Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых: рассматриваем главное

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Читайте также:
Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм. На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Галерея

Изображение Святого Духа в виде голубя

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).


Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Происхождения нимба

Нимб, как правило, ассоциируется только с христианской культурой. Однако этот символ уходит своими корнями далеко в античность, в эпоху эллинизма. Существует несколько теорий происхождения нимба. Согласно первой, этот символ происходит от менисков. Так называются круглые металлические пластины, которыми древние греки прикрывали стоящие на открытом воздухе статуи от дождя и птичьего помёта.

Другая версия гласит, что нимб обязан своим происхождением древней традиции вешать щит на спину героям. Согласно третьей теории, нимб изначально был атрибутом языческих божеств, которые олицетворяли небесные светила. Позднее этот символ начали присваивать другим божествам, а также людям, которые были достойны пребывать с ними на небе.

Наиболее вероятной является версия, согласно которой символ нимба берёт своё начало от конкретного народного верования древних греков. Они считали, что боги, принимая человеческий облик, излучают ослепительное сияние и пребывают в облаке небесного эфира. Эти народные представления отразились в античной поэзии и искусстве. Так как неземное сияние богов затруднительно передать живописными средствами (особенно в сложной композиции), художники ограничивались его условным изображением в виде нимба.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

  • Как и кто пишет иконы
  • Что делать и куда девать старые иконы
  • Какие иконы помогают от сглаза и порчи

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.


Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их. Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Нимб над головой: история символа

Из Древней Греции символ нимба перешёл в культуру Рима, Египта и эллинистической Азии. Поэтому нимб постепенно проник в художественные традиции многих цивилизаций. Например, в исламе с ним изображали многих личностей, не обязательно святых. В древности исламский нимб изображался в виде пламени вокруг головы или всей фигуры священной личности. Огненный ореол свидетельствовал о божественности и святости. Позднее в традицию вошли и плоские круглые нимбы, с которыми изображали правителей. Таким образом подчеркивалась официальность и торжественность портрета.

В Византии нимб использовали в изображениях царственных особ. В буддизме нимб символизирует духовную силу, он может быть голубым, жёлтым или радужным. Символ нимба также присутствует в индуизме. Божество Шива изображается в ореоле пламени, символизирующим космос.

Христиане начали изображать Спасителя с нимбом в 4 веке. В то время последователи Христа были вынуждены тайно проводить богослужения в катакомбах, так как подвергались гонениям со стороны язычников. Поэтому первые изображения нимбов относятся к катакомбной живописи. С 5 века этот символ используется в изображениях апостолов, а позднее и святых.

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

Прообразы христианского нимба, символически отображающего Божественное присутствие в праведниках, можно найти в Ветхом Завете. Например, в Книге Исход упоминается, что лицо Моисея после общения с Богом на горе Синай «стало сиять лучами» (Исх. 34:29).

В Новом Завете с сияющим ангельским ликом сравнивается лицо первомученика Стефана. Он был раннехристианским священнослужителем и проповедником. Иудеи обвинили Стефана в богохульстве, и разгневанная толпа забила его камнями. Подобно Спасителю, Стефан принял мученическую кончину в молитве за своих палачей (Деян. 7:60).

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.


Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Символика нимба в Православии

В христианстве древний символ нимба наполнен глубоким богословским содержанием. Например, нимб Господа содержит крест и греческие буквы «омикрон», «омега» и «ню» (ό ών). Они означают имя Бога – Сущий, которое свидетельствует о Его абсолютности, вечности и истинности. Крест же напоминает нам об искупительном для всего человечества страдании и воскресении Господа. Рядом с нимбом Спасителя расположено имя «Иисус Христос» в сокращённом виде (Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ). Таким образом в нимбе заключено учение о Христе, как об истинном и безначальном Боге-Спасителе.

Крещатый нимб также присутствует в аллегорических изображениях Христа: в виде Доброго Пастыря и Агнца. Вместо креста иногда изображаются три пучка света, исходящих из середины нимба. Возле нимба Девы Марии обычно присутствуют древнегреческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ, означающие «Матерь Бога». Также Богородичный нимб украшается звёздами, диадемой или сияющей короной.

Святые и ангелы изображаются с простым круглым нимбом. В случае с апостолами и мучениками он обычно золотого или желтого цвета. Если же изображён пророк или патриарх, то нимб серебристый. Образы ангелов и святых также могут иметь голубые, синие, красные и зелёные нимбы. У каждого цвета существует своё значение. Золотой цвет – Божественный, белый – райский, голубой – цвет Неба, красный – Жертвы и Воскресения, а зелёный – цвет вечной Жизни.

Нимб над головой: различные формы

Существуют различные формы этого символа. С круглым нимбом изображают Троицу, Господа, Богоматерь, святых и ангелов. Треугольный и шестиугольный нимб долгое время являлся атрибутом Бога-Отца. Однако в 16 веке Русская Православная Церковь предписала не изображать Бога-Отца в человеческом облике, поскольку таковым Его не видел никто из смертных. С треугольным нимбом нередко изображали Святого Духа в виде голубя, а также Всевидящее Око.

Квадратный нимб над головой – что это? Такой символ чаще всего использовался в Западном христианстве для обозначения высокого статуса изображённых живых людей: Папы Римского, императора или церковного мецената. Последних на Западе называли донаторами, а на Востоке – ктиторами. Квадрат издревле считался символом земли и земной жизни. Круг же являлся символом Неба и духовного мира. В православной традиции не святых, но благочестивых людей изображали и с круглым нимбом. Одним из первых подобных изображений на Руси является образ московского князя Василия III в Архангельском соборе (16 век).

Шестиугольные нимбы в Западной Церкви свидетельствовали об аллегоричности изображения. Они присутствовали в персонифицированных образах пороков и добродетелей. Миндалевидный нимб-сияние называется мандорлой. Она полностью обводит фигуру Спасителя или Богородицы и таким образом передаёт их величественность и славу.

Что такое Нимб в эзотерике?

Давайте посмотрим как интерпретирует это понятие эзотерика.

Современные духовные целители уверяют, что нимб над головой не всегда является символом божественной святости. Прежде всего, сияющий ореол означает духовную чистоту и позитивную энергию. Таким образом, можно сделать вывод, что солнечная корона может проявиться у каждого из нас.

Человек представляет собой сложную энергетическую структуру. Люди умеющие генерировать внутреннюю чистую энергию, ощущают себя свободно и счастливо. Они находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Такие люди излучают доброту и благодать. Они упорно работают над своим духовным развитием, и каждый день становятся на шаг ближе к истинному, божественному совершенству.

Нимб над головой представляет собой мощный сгусток энергии. После молитвы или длительной медитации человек чувствует сильный духовный подъем. Именно в этот момент может проявляться огненный шар с сияющей энергией. Важно понимать, что одной молитвы недостаточно. Нимб это не просто выход энергии, а проявление внутренней чистоты, веры и святости.

Человек должен пройти долгий духовный путь. Это чрезвычайно трудная работа, которая под силу лишь немногим. Нужно забыть о личных благах и потребностях. Все что нужно человеку – вера. Абсолютно не важно, какую религию вы исповедуете. Имеют значение лишь те догматы, которым вы следуете.

Читайте также:
Хлеб Матроны Московской: православный или нет, что делать, мнение священников

Увидеть сияющее гало могут те люди, которые открыли в себе астральное зрение. Прежде всего, это духовные целители, священники и наставники, служащие Богу и высшему добру.

Как видим, нимб это не просто символ на иконах. Светящийся ореол является частью человеческой ауры и в некоторых случаях может даже становиться видимым для окружающих людей.

Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»), а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» ( «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения – крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».

Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира – например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» – «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании .

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T – «еже есть отчески», О – «ум», Н – непостижим сый».Или: T – «от небес приидох», О – «они же Мя не познаша», Н – «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде : «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например – 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Треугольный нимб

Заинтересовал текст, изложенный “О нимбах” Виктор С. Кутковой.:

Не станем останавливаться на иконографии нимба Саваофа в иконе “Отечество”: Седьмой Вселенский Собор разъяснил невозможность изображения Первой Ипостаси Св. Троицы Ее невоплощением: во плоти был явлен и зрим только Сын; Большой же Московский Собор (1666-1667 гг.) вообще поставил под запрет изображение Бога Отца. Значит, названная иконография церковно противозаконна.

Но существуют еще нимбы треугольной, шестиугольной, восьмиугольной формы. Они тоже не относятся к каноничным, так как сопровождают те символические изображения, которые запрещены или противоречат решениям Пято-Шестого Вселенского Собора. А значит, не входят в круг рассматриваемых нами вопросов.

Теперь обобщим сказанное. Как символическая форма нимб имеет свою родословную и в ветхозаветной культуре (на уровне идеи), и в древних культурах нехристианских народов. Но, попав в христианские условия, он наполняется новым содержанием и становится главной деталью (разумеется, после изображения самого святого) в иконе. Его статус – асоциален. Если у индо-иранских племен прообраз нимба – огненный ореол – связывается исключительно с царским именем, то в христианстве нимбоносец не царь, а великий подвижник, молитвенник, мученик, независимо от его социального положения. Отдельные административные попытки были обречены: святость указом не вводят, ее обнаруживают.

В большинстве случаев древний изограф старался придерживаться параканонических положений в иконографии нимба, особенно когда дело касалось монументальной работы. Отсюда в византийской, южнославянской, христианско-восточной и древнерусской живописи такая иконография на всем протяжении средневековья наименьшим образом была подвержена изменениям и, несмотря на различные национальные культуры, оставалась однотипной. Потому что осознавалась православной.

А когда под воздействием западных ветров церковное искусство Православия начало менять свои очертания, то оно, прежде всего, перестало быть каноничным.

Читайте также:
Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

И, значит, целомудренным.

****
Обратимся к истории.
Большой Московский Собор (1666-1667 гг.)
по материалам Православная энциклопедия под редакцией Метрополита Московского и Всея Руси Кирилла [http://www.pravenc.ru/text/Собора-1667гг.html]

1. Причина созыва.
Необходимость созыва церковного Собора была вызвана углублением старообрядческого раскола, возникновение к-рого было связано с богослужебными реформами, начатыми Патриархом Никоном и преследовавшими цель сближения рус. церковной обрядности с греч. Одной из причин непринятия старообрядцами реформ являлось широко распространенное в рус. об-ве представление об искажении Православия у греков под гнетом тур. султана и под давлением католич. пропаганды (см., напр., высказывания Никиты Пустосвята о греках: «Глаголя их неимущих быти святого крещения и увещает российский народ с ними ни в чем соединятися»). Русская Церковь, стремившаяся через «никоновскую справу» обрести обрядовое единство с греч. Церквами, по мнению старообрядцев, сама отпала от истинной веры.

2. Вторая причина.
Др. не менее важной и насущной задачей являлась необходимость вынести церковный суд действиям Патриарха Никона, в июле 1658 г. из-за личного конфликта с царем оставившего Патриаршую кафедру, и избрать нового Всероссийского Патриарха. После отъезда Никона из Москвы Местоблюстителем Патриаршего престола по воле царя стал Новгородский митр. Питирим, однако Никон, живший в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре, не считал возможным уступить к.-л. управление Русской Церковью. В этой ситуации царь принял решение вести переговоры с вост. Патриархами об их участии в суде над Никоном и поставлении нового Московского Патриарха.

3. Итоги.
Прибывшие Вселенские Патриархи не скрывали, что именно греч. порядки должны служить образцом для подражания. В этом плане очень характерен текст, в к-ром предлагается отлучать от Церкви тех, кто станет укорять носящих греч. одежду. В соответствии с этим отменялись решения рус. церковных Соборов, выходившие за рамки греч. традиции. Так, были отменены решения Собора 1503 г., запрещавшие служить вдовым священникам и диаконам (решением Б. М. С. вдовых священников и диаконов можно было запретить в служении только в том случае, если они вели недостойную жизнь), решения Собора 1620 г. о перекрещивании католиков при присоединении их к правосл. Церкви (в соответствии с постановлением К-польского Собора 1484 г. Б. М. С. установил чин присоединения католиков к Православию через Миропомазание), ряд постановлений Стоглавого Собора, подверглась осуждению «Повесть о белом клобуке». Бесспорно, нек-рые из такого рода решений восстановили нарушенные на рус. почве нормы канонического права, но делалось это в резкой, зачастую оскорбительной для русских форме.

В деяниях Собора неоднократно подчеркивалось, что раскол есть следствие невежества как мирских людей, так и приходского духовенства. Поэтому Собор разработал ряд мер для борьбы с этим злом. Священнослужители должны были учить своих детей грамоте, чтобы те, когда будут принимать священный сан, не были бы «сельскими невежами». Священники должны были руководствоваться в своей деятельности «Наставлением духовным», составленным в 1666 г., и рядом подробных указаний в деяниях Собора 1667 г.

****
Обратим внимание на первый текст:

Не станем останавливаться на иконографии нимба Саваофа в иконе “Отечество”: Седьмой Вселенский Собор разъяснил невозможность изображения Первой Ипостаси Св. Троицы Ее невоплощением: во плоти был явлен и зрим только Сын; Большой же Московский Собор (1666-1667 гг.) вообще поставил под запрет изображение Бога Отца. Значит, названная иконография церковно противозаконна.

****
А теперь оратим внимание на фреску представленную на фото.
Киево-Печерская Лавра, роспись надвратной церкви. Изображение Бога-отца с треугольным нимбом.

Два нарушения сразу, если считать законом решения Вселенских Патриархов на Большом Московском Соборе (1666-1667 гг.)

Существование самого изображения Бога – Отца.
Второе – форма нимба над Его головой.

В первом тексте, как и во многих современных православных книгах автором утверждается:

“В Православии, во всяком случае, до нового времени, нимб совершенно не знает ракурса. Это закон. Примеров обратного здесь просто нет. Почему?! Дело в том, что круг нимба понимался иконописцем как обозначение вечности, причем, подчеркнем, в сознании художника возникает очень устойчивое тождество “круг = вечность”. И древний термин «окружок» это убедительно удостоверяет. Любой ракурс нимба будет уже не идеалом круга и, значит, названное тождество разрушается.”

Но разрушается ли? Откуда такая категоричность во взглядах. На основании знания закона от 1666 года?

А что тогда было с православной Русью до 1666 года? Не знание, не верие, не целомудрие?
Как же так?

****
Собственно текст задумывался как представление о форме нимба. Треугольной, практически забытой.
То что она объяснается современными священниками прихожанам, в тех храмах, где не утрачена древняя иконография, как Триединство Ипостаси – это ясно.

но на что похоже вот для человека несведущего такое изображение. Не будем забывать, что икона и задумывалась, как передача мыслеобраза.

Смотрю на днях передачу. Новости. Расказывается про ситему стелс-технологий: самолеты-невидимки. Что “X-47 Pegasus” (рус. Икс-47 Пегас) , что «Скат», разрабатывавшийся ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов» очень напоминают этот треуголтный нимб. В другой реальности разумется.

Собственнно электрический скат (на примере ромбовых скатов (лат. Rajidae)) действительно “энергетическая” сущность. На ум приходит Император Ямомото из фильма Сокурова “Солнце”, у которого небеса были “живыми”, то есть самолеты в его снах воплощены в птиц.
А когда моря в снах воплощены в диковииных рыб, то ромбовый скат, это достойный житель “таких морей”.

Потому что это так выглядело.

Нет тут никакого нарушения целомудрия. Не стоило может мудрить в 1666 году с образом Бога-Отца?

Что такое рай в православии и как туда попасть

Раем люди называют высшее блаженство, которое может испытать человек. Библия дает описание рая в православии на различных уровнях: духовном, душевном и физическом. Очень часто христиане Царство Небесное называют раем, местом, дарованным Создателем для счастливой жизни во славу Творца.

Эдем — рай на земле

Внимательно читая Библию, видим, что впервые слово «рай» описано в Бытие 2:8.

Перед этим Всевышний сотворил Небо и землю, светила, растения и животный мир, а только потом на востоке основал райский уголок Эдем, место нахождения которого можно определить по географической карте. В Библии говорится о том, что из Эдема вытекала одна река, которая разделилась на четыре: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат.

Читайте также:
Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Если первые две реки канули в небытие, то Тигр и Евфрат существуют и поныне, что служит для атеистов неоспоримым доказательством существования Эдема. Современные христиане отождествляют понятия рай и Эдем, хотя Эдем — это название местности, а рай — место пребывания Божественной сущности. Удивительна милость Господня и Его забота о Своих детях. Любящий Отец вначале подготовил все для блаженства первых людей, а потом создал их самих.

Адам с Евой были выгнаны из места блаженства, но первая земная пара не потеряла любви Божьей. Адам и Ева могли пребывать в непосредственном общении с Создателем, они видели Его и наполнялись Его милостью. Трудно представить чувства людей, которые были «окутаны» любовью Творца.

В устройстве эдемского сада богословы мира проследили три составляющих, соединенных воедино:

  • рай;
  • Эдем;
  • внешний мир.

Эдем стал прообразом для создания скинии, шатра, созданного по описаниям, данным Создателем. Скиния служила для евреев местом храмовых служений во время передвижения по пустыне и состояла из Святая Святых — рай, Святилища — Эдем, наружного двора — внешний мир.

В устройстве современных храмов также можно провести параллель с местом обитания первых людей. Алтарь — символ небесного уголка, трапеза ассоциируется с Эдемом, а притвор — символ внешнего мира.

Не стоит искать место нахождения райского сада на современных картах, ведь он был создан еще до потопа, после которого земная кора изменилась.

Для православных верующих Эдемский сад стал местом, дарованным Творцом, где нет страданий, болезней, нет самой смерти. Велико обетование Всевышнего, данное в Откровении Иоанна. Оно говорит том, что на земле небесный уголок будет восстановлен. (Откр. 21:1)

Важно! Описание рая в православии подразумевает не только географическое расположение Эдемского сада, а блаженство пребывания в любви Создателя духом и душой как ныне, так и в вечности.

Царство Божие — небесный Эдем

Великим утешением для людей, потерявших своих близких, является возможная встреча на небесах. Царство небесное, обещанное Иисусом Христом, находится на небе и на земле, в сердцах христиан.

Целью земной жизни, наполненной страданиями, войнами, катаклизмами, волнение за завтрашний день и своих потомков, является переход в Небесный Иерусалим.

В евангелии от Матвея 25:34 звучит обетование о наследовании приготовленного эдемского уголка на Небесах, Иисус обещает пить вино со своими учениками в царстве Отца. (Матв. 26:29)

В Откровении Иоанна описан рай на небе, который пророк видел своими глазами.

По свидетельствам преподобных Феодоры, Ефросиньи, святого Андрея Юродивого (каждый из них в свое время был поднят в небеса до третьего неба), небесный уголок существует.

Свидетельство Андрея Юродивого

Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским.

Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество…

Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал.

Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами.

Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Царство Божье внутри человека

Красной нитью через весь Новый Завет проходит весть о Царстве Божьем, дарованном Иисусом Христом. Творец есть любовь, наполняясь этим чувством к другим людям, человек наполняет свое сердце особым блаженством, Небесным раем.

Иисус Христос посылал Своих учеников нести людям Благую весть о будущей жизни в вечности. (Луки 9:2)

Понимая истинность существования уголка блаженства на небесах, человек перестает бояться смерти, он старается прожить свой земной, очень короткий путь так, чтобы вечную жизнь провести не в аду, а в окружении ангелов и свете Святой Троицы. Воцерковленный человек, наполняясь любовью, царящей в Православной Церкви, своей земной жизнью совершает подвиг подготовки к переходу в Небесный Иерусалим.

Одним из путей, которым православные могут попасть в окружение ангелов на небе, является прощение. На протяжении своей земной жизни человек вольно или невольно обижает людей, и сам обижается на них. Святая Церковь по великой Милости Создателя даровала верующим людям таинства Причастия и Исповеди.

Читайте об исповеди и причастии:

Поражает ответ истинно православных на слова «Прости меня», после чего звучит «Бог простит». Люди имеют великое доверие к Богу, если человек простил от чистого сердца, то Всевышний обязательно простит, это Его обетование. «Бог простит» — не просто отговорка, это вера в любовь Отца, Сына и Святого Духа.

Очень часто православный человек, слабый духом, смотрит на грехи другого и сравнивает свою жизнь с чужой. Самое страшное, что в Судный день каждому верующему и неверующему придется встретиться с Богом лицом к лицу, и рядом не будет близких, родных, соседей и друзей. Каждый даст ответ самостоятельно, почему не принял Иисуса Христа в свое сердце, не получил «входной билет» в небесный рай.

Читайте также:
Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

Сын Божий сказал, что только Он является дорогой, ведущей к Богу Отцу. ( Иоан. 14:1-6) Только имею веру во Христа, через Его откровения человек преобразуется изнутри, наполняя свое сердце Царством Божьим.

По слова митрополита Илариона рай является состоянием души человека, блаженством, которое дается почувствовать только православным, наполнившимся любовью Творца. Высказывания митрополита вторят словам евангелиста Луки, который написал, что Царство Божье находится внутри христиан. (Лук. 17:20)

Научиться служить Богу через любовь к людям, стать руками Иисуса на земле, наполнять мир христианской любовью — вот пути к наполнению присутствием Божьим в сердцах православных.

Возвращение рая на землю

Псалом 37:29 утверждает, что истинно праведные станут наследниками новой земли, которую Бог сотворит на нашей планете. Исходя из молитвы «Отче наш», можно проследить мысль, что Христос указал христианам на приход Царства Божьего на землю.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе

О мировом правительстве на земле во главе с Христом писал пророк Даниил (Дан. 2:44), когда Божье правление соберет народы и воцарится новый рай.

Новое время проповедовал и пророк Исайя, обещая, что старые времена будут казаться страшным сном. На новой горе Сион будет радость и веселье, а печаль и горе удалятся.

Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки.

И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.

И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему, но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Пророк Иоанн получил указание сообщить людям благую весть о том, что Бог обещает вернуть рай на землю таким, каким он был в Эдеме без боли, скорби и проблем. Новый Иерусалим, царство радости, любви и блаженства описано в 21 главе Откровения, апостол подчеркивает, что в это время люди снова получать дар видеть и общаться с Творцом.

Для того чтобы встретиться с Богом в будущем, по словам протоиерея Чаплина, нужно наполниться верой в Бога так, чтобы знать Его на земном уровне и быть уверенным в том, что узнаешь Создателя на небе, и Он узнает тебя.

Бог предлагает людям Свою любовь взамен на верность, послушание, и тогда Он наполнит верующих мудростью при одном условии — они не будут самостоятельно искать истину, вкушая плод Добра и Зла, вкушая грех.

Важно! Человек, пытающийся сам, без познания Божьих наставлений, разобраться с грехами и праведностью, обязательно будет ослеплен дьяволом через деньги, секс, власть, гордыню и непрощение. Только слово Божье открывает истинный рай — блаженство пребывания в Божьем присутствии.

Описание рая в Библии

Ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость.

Корень зла запечатан от вас, немощь и тля сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение. Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия. Не старайся более испытывать о множестве погибающих.

Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали, и говорили в сердце своем: “нет Бога”, хотя и знали, чтоони смертны.

Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их — жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь. Ездра.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Богас неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога счеловеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Богс ними будет Богом их.И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями:основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертоесмарагд,пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл,девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатоеаметист. А двенадцать ворот— двенадцать жемчужин: каждые ворота были изодной жемчужины. Улица города— чистое золото, как прозрачное стекло.Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель— храм его, и Агнец.И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его— Агнец.Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
Кто не войдет в рай:И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.Книга Откровения.

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместес козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитябудет водить их.И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Книга Исаия.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Лука.

Описание рая до грехопадения (на земле). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, идерево познания добра изла.Из Едема выходила река для орошения рая; ипотом разделялась начетыре реки.Имя одной Фисон: она обтекает всю землюХавила, ту, где золото;и золото той земли хорошее; там бдолах и камен ьоникс.Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.И взялГосподь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Бытие.

Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир, и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его. Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению. Он щедр, ибо готов давать по надобности, и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить. Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.

Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей. Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений, Тогда пожалеют отступившие ныне то путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении. Ездра.

Что такое рай и как туда попасть?

Высшая благодать, обещанная христианину, это вечная жизнь после смерти в раю. Однако не все верующие понимают, что это такое и что требуется сделать, чтобы оказаться в раю.

  1. Понятие термина
  2. О рае в Новом Завете
  3. Как попасть в рай?
  4. Вера в Бога
  5. Соблюдение заповедей и безгрешность

Понятие термина

Слово «рай» пришло к нам из персидского языка, в дословном переводе оно означает «сад». Так изначально именовалось жилище самого первого человека, описанное в ветхозаветной книге Бытия.

Рай для первых людей на Земле (Адама и Евы) предстает перед нами в двух ипостасях. С одной стороны это блаженное жилище для физического тела человека. При этом речь идет и о духовном раю, под которым понимается блаженство, наступающее от общения с Господом.

Также под раем понимается блаженное жилище, в котором праведники должны оказаться после того, как состоится Страшный Суд над всеми людьми.

О рае в Новом Завете

В Новом Завете рай упоминается трижды:

  1. Сначала в эпизоде, когда Спаситель говорит разбойнику, который был распят на соседнем кресте, поверил в Бога и покаялся, что он теперь отправится в рай. Упоминая о рае, Иисус говорит о Божьем Царстве.
  2. Следующий пример содержится в обращении апостола Павла. Он упоминает о собственном опыте. Апостол говорит о человеке, который оказался в раю, где услышал неизреченные слова. Это слова, которые нет никакой возможности пересказать обычному человеку. Богослов Никодим Святогорец отмечает, что восхищение, которое пытается передать окружающим Павел, свидетельствует о том, что он сам был посвящен в это, лично слышал те самые неизреченные слова.
  3. Третий случай упоминания рая в Откровениях Иоанна. В них говорится, что победителю будет предоставлена возможность вкусить от древа жизни, расположенного в Божьем раю. Андрей Кесарийский комментируя эти строки, утверждает, что под древом жизни символически понимается вечная жизнь.

Как попасть в рай?

Вера в Бога

Всевышний прямо заявляет, кто будет удостоен чести попасть в рай. Самое главное, человек для этого должен искренне в Него верить. Всем остальным он предрекает муки и осуждения. Но при этом нужно понимать, что Бог всегда милосерден, готов смилостивиться над людьми, но он не в состоянии ничего сделать с теми, кто будет вести греховную жизнь, останется в безверии и не раскается.

Важно, чтобы вера была истинной, так как во время общения с Всевышним, обращаясь к Нему, человек должен четко понимать, с кем он говорит, не представлять себе Бога тем, кем он в действительности не является.

В наше время популярны представления, что если Бог один, то нет никакой разницы, путь которым придет к нему человек, через другую религию, философское или религиозное учение. Бог действительно только один, но христиане веруют, что Бог только тот, кто открыл Себя через Христа, искупил грехи всего человечества, приняв смерть на кресте. Если человек молится божеству из другой религии, он не общается с истинным Богом, оставаясь не услышанным.

Читайте также:
Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний

В лучшем варианты мы в таких ситуациях обращаемся к кому-то или чему-то, что придумали себе сами, это так называемый Бог в душе. Но часто человек общается с существами, которые Богом не являются или являются существом явно от него отличным.

Соблюдение заповедей и безгрешность

Также, чтобы оказаться в раю, человек должен пребывать в абсолютном нравственном равновесии с самим собой. Будет строго соблюдать заповеди, вести нравственную жизнь. Здесь придается значение не только поступкам человека, но и всему, что происходит внутри него. Необходимо не только не грешить в жизни, но и не нарушать заповеди даже в мыслях. Именно такого уровня нравственности Спаситель требует от своих последователей в Нагорной проповеди.

Упоминая об условиях попадания в рай, Всевышний отдельно подчеркивает, что человек для этого должен соответствовать не только внешним нравственным нормам, важно, чтобы чистой и светлой была его душа. Говоря о нравственной душе, Спаситель подчеркивает, что недопустимо злословие, любые блудные помыслы, неискренние молитвы, даже если эти вещи будут вполне уместны и допустимы с точки зрения мирской этики.

Осуждению со стороны Спасителя подвергается также внутренняя удовлетворенность человека, когда он становится доволен собственными нравственными заслугами. В такие минуты зарождается гордыня, которая также опасна, как и любой другой грех.

Христос предупреждает, что праведная жизнь не предполагает обывательского поведения. Своим ученикам он предлагает иной путь. Это не значит, что рай изначально кому-то недоступен. Божье Царство открыто абсолютно для каждого человека, его интеллектуальный или образовательный уровень не имеют ровно никакого значения. Важно, чтобы соответствующим был уровень нравственности, только он может способствовать человеческому спасению.

В Нагорной проповеди Христос задает слишком высокую нравственную планку для попадания в рай, которой не достичь силами самого человека. Но человек может в этом рассчитывать на Божью помощь, тогда ворота Небесного Царства откроются перед ним.

Рай — это не знание лучшего…

Господни откровения русскоговорящим. На сайте *арийская аналитика*

Что касаемо природы, то в Раю она похожа на нашу, только несколько красивее, да есть там и горы и озёра и леса и поля с как бы ковром из ландышей из из других цветов, да многое ещё чего. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное.

Михаил, а вы уже там побывали, всё сфотографировали и вернулись, так?

Если соблюдать все критерии, то в рай вообще никто не попадёт, я думаю он давно обанкротился из-за невостребованности.

бог, рай, ад, сатана — всё это религиозные сказки, придуманные человеком ещё в неолите, чтобы объяснить необъяснимое.

В этот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сами не знаете какое богатство в вас.

Иисус сказал; Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Истина; Всё что вы делаете тайно то для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас…

чтобы попасть в Рай — минимум надо быть Мусульманином .

Это смешно. Кто вам такое сказал.

В такой рай, что у мусульман, я бы не хотел ))

От вашего мусульманского»рая» (как его описывают ваши улемы) возьмёт такая глубокая зелёная тоска, что человек начнёт вопить и проситься даже в сам ад.

Почти во всех религиях одни и те же учения. Думаю в раю не смотрят мусульманин ты или христианин, а смотрят какой ты человек.

У христиан и иудеев рай в тёмных мирах на планете Эдем. У славяно-ариев рай находится в духовном светлом мире в Прави — обители Богов. Чтобы попасть в Правь надо жить по Совести, по заповедям светлых Богов, почитая своих Богов и Предков и в гармонии с Природой, исполнить долг перед Родом (родить и воспитать как минимум 9 детей).

Я, как человек, получивший точные знания о Боге из Библии и поэтому проявляющий веру, признаю тот факт, что рай это не вымысел. Первый рай был только в одном единственном значении — а именно прекрасный цветущий парк или сад, в котором жили наши прародители. Никакого другого смысла (типа некое блаженство) в Библии нет. Но при этом первые люди ни в чём не нуждались, и были счастливы, пока не пошли против Бога. Поскольку райская жизнь задумана Богом для всех людей, Бог воссоздаст райские условия на земле снова. Вся планета станет цветущим раем, т.е. садом, где послушные Богу люди будут воистину счастливы, где воплотятся их творческие идеи, где у них будет любимый, вознаграждающий труд. Ни о каком состоянии блаженства в Библии не идёт речи, когда упоминается буквальный рай. Рай это не место на небе, а состояние счастливой жизни на земле. Библия говорит и о символическом рае, в духовном смысле. Но буквальный рай будет только на земле, а не на небе, как учат церкви. И рай будет не после смерти, (никакой загробной жизни не существует) а после воскресения умерших людей к жизни на земле. Об этом рае и говорил Иисус распятому разбойнику. Ведь евреи ни о каком другом рае и не знали. Они знали только о буквальном, земном рае. И знали, что он будет восстановлен на земле. Ведь Библия не раз обещает, что праведники будут жить НА ЗЕМЛЕ, а не на небе.

Читайте также:
Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет

РАЙ это Отечество,потерянное людьми по своей крайней безалаберности и равнодушия.Выйти из НЕГО стало очень простым действием.А вот войти обратно это практически невозможно.Тут конечно надо соблюдать заповеди ГОСПОДНИ-не грешить,находиться в смирении своего «эго»,обладать любовью ко всему сотворённому БОГОМ.И конечно же к людям,отдавая себя без остатка и так далее,и тому подобное.Поэтому современному человеку это никак не по силам.Тут только Милость Неизреченная и непонятная людской логике и философии и вера,что БОГ ОН-ИИСУС ХРИСТОС,Воскресший из мертвых.Можно конечно и нужно из последних сил напрягать свою физиологию и психику и падая идти и идти до изнеможения.Может тогда возможно и свершится чудо и человек войдёт в РАЙ.

Азвиняйте канешна! Азвиняйте! Не дурите мозги другим, свои никому не запрещено! Задайтесь одним вопросом: Для чего человечество создало Религию? И ответ сам напрашивается, для управления человечеством. Тем самым церковь сделала себе кормушку на тысячелетия. Вот представте себе, каков бы был рай если за 7 тысяч лет умерло от 120 до 170 миллиардов людей и где и как бы эти все души там суетились и какой бы был этот рай? Сплошной блуд мозгов. Есть конечно и положительная сторона в этом, воспитание положительного человека. НО история тысячелетий показала что за эти тысячелетия тысячи лет были рабы и рабовладельцы- вота Вам рай! Потом сотни лет крепостное право и уже 900 лет капитализм, где идёт мизерной долей людей с мозгами неадекватное присвоение труда других большинства. Вота Вам Рай! Спрашивается кому и для кого. Войны тысячелетия идут нескончаемо при этом за тысячелетия уничтожено миллиарды людей! А ЧЁ души убитых людей миллиарды тоже попали в рай? Самого Иисуса казнили как последнего раба! И выдали за то что он искупил грехи всех последующих людей, чтобы имели право их души попасть рай! Это же надо придумать такой блуд мозгов! ПО этому пора современной церкви пересмотреть блудную мозгов библию с достижением современных знаний человечеством. А секрет лежит в том что действительно Бог создал людей парными, подарил им эйфорию секса для размножения, руки ноги и мозги гипнабельные и в этом есть секрет воспитания вероманов! Вам Чё не известно, есть наркоманы, алкоголики, бабоманы, деньгоманы, вероманы и другие маны, вся сила лежит в устройстве гипнабельных мозгов. НЕ зря своглота фашисткая Гебельс сказал: Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней. А Чё за тысячелетия не хватило ума у людей создать этот рай на земле? Чего проще создать Рай на земле единое государство ЗЕМЛЯ с единым языком, с единым равноправным правом для всех, где каждый мог трудится по своим мозгам и здоровью и это всё контролировалось? А нет Дьявол-Антирес человеческий, дьяволее которого нет, желания присваивать труд других, а непослушных уничтожать войнами в тысячелетиях миллиарды! НУ хватит дурить людей тысячелетиями, лучше займитесь созданием единого государства ЗЕМЛЯ! С действительно человеческими стремлениями! А нет, можно сразу сказать, АНТИРЕС это Вам ещё неизвестно сколько тысячелетий не даст это сделать. Ну как после такой мысли не сказать-ПРИДУРКИ образованные! Азвиняйте! Чево не знаете, что сейчас на земле 1,5% людей обладают властью и деньгами, 3,5% живут комфортно, 15% живут не плохо, а 80% не хватает денег, есть нищие! Азвиняйте! Азвиняйте! Азвиняйте!

На земле Рай и ад. Для одних, живущих в Раю, Эдем обернётся адом, для других, живущих в аду. преисподняя обернётся Раем.

Давайте рассуждать логически: Ученые говорят что наша жизнь это всего лишь симуляция и это так. Наш мозг шлем виртуальной реальности который выводит объемное изображение через глаза — линзы. Наши тела это аватары. Зачем необходимо все это. наша жизнь это практическое занятие для получение опыта чтобы стать богом которому можно доверить управление участком пространства во вселенной. Нас создавали и темные и светлые. темны едали тело а светлые душу. Душа это программатор для тела то есть система управления телом в симуляции. Изначально матрица не была совершенной поэтому когда первые люди Адам и Ева искушенные рептилоидом змеем искусителем съели информацию из древа познания добра и зла — информационного поля вселенной то они узнали что они биороботы и что то сделали они что Игра под названием Рай закончилась. Game Over вот и все. Так что не надо искать Рай или Ад — надо развиваться духовно тоесть наполнять душу знаниями о себе — изучать свою энергетику и тело и знать свой род и жить в ладу со своими энергиями в своей природе а не ходить как робот и ублажать свое тело ради еды, секса и туалета.

Душа — совесть
Ты живешь в голове, а значит ты энергия или бактерия рай это само по себе жизнь, а жизнь длинная как малина и вся в колючках.

Объясняю как попасть в Рай. Необходимо успеть построить своё тело из растительного белка до завершения (окончания) Гула Земли. Скептики, идиоты и неверующие, то есть гурманы с вредными привычками, будут депортированы в четвёртое измерение только через смерть, то есть душами. Но, депортация произойдёт только после всеобщего, глобального разоружения, которое возглавит Россия. Рабочий из России.

ГОСПОДЬ БОГ познается ДУХОМ СВЯТЫМ, а не текстом из Библии! А еще, буква убивает! Подходить подобным образом к познанию ГОСПОДА БОГА опасно и губительно, тем более кичиться этим! Бегите от гордыни!

Спасибо за все советы! Очень важная тема, пусть у всех будет всё отлично!

Нужно Богу молиться и за Него держаться. Время сейчас нелёгкое.

В раю должны жить все. Чтобы у всех всё ладилось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: