Мощи Александра Свирского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Александро-Свирский монастырь

Александро-Свирский монастырь относится к одному из действующих в Ленинградской области православных духовных центров. Мужская обитель, регулярно посещаемая паломниками, путешественниками и туристическими группами, расположена в деревне Старая Слобода, в 21 км от городка Лодейное поле. Удаленность крупных населенных пунктов, девственная природа и живописный берег Рощинского озера создают уникальную атмосферу умиротворенности и гармонии, способствующую осознанию духовных истин и приоритетов.

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в Олонецком крае (ранее Корельская Земля). В то время эти места были окружены дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

Мощи Александра Свирского

Главной святыней монастыря являются мощи его основателя. Даже в самые сложные времена, сопровождаемые нашествиями врагов, разграблениями и пожарами, нетленные останки святого никто не смел трогать. Однако в 1918-м мощи Александра Свирского были изъяты, вскрыты, исследованы, вывезены и помещены в одном из анатомических музеев. Экспонат длительное время значился как «мумифицированное тело неизвестного мужчины». На поиск нетленной плоти и освидетельствование ушло много времени, но некоторые историки продолжают высказывать сомнения по поводу истинности святыни.

В Александро-Свирском мужском монастыре располагается еще несколько святынь, в том числе:

  • место явления Святой Троицы;
  • место явления Пресвятой Богородицы;
  • копия Туринской плащаницы;
  • иконы и фрески;
  • святые источники питьевой воды.

Гостиницы у Свирского монастыря

В 10 минутах от комплекса расположена гостиница «Старая Слобода». В распоряжении гостей удобные номера с ванными комнатами, холодильники и телевизоры. На территории имеется ресторан, игровые площадки, конный клуб, парковки и сауна. Всем желающим предоставляется бесплатный Wi-Fi и прокат велосипедов.

Расположенная в 5 минутах ходьбы от обители паломническая гостиница предлагает кров и питание в лучших странноприимных традициях. Проживание здесь сопряжено с соблюдением определенных правил и обязанностей.

Расписание работы и богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 06:00 до 20:00. В воскресные и праздничные дни — с 08:00 до 20:00. Храм, в котором находятся мощи прп. Александра Свирского, можно беспрепятственно посетить с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00, а в воскресенье — с 12:00 до 17:00.

На церковные службы может прийти любой желающий. Туристы и экскурсионные группы допускаются для осмотра храмов и часовен только после окончания богослужений. Дополнительные ограничения могут касаться моментов, связанных с внутренним распорядком жизни братства.

Правила посещения

Так как обитель относится к закрытой религиозной организации, при ее посещении требуется соблюдать определенные правила. Не допускается приходить в пляжной и слишком открытой одежде, в том числе в шортах, бриджах и мини-юбках. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком и отказаться от брюк (в крайнем случае нижнюю часть туловища можно обмотать отрезом любой ткани). Мобильные телефоны при входе в храмы и часовни уместно будет отключить.

Читайте также:
Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

На территории комплекса категорически запрещено:

  • курить;
  • распивать алкоголь;
  • бегать;
  • шуметь;
  • сквернословить;
  • гулять по газонам;
  • загорать и купаться;
  • входить в жилые помещения и хозпостройки.

Экскурсии для групп могут проводиться только по благословлению настоятеля монастыря и в сопровождении представителями паломнической службы. Прошение следует присылать заблаговременно. Более детальная информация размещена на официальном сайте православной обители.

Подворье Александро-Свирского монастыря

До революции 1917 года подворье монастыря располагалось рядом с Ямским рынком в Санкт-Петербурге. Сегодня в этом здании находится туберкулезный диспансер, а для строительства нового подворья было выделено другое место по адресу: пер. Челиева, 10.

На территории возведен небольшой храм Рождества Христова, в котором хранятся две святыни:

  • Животворящий Крест Господен с частицами важных православных реликвий;
  • Жировицкая икона Божией Матери — точная копия, переданная успенским Жировицким монастырем.

Как доехать до Александро-Свирского монастыря

Расстояние от Северной столицы до деревни Старая Слобода, где расположен мужской монастырь, составляет около 270 км.

Прямым рейсом из Санкт-Петербурга

С автовокзала № 2, расположенного в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала № 36, ежедневно отправляется автобус № 863. Время в пути составляет 5 часов. Расписание можно посмотреть на сайте.

С пересадкой из Санкт-Петербурга

Через автостанцию «Лодейное Поле» проезжает автобус № 963, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Питкяранта. Выйдя на остановке, необходимо пересесть на автобус № 89/91, направляющийся в сторону Пого и Кандуши, и доехать до села Свирское.

В Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться электропоездом № 6012/6014, отправляющимся с Ладожского железнодорожного вокзала. Он доставит до ст. «Лодейное поле». Затем нужно будет пересесть на автобус № 89/91 или маршрутное такси, курсирующее между железнодорожной станцией и монастырским комплексом.

  • Расписание автобусов, отправляющихся с автовокзала г. Лодейное Поле.
  • Расписание электропоездов, следующих с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга до Лодейного Поля.

До подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге можно добраться общественным транспортом до остановок «ул. Новоселов» или «ул. Тельмана»:

  • на автобусах — № 12, 97, 118;
  • на маршрутных такси — № К-12, К-97, К-365, К-385;
  • на трамваях — № 7, 27, 39.

Поклонный Крест на автотрассе у поворота к Старой Слободе

На личном автотранспорте

Самый быстрый и удобный путь займет чуть больше трех часов. С окружной дороги Санкт-Петербурга нужно свернуть на Мурманское шоссе (оно же — автотрасса Е-105, Р-21, а/д Кола) и доехать до Поклонного Креста. Далее — поворот налево к поселку Свирское. Отсюда до Старой Слободы — всего 6 км.

Кроме вышеописанных способов, в мужской Александро-Свирский монастырь из Санкт-Петербурга можно добраться в составе экскурсионных паломнических групп.

Александро-Свирский монастырь: видео

Александро-Свирский монастырь

Это одна из известных обителей и крупнейший памятник истории и архитектуры XVI–XVII веков. Действующий мужской Александро-Свирский монастырь расположен в Старой Слободе Ленинградской области. Сегодня он принимает верующих и обычных туристов со всей России. Комплекс состоит из Троицкой и Преображенской обителей. В некоторые периоды они существовали как отдельные общины, но сейчас объединены в большой монастырь.

Уникальной атмосфере духовной обители способствуют удаленность от крупных городов и живописная окружающая природа. По преданиям многие язычники из ближайших селений стали учениками основателя монастыря. И до сего дня паломники приезжают помолиться у его мощей и увезти горсть песка с места, где являлась Святая Троица.

История обители

Чудесная и одновременно непростая история святой обители началась более 500 лет назад. Преподобный 26-летний Александр Свирский принял монашеский постриг на Валааме. Стремление к уединению привело его на берег речки Свирь у Рощинского озера. Однако ученики известного отшельника последовали за ним и устроили рядом монашеское поселение.

После молитвенного видения Святой Троицы преподобный решил заложить церковь. А неподалеку началось возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы, который существует и доныне. В период расцвета «Северной Лавре» подчинялись десятки пустыней и монастырей. На ее территории располагалось восемь храмов, трапезная, книгохранилище и хозяйственные постройки. Обитель была настоящим духовным оплотом православия с богатыми иконостасами и другими ценностями. А мощи отошедшего в 1533 году Александра Свирского обрели свое место в Преображенском храме.

Революционные события 1917 года принесли полное разграбление храмов. Настоятель и ряд монахов были расстреляны. А мощи преподобного переданы Военно-медицинской службе.

Монастырские помещения использовались как детский дом, трудовой лагерь, техникум и психиатрическая больница. Возрождение древнего центра православия началось только в 1997 году. На его территории вновь поселились монахи. И произошло долгожданное возвращение святых мощей. Ежегодно во время празднования Троицы останки крестным ходом переносят из Преображенского в Троицкий собор.

Подворье Александро-Свирского монастыря

В прошлом монастырь владел огромным количеством земель и деревень. Так, в XVIII веке под его началом были подворья в Москве, Петербурге, Новгороде, Белозерске и Олонце. Сегодня имеется лишь одно подворье Александро-Свирского монастыря в северной столице. Как и другие религиозные объекты, после революции оно было национализировано. И сегодня в историческом подворье располагается противотуберкулезный диспансер. Поэтому в 90-е годы XX века монастырь получил во владение складские здания в переулке Челиева, 10. Здесь после реконструкции одного из складов появилась действующая церковь Рождества Христова. Главные святыни храма — животворящий Крест Господень с ценными реликвиями и Жировицкая икона Богоматери.

Что посмотреть на территории монастыря?

Нынешнее здание Преображенского храма возведено на месте старой церкви, у которой был упокоен преподобный. Туда же вернулись вновь обретенные мощи Александра Свирского и каждое утро совершается молебен.

Читайте также:
Сотворение мира: история и хронология в православии, мифы, год и дата

Другое известное место обители — Преображенская часовня — построена на месте явления Святой Троицы. Здесь все желающие имеют возможность набрать песка, который по приданию помогает очищению дома.

В Троицкой части комплекса расположился древнейший храм обители. Церковь Покрова Святой Богородицы возведена еще во времена преподобного. При ней имеется трапезная, которая гостеприимно встречает паломников пирожками, квасом и другими вкуснейшими кушаньями.

Какие святыни хранятся в обители?

Большинство паломников в первую очередь стремятся попасть к останкам Александра Свирского, желая прикоснуться к их благотворной силе и укрепить свою веру.

В обители хранится одна из немногих копий Туринской плащаницы — ткани, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Эта святыня вместе с частицей Креста Господня находится в церкви Захарии и Елизаветы. Погребальная пелена мироточит, привлекая этим чудом тысячи верующих и обычных туристов.

Относительно «новая» святыня, прибывшая из Одесской епархии, — ковчег с частичками мощей разных святых. Среди них — целитель Пантелеймон, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Кроме того, там находятся кусочки яслей Господа и креста, на котором Его распяли.

Интересные факты

  • В советское время мощи преподобного хранились в качестве анатомического экспоната «неизвестного».
  • Существует поверье о помощи мощей святого бесплодным парам, когда молитва у раки помогала женщинам зачать малыша.
  • Купол Троицкой церкви украшен изображением Господа, благословляющим рукой со сжатыми пальцами. Это воспринимают за знак, что здешние земли находятся в Его руке.

Расписание Александро-Свирского монастыря

Будние дни обитель можно посетить в период 06:00–20:00. В воскресенье и на праздники монастырь открывается в 08:00. Преображенский в воскресенье открыт в период 12:00–17:00, а в остальные дни — 10:00–17:00.

Церковные служения может посетить любой желающий. А группы и отдельные туристы приглашаются к осмотру религиозных сооружений по окончании богослужений. В ряде случаев могут действовать дополнительные ограничения.

Правила посещения

Посещение Преображенского и Троицкого Александро-Свирского монастыря требует соблюдения ряда правил. В обитель не допускаются посетители в шортах, мини-юбках и другой открытой одежде. Лицам женского пола следует надеть платье или юбку и покрыть голову. В исключительном случае, посетительнице в брюках следует надеть поверх юбку или обмотать нижнюю часть тела тканью.

Мобильные телефоны из уважения к окружающим лучше отключить. А фото- и видеосъемку проводить лишь с благословения служителя.

В монастыре категорически запрещается:

  • курить и пить спиртные напитки;
  • кричать и употреблять бранные слова;
  • бегать, ходить по траве, загорать и купаться;
  • посещать жилые и хозяйственные постройки.

Организованные экскурсии проводятся после соответствующего прошения и благословения настоятеля обители. Такие группы обязательно сопровождаются паломнической службой.

Александро-Свирский монастырь: как доехать

Автобусом

С автовокзала № 2 Санкт-Петербурга ежедневно отходит прямой рейс № 863. Путь до Старой Слободы автобус преодолевает примерно за 5 часов.

Через ближайший до монастыря городок проходит автобус № 963, идущий к Питкяранте. Выйдя на станции Лодейное Поле, следует сесть на автобус № 89/91 и выйти в селе Свирское.

Железнодорожным транспортом

С Ладожского вокзала северной столицы отправляется электропоезд № 6012/6014. На нем удобно добраться до станции «Лодейное поле», и далее воспользоваться автобусом № 89/91 или частным перевозчиком.

Автомобилем

Это наиболее быстрый и комфортный способ добраться до монастыря, который, как правило, занимает в районе трех часов. С окружной трассы необходимо свернуть на автодорогу Е-105 или Р-21 (Мурманское шоссе) и ехать до Поклонного Креста. После чего повернуть к поселку Свирское, откуда ехать 6 км до Старой Слободы.

Также можно посетить комплекс в составе организованной группы. Такие экскурсии регулярно отправляются из Санкт-Петербурга. Например, на комфортабельном теплоходе «ВодоходЪ».

Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии

Где сейчас находятся нетленные мощи преподобного Александра Свирского?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Свято-Троицкий мужской монастырь, где пребывают мощи преподобного Александра Свирского, является центром паломничества православных христиан уже много десятилетий. Верующие стремятся поклониться нетленным останкам преподобного и своими глазами увидеть чудо мироточения, происходящего от кожных покровов почившего старца. Мощам Александра Свирского почти 5 столетий, но внешний облик святого сохранился настолько хорошо, что с его лица в конце XIX века была написана уникальная икона.

История

Смотрите также:

Мощи святого обретали дважды. Первый раз в XV веке. Второй – в XX. Тогда на протяжении шести месяцев останки подвергались тщательному всестороннему изучению: к ним приглашали гистологов, рентгенологов, стоматологов, патологоанатомов, целью работы которых являлось установление подлинности мощей. Наконец, после полугодовой научной экспертизы исследователи пришли к выводу, что перед ними – тело Александра Свирского, монаха и аскета, почившего в 1533 году.

Иконография: Александр Свирский, преподобный. Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 17,9 см. Православный русский святой, прославившийся дивными чудесами, творимыми при жизни и после кончины. Инв. № Ж-1264. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Первое обретение

Год 1641. Монахи Свирского монастыря разбирают ветхую каменную церковь Преображения Господня, установленную над могилой похороненного здесь старца Александра. Лопата инока, копающего ров, ударяется о что-то твердое, как выясняется впоследствии – крышку гроба. В благоговейном молчании братия выставляют верхнюю доску. В воздухе разливается благоухание, а в гробу взволнованные монахи обнаруживают нетронутого тлением преподобного Александра. Из-под аналава (плата) виднеется клочок бороды. Правая, вытянутая вдоль тела рука, покоится рядом с посохом, а пятка правой ноги, обутой в сандалию, упирается в свод левой ноги.

Читайте также:
Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Полезные материалы

30 августа 1641 года состоялось первое освидетельствование мощей преподобного Александра Свирского. В присутствии четырех настоятелей новгородских монастырей и всего соборного духовенства мощи были осмотрены, в результате чего все «утвердились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра». Через два года мощи были перенесены в заново отстроенную церковь Преображения и положены в позолоченную раку, присланную из Москвы самим государем Михаилом Феодоровичем.

Судьба останков в период гражданской войны

Год 1918. В Свирский монастырь пребывает отряд чекистов под командованием латышского стрелка Августа Вагнера. Им поставлена задача – уничтожить тело преподобного Александра. Любопытно, что официальная компания по вскрытию и изъятию мощей начнется только через три месяца после этого случая. Видимо, судьбой защитника русских царей и молитвенника о их престолонаследии, коим всегда почитался преподобный Александр, интересовались в высших кругах партийного аппарата. Но в тот день службистам не удалось развенчать «культ мертвых тел».

Вскрыв раку с телом преподобного, чекисты остолбенели: сохранность останков Божьего угодника была просто фантастической. Вагнер искал каких-либо научных объяснений данному феномену, и он их нашел. Вот что впоследствии будет написано в отчете 8-го отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезда Советов:

«При приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря в литой раке, весящей более 20 пудов, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла».

Чекисты разграбили монастырь, выпили вино, которое нашли в алтаре, застрелили нескольких человек из числа монашествующей братии, пытавшихся им противодействовать, и ушли. Еще шесть раз монастырь будет подвергаться грабежу со стороны большевиков, но мощи не тронут. Только 20 декабря 1918 года останки преподобного Александра изымут из монастыря и

«в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли»

переправят в опечатанную чекистами часовню в городе Лодейное Поле. Из архивных записей известно, что позже они будут отправлены в Петроград и подвергнуты судмедэкспертизе. Только через 80 лет мощи праведника вернутся в Свирский монастырь.

Второе обретение

Год 1998. В Военно-медицинскую академию им. С.И. Кирова приходят монахи. Они объясняют, что уже много месяцев изучают архивы Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга в поисках какой-либо информации о местопребывании тела преподобного Александра Свирского. Есть данные о том, что мощи могут храниться в запасниках анатомического музея при академии.

Были подняты каталоги, но искомого «экспоната» не нашли. И тут начальник академии Юрий Шевченко вспоминает, что в хранилище трупов, где он недавно был с визитом, его поразило одно обстоятельство: один из трупов странным образом источал благоухание. Уж не те ли это мощи, которые ищут монахи?

Вскоре была собрана экспертная комиссия, в состав которой вошли кандидаты наук и профессора. На протяжении всего исследования специалисты ВМА будут не раз поражены целостностью покровов преподобного. Даже кожа лица выглядела не высохшей и сморщенной, как бывает при мумификации, а гладкой и эластичной.

Вот что отметила в своем докладе антрополог Ю.Д. Беневольская:

«Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. <> Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. <> Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку.<> Поражает сохранность тела».

Общий изыскательский труд специалистов занял сорок пять страниц печатного текста. В заключительном акте экспертизы говорится:

«мумифицированный труп мужчины, не числящийся в каталогах фундаментального музея кафедры, на основании собранных заключений может быть идентифицирован как мощи святого преподобного Александра Свирского».

Во время подготовки тела к процедуре снятия рентгена сотрудники внезапно обратили внимание на то, что простыня под останками преподобного промокла. Оказалось, что она пропиталась миром, которое стало выделяться из пор кожи и особенно обильно истекать со стоп святого.

23 ноября 1998 г. мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Свято-Троицкий мужской монастырь

В двухстах шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга, почти на границе с Карелией, на берегу Рощинского озера расположился удивительный по красоте мужской монастырь. Когда-то на его месте рос густой непроходимый лес, в котором поселился отшельник из Валаама. Он построил себе скромную келью и жил в безмолвном уединении семь лет, питаясь одними плодами земли. Постепенно к пустыннику стали стекаться люди, искавшие уединения и благочестивого образа жизни. Вокруг скромной хижины постепенно стала выстраиваться обитель.

Однажды, на 23-м году своего поселения в пустыни, монах молился в своей келье. Внезапно он узрел яркий столб света и нисходящих по нему трех Мужей в белоснежном одеянии. Из Их уст инок услышал повеление:

«Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы».

Этим иноком, который удостоился встречи с Пресвятой Троицей, был никто иной, как Александр Свирский.

Позже, на указанном Богом месте, в 1509 году был построен храм во имя Святой Троицы. Этот храм был перестроен в 1791 году и функционирует в составе нынешнего Троицкого монастыря. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь включает в себя два комплекса: Троицкую часть и Преображенскую.

Читайте также:
Отчитка отца Германа: отзывы, как попасть и приехать, от чего помогает

Обители объединяет идущая вдоль озера дорога. В свое время монастырь владел обширными угодьями. В XVIII веке к нему были приписаны 27 монастырей, его именовали Северной Лаврой. Имелись у него также подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Белозерске, Олонце. Однако вскоре расцвет духовно-культурной жизни сменился упадком: обитель стала подвергаться грабежам, санкционированным новой социал-демократической властью, а в 30-х годах в стенах монастыря расположили концентрационно-трудовой лагерь (СвирьЛАГ). Затем, последовательно, детский и инвалидный дома, сельскохозяйственный техникум, и, наконец, психиатрическую больницу, которая была ликвидирована лишь в 2009 году.

На сегодняшний день на территории монастыря являются действующими пять храмов.

Адрес

Монастырь находится в Ленинградской области, Лодейнопольском районе, Янегском сельском поселении, в деревне Старая Слобода. Открыт для посещений с 6.00 до 20.00. В воскресные дни – с 8.00.

Факты чудес

В 1998 году, в конце лета, в храм вошла женщина, несущая на руках девочку. Малышке было пять лет, но ее болезненный вид делал ее младше своего возраста. Мать рассказала, что ее дочь не может ходить с рождения из-за болезни центральной нервной системы. Подойдя к мощам святого Александра Свирского, мать опустила девочку на стеклянную крышку раки. Какое-то время малышка неподвижно лежала на ней, затем мать сняла ее со стекла и посадила на пол, чтобы самой приложиться к мощам. Когда через минуту выпрямилась и огляделась, девочки нигде не было видно. Оказалось, что малышка ушла сама, сумев подняться на чудом окрепнувшие ноги. Через год в монастыре поинтересовались судьбой девочки. Выяснилось, что ребенок может не только ходить, но и бегать.

50-летняя Елена страдала врожденным правосторонним гемипарезом. Это такое неврологическое заболевание, при котором нарушается двигательная активность левой или правой стороны тела. Когда мощи преподобного Александра Свирского пребывали в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, женщина несколько раз приходила на молебны. Во время одного из богослужений она подошла к раке и прикоснулась своей омертвевшей холодной рукой к обнаженной стопе святого. Ее охватило неожиданное и приятное чувство тепла. Дома, во время обеда, она автоматически взяла ложку в правую руку, а затем и стакан. На следующем молебне она горячо благодарила про себя преподобного и обнаружила, что без труда может перекреститься правой рукой. Все это Елена восприняла, как чудо, ведь за семь лет до этого она все делала левой рукой.

Жительница Петербурга 1956 года рождения уверена, что святой помог ей исцелиться от рака. Вот, что написала она в своем письме настоятелю храма:

«в ноябре 1998 г. у меня был обнаружен рак левой молочной железы (была взята пункция, которая показала наличие раковых клеток), была рекомендована срочная операция».

Однако врач, который должен был оперировать, на время уехал из города, и операция была перенесена.

«В этот промежуток времени между постановкой диагноза и операцией я трижды присутствовала на молебнах у раки с мощами преподобного Александра Свирского, прикладываясь к мощам многократно, втирала в больное место маслице с миро, полученное после молебна»,

— пишет петербурженка. После операции пришли результаты гистологического анализа – рака не было.

Когда открывают мощи

Святые мощи преподобного Александра Свирского открываются:

  • 30 апреля – день первого обретения мощей.
  • 12 сентября – день праведной кончины.
  • в день Святой Троицы.
  • на Преображение.

Это значит, что стеклянная крышка над ракой будет открыта, и все верующие смогут приложиться к руке праведника.

Когда игумен Свирского монастыря архимандрит Лукиан вынимал частицы мощей для передачи в другие епархии, то был поражен увиденным.

«Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью — похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Особенно сильно мироточили мощи в дни совершения Божественных Литургий, когда тело преподобного впервые за долгие годы было внесено под своды храма. Аромат меда, наполнявший церковь, привлек непонятно откуда взявшихся пчел. Они роились вокруг стоп святого и ползали по стеклянной крышке раки. Этот факт даже был заснят операторами НТВ, снимавшими сюжет для канала.

Как добраться из Санкт-Петербурга

  1. На машине. Добраться до монастыря можно на личном транспорте двигаясь по Мурманскому шоссе (М-18) до Лодейного Поля, затем по мосту через Свирь до поворота на обитель (указатель находится на 249-м километре). Еще через пять километров будет поселок Сарая Слобода (Свирское), в котором и расположен монастырь.
  2. На железнодорожном транспорте. На электричке из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала до Лодейного Поля (время в пути примерно 4 часа). Время отправления уточнять в справочной. С ж/д вокзала Лодейного Поля до обители можно добраться на такси или на маршрутном автобусе № 863 или 963.
  3. На автобусе. Прямым рейсом с 1-го автовокзала по маршруту № 863 «С.-Петербург — Свирское — С.-Петербург». Также из Северной столицы в Лодейное Поле или Свирское можно попасть на рейсовом автобусе с автовокзала №2 (время в пути около четырех часов).
Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Как доехать из Москвы

  1. На машине. Двигаться по Ленинградскому шоссе (Е-105), придерживаясь указателей. Время в пути – 11 часов (без пробок), расстояние – 850 км. Нужно доехать до моста через реку Свирь и дальше до поворота на монастырь (будет указатель), еще примерно 5 км до Свирского (Старая Слобода).
  2. На железнодорожном транспорте. Из Москвы (Ленинградский вокзал) можно доехать поездом до Лодейного Поля. Обитель располагается в 21 км от Лодейного Поля в поселке Свирское (Старая Слобода). Время в пути от 9 до 12 часов. От Лодейного Поля можно сесть на проходящий автобус или маршрутное такси до Свирского.

Судьбы многих людей изменились после соприкосновения с мощами преподобного Александра Свирского.

Благодать, явленная Господом через его нетленную плоть, столь сильна, что не оставляет равнодушными даже людей науки, привыкших полагаться на свои знания и давать всему рациональные объяснения. Показателен в этом отношении пример Юрия Леонидовича Шевченко – генерал-полковника медицинской службы, академика РАМН, а в 1999 – 2004 годах еще и министра здравоохранения России. Именно этот человек, увидев чудо мироточения в рентген-кабинете СМЭС, форсировал процедуру передачи святыни Русской Православной Церкви. В 2009 году Юрий Леонидович принял сан священника. Теперь по будням он оперирует, а по выходным дням служит в основанной им церкви в честь Николая Чудотворца при ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова».

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Документальный фильм, рассказывающей об обретении мощей прп. Александра Свирского.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Александр Свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Александр Свирский при жизни был уникальным человеком. Перед ним, как и перед святым Авраамом снизошел Всевышний в трех ипостасях. О его чудотворных способностях говорят и поныне, существуют неоспоримые факты исцеления людей страдающих неизлечимыми болезнями. Да и сама жизнь старца была полна трудностей и нелегких испытаний.

Он никогда не сдавался, постоянно молился и искренне верил в Божью ласку и благодать, много работал и за свою жизнь успел передать свою веру и знания своим ученикам, которые и оставили о нем много достоверных писаний.

Житие Александра Свирского

Родился святой Александр в русской семье, где чтили церковные обеты и правила. С детства воспитывался в строгом послушании Богу. После окончания обучения, родители Амоса (так называли его в семье), решили найти ему достойную невесту и будущую жену.

Но для молодого юнца, не это было главной целью в жизни, уже тогда он проявлял настойчивость и упорство к уединению и чтению молитв. Поэтому он принял решение уйти служить Богу в монастырь, не сказав об этом своим родителям. По пути следования, ему явились ангелы, устами которых было передано благословение Господние, указано место будущего монастыря и дарована встреча со спутником, который довел до пункта назначения.

Преподобный Александр Свирский в 26 лет стал монахом и в смиренных молитвах провел в монастыре полных 13 лет. Он был готов выполнить то, что было предначертано ему Свыше. Подальше от людей, на берегу Рощинского озера, в густом, дремучем лесу он соорудил очень скромное жилище и жил там на протяжении 7 лет, тяжело работая, обращаясь ко Всевышнему с каждодневными молитвами и перебиваясь очень скромной пищей, добытой в лесу.

Однажды перед святым явился лик Троицы, который указал место для строительства будущего храма Святой Троицы. В 1508 году он стал священником и был возведен в должность игумена, но в душе оставался скромным монахом. Не переставая тяжело работать, через короткое время храм разрастался, возводились новые сооружения, и люди больше узнавали о нем.

Незадолго до своей кончины, Преподобным Александром был открыта обитель из камня, на честь Пресвятой Богородицы Девы Марии. В 1533 году старец отошел в мир иной и уже через 14 лет был возведен к лику святых.

Мужской монастырь Александра Свирского

Ныне действующий монастырь расположен на расстоянии 260 км от Санкт-Петербурга. За время своего существования он пережил многое: пожары, разрушения, расстрел служащих, разорения и потерю на некоторое время святых мощей Преподобного Александра. Сейчас проводятся работы по реставрации и открытию новой обители.

Помогали строить храмы известные на то время люди, которые выделяли значительные пожертвования на материалы и работы. На территории монастыря действует церковь Покрова Божьей Матери, где можно помолиться перед иконой и попросить у заступницы всего человечества исцеления, отпущения грехов и защиты от болезней. Преображенский собор, сделан с красивого камня и обставлен чудотворным образом его основателя.

Мощи преподобного

После кончины, тело святого было похоронено на территории его монастыря. А его мощи, после многолетнего наблюдения стали мироточить, то есть выделять много благовонного драгоценного масла, что доказывает о его святости.

Читайте также:
Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

Многие прихожане собственными глазами могли наблюдать это действие, при этом весь храм наполнялся приятным ароматом. Количество выделения масла зависит от многих факторов: наличие верующих людей рядом или зевак, которые пришли просто посмотреть на это чудо, проведение Богослужений и многое другое.

Мироточение настолько обильное, что не заметить его невозможно, зафиксированы случаи, когда на стойкий, пьянящий запах в храм слетались пчелы. Больше всего выделяется масло на ступнях и открытой части руки. За 483 года, его тело и одежда остались не тленны.

Верующие люди из многих стран, наслышанные о чудотворной силе святого задаются одним очень важным вопросом: где находятся мощи Александра Свирского. После долгих переездов с одного места в другое, ныне мощи нашли покой на территории созданного своими руками монастыря. Многие прихожане могут помолиться и попросить исцеления души от страданий и болезней.

В чем помогает Александр Свирский

Искренняя молитва, обращенная святому Александру помогает в исцелении людям, которые не теряют надежду на лучшее, своим советом в виде святого образа наяву. А также помогает найти выход, из сложных ситуаций являясь в сновидениях.

Существует много доказательств, когда драгоценное масло, выделяемое из его мощей, имело чудотворную силу и поднимало на ноги даже безнадежно больных людей. Искренняя чистосердечная молитва и безусловная любовь к Богу являются тем важным механизмом, который движет многими людьми.

У иконя и мощей Александра Свирского, о чем просят:

  • К нему обращаются с многочисленными просьбами об исцелении от мучительных, долгих болезней и сильных душевных страданий;
  • Об обретении счастья материнства и рождения здорового малыша;
  • О вере в свои собственные силы и возможность найти свое предназначение;
  • О защите от греховных помыслов и деяний;
  • О принятии серьезного увлечения или важного выбора в жизни ребенка;
  • О помощи в выборе жизненных приоритетов, от которых зависит дальнейшая жизнь.

А вот и сама молитва к преподобному:

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Православная церковь об идеологии childfree: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современное общество полно новых идей, которые не всегда соответствуют догматам Православной Церкви и Божьим заповедям. К одному из таких учений относят и современное движение чайлдфри (в переводе с англ. свободный от детей). Оно заключается в том, что люди открыто признаются в том, что не хотят и не будут иметь детей.

И на первый взгляд, тут нет ничего плохого, ведь желание создавать семью индивидуально и не является насильственным насаждением общества или более того Церкви. Как относиться к сторонникам таких идей и что на этот счет думают священнослужители — ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Основные тезисы идеологии

Движение чайлдфри возникло в 40-х годах прошлого века в Калифорнии, США где впервые женщины открыто заявляли, что не желают быть матерями и не считают, что материнство — это предназначение женщины. С тех пор эта позиция привлекала все большее количество женщин и распространилось по всему миру, достигнув Европы и России.

Сегодня на территории РФ насчитывают более 5000 человек, которые открыто заявляют о принадлежности к данному течению. Естественно, что большинство из них женщины, поскольку мужчин проблемы деторождения волнуют все же меньше.

Чтобы сформировать четкую позицию по отношению к движению, следует узнать ее основной тезис: дети — это сознательный выбор каждой женщины. Решение рожать или нет принимает только женщина, поскольку это ее тело и ее жизнь. В случае если она хочет строить карьеру, а секс рассматривает лишь как приятное развлечение и способ расслабиться, то почему она должна рожать? Женское предназначение не кроется в этом, не только материнство является призванием, но и работа, путешествия, саморазвитие и прочие увлекательные вещи.

Внимание! Таким образом, сторонники движения выступают за свободу воли и своих прав — не хотят иметь детей и не имеют их. Социологи говорят, что это движение возникло в результате чрезмерного давления на женщин.

Ведь в 40-е года прошлого века мужчины не рассматривали их как конкурентов себе в офисах и на заводах, женщины всегда были дома и воспитывали детей. Поэтому чайлдфри и выступили против такого категоричного взгляда на женщину и на давление общества. Ведь те, у кого не было в то время детей (да и сейчас такое повсеместно встречается) подвергались насмешкам и осуждению.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Православие и чайлдфри

Дети, с точки зрения православия, являются подарк ом свыше. Давид писал, что Господь наполнил его колчан стрелами — сыновьями и принимал это как дар. Евреи считали это благословением Божьим, а Господь Сам повелел Адаму и Еве плодиться и размножаться.

Так что родить — это значит получить в семью подарок. Несмотря на это мы видим в Писании, что множество женщин и в то время оставались бесплодными (Елизавета, Анна, родители Марии) и принимали это как проклятье Божье, поэтому неустанно молились. То есть иметь детей ранее считалось большой привилегией, а те, кто не мог их иметь принимали это как большое горе.

Сегодня взгляд православия на это не изменилось, но медицина стала предлагать множество средств, которые нарушают заложенное Господом — средства контрацепции позволяют обходить Его повеления, а ЭКО и прочие методы — насильно и против Божьей воли получать детей. Ребенок сегодня — это лишь игрушка в руках родителей. Поэтому священнослужители в первую очередь желают наставить мужей и женой, чтобы они подходили к этому вопросу правильно, не нарушая Божью волю.

Важно! С точки зрения православной Церкви, стать родителями — это получить благословение.

Если человек по собственному убеждению отказывается от этого — это его выбор. Господь никого не насилует и предоставляет выбор человеку, в этом и есть суть всего. Тем не менее, в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в разделе, посвященном вопросам биоэтики говорится, что отказ от деторождения из эгоистических мотивов является грехом. Возможно, такая позиция сложилась в результате психологической травмы и тогда лучше всего обратиться к психологу.

Мнение священнослужителей

Священник Олег Булычев говорит, когда женщины начинают «давить» на других, заявляя, что только их позиция правильная, переходя на оскорбления и неся всяческую смуту — вот это считается грехом. Когда они убивают младенцев в утробе, делая аборты или используя химические методы контрацепции.

Если женщина не желает становиться матерью, тогда и половой жизнь жить не должна — это будет поступок справедливый. В Писании написано, что женщина спасется через деторождение, т.е. рожая и приобщая ребенка к Церкви. Если этого не происходит, то получает ли она благословение? Вряд ли.

Матушка Елена Фетисова придерживается мнения, что многодетность — это проявление веры. Сетовать на трудность материнской судьбы сегодня глупо, когда вокруг столько облегчающих жизнь гаджетов. Отказ от рождения ребенка лишь каприз избалованной жизни и следствие разрушенного института семьи в обществе. Ведь если женщина не уверена, что ее любовник когда-либо женится на ней, разве она станет от него рожать?

Важно! Принимать благословение от Господа или нет — это решение каждого человека. Родительство — это чудесная пора, когда Бог дает свои дары в руки людям. Стоит ли отказываться от них?

От плача о даровании детей до идеологии «childfree»

Размышления в день святых Иоакима и Анны

Сегодня Православная Церковь отмечает день памяти святых праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. До глубокой старости они не имели детей, но продолжали молиться и плакать, прося Господа послать им ребенка и тем самым снять «поношение безчадства». Почему же теперь поносят именно многодетных родителей, в норму жизни вошло детоубийство, а ещё одна идеология — childfree — становится всё более популярной? На эти и другие вопросы корреспондента портала Православие.Ru отвечают многодетные священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко, а также матушка Елена Фетисова.

«Безумие в наше время стало нормой»

— Богоотцы Иоаким и Анна — идеальный пример для подражания всем семейным парам. Свое Дитя они вымолили и выстрадали, вложили все свое благочестие, силы и душу в его воспитание. По детям можно судить и об их родителях. Их дочь стала Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Поэтому свв. Иоаким и Анна в совершенстве исполнили предназначение каждого родителя — воспитать дитя для Бога, для вечной жизни.

Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И не важно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины — это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) есть Божия заповедь и благословение. Отсюда вывод, что чем больше детей в семье, тем больше Господь этой семье благоволит и о ней заботится. Хотя главное в отношении детей — это не количество, а качество воспитания. Можно иметь много детей, но сделать из них безбожников, людей порочных — тому немало примеров в истории. А Иоаким и Анна угодили Богу, вымолив и воспитав единственную Дочь, Которая стала Заступницей пред Богом за весь род человеческий.

Спасается женщина через деторождение, если этих детей приобщает к нравам христианским

По слову апостола Павла, жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим., 2:15). Рожают многие и даже помногу, но многие ли пребывают в вере? Спасается женщина через деторождение, если этих детей приучает к почитанию Закона Божия и приобщает к нравам христианским. Таковых матерей в наше время совсем немного.

Вырождение такого явления как семья в наше время напрямую связано с отступлением от законов Творца, с забвением Самого Бога. Бог есть учредитель семьи. А значит, во главе семьи, как малой церкви, должен стоять Христос. Если в семье не знают Его, не руководствуются Его заповедями, эта семья неполноценна и не имеет Божьего благословения. Таковой союз мужчины и женщины можно сравнить с домом, построенным на песке (Мф., 7:26), или с сухой веткой. Как показывает действительность, подобные семьи зачастую не выдерживают и первого небольшого испытания. Мы видим, с какой легкостью люди в наше время сходятся и расходятся.

Читайте также:
Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Понятие о ценности крепких брачных узах у большинства людей отсутствует. Мало кто связывает идею семьи с Богом. Отсюда у людей так мало ответственности и серьезности в момент принятия важного решения о создании семьи. А уж истину о том, что брак по природе нерасторжим, и вовсе высмеивают. Как правило, в подобных семьях многодетность презирается и категорически не приемлется. Семьи эти частенько напоминают вертеп разбойников, в котором находит себе прибежище любая гнусность и преступление: детоубийства во чреве, взаимные измены, побои детей и т.п.

Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал

Если люди не хотят знать Бога, то к ним приходят демоны, которые приносят с собой ложь и всякое обольщение. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что в последние времена человечество увлечется необычайным вещественным развитием. Наше поколение его предсказание может наблюдать воочию. Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал. На союз мужчины и женщины смотрят только как на источник удовольствия. Поэтому даже дети стали помехой для таких псевдосемей. Во многих странах появляются целые движения и организации, пропагандирующие семейную жизнь без детей.

Оно и понятно. Ведь настоящая семья есть лекарство от эгоизма. Через воспитание детей мы легко обнаруживаем в себе многие душевные язвы. Настоящая семья, как правило, многодетна и требует ежедневного тяжелого самоотверженного труда. Такая семья, семья во Христе, чужда современному миру, она им отвергается как ненормальная.

Безумие и в наше время стало нормой, к нему постепенно привыкают. Ведь отношение большинства современных людей к абортам, блуду и содомии, с одной стороны, а также к Богу и Его Церкви, с другой, — настоящее безумие по меркам наших предков, живших ещё 150 лет назад. Деградирует не только институт семьи, но и весь мир.

Мир же, для которого истинная норма, т.е. жизнь во Христе, является безумием, долго не продержится. И пока он пропагандирует пространный широкий путь, путь без скорбей и помех, путь доступных и легких удовольствий, путь, ведущий в погибель (Мф., 7:13), задача здравомыслящих людей защитить и сохранить нравственно здоровую семью. Ибо только совестливые отец и мать могут научить ребенка умению жертвовать собой ради ближнего, терпеть скорби, сделают его способным выбрать «узкий путь, ведущий в жизнь» (Мф., 7:14).

«Для верующего человека появление ребенка
— это осязаемое действие Бога в его жизни»

— С практической точки зрения время многодетных действительно прошло. Мы не монаршие особы, которым нужно много наследников мужского пола, мы не купцы и не крестьяне, которым нужны рабочие руки, помощники по хозяйству и опора в старости. Наши дети теперь не столько помощники, сколько основная «статья расходов». И даже «инвестировать» в детей не слишком-то удается: кто знает, кем еще они в итоге вырастут, чем «отплатят» своим родителям. В общем, это все широко известные аргументы.

Ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство

Смешным было бы утверждение, что много детей поднять на ноги стало труднее — ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство. Разве что мы лишены в городах такого блага, как безопасная придомовая территория, на которой дети могли бы резвиться, дышать свежим воздухом, общаться и высвобождать таким образом часть родительского времени. Хотя и этот вопрос во многих городских кварталах уже бывает неплохо решен. Мы не имеем реального повода сказать, что рожать детей в наше время стало труднее — это именно что просто невыгодно.

Остаются умозрительные, идеальные причины. Думаю, большинство современных многодетных семей руководствуется именно «идеальными» мотивами. Такие мотивы были и раньше, а сейчас остались только они. Кстати, я думаю, что число таких «сознательных» многодетных не слишком отличается от того, что было «давеча». Нам привычно сравнивать «наше время» с былым, сетуя, что тогда и трава была зеленее, а люди благочестивее… Все-таки по существу человек не слишком меняется, и немощи его не новы. Ещё Толстой в «Крейцеровой сонате» описывал, как уже в «те времена» в образованной среде появилась мода меньше рожать. Теперь многодетность окончательно перестала быть выгодной, изменился фактор общественного мнения (раньше не родить было делом постыдным, и потому рожали даже те, кого дети не слишком-то сами по себе и интересовали) — и вот изменилась численность семьи, остались многодетными лишь те, для кого важны не только выгода и общественное одобрение.

Часть современных многодетных семей — это семьи религиозные, но есть и те, кто просто любит детей и искренне радуется возможности жить большой и шумной семьей. Когда мы говорим про религиозное обоснование деторождения, у людей со стороны как-то сразу возникает желание пожалеть нас, «бедненьких» за наше «примитивное» богословие. Почему-то многие считают, что многодетность зиждется лишь на повелении Бога Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь». И всегда находятся те, кто скажет: «Ребята, да мы же тоже не против этой заповеди — просто вы «плодитесь» только количественно, а мы — качественно. У нас в семье есть только один Петенька, зато какой всесторонне развитый мальчик!»

Мы воспринимаем многодетность как проявление веры

Но в том-то и дело, что религиозное сознание вовсе не так узко воспринимает многодетность: надо скорее родить, и чтобы было всех побольше! Для верующего человека появление ребенка — это непосредственное, очень конкретное и осязаемое действие Бога в его жизни, новый поворот, новая задача, новое чудо. Именно поэтому мы воспринимаем многодетность как проявление веры — ведь в этом действительно выражается вера, доверие Богу, готовность принять из его рук новое послушание в надежде на дальнейшую помощь Божию в исполнении этого послушания.

Читайте также:
Испытание души после смерти: мытарства по дням, помощь умершему и действия живых

Вот здесь, наверное, можно немного попричитать про «теперича не то, что давеча». Все-таки именно принимать, доверять, отдавать главенство в собственной жизни Кому-то, кроме себя, современный человек умеет хуже своих предков. Предки жили, окруженные смертью. Даже в переписке августейших особ невероятно часты упоминания о безвременных смертях в кругу родственников. Умирали от родов, простуды, кори, пореза на пальце, легкого огнестрельного ранения — от всего того, что теперь в 99% случаев успешно лечится и в захолустной районной больнице. Это смиряло. Иллюзий о том, что ты можешь все-все в своей жизни распланировать на годы вперед, было меньше… Было легче принять вмешательство Промысла в жизнь. Дитя — так дитя. Еще двое? Ну, еще двое. Еще? И слава Богу! Сейчас людям кажется, что у них в руках ключи от всех вариантов счастья, и они вольны построить свой вариант исключительно по собственному проекту….

Доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни

А еще доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни. Понятно, что, не доверяя даже Богу, современный человек тем более не может доверить свою жизнь «какому-то там мужу». Кто его, скажут, знает: сегодня муж есть, а завтра к другой уйдет — и что мне делать с пятью детьми? На это можно отвечать долго, но хочется сказать лишь одно. Трудно, наверное, жить с человеком и, простите, делить с ним ложе, считая его в глубине души потенциальным предателем, потенциально чужим. Это грех против любви — и прививка против счастья, какими бы красивыми иллюзиями ни тешила себя та женщина, которая не желает вынуть камень из-за пазухи.

«Дети — это награда семейной жизни»

— Древние представители израильского народа считали, что спасется тот, кто доживет до прихода Мессии. Но жизнь человека конечна, и древние верили в то, что их жизнь можно продолжить в детях. Люди, не имевшие детей, считались недостойными благодати Божией. Соответственно цель всякого человека в те времена была одна — вступить в брак с целью рождения детей. Но не нужно думать, что цель брака — это рождение детей, потому что дети — это награда семейной жизни.

Надо сказать, что в современном обществе христианское представление о браке фактически отошло в прошлое. В современно мире люди, даже если любят друг друга, не стремятся рано создавать семьи. В лучше случае они считают, что сначала надо найти хорошую работу, получить большую зарплату, объездить весь мир и только потом, когда пришло пресыщение этой жизнью, когда человеку стало скучно и хочется семейного тепла и спокойствия, только тогда они задумываются о детях. В худшем случае люди будут придерживаться идеологии чайлдфри, которая говорит: «зачем тебе обуза, когда ты спокойно и в достатке можешь прожить всю жизнь?» Парадокс заключается в том, что, когда людям предлагают материальную помощь, чтобы они дали жизнь своему ребенку, люди от этой помощи отказываются и просто губят и своих детей и свои души.

Если основная ценность нашей жизни — это деньги, достижение материального и бытового комфорта, то в этом случае дети всегда будут преградой на пути к получению неких удовольствий. В современном мире дети стоят, может быть, и не на последнем, но на весьма удаленном месте в «списке» радостей жизни современного человека. И это удручающий показатель ценностной шкалы нашего общества.

В молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку

Поэтому, на мой взгляд, в молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку, к семье, а также к любви как к высшему чувству. Молодым людям нужно учиться любить. А это значит, не ждать счастья для себя, а пытаться его дать другим: мужу, жене, своему ребенку, родителям, тогда счастливыми будут не только родные, но и сам человек.

Православная церковь об идеологии childfree: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современное общество полно новых идей, которые не всегда соответствуют догматам Православной Церкви и Божьим заповедям. К одному из таких учений относят и современное движение чайлдфри (в переводе с англ. свободный от детей). Оно заключается в том, что люди открыто признаются в том, что не хотят и не будут иметь детей.
И на первый взгляд, тут нет ничего плохого, ведь желание создавать семью индивидуально и не является насильственным насаждением общества или более того Церкви. Как относиться к сторонникам таких идей и что на этот счет думают священнослужители ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.
Основные тезисы идеологии
Движение чайлдфри возникло в 40-х годах прошлого века в Калифорнии, США где впервые женщины открыто заявляли, что не желают быть матерями и не считают, что материнство это предназначение женщины. С тех пор эта позиция привлекала все большее количество женщин и распространилось по всему миру, достигнув Европы и России.
Сегодня на территории РФ насчитывают более 5000 человек, которые открыто заявляют о принадлежности к данному течению. Естественно, что большинство из них женщины, поскольку мужчин проблемы деторождения волнуют все же меньше.
Чтобы сформировать четкую позицию по отношению к движению, следует узнать ее основной тезис: дети это сознательный выбор каждой женщины. Решение рожать или нет принимает только женщина, поскольку это ее тело и ее жизнь. В случае если она хочет строить карьеру, а секс рассматривает лишь как приятное развлечение и способ расслабиться, то почему она должна рожать Женское предназначение не кроется в этом, не только материнство является призванием, но и работа, путешествия, саморазвитие и прочие увлекательные вещи.
Таким образом, сторонники движения выступают за свободу воли и своих прав не хотят иметь детей и не имеют их. Социологи говорят, что это движение возникло в результате чрезмерного давления на женщин.
Ведь в 40-е года прошлого века мужчины не рассматривали их как конкурентов себе в офисах и на заводах, женщины всегда были дома и воспитывали детей. Поэтому чайлдфри и выступили против такого категоричного взгляда на женщину и на давление общества. Ведь те, у кого не было в то время детей (да и сейчас такое повсеместно встречается) подвергались насмешкам и осуждению.
Православие и чайлдфри
Дети, с точки зрения православия, являются подарком свыше. Давид писал, что Господь наполнил его колчан стрелами сыновьями и принимал это как дар. Евреи считали это благословением, а Господь Сам повелел Адаму и Еве плодиться и размножаться.
Так что родить это значит получить в семью подарок. Несмотря на это мы видим в Писании, что множество женщин и в то время оставались бесплодными (Елизавета, Анна, родители Марии) и принимали это как проклятье Божье, поэтому неустанно молились. То есть иметь детей ранее считалось большой привилегией, а те, кто не мог их иметь принимали это как большое горе.
Сегодня взгляд православия на это не изменилось, но медицина стала предлагать множество средств, которые нарушают заложенное Господом средства контрацепции позволяют обходить Его повеления, а ЭКО и прочие методы насильно и против Божьей воли получать детей. Ребенок сегодня это лишь игрушка в руках родителей. Поэтому священнослужители в первую очередь желают наставить мужей и женой, чтобы они подходили к этому вопросу правильно, не нарушая Божью волю.
С точки зрения православной Церкви, стать родителями это получить благословение.
Если человек по собственному убеждению отказывается от этого это его выбор. Господь никого не насилует и предоставляет выбор человеку, в этом и есть суть всего. Так, что простое нежелание иметь ребенка это нормально, нельзя сказать, что она является лучшей, но имеет место быть. Возможно, такая позиция сложилась в результате психологической травмы и тогда лучше всего обратиться к психологу.
Также такое отношение показывает человека большим эгоистом, ведь он на первое место ставит свои желания и хотения.
Мнение священнослужителей
Священник Олег Булычев говорит, когда женщины начинают «давить» на других, заявляя, что только их позиция правильная, переходя на оскорбления и неся всяческую смуту вот это считается грехом. Когда они убивают младенцев в утробе, делая аборты или используя химические методы контрацепции.
Если женщина не желает становиться матерью, тогда и половой жизнь жить не должна это будет поступок справедливый. В Писании написано, что женщина спасется через деторождение, т.е. рожая и приобщая ребенка к Церкви. Если этого не происходит, то получает ли она благословение Вряд ли.
Матушка Елена Фетисова придерживается мнения, что многодетность это проявление веры. Сетовать на трудность материнской судьбы сегодня глупо, когда вокруг столько облегчающих жизнь гаджетов. Отказ от рождения ребенка лишь каприз избалованной жизни и следствие разрушенного института семьи в обществе. Ведь если женщина не уверена, что ее любовник когда-либо женится на ней, разве она станет от него рожать
Принимать благословение от Господа или нет это решение каждого человека. Родительство это чудесная пора, когда Бог дает свои дары в руки людям. Стоит ли отказываться от них

Читайте также:
Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

Читайте также:

  • Православная церковь об ИНН: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о НЛО: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение…
  • Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о политике: отношение, мнение и…
  • Православная церковь о телевизоре: отношение, мнение…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: