Можно ли выпившим идти в церковь: можно ли в храм в нетрезвом виде, ответы священника

Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия

Книга протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?» составлена в виде вопросов православных христиан, адресованных священнику, и ответов на них. В ее основе – ответы на вопросы духовных чад псковского старца, протоиерея Валентина Мордасова: частью – взятые им из святоотеческих творений, частью – осмысленные собственным духовным опытом. Она охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни.

Оглавление

  • Предисловие
  • О Боге, Богородице, Ангелах и святых
  • О церковном обиходе и поведении в церкви
  • О священных предметах и священнодействиях

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О церковном обиходе и поведении в церкви

Почему же не должно есть перед богослужением?

«Те, которые идут к богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред богослужением. Помнить надо, что Царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14: 17), т. е. не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием». [4]

Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать или лучше отказаться?

Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.

Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать св. воду, просфоры?

Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам, покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.

Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?

Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.

Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?

Можно, смотря по обстоятельствам.

Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.

Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

Могут ли некрещеные находиться в храме во время Литургии или за Всенощной?

Некрещеные могут находиться в храме за всей Всенощной, а во время Литургии — до возгласа «Оглашеннии, изыдите».

Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

После причастия обязательно надо употреблять запивку.

Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно это сделать даже маленькому мальчику.

В Церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных; посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги св. отцов.

Можно ли правило ко Причастию дочитывать во время Литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после Причастия?

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только при нужде, а так — нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.

В какие моменты за Литургией лучше всего читать помянник?

Во время совершения проскомидии.

Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами? Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?

Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.

Можно ли во время Литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности или с чувством фарисейским и с любопытством.

Как поступить, если после окончания Литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?

Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.

Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?

Это надо избегать делать. В Евангелии читаем, что Иисус Христос не позволял, чтобы кто-то пронес сосуд через храм. А мясо вообще в церковь запрещено приносить [5] .

Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?

Можно, по нужде, с разрешения церковных работников.

Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это своевременно, до службы?

Во время службы это не нужно делать, потому что так вы отвлекаете верующих от молитвы, а надо или вначале, до службы, или по окончании ее.

Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?

Можно ли прихожанам во время богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?

Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам. [6]

Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.

Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая Святым…»?

Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни [7] , а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только, когда поются песнопения на поклонение Кресту. В воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим святыням: Св. Дарам, мощам, чудотворной иконе.

Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

Что означает во время Литургии возглас «Оглашеннии, изыдите…»?

«Оглашеннии» значит некрещеные; раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.

Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?

Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.

Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?

Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.

Если младенец не принимает Св. Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?

Маленькому можно маленькую каплю дать Св. Причастия, а большого не насиловать.

Какие моменты во время Литургии самые важные?

«Тебе поем…» и вынос Св. Даров.

Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?

Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8]

Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?

Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.

Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9]

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Св. Троицы.

В нашем храме каждую субботу во время Литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать о настоятеле?

Такова традиция многих храмов, и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Подобные вопросы нужно задавать ему, не стесняясь.

Что надо делать и чего не делать в воскресенье?

Святой Косма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. [10]

Можно ли продавать в храме свечи, книги и иконы во время службы, особенно когда одна часть причащается, а другая «свободна»? Как быть?

Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.

Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого, или передавать уже нельзя?

Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время евхаристического канона, чтения Евангелия.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в храме почаще.

Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы господу Богу Своему». Если возможно с вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» [11] . Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но, оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Неверующего мужа в делах веры не слушайте.

Прихожу в церковь, стою; до службы и во время службы вижу красивое, золотое свечение икон, врат и т. д. Что это?

Всякие видения в церкви или вне ее нам, грешным, не полезны. Нужно молить Бога, чтобы Господь избавил нас от них, иначе это может привести к самообольщению и «прелести», то есть к тому состоянию, когда человек начинает мнить о себе нечто высокое и считать себя достойным таких видений. А это благодатная почва для воздействия темных сил.

Читайте также:
Православный патриарх - кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

Что способствует вниманию при богослужении?

«Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности… При неспешном чтении молитв возможно внимание, а при поспешном чтении вниманию нет места».

Можно ли в храме, на клиросе находясь, делать вслух замечания, если кому-то случается ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущения. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено. Об этом, конечно, легонько напомнить следует, а разъяснить после окончания службы хорошо; не в этом преступление, что не то по ошибке прочитано, а в том, что хотя и прочитано положенное, да без внимания и расположения.

Можно ли в храме разговаривать?

«В церкви отнюдь не говори» (святой Антоний Великий). [12]

В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?

Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.

Можно ли в воскресенье отстоять только Литургию?

В воскресенье в храме нужно достаивать до окончания панихиду и молебен, если нет особенно уважительных причин спешить из храма, потому что Господь сказал: шесть дней делай и сотвори в них дела свои, а седьмой день отдай Господу Богу своему. Нам же не хочется и полчаса побыть, чтобы помолиться за своих родных и знакомых. Если бы у вас были собраны гости на обед и некоторые из них, нарушая беседу, не стали бы сидеть до конца обеда, то разве не обидело бы это хозяина? Так и мы прогневим Бога, если уйдем, не достояв службы Господней.

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе “Категория” необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

1. Неправильно рассуждаете. Надо думать не так, зачем каяться, если я все равно не исправлюсь, а нужно каяться и пытаться исправиться, после падения сразу вставать и стараться больше не грешить. Какие еще “личные причины”? Нет таких причин, по которым нам нужно идти в ад. Это лукавство. Нужно решительно оставить грех, в чем Бог всегда поможет. Таков путь христианина. И в чем застанет смерть, в таком состоянии и пойдет человек на суд.

2. Сорокоуст – это поминание человека на 40 литургиях с выниманием частицы о нем. Псалтырь – это чтение псалмов с возношением молитвы о человеке после каждой кафизмы.

3. На этот вопрос отвечу коротко: не смущайте никого и если выставят их храма, обижайтесь только на себя.

1. Разница есть. Во втором случае нет участия вашего сердца в молитве.

2. Полунощница – это богослужение суточного круга. Вседневная полунощница состоит из 17 кафизмы, Символа веры , песни «Се Жених грядет в полунощи» с другими тропарями, молитвы часов «Иже на всякое время» , Молитвы Ефрема Сирина , псалмов 120-го и 133-го , ” Трисвятого” по ” Отче наш” , заупокойных тропарей с молитвой, отпустом и заключительной ектениёй . Субботняя полунощница имеет то же последование, только вместо 17 кафизмы читается 9 и добавляется еще одна молитва. Есть еще воскресная и пасхальная полунощница. Пасхальная полунощница читается во всех православных храмах пасхальной ночью перед крестным ходом (после нее плащаница из храма заносится в алтарь), а все остальные ее виды сейчас читаются в основном в монастырях.

3. Молиться не бесполезно. В этом в том числе выражается желание человека измениться, исправиться.

4. Если нераскаянный грешник имеет искреннее желание помочь человеку своей молитвой, то хуже тому не будет.

В том-то и дело, что изображения Бога Отца есть. Другое дело, что возможность Его изображения исторически была спорной. В древности, например, Иоанн Дамаскин и Феодор Студит высказывались против возможности изображения Бога Отца, так как такое представление может зародить в человеческом сознании мысль о предвечном человекоподобном бытии Бога Отца. На Стоглавом Соборе (1551г.) также рассматривался этот вопрос. Но предложение дьяка Висковатого о запрете и изъятии икон с изображением Бога Отца отцами собора было отклонено. Между этими иконами, была, кстати, и икона Андрея Рублева “Троица”. Может быть в этом был промысел, чтобы эта икона не оказалась под запретом. Но на Великом Московском Соборе (1655г.) было совершенно запрещено изображать Бога Отца. Исключением являлись изображения Апокалипсиса, где Бог Отец был изображаем в виде Ветхого днями, как об этом говорится в некоторых пророческих книгах. То есть Писание изображает Бога в виде старца: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему” (Дан.7:13); “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь” (Дан.7:9); “Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями” (Дан.7:21). Однако, мы часто можем видеть изображение Бога Отца. Некоторые полагают, что запрет на эти изображения носит не безусловный, но относительный характер, чем-то напоминающий пост, когда пища запрещена не абсолютно, но на время с определенной целью.

А что касается Авраама, то ему действительно явился Бог (Логос, Слово, Сын Божий) с двумя Ангелами. Исторически именно этот момент и запечатлен на Троице Рублева – три путника сидят в тени мамврийского дуба. Потом Господь остался и беседовал с Авраамом, а два Ангела отправились в Содом к Лоту с последующей целью уничтожения блудодействовавших городов.

Читайте также:
Как правильно креститься православным христианам?

“Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак.5:16).

“Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9).

Свт. Филарет Московский дает классическое определение Таинству Покаяния: «покаяние есть таинство, в котором исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от пастыря Церкви, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Умоляю вас возлюбленные братия! Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть еще принята, пока удовлетворение и разрешение при посредстве священников, угодно Господу». Св. Киприан Карфагенский говорит, что покаяние состоит из трех этапов:

1) публичной исповеди (confessio, exomologesis)

2) удовлетворения (satisfactio) соответствующего тяжести греха

3) отпущения грехов (remissio) и приимрения с Церковью.

Св. Киприан Карфагенский пишет: «Насколько выше по вере те, которые не сделали преступления ни через жертвоприношение идолам, ни через записи, однако по одному тому, что думали об этом, с болезнью и искренностью исповедуют это перед священниками Божиими, очищают совесть признанием и ищут спасительного врачевания для своих малых и легких ран». Он также пишет: «не приносящих покаяния и не свидетельствующих сокрушения о грехах своих всем сердцем и явным исповеданием, должно удалять от общения».

Свт. Афанасий Александрийский свидетельствует так: «Как человек, крещаемый от человека священника, просвещается благодатью Св. Духа, так и исповедающий в покаянии свои грехи, приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа».

По словам свт. Иоанна Златоуста «Таинство покаяния состоит из осознания своих грехов и исповедания их».

Прп. Иустин Попович: Для того чтобы действительно получить прощение грехов в этом святом Таинстве, христианин должен искренно и сокрушенно покаяться в своих грехах, смиренно исповедать их священнику, иметь твердое намерение исправиться и быть уверенным в безмерном милосердии Спасителя.

По словам свт. Кирилла Александрийского: «Люди облеченные Духом отпускают или удерживают грехи двумя способами: во-первых, когда одних допускают ко Крещению, тех, кто оказались достойными того по образу жизни и по испытании в вере, а некоторых, еще не соделавшихся достойными того, не допускают и не приобщают Божественной благодати; во-вторых, когда другой раз разрешают или не разрешают грехи, подвергая запрещениям согрешающих чад Церкви и прощая кающихся». Возникает вопрос: как священник может не разрешить человека (по слову Спасителя), если не услышит греха? И очевидно, что под таким запрещением имеется в виду недопущение к таинству покаяния по причине нежелания грешника свидетельствовать истинное раскаяние, а также недопущение ко Св. Причащению пока не будет достигнута необходимая мера покаяния и исправления.

Блж. Августин, свидетельствуя о необходимости исповеди совершаемой перед священником, пишет: «Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу, но ты позови священника и исповедуй ему всё твоё сокровенное…иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: «пойдите покажитесь священникам» (Лк. 17, 14; Лев. 14, 2)? Как исполнится: «признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5, 16)? Итак, в посредники своих язв вместо Бога употреби пресвитера и открой ему пути свои и он даст тебе залог примирения» (Aug. De visitatione infirmorum. II, 4 // PL. 40. Col. 1154 – 1155).

Свт. Григорий Нисский говорит: «Поведай священнику безбоязненно все сокровенные тайны своей души, обнаружь перед ним, как перед врачём все внутренние ее недуги».

Блж. Иероним, по словам русского дореволюционного ученого Алмазова, положительно признавая возможность не только тайной, но и публичной исповеди, различает сущность и той и другой и пишет, что публично исповедывать должно только те грехи, которые относятся к общественным правилам и подают собой пагубный пример для других, тайные же грехи должно исповедывать только перед одним священником.

Тертуллиан: «Акт покаяния есть такой, в котором мы исповедуем свой грех Господу, не потому, чтобы Он не знал, но потому, что через исповедь рождается покаяние, покаянием же умилостивляется Бог».

Прп. Исаак Сирин, «душа, знающая, что она обязана исповедовать свои грехи, самой этой мыслью, как бы уздой, удерживается от повторения прежних прегрешений, напротив того, неисповеданные грехи, как бы совершённые во мраке, удобно повторяются».

А вот слова Феофана Затворника: “Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет. В повести о блаженной Феодоре, проходившей мытарства, говорится, что злые обвинители ее не находили в хартиях своих записанными те грехи, в которых она исповедовалась. Ангелы потом объяснили ей, что исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается. Ни в книге совестной, ни в книге животной, ни у этих злых губителей не числится уже он за тем человеком — исповедь изгладила эти записи. Извергни же без утайки все, тяготящее тебя. Предел, до которого надо довести открывание своих грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого, чтобы, когда скажет он: «Прости и разреши кающегося, о нихже содела согрешениях», — в тебе не оставалось ничего, что не подходило бы под эти слова“.

Читайте также:
Ипостась в православии: понятие, значение и смысл, история, особенности

Все это было сказано о необходимости открывать свои грехи без утайки, но совершится ли таинство при сознательном утаении греха, я сказать не могу.

1. О посещении храма

1.1. Почему храм называют церковью?

– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

1.2. Обязательно ли ходить в храм?

– Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).

Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.

1.3. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

1.5. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.

1.6. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.

Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.7. Почему в храме надо стоять во время служб?

– Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

Читайте также:
Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же.

В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?

– Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах?

Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).

Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах.

Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7–9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».

Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу или желанием привлекать внимание лиц своего пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.

1.11. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. Гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающаяся до Причастия и других церковных таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причащения.

1.12. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно просить помощи в имеющихся нуждах.

1.13. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели – после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим таинством.

1.14. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.15. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

1.16. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.

1.17. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1–5).

Читайте также:
Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33–34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16–17).

Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.

Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).

Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы).

1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

1.19. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– В молитве на освящение елея подразумеваются верные, то есть крещеные христиане: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мiре Твоем, и вкушающия от них верныя освяти».

Если некрещеный человек проявляет искренний интерес к Церкви, то ему можно участвовать в помазании во время полиелея. Но важно не ограничиваться этим помазанием, а принять решение стать христианином через Святое Крещение.

Если же он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

1.20. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

1.21. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Через такие видения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо придавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.

1.22. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

1.23. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.

Обычай дарить живым людям букеты с нечетным количеством цветов, а на кладбище нести четное их количество является человеческим установлением, не имеющим под собой никакого разумного обоснования, и лишь способствует возникновению суеверий. Например, некоторые люди панически боятся получить букет с четным количеством цветов, предвидя в этом свою скорую смерть. Однако количество подаренных цветов никаким образом не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Бога.

1.24. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: трансляция Рождественских и Пасхальных богослужений с участием Патриарха). Однако лучше в каждом конкретном случае выяснять, не запрещена ли в храме съемка.

Зачем нужны четки в православии и как правильно ими пользоваться

Православные четки и их значение — один из важнейших вопросов в практике религиозной деятельности. Четками называют замкнутый шнурок или веревку с узелками и различными бусинами. Они предназначаются для ведения счета молитв и необходимых в ритуале поклонов, а также для концентрации внимания и напоминания о самом молебне.

Читайте также:
Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Как используются четки в православии

Этот атрибут неотъемлем для большинства религиозных конфессий, его применяют в буддизме, индуизме и мусульманстве. Христианские четки подразделяются на несколько видов и отличаются некоторыми признаками.

В границах Русской православной церкви (РПЦ) этот атрибут обладает собственным предназначением и толкованием. Одни священнослужители и ученые говорят, что в религиозном обиходе их впервые использовал Василий Великий, другие придерживаются мнения, что в традицию их внедрил святой по имени Пахомий.

Атрибут имеет собственное предназначение, многие святые и мыслители высказывались по поводу его применения.

  • Феофан Затворник отмечал: когда человек занимается внешним делом, часы проходят незаметно, а во время откровенного молебна первая минута представляется часом или двумя. Некоторые (в основном, начинающие) восхваляют Господа кратко, более концентрируясь на поклонах. Такой ритуал не проходит по традиционному правилу, не раскрывает ум и сердце пред Всевышним, а только делает «некое одолжение». Поэтому добрые монахи придумали четки, чтобы не поддаваться самообману короткой молитвы. Этот священный атрибут позволяет беседовать с Господом не по настоянию, а лично от себя.
  • Так как основа всякой практической религии есть молитва, а большинство текстов необходимо произносить много раз, верующие используют четки. Перебирая в руках бусы, нанизанные на нить, легче отслеживать число восхвалений. Церковь предписывает носить их незаметно в кармане или использовать только в келье (в доме).
  • Их замкнутость символизирует бесконечную и неустанную молитву. В том месте, где шнурок образует узел, присоединяют небольшой крест или кисть (воскрилий). Эти фрагменты напоминали древним иудеям о важности исполнения заповедей. Воскрилии также воспроизводят аналогию о ризе Мессии, к которой верующий мысленно прикасается во время восхваления и прошения.
  • В сфере монашества четки имеют наименование «духовного меча». Священнослужители получают их во время ритуала пострига и никогда не расстаются с ними. Для каждого монаха четки — это средство напоминания о нескончаемом молебне, который спасает от рассеянного ума.
  • Неофит должен обратить пристальное внимание на этот религиозный атрибут, потому что он предназначен для того, чтобы обучиться внутренней молитве и всегда напоминать о ней. Апостолы учили всех христиан неустанно обращаться к Господу за спасением и помощью в отречении от житейских забот.
  • Для боголюбивого христианина четки являются своеобразным спасательным кругом религиозности. «Духовный меч» способен отвращать демонические нападки и изгонять страстные стремления человека. Четки напоминают, что при должном усердии наши молитвы будут услышаны, и Господь воздаст нам стократно. Атрибут символично говорит о страданиях Христа и учит смиренно взирать на судьбу. Мудрецы вдохновляют христиан: при помощи четок человек вспоминает о заповедях и прикасается к Божьей славе, которая исцеляет.

На заметку! Четки являются внешним орудием православного молебна и могут, при правильном использовании, заменить некоторые церковные службы. Они дают помнить верующему о необходимости постоянного вопрошания и восхваления.

Еще о православных атрибутах:

Классификация

В восточной христианской традиции выделяют два вида этого религиозного атрибута. Число зерен обычно кратно 10 (10, 30, 40, 50, 100 или 1000)

  1. Наиболее древние лестовки считаются исконно православными четками. В настоящее время они редко используются. Их происхождение связано с вервицей (простой византийской веревкой) с образованными на ней узелками. Термин «лестовка» символизирует лестницу в Небесную обитель. Такие четки имеют вид не бусин, а ремня из кожи, по длине которого расположены широкие петли (бобочки). Чтобы научится пользоваться этим старообрядным атрибутом, следует внимательно изучить его структуру. Молитвенные восхваления здесь имеют краткую формулировку и обращены Спасителю, Деве Марии и другим святым.
  2. Розарий — современный вид, отличающийся лаконичностью и простотой, они чрезвычайно распространены в православной традиции. Идея популяризации этих четок Россия принадлежит Серафиму Саровскому, который ввел богородичное правило чтения. На каждой отдельной бусине читается соответствующая молитва.

Правила пользования

Одновременно с началом искреннего произнесения религиозного гимна верующий перебирает «бусины» левой рукой. Каждое «зернышко» на этом религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. На каждой большой «бусине» разрешается читать всем известный «Отче наш» или восхваление Деве Марии, или близкое по духу.

Верующий может произносить молитвы по-своему, но с большим смирением и открытостью. Феофан Затворник учил следующим образом использовать четки:

  1. Сначала нужно произнести прошение о помилование и переложить одну «бусину» между пальцами. Такой алгоритм продолжается и далее, и для каждой молитвы необходим земной и поясной поклон (как пожелает верующий).
  2. Если заметит православный верующий, что спешит с исполнением ритуала, необходимо наверстать время новыми молитвами и поклонами.
  3. Чтобы определить продолжительность, следует самостоятельным образом выявить, сколько времени уходит на ритуал во время утрени и вечерни, и сколько раз проходятся сами четки. Определенное число и станет индивидуальной мерою в молебне. Так как люди есть усердные и ленивые (занятые), они по-разному устанавливают время для восхвалений.

На заметку! В Сарове существует определенный метод работы с четками, который можно взять в пример каждому верующему. Сначала совершается 30 поклонов до земли с восхвалением Иисуса, далее 100 молебнов без поклонов; второй круг повторяется точно также, а на третий идет 20 поклонов с хвалою Сына Божьего и 100 обычных молитв; наконец, 20 поклонов и 100 молитв Деве Марии.

Однако правила выбираются индивидуально, церковь предоставляет их большое количество.

Дополнительные указания

Необходимо распределить число поклонов на каждое лицо, чтобы в сумме получилось 50. К примеру, для Спасителя — 30, Богоматери — 15, а другим преподобным святителям — 5.

  • Главная (Иисусова) молитва, во время перебирания православных четок, должна выговариваться как бы автоматически, без напряжения в уме. Натренированный в этом деле человек произносит восхваления в любой момент, работая или отдыхая. Остальные молитвы также следует повторять безмерное число раз.
  • Главное условие — всегда помнить о том, что Господь видит всякое действо, поэтому православный верующий должен вести себя достойно.
  • Чем ниже совершаются поклоны, тем более получит человек. Усиленный труд имеет повышенную цену.
  • Рукой касаться земли необязательно. Иное — прикладывание к святым иконам во время исполнения соответствующих восхвалений и прошений.
  • Идеальный земной поклон должен заканчиваться полным выпрямлением спины. Чем более они глубоки и неспешны, тем большее дело совершено во имя Всевышнего.
Читайте также:
Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели

Еще о православной молитве:

Четки можно приобрести на сайте SVYATSY — интернет-магазин православных товаров.

Изготовление своими руками

Для этого нужна капроновая нить, хлопковая пряжа, атласная лента и православный крест.

  1. Сперва необходимо определиться с количеством узелков. Современные четки чаще состоят из 100 узлов, которые разделены на группы из 25 или 10.
  2. Начинать вязать следует с крайнего левого узла, каждый десятый должен быть крупнее других ( на нем будет читаться «Отче Наш»), а каждый 25 — тройным, самым большим. Круг соединяется таким образом, чтобы крайние хвостики свисали вниз.
  3. На них следует сделать еще три узла и присоединить православный крест, освященный в храмовых условиях.

Православные четки — механическое средство, которое благословляется церковью и помогает верующему сосредоточить собственный ум только на молитве и обращении к Всевышнему. Этот религиозный атрибут известен человечеству с древнейших времен и распространен во всех конфессиях.

Без него не обходится ни один день жизни мудрого подвижника, к тому же новичку очень тяжело без четок научиться отвлекать сердце и ум от мирских обязанностей.

Зачем нужны четки в православии?

Четками в православии именуют специальную веревку или шнурок, на которые нанизывают бусины и узелки. Их использование в христианстве весьма распространено. Четки помогают вести отсчет прочитанных молитв, совершенных поклонов.

  1. Особенности применение четок православными христианами
  2. Существующие разновидности четок
  3. Рекомендации по использованию четок

Особенности применение четок православными христианами

Четки широко распространены во многих религиозных конфессиях. Они делятся на несколько разновидностей, в зависимости от определенных признаков и характерных примет.

Русская православная церковь наделила четки особым предназначением. Примечательно, что среди священнослужителей отсутствует единое мнение о том, кто первым из христиан начал их использовать. Основных версии две – это был Василий Великий или святой Пахомий.

Говоря о предназначении четок, религиозные мыслители и святые высказывали разные версии:

  • Феофан Затворник отмечал, что время для человека часто проходит незаметно, когда он занимается обычными делами. Если же он попадает на божественную литургию, искренне относится к участию в ней, то в самую первую минуту молебна ему может показаться, что прошли один или два часа. Прихожане, которые недавно перешли в лоно церкви, уделяют недостаточно времени восхвалению Всевышнего, концентрируясь на поклонах. Этого недостаточно, чтобы полностью раскрыть сердце и ум перед Господом. Поэтому полезно использовать четки, которые позволяют уделять молитвам столько времени, сколько положено. С их помощью человек искренне беседует с Всевышним, а не делает этого по чьему-то настоянию.
  • Многие священнослужители отмечают, что четки помогают контролировать, сколько раз была произнесена молитва, так как многие религиозные тексты нужно произносить неоднократно определенное число раз. Перебирая бусины в руках, становится проще контролировать, сколько раз была прочитана молитва. Ими лучше пользоваться дома или незаметно для окружающих перебирать их в кармане.
  • Четки имеют завершенный внешний вид, символизирующий молитву, которая должна быть нескончаемой. В точке, где формируется, принято прикреплять крестик. Считается, что он служит напоминанием о необходимости ведения праведной жизни в соответствии со всеми заповедями.
  • В среде монахов их именуют «духовным мечом». Вручают после совершения пострижения, с тех пор иноки должны постоянно носить их с собой. Для них это символ того, что молебен не должен заканчиваться.
  • Человеку, недавно пришедшему в христианство, советуют использовать четки, чтобы помнить и важности внутренней молитве.
  • Для истинного верующего этот религиозный атрибут становится духовным спасением, служащим напоминанием о том, что Бог обязательно услышит молитвы, если верующий будет усердным и искренним.

Существующие разновидности четок

В христианстве выделяют два типа четок. Количество элементов этого религиозного атрибута может быть различным, но обязательно кратным 10.

  1. Древний аналог четок – лестовки, которые сейчас используются крайне редко. Их появление связывают с византийской веревкой или вервицей. Само понятие «лестовка» является своеобразным символом лестницы, восходящей к Небесной обители. Эти четки внешне похожи на кожаный ремень, на котором размещены бобочки (так называются специальные широкие петли). Для их правильного использования необходимо тщательно познакомиться с особенностями их структуры.
  2. Современная разновидность известна под названием розарий. Такие четки выделяются максимальной лаконичностью. На Руси они распространились, благодаря Серафиму Саровскому.

Рекомендации по использованию четок

Четки следует перебирать, держа их при этом в левой руке. В отдельности каждое «зернышко» на них символизирует молитву, воздаваемую Спасителю. Если это «бусина» увеличенного размера, следует восхвалять Богородицу или произносить молитву «Отче наш».

При этом строгих правил и канонов к произнесению молитв в православии нет. Главное, чтобы это делалось с максимальной искренностью и смирением. Основные рекомендации по использованию четок были сформулированы еще Феофаном Затворником.

  1. Для начала верующий произносит прошение, обращенное к Господу, чтобы его помиловали, перекладывая одно из «зернышек» между пальцами. Далее нужно следовать этому же алгоритму, совмещая их с поясными и земными поклонами.
  2. Если прихожанин начинает спешить, можно наверстать упущенное, прочитав дополнительные молитвы и принеся новые поклоны.
  3. Чтобы выяснить продолжительность обряда, требуется индивидуально засечь, какое количество требуется верующему для совершения утрени и вечерни, какое количество раз за этот период должны быть перебраны сами четки. Итоговое число становится персональной мерой для молебна.

Интересно, что в Сарове до сих пор известен уникальный способ использования четок, который может взять на вооружение каждый прихожанин. Все начинается с 30 земных поклонов, сопровождающихся восхвалением Спасителя. Далее следуют 100 молебнов без поклонов. На втором круге поклоны и молебны осуществляются в том же порядке, а на третьем следует 20 поклонов с восхвалением Христа, за которыми следует 100 обычных молитв. Завершается все 20 поклонами и 100 молитвами, обращенными к Богородице.

Эти правила являются только рекомендательными. Церковь предоставляет верующему возможность самому выбирать, какому порядку следовать.

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Деревянные или каменные четки тоже встречаются в Православии, однако пришли они к нам из других культур.

Перед покупкой четок для молитвы принято брать благословения священника.

Поделиться статьей с друзьями:

Читайте также:
Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Виды православных четок

Брояница

Брояница является сербским вариантов православных чёток. Это упрощенная и компактная версия вервицы, а потому напоминает домашнее шитьё. Брояницу нужно носить на руке как браслет. Брояницу изготовляют из шерсти, синтетической ткани или кожи. Данные чётки состоят из 33 узелков, которые символизируют число лет пребывания на земле Иисуса Христа. Главная деталь чёток — в месте соединения концов шнура крепится небольшой равносторонний крест из дерева или металла, часто драгоценного, на котором может быть выгравирована или нарисована маленькая иконка.

По народному преданию, получить брояницу можно только в качестве подарка.

Вервица

Вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками. Это основной вариант православных чёток. Именно их продают в церковных лавках и приходских магазинах. Плетутся особым способом из цельного куска шерстяной ленты. Иногда в виде креста.

В отличии от брояницы, вервица имеет 100 узелков, которые разделены между собой через каждые 10 или иногда 25 бусин узелком другого размера. Бывают вервицы большего количества узелков (до тысячи) и меньшего (33 и 10), которые можно носить в виде браслета или кольца.

Лестовка

Лестовка — старообрядческие чётки. Выглядят как соединённая в кольцо лента со специальными петлями-бобочками, в которые вставлены свернутые бумажные валики. В бумажные валики вписываются краткие молитвы (например, «Господи, помилуй») для облегчения молитвенного труда верующих.


Преподобный Серафим Саровский на иконах часто изображается с четками-лестовкой. Кроме Серафима, лестовки использовали Сергий Радонежский, матушка Александра, первоначальница Дивеевская, Илия Муромец, Еразм Киево-Печерский, Марк Молчальник Саровский, праведная Иулиания Лазаревская. На фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо

Исконно русские четки

На Руси православные пользовались, в основном, чётками лестовкой. Лестовка представляет плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих». Они располагаются по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Эти ступени обозначают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка.

В первом участке расположено 12 ступеней. Эти ступени символизируют 12 апостолов.

На втором участке находится 38 ступеней. Они обозначают 38 недель, которые Пресвятая Богородица носила во чреве Младенца Иисуса Христа.

До третьей великой ступени нанизано 33 ступени (годы земной жизни Спасителя).

В последней четвёртой ступени идут 17 ступеней, символизирующих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе.


Традицию использования чёток в Православии заложил Пахомий Великий — египетский монах, живший в III в. Также есть сведения, что чётками пользовались Василий Великий и Антоний Великий

Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.

Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Как молиться по четкам

Четки — обязательный предмет для монашествующих. Мирянам можно молиться без четок. Строгих правил, как молиться по четкам нет.


Протоиерей Игорь Фомин:

«Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом. »

Часто чётки используются для молитвы по Богородичному правилу. В этом случае, нужно зажать пальцем одну бусинку и прочитать: «Богородице, Дево, радуйся!». И так десять раз. После этого, на большой бусинке читать особую молитву. Так же молимся и в других случаях. Например, Иисусовой молитвой.


Преподобный Паисий Святогорец рассказал интересную историю о зарождении традиции молиться по чёткам. Во времена, когда ещё не было часов, один древний монах усердно молился по чёткам. Но лукавый постоянно мешал ему в молитве. То и дело, бес развязывал узлы на чётках подвижника, и тот не мог сосчитать, сколько нужно делать молитв и класть поклонов. Поэтому монах кланялся до изнеможения, пока не падал от усталости. Тогда Ангел Господень пожалел монаха и показал, что надо связать чётки так, чтобы на каждом узле было девять крестов. Бес боялся креста и уже не мог помешать монаху в молитве. А девять крестов в чётках символизируют девять ангельских чинов

Перед покупкой четок принято брать благословения. При этом, батюшка может дать наставление, на сколько именно звеньев приобрасти четки и какие молитвы читать.

Во время молитвы четки держат левой рукой, перебирая звения большим пальцем после каждой молитвы.

Нежелательно использовать четки не по назначению. Некоторые носят четки на шее, вешают в машину или даже крутят на пальце. Конечно же, поступать так с православными четками не следует.

Все о православных четках: от особенностей выбора до правил использования

История возникновения

Четки используются во многих религиях. Их применяли издавна, что подтверждается результатами археологических раскопок. На территории современной Индии были найдены четки, которым порядка 4 тыс. лет. К сожалению, в последнее время на фоне всеобщего отдаления от Бога и церкви даже среди православных людей встречается применение четок в качестве только аксессуара. Очевидно, это происходит из-за неосведомленности о том, зачем они нужны.

В соответствии с трудами В. Даля, название происходит от слова «считать». В православии четки были введены в обиход по разным источникам св. Василием Великим, Пахомием Великим или св. Антонием. Но очевидно, что очень давно, еще в первые века христианства.

Предназначение православных четок

Введенные в обиход христиан в начале Новой эры, четки предназначались для использования неграмотными монахами, которые не могли выполнять свое молитвенное правило по книгам. С их помощью отсчитывалось определенное количество прочтенных Иисусовых молитв. Кроме этого они не имели никакого другого значения. К сожалению, в настоящее время вокруг четок образовалось множество вымыслов и суеверий, которые являются абсолютно беспочвенными.

Прямое назначение четок – упражнение в непрестанной внутренней молитве.

Земная жизнь православного человека – труд, борьба, определение своей вечной участи. Святой апостол Павел учил: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Это обращение касается не только духовенства и монашествующих, но и мирян. Внутреннее делание – великий труд, и в нем помогают четки. Они являются напоминанием о молитве и способом ее счета. Игуменья Таисия (Солопова) сокрушалась о том, что это приспособление потеряло свое истинное предназначение. Их стали применять как аксессуар и украшение. Даже иноки порой воспринимают их как игрушку. Однако четками следует пользоваться для совершения молитвенного правила, поклонов, учиться внутреннему деланию.

Читайте также:
Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Важно понимать, что четки – это не средство, а помощь. Нельзя ждать духовного возрастания, надеясь только на их наличие в кармане. Есть люди, которые и без их помощи смогли достичь созерцательной умной молитвы. Таким образом, четки помогают в следующем:

  • напоминают о необходимости молиться;
  • позволяют отсчитывать число молитв или поклонов;
  • помогают сосредоточиться на словах молитвы.

Их можно назвать духовной солью, не позволяющей загнивать душевным ранам; наставником, дорогой, книгой, нитью, выводящей из лабиринтов помыслов. Молитва их оживляет, а небрежное отношение делает четки мертвой вещью.

Прямое назначение четок – упражнение в непрестанной внутренней молитве

Виды православных четок

На протяжении истории христианства внешний вид четок претерпевал некоторых изменений. Но это ни в коей мере не сказывалось на их назначении. Замкнутость круга «ступеней», узлов или бусин обозначает непрестанную молитву.

Лестовка

Лестовки изготавливались из кожи. Своим строением они похожи на лестницу. Изделие представляло собой ремешка, на котором вместо креста, как на вервице, крепили 4 «лапостка», а между ними другие элементы:

  • 7 передвижек;
  • 9 ступенек из кожи;
  • 100 «бабочек».

Лестовки были популярны на Руси. Сохранились изображения святого старца Серафима Саровского, на которых он представлен именно с лестовкой. Они стали производной вервицы, которую использовали с самого начала христианства. Но на Руси она превратилась в своеобразную лестницу – лестовку к небу. Постепенно вервица ее вытеснила, но подобные четки можно встретить среди старообрядцев.

Лествица

Это также лестовка из кожи и «брусочков», что делает изделие похожим на лестницу. Слово «лествица» является старославянским, а «лестовка» – его уменьшительной формой.

Вервица

Изначально изготавливалась из веревок или ниток, а узлы вязались по особой схеме. Постепенно узлы стали заменяться на бусины из разных материалов, прежде всего, дерева. Изделие имеет вид низанных на нитку бусин или навязанных узлов. Каждый их десяток разделен более крупным узлом или бусиной. На вервицу помещают Крест или кисточку.

Православные вязаные четки представляют собой сплетенные по особой схеме узлы. Отличаются от католических особой сложностью выполнения, крупными, четкими, красивыми узлами, на которых изображается по девять крестов. Католические же вяжутся очень быстро – узел является просто мотком и пропущенной через него ниткой.

Основные критерии выбора

Наиболее распространенные виды вервиц отличаются количеством узлов или бусин – их может быть 30, 50, 100. Также можно сделать круг на 10 маленьких косточек и носить его на пальце. Это позволяет незаметно читать молитву в любом месте. Приобретение четок не имеет каких-то особых правил. Они являются не аксессуаром, а орудием, помощью, к тому же главное – молитва, а не средство для ее отсчета. Поэтому не имеет значения, из какого материала изготовлено изделие.

Стоит уделить внимание размеру вервицы, тому, сколько на ней будет узлов. Для выполнения домашнего правила подойдут четки на 50 или 100 узлов. Для молитвы в дороге удобно иметь круг на 30 бусин – изделие легко поместится в кармане и не будет привлекать внимание окружающих.

Христианские четки следует покупать в православных храмах или монастырях. Недопустимо, чтобы на них присутствовали какие-то дополнительные элементы наподобие брелоков, надписей. Если изделие дополнено Крестом, важно, чтобы он был именно православным, а не еретическим.

Видео «Как сделать четки своими руками?»

В этом видеоролике показан пошаговый мастер-класс.

Самостоятельное изготовление

Нет ничего сложного в том, чтобы нанизать на нить ряд бусин. Этот процесс нельзя в полной мере назвать изготовлением четок, так как это понятие подразумевает их вязание. Это монашеское занятие, во время которого продолжается труд над молитвой. Но и миряне при желании и с благословения духовника могут приступить к этому занятию.

Вязать православные четки непросто. Каждый узел выполняется строго определенной последовательностью действий. Наиболее удобным материалом для их изготовления, особенно если человек не обладает навыками и сноровкой, является сутаж. Постигать этот процесс лучше с помощью опытного человека, или пользуясь наглядными видеоинструкциями.

Важно помнить, что процесс вязания четок – это не вид рукоделия, а способ и возможность творить Иисусову молитву.

Процесс изготовления христианских четок

Как правильно молиться по четкам

Мирянам позволительно пользоваться четками, но на это нужно получить благословение духовного отца. Он же определяет молитвенное правило для своего чада, дает наставления о том, где держать внимание, как бороться с находящими помыслами и т. д. Показательная молитва, самовольные попытки приобретения умной молитвы без наставника опасны. Молитва должна быть скрыта от посторонних глаз. Для православного человека неприемлемо повсеместно демонстрировать четки и молитву по ним.

Узлы или бусины перебираются пальцами, и на каждой из них произносится определенная молитва. В зависимости от правила, на крупных узлах, разделяющих десятки, читаются дополнительные молитвы.

Молитва должна быть скрыта от посторонних глаз

Бытующие мнения о том, что четки из разных материалов обладают той или иной силой, являются беспочвенными. Главное их назначение – помощь в молитве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: