Обожение: что такое и что значит в православии, учение, особенности

Мейендорф И., прот. Обожение в Восточно-христианской традиции

Разбивка страниц настоящей электронной статьи сделана по: протопресвитер Иоанн Мейендорф, «Пасхальная тайна. Статьи по богословию.», М., 2013.

прот. Мейендорф Иоанн

В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ *

Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку в частности, Антиохии, где ученики . в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11:26), и греко-язычному миру, где проповедовал апостол Павел, тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты. Здесь бушевали великие догматические споры и созывались соборы. На этих соборах присутствовали и посланники Запада, в основном как наблюдатели, хотя и пользовавшиеся почетом и сами с почтением относившиеся к происходящему. У христианского Востока были свои искушения: греческий интеллектуализм, культурная раздробленность, своекорыстная политика императоров. В дальнейшем восточно-христианский мир неоднократно страдал от вражеских вторжений и различных бедствий, в результате чего он в определенном смысле потерял свою историческую значимость. Тем не менее восточное христианство сумело пронести свой духовный призыв через все испытания, и возможно именно теперь, когда традиционные ценности, сформировавшие Запад, поочередно меняются, этот призыв приобретает новое, неожиданное звучание.

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»

Это известное изречение свт. Афанасия Великого, перекликающееся с аналогичным высказыванием свщмч. Иринея Лионского

* Theosis in the Eastern Christian Tradition. Опубл . в : Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern, ed. J. Meyendorff, L. Dupré, D. E. Saliers. NY: Crossroad, 1989. P. 470-476. Пер. с англ. монахини Антонии (Колаковой).

(ок. 130-203) 1 , часто приводят в качестве иллюстрации отказа от изначального библейского понимания христианской веры в пользу пантеизма платонического толка. Однако это совсем не так. Конечно же, термин «обожение» ( θέωσις , θεωποίησις ) взят из религиозного лексикона неоплатоников, ставшего общепринятым в христианском богословии и духовной мысли с той поры, как только христианство обратило свою проповедь к эллинистическому миру. Но вот содержание учения об обожении отражает смысл парадоксального утверждения св. апостола Иоанна о том, что Слово было Бог и что Оно стало плотию (Ин. 1:1,14), дабы тварный человек не мог хвалиться в своей плоти пред Богом, но мог быть во Христе Иисусе (1 Кор. 1:29-30), членом Его тела, ожидая эсхатологического исполнения времен, когда Бог будет всё во всём (1 Кор. 15:28).

Таким образом, «обожение», это христоцентрическое и эсхатологическое понятие, выраженное на языке платонизма, но сущностью своей не связанное с какой-либо философской системой. Понятие это отражает переживание божественности Христа, как оно передано в исповедании Петра по Евангелию от Матфея (см.: Мф. 16:16) или, согласно Евангелию от Иоанна, в реакции воинов, которые, придя за Иисусом, пали ниц, когда Он косвенно указал на Свою божественную природу произнесением священного для иудеев имени Бога Яхве, Аз есмь (Ин. 18:5-6).

В восточно-христианской мысли и духовной традиции эта божественность Иисуса составляет сущность сотериологического измерения веры. Спасение — это акт божественной любви, и любовь эта безгранична. Если бы Бог прибег к посреднику для спасения твари, то любовь Его не была бы безграничной. Таким ограниченным в педагогических целях откровением оставался Ветхий Завет, где Бог говорил через пророков или через ангелов. Однако в новом домостроительстве Бог становится полностью доступным (см.: Евр. 1:1-14), и по настоятельному слову свт. Кирилла Александрийского — Сын Божий принимает на себя человеческую смертность и умирает плотью на кресте, дабы воскреснуть в своей человеческой природе и тем самым стать первенцем из мертвых (Кол. 1:18).

Спасение в своей сущности рассматривается как этот переход от смерти к жизни, и только Бог может быть «Вождем спасения» (ср.: Евр. 2:10), ибо Он Единый имеющий бессмертие (1 Тим. 6:16). Бог должен был соделаться в полноте смертным человеком, чтобы проложить этот путь истинно и подлинно так, чтобы он стал поистине нашим.

1 См .: Irenaeus. Adversus haereses, V, pr.

Такое восприятие спасения предполагает определенное понимание того, что есть этот «падший» мир, нуждающийся в спасении, а также видение конечной цели творения.

В восточной святоотеческой традиции — а также, разумеется, в восточно-христианском литургическом и сакраментальном опыте мир вне Христа рассматривается как подпавший под владычество смерти. Такое видение отличается от западного, более законнического поставгустиновского средневекового понятия «первородного греха», в соответствии с которым каждый человек оказывается виновным во грехе, совершенном Адамом в раю. Согласно восточно-христианскому же пониманию преступление запрета Божия Адамом и Евой приводит к захвату божественного творения тем, кого Новый Завет именует князем мира сего [Ин. 12:31; 14:30] и кто есть человекоубийца от начала (Ин. 8:44). Именно он, Сатана, держит людей в повиновении: с одной стороны, навлекая на них смерть, а с другой, толкая их на постоянную борьбу за существование и временное выживание неизбежно за счет своего ближнего. Это борьба за мою собственность, мою безопасность, мои интересы — борьба, которая и составляет саму сущность греха. Поэтому чинопоследование крещения начинается с молитв об изгнании диавола. Однако Сатана, правящий тварным миром с помощью смерти и греха, побеждается Христовым воскресением. В этом надежда, свобода и высшая радость истинной и вечной жизни. Вот почему со времен раннего христианства истинно «благая весть» — это весть о воскресении, возвещенная его непосредственными свидетелями, апостолами — «Христос воскресе!». Этот возглас, это приветствие звучит в самый главный момент литургического года — в пасхальную ночь. Смысл восточно-христианской духовности невозможно по-настоящему постичь, не услышав этот возглас в литургическом собрании.

Читайте также:
Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Но спасение — это не просто освобождение от смерти и греха. Это также восстановление изначального человеческого предназначения — быть «образом Божиим». Полный смысл этого выражения, который мы находим в книге Бытия в описании акта творения, проясняется через божественность Иисуса Христа. Христос, будучи Словом (см.: Ин. 1:1), являет собой живой прообраз, по которому был создан человек. Значит, Он есть совершенный человек, потому что Он также совершенный Бог. В Нем божественное и человеческое — прообраз и образ — соединены в совершенном личностном единстве («ипостасном единстве»), и человек обретает свое высшее предназначение в единении с Богом, т.е. в обожении ( θέωσις ).

И учение св. апостола Павла о соединении всего небесного и земного под главою Христом (Еф. 1:10), и различные формы сакраментального общения со Спасителем, описанные Николаем

Кавасилой (XIV в.) как единая «жизнь во Христе», и свидетельство византийской иконы Иисуса Пантократора (Вседержителя), и опыт монахов, творящих непрестанную Иисусову молитву все это имеет только один смысл, только одну цель обожение.

Раннехристианские споры о божественности Христа ясно показали, что Лицо Христа нельзя полностью определить и понять вне связи с третьим Лицом Троицы Святым Духом, «другим Утешителем», чье таинственное присутствие пронизывает и служение Христа, и жизнь христианской общины. И действительно, ведь Дух Святой не только «осенил» Марию, когда Она зачала Сына (см.: Лк. 1:35), не только сошел на Иисуса, когда Он крестился в Иордане (см.: Мк. 1:10), не только явился в виде огненных языков, почивших на апостолах в Пятидесятницу (см.: Деян. 2:3-4), но и, как поется в стихире службы Пятидесятницы:

Вся подает Дух Святый,

точит пророчествия, священники совершает,

некнижныя мудрости научи,

рыбари богословцы показа,

весь собирает собор церковный.

Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну. 2

Благочестие и духовность, порождаемые действием Святого Духа, зачастую отождествляются исключительно с личными или эмоциональными сторонами христианского опыта. Действительно, такой акцент оправдан в том смысле, что вера во Христа предполагает свободный личностный опыт: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). Падшее человечество порабощено страхом смерти, борьбой за выживание, зависимостью от телесных нужд (или «страстей»). И лишь Дух Господень дает свободу, восстанавливая человека в его прежнем достоинстве «образа Божия» и делая его способным преодолеть детерминизм «страстей». И все же эта свобода, обретаемая в Духе, не сводится к психологическому, эмоциональному или индивидуальному опыту. Как сказано в вышеприведенной стихире, Святой Дух собирает церковь, устанавливает ее чин и осуществляет сакраментальное присутствие Тела Христова. Он «точит пророчества» и «священники совершает», тем самым создавая и поддерживая внутри церкви необходимое взаимодействие между объективностью таинства и психологическим переживанием, между священническим и пророческим служением.

2 Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы. Великая вечерня. Стихира 3-я на Господи воззвах.

На христианском Востоке всегда ощущалось эта полярность между духовными водителями, опиравшимися на сознание достоверности своего познания Бога и авторитетом духовенства епископов и священников. Весь многообразный монашеский мир (достаточно вспомнить прп. Феодора Студита, прп. Симеона Нового Богослова, исихастов XIV в., а также современные православные монастыри с их высоким нравственным авторитетом) нередко выступал — даже против епископов — защищая то, что в данных обстоятельствах полагалось им как нравственная или вероучительная истина христианства. Однако подобная напряженность в отношениях не считалась нормой: обе стороны призывали одного и того же Святого Духа, и конфликт мог возникнуть, только если та или иная сторона ошибочно принимала дух заблуждения за Дух Истины. Христианская ответственность — следствие свободы всех чад Божиих требовала от всех членов церкви, получивших Святой Дух при крещении, осознанного умения отличать одно от другого: помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но самое сие помазание учит вас всему. (1 Ин. 2:27).

Читайте также:
Лития в православии: что это, ее значение, как и когда заказывают, чем отличается от панихиды

Это чувство всеобщей ответственности есть не церковное установление или законническое начало, а действительное духовное измерение. Оно не противоречит иерархической структуре церкви и не отвергает ее, но лишь противополагает ей учение о дарах ( χαρίσματα ) (см.: 1 Кор. 12:4-31), которые, в конечном счете, принадлежат единому телу Церкви, в то время как любой отдельный носитель дара ( χάρισμα ) всегда может оказаться неверным ей. Результатом этого в духовном плане или же в плане церковной жизни стало то, что восточные христиане, весьма почитая наделенных ответственностью носителей истины (епископов, глав поместных церквей, соборы и т.д.), тем не менее никогда не приписывали им роль высшего критерия. В этом качестве выступает лишь Святой Дух, и все носители даров ( χάρισμα ) — это Его орудия и слуги. Каким бы непрактичным ни был описанный экклезиологический принцип с институциональной стороны (западное христианство нередко считает его весьма разрушительным с общецерковной точки зрения, ибо он препятствует изменениям и временами практически сводит на нет руководящую роль иерархии), он остается тем самым принципом, который еще во II столетии сформулировал св. Ириней Лионский: «Ибо где церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» 3 .

3 Irenaeus . Ibid ., Ill , 24, 1.

270

Еди́ница и Троица

Мы могли убедиться, что божественность Иисуса и божественное присутствие Святого Духа, хотя и соединенные в едином домостроительстве, икономии ( οἰκονομία ), ради спасения мира и восстановления образа Божия в человеке, выступают тем не менее как отдельные Лица. Так, в Новом Завете, помимо высказываний Иисуса, мы читаем о речениях Святого Духа, обращенных к Филиппу (см.: Деян. 8:29), к Петру (см.: Деян. 10:19, 11:12), к Антиохийской церкви (см.: Деян. 13:2), к Апостольскому собору в Иерусалиме (угодно Святому Духу и нам. Деян. 15:28). Помимо того, что Иисус говорил за Отца, пославшего Его, само центральное действие в христианской общине евхаристическая молитва представляет собой единение «во Христе», совершаемое через призывание Святого Духа в молитве, обращенной к Отцу.

Нередко отмечалось, что на этом изначальном опыте и строились тринитарные определения греческих отцов Церкви IV в., тогда как блж. Августин в своем богословии (и за ним вся западная традиция) исходил из сущностного единства Божества. Это различие между двумя традициями, разумеется, не следует преувеличивать. Ведь созерцать тайну Единицы и Троицы можно с полным основанием как с одной, так и с другой стороны. На Востоке Каппадокийским отцам пришлось защищаться от обвинений в «тритеизме», но разве не очевидно, что дальнейшее развитие теологии и духовности на Западе все же привело, хотя и много позже, к трактованию Троицы как позднейшего измышления?

Видение Бога как Единицы и Троицы есть прежде всего видение живых Лиц, с которыми человек соотносится как личность. Это отличает христианский опыт от неоплатонического общения с Единым, а также от буддистского слияния человеческой личности с безличным божеством. Христианство, разумеется, предполагает монотеизм, но монотеизм этот не абсолютен, ибо Бог раскрывает свою Божественность в отношениях любви. Обожение, или θέωσις , греческих отцов это включение человеческих личностей в божественную жизнь, которая сама уже есть общение любви трех совечных Лиц, готовых принять человека в свое общение. Иисус молился: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [Ин. 17:21]. Таким образом, Иоанново определение Бога в узком смысле подразумевает взаимную любовь Божественных Лиц внутри Троицы, а в расширительном смысле любовь, охватывающую все творение.

Конечно же, участие человека в жизни Троицы и в «последний день» ( ἔσχατον ), и уже сейчас через предвосхищение этого в евхаристическом единении не означает пантеизма.

Разрыв между Творцом и тварью остается, и преодолевается он божественной любовью («благодатью», «энергией»), а не человеческим «тварным» усилием или заслугою естества. Это всегда дар, а не соединение сущностей. Интересно отметить, что те же самые греческие отцы церкви, которые столь настойчиво утверждали реальность обожения, учили также и апофатическому (или «отрицательному») богословию. Божественная сущность абсолютно трансцендентна и может быть адекватно выражена лишь через отрицание: человеку доступно знать только, что Бог не есть, но не что Он есть. Кроме того, общение с Богом не умаляет его трансцендентности, но, напротив, предоставляет опыт постижения инаковости Бога: Моисей видел Бога в облаке, и это видение Бога — как мрака образ, столь лелеемый мистиками всех времен, суть «познание через незнание» (по выражению Дионисия Ареопагита).

В восточной традиции потребность одновременно утверждать как трансцендентность Божией сущности, так и реальность приобщения, или обожения твари в тайне божественной Троицы, выразилась не только в персоналистическом тринитаризме, но и в различении сущности Божией и божественных энергий. В самом деле, ведь только Лицо (а в Боге всегда Три Лица) — но никак не безличная сущность способно свободно дарить, а поскольку божественный дар всегда дар совершенной и безграничной любви, то это и есть дар нетварной божественной жизни, дар Самого Бога, сообщающего себя твари и в то же время всегда остающегося тем, что Он единственно есть в своей трансцендентности.

Читайте также:
Социальная концепция русской православной церкви: основы, текст, история создания

И, наконец, Бог как Троица есть прообраз и основание не только для каждого человека в отдельности, но и для истинного человеческого общества. Обожение делает возможным человеческое разнообразие и плюрализм, что выражается не во взаимоисключении, а во взаимной дополнительности и любви. Все воистину подлинное в этом разнообразии всегда причастно Богу. В Боге человеческая личность, человеческие отношения, человеческие преуспеяния сохраняют свою уникальность и многообразие. Неоплатоническое видение Оригена, согласно которому души обретают свое высшее предназначение, в Боге и существуют в Нем «сферически», оказываясь взаимотождественными и взаимозаменяемыми, было официально отвергнуто. Напротив, преданием, практикой и богословием утверждается личное обращение к святым, вечная непреложность человеческих отношений, установленных на земле (в частности, это относится к браку) и, как следствие, сохранность личности в ее целости. Все это становится возможным потому, что Бог — не безличное трансцендентное Единое, но Отец, Сын и Дух Святой,

нераздельные и неслиянные, являющие творению не какую-то абстрактную любовь, а любовь в ее единственной подлинной реальности. В наше время именно это остается сердцем восточно-христианской духовности.

Как понимать «Обожение человечества во Христе»?

Как понимать «Обожение человечества во Христе»?

Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств божественных и обогатилась ими, иначе говоря, обожена. Обожилась не только человеческая природа Самого Господа. Через Него и в Нем обожено и наше человечество, ибо Он истинно воспринял нашу плоть и кровь (Евр. 2:14), теснейшим образом соединил Себя с человеческим родом, а следовательно соединил его с Божеством. Так как Господь Иисус Христос воспринял плоть от Приснодевы Марии, то церковные книги очень часто именуют Ее источником нашего обожения: Ею же мы обоживаемся. Обоживаемся мы также чрез достойное принятие Тела и Крови Христовых. Однако, нужно знать границы в содержании этого термина, так как в философско-религиозной литературе нового времени, начиная с Владимира Соловьева, есть тенденция к неправильному расширению смысла Халкидонского догмата. Термин «обожение» не однозначен с термином «богочеловечество», и «обоженный» во Христе не поставлен на путь к личному богочеловеку. Если Церковь Христова называется Богочеловеческим организмом, то потому, что ее Глава есть Христос Бог, и ее тело — человечество, возрожденное во Христе. Само же по себе человечество в совокупности, а равно и человек индивидуально, остаются в той природе, в какой и для какой они сотворены. Ибо и в лице Христа тело и душа человеческая не перешли в Божескую природу, а только соединились с ней, соединились «неслиянно и неизменно». «Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, состоящего как из Божества, так и из человечества, пребывающего в Божестве и в человечестве», говорит преп. Иоанн Дамаскин (Точное Изложение Правосл. Веры, кн. 3:3).

Читайте также

ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада — дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция

Обожение

Обожение «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Эта знаменитая фраза свт. Афанасия Александрийского воспроизводит выражение, которое восходит к сщмч. Иринею Лионскому[342]. Часто — и совершенно ошибочно — она понималась как свидетельство победы пантеистических

3. Обожение

3. Обожение В богословской и мистической системе Григория идея обожения занимает абсолютно центральное место: она — cantus firmus всего корпуса его сочинений, от Слова 1–го, произнесенного на заре его богословской деятельности, до Слова 45–го, написанного им на закате жизни.

Обожение во Христе

Обожение во Христе Терминология” “обожения” “, используемая в сочинениях восточно–христианских Отцов Церкви, заимствована главным образом из греческой философской традиции, однако само учение об обожении имеет библейское происхождение. Представление о людях как”

2. Искупление и обожение

2. Искупление и обожение Халкидонское определение провозгласило Христа единосущным не только Своему Отцу, но и «нам». Поэтому и будучи вполне Человеком, Христос не обладает человеческой ипостасью, ибо Ипостась Его обеих природ — это Божественная Ипостась Логоса. Каждый

1. Обожение

1. Обожение БогочеловечествоНа Западе схоластическое богословие стремилось полностью отделить в личности «божественное» от «человеческого», «естественное» — от «сверхъестественного». Русские же мыслители, напротив, усвоили и развили понятия «обожения» и

6. Обожение

6. Обожение Это всецелое преображение человека кратко выражено в знаменитой святоотеческой формуле: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Дабы человек сделался причастником Божеского естества, как говорится во втором Послании апостола Петра (1,4).Эта

Читайте также:
Архиерейская служба: последование, особенности и график

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23)

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он

Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и последствия этого примирен

Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и

5. ОБОЖЕНИЕ

5. ОБОЖЕНИЕ Благодатное обожение, в котором человек, не теряя своего тварного состояния, становится «участником божественного естества» (2 Петра, 1, 4) и богом по усыновлению, есть древняя тема христианской духовности [1167]. Для пр. Симеона, как и для древних святых отцов —

Обожение человека

Обожение человека Господь наш Иисус Христос сделался человеком, чтобы не только спасти нас от греха, но и чтобы восстановить полноту нашего общения с Богом, которую мы потеряли. Господь стал человеком, «чтобы мы обожились», — пишет святитель Афанасий Великий [[1202]]. В

5. Обожение

5. Обожение Благодатное обожение, в котором человек, не теряя своего тварного состояния, становится «участником божественного естества» (2 Петра, 1, 4) и богом по усыновлению, есть древняя тема христианской духовности[1167]. Для пр. Симеона, как и для древних святых отцов — св.

2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе

2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и таким образом пребывает таинственно обоженной. «Плоть же Господа, по причине… ипостасного… соединения с Богом

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • ИсторииРелигия
  • Обожение. Не высоко ли человек мостится?

Обожение. Не высоко ли человек мостится?

6 августа 2021 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.

Необходимость следовать нравственному (евангельскому) закону обусловлена лишь тем, что «евангельское» поведение сохраняет любое сообщество в мире, любви и согласии. И никаких иных норм, способных обеспечить гармонию мира, не существует, что лучше всего доказывает божественность евангельского Откровения. Даже единство Святой Троицы обусловлено совершенством Их воли в любви и смирении. Именно нравственное совершенство Святой Троицы делает невозможными внутренние противоречия о Господе. Тринитарный Бог един благодаря своей нравственной (евангельской) высоте. По нравственному же принципу и человек приближается к Богу. Нравственное (евангельское) возрастание человека — это и есть процесс его обожения.

Так что сначала нравственная (евангельская) высота, и только потом некое мистическое породнение с Богом (обожение), если, конечно, такое возможно и необходимо. А если вдруг такое и вправду возможно и необходимо, то никакой проблемы для Бога в этом нет, если человек этого достоин по своим нравственным (евангельским) качествам.

Что человек… Даже если один из членов Святой Троицы будет наглым, злобным и лицемерным, то какой прок от его стопроцентного «генетического» родства? Тем более обычный человек, он если и преуспевает в некоем свято-духовно-благодатном возрастании, но при этом останется лицемерным и самодовольным фарисеем без совести, то такой «святой» скорее отдаляется от Бога несмотря на всю свою наружную, церковно-обрядовую «святость», согласно которой близких и полезных Церкви человеков и канонизируют.

Не бывает никаких иных способов улучшения человека, кроме нравственного (евангельского) заповеданного Спасителем. Однако богословие придумало еще один способ улучшения человека — обожение… «Обо́жение — процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. Ипостасное соединение человеческого естества с Божественным. Совоплощение Христу и соединению через Него со Святой Троицей. Соединение человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати. Приобретение христианином по благодати свойств, которые присущи Богу по естеству».

Освящение человека в обряде (если оно вообще существует) — это освящение лишь носителя человеческой личности. Это как освящение танка, а не танкиста. Но чего доброго может быть в освященном «танке», если танкист пьян, зол и высокомерен? Однако, считается, что и личность человека можно очистить от греха обрядом, привести человека к святости с помощью ритуалов. А ключевую роль в процессе «очистки» играет так называемая оправдывающая благодать, якобы подаваемая в обрядах. Оправдывающая благодать, согласно учению, дает человеку праведность, освобождает от греха, снимает осуждение за грехи, очищает человека от грехов, уничтожает зло в человеке, превращает грешника в праведника.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

В богословии царят языческие, мифологичные, примитивные представления о добре и зле и их природе, потому и возникают рассуждения об освобождении, очищении, уничтожении зла. Богословие торжественно декларирует, что Евангелие содержит две составляющие: вероучительную и нравоучительную. Однако понятие нравственного богословия как отдельной богословской дисциплины появилось лишь в XVI веке в протестантизме, в русском же православии оно закрепилось лишь в XIX веке. Вот такое отношение богословия к самой значимой составляющей Благой Вести. Стоит ли после этого удивляться тому, в сколь убогом состоянии нравственное богословие ныне пребывает.

Единственный случай в истории человечества, когда человек породнился с Богом и ему были «оставлены» грехи, произошел на Голгофе. «Оставлены» в голгофском контексте означает, что человек обрел право не быть нравственно совершенным и оставаться при этом свободным, то есть не лишаться свободы воли, отправляясь в шеол автоматически и навсегда. Но «право не быть нравственно совершенным» отнюдь не означает право быть моральным уродом.

Грех (зло) порождается категорической, беспринципной предпочтительностью личных интересов, желаний и амбиций перед интересами и чувствами окружающих, презрением и пренебрежением к чужим интересам и чувствам (нелюбовью). Но Церковь еще и таких «грехов» на человека понавешала, что, верно, и Господь на небесах ругается, как когда-то ругался в Иудее на законников и их «бремена». Вот от таких «грехов» и очищать не надо, они и так не считаются, так что просьба не беспокоиться.

Зло (грех) является волеизъявлением. Зло — атрибут свободной воли. Вот из этого и надо исходить, когда возникает вопрос борьбы с грехом (злом). А то — «освобождение», «очищение», «уничтожение».

А если Господь способен всеять в человека предпочтительность интересов ближнего (любовь), преобразить подленьких негодяев в праведников с помощью благодати, так что ж Он медлит? Очистил всех, и в рай. Но в других разделах богословия отмечается, что Господь не меняет характер воли человеков, не вмешивается в свободу воли, как в составляющую человеческой ипостаси. Потому что насильственное изменение личности (если такое возможно) приведет к тому, что это будет уже совсем другой человек. Для того чтобы человек всегда оставался самим собой, он всегда должен меняться сам, по своей воле. Человек должен сам пережить своего ветхого человека в себе, а без этого грандиозного опыта нравственного преображения человек просто не может быть тем человеком, каким его задумал Творец.

Человека можно «очистить» от зла и поместив его в карцер. Но является ли праведность в карцере полноценной праведностью? Праведность полноценна только в социуме, в свободе воли и в отсутствии каких-либо институтов права и правоохранения (ну не будет же в Царствии Небесном ментов, прокуроров и судебных приставов).

«В чем застану, в том и сужу» — гласят апокрифические слова христовы, и это не про то, как хорошо человек «очистился», согбенно стоя под епитрахилью. Это про нравственное состояние характера воли человека здесь и сейчас. Для спасения значим только нравственный потенциал характера воли, значимо только будущее поведение человека, а не прошлое. Мы смотрим на дурные поступки своего прошлого, Господь — на нравственный потенциал человека в будущем. Но если человек в прошлом не заботился о своем нравственном состоянии, то и в будущем ничего доброго от него можно не ждать.

Если исповедь способствует нравственному росту, то это полезный костыль для хромой совести, а если исповедь — это дежурный ритуал очищения от греха, то упования обрядовера не то что тщетны, они вредны, ибо вводят человека в заблуждение.

А вот еще в крещении человек якобы получает освобождение от грехов. Но крещение — это акт приятия христианской модели мира и большей ответственности за все свои дела, слова и помышления, ибо «кому больше дано, с того больше и взыщется». Крещение — это обязательство и ответственность, а не своекорыстная сделка с Богом. Но для интересов Церкви такая логика невыгодна. Церкви выгодно, чтобы человек думал, что за окропление водичкой он обретает у Бога особые льготы и преференции. Богу нужны христиане, Церкви — поголовье, потому и крестят несмышленышей.

Реальные нравственные перемены характера воли — это дело сугубо личное, дело совести, нравственного чувства, дело личного выбора — трудное, долгое и незаметное. Тогда как Церковь специализируется на волшебном очищении, волшебном преображении и волшебном обретении благоволения Божьего.

Не существует и не может существовать никакого мистического очищения от зла. От зла можно очиститься только делая верный нравственный выбор всякий раз, когда он возникает. А эти нравственные распутья возникают в жизни человека непрестанно, едва ли не ежеминутно, если обращать внимание совести не только на слова и дела, но и на помышления, на тонкие рефлексии воли. И никак иначе человеку от зла не очиститься.

Читайте также:
Фарисейство: определение и значение в православии, понятие фарисеи, история и особенности их появления

Видеть свое зло «как песок морской» несложно, достаточно включить совесть в режиме непрестанного контроля. Для убежденного подонка или церковного фарисея такое дело будет трудновато, но это только поначалу, пока не приобретется навык.

Проблемность благодатного преумножения талантов (обожения) заключается еще и в том, что благодатные дарования пойдут нравственно нездоровому человеку во вред, они лишь усугубят его гордыню.

Но гордыня — еще не самый худший исход преизобильности талантов. Общеизвестен тандем гениальности и сумасшествия. Это соседство очень просто объясняется. Некоторые одаренные люди так много думают о значимости своего гения и так много страдают от недостатка признания, что эти страсти погружают их сознание во все большую субъективность самовосприятия, вплоть до суждений, бредовость которых становится совершенно очевидной. Важно отметить, что наличие дара в данной ситуации совершенно необязательно, достаточно и того, что человек будет просто мнить себя одаренным.

Вот к примеру подборка тематики бреда, в которой отчетливо прослеживается, что шизоидное расстройство являются следствием гипертрофированной потребности в своей значимости (гордыни). Тематика бреда показывает, какие именно сверхценные идеи гордыни разрушили сознание человека.

Бред притязания — больной явно преувеличивает свои достоинства, права и возможности.

Бред изобретательства — больной считает себя гениальным изобретателем, автором грандиозных научных открытий.

Бред реформаторства — больной считает себя гениальным политиком, он убежден в том, что знает пути преобразования общества, которые приведут человечество к идеальному социальному устройству.

Бред богатства — больные мнят себя обладателями огромных богатств.

Бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители — высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, и т. п.

Бред любви (синдром Клерамбо) — больной убежден, что его любит известный человек, или что в него все влюбляются.

Бред величия — убеждение в обладании огромной властью, распространяющейся на всю страну, планету и даже Вселенную.

Бред могущества — убеждение больных в том, что природные и общественные процессы протекают по их воле, их возможности воздействовать на окружающее неограниченны, беспредельны.

Антагонистический бред — все происходящее рассматривается больным как выражение борьбы сил добра и зла. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное с точки зрения больного значение, находится личность больного.

Мессианский бред — больные считают себя посланцами бога, пророками, мессиями.

Вот и подавай после этого благодатные дары человеку…

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Смертные грехи в православии
  • Феофан Затворник, святитель. Житие
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • Преображение Господне — духовный смысл праздника
  • Прощение обид — чего не требует прощение?
  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Адриан и Наталия, мученики. Житие
  • В чём смысл жизни? Как узнать своё предназначение?
  • Странно
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Прощение и прощеное воскресение
  • Смирение — смирять или смиряться?
  • Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва
  • Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ?
  • Заказать бесплатно православный сайт
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Верба — зачем освящать вербу?
  • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • Петр Первозванный, апостол. Житие

Наши друзья

Что означает священническая епитрахиль ?

Что означает священническая епитрахиль ?

Епитрахиль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.

Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать.
В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль.

Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.

Читайте также:
Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.

Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт. Василию Великому или свт. Герману К-польскому; здесь же Епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие»

Так же понимал символическое значение Епитрахили и свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого

Епитрахиль

Епитрахи́ль (греч. επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.

Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак сугубых (в сравнении с диаконом) благодатных дарований при хиротонии диакона в иерея перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами.

Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословленный предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.

Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.

См. также

  • Стола — аналог епитрахили в католической церкви.

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М .: Даръ, 2005. — С. 110.
  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М .: Издательский Совет РПЦ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Зубов
  • Зубова

Полезное

Смотреть что такое “Епитрахиль” в других словарях:

ЕПИТРАХИЛЬ — с «Великим Деисусом». 2 я пол. XIV в. (мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Епитрахиль с «Великим Деисусом». 2 я пол. XIV в. (мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе) [греч. ἐπιτραχήλιον, букв. (облачение, лежащее) на шее; в источниках… … Православная энциклопедия

ЕПИТРАХИЛЬ — (греч. epitrachelion, от epi над, и trachelos шея). Часть облачения священников, надеваемая на шею под ризой и полосой спускающаяся до низу. Есть символ благодати священника, и потому без неё священник не совершает ни одного из богослужений.… … Словарь иностранных слов русского языка

епитрахиль — эпитрахиль, орарь, облачение Словарь русских синонимов. епитрахиль сущ., кол во синонимов: 3 • облачение (23) • … Словарь синонимов

Епитрахиль — (epi на и trachloV шея) одно из богослужебныхоблачений священника, надеваемое на шею. Е. не что иное, какдьяконский орарь, средина которого обернута около шеи, а два долгиеконца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника;поэтому … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЕПИТРАХИЛЬ — (от греческого epitrachelion), часть облачения; символ благодати священника: длинная лента (смотри Орарь), середина которой охватывает шею, а 2 длинных конца соединены в виде передника … Современная энциклопедия

ЕПИТРАХИЛЬ — (от греч. epitrachelion) часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой … Большой Энциклопедический словарь

ЕПИТРАХИЛЬ — ЕПИТРАХИЛЬ, епитрахили, жен. (греч. epitrachelion) (церк.). Часть облачения священника, носимая на шее. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЕПИТРАХИЛЬ — жен., греч. одно из облачений священника, надеваемое на шею, под ризою. Епитрахильный, к сему облаченью относящийся. Епитрахильная грамата, ·стар. письменное дозволение священнику вдовцу продолжать служение и требы. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

Епитрахиль — (греч. epitrachelion) – часть облачения священника – расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Читайте также:
Православие и красная нить из Израиля: отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет

Епитрахиль — (от греческого epitrachelion), часть облачения; символ благодати священника: длинная лента (смотри Орарь), середина которой охватывает шею, а 2 длинных конца соединены в виде передника. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЕПИТРАХИЛЬ

Смотреть что такое ЕПИТРАХИЛЬ в других словарях:

ЕПИТРАХИЛЬ

(έπί — νа и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого . смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(от греч. epitrachelion) одно из обрядовых облачений священника русской православной церкви, надеваемое на шею, в виде передника с крестами, сши. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахиль ж. Часть обрядового облачения священника православной церкви в виде длинной и широкой полосы ткани с изображениями религиозных символов, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахиль эпитрахиль, орарь, облачение Словарь русских синонимов. епитрахиль сущ., кол-во синонимов: 3 • облачение (23) • орарь (2) • эпитрахиль (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: облачение, орарь, эпитрахиль. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (от греч. epitrachelion), одно из обрядовых облачений священника русской православной церкви, надеваемое на шею, в виде передника с креста. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

Епитрахиль (έπί — на и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого обернута около шеи, а два долгие конца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника; поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви; при исповеди он возлагает Е. на голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов; ею обвертывает свою руку, когда при венчании троекратно обводит венчающихся вокруг аналоя. Некоторые богослужения священник совершает в одной Е. (без фелони), а именно таинство покаяния, малую вечерню, повечерие, полуночницу, часы (если на них не читается Евангелия), а также некоторые молитвословия на дому у прихожан, например молитвы при рождении младенца и наречении ему имени и т. п. Н. Б.

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ(греч. epitrachelion, от epi – над, и trachelos – шея). Часть облачения священников, надеваемая на шею под ризой и полосой спускающаяся до ни. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(от греч. epitrachelion) – одно из обрядовых облачений священников, надеваемое на шею в виде передника, сшитого из двух широких лент, спускающихся н. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(от греч. epitraclicliоп) — надеваемая на шею длинная широкая лента, украшенная золотым шитьем и изображениями крестов и составляющая часть обязательного при богослужении облачения священнослужителей. Являлась христианским символом духовной власти священнослужителя, нисходящей на него благодати Святого Духа. Ассоциируется с веревкой на шее Христа. В православии священник надевает епитрахиль под ризу таким образом, чтобы концы ее опускались до ног в виде передника. У католических священнослужителей епитрахиль перекрещивается на груди. При облачении епископов концы ее свисают свободно. Диакон надевает епитрахиль через плечо. Епитрахиль стремились украшать лицевым шитьем. Наиболее распространенными изображениями были образы Спаса (на спине священнослужителя), пророков, апостолов, святых, а также Благовещения. Одним из наиболее ранних ее образцов на Руси являлась епитрахиль митрополита Фотия начала XV в. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

ЕПИТРАХИЛЬ

1) Орфографическая запись слова: епитрахиль2) Ударение в слове: епитрах`иль3) Деление слова на слоги (перенос слова): епитрахиль4) Фонетическая транскр. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

Тир Тип Терпила Тепа Тель Тарель Тапир Тапер Таль Талреп Талер Таир Рита Риель Риал Риа Рет Репа Рель Релит Реал Рахит Рахиль Рать Пьет Пьер Пье Птр Прилить Прилет Прель Прелат Прах Пра Плита Плие Плеть Платье Плат Пихта Пить Питие Питер Пирит Пират Пир Пилат Пила Пиит Пиелит Пие Пиар Пех Петь Петр Перь Перт Перлит Перл Перила Пери Пелит Пахит Пах Патер Пат Парх Паритель Пари Паль Палех Лье Лихтер Литье Лить Литр Литер Лита Лира Липарит Липа Лиеп Лех Тире Лера Лепта Трал Трап Трель Треп Триал Лепра Трип Лепить Ларь Итр Итл Хаер Хелат Хер Итиль Ирита Иприт Ипат Ехать Ерь Херь Хета Епитрахиль Ель Хит Архип Арх Артель Апрель Алех Аир Аил Хрип Альп Альт Арт Архетип Архь Ахи Храп Хлип Хир Хип Ера Хилер. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИ́ЛЬ (эпи-, простонар. пат-, пет-, -хель), и, ж.Церк.Одно из обрядовых облачений священника в виде одеваемого на шею передника из двух широких л. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

Епитрахиль (греч. epitrachelion) – часть облачения священника – расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой. Большой толковый . смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

одно из облачений священнических под фелонем, т.е., под ризами на шею надеваемое, простирающееся до низу. Епитрахиль означает совершительну. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

корень – ЕПИТРАХИЛЬ; нулевое окончание;Основа слова: ЕПИТРАХИЛЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ – ЕПИТРАХИЛЬ; ⏰Слово Е. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. епитрахи/ли; мн. епитрахи/ли, Р. епитрахи/лейСинонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

-и, ж. церк. Часть облачения священника в виде длинной полосы ткани, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.[греч. ’επιτραχήλιον]Синонимы: облаче. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахи́ль, епитрахи́ли, епитрахи́ли, епитрахи́лей, епитрахи́ли, епитрахи́лям, епитрахи́ль, епитрахи́ли, епитрахи́лью, епитрахи́лями, епитрахи́ли, епитрахи́лях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: облачение, орарь, эпитрахиль. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахиль епитрахи́льж. “облачение православного священника”, народн. патрахи́ль, др.-русск. епитрахиль, также патрахиль (Новгор. Кормч. 1280 г. и др. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

Ударение в слове: епитрах`ильУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: епитрах`иль

ЕПИТРАХИЛЬ

– См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.Источник: Энциклопедия “Русская цивилизация”Синонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ ж. греч. одно из облачений священника, надеваемое на шею, под ризою. Епитрахильный, к сему облаченью относящийся. Епитрахильная грамата, стар. письменное дозволение священнику вдовцу продолжать служение и требы.

ЕПИТРАХИЛЬ

(греч. нашейник) знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(греч. epitrachgli-оп – нашейник) — часть богослужебного облачения правосл. священника. Е. представляет собой надеваемую на шею широкую ленту, два длинных конца к-рой спускаются в виде передника. Носится под ризой. . смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

(греч. epitrachgli-оп нашейник) — часть богослужебного облачения правосл. священника. Е. представляет собой надеваемую на шею широкую ленту, два длинных конца к-рой спускаются в виде передника. Носится под ризой. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ж. “облачение православного священника”, народн. патрахиль, др.-русск. епитрахиль, также патрахиль (Новгор. Кормч. 1280 г. и др.), петрахиль (Антон. Новгор. (Л.) 30 и сл.). Из греч. ; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 59. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ж. церк.étole fСинонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (от греческого epitrachelion), часть облачения; символ благодати священника: длинная лента (смотри Орарь), середина которой охватывает шею, а 2 длинных конца соединены в виде передника.
. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

сущ. жен. родацерк.часть облачения священникаєпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ ж. Часть обрядового облачения священника православной церкви в виде длинной и широкой полосы ткани с изображениями религиозных символов, надеваемой на шею и свешивающейся спереди. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ

(от греческого epitrachelion), часть облачения; символ благодати священника: длинная лента (смотри Орарь), середина которой охватывает шею, а 2 длинных конца соединены в виде передника. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

часть богослужебного облачения православного священника. Представляет собой надеваемую на шею широкую ленту, два длинных конца которой спускаются в виде передника. Носится под ризой. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

ж. церк.estola f (de los sacerdotes ortodoxos)

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахиль [гр. epitrachelion] – одно из обрядовых облачений православного священника в виде передника с крестами, одеваемого на шею и спускающегося ниже колен.

ЕПИТРАХИЛЬ

В христианстве символизирует миссию Христа, власть и достоинство священнослужителя.Синонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахи’ль, епитрахи’ли, епитрахи’ли, епитрахи’лей, епитрахи’ли, епитрахи’лям, епитрахи’ль, епитрахи’ли, епитрахи’лью, епитрахи’лями, епитрахи’ли, епитрахи’лях. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

Епитрахиль – длинная лента, украшенная золотым шитьем с вышитыми на ней тремя крестами, которая набрасывается на шею и перекрещивается на груди священника. смотреть

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрахи́ль, -иСинонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (от греч . epitrachelion), часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.

Читайте также:
Целомудрие в православии: определение и значение, как достичь и сохранить, мнение святых отцов и священников

ЕПИТРАХИЛЬ

епитрах’иль, -иСинонимы: облачение, орарь, эпитрахиль

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (от греч. epitrachelion) – часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.

ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ епитрахили, ж. (греч. epitrachelion) (церк.). Часть облачения священника, носимая на шее.

ЕПИТРАХИЛЬ

Начальная форма – Епитрахиль, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

ЕПИТРАХИЛЬ

епітрахиль (м. р., р. -лю), патрахиль (м. р.) [Накрив патрахильом (Руд.)], попинка.

Степени священства

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: