Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Как могила адмирала Российского флота Ушакова спасла от разрушения Санаксарский монастырь. Неизвестная Мордовия

Предисловие

Это первая статья из цикла “Неизвестная Мордовия”. Данный цикл статей создан для того, чтобы показать красоту родного края и помочь туристам, которые хотят посетить Мордовию, но не знают что посмотреть.

Основание Санаксарской пустыни

Более 360 лет назад началась удивительная история жемчужины Мордовии — Санаксарского мужского монастыря. За этот продолжительный период монастырь не раз приходил в упадок, но каждый раз снова возрождался, чудом дожив до наших дней.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в далеком 1659 году в живописном уголке Санаксарской пустыни (в наше время — Темниковском районе Республики Мордовия), в сосновом бору на берегу реки Мокша. Предположительно назвали его в честь озера Санаксар, расположенного у стен монастыря. В переводе с мордовского “санав сара” означает болотистая местность.

Первое возрождение Санаксарской обители

Первый раз Санаксарская обитель обеднела и пришла в упадок через 100 лет после основания. Возродил ее монах Феодор Ушаков, переехавший в Темниковский район.

В 1765 году, во время секуляризационной реформы Екатерины II, которая подразумевала изъятие церковных владений, упразднение монастырей, а также определяла статус некоторых обителей, Санаксарская обитель не только не была упразднена, а наоборот получила статус монастыря. Также, по указанию императрицы, были выделены средства на постройку каменного собора.

Архитектурный ансамбль монастыря был окончательно сформирован в 1820 году, практически в таком виде он дошел до наших дней.

Упадок монастыря в советское время

С момента свершения Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году и приходу большевиков к власти, поменялся уклад духовной жизни в России.

В 1927 году Санаксарский монастырь снова был закрыт. К 1940 году обитель была разграблена, а здания обезглавлены. В каких только целях не использовали строения церковного комплекса! Тут находился сельскохозяйственный техникум, конюшня, пионерский лагерь и даже тракторная мастерская.

От полного уничтожения монастырь спасла могила легендарного адмирала Российского флота Федора Федоровича Ушакова, находившаяся на территории обители. Благодаря ей в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту.

Восстановление Санаксарского монастыря началось начиная с 1970 года, а активная деятельность по восстановлению с 90-х годов. В настоящее время (2021 год) можно сказать, что архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановлен.

Чем еще знаменит Санаксарский монастырь?

Знаменит монастырь не только своей архитектурой, но и тем, что на территории комплекса находятся чудотворные мощи Феодора Санаксарского, Федора Ушакова, множество особо почитаемых икон Богородицы и других святыней.

В здании собора находится рака с мощами Федора Федоровича Ушакова — знаменитого флотоводца Российской империи, реформатора морского боя не проигравшего ни одного сражения за свою жизнь и даже после смерти, спасшего Санаксарский монастырь от полного разрушения.

В монастыре производят молоко, кисломолочные и хлебобулочные изделия. Продукцию можно купить в магазине, около входа на территорию монастыря. Очень вкусно — рекомендую!

Посещая Республику Мордовию, обязательно рекомендую доехать до Санаксарского мужского монастыря!

Комментарии 64

вспомнились слова песни В.С. Высоцкого:
“Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…” (с)

Ну, на могилу Ушакова можно заехать. А так — да монастырей и церквей у нас что-то явно перебор стало.

Могилы уже нет, мощи перенесли внутрь. В конце статьи фотография раки с мощами Ушакова, но сути это не меняет.

Сейчас проще. Одел крестик — верун.
Остальное пофиг

Слишком много новых построили, весь Саранск в церквях . Оставить старые а новые под снос, один фиг бесполезная трата денег

Это не ко мне, а к главе Мордовии :)

1. “…Возродил ее монах Феодор Ушаков…” — этот иеромонах был родственником адмирала Ушакова.
Точнее — дядей.

2. “…в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту…” — интересное утв-е, с учётом “Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви” от 18-го года.

1. Да, так и есть, дядя его.

2. Имелось ввиду в годы, после завершения Великой Отечественной войны.

2. В послевоенные года этот “Декрет” действовал ровно так же, как и в довоенные.
Его отменили в октябре 1990-го.

Вчитался поглубже…
Относительно верно у меня написано. Как раз в военные и послевоенные годы государство отказалось от планов скорейшего уничтожения религии/церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни. Конечно и в послевоенные годы были обострения, но таких “перегибов”, как в довоенные годы уже не было.
Кроме “Декрета” было подписано куча документов — постановления и т.д., да и сам документ много раз изменяли.

“…к политике частичного возрождения религиозной жизни…” — нет.
Такого НЕ было до 90-х годов 20-го века в СССР.

Ссылка на источник?

Это большое количество источников, а НЕ справка с печатью.

Начните с
…Постановление ЦК КПСС “О мерах по прекращению паломничества к „святым местам” от 28 ноября 1958 года
…закрытое постановление ЦК КПСС “О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах“ от 1960 года.

Я вкурсе, документ не один. Кроме того есть и другие документы, которые относятся к нашей теме. Например постановление ВЦИК СССР от 17.09.1928 года, которое говорит нам о том, как строения можно отнести к памятникам истории. Плюс на территории собора находилась могила великого флотоводца, в то время ещё не относящегося к святым.

Читайте также:
Почему нельзя играть в карты православным: отношение церкви и мнение священников

Вот цитата по поводу Постановления:

“В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность сооружения к памятникам истории и культуры — время его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;
в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.”

Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР.”

Вот вам два факта, из-за которых монастырь не снесли. Точка.

Кто отдал приказ возить останки адмирала Ушакова по Неве

Военно-морские мощи; Кто отдал приказ возить останки адмирала Ушакова по Неве и зачем его тело разделяют на части во время торжеств.

«Сегодняшний день наполнил сердца моряков духовной радостью, сам адмирал Феодор Ушаков, великий воин нашей страны, не знавший поражения и при этом канонизированный святой, прибыл, чтобы благословить главный военно-морской парад», — объявил замглавы синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, председатель военного отдела Санкт-Петербургской епархии архимандрит Алексий (Ганьжин).

Адмирал Ушаков прибыл самолетом Ил-76 на военно-транспортный аэродром в Пушкине, пригороде Петербурга, 21 июля. Как сообщает сайт РПЦ, затем его перевезли в Кронштадт, и на борту катера «Иоанн Кронштадский» в Финском заливе адмирал совершил обход кораблей, которым предстояло 26 июля участвовать в параде по поводу Дня ВМФ.

Если выражаться точно, то благословлял парад не весь Федор Федорович Ушаков, а отдельные части его тела.

Великий флотоводец XVIII–XIX веков в 2001 году был канонизирован Русской православной церковью. Он стал третьим военачальником в истории России, причисленным к лику святых «в чине святого воина», сообщает сайт Минобороны. Первым был князь Александр Невский, его РПЦ канонизировала еще в XVI веке, вторым — Дмитрий Донской (1988 год).

Организатором перемещения извлеченных из могилы останков адмирала Ушакова выступило Главное командование ВМФ. Уже несколько лет Минобороны в рамках сотрудничества с РПЦ возит их по стране. Основная их часть хранится в соборном храме Рождества Богородицы в Санаксарском мужском монастыре в Мордовии.

Но некоторые частицы адмирала служители РПЦ отчленили, чтобы распространить по разным городам.

Как сообщает православный портал «Вера», «частицы его мощей есть в штабе стратегической дальневосточной авиации, а также у севастопольского флота».

Нам адмирал Федор Ушаков известен как выдающийся флотоводец, не проигравший ни одного сражения, основатель русской тактической военно-морской школы, герой русско-турецких войн. Первую награду и благодарность Екатерины II он получил за борьбу с чумой в Херсоне в 1783 году. Ему же мы обязаны тем, что Крым наш: туркам не удалось отвоевать полуостров в Керченском сражении 1790 года. Кроме того, Ушаков руководил строительством порта в Севастополе.

Церковь чтит Федора Ушакова за его праведный образ жизни: считается, что его начинания были успешны благодаря «божьей помощи, к которой всегда взывал будущий святой воин», он начинал военные дела исключительно после молитвы и завершал тоже молитвою. После ухода в отставку в 1807 году (в 62 года) Ушаков поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, на землях, пожалованных ему Екатериной за победу у мыса Калиакрия. Он организовал в Темникове военный госпиталь, много жертвовал на благотворительность, в том числе — монастырю, где в конце XVIII века настоятелем был его дядя Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков). Последней волей адмирала было, чтоб его и похоронили в этом монастыре.

Имя Федора Ушакова по-новому зазвучало в СССР благодаря Иосифу Виссарионовичу Сталину. В 1943 году «отец народов» захотел учредить орден имени кого-нибудь самого-самого великого во флоте. Он заинтересовался историей и узнал, что подходит адмирал Ушаков. К тому же был провозглашен «новый курс» в религиозной политике Советского Союза. В 1944 году появился сценарий кинофильма, который должен был объяснить советскому народу историческую роль Ушакова и подложить идеологическую платформу под основание ордена (дилогию об адмирале режиссер Михаил Ромм закончит в 1953-м).

Тогда же, в 1944-м, в Тамбовскую область отправилась экспедиция — искать могилу Ушакова.

Потому что могила вообще-то была утрачена после революции, когда большевики погромили монастырь и разрушили часовню возле захоронения.

Экспедиция нашла плиту, эксгумировала останки под ней и по сохранившимся частям погона установила, что захоронен здесь именно адмирал Ушаков. В СССР начали называть именем Ушакова улицы и корабли (до этого, наоборот, переименовывали, в Севастополе, например, улица Ушакова в 1920-х годах стала улицей Марата).

Современной России снова понадобился адмирал Ушаков, его канонизировали, повторим, в 2001 году. Принадлежность останков под Тамбовом даже не нужно было устанавливать, потому что, как сообщает тот же портал «Вера»,

еще в 1944-м выяснилось, что спустя 127 лет они «оказались нетленными», потому что «тело не поддалось естественному процессу разложения».

Так что после канонизации нетленные мощи оставалось только переложить в раку. Ее выставили в Санаксарском монастыре. Судя по тому, что частицы мощей имеются еще как минимум в двух местах, тело пришлось как-то делить. Вероятно, какие-то еще частицы отчленяют на время для перевозки по России, потому что мощи успели побывать в Рыбинске, Санкт-Петербурге, Воронеже, Херсоне, Севастополе — всего в десяти городах, где адмирал бывал при жизни. По возвращении их, видимо, складывают обратно в раку — к остальному нетленному телу.

Читайте также:
Поручи священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Поклониться мощам святого воина Федора Ушакова в разных городах приходит много военнослужащих. По свидетельству портала «Вера», останки адмирала «помогают военным в важных операциях по долгу службы», к ним надо обязательно прикладываться, «чтобы укрепить силу духа, волю и в ответственный момент суметь принять правильное решение».

В Петербурге 2020 года добрая традиция возить останки адмирала была дополнена: на катере перед военными кораблями их прокатили впервые.

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе – запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мощи адмирала Ушакова: где находятся и как добраться, история, чудеса

Что общего у двух святых, жизненные пути которых разделяют полтора тысячелетия – греческого епископа и русского флотоводца, и как построенная в честь Феодора Ушакова белокаменная церковь стала для моряков не только духовным ориентиром, но и помогающим в навигации маяком, рассказывает настоятель волгоградского храма-часовни во имя святого адмирала священник Евгений Караваев.

Святитель Спиридон родился в конце III века на Кипре. Нам известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Сердце его было чисто и наполнено милосердием к ближним, все средства будущий святитель отдавал нуждающимся. За это Господь вознаградил его даром чудотворения и исцеления безнадежно больных. По окончании земного пути его жены он был избран епископом города Тримифунта. Будучи в сане архипастыря, святитель не поменял образа жизни, к которому привык и в котором нуждался, как в глотке воды. Он соединил терновый путь пастырского служения с делами милосердия, с любовью заботился о пастве и прославился чудесами, которые совершаются по его молитвам и сегодня. Нетленные мощи святителя покоятся на острове Корфу в церкви, освященной в его честь. честь. Святой ушел из жизни более 1700 лет назад, однако ткани его тела не утратили мягкости, их температура равна человеческой. Этот феномен не имеет научного объяснения.

Много чудес сотворил святитель, совершает он их и ныне, особенным образом чудеса касаются русских православных. Одно из ярких чудес произошло в истории нашего государства по молитвам адмирала флота Российского Феодора Феодоровича Ушакова, который в свое время обратился с молитвенным прошением к святителю Спиридону об избавлении острова Корфу от иноземцев.

Историками это событие описывается так… В 1386–1797 годах остров принадлежал Венецианской республике. В 1797 году Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, а в 1799 году, в результате трехмесячной осады объединенного русско-турецкого флота под командованием Ф.Ф. Ушакова, французский гарнизон был вытеснен с острова.

Освобождение острова от инославных захватчиков было ознаменовано великим шествием, назначенным на первый день Пасхи 27 марта 1799 года. Адмирал Феодор Феодорович Ушаков пригласил духовенство совершить крестный ход с выносом мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

О том, как проходило это торжество, сообщает нам биограф святого Феодора Ушакова Р.К.Скаловский: «В избранный адмиралом день, 27 марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Вечером весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: “Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!”».

Имя русского флотоводца Феодора Ушакова сегодня носит одна из улиц города Керкиры. В городе ему воздвигнут памятник из мрамора и бронзы. За победу при Корфу император Павел произвел Ф.Ф. Ушакова в полные адмиралы – это была последняя награда, полученная им от русских государей.

Как полномочный представитель России адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов – первое греческое национальное государство нового времени.

Жители Республики Семи Соединенных Островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече, поднесенном на прощанье, было написано: «Остров Корфу – адмиралу Ушакову». Столь же памятные и дорогие награды были и от других островов…

Остаток своих дней адмирал Ф.Ф. Ушаков провел очень скромно и со смирением, окончил жизнь так, как следует истинному христианину.

После праведной кончины святого адмирала Феодора Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны имя Ушакова, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова.

Читайте также:
Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

В декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике местночтимых праведных святых Саранской епархии. В 2004 году решением Архиерейского собора праведный воин Феодор был причислен к лику общецерковных святых. А в августе 2006 года в Саранске был освящен первый в мире храм, посвященный святому моряку.

Сейчас в его память возводится большое количество храмов. Так и город Волгоград также не остался без его молитвенного предстательства, ведь на берегу Первого шлюза Волго-Донского судоходного канала стоит храм-часовня, посвященный этому великому флотоводцу. История этого храма-часовни начинается с 2007 года, когда в день 55-летнего юбилея канала благодарные потомки открыли в память о его строителях небольшую деревянную часовню, которая имела больше символическое значение. К сожалению, в мае 2008 года она полностью сгорела. Руководство и работники канала сочли своим долгом восстановить ее. Заручившись благословением тогдашнего правящего архиерея митрополита Германа и поддержкой Министерства транспорта России, а также Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2011 году возвели маленький белокаменный храм с золотым куполом.

Сегодня этот храм, приветливо и радостно встречающий всех гостей, стал еще одним маяком – жемчужиной, украсившей архитектурно-художественный ансамбль Волго-Донского судоходного канала, местом посещения туристов, экскурсионных групп, молодежи, школьников, молодоженов и просто любопытствующих жителей. Он является некой путеводной звездой, которая указывает путь кораблям. Практически каждое судно, проходя мимо, издает гудок, чтобы почтить храм-часовню святого Феодора Ушакова.

Воскресение Иисуса Христа

Главное и основное событие всего христианского мира — это воскрешение Господа нашего Иисуса Христа. Без этого чуда не было бы ничего — ни нашего спасения, ни вечной жизни, ни самой христианской веры. Именно восстание Сына Божьего из мертвых является основой того, что каждому из нас может быть доступна жизнь в раю. Однако воскрешение Христа — не единственное в Евангелии. Мы знаем о Лазаре, который воскрес после 4 дней пребывания в могильной пещере, знаем пример воскресшей дочери Иаира. Свидетельствует Евангелие и о восставших из гробов после распятия Христа. Так почему же воскрешение именно Иисуса стало настолько поворотным во всей истории человечества? Что дает нам это чудо сегодня?

Как воскрес Спаситель

Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.

Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.

Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.

Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.

Читайте еще о Христе:

Фарисеи и книжники помнили слова Христа о том, что Он воскреснет после своей смерти, поэтому пошли к Понтию Пилату и просили его приставить надежную охрану к пещере, а на закрывающий вход камень наложить печать. Они хотели удостовериться, что ученики Спасителя и Его последователи не украдут тело, чтобы позже возвестить о воскрешении. Таким образом, сами того не подозревая, именно враги Христа обеспечили надежные доказательства того, что Господь воскрес.

На третий день после кончины Господь воскрес в пещере и покинул ее, при этом печать первосвященников осталась целой, а воины продолжали охранять пустой склеп. Человек не способен своим умом полностью постигнуть суть произошедшего. Мы лишь можем знать, что Божественная душа вернулась в тело и оно, преобразившись, ожило.

В это же время случилось землетрясение, во время которого с Небес сошел Ангел Господень и отодвинул камень, открывая проход в пещеру. Вид Ангела был устрашающим для солдат, и те в панике разбежались.

Обнаружение чуда

Начиналось утро воскресного дня, и никто из учеников или последователей Христа еще не знал и не мог даже догадываться о произошедшем. Поскольку все приготовления к погребению выполнялись впопыхах и без должного благочестия, жены мироносицы рано утром решили пойти и восполнить обряд. Они взяли с собой необходимые благовония и масла и пошли к пещере.

К тому моменту камень от гроба был уже отвален, и первая пришедшая — Мария Магдалина — увидела, что тела в пещере нет. Именно она быстро вернулась к апостолам Петру и Павлу и сообщила им новость. Тем временем остальные женщины дошли до пещеры, где увидели светоносного юношу. Испугавшись, женщины недоумевали. Юноша сказал им не бояться и сообщил, что Иисус, которого они ищут, воскрес.

Читайте также:
Как перестать бояться смерти: почему не стоит бояться и как преодолеть страх

Пришедшие апостолы нашли на месте захоронения только лишь погребальные пелены Спасителя. В недоумении они вернулись назад, а Мария Магдалина снова отправилась в пещеру. Она очень скорбела о том, что не может должным образом позаботиться о теле Христа, и начала плакать.

Интересно! Именно в этот момент произошло первое явление Господа по Его воскрешению, однако, Мария Магдалина не узнала Его.

Женщина решила, что перед ней некий слуга, и стала спрашивать, куда он унес тело Господа. Тогда Христос обратился к ней по имени, и она, наконец, признала Его. Со слезами бросилась она Христу в ноги, однако, Он еще не разрешил ей прикоснуться к Своему обновленному телу. Уже в радости Мария отправилась к ученикам рассказывать о великом свершении.

Тем временем воины, которые в страхе разбежались после явления Ангелов, рассказали первосвященникам и старейшинам иудейским о произошедшем. Оправдались их наихудшие опасения, и им было просто необходимо убедить народ, что воскрешения не было. Заплатив солдатам, в народ был пущен слух, что стража уснула, а последователи Христа в это время украли тело. Многие поверили в эту ложь.

Явления после воскрешения

В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.

Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.

Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.

После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.

Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью.

В чем важность Христового воскрешения для нас

Многие люди воспринимают Евангелие, да и все христианство в целом, как некий миф или, в лучшем случае, набор моральных норм. При этом совершенно забывается тот факт, что христианство — это вера в Живого Бога, Который «один во все веки». Это означает, что каким Христос был для своих апостолов и ближайших учеников при Его земной жизни, такой же точно Он и для нас сегодня.

Воскресение Христа — важнейший и основополагающий догмат всей христианской веры. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что если не верить непреклонно в факт воскрешения Христа, то вообще нет никакого смысла в христианстве, а всякая его проповедь тщетна.

Придя в мир, Христос навеки соединил в себе Божественную природу и человеческую. Как он познал суть человеческой жизни и смерти, так и для нас сделал доступным воскрешение в жизнь вечную. Самое главное, что сделал Христос, будучи человеком — это не прощение грехов, как можно часто услышать. Для прощения грехов можно было бы пройти более легкий путь.

Именно факт его воскрешения дарует надежду и нам, каждому православному христианину, что за порогом нашей телесной смерти будет не пустота. Это коренным образом меняет земную жизнь, ее цели и наполненность. Ведь если все существование человека, его личности, его души находится в рамках земной жизни — зачем стремиться к чему-то более высокому, чем получение сиюминутного наслаждения? Вместе с тем, становится непостижимым, как такое величие, как человечество, может существовать ради какой-то неполной сотни лет бытия, за которыми стоит вечный мрак.

Но совсем по-иному выглядит бытие, если после смерти тела жизнь души не заканчивается. Победив своим воскрешением смерть, Господь показал нам тот путь, к которому может и должна прийти каждая человеческая душа.

Обетование воскресения нам, простым смертным, наполняет особенным смыслом всю нашу жизнь. Отныне мы знаем, что человек — это творение Божие, суть существования которого заключается в пути к Богу. Своим воскресением Господь указал нам, какой может быть наша жизнь в истинном, преображённом, духовном теле. Если бы Христос из мертвых не восстал, могли бы обычные люди мечтать о жизни вечной? Очевидно, что нет.

Читайте также:
Епитрахиль священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. Весь богослужебный год, все службы и многие праздники ведут свой отсчет именно от Пасхи. Это ключевой и главный день христианского мира, это великое чудо и великая милость, дарованная нам Господом — возможность наследовать вечную жизнь рядом с Ним. И задача каждого верующего христианина — помнить об этом.

Почему в христианстве так важен факт Воскресения Иисуса Христа? И как поверить в это сегодня — в XXI веке?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Воскресение Иисуса Христа — потрясающее событие, которое очевидно и явно превосходит законы природы, являет собой уникальный пример Божественного вмешательства в естественный порядок вещей. Поверить в это просто потому что где-то об этом услышал, на самом деле довольно сложно. Яркий пример — апостол Фома, который, несмотря на свидетельства апостолов, хотел опытным путем убедиться в Воскресении Спасителя. Да и сами апостолы, как замечает евангелист Марк, не поверили поначалу ни Марии Магдалине, первой увидевший воскресшего Господа, ни Луке с Клеопой, которым Иисус явился по дороге в Эммаус (Мк 16, 9-13). Такое первоначальное недоверие к услышанному характерно не только для веры в чудо Воскресения, но и для любой сколько-нибудь серьезной веры. Вера — не пассивный акт, она требует от человека усилия, решимости, нередко сложной внутренней борьбы. Это всегда выход за пределы человеческого опыта и знания. И еще. Вера — это не теоретическое признание некоего феномена, но сила, движущая всей жизнью человека.

Вера в воскресение — краеугольный камень христианской веры. Невозможно быть христианином и не признавать реальность и буквальность Воскресения Христова. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, — пишет апостол Павел (1 Кор. 15, 14). В Своем воплощении Господь воспринял всю полноту человеческой природы, потому что, как писал святитель Григорий Великий, «что не воспринято, то не уврачевано». И если Христос не воскрес, то значит этот процесс уврачевания, который, начинается в Вифлеемской пещере и завершается Вознесением на Елеонской горе, прерван, не завершен. Если Христос не воскрес, значит не произошло восстановления, исцеления и преображения человеческой природы. Именно поэтому Воскресение Христово составляет главное содержание Нового Завета. Об этом постоянно говорит Сам Христос, об этом же свидетельствуют апостолы.

Это апостольское свидетельство имеет решающее значение для нашей веры. Может показаться странным, но нам, читающим Евангелие, изучающим историю Церкви, имеющим возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять гораздо легче поверить в Воскресение, чем тем людям, к которым непосредственно была обращена апостольская проповедь. Слушатели апостола Павла в афинском ареопаге стали насмехаться над ним, едва он упомянул о воскресении: одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17:32), — читаем мы в Деяниях святых апостолов. Понимая сложность осмыслить и понять факт Воскресения, тот же апостол Павел писал: мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23). Но повторяю — нам поверить гораздо легче. Почему? Думаю, одним из главных аргументов может стать история самих апостолов и основанной ими Церкви в первые века христианства.

Поведение апостолов после Воскресения Христа и Сошествия на них Святого Духа разительно отличается от того, как они вели себя в первые дни после казни Иисуса Христа. Из робких, трясущихся от страха, сомневающихся людей они превращаются в пламенных проповедников, которые, несмотря на гонения, сопротивление и неприятие со стороны общества, насмешки и скепсис, вплоть до мученической кончины большинства из них, несут миру радостную весть о Воскресении. Потому что они — непосредственные свидетели воскресшего Спасителя. Они действительно видели Его. Он говорил с ними, Он их учил, Он показывал им Свои пронзенные гвоздями руки и ноги. Их пример был настолько мощным, что верой в Воскресение Христово прониклось множество других людей, сделавших над собой усилие, преодолевших внутреннее сопротивление и позволивших себе шире взглянуть на мир. И настолько сильной была их вера, что многие из них пожертвовали ради нее своей жизнью. Именно в этом смысле, как писал раннехристианский апологет Тертуллиан, «кровь христиан есть семя». «Мученики, не прибегая ни к каким аргументам, предлагали свою кровь вместо доказательств той истины, в которой они были убеждены, которая для них “свидетелей“ имела очевидность факта», — пишет М.Э. Поснов в «Истории христианской Церкви». Неслучайно по-гречески мученик — μάρτῠρος — переводится как свидетель.

Это свидетельство, запечатленное кровью, если не убеждает, то, по крайней мере, не может не заставить задуматься. Ни развитие новых технологий, ни образование не делают его менее достоверным или неправдоподобным. А задуматься означает сделать первый шаг к вере. Как рассказывал митрополит Сурожский Антоний, «помню, один человек сказал мне, что невозможно принять на веру Воскресение Христа — хотя в Воплощение он верил. И когда я заметил, что гораздо легче поверить, что Бог, ставший человеком, восстал из мертвых, чем поверить, что Бог, ставший человеком, мог умереть, он посмотрел на меня с изумлением и сказал: Я никогда не задумывался над этим в таком плане!».

Читайте также:
Святой источник в селе Ташла: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Доказательства воскресения Иисуса Христа из мёртвых

Главное и основное событие всего христианского мира — это воскрешение Господа нашего Иисуса Христа. Без этого чуда не было бы ничего — ни нашего спасения, ни вечной жизни, ни самой христианской веры. Именно восстание Сына Божьего из мертвых является основой того, что каждому из нас может быть доступна жизнь в раю. Однако воскрешение Христа — не единственное в Евангелии. Мы знаем о Лазаре, который воскрес после 4 дней пребывания в могильной пещере, знаем пример воскресшей дочери Иаира. Свидетельствует Евангелие и о восставших из гробов после распятия Христа. Так почему же воскрешение именно Иисуса стало настолько поворотным во всей истории человечества? Что дает нам это чудо сегодня?

Как воскрес Спаситель

Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.


Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.

Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.

Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.

Явление воскресшего Христа ученикам.

Затем Иисус явился Своим ученикам. Сначала Он пришел к Петру.[3] Несколько дней назад, во время суда над Иисусом, Петр трижды предательски отрекся, сказав, что даже не знает Его. Но затем он искренне раскаялся перед Богом в своем поступке, и Христос знал это. Поэтому теперь Он спешил к Петру, чтобы показать ему Свое прощение.

Позже, вечером этого же дня, Христос явился и остальным ученикам. В то время они находились в доме с крепко запертой входной дверью, потому что опасались преследований. Вдруг посреди комнаты перед ними появился Иисус и произнес: Мир вам. Ученики перепугались, думая, что видят призрака. Тогда Иисус сказал им: Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам. [4]

Он показал им Свои руки и ноги, на которых были глубокие следы от гвоздей, которыми Он недавно был прибит ко кресту. Затем Он дал им прикоснуться к Себе. Ученики очень обрадовались, что снова видят своего Господа живым. А Иисус сказал им:

«Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему».[5]

Действительно, раньше Иисус Христос неоднократно предсказывал, что Он будет убит и затем в третий день воскреснет. Но ученики почему-то совершенно забыли об этом. И только теперь, когда они увидели Его живым, они вспомнили, что Он говорил им об этом раньше.

Однако, одного из учеников не было здесь, и он не увидел воскресшего Христа в тот вечер. Об этом рассказывается в следующей статье:

Фома неверующий в воскресение Христа

Явления после воскрешения

В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.

Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.

Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.

Читайте также:
Православие и гомеопатия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.

Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью.

Пророчества Воскресения

Признак мудрости — интересоваться привычным. Что же до веры, то не привыкать к ней, а переживать её как вечно юную есть высшая мудрость. И с интересом открывать то, что казалось знакомым, — начало бессмертия.
В Символе веры мы поём о Христе: «И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием». Что за Писания говорят о Воскресении? Где эти Писания, если ученики Христа, слыша об этом, спрашивали друг друга: «Что значит воскреснуть из мёртвых?»

Без Духа Божия и без благословения Христа Писания закрыты от человека. По Воскресении Христос явился ученикам, и только тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45). И о евреях говорит удивительный Павел: Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3, 14–16).

Слова Символа о Писании тоже взяты у Павла. Весь Символ составлен из библейских цитат, за исключением слова «единосущный». Итак, слово апостола: Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15, 3–4).

Прообразом Жертвы Христовой было жертвоприношение Исаака. Тот нёс дрова на гору и покорно лёг под нож, и Господь Иисус нёс Крест на Голгофу и позволил Себя распять. Григорий Палама говорит даже, что, когда Авраам не усомнился положить сына на жертвенник, он обязал Бога со временем послать в мир Единородного и Возлюбленного Своего. Раз среди людей нашёлся тот, кто послушен Богу до непостижимой степени, так и Богу нужно идти до конца в спасении людей.

В сердце Авраама Исаак был заклан. В сердце Исаака тоже произошёл переход в иную реальность. Но спустились они оба живыми с горы, и Исаак шёл как воскресший. Это было на третий день (Быт. 22, 4) пути от дома. Отрокам Авраам сказал: Я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). А ведь нож был в руке у него! По этому поводу апостол Павел говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11, 17–19). Вот великое и таинственное свидетельство Писания о прообразе Жертвы Христа и о вере Авраама в воскресение.

Об Ионе сказано: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу (Ион. 2, 1–2, 11).

Это пребывание пророка внутри морского животного было совершенным подобием схождения живым во ад, поскольку само море представлялось евреям областью страшной и населённой чудовищами. Всемогущая сила Божия в том и является уму древних, что Бог владычествует над морем, полагает предел стремлению его волн, сокрушает змеев в глубинах, полноправно владычествует над этой страшной стихией. Итак, Иона был в аду, и был жив! Более того — молился там. Что это? Вот что: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 38–40).

Уже сказано много. Нужно пережёвывать тщательно и усваивать преподанное. Но идём и далее. У Осии в шестой главе читаем: В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6, 1–3).

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Вообще люди, слепшие над Книгой и убелявшиеся сединой в изучении слов Вышнего, смиренные мудрецы ветхого Израиля говорили ещё в дохристианские древние годы, что всё Писание говорит о Мессии. Просто нужно уметь это замечать и понимать. Просто нужно иметь уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. Просто…

О Христе говорится в законе Моисеевом, у пророков и в псалмах. Так, Сам Христос говорит: Вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24, 44). Псалмы поставлены особо. И в своей проповеди о Мессии, разорвавшем узы смерти, и Павел, и Пётр цитируют один и тот же псалом — 15-й.

Вот слова Петра: Давид говорит о Нём: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о Воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян. 2, 25–32).

А вот Павловы слова о Господе в одной из синагог: Мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сём сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления (Деян. 13, 32–37).

Вот трапеза слова о Христе, воскресшем в третий день согласно с Писанием. Это даже начатки трапезы, открытые всякому умеющему читать человеку, у которого не лежит на глазах покрывало. Проповедуя евреям, апостолы постоянно были вынуждены разбирать тексты Святой Книги, доказывать исполнение пророчеств, освобождать скрытые смыслы. Весь Ветхий Завет, не сомневаюсь, представал в их устах сокровищницей знаков и пророчеств о Господе Иисусе, о Его смерти и Воскресении.

Нам не слыхать этих речей. Но это не значит, что нам томиться от голода слышания слов Господних, как это написано у Амоса (См. Ам. 8, 12).

Мы знаем главное: Спаситель пришёл, Спасителя убили, но Он жив вовеки силой Воскресения. Его нужно полюбить, и искать Его голоса на страницах Писаний. Искать, как Возлюбленного из Песни песней в винограднике Библии, где каждый листик — слово и каждая страничка — ягода.

Библейский сюжет «Воскресение Христа»

После смерти Христа первосвященники и фарисеи не могли успокоиться. Даже умерший Иисус был им страшен. Боясь возмездия, забыв о приближающемся празднике Пасхи, они поставили у гроба Господня стражу, приказав ей ни на минуту не отлучаться, и да­же приложили печать к камню. По прошествии суббо­ты ночью произошло сильное землетрясение, с небес сошёл ангел Господень.

Он был подобен молнии, а одежда белая как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и замерли как вкопанные. Очнувшись, они в панике раз­бежались и сообщили первосвященникам о случив­шемся.

Следует отметить, что ни в одном из Евангелий это со­бытие не описано, никто не был свидетелем Воскресения Христа, а потому до сих пор оно является одним из чу­десных явлений. И всё же, несмотря на отсутствие еван­гельских источников, Вос­кресение Христа на протяже­нии многих столетий было и остаётся распространённым сюжетом в искусстве. Мы об­ратимся к наиболее извест­ным произведениям.

Одним из шедевров на эту тему является древнерусская икона «Воскресение» вели­кого мастера Дионисия.

На следующий день на рассвете жёны-мироносицы (несущие миро, т. е. благовонное масло) пришли в сад, чтобы помазать принесёнными ароматами тело умер­шего Христа. Но, подойдя к пещере, они увидели, что огромный камень, прикрывавший вход в неё, отвален. На камне сидел облачённый в ослепительно-белые одежды ангел, который сказал женщинам: «…не бой­тесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Матф. 28: 5—6).

Вошли женщины в пещеру, но не нашли там тела Иисуса. Гроб был пуст. Со страхом и радостью побежа­ли женщины возвестить о Воскресении Христовом.

Воскреснув, Иисус несколько раз явился людям на земле, прежде чем на сороковой день вознёсся на небо. Одной из первых он явился Марии Магдалине.

Читайте также:
Катехизис: определение и значение в православии, отличие православного и католического, книги

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, двое его учеников, Клеопа и Лука, шли в небольшое селение Эммаус, находивше­еся в 10—12 километрах от Иерусалима. Они тихо раз­говаривали между собой о трагических событиях по­следних дней. По дороге к ним незаметно присоединил­ся третий путник. Это был Христос, но они не узнали его. Разговорившись, подошли к селению и, так как был уже поздний час, предложили путнику остаться вместе с ними переночевать. Христос согласился. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Во время вечери он взял хлеб, переломил его, благо­словив, и подал ученикам. В тот момент как будто от­крылись у них глаза, и узнали они своего Учителя, но тут же Иисус Христос стал невидимым для них.

Оставшись одни, ученики вспомнили, как зажглись их сердца, когда говорил Иисус. И хотя было позднее время, они, не скрывая волнения, вновь направились в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о случившемся.

Прошло восемь дней. Все ученики Христа вновь со­брались вместе. Был среди них и Фома, который до сих пор не верил в Воскресение Христа. Несмотря на за­пертые двери дома, Иисус предстал перед апостолами. Сомневающийся Фома попросил разрешения притро­нуться к ранам Христа. Убедившись в том, что перед ним Учитель, Фома воскликнул: «Господь Мой и Бог Мой!» (Ин. 20: 28).

Как воскрес Иисус Христос: точная дата и время, где это произошло

Главное событие в христианстве выражается простой фразой – Иисус Христос Иисус воскрес. В Евангелия описаны несколько случаев, когда людей после смерти возвращались к жизни. Это Лазарь, дочери Иаира и другие люди, которые после своей смерти воскресли и продолжили свою земную жизнь в том же теле. Затем они умерли, прекратив свое земное существование. Воскресение Иисуса отличается от судьбы простых мирян. Оно было предсказано. Умер Иисус как человек, возродился к жизни Богом.

Пророчества о воскресении Христа

Многие пророки говорили о приходе на землю спасителе и его воскрешении из мертвых. Их повествования зафиксированы в ветхом Завете. В рассказах древних, живущих в седьмом-первом веке до нашей эры, можно узнать все подробности предательства Христа одним из его учеников и даже есть указание на то, что в выдаче примут участие духовные лидеры Израиля.

Ветхозаветные пророки с точностью предсказывали все страдания Христа за народ, муки и распятие, которые он вынесет. В древних записях подробно описано воскрешение, как завершение земного служения Господа.

Самым древним считается пророчество Исаии. Оно сделано за семь столетий до рождения Христа и подробно, до мелочей, описываются все страдания Христа, которые он вынужден будет терпеть, взяв на себя грехи всего человечества. Пророк рассказал, как произойдет воскресение. В 53 главе подчеркивается, что после возвращения к жизни, человек Христос будет Богом, бессмертным.

Царь Давид рассказывает о воскресении в своем 15 псалме. Он ведет повествование от имени Христа, беседующего с Богом Отцом. В словах выражается благодарность Бога-сына за воскрешение в образе равном себе.

Ветхозаветные предсказания воскрешения подчеркивают, что смерть бывает духовная и физическая. Христос знал, что он умрет в своем физическом теле, а возродиться в теле духовном, вечном. Он воскрес Богом, равным его Отцу. Сорок дней ходил Спаситель по земле, пока вознесся на небеса. В честь этого события, начиная с Пасхи, ежедневно проводится моление, поется тропарь.

Где воскрес Иисус Христос?

Иисус Христос был схвачен римлянами и распят в Иерусалиме. Обычно, тела казненных оставляли после смерти на крестах. Хоронить их наместник запрещал. Разлагающаяся плоть должна была устрашать население и демонстрировать им, что ждет каждого, кто примет христианскую религию или совершит другой проступок против власти. Останки висели до тех пор, пока их не расклевывали птицы.

Христиане не могли позволить, чтобы тело их учителя было растерзано зверями. Иосиф, ученик Христа и богатый человек из Аримафеи, пошел к Понтию Пилату и, рискуя жизнью, репутацией своей и семьи, выпросил у него разрешения забрать тело Иисуса.

Местность вокруг Иерусалима была скалистая. В те времена не рыли в каменистой почве могилу каждому покойнику. Делали склепы-пещеры, и каждая семья хоронила в них своих усопших. Иосиф был достаточно богат, чтобы иметь в запасе несколько таких пещер. В одной из них и похоронили тело Христа, завернув его в специальную ткань – плащаницу. Это заменяло евреям гробы. Деревья вокруг росли в малых количествах, небольшие и корявые. Вход завалили большим камнем.

Фарисеи и первосвященники не верили в предсказания о воскрешении, но попросили Пилата поставить на всякий случай стражу. Они боялись, что христиане выкрадут тело, и объявят, что покойник воскрес и ушел.

На третий день, как было указано в предсказаниях, Иисус Христос воскрес. По одним данным он сам отвалил камень и ушел. По другим ему помог с валуном спустившийся на землю ангел. Охрана, услышав грохот, увидев, как отодвигается камень, в страхе разбежалась.

Место, где воскрес Христос, стало почитаемым у христиан. Мать императора Константина через 300 лет посетила эти места. Она была благочестивой христианкой и повелела на месте пещеры воздвигнуть храм. В 335 году его торжественно освятили в присутствии самого императора Константина.

Читайте также:
Деньги и церковь: камень преткновения духовности и богатства

В течение веков власть в Иерусалиме несколько раз менялась. Храм Воскресения Христова разрушался врагами веры и восстанавливался сторонниками. Поток паломников все эти столетия не иссякал. В настоящее время миряне на пасху наблюдают восхождение Благодатного огня – света, и разносят пламя по всей планете.

Почему воскрес Иисус Христос?

В период до Рождества Христова люди в большинстве своем были язычниками и погрязли в грехах. Они не понимали тех слов, что говорили им проповедники христианства. Необходимо было свершение какого-то великого чуда, чтобы люди уверовали в истинность христианства. Кроме этого следовало избавиться от огромного количества грехов, которые были на людях.

Языческие боги были похожи на человеческих предводителей. Они не заботились о своей пастве, только старались получить от них различные жертвы и подношения. Каждый клан поклонялся своему Богу, который больше всего подходил под их деятельности: огню, дереву, воде и другим. Народ не представлял, что Бог может заботиться о них, защищать и направлять.

Бог принял решение, что только его сын, такой же бессмертный дух, равный ему, сможет принять на себя все человеческие грехи и страдания по их искуплению. Но для этого он должен быть человеком.

Результатом стало непорочное зачатие девы Марии. Она носила в себе плод от Святого духа. Родившийся на свет Иисус Христос вместе со своими учениками ходил по миру и проповедовал истинную религию. Но ни его слова, ни чудеса, творимые им, не смогли убедить невежественных людей в истинности христианства. За Спасителем пошли только единицы.

Гонение со стороны правителей разных стран было огромным. Христиане вынуждены были скрываться или держать свою веру в тайне. Необходимо было чудо, которое доказало бы всем могущество Бога. Предсказание о воскрешении существовало уже несколько столетий. О нем говорили разные пророки и писали в своих книгах. Это событие должно было стать началом зарождения новой веры, вот почему воскрес Иисус Христос.

После воскрешения апостолы понесли известие о случившемся чуде в разные стороны. Люди с трудом меняли свои взгляды и верили в случившееся. Для подтверждения случившегося вместе со своими учениками 40 дней Иисус Христос, уже святой Дух, ходил вместе с ними. И только на 40-й день он вознесся на небеса, как Бог, Став Богом. Свидетелей этого события было много и люди окончательно убедились в истинности христианской веры и что Бог един.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Посчитать, в каком году воскрес Иисус Христос довольно просто. Все православные знают, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, от момента, когда дева Мария произвела на свет младенца. Дата рождения у разных религий может отличаться на несколько дней, но год один.

Возраст Иисуса Христа, когда его схватили слуги Пилата и распяли на кресте, был тридцать три года. Именно в 33 году от Рождества Христова умер Иисус. Это случилось накануне еврейской Пасхи, в пятницу, примерно в 3 (15) часа дня.

Воскрес Спаситель на третий день, в воскресенье, рано поутру. Когда женщины мироносицы пришли к могиле, камень был отодвинут, тела в гробу не было.

Пасха празднуется не в числе, а по луне. Поэтому, во сколько часов, и какого именно числа воскрес Спаситель, сказать точно невозможно. Пасха празднуется по лунному календарю, всегда в воскресенье, но числа разные.

Само событие воскрешения описывается несколькими авторами и имеет незначительные отличия. Например, в Евангелие от Луки когда женщины пришли поутру, чтобы смазать тело Иисуса ароматическими маслами, камень уже был отвален от входа в пещеру. Внутри находились два мужа в сияющих одеждах – Отец и Сын, Бог в двух обликах.

Евангелие по Марку гласит, что к приходу Марии Магдалины, матери Христа и других женщин, камня, закрывавшего вход в пещеру, не было, стража разбежалась в страхе. Тела в гробу не было, только сидел ангел.

Смерть и погребение Иисуса в Евангелие от Матфея, описаны также. Только когда мироносицы подошли к пещере, затряслась земля, у них на глазах ангел отвалил камень. Эти отличия незначительные и не противоречат друг другу. Все они подтверждают, что в воскресенье рано утром Иисус воскрес, но уже бессмертным.

Воскресение Христа в иконографии и культуре

Церковная жизнь является неотъемлемой частью мирской. Ее влияние усиливалось и ослабевало в разные времена, но всегда культура была отражением религии. Многие исторические события мирские и церковные неразрывно связаны.

Иконография

В своем развитии иконография прошла длинный путь. Ни один источник не описывает, как именно происходило воскрешение Христа и его вознесение на небо через 40 дней. Поэтому первые иконы, изображающие оба события, были символическими.

Постепенно образ Иисуса все четче вырисовывался на иконах. Стали появляться иконы с четким ликом Христа и святой Троицы. На иконах стали изображать разные события, связанные со Спасителем, его явления людям, совершение чудес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: