Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Что­бы че­ло­ве­ку исп­ра­вить се­бя, не на­до вдруг на­ле­гать, а как тя­нуть бар­ку: тя­ни-тя­ни-тя­ни, от­дай-от­дай! – Не все вдруг, а по­нем­но­гу.– Зна­ешь ро­жон на ко­раб­ле? Это та­кой шест, к ко­то­ро­му при­вя­за­ны все ве­рев­ки ко­раб­ля, и ес­ли тя­нут за не­го, то по­ти­хонь­ку и все тя­нет­ся, а ес­ли взять сра­зу, то все ис­пор­тишь от пот­ря­се­ния.

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось”.

По­го­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топ­ли­ву на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная по­го­да по­лез­ны, за­во­дят­ся в рас­те­ни­ях чер­ви и дру­гие на­се­ко­мые, вре­дя­щие бла­гим пло­дам. Так бы­ва­ет и в на­шем ду­хов­ном уст­ро­е­нии: по­се­ще­ние бла­го­да­ти, мир, ти­ши­на и спо­кой­ствие от сту­же­ния страс­тей ес­ли про­дол­жи­тель­но и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в вы­со­ко­у­мие и ли­шить­ся зас­туп­ле­ния, и не бу­дем ис­кус­ны в бо­ре­нии страс­тей, и уда­лим­ся от скорб­но­го пу­ти. А по­то­му Бог ис­ку­ша­ет нас про­тив­ны­ми, к поз­на­нию на­шей не­мо­щи, к тер­пе­нию и сми­ре­нию.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

30 октября ст. ст.

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Первые чудеса прп. Амвросия, последовавшие по его кончине

В ремя и обстоятельства сглаживают сердечную горесть, какова бы она ни была. Безутешна была скорбь почитателей батюшки о. Амвросия тотчас после его кончины, но скоро они стали утешать себя мыслию, что Старец умер только телом, а дух его живет вечно, по слову Премудраго: праведницы во веки живут. Эти слова подтверждаются и самим делом.

Во время поминальной трапезы по батюшке Амвросию после его отпевания произошло одно замечательное событие, которое произвело на всех присутствующих сильное впечатление. К покойному старцу Амвросию часто приезжала благотворительница Шамординской общины, супруга известного московского торгового деятеля Сергея Васильевича Перлова, с замужнею дочерью, у которой не было детей. Эта бездетная дочь ея просила у Батюшки совета и благословения – взять какого-нибудь ребенка в усыновление. В 1890 году, почти в самую же половину октября, Старец сказал ей в ответ на ея желание: «Погодите, через год я сам укажу вам для усыновления ребенка».

За обедом приехавшие на похороны Старца молодые супруги с горечью вспомнили слова его и пожалели, что кончина Батюшки не дала ему исполнить своего обещания. Но еще не успел окончиться обед, как пронесся слух, что у крыльца начальнического корпуса, где гости обедали, нашли подкинутого младенца. Сначала, разумеется, слух этот многим пришелся не по сердцу. Но когда об этом услыхала бездетная дочь г-жи Перловой, она кинулась к малютке и с чувством глубокого умиления воскликнула: «Это Батюшка послал мне дочку». И ребенок увезен был ею в Москву.

Живет старец Амвросий вечною жизнию, как получивший велие дерзновение ко Господу, ибо вот теперь, по кончине его, уже бывают от него исцеления.

В октябрьской книжке «Душеполезного чтения» за 1897 год помещено письмо Николая Яковлевича Широкова, Вятской губернии Глазовского уезда, к теперешнему Оптинскому старцу о. Иосифу. В нем, между прочим, читаем следующее: «Я, – пишет Широков, – весьма был болен: страдал болью ног и головы. 26 ноября прошлого 1896 года приносит отец мой от сельского нашего священника книгу «Душеполезное чтение», в которой я и нашел статью про о. Амвросия.
Прочитав ее и поразмыслив немного, начал я душевно молиться к о. Амвросию об исцелении моих недугов и, помолившись, тонким сном уснул.

Только что успел заснуть, как вдруг заблистал предо мною необычайный свет, который вскоре исчез, – только остался один след от него в виде облака, и вдруг слышу шаги идущего человека. В скором времени вижу пред собою мужа, украшенного сединами, в мантии, с крестом на груди. При сем я постараюсь описать его приметы: лицо истощенное постом, весьма светлое, нос с горбинкой, волосы седые, не весьма густые, брада его седая тоже не густая, а голос его весьма звучный. Кроме того, на левой руке его были четки, а в правой руке посох.

Вот он подошел к моему ложу и говорит: «Чадо Николае! Восстань, поспеши в церковь, отслужи молебен св. Амвросию Медиоланскому и получишь облегчение скорое». Он взял меня за руку, благословил и дотронулся своим посохом до моих ног, которыя и почувствовали скорое облегчение. Дал мне что-то вроде просфоры поесть, и вдруг в голове у меня зашумело. Я тогда весьма ужаснулся и думал, что уж головы у меня нету на плечах. Но вот сей Старец покрыл ее мантией, и вскоре я почувствовал облегчение. Старец еще раз благословил меня, и я сподобился облобызать его светлую руку и при сем осмелился спросить его: «Как вас звать по имени?» Он мне ответил: «Кому я велел тебе отслужить молебен, того я и ношу имя, я – иеросхимонах Амвросий из Оптиной Пустыни». Сказав это, он сделался невидим.

Пробудившись, я весьма обрадовался, что выздоровел, и родные сему тоже очень обрадовались. Все-таки об этом явлении я не открыл им вскоре, а записал оное только в свою памятную книжку. Но вот ныне опять явление это повторилось. О. Амвросий явился мне во гробе лежащим, повитый в схиму, и говорит: «Что же ты, раб Божий Николай, умалчиваешь о делах милости Божией и не сообщаешь Оптиной Пустыни о исцелении?» Только поэтому-то я и осмелился сообщить о вышесказанном вашему высокопреподобию и при сем просить вас, о. Иосиф, не оставить без внимания мой рассказ и для пользы других поместить его хоть на одной страничке жизнеописания отца Амвросия»…

Из жизнеописания старца Амвросия, составленного архим. Агапитом (Беловидовым), 1900 г.

Житие и дни памяти старца Амвросия Оптинского, в чем помогает святой

За советом и помощью к старцу Амвросию Оптинскому приходили высочайшие умы России и простые люди. Святой был великим духовником XIX века. У него не было сана, он был обычным иеромонахом, который поднялся на самую высокую ступень монашеской иерархии. К Господу Амвросий Оптинский отошел в чине иеросхимонаха. Рака с его мощами покоится в Веденской Оптиной пустыни. Молясь святому, просят об исцелении, чудеса случаются рядом со святыми мощами.

Краткое жизнеописание святого старца

Гренков Александр Михайлович — мирское имя Амвросия Оптинского. Несмотря на тяжелый недуг, он жил долгие 79 лет: появился на свет в 1812 г., ушел из жизни в 1891 г.

Происхождение

Началась биография подвижника в Тамбовской губернии. Его родное село Большая Липовица. Сыновей и дочерей у Гренковых Михаила Федоровича и Марфы Николаевны родилось восемь, Саша шестой. Отец Александра пономарь, умер он рано, поэтому на ноги детей поднимал дед, сельский священник.

Младенца нарекли в честь Александра Невского, потому что он родился в день почитания памяти великого князя — 23 ноября (новый стиль). Воспитывался Саша строго:

  • с ранних лет ходил в церковь служить;
  • на церковном клиросе пел, читал молитвы;
  • изучал духовную литературу и славянский букварь.

В 12 лет мальчика приняли в духовное училище Тамбова, окончив его, юноша продолжил обучение в стенах духовной семинарии.

Болезнь

Болезни сопровождали Александра всю взрослую жизнь. Первый раз он серьезно заболел, учась на последнем курсе семинарии. Юноша был так плох, что надежд на выздоровление у родных не было. Когда ему стало совсем плохо, послали за духовником. Тот долго не ехал. Александр попрощался с Божиим светом, дал обещание Господу постричься в монахи, если останется в живых.

Второй раз Александр был на грани жизни и смерти зимой 1845 года. После поездки в Калугу, где его рукоположили в сан иеромонаха, он простыл, получил серьезные осложнения. Впоследствии всю жизнь его мучили недуги. С 1862 года из-за сильной немощи он не ходил на богослужения, позже у него не стало сил покидать келью.

Принятие пострига в Оптине

После окончания семинарии будущий подвижник обучал детей купцов, потом преподавал греческий язык в духовном училище Липецка. Вел светский образ жизни, не торопился стать монахом. Молился он по ночам, когда все спали, перед иконой Тамбовской Матери Божией. В глубине души росла потребность в уединении, плотном общении с Богом.

Пойти в Оптину Пустынь Александру Михайловичу насоветовал отец Иларион — известный подвижник, проживавший в Троекурово (село Тамбовской епархии). Около года Александр жил насельником, в начале 1840 года перешел на житье в монастырь. В монастырскую братию он был зачислен весной этого же года, уже в ноябре его назначили послушником Предтеченского скита.

Движение по монашеской иерархии:

  • 1841 г. — посвящен в рясофор;
  • 1842 г. — пострижение в мантию;
  • 1843 г. — иеродиакон;
  • 1845 г. — иеромонах.

Амвросием наречен в честь епископа Медиоланского.

Служение Богу и чудеса

Свою жизнь преподобный посвятил Богу и людям. Он с одинаковой любовью общался с нищей крестьянкой и богатым помещиком. Старец учил людей жить проще и чаще молиться. О сложных вещах он говорил просто и доступно. Его речь понимал любой. Житие Амвросия было наполнено духовной работой и общением с людьми. Он всегда придерживался своих молитвенных правил:

  • молясь, уповал на милость Господа;
  • читал псалмы Давида (3, 53, 58, 142);
  • к Богу всегда обращался смиренно и с любовью;
  • если душу переполняли скорбные чувства, читал 101 псалом.

Неиссякаемый людской поток стекался к келье старца отовсюду. Чтобы помочь всем нуждающимся, старец всегда просыпался утром не позднее 4 часов. К 5 часам приходил келейник, чтобы начать утреннее правило. По его окончании Амвросий до 9 часов молился в полном одиночестве, потом начинался прием мирян и монашествующих. Заканчивался он к полуночи. Много чудес, которые сотворил старец Амвросий, записано со слов людей. Преподобный был наделен прозорливостью и даром чудотворения:

  • спас жизнь и заработок мастерового от бандитов, заставив его 3 дня ожидать своего благословения, в это время рабочего ждали на дороге к дому, чтобы предать его смерти и забрать деньги, выданные под заказ;
  • женщине, заблудившейся в лесной чаще недалеко от монастырских стен, явился в виде старца, указал ей правильный путь;
  • нищему крестьянину оживил умершую лошадь;
  • помогал людям, находясь от них на расстоянии.

Смерть и канонизация

Старец умер 22 октября 1891 г. В мир иной отошел не в Оптине, а в Шамординском монастыре. Предвидя смерть, принял великую схиму. Преподобный Амвросий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Поместный Собор Русской Православной церкви канонизировал Амвросия Оптинского.

Значение в православии

Издательское дело отец освоил, служа старцу Макарию. Он изучал подвижническую литературу на протяжении всей жизни, много беседовал с разными людьми. Наделенный живым, острым умом, наблюдательностью, он с годами стал прозорливым. Амвросий легко читал человеческие души.

Под руководством Амвросия были изданы:

  • письма отца Макария, его жизнеописание;
  • Лествица преподобного Иоанна Лествичника;
  • другие книги.

Недалеко от Оптины отец Амвросий основал Шамординскую обитель для женщин. В ней постоянно проживало не менее 1000 монахинь. Были построены школа и приют для девочек, для одиноких старух — богадельня.

С благословения Священного Синода мощи прп. Амвросия Оптинского были перевезены из Шамординского монастыря в Оптину пустынь. Их захоронили около могилы старца Макария. В советское время пустынь полностью разорили, монастырь закрыли, храмы разрушили. На монастырской территории располагалось сельскохозяйственное ПТУ.

В 1988 году началось восстановление Оптины, его закончили в 1996 году. Мощи святого старца Амвросия были обретены в 1998 году (10 июля). Сейчас они находятся во Введенском соборе обители.

Дни памяти

После смерти святого старца не прекратилась его духовная связь с людьми. На службу, которая посвящена дню памяти, приходит много православных верующих.

23 октября

В храмах по традиции читают тексты молитв — канон, акафист.

24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев. В этот день празднуют память всех Оптинских святых.

10 июля

День обретения мощей святого старца Амвросия.

10 августа

Этот день памятен тем, что преподобный Амвросий закончил свою земную жизнь.

23 сентября

Собор Липецких святых.

Иконография

Портреты Амвросия написал иеромонах Даниил. На портрете, законченном в 1892 г., проповедник в клобуке, монашеской мантии, с четками и палочкой-посохом. В церковно-историческом музее Свято-Данилова монастыря есть портрет тяжело больного святого, возлежащего на подушках.

Иконы стали появляться после официальной канонизации старца. Он на них выписан в монашеском одеянии с непокрытой головой либо в куколе. На многих иконографиях он держит в левой руке список.

Иноком Артемием в 1997 г. была написана житийная икона с ликом Амвросия, она находится во Введенском соборе над ракой преподобного. В мастерской Оптиной пустыни были созданы шитые иконы и хоругви с ликом святого подвижника.

В чем помогает отец Амвросий Оптинский

Св. старец Амвросий слышит все молитвы, оказывает помощь в решении любых проблем. Больные обращаются к нему, чтобы обрести здоровье, исцелиться. Физически здоровым людям старец помогает обрести духовное здоровье. Молятся преподобному Амвросию при проблемах с детьми (о наставлении детей), об избавлении от житейских нужд, о здравии, о судьбе Отечества, об укреплении в вере. Чтение его знаменитых цитат помогает утвердиться в вере.

Тексты

Тропарь был написан по проекту игумена Андроника, кондак по проекту архимандрита Иннокентия, акафист — игумен Никон.

Молитва

В дни памяти святого верующие читают молитву, посвященную Преподобному, начинающуюся словами:

«О велսкսй старче ս угоднսче Божսй, преподобне отче наш Амвросие, оптսнская похвало ս всея Русս учսтелю благочестսя!»

Тропарь

Глас 5 (перевод): «Как к цꬲлебному սсточнսку прսходսм к тебе Амвросий, отчꬲ наш. Ибo ты на путь спасꬲнսя нас вꬲрой направляꬲшь, молսтвамս от бꬲд ս напастꬲй охраняꬲшь, в тꬲлꬲсных ս душꬲвных скoрбях утꬲшаꬲшь, бoлꬲ жꬲ всꬲго смսрꬲнսю, тꬲрпꬲнսю ս любвս обучаꬲшь. Молս Чꬲловꬲколюбца Хрսста и Защսтнսцу усꬲрдную о спасꬲнս душ нашսх».

Кондак

Глас 2 (перевод): «Завꬲт Пастырꬲначальнսка спoлнսв, ты наслꬲдовал благодать старчꬲства, бoлꬲя сердцꬲм обо всꬲх, с вꬲрой прսходящսх к тꬲбе пoтому ս мы, чада твоս, с любoвью взываем к тꬲбꬲ: Отчꬲ святой Амврoсий, молս Хрսста Бога о спасꬲнս душ нашսх».

Величание

«Уважаꬲм тя, прꬲпoдобнꬲ отчꬲ Амврoсսꬲ, ս чтսм святую память твою, наставничꬲ монахов ս собеседнսчꬲ ангꬲлов».

Канон

Канон это церковный гимн, который можно читать в храме и дома. Его читают, когда на душе плохо, и в моменты тяжелых испытаний. Текст состоит из девяти песен, состоящих из ирмоса и тропаря. Первые поют, вторые читают.

Акафист

По традиции акафист составлен из 13 кондаков и 12 икосов. Первый икос (Ангельскому житию) и первый кондак (Избранный угодниче) читаются дважды. Их повторяют после 13 кондака, который зачитывают трижды.

Храмы

Церкви и часовни Амвросию Оптинскому есть в России, Украине и Беларуси. Их больше двадцати.

Область Построен (построена) в честь Амвросия Оптинского
г. Москва Мужской монастырь
Владимирская область Церковь в городе Радужный
Калужская область (Нижние Прыски, Шамордино) Придел
Церковь и 3 часовни
Шиклинский район в Забайкальском крае Церковь
Ленинградская область Скит
Церковь
Самарская область Церковь (г. Новокуйбышевск)
Свердловская область Церковь (г. Кировоград)
Тверская область Две церкви и часовня
Томская область Церковь (с. Усть-Бакчар)

На территории Оптинской пустыни есть храм преподобного Амвросия Оптинского. Строить его начали в 2006 году, освятили в июне 2016 года.

Тайны и чудеса Оптиной пустыни

Тайны и чудеса Оптиной пустыни

  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу – сильная защита

Великая столетняя старица Сепфора, святая и чудотворица наших дней, ходила по разрушенному монастырю Оптиной пустыни в 1980-х и говорила: «Благодать! Сколько здесь благодати!» Что же такое Оптина пустынь и кто такие святые старцы Оптинские?

Оптинская пустынь

  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян – старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику – Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.

Оптинские старцы

В Соборе (собрании) прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Старцы – аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи – Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Старчество – великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.

Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время). Так, Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии – смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.

Сегодня продолжателем традиции Оптических старцев является схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник обители. Он дает ответы на насущные вопросы. Например,

Об отношениях в семье,

Самым главным в жизни все старцы Оптинские почитали веру в Бога и молитву, понимание цели жизни, любовь к ближним и исполнение Евангельского слова… Схиархимандрит Илий (Ноздрин), например, рассказывал в интервью одному православному журналу: «Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире».

Чудеса и тайны Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.

Будущий преподобный родился в семье сельского священника, но еще во времена семинарии был отъявленным… франтом. Лишь тяжелая болезнь заставила его полностью пересмотреть свои взгляды, дав обет Богу уйти в монастырь.

8 октября 1839 г. Он приехал в Оптину, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Оптинским старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского – проповедника и просветителя.

В 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год святого Амвросия рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что Амвросий скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.

Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптической обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего – то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.

Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.

Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря – Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).

Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли – ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии – он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит – жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.

Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого Оптиной пустыни.

На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.

Наставления святых старцев

По свидетельствам знавших старца людей, он владел несколькими языками, был очень эрудирован. Его литературный язык – а преподобный оставил достаточно большое письменное наследие – прост, лаконичен и образен, старец создал много поговорок, самые интересные и известные из которых:

«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;

«Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно»;

«Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

Главная мысль заветов старца – необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны – трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный Амвросий давал свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им. Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом – тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него – все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.

Сильные молитвы Оптинских старцев

Можно сказать, что святые старцы Оптинские помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к им люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

в поиске своей профессии;

в поиске своего человека для супружества;

в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

проблемах с выбором и поиском жилья;

в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Следующая молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».

Эта молитва – прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.

Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами.Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».

Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.
Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Кольца для венчания в Русской Православной Церкви

Обряд венчания – это не только одно из самых красивейших и трогательных Таинств в Православной Церкви, но и достаточно сложное . Ведь требует подготовки и соблюдения некоторых правил и традиций. Очень важно знать, как правильно подобрать венчальные кольца, какими они могут быть, на какой руке их нужно носить и многое другое. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Что означают и зачем нужны

Христианам на венчание в обязательном порядке нужны кольца, ведь они несут в себе особенный глубокий смысл, а не являются простыми красивыми аксессуарами. Ни один священник не согласится обвенчать без них, в отличие от того же ЗАГСа, ведь там Вы можете и вовсе не обмениваться украшениями, Ваш брак в любом случае зарегистрируют.

Еще до церемонии обряда кольца отдают священнослужителю, а во время венчания они лежат с правой стороны, то есть перед ликом Господа. Тем самым не просто освещаются, а наделяются особенной силой – наполняются благословением Всевышнего. После этого батюшка надевает их влюбленным, а затем троекратно меняет во славу Святой Троицы. Таким образом, украшение девушки остается у мужчины и наоборот. Данный обмен имеет свое особое предназначение – жених тем самым обещает верность, помощь во всем и защиту, говорит о намерении жертвовать ради возлюбленной всем и беречь ее, а невеста же со своей стороны – беззаветно любить, быть мужу всегда преданной, верной и надежной супругой всю жизнь.

Если есть желание следовать каждому обычаю и канону, то отдайте предпочтение изделиям из двух разных драгоценных металлов, а именно золота и серебра, но в одном стиле. Еще издавна повелось, что после обмена, жениху в итоге достается серебряное украшение, а новобрачной золотое.

Если обратиться к истории, то существует трактовка, согласно которой золото – это олицетворение солнца и символ мужчины, а серебро – луна и символика девушки. Считалось, что путь семьи на протяжении всей ее жизни освещает солнечный свет, а луна отражает его от солнца.

По другой трактовке о двух металлах, основанной на словах Апостола Павла, говорилось, что люди в браке – как Христос и Церковь. То есть муж представляет Иисуса Христа, а жена – церковь. Исходя из этого, золото отображает Божественную благодать и славу, а серебро – олицетворение чистоты и духовного света.

В современном мире священники стали гораздо проще относиться к соблюдению всех правил, поэтому если Вас не устраивают разные металлы или в принципе какой-то из них, то Вы можете выбрать кольца на свое усмотрение. Главное, покажите их перед венчанием батюшке, чтобы он дал свое согласие, и обряд точно состоялся.

Где носить

Православные христиане носят венчальное колечко на безымянном пальце правой руки, которой они и крестятся. Также в древние времена было принято считать, что именно от этого пальчика идет самый прямой путь к сердцу человека.

Чем отличаются венчальные от обручальных

Готовясь к бракосочетанию в стенах ЗАГСа, влюбленная пара может приобрести абсолютно любые украшения – с дорожкой из камней, с огромными бриллиантами и из любого материала.

А вот на венчание желательно подбирать модели лаконичные, то есть попроще и поскромнее, без декорирования и вычурных элементов. Объясняется это тем, что православие не приемлет любовь к материальным благам, а сами кольца представляет как необходимый атрибут Таинства и символ семейного союза. Не разрешаются модные и шикарные изделия в виде извивающихся змеек, хвостов леопардов, птиц, кошечек, лапок и так далее.

В современном мире допускается использовать свое обручальное кольцо и для венчания, но для этого оно должно быть подходящим. После росписи и перед заветным обрядом его отдают батюшке для освящения и прохождения части Таинства.

Кто-то предпочитает сразу два аксессуара на пальце и обручальное, и венчальное. Тогда стоит носить надетое на венчании, выше того, что надели в ЗАГСе.

Если же Вам неудобно в двух кольцах, то стоит переодеть или убрать обручальное, так как венчальное лучше никогда и ни при каких обстоятельствах не снимать, ведь оно служит символом и защитой Вашей семьи, а не просто красивой побрякушкой.

Подходящие варианты

Выбираем металл

Если говорить о материале, то в наши дни большинство пар не придерживается всех правил церкви и выбирают в основном оба кольца из золота. Это можно объяснить тем, что такие аксессуары всегда выглядят модно, эстетично, они прочные, долговечные и неприхотливы в уходе, в отличие от серебряного металла.

Серебро, в свою очередь, более дешевое, а потому и хуже качеством. Изделия из него нужно часто чистить, а главный их минус, в том, что со временем почти все чернеют.

Простые и без украшений

Целомудренные классические модели – это широкий или узкий плоский ободок. Первый случай предпочтителен для мужских или пухлых пальцев. А второй изящно будет смотреться на тоненьких пальчиках новобрачной.

Скромная классика не только продемонстрирует Вашу элегантность и сдержанность, но и покажет то, что Вы ответственно подошли к выбору колец на Таинство.

Декорированные

Если очень хочется аксессуар с камушками, то можно подобрать с небольшим бриллиантиком или драгоценным камнем. Возможен вариант с крохотной еле заметной алмазной крошкой по ободку.

Насчет Ваших выбранных изделий нужно уточнить при встрече у священника. Можно принести их с собой или же хотя бы показать фотографию, в случае, если еще не приобрели модели.

С надписями

В древнее время в этом качестве выступали исключительно молитвы: их названия или строчки из них, а также обращение к кому-нибудь из святых. В наши дни актуальны гравировки в виде даты свадьбы, имен супругов или любовной клятвы.

Надпись делают как внутри, так и снаружи. В первом случае, закрытая от посторонних глаз, подойдет людям, которые хотят скрыть личное счастье ото всех. Второй же вариант для пар более открытых, желающих рассказать каждому о своей любви.

Одинаковые

Парные и абсолютно одинаковые модели – решение романтичных натур. Они, безусловно, говорят об обоюдной любви, совместных решениях и похожих взглядов, что очень важно для любой семьи.

Дизайн и драгоценный металл может быть любой – золотой, серебряный, с идентичными камнями, надписями и так далее. Главное, чтобы колечки вписывались в каноны Православной Церкви.

Перстни

Если Вас не привлекают стандартные варианты или же хочется чего-то интересного, то отличная идея выбрать венчальный перстень. Особенность в том, что на нем обязательно есть изображение креста и церковная гравировка.

Нередко рассматриваемые украшения изготавливают одновременно из золота и серебра. Тогда уместно девушке подобрать серебряное с золотыми вставками, а мужчине наоборот, золотое с серебряными дополнениями.

Несколько советов по выбору

  1. Колечки покупайте вместе. Таким образом, Вы сможете и традицию соблюсти, и подыскать идеальные по размеру, форме и внешнему виду.
  2. Стоит знать, что в вечернее время суток пальцы могут отекать, поэтому лучше заняться поиском с утра.
  3. Выбирайте те, которые подойдут под церковные требования, если хотите, чтобы обряд точно состоялся.
  4. Хорошо обдумайте, какое изделие готовы носить всю жизнь, в нем Вам должно быть удобно и комфортно. К тому же хорошо, если оно будет гармонировать с другими Вашими вещами. Так как в венчальных украшениях нужно ходить все время, не снимая.
  5. Если Ваш взор пал на гравировку в виде молитвы, то идеально приобрести такой вариант в соборе или часовне. Другие же надписи часто можно сделать в том же магазине, где покупаете или в любом другом ювелирном отделе.
  6. Выбранные модели должны устраивать обоих супругов, ведь они являются символом любви двоих людей.

В случае развода

Церковные обычаи гласят о том, что венчание нечто вечное и нерушимое. Ведь дав клятву возлюбленному перед Господом и подтвердив свои слова кольцом – Вы совершили священный обряд. Но к сожалению, современные пары часто разводятся, даже невзирая на Таинство. Сама же церковь тоже разрешает венчаться второй, а может, даже и третий раз. Все будет зависеть от людей и как на это посмотрит батюшка.

При разводе венчальный атрибут снимают, и никогда больше не рекомендуется его носить, даже как простое украшение. Такое изделие считается символом уже нарушенного обещания перед Богом.

Если потеряли

Если вдруг Вы по неосторожности умудрились потерять свой аксессуар, то нужно срочно приобрести ему замену, а именно купить новое. Затем следует принести его в собор, объяснить сложившуюся ситуацию священнослужителю и попросить освятить. Ведь по традиции, необходимо изделие положить на престол вновь.

Православные венчальные кольца

Венчание относится к одному из самых красивых и торжественных церковных таинств — две души соединяются в одно целое и формируют семью. Для воцерковленного христианина венчание — это обязательный и единственный показатель брачных уз перед Господом, для человека же далекого от Церкви этот процесс не обязателен и часто совершается по традиции. Отсюда возникает множество вопросов, связанных с атрибутами проведения венчания, в частности, молодая пара не знает какими должны быть венчальные кольца и как их правильно подготовить.

В чем суть венчальных украшений

Готовясь к Таинству, молодые должны заранее приобрести необходимые атрибуты для него, среди которых вышитый рушник, определенные иконы и кольца, которые требуют более пристального внимания, так как они должны соответствовать церковным правилам.

Венчальные кольца — это не только символ соединения женского и мужского начала, но и метафорическое представления соединения Иисуса Христа со Своей невестой — Святой Церковью. Таким образом, маленький драгоценный ободок символизируют освященное и благословенное Господом соединение двух разных начал в одно целое.

О Таинстве брака:

Кроме этого, происходит также процесс воссоединения новой семьи с телом Церкви и это также имеет огромное духовное значение. Именно поэтому обвенчаться без этих атрибутов просто невозможно. Символичен также и процесс обмена украшениями — в ходе таинства невеста и жених меняются ими трижды и в итоге перстень жениха остается на невесте как знак его верности и желания оберегать ее, а женское кольцо остается на женихе, как символ ее преданности и любви.

Интересно! До революции церковный обряд венчания был единственной процедурой, которой требовало государство при создании семьи, поэтому драгоценности для венчания была единственными у пары.

Сегодня молодожены обязаны посетить ЗАГС и там совершить обмен кольцами, поэтому возникает закономерный вопрос «Можно ли использовать одну пару для ЗАГСа и церкви?». Православные догматы не содержат никаких конкретных правил на этот счет, поэтому можно для венчания использовать обручальную пару, главное заранее ее освятить.

Какими должны быть венчальные украшения

Традиционно православные пары использовали перстеньки из двух металлов — мужское было золотым, а женское — серебряным. В ходе обмена при обряде мужу доставался серебряный, а жене золотой перстень. Однако со временем эта традиция отошла в небытие и сегодня для венчания используется одинаковая пара.

Также к древней традиции относится и надпись на внутренней стороне ободка «Спаси и сохрани», изредка к ней добавляли имя супруга. Сегодня это происходит лишь по желанию молодоженов и не является обязательным условием.

Совет! Священники рекомендуют использовать традиционные металлы (серебро, золото, платина) и выбирать дизайн украшения учитывая постоянное ношение. Поскольку оно должно постоянно находиться на руке, не следует выбирать их чрезмерно вычурными или броскими.

Лучше всего отказаться от больших камней, сложных узоров, декора животными или растительными элементами (крылья птиц, змеи, листья или цветы). Для мужчины можно подобрать венчальный перстень, а для женщины — тонкий ободок с небольшим драгоценным камнем.

Поскольку в канонах нет единых правил на счет того, какими именно должны быть украшения для венчающихся, то пара может использовать любые на их выбор. Многие предпочитают традиционные гладкие обручальные кольца, некоторые используют венчание как возможность сменить старую пару украшений на новую — Церковь не препятствует этому.

Внимание! Обязательным является предварительное освящение колец на Престоле, во время которого священник читает молитвы и определенные тексты.

Следует заранее согласовать все нюансы со священником, который будет осуществлять Таинство.

Народные приметы

Наряду с церковными требованиями и догматами всегда есть народные приметы, с которыми некоторые пары предпочитают считаться. Например, существует поверье, что украшения для венчания не должны иметь шероховатой поверхности — гладкое кольцо символизирует легкую и гладкую семейную жизнь.

Кроме этого, венчальные кольца не должны быть:

  • получены в наследство от вдовствующих или разведенных супругов;
  • ранее надеты на посторонних людях, даже ради шутки;
  • надеты в пару к другим украшениям в день венчания;
  • куплены по отдельности мужем и женой (обычно их приобретает мужчина в один день);
  • надеты поверх перчаток.

Священнослужители советуют не обращать особого внимания на народные приметы и приобретать украшения только лишь то, которое нравится и подходит по размеру. Залог успешной семьи — это стремление обоих супругов к Господу, как главе их брака, а также уважение и любовь к друг другу.

Стоит также помнить, что уделять внимание атрибутам обряда следует, но не надо переоценивать их значение — правильное кольцо не станет залогом счастливого брака, если супруги не относятся к друг другу согласно Священному Писанию, а именно не ценят, не уважают и не считаются с мужем или женой.

Потеря кольца или развод

К сожалению, семейная жизнь не проходит без ссор и разногласий, а статистика говорит, что количество разводов неумолимо растет с каждым годом даже среди венчанных пар. Что же делать с освященными атрибутами в случае потери или расставания с супругом?

В случае потери (даже если украшение было выброшено с умыслом) не надо заново совершать Таинство. Священники единогласно утверждают, что достаточно приобрести новый перстень и прийти в поместный храм, чтобы передать его батюшке с объяснением ситуации. Служителя поместят украшение на Святой Престол, где оно пройдет процесс освящения и его вновь можно носить как венчальное.

Никакого греха в случайной или умышленной потери нет, поэтому дополнительных таинств или обрядов совершать не требуется. Если же пара официально расторгла брак, то венчальное кольцо необходимо снять и более не носить. Категорически запрещено использовать его для второго обряда венчания (Церковь подобные практикует, но не одобряет).

Важно! Кольцо является своеобразном символом клятвы человека перед Богом, ведь он обещает при свидетелях любить и заботится о супруге всегда. Носить символ нарушенной клятвы даже как простое украшение не стоит.

Символ божественной благодати: какими должны быть кольца для венчания?

В последнее время всё большее количество новобрачных, кроме торжественной регистрации в PFUCе, организуют и церемонию венчания. Такая свадьба, кроме дани традициям, позволяет показать самые серьёзные намерения молодых, желание скрепить союз перед Богом и людьми. Глубоко верующие семьи и вовсе не признают создание новой семьи без совершения обряда. В процессе церемонии, как и на светской свадьбе, жениху и невесте предстоит обмениваться кольцами, но значение ритуала будет несколько другое.

Особенности и значение


Бракосочетание в ЗАГСе, несмотря на торжественность, не требует от новобрачных обязательного соблюдения тех или иных традиций.Допускаются открытые платья, нестандартные тематические и «цветные» церемонии; вы даже можете обойтись вообще без колец, обменявшись, к примеру, браслетами, – вас в любом случае распишут.

С венчанием всё обстоит сложнее и строже, ведь жених и невеста собираются сочетаться нерасторжимыми духовными узами, постигают таинство. Кольца также, как и венчальная пара и другие аксессуары, являются необходимым атрибутом венчания, без которого ни один священник не согласится проводить обряд. Кроме того, подойдут не любые украшения – как по форме, так и по истории. К примеру, ни в коем случае нельзя использовать те, что достались по наследству от вдовых родственников.

Исторически повелось, что кольца новобрачных выполнены из разных металлов – жених приходит на церемонию с золотым, а невеста – с серебряным. На символическом уровне это означает единение мужского и женского начала, золотой Божественной славы Христа, и серебряной чистоты и благодати православной Церкви. Таким образом, венчание повторяет неразрывный священный союз и делает молодых частью этого великого таинства.

Новобрачные обмениваются кольцами трижды, соответственно на невесте остаётся золотое украшение мужа, как знак его верности и готовности оберегать её всю жизнь, а на женихе – серебряное жены, как символ её беззаветной любви, преданности, готовности быть всегда на его стороне.

Сейчас священники не так строго относятся к соблюдению правила о разных металлах, и при желании вы можете выбрать одинаковые украшения, золотые или серебряные.

Приметы

Церемония венчания – обряд таинственный, древний, мистический. Конечно же, его просто не могут не окружать самые разнообразные поверья:

  • Ни жениху, ни невесте нельзя в день венчания надевать на руки другие драгоценности, даже перстни, если они не хотят потерять друг друга из-за болезни или измены;
  • Для гладкой семейной жизни и кольца должны быть гладкие, без камней, лишнего декора и шероховатостей;
  • Запрещено позволять кому-либо, даже самому близкому, примерять ваше венчальное кольцо – делать такое к беде, ведь так вы позволяете примерить и ваше счастье;
  • Кольца следует покупать жениху, непременно в одном магазине и оба сразу, – так семья будет крепче;
  • Возвращаясь с покупкой домой, стоит сказать у порога: «На добрую жизнь, на верную семью. Аминь»;
  • Ни в коем случае нельзя использовать кольца, сделанные из сломанных и переплавленных украшений родителей, а также надевать венчальное кольцо, ранее принадлежавшее овдовевшему человеку, чтобы не повторить его несчастливую судьбу;
  • А вот если украшения достались в наследство от родственников, справивших золотую свадьбу, кольца, напротив, принесут благополучие, любовь и долгую счастливую жизнь;
  • Самая страшная примета – падение кольца до или во время церемонии. Если такое случилось, над создающейся семьёй нависла угроза развода, болезни или даже смерти, и чтобы отвести её, необходимо трижды про себя сказать «Кольцо на мне, беда не ко мне»;
  • Если в вашем наряде присутствуют перчатки, то перед надеванием украшения, их необходимо снять, чтобы металл касался кожи;
  • Есть и хорошая примета: если рукой в венчальном кольце умыться дождевой водой, то новую семью обязательно ждёт достаток и благополучие.


Насколько серьёзно относиться к этим поверьям, зависит от вас. Православная церковь не слишком жалует суеверия, однако у каждого найдутся знакомые и родственники, которые будут убежденно доказывать правоту той или иной приметы.

Отличия от обручального

Если делать всё по правилам и церковным канонам, то обручальное и венчальное – два совершенно разных кольца. Первое показывает ваше намерение скрепить свой союз перед людьми и государством, второе же – перед Богом.

Если обручальное кольцо можно выбирать совершенно любое, варианты ограничиваются лишь фантазией и стилистикой свадьбы, то венчальное – в первую очередь не украшение, а символ, а значит и требования к нему соответствующие.

В частности, кольца, используемые при венчании, не могут быть из неблагородных металлов, только классические золото и серебро. Их не должны украшать большие разноцветные камни или вычурные элементы декора.

Современная церковь позволяет использовать одно и то же кольцо на обеих церемониях, если оно является подходящим. В таком случае обручальное кольцо надевается в ЗАГСе, а после снимается перед венчанием для того, чтобы его могли освятить на престоле. Когда священник наденет кольцо второй раз, то оно станет ещё и венчальным, одновременно обозначая ваш союз на светском и религиозном уровнях.

Некоторые предпочитают носить оба кольца одновременно – и венчальное, и обручальное. В таком случае венчальное должно быть надето поверху, а значит – быть меньше в размере, чтобы не слетать с пальца. Если же вы хотите переодеть одно из колец на другой палец, то это должно быть не венчальное. Его вообще лучше никогда не снимать.

Какие нужны для венчания в церкви: модели с фото

Традиционно венчальные кольца должны быть скромными, без камней, вычурных украшений и сложного декора. Строгий батюшка вполне может отказаться освящать слишком роскошный, на его взгляд, аксессуар. Иногда, впрочем, современные священнослужители идут навстречу и толерантно относятся к желанию молодожёнов выбрать символом своей любви что-то особенное, но важно все же оставаться в границах разумного.

Если вы не уверены по поводу допустимости и уместности подобранных вами украшений, то можно до церемонии обсудить этот вопрос с батюшкой, который будет вас венчать.

Несмотря на большое количество ограничений, существует определённый выбор, и так как все эти модели – проверенная временем классика, то подобрать что-то по вкусу сумеют новобрачные даже с самыми взыскательными запросами.

Классические

Наиболее скромный и целомудренный вариант, который точно придётся по душе даже самому строгому священнику. Такое кольцо может быть как широким, так и узким, в зависимости от ваших предпочтений. Чаще мужчины предпочитают более широкую форму, женщины же подчёркивают красоту пальцев изящным тонким ободком.

Классика не только выглядит очень элегантно и сдержанно, но и сразу же демонстрирует, что это – не просто украшение, а знак вашего семейного статуса, того, что вы муж или жена.

Гладкие кольца без камней и декора дают возможность продемонстрировать скромность и утончённость, то, что вам важна не форма, а содержание. Наконец, учитывая, что венчальные кольца не принято снимать, простой дизайн украшения избавит вас от необходимости ломать голову над тем, как же сочетать его с тем или иным туалетом.

С декором

Небольшой камушек или драгоценная каменная крошка по ободку допускается практически любым священнослужителем. Цвета лучше выбирать нейтральные, спокойные, и совершенно точно не пытаться нанести на украшение всю радугу разом.

Маленький бриллиант или другой драгоценный камень добавит в облик уникальности, капельку цвета, и этим зарекомендует вас как человека, умеющего играть на полутонах и уделяющего внимание деталям.

Крупные камни на венчальных кольцах недопустимы, и если выбрать такой вариант, значит, напрашиваться на немилость батюшки, который вправе отказаться освящать такое роскошество. Поэтому, если вы непременно хотите свадебное кольцо с заметным камнем, то лучше оставить такой вариант для обручального украшения и церемонии в загсе, для церкви же подобрать что-то более скромное и уместное.

Декор в виде узора допускается, если является нейтральным и малозаметным, но не слишком приветствуется – лучше отдать предпочтение иным вариантам.

С гравировкой

Раньше в качестве гравировки использовались исключительно молитвы, к примеру «Моли Бога о нас, Святый Ангеле хранителе», «Спаси и Сохрани», обращение к какому-либо святому, строки или названия молитв. Считалось, что такое кольцо защитит от любой беды как человека, так и его семью, и домашний очаг.

Сегодня дозволено использовать в качестве гравировки имена друг друга и дату бракосочетания. Не менее популярный вариант – клятвы в любви и верности.

Гравировка может быть как по наружной, так и по внутренней поверхности кольца. Первое подойдёт тем, кто хочет всему миру показать свою принадлежность самому лучшему избраннику, второй вариант – более сакральный, для тех, кто не желает, чтобы чужие любопытные взгляды скользили по его счастью.

Шрифт можно выбирать любой, в зависимости от вашего вкуса. Обычно предпочтение отдается псевдостарославянскому, особенно при нанесении молитв.

Парные

Вариант с парными кольцами – один из самых милых и романтичных. Если вы с избранником хотите показать, что обоюдная любовь сильна и вечна, то абсолютно одинаковые кольца, отличающиеся лишь по размеру – ваш выбор.

По дизайну они могут быть любыми, главное – идентичность. Если вы при этом хотите соблюсти и церковные обычаи, то допускается выбрать и разный металл: серебро для невесты, и очень бледное золото для жениха.

Перстень

Если вы не любите простые кольца в принципе, или же душа просит чего-то более необычного, почти сакрального, то, кроме колец, существуют и венчальные перстни. Церковь допускает такую вариацию, ведь форма украшений пришла к нам из Древней Византии – колыбели православия.

Выглядит перстень как крест с выгравированными молитвами. Обычно это «Господи, защитой своей венчай нас» по контуру, «От Бога согласие» на боковой части, а также «Здоровье» и «Благодать» внутри.

Часто в перстнях используется одновременно серебро и золото. В таком случае невесте предназначается серебряный перстень с золотой центральной вставкой, а жениху, наоборот, золотой с серебряной сердцевиной.

Что выбрать: золотые или серебряные?

Так как венчальное кольцо – не украшение, а в первую очередь символ, то использовать в качестве аналога бижутерию категорически запрещается. Классический вариант предполагает золотое кольцо у жениха, в конце церемонии остающееся на жене, и серебряное кольцо невесты, остающееся на муже.

Если вы желаете единообразия, или просто не любите один из этих металлов, то можно выбрать и два одинаковых кольца.

Золото – самый удобный вариант, так как не требует ухода, долговечно и красиво. Если вам не нравится непосредственно жёлтый цвет, то в качестве компромиссного варианта советуем присмотреться к белому золоту – аристократичному, элегантному и долговечному.

Серебро дешевле и может больше нравиться с эстетических позиций, но оно имеет тенденцию темнеть и поэтому требует тщательного периодического ухода. Тем не менее серебряные венчальные кольца остаются в моде, строгие, сдержанные и в то же время романтичные. Ещё один вариант – черненое серебро, также допускается церковью, при этом выглядит крайне необычно и стильно.

Рекомендации: какими должны быть идеальные кольца?

  • Покупать венчальные кольца лучше совместно. Так вы и традицию соблюдете, и точно подберёте украшения по вкусу и размеру;
  • Помните, что к вечеру пальцы отекают, поэтому делать это лучше утром;
  • Рекомендуется выбирать украшения, подходящие под церковные традиции. Показать экстравагантный вкус можно в другой ситуации, а не на таинстве венчания;
  • Кольца должны быть точно по размеру и сочетаться с большей частью вашего гардероба, ведь снимать их будет нельзя;
  • Если вы выбираете в качестве декора молитвы и иную религиозную символику, то разумно приобретать украшения в церковной лавке, если же предполагается гладкая модель или нанесение имен новобрачных, то можно выбрать как любой ювелирный магазин, так и сделать гравировку на заказ;
  • И самое важное – венчальные кольца должны нравиться обоим, ведь это символ вашей любви!

На какой руке носить?

Венчальные кольца носят на безымянном пальце той руки, которой вы креститесь. То есть православные надевают кольца на правую руку, а во время католического венчания – на левую. Носить венчальное кольцо необходимо постоянно, не снимая, ведь это – не украшение, а символ и защита вашего брака.

В древности считалось, что именно от безымянного пальца той или иной руки идёт артерия, ведущая напрямую к сердцу. Оттого символ верности и начали носить именно на нём.

После развода

Венчание по церковным канонам вечно и нерушимо. Вы даёте клятву быть с человеком в горе и в радости до самой смерти, и кольцо является залогом этого обещания. Однако современная жизнь не так проста, и разводы случаются. Даже церковь позволяет повторное венчание, хотя и не отменяет при этом предыдущего.

Что же делать в этом случае с венчальным кольцом? Правильнее всего – снять и никогда больше не надевать, даже как обычное украшение. Ведь это символ теперь уже нарушенной клятвы перед Богом. Категорически запрещается использовать такое кольцо в других свадебных церемониях с тем же или иным человеком – счастья оно совершенно точно не принесёт.

Если потерялось

Если вы потеряли венчальное кольцо, то необходимо как можно скорее купить новое на замену. По возможности стоит принести его в церковь и, объяснив ситуацию, попросить батюшку освятить, вновь положив на престол.

Потерять венчальное кольцо – плохая примета, поэтому если такое случилось, стоит приложить все усилия, чтобы укрепить ваш брачный союз.

Полезное видео

Венчальные кольца – очень важный предмет для тех, кто собирается пройти через одно из семи церковных таинств. Из видео вы узнаете, откуда пошла традиция носить венчальные кольца, какой смысл в этот обряд вкладывает церковь:

Заключение

Венчальное кольцо – не просто ювелирное украшение, а важный духовный символ, демонстрирующий ваши серьёзные намерения при создании семьи. Как знак любви и верности оно наделяет защитой и радостью вашу семью, а потому подходить к его выбору, и к обряду венчания в целом, стоит очень тщательно.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Какими должны быть венчальные кольца

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 400 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Добрый день, братья и сестры. Просим вас подписаться на нашу православную страничку в инстаграм https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Ведем ее с душой и нас уже больше 400 000 подписчиков. Присоединяйтесь. Ангела хранителя вам!

Венчание — одно из самых красивых и чарующих таинств в православии. Оно воодушевляет своей нежностью и несёт огромное смысловое значение. К нему всегда готовятся очень долго и кропотливо, ведь это — своеобразный путь к Богу, на который стали двое любящих людей и по которому честно и верно идёт, несмотря на житейские невзгоды и беды. Смысл таинства венчания — создание семьи под покровительством Господа. Основа любого венчания — кольца, от их выбора зависит вся дальнейшая судьба семьи, так как они — символ, который остаётся навсегда. Какими должны быть венчальные кольца, Вы сможете узнать из нашей статьи.

Как носить

И начать стоит с примет, связанных с венчальными кольцами, ведь именно в них заложены все основные аспекты правильного выбора такого украшения:

  • нельзя давать примерять венчальное кольцо другим людям — это к несчастливой судьбе;
  • в день венчания на руке у каждого должно быть только одно кольцо — венчальное, никаких посторонних украшений;
  • кольцо изготавливается только из одного металла и без особых рисунков;
  • не разрешается надевать кольцо на руку в перчатке, только после того, как она снята;
  • не желательно использовать кольца, распиленные или переплавленные из украшений других людей, особенно близких родственников;
  • категорически запрещено проходить обряд венчания с вдовьим кольцом;
  • упавшее во время венчания кольцо — это вестник скорого развода и разлада в семье;
  • потеря кольца в любое время предвещает достаточно серьёзные проблемы со здоровьем и являются знаком нависшей опасности — развода;
  • по православной традиции принято, чтобы оба кольца покупал жених и, по возможности, в один и тот же день;
  • церковные каноны свидетельствуют о том, что венчальные кольца должны быть разными: у мужа — золотое, а у жены — серебряное и, что немаловажно, они должны отличаться скромным видом;
  • после покупки колец нужно войти в дом со словами: ”На добрую жизнь, на верную семью. Аминь”, тогда они будут иметь ещё большую силу.

Венчальное кольцо на какой руке должно быть

Это основа крепкого брака и вечной любви. Такое кольцо, как правило, носят на безымянном пальце правой руки. Данная традиция возникла давно, как утверждение того, что именно через этот палец проходит артерия, которая направлена прямо к сердцу.

Когда случается так, что один из супругов, которые были обвенчаны, скоропостижно умирает, то другой должен переодеть кольцо на правую руку и носит его в память о безвременно ушедшем любимом человеке.

И если ответ на вопрос “На какой руке носят венчальное кольцо” достаточно прост и понятен, то следующий является более сложным, так как отношение к нему более субъективное и часто зависит от желания самого человека.

Надписи на венчальных кольцах

Несмотря на то, что в этом вопросе также есть определённые правила и предпочтения, которые церковь трактует чётко и ясно. Но многие люди, собравшиеся обвенчаться, всё же имеют на этот факт свой взгляд. И часто это огромное желание написать на украшениях что-то особенное, длинное, такое, чего не было и нет больше ни у кого и что, по их мнению, свяжет их навсегда уже теперь точно и верно.

Предпочтение христианской церкви к надписям на символе любви и брака:

  • внутренняя гравировка украшений должна содержать специальные тексты охранных молитв;
  • часто используется молитва на кольце “Спаси и сохрани” внутри украшения;
  • могут иметь обрамление из камней или украшение резьбой;
  • должны отличаться минимализмом, сочетая при этом давние христианские традиции, современную эстетику и стиль.

Что делать после развода

Как бы того не хотелось, но жизнь — это жизнь, и даже пути людей, которые были обвенчаны перед лицом Господа, могут разойтись. Тогда предстаёт ещё один, достаточно щекотливый вопрос: “Что делать с венчальным кольцом после развода?”

Если люди разводятся, то венчальные кольца обязательно снимают и уже не носят даже в качестве обычного украшения. Также такие кольца не должны участвовать ни в одном свадебном ритуале, так как особого счастья они больше никому не принесут.

Венчальное кольцо — это важный и глубокий символ, и забывать об этом не стоит. В нём не только внешняя красота, но и великая духовная сила, которой наделяет двоих любящих людей Всевышний. Сохранить её — значит суметь сохранить самое истинное чувство — любовь, вечную и благодатную, а она — истинный путь к Богу.

Читайте также:
Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: