Мощи святого Николая Угодника: история, где сейчас находятся, российские храмы с мощами святителя

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

Проспект Вернадского, д. 90

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

Новоясеневский пр-т., д. 42

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Мощи Николая Чудотворца — история и почитание

Мощи святого Николая

Небольшой городок Бари на юге Италии хорошо известен христианам всего мира. Здесь покоятся мощи Николая Чудотворца. Повсеместная народная любовь к нему связана с его живым участием в жизни людей. Свидетельством тому является множество чудес, свершившихся по молитвам святителю Николаю.

Мощи святого Николая Чудотворца — одно из доказательств святости Угодника Божия. Мощи представляют собой нетленные (то есть не подверженные разложению) кости, выделяющие целебную жидкость — миро.

«Бог Сам дает честь, и великую честь даже костям святых, ибо известно нам, что святое тело великого Святителя Николая не сохранилось нетленным, сохранились только кости его, почивающие и ныне в Бари, источая целебное миро.

Что значит, что Сам Бог чтит даже кости Своих великих угодников, не оставляет их без внимания и защищает, когда грозит им поругание? Это значит, что и кости святых есть великая святыня, ибо только святыня, только великая святыня может удостоиться чести от Бога и забот Его» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

Земная жизнь Николая Чудотворца

Святитель Николай был родом из города Патара (Турции). Жил он в 3-4 веках. С юного возраста будущий святой целыми днями находился в храме. Ночь он проводил в молитве и за чтением книг. За высокое благочестие Николай был поставлен сначала чтецом в храме, затем возведен в сан священника. Позднее в городе Мира Ликийской области его рукоположили в сан епископа.

В 325 году в городе Никея (Малая Азия) Николай Чудотворец был одним из участников Первого Вселенского Собора. Там он выступил против арианской ереси. Около 345 года в преклонном возрасте Великий Чудотворец мирно отошел ко Господу.

Чудеса святого Николая Угодника

Ещё при земной жизни Николай Мирликийский прославился как святой. До наших дней сохранились Предания о чудесах Угодника Божия. Когда святой Николай совершал путешествие в Александрию (Египет), во время плавания на море поднялся сильный шторм. Один моряк сорвался с мачты и разбился насмерть о палубу. Святой Николай помолился Господу и моряк ожил.

Читайте также:
Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Во время посещения святителем Святых мест Палестины в его родных краях наступил сильный голод. Итальянскому купцу, который снарядил корабль с пшеницей, явился святой Николай и повелел плыть в Ликию. Когда торговец проснулся, он в руке обнаружил три золотых монеты, данных ему святителем. Корабль приплыл к указанную месту, жители были спасены от голода.

Перенесение мощей святого Николая

Помогая во время земной жизни нуждающимся, святой Николай Угодник и сейчас не лишает своей помощи верующих. Господом были сохранены его мощи (нетленные кости). Они наделены особой чудотворной силой: по сей день от них истекает благоухающая жидкость — миро. Верующие с благоговением наносят его на больные места. По молитвам Великому Чудотворцу они получают через него от Господа исцеления.

Более семисот лет после кончины святого Николая его мощи почивали в городе Миры Ликийской страны. Однако места эти стали подвергаться нападениям иноверцев. В результате храм, где покоились мощи, был разрушен, а гробница святителя оказалась в запустении.

Существует Предание, что в 1087 году священник из Бари (Италия) получил в сонном видении от Николая Чудотворца указания о переносе его мощей в этот город. Были снаряжены торговые корабли, удалось похитить мощи и доставить их в Италию. В Бари при многочисленном стечении христиан мощи поместили в храме святого Евстафия. В 1089 году было закончено строительство базилики, где по сей день находятся мощи Николая Чудотворца.

Перенесение мощей святителя Николая Православная Церковь отмечает 22 мая по новому стилю.

Самый «русский» святой

Земная жизнь Николая Чудотворца проходила далеко от границ нашей страны. Однако это без преувеличения самый «русский» православный святой. Иконы Николая Угодника по количеству занимают второе место после Богородичных. А имя Николай — одно из наиболее распространенных. Почему святой Николай Мирликийский так любим русскими?

Ответ прост: Николай Чудотворец не лишает без внимания ни одну искреннюю молитву. Чудеса по молитвам святому тому подтверждение. Святитель Николай Мирликийский почитается покровителем моряков, путешествующих, скотоводов. К нему молятся об удачном браке, защите от клеветы, от напрасной смерти. Это «универсальный» помощник.

«Уже тысячелетие исповедует Русь веру во Христа, и тысячу лет на Руси почитается имя святителя Божия Николая. К нам он пришел одновременно с Православием, его святая ревность по вере и благочестию воспитывала русский народ. Множество храмов воздвигалось его молитвой и с его именем, каждая церковь, каждый дом хранили как святыню икону святителя, имея его своим помощником и покровителем » (архимандрит Иоанн Крестьянкин, 1910-2006).

Где хранятся мощи Николая Чудотворца?

Сейчас основная часть мощей Николая Чудотворца пребывает на пятиметровой глубине в нижней части католической базилики города Бари. Три каменных блока закрывают гробницу святителя. Через небольшие отверстия диаметром в 6 сантиметров происходит ежегодный сбор святого мира, истекающего от костей Угодника Божия.

Небольшая часть мощей хранится на острове Лидо (Венеция, Италия).

Ковчежцы с частицами мощей святого Николая имеются во многих храмах во всем православном мире. Например, в монастыре во имя великомученика Пантелеимона в городе Одесса (Украина), в Николо-Угрешском монастыре (город Дзержинский, Московская область), в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (Москва).

Посещение мощей в Россию

В 2017 году нашу страну посетили мощи святителя Николая Мирликийского. Это стало возможным благодаря договоренности между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой римским Франциском в феврале 2016 года. Специалистами-медиками с помощью специальных приборов была проведена сложная операция по извлечению части мощей (левое ребро) для отправки в Россию. Святыня доставлялась специальным бортом. К приезду мощей российскими ювелирами был изготовлен 40-килограммовый ковчег из благородных металлов.

За два месяца нахождения в Москве и Санкт-Петербурге для поклонения к мощам святителя пришло более двух миллионов верующих. Многие приезжали не только из других городов России, но и из Белоруссии. Нередко приходилось простаивать в очереди до 12 часов, чтобы только прикоснуться к святыне. Для многих это стало шагом к новой жизни, жизни с Богом.

Как заметил патриарх Кирилл:

«Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям».

Мощи Николая Чудотворца — источник исцелений

Жительница Москвы Лариса более 30 лет с детства страдала от пиелонефрита и цистита. Медикаментозное лечение не давало полного излечения. Посетив в 2012 году в паломнической поездке город Бари (Италия), она усердно молилась святому Николаю Чудотворцу у его мощей. Вернувшись домой, ей сделали запланированную операцию. После этого заболевание не возвращалось, она полностью вылечилась.

Тамара проживала в Анталии (Турция), недалеко от города Демре (бывший город Миры Ликийских). Долгое время она была пивным алкоголиком. Оказавшись в зависимость от страсти, она не могла её побороть самостоятельно. Однако осознавая всю пагубность порока, женщина ежедневно молилась святому Николаю Угоднику. Однажды вместе с паломнической группой она приехала в храм города Демре, где раньше почивали мощи Николая Чудотворца. Совершив слезную молитву святому, она вернулась домой. На следующей день желание выпить пива у нее пропало. Вскоре она повстречала свою вторую половину, вышла замуж, родила сына.

Жительница столицы М. на протяжении 30 лет страдала плохим зрением, ей приходилось носить линзы. Когда в 2017 году в Москву были привезены мощи святого Николая, она поспешила поклониться святыне. Ей пришлось простоять в очереди более 8 часов. После поклонения мощам женщина вернулась домой. Когда вечером она смотрела телевизор, то почувствовала резкую боль в глазах. Зрение сильно ухудшилось так, что она почти перестала что-либо различать. Испугавшись полной потери зрения, женщина сняла линзы. Каково же было ее удивление, когда она поняла, что они ей больше не нужны. Зрение восстановилось, а линзы ей просто мешали.

Читайте также:
О Божией Матери: кто такая, значение в православии, история и родители Богоматери, святые отцы о Богородице

Первая молитва Николаю Чудотворцу

О, всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Вторая молитва Николаю Чудотворцу

О, великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Новое в блогах

Евгений Кулешов

Состоит в сообществах

  • –>НАШ МИР. –>
  • –>Социальная грамота –>
  • –>АНТИЗОМБИН – лекарство от мракобесия –>

Все 75

Приложения пользователя

В Москве 25 храмов, в которых хранятся мощи Николая чудотворца

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

Мы подготовили для вас список известных нам московских храмов, в которых хранятся частицы мощей святителя Николая Чудотворца.

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

Проспект Вернадского, д. 90

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

Новоясеневский пр-т., д. 42

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

Читайте также:
Рецепты кухни на Пасху: традиционные блюда и меню праздничного стола

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Где находятся мощи свт. Николая Чудотворца

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

О мощах святителя Николая: где они хранятся и в каких городах есть частицы

Икона свт. Николая Чудотворца, подаренная базилике в Бари сербским царем в XII веке.

Среди многих почитаемых на Руси святых только один прозван Угодником Божьим. Мы любовно величаем его Николой Угодником. Святитель Николай Мирликийский жил 1700 лет назад, в 4 веке нашей эры. Но и сегодня он особо почитается среди православных христиан, католиков и лютеран.

Кратко о святом Николае Угоднике

Именно так можно описать житие святого. Весь его земной путь с момента рождения и первых дней младенчества до успения был полон удивительных чудес. Рождение у престарелых родителей, трехчасовое самостоятельное стояние в купели во время крещения, укрощение морской бури силой молитвы, исцеление людей, избрание архиепископом Мир Ликийским. Одним словом – Чудотворец.

Полезные материалы

А ведь чудо для истинно верующего человека – это не что-то необъяснимое и сверхъестественное. Чудо – это возможность восстановления гармонии с Богом, которая была нарушена вследствие греха. Являясь «вместилищем Божественной благодати», великий угодник Божий чудесами восстанавливал утраченную гармонию тварного мира со Творцом.

На нашем сайте вы можете прочитать полное житие святителя Николая Чудотворца.

Место где он был похоронен: Миры Ликийские (г. Демре, Турция)

Святитель Николай скончался 19 декабря (по н. ст.) в Мир Ликийских. До 11 века мощи хранились в главной церкви города. Практически сразу его стали почитать как святого угодника, хотя точная дата канонизация неизвестна.

Сейчас от церкви свт. Николая в Мирах, где покоились его мощи, остались лишь руины, да и сам город теперь находится на территории Турции и называется Демре.

Руины храма святителя Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

Событие перенесения мощей в Италию

Во второй половине 11 века город Миры, как и большинство городов Византийской империи, был захвачен турками-сельджуками. Этим воспользовались жители итальянского города Бари, которые хотели, чтобы Святой Николай стал патроном их города. В 1087 году 62 барийца похитили и вывезли мощи.

После 20-дневного морского путешествия 8 мая (по юлианскому календарю) корабль со святыней причалил к бухте Сан Джорджо (ныне – провинция современного Бари). Оттуда мощи на повозке с двумя волами были ввезены в сам город.

Но самим итальянцам больше по душе другая легенда о том, что святитель Николай явился во сне аппулийскому священнику, повелев перенести его мощи в Бари. С тех пор каждый год на протяжении последних 900 лет барийцы устраивают красочное костюмированное представление символической встречи святых мощей.

Где хранятся мощи свт. Николая сейчас

Базилика святителя Николая в Бари

Вот уже почти 1000 лет реликвия находится в Италии – регион Апулия, город Бари, базилика Святого Николая (старый город). Мощи хранятся в крипте базилики в каменном склепе под престолом на глубине 2,5-3 метров.

Недалеко от крипты в районе нового города находится русское подворье, построенное в начале 20 века. Там еженедельно проходят церковные богослужения. Каждый четверг (с июня по октябрь еще и каждый вторник) совершаются божественные литургии в крипте базилики. В эти дни можно приложиться к святыне.

Как паломнику добраться из Росси в Бари

Можно добраться следующими способами:

— вместе с паломнической группой (паломнической службой);

— поскольку прямых рейсов из России в Бари нет, то возможно осуществить авиаперелеты из Москвы с пересадкой в Риме или Милане; из Санкт-Петербурга с пересадкой в Германии; из Екатеринбурга и Краснодара с пересадкой в Турции;

— железнодорожным сообщением между Москвой (Белорусский вокзал) и Бари;

— можно добраться из других итальянских городов самолетом, автобусом, поездом, паромом (Венеция, Анкона) или с помощью аренды автомобиля;

— на пароме из Греции (остров Корфу), Хорватии (Дубровник), Черногории (Бар), Албании (Дуррес).

Частица мощей в Венеции (Лидо)

В Итальянском государстве не только в Бари хранятся святые останки. Частицы скелета и одежды, которые остались в Мирах, были вывезены в Венецию, где до сих пор хранятся в церкви Сан Никола на острове Лидо.

Миро: что это такое и как им пользоваться

Саркофаг с мощами свт. Николая

После смерти тело угодника Божьего начало источать благовония. Ежегодно во время праздничной службы в крипте по случаю прибытия мощей католические священники после особой молитвы святому Николаю Чудотворцу собирают миро от мощей в специальную колбу, а потом разбавляют его со святой водой.

Это совершенно прозрачная маслянистая жидкость без запаха, которая выступает на мощах. Все паломники забирают миро с собой и потом крестообразно с молитвой наносят на больные места.

Города и храмы России, в которых есть частицы мощей свт. Николая

Частице мощей свт. Николая можно поклониться во многих городах и храмах России, вот некоторые из них:

  • Москва: в Свято-Даниловом монастыре, ул. Даниловский Вал, 22.
  • Санкт-Петербург: в Николо-Богоявленском морском соборе, Никольская площадь, 1, корп. 3.
  • Саратов: Свято-Никольский монастырь, ул. Дегтярная, 26.
  • Ростов-на-Дону: в Свято-Казанском храме, просп. Космонавтов, 16А, микрорайон Северный.
  • Екатеринбург: в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре, ул. Зелёная Роща, 1.
Читайте также:
Остромирово евангелие: годы написания 1056-1057, история и автор повести, где хранится

О чем молятся у мощей святителя

Свт. Николай Чудотворец

Святитель Николай великий помощник всем верующим. Есть невероятное количество свидетельств о том, как он помог с работой, исцелил в болезни, спас от опасности, устроил брак… Эту цепочку можно продолжать очень долго. Но ведь у каждого человека своя надежда, боль или тревога на душе, вот об этом и нужно просить святителя, искренне и с надеждой. А потом также искренне благодарить за помощь.

Прославляя Николая Чудотворца мы, конечно, же в первую очередь прославляем Господа «дивного во святых своих». А о том, что святитель Николай — великий Угодник Божий хорошо сказал прп. Андрей Критский:

История Иуды. Как все было на самом деле?

Попытка исторической реконструкции

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Ведь даже в предательстве должна быть определенная логика. А то, что сделал Иуда, настолько противоречиво и бессмысленно, что не укладывается даже в логику предательства. Впрочем, до определенного момента его действия понятны. Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?”

И тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей.

“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф 27: 3-5).

Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?

История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники назад? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?

Все эти вопросы возникают оттого, что предательство – это тайна больной души. Предатель вынашивает в сердце свои преступные планы и тщательно скрывает их от окружающих. Иуда никому не открывал своих намерений до самой своей бесславной гибели. И о том, что происходило в его душе, евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды. Евангелистам Иуда интересен только в связи с Крестной Жертвой Спасителя, но никак не сам по себе. Поэтому история падения Иуды навсегда останется тайной. Однако это тайна всегда волновала людей. Еще апостолы на Тайной Вечере, когда Господь предупредил, что один из них предаст Его, стали взволновано спрашивать каждый про себя самого: “Не я ли?” И каждый христианин, читая Евангелие, задается этим вопросом: “А я никогда не предавал Христа своими грехами?” К теме предательства обращались и древние христианские толкователи, но особенно часто она стала звучать в творчестве современных богословов и философов. Это неудивительно, потому что время сейчас “очень неверное”, предатели в чести, а верность не в моде.

Однако, поскольку об Иуде сказано в Евангелии очень немного, то и попытка осмыслить его предательство всегда требует реконструкции недостающих фактов с различной степенью вероятности. Такое толкование, конечно, не может претендовать на окончательность или однозначность, но некоторые сведения об Иуде, данные в Библии, могут пролить свет на его мрачную историю. И один важнейший факт, не зная которого невозможно понять внутренних побуждений Иуды, приводит в своем Евангелии апостол Иоанн.

Дело в том, что Иуда был – вор.

Читайте также:
Православные чудеса: понятие, истории современных и известных чудес, свидетельства

…И приобрящу собранная имения…

Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал.

Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:

“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения (богатства)…”

Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. И он добился своего. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались кто куда. И вот тут возникает новый ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством.

Объяснить это можно по-разному. Совершенно очевидно только, что ни тридцать сребреников, ни собранное им ворованное сокровище больше не были для Иуды главной ценностью в жизни. Но что же могло обесценить в глазах вора состояние, которое он планомерно накапливал в течение трех лет? Ответ напрашивается сам собой. Дороже больших денег для вора и сребролюбца только… – очень большие деньги.

Царский казначей

Ученики признали в Христе – Мессию. Но так же, как все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самым сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. И все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели ближайшими помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства. Сребролюбивый Иуда, конечно, не был тут исключением.

Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.

Став вором, Иуда поначалу строил планы предательства Христа с целью приобретения собранных денег, как об этом поет Церковь. Но имя Христа становилось в среде народа Израилева все более славным. После небывалого чуда – воскрешения мертвого Лазаря – даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем Мессию. Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами. После такого приема предавать будущего царя ради наворованных денег практичному и жадному Иуде стало просто невыгодно. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству.

И вдруг оказалось, что Христос не собирается царствовать. Израильская казна, до которой оставалась лишь пара шагов, вновь становилась для Иуды недосягаемой. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить ситуацию. И решение было принято.

А подсказал его предателю тот, кого Христос называл – “человекоубийцей от начала”. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого.

Совет сатаны

Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).

В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?

Читайте также:
Православные куличи и пасха: традиционные и современные рецепты праздничного блюда, особенности приготовления

Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.

Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.

В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.

И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!

Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его могут убить. Ведь в Иисусе, победившем первосвященников, была вся его надежда, все упование на будущее.

Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.

“…и во Мне не имеет ничего”

Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.

Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.

Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.

Бесславный конец

Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии… Но самой страшной потерей, наверное, было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Что, в сравнении с этим богатством, тот жалкий клад, который был накоплен вором и предателем за годы проповеди Христа? И, тем более, тридцать сребреников… Он и взял-то их лишь для того, чтобы не спугнуть первосвященников, чтобы они поверили в искренность его желания отдать им Учителя.

Все кончилось для Иуды, все, ради чего он жил, оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой дьявола. И когда в Евангелии мы читаем, что Иуда раскаялся, не нужно обманываться благородным звучанием этого слова.

Предатель оплакивал не Мессию, безвинно отданного им на смерть. Он оплакивал свою несостоявшуюся должность казначея Мессии, которую, как ему казалось, он сам у себя отнял, предав Христа на смерть. Эту потерю он пережить не смог. А на подлинное покаяние оказался неспособен.

Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами свт. Иоанна Златоуста:

“Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”

Кто такой Иуда Искариот в Библии

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Читайте также:
Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • Молитва святому апостолу Филиппу
  • Молитва святому апостолу Иакову
  • Молитвы Иоанну Богослову
  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот — темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство — распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.

Важно! Иуда Искариот — один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

30 лет спустя. Опубликована история Иуды Искариота

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.


Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • Молитва святому апостолу Филиппу
  • Молитва святому апостолу Иакову
  • Молитвы Иоанну Богослову
  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Краткое содержание «Иуда Искариот»

Главные герои:

Иуда Искариот (двуличный человек, предавший Христа), Иисус Христос (учитель, проповедник), ученики Христа (апостолы)

Второстепенные персонажи:

Анна (иерусалимский первосвященник), Каиафа (первосвященник)

Андреев Л.Н. |
Дата публикации:
1907 |
Форма произведения:
повесть |
Жанр:
исторический |
Время событий:
античность |
Место событий:
Европа |
В школе:
11 класс |
Возраст:
взрослые |
Время чтения:
1-3 часа |

Экранизация:

фильм (Россия, 2013 год, реж. Андрей Богатырев)

верность и предательство, внутренняя борьба, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, любовь, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, религия и бог, самопожертвование, смысл жизни

Первая глава

Об этом ученике Христа, рыжем и некрасивом Иуде из Кариота, дурно отзывались как добрые, так и плохие люди. С его появлением везде начинались распри. Дом и жену он оставил и болтался без дела по Иудее. Никто не мог сказать, как и когда он прибился к апостолам. Однако Иисус принял в свой круг этого слепого на один глаз изгоя. Рыбак Петр в шутку сравнил его с осьминогом, лишь недоверчивый Фома и самый молодой апостол Иоанн не сказали Иуде ни слова.

Вторая глава

Постепенно к Иуде привыкли. Иисус доверил ему общий денежный ящик. Часть денег Иуда тратил на еду и одежду для всех, часть – на подаяния. В разговорах своих он стал смелее, утверждая, что на свете хороших людей нет, на всех лежит хоть какой-нибудь грех. Злословил он и по поводу родителей. Именно Иуда сообщил, что только что слушавший проповедь народ, обвинил их в краже козленка. Животное нашлось, но люди уже не могли избавиться от подозрений. Однажды, когда Иисуса хотели избить камнями за суровые слова о лицемерах, Иуда «заступился» за него. Он уговорил людей отпустить жалкого болтуна, «вора и обманщика». После этого случая Иуда стал называть себя «благородным и прекрасным». Но благодарить его никто не торопился. Даже учитель переменил к нему свое отношение и в своих проповедях будто обличал именно Иуду.

Третья глава

Как то раз на привале Петр, Филипп и Иуда соревновались в силе. Петр толкал с горы большие камни, Иуда – гигантские. Петр попросил, чтобы Иисус укрепил его силу, на что учитель ответил: «А кто поможет Иуде?» Однако, и после этого «Иуда-победитель» не обрел доверия апостолов.

Кадр из х/ф «Иуда». Россия, 2013. Иуда — актер Алексей Шевченков

Четвертая глава

Когда Иуда похитил некоторую часть монет из ящика, Иисус напомнил возмущенным ученикам, что он их брат, и может брать столько денег, сколько ему нужно. После этих слов Иуда почувствовал себя особенным: на его примере учитель преподал урок ученикам. А во время дебатов Петра и Иоанна о том, кто из них первым войдет за Христом в Царство Небесное, выдал свои сокровенные мысли: «Я! Я буду возле Иисуса!»

Пятая глава

Вскоре Иуда совершил донос на Иисуса первосвященнику Анне. Он упрекнул учителя в ненависти к фарисеям, предостерег, что весь народ может пойти за Иисусом. За то, что Иуда выдал Иисуса, Анна выдал ему тридцать серебренников. Деньги он спрятал в надежном месте и с этой поры стал особенно внимателен к учителю. Ему одному было известно, что дни Иисуса сочтены. Иуда был уверен, что трусливые апостолы не смогут отстоять своего учителя.

Шестая глава

Ночь Иисус вместе с учениками провел на Елеонской горе. В то время как они спали – он молился. Вскоре пришли римские воины, чтобы арестовать его. Ждали, когда знак им подаст Иуда. Когда он поцеловал учителя – того сразу схватили. Все ученики разбежались, а «верный» Петр успел за ночь три раза отречься от учителя. Однако, Иуда в недоумении: солдаты избивают Иисуса, как простого человека. Учитель не демонстрирует ни свою силу, ни свои чудеса. А Иуда так мечтал стать участником этого триумфа и быть рядом в роли самого преданного ученика.

Седьмая глава

Апостолы объявили Иуду предателем, считая, что в него вселился сатана. Вся их надежда только на суд, где решение примет Понтий Пилат. Ведь он не посмеет осудить невинного. Однако озверевший народ требует отпустить Иуду, а учителя – распять. Иуда, не веря своим ушам, мчится на Голгофу и видит распятого, мертвого учителя.

Восьмая глава

Он обращается к первосвященникам Анне и Каиафе: «Вы убили невинного! Иуда обманул вас!» Само светило в ужасе от преступления, совершенного людьми, теми, кто предал, и кто не заступился. Иуда бросает полученные монеты. Первосвященники прогоняют его, как собаку. Он стыдит учеников за малодушие, называя их предателями.

Девятая глава

Иуда поднимается на Елеонскую гору и, обращаясь к учителю, просит его не отсылать его в ад, а приблизить к себе. Иуда повесился. Утром его труп бросили в овраг, словно падаль. Все верующие, и жители Иерусалима, а затем всей Иудеи, и наконец, весь мир узнали, что совершил Иуда, и как закончилась его жизнь. И с тех пор прокляли его все народы.
Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.


Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.
Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

  • Икона святого Андрея Первозванного
  • Житие святого апостола Закхея Праведного
  • Икона святых апостолов Петра и Павла

История Иуды

Последователи Иисуса неоднократно говорили, что Иуда — странный человек. Он ссорил других учеников, мешал им заниматься своими делами. Никто не мог вспомнить, когда именно Искариот присоединился к последователям Христа. Постепенно к нему привыкли и стали терпимо воспринимать. Ему поручили держать денежный ящик, а это значит, все хозяйственные заботы легли на его плечи.

Искариот покупал одежду, провиант и давал деньги нищим. Дурная слава следовала за ним. Сначала апостолов обвинили в краже козленка, потом Иисуса посчитали одержимым бесом. Иуда защищал учителя от толпы и поэтому сказал, что Христос мошенник, как и он сам. Апостолы не оценили такого поступка. Не понимали они, что Искариот спас им всем жизни. Даже Иисус этого не осознал.

Были и другие истории. Например, как-то раз ученики решили устроить соревнования. Целью было скинуть самый тяжелый валун со скалы. Иуде удалось это сделать, но Петр начал молиться и просить бога не допустить его победы. В это время Иисус только грустно заметил, что кто же тогда поможет победителю.

Не раз Христос защищал своего ученика.

Как-то раз Искариот забрал несколько монеток, и это стало известно другим апостолам. Они разгневались и потребовали изгнания Искариота. Но Иисус сказал, что деньги не имеют значения.

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.


Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Кто такой Иуда, давший начало родовым именам

Для большинства такое объяснение происхождения фамилии не покажется лестным, но не спешите огорчаться. Речь совсем не об Иуде — предателе Христа. Родоначальником множества имен стал одноименный святой, сын Иосифа, мужа Марии, матери Иисуса, от первого брака, после которого будущий супруг Богородицы остался вдовцом.

Непосвященным в основном не известно о нем, поскольку имя Иуды так долго и неразрывно ассоциировалось с ужасным и отвратительным поступком одного из учеников Спасителя. Сына Иосифа величали иначе — Леввеем, Фаддеем (так же называл себя и он сам), Варсавой.

Сводный брат (а по одной из версий — двоюродный) сохранил верность Христу и посвятил свою жизнь проповедованию его учения, приняв за это мученическую смерть — он был распят и расстрелян.

Наследием Святого апостола Иуды является его труд Послание — в котором рассматриваются основные постулаты и догматы веры, события жизни Христа.

«Пошлость — это с пафосом об очевидном»: Андрей Мягков об искусстве и жизни

Россиянок лишают маткапитала: как это делают и как это предотвратить

Тюлень или динозавр. В Антарктиде были найдены останки странного зверя

Иуда призывал остерегаться блуда и особенно содомского греха, проповедовал чистоту помыслов и тела, любовь и доброту в делах, смиренную, богоугодную жизнь, полную веры в учение Иисуса и молитв Господу.

Самыми страшными грехами, препятствующими спасению человеческих душ, называл гордыню и зависть, коварные дурные поступки. Апостол был так красноречив, что ему внимали целые народы, уверовавшие после проповедей в христианство.

Мощи Иуды покоятся в монастыре Святого апостола Фаддея на севере Ирана, а их частицы — в римском соборе Святого Петра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: