Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Сама идея отождествления мира с божественной сущностью возникла гораздо раньше, по мнению некоторых исследователей, её можно встретить уже в ранних религиозных и мистических представлениях, например в индуизме, даосизме или в кельтском спиритуализме, а также в философии стоицизма и платонизма. В дохристианский период эта идея не была детально разработана на философском уровне, и вопрос о том, является ли та или иная концепция в этот период пантеистической, остаётся дискуссионным.

Первые проработанные рассуждения на тему пантеизма можно встретить в христианстве при решении вопроса о соотношении Бога и мира. Например, Фома Аквинский различал два представления: идея того, что Бог – это форма всех вещей, и идея того, что Бог – материя всех вещей. Если мир – это только один из аспектов Бога, то необходимо объяснить, в каком смысле мир может быть тождественен Богу. Хотя никто из христианских мыслителей явно не придерживался пантеистической точки зрения в средние века, наиболее близкие воззрения можно встретить у Иоанна Скота Эриугены, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского.

Настоящий расцвет пантеизма наступает в Новое время. Явно пантеистическую точку зрения среди ученых отстаивал Джордано Бруно, а наибольший вклад в дальнейшее развитие и распространение этой концепции внес в ХVII в. Бенедикт Спиноза. Спинозе принадлежит важная роль в разработке онтологии пантеизма и связанных с ним нейтрального монизма и панпсихизма. Его концепцию можно считать классическим пантеизмом, поэтому термин спинозизм иногда использовали как синоним пантеизма.

В дальнейшем пантеизм в форме отдельных идей и убеждений появляется в различных работах, но наиболее значимыми являются два тесно связанных с пантеизмом исторических процесса. Во-первых, это развитие немецкого идеализма, например, пантеистические идеи появляются в трудах Фихте, Шеллинга, Гегеля, во-вторых, это нарастающая секуляризация и попытка найти новую теологию для философии и науки. При слиянии религиозности в научной среде и пантеизма разрабатывается концепция натуралистического пантеизма, хотя исследователь Джозеф Нидхэм считает, что данное направление не является нововведением и к нему можно отнести уже даосизм. В 1828 году Карл Краузе предложил термин «панентеизм» для именования идеи, что мир пребывает в Боге, но не тождественен ему, как принято считать в пантеизме. Эта концепция должна была стать альтернативой между теизмом и пантеизмом. С этого момента многие дискуссии в отношении пантеизма касались вопроса о том, как соотносятся эти две концепции и где проходит грань между ними.

К концу ХIХ – началу ХХ века пантеизм был настолько популярен, что папа Пий IX включил его в Syllabus Errorum как одну из ошибочных и противоречащих христианству концепций. Среди пантеистов в этот период можно назвать, например, физика Альберта Эйнштейна, поэта Уолта Уитмена и русского писателя Льва Толстого.

Распространенность идей пантеизма в каждый период истории сложно оценить, поскольку пантеизм достаточно редко выражается его сторонниками в явной форме. В ХХ веке интерес к пантеизму как таковому упал, но идеи пантеизма распространялись с неубывающей интенсивностью. В христианском сообществе, где пантеизм не приветствовался, мыслители склонялись к панентеизму, что особенно проявилось в русской религиозной философии. С. Франк, например, относил себя к панентеистам, хотя его часто критиковали за склонность именно к пантеизму. В научном сообществе распространены идеи натуралистического пантеизма, хотя крайне мало ученых называют себя сторонниками этой концепции.

Возрождение интереса к пантеизму в социальной среде начинается в конце ХХ века. В 1975 году было создано «Вселенское пантеистическое общество», а в 1999-м – более многочисленное «Мировое пантеистическое движение».

В конце ХХ века набирает обороты философская заинтересованность темой пантеизма. Наибольший интерес представляют дискуссии Р. Оакса и П. Квина, оформленные в виде статей, а также монография М.П. Левина. Кроме того, многие ученые исследуют историю пантеизма, в том числе Д. Моран, К. Лауэр, Л. Форд, Г. Паркинсон и др. Распространение пантеизма в философии тесно связано с развитием идей панпсихизма, который долгое время был изолирован от теологического аспекта. Этой теме посвящена статья «Пантеизм как панпсихизм» К. Пфайфера.

В ХХI веке в аналитической философии еще сильнее проявляется тенденция к сближению этих дискуссий. В журналах International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion выходят номера, целиком посвященные пантеизму и панентеизму. Основные проблемы, которые интересуют исследователей пантеизма сегодня, – это совместимость пантеизма с пониманием Бога как личности, проблема разделения единого божественного сознания на множество отдельных сознаний (декомбинация), проблема совместимости пантеизма с этическими и моральными вопросами, а также способность панпсихизма решить проблемы традиционного теизма. Среди наиболее известных современных пантеистов такие философы, как Т. Спригге, Ф. Гофф, Ю. Нагасава, С. Колман, А. Букарев, П. Гариссон (основатель и президент «Мирового пантеистического движения») и др.

Пантеизм следует отличать от теистического имманентизма. Несмотря на то, что имманентизм предполагает нахождение Бога (или божественного) полностью в мире, он не обязательно отождествляет Бога и мир. Имманентизм является попыткой совместить теизм с современными научными концепциями и отказаться от плохо объяснимого на научном языке сверхъестественного. Нередко сторонники имманентизма критикуют пантеизм. Одним из сторонников такого подхода является П. Форрест.

Основные источники

Классические работы

Эриугена, И.С. О природах, о разделении природы (частичный рус. пер. Иоанн Скот. Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 1. // Философия природы в античности и в Средние века. – М., 2000; Иоанн Скот Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 3. // Средние века. – М., 1994. – Т. 57; 1995. – Т. 58).

Бенедикт С. Этика, доказанная в геометрическом порядке. Москва: АСТ, 2001.

Toland J. Socinianism truly stated; being an example of fair dealing in all theological controversys. To which is prefixt, indifference in disputes: recommended by a pantheist to an orthodox friend, London, 1705.

Illingworth, J.R. Divine Immanence, London: Macmillan, 1898.

Классические работы по истории пантеизма

Plumptre C. General Sketch of the History of Pantheism, Cambridge University Press, 2011 (репринт с издания 1878-1879 годов) (Том 1, Том 2).

Dewey J. The Pantheism of Spinoza // Journal of Speculative Philosophy. 1882. 16 (3). Р. 249-257.

Stokes, G.J. Gnosticism and Modern Pantheism // Mind. 1895. 4 (15). Р. 320-333.

Harris, W.T. Is Pantheism the Legitimate Outcome of Modern Science? // Journal of Speculative Philosophy.1885. 19. Р. 407-428.

Современный пантеизм

Harrison P. Elements of Pantheism: A Spirituality of Nature and the Universe, Coral Springs, Florida: Llumina Press, 2013.

Alexander S. Theism and Pantheism. // Hibbert Journal. 1926. 25:251.

Otto R., The Idea of the Holy, Oxford: Oxford University Press, 1958.

Corrington, R.S. Deep Pantheism: Toward a New Transcendentalism. Lexington Books, 2015.

Sprigge, T.L.S. The God of Metaphysics. Clarendon Press, 2006.

Sprigge, T.L.S. Pantheism. // The Monist. 1997. 80 (2). Р. 191-217.

Jantzen G. God’s World, God’s Body. Westminster Press, 1984.

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Leslie J. Infinite Minds: A Philosophical Cosmology. Oxford University Press, 2001.

Levine, M.P. Pantheism, Ethics and Ecology. // Environmental Values. 1994. 3 (2). Р. 121-138.

Levine, M.P. Pantheism; A non-theistic concept of deity, London: Routledge, 1994.

Forrest P. God Without the Supernatural: A Defense of Scientific Theism, Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.

Другие значимые современные работы включены в упоминаемые далее сборник Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine и в номера журналов International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion, посвященные пантеизму и панентеизму.

Анализ и критика

Работы по истории пантеизма

Baltzly D. Stoic Pantheism // Sophia. 2003. 42(2). Р. 3-34.

Автор отстаивает точку зрения, что стоическое учение следует рассматривать как пантеизм, и приводит аргументы в поддержку этой позиции.

Бутаков П. Был ли бог стоиков личностью? (Was the Stoic God a Person?) // Schole. 2017. 11 (2). Р. 558-569.

В статье рассматривается вопрос о том, предполагал ли пантеизм стоиков в античности Бога как личность. Критические аргументы направлены против отождествления так называемого «личностного пантеизма» и пантеизма стоиков.

Moran D. Pantheism from John Scottus Eriugena to Nicholas of Cusa // American Catholic Philosophical Quarterly. 1990. 64(1). P. 131-152.

В статье рассматривается проблема пантеизма в средневековой философии, в особенности аргументы Николая Кузанского в отношении пантеистического учения.

Lauer Q. Hegel’s Pantheism. // Thought: Fordham University Quarterly. 1979. 54 (1). P. 5-23.

В статье рассматриваются теологические воззрения Гегеля, анализируются пантеистические идеи в его философии.

Parkinson, G.H.R. Hegel, Pantheism, and Spinoza // Journal of the History of Ideas. 1977. Vol. 38, No. 3. P. 449-459.

В статье рассматривается преемственность пантеистических идей между Спинозой и Гегелем, исследуется степень влияния, которую оказал Спиноза на формирование пантеистических идей у Гегеля.

Copleston, F.C. Pantheism in Spinoza and the German Idealists. // Philosophy. 1946. 21 (78) P. 42-56.

Коплстон рассматривает проблему соотношения пантеизма и атеизма. Он анализирует замечание Шопенгауэра о том, что пантеисты фактически отрицают существование Бога, рассматривая позиции Спинозы и немецких идеалистов.

Работы, рассматривающие вопрос о взаимоотношения пантеизма и других воззрений

Oakes, R.A. Classical Theism and Pantheism: A Victory for Process Theism? // Religious Studies. 1977. 13 (2) P. 167-173.

Quinn, P.L. Divine Conservation and Spinozistic Pantheism // Religious Studies. 1979. 15 (3). Р. 289-302.

Oakes, R.A. Classical Theism and Pantheism: A Reply to Professor Quinn // Religious Studies. 1980. 16 (3). P. 353-356.

Три вышеуказанные статьи – это дискуссия между философами Робертом Оаксом и Филипом Квинном о природе теизма и пантеизма. Оакс защищает позицию, что пантеизм совместим с идеей божественного сохранения, а Квинн возражает ему в этом вопросе. Божественное сохранение (divine conservation) – концепция, согласно которой существование всех контингентно существующих вещей с необходимостью и непрерывно зависит от Бога.

Oakes, R.A. Does Traditional Theism Entail Pantheism? // American Philosophical Quarterly. 1983. 20 (1). Р. 105-112.

Продолжая тему, затронутую в полемике с Квинном, Оакс рассматривает точку зрения, что традиционный теизм влечет признание пантеизма.

Mullins, R.T. The Difficulty with Demarcating Panentheism. // Sophia. 2016. 55 (3). P. 325-346.

Автор рассматривает проблему демаркации пантеизма от разновидностей теизма в современной литературе. Анализируя существующие классификации, он приходит к выводу, что ни одна из них не даёт необходимого четкого результата, и предлагает свою собственную классификацию.

Ford, L.S. Pantheism Vs. Theism: A Re-Appraisal // The Monist. 1997. 80 (2). P. 286-306.

Автор исследует вопрос о соотношении пантеизма и теизма, сравнивая Бога-личность в теизме и безличностного Бога в пантеизме. Предлагается новый подход к сопоставлению этих концепций на основании нового понимания временных модальностей: прошлого, настоящего и будущего.

Forrest P. Spinozistic Pantheism, the Environment and Christianity // Sophia. 2010. 49 (4). P. 463-473.

Автор рассматривает аргумент против совместимости пантеизма и христианств,а исходя из несовместимости пантеизма и идеи грехопадения.

Forrest P. Pantheism and Science // The Monist. 1997. 80 (2). P. 307-319.

Автор рассматривает совместимость пантеизма и современной науки, пытаясь ответить на вопрос: отдаёт ли современная наука предпочтение пантеизму среди других концепций?

Harwood R. Polytheism, Pantheism, and the Ontological Argument // Religious Studies. 1999. 35 (4). P. 477-491.

Автор рассматривает следствия онтологического аргумента в пользу существования Бога и приходит к выводу, что данный аргумент, при условии его истинности, приводит к политеизму или пантеизму.

Пантеизм и проблема зла

Siwek P. How Pantheism Resolves the Enigma of Evil // Laval Théologique et Philosophique. 1955. 11 (2). Р. 213.

Автор проводит сравнение того, каким образом проблема зла решается в пантеизме и в теистическом дуализме.

Levine, M.P. Pantheism, Theism and the Problem of Evil // International Journal for Philosophy of Religion. 1994. 35 (3). Р. 129-151.

Автор рассматривает проблему зла в пантеизме, утверждая, что она является теистической и не имеет прямого отношения к пантеизму, поскольку ключевые для возникновения проблемы положения теизма пантеизм отвергает.

Обзорные работы

Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine. Andrei Buckareff & Yujin Nagasawa (eds.) – 2016 – Oxford University Press.

Основная задача, которую ставят перед собой авторы этого сборника, – показать, что философия религии должна серьезно относиться к альтернативным концепциям божественного. В сборнике, включающем работы Питера Фореста, Карла Пфайфера, Джона Лэсли, Брайана Лефтоу, Юджина Нагасавы, Джона Бишопа, Кена Пержика, Мэрилин Аддамс, представлены различные концепции божественного с точки зрения пантеизма и панентеизма, продемонстрирована их состоятельность как подходов к пониманию природы божественного.

Alternative Concepts of God // European Journal for Philosophy of Religion. 2019. Vol 11, No 2.

Специальный номер «Европейского журнала по философии религии», посвященный пантеизму и панэнтеизму, в который вошли работы таких философов как Андрей Букарев, Юджин Нагасава, Райан Байерли, Оливер Грисп, Джанин Дилер, Бенедикт Гёке, Самуэль Лебенс, Джон Лэсли, Чад Мейстер и другие. Выпуск посвящен рассмотрению и сопоставлению различных теистических, пантеистических и панентеистических концепций.

Special Issue on Pantheism and Panentheism // International Journal for Philosophy of Religion. 2019. Vol. 85. Issue 1.

Специальный номер «Международного журнала по философии религии», посвященный пантеизму и панэнтеизму включает работы Микаэля Стэнмарка, Георга Гассера, Сэма Колмана, Джона Лэсли, Филипа Гоффа, Элизабет Бёрнс. Выпуск посвящен рассмотрению и сопоставлению различных теистических, пантеистических и панентеистических концепций.

1.1.2. Пантеизм

1.1.2. Пантеизм

Сущность пантеизма (греч. «. » — «все» и «. » — «Бог») состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки.

Наиболее распространенное пантеистическое учение — это учение об эманации (истечении). Наиболее разработано учение об эманации в неоплатонизме. Например, у Плотина это учение представлено следующим образом. Основа бытия, по Плотину, — это некое сверхсущее Единое, которое Плотин отождествляет с верховным благом. Это Единое непостижимо рассудком, невыразимо словом, а постигается экстатически. Только в экстатическом восхищении, выйдя из себя, человек может опытно с ним соприкоснуться. Однако этот опыт постижения Единого остается неизреченным и не может быть выражен посредством слов и понятий.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

Единое от переизбытка своей полноты, подобно переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум с присущими ему идеями и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме. Пантеистическими учениями, в основе которых лежит теория эманации, являются большинство восточных учений: индуизм, брахманизм, даосизм и т. д. Брахманизм учит о том, что в основе мира лежит некое безличное духовное начало, обладающее двумя модусами существования: невоплощенным и воплощенным. Мир, человек — проявление этого духовного начала в его воплощенном состоянии.

Реже встречается учение об имманации. Имманация — это учение, согласно которому мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной и абсолютной Божественной субстанции. Примером такого учения может служить философская система Баруха Спинозы.

Третий вид пантеистических учений рассматривает мир как саморазвитие некоторого Божественного начала (оно может называться по-разному, например, абсолютная идея), которое развиваясь, переходит от низших форм к высшим. Примером может служить немецкая классическая философия (Шеллинг и Гегель). Очевидно, что дуализм, как и пантеизм, невозможно совместить с библейским представлением о Боге, потому что в обоих этих учениях отсутствует идея творения из ничего и Божество в том и в другом случае не мыслится как начало абсолютное.

Читайте также

§ 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм

§ 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм 1. Д е и з м (От лат. Deus — Бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Деизм признает бытие Бога, но рассматривает

Монизм и пантеизм

Монизм и пантеизм Слова монизм и пантеизм греческого происхождения. Монизм признает основой всего существующего одно начало. Индивидуальные различия вещей являются только кажущимися.Пантеизм — учение, признающее, что абсолютно все является богом. Иначе говоря, вся

Пантеизм и проблема свободы

Пантеизм и проблема свободы Исходя из пантеистического тезиса о растворенности человека в “первоединстве”, философски невозможно обосновать феномен человеческой свободы. Если я — всего лишь “проявление” мировой субстанции, я не могу быть свободен от того, чьим

Бог Библии и пантеизм

Бог Библии и пантеизм Священник озадаченно морщил лоб. Потом решительно сказал: — Кажется, вы меня не совсем понимаете. Жизнь каждого человека чего-нибудь да стоит. И ваша, и моя. Все мы для чего-то нужны. Это догмат, в который уверовать труднее всего. Бог дорожит нами.

ПОЛИТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ Наверно, не нужно доказывать, что во всем многообразии религиозных учений и практик человечества те традиции, которые пришли к знанию о Едином Первоначале, сделали шаг к более высокому мировоззрению, чем те народы и культуры, что остались

Пантеизм Джордано Бруно

Пантеизм Джордано Бруно Не менее смелой, чем у Ванини, была пантеистическая философская система Джордано Бруно (1548–1600 гг.). Она явилась самым высшим итогом развития философской мысли позднего Возрождения. Ему принадлежит заслуга раскрытия философского значения

Пантеизм.

Пантеизм. Первую форму пантеизма, которую с особой ясностью развивал знаменитый философ XVII в. Спиноза, можно назвать статическим пантеизмом; более сложной является вторая форма пантеизма, которая до сих пор в разных направлениях влияет на европейскую философию; она

Пантеизм (Pantheism).

Пантеизм (Pantheism). Слово “пантеизм “, составленное из греч. слов pan и theos, означает “все есть Бог”. Этот термин был предложен в 1705 г. Дж. Толандом для обозначения философских систем, отождествляющих Бога с миром. Нек-рые мыслители рассматривают такие системы как попытку

Индуизм — не пантеизм

Индуизм — не пантеизм Это не значит, что индуизм — своего рода пантеизм, религия, в которой говорится, что Бог является каждой мельчайшей частичкой Вселенной по отдельности, так что этот лист бумаги такой же божественный, как мы с вами и Сам Господь. Нет, Он — не отдельные

1.1.2. Пантеизм

1.1.2. Пантеизм Сущность пантеизма (греч. «. » — «все» и «. » — «Бог») состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки.Наиболее распространенное пантеистическое

12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности

12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности С “открытием мессии внутри себя” мы приближаемся к двум главным постулатам НЭ, один из которых вытекает из другого. Первый из них — это ньюэйджевский (или пантеистический) монизм: вера в то, что все является единым.

4.1.2. Пантеизм

4.1.2. Пантеизм Пантеизм (от греч. . все и . — Бог) — учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога; пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также могут иметь различные оттенки:а) учения об эманации

Пантеизм

Пантеизм Пантеизм (всебожие) есть такое мировоззрение, которое все существующее, как духовное, так и материальное, сводит к феноменальным видоизменениям самостоятельной субстанции, которую называет он божеством. По учению философа Спинозы, еврея по происхождению

Пантеизм – что это такое, история возникновения, основные направления и идеи

Многие слышали это слово, но плохо представляют себе, что скрывается за ним, хотя само понятие пантеизм знакомо почти каждому. Термин введен в оборот сравнительно недавно – в конце XV начале XVI века. Отдельные идеи в разнообразных религиозных и философских течениях появились еще в глубокой древности, во времена язычества.

Что такое пантеизм?

Под этим термином понимают религиозно-философское учение, в основе которого лежит представление о Боге, как о безличном начале, а все остальное, что находится на свете, имеет отношение к Божественной субстанции. Термин был придуман англичанином, математиком и философом Джозефом Рафсоном в 1697 году. Первый раз термин был использован в рукописи было в 1709 году, его применил нидерландский теолог И.Фай. Производное от пантеизма – слово пантеист применил на 4 года раньше, английский философ Дж. Толанд.

История пантеизма

Такое религиозно-философское учение, как пантеизм имеет очень богатую историю. Проследив ее, можно лучше понять сущность и принципы этих воззрений. История пантеизма включает в себя следующие этапы:

  1. Первобытные, языческие времена, когда идеи пантеизма находился в зачаточном состоянии.
  2. Формирование древнеиндийских учений – это второй шаг к развитию.
  3. Пантеизм в древнем Китае и Японии имел очень большое значение. Многие историки сходятся во мнении, что в своем основном виде он и зародился там.
  4. Пантеистические воззрения древней Греции и ближнего Востока имели не меньшее значение.
  5. В Европе в средние века течение было преимущественно религиозным.
  6. В эпоху Возрождения, пантеизм являлся одним из основных учений.
  7. Современность – интерес к этому течению увеличивается.

Основные направления пантеизма

Учение пантеизм – это в философии одно из основополагающих, поскольку оно выражает почтение к Вселенной и акцентирует внимание на природе или Боге, как центре этичности и духовности. Многие философские течения обращаются к тем же идеям. Можно выделить три основных направления пантеизма в зависимости от отношения к идеальному и материальному:

  1. Материалистический монистический пантеизм. Он признает за материей первичное начало, а Бог идентичен природе. Сейчас эта точка зрения тоже находит своих последователей – создана целая организация – «Мировое пантеистическое движение».
  2. Идеалистический монистический пантеизм признает идеальное первичным началом мира. Эту концепцию разделяют в индуизме и буддизме.
  3. Дуалистический пантеизм признает право на существование и идеального и материального начал. Это самое обширное направление пантеизма, может включать в себя даже веру в реинкарнацию.
Читайте также:
Божественное откровение: что это такое, понятие и виды, основные черты и истолкование

Идеи пантеизма

Идеи пантеизма находят выражения в его основных направлениях. Можно выделить четыре формы такого учения, как пантеизм в философии:

  1. Теомонистический – предполагает, что существует только Бог, мир без него не существует.
  2. Физиомонистический – напротив, существует только мир, природа равно Бог.
  3. Трансцендентный мистический – пантеизм, то есть согласно этому учению, мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире.
  4. Имманентно-трансцендентный – Бог находится в вещах.

Пантеизм – представители

После того, как стало понятно, пантеизм что это за философская доктрина, можно рассмотреть его представителей. Для удобства они помещены в рамки тех направлений, которые они представляют.

  • теомонистический пантеизм или акосмизм – Фихте, Шеллинг, Д.Бруно, Н. Кузанский;
  • физиомонистический пантеизм – Оствальд, Геккель, Тэн;
  • трансцендентный (мистический) пантеизм или панентеизм – Краузе, И. С. Эриугена, С. Франк, В. Вейгель, Я. Беме, А. Силезиус (Иоганн Шефлер);
  • имманентно-трансцендентный пантеизм – Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен.

В чем опасность пантеизма?

Церковь всегда относилась к идеям пантеизма отрицательно. Пусть современные пантеисты стараются как можно реже употреблять слово «Бог», заменяя его на «природу», «Вселенную», «реальность». Некоторые продолжают употреблять это слово исключительно для выражения сильных чувств, но это порицается церковью. По ее мнению, существует вполне определенный вред пантеизма, который проявляется в следующем:

  1. Религиозные термины в пантеизме используются в философском значении. Прежде всего это касается самого слова Бог, ведь пантеисты не верят в него в том традиционном понимании, которое диктуется церковными канонами: как личности и творца.
  2. Пантеизм отрицает положения теизма и рассматривается в основном как его альтернатива. В теизме Бог рассматривается, как трансцендентная личность по отношению к миру. Пантеисты отрицают способность Бога принимать обоснованные решения.
  3. Взаимоотношения пантеизма и атеизма вызывает много споров. Атеисты считают, что Бог пантеистов не является Богом в общепринятом смысле, и не является трансцендентным.

Современный пантеизм

Сегодня пантеизм – это учение, которое широко востребовано. Уже отмечалось, что существует организация под названием «мировое пантеистическое движение». Как же получилось, что интерес к пантеизму снова появился? Есть основания полагать, что опасность мирового экологического кризиса подогрела интерес к этому учению. Вот несколько фактов.

  1. Возрождение пантеизма началось в конце XX века. Это связано с увлечением здоровым образом жизни, натуральными продуктами, то есть возрождением экологического сознания. С этим и связывается появление интереса к пантеизму.
  2. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», но оно было немногочисленным.
  3. В 1999 году создается «Мировое пантеистическое движение», оно имеет больше последователей, и их количество постоянно увеличивается.
  4. Пример пантеистического взгляда на мир и природу – это нашумевший фильм Джеймса Кэмерона «Аватар».

Православная церковь о кремации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм;
  • синтоизм;
  • различные языческие ветви;
  • свидетели Иеговы.

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел

Автор статьи

Игумен Федор (Яблоков)

— Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….

— Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились. Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.

— А когда началось это разрушение традиций?

— Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.

— Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

— К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте. А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом. Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!

— Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?

— Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море. То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).

Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен — все равно все обратится в прах.

— То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?

— Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:

«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».

— То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?

— Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.

Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.

— Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?

— Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.

Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.

— А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…

— И это можно понять. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам. И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения

— Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?

— В случае если сам усопший хотел кремации, и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.

— А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?

— Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.

— А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?

— Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.

— А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?

— Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения. Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека. Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.

— Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?

— Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).

Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)

— Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя. А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный. Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?

— Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.

В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни. Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)

Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека. Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано. Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей. И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.

— А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?

— Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:

«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».

Кремация. Православный взгляд

2 октября 2019 15:21

Этому и учатся красноярские прихожане в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской вместе со штатным священником храма иереем Василием Вершинским.

– Отец Василий, почему вы решили сделать цикл библейских лекций? Вы служите в Красноярске недавно, и ваши первые шаги – просветительские. С чем это связано?

– Священное Писание — это Слово Божье обращенное к каждому человеку. Вседержитель Господь разговаривает с человеком и способен ему помогать. Библия – уникальная книга, почитаемая многими поколениями людей. Неслучайно она издается огромными тиражами, 500 миллионов издано только в 2016 году. Библия претерпела множество гонений, еще Вольтер говорил, что Библии и веры не будет. Но все это есть и будет всегда. Человек не поменялся, у него одни и те же страсти, грехи, соблазны и Библия актуальна во все времена.

Слово Божье – самая важная книга. Но когда люди начинают читать Библию, они сталкиваются с массой вопросов. И приходят с ними в храм. Потому и возникла идея систематично, по порядку, читать Библию, изучать Священное Писание. Оно очень тесно связано с современностью, здесь есть ответы на все вопросы последнего времени: как относиться к экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, кремации. Конечно, об этом не говорится напрямую. Но есть принципы и истины, на основании которых мы можем найти ответы на эти вопросы. Библию мы изучаем каждую неделю по субботам. Занятие длится с 16 до 17 часов, потом богослужение.

– Каков формат ваших встреч? Это лекция, беседа?

– Берется одна глава, и на основании текста говорим о современности. Можно задавать вопросы, если что-то непонятно. А в Библии действительно много мест, которые сложно понять. Приведу один пример. Там сказано, что «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Известны случаи из средневекового времени, когда люди так и делали, буквально вырывали глаз, отрубали руки – это исторический факт. На самом деле, это означает, что если рядом с вами находится человек, который оказывает дурное влияние, искушает, толкает на грех, нужно с ним расстаться.

Очень важно знать контекст Библии. Текст сложен для восприятия еще и потому, что современные люди не знают о событиях того времени. Библию писали 1600 лет. В Ветхом Завете, в книге Руфь описано, что при передаче земли другому хозяину вместе с ней передавался и сапог прежнего владельца. Казалось бы, зачем и что это значит? На самом деле, в то время не было письменных документов, передача сапог означала передачу права собственности. Особенность наших чтений в том, что мы изучаем Библию каноническим способом, мы ничего не придумываем. Дело в том, что у Библии много интерпретаторов, они были и в прошлом, есть и сейчас. Но есть принцип «согласия отцов», мы используем только труды святых – это святитель Иоанн Златоуст, Амфилохий Иконийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский – их много. Они посвятили всю свою жизнь спасению и изучению Священного Писания.

Во время библейских лекций вы читаете главы из Библии, но одна из тем звучит так: «Кремация. Православный взгляд».

– Библия никогда не рассматривалась вне жизни человека, она отвечает на все вопросы, и вопрос кремации один из них. Людей это беспокоит, они часто обращаются с вопросами, можно ли кремировать усопшего родственника, как церковь к этому относится. Поэтому и возникла необходимость разобраться с этой проблемой. Человек должен знать простые истины. То, что кремация – это не позволительная практика с христианской точки зрения.

– И какой ответ вы даете людям?

– Сначала необходимо узнать мотив, по которому люди принимают решение о кремации. Возможно, так складываются обстоятельства. Когда я служил в Шушенском, где много переселенцев из Норильска, они говорили о том, что в Заполярье из-за вечной мерзлоты очень сложно предать тело земле, к тому же многие не планируют долго жить в Норильске, собираются переезжать в более благоприятные для жизни регионы и не хотят оставлять могилы своих близких заброшенными. Но если нет таких острых вопросов, мы отвечаем, что лучше придерживаться традиционного способа погребения, предания тела земле. Когда некоторые говорят, что традиционные похороны – это дорого, на самом деле, это не причина. Можно взять кредит (мы же часто берем кредиты для покупки машины, для отпуска), и Господь даст возможность заработать и рассчитаться, и выполнить последнюю волю усопшего, и проявить любовь.

– А если усопший при жизни сам высказывал желание быть кремированным?

– Эта ситуация вне поля темы отношения церкви к кремации. В таком случае, встает вопрос о православии усопшего и степени его веры. По настоящему верующему человеку в голову не придет мысль завещать кремировать себя, и тем самым поступить вопреки воле Божией.

– Но если мы посмотрим на погребение с точки зрения состояния кладбищ, разве это христианское отношение? Кладбища заросли бурьяном и мусором, они неухоженные, заброшенные, и возникает вопрос, а не лучше ли кремация?

– Наше отношение к могилам наших предков и родственников – это другая история, кремация здесь ни при чем. Если похороны становятся проблемой, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и предать тело огню. В пользу этого звучит еще один аргумент: надо освободить землю для живых, не надо занимать ее кладбищами. Но это неправильно. Это не библейский взгляд. Библия учит нас любить другого человека, и эта любовь не только к живым, но и к усопшим. Усопший остается человеком, и мы должны об этом помнить. Если эта любовь есть, нужно избежать кремации. Господь определил традиционный способ захоронения: «ты – земля и в землю отыдешь» (кн. Бытие). Православный человек должен смиренно следовать справедливому божественному определению земной участи человека. Здесь дело даже не в усопших, а в нашем отношении к ним. Я как священник часто слышу от людей на исповеди сожаление о том, что они не смогли избежать кремации своих близких, а потом их мучает совесть. Исправить эту ошибку уже нельзя.

Христианская вера рассматривает тело и душу человека равно достойными. Они таинственно сохраняют связь друг с другом и после смерти. На основании этого православная традиция и защищает практику почитания мощей святых. Именно поэтому кремация неприемлема для христианина, она отвергает святость и достоинство тела.

Есть определенные правила христианского погребения, о них мы будем говорить на предстоящей встрече 5 октября.

– А что входит в христианский обычай погребения?

– В первую очередь близкие должны позаботиться о том, чтобы за усопшего в течение хотя бы трех дней возносилась усердная молитва. На самом деле, душа усопшего нуждается в молитве всегда, особенно до сорокового дня. В идеале нужно привезти усопшего в храм на отпевание. Существует благочестивый обычай оставлять тело покойного на ночь в храме накануне погребения и совершать молитву в виде чтения кафизм у гроба. Как правило, все остальные заботы на себя берут ритуальные службы.

– Как выразить соболезнование людям, потерявшим близких? У многих нет слов.

– Это очень сложно сделать, это наука из наук. Из своего маленького опыта могу сказать, что лучше всего дать скорбящему выплакаться и выслушать его. Нужно побыть с ним рядом и помолчать. Единственное, что нужно человеку в этот момент – это молитва с надеждой на Промысл Божий.

Расхожие фразы, что жизнь продолжается, Бог забирает лучших, ему на небесах хорошо, Бог дал и Бог взял – они не помогают. Когда рядом мама, похоронившая единственного ребенка, я не могу это говорить, стараюсь избегать формализма в общении с людьми. Прочитал много книг на эту тему, а когда вижу конкретного человека, язык немеет, сказать нечего и остается молчать. Надежда только на то, что время лечит, Бог уврачует. Это действительно так. Когда человек сталкивается с большой проблемой, она кажется огромной, потом проходит время, он смотрит на нее другими глазами и находит для себя выходы. В Священном Писании так и сказано: в конце всех времен Господь отрет слезу каждого человека, и никто не задаст никаких вопросов.

– Перед встречей с Вами посмотрела сайт ближайшего к Красноярску новосибирского крематория. Там работает Парк памяти и музей погребальной культуры с продажей, на мой взгляд, сомнительных сувениров, например, в виде гробиков с сердечками. В этом скорбном месте проходят конкурсы чтецов, концерты, выставки – крематорий живет насыщенной жизнью. Но там есть и отпевание. Как все это соотносится между собой?

– Думаю, это искажение той христианской традиции, о которой мы сегодня говорим. Смерть – это тайна, перед которой заканчиваются и радость, и увеселение, они неуместны. Развеивание праха в космосе или над Ниагарским водопадом – это все очень далеко от христианского погребения. Это вызов Создателю. У Него свои планы на каждого человека, и человек должен быть послушен Воле Божьей. И самое последнее, что может удержать человека от греха – страх смерти. Его невозможно обрядить в радость и смех.

– После смерти близкого человека почти все совершают некие действия, назову некоторые из них: завешивают зеркала в доме, где есть покойник; на поминках ставят для усопшего рюмку водки и хлеб; произносят фразу: “Да будет тебе земля пухом”; рассыпают по могиле хлебные крошки. Насколько это имеет отношение в православному обряду погребения?

– Со смертью связано особенно много тайн и суеверий. Все это не имеет отношения к христианству, это языческие и даже оккультные обряды, их нужно избегать. Таких традиций очень много, с ними сложно бороться даже священнику. Когда приезжаешь в дом, где есть покойник, не время говорить об этом, время совершать молитву, отпевать. Если в дом пришло горе, лучше всего советоваться со священником, что можно сделать, что нельзя.

Чаще всего, люди даже не понимают, зачем они это делают. Для чего завешивают зеркала? Я спрашивал, и мне отвечали: чтобы покойника в зеркале не видеть, чтобы не восстал из мертвых, чтобы в доме не повторился покойник. Все это отвлекает от молитвы. И, самое главное, – судьба человека не зависит от того, закрыл он окно или нет, завесил зеркало или нет. То, что с человеком происходит в повседневности, никак не связано с Промыслом Божьим, его никто не знает.

Отец Василий Вершинский: «В нашей семье произошло чудо»

Сегодня мы познакомимся со священником, которому всего 31 год, но он успел послужить и в огромных городах, и маленьких селах и испытать на себе действие икон и мощей святого Иоанна Русского

– Отец Василий, вы приехали в Красноярск совсем недавно, в январе 2019 года, прихожане еще не успели познакомиться с вами поближе, расскажите немного о себе.

– Родился в Шарыпово в 1988 году, верующие родители привели меня в воскресную школу и очень рано, лет в семь, я понял, кем хочу быть. Мне всегда нравились службы, мечтал поступить в семинарию. Мои одноклассники не могли определиться, кем стать, а я всегда знал, Бог избавил меня от сомнений, от соблазнов. Я себя нигде не видел кроме церкви и сейчас не вижу. После окончания школы получил рекомендацию в Томскую семинарию от моего духовного отца, это отец Павел, он и сейчас трудится в Шарыпове. Он для меня эталон, пример и образец, он во многом определил мою жизнь.

После пяти лет семинарии получил рекомендацию в Московскую духовную академию, всегда хотел учиться именно там. Дело в том, что я родился 18 июля, в день Преподобного Сергия Радонежского, всегда ему молился. А Московская духовная академия находится в Троице-Сергиевой Лавре, где пребывают мощи этого святого. После окончания академии по распределению попал в Красноярский край, на родину, это было в 2011 году. Владыка Пантелеймон отправил меня сначала в Минусинск, а в этом году меня перевели в Красноярск, в новый храм, который строится, развивается и мы занимаемся не только службой, но и просвещением. Поэтому я начал цикл библейских лекций, чтобы Слово Божье дало людям то, за чем они пришли в храм.

– Тяжело переезжать с места на место, да еще не по своей воле?

– Священник как воин, едет туда, где он нужен. Будучи студентом духовной академии, я служил в Москве, потом уже как священник в Минусинске, Шушенском, три года в деревне Сизая, и я благодарен за этот опыт. Мне переезжать несложно. Я переживал за супругу, но, наоборот, переезды нас закалили. Она полностью разделяет мою жизнь.

– Она помогает вам?

– Конечно! Наталья закончила Томский университет, психолог, работает с детьми и занималась воскресной школой. Ее участие в жизни тех приходов, где мне доводилось служить, было очень активное.

Когда человек берется за такое дело как служение Богу, очень важно, чтобы близкие разделяли это стремление, поддерживали, иначе ничего не получится.

Мы познакомились в Томске, в храме, поженились, когда я учился в Москве. Год мы жили там вместе, все свободное время посвящали храмам, музеям – такой вот медовый год получился.

– В храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской, где вы сейчас служите, приезжают со всего города. Почему этот храм так привлекает людей?

– Здесь множество святынь: иконы и мощи Иоанна Русского, Блаженной Матроны Московской, Спиридона Тримифунтского и люди приезжают специально, чтобы им поклониться.

Храм находится в очень красивом месте, в тишине. Человек чувствует умиротворение и возвращается сюда снова и снова. Это не мои слова, а слова прихожан: «как у вас хорошо, как красиво, как тихо». Был такой случай, зашел мужчина, постоял две минуты и ушел. На улице я его спросил, почему он не прошел, не помолился, почему быстро ушел? Он ответил, что ему достаточно. Оказалось, он зашел не по пути между делом, а специально приехал из другого района города, в час пик, по пробкам, ради двух минут в храме.

– А вы лично для себя чем бы выделили этот храм?

– Для меня все храмы удивительные. Даже когда я служил в Шушенском в бывшем здании милиции, которое и храмом назвать нельзя, мне было комфортно, потому что Бог не в здании, а там, где человек его ищет и служит ему. В любом храме есть Бог, везде одинаково. Но мне очень нравится место на берегу Енисея, как будто храм здесь и должен быть.

– С храмом Новомучеников и исповедников Церкви Русской связано и очень важно для вас семейное событие.

– Сейчас мы ждем первого ребенка, и это одно из наших семейных чудес. В семьях священников всегда много детей, и мы не хотели быть исключением, но почти восемь лет Бог не давал нам этого дара, ведь ребенок – это дар от Бога. А когда приехали в Красноярск, оказалось, что в храме, в который меня назначили, есть иконы и мощи святого Иоанна Русского и ему молятся молодые пары, у которых по тем или иным причинам нет детей. У батюшки, который служил в храме до меня, 17 лет не было детей и когда он начал там служить и обращаться с молитвой к Иоанну Русскому, его Господь услышал и спустя 17 лет семейной жизни родился ребенок. И меня этот пример воодушевил, потому что это произошло не где-то далеко, а здесь и сейчас! И мы с матушкой начали молиться. Хотите – верьте, хотите – нет, но в январе мы начали молиться Иоанну Русскому, а в феврале узнали, что у нас будет ребенок. Это чудо, которое случилось в моей семье!

КОНКРЕТНО

Цикл библейских лекций штатного священника храма иерей Василия Вершинского

Расписание на октябрь

5 октября — «Кремация. Православный взгляд»;

12 октября — «Женитьба Исаака» (Бытие, 24 глава);

19 октября — «Исаак. Рождение Исава и Иакова» (Бытие, 25 глава);

26 октября — «Испытание Исаака в земле Герар» (Бытие, 26 глава).

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: