Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Рецепты монастырского хлеба

Хлеб издавна считается продуктом номер один на столе славян. Стремительный прогресс, новейшие технологии, использование вкусовых добавок постепенно вытеснили хлебные продукты из списка здоровой пищи, но это не касается хлеба, выпекаемого в монастырях.

Монастырский хлеб — натуральный продукт, изготовляемый в христианских обителях исключительно вручную без добавления дрожжей, маргариновых производных, яиц и других добавок. Некоторые поклонники здорового питания специально приезжают в монастыри, чтобы купить этот уникальный, экологически чистый продукт.

В чем уникальность хлеба из монастыря

Автоматическое производство хлеба на дрожжевой основе позволяет значительно экономить денежные средства. Хлебные изделия конвейером поступают на прилавки, но кроме насыщения не несут никакой пользы.

Монастырский хлеб, рецепты которого бережно хранятся во многих монастырях, изготовлен из бездрожжевого теста на основе специальной закваски. Только опытным пекарям удается приготовить невероятно вкусный, полезный хлебушек вне монастырских пекарен.

Огромным плюсом хлеба, выпекаемого монахами, является отсутствие дрожжей, вызывающих брожение теста, впоследствии способствующих размножению грибов и в организме. Больным онкологией в первую очередь накладывают запрет на дрожжевые продукты.

Особенности приготовления бездрожжевой выпечки

Удивительно, но дрожжи никогда не использовались при приготовлении монастырского хлеба.

На заметку! Главную роль при выпекании монастырского хлеба играет закваска, для приготовления которой необходимо несколько дней.

Основой хлебной закваски являются натуральные кисломолочные бактерии, способствующие в дальнейшем нормализации работы желудочно-кишечного тракта.

Отличный вкус и нежная текстура хлебных продуктов, изготовленных в обителях, способствуют быстрому перевариванию, что никаким образом не вредит фигуре. Несмотря на отсутствие консервантов монастырский хлеб прекрасно сберегается долгое время.

Что необходимо купить для закваски

Приготовить закваску невозможно без зерен таких растений, как ячмень, пшеница. Жителям села найти зерна намного проще, а вот горожанам придется побегать. Натуральные продукты предлагают магазины здорового питания или их можно заказать по интернету, чтобы иметь полную уверенность в высоком качестве, экологической чистоте зерен.

Помимо зерен для приготовления закваски понадобиться мука ржаная и пшеничная, а также сахар или изюм. Состав компонентов зависит от рецепта монастырского хлеба, бережно хранимого в обителях.

Процесс приготовления закваски

Только после того, как все ингредиенты, указанные в рецепте, будут куплены, можно приступать к приготовлению хлебной основы. Стоит заметить, что монахи ни один этап в приготовлении хлебной выпечки не начинают без молитвы, которой и заканчивают работу.

Прочитав «Отче наш» и поблагодарив Бога за дарованную милость своими силами приготовить самый главный продукт в питании, можно приступать к работе.

  • Смешав по полстакана зерен в глубокой миске, заливают их прохладной, желательно родниковой водой. Жидкость должна полностью покрыть зернышки.
  • Накрыть посудину натуральной простой тканью и оставить в тепле на сутки.
  • Через 24 часа не впитавшаяся жидкость сливается.
  • Ткань снова смачивается, ею накрывают набухшие зерна, оставляя так на несколько дней. Следует следить, чтобы салфетка постоянно была влажной.
  • Как только зерна прорастут, о чем засвидетельствуют проклюнувшиеся ростки, проросшие злаки измельчают при помощи мясорубки.
  • Смешанную ржаную и пшеничную муку с сахаром пересыпают в полученную смесь. Затем миску ставят на маленький огонь, нагревают, постоянно помешивая в течение 45-60 минут.
  • Снятая с огня хлебная основа еще день хранится в тепле, после чего ее помещают в холод. В современных квартирах на помощь вместо холодного погреба приходит холодильник.

Существует множество уникальных рецептов приготовления закваски, каждый монастырь хранит свой уникальный секрет, изюминку, позволяющую создавать шедевры здоровой, монастырской выпечки.

Рецепты других видов закваски

Вкус монастырского хлеба напрямую зависит от ингредиентов, входящих в закваску.

Закваска на рассоле

  • рассол огуречный или капустный, не содержащий уксус −1 стакан;
  • мука ржаная — 2 стакана;
  • сахар — 30 г.
  1. Рассол подогреть до температуры 36-38 градусов.
  2. Всыпать муку и все тщательно перемешать до однородности.
  3. Всыпать сахар и снова вымешать.
  4. Поставить смесь в теплое место и следить за подъемом теста, периодически его перемешивая, чтобы осадить.
  5. Чем чаще опара будет осаждаться, тем быстрее она поднимется.
  6. Через 5 часов закваска готова для выпечки монастырского хлеба.

Закваска из хмеля

  • сухой хмель — 1 стакан;
  • вода — 400 мл;
  • сахар-песок — 25 г;
  • пшеничная мука — 100 г.
  1. Высыпать хмель в миску, влить воду и все перемешать.
  2. Поставить смесь на огонь, варить столько времени, пока воды не станет в 2 раза меньше.
  3. Отставить отвар на 8 часов для остывания.
  4. Процедив, получаем 200 мл отвара.
  5. В отвар добавляется мука и сахар, все тщательно вымешивается.
  6. Смешанные ингредиенты переливаются в литровую банку, которую накрывают салфеткой.
  7. Банку с закваской ставят в теплое место на 48 часов, после чего можно приступать к выпечке хлебных изделий.

Закваска с изюмом

  • вода — 200мл;
  • пшеничная мука — 1,5 стакана;
  • мед — 1.5 ч.л.;
  • черный изюм с косточками — ½ стакана.
  1. Изюм предварительно перемолоть.
  2. Воду подогреть до 30 градусов.
  3. В теплой воде растворить мед.
  4. Всыпать муку и все перемешать до однородной консистенции.
  5. Добавить перемолотый изюм и поставить смесь в теплое место на 36-48 часов.

Рецепт хлеба из монастыря

Приготовив закваску по всем правилам, можно приступать к выпечке монастырского хлеба, который станет действительно хозяином здоровой пищи на столе.

  • закваска — 6 ст. л.;
  • вода — 0,5 л;
  • мука ржаная — 2 стакана;
  • мука пшеничная, высшего сорта — 2 стакана;
  • сахар-песок — 25 г;
  • соль — 10 г;
  • растительное масло — 30 мл.
  1. Немного подогретую воду смешать с закваской.
  2. Всыпать ржаную муку, тщательно вымешивая тесто.
  3. Отставить смесь в теплое место на время, пока не покажутся пузырьки, и тесто не начнет подниматься.
  4. Хорошо вспененную опару вымешать, перелить в большую банку, накрыть все салфеткой и убрать в холодильник на 20-30 минут.
  5. В охлажденную смесь добавляются остальные ингредиенты, неплотное тесто ложкой тщательно вымешивается до однородности.
  6. Не стоит пугаться, что тесто более жидкое, чем обычная консистенция для хлебных изделий.
  7. Оставить готовое тесто в тепло на час, за это время оно загустеет и поднимется.
  8. За это время, если есть формочки, их надо подготовить, застелив пергаментной бумагой или смазав подсолнечным маслом.
  9. Увеличенное в объеме тесто разложить по формам так, чтобы масса занимала 1/3 объема и снова оставить на 60 минут. При отсутствии формочек хлеб можно печь круглой булкой.
  10. Предварительно нагреть духовку до 200-220 градусов, поставить в нее тесто на 30 минут, после чего температура выпечки понижается на 30 градусов, и хлеб печется еще 30 минут.
Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

Поставленная в самом низу духовки мисочка с водой станет гарантом хорошей корочки и мягкости монастырского хлеба. Готовый хлебушек должен немного остыть в духовке, его смазывают простой водой и посыпают подсолнечными семечками, кунжутом, льном или семенами кинзы. Выбор за хозяйкой.

Внимание! Накрытый полотном горячий монастырский хлеб в течение пяти часов «отдыхает», после чего его можно кушать. Употребление горячего хлебушка может привести к завороту кишок.

Потратив несколько суток на приготовление уникального здорового продукт,а хозяйка обязательно будет вознаграждена благодарностью ближних.

Монастырский хлеб: ингредиенты и рецепты и варианты приготовления

Издавна одной из русских православных традиций считалось изготовление хлеба в монастырях. Удивительно, но практика приготовления монастырского хлеба пережила даже Советский Союз и сохраняется до сих пор. Следует понимать, что данный продукт в натуральном виде встречается достаточно редко и имеет свою нишу покупателей, которые стремятся есть продукты, приготовленные исключительно из растительных продуктов без добавления маргарина и яиц, а также различных химических добавок и консервантов. В этой статье будет рассмотрено, как самостоятельно приготовить постный монастырский хлеб на закваске.

Что такое хлеб из монастыря?

На данный момент пищевое производство усиленными темпами переходит на автоматический труд. Действительно, таким образом можно заметно сэкономить время и деньги, которые столь важны для предпринимателей. Однако на практике давно было замечено: подобные изменения ведут к тому, что качество продукта, изготовленного таким способом, значительно ниже.

Стоит приготовиться к тому, что самостоятельно в домашних условиях приготовить бездрожжевой монастырский хлеб будет невероятно сложно и потребует затрат времени и усилий. Непосредственная рецептура изделия требует придерживаться старинных методов в выпечке. Зато приготовленный таким способом хлеб будет не только невероятно вкусным, но и полезным для здоровья.

Особенности приготовления

Как уже упоминалось ранее, монастырский хлеб без дрожжей требует приверженности древним методам. В первую очередь потребуется подготовить исключительно натуральные ингредиенты. Поэтому стоит сразу же отставить в сторону дрожжи. При приготовлении данного вида хлеба никогда они не использовались, поскольку считается, что готовить на дрожжах могут только ленивые люди.

Поэтому следует приготовиться к тому, что потребуется первоначально узнать, как приготовить закваску для хлеба, поскольку именно она здесь играет главную роль. Для ее приготовления потребуется не один день, так что сделать ее нужно заранее.

Плюсы монастырской выпечки

Достаточно много врачей придерживаются мнения, что приготовленная на дрожжах выпечка вредна для здоровья, поскольку содержащиеся в них грибы могут спровоцировать развитие в организме различных злокачественных опухолей и образований. Именно поэтому монастырский хлеб настолько полезен – отсутствие в нем дрожжей полностью убирает данный фактор.

К тому же готовится сама закваска посредством процесса брожения с применением полезных кисломолочных бактерий. Такая выпечка отлично усваивается желудочно-кишечным трактом, поскольку данные микроорганизмы естественны для желудочной среды.

Помимо приведенной выше пользы, хлеб, выпеченный на закваске, отличается более нежной текстурой и отличным вкусом. Попадая в организм, он очень быстро переваривается, а потому не начинает процесс брожения в самом организме. К тому же, несмотря на то что при приготовлении не используется каких-либо разрыхлителей, монастырский хлеб вполне можно хранить достаточно долгое время без порчи.

Ингредиенты закваски

Первым делом стоит приготовить отличную закваску для хлеба. В домашних условиях сделать это будет довольно сложно, но если подобрать качественные ингредиенты и обеспечить нужные условия, то сделать это вполне возможно. Итак, для приготовления закваски потребуется взять:

  • 1/2 стакана ржаной муки;
  • 1/2 стакана зерен ячменя;
  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 1 стакан белой муки высшего сорта;
  • 40 граммов сахара.

В современном городе будет достаточно сложно найти качественные ячменные и пшеничные зерна. Поэтому лучше всего будет отправиться в магазин здорового питания и купить там зерна для проращивания – они будут наиболее полезны.

Приготовление закваски

После того как все ингредиенты для закваски, подходящей к монастырскому хлебу, будут собраны, следует непосредственно приступить к ее изготовлению.

  1. Для этого потребуется первым делом смешать между собой ячменное и пшеничное зерно, а затем пересыпать их в глубокую миску. Далее эти ингредиенты заливают обычной прохладной водой так, чтобы они полностью скрылись под ней.
  2. Посуду следует отставить ровно на одни сутки, но перед этим миска закрывается плотно материей. По истечении этого времени лишняя влага сливается. Однако это вовсе не означает, что зерно подготовлено. Затем требуется намочить кусок материи и накрыть ею смешанную пшеницу и ячмень. Так смесь должна простоять несколько дней. Стоит периодически проверять ее, чтобы предотвратить возможность высыхания тряпочки.
  3. За это время зерно должно уже прорасти, так что следует приступить к следующему шагу. Потребуется взять мясорубку, а затем перекрутить через нее проросшие злаки. Далее в получившуюся смесь добавляется предварительно просеянная мука обоих сортов, а также сахар.
  4. Все нужно перенести в кастрюлю и поставить на маленький огонь. Готовится закваска примерно один час при постоянном помешивании. Готовая закваска оставляется еще на один день в теплом месте.

Это основа для закваски. Ее следует хранить в холодильнике. Впоследствии для получения новой закваски следует просто брать небольшое количество смеси и добавлять в нее нужное количество муки и воды. По консистенции полученная смесь должна напоминать густое тесто практически без жидкости.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности

Рецепт монастырского хлеба

Как только будет готова отличная закваска, то, можно сказать, большая часть дела по приготовлению сделана. Так что стоит приступать к следующему шагу. Для изготовления вкусной и ароматной буханки потребуется:

  • около 6 столовых ложек закваски;
  • 500 мл воды;
  • 300 грамм ржаной муки;
  • 300 грамм пшеничной муки высшего сорта;
  • чайная ложка соли;
  • столовая ложка сахара;
  • около полутора столовых ложек растительного масла.

Пошаговое приготовление

Приготовление монастырского хлеба является очень ответственным делом, поэтому следует очень внимательно следовать приведенным ниже инструкциям:

  1. Первым делом в миску нужно выложить необходимое количество закваски. В нее следует добавить воду, которую предварительно следует нагреть (оптимальная температура около 38 градусов). Затем в полученную смесь добавляется ржаная мука. Все требуется тщательно перемешать, закрыть и поставить на некоторое время в теплое место до тех пор, пока не появится опара.
  2. Как только опара хорошенько вспенится, ее нужно еще раз хорошо перемешать и перелить в банку ровно в том количестве, сколько ее было изначально. Банка затем прикрывается салфеткой и убирается в холодильник до нужного момента.
  3. Затем в тесто добавляется сахар, соль, пшеничная мука и растительное масло. Получившаяся смесь по консистенции будет заметно менее плотной, чем обычное тесто, которое вымешивается. Так что следует просто взять ложку и мешать до тех пор, пока тесто не станет однородным и без комков.
  4. Когда густая масса будет готова, ее нужно прикрыть и поставить в теплое место на час для подъема и загустения.

Правильный способ приготовления хлеба

Пока тесто подготавливается, необходимо взять формы для выпечки. По желанию их можно застелить пекарской бумагой или попросту смазать растительным маслом – особой разницы здесь не будет. Как только тесто увеличится, его нужно переложить в форму и снова накрыть на один час. Как только это время истечет, хлеб необходимо сверху смазать простой водой, а затем посыпать семенем подсолнуха и кинзы для красоты и пользы.

Готовится монастырский хлеб в духовке, предварительно нагретой до 220 градусов. Таким образом нужно готовить его около получаса, а затем понизить температуру до 180 градусов и выпекать еще 30 минут. Во время приготовления на самом нижнем уровне духовки обязательно требуется поставить миску с водой, чтобы она при прогревании постоянно выпускала пар. Как только хлеб будет готов, его нужно переложить на сетку и закрыть полотенцем. Рекомендуется есть такую выпечку только часов через 5 после того, как она полностью остыла. Так что нарежьте хлеб и подавайте к столу.

Заключение

Если вы хотите попробовать приготовить по-настоящему вкусный и полезный хлеб, то обратите внимание именно на этот рецепт. Пусть с ним и будет больше возни, чем с простым, зато конечный результат просто поразит вас своим вкусом и ароматом. Рецепт с вековыми традициями, который издавна использовали монахи, передавался из поколения в поколение и до сих пор не потерял своей актуальности. Даже один кусочек этой выпечки запомнится на долгие годы, поэтому он точно заслуживает потраченных вами времени и усилий. А приготовленная один раз закваска может потом использоваться еще долгое время.

Хлебные закваски

Страницы

  • ЧАВО (FAQ)
  • Мой Youtube канал
  • Калькуляторы
  • Мука и прочее в Германии

суббота, 15 декабря 2018 г.

Монастырский хлеб или как пекли хлеб раньше

Многие хотят начать печь хлеб как раньше, аутентичными способами, без хлебопекарных дрожжей, без холодильника, на закваске и чтобы было вкусно и быстро. В этой статье, я покажу самый простой и оптимальный способ выпечки хлеба КАК РАНЬШЕ, С НУЛЯ и всего за 3 ДНЯ, а заодно расскажу как пекли раньше.

Для начала, стоит сказать, что наши предки не занимались разведением спонтанных заквасок методом 5-10 кратных освежений новой порцией муки и воды. Такие способы разведения заквасок пришли к нам из иностранной литературы, переведенной на русский язык и являются для традиционного отечественного хлебопечения абсолютно чуждыми, так как пока такой хлеб испечешь, можно помереть с голоду, да и продуктов изведешь в пустую не мало.
С издавна на Руси пекли не на заквасках в которых 1 часть муки и 1 часть воды, а пекли на квасах, бражках и на “спелом” тесте от предыдущего приготовления. Квас или бражка были всегда под рукой, а поставить на них тесто и испечь хлеб это дело одного дня, а никак не недель, которые тратят иностранные коллеги.
Ну это все теория, а на деле это выглядит так, как описано далее.

Солодовая бражка

Что есть такое квас или бражка? Это напиток, полученный путем сбраживания сахаро-содержащих компонент, в процессе которого происходит спиртовое брожение одновременно с молочно-кислым брожением, в отличии от пива, в котором происходит только дрожжевое брожение.
При правильном подходе, в домашних условиях, можно приготовить кислую бражку всего за 48 часов, а затем в течение еще 16 часов приготовить на ней тесто и испечь хлеб. То есть, если начать утром, то к ночи 3-го дня у Вас на столе будет стоять буханка благоухающего ржаного хлеба. При этом весь процесс состоит из 3-х этапов и ни одного грамма продуктов не тратиться в пустую.

Продукты необходимые для солодовой бражки:

  1. Солод белый ржаной или ячменный (лучше ржаной) в вида зерна или дробины
  2. Изюм
  3. Вода
  4. Уксус яблочный (или любой другой) 5-ти процентный

Солод, если зерновой, дробим в кофемолке. Солодовая мука тут не подойдет, нужен именно цельный солод в виде зерна, который надо самостоятельно подробить или купить уже дробину, но не муку! Если солод отсутствует, то ниже будет приведена альтернативная версия бражки.

Далее готовим такую смесь:

Солодовая дробина 50г
Вода теплая 300мл
Изюм 20-25г
Уксус 5-6% 10мл

уксус дело опциональное, бражка получится и без него, но качество браги с добавлением уксуса на порядок лучше чем без.
Выглядит смесь примерно так:

Бражка 0 часов

Температура брожения 28°C, время 48 часов.
Температура – залог успеха, и хотя затор забродит и при более низкой температуре, но потребуется гораздо больше времени и не факт, что начнет киснуть так как для закисания нужно тепло. Так что ставим рядом с печкой, батареей, ну или если лето и жарко, то оставляем на столе. Бражка должна “дышать”, поэтому вообще не закрываем, но если лето, то лучше прикрыть марлей от мух.

Кабель для террариумов как источник тепла

В первые 24 часа ничего интересного происходить не будет:

24 часа

А через 36 часов начнет бродить и киснуть:

36 часов

А через 48 часов будет уже активно бурлящая и шипящая бражка с кислым вкусом.

48 часов

Бражка нам нужна активная, молодая, так что можно переходить к следующему этапу.
Внимание!
Если только пахнет спиртом и не кислая, то ждем пока закиснет. Если кислая, но не шипит (нет дрожжевого брожения), начитаем перемешивать раз в 2-3 часа, пока не “зашипит”.
Если никак не киснет, нужен другой солод.
Если никак не бродит (нет газообразования и спиртового запаха), то нужен другой изюм.
Правда, если все делали правильно, то все будет и будет сразу, с этими компонентами и этой рецептурой вероятность неудачи стремится к нулю. Ориентируемся не на мое время, а на закисание и активное брожение!

Дополнение от 20.1.2019
Если нет белого солода, то ставим бражку на ржаном зерне:

Ржаная дробина 50г
Вода теплая 300мл
Патока мальтозная или солодовый экстракт 15-20 мл
Изюм 20-25г
Уксус 5-6% 10мл

Далее все так же как и для солодовой бражки.
В конце брожения бражка ничем не отличается от солодовой:

Опара

На солодовой бражке ставим опару:

Бражка
Вода теплая 350мл
Мука ржаная 350г

Я взял ржаную обдирную, но это не играет большой роли, можно и цельнозерновую.

Опара – 0 часов

Температура брожения 29°C, т.е. опять поближе к печи или батарее. Где-то через 5-ть часов опара поднимется и опадет, но это ничего не значит.
Готовность опары при таком способе приготовления определяется не по опадению опары, а по ее закисанию. Через 5 ть часов она пресная и имеет только сильный дрожжевой аромат.

Опара через 5 часов

Закиснет она при 29°C только через 12 часов. А при 25-26°C часов за 15-16. Так что, если температуру не контролируете, то пробуйте на вкус – должна стать кисленькой. И помните – ржаной хлеб любит тепло, а в холоде (21-23°C) получится отвратительный хлеб, как и при сильном тепле (33-35°C). Кто опару поставит утром и без контроля температуры, тот рискует печь поздно ночью. Хотя все эти числа весьма относительны, все зависит от кислотности, набранной бражкой.
А вот если вместо ржаной муки бросить в опару белой пшеничной муки (в.с. или 1с, но не цельнозерновую), то температуру надо держать 25°C, и как только опара опадет, ставим тесто на пшеничной муке. А цельнозерновая пшеничная мука как и ржаная требует времени и тепла.

Тесто

К опаре добавляем, без залива воды:

Соль 15-20г
Мука ржаная (я взял обдирную) 300г
Мука пшеничная (я взял 1с) 300г

Замешиваем тесто. Время брожения 90-105 минут при 30°C. Тем, кто температуру не контролирует, надо тесто присыпать сверху мукой, затем ставим тесто на печь и ждем. Для ржаного хлеба тепло это самое главное, холодная температура комнаты в 20°C это можно хлеб выбрасывать! Готовое, расстоявшееся тесто покрывается мелкими трещинками:

От готового теста отбираем кусочек теста, весом грамм в 100, для последующих выпечек.
Формовка и окончательная расстойка швами вниз, опять же в тепле. И ждем появления трещинок:

Дать остыть на решетке часов 5-ть, потом можно резать. Хлеб получается такой ароматный, что мало не покажется. Для простого бутербродного хлеба это просто шедевр! Ну а как же печь дальше?

“Спелое” тесто

“Спелое” тесто есть по-сути своей закваска на которой наши предки пекли хлеб раньше. Никто и никогда не вел в домашнем хозяйстве отдельную ржаную закваску, а брали кусочек теста и оставляли его до следующей выпечки. Тут важно, чтобы тесто полежало минимум 10-12 часов в тепле, иначе оно для выпечки не пригодно, так как не обладает достаточной кислотностью.
Если печь каждый день, то на следующий день ставим опару на “спелом” тесте, учитываем, что такая опара будет готова гораздо быстрее, чем опара на бражке, в среднем часов за 5-6, при условии что хлеб из 1кг муки и берем 100г спелого теста. При использовании 170г спелого теста опара будет готова за 3 часа. Время указано для температуры опары около 29°C.
Почему не вели закваски, а хранили спелое тесто? Потому что обычная закваска, если ее не освежать каждый день, просто портится, а вот спелое тесто обладает огромной толерантностью к простою! Минимум 36 часов с момента отбора при комнатной температуре без потери качества! После вызревания в течение 12 часов в тепле, спелое тесто, помещенное в погреб (15°C-18°C), может хранится до 5 дней, правда тогда оно потребует постановки новой бражки, но уже на кусочке “спелого” теста.

Солодовая мука (тут уже имеет смысл смолоть солод до состояния муки) 50г
Вода теплая 300мл
“Спелое” тесто чайная ложка

Монастырский хлеб

«Хлеб – всему голова», – гласит народная мудрость. Для наших предков это была неоспоримая истина, а вот мы подчас склонны и сомневаться в ней: мучное, вредно для здоровья… Но все равно без хлеба не обходится ни одна трапеза, будь то обычный обед или праздничное застолье. В Москве немало хлебозаводов и пекарен, но есть и одна особенная, хлеб из которой не похож на испеченный в других местах. Это пекарня Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Из истории монастыря

Иоанно-Предтеченская обитель свою историю ведет с XV века. Первоначально это был мужской монастырь, который располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы, после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. На новом месте монастырь стал женским.

После пожара 1812 года монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Возобновлена была обитель во второй половине XIX века стараниями митрополита Московского Филарета.

До 1917 года в обители проживало более 300 сестер. А после революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В монастырских зданиях разместили тюрьму. Но монастырские храмы действовали как приходские до 1927 года. После их закрытия последние сестры и священнослужители монастыря были выселены, одни из них были сосланы, а другие расстреляны по обвинению в антисоветской агитации.

В советское время на территории и в строениях монастыря располагались службы теплосети, архив Московской области, швейная фабрика. Часть территории и монастырских зданий и сейчас занимает Московский университет МВД.

Возобновление жизни общины Иоанно-Предтеченского монастыря относится к началу 1990-х годов. В 1992 году монастырская часовня святого Иоанна Предтечи, а затем и келейный (бывший больничный) корпус с домовым Елисаветинским храмом были переданы Церкви, началась постепенно возрождаться монашеская жизнь.

В 2000 году на заседании Священного Синода было принято решение об открытии монастыря. В Ивановский монастырь была назначена настоятельница из числа сестер никогда не закрывавшейся Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии – матушка Афанасия (Грошева).

Монастырская пекарня

При открытии монастыря встал вопрос: на что будет существовать и возрождаться обитель?

– Когда открылся монастырь, средств очень не хватало, и хлеб начали печь для себя сами сестры. Затем было закуплено на средства благотворителей профессиональное оборудование для пекарни, и хлеб стали продавать.

Люди с радостью приобретали монастырскую продукцию, тем более что тогда она не была так широко представлена, как сейчас, например на православных ярмарках. Монастырь пригласил на работу профессиональных пекарей.

Работают в пекарне две Галины, и, как на обычном хлебозаводе, работа тут начинается рано – в 6 часов утра. В отличие от обычного производства, рабочий день в монастыре неизменно начинается с молитвы, затем все приступают к своим обязанностям.

Сначала замешивают тесто для хлеба, затем на булочки и пирожки. За то время, пока делают булочки, хлеб успевает подойти, и его ставят в печь. Рецепты хлеба самые разные: от традиционных, какие используют во всех хлебопекарнях, до старинных. Особенность заключается в том, что монастырская выпечка в основном постная, то есть в продукцию не добавляют яйца и маргарин. Весь хлеб делают на подсолнечном масле. Также пекут особый бездрожжевой хлеб на афонской закваске. Несмотря на то, что тесто все постное, хлеб мягкий и очень вкусный.

На каждый день существует план, сколько и какой продукции надо испечь. В будние дни и на церковные праздники пекут больше, в выходные и в летнее время, когда многие москвичи в отпусках, – меньше. Монастырь расположен в самом центре Москвы, вокруг много офисов, служащие которых охотно покупают продукцию в монастырской трапезной, где также можно и пообедать.

Выпечка продается всегда свежая. Если какой-либо вид, например, пирожков, заканчивается, в пекарню поступает заказ, и в течение нескольких часов пекут новую партию. Продукция поставляется на прилавок несколько раз в день. Каждый день печется несколько видов хлеба, булочки и пирожки с самой разнообразной начинкой: с картошкой, капустой, яйцом, с грибами, с повидлом и творогом.

Мать Софрония говорит, что москвичам особо полюбился афонский хлеб: он долго не черствеет и хорошо хранится. Некоторые за монастырским хлебом приезжают с окраин Москвы.

По мере необходимости сестры помогают в пекарне, например на большие церковные праздники, на которые в монастыре всегда собирается много народу. Когда совершаются ночные службы – на Пасху и на Рождество Христово, сестры пекут булочки с крестиком и раздают их после ночной службы прихожанам, пока метро не открылось и все остаются в храме.

Инокиня Софрония замечает:

– Многие спрашивают: ну почему у вас такой вкусный хлеб? А ответ простой. Жизнь монастыря начинается с молитвы и заканчивается молитвой; каждый вечер мы обходим всю территорию монастыря крестным ходом и кропим святой водой все помещения. И пекарню, как и весь наш сестринский корпус, окропляют святой водой.

Утром пекари молятся перед началом работы и добавляют в тесто крещенскую воду. И это сказывается на качестве и вкусе нашего хлеба. Конечно, очень важно и то, о чем ты думаешь и говоришь, когда готовишь. Ведь едой можно даже отравиться, если, готовя ее, что-то думать или говорить недоброе.

Хлеб насущный

Мать Софрония рассказывает:

– Люди приходят очень разные. Есть мирно настроенные, но есть не такие уж и миролюбивые. Вынесешь им чай с хлебом, а они могут тебе этим чаем в лицо плеснуть, сказав, что это они не будут, и потребовать другой еды. В день приходит где-то 40–50 человек. Информация среди обитателей вокзалов распространяется очень быстро, они передают друг другу, где и когда можно бесплатно поесть в Москве.

Мы находимся недалеко от трех вокзалов, на которых ведется большая социальная работа. Очень важно правильно продумать, как разумно помогать нищим. Нам в монастырь социальные работники приносят листовки с информацией о том, кто и какую помощь может оказать бедным: как отправить их домой, где можно им подработать или переночевать. Если кто-то к нам обращается с этими вопросами, мы даем такую информацию.

На вопрос о том, как отличить людей, действительно нуждающихся, от обманщиков и как правильно поступать, столкнувшись с мошенниками, инокиня Софрония ответила так:

– Конечно, есть обманщики и среди тех, кто к нам обращается. Ну что делать! Мы стараемся помочь, чем можем! Хотя бы продуктами. Господь нам заповедал помогать. «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42), – говорит нам Христос в Евангелии. Мы находимся в очень неблагополучном мире, и надо с этим примириться. Бедные они как были, так и будут.

Сейчас я заметила: пошел поток совершенно других людей. До кризиса приходили, как правило, те, кто давно побирается и скитается. Это те люди, которые находятся на дне общества, и им уже очень трудно из этого выбраться, да они уже и не смогут жить по-другому. Но после кризиса стали приходить люди совершенно другого плана. Они хорошо одеты. Ведь кризис ударил не только по низшему слою общества, он ударил по всем слоям. Люди, которые были довольно обеспеченными и успешными и вдруг разорились, особенно если они приезжие, остались ни с чем. Некоторые, может быть, и хотели вернуться домой, но потом подумали: «А что там делать? Там же безработица…» И они стараются остаться в Москве любым способом. Пытаются искать другую работу… Но это не всегда получается, и потихоньку такие люди опускаются на дно.

Монастырская жизнь в современном мегаполисе

Послушания у сестер самые разные: церковное, алтарное, регентское и клиросное. Главными, как в любом монастыре, являются послушания настоятельницы, казначеи, благочинной, среди других – послушания просфорницы, экскурсовода для паломнических групп, канцелярское, швейное, келарское, экономское, библиотечное, архивное. В 2008 году в обители открылся свой музей, обновился сайт. У монастыря есть небольшое подворье в селе Остров Московской области, на котором выращивают овощи и зелень. Там же в 2009 году открылась монастырская богадельня, где тоже несут послушание несколько сестер.

Только совсем несведущий в церковной жизни человек может думать, что монахи полностью удалились от житейских дел и жизнь современного мира их не касается. Контакт с миром неизбежен, особенно если монастырь находится в центе такого огромного мегаполиса, как Москва.

Мать Софрония, например, занимается всеми закупками продовольствия для монастыря, монастырской трапезной, пекарни и подворья. Раз в неделю она отправляется с водителем на машине на продовольственные базы, фирмы, рынки.

– На многих рынках нас уже знают. У нас есть даже помощники, которые помогают нам делать закупки. Это тоже своего рода путь милосердия, и таким путем люди спасаются. Необязательно что-то жертвовать, помощь тоже путь служения, – рассказывает сестра Софрония. И продолжает:

– Я много езжу и вижу: люди настроены миролюбиво к монашествующим в Москве. Иногда, бывает, нам жертвуют продукты, если есть у кого-то возможность. Конечно, кризис серьезно ударил и по тем, кто занимается закупками и продажами. Люди немножко ожесточились. Но все равно меня на рынках часто останавливают, чтобы поговорить или задать вопрос. Люди подходят, спрашивают о вере, о Боге. Получается своего рода миссионерское служение.

На церковные службы приходит множество обычных людей, и тут тоже происходит взаимодействие монастыря и мира.

– Основные наши прихожане – это семьи с детьми, – продолжает свой рассказ мать Софрония. – Конечно, мы учитываем то, что монастырь находится в центре Москвы и к нам заходят люди, работающие в офисах. Если человек не ходит в храм, но, когда он проходил мимо церкви, у него возникло желание зайти и помолиться, одежда не должна быть препятствием к этому. Например, для женщин у нас на входе в храм лежат юбки и платочки, всем этим они могут воспользоваться. Надо только приветствовать то, что человек зашел в храм, ведь Господь всех нас призывает.

Сейчас в монастыре живут 20 насельниц. Конечно, своими силами невозможно справиться со всеми делами, поэтому в монастыре много рабочих, особенно строителей. Реставрация главного собора монастыря уже завершается. На вопрос о том, трудно ли устанавливаются взаимоотношения между рабочими и сестрами обителями, мать Софрония ответила так:

– Конечно, когда люди приходят в монастырь работать, им сначала трудно перестроиться на монастырский уклад. Очень сложно учитывать тонкости монастырской жизни, особенно если учесть, что это женский монастырь.

Под руководством нашей матушки игумении Афанасии, настоятельницы монастыря, мы живем как одна семья. Как и должно быть в общежительном монастыре. По милости Божией у нас все очень спокойно. Матушка у нас понимающая, мы к ней идем со всеми нашими немощами, за советами. Ничего у нас в монастыре не делается без матушкиного благословения. Она очень мудро управляет обителью.

Конечно, в каждый монастырь приезжают паломники для поклонения святыням. Наиболее почитаемыми святынями Иоанно-Предтеченского монастыря являются древняя икона святого Иоанна Предтечи середины XVI века, которая находится в восстановленном соборе, и обруч в монастырской часовне у входа. Он прикреплен к списку с древнего образа с изображением святого. Считается, что этот обруч – мера главы Иоанна Предтечи. Исторические источники о том, откуда и когда появился обруч в монастыре, не обнаружены. Обруч стал известен с конца XIX века. После закрытия монастыря его хранили в двух московских храмах, последним местом был храм апостолов Петра и Павла на Яузе. После открытия обители святыню вернули монастырю.

Предварительно помолившись, паломники надевают обруч на голову, и по их горячей вере Господь многим подает исцеления от головных болей, психических расстройств и других болезней.

Елена Дубровина

авторский сайт

  • Главная
  • Колики
  • Об авторе
  • Произведения автора
  • Проекты
    • Журнал
    • Лука и Лучики
    • Зернышки
    • Веселый Печеник
    • Святые покровители
    • Письма в вечность
    • Отчет
  • Интернет-магазин
    • Доставка
    • Оплата
  • Контакты
  • Беседка
  • Друзья и партнеры

ХЛЕБ БЕЗ ДРОЖЖЕЙ (Монастырский рецепт)

Хлеб без дрожжей очень полезен, ведь дрожжи активируют раковые клетки, естественные бактерии его полезны для организма, он не плесневеет, он постный и очень вкусный, не бродит в животе и легко усваивается. Это хлеб из самого себя.

Для закваски понадобится:

зерна ячменя — 0,5 стакана

зерна пшеницы — 1 стакан

сахар — 2 ст. ложки

ржаная мука — 0,5 стакана

белая мука высший сорт — 1 стакан

Смесь из зерна ячменя и пшеницы (1 к 2-ум), любое количество, поместить в лоток, залить сырой водой, чтобы покрыло все зерно, накрыть тряпочкой и оставить на сутки. Через сутки лишнюю воду слить, накрыть влажной тряпочкой и оставить на 2-е суток, тряпочка не должна быть сухой, если высохнет, то следует снова намочить.

Зерна прорастут, их следует перекрутить на мясорубке. Примерно на 1 стакан такой смеси добавить 2 ст ложки сахара и 1,5 стакан муки (ржаная хуже поднимается, чем белая пшеничная и быстро скисает поэтому лучше смешать белую и ржаную). Варим помешивая 1 час на медленном огне. Оставляем на 1 сутки в теплом месте, затем эта масса уже хранится в холодильнике в виде закваски.

Берем немного этой смеси, добавляем в нее воду и муку, замешиваем негустое и нежидкое тесто – получается все та же закваска, т.е. кусочек такого теста это и есть закваска, т.е. носитель квасного гриба, ею можно поделиться.

мука пшеничная, можно добавить немного ржаной муки и немного отрубей

в тесто можно добавить изюм и орехи

Берем кусочек закваски, кладем в кружку, вливаем пол стаканчика воды и добавляем муки, чтобы получилась жидкая кашица, ставим на 3-5 часов в теплое место, пока не появятся пузырьки и не появится кисловатый квасной запах.

Если закваски маловато и вы хотите выпечь больше хлеба, то эту процедуру проделываем с кашицей, берем ее снова и добавляем муки и водички и ставим снова на несколько часов.

Если же закваски достаточно, то приступаем к замешиванию теста. Эту кашицу и используем как опару. Т.е. закваска должна заиграть, чтобы поднять потом тесто. Для теста муку смешиваем с водой, добавляем закваску, вымешиваем (тесто должно быть не жидким и не густым). Можно добавить орехи или изюм.

Смазываем слегка противень растительным маслом, посыпаем мукой, выкладываем тесто в половину формы, лопатку смачиваем водой и ею ровняем тесто, затем ставим в теплое место и ждем, когда тесто поднимется до краев. Затем выпекаем на медленном огне (хлеб 5-ти см выпекается час), когда тесто будет почти готово, можно сделать узоры или надписи из теста и покрыть верх, затем снова поставить в духовку.

Чтобы корочка хлеба блестела, за 5 минут до готовности, слегка смазываем ее водой с сахаром.

Рубрика «Веселый печеник». Вкусные и полезные рецепты постных блюд.

С любовью, рубрика «Веселый печеник». Вкусные и полезные рецепты постных блюд.

Поделиться в соц. сетях

2 комментарии на “ ХЛЕБ БЕЗ ДРОЖЖЕЙ (Монастырский рецепт) ”

Рецепты бездрожжевого хлеба для домашних условий

Эти рецепты предоставлены пекарями Свято-Николо-Шартомского и Свято-Введенского монастырей Иваново-Вознесенской Епархии.

Рецепт №1.Ржаной хлеб на бездрожжевой закваске.

Закваска готовится на какой-нибудь кислой основе (например, рассол). Теплый рассол, ржаная обдирная мука, немного сахара для брожения. Муку подмешивать для густоты сметаны. В теплом месте закваска будет медленно подниматься. Несколько раз ее нужно осадить. С каждым разом она будет подниматься быстрее.

После того, как закваска будет готова, ставится опара: теплая вода (нужное количество), закваска, соль, сахар (необходимые для работы закваски), ржаная обдирная мука. Густота опары — как на оладьи. Поднимается в теплом месте 4-5 часов, можно один раз осадить. Если опара поднимется быстрее, ее нужно осадить и выдержать 4 часа — это норма для ржаного хлеба.

В замес теста добавляют немного пшеничной муки (

1/10 от общего количества), соль, сахар, и замешивают ржаной обдирной мукой. Тесто «легкое». После того, как тесто поднимется, его, не обминая, раскладывают в формы (1/2 объема формы).

Работать с ржаным тестом лучше смачивая руки в воде. Мокрой рукой разровнять его в форме, поставить в теплое место подходить.

Выпекается ржаной хлеб в жаркой духовке 1 — 1,5 часа. После выпечки корку смачивают водой. Сразу разрезать ржаной хлеб нельзя, он должен остыть. Готовность хлеба проверяют, сжимая нижнюю и верхрнюю корочки: если мякиш между ними быстро выпрямляется, то хлеб пропекся хорошо.

Первые выпечки могут быть неудачными, но с каждым разом закваска будет набирать силу, и тесто будет подниматься быстро. Немного опары или кусочек теста оставляют для следующей выпечки, хранят в холодильнике.

Накануне, с вечара, нужно закваску обновить: подлить немного воды (можно холодной) и подмешать ржаной муки. До утра она поднимется (

9-12 часов) и можно ставить опару (см. выше).

Рецепт №2. Хлеб на хмелевой закваске

1. Приготовление закваски

1.1. Сухой хмель залить двойным (по объему) количеством воды и кипятить до уменьшения воды вдвое.

1.2. Отвар настоять 8 часов, отцедить и отжать.

1. 3. Один стакан полученного отвара залить в пол-литровую банку, растворить в нем 1 ст. ложку сахара, 0,5 стакана пшеничной муки (размешать до исчезновения комков).

1.4. Полученный раствор поставить в теплое место (30-35 градусов), прикрыв тканью на двое суток. Признак готовности дрожжей: количество раствора в банке увеличится примерно вдвое.

1.5. На два-три килограмма хлеба необходимо 0,5 стакана дрожжей (2 ложки).

2. Количество компонентов.

Для выпечки 650-700 г. хлеба необходимо: воды 1 стакан (0,2 литра); на каждый стакан воды требуется: муки 3 стакана (400-450 гр.); соли 1 чайная ложка; сахара 1 стол. ложка; масло сливочное или маргарин 1 стол. ложка; хлопья пшеничные 1-2 полных стол. ложки; дрожжи 1 стол. ложка (или закваска).

3. Приготовление опары.

3.1. В емкость для замеса наливается один стакан кипяченой воды, охлажденной до температуры 30-35 градусов, размешивают в ней 1 стол. ложку дрожжей или закваски и 1 стакан муки.

3.2. Приготовленный раствор накрывают тканью и ставят в теплое место на 2 часа до образования точечных пузырьков. Наличие пузырьков означает, что опара готова для замеса теста.

4.1. В чистую посуду (стеклянная банка объемом не более 0,2 литра, с плотно закрывающейся крышкой) откладываем необходимое количество (1-2 ст. ложки) опары, эта опара послужит закваской для следующей выпечки хлеба, ее необходимо хранить в холодильнике.

4.2. В емкость с опарой добавляем 2 ст. ложки муки и остальные компоненты в соответствии с п. 2.1., то есть соль, сахар масло, хлопья (хлопья не обязательный компонент). Вымешиваем тесто до отлипания от рук и закладываем в форму.

4.3. Форма заполняется тестом 0,3-0,5 ее объема не более. Если форма не покрыта тефлоном, ее необходимо смазать растительным маслом.

4.4. Форма с тестом ставиться в теплое место на 4-6 часов. Для сохранения тепла ее необходимо плотно укрыть. Если через указанное время тесто увеличится в объеме примерно вдвое, значит оно разрыхлилось и готово к выпечке.

5. Режим выпечки.

5.1. Форма должна размещаться в середине духовки на решетке.

5.2. Температура выпечки 180-200 градусов. Время выпечки 50 минут:

Рецепт №3. Хлеб на хмелевой закваске

В кастрюлю наливают 15 стаканов воды и засыпают две полные пригоршни хмеля. Кастрюлю закрывают крышкой и смесь кипятят в течение 15-20 минут Затем смесь процеживают, охлаждают до комнатной темпера туры, добавляют 1-1,5 столовые ложки соли, 1 стакан сахара, 400 г муки пшеничной (первого сорта), размешивают до исчезновения комочков и ставят в теплое место. Через двое суток в хмелевое сусло добавляют 1,2 кг очищенного отваренного охлажденного протертого картофеля, перемешивают и оставляют еще на сутки в теплом месте. За этот период дрожжи несколько раз перемешивают Через сутки дрожжи процеживают через сито, переливают в бутылки (наполняют до 3/4). закупоривают пробками и заливают парафином. Хранят в холодильнике не более 1 месяца.

Расход дрожжей: 3 столовые ложки на I кг муки.

Рецепт №4. Украинская хмелевая закваска

С забродившего домашнего вина снимают пену и перемешивают с пшеничными отрубями. Смесь высушивают на солнце или у печи при температуре не выше 32°С и хранят в мешочках. Перед использованием сухую смесь разводят в теплой воде, добавляют пшеничную муку и замешивают жидкую болтушку. Забродившую смесь разводят водой процеживают через сито, чтобы в замес не попали отруби, и замешивают тесто.

Дрожжи из отрубей, 1 кг пшеничной муки (второго сорта) или пшеничной обойной заваривают 4 л крутого кипятка или горячим отваром хмеля. Заварку (она должна иметь консистенцию густой сметаны) охлаждают до 70-75°С, засыпают в нее 100-150 г пшеничной муки и хорошо перемешивают. В остывшую до 35-37С заварку добавляют еще 100-150 г муки, хорошо перемешивают, посуду накрывают марлей и ставят в теплое место на 1-1,5 суток для брожения. Затем в смесь добавляют еще 200 г муки и 300 г отрубей, перемешивают и ставят для брожения на 4-6 часов, массу затирают пшеничными отрубями и высушивают. Дрожжи можно использовать в течение 3-6 месяцев.

Хранят в двойном марлевом мешке, подвешенном в сухом и прохладном месте. Перед употреблением дрожжи замачивают в теплой воде, добавляют немного муки перемешивают, дают постоять 30-40 минут, затем замешивают тесто или опару.

Расход дрожжей: полстакана (100 г) на 1 кг муки.

Рецепт №5. Хлеб на хмелевой закваске

Приготовить тесто можно на хмелевой закваске. Для этого нужно сначала приготовить хмелевую закваску. Берем 0,5 л. воды доводим до кипения, затем отмериваем 3 ст. ложки соплодия хмеля и запускаем в воду. Кипятить на медленном огне 15 мин. Процедить отвар и остудить до парного молока 40° и добавить чайную ложку сахара или меда. В наше время сахар может быть чистый и искусственный с добавкой желатина. Желатин производится из костей. Хмелевой отвар замесить с мукой до густой сметаны и поставить на теплое место для закисания на сутки, 100 и больше. При закисании масса увеличивается в 2-3 раза. Снимаем с теплого места и храним ее в холодном месте или в холодильнике.

Для приготовления теста необходимо приготовить опару. Замес опары производить в эмалированной посуде. На 1 л. теплой воды берем 4 ст. ложки закваски. Для приготовления 1 булки хлеба примерно надо 1 кг. муки и 1 л. воды.

В емкость вливаем 200 г. теплой воды, добавляем 4 ст. ложки закваски. Перемешиваем все, и из взятого на приготовление хлеба 1 кг. муки понемногу перемешивая, добавляем в емкость до состояния густой сметаны. Оставшуюся муку и воду 800 г. оставляем до времени приготовления теста. Опара готова: закрывается, утепляется и ставится в теплое место 30-35° на 6 часов в зависимости от подъема опары.

Для приготовления теста берем подошедшую опару. В эмалированную посуду высыпаем большую часть оставшуюся от 1кг. муки, вливаем, помешивая, оставшиеся 800 г. воды, вливаем опару, тщательно перемешиваем, после чего понемногу высыпая оставшуюся муку, добавляем до получения консистенции густой сметаны. Может быть, не вся мука израсходована, или некоторое количество добавлено. Посуду с тестом утепляем, ставим на 7 часов. (Весь процесс приготовления теста занимает 12-13 часов, поэтому следует рассчитывать время выпечки хлеба). После выстаивания и вскисания теста добавляем часть муки и месим с добавлением 1-2 ст. ложек натурального растительного масла без каких-либо добавок (оливкового, первого холодного отжима, нерафинированного), месим до состояния крутого теста для выпечки просфор, или мягкого теста для выпечки хлеба. Ставим в тепло на 40-60 мин. для подъема. После тесто формируем в противень или специальную форму, и оставляем для подъема, после чего ставим в печь. Соль не рекомендуется добавлять, а можно добавить тмин, кориандр, изюм.

  1. Елена Дубровина Автор записи 14.05.2015 в 16:26

Спаси Бог Вас за такие замечательные и подробные рецепты! Обязательно попробую приготовить в домашних условиях! И другим посоветую)))

Секреты и польза домашнего хлеба. Монастырский хлеб на закваске

Мы привыкли к вкусу продуктов промышленного производства, забыли аромат настоящего домашнего хлеба, вкус той самой буханки, которую пекли наши бабушки и прабабушки с заботой и молитвой.

Сегодня хлеб выпекают с помощью хлебопекарных дрожжей – быстро, надежно, можно напечь огромное количество хлебобулочных изделий и немедленно реализовать их. Вопросом о том, полезен ли такой «быстрый» хлеб, производитель не задается. Зачем? Главное – прибыль и рентабельность производства, остальное неважно. В век золотого тельца никто не задумывается о том, что хлеб – это не просто дрожжи, мука и вода, это божественная еда, которая должна обогащать духовно, давать силу и здоровье. В настоящее время разгораются целые дискуссии по поводу того, вредны ли современные дрожжи для здоровья и нужно ли отказываться от покупного хлеба.

Мы не будем вступать в эту полемику и поговорим о приготовлении настоящего русского хлеба, который источает медовый аромат и имеет приятный вкус, совсем не похожий на тот, к которому все уже привыкли.

О пользе домашнего хлеба, сделанного на закваске, можно говорить бесконечно. Организм насыщается всеми необходимыми элементами, которые так необходимы для поддержания иммунитета и здоровья.

Домашний хлеб – это продукт, приготовленный на основе растительных компонентов и только, в нем не будет разрыхлителей и других химических добавок, распространенных в современном хлебопечении. Вы будете знать наверняка, что едите и как была приготовлена булка хлеба. Давайте научимся печь настоящий монастырский хлеб, приготовление которого подробно рассмотрим в этой статье.

Монастырский хлеб на закваске

Прежде чем научиться печь хлеб, нужно усвоить одно главное правило – без терпения и хорошего настроения ничего не получится! Это проверено не только хлебопеками, но и личным опытом автора этих строк. Если браться за выпечку хлеба находясь в недобром духе, результат будет плачевным.

Процесс приготовления сводится к ведению закваски, затем опары, теста и собственно выпеканием хлеба.

Для закваски нам понадобится:

– Шишки хмеля 50 гр. Их можно купить в аптеке, но не стоит покупать хмель в пакетиках. Приобретайте коробку травы по 50 или 100 гр.

– Мука пшеничная с отрубями (грубого помола) 200 гр. Если нет возможности найти такую муку, можно приобрести пшеницу и размолоть зерна на кофемолке самостоятельно. Получится то, что надо.

– Сахар 100 гр (полстакана).

– Картофельное пюре 250 гр. В пюре не нужно ничего добавлять, просто отварите картофель и разомните его.

Для приготовления закваски возьмите эмалированную кастрюльку, насыпьте хмель и залейте его водой. Поставьте на медленный огонь и доведите до кипения. После этого остудите хмельной отвар до температуры парного молока. Процедите через марлю. Отвар не должен быть горячим, это очень важно. В процеженный хмельной отвар добавьте сахар и муку. Тщательно перемешайте деревянным венчиком. Не используйте миксер, работайте руками. После этого поставьте закваску в теплое место на сутки. Температура воздуха должна быть не меньше 23°-24°. Если в комнате холодно, поставьте закваску к батарее и укройте ее толстым полотенцем. Очень важно соблюдать температурный режим. Растительные дрожжи любят тепло. Спустя сутки добавьте картофельное пюре, оно должно быть еще теплым, но не горячим. Тщательно все перемешайте. Если в закваске остались маленькие комочки пюре – ничего страшного, пусть будут. Далее вновь ставим закваску в теплое место на четыре дня. За процессом брожения очень интересно наблюдать – сначала появляются пузырьки, потом пена, а затем закваска начинает бурно бродить. Этот процесс очень схож с тем, что происходит с квасом. Когда пена осядет и брожение прекратится, закваска готова. Хранить ее можно в холодильнике в течение 4 месяцев.

Теперь, когда основной ингредиент готов, можно приступать к приготовлению хлеба. Для выпечки двух булок хлеба нам понадобится для опары:

– 1 стакан закваски. Достаем ее из холодильника, размешиваем и отливаем нужное количество.

– 750 гр теплой воды (кипяченой).

– 1,5 ст. ложки сахара.

– 1 ст. ложка муки с отрубями (можно вновь самому смолоть зерна пшеницы).

Смешиваем все ингредиенты и добавляем муку, разводим все до консистенции кефира или блинного теста. Используйте венчик, желательно деревянный. После этого накрываем кастрюльку чистым полотенцем и ставим опару в теплое место на ночь. Она должна начать пузыриться и покрываться пенкой. Утром следующего дня добавляем муку и доводим опару до консистенции густой сметаны, вновь ставим в теплое место на два часа. Тесто должно подняться, на нем вновь образуются пузырьки и пенка.

Через два часа продолжаем работать с тестом. Добавляем:

– 1 ст. ложку соли (без горки).

– 1-2 ст. ложки растительного масла.

Все тщательно перемешиваем и доводим мукой до консистенции тугого теста. Месите его руками на столе. Когда все будет готово, поставьте тесто в теплое место подходить. Примерно часа через два поднявшуюся квашню разделите на две равные части, вновь помесите руками и разложите по формам для выпекания. Поставьте их в теплое место так, чтобы хлеб вновь поднялся до самых краев формы.

После этого можно отправлять булки в духовой шкаф (температура 170°), но лучше, конечно, в русскую печь, жаль, что не у каждого есть возможность выпекать хлеб в настоящей печи. Время выпекания 1 час. Если вы видите, что корочка слишком зарумянилась, закройте хлеб сверху газетой и продолжайте выпекать. Так корочка не сгорит, а останется румяной и хрустящей. Готовый хлеб сбрызгивают водой с помощью кисточки и укутывают в полотенца.

Вот мы и приготовили вкусный, полезный хлеб, источающий приятный, медовый аромат. Такой хлеб не плесневеет и не черствеет. Хранить его можно в обычном целлофановом пакете при комнатной температуре. В холодильник класть его не обязательно, он не портится в отличие от дрожжевого, магазинного хлеба. Кушайте на здоровье настоящий русский хлеб!

Печем хлеб с молитвой и любовью

Если зайти через Святые врата монастыря, а затем, повернув налево, пойти по Внешнему каре Центральной усадьбы, минуя старые западные врата и немного не доходя до угла каре, то слева вы увидите вход в монастырскую пекарню, а рядом – окошко для выдачи хлеба.

Проходя мимо этого места до обеденного времени, чувствуешь, как по воздуху плывет притягательный душистый аромат свежеиспеченного монастырского хлеба, который никого не оставляет равнодушным.

Зайдя в пекарню, погружаешься в атмосферу Старого Валаама. При слабом освящении от низко посаженных окон любуешься огроменными печами из красного кирпича. Подобные кирпичи когда-то производили на собственном кирпичном заводе. Разглядываешь внушительные приспособления с длинными шестами для работы с печами, похожие на средневековое оружие. Ступаешь по каменным полам, по которым ходили дореволюционные монахи. Низкие полукруглые потолки создают впечатление подземных крепостных сводов или пещерного храма из глубокой древности. Воздух внутри всегда пронизывает легкий хлебный запах, хотя хлеб пекут, как правило, рано утром.

О том, как послушаются в пекарне, нам рассказал один из пекарей – трудник Роман.

– Как строится ваш рабочий день? Расскажите о процессе приготовления хлеба. В чем особенности рецептов?

– Строгого режима рабочего дня у нас, пожалуй, нет. На данный момент на пекарне послушается четыре человека, но бывало, что приходилось трудиться и вдвоем. Послушание старшего пекаря исполняет инок Игорь. Работаем слаженно – в команде. В каждой смене принимают участие несколько пекарей, каждый выполняет определенную задачу, не всегда одну и ту же.

Начинается все с дров. Иду в дровник, накладываю полную большую тележку дров, завожу ее в пекарню. У нас есть две печи. Топят печи длинными поленьями, около метра в длину. У нас их круглый год раньше рубил опытный дровосек. Когда нет паломнического сезона, как, например, сейчас в связи с эпидемией, народу на Валааме не так много. Поэтому одной печи вполне хватает. А в сезон используем обе. Далее загружаю дрова в печь. Это необходимо сделать до 17:00. Затем делаю уборку помещения.

Другой пекарь занимается просеиванием муки в мучном цеху, тоже до 17:00. Допустим, собираемся мы испечь три вида хлеба: белый, ржаной и цельно-зерновой. Эти сорта мы печем почти всегда. А бородинский выпекаем редко. В бородинский добавляется тмин и кориандр, а вместо солода идет сусло. Старший заблаговременно пишет сколько килограмм и какой муки необходимо насеять. Можно сеять на электронной сеялке или по старинке вручную. Для быстроты одновременно применяются оба способа.

Брат, который сеет муку, еще должен до 15:00 размножить закваску с расчетом, чтобы осталось полтора-два килограмма на следующую смену. В закваску добавляем воду и ржаную муку. Четыре часа бактерии размножаются в расстоечном шкафу. Помимо закваски заваривается солод в 15:30, который нужен только для ржаного хлеба. Он придает хлебу соответствующую окраску и вкус. Также до 17:00 расставляем формы для теста.

Весь хлеб мы печем на живой закваске. На ней он, как известно, получается значительно полезней и намного вкуснее. Чувствуется настоящая сила хлеба – натуральный продукт все-таки.

– А какую вы используете закваску, что-то особенное?

– Простите, но это наш небольшой секрет. Нынешний рецепт закваски ввел бывший старший пекарь о. Никандр, чего-то очень необычного, пожалуй, в нем нет.

Продолжим. Следующий пекарь приходит ближе к вечеру и замешивает тесто в двух огромных тестомесах. До 19:00 он должен управиться. Он следит, чтобы тесто получилось нужной консистенции.

А рецепт очень простой: вода, мука, соль, закваска, ну и бывают добавки такие, как солод, сусло, пряности.

Затем все пекари часов в 7-8 вечера собираются и делают формовку, то есть вручную закладывают тесто в специальные формы, делая овалы по весу. Формы у нас есть старые и новые со специальным покрытием. Старые обязательно нужно смазывать маслом, мы используем горчичное, чтобы тесто не прилипало. А с новыми формами попроще, ничем не нужно смазывать. Но хлеб, испеченный в старых формах, мне нравится больше. Он в них выходит более мягкий и вкусный.

После формовки все накрывается мокрой простыней. И так тесто стоит до утра – поднимается. Оптимальная температура 28-29 градусов, чтобы закваска сработала.

В 4:30 разжигаем печь. Дрова прогорают до углей, угли выгребаем. Затем на очень длинных широких лопатах закладываем в печь формы с тестом. В 6:00 начинаем выпечку. От температуры зависит, сколько будет хлеб выпекаться. Через час-полтора обычно все готово. Выдаем хлеб с 10 до 11 часов утра.

– Рецепты годами остаются неизменными или периодически меняются?

– Ингредиенты для теста остаются одни и те же. Но может измениться их соотношение, а также вес буханок. При формовке мы раньше закладывали по 600, 800 грамм теста. Сейчас решили делать по килограмму. Все изменения производит старший пекарь. Несмотря на то, что рецепт один и тот же, вкус у каждой партии хлеба часто немного отличается. Печка-то ведь на дровах, а значит и температура всегда разная, это все отражается на вкусе и мягкости. Одни любят хрустящую корочку, другие наоборот помягче, но хлеб всегда вкусный. Свежий хлеб имеет один вкус, а когда постоит – доходит, – на мой взгляд, становится еще вкуснее. Врачи не рекомендуют употреблять свежий хлеб, а только через сутки. Но теплый, почти только из печи, любят больше.

– Бывает такое что хлеб не выходит?

– Чтобы совсем не вышел – такого случая я не помню. Может верхушка подгореть или тесто слегка не пропечься, но это происходит не часто. Просто нужно понимать, что мы работаем с тестом на живых бактериях – закваске, а им нужна определенная температура для размножения, за счет чего тесто и подымается. Случается и такое, что тесто совсем не поднимется. А бывает наоборот, слишком сильно поднимется, даже из форм тесто расползается, ну и с виду буханки некрасивые получаются. Всякое бывало – тесто есть тесто, но хлеб всегда оставался вполне съедобным.

– Сейчас тяжело послушаться на пекарне?

– Нагрузка в пекарне сейчас небольшая. Я предпочитаю все, что можно, делать вручную. Приятно осознавать, что примерно также трудились отцы и до нас. У нас из электроники только тестомесы и сеялка для муки, которую я ни разу не использовал.

– Вам нравится здесь трудиться?

– По мне – это лучшее послушание на Валааме, благодатное. Послушался в саду, мыл посуду, но здесь совсем по-другому, как у Христа за пазухой я бы сказал. Я никогда с кулинарией не был связан, готовить совсем не умею. Но это дело по-настоящему полюбил. Когда уеду снова жить в мир, постараюсь устроиться работать в пекарне. Ну а если Бог даст, хотелось бы когда-то открыть и свое дело. Говорят, был тут один трудник, который здесь послушался, а сейчас у него своя пекарня. Считаю, если получается, то нужно развивать это дело.

– Имеете в виду развивать традицию выпечки Валаамского хлеба?

– Да, почему бы и нет? Люблю пекарню, нравится даже просто здесь находиться. Когда на Валааме была вспышка ОРВИ, у нас в гостинице многие болели, и Игорь мне разрешил несколько дней пожить здесь, в самой пекарне. Условия позволяют – есть все что нужно. С тех пор так тут и живу. Проснулся – сразу за послушание можно приниматься.

– Каков суточный объем производства хлеба? Куда он распределяется?

– Обычно делаем 120-130 кг теста, т.е. одна полная печь. Выходит 200 с лишним буханок. В паломнический сезон вдвое больше. Помимо самой обители снабжаем хлебом все скиты; трапезные для рабочих, трудников и паломников; гостиницы для трудников, волонтеров; воинскую часть и т.д.

– За послушанием братия обычно творит Иисусову молитву или слушает духовные поучения?

– Во время службы можно послушать онлайн-трансляцию из Спасо-Преображенского собора. В остальное время обычно что-то назидательное слушаем в аудиозаписях. Но, конечно, и молитву мысленно творить ничего не мешает.

– Что-то еще выпекаете помимо хлеба?

– Пробовали пряники печь, с ними очень хорошо чай пить. В общем-то можно много что испечь, это у нас по желанию. Перед Пасхой всю Страстную седмицу выпекаем куличи, работы очень много. В одной печке хлеб, в другой куличи. Между прочим, освященный пасхальный кулич считается родом артоса. Прошлым летом еще квас для паломников делали.

– А вы сами едите ваш хлеб? Какой сорт предпочитаете?

– Конечно едим. Все сорта вкусные. В белом хлебе пользы немного, цельно-зерновой и ржаной очень полезны, я обычно их ем. Так что всем советую кушать наш хлеб.

В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Блокадники и люди, пережившие голодные времена, знают настоящую цену хлеба. Также и крестьяне, которые в поте лица добывали свой хлеб, выращивая его своими руками.

О благоговейном отношении христиан к хлебу говорить излишне, ведь Сам Спаситель сказал о Себе: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48). Земным насущным хлебом мы насыщаем тело, а Хлебом небесным – Святым Причастием – питаем свою душу. С древних времен на Руси необходимость иметь пекарню при монастырях была связана, прежде всего, с богослужебной практикой и потребностью печь просфоры для Литургии. Хлеб, испеченный в монастырских стенах, где днем и ночью не прекращается молитва, имеет особый, неповторимый вкус. А сам процесс выпечки – это труд, совершающийся во Славу Божию, на пользу душе и на радость людям.

На пекарне проходили послушание многие валаамские подвижники и старцы: преподобный Александр Свирский, иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Иоанн (Алексеев) и другие. Желаем и нашим братьям-пекарям посильно им подражать и, конечно, радовать нас замечательным валаамским хлебом.

Фотографии священника Игоря Палкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: