естественно, что и в настоящее время у теории телегонии бесчисленное множество противников, которые приводят «результаты исследований и опытов», доказывая, что телегония — это бред, что считаться с ней — это не уважать себя и свои желания. Большинство этих теоретиков — люди заинтересованные, ибо индустрия порнографии потерпит существенные убытки, если явление телегонии будет изучаться детьми со школьной скамьи. Поэтому для них прибыльнее, если наши дети начнут изучать в школе программу «планирования семьи», способствующую растлению будущего поколения, а, следовательно — пополнению их кошелька.

И ещё вопрос: всё ли потеряно для женщин, которые потеряли девственность, но желают иметь семью?

В Православной Церкви — в обряде Крещения и Таинстве покаяния, можно обрести второе рождение и оружием Духа разрушить физическую немощь. Но покаяние должно быть истинное, чтобы душа очистилась и преобразилась. С духовной точки зрения телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. Гены – это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребёнку: если мать о чём-то думает — это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз – потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое. Святой Амвросий Медиоланский назвал его «даром первого брака от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, – именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят всё. Святой Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть. Ты не вступала в брак? Но это ещё не девство»

Читайте также:
Смертные грехи в православии: список по порядку и борьба с каждым из них

Так детство сохранить не просто, а вернуть его – ещё больший труд. Зато и награда большая: дети, которые рождаются от целомудренных родителей – это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.

«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь

Фото: Анлрей Кара

Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.

Большое количество “фейковых” новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового “индийского” штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми “троллями”, так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.

COVID-19 и информационная война

Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола “Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения”, прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.

При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что “обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер”. К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое “манипулятивное принуждение” с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.

В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. “Фейк” сразу же опровергли, но, как говорится, “осадочек остался”. И этот “осадочек” продолжают использовать против Церкви.

С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые “паблики” и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) “в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области”. В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин “встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его”. И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:

А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?

Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:

Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.

Однако негативная антицерковная волна уже распространилась. При этом противники Церкви одновременно бьют по ней (а соответственно, и по миллионам русских православных христиан) с двух сторон – используя некорректную критику вакцинации со стороны того же владыки Порфирия и распространяя слухи о церковном священноначалии, которое якобы выступает за общеобязательную вакцинацию и запрещает невакцинированным прихожанам участвовать в Таинствах.

Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: “Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа “сопротивлением светским властям и Патриарху”. И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола”. На что владыка ответил:

Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.

Читайте также:
Можно ли выпившим идти в церковь: можно ли в храм в нетрезвом виде, ответы священника

Хочется пожелать, чтобы этих “неизвестных людей” было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.

“Россию погубила сплетня”

И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент “ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации”. Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.

Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:

Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.

И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность “утраты образа Божия” вследствие “генной модификации человека” посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.

А потому наиболее верной представляется срединная позиция: “невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся”. И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.

Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ “третьей мировой войны”. Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.

И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, “нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся”, а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.

“Телегония” – антихристианская лженаука

Максим СПб
  • 24 Авг 2009
  • #1
  • «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;” (Мф. 18. 5.)

    «Что тут скрывать: «девушки – добрачные женщины» … все чаще дарят своим «законным любимым» скрытые грехи и трагедии добрачных половых связей – наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных придурков-детей, … ненавидящих своих отцов.» («Целомудрие и телегония»)

    Некоторые из тех, кто сочувствует православному движению против абортов, увлечены теорией так называемой «телегонии», считают ее серьезной наукой и одним из идеологических обоснований своей борьбы.
    Наша инициативная группа называется «Азбука веры – Омега» (“АВ-Ω”), деятельность этого сообщества православных христиан посвящена борьбе за жизнь нерожденных детей.
    Мы не склонны впадать в восторженное состояние, поэтому «телегония, наука о девственности», которую позитивно воспринимать можно только в вышеуказанном состоянии, сразу заставила нас насторожиться. С самого начала стало совершенно очевидно, что телегония противоречит самой сути христианского отношения к человеку, декларируя заведомую «ублюдочность» потомства женщин, имевших в жизни более одного полового партнера.
    Для тех, кто, в отличие от почитателей Православия в качестве «исконной русской традиции», действительно любит Библию, сразу бросается в глаза еще и заряд богохульства, заложенный в данной теории. Как мы знаем из Священного Писания (книга «Руфь»), дед царя Давида, Вооз, был для своей жены, Руфи, вторым мужем. От нее он произвел на свет Иессея, отца великого Псалмопевца. Сам царь Давид произвел на свет Соломона от Вирсавии (2-я книга «Царств»), для которой он также был вторым мужем, т. е. не первым «партнером». Значит, по логике «науки» телегонии, самый великий род в истории, давший нам по человеческому естеству Спасителя, был поражен «дегенерацией»? Какая находка для богоборцев! Понимают ли сами православные сторонники телегонии, в Кого их «наука» пытается швыряться грязью?
    По своей философии и терминологии, «телегония», (как ее излагают православные адепты) с ее попытками рассматривать божественные заповеди с грубо – материалистических, физиологических позиций, ужасами по поводу всеобщей «дегенерации» и «ублюдизации», поразительно напоминает теории Григория Климова, состоящие из неофрейдистской демагогии и богохульств, приводить которые здесь просто противно.
    В первый раз некоторые из нас встретились с «телегонией», услышав о ней из уст «русских гитлеристов», убежденных неоязычников, врагов «навязанного нашему арийскому народу жидовского христианства». Основной темой для разговоров у этих людей были газвагены и освенцимы, с помощью которых они намерены истребить «человеческий мусор, расово и физически неполноценных ублюдков». Они с восторгом объявляли, что, согласно запрещенной властями науке телегонии, уничтожению должна подвергнуться не только всякая небелая и дегенеративная мразь (к которой они относили подавляющее большинство русского населения), но и те женщины, которые имели с подобными типами половой контакт. Чтобы не плодили недочеловеков. Теперь эта теория стала популярна и в среде некоторых православных.
    После прочтения трезвенной, научно – обоснованной (в отличие от экзальтированных, необоснованных ничем, кроме собственного фанатизма, заявлений «телегонистов») статьи Г. Л. Муравник «Феномен телегонии» стало ясно, что эта теория с научной точки зрения абсолютно не верна и опирается только на замечание дарвиниста – антихристианина XIX века, оперировавшего устаревшими в наше время научными данными и ссылавшегося на что-то, узнанное понаслышке. Да и сам Ф. Ле-Дантек, похоже, не очень настаивал на своих любопытных умозаключениях. Никаких «строго-засекреченных полосатых лошадей» в действительности, оказывается, не было, и никакой телегонии профессиональные собаководы, как выяснилось, не наблюдали, все сенсации этой «науки» оказались вымыслом.
    Поскольку с позиции общепринятой, традиционной науки телегония не выдерживает критики, ее сторонники пустили в ход теорию «волновой генетики», неких энергетических сигналов, якобы посылаемых сперматозоидом в половые органы женщины. Эта теория, которая неопровержима в силу своей недоказуемости, излагается в фильме «Кто качает колыбель» несколькими чудаковатого вида людьми, которые вещают об «локализованных голограммах», благодаря которым появляются «ублюдочные дети», перемежая это рассуждениями о «генетическом отображении Отца Небесного», и колкостями в адрес «правоверной генетики», не желающей признавать их нетрадиционных взглядов. Больше всего эта группа напоминает секту в духе New Age, и, судя по почерку, к этому они и идут. Для трезвомыслящего христианина совершенно ясно, что в этом аспекте т. наз. «телегония» опирается на чисто теософские, оккультистские построения, десакрализующие человека и низводящие его до роли простого биологически – энергетического механизма. Законы Божией любви и человеческой свободы здесь явно не действуют, один раз оступившись, человек попадает во власть перемалывающего его и все его потомство неумолимого кармического закона. Рассуждения же о плодимых всякими человеческими отбросами детях – унтерменшах достойны Альфреда Розенберга и Маргарет Зангер и последователям таких взглядов после этого все-таки не следовало бы называть себя христианами. В общем, как говорится в народе, или иконы вынести, или дураков вывести.
    В своих истерических, навязчиво повторяемых доводах в пользу телегонии, евгенические призывы, вполне в духе РАПС, не плодить «неполноценных ублюдков», перемежаются постоянными ссылками на Ветхий Завет, где за преступления против нравственности предписывалось побивать виновных камнями. Этим наши камнеметатели, сторонники «науки о девственности», кощунственно отвергают Господа Иисуса Христа, спасшего жертву от именно такого побиения камнями и ставят себя в один ряд со скорыми на расправу фарисеями, а также и богоборцами Ле-Дантеком и Зангер. Вспоминается фраза из книги «Не от мира сего» иеромонаха Дамаскина (Христенсена): «Они, конечно, православные, да только христиане ли?».
    Следует заметить, что книжечки сторонников «телегонии» снабжены «лирическими отступлениями» о том, что всякий ребеночек, даже «неполноценный», хорош, что все смывается покаянием, но эти отступления выглядят настолько искусственно, настолько идут в разрез с общим евгеническим контекстом и почти не разбавляют бесчеловечную логику теории, что воспринимаются или как фиглярство, православный камуфляж, или как попытки авторов и составителей оправдаться перед самими собой, что они все–таки пока еще христиане. В свете этого, подобные мотивы в работах «телегонистов», например, в сборнике статей «Целомудрие и телегония» или книге Е. Бажана «О тайне пола», можно просто не принимать во внимание.
    Больно и противно слышать этот теософско – дарвинистский словесный мусор из уст хороших, верующих людей, наивно, по–советски поверивших псевдо – благонамеренному печатному слову.
    Зачастую, в разговорах с такими людьми, ими приводится следующий аргумент: – Да, телегония, по всей видимости не научна, но ОНА НУЖНА НАМ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЦЕЛОМУДРИЯ среди бездуховного населения, как же иначе мы объясним необходимость исполнения заповеди «Не прелюбодействуй»?
    Курьезным представляется подобная попытка с материалистических позиций, вполне в духе «прогрессивного» XIX века, объяснить заповеди Божии. По такой методике следует объяснять запрет поклоняться идолам тем, что идол – обычно большой и тяжелый, может упасть на голову и повредить здоровью. А «Не укради»? – Догонят и побьют! А «Не лжесвидетельствуй»? – Уличат и посадят? А заповедь соблюдать «день субботный»? Необходимостью упорядоченного отдыха, борьбой с трудоголизмом? Ясно, что это не христианский взгляд на неотмирную природу Священного Писания, а нелепая профанация.
    Может ли православный христианин использовать, по логике некоторых пропагандистов телегонии, заведомую ложь для неких «благих целей»? И настолько ли эта теория необходима для России и ее нравственного возрождения, как кажется этим милым, доверчивым идеалистам?
    Эти чересчур “возвышенные” люди, похоже, совсем не представляют себе современных реалий. Сложно себе представить, что крепко выпившая и обкурившаяся молодежь после дискотеки вдруг откажется от секса в туалетной кабинке, вспомнив про «телегонию». Их не останавливает даже угроза СПИДа и другие необратимые последствия. А именно так в основном и происходят случайные связи.
    Может быть, «телегония» нужна для охраны нравственности нынешней и будущей верующей, воцерковленной молодежи? Но мы знаем таких ребят, постоянно общаемся с этими парнями и девушками в нашей группе. Им не нужна вся эта экстрасенсорная грязнуха, они не станут блудить не под угрозой «телегонии», а потому, что такой грех – оскорбление их Небесного Отца, любовь Которого они чувствуют на себе постоянно, и Который в своей великой Книге просит их этого не делать. Пусть после греха их физическое здоровье даже и не подвергнется ущербу, но самое дорогое в жизни христианина – общение с Богом, будет замутнено, испоганено блудом, духовная рана после этого будет долго кровоточить и гноиться, отвращая душу от своего Создателя.
    Но широкая пропаганда идей «телегонии», если она начнется, свои плоды принесет.
    Итак, для начала, к мужчинам все эти «ужасы телегонии» вообще не относятся, наиболее активная половина человечества может спокойно наслаждаться жизнью, не рефлексируя на тему морали. Хотя… можно сделать и обратные, приятные для нас, мужчин, выводы. Например, один знакомый «арийски» настроенный молодой человек утверждал, что его расовый долг – переспать с максимальным количеством девственниц, чтобы они в дальнейшем тиражировали, по науке телегонии, его здоровый генотип, с кем бы потом не связались. Об этом чуть ниже.
    Православные сторонники телегонии почему-то считают, что блудом занимаются только морально и физически ущербные люди. На же самом деле, за исключением уничтожающе-малого процента религиозных людей, в нашем обществе «не прочь от этого дела» все, кому позволяет физическое состояние. Значит, «телегония» может и не ухудшить, а улучшить генотип семьи? Почему это телегонисты решили, что девушки вступают в первый половой контакт исключительно с «черными, дебильными молодцами», которые кочуют у них из книги в книгу? Девушки, что, все поголовно состоят в «Обществе за политкорректное отношение к темнокожим иностранцам с ограниченными возможностями»? Скорее, все же, девичье сердце впервые покорит не пресловутый негр – инвалид, а молодой красавец спортивного типа, процветающий любимец женщин. А потом, допустим, на этой девушке женится обычный советский мужчинка: пузико, лысинка, наследственная любовь к выпивке… В общем, среднестатистический МужОбъелсяГруш. И вот, «эффект первого самца», значит, улучшит ему «породу»? Дети унаследуют свойства не этого Метра – с – кепкой, а первого «романтического героя»? Совет юным девушкам от Телегонии: тщательно выбирайте первого, добрачного «самца», а потом выходите замуж за кого угодно, хорошая наследственность все равно обеспечена!
    Далее, Бога – то не обманешь, а физиологический закон вполне можно обойти. Так, «телегония» (если бы она была истиной) не грозит, если использовать презерватив. В этом приспособлении сперматозоид сколько не подавай свои «волновые сигналы» – кричи, не докричишься! Очко в пользу «сексуального воспитания», предписывающего молодежи как можно шире пользоваться ПЗС. Значит, отказываться от удовольствия человеку, оперирующему не духовными ценностями, а «научными фактами», совершенно не обязательно. Выигрывает организация «Ювента», пропагандирующая презервативы!
    И, кроме того, в современной, постсоветской России, уже давно практикуется в основном не традиционный, старозаветный грех: «И входили к ним…». В ходу в основном различные оральные, но также и иные извращения – анальные, «петтинг» и проч., еще более «продвинутые» формы секса. И на этом пути «телегония» генетике будущего потомства не повредит, она тут не работает. Не в «тех» местах «сигналы» роли не сыграют, там дети не зарождаются. Значит, согласно этой «науке о девственности», извращенцы – очень предусмотрительные люди и они на правильном пути.
    Бедные, оторванные от мира интеллигенты – телегонисты, похоже, и не подозревают об этом аспекте жизни «простецов», с ужасом представляя, видимо, как те первобытно – скотски набрасываются друг на друга, но в действительности все обстоит так, как сказано выше.
    И более важный момент. С утратой христианских ценностей, пали основы морали, и подавляющее большинство русского населения имело и имеет добрачные половые связи. Это факт, от которого никуда не денешься. Все потомство этих людей, т. е. весь реальный, а не сладко – вымышленный русский народ, сторонники телегонии записали в категорию «неполноценных придурков» (реальное выражение этих «христиан»), которым, по современной, практичной логике, лучше на свет не появляться. Из Святой Руси XV века человеческий материал не завезешь, поэтому возрождать Родину нам, православным христианам, придется с тем, что есть.
    Широкое распространение «телегонии» может стать еще одним гвоздем в гроб России.
    К общераспространенному мнению, что «не надо плодить нищету» прибавится мнение, что «не надо плодить ублюдков». Людей, которых еще как-то останавливает от того же аборта жалость к своим деточкам, по сути убедят не испытывать никаких иллюзий по отношению к этим заведомым дегенератам. Общество не воспримет телегонию, как призыв к целомудрию, она просто лишний раз подтвердит общепринятое желание не размножаться. Все усилия противников абортов будут сведены на нет, все попытки исправить демографическую ситуацию потерпят крах. Все надежды несчастных, пусть «не целомудренных» женщин, на очищение через материнство, будут загажены материалистической мерзостью «телегонии». Пьяницу – отца, которого еще как–то удерживает от окончательного безумия любовь к своим детям, пусть зачатым и с «недевственницей», добьют вопросиком типа: а «ваш ли ваш ребенок?», тем самым лишая его последнего островка человечности и надежды, будут окончательно спущены с цепи бесы подозрительности, мстительности, бесчеловечной жестокости. Развалятся и так-то почти ни на чем не стоящие, кроме общих детей, советские семьи… Слова отца Иоанна Кронштадтского о том, что где дети – там и Рай, будут осквернены «православными» рассуждениями о «неполноценных дегенератах». Бездетность, массовые аборты, отчаяние, и без того убивающие наше общество, будут заверены еще и контрольным выстрелом «православной науки о девственности».
    Нынешние люди уже таковы, каковы они есть, и надо попробовать спасти их не с помощью лживых, отвратительных умствований, которые их окончательно добьют. Русский человек в глубинах своей души все-таки почти всегда несет искорку Святой Веры своих предков, и эта струнка отзовется на истинную христианскую проповедь Божественной любви и человеческой доброты. И мысль о всемогуществе и безграничной любви Бога, не подчиняющегося «энергетическим законам», но готового очистить после покаяния любую блудную душу, пожалеть, принять и тебя самого, и твоих невинных детей, укрепит возрождающегося человека на его пути к Истине. Придет такой человек и к подлинной нравственности – не благодаря «дегенеративно – волновой» пугалке, а благодаря христианской совести.
    Таким образом, «телегония» это:

    Читайте также:
    Можно ли носить найденный крестик: советы и ответ от священника

    – С научной точки зрения – ложная теория (см. Г. Муравник «Феномен телегонии»), предложенная богоборцем Ле-Дантеком.
    – Логически – требует исключительно восторженного, не критического отношения, критики не выдерживает.
    – С религиозной точки «телегония» как «волновая генетика» – оккультизм в духе New Age.
    – С православной точки зрения – прямое противоречие христианским представлениям, теория богохульна и язычески-безжалостна.
    – Практически – аргумент в пользу бездетности, развала семей, половых извращений, контрацепции и абортов. В случае широкого распространения – еще одна прямая опасность для демографии России.

    Казалось бы, зачем поднимать шум вокруг очередной околоцерковной идеи – фикс? Но, постоянно натыкаясь на эту «телегонию», встречая обманутых этой теорией людей, встречая людей, вынесших о православных резко – негативное мнение после ознакомления с подобной «заумью», видя, что наши оппоненты – сторонники абортов уже начали использовать лживость этой теории как аргумент в пользу того, что и все остальные наши доводы – бред, мы хотим внести ясность в этот вопрос. Кроме того, антихристианская, человеконенавистническая, деструктивная теория «телегонии» оскорбляет нас как православных христиан и тревожит, по вышеизложенным причинам, как патриотов России.

    ________________________
    P.S. Эту статью я написал несколько лет назад, и с тех пор она в какой-то степени потеряла актуальность, т. к. “телегония” получила должную оценку Церкви, как псевдонаучное околоцерковное суеверие. Но, под влиянием прочитанного здесь материала, касающегося оккультиста-шарлатана В. Жданова, я решил выложить и эту свою давнюю статью. Ведь все новые “телегонии” и ждановы, к прискорбию, плодятся с неимоверной быстротой в наших, православных кругах.

    Татьяна Борисовна Т.
    • 25 Авг 2009
  • #2
  • У меня был процесс по этому поводу. Суд признал все ссылки на эффект телегонии вымыслом.
    По моему, это полная чушь. Может, если рыбой питаться тогда тоже ребёнок с жабрами родится? Или, как говорила одна моя знакомая, если в беременность, смотреть на себя в зеркало, ребёнок будет на тебя похож.

    Сколько же эта антинаучная ересь будет мозг людям пачкать! Совершенно согласна с Вами. И, действительно, разобравшись в сути аргументов, понимаешь, что вся теория базируется на ОБС (одна бабка сказала).

    Читайте также:
    Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

    Мнение православной церкви

    Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества.

    С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном, а также международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям, которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

    В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но одновременно не единственная его цель.

    Наряду с “плодом чрева на пользу” супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, “единомыслия душ и телес”. Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.

    Если муж с женой не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации тогда должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

    К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия, происходит в контексте супружеских отношений (подразумевается внутриматочная инсеминация спермой мужа, прим.Пробирки).

    Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности, исключительность брачных отношений, допуская вторжение третьей стороны.

    Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является “плотью от плоти” анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо “социальных”, еще так называемых биологических родителей.

    Читайте также:
    Четверговая соль: что это и что означает в православии, где взять и как использовать

    “Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно, морально недопустимо даже тогда, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже на этапе беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

    Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.

    Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация “репродуктивных прав” одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца.

    Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

    О генетическом исследовании

    Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей.

    Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, из-за коего страдают потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: “Ужасен конец неправедного рода” (Прем. 3. 19). И наоборот: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится” (Пс. 111. 1-2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием.

    Привлекая внимание людей к нравственным причинам недугов, Церковь одновременно приветствует усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней.

    Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное “усовершенствование” человеческого рода, вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей исключительно по медицинским показаниям.

    Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома (совокупности наследственных особенностей) в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия в виде новых мутаций, дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей средой.

    Успехи в расшифровке генетического кода создают реальные предпосылки для широкого генетического тестирования с целью выявления информации о природной уникальности каждого человека, а также его предрасположенности к определенным заболеваниям.

    Создание “генетического паспорта” при разумном использовании полученных сведений помогло бы своевременно корректировать развитие возможных для конкретного человека заболеваний.

    Однако имеется реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, при котором они могут послужить различным формам дискриминации. Кроме того, обладание информацией о наследственной предрасположенности к тяжким заболеваниям может стать непосильным душевным грузом. Поэтому генетическая идентификация и генетическое тестирование могут осуществляться лишь на основе уважения свободы личности.

    Читайте также:
    Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

    Двойственный характер имеют также методы пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющие определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление.

    Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно более ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке.

    Правом на жизнь, любовь, заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него тех или иных заболеваний. Согласно Священному Писанию, Сам Бог является “заступником немощных” (Июд. 9. 11). Апостол Павел учит “поддерживать слабых” (Деян. 20. 35; 1 Фес. 5. 14); уподобляя Церковь человеческому телу, он указывает, что “члены. которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее”, а менее совершенные нуждаются в “большем попечении” (1 Кор. 12. 22,24). Совершенно недопустимо применение методов пренатальной диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка.

    Более подробно можно почитать здесь.

    Ответы протоирея Вадимира

    Ирина, 12 декабря 2002: Здравствуйте, отец Владимир!

    У нас с мужем не получается зачать ребенка. Посоветуйте, как мне поступить? Есть ли какие молитвы? К какой иконе лучше ставить в этом случае свечи?

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Ирина!

    Для начала Вам с мужем надо поисповедоваться и причаститься, может, в этом все дело. Отслужить молебен иконе “Федоровской” Богоматери и мученикам Гурию Самону и Авиву с личной к ним просьбой о помощи. Может быть, дать обет духовного плена, т.е. что будете достойной христианкой, детей будете воспитывать по-христиански и др. подобное. Замечу, что врачебная помощь не исключается, ибо Бог делает свои дела на земле через людей.

    Виктор, 16 апреля 2003: Добрый день. Женаты уже 10 лет. В прошлом году венчались. Вместе уже десять лет, но Бог до сих пор не дает нам детей. Обращались к врачам — оказалось, что у жены проблемы с деторождением. В клинике предложили ЭКО — экстрокорпоральное оплодотворение — оплодотворение яйцеклетки жены в пробирке с последующим подсаживанием эмбриона жене. Скажите, пожалуйста, как РПЦ относится к такому методу зачатия ребенка? Может ли православная семья, которая очень желает иметь детей, воспользоваться этими достижениями медицины. Спасибо.

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Виктор!

    Искренне сочувствую Вам. В том, что ЭКО придётся применить для исправления беды, не вижу ничего страшного и греховного. Помоги Вам Господи.

    Марина, 2 апреля 2003: Благословите, отец Владимир! Можно ли молиться за здравие еще не рожденного ребенка? Если можно, то как и кому? Спасибо.

    Прот. Владимир Бушуев: Добрый день, Марина!

    Молиться за здравие еще не рожденного ребенка нельзя.

    Б. Каменецкий – врач репродуктолог клиники “Ава-Петер”, г.Санкт-Петербург

    Затронутая Вами тема действительно очень серьезна. Для ее обсуждения невозможно ограничиться мнением только специалистов в области ЭКО.

    Однако мы попытаемся изложить наше видение проблемы: бесплодие является одним из тяжелых давних страданий человечества. В библейской истории несколько поколений прародителей не имели детей в браке и стремились продлить свой род, не считаясь с жертвами, на которые ради этого приходилось идти. Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Яков и Рахиль, желая преодолеть бесплодие, решались иметь от других женщин.

    Родители Девы Марии, Иаоким и Анна, тоже много лет не имели детей. Они вели праведную жизнь, истово молились, приносили двойные дары, просили Бога дать им детей для народа Израилевого, но тщетно. Уже в преклонном возрасте, отчаившись, Иоаким отправился в пустыню, говоря, что не уйдет, пока Бог не откликнется на его просьбу. Там он провел в молитвах и посте 40 дней и ночей. Наконец явился Ангел, возвещая, что Господь услышал молитву Иоакима, и будет у них с Анной потомство, о котором узнает весь мир.

    Можно ли надеяться на чудо? Каждый решает это сам. Бесплодие – это болезнь. Эту Болезнь, как впрочем любую другую, необходимо лечить. Болезнь не обходит никого, даже служителей Церкви.

    Среди наших пациентов есть служители Церкви, а также их родственники. Сегодня в случаях женского и мужского бесплодия можно воспользоваться экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО).

    Часто люди, не связанные с ЭКО, называют этот метод искусственным оплодотворением. Это совершенно не верно. Суть такова, что специалисты научились лишь создавать для сперматозоидов, яйцеклеток и эмбрионов условия, в которых они на протяжении ограниченного времени не погибают, могут сохранять свои функции и развиваться.

    Иными словами, сегодня специалисты могут лишь создать условия для свидания сперматозоидов с яйцеклетками.

    Зарождение жизни как было, так и осталось промыслом Божьим.

    При процедуре ЭКО отмечается достаточно много неудач. Часто мы не знаем, почему попытка оказалась бесплодной. Специалисты никогда не могут сказать с уверенностью, наступит в результате ЭКО беременность или нет. Нередко бывает так, что эмбрионы выглядят очень хорошо, активно развиваются, но после переноса их в полость матки беременность не наступает. И, наоборот, есть всего один эмбрион, который отстает в своем развитии и выглядит не лучшим образом, а все заканчивается рождением здорового ребенка. Все в руках Господних.

    Человек не вмешивается в дела священные, а действует в рамках дарованного ему Богом знания. Сегодня оставшиеся эмбрионы могут быть сохранены чтобы быть перенесенными матери позднее. Таким образом, аргумент оппонентов ЭКО, связанный с тем, что люди решают, какие эмбрионы переносить матери, а какие оставить на погибель, уже не состоятелен.

    И, наконец, Церковь не отрицает детей, родившихся в результате ЭКО. Христиане их крестят, иудеи и мусульмане обрезают. Они все чада Господни” .

    Причастился что привился. Почему РПЦ боится озвучить отношение к вакцинации

    Наталья Фролова

    Пока российские власти активно призывают людей вакцинироваться, а в некоторых регионах прививка от коронавируса для некоторых обязательна, Русская православная церковь хранит на этот счет молчание. Циркуляры руководства РПЦ по поводу отношения к вакцинации настолько расплывчаты, что священники вспоминают цитату из советского фильма про лампу Алладина: «Поистине сон не есть не сон, а не сон не есть сон». В результате недоверие к вакцинам и надежда на авось сегодня преобладают во внутрицерковных настроениях — как среди клира, так и среди паствы.

    Читайте также:
    Заказ псалтиря и поминовений онлайн: можно ли заказать по интернету и где это сделать

    Вакцинироваться нельзя болеть

    Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поддержал инициативу московских властей сделать вакцинацию частично обязательной и призвал к всеобщей мобилизации в борьбе с новой волной пандемии. Это комментарий – одно из редких публичных высказываний церковных иерархов о вакцинации вообще, и тем более в поддержку ее обязательности. Митрополит Иларион оказался чуть ли не единственным из церковного руководства, кто не побоялся открыто выступить в поддержку вакцинации. Патриарх Кирилл на эту тему предпочитает не высказываться и даже не подписывать распоряжения, так или иначе затрагивающие эту больную для общества тему.

    Глава Синодального отдела Московской патриархии по работе со обществом и СМИ Владимир Легойда в одном из публичных выступлений сказал, что решения о вакцинации надо принимать, проконсультировавшись с врачом, но «нельзя поражать человека в правах в случае отказа прививаться от коронавируса». В то же время, судя по словам Легойды, Церковь утвердилась в позиции, что использование в вакцинах эмбриональной человеческой культуры, полученной в результате аборта, не должно отпугивать от них верующих людей. «Подобный материал используется также и при испытании множества других медицинских препаратов», говорится на сайте Московской патриархии.

    Но общецерковных распоряжений по вопросам вакцинации пока нет. В московской епархии соответствующее циркулярное письмо священники получили от первого викария Патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), которое, с одной стороны, призывало священников вакцинироваться, с другой – подчеркивало, что это дело добровольное.

    Молчание патриарха одни священники объясняют его боязнью вызвать резкое несогласие у паствы, которая настроена против вакцинации. «В церкви вообще очень боятся маргинальной – немногочисленной, но очень крикливой – части верующих, которых я называю ложкопоклонниками-ковид-диссидентами. Конечно, это очень маленький процент в масштабах страны, но в сочетании с общим количеством нежелающих прививаться, эта цифра приобретает заметный масштаб», – говорит протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. «Ложкопоклонниками» он называет тех верующих, которые выступают против использования одноразовых ложек (лжиц) или их дезинфекции во время причастия. Сегодня их вакцинное диссидентство направлено против властей, и главе РПЦ невыгодно вызывать это огонь на себя.

    Другие священники считают, что молчание патриарха вызвано очень низким авторитетом главы РПЦ среди священства. «Думаю, в Кремле понимают, что у патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви. Даже если он даст разнарядку «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против. Поэтому просить о чем-то патриарха Кирилла – это значит получить поддержку местечкового избирательного участка», – объясняет московский священник, пожелавший сохранить анонимность.

    У патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви: скажет «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против

    В регионах же решения вынуждено принимать местное церковное начальство, на уровне епархий и монастырей. Так, игумен Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) пригрозил монахам обители, что «при отказе от вакцинации любой виновный будет удален из монастыря без выдачи ему средств», и пообещал пускать в монастырь только привитых паломников.

    Для монастыря это жесткое решение вполне оправданно, считает иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новой Ботанике (Орел). «Монастыри в большой степени пострадали от пандемии. Пришел один больной – слегла вся братия, – говорит отец Дионисий. – В нашей епархии в Орле пока до таких распоряжений дело не дошло. Третьей волны нет, мы до сих пор не знаем, что значит ходить в кафе по QR-коду. Но наше руководство, даже когда отменили карантин, решило сохранить в храмах все санитарные меры. Мы по-прежнему соблюдаем дистанцию, находимся в храме в масках, а сотрудники храма еще и в перчатках, и дезинфицируем лжицу (ложечку для причастия)».

    Построишь? – Куплю!

    По словам отца Дионисия, в Орловской епархии многие священники год назад переболели коронавирусом. В этом году, по его наблюдениям, многие добровольно вакцинировались, как и он сам, несмотря на общие страхи, как недоисследованная вакцина отразится на здоровье? Совсем другая картина в столице, где, по словам одного московского клирика, на вопрос знакомому священнику «будешь ли вакцинироваться», можно услышать ответ в стиле героя мультфильма «Летучий корабль»: «Полкан, построишь летучий корабль? – Куплю!».

    Священники говорят, что никто не хочет открыто спорить с властями, но и прививаться боятся: не доверяют российской вакцине, которая была сделано поспешно. А кроме того, по их словам, священство часто беспокоят те же вопросы, что и других россиян, которые отказываются от вакцинации: а вдруг вся эта пандемия – предтеча того, как можно «закрыть всех в одночасье» в общемировом масштабе.

    С такими настроениями внутри клира священникам сложно агитировать за вакцинацию и разубеждать паству, уверенную в том, что вакцина – это жидкий чип. «Когда население дореволюционной России было в своей массе безграмотным, Церковь выполняла функцию репродуктора. Сейчас в храмы приходя единицы. Мы, конечно, можем пытаться просвещать людей, но сейчас даже среди нас нет единства. Даже среди преподавателей духовной академии! А ведь прививка, казалось, очевидное средство гигиены», – объясняет протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии.

    «На проповеди я говорю только по Евангелию, про то, какие выводы мы можем из него сделать применительно к жизни, – рассказывает иерей Александр Подписнов, настоятель храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского в Черемушках. – А когда подходят спрашивать индивидуально, вакцинироваться или нет, я сразу говорю: это вопрос к врачу, не ко мне, а про свое отношение я говорить не буду».

    Прихожане: чем старше, тем дисциплинированнее

    И отец Александр, и отец Дионисий отмечают, что чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются. «Они это мотивируют тем, чтобы самим не заразиться. Хотя более по-христиански было бы, если бы люди беспокоились о том, чтобы не заразить других», – говорит настоятель храма в Черемушках.

    Чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются

    «У них, с одной стороны, советская закалка обязательной вакцинации. С другой, чем старше люди, тем больше они опасаются осложнений коронавируса, – объясняет отец Дионисий. – В очереди в поликлинике 7 из 10 пациентов – люди пенсионного возраста».

    Читайте также:
    Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

    По наблюдениям обоих священников, больше всего не хотят прививаться молодые и люди среднего возраста (30-50 лет). «Они поголовно боятся того, что последствия от вакцины толком не изучены. А как пошла волна тех, кто вакцинировался и все равно заболел, они еще больше утвердились в своей правоте, – рассказывает отец Александр. – У нас две прихожанки заболели, которые вакцинировались в апреле. Причем по иронии судьбы тяжело заболела и лежит в больнице именно та, которая сама врач и сторонник вакцинации».

    Отец Дионисий говорит, что в Орле самое безалаберное отношение к вакцинации у молодежи: до 25 лет в основном прививаются, если требования на работе или есть риск, что сорвется отпуск, если на море будут пускать только по QR-коду. «Но больше всего скепсиса я встречал у 30-50-летних. Особенно, среди тех, кто переболел либо легко, либо бессимптомно. Для многих, кто со мной говорил, «это такой же грипп» или «это такая же пневмония», – делится наблюдениями отец Дионисий. – А прививку не хотят делать из-за возможных осложнений. Кроме того, боятся некоего электронного концлагеря. Говорят: «нас заставляют, нас подавляют»».

    По опыту отца Александра прихожане-москвичи часто высказывают больше доверия импортным лекарствам и говорят: «Был бы Pfizer, я бы точно им привился». Отец Дионисий на вопрос про доверие к западным вакцинам говорит, что в российской провинции этот вопрос в принципе не обсуждается: «Я эту дискуссию наблюдаю только в соцсетях столичных знакомых. Если представить себе, что европейские вакцины будут у нас продаваться по 60-70 евро, то кто при средней зарплате в 200 евро сможет ее себе позволить?».

    Безобидная оппозиция

    В массовом нежелании вакцинироваться отец Дионисий видит не столько скепсис и недоверие, сколько надежду на авось: «Хотя, согласно статистике, все последние годы в России кризис доверия, люди привыкли друг другу не доверять – власти, общественным институтам, церкви, полиции, всем подряд, но в целом сыграло не это, а на то, что авось пронесет. Люди устали и хотят нормальной жизни».

    Отец Георгий Митрофанов, в свою очередь, считает, что во время пандемии вылезли наружу самые неприглядные стороны русского православия: соединение психологических, культурно-исторических и псевдо-богословских комплексов, замешанных на конспирологии и ксенофобии.

    «У митрополита Сергия Старогородского есть лукавая фраза: «Церковь должна быть со своим народом». С христианской точки зрения, это неправильно: церковь должна быть со Христом. Но у нас получилось, как он сказал, – объясняет отец Георгий. – Церковь, которая до революции была носителем культуры, высших устремлений, связывавших наш народ с христианской цивилизацией, стала ориентироваться на состояние «народной души». А душа народа в XX веке очень сильно архаизировалась. Несмотря на индустриализацию и завоевание космоса и другие технические прорывы, Россия после 1917 года методично уходила на ментальном уровне в Московию, некий ордынский улус. Мы вышли из европейской христианской цивилизации, на смену убитым священникам в церковь пришли люди из народа, даже из советского простонародья. Их ментальность была такова, что они доверяли природе больше, чем государству, а государству доверяли больше, чем обществу, которого не было. А раз не было общества, то не было и личности».

    По словам отца Георгия, все это проступило во время пандемии, когда церковь в своих решениях ориентировалась на государство, которое само реагировало на пандемию сумбурно и непоследовательно, а как только появились западные вакцины против COVID-19, начало активно их очернять. Запоздалое и непродуманно решение РПЦ дезинфицировать лжицу после каждого причастника вызвало брожение умов, которое отец Георгий полушутя называет «ересью ложкопоклонников»: они воспринимают причащение одной ложкой из одной чащи как критерий подлинной веры. ««Испытай свою веру, прояви свою веру. Зачем тебе маска, если ты в храме? Зачем тебе вакцина, если ты причащается». Для людей с традиционалистски-магическим восприятием веры причастие делает излишним вакцинацию», – объясняет психологию этой прослойки верующих отец Георгий.

    Отношение к Богу как к язычески понимаемой природе, с которой верующий вступает в магические отношения через причастие, наложилось на локдаун и растущее давление со стороны государства. Внутреннее ощущение бесправия подталкивает православных к эпатажному отношению к вакцинации, которое отец Георгий сравнивает с вывешиванием портрета Сталина на лобовое стекло машины в советское время: «Это вроде бы оппозиция, но совершенно безобидная. Мол, я – православный: если я не вакцинируюсь, это свидетельство моей глубокой веры. Но при этом я все же политически лояльный, потому причащаюсь в скрепляющей нашу страну православной церкви».

    В качестве исторической параллели отец Георгий приводит чумной бунт 1771 года, когда был жестоко убит московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). «Тогда толпы людей убивали немцев, врачей и попов. Попов за то, что они зачитывали распоряжение властей с санитарно-карантинными мерами, а значит вместе с врачами отравляли народ Божий. А сегодня в обществе схожая реакция на тех архиереев, которые правильно настаивают на вакцинации. Думаю, что наш народ, не склонный к бунтам, тут может и возмутиться, причем даже больше, чем на пенсионную реформу», – предполагает отец Георгий.

    И он, и отец Александр, и отец Дионисий уверены, что преодолеть это недоверие к вакцинам очень сложно, но что священники могут сделать – это попытаться убедить своих прихожан, что любовь к Богу заключается в том числе в том, чтобы уберечь от опасности тех, кто вокруг тебя. И эта заботу можно проявить и в принятии одноразовой лжицы, и в ношении масок, и согласии сделать прививку.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: