Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.


Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Для того, чтобы научиться церковному пению, нужно начать…учиться.

Доброго времени суток всем, кто сейчас читает мой замечательный блог о клиросе и духовных песнопениях!

Поздравляю всех нас с ещё одним пережитым и не состоявшимся в реале конце света, я, если честно, знала, что всё будет как и прежде. То есть всё закончится хорошо.

Да, для кого то сегодня действительно произошёл конец света. Для кого то этот самый конец света произойдёт завтра, послезавтра, после послезавтра и т.д.

У каждого из нас свой индивидуальный срок жизни, который подойдёт когда — нибудь к своему логическому завершению и конец света наступит для каждого живущего на земле.Ну а пока мы живы и, слава Богу, в разуме и здравии, то я предлагаю всё таки начать.

Начать учиться на моём блоге для того, чтобы научиться церковному пению. Начать сегодня, не откладывая на завтра. Потому что завтра может и не наступить. Меня считают некоторые хорошим преподавателем, думают, что я могу научить. Это иллюзия, скажу я вам. Я бессильна, если вы бездействуете.

Те, кто старательно обучается у меня на блоге, могут преспокойно закрыть эту страничку и заняться своими текущими делами, так как я прежде всего хочу сегодня обратиться к тем, кто медлит и не начинает, кто скачал аудио — уроки по пению на клиросе, но не спешит их изучать и применять на практике, ой, то есть на клиросе.

Если вы не начинаете учиться, если не выполняете мои рекомендации по разучиванию гласовых и иных песнопений у меня на блоге, то я и помочь вам ничем фактически не могу. Ведь если спортсмен не начал тренировку ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, то как он станет чемпионом? И когда? Да никогда!

Не то чтобы чемпионом или мастером спорта, но и мышцы атрофируются в конец у такого нерадивого спортсмена. Поэтому, в очередной сто пятый раз призываю всех, кто ещё по каким то ни было причинам откладывает своё церковно — певческое развитие и совершенствование, приступайте к обучению.

Я тут вот на досуге о чём подумала. Материал на блоге у меня в свободном доступе, скачивай сколько угодно и обучайся. Но ведь какая интересная вещь получается. Почему то 99% информации, которая досталась нам бесплатно, мы не применяем. Не работает то, что бесплатно и всё тут.

Но зато заплатив свои кровные за какой — нибудь курс или тренинг, мы понимаем, что вложились и начинаем отрабатывать. То есть усиленно прорабатываем те знания, которые приобретены нами за деньги. Вот как то так и получается. Очень жаль, конечно, что бесплатное не ценится.

Так как я в свои аудио — уроки душу вкладываю. А они не всем одинаково нужны и важны. И видимо, потому что бесплатны. Вот если бы тысячи полторы российских за один только тропарно — гласовый раздел, о, тогда бы все изучали данный курс практически взахлёб.

А так…можно и на полку закинуть, начав заниматься лишь через месяц, или через полгода…или вообще не начать… Ведь что дано бесплатно, не жалко и потерять.

Церковное пение на богослужениях в православной церкви оставляет желать лучшего в большинстве своём. Но именно те, кто поёт Богу плохо, не желают учиться и улучшать своё пение на клиросе. Как мне до вас достучаться? Подскажите мне, пожалуйста.

Ведь для того, чтобы научиться церковному пению, нужно начать…учиться. Начать, пересилив свою лень. Запеть, преодолев свою робость и страх. Взяться за то, что кажется непонятным и от этого страшным и недоступным.

Вот смотрите(опять я про конец света), давайте представим, что Бог на ваши мольбы и запросы послал всем желающим обучающий материал по церковному пению в виде данного блога или ещё какого подобного этому.

Материал довольно — таки добротный, удобный и понятный к применению. Нужно просто выполнять упражнения по церковному пению РЕГУЛЯРНО. И для этого достаточно НАЧАТЬ.

Пусть по 15′ каждый день, но именно ежедневно, не пропуская и откладывая. тогда и результат положительный будет виден сразу. А раз улучшение станет заметным, то и стимул появится для дальнейшего разучивания и самосовершенствования в церковном пении.

Появившийся стимул сделает желание обучаться более явным и сильным. И уже не по пятнадцать минут в день станете уделять пению, а гораздо больше по времени. Это в свою очередь даст в один день грандиозный прорыв в вашем пении на клиросе и вы станете просто незаменимым клирошанином.

Заманчивая перспектива? Думаю, что да. Плохую услугу с нами играет наше собственное непостоянство. День поучим, три дня отдыхаем, не можем, не успеваем, ещё какие то вдруг неотложные дела появляются. После трёхдневного перерыва приступаем вновь к разучиванию, так ведь позабыли всё за пару то дней!

Сначала учить? Ай, да ну его…это церковное пение. И так сойдёт, спою как — нибудь. Как умею, так и прокричу, прокукарекаю, прокозлогласю…

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Безответственность, нерадение, простая человеческая лень. Не оправдывайте её и не позволяйте ей(лени) взять над вами верх. Примите решение и возьмите ответственность за свою жизнь сами и сделайте один маленький шажок в собственном лице для улучшения пения на клиросе в православной церкви. И Бог нам всем в помощь.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.


Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Обучение церковному пению.

Я создала, с Божьей помощью, данное обучение церковному пению онлайн, причём оно абсолютно бесплатное для всех желающих. Уроки составлены таким образом и с учётом всех потребностей певчих разных уровней, с которыми мне приходилось служить на различных приходах.

То, чему меня обучили в духовном училище, я обобщила, приумножила, путём многолетней практики пения на клиросе и в хоре, отшлифовала и предоставила в свободное пользование вам, мои родные.

Повторюсь, но я очень хочу, чтобы церковным пением овладело как можно большее количество людей. Чтобы пение в православных храмах зазвучало очень благоговейно, степенно и достойно.

Чем ещё удобно обучение церковному пению онлайн, это то, что каждый из вас, мои усердные обучающиеся, может заниматься наедине с самим собой. Это и время можно выбрать такое, какое удобно именно вам. И совсем не нужно куда то ехать, можно заниматься, не выходя из собственной спальни.

Ну и конечно нет рядом посторонних. В классе с преподавателем я всегда очень стеснялась открыть рот, сильно «зажималась», робела, стеснялась и чувствовала себя довольно скованно.

Подведем итоги

Воскресная школа может стать вашим первым этапом в науке обучения церковному пению. В ней вы сможете получить бесценные знания в области духовной, а также узнать много нового о музыке и ее составляющих.

Такие заведения помогают изучить святейший язык – старославянский, а также «размять» свой голос так, как вы разминаете мышцы в спортзале. Существует множество школ церковного пения, как в Москве, так и в других городах России. Выберите ту, которая приглянулась, и отправляйтесь туда за новыми впечатлениями.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения. Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном . Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви. Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Это интересно! Вся информация о Череповецкой епархии

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Читайте также:
Глас вопиющего в пустыне: значение и происхождение выражения

Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Ольга Володина
Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Православная певческая культура

в системе начального музыкального образования

(из опыта работы с ансамблем православного пения «Ладанка» ДШИ)

Кочанова Ольга Николаевна

преподаватель ДШИ г. Фокино

«Открыть в церкви источник духовного развития и

нравственных убеждений – высшая цель

всякой народной школы:

школа учит человека не многому и не долго,

церковь поддерживает и наставляет его

от колыбели до могилы».

Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, музыка Русской православной церкви рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений. Уже со времен Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. Изучение русской православной музыки являлось частью музыкального воспитания в общеобразовательных учебных заведениях России. Однако, в силу определенных причин, эта традиция была прервана.

В начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с различными политическими переменами в стране духовная жизнь нашего народа начала возрождаться. Свидетельства этому – возвращение святынь, повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, воскресных школ и многое другое. Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих.

Духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Это один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров.

Изучение духовной музыки в детском вокально-хоровом коллективе – это длительный процесс, органично входящий в повседневную жизнь коллектива. Пение без сопровождения (a cappella) требует от детей высокой исполнительской культуры, большого технического мастерства, в полной мере развивает певцов.

Важным является то обстоятельство, что через произведения, написанные на духовные тексты, дети открывают для себя общечеловеческие ценности религиозной культуры. Ведь начинать изучение духовной музыки с произведений, язык которых не понятен, нельзя, такое исполнение будет формальным, безжизненным и скучным. Дети смогут искренне выразить только то, что по–настоящему поймут и прочувствуют. И не надо опасаться разговоров о скорбящей Богородице или распятом и воскресшем Христе, или о раскаявшемся разбойнике, поскольку темы зла, смерти, греховности, так или иначе, могут затрагивать даже столь юные души. А чувства любви, самопожертвования, душевной щедрости – это те темы, без которых трудно представить истинное взросление детей. Через образы, через эмоциональное переживание осознаются духовно-нравственные понятия. Нужно только правильно преподнести эту тему, зачастую дети способны понять многое глубже и полнее, чем взрослые.

Определяющее значение в работе над духовной музыкой имеет так же личность хормейстера. Именно от его мудрости и профессионализма зависит насколько тонко и глубоко дети сумеют прочувствовать духовную музыку и передать это в исполнении. Беря в руки партитуру духовного содержания, хормейстер должен понимать ту огромную ответственность, которую он возлагает на себя.

Нужно учитывать: чем младше дети, тем более открыты они ангельской чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к святому пению. Если же до 12 – 13 лет не удалось заложить доброкачественную основу, то духовное развитие подростков ничем не ограждено от опасного пути, трудно будет им избежать страшных соблазнов. Поэтому в разных формах нужно вновь искать точки соприкосновения школы с Церковью и церковным пением.

В детской школы искусств г. Фокино уже 10 лет существует ансамбль православного пения «Ладанка». Участниками ансамбля становятся дети разные и по возрасту, и по степени духовного развития и образования. Есть дети, которых привлекло пение именно православных песнопений, других просто заинтересовал необычный музыкальный язык произведений. Но, благодаря общению в этом коллективе, дети чаще посещают храм и приводят в дом Божий своих родителей.

Очень радостно, что участники ансамбля «Ладанка» начали служить в храме. Стало замечательной традицией участие детей в богослужениях.

«Детские» богослужения чрезвычайно важны, ведь на этих литургиях они впервые начинают молиться соборной молитвой, ощущают себя частью Церкви Христовой и приобщаются к истинной вере. Участие детей в церковных службах – это приобщение к духовной жизни, это сама духовная, литургическая жизнь, а не только подготовка к ней.

Пение в церкви – это не просто пение, это – молитва, а как говорят святые отцы, кто молитву поёт, тот трижды молится. А Бог слышит детские молитвы. Дети молятся, и их участие в богослужении очень сильно повлияло на них. Помощь Господа и Матери Божьей не оставляет детей. Они возрастают духом, сознанием, развиваются в музыкальном и духовном плане, ведь детская душа удивительно чутка к правде, подлинности и красоте.

Ведь еще святитель Иоанн Златоуст объяснял: «для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство томления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».

Какие же песнопения могут исполняться вне церкви? Это тропари, кондаки, стихиры, исполняемые на глас, и как авторские сочинения; это отдельные песнопения Всенощного бдения и Литургии (кроме песнопений евхаристического канона). Но более всего для исполнения вне богослужения подходят запричастные концерты. К этому жанру относятся развёрнутые песнопения, посвящённые различным праздникам: Господним, Богородичным, в честь святого или библейского события.

Репертуар ансамбля православного пения «Ладанка» составляет в основном 2-3-хголосные песнопения, несложные переложения для детского хора или женского.

Конечно, с большой радостью участники ансамбля исполняют рождественские колядки, пасхальные песнопения, духовные стихи и канты. К православным праздникам готовятся отдельные программы. В них – духовные стихи и песнопения, поэтические произведения русских поэтов, положенные на музыку современными авторами (например, С. Никулиной, Е. Богдановой, Н. Обольской, М. Малевича и др.).

Для учащихся общеобразовательных школ в храмах проводятся тематические беседы с участием ансамбля «Ладанка»: «Храм – дом Божий», «Праздников праздник», «О, Всепетая Мати».

Стало традицией ансамбля во время рождественских праздников посещать на дому пожилых людей и приносить им радостную весть о рождения Христа. Это дает детям возможность стать непосредственными участниками созидательных дел милосердия.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что использование духовной музыки в вокально-хоровой работе с детьми, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности, развитию музыкальной культуры, формированию эстетического отношения к окружающему миру при целенаправленной деятельности педагогов.

Читайте также:
Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

Как жаль, что многие из нас в детстве были оторваны от Церкви, и сердце недостаточно впитало небесного, божественного! Но тот свет Христов, который коснулся нас и освещает сегодня дорогу наших детей, дает Надежду, укрепляет Веру и согревает Любовью!

И как точно заметил русский поэт Иван Никитин:

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой Хранитель

Все эти слёзы соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

1. Барковская С. П. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. – М., 1999.

2. Кошмина И. В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе:– Москва, 1994.

3. Пырикова О. В. Очерки по истории русской духовной музыки.Брянск: СПО ВОГ, 2006.

4. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Трубин Н. Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз. -пед. учеб. заведений. – Смоленск, «Смядынь», 2004.

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования Актуальность и перспективность опыта На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Рождество Христово» по учебнику «Православная культура». Цель: Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово и о его значении. Задачи:Познакомить с основными понятиями христианской.

Педсовет в ДОУ «Преемственность дошкольного и начального общего образования» Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Красноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность.

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным.

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

  • певческое;
  • регентское;
  • чтецкое.

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

  • церковнославянский язык;
  • обиход церковного пения;
  • вокальный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • хоровое пение;
  • сольфеджио;
  • история становления церковного пения.

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Отзывы тех, кто прошел курсы

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

Читайте также:
Святость: чины и лики, символы, типы и виды, понятие

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

  • быть крещеным в православной вере;
  • иметь начальное музыкальное образование;
  • при отсутствии образования – певческие данные, слух и голос.

Обязательно получить благословение настоятеля.

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

  • Московская школа Византийского пения «Псалтика»;
  • Московская Сретенская духовная семинария;
  • Школа Византийского пения «Схолион Псалтикис».

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

  • хором;
  • священнослужителем;
  • прихожанами.

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Несколько полезных советов

Приняв решение пойти на курсы пения, нужно правильно оценить вокальные возможности и желание обучаться. До начала занятий определите для себя следующее:

  • Где проходят курсы. Это может быть храм возле дома или приход у определенного настоятеля.
  • Для чего обучаться. Курсы полезны для профессиональной карьеры или для того, чтобы быть ближе к богу. Миссия у каждого своя.
  • Вовремя остановиться, если не получится. Не всем дано петь на клиросе. Если в процессе окажется, что обучение не дается и не по душе, то лучше прекратить занятия.

Церковное пение – непростой путь служения господу. Но если есть желание, можно получить необходимые знания и практику при храме в своем городе с благословения настоятеля.

Алексий I, патриарх: «Певчий на клиросе — это ученик, который пошел в первый класс ангельской школы. Сегодня певчий только учиться славить Бога. Если певчий пройдет свой путь достойно, после смерти он перейдет во взрослый лик настоящих ангелов».

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре — разбираемся по порядку

Церковное пение – такое же искусство, как любое иное вокальное направление или же игра на одном из музыкальных инструментов. Для того чтобы освоить его, в первую очередь необходимо обладать слухом, а во вторую – иметь талант или музыкальное образование, а желательно, и то и другое.

Обучение церковному пению невозможно без знания нотной азбуки, а также без изучения тонкостей богослужения.

Для чего поют в храме?

Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Важно! Как выглядит вертеп и что это такое

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ. Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам.

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Интересно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете —
«как зовут настоятеля этого храма и когда он служит»? Настоятель — это собственно, начальник прихода, его «директор», и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Читайте также:
Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения.
    Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви.
Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Читайте также:
Почитание святых: что означает и на чем основано, традиции

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Это интересно! Вся информация о Череповецкой епархии

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.

Полезное видео

Какой национальности был Иисус Христос?

Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.

Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.

Противоречия

Именно противоречия послужили первым толчком в изучении данного вопроса. Ведь любой христианин вне зависимости от конфессии и деноминации фактически уверен, что Иисус — иудей. Спросив у евреев, о принадлежности Иисуса к их национальности, они будут всячески это отрицать. Все это подогрело интерес историков к решению этой задачи.

Читайте о Христе:

Споры по этому поводу ведутся достаточно давно. Все русские в подобной тематике руководствуются православной традицией. Митрополит Димитрий Ростовский в своих сочинениях, в 18-19 веке, упомянул: «Христос по-человечески — был племени иудейского». Спустя некоторое время в начале 20-х годов, данный постулат подвергся сомнению в христианском обществе. Эрнест Ренан, заявлял, что все споры бессмысленны.

Однако многие богословы 20 века, в частности протестанты, вновь приняли вывод о том, что Иисус был иудеем. Отсюда следует, что Он был не согласен с некоторыми учениями Моисея, при этом всю систему иудаизма Христос не отрицал.

Объясняются разногласия вполне просто. Учитывая, что большая часть православных, были плохо осведомлены об истории Палестины и о том времени, когда Иисус жил, то они и считали, что любой родившийся в Палестине — иудей.

Читайте также:
Потерялся крестик: что значит и что делать, приметы и суеверия, ответы и советы священника

Ученые-гебраисты в наше время не согласны с этим. Во время жития Иисуса Палестина была поделена на 3 самостоятельных объекта:

  1. Иудея, где проживали верующие покорные закону Моисея;
  2. Галилея, здесь все были «верны» Ветхому Завету;
  3. Самария, в этой стране люди далеко ушли от иудаизма. У них была своя религия. Проживали тут в основном потомки вавилонян. Самаряне для прочих вышеуказанных были злейшими врагами. Существовали запреты на любые близкие контакты с этим народом.

Отсюда следует, что как таковую правду никто выяснить не смог. Так как ни те, ни другие даже близко не могли правильно обосновать свою позицию.

Родители Иисуса

Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).

Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.

Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «…Ты самарянин…». (От Иоанна: 8-48).

Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.

Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».

Бог или человек

Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».

В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.

То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.

И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.

Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.

Учения и икона

Различные учения и иконы могут стать зацепкой, приближающей людей к истине. Однако и здесь все не так однозначно.

Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание. Другими словами, учения основывались на изображении или представлении Христа в человеческой натуре. В этой статье изложить всю проделанную работу, которой была посвящена огромная статья именуемая «Аномалия». Если вкратце, то на основе всех упоминаний внешности и характера Иисуса, был создан Его фоторобот.

Спустя громадное количество времени и потраченных сил, был создан Его портрет. В созданном лике не обнаружилось никаких признаков семитской принадлежности. У Него был утонченный и ровный нос, а глаза были глубоко посажены. Антропологи сошлись во мнении, что лицо на иконе было склонно в сторону греко-сирийцев, которые проживали в Восточном Средиземноморье.

Для выяснения подлинности изображения на иконе, можно основываться на изображение, которое находится в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай. Написана икона была Куртом Вестуманом. Исходя из летописей и научных исследований, то создана она была в 6 веке. Ведь именно в то время, поддерживались обычаи позднеримского искусства, которые всегда старались максимально точно передать, черты лица и принадлежность к той или иной расе.

При наложении изображений можно было разглядеть общие черты и сходства. Однако сейчас, исследователи поняли, что икона не очищена, и говорить о её первоначальном виде нет никакого смысла. Все же есть вероятность, что христиане разглядывают в Иисусе европейские черты.

Существует и предание, которое гласит, что однажды Иисус увидел художника и понял, что тот не сможет нарисовать Его. Послал живописца больной царь Эдессы. И видя все это, Христос умылся до подбородка и на «полотенце», которым он вытерся, запечатлелся Его лик. Этот отпечаток, служит неким напоминанием и возникновением иконописи.

Интересно! На сегодня эта икона известна как икона Спаса Нерукотворного, и является одной из самых важных и знаменитых. Стоит отметить, что это единственное изображение, где особо выражены глаза. Как говорили на Руси, в эпоху античности, что это творение — идеал симметрии и золотого сечения.

Все вышесказанное не дает оснований утверждать национальность Христа. Ничто из этого, в принципе не может доказать принадлежность Иисуса к нациям. Иконы и прочие изображения, также не несут большой информации. Однако, если об этом умалчивает Писание — значит это действительно не так важно.

О национальности Господа нашего, Иисуса Христа

Ответ на этот вопрос кажется достаточно простым. Официальная православная церковь и ее иерархи отвечают на этот вопрос однозначно, что Христос был иудеем.
Я же позволил себе усомниться в столь, казалось бы, очевидном ответе.
Должен сразу извиниться перед верующими православными братьями, если я чем-нибудь обижу или оскорблю их религиозные представления или чувства. Постараюсь быть возможно тактичным и деликатным в таком тонком вопросе.
Я начну с вывода к которому пришел – Христос не имел никакой национальности, также как не имел ее и созданный Господом Адам. С нашей человеческой точки зрения это невозможно. Ведь, если у него была мать (Мария), в чреве которой он был зачат, которая его выносила и родила, то он должен наследовать ее генетический материал (выражаясь современным языком).
Христос не просто человек. Он одновременно и Сын Божий и Сын Человеческий, то есть Богочеловек. Дева Мария зачала его от Бога-Отца посредством Духа Святого. Теперь зададимся вопросом: “Каким образом произошло зачатие?” В христианстве зачатие Девой Марией Христа называется непорочным и это понятно, так как оно произошло не обычным человеческим способом – половым актом и оплодотворением сперматозоидом яйцеклетки. Мария забеременела и осталась физически чистой и девственной. Здесь мне опять могут возразить, что этого не может быть и что все равно яйцеклетка Марии должна была каким-либо образом оплодотворена. Но так могут думать лишь неверующие. Пришлось бы предположить, что Святой Дух обладает свойствами и физиологическими атрибутами мужчины (семенем), подобная мысль несовместима с христианской верой. Нашему узкому, земному сознанию, не мытьем так катанием, необходимо запихнуть, пусть не мужского, так “божественного” сперматозоида в яйцеклетку Марии. Но если мы понимаем, что никакие сперматозоиды не участвовали в зачатии Христа, то на каком основании мы допускаем участие в этом зачатии яйцеклетку Марии? Не правильнее ли было бы предположить, что Богу отцу подвластно было своей волей вложить в лоно Марии плод находящийся в начальной стадии развития. Ведь создал же Господь Адама и Еву без всякого генетического материала. Богу было важно, чтобы Сын Его был выношен и родился, как обычный человек, среди обычных людей. Я могу в свою очередь спросить, почему он не дал ей мужчину для зачатия, того же Иосифа, освятив в последствии плод своим Духом? Просто мы, люди в выражении “непорочное зачатие” переносим акцент на “зачатие” и не допускаем никакого другого толкования кроме физиологического. Но половое размножение и физиология есть суть признаки животного и человека, а не Бога, который зачинает непорочно. Бог избрал Марию для рождения Христа не потому что она была иудейкой и не потому что она обладала какими-то генетическими достоинствами, он избрал ее по духовным, нравственным качествам и родив Христа она осталась чистой и непорочной. Возможно, господа богословы скажут, что своими рассуждениями я принижаю образ Богородицы, предлагая ей роль суррогатной матери, роль “священного сосуда”, священного, но “инкубатора”. Отнюдь. Уже одно то, что Господь избрал ее для рождения Христа есть признание святости и возвышенности ее. Какой же более высокой роли вам надобно? А все иное от лукавого. Я считаю, напротив, что мои доводы более соответствуют духу христианской веры и здравому смыслу. Ваше примитивное рассуждение: “Раз родила еврейка, значит он еврей”,- возможно и имело бы успех, да только, вот незадача, вмешались тут Бог-Отец со Святым Духом. Так что принять вашу гинекологическую версию не могу и не хочу.
То что Христос родился в Вифлееме в простой семье – не случайно. Господь мог явить Его миру в любой другой стране и везде он был бы убит, но Бог выбирает страну (Иудею), где ортодоксальное духовенство и религиозные институты настолько уже выродились и погрязли в грехах, что замысел Божий о жертве Сыном своим дабы искупить все человеческие грехи и указать путь к спасению и вечной жизни, был исполнен именно здесь.
Национальность Христа неопределима и недопустима с точки зрения Символа веры. Христос, Сын Божий является ипостасью Единосущной Троицы – Господа Бога. Каким образом одна из сущностей Бога может принадлежать какой бы то ни было национальности? Говоря, что Христос был евреем, мы говорим, что наш Бог еврей. Мне скажут, что Христос был и человеком, значит у него должна быть национальность. Это ересь. У Христа до воскресения было тело человека со всеми его слабостями, ощущениями, чувствами. Он также испытывал муки, когда его мучили и распинали. Но сущность, дух, природа Его божественные и не поддаются земному толкованию.
Я не являюсь антисимитом, у меня нет предубеждения или ненависти к евреям. Я бы написал тоже самое, если бы Христа называли негром, китайцем или русским. Кстати хотел бы задать вопрос господам богословам: “Как бы выглядел Христос, если бы, паче чаяния, Господь решил зачать Его от японки или индианки?” Я думаю, что выглядел бы он также, как и выглядел, то есть со светло-каштановыми волосами и голубыми глазами, нос имел прямой, носил в отличии от иудеев длинные волосы. И в каком бы лоне он не был зачат, он выглядел бы точно также. Только японка его тут же бы удавила, как урода, чего Господь допустить никак не мог.
Существующее до сих пор заблуждение о национальной принадлежности Христа есть принижение, приземление его божественной природы, попытка объяснить нашими куцыми, земными понятиями таинство непорочного зачатия. Не лучше ли признать, что мы ничего не знаем о том, как это зачатие произошло?
Здесь, правда, еще примешивается неспособность разрешить нашим сознанием, кажущееся нам противоречием, сущности Христа – Христос-Бог и Христос-человек. Мы все пытаемся разрешить этот вопрос эмпирическим путем и ставим вопрос неверно, как антиномию: Бог или человек? Но то, что неподвластно эмпирическому сознанию и опыту, достигается одним лишь путем – верой. Для верующего христианина здесь нет никакого противоречия, Христос одновременно и Бог и Человек. Также, как одновременно и вечно существует Бог Отец, Бог Сын (Христос) и Святой Дух и все это один Господь Бог.
Привязка родословной Иосифа, приемного земного отца Христа, от царя Давида к Марии, приведенная в начале Евангелия от Матфея, вообще не выдерживает критики. Поскольку Мария не сестра, а жена Иосифа и не может иметь с ним кровного родства. Иосиф же не мог являться кровным отцом Христа – это понятно без объяснений.
Во всяком случае ни в Евангелиях, ни в Символе веры Христос не называется иудеем и Сам Он себя так не называет. Есть лишь упоминание городов или провинции, где Он родился или жил. Меня не убеждают утверждения священников, мол, иначе Христос не смог бы вочеловечиться как от иудейки Марии. При этом они не сомневаются, что Христос был зачат именно оплодотворением яйцеклетки Марии Святым Духом, что совершенно бездоказательно, а по-моему и по сути неверно.
Я готов согласиться с теми кто считает, что национальность Христа не самый главный вопрос в христианстве. Я тоже считаю, что главное в Христе его универсальная, общечеловеческая сущность, но в христианстве нет и не может быть мелочей, несущественных понятий. Человеческое в Христе не может принадлежать никакой отдельной нации или национальности.
В заключение скажу лишь, что национальность, гены, яйцеклетки и прочая гинекология это все человеческое, тварное. Богу для зачатия и рождения Сына ничего этого не нужно. Он творит по воле своей Духом Святым. Аминь.

Читайте также:
Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Мать и отец Иисуса Христа

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению непорочное зачатие Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, где родился Иисус Христос, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести перепись населения. Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют – так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота – в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку – Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Читайте также:
Пути Господни Неисповедимы: смысл и значение фразы,трактовка, история и происхождение

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь Ирод Великий, подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве – яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе Иосиф Флавий, не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария родилась 21 сентября. Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал биологическим отцом Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тип внешности: тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос – еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос – Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог – основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос – человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он – Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий – творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя – он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди – их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры – христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги – они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос – Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете – дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!

Рекомендую также прочесть :

Александр Проханов: Сталин — помазанник божий https://otari.mirtesen.ru/blog/43410952494/

Почему русским солдатам запретили бить штыком в живот ( https://otari.mirtesen.ru/blog/43715681696/)

Можно ли считать Александра Невского «Именем и честью Матушки-России»? ( https://otari.mirtesen.ru/blog/43587991116)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: