Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

Новомученики и Исповедники молятся за нас

Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Почему они стали жертвами коммунистического режима? Каково значение подвига новых святых?

ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.

Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.

Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.

Безбожная власть

Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле.

Высказывания Ленина о религии всегда атеистичны, но в статьях он старается формулировать свои идеи цивилизованно, тогда как в приказах и письмах, адресованных друзьям и подчинённым, говорит прямо и грубо. Ещё до Революции в письме А. М. Горькому Ленин писал: «…всякий боженька есть труположство. …всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».

Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.

1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Расстрелы духовенства Ленин рекомендовал неоднократно.

Деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия: льготы и кредиты для сектантов, инспирирование расколов, издание антирелигиозной литературы, создание антирелигиозных организаций – например, «Союз воинствующих безбожников», куда загоняли молодёжь.

Сталин продолжил дело Ленина: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… Подавили ли мы духовенство? Да, подавили. Беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано».

В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.

Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.

Судили быстро, расстреливали сразу

Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной – религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте – там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую.

Самым первым пострадал за веру новомученик протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.

Вот как рассказывает о гибели священника очевидец:

«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».

25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.

Читайте также:
Архиерейская служба: последование, особенности и график

17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Императорская семья, олицетворявшая Православное царство: Николай Второй, его супруга Александра, царевны и маленький наследник.

18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме управляющего Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.

Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара

Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками.

Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.

Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»

Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.

В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.

Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.

Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.

Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.

Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…

Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.

Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.

Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная.

Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.

Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.

Урок новых святых

Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.

Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.

Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».

В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.

В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.

В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.

Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!

Соловецкие подвижники

Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.

Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.

На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём.

Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, ибо вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь.

Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, ободряя друга, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».

Сегодня Соловецкий монастырь возрождён во всей своей духовной силе, здесь проходят богослужения, здесь хранятся мощи основателей монастыря – преподобных старцев Зосимы, Савватия и Германа, здесь совершаются чудеса.

10 февраля 2019 года в Соловецком монастыре состоится праздничная Литургия в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. У вас есть счастливая возможность отправить записку о здравии своём и своих ближних на это богослужение. Испросите помощи и защиты у святых.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

8 февраля ― Собор новомучеников и исповедников Российских

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Читайте также:
Православие и рукоблудие: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, как избавиться и молитвы

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии. Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Сборник: Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века

Здесь есть возможность читать онлайн «Сборник: Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: religion_orthodoxy / Православные книги / Религия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Сборник: другие книги автора

Кто написал Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века

Возлюбленные о Господе служители Алтаря Господня, дорогие братья и сестры!

Все мы являемся свидетелями великого чуда возрождения Русской Православной Церкви. Многие из нас знают не понаслышке о тех испытаниях, которые пережила наша Русская Церковь в ушедшем ХХ веке. Невиданные по масштабу гонения обрушились на Нее, неисчислимые жертвы принесены Ее чадами ради Христа.

Какой урок можем вынести мы из пережитого Церковью Христовой в ХХ веке? Ответить за нас может священномученик Иларион, архиепископ Верейский: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке… Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь…»

Канонизация новомучеников и исповедников Российских ХХ века, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года, бесспорно, является одним из величайших событий за всю историю бытия Русской Православной Церкви. Нам, очевидцам этого события, может быть, еще не вполне ясно, какие духовные перспективы открываются для нас в узнавании подвига неисчислимого сонма подвижников веры.

Среди трудностей современной жизни российского общества, в окружении безбожия, иноверия и сектантства, расколов и ересей, вопреки пропаганде зла, насилия, стяжательства, небывалого разврата и новых, ранее немыслимых соблазнов, перед лицом еще неведомых испытаний наступившего XXI века Русская Православная Церковь подвела итог своему духовному опыту за ХХ столетие. Кровью своих мучеников Русская Церковь приготовила себя к вступлению в III тысячелетие.

Благодарное принятие нами этого опыта святости может вновь объединить нас. Указывая на сонм святых новейшего времени и призывая искать их молитвенного заступничества, Церковь исполняет свой материнский долг по отношению к народу, который ждет от Нее освящения.

«Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества»[1].

Желаю всем читателям воспламеняться ревностью о спасении, надеждой на помощь Божию в тесных обстоятельствах нашего жития. По молитвам новомучеников и исповедников Российских ХХ века да даст нам Господь потрудиться во славу Божию и Церкви Христовой для спасения вечного.

С любовью о Господе митрополит Крутицкий и Коломенский Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых

Читайте также:
Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

В первую книгу многотомного издания «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии» вошли жизнеописания 62 подвижников, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Порядок, в котором расположены жития в сборнике, определен древней агиографической традицией. Все жития помещены в хронологическом порядке по дням памяти подвижников. Данный том включил в себя жития тех, чья память пришлась на месяцы январь май включительно.

Внутри каждого месяца жития распределены по числам датам памяти, которые указаны по старому стилю, а в скобках указывается гражданский новый стиль. День памяти может не совпадать с фактическим днем кончины подвижника в том случае, если кончина случилась в день двунадесятого или другого великого праздника. В этом случае память святого перенесена на другой день.

Память каждого подвижника, согласно Определению Юбилейного Архиерейского Собора о канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века, совершается в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Новомученики и Исповедники Российские

Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников росси́йских — российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь.

Включает в себя Собор новомучеников, в Бутово пострадавших — 289 святых, известных к 2007, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым) [1] [2] . Бутовскому Собору Новомучеников с 2001 установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.

Содержание

История установления праздника

25 марта 1991 Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» [3] .

Архиерейский Собор Русской Церкви 1992 определил совершать празднование Собору Новомучеников и Исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю — день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую Неделю после оного [4] .

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры [5] .

В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 поименно канонизирован 1701 человек [6]

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября по Юлианскому календарю 1917 он был зверски убит революционными матросами [7] .

РПЦЗ совершила прославление Собора в 1981.

По некоторым оценкам, к 1941 было убито около 130 тысяч священнослужителей [8] . Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников [9] .

Бутовский полигон и храм близ него

9 августа 2001 правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД — КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории [10] .

Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви [11] .

28 ноября по Юлианскому календарю — в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) — 1996 года на Бутовском полигоне (с. Дрожжино́ Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В 2004 на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутово присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004.

Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы [12] [13] . К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутово.

19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма [14] [15] .

Календарно-литургические указания и гимнография

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Церкви 13 — 16 августа 2000 постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).» [5]

В 2002 утверждена новая служба Собору [16] .

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/
прославляющи новомученики и исповедники своя:/
святители и иереи,/
царственныя страстотерпцы,/
благоверныя князи и княгини,/
преподобныя мужи и жены/
и вся православныя христианы,/
во дни гонения безбожнаго/
жизнь свою за веру во Христа положившия/
и кровьми Истину соблюдшия./
Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/
страну нашу в Православии сохрани/
до скончания века.

Читайте также:
Мощи святого Серафима Саровского: места и адреса хранения, помощь и чудеса

Подобен: Дева днесь:
Днесь новомученицы Российстии /
в ризах белых предстоят Агнцу Божию /
и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: /
благословение, и слава, и премудрость, /
и хвала и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу /
во веки веков. Аминь.

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: / святителие и пастырие Церкве Христовы, / царственнии страстотерпцы, / благовернии князие и княгини, / доблии воини, монаси и мирстии, / благочестивии мужие и жены, / во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, / верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии / и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, / землю нашу от безбожных постигшаго, / на судищах, в заточениих и пропастех земных, / в горьких работах и всяких скорбных обстояниих / образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. / Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, / пред Престолом Божиим во славе предстоите / и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, / молим вас, святии сродницы наши: / не забудите земнаго отечества вашего, / грехом каинова братоубийства, / поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. / Умолите Господа Сил, / да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; / да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; / да паки будем мы царское священие, / род Божий, избранный и святый, / присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Иконография

В честь новых святых Российских мучеников и исповедников по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института написана икона Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Икона написана в стиле памятников начала XVI века. Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного [17] .

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

Средник

В верхней части средника расположено название иконы. Сонм Святых стоит на фоне православного храма, напоминающего Храм Христа Спасителя в Москве, символизирующего Православную Церковь, а также её судьбу (практически полное уничтожение, а затем восстановление) в ХХ веке.

Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение, также символизирующее воскрешение Православия в России. На престоле лежит Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).

В нижней части перед престолом находится изображение Святых Царственных Мучеников, а слева и справа две группы новомучеников.

Левую (по отношению к зрителю) группу возглавляет святой Патриарх Тихон (по отношению к духовному центру иконы — Кресту — группа является правой); правую — святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Непосредственно рядом с ними стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. За ними стоят епископы-мученики. Епископов слишком много, чтобы изобразить их всех, поэтому часть из символически изображена в виде нимбов, возвышающихся над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже архиереев изображены мученики-иереи, монашествующие и миряне, в том числе женщины и дети.

Деисусный чин

В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Также изображены апостолы Пётр, Павел и Андрей, архангелы Михаил и Гавриил, за которыми русские святые Х-XIX веков, символизирующие неразрывную связь новых святых с ранними.

Боковые клейма

На 15 клеймах изображены наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых:

  1. Соловецкий монастырь, превращённый в Соловецкий лагерь особого назначения в 1923 г.
  2. Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола.
  3. Суд над священномучеником Вениамином (Казанским) и другими священниками.
  4. Расстрел Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
  5. Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского.
  6. Зверское убийство великой княгини Елизаветы Фёдоровны5 июля1918 года: её вместе с другими мучениками сбрасывают в шахту (см. мученики Алапаевской шахты).
  7. Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.
  8. Убийство Царской Семьи.
  9. Массовые расстрелы священников в Бутово в 1930-е годы.
  10. Расстрел крестного хода в Астрахани.
  11. Убийство Владимира, митрополита Киевского 25 января1918 года.
  12. Образ безымянной святой жены с детьми.
  13. Арест священника в храме во время богослужения.
  14. Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима Саровского.
  15. Расстрел Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 20 ноября1937 года.

Православие и астрология: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.

Читайте также:
Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

А все потому, что человек в своей телесной составляющей – это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны – упрямые, Весы – гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи – добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали.

Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден – значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики – из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.

Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны – все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя. Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению. Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?

Оксана Федотова

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не поддавайтесь инъекциям астрологической чуши!»

Человеку, вне зависимости от того, во что и как он верит, можно увлекаться всем, чем угодно. Никаких запретов Церковь не накладывает ни на своих членов, ни на людей свободных от послушания Церкви и ее правилам. Единственное, от чего христиане бегут и с чем не могут примириться, – это с грехом, который может выражаться по-разному.

Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога – сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.

Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком. Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается. Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.

Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна» . Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно. Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного. Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком примитивный и, самое главное, ложный путь.

Читайте также:
Православие и кредиты: отношение церкви и мнение священников, можно ли брать или нет

Как известно, самая страшная и губительная ложь – та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования. Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий. На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.

Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений. И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека. Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.

Учитывая глубину и масштабность сформулированной русским космизмом задачи и оглядывая нашу унылую современность, остается только горячо сожалеть о том, что, по-видимому, безвозвратно ушло то время, когда каждая третья семья в СССР выписывала научно-популярный журнал «Природа», а каждая пятая – «Науку и жизнь». Какая же тоска находит, когда видишь в транспорте когда-то любознательнейший народ, уткнувшийся в шведские сканворды, американские комиксы и местного разлива гороскопы. Как же задешево мы продались…

Только совершенно умственно разленившийся человек, хотя бы только поверхностно ознакомившись с идеями космизма, не испытает отвращения к астрологическому интеллектуальному извращению. Что же до конкуренции между христианским мировоззрением и астрологией, то ее не может быть по одной простой причине: как можно сравнивать веру в Творца вселенной с верой в сотворенные Им небесные объекты? Слишком разный это масштаб…

Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается. Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы. А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.

Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)

Не будь козерогом, или о том, почему Церковь не одобряет астрологию

Как относятся друг к другу Церковь и астрология? Можно ли сочетать веру в Бога и веру в торжество планет? Подробнее об этом в нашей статье!

Церковь и астрология – можно ли их объединить?

Почему Церковь негативно относится к астрологии? Коротко сказать, потому что признание власти звезд над нашей жизнью противоречило бы двум важным истинам нашей веры — человеческой свободной воле и Божием промыслу. Подробно об этом — Сергей Худиев.

Недавно еще один известный человек — о котором, помимо прочего, было известно, что он православный — рассказал о своем знаке зодиака и том, как он влияет на его жизнь. Дело обычное — почти в каждой газете печатается гороскоп, чтоб овны, скорпионы и козероги могли узнать, что день грядущий им готовит. Знакомясь, люди спрашивают «а кто вы по знаку зодиака», (надеюсь, не овен — гороскоп не советует мне иметь дело с овнами!), а на экранах телевизоров время от времени являются загадочные личности, таинственными голосами возвещающие как бы некие пророчества — впрочем, пророчества не сбываются никогда, что не мешает загадочным личностям вещать дальше с тем же таинственным видом.

Реклама астрологов

Интересно, что астрологи процветают — и в состоянии оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам — но готовы и платить за них. С другой стороны, многих огорчает, когда им говорят, что увлечение астрологией несовместимо с православной верой.

Читайте также:
Православный крест: виды и значение, размеры, форма и пропорции

Давайте рассмотрим это немного подробнее. В древнем мире астрология пользовалась огромной популярностью. Это отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя, сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Естественным календарем, с которым люди сверялись, были звезды — и им казалось очевидным, что раз такие важные решения, как сев и жатва, надо определять по звездам, то это нужно отнести и к другим важным действиям — вступлению в брак, военным походам и тому подобному. Казалось, что раз так важно сеять и пахать по звездам, за ними стоят какие-то могущественные божества, с волей которых надо сообразовать все свои дела.

При дворах восточных владык важное место занимали, как мы бы сейчас сказали, «эксперты», которые должны были определять благоприятные или неблагоприятные времена для тех или иных действий. Некоторые историки даже отмечают, что таким образом складывалось своего рода коллегиальное управление — опытные предвещатели могли удержать молодого и горячего царя от поспешных действий, ссылаясь на «неблагоприятные предзнаменования».

Библия о чародеях

Библия упоминает о таких «экспертах» и говорит об их пустоте и тщете. Пророк говорит о гибели Вавилона:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис. 47:12–15).

В наши дни астрология изменилась мало — разве что упор делается не на предсказаниях событий государственного масштаба, а на предоставление личных консультаций. Как Вам следует себя вести, если вы — овен? А если хотите взять человека на работу, что Вам может сказать дата его рождения? А в какой день лучше заключить сделку или лечь на операцию?

Почему же все это плохо с точки зрения Православия? Мы, православные люди, верим в две реальности, несовместимые с предсказаниями — в свободную волю человека и в промысл Божий. Начнем со свободной воли.

Свободная воля означает, что мы сами — авторы наших решений. Разумеется, мы сталкиваемся с различными влияниями, добрыми и дурными, мы обладаем определенными врожденными чертами — например, кто-то по натуре человек флегматичный, а кто-то, наоборот, темпераментный, но решения, которые мы принимаем перед лицом всех этих влияний, полностью наши. Они не предопределены чем-то еще — генами или звездами.

Труд или преступление, любовь или эгоизм

Человек сам выбирает свой путь в жизни — труд или преступление, любовь или эгоизм, усердие или лень, веру или противление. И то, к чему он придет в своей жизни — а главное, в вечности — определяется решениями, которые он принимает. Каким человеком он будет, какой характер в себе разовьет — тоже результат его решений.

Эти решения — а, стало быть, и их последствия — не определяются звездами, генами или социальным окружением. Со свободной волей связаны такие принципиальные для нашей веры понятия, как грех и покаяние. Когда мы каемся — а это абсолютно необходимо для нашего вечного спасения — мы признаем, что мы согрешили и нуждаемся в прощении. Это именно мы принимали неправильные решения и совершали неправильные поступки, не какая-то сила за нас, будь то звезды или что-то другое, привела нас в эту точку в нашей жизни. Мы согрешили, мы виновны, мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение и помощь для того, чтобы исправить наши пути.

И мы можем принять решение их исправить — мы не вовсе не предопределены звездами, чтобы грешить дальше, мы можем в любой момент обратиться к Богу и взыскать Его прощения и помощи. Наша жизнь может измениться, мы можем резко развернуться и оставить все гороскопы в дураках.

Промысл Божий

Другая необходимая составляющая нашей веры — промысл Божий. Мы верим, что Бог направляет все происходящее к предначертанным Им целям, так что все, что происходит в мире — и в жизни конкретных людей — будет обращено к вечному благу и спасению верных. Это переживание Промысла Божия находит отражение, например, в 138 псалме:

«Господи! Ты испытал меня и знаешь.

Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Читайте также:
Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»

Бог обладает всеведением, то есть полным и безошибочным знанием обо всем, в том числе обо всех актах свободного произволения людей, ангелов или бесов. Бог знает — всегда знал — что я пишу эту статью, и что Вы ее читаете. Наши поступки определяются нами, а не Богом, они полностью свободны — но для Бога, находящегося вне времени, они уже совершены и включены в Его замысел.

В книге Деяний Апостольских рассказывается о том, как Апостолы, столкнувшись с враждебностью властей, обратились к Богу с такой молитвой:

«Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!

Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,

чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой»

Богопротивники, конечно, и не помышляют об исполнении воли Божией — Ирод и Пилат преследуют свои цели и, конечно, они преследуют их сами, Бог не вынуждает и не заставляет их поступать таким образом. Но в итоге они сделают именно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

Это можно сравнить с сеансом одновременной игры с всеведущим гроссмейстером — каждый из игроков делает ходы сам, по своей воле, исходя из своих собственных целей и замыслов, но всеведение гроссмейстера приведет к тому, что партия будет развиваться именно так, как он наметил, и приведет именно к тому результату, который он определил.

Воля Божия никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им. Наше будущее, как и говорит псалмопевец, в Его руках. Поэтому Церковь всегда негативно относилась к астрологии; уже одно из самых ранних наставлений в вере, «Учение Двенадцати Апостолов», говорит: «Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение».

Наша жизнь определяется не звездами — но Создателем звезд.

Вы прочитали статью Церковь и астрология. Возможно, Вас заинтересуют и другие статьи:

Православная церковь об астрологии и нумерологии: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Астрология существует уже не одну тысячу лет. В мире язычества были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Читайте также:
Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: