Можно ли на Пасху на кладбище: почему нельзя ходить и когда лучше посетить

Поминовение усопших в дни Пасхи

Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Читайте также:
Куда деть вербу: можно ли хранить дома и как правильно это делать

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Ходят ли на Пасху на кладбище?

Церковь считает, что нельзя ходить на кладбище в Пасху – это нарушает традиции православного христианства. Пасха – это праздник Христова Воскресения, которому радуются христиане всего мира. Не следует омрачать праздник торжества жизни, превращая его в “день кладбища”. Для поминовения, поминальных панихид отведены определенные дни, которых следует придерживаться.

Пасха для многих не только большой праздник, но и день, когда они отправляются на кладбище поминать близких. Эта традиция соблюдается в течение нескольких поколений. Никто уже не помнит, когда и по каким причинам сложился обычай идти к могилам усопших на Пасху. Посещающие могилы в этот день и не знают, что по мнению православной церкви нельзя ходить на кладбище в Пасху, нарушая все уставы.

Пасха – великий день, когда христиане по всему миру радостно празднуют Воскресение Иисуса, и это светлое торжество несовместимо со скорбью об усопших. Именно поэтому нельзя ходить на кладбище в Пасху. Церковные каноны не рекомендуют также приходить к местам погребения в Рождество, на Троицу, Благовещение, некоторые другие христианские праздники.

В пятницу Сын Божий принял смерть мученика на кресте, искупая тем самым грехи человечества. После этого его перенесли в пещеру, где и оставили. В воскресенье ночью Мария Магдалина с другими христианками пришла проститься с Иисусом, отдать ему последнюю уважительную дань.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Войдя в пещеру, они обнаружили, что там нет тела Иисуса, а появившиеся ангелы обрадовали их вестью, что Сын Божий воскрес. Большая радость тут же разнеслась по всем христианам, люди ходили от дома к дому и сообщали о вести, веселились и поздравляли друг друга. Жизнь одержала верх над смертью, поэтому нельзя ходить на скорбное кладбище в Пасху, омрачая ее торжество.

С тех пор в пасхальный день стало обычаем ходить по домам и сообщать о Воскресении Христа. И в наши дни в деревнях дети начинают ходить по домам еще затемно, получая за хорошее сообщение подарки. Пасха – важнейший праздник христианства. В этот день принято кушать куличи, красить яйца, поздравлять родственников с великим днём, ходить в церковь, накрывать обильные столы, радостно веселясь.

Нужно ли ходить на кладбище на Пасху?

Посещение могил сопровождается печалью и скорбью, связанными с утратой близких людей – это противоречит светлой торжественности дня. По этой причине церковь советует не путать эти понятия. Просвещенные верующие понимают, что на кладбище в Светлую Пасху ходить нельзя, нарушая особую праздничность дня. Для посещения могил близких есть специальные, особые дни.

Пояснения священников

Церковь утверждает, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, но страшным грехом это не признает. Всеволод Чаплин , глава одного из синодальных отделов, сообщил, что ходить к могилам в пасхальный праздник люди приучились в советское время. Они не были осведомлены о православных традициях. Чаплин уверен, что помолиться об усопших можно и в этот день, но в “день кладбища” превращать его не нужно. Патриарх Алексий II выразился по этому поводу, что дни поминовения церковью строго определены, и Пасха к ним не относится.

В какие дни ходить на кладбище?

Об ушедших в иной мир забывать непригоже , нужно посещать могилы, поминать. Ходить в Пасху на кладбище нельзя, но есть другие дни, в которые можно и нужно устраивать поминание. Перед посещением желательно сходить на службу в церковь, помолиться, для выполнения поминовения передать записочку с именами усопших. Молитва – это самое большое, что может дать живой мертвому. Даже памятник и обустроенная территория у захоронения не столь существенны – это только благая традиция.

Читайте также:
Пост и дети: можно ли детям поститься и как не навредить, что можно и нельзя, календарь Великого поста для самых маленьких

Посещать могилы можно в следующие дни:

1. Дмитриевская суббота. Следует после дня мученика Дмитрия Солунского (8 ноября) в субботу. В православии считается родительской субботой, днем всеобщего поминовения.

2. Троицкая родительская суббота непосредственно перед Троицей. Считается вселенской. В этот день проходит общецерковное поминовение усопших, во время панихид церковь поминает всех христиан, упокоившихся в мире ином.

3. Субботы Великого поста (2,3,4) – в эти дни можно помянуть лично дорогих людей.

4. Мясопустная суббота. Приходится на день за неделю до поста (Великого). Считается вселенской субботой, когда устраиваются поминальные трапезы, люди ходят к могилам.

5. Радоница . Каждый год день поминовения приходится на вторник, следующий через неделю после Пасхи. Именно в этот день убирают могилки.

6. Дни годовщин смерти. Отмечаются по календарю.

Смысл богослужений во время двух вселенских суббот заключается в молитве за всех почивших, даже независимо от личной близости, в особенности за тех, кого некому помянуть.

Хотя нельзя ходить на кладбище в Пасху, иные светлые праздники, служить заупокойные панихиды можно во многие другие дни года. Истинно верующим в пасхальные праздники следует радоваться, оставляя печаль на отведенные церковным уставом специальные дни.

Можно ли ходить на кладбище на пасху

Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».

Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни

Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.

Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.

Почему не следует на Пасху поминать усопших

Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.

Когда следует поминать усопших

В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.

Идти на погост после празднования Пасхи

Если интересуются, в день Пасхи ходят ли на кладбище, ответ – лучше это сделать после окончания Светлой седмицы. На следующий после нее вторник ( на девятые сутки), празднуется Радоница. Надо найти время и прибраться на могилках заранее, в понедельник. Радоница — праздник, когда живые делятся с мертвыми радостью и благой вестью о воскресении Господа. В этот праздник необходимо навещать усопших, верующими признается факт, что Христос победил смерть. Этот праздник призывает христиан не печалиться о смерти родных и близких, а радоваться их рождению для вечной жизни. На Радоницу принято опять совершать заупокойное поминовение, которое не проводилось после наступления Пасхи, служить панихиду, и ездить на кладбище. Там нужно отслужить заупокойную литию ( особый молитвенный чин) на могиле близких.

Читайте также:
Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.

Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста

Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.

Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.

Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:

  • Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, головы должны быть накрыты платками или шарфиками;
  • Мужчины должны быть в брюках, одежде, прикрывающей плечи, без головного убора;
  • Приходить в храмы (на кладбища) с животными;
  • Вести себя вызывающе;
  • Недопустима громкая музыка, сквернословие, распитие алкоголя и курение.

Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники

В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.

Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Читайте также:
Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Читайте также:
Утреня: понятие и особенности, порядок и значение в православии, время, история и духовный смысл

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Разрешается ли посещать кладбище в пасхальную неделю и поминать усопших

У многих возникает вопрос о целесообразности и правильности посещения кладбище в праздничный день, на Пасху. С одной стороны, церковь не говорит о запрете посещения погоста, с другой много людей считают посещения усопших родных традицией. Кладбище необходимо посещать для выражения скорби по близким, покинувшим этот мир. Его принято считать местом концентрации мудрости человеческой. Все религии с уважением относятся к акту погребения. Почитание покойников, охрана места погребения — общая религиозная черта любых культур.

  • Что по поводу кладбищ и Пасхи говорит церковь
  • Откуда взялась традиция ходить в Пасху на кладбище
  • Почему не стоит поминать усопших
  • Правила и запреты при посещении
  • Что можно принести с собой на кладбище

Что по поводу кладбищ и Пасхи говорит церковь

Верующие люди прекрасно знают о недопустимости посещения мест захоронения по праздникам, таким великим как Рождество, Благовещение, Пасху, Троицу. Не каждый сможет совместить в себе радость и скорбь одновременно, а пасхальным праздничным днем нужно в первую очередь наслаждаться, отказавшись от всех забот.

Церковь это полностью поддерживает. Молиться в церкви за упокоение в период праздника запрещено. С наступления четверга страстного до великой Пасхи в храме запрещено служить панихиду. В то же время церковь подчеркивает, что на Пасху ходить на кладбище допустимо, в этом нет никакого греха.

Читайте также↓↓↓

Откуда взялась традиция ходить в Пасху на кладбище

Российская Империя административно делилась на приходы. В деревнях храмов совсем не было, они находились только в сёлах. Ими назывались населённые пункты, где есть церкви, независимо от того, сколько дворов в нём было. Рядом с храмами возникали погосты. Это было связано с тем, что дороги в России были плохие, поэтому если усопшего привозили в храм, было удобно хоронить его рядом. В большинстве население были крестьяне и только небольшая их часть жили в сёлах, основная масса проживала в деревнях.

На ночную пасхальную службу люди приходили из деревень в село, освещали пасху, куличи и яйца. По русским дорогам в апреле приходить в храм несколько раз было невозможно, поэтому приходили на Пасху.

Народ причащался, и чтобы не уходить в темноте по плохим дорогам домой, шёл на кладбище, так как оно находилось рядом.

После Октябрьского переворота, были сожжены все книги, закрыты воскресно-приходские школы, священников расстреливали. Крестьяне были наполовину уничтожены. Следующее поколение помнило, что они всегда ходили на кладбище на пасхальную неделю, ели на могиле усопшего яйца и куличи. Это передавали своим детям как христианский обычай, но совсем не так.

Читайте также:
Канинозация Николая: почему и когда канонизировали царскую семью, история, основания

Полностью отсутствует в настоящее время нужда в пасхальную неделю ходить на кладбище, если только это не личное желание. Из ответов священников, обычай возник из практических соображений, так сказать из-за удобства. Население ранее постилось и ело хлеб, и в целях этот хлеб напитать и насытить стали добавлять в него другие ингредиенты:

  • изюм;
  • масло;
  • сахар и прочие.

Так получился кулич.

На погосте нужно молиться об усопших, поминать умерших родственников, и существуют специально обозначенные церковью для этого дни посещения кладбища, о которых будет рассказано ниже. Могилы необходимо убрать на кладбище до Пасхи.

Почему не стоит поминать усопших

Праздник Пасхи — это день живых по библии, ведь мы празднуем воскрешение из мертвых Иисуса Христа. И отмечать этот праздник нужно вместе с живыми, а поход на кладбище отложить. Часто посещения кладбищ связаны с печалью и скорбью, особенно если со дня смерти близкого родственника прошло немного времени. Православные люди и церковь, в том числе, считает нежелательным ходить на кладбище в день Пасхи, но и категорически не запрещает.

Церкви были определенное время закрыты, и разрушены и народ удовлетворял потребность выражать религиозные чувства на погостах. В православии существуют определенные дни поминовения покойных — субботы в календаре, называемые родительскими. Вследствие выпадения этих дней на шестой по счету в неделе и возникло такое название. Подобных «суббот» обычно несколько:

  • в начале Великого поста;
  • вторая, третья и четвертая «суббота» поста;
  • пятая, которую называют Троицкой;
  • Радоница, это второй вторник после празднования Пасхи.

Поминание родных и близких, благоустройство и уборку могил на кладбище принято совершать в эти субботы, поэтому и название соответствующее — родительские. При желании или невозможности выбора другого дня можно ездить на кладбище в пасхальную неделю.

Навещать усопших родных и близких лучше в годовщину смерти, а не в день рождения. Не стоит плакать в этот день, так как слезы однозначно принесут радость. В настоящее время каждый сам для себя решает идти на кладбище или нет.

Почему же вышеуказанные субботы называются «Родительскими». По этому поводу есть две версии:

  1. На Руси называли отцами всех усопших и в первую очередь родителей принято поминать в эти дни.
  2. Вторая версия заключается в том, что в первую очередь благодарность молитвой должна быть родителям и прародителям которые принесли в дар жизнь каждому человеку.

Сначала нужно обязательно зайти в церковь на специальное богослужение в такие дни, а потом уже проведать усопших. Чтение молитвы на кладбище является обязательным, ведь она будет очень полезна и умершему, и живому.

  • первая суббота — это Мясопустная. По преданию Бог в этот день напоминает о том, что все люди смертны и однажды окажутся рядом с ним. Вспоминают в этот день всех близких и родных, усопших ранее.
  • вторая суббота — Троицкая. Этот день посвящался все ранее усопшим, исключений не было.
  • третья суббота — поминальная. Она, как и четвертая и пятая субботы выражает дань уважения ко всем усопшим в честь поста, который является самым трудным из постов. Обязательно считается поминальной субботой 9 мая, даже если он не попадает на этот день, ведь принято отдавать дань всем погибшим в боях за Родину в ВОВ 1941-1945 года.

Наконец, непосредственно Радоница, является самой значимой родительской субботой, и должна приходится на девятый день после праздника Пасхи, и девятый день воскресения Христа. Мысли в голове и душе рекомендуется иметь только благочестивые. Для заказа панихиды, раздачи милостыни, молитв на кладбище или в храме Радоница хороший день.
Ещё один поминальный день — Дмитриевская «суббота». Поминают в указанный день погибших в бою воинов в битве на Куликовом поле, потери Руси в тот день были очень велики. В указанную «субботу» литургия обычно проходит во всех храмах. Записки, подающиеся об упокоении, в этот день особенно значимы для усопших. Принято просить у Бога покоя для всех своих ушедших в «мир иной» родственников.

Правила и запреты при посещении

Тому, кто собирается посетить кладбище следует учесть определенные моменты. Конечно для посещения каждый выбирает время исходя из своей загруженности и возможностей, но всё-таки предпочтительнее будет такое время дня как утро, в крайнем случае обед. Считается что до полудня души усопших ожидают своих родных. Убирать на кладбище на Пасху запрещено.

Посещение же кладбища вечером и ночью крайне нежелательны по этическим соображениям. К тому же после наступления темноты это может быть совсем небезопасно.

Читайте также:
Письмо Матроне Московской: как правильно просить помощи святую, особенности и образец написания записки

Одежду лучше выбирать нейтральных или темных расцветок, ноги необходимо прикрывать, обувь предпочитают закрытую. Голову желательно прикрыть платком. Женщинам стоит отказаться от макияжа или сделать его неброским.

Что можно принести с собой на кладбище

Очень распространен обычай приносить на кладбище с собой цветы и свечи. Обязательно зажигать на могиле усопшего свечи. Огонь свечи — это знак духовной радости. Живые это будут цветы или искусственные зависит только от предпочтений идущего. Существует мнение что лучше на кладбище нести искусственные композиции потому что они долговечны, живые цветы быстро завянут и будут выглядеть на могилке не эстетично.

Забирать же с погоста что-либо строго запрещается:

  1. Считается что предметы на кладбище наделены негативной энергией и лучше оставить её на своем месте.
  2. Мусор, увядшие цветы необходимо относить в специальные мусорные контейнеры, которые есть на каждом кладбище.

Священный долг правильно ухаживать за местом погребения своих родственников. не стоит оставлять на могилах еду, так как она является в первую очередь пищей для бродячих собак и асоциальных людей.

На погосте порой приходится трогать землю, убираться и мыть памятники и кресты, чистить оградки. Проводить уборку и удалять сорняки с могил — это обычные вещи, которые родственники усопших совершают по приходу на погост. Мыть руки и лицо после посещения кладбища необходимо в любом случае. Конечно для верующих в приметы и поверья мытье будет связано со страхом, что к энергетике человека, находившегося определенное время на кладбище, присоединяется негативная энергетика мертвых. В любом случае мытье рук и лица является элементарной гигиенической процедурой.

Конечно никто не может запретить навестить усопшего родственника, так как в настоящее время каждый сам для себя решает ходить на могилки в Пасху, в определенный день или при возникновении потребности.

Можно ли на Пасху ходить на кладбище или нет: истоки народной традиции, разъяснения церкви, правила посещения и поминания усопших в этот день

Пасха – древнейший и важнейший праздник для христиан. Его также называют Светлым, что вызывает только хорошие ассоциации: торжество добра, любви. Учитывая особый смысл этого дня, нужно узнать, можно ли на Пасху ходить на кладбище, ведь поминовение умерших и воскрешение Сына Божьего сложно совместить. Необходимо глубже изучить православные традиции.

Истоки традиции посещения могил на Пасху

Считается, что во время Великого праздника верующие стали приходить к могилам умерших при Советском Союзе. Однако такая традиция уходит корнями в более давние годы, она появилась намного раньше предполагаемого периода, чем удивляет тех, кто привык считать иначе.

Люди на кладбище

Большие расстояния до погостов

Когда строятся села, предусматривается также инфраструктура. Это позволяет населению полноценно работать и жить. Значит, поблизости всегда есть церковь, а также погост (кладбище). Но такая схема поселения берется за основу не всегда, а преимущественно в крупных селах. Соответственно, в дни религиозных праздников верующим несложно посетить церковь столько раз, сколько это необходимо, а кладбище – в другие дни.

Небольшие села устроены иначе. Большинство из них представляет собой одну улицу небольшой протяженности с малым количеством жилых домов и некоторым числом брошенного жилья. Здесь чаще всего нет церкви. Может быть только небольшая часовня, но это редкий случай.

Обычно же население таких сел было вынуждено отправляться в дальний путь, чтобы добраться к празднику Воскресения Христова в церковь, расположенную в соседнем селе. По этой причине тогда же посещали погост – после окончания праздничного богослужения во время Пасхи. Приходилось там и разговляться, т. к. предстояла дальняя дорога назад.

Посещение могилы родственника

Советская традиция во время гонения церкви

При СССР начали закрывать храмы, священники не имели возможности проводить богослужения. Церкви лишились земель, внедрялась идея «отмирания религиозных предрассудков». Власть активно способствовала ее развитию и распространению. Среди населения также продвигался атеизм. Однако эта позиция так и не стала официальной.

Когда верующие лишились возможности посещать храм, они нашли выход – приходить к могилам родственников с целью проведения простых обрядов, включая поминки. Сюда же приглашали священников для прочтения молитвенных текстов. Постепенно террор в отношении церкви, священнослужителей сошел на нет.

Религия стала восстанавливаться. Но многолетние традиции собираться на кладбище в Пасхальный день сохранилась. Не одно поколение выросло с ней, а потому отказаться от сформировавшихся в течение десятилетий привычек стало практически невозможно. Сегодня Церковь запрещает ходить на погост, когда наступает Пасха.

Читайте также:
Православие и кремация: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Православная церковь

Значение праздника Светлого воскресенья

Иисус Христос – Сын Божий, он же является центром библейской истории, а вместе с тем и христианского учения. Православная религия объявила праздник Воскресения Христова главным, определяется он, как «торжество из торжеств». Название произошло от древнееврейского «песах», ассоциируется с «пасах», что означает «миновал»: при уничтожении первенцев Египта Господь прошел дома евреев, оставив их младенцев в живых. Это праздник спасения иудейского народа.

Несколько иное значение Пасха приобрела позднее, когда возникло христианство: «переход от смерти к жизни». Как Господь дал возможности иудеям освободиться от египетского рабства, так и христианин более не является рабом грехов своих, что стало реальным благодаря смерти Христа, который страдал за злодеяния всего человечества. Празднование церковью Пасхи длится 40 дней. Наиболее торжественный день определяется по лунно-солнечному календарю.

По этой причине праздник стал переходящим – отмечается в разные дни каждый год.

Почему церковь запрещает поминать умерших на Пасху

Священнослужители объясняют, что нет запрета совершения Чина погребения для прощания с усопшими в день Воскресения Христова, а также организации в это время поминок покойных, преставившихся ранее. Но есть главное условие – богослужения проводят после окончания праздника Пасхи: через день или позднее. Допустимо переносить поминки, если они приходятся на этот день.

Причина совершения богослужения на 1-2 суток позднее объясняется тем, что Воскресение Сына Божьего – главный праздник для верующих (православных христиан). Он несет в себе глубокий смысл – торжество жизни над тленом, великую радость, что вызвана Воскресением Сына Божьего, пострадавшего за грехи людские. Омрачать его скорбью нельзя.

Это неуместные чувства во время Великого праздника. Соответственно, ответ на вопрос, можно ли ходить на кладбище в Пасху, будет однозначно отрицательным. Даже если судить не по божественным законам, а по человеческим, поминание во время праздника Воскресения Сына Божьего является попросту неуместным действием.

Поминальная кутья

Дни поминовения усопших: порядок поминания, посещения погоста

Церковь определила несколько специальных поминальных дней, когда можно ездить к могиле с целью отдать дань уважения своим близким. Достаточно посещать усопших 5-6 раз за год. В иное время следует молиться дома, причем можно напрямую обращаться к умершим, они услышат везде.

Родительские субботы

Отмечают несколько дней поминовения:

  • Мясопустная Родительская (она же Вселенская) суббота – богослужение совершается за 1 неделю до начала Великого поста;
  • Родительские субботы в преддверии Пасхи – во время Великого поста: на 2, 3, 4 неделю добровольной аскезы, регулярных молитв при подготовке к встрече с Сыном Божьим в Великое Воскресенье Его;
  • Димитриевская Родительская суббота – приходится на один из выходных дней осени (8 ноября), считается последним, когда следует приходить на кладбище с целью совершения поминок по усопшему, эта дата одновременно отмечается и как день Великомученика Димитрия Солунского.

Свеча за упокой души усопшего

Принято поминать не только родителей, но и всех усопших ранее. Традиционно проводят богослужение. Его порядок:

  • чтение 17 кафизмы;
  • произнесение особого канона;
  • утром следующего дня совершается литургия, а после – панихида.

Можно подавать записки по усопшему, а на поминальном столике (канун) оставляют продукты. После окончания богослужения принято ездить на кладбище. В этот день рекомендуется убираться у могилы.

Радоница – праздник после Пасхи

Праздник проводится на девятый день пасхального периода. Он приходится на вторник следующей после дня Воскресения Христова недели. Радоница вошла в христианство еще во времена язычества, тогда праздник назывался Радуница. Люди привыкли отмечать его, поэтому традиция была продолжена, однако этот день приобрел иной смысл: живые делятся с усопшими великой радостью воскресения Христова. Принято идти к могилам усопших. Этот обычай не отменяет совершения богослужения в церкви. Проводится панихида. Кроме того, на могиле умерших рекомендуется совершать заупокойную литию.

Идти на кладбище можно и в следующее после Пасхи воскресенье – Красная горка (Красивая). Другие названия праздника: Антипасха, Фомино воскресенье. Его смысл – воспоминание о явлении Христа апостолу Фоме. Во многих регионах россияне ходят на кладбище в этот день.

Радоница

Троицкая Вселенская Родительская суббота

Поминальный день отмечается перед Троицей, Пятидесятницей. Ранее считалось, что можно объединить посещение погоста и поминки. Это означало подготовку трапезы, употребление пищи у могилы усопшего. Основной смысл праздника ранее заключался в необходимости «покормить покойных». Сегодня значение Троицкой Родительской субботы несколько изменилось, но ее все еще отмечают среди умерших, у их могил. Однако больше нельзя проводить поминальную трапезу таким способом.

Читайте также:
Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Календарь подсчёта дней поминок

Поведение на кладбище, согласно церковным канонам

Христианские традиции предполагают необходимость соблюдения определенных правил в святых местах, а также во время визита к усопшим. Некоторые действия не должны совершаться, они воспринимаются резко негативно, т. к. способствуют проявлению неуважения к Богу.

Поведение на кладбище

Что категорически запрещено

Не следует вести себя слишком шумно, слушать музыку, громко смеяться. В храмах, монастырях заказывают поминовение усопших: литургию, панихиду, Сорокоуст. Келейная молитва – обязательный этап празднования дней поминовения. При этом можно читать священный текст дома или у могилы.

Приносить куличи и другую еду

Согласно ранним христианским обычаям, люди отмечали день поминовения на погосте. Кто мог, приносил продукты, готовые блюда, чтобы вспомнить усопшего у могилы. Традиция сформировалась на основе языческой, когда считалось, что душа нуждается в том же, что и живой человек. Сегодня священники объясняют, что нетленная оболочка ждет от близких только молитву.

По этой причине поход на кладбище является способом проявить уважение к душе покойного, заботу.

Распивать алкоголь, курить, сквернословить

Грешить во время Великих праздников нельзя. Величина злодеяний при этом возрастает, очистить душу будет сложнее. Употребление алкоголя, как и курение, наркомания – деяния, которые также вредят нетленной оболочке. При этом зло, причиняемое телу, стоит на последнем месте, хоть Бог и завещал людям заботиться о физической оболочке своей. Главная опасность – разрушение души на фоне вожделения.

Сквернословие – еще один грех. Даже если человек иногда нарушает законы Божии, во время Великого праздника он не должен этого делать.

Вести себя вызывающе

Скромность сегодня редкая добродетель. Но верующие знают, что это одно из главных качеств, а потому не ведут себя вызывающе, особенно в святых местах и у могилы родных. Важно помнить, что души усопших могут видеть своих близких. Они не одобрят вызывающего поведения.

Девушка на кладбище

Приводить животных

Храм – дом верующих. Приводить сюда животных – богохульство, т. к. они считаются нечистыми. При этом стирается граница между тем, что дозволено обществом и разрешенными действиями в отношении себя. Необходимо вовремя осознать ошибку, исправить ее, молиться о прощении грехов перед Господом.

Милостыня нуждающимся

Молитва – обязательное действие во время поминальных дней. Но иногда душа при жизни много грешила, а покаяться после смерти уже не имеет возможности. Ей могут помочь родственники – нужно совершать благие дела, причем искренне, не ожидая извлечения выгоды для себя или родных, менять характер, образ мыслей.

Милостыня нуждающимся при этом – один из рекомендованных способов научиться бескорыстно делать благо другим.

Молитвы о душе умершего

Разрешается остаться дома во время поминальных праздников. Например, иногда нет возможности идти к могиле покойного, что часто случается с беременными женщинами. Ездить к могиле усопшего не стоит, если есть маленькие дети, которых не с кем оставить. Можно находиться дома, читать священные тексты келейно. При возникновении такого желания и потребности поминальную трапезу совершают позднее, что приобретает особую важность для верующих, которые знают ответ на вопрос, почему в Пасху нельзя ходить на кладбище.

Дресс-код для погоста

Для посещения погоста выбирают наряд с учетом повода – это должны быть одежды темных оттенков, но необязательно черного цвета, как для похорон. Идущий проведать могилу родственника должен выполнять правила:

  • для женщин: предпочтение отдают юбкам, платьям до колен или длиннее, обувь – балетки или туфли-лодочки на низком каблуке, не надевают украшения, кроме тех, что женщина обычно носит, чтобы сходить на кладбище, необходимо покрыть волосы платком;
  • для мужчин: брюки, темный свитер и белая/голубая рубашка, классические (не спортивные) туфли, головной убор не надевают.

Мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского

В истории православия редко встретишь священника, на проповеди которого приходило бы десятки тысяч христиан, а на кончине его собралось неисчислимое множество народа. Как при жизни служил святитель людям, так и продолжает служить после смерти.

Мощи Иоанна Кронштадтского, хранимые в Санкт-Петербурге, со временем не утратили своей чудотворной силы и по-прежнему помогают христианам, обращающимся к ним за помощью.

Прижизненные чудеса, сотворенные по молитве священника

Божественная любовь и доброта накрывали атмосферу пространства, когда в нем появлялся святитель Иоанн Кронштадтский.

Одаренный при жизни чудодейственным даром, отец Иоанн не отказывал никому в возложении рук. Те, кто не могли попасть на личную встречу, писали письма и получали Божий ответ на просимое по молитве праведника.

Читайте также:
Православный акафист: что это, когда, как и зачем его читают, правила чтения акафиста святым

Читайте о святом:

По свидетельству комиссии профессоров военной академии они случайно оказались в деревне Кончаковской в 1901 году и наблюдали, как к священнику Иоанну привели бесноватую женщину. Буквально несколько минут понадобилось святому, чтобы к родным вышла абсолютно здоровая женщина.

Художник Животовский в своих воспоминаниях описывает случай, когда их местность страдала от жары, засухи и пожаров. Приглашенный мирянами батюшка прочитал молитву и пошел благодатный, долгожданный дождь.

Важно! В дар за самоотверженную жизнь в любви к Богу святой отец был наделен особой силой исцелять всех людей, независимо от религии, за что был назван в народе всероссийским батюшкой.

После смерти настоятеля Андреевского собора его мощи стали русской святыней, к которым никогда не исчезает поток паломников.

Местонахождение святых мощей

Всероссийский батюшка покинул грешную землю 27 декабря 1908 года, прожив богобоязненной жизнью 80 лет, похоронен в Санкт-Петербурге в монастыре Иоанна. Святой праведник предчувствовал свою смерть за несколько лет, он страдал от болезни, и за 4 года до смерти отец Иоанн попросил благословения на захоронение его тела в обители Иоанна.

По распоряжению самого всероссийского батюшки в храме пророка Ильи и царицы Феодоры, которые являлись родителями пастыря, предварительно был сооружен крипт-усыпальница. Присутствующие на похоронах люди отмечали, что вместе со скорбью испытывали удивительную радость, присутствие Духа Святого и самого святого.

Его гробница как 100 лет назад, так и теперь привлекает паломников и прихожан своей чудотворной силой. Около мощей Иоанна Кронштадтского находится икона с его изображением и одежды. Мощи преподобного Иоанна покоятся в белоснежной мраморной усыпальнице под массивной плитой.

Богатством отделки из мрамора, красотой украшений усыпальницы невозможно не восхищаться. Большое пожертвование на церковь-усыпальницу в свое время было сделано Анной Яковлевной Лежневой, в дальнейшем монахиней Иоанной.

В 1990 году Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.

Внимание! Поклониться святым мощам праведного Иоанна можно и в Москве. Частички святыни хранятся в соборе Сергия Радонежского.

Усыпальница российского праведника открыта для посещений каждый день, поклониться святым мощам можно сразу после окончания Божественной литургии и до начала вечерней службы. После Божественной литургии около усыпальницы проводится молебен, панихиды служатся на втором этаже, в храме 12 Апостолов.

На какие молитвы приходит ответ у мощей Иоанна Кронштадтского

Праведник Кронштадтский был патриотом своей земли и много молился на Россию, Молитвенный заступник земли русской оставил несколько пророчеств для своего народа.

Будучи пророком, святой отец перед смертью со слезами призывал народ покаяться в ослаблении веры, иначе в наказание Бог заберет царя, а поставит вместо него жесткую власть, которая прольет много крови, сто лет назад святой Иоанн предвидел события теперешнего дня.

В наполненном Божьей любовью сердце всегда было место для молитв за людей, которые нуждались:

  • в исцелении от неизлечимых болезней;
  • в укреплении веры;
  • в освобождении от зависимостей;
  • в укреплении семейных отношений.

Жизнь практически не меняется, и с подобными прошениями люди едут к мощам праведника и часто получают ответ.

Церковные книги полны благодарственных записей, люди свидетельствуют об исчезновении онкологических опухолей, онемений конечностей, мучивших многие годы, освобождении от бесплодия и наркозависимости

Сам святой отец учил в молитве оставаться один на один с Богом, веря только в Его всемогущую силу.

Прижизненные чудеса исцеления часто происходили в момент исповеди и принятия причастия, когда человек каялся в своих грехах и получал очищение через Дары Христа.

При поклонении мощам или перед иконой праведника следует читать молитву.

О святой праведник Иоанна, всероссийский батюшка, светильник веры православной и предивный чудотворитель!

Ты с младенчества Всевышним был избран, Духом святым ведомый, истинным пастырем был для овец своих, примером в жизни, любви, вере, чистоте служения людям.

Молю тебя, праведный отец, моли Спасителя Человеколюбивого святую церковь от ереси оградить, даровать ей мир и покой, земли российские сохрани в благодати, наполни их истинной и истинными пастырями, властями мудрыми и богобоящимися, немощи наши исцели, развращенных направь на путь истинный, юношей воспитай, старцев сохрани, и нас всех благослови в Царствии Небесном со всеми святыми прославлять Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: