Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Где находится место захоронения или мощи святого князя Владимира, крестителя Руси?

Святой равноапостольный князь Владимир скончался 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 г в селе Берестово, и был погребен в Успенской Десятинной церкви в Киеве в мраморном гробе рядом со своей супругой царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным» .

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Римского Папы Климента , погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна , умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги . В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского , в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев , разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий .

Этот храм неоднократно восстанавливался и вновь разрушался.

Так в 1240 г. во время нападения войск хана Батыя на Киев, храм был разрушен. В 1635 г. митрополит Петр Могила, осматривая развалины Успенской Десятинной церкви, приказал копать на месте образовавшейся ямы. Были обретены два мраморных гроба, которые согласно надписям принадлежали св. Владимиру и царевне Анне.

Десятинная оставалась в руинах вплоть до XVI столетия. Немногочисленные жители Подола избегали этого места из-за суеверного страха, который им внушала память о нашествии Батыя. Лишь поляки, пришедшие в Киев во второй половине XVI в. , проявили к развалинам интерес: растащили мрамор на строительство костёлов. Затем здесь была построена небольшая униатская церковь, которую в 1635 г. православный митрополит Пётр Могила уничтожил, а на её месте воздвиг новую.

В наше время в Киеве Десятинная Церковь совсем недавно восстановлена и находится в тесной близости с храмом Андрея Первозванного.

Митрополит Петр вскрыл гробницу Владимира, взял череп, нижнюю челюсть и ручную кость.

Главу он поместил в Успенском соборе Киево-Печерской обители. Там она хранилась в серебряной раке. В конце 30-х годов она была взята на «обследование» в Москву и исчезла.

Ручная кость находилась в Киевском Софийском соборе .

История обретения мощей святого равноапостольного князя Владимира

Жизненный путь Святого Равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля 1015 г. в Берестове. На следующий день «възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя». [1] Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма». [2] Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем «над спудом».

Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: «Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище». [3] То же самое можно прочесть и в статье 1825 г., повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма. [4]

Читайте также:
Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем: «Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию» [5] .

Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует всё тот же Самуил Миславский: «О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира». [6]

В конце XIX в. глава Св. князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая «греческого стиля, на кипарисе». [7] В настоящее время судьба честной главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о её передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.

Каменные саркофаги Десятинного Богородичного храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин – и в 1824-м, и в 1826-м, и 1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938–1939 гг. и новейшие раскопки 2005–2010 гг.). [8] Находились среди них и те, что идентифицировались авторами раскопок с погребением Владимира Святого. Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся описаниям, не могут претендовать на места упокоения Равноапостольного князя. Только свидетельство середины XVIII в., когда в ходе строительных работ, инициированных княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части развалин храма, может быть соотнесено с тем, что увидел и митрополит Петр в 1636 г. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М.К. Каргер, склонившийся к тому, что к XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены. [9]

В 1640 г. митрополит Петр отправил в Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…». [10] Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г. В 1893 г. контекст её почитания описывался так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке». [11] К сожалению, в подробнейшем описании Успенского собора А.Ф. Малиновского, относящемся к началу XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично «…и некоторых российских святых», без специального указания на частицу мощей Владимира Святого. [12]

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

[1] Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. I . М., 1997. Стб. 130.

[2] Титмар Мерзебургский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. IV . Западноевропейские источники. М., 2010. С. 76-77.

Житие святого князя Владимира, икона равноапостольного крестителя Руси и в чем помогает

Святой князь киевский Владимир родился предположительно в 962 году, его деяния почитаются служителями церкви. Но личность князя имеет и историческое значение. У Владимира интересная судьба, которая на примере показывает, как человек может прийти к вере, осознать ее силу и начать просвещение других людей, увлекая их своей идеей. Несмотря на то, что в православии и истории князь Владимир – личность неоднозначная, его деяния значимы, как для митрополитов, так и для летописцев.

Краткое жизнеописание

Владимир имел несколько прозвищ, в том числе и библейское «Красно солнышко», князь был многодетным отцом и несколько раз сочетался браком. До принятия христианства его биография была полна моментов, которые вряд ли указывают на святость личности. Но, несмотря на все искушения мирские, князь Владимир смог принять веру и следовать канонам христианства.

Несколько раз князь сочетался бараком по языческим канонам и 2 раза был женат по христианским правилам. Считается, что он взял в наложницы беременную жену своего брата, и ребенок ее был рожден «от двух отцов».

По мнению историков, у Владимира было около 13 сыновей и 10 дочерей.

Происхождение

Отчество Святославович говорит о том, что отцом Владимира был сын княгини Ольги, а вот его мать благородного происхождения не имела и служила ключницей у княгини. По этой причине будущий киевский князь долгое время носил обидное прозвище «рабочий», которое указывало на происхождение его матери. Хотя в древней Руси происхождение ребенка и его статус определялись по отцу, прозвище надолго «пристало» к юному князю и сопровождало его долгие годы, пока не появилось другое.

Читайте также:
Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Житие и деяния

Свое знаменитое прозвище «Красное солнышко» князь получил позже. Рассмотрим 3 теории, которые помогут понять, с чем это связано:

  1. Некоторые историки говорят о том, что прозвище князь дал себе сам, ему колдун рассказал о том, что: «Владимир взойдет над Русью, как красное солнце».
  2. Прозвище появилось после крещения Руси и связано оно с этим событием – с распространением веры.
  3. Но, по мнению историков, вероятнее всего, прозвище Владимир получил, когда стал устраивать пиры, приглашая в княжий двор нищих. На пир он приглашал всех жителей города, не акцентируя внимание на происхождении человека и его социальном положении. Он говорил о том, что любой может попасть на пир и взять, что ему требуется. Такая щедрость князя привела к тому, что на пир приходили практически все жители города.

Благодаря своим человеческим качествам Владимир стал героем мифов и легенд, он неоднократно отражал атаки печенегов, каждую победу празднуя вместе с соратниками и простыми людьми. Он – прототип всех русских богатырей, которым присваивали невероятную силу, храбрость и мудрость.

Но основная заслуга князя не в том, что он был весомой фигурой в истории, а в том, что смог заложить «прочный фундамент» православной веры, приняв крещение и предав огню всех языческих идолов.

Крещение Руси

Событие дало право Владимиру носить прозвище «Креститель», оно имело важное значение для укрепления престижа Руси. Все началось с приезда князя в Византию, которая на тот момент была в зените могущества. Князем двигало желание с помощью веры повысить значимость державы, которую он представлял. Но не только он понимал, что идолы, которым поклоняются язычники, устарели.

Владимир решил с помощью новой веры объединить жителей Руси, а также приблизить державу к византийской империи путем женитьбы на Анне. Князь, вместе с дружиной, принимает крещение первым, затем он сочетается браком с Анной. Этот союз будет крепким, а разрушила его лишь смерть княгини. После крещения Владимир решает, что жителям крупных городов следует принять христианство. Он отдает приказ о проведении обрядов в Киеве и Новгороде. А также говорит, что идолы язычников стоит придать огню.

Решение станет ключевым в истории православия, изменит самого князя, его жизненный уклад и поведение. До принятия православия Владимир не отличался постоянством, он женился как минимум 3 раза, чем обуславливается обилие детей. После принятия веры у него будет всего 2 жены.

Изменится и политика управления государством, князь перестанет воевать и отражать набеги и начнет выстраивать отношения, договариваться с врагами и искать союзников.

Смерть и канонизация

Св. князь Владимир скончался в резиденции, он хотел нарушить право наследования престола и решил отдать власть достойному – сыну Борису. В последние дни, перед смертью, его огорчило известие о том, что Ярослав, правивший Новгородом, перестал перечислять дань и церковную десятину, князь собирал поход на сына. Но смерть нарушила его планы, Владимира хоронили тайно, тело завернули в ковер и вывезли в церковь, где он упокоился в саркофаге из мрамора.

Такая таинственность была обусловлена тем, что Святополк не должен быть узнать о смерти отца раньше Бориса. Точно сказать, когда люди начали почитать Владимира, и когда произошла его канонизация, историки не могут до сих пор.

Церковное почитание

Многие верующие считают, что князь – чуть ли не первый святой, который появился на Руси. Но все не так однозначно. Проблема заключается в том, что точных данных о том, когда Владимира канонизировали, нет. К 14 веку это случилось, но в 12 – еще нет. После смерти князя часто называли «блаженным», в летописях писали о том, что он мог сам исцелить себя. Но все эти записи расцениваются современными служителями церкви, как «восхваления».

Равноапостольный князь Владимир почитается со времен Петра, о чем нередко упоминалось в летописных свитках. Мощи обнаружены были в 1635 году митрополитом Петром. С тех пор почитают останки князя. По сей день считается, что останки князя могут исцелять, поклоняясь им и прося о здравии, человек сможет избавить себя от болезни. Но при условии, что будет силен духом.

Иконография

Существует множество образов святого князя, которые созданы различными художниками. Чаще князя изображают в дорогих одеждах, указывающих на его статус и положение, с короной на голове и с крестом в руках. У ног Владимира столпились люди, которые хотят принять крещение, благо Божье.

Есть икона, посвященная крещению Руси, с названием «Рождество Богородицы». Образ поведал о событии, которое считается ключевым в истории русской церкви. В целом, таких икон, посвященных памятному событию, много. На них люди встают в очередь и проходят обряд, руководит которым святой князь.

Тексты

Существуют различные церковные тексты, связанные с личностью князя. В том числе и молитвы, восславляющие образ.

Тропарь

«Благослови Боже нашу землю, Российскую крещенную православием, людей, которые приняли веру христианскую и каноны ее, слава Тебе».

Читайте также:
Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Кондак

«Служит Владимир Богу и плод Крещения Ему приносит, Ангелы, радуются, славословят, и славу с Богородице, ликуют и поют: Христос вошел на Царствие Небесное, Христоса прославляем. Велик Господь, и чудны дела Твои, Боже наш, слава Тебе».

Канон

Состоит из нескольких песен (9), его поют в церквях. Изначально следует запев, потом – слава, в которой верующие отдают дань и почтение святому, восславляя его поступки и прося о покровительстве.

Как правило, канон поют в дни праздников, богослужений, посвящённых торжественным событиям, которые связывают с образом Владимира.

Величие

«Величаем тебя, Святой равноапостольный князь Владимир, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветлившего».

Молитва

Есть несколько молитв, с которыми можно обратиться, вот текст одной из них:

«О Великий служитель Божий, равноапостольный князь Владимир! Прости нам слабости наши и попроси Царя Небесного, да не прогневайся на нас. Да помилуй и спаси нас по милости Своей, да всади в сердца наши покаяние и спасительный страх, просвети Своей благодатью ум (имена просителей), во еже оставь нам стезю несчастья и на путь спасения обрати, не умоляя заповедей Божиих и Царствия Небесного. Молим, Человеколюбца Бога, яви нам милость Свою: избавь от смертоносных болезней и от зла, сохрани и спаси рабов Божьих (имена просителей) от всех козней и наветов недругов. Все мы сподобимся с Тобою вечного блаженства, хвалящие и превозносящие Бога во веки веков».

О чем просят великого князя

Он считается покровителем МВД России, просить этого святого стоит:

  • о покровительстве и защите страны от врагов;
  • о принятии верного решения, даровании мудрости;
  • о справедливом и честном правителе для государства;
  • о становлении справедливости в стране.

Князь считается покровителем властей, но он также помогает защитить веру, придает сил. Но все чаще встречается упоминание о том, что просить стоит не конкретного святого, веруя в силу иконы, как чудотворного лика. Обращение должно быть чистым, искренним и исходить от человека, который всем сердцем радует за Господа, верит в его силу. В таком случае обращение будет услышанным.

Храмы и памятники

Когда князь с дружиной въехал в Константинополь, он был поражён красотой Софийского собора и решил, что на Руси необходимо отстроить такой же красоты храм.

Спустя долгие годы его решение нашло воплощение, почтить память святого можно в нескольких храмах:

  1. Одним из самых красивых считают собор с одноименным названием, который располагается в центре Украины, в городе Киеве.
  2. Прекрасен собор, расположенный в Астрахани, он посвящен святому князю Владимиру, собор считается памятником архитектуры и неотъемлемой частью города.

Памятники князю расположены в различных городах: Белгород, Астрахань, Киев.

Ключевая фигура в русской церкви, которая помогала изменить ход истории православия. Когда-то князь Владимир принял решение креститься, за ним последовали соратники, а потом и простые граждане, которые уверовали в христианство.

Мощи княза Владимира привезут в 45 городов России и Белоруссии

Мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила (он возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах). Находка была сделана случайно. До нас дошли два свидетельства того, как это произошло.

Святой князь Владимир. Современная икона. Автор Дмитрий Марченко

Случайная находка

В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги. В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна. О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя — князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе. Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана… Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена. Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища. Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

Читайте также:
Православные чудеса: понятие, истории современных и известных чудес, свидетельства

Краткая биография

Если по отцу происхождение было безупречно, то мать будущего великого просветителя происходила из холопок. По одним источникам — она служила ключницей, по другим данным — находилась в рабстве. Это обстоятельство затрудняло Владимиру путь к власти.

Полоцкая княжна Рогнеда отказалась добровольно выйти за него замуж, указав, что не желает подчиняться сыну рабыни. Владимир женился на княжне силой, убив ее родителей и братьев. Кроме этого, правитель состоял в браке (язычество поддерживает многоженство) предположительно с дочерью болгарского царя, чешского князя и еще четырьмя неизвестными женщинами.

Интересным фактом является, что кроме жен, Владимир содержал еще около 800 наложниц разного происхождения и национальности, и прославился тем, что имел богатое потомство.

Всего в летописях упоминается не менее 13 сыновей и не менее 10 дочерей, рожденных в браке. Точное же число продолжателей рода Рюриковичей неизвестно.

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых. Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году». Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси. Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская». Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко) Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Круизы на лайнере «Князь Владимир»

С 2021 года возродился маршрут из крымско-кавказской линии. Сезон 2021 года начался в апреле, закончить круизную навигацию планируют в октябре. Несмотря на то, что путешествия начинаются в Сочи по воскресеньям, отдыхающие могут присоединиться к группе из любой точки, куда пришвартуется корабль.

Читайте также:
Архангел Варахиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Покупают путевки и начинают тур из портов следующих городов:

  • Новороссийска – теплоход отправляется каждый понедельник в 18-00;
  • Ялты – судно отходит по вторникам в 24-00;
  • Севастополя – по четвергам в 19-00.

Из Сочи

Посадка пассажиров на лайнер начинается в 14-00, отплытие в 19-00. Даты отправления и возвращения в город предоставят путешественнику ориентировку, когда нужно оформлять отпуск.

Месяц Отправление Прибытие
июнь 2, 9, 16, 23, 30 8, 15, 22, 29, 6
июль 7, 14, 21, 28 13, 20, 27, 3
август 4, 11, 18, 25 10, 17, 24, 31
сентябрь 1, 8, 15, 22, 29 7, 14, 21, 28,5
Маршрут круиза

Сочинский круизный маршрут предусматривает остановки в портах Новороссийска, Ялте, где отдыхающие проведут 2 дня, затем отправятся в Севастополь и вернутся назад в порт приписки лайнера.

Все морские круизы из Сочи и их стоимость.

В 8-00 утра корабль прибывает в Новороссийск. После завтрака туристы сойдут на берег на обзорную экскурсию.

Что включает в себя программа:

  • посетить крейсер «Михаил Кутузов»;
  • проехать на автобусе до «Малой земли» с мемориальным комплексом и музеем;
  • познакомиться с «Долиной смерти»;
  • увидеть пламя Вечного огня в центре города;
  • погулять по морскому берегу на уютных набережных.

В Ялту судно прибывает на 3 день. Программа:

  • посещение Воронцовского дворца;
  • увидеть замок с романтическим названием Ласточкино гнездо;
  • дегустация напитков винзавода Массандра;
  • ознакомиться с тем, как шьют шубы на крымской меховой фабрике.

В Севастополе путешественники посетят героические места, изучат экспонаты в музеях.

Из Новороссийска

Месяц Отправление Прибытие
июнь 3,10,17,24 10,17,24,1
июль 1,8,15,22,29 8,15,22,29.5
август 5,12,19,26 12,19,26,2
сентябрь 2,9,16,23 9,16,23,30

В Новороссийске тоже происходит комплектация групп. Продают путевки на свободные места в лайнере, с расчетом, что отправка каждый понедельник в 18-00. Даты формирования групп и отправление из города-героя можно узнать из расписания в таблице.

Каждый тур предусматривает возвращение клиентов в ту точку, из которой они начали свое путешествие.

После расселения и отхода теплохода из порта, отдыхающих накормят вкусным ужином, когда окончится круиз их не отправят без завтрака.

Маршрут круиза

Для Новороссийских пассажиров посадка на корабль также начинается за 3 часа до отправления по расписанию. Теплоход проследует до Ялты, где гости будут развлекаться 2 дня, потом проследуют в Севастополь, проведут день в море, позагорают на пляжах Сочи и вернутся в порт назначения.

Обширная экскурсионная программа разработана для Ялты. Экскурсоводы рассаживают на берегу группу в автобусы, по окончанию их возвращают катером.

За время посещения исторических мест, архитектурных памятников туристы узнают много интересного. Чего только стоят пейзажи и ялтинские ландшафты, включая красоту Воронцовского дворца, Ласточкина гнезда, правда за вход придется отдельно заплатить.

К походу нужно подготовиться правильно, одеться и обуться в удобные вещи. Кого интересует виноделие можно записаться в группу для посещения производственного комплекса винзавода. В Массандре проведут в дегустационный зал, где дадут оценить вкусные напитки.

Никого не оставит равнодушным красота Никитского ботанического сада, да и сама Ялта привлекает туристов узкими улицами в Старом городе, уникальными панорамами гор, архитектурными видами с разных по высоте площадок, морскими далями.

Морские круизы из России на 2021 год.

Вызывает интерес у отдыхающих канатная дорога, которая ведет к самой высокой точке крымского побережья – вершине АЙ-Петри. Многим нравится смотреть с высоты на морской берег.

В альпийской прохладе любоваться красотой пейзажей с растениями, слушать птичье пение во время пешей прогулки. Для этого тоже нужна удобная одежда с кроссовками и головными уборами.

В Севастополе туристы познакомятся с историческим прошлым героического города. Путешественников ожидает такая программа:

  • Севастопольская бухта с главными морскими воротами — Константиновским и Михайловским равелинами;
  • музей-заповедник;
  • Владимирский собор;
  • памятники, выставки, адмиральские усыпальницы.

В Херсонесе Таврическом заповеднике нельзя пройти мимо древней культуры, которая занесена ЮНЕСКО в перечень старинных, охраняемых обществом памятников. Севастополь погружает воображение в героическое прошлое Панорамой, мемориальным комплексом.

Цены на билеты

Стоимость путевки нужно уточнять у туроператоров. На круизы предусмотрена рассрочка, акции и бонусы. Если в каюте закуплены 2 основных места, третье дают в подарок при путешествии с ребенком. Когда один родитель берет тур для себя и сына или дочери, он заплатит по тарифу одноместного размещения.

Предоставляются такие скидки:

  • пенсионерам;
  • детям;
  • постоянным клиентам.

Дети до 5 лет едут с родителями бесплатно. Предусмотрено снижение на групповую закупку путевок. Их сопровождающие путешествуют, не оплачивая поездку.

Июньский недельный круиз в двухместной каюте лайнера, при отправлении из Сочи через Новороссийск, Ялту, Севастополь с возвращением в родной порт, стоит от 31000 до 35000 рублей. Затраты зависят от статуса каюты и палубы. Допустим, на один и тот же маршрут, который продлится со 2 по 8 июня, билет на палубе 2 в каюте А2 будет расценка в 40700 руб., в помещении статусом Б2 – 31400 руб.

Дополнительно придется оплатить следующее:

  • дорогу до места отправления;
  • выбранную на борту корабля экскурсию;
  • горячительные и прохладные напитки в баре и ресторане;
  • прическу в салоне красоты;
  • товары в магазинах.

Что входит в стоимость путевки:

  • проживание на лайнере в каюте со всеми удобствами;
  • гигиенические средства в душевых – мыло, шампунь, полотенце;
  • предоставление питания в ресторане с чаем, кофе – утром, вечером и в обед;
  • минеральная вода в номерах;
  • развлекательные программы на борту;
  • посещение ночного клуба, баров, ресторанов, концертного зала;
  • предоставление детской комнаты с джакузи;
  • шезлонги, зонты, пляжные полотенца.
Читайте также:
Почему православные строят много храмов, а не больниц?

Выгодно покупать «горящие» путевки, перед самым отправлением лайнера. Приобрести круиз по таким тарифам:

  • ранний заезд;
  • поздний выезд.

При бронировании билетов тоже предусмотрены скидки, важно не пропустить и воспользоваться бонусом, льготой. Их разрабатывают для людей, чтобы расширить туристический поток, который периодически прерывается по разным причинам.

Мощи святого преподобного Александра Свирского

Святой Александр Свирский является частью канона святых Русской православной церкви и весьма почитается православными христианами. При жизни святой уже имел славу как человек отзывчивый и чудотворец — к нему в монастырь приезжали неоднократно люди, которые нуждались в молитве и помощи, святой Александр Свирский никому не отказывал, и слава о нем распространялась по всей России.

Кто такой святой Александр Свирский

Рождение сына Амоса семья его приняла как чудо — родители долго молились о даровании им сына, и Господь ответил на их молитвы. Уже в преклонном возрасте мать родила сына, хотя в семье были уже две дочери. Отец семейства мечтал о продолжателе рода, наследнике, но Господь определил другую судьбу рожденному младенцу. С детства Амос был застенчивым, тихим и спокойным мальчиком. Он был отправлен на обучение в школу, но наука давалась ему с трудом, а вот богослужения во Введенской церкви нравились, и он неоднократно их посещал. После завершения обучения, вопреки воле родителей, которые ждали рождения внуков, Амос принял постриг в монахи Валаамского монастыря и при крещении получил новое имя — Александр.

После принятия пострига монах семь лет служил в том же монастыре и служил на подворье. Чудеса происходили с им и до пострига в монахи — однажды он заблудился в лесу и вышел к чудесному озеру. Во сне Александру Свирскому явился Некто и сказал, что монах должен основать свой монастырь на этом месте. Вернувшись в обитель, инок на какое-то время позабыл о сне, но впоследствии во время ночной молитвы ему был явлен образ Богородицы, который повторил пророчество.

Читайте о святом:

Монах отправился к озеру, построил там келью и жил в одиночестве 7 лет, питаясь ягодами и проводя все время в молитвах. После этого срока к нему стали приходить паломники, а впоследствии и послушники — так был основан монастырь, который впоследствии стал именоваться в честь его основателя. Уже в конце жизни Александру Свирскому предложили занять место игумена в отстроенном на том озере соборе.

Мощи святого: местоположение и чудеса

Умер преподобный в возрасте 86 лет в 1533 году, тихо отойдя к Господу во сне. И только через 14 лет его признали святым. Чудеса происходили на месте его могилы, сохранились множественные записи чудесных исцелений и освобождений от бесов на том месте.

Но только через 100 лет было решено перенести мощи преподобного в монастырь. Когда послушники вскрыли гроб святой Александр лежал в нем, как только почивший — следов тления на нем не было. Мощи были перемещены в Свирской монастырь и стали привлекать внимание паломников — люди приезжали поклониться и помолиться об исцелении, освобождении и помощи.

С приходом советской власти многие церкви пострадали, не обошли репрессии и святую обитель Свирскую — приказом мощи преподобного Александра были изъяты, а сам монастырь в 1918 году разграблен. Когда красноармейцы вскрыли гроб святого они были поражены — мощи были нетленны. Поскольку советская власть не могла позволить этой информации распространиться, они приняли решение спрятать тело монаха, поместив на его место восковую куклу.

В конце 90-х годов мощи были обнаружены и возвращены на их законное место — в Свирской монастырь. Сама обитель существует уже более 500 лет, ее возраст чуть меньше, чем возраст Александра Свирского.

Важно! Спустя почти 600 лет мощи святого доступны любому паломнику и сам преподобный готов слышать и отвечать на молитвы просящих.

О чем просить святого

Поклониться к святым реликвиям в обитель приезжают множество людей, ведь отец Александр и при жизни был отзывчив к немощам — молился и просил за приходивших к нему людей, совершал множество чудес силой Святого Духа и молитвой.

Особенно часто по его молитвам семейные пары становились родителями, с тех пор считается, что бездетным парам (особенно страдающими бесплодием) следует обязательно съездить и прочитать молитву у мощей преподобного:

Преподобне и Богоносне отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помимо просьб о даровании ребенка, к святому обращаются и с другими прошениями об:

  • исцелении духовном и физическом;
  • обретении веры;
  • даровании сил в испытаниях;
  • ищут благословения при постриге в монахи.

Известны многие чудеса, которые записываются монахами и служат для укрепления веры в Господа Иисуса Христа. Особенно знаменита история про девочку с повреждениями центральной нервной системы. Ее мать с разрешения настоятеля обители поместила дочку сверху на стеклянную крышки раки. Девочка не могла ходить, но после короткого пребывания сверху мощей встала и начала сама ходить. Окружавшие их люди были поражены увиденным и тут же прославили Господа за чудо. Известны чудеса исцеления от рака и слепоты, много свидетельств исцелений от бесплодия мужчин и женщин.

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

Многие чудеса происходили и во время перемещения раки в церковь Веры, Надежды и Любви в Санкт-Петербурге. Тогда многие люди пришли почтить память почившего более 500 лет назад святого и вознести молитву Господу. В то время произошло много чудес и люди еще долго рассказывали свои свидетельства настоятелям храма, подтверждая чудотворность праха святого. Паломническое движение не перестает активно посещать Свирской монастырь, надеясь получить ответы на свои вопросы.

Как добраться

Православная церковь чтит память почившего преподобного Александра дважды в год:

  • день смерти — 30 августа;
  • день обретения мощей — 30 апреля.

Чтобы поклониться мощам преподобного можно посетить Александро-Свирский монастырь, который расположен в Ленинградской области в 20 км от города Лодейное Поле и в 200 км от Санкт-Петербурга. Добраться туда можно поездом от Санкт-Петербурга до Лодейного Поля, а затем маршруткой до обители.

На заметку! Монахи всегда искренне рады принять новых посетителей, они проведут экскурсию по обители и расскажут про житие святого и чудеса, которые происходят сегодня у его мощей.

«Северная Лавра»: монастырь преподобного Александра Свирского

Фотопутешествие Владимира Ештокина

Приблизительное время чтения: 6 мин.

В глухих лесах на восточной окраине Ленинградской области затерялся Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Здесь много веков назад русскому святому было явление Пресвятой Троицы – трех ангелов, облаченных в белые одежды. За всю историю человечества известны всего два таких случая, первый – у Мамврийского дуба, где праотцу Аврааму Бог явился в виде трех странников.

Преподобный

Преподобный Александр Свирский родился в середине XV века в семье вепсских крестьян и в девятнадцать лет тайком ушел на Валаам. Через семь лет он принял там монашеский постриг, потом ушел на уединенный остров Валаамского архипелага и прожил там отшельником в пещере еще лет десять. А потом получил откровение и вернулся в родные места, на берег Рощинского озера. Молва о подвижнике, подвизавшемся в глухих лесах, быстро разошлась по окрестным селам, и вскоре здесь уже был монастырь.

А в 1508 году, на двадцать третьем году жизни преподобного на Рощинском озере ему во время ночной молитвы было явление Живоначальной Троицы. И в том же году в обители была построена деревянная Троицкая церковь, а Александр стал игуменом.

Преподобный Александр Свирский прожил 85 лет, прославился праведной жизнью и многими чудесами, воспитал много учеников-иноков и привёл к вере многих мирян, какое-то время провел в полном уединении и суровом воздержании. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела выполнить его волю и похоронила его в Отходной пустыньке рядом с Преображенской церковью.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового Преображенского собора. Когда стали служить молебен, тело преподобного, пролежавшее в земле 108 лет, покрылось каплями благоуханного мира. И с 1644 года вплоть до революции нетленные мощи преподобного хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря.

Северная лавра

За долгие годы обитель знала расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления. В лучшие времена в монастыре были восемь храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, большое книгохранилище. В XIX веке его называли Северной Лаврой. Но были годы, когда в нем после очередного разгрома оставались лишь несколько монахов и главная святыня — мощи преподобного Александра Свирского.

Еще при жизни святого великий князь Василий III посылал к нему каменных дел мастеров, строительные материалы, делал щедрые пожертвования на монастырь. Тогда были построены каменная Троицкая церковь, новые кельи, трапезная, хозяйственные постройки. А еще «две малые, деревянные церкви, одна во имя Преображения Господня, другая во имя святителя и чудотворца Николая» в Отходной пустыни. Тогда же было начато строительство каменной Покровской церкви.

Не забывал обитель и Иван Грозный, считавший Александра Свирского великим чудотворцем и молившийся ему накануне похода на Казань в 1552 году. Он присылал сюда иконы, большой серебряный крест и колокола. К началу XVII века Свирская обитель благодаря щедрым пожертвованиям, превратилась в один из богатейших монастырей северо-запада Руси.

В 1917 году, перед революцией, в монастыре жило более 200 человек, было 40 лошадей, около 100 коров. Монахи занимались хлебопашеством, а овощей с монастырского огорода хватало не только для братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в обители было 40 сирот. А бедным жителям окрестных деревень в ней бесплатно отпускали лекарства и оказывали медицинскую помощь.

Русская Голгофа

В феврале 1918 года в монастырь вошел отряд Олонецкой ВЧК. Начался самый трагичный период истории обители. Обитель разграбили, а мощи преподобного увезли, как тогда казалось, навсегда: 5 ноября 1918 года, когда во дворе Олонецкой тюрьмы расстреливали монахов Александро-Свирской обители, святыню должны были уничтожить. К счастью, этого не случилось, мощи передали в анатомический музей Военно-медицинской академии в Петрограде.

При советской власти в монастыре был сначала исправительно-трудовой лагерь, потом детский дом, интернат для инвалидов, техникум, психиатрическая больница. Среди узников Свирьлага были архиепископы Августин (Беляев) и архиепископ Феодор (Поздеевский), княжна Кира Оболенская, сын московского старца Алексея Мечева священник Сергей Мечев, монахиня Вероника, духовная дочь старца Серафима Вырицкого и философ Алексей Лосев.

За это время монастырь пришел в полное запустение, все храмы были закрыты и перестроены, в Преображенском соборе были склады и слесарная мастерская, в братских корпусах – общежитие и кинотеатр, а колокольню приспособили под водонапорную башню.

Читайте также:
Православие и эвтаназия: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Возрождение

Когда осенью 1998 года во вновь открытый монастырь пришли первые насельники, казалось, понадобится не один десяток лет, чтобы его восстановить. В Троицкой его части еще оставалась психиатрическая больница.

23 ноября из Санкт-Петербурга привезли мощи преподобного. Поместили их в маленькой церковке Захарии и Елисаветы – она пострадала меньше других, ее проще было привести в порядок.

В 2002 году начали работу мастерские: иконописная, швейная, керамическая, резьбы по дереву. А в 2006 году, к пятисотлетию обители обрели прежнее благолепие фасады и внутреннее убранство храмов, возродились из руин братские корпуса и монастырские звонницы.

Наконец 29 июля 2009 года состоялась передача Церкви Троицкой части монастыря, и сегодня там идут ремонтно-восстановительные работы.

Паломникам

Монастырский ансамбль сложился в XVI — XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных частей — Троицкой и Преображенской, в нем два соборных храма. В Преображенском, в приделе Александра Свирского, хранятся мощи преподобного.

Самая древняя каменная постройка монастыря, дошедшая до наших дней – ее начали строить еще при жизни преподобного – храм Покрова Пресвятой Богородицы, в алтарной части которого преподобному Александру Свирскому явилась Царица Небесная. В 1618 году церковь была разрушена шведами и поляками, и ее практически заново отстроили на старом фундаменте.

Нынешний Троицкий собор, освященный в 1698 году, — уже четвертый, выстроенный на этом месте. Сегодня он смотрится аскетично, но в XVII веке его стены были украшены яркими изразцами.

А фрески, которые довольно хорошо сохранились, в 1709 году выполнила артель новгородских и костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова.

К северу от Троицкого собора расположена церковь преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Построили ее 1716 году, а в конце XIX века после реконструкции стены украсили росписью. Сейчас в ней идут восстановительные работы.

Преображенская часть обители образовалась на месте Отходной пустыньки, в которой жил преподобный. В XIX веке стоявшую там на месте явления ему Пресвятой Троицы деревянную часовню заменили на каменную.

А мощи святого, как и прежде, покоятся в пятиглавом Преображенском соборе XVII века, в специально устроенном для этого в 1716 году приделе Александра Свирского.

На его восточном фасаде сохранились три старинные фрески: слева изображено явление Пресвятой Троицы преподобному Александру, справа – Знамение Божией Матери с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Захарией, а в центре – Преображение Господне.

А в 1903-1904 годах собор был расписан изнутри.

Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и церковь Захарии и Елисаветы, построенная в 1668 году.

Главная святыня монастыря, мощи преподобного Александра Свирского, покоятся в серебряной раке, изготовленной к 500-летию монастыря. Ежегодно в день Пресвятой Троицы их выносят из собора и крестным ходом переносят в Троицкий собор, где они пребывают несколько дней, а потом возвращаются обратно.

Память преподобного Александра Свирского – 30 апреля и 12 сентября. Особым почитанием у верующих пользуются места чудесных явлений преподобному.

Как добраться до монастыря:

Из Москвы поездом до станции Лодейное поле, далее маршрутным транспортом до поселка Свирское. Из Санкт-Петербурга поездом либо электричкой до Лодейного поля, далее также. На автомобиле по трассе Москва-Санкт-Петербург-Петрозаводск около восьми часов. Остановиться на ночлег можно либо в паломнической гостинице монастыря, либо в паломническом центре в поселке Свирский.

Благодарим Санкт-Петербургскую митрополию, Тихвинскую епархию и братию монастыря за помощь в подготовке материала

Паломническая поездка в Александро-Свирский, Оятский и Тервенический монастыри

Кто такой святой Александр Свирский

Рождение сына Амоса семья его приняла как чудо — родители долго молились о даровании им сына, и Господь ответил на их молитвы. Уже в преклонном возрасте мать родила сына, хотя в семье были уже две дочери. Отец семейства мечтал о продолжателе рода, наследнике, но Господь определил другую судьбу рожденному младенцу. С детства Амос был застенчивым, тихим и спокойным мальчиком. Он был отправлен на обучение в школу, но наука давалась ему с трудом, а вот богослужения во Введенской церкви нравились, и он неоднократно их посещал. После завершения обучения, вопреки воле родителей, которые ждали рождения внуков, Амос принял постриг в монахи Валаамского монастыря и при крещении получил новое имя — Александр.


Икона преподобного Александра Свирского

После принятия пострига монах семь лет служил в том же монастыре и служил на подворье. Чудеса происходили с им и до пострига в монахи — однажды он заблудился в лесу и вышел к чудесному озеру. Во сне Александру Свирскому явился Некто и сказал, что монах должен основать свой монастырь на этом месте. Вернувшись в обитель, инок на какое-то время позабыл о сне, но впоследствии во время ночной молитвы ему был явлен образ Богородицы, который повторил пророчество.

Читайте о святом:

  • Мощи преподобного Александра Свирского
  • Житие преподобного Александра Свирского
  • Икона святого Александра Свирского

Монах отправился к озеру, построил там келью и жил в одиночестве 7 лет, питаясь ягодами и проводя все время в молитвах. После этого срока к нему стали приходить паломники, а впоследствии и послушники — так был основан монастырь, который впоследствии стал именоваться в честь его основателя. Уже в конце жизни Александру Свирскому предложили занять место игумена в отстроенном на том озере соборе.

Интересные факты о монастыре

  • Каменную часовню Святой Троицы воздвигли на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.
  • На строительство церквей и монастырских сооружений вносили большие вклады Российские цари и императоры, родовитые бояре и дворяне, великие князья и купцы.
  • Сведения о каждой постройке монастыря бережной рукой монахов заносились в «Переписные книги».
  • Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в 3-х исторических архивах Санкт-Петербурга.
  • Жизнь монастыря за свою 500-летнюю историю внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси.
  • В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами.
  • Историки XIX века называли обитель «Северной Лаврой», в подчинение которой находились 27 монастырей и пустыней этого края.
  • Святыни монастыря: мощи святого преподобного Александра Свирского, копия Туринской плащаницы, частицы мощей святых, святой источник.
Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Мощи святого: местоположение и чудеса

Умер преподобный в возрасте 86 лет в 1533 году, тихо отойдя к Господу во сне. И только через 14 лет его признали святым. Чудеса происходили на месте его могилы, сохранились множественные записи чудесных исцелений и освобождений от бесов на том месте.

Но только через 100 лет было решено перенести мощи преподобного в монастырь. Когда послушники вскрыли гроб святой Александр лежал в нем, как только почивший — следов тления на нем не было. Мощи были перемещены в Свирской монастырь и стали привлекать внимание паломников — люди приезжали поклониться и помолиться об исцелении, освобождении и помощи.


Мощи преподобного Александра Свирского.

С приходом советской власти многие церкви пострадали, не обошли репрессии и святую обитель Свирскую — приказом мощи преподобного Александра были изъяты, а сам монастырь в 1918 году разграблен. Когда красноармейцы вскрыли гроб святого они были поражены — мощи были нетленны. Поскольку советская власть не могла позволить этой информации распространиться, они приняли решение спрятать тело монаха, поместив на его место восковую куклу.

В конце 90-х годов мощи были обнаружены и возвращены на их законное место — в Свирской монастырь. Сама обитель существует уже более 500 лет, ее возраст чуть меньше, чем возраст Александра Свирского.

Важно! Спустя почти 600 лет мощи святого доступны любому паломнику и сам преподобный готов слышать и отвечать на молитвы просящих.

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в Олонецком крае (ранее Корельская Земля). В то время эти места были окружены дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, © Маша Малиновская

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

О чем просить святого

Поклониться к святым реликвиям в обитель приезжают множество людей, ведь отец Александр и при жизни был отзывчив к немощам — молился и просил за приходивших к нему людей, совершал множество чудес силой Святого Духа и молитвой.

Читайте также:
Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые


Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь

Особенно часто по его молитвам семейные пары становились родителями, с тех пор считается, что бездетным парам (особенно страдающими бесплодием) следует обязательно съездить и прочитать молитву у мощей преподобного:

Преподобне и Богоносне отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помимо просьб о даровании ребенка, к святому обращаются и с другими прошениями об:

  • исцелении духовном и физическом;
  • обретении веры;
  • даровании сил в испытаниях;
  • ищут благословения при постриге в монахи.

Известны многие чудеса, которые записываются монахами и служат для укрепления веры в Господа Иисуса Христа. Особенно знаменита история про девочку с повреждениями центральной нервной системы. Ее мать с разрешения настоятеля обители поместила дочку сверху на стеклянную крышки раки. Девочка не могла ходить, но после короткого пребывания сверху мощей встала и начала сама ходить. Окружавшие их люди были поражены увиденным и тут же прославили Господа за чудо. Известны чудеса исцеления от рака и слепоты, много свидетельств исцелений от бесплодия мужчин и женщин.

Многие чудеса происходили и во время перемещения раки в церковь Веры, Надежды и Любви в Санкт-Петербурге. Тогда многие люди пришли почтить память почившего более 500 лет назад святого и вознести молитву Господу. В то время произошло много чудес и люди еще долго рассказывали свои свидетельства настоятелям храма, подтверждая чудотворность праха святого. Паломническое движение не перестает активно посещать Свирской монастырь, надеясь получить ответы на свои вопросы.

Правила посещения Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря

На территорию действующей монашеской обители вход свободный с 6 утра и до 8 часов вечера, в воскресение и в дни церковных праздников с 8.00. Осмотр достопримечательностей ограничен только внутренним распорядком монастыря. На территорию вход запрещен в пляжной, спортивной и открытой одежде, мужчины не допускаются в шортах, а женщины в брюках, мини-юбках и с непокрытой головой.

Категорически запрещается в стенах обители:

  • бегать и шуметь;
  • сквернословить;
  • играть в подвижные и азартные игры;
  • загорать и купаться;
  • ходить и лежать на газонах.

Свято-Троицкий Александро-Свирского монастырь — это закрытая для посторонних территория, а время посещения строго ограничено действующим распорядком и укладом жизни монахов. Посетители должны уважительно относиться к святыням, расположенным на территории исторического комплекса. Видеосъемка и фотографирование разрешаются только по благословлению настоятеля или игумена.

Важно! Экскурсии в Свято-Троицкий Александро-Свирского монастырь заранее оговариваются с настоятелем Архимандритом Мстиславом, проводятся только в сопровождении представителя службы «Радонеж».

Прошения о проведении экскурсий, участие в трапезе отправляются заранее на электронную почту Александро-Свирского монастыря по адресу

Как доехать до Александро-Свирского мужского монастыря

Расстояние от Санкт-Петербурга до места, где расположен монастырь имени Александра Свирского, составляет около 270 км, а от столицы России, города Москва, — немногим более 800 км, что зависит от маршрута.

Как добраться из Москвы до Александро-Свирского монастыря

На личном автомобиле придется за 9 ч. 45 мин. преодолеть 812 км, при расходе топлива 10л на 100 км пути израсходуется 81 л бензина, примерная стоимость поездки от 3,65 тыс. руб. Маршрут до Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря проходит через города: Тверь, Вышний Волочек, Боровичи, затем налево по трассе 49К-13 через Любытино на 49К-08, никуда не сворачивая с трассы двигаться до Бочево, там свернуть на 41К-31.

Доехать до пересечения с шоссе Дымское и по нему до пересечения с трассой А-114, по ней до поселка Березовик и повернуть на ул. Ястребова или трассу 41А-009 до пересечения с Р-21. Минуя Лодейное Поле через р. Свирь, далее, до поворота на Новая слобода, а там по указателям к монастырю. От Москвы в Александро-Свирский мужской монастырь массовые поездки паломников организует служба

Как добраться до Александро-Свирского монастыря из Питера

Из Санкт-Петербурга постоянно организуются экскурсии в Александро-Свирский монастырь, но можно добираться и самостоятельно: сесть на автобус с автовокзала № 2, который расположен на набережной Обводного канала № 36. Возможен вариант добраться с пересадкой: вначале на автобусе № 963, рейс Санкт-Петербург-Питкяранта до станции Лодейное Поле, затем автобусом № 89/91 доехать до села Старая Слобода.

Поездка в Александро-Свирский монастырь из СПБ возможна и по железной дороге: с Ладожского вокзала до станции Лодейное Поле, а там воспользоваться услугами маршрутного такси, которые постоянно курсируют между железнодорожным вокзалом и монастырем. Автобус от Старой Слободы до Лодейное Поле отходит ежедневно утром и вечером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: