Обедница: что такое и что значит, текст, правила и особенности традиции

Значение слова «обедница»

Что означает слово «обедница»

Словарь церковных терминов

Обедница

простонародное название изобразительных.

Православная энциклопедия

Обедница

просторечное название изобразительных.

Православие. Словарь-справочник

Обедница

простонародное название изобразительных.

Словарь Ефремовой

Обедница

ж.
Название церковной службы: сокращенная обедня.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Обедница

— одно из богослужений православной церкви, совершаемое в некоторые дни года вместо литургии; иначе называется “последованием изобразительных” (см. Изобразительны).

Православный энциклопедический словарь

Обедница

одно из богослужений Православной Церкви, совершаемое вместо литургии в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно совершить обедню (литургию); иначе называется “последованием изобразительных”.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор слова «обедница»

Фонетический разбор слова «обедница»

Значение слова «обедница»

Синонимы «обедница»

Карточка «обедница»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также:
Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Особенности славянского гостеприимства: от традиций застолья до заключительного тоста «на посошок»

Сегодня мы продолжим развивать тему про особенности славянского гостеприимства. Р анее я писала о том , как наши предки встречали гостей, готовились к их приходу. В этой статье поговорим о традициях застолья, правилах произношения тостов. Также вы узнаете, как славяне провожали гостей.

Традиции застолья

В процессе трапезы неприятности сулила разбитая гостем посуда. Потому что наши предки считали, посуда – это символ достатка и благополучия, которые давал бог Солнца (именно с тех времен родился обычай делать ее круглой).

Разбитая посуда показывала неуважительное отношение человека к высшим силам, за что они его строго наказывали. Впрочем, это не касается свадебной традиции разбивать бокалы «на счастье» — это делается намеренно, в это действие вкладывается определенный смысл (защита молодоженов от зла), поэтому оно не сулит беды.

Если гость разбил посуду, хозяевам нужно улыбнуться и сказать: «На счастье!». Затем аккуратно собираются и отправляются в укромное место осколки. Дождавшись, пока дом покинет последний гость, хозяевам следует собрать осколки в ткань и унести прочь из дома. Выбрасывая разбившуюся посуду, следует мысленно проговорить: «Забери это и дай мне лучше».

Следите за тем, чтобы во время праздника спиртное разливалось одним человеком, так как смена рук ведет к быстрому опьянению и даже ухудшению самочувствия. Корни этой приметы следует искать в глубокой древности, в тех временах, когда разливать напитки на пиру позволялось только одному человеку – старшему и главному мужчине семьи.

Это была очень почетная и ответственная обязанность. Хозяин должен был сначала налить напиток в свой стакан и только затем наполнить стаканы гостей – этим он показывал, что пьёт с ними из одной бутылки, и напиток не отравлен.

Вероятно, по этой же причине возник обычай «чокаться». Когда бокалы сталкивались, их содержимое перемешивалось – если кто-то отравил напиток, то он тут же выдавал себя, отказываясь пить. По этой же причине возникла примета, запрещающая чокаться пустым бокалом.

Впрочем, у этой традиции есть и другое объяснение: в прежние времена верили, что звон ударяющихся бокалов отгоняет злых духов. Нельзя также наливать выпивку «на весу» или «через руку» – считается, что это сулит хозяину неудачу и потерю денег.

Приметы также запрещают держать на столе открытые и пустые бутылки с алкогольными напитками. Открытые бутылки следует обязательно прикрывать крышками или пробками, пустые – убирать под стол. В противном случае молодым девушкам, которые сидят за столом, это может грозить несчастьем в личной жизни (они так и останутся «порожними»).

Это также сулит финансовые потери хозяевам дома, а иногда даже трактуется как знак, что в доме скоро появится покойник. Откуда взялось это поверье, сказать трудно. Есть мнение, что эта примета пошла от вернувшихся из французского посольства казаков. Местные официанты выставляли счёт исходя из того, сколько пустых бутылок стояло на столе.

Казаки быстро сообразили, что пустые бутылки можно прятать под стол – тогда и платить за выпивку не придется. Насколько это правдиво, сказать трудно, но ясно одно: пустым и незакрытым бутылкам не место на столе – хотя бы потому, что их могут случайно опрокинуть, разлив содержимое или вовсе разбив. А осколками кто-нибудь может и пораниться.

Как правильно произносить тосты

Во время застолья появляется так много поводов в очередной раз поднять бокалы: и за любовь нужно выпить, и за дружбу, и за деньги, и за тех, кто с нами, и за тех, кого с нами нет, и за погоду, и даже «за робототехнику». А между тем существует вполне определенная традиция очередности тостов, а некоторые из них, оказывается, вообще нельзя произносить на торжестве.

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Первый тост традиционно произносится за виновника торжества. Если гости собрались на общий праздник (например, Новый год) или без особого повода, то первый тост пьют за встречу, хозяева благодарят собравшихся людей за то, что они пришли. Этим они показывают гостям, что очень рады с ними встретиться и впредь хотели бы делать это чаще. В идеале такой тост сопровождается пожеланиями, адресованными всем, а не кому-то одному.

Если повод собраться – свадьба, то второй тост должен быть за родителей виновников торжества. Впрочем, за родителей можно выпить в любом случае: родители – самые важные люди в жизни каждого из нас, и почести в их адрес никогда не бывают лишними.

Что касается третьего тоста, если собрались военные, спасатели, то тост следует посвятить погибшим товарищам. В этом случае пьют не чокаясь. Если собравшиеся не коллеги и не имеют отношения к опасным профессиям, то третий тост можно произнести за любовь.

В четвертый раз можно выпить за отсутствующих, но ныне здравствующих. Это старинная традиция, призванная показать, что и те, кто отсутствует, дороги хозяевам. Это пожелание того, чтобы в следующий раз эти люди уже сидели за столом вместе с остальными. В этом случае нужно чокаться громко, чтобы звон бокалов дошёл до ушей отсутствующих, и они поспешили вернуться.

Пятый тост обычно произносят, как бы это ни было парадоксально, за здоровье. Считается, что пить за здоровье – исконно русская традиция, однако это не совсем так. Корни этого обычая следует искать еще в античном мире: тогда хозяин дома наливал вино сначала себе, затем – всем остальным, после чего со словами «за здоровье» первым осушал бокал, показывая гостям, что напиток не отравлен.

Слова «за здоровье» должны были подтвердить, что здоровью собравшихся ничто не угрожает. После пятого тоста обычно пьют за все подряд: к этому моменту тосты, как правило, уже никто и не считает.

За что нельзя поднимать тост

А вот поднимать бокал «за удачу» не следует. Считается, что фортуна – дама капризная и своенравная, она не любит, когда ею пытаются манипулировать. Над тем, кто произносит в ее честь благодарственную застольную речь, она может зло подшутить, отвернувшись от него и лишив его своей благосклонности.

Нельзя пить и за будущее. Это суеверие исходит из представления о том, что выражать вслух свои планы и желания небезопасно. Будущее для каждого человека – закрытая книга, и не стоит загадывать наперед. Впрочем, за абстрактное «светлое будущее» выпить вполне можно – просто не нужно конкретизировать.

Не следует упоминать в тостах негативные события, использовать жаргонные слова и нецензурные выражения, даже если собрались самые близкие люди.

Как провожать гостей

В прежние времена веселье обязательно оканчивалось заключительным тостом «на посошок». Он символизировал удачное завершение застолья. Затем эта традиция перекинулась и на застолья. После шумной попойки людей ждал долгий и трудный путь домой, который после обильных возлияний порой становился по-настоящему опасным.

Тостом «на посошок» хозяева желали всем гостям удачно добраться домой, заодно проверяя, кто в какой кондиции находится. Если гость спокойно выпивал последнюю чарочку – значит, он не так уж и пьян и сможет благополучно добраться до дома. Если же он проливал напиток или ронял стопку – становилось ясно, что он «в стельку». Таких гостей оставляли на ночлег.

Некоторых гостей оставляли на ночевку, предлагая перед отправкой ко сну попариться в баньке. Но оставшимся гостям ни в коем случае не позволяли помогать хозяйке по уборке дома после посиделок, особенно не разрешалось им мыть посуду.

Считалось, что позволять чужим людям мыть посуду значит позволить им вымыть из семьи счастье и благополучие.

При этом уборка после ухода гостей была обязательной. Каждый человек наделен своей особенной энергетикой и, приходя в чужой дом, он оставляет там часть этой энергетики. Она может быть благоприятной или опасной.

В любом случае дом после ухода гостей следует вымыть и вычистить. Только делать это следует не сразу после того, как гости вышли за порог: по старинной традиции, нужно немного (как минимум 10 минут) подождать, чтобы дух праздника успел покинуть жилище.

Заключение

Сегодня вы узнали какие традиции застолья были у наших предков, почему разливать спиртное нужно одному человеку, как правильно произносить тосты, чтобы не навредить себе и присутствующим, что такое тост, как провожать гостей, зачем после всего выпитого предлагали еще бокал на посошок.

Придерживаетесь ли вы этих традиций, напишите в комментариях.

Сокровище единоверцев: устав о домашней молитве

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.

«Седмерицею днем хвалих Тя»

Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:

  1. вечерня,
  2. повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
  3. полунощница,
  4. утреня,
  5. первый час,
  6. часы (третий, шестой, девятый час)
  7. обедница (изобразительны).

В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.

В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.

Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.

Читайте также:
Память смертная: что такое и что значит в православии

К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.

Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?

Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.

Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.

Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.

На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.

События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.

1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.

Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.

Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот. Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.

«Приготовь себя»

Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.

У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.

«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад

В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.

Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.

И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:

«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).

Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».

И завершаем маленьким отпустом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».

Начал – универсальное молитвословие

Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.

Читайте также:
Каноническое право: история и понятие, источники и нормы, система и характер

Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30-40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.

Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.

Поклонами и Псалтырью

Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.

Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За вечерню: 600.
  • За великое повечерие: 700.
  • За малое повечерие: 400.
  • За полунощницу: 600.
  • За утреню: 1500.
  • За часы: 1000; с почасием: 1500.
  • За вечерню: 300 поклонов.
  • За великое повечерие: 300 поклонов.
  • За малое повечерие: 200 поклонов.
  • За полунощницу: 300 поклонов.
  • За утреню: 700 поклонов.
  • За 1-й час: 150 поклонов.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.

Поклоны дают духу и телу особую бодрость

Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.

Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:

  • За вечерню: 2 кафизмы.
  • За великое повечерие: 2 кафизмы.
  • За малое повечерие: 1 кафизму.
  • За полунощницу: 2 кафизмы.
  • За утреню: 5 кафизм.
  • За 1-й час: 1 кафизму.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.

Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.

Церковь без молитвы – не Церковь

Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.

Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.

Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.

Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь

К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.

Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.

Церковь и Армия

Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в
духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за
века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться —
нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии.

Читайте также:
Священник, батюшка и поп: определение, различия и отличия, значение в православии

Вспомним,
что такой труднооцениваемый политик, как Сталин, ничего лучше не нашел, как в
1943 году восстановить Патриаршество. В течение двух суток был подготовлен
Собор, на который из лагерей и тюрем съехались архиереи, чтобы начать духовное
возрождение в разгар войны, в начале коренного перелома. И этот перелом
свершился. Мне могут возразить: Сталин воспитывался в семинарии, а мы были
советскими людьми, у нас другое воспитание. Однако нельзя не согласиться с тем,
что его отношение к коммунистической идеологии было все же более трепетным, чем
наше.

Весь опыт нашей жизни подтверждает, что идеология безбожия у нас
не приживается. Несмотря на то, что прошли годы, что пришли поколения, которые
не слышали о Боге, не читали религиозной литературы, даже чисто статистически
религиозность нашего народа гораздо выше, чем в Европе, где никаких гонений ни
на Церковь, ни на мечеть, ни на синагогу не было. Это говорит о том, что дух
веры неистребим.

Если это понимал такой руководитель нашего государства,
как Сталин, я думаю, что и каждый может сообразить, что религия играет огромную
роль в жизни народа. Она — хранительница духовных ценностей, нашей исторической
памяти.

Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об
Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа
благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в
храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому
эти святые имена, эти события, в которых явился победоносный русский дух,
хранились как предание и дошли до наших дней.

На что еще хотелось бы
обратить внимание? Когда Император Петр Великий решил переделать Россию на
западный лад — это оказало существенное влияние на все стороны жизни народа.
Этот европейский подход принес, безусловно, положительные результаты, но
некоторые элементы его носили деструктивный характер. Была создана новая
государственная идеология, которая сначала была усвоена верхушкой общества,
затем его слоями. Согласно ей, военные образуют одну общественную среду,
чиновники — другую, ученые — третью, и так далее. Такое деление на сословия,
между которыми возникают противоречия, ни в коей мере не соответствует
исторической реальности нашего государства, его духу.

Как-то, в
офицерском собрании, я обратился к аудитории: «Господа офицеры! Есть ли среди
вас некрещеные?» Из полного зала поднял руку один человек. Что это значит? Это
значит, что и сейчас мы присутствуем, хотя и при военном, но, одновременно, и
при церковном собрании. Каждый крещеный человек есть член Русской Православной
Церкви. Поэтому он не может воспринимать духовенство этой Церкви как «вы», а
себя — как «мы». Если ты крещеный, член Церкви — это значит «мы», и если я строю
храм — я его строю себе, своей Церкви, в том числе своему священнику, своему
митрополиту и так далее. То же и в Армии. Практически у нас нет россиянина,
независимо от национальности, вероисповедания, который так или иначе не
относился бы к Армии. Либо он является военнослужащим, либо в армии служит
кто-то из его родственников, либо он работает в военно-промышленном комплексе,
либо его ребенок учится в одной школе с сыном солдата или офицера. То есть Армия
— это не значит «они», Армия — это тоже «мы».

Дальше. Если посадить
российскую армию на жалованье, чтобы она была профессиональная — хотя кто
скажет, что у нас армия непрофессиональная? — она не станет чем — то отдельным
от народа. Поэтому говорить о единстве Церкви и Армии в этом смысле даже смешно.
Это все равно, что говорить о единстве русской отечественной школы, образования
и науки. Армия и Церковь — это совершенно, абсолютно пересекающиеся области.

Лозунг об отделении Церкви от государства — это лозунг французской
революции. И мы вслед за Лениным его повторяем. А что это значит? Вот я люблю
свою Родину, и я готов ей служить. Готов служить и нашей Армии, не получая
жалованья от Министерства обороны, и делаю это с энтузиазмом, и нахожу людей,
которые готовы нашей Армии помогать. Тогда в чем заключается это отделение —
совершенно непонятно. Во всех европейских странах в армии присутствуют
капелланы, и это в порядке вещей. Никто не говорит о слиянии Церкви с
государством. От такого слияния, прежде всего, пострадала бы она сама. Слава
Богу, Церковь свободна от этого. Церковь не может быть ведомством по
православному вероисповеданию, как это стало при царе Петре I и продолжалось 200
лет.

Сейчас в России для Церкви сложились самые благоприятные условия за
всю тысячелетнюю историю нашей страны. И каждый гражданин должен усвоить две
вещи: Армия — это моя Армия, Церковь — это моя Церковь. Если у нас не будет
Армии — мы не сохраним свою территорию, даже если у нас и будет достаточно
населения. Хотя, если наши женщины по-прежнему будут отказываться рожать детей —
нам придется еще и еще отдавать огромные территории другим народам. От Армии, от
ее боеспособности, эффективности зависит, быть ли нашему государству.

Независимо от того, кто это государство защищает — буддист, мусульманин
или православный. И буддист ведь защищает наши храмы, наши мечети, наши
синагоги!

В государстве Израиль, которое возникло после войны и имеет
демократический строй, конституцию, парламент, особым образом относятся к людям,
которые являются хранителями религиозных традиций. Они не работают, их
государство кормит за счет налогоплательщиков только для того, чтобы они были.
Эти люди живут совершенно иначе, чем все остальные граждане. Они молятся Богу,
исполняют все предписания, они многодетны. И государство осознает, что
присутствие этих людей в народе воспроизводит самоидентичность. Не будь этих
людей — и еврейский народ забудет свою историю, свой язык, забудет своих
мудрецов. А у нас Церковь зачастую воспринимают только лишь как хранительницу
своих сословных интересов. Это крайне неверно.

Журналисты нам часто
задают вопросы: «Вы благословляете, освящаете танковые колонны. А как же
заповедь «не убий»? Но русский солдат никогда не идет на войну убивать. Он идет
умирать. У него совершенно иное отношение к войне и к ратному подвигу. Армия
должна восприниматься не как место, где надо убивать, а как место, где можно
счастливо послужить своему Отечеству. Надо осознать, что наше Отечество
находится в реальной опасности! И если мы не вернемся к подлинному
патриотическому воспитанию, которое основано на знании традиций, исторического
пути России, ее религиозности, — то мы не сможем реализовать наши планы, и
произойдет катастрофа. Поэтому сейчас нам не время разъединяться. Тем более, что
политическая задача современности перед нами поставлена, это — интеграция в
европейскую жизнь. Но если в Европе присутствие священников в Армии
воспринимается как совершенно необходимое, то в России, к сожалению, иначе.

Читайте также:
Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Семь лет существует факультет православной культуры в Академии ракетных
войск имени Императора Петра Великого. За семь лет его существования среди
курсантов Академии, которые посещают занятия на этом факультете, где параллельно
происходит воцерковление, не было ни одного нарушителя дисциплины. Разве это ни
о чем не говорит?

В заключение хотелось бы кое о чем напомнить. Все мы
учились в советской школе, проходили разные идеологические дисциплины. Нас
учили, что Церковь всегда была служанкой государства. Отлично! Возьмите нас, и
мы будем служить государству и его Армии.

Сейчас оно находится в
состоянии системного кризиса. Однако, согласно опросам населения, Церковь и
Армия — по — прежнему самые здоровые, самые надежные институты в государстве.
Так считают россияне. Будем надеяться, что в умах людей, принимающих решения,
вопрос о необходимости всестороннего взаимодействия нашей Армии и нашей Церкви
дозреет и принесет плод, давно ожидаемый народом.

Церковь и армия

Как православная церковь относится к службе в армии? Действительно ли современная армия может сделать из юноши настоящего мужчину? Как соотносится военная служба и христианская заповедь «Не убий»?

Как армия сопоставляется с верой

Всем известно мнение, что без сильного войска не бывает и сильной страны. Православная вера разделяет взгляд на то, что обязанность каждого мужчины — защищать свою Родину. Армия — это настоящая школа жизни, ее можно сравнить с микромоделью целого мира со своими правилами, порядками и уставом.

Интересно! Вопрос о том, может ли христианин служить в войсках, поднимался еще в IV веке, когда христианство было гонимо и процветало язычество.

Тем не менее древними отцами было постановлено, что если христианин пренебрегает службой в войсках, он отлучается от церковного общения. Это было в очень тяжелые для христианства века, когда солдат не мог назвать себя верующим открыто.

Читайте о святых воинах:

Современная армия, наоборот, всецело поощряет распространение веры среди солдат. Даже атеистическое командование признает, что вера поднимает боевой дух, придает сил солдатам, что позитивно отражается на службе. Сегодня при многих войсковых частях действуют специальные передвижные храмы, которые переезжают с места на место вместе с солдатами, которые могут практически полноценно участвовать в церковной жизни.

С духовной точки зрения, сложно переоценить значение церкви для военнослужащего. Подвергая риску собственную жизнь, верующий солдат всегда знает, что и волос не упадет с его головы без Промысла Божиего. Конечно, пребывая под защитой Господа, служить будет намного легче.

Что же касается заповеди «Не убий», то тут надо понимать, что если речь идет о защите Отечества — его надо защищать. Конечно, всегда лучше не доводить до военных конфликтов и решать разногласия на уровне дипломатии. Но к сожалению, в современном мире все чаще проблемы на уровне государств решаются силой. Если возникает военный конфликт и Родине грозит опасность — каждый мужчина должен взять в руки оружие и защищать свою землю.

Православие знает множество примеров воинов, которые были удостоены венца святости после своей смерти. Это, к примеру, святой Иоанн Воин, святой князь Александр Невский, святой Илья Муромец. Эти люди участвовали в военных сражениях, убивали других людей, но это не помешало им стать святыми.

Важно! Примеры святых воинов православной церкви не означают, что заповедь «Не убий» утратила свою актуальность. Но защита своей земли и своего народа не является убийством в том смысле, в котором его осудил Господь.

Из более современных святых, которым довелось служить в военных войсках, интересен пример святого Паисия Святогорца. Будучи в молодости уже очень благочестивым христианином, он переживал, как будет служить в армии, где придется брать в руки оружие и, возможно, стрелять в других людей.

Юноша горячо молился Господу, чтоб Он отвел его от убийства даже врага. И Господь услышал молитву праведника — будущий святой старец благополучно отслужил и отдал долг Родине связистом, ни разу не выстрелив в другого человека. Как видим, воинская служба никак не помешала юноше в будущем стать известным старцем, которого после смерти канонизировали в лике святых.

Кто сегодня идет в армию

Современные юноши, к большому сожалению, не очень-то спешат пополнять ряды военнослужащих. И причина этому не всегда лежит в лени и нежеланию «брать тяжелого в руки». К сожалению, современная армия очень часто далека от идеала того места, где юнец превращается в мужа. Дедовщина, издевательства, грубость, взятки — очень многие военнослужащие сталкиваются с подобным.

Как на это все должен смотреть православный христианин? Он должен довериться Богу. Конечно, с негативными и противозаконными действиями в современной армии можно и нужно бороться, для этого есть компетентные органы, куда нужно обязательно обращаться в случае выявления фактов нарушений. Но верующий человек, тем более мужчина, не должен бояться взять на себя ответственность за защиту своей Родины.

Несмотря на имеющиеся проблемы, в настоящее время наблюдается повышение патриотических настроений в обществе, что не может не радовать. Медленно, но армия начинает повышать свой статус среди молодежи. Да и власти обратили свое внимание на насущные проблемы, которые много где удалось преодолеть.

Когда молодой человек собирается уйти на службу, очень хорошо взять на это благословение у священника. На солдате обязательно должен быть нательный крест, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Нам известен пример русского солдата Евгения Родионова, который поплатился жизнью в войне на Кавказе за отказ снять с себя нательный крест. Теперь этот юноша местночтимый святой, мученик за веру.

Читайте также:
Слово "Аллилуйя" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

В современной же армии сегодня, наоборот, очень поощряется участие солдат в церковных службах, молебнах. Поэтому каждый мужчина имеет возможность без внутреннего конфликта на почве веры отдать свой долг Отечеству.

Церковь и армия: роль и отношения, история, мнение священников

Церковь и Армия

Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в
духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за
века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться —
нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии.

Вспомним,
что такой труднооцениваемый политик, как Сталин, ничего лучше не нашел, как в
1943 году восстановить Патриаршество. В течение двух суток был подготовлен
Собор, на который из лагерей и тюрем съехались архиереи, чтобы начать духовное
возрождение в разгар войны, в начале коренного перелома. И этот перелом
свершился. Мне могут возразить: Сталин воспитывался в семинарии, а мы были
советскими людьми, у нас другое воспитание. Однако нельзя не согласиться с тем,
что его отношение к коммунистической идеологии было все же более трепетным, чем
наше.

Весь опыт нашей жизни подтверждает, что идеология безбожия у нас
не приживается. Несмотря на то, что прошли годы, что пришли поколения, которые
не слышали о Боге, не читали религиозной литературы, даже чисто статистически
религиозность нашего народа гораздо выше, чем в Европе, где никаких гонений ни
на Церковь, ни на мечеть, ни на синагогу не было. Это говорит о том, что дух
веры неистребим.

Если это понимал такой руководитель нашего государства,
как Сталин, я думаю, что и каждый может сообразить, что религия играет огромную
роль в жизни народа. Она — хранительница духовных ценностей, нашей исторической
памяти.

Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об
Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа
благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в
храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому
эти святые имена, эти события, в которых явился победоносный русский дух,
хранились как предание и дошли до наших дней.

На что еще хотелось бы
обратить внимание? Когда Император Петр Великий решил переделать Россию на
западный лад — это оказало существенное влияние на все стороны жизни народа.
Этот европейский подход принес, безусловно, положительные результаты, но
некоторые элементы его носили деструктивный характер. Была создана новая
государственная идеология, которая сначала была усвоена верхушкой общества,
затем его слоями. Согласно ей, военные образуют одну общественную среду,
чиновники — другую, ученые — третью, и так далее. Такое деление на сословия,
между которыми возникают противоречия, ни в коей мере не соответствует
исторической реальности нашего государства, его духу.

Как-то, в
офицерском собрании, я обратился к аудитории: «Господа офицеры! Есть ли среди
вас некрещеные?» Из полного зала поднял руку один человек. Что это значит? Это
значит, что и сейчас мы присутствуем, хотя и при военном, но, одновременно, и
при церковном собрании. Каждый крещеный человек есть член Русской Православной
Церкви. Поэтому он не может воспринимать духовенство этой Церкви как «вы», а
себя — как «мы». Если ты крещеный, член Церкви — это значит «мы», и если я строю
храм — я его строю себе, своей Церкви, в том числе своему священнику, своему
митрополиту и так далее. То же и в Армии. Практически у нас нет россиянина,
независимо от национальности, вероисповедания, который так или иначе не
относился бы к Армии. Либо он является военнослужащим, либо в армии служит
кто-то из его родственников, либо он работает в военно-промышленном комплексе,
либо его ребенок учится в одной школе с сыном солдата или офицера. То есть Армия
— это не значит «они», Армия — это тоже «мы».

Дальше. Если посадить
российскую армию на жалованье, чтобы она была профессиональная — хотя кто
скажет, что у нас армия непрофессиональная? — она не станет чем — то отдельным
от народа. Поэтому говорить о единстве Церкви и Армии в этом смысле даже смешно.
Это все равно, что говорить о единстве русской отечественной школы, образования
и науки. Армия и Церковь — это совершенно, абсолютно пересекающиеся области.

Лозунг об отделении Церкви от государства — это лозунг французской
революции. И мы вслед за Лениным его повторяем. А что это значит? Вот я люблю
свою Родину, и я готов ей служить. Готов служить и нашей Армии, не получая
жалованья от Министерства обороны, и делаю это с энтузиазмом, и нахожу людей,
которые готовы нашей Армии помогать. Тогда в чем заключается это отделение —
совершенно непонятно. Во всех европейских странах в армии присутствуют
капелланы, и это в порядке вещей. Никто не говорит о слиянии Церкви с
государством. От такого слияния, прежде всего, пострадала бы она сама. Слава
Богу, Церковь свободна от этого. Церковь не может быть ведомством по
православному вероисповеданию, как это стало при царе Петре I и продолжалось 200
лет.

Сейчас в России для Церкви сложились самые благоприятные условия за
всю тысячелетнюю историю нашей страны. И каждый гражданин должен усвоить две
вещи: Армия — это моя Армия, Церковь — это моя Церковь. Если у нас не будет
Армии — мы не сохраним свою территорию, даже если у нас и будет достаточно
населения. Хотя, если наши женщины по-прежнему будут отказываться рожать детей —
нам придется еще и еще отдавать огромные территории другим народам. От Армии, от
ее боеспособности, эффективности зависит, быть ли нашему государству.

Независимо от того, кто это государство защищает — буддист, мусульманин
или православный. И буддист ведь защищает наши храмы, наши мечети, наши
синагоги!

В государстве Израиль, которое возникло после войны и имеет
демократический строй, конституцию, парламент, особым образом относятся к людям,
которые являются хранителями религиозных традиций. Они не работают, их
государство кормит за счет налогоплательщиков только для того, чтобы они были.
Эти люди живут совершенно иначе, чем все остальные граждане. Они молятся Богу,
исполняют все предписания, они многодетны. И государство осознает, что
присутствие этих людей в народе воспроизводит самоидентичность. Не будь этих
людей — и еврейский народ забудет свою историю, свой язык, забудет своих
мудрецов. А у нас Церковь зачастую воспринимают только лишь как хранительницу
своих сословных интересов. Это крайне неверно.

Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Журналисты нам часто
задают вопросы: «Вы благословляете, освящаете танковые колонны. А как же
заповедь «не убий»? Но русский солдат никогда не идет на войну убивать. Он идет
умирать. У него совершенно иное отношение к войне и к ратному подвигу. Армия
должна восприниматься не как место, где надо убивать, а как место, где можно
счастливо послужить своему Отечеству. Надо осознать, что наше Отечество
находится в реальной опасности! И если мы не вернемся к подлинному
патриотическому воспитанию, которое основано на знании традиций, исторического
пути России, ее религиозности, — то мы не сможем реализовать наши планы, и
произойдет катастрофа. Поэтому сейчас нам не время разъединяться. Тем более, что
политическая задача современности перед нами поставлена, это — интеграция в
европейскую жизнь. Но если в Европе присутствие священников в Армии
воспринимается как совершенно необходимое, то в России, к сожалению, иначе.

Семь лет существует факультет православной культуры в Академии ракетных
войск имени Императора Петра Великого. За семь лет его существования среди
курсантов Академии, которые посещают занятия на этом факультете, где параллельно
происходит воцерковление, не было ни одного нарушителя дисциплины. Разве это ни
о чем не говорит?

В заключение хотелось бы кое о чем напомнить. Все мы
учились в советской школе, проходили разные идеологические дисциплины. Нас
учили, что Церковь всегда была служанкой государства. Отлично! Возьмите нас, и
мы будем служить государству и его Армии.

Сейчас оно находится в
состоянии системного кризиса. Однако, согласно опросам населения, Церковь и
Армия — по — прежнему самые здоровые, самые надежные институты в государстве.
Так считают россияне. Будем надеяться, что в умах людей, принимающих решения,
вопрос о необходимости всестороннего взаимодействия нашей Армии и нашей Церкви
дозреет и принесет плод, давно ожидаемый народом.

Церковь и армия: роль и отношения, история, мнение священников

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

В Русской армии на протяжении многих веков не было института штатного военного духовенства. В то же время священнослужители Русской Церкви всегда сопровождали войска в военных походах. Богослужения и требы в походных условиях для русской армии исполняли приходские священнослужители или насельники монастырей.

В России институт военного духовенства был официально сформирован в XVIII веке, когда были проведены коренные изменения всей жизни Российского государства, в том числе и в жизни РПЦ. В этот период наблюдается институализация военного духовенства, его функциональная деятельность в армии, которая закреплена законодательно. В 1716 г. в устав русской армии вводится глава «О священнослужителях», где прописывались права, обязанности и формы деятельности священника в армии.

Царь-реформатор Петр I рассматривал Церковь только с точки зрения государственной выгоды. Он выступил против патриаршества.

В свое время известный публицист и славянофил И.С. Аксаков так писал о трагических последствиях синодального периода для церковной жизни: «…убыла душа; подменен идеал, т.е. на месте идеала церкви очутился идеал государственный, и правда внутренняя заменена правдой формальной, внешней… Церковь со стороны своего управления представляется у нас какой-то колоссальной канцелярией, прилагающей с неизбежной, увы, канцелярской ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова» [ [I] ].

Но утрата государственного авторитета Русской Церкви отнюдь не способствовала росту ее влияния на российское общество. Страна по-прежнему была православной. Церковь стала частью государственного аппарата. Петром I был образован Святейший Правительствующий Синод. Эта государственно-церковная структура занималась и военно-духовной сферой, в том числе и правом назначать военное духовенство в армию и на флот.

Петр I законодательно повелел быть священнослужителям при каждом полку и корабле, и с первой четверти XVIII века назначения священнослужителей к воинским частям (прежде всего на флот) становятся регулярными [ [II] ].

Полковых священников назначали на штатные должности из епархий по месту базирования полка, они подчинялись правящему архиерею епархии, где территориально и располагался полк. На флот, как правило, назначались монашествующие священники.

Церковь и армия соединили в себе единый организм под эгидой государства.Созданный императором Петром I корпус военных священников очень хорошо влился в структуру Российской армии и флота. Российская армия была православная не только по духу, но и по внешнему содержанию: православная атрибутика пронизывала все воинские ритуалы, повседневную службу и бытовые условия русских воинов.

В полках и на военных кораблях того времени имелась походная церковь. Походная палатка была в виде церкви, со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной покровительницей полка – иконой. Полк получал название от наименования иконы .

Петр во время похода 1696 года овладел Азовом – Церковь приветствовала его эту победу над турками. В память о ней даже создали икону Божией Матери «Азовскую». На иконе (на фоне герба России – двуглавого орла) изображена Богоматерь типа «Знамение», с фигурами прославляющих Ее конных воинов – Святого Победоносца и самого Царя Петра [ [III] ].

В полковом или гарнизонном храме находились боевые знамена прославленных частей, оружие и доспехи выдающихся полководцев.

Ордена того времени носили имена особо почитаемых на Руси святых: святого апостола Андрея Первозванного, святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, святой Анны, святого Великомученика Георгия Победоносца.

Процесс принятия присяги для русского православного воина носил религиозный православный характер. Идеологическому формированию воина того времени способствовало православное догматическое трактование проблем войны и армии. Война понималась как религиозно-политическое явление, такое мировоззренческое восприятие создавало идеологический фундамент военной политики России и обусловливало правомерность применения военной силы в справедливой войне по защите своего Отечества.

Читайте также:
Православие и чайлдфри: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы, грех или нет

Воспитательная и патриотическая работа военного духовенства с военнослужащими, их права и обязанности регламентировали петровские документы «Воинские артикулы», там определялся порядок проведения богослужений, требования к духовному и нравственному облику солдат и офицеров [ [IV] ].

Современники вспоминают, что Суворов «каждую победу, каждую удачу приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в Церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол». Солдатам он говорил: «Молитесь Богу, от него победа, чудо богатыри! Бог нас водит, он наш генерал»[ [V] ].

Так, при штурме Измаила Полоцкий полк остался без командира, священник Трофим Егорович Куцинский с крестом в руках повел полк в атаку, отец Трофим первым взошел на турецкий вал. Высочайшим указом Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины II священнику Трофиму Куцинскому был пожалован золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами, на Георгиевской ленте, и торжественно возложен на него в г. Ясах 17 октября 1791 года Амвросием, архиепископом Еккатеринославским [ [VI] ].

Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу.

В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [ [VII] ].

Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией.

В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [ [VIII] ].

В военное время роль полкового священника становится важнее и ответст­веннее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обста­новке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [ [IX] ].

Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [ [X] ].

Церковь была духовным оплотом всенародного противостояния врагу.

Но не только теплыми молитвами Русская Церковь помогала в битве с врагом, но и также жертвовала на военные нужды большие средства церковных денег.

Синод тогда же пожертвовал на военные нужды 1,5 млн церковных денег. Одна только Троице-Сергиева лавра отдала на борьбу с врагом 70 тысяч рублей ассигнациями, 2,5 тысячи серебром, а также около 100 килограммов серебра и изделия в слитках [ [XI] ].

Но главным со стороны Церкви было и другое. Русская Церковь, единственная в то время идеологическая сила, занималась информационной работой и пропагандой среди населения страны, могла вдохновить православный народ всех сословий Российской империи.

Священники в своих проповедях на службах доводили до прихожан информацию патриотического и военно-политического характера.

В 1812 году десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, жившими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах. К тому же подавляющее большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков» [ [XII] ].

Формировались полки народного ополчения, вместо военных знамён были церковные хоругви, а на головных уборах воина был нашит христианский православный крест.

В Отечественной войне 1812 года принимало участие около 200 военных священников, в каждом полку была походная церковь и икона, покровительница воинской части.

В благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия по указанию императора начался строиться храм-памятник во имя Христа Спасителя.

Одним из важных результатов Отечественной войны 1812 года явился значительный рост православного самосознания нации: нежданно нагрянувшие беды и страдания, вызванные вражеским нашествием, вновь напомнили каждому о бренности земного бытия, и человеческие души с еще большой верой устремились к «Единому Зиждетелю» – Богу. В немалой степени усилился и авторитет Церкви: народ знал о ее огромной материальной помощи войскам и по достоинству это оценил, знал он и о священниках, принимавших участие в партизанском движении, и о некоторых иереях-патриотах, расстрелянных у стен храмов, которые они пытались защитить от ограбления и осквернения французскими войсками. Наконец, у всех перед глазами был реальный факт огромного – не только политического, но и духовного, религиозного – значения: именно православное воинство смогло победить, а частью освободить народы неправославной (в основном католической) Западной Европы [ [XIII] ].

Основная работа по религиозному и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих Русской армии проводилась полковыми священниками. По указанию командира, в назначенное время они совершали богослужения в полковых церквах, совершали Таинства и требы, учили воинов истинам православной веры, проводили беседы и чтения, утешали больных солдат в госпиталях.

К военным священникам предъявлялись очень высокие требования, не каждый священник мог нести служение в русской армии.

Военное духовенство заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования. Основной задачей было воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего воинского долга: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе…» [ [XIV] ].

Читайте также:
Облако на горе Фавор: история и описание чуда, рассказы паломников

Военное духовенство не только в храмах и казармах духовно окормляло военнослужащих. Священники всегда были рядом с воинами в боях и в военных походах, делили с солдатами и офицерами радость побед и горечь поражений, переносили все тяготы военной службы со своей армией. Они благословляли идущих в бой солдат и офицеров, утешали раненых воинов, напутствовали умирающих, провожали в последний путь погибших. Военное духовенство было любимо армией и всегда необходимо ей.

В Крымской войне 1853–1856 годов есть немало героев – православных священников.

Турки чувствовали силу духовного влияния полковых священников на русского солдата и особо лютовали над теми батюшками, которые попадали к ним в плен. Так, обер-священник Кавказского корпуса протоиерей Михайловский доносил обер-священнику армии и флотов, что «по взятии турками укрепления св. Николая гарнизон начальника Черноморской береговой линии адмирала Серебрякова, исключая 30 человек, был весь уничтожен. В числе убитых находился мученически умерший иеромонах Серафим Гуглинский. Ему турки отпилили голову и, вонзив ее в копье, показывали турецкому полчищу». [ [XV] ].

Российская армия всегда была многонациональной, и хотя большинство солдат были этническими русскими православными воинами, в войсках практически отсутствовали межнациональные и религиозные конфликты. И в этом есть тоже большая заслуга военного духовенства, как православного, так и духовенства других конфессий.

Образ русского солдата, воевавшего за национальные интересы нашей Родины, в сознании многих поколений русских людей ассоциировался с фигурой православного воина, неприхотливого в быту, героического в боях, идущего на смерть со словами «За Веру, Царя и Отечество!». Русский солдат впитывал эти слова вместе с молоком матери, именно они были идеалами его жизни в быту и на военной службе.

Консервативная политическая идеология Российской империи на протяжении XIX века идеализировала такие духовные и идеологические скрепы, как православие, самодержавие и народность. Граф С.С. Уваров, автор указанной триады, немного привнес идей в это содержание. Первым выступает – Вера! Православная Вера.

Обучать Закону Божиему священник должен был понятно, наглядно, постепенно (начиная с более легкого, основные элементы предмета требовалось заучивать). Обучение должно было проходить в соответствии с выработанной программой, а материал даваться с учетом умственных способностей личного состава различных подразделений и индивидуальных особенностей каждого военнослужащего. Требовалось доброе, ласковое обращение священника для того, чтобы располагать солдат к учению, поощрять их любознательность и самостоятельность. Уроки Закона Божия «следует переживать и перечувствовать, преподавать оживленно, причем рассказ законоучителя должен быть одухотворенным, увлекательным» [1] [ [XVI] ].

Император Александр III в 1887 году утвердил «Положение о новых служебных правах и окладах военному духовенству». Согласно положению главному священнику предоставляли права и денежное довольство генерал-лейтенанта, штатному протоиерею в должности благочинного – полковника, священнику-благочинному – подполковника, рядовому полковому священнику – капитана, диакону – поручика.

Главный военный священник стал протопресвитером военного и морского духовенства. По своим полномочиям и статусу он приравнивался к архиепископу и генерал-лейтенанту, имел право лично докладывать императору.

При протопресвитере армии и флота имелось духовное правление, которое он сам комплектовал из подведомственного ему священства, имелись также делопроизводитель, столоначальник, регистратор, позже появилась должность помощника протопресвитера [ [XVII] ].

В результате, к началу ХХ века была полностью сформирована военно-религиозная служба русской армии, которая пользовалась большим авторитетом в армии и влияла на идеологическое и патриотическое воспитание военнослужащих. Обозначались штаты и функциональные обязанности и компетенции военных священников всех уровней иерархической структуры военно-религиозной службы.

Таким образом, православный полковой священник был одним из основных организаторов идеологического и патриотического воспитания военнослужащих русской армии. Таким образом была определена роль и место военного православного духовенства в идеологическом и патриотическом воспитании военнослужащих как в мирное, так и в военное время.

[1] Цит. по кн. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М.: Паломникъ, 1999. – С. 16.

[ [I] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М. 2002. – С. 338-339.

[ [II] ] Официальный сайт синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Победа ру. URL: http://pobeda.ru/voennoe-duhovenstvo-rossiyskoy-imperii.html

[ [III] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М. 2002. – С. 341.

[ [IV] ] Российский военный сборник. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской армии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Русский путь, 2006. – С. 414-417.

[ [V] ] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 78.

[ [VI] ] Cм.: там же – С 78-79.

[ [VII] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002. – С. 384.

[ [VIII] ] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 90-91.

[ [IX] ] Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях: очерк. – М., 1900.

[ [X] ] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С. 89-90.

[ [XI] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002.- С. 384-385

[ [XII] ]Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994.

[ [XIII] ] Ю.Г. Малков. Русь святая. Очерк истории православия в России. М., 2002. – С. 386-387

[ [XIV] ] Вестник военного духовенства. 1890. №1.- С.49

[ [XV] ] Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства – М.: Благовест, 2013. – С 100.

[ [XVI] ] Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М.: Паломникъ, 1999. – С. 16.

[ [XVII] ] Свод военных постановлений. Изд. 3-е. Кн. 1. Спб., 1907, С. 749-784.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: