Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Великая княгиня Елизавета Федоровна

1 ноября 2016 года – день рождения святой княгини

Приблизительное время чтения: 12 мин.

День памяти святой княгини Елизаветы

Биография великой княгини Елизаветы Феодоровны

Письмо княгини Елизаветы отцу о принятии Православия

Мученическая смерть княгини Елизаветы

Елизавета Фёдоровна: жизнь, как дорога, полная света

Милосердная княгиня

Пример для подражания в делах благотворительности

Где покоятся мощи святой княгини Елизаветы

Канонизация великой княгини Елизаветы

Икона святой преподобномученицы княгини Елизаветы

Молитва святой княгине Елисавете

Стихотворение о великой княгине Елизавете Феодровне

Марфо-Мариинская обитель

Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября – день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября – день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.

Биография великой княгини

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

После отречения Николая II от престола она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”».

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

18 июля 1918 года заключенных — Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия

О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:

« . А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

Читайте также:
Церковь и армия: роль и отношения, история, мнение священников

Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны

Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.

Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.

Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.

Где покоятся мощи великой княгини

В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1981 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью Заграницей, гробницы мучениц решили вскрыть. Руководила вскрытием комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Когда открыли гроб с телом великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

Канонизация

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.

В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.

Также традиционно великую княгиню Елисавету Феодоровну пишут на иконах вместе с инокиней Варварой — «Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские». За плечами мучениц изображается Марфо-Мариинская обитель; у их стоп — шахта рудника, в который их сбросили палачи.

Еще один иконописный сюжет — «Убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею». Красноармейцы ведут под конвоем великую княгиню Елисавету, инокиню Варвару и других Алапаевских узников, чтобы сбросить их в шахту. В шахте на иконе изображен лик преподобного Сергия Радонежского: казнь совершилась в день обретения его мощей 18 июля.

Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Стихотворение о великой княгине Елизавете Федоровне

В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.

Читайте также:
Православие и день святого Валентина: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Марфо-Мариинская обитель

После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.

Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.

Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.

Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.

Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы. Была и бесплатная столовая для бедняков. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.

Вместе со своей келейницей Варварой Яковлевой Елизавета Федоровна часто посещала Хитров рынок — место притяжения для московской бедноты. Здесь матушка находила беспризорников и отдавала их в городские приюты. Вся Хитровка уважительно называла великую княгиню «сестрой Елисаветой» или «матушкой».

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.

Елизавета Федоровна хотела открыть отделения обители в других городах России, но ее планам не суждено было исполниться. Началась Первая мировая война, по благословению матушки сестры обители работали в полевых госпиталях. Революционные события коснулись всех членов дома Романовых, даже великую княгиню Елизавету, которую любила вся Москва. Вскоре после Февральской революции вооруженная толпа с красными флагами пришла, чтобы арестовать настоятельницу обители — «немецкую шпионку, которая хранит в монастыре оружие». Обитель обыскали; после ухода толпы Елизавета Федоровна сказала сестрам: «Очевидно мы недостойны еще мученического венца».

После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В 1918 году под страху заключили Елизавету Федоровну.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года. Некоторых сестер отправили в ссылку, другие объединились в общину и создали в Тверской области маленькое огородное хозяйство.

Через два года в Покровском храме открыли кинотеатр, а потом там разместился дом санитарного просвещения. В алтаре поставили статую Сталина. После Великой Отечественной войны в соборе обители обосновались Государственные художественные реставрационные мастерские, остальные помещения заняли поликлиника и лаборатории Всесоюзного института минерального сырья.

В 1992 году территорию монастыря передали Русской Православной Церкви. Сейчас обитель живет по уставу, созданному Елизаветой Федоровной. Насельницы проходят обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, помогают нуждающимся, работают во вновь открытых на Большой Ордынке приюте для девочек-сирот, благотворительной столовой, патронажной службе, гимназии и культурно-просветительском центре.

Похоронить в Иерусалиме. Как пермский монах спас мощи княгини Елизаветы

1 ноября для православх – большой праздник. В этот день верующие вспоминают Великую княгиню Елизавету Фёдоровну Романову. Но мало кто знает, что если бы не подвиг нашего земляка, святые мощи преподобномученицы были бы утеряны.

Пермский монах выполнил данное княгине обещание: её тело похоронили по-христиански на Святой земле. Теперь тысячи паломников со всего мира могут поклониться святым мощам Елизаветы в Иерусалиме.

О том, как состоялось знакомство Елизаветы Фёдоровны Романовой и игумена Серафима и в чём заключается подвиг монаха – в материале «АиФ-Прикамье».

1918 год. Череда убийств Романовых сотрясало бывшую империю. Даже прах их представлял угрозу для новой власти. Поэтому уничтожали бесследно. А тут под носом у озверевших от крови и убийств революционеров игумен Серафим с двумя послушниками тайно перевозят через всю страну 8 гробов. В простых деревянных ящиках, так и не дождавшись могильной земли, разлагаются тела представителей царской фамилии. Лишь тело Великой княгини не тронуто тленом. Только на одной стороне лица – большой кровоподтёк от удара при падении в шахту.

Духовник Её Величества

Ещё при жизни Елизавету Фёдоровну за её добродетели называли женщиной-ангелом, Великой Матушкой. Она основала уникальное, совершенно особое учреждение – Марфо-Мариинскую обитель любви и милосердия. В составлении устава для обители (свода правил проживания) княгине помогает Белогорский игумен Серафим. Елизавета Фёдоровна сама обратилась к нему за помощью – отец Серафим был известен как знаток уставной жизни монашеских общин.

Знакомство пермского монаха и Великой княгини быстро перерастает в крепкую дружбу. Игумен Серафим становится духовником Её Высочества. Елизавета Фёдоровна даже отправляется в паломничество в Прикамье . По словам отца Серафима, княгиня надеялась, что своей горячей молитвой она сможет изменить ход неблагоприятных для Государства и Династии событий. Но именно в Пермской земле она получает горестное известие: началась война с Германией.

Последняя просьба

А потом большевистский переворот. Смертельная угроза нависла над всем Домом Романовых. Переживая за своё духовное чадо, пермский священник специально едет в Москву, чтобы уговорить княгиню Елизавету укрыться в Алапаевске у знакомых старообрядцев. Но великая княгиня не желает покидать своих родных и обитель в такое тревожное время. Она лишь просит отца Серафима, если её убьют, похоронить её тело по-христиански.

Тайный свидетель казни

В ночь на 18 июля 1918 года палачи с размаха столкнули в глубокую шахту заброшенного рудника восемь узников Дома Романовых. Одним за другим. Первой в 60-ти метровую чёрную пропасть скинули Великую княгиню.

Алапаевские мученики

Тела убитых пролежали на дне заброшенной шахты три месяца прежде, чем их начали извлекать. Игумен Серафим был здесь. На третий день эксгумации удалось поднять последнюю из жертв – Великую княгиню Елизавету. Наконец погибших можно похоронить по-христиански. Останки мучеников омыли, облачили в белые одежды и положили в простые деревянные гробы. После отпевания тела погребли в подземелье монастыря. Но вскоре покой усопших вновь потревожили.

Читайте также:
Филарет Московский - житие и биография патриарха, факты из жизни, труды и книги

К Алапаевску приближался отряд красноармейцев. Опасаясь надругательства над представителями царской фамилии, адмирал Колчак разрешает игумену Серафиму вывезти тела в безопасное место. Монах берёт в помощники двух послушников Белогорья – Максима Канунникова и Серафима Гневашева. К слову, именно это спасло всех троих от мучительной гибели в родной обители. Белогорский монастырь разграбили, а местных служителей во главе с настоятелем Варлаамом (Коноплёвым) зверски убили.

Страшный груз

Гражданская война охватила уже всю страну. «Большевики, как черви, кишели по линии железной дороги», – написал о своём пути игумен Серафим. Остаётся загадкой, как ему удалось провезти 8 гробов в тайне от Алапаевска до Пекина. Гробы везли на поездах, товарняках, военных эшелонах, паромах, несли на руках. Из щелей ящиков текло. Смрад – невообразимый. Поезд часто останавливался среди поля, тогда Белогорские служители собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же вытекавшая из гроба Великой княгини, благоухала, и они бережно собирали её, как святыню, в бутылочки.

За 18 месяцев опасного путешествия пермский монах ни разу не расстался со своим страшным грузом. Так, в Чите он собственноручно снял доски с пола своей кельи, вырыл неглубокую могилу, составил в ряд гробы и слегка присыпал их землёй. Полгода отец Серафим буквально живёт над захоронением. Пару раз ночевавший в его келье капитан Павел Булыгин содрогался от жуткой картины. Среди ночной тишины, сидя на краю своей постели, в длинной белой рубашке, худой и измождённый монах, тихо разговаривал с Елизаветой: «Да, да, Ваше Высочество, совершенно так…»

Святая Земля

Шёл уже январь 1921 года, когда отец Серафим, наконец, ступил на Святую землю. Долгожданный покой Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара обрели в русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Отец Серафим исполнил своё обещание. Но расстаться с княгиней он не смог. Белогорский игумен навсегда покинул родину, чтобы до последних дней оставаться при мощах мучениц в далёком Иерусалиме.

Однако в конце жизни пермского монаха лишили этой возможности. В 1945 году среди эмигрирующего духовенства возникло движение за воссоединение с Московской Патриархией. Возглавил его пермский игумен Серафим. За это его выдворили из женского Гефсиманского монастыря. Игумена приютили греки. В 1959 году он скончался.

Каждый паломник может увидеть на вершине Елеонской горы, неподалёку от византийской часовни могильную плиту с надписью: «Русский Священно-Игумен Серафим, Начальник Свято-Серофимовского Скита Пермской епархии. Он привёз Гроб с телом Мученицы Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны в Иерусалим… 1875 – 1959 г. 22 фев.»

Св. мощи прмц. вел. кнг. Елизаветы Федоровны Алапаевской

О святыне

В русских владениях Гефсиманского сада вот уже долгое время (127 лет) радует глаз паломников всего света прекраснейший храм святой Марии Магдалины. Инициатором его постройки был император Александр III, который таким образом хотел увековечить память о своей любимой матушке. Именно в его стенах в 1921 году обрела вечный покой Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей инокиней Варварой.
Над храмом трудилась огромная команда профессионалов своего времени. Так, его проект был составлен известным архитектором Д. Гримом. Живопись принадлежит кистям таких уважаемых художников, как Верещагин, Васильев, Корзухин и др. Работы из мозайки создал веницианский художник Сальвиотти, из мрамора – Крутиков, из серебра – Овчинников, из мельхиора – Фраже. Всех мастеров и не перечислить.
Архитектурный стиль храма святой Марии Магдалины относится к однопрестольному пятиглавному, в котором выполнены русские церкви XVII века. Недалеко от него находится небольшая колокольня. Окружает храм небольшая женская обитель, основанная православной шотландкой Варварой Робинсон.
Сооружение отличается большой прочностью: в 1927 году в Иерусалиме прошло сильное землетрясение, которое принесло большой ущерб всему городу, кроме него.
Храм воздвигнут из камня беловато-серого цвета – этого добра в избытке на Святой Земле. Что касается деревянных и металлических материалов, то во время стройки они поступали сюда по морю из России.
Храм поражает своей красотой и изяществом со всех сторон. Иконостас в нем сделан из итальянского белоснежного мрамора. Сверху висит прекраснейшая картина с изображением Марии Магдалины. Также здесь имеются копии икон Исаакиевского собора. Одним словом, чтобы ощутить все превосходство данного святилища, в нем нужно оказаться и все увидеть собственными глазами. Но прежде, конечно же, просто необходимо познакомиться с историей жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

*****
Личность Елизаветы Федоровны начала складываться буквально с рождения. Так уж случилось, что на свет она появилась в высокородной семье: ее отцом был герцог немецкого происхождения Людвиг IV, а матерью – английская принцесса Алиса. Своих семерых детей родители воспитывали в строгости: одевали их в простенькую одежду, старших дочерей просили убираться в доме, способствовали развитию их талантов, приучали следовать христианским заповедям, учили помогать нуждающимся и любить ближних.
Уже с малых лет у Елизаветы Федоровны обнаружился художественный дар, который она развивала на протяжении всей своей жизни. Больше всего будущая княгиня любила рисовать цветы. Нельзя не упомянуть и об ее интересе к классической музыке. По характеру девушка была очень доброй, веселой и заботливой. К тому же, очень хороша собой. По мнению современников – на тот момент Елизавета была одной из красивейших женщин Европы, которой художники посвящали свои картины, а поэты стихи.
Когда принцессе исполнилось 20 лет, она стала невестой Великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. Сразу после бракосочетания в Российской империи молодожены поселились в Подмосковном поместье, где и находились практически все свое время.
Оказавшись на чужбине, Елизавета Федоровна не растерялась, а сразу же принялась изучать язык и культуру России. С верой ее познакомил Сергей Александрович. Он был очень набожен, жил по церковным уставам, часто присутствовал на богослужениях. И Елизавета с удовольствием всюду за ним всюду следовала.
Великой княгине очень нравилось находиться в православных храмах. В них она испытывала не знакомое ей до этого момента благодатное чувство. Наверно именно поэтому девушка с такой легкостью удавалось выстаивать все церковные службы. В конце концов, Елизавете Федоровне захотелось не просто наблюдать за тем, как ее муж принимает Священные Таинства Христовы, но и самой участвовать в этом. С еще большим интересом она начала читать духовные книги, чтобы понять какая же вера истинная – до недавнего времени чуждая ей православная, либо принятая ею с рождения протестантская. Уже вскорости судьба предоставила Елизавете Федоровне шанс в этом разобраться.

Читайте также:
Рецепты кухни четвертой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

*****
В 1888 году в Иерусалиме должно было состояться освещение новой русской церкви. Приглашения на это торжественное событие получили множество почетных гостей, включая Великого князя Сергея Александровича, которого очень уважали на Святой Земле за его добрые деяния. Семь лет назад он возглавлял здесь, созданное им же православное общество, которое помогало Русской Миссии в Палестине. Когда Елизавета Федоровна узнала о том, что может поехать в Иерусалим вместе с супругом, то очень этому обрадовалась, решив, что туда ее ведет сам Бог. Тогда она еще до конца для себя не определила стоит ли принимать православие.
Вид красивейших русских храмов, который открылся перед Великой княгиней Елизаветой Федоровной с Елеонской горы, покорил ее буквально сразу же. Настолько, что даже пожелала быть похороненной здесь, тем самым, возможно, накликав на себя беду.
Посетив Иерусалим, Елизавета всерьез задумалась о принятии православной веры. Единственное, что ее останавливало – нежелание причинить боль своим родственникам, особенно отцу. Спустя два года она отправила ему письмо, в котором просила благословить ее решение, но получила отрицательный ответ. Безусловно, это причинило страдания девушке. Тем не менее она отважилась осуществить задуманное.
И вот, 12 (25) апреля в Лазареву субботу Елизавета Федоровна обратилась в православие. Имя ей не изменили, но теперь оно отождествлялось с другой Елизаветой – матерью святого Ионна Предтечи. В честь данного события император Александр III подарил ей икону Нерукотворного Спаса, которую она затем всегда носила с собой, с ней же и приняла свою смерть.
Вскоре Великий князь Сергей Александрович был назначен губернатором Москвы. Теперь его супруга стала бывать на всех проводимых в столице светских мероприятиях. При этом она всегда оставалась любезной, жизнерадостной и общительной. Удавалось это Елизавете Федоровне с большим трудом – из жизни ушли ее невестка принцесса Александра и отец. Между тем, именно это непростое время для Великой княгини стало периодом ее духовного развития.
Уже в скором времени жители Москвы смогли по достоинству оценить милосердие Елизаветы Федоровны. Ее часто можно было застать в различных учреждениях для бедняков. В них она стремилась улучить жизнь страждущих деньгами, едой, одеждой.

*****
На смену мирной жизни пришла Русско-японская война, и Великая княгиня сочла своим долгом поддержать фронт. Первое, что она сделала, это открыла мастерские по пошиву воинской одежды. Также ею было организовано несколько поездов с санитарной помощью, устроен госпиталь для раненых, созданы благотворительные комитеты по поддержке солдатских семей, оставшимся без кормильца.
А тем временем русское войско никак не могло одолеть противника. Государственный строй в стране был подорван, то там, то здесь вспыхивали массовые беспорядки, которые временами перерастали в теракты. Стало ясно – скоро произойдет революционный переворот.
На фоне всех этих событий Елизавета Федоровна стала предчувствовать беду. И было из-за чего – по городу пронесся слух о том, что эсеры приговорили ее супруга к смерти. Попытки избежать этого оказались тщетными. Сергей Александрович погиб в результате взрыва бомбы, брошенной в него террористом. Его тело захоронили в церкви Чудова монастыря. На протяжении сорока дней здесь проходили панихиды в память об усопшем. Горем убитая вдова Елизавета не пропускала ни одну из них, и все время оплакивала свою очередную утрату, обращаясь к Богу с вопросом, что ей теперь делать. И вот, однажды, Великая княгиня вдруг ощутила благодать и прилив сил. А следом на нее сошло и озарение – теперь она посвятит всю себя служению Господу.
Спустя несколько лет Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, где стала настоятельницей и продолжила помогать всем нуждающимся. Но именно милосердие в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку. Уже в начале Первой мировой войны Елизавету нередко видели в лазаретах, ухаживающей за ранеными. Правда, из-за своей доброты она посещала не только бойцов русской армии, но и немцев, взятых в плен. Недоброжелателям хватило всего нескольких таких визитов, чтобы обвинить ее в тайном пособничестве врагу. На Великую княгиню начались продолжительные гонения. Арестовали ее в 1918 году, через три дня после начала Пасхи. Местом последнего заключения Елизаветы Федоровны стал город Алапаевск. Участь приговоренной скрашивала одна из сестер Марфо-Мариинской обители Варвара, пожелавшая по собственной воле быть со своей настоятельницей до самого конца. Задержанными оказались еще несколько членов императорской семьи.
Расправа над ними произошла в ночь на 5 (18) июля того же года. В шахту старого рудника разъяренные чекисты сначала сбросили всех восьмерых заключенных, а затем – множество гранат. Один из очевидцев этого ужасного убийства рассказывал, как из-под земли доносились молитвы страдальцев. При обнаружении тел Елизаветы Федоровны и Варвары, выяснилось, что перед смертью они молились – это стало понятно по расположению пальцев их рук. Перед кончиной они испытали ужаснейшие муки, испытывая жажду, голод и нестерпимую боль от полученных травм.

*****
Прежде чем останки женщин нашли свое пристанище в Иерусалиме, им пришлось пройти тяжелейший путь.
Сначала гробы с телами погибших находились в Алапаевской церкви, где по ним служились панихиды. Затем они были перевезены в Свято-Троицкий собор, там прошло отпевание. Однако здесь оставлять их надолго было нельзя. Красноармейцы наступали, нужно было найти более укромное место. Эта обязанность легла на плечи отца Серафима, который при жизни Елизаветы Федоровны был не только ее другом, но и духовным наставником. Благодаря своим стараниям он добился не только разрешения на перевозку останков, но и получил для этого специальный вагон, и даже пропуск.
Гробы отправились в Читу. Там, в Покровском женском монастыре, монахи обмыли тела и облачили их в монашеские одежды. Теперь оставалось решить, где они будут храниться. С этой целью в одной из келий были сняты несколько досок с пола. В образовавшейся дыре выкопана могила, в которую и поместили все гробы. Следить за их безопасностью вызвался сам отец Серафим. Так прошло шесть месяцев. Затем вновь появились слухи о приближающейся Красной армии. Это означало, что останки страдальцев должны были продолжить свой путь, причем, уже за пределами России.
На этот раз перевозка тел проходила в более тяжелых фронтовых условиях – на железной дороге постоянно возникали проблемы, которые тормозили движение. Ситуацию все время спасал пропуск, благодаря которому вагон все время прицепляли к другим поездам. Таким образом, он медленно, но верно приближался к китайской границе. В летнюю жару из гробов стала сочиться жидкость, а от тел исходил невыносимый запах. И только гроб Елизаветы Федоровны испускал благоухание.
Уже на подъезде к границе с Китаем, поезд был атакован красноармейцами, которые тут же попытались уничтожить гробы с останками. К счастью, на помощь вовремя подоспели солдаты китайской армии, не позволив им сделать это. После прибытия в Харбин выяснилось, что многие тела погибших уже почти разложились. В хорошем состоянии оставались только тела Елизаветы Федоровны и Варвары. Их было решено отправить в Свято-Серафимский храм, находящийся в Пекине. Следующими остановками стали Тянцзин и Шанхай.
И вот, наконец, в начале 1921 года гробы доставили сначала в Порт-Саид, а уже оттуда – в Иерусалим. Встретившие их представители духовенства были несказанно рады этому событию. Началась подготовка к захоронению тел.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

*****
Процессом погребения руководил Патриарх Дамиан. Гробы поместили в усыпальницу храма Марии Магдалины. Однако считать Великую Княгиню Елизавету Федоровну и ее инокиню святыми стали не сразу. Это случилось только спустя 60 лет по указу Русской Зарубежной Церкви.
Говорят, что перед их канонизацией, гробы решили открыть. Комиссию, которая этим занималась, возглавил руководитель Русской Духовной Миссии архимандрит Антоний (Граббе). Так получилось, что он оказался совершенно один, когда гробы установили на амвоне для богослужений. Внезапно тот, в котором находилась Елизавета, приоткрылся. Она встала и направилась к отцу Антонию за благословением, а после легла на прежнее место. Когда ее гроб вскрыли, то помещение сразу же заполнилось приятным запахом. По словам архимандрита Антония – то ли медовым, то ли жасминовым. Что касается тела новомученицы, то оно было практически нетленными. После всех этих событий по распоряжению Патриарха Иерусалимского Диодора останки Елизаветы Федоровны сменили свое местоположение – их пристанищем стал сам Храм Марии Магдалины. Произошло это событие 2 мая 1982 года.
В ранг святых новомучеников нашей страны Великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару Русская Православная Церковь возвела только в 1992 году. Мощи первой из них располагаются в одном крыле храма, мощи второй – прямо в противоположном. Днем чествования мучениц считается 5 (18) июля.
*****
Печальная история Елизаветы Федоровны имеет глубоко религиозный подтекст. Как уже говорилось выше, она приняла православную веру в Лазареву субботу. Согласно Библии, после этого дня Господь вошел в Иерусалим, а затем началась Страстная неделя. Аналогичные события произошли и в судьбе Великой княгини: наряду с печалью был повод для радостей и народное почитание, которые сменились страстными событиями и казнью. Не удивительно, что уже при жизни Елизавету стали называть святой.
А тот факт, что после перехода в православие ей было оставлено прежнее имя, свидетельствует о том, что свой духовный подвиг она начала осуществлять еще с рождения. Ведь имя Елизавета с древнего еврейского языка трактуется, как «почитающая Бога». Именно это ее качество и любовь к ближним, помогали Великой княгини Елизавете Федоровне во всех трудных жизненных ситуациях. Возможно, многим женщинам ее образ мог бы послужить примером для подражания…

Житие и мощи святой Елизаветы, иконография, о чем просят перед образом и тексты молитв

Биография святой Елизаветы рассказывает о ее жизненном пути и подвигах, за которые ее стали почитать в церкви. Деятельность великой княгини была полезна для многих людей, она отличалась преданностью Господу и большое внимание уделяла служению Всевышнему.

Житие святой Елисаветы Феодоровны

В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.

Происхождение и детство

Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.

Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.

Замужество

В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.

Читайте также:
Реинкарнация в христианстве: есть ли в православии или нет, отношение РПЦ история и суть, доказательства

После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.

Служение Господу

Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.

На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.

Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.

Мученический подвиг

Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.

Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.

Когда на место гибели княгини пришли белогвардейцы, тела всех сброшенных в рудник были извлечены. В кладбищенской церкви провели отпевание и переправили тела на Восток. Останки великомученицы доставили в Иерусалим, а ковчег с мощами установили в церкви имени святой Марии Магдалины в историческом месте Гефсимании. Канонизацию провели в 1981 году, и мощи мученицы до сих пор находятся в Иерусалиме. День кончины великомученицы считается днем памяти святой Елизаветы.

Иконография

Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:

  • княгиня изображается в апостольнике;
  • в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
  • на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.

В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.

О чем просят перед образом великой преподобномученицы

К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:

  • трудные роды;
  • рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
  • раковые заболевания;
  • страдания, муки и боль.

Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.

Текст молитвы

«О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Мощи святого равноапостольного князя Владимира

Каждый русский православный человек знает о святом, который положил начало христианства на Руси. Поступок святого равноапостольного князя Владимира и поныне славится многими народами. Ведь благодаря принятию христианства, у дикого от языческих обрядов народа, появилась возможность не только изучить грамоту и письмо, но и стать ближе к Создателю.

История обретения мощей

При жизни князь был хорошим политиком и государем. Крещение кардинально изменило его взгляды на жизнь и смерть. Принятие новой веры помогло сплотить народ, отказаться от диких языческих обрядов. Теперь он не мог мстить и убивать, ведь его Бог говорил о любви и прощении.

Владимир умер 15 июля 1015 года в деревне Берестовое, которое находилось под Киевом. На смертном одре он просил прощению у Господа за то, что раньше был язычником и не знал истинного Бога. Так отошел ко Господу великий русский святой.

Читайте также:
Православие и соцсети: отношение церкви и мнение священников, можно ли регистрироваться или нет, ответы на частые и популярные вопросы, популярные православные соцсети

Читайте о князе Владимире:

Князя похоронили в Десятинной церкви, которую он построил за свои деньги. Мраморные гробы с телами Владимира и его жены Анны хранились там до 1240 года.

В 1240 году на Киев напало войско хана Батыя. Храм был разрушен, а гробы утеряны. И только в 1635 году мощи были обретены благодаря стараниям митрополита Петра Могилы. Митрополит взял череп и кость руки. Главу он передал на хранение в Успенский храм Киево-Печерской Лавры. Челюсть была передана царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка, который он передал в Успенский собор Кремля.

Сейчас челюсть находится в Храме Христа Спасителя. Кость руки находится в Киевском Софийском соборе. История с черепом более запутанная. Во времена советской власти череп из Киева был направлен в Ленинград на экспертизу. Антрополог Михаил Герасимов должен был восстановить портрет князя по черепу. Но началась война, и реликвия была утеряна в блокадном Ленинграде.

Интересно! Предполагается, что советская власть и не собиралась восстанавливать портрет великого князя Владимира, а экспертиза была предлогом для того, чтобы забрать череп. Ведь без челюсти экспертиза была невозможной. Хранилась она в Москве, но передавать ее в Ленинград никто не собирался.

День памяти святого князя Владимира празднуется 28 июля.

Стоит отметить, что Русь достигла высшей степени своего развития именно после Крещения. Строились храмы, открывались воскресные школы, переписывались, а позже и печатались книги. Появилась старославянская азбука, которая существует и доныне в Русской православной церкви. Русь стала наравне с Константинополем. Именно благодаря Владимиру Русь вышла из тени греха и неведения.

Как добраться до храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя находится недалеко от Кремля. Адрес храма: ул. Волхонка, д. 17.

Оптимальный маршрут от станции метро «Кропоткинская», где проходят маршрутные автобусы № 15, 255, 33. От Красной площади добраться до храма не составит труда. С Красной площади нужно пройти к Александровскому саду. Из Александровского сада нужно спуститься к Кремлевской набережной и пройти по Патриаршему мосту, который ведет к храму.

В чем помогает и как молиться мощам

Так как князь был мудрым и образованным человеком, у него молитвенно просят помощи в учебе или о вразумлении государственных властей. Обращаются к нему и при болезни глаз. Ведь однажды его поразила болезнь слепоты. Избавился князь от этой болезни после того, как принял Святое Крещение.

Молитва святому равноапостольному Великому Князю Владимиру:

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Важно! Великий князь Владимир является покровителем внутренних войск России.

Где находятся мощи святого князя Владимира и мч. Трифона?

История обретения мощей

При жизни князь был хорошим политиком и государем. Крещение кардинально изменило его взгляды на жизнь и смерть. Принятие новой веры помогло сплотить народ, отказаться от диких языческих обрядов. Теперь он не мог мстить и убивать, ведь его Бог говорил о любви и прощении.


Икона святого равноапостольного князя Владимира

Владимир умер 15 июля 1015 года в деревне Берестовое, которое находилось под Киевом. На смертном одре он просил прощению у Господа за то, что раньше был язычником и не знал истинного Бога. Так отошел ко Господу великий русский святой.

Читайте о князе Владимире:

  • Икона святого князя Владимира
  • Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  • Собор святого князя Владимира в Киеве

Князя похоронили в Десятинной церкви, которую он построил за свои деньги. Мраморные гробы с телами Владимира и его жены Анны хранились там до 1240 года.

В 1240 году на Киев напало войско хана Батыя. Храм был разрушен, а гробы утеряны. И только в 1635 году мощи были обретены благодаря стараниям митрополита Петра Могилы. Митрополит взял череп и кость руки. Главу он передал на хранение в Успенский храм Киево-Печерской Лавры. Челюсть была передана царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка, который он передал в Успенский собор Кремля.

Сейчас челюсть находится в Храме Христа Спасителя. Кость руки находится в Киевском Софийском соборе. История с черепом более запутанная. Во времена советской власти череп из Киева был направлен в Ленинград на экспертизу. Антрополог Михаил Герасимов должен был восстановить портрет князя по черепу. Но началась война, и реликвия была утеряна в блокадном Ленинграде.

Интересно! Предполагается, что советская власть и не собиралась восстанавливать портрет великого князя Владимира, а экспертиза была предлогом для того, чтобы забрать череп. Ведь без челюсти экспертиза была невозможной. Хранилась она в Москве, но передавать ее в Ленинград никто не собирался.

День памяти святого князя Владимира празднуется 28 июля.

Стоит отметить, что Русь достигла высшей степени своего развития именно после Крещения. Строились храмы, открывались воскресные школы, переписывались, а позже и печатались книги. Появилась старославянская азбука, которая существует и доныне в Русской православной церкви. Русь стала наравне с Константинополем. Именно благодаря Владимиру Русь вышла из тени греха и неведения.

История обретения мощей святого равноапостольного князя Владимира


Жизненный путь Святого Равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля 1015 г. в Берестове. На следующий день «възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя».[1] Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма».[2] Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем «над спудом».

Читайте также:
Мощи Александра Свирского: где находятся и как проехать, история и тайна, чудеса

Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: «Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище».[3] То же самое можно прочесть и в статье 1825 г., повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма.[4]

В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем: «Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию»[5].

Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует всё тот же Самуил Миславский: «О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира».[6]

В конце XIX в. глава Св. князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая «греческого стиля, на кипарисе».[7] В настоящее время судьба честной главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о её передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.

Каменные саркофаги Десятинного Богородичного храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин – и в 1824-м, и в 1826-м, и 1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938–1939 гг. и новейшие раскопки 2005–2010 гг.).[8] Находились среди них и те, что идентифицировались авторами раскопок с погребением Владимира Святого. Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся описаниям, не могут претендовать на места упокоения Равноапостольного князя. Только свидетельство середины XVIII в., когда в ходе строительных работ, инициированных княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части развалин храма, может быть соотнесено с тем, что увидел и митрополит Петр в 1636 г. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М.К. Каргер, склонившийся к тому, что к XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены.[9]

В 1640 г. митрополит Петр отправил в Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…».[10] Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г. В 1893 г. контекст её почитания описывался так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира

, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке».[11] К сожалению, в подробнейшем описании Успенского собора А.Ф. Малиновского, относящемся к началу XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично «…и некоторых российских святых», без специального указания на частицу мощей Владимира Святого.[12]

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

[1] Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. I. М., 1997. Стб. 130.

[2] Титмар Мерзебургский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. IV. Западноевропейские источники. М., 2010. С. 76-77.

Читайте также:
Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

[3] Краткое историческое описание Киевопечерской Лавры. Изд. 2-е. Киев, 1795. С. 80-81.

[4] План первобытной Киевской Десятинной Богородицкой церкви с объяснениями оного // Отечественные записки, 1825, № 59. С. 391-392.

[5] Киевский Синопсис. Изд. 2-е. Киев, 1823. С. 59.

[6] Краткое историческое описание Киевопечерской Лавры. С. 80.

[7] Сiткарьова О.В. Успенський собор Києво-Печерської Лаври. Київ, 2000. С. 224.

[8] Каргер М.К. К вопросу о саркофагах кн. Владимира и Анны // КСИИМК. Вып. VII. 1940. С. 76-80; Ёлшин Д.Д., Ивакин Г.Ю. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митрополита Петра Могилы (история, археология, изобразительные источники) // Ruthenica IX, 2010. Р. 74-109.

[9] Каргер М.К. Княжеское погребение XI в. в Десятинной церкви // КСИИМК. Вып. IV. 1940. С. 12-20; Он же. К вопросу о саркофагах кн. Владимира и Анны.

[10] Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996. С. 513.

[11] Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель ее достопримечательностей. 2-е изд. М., 1997. С. 94

[12] Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 24.

Д.В. Пежемский

Как добраться до храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя находится недалеко от Кремля. Адрес храма: ул. Волхонка, д. 17.

Оптимальный маршрут от станции метро «Кропоткинская», где проходят маршрутные автобусы № 15, 255, 33. От Красной площади добраться до храма не составит труда. С Красной площади нужно пройти к Александровскому саду. Из Александровского сада нужно спуститься к Кремлевской набережной и пройти по Патриаршему мосту, который ведет к храму.


Мощи равноапостольного князя Владимира

Где находятся мощи святого князя Владимира и мч. Трифона?

Где находятся мощи святого князя Владимира и мч. Трифона?

Вопрос: Где находятся в настоящее время мощи святых: равноапостольного великого князя Владимира и мученика Трифона?
Ответ: Святой Трифон сподобился мученической кончины в Никее в 250 году при императоре Декии. Приняв тело мученика, христиане хотели придать его погребению в этом же городе, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину. Он был похоронен в селении Кампсада во Фригии, недалеко от города Апамеи. Позже его святые мощи были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Об этом пишет известный исследователь в области агиографии архиепископ Сергий (Спасский) в Полном месяцеслове Востока (т. III, 1 февраля). По-видимому, речь идет о части святых останков мученика Трифона, потому что и в других странах имеются его св. мощи. Особенно много их на святой горе Афон: в монастыре Ксенофонт находится честная глава, в Костомоните — рука, в Пантократоре — персть. Частицы мощей св. мученика Трифона хранятся также и в других афонских монастырях: Зографе, Ватопеде, Эсфигмене. Ковчег со стопой св. мученика Трифона находится в одном из монастырей в Святых Метеорах (Греция).

Частицы св. мощей мученика Трифона имеются и в Москве. В 1803 году митрополит Черногорский Петр Негош прислал из города Котор три частицы мощей мастеру серебряных дел Трифону Добрякову, выразившему благое желание создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. Добряков положил присланные ему частицы в серебряные вызолоченные мощевики и в 1812 году передал их императору Александру Благословенному. Государь пожертвовал их в 1819 году храм св. мученика Трифона в Напрудном. Св. мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона. После революции церковь была закрыта. Икону передали в Знаменскую церковь близ Крестовской заставы.

Имеются также иконы мученика Трифона с частицами св. мощей в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще и в храме Рождества Христова в Измайлове.

Св. равноапостольный князь Владимир скончался 15 июля 1015 г в селе Берестово, и был погребен в Успенской Десятинной церкви в Киеве в мраморном гробе рядом со своей супругой царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II. В 1240 г. во время нападения войск хана Батыя на Киев, храм был разрушен. В 1635 г. митрополит Петр Могила, осматривая развалины Успенской Десятинной церкви, приказал копать на месте образовавшейся ямы. Были обретены два мраморных гроба, которые согласно надписям принадлежали св. Владимиру и царевне Анне. Митрополит Петр взял череп, нижнюю челюсть и ручную кость. Главу он поместил в Успенском соборе Киево-Печерской обители. Там она хранилась в серебряной раке. В конце 30-х годов она была взята на «обследование» в Москву и исчезла. Челюсть была послана царю Михаилу Федоровичу, который передал ее в Успенский собор Кремля. Она упоминалась в описи Собора 1701-го года: «исподняя кость с зубами». По-видимому, хранится в музеи Кремля. Ручная кость находилась в Киевском Софийском соборе.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Православная Жизнь

Мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены, византийской принцессы Анны, нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила (он возглавлял Киевскую кафедру в 1632–1647 годах). Находка была сделана случайно. До нас дошли два свидетельства того, как это произошло.

Святой князь Владимир. Современная икона. Автор Дмитрий Марченко

Случайная находка

В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.
В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.
О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата – 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя – князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

Читайте также:
Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви – Успенском соборе.
Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана.
Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.
Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.
Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.
Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.
Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «. находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».
Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.
Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».
Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.
Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году – 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)
Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: