Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

Что за служба парастас?

Церковные богослужения делятся не только на вечерние и утренние, как многие думают. К ним относятся и заздравные молебны, и панихиды за упокой. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». Что это и чем она отличается от остальных?

Значение в православии

В переводе с греческого языка слово «парастас» означает «стояние, ходатайство». Это особая большая заупокойная служба, Великая панихида, которая служится в храмах несколько раз в году, накануне родительских суббот (особых поминальных дней). Служится парастас всегда вечером в пятницу, на Всенощном бдении.

Обычные панихиды, которые служатся после каждой литургии в храме, по сути своей являются сокращенным вариантом парастаса. Великая панихида отличается тем, что на ней поется 17 кафисма и канон «Воду прошед». Соответственно, эта служба длинее и глубже обычной панихиды.

Чтимые стихословия в народе принято считать исключительно заупкойоными, что привело к порождению множества страхов и суеверий вокруг этих молитв. Так, канон «Воду прошед» часто считают чуть ли не мистическим по воздействию на человека, в то время как в его тексте можно увидеть призыв к покаянию, искреннее исповедание веры, прошение ко Творцу о милости к грешным людям.

Все присутствующие на службе следом за хором поют припевы с призыванием Божьего благословения и прошениями о спасении.

Важно! В традиции нашей Церкви принято совершать парастас и дома, так называемым мирским чином. Это делается на особые поминальные дни по смерти близкого человека (3, 9, 40).

Зачем нужно заказывать парастас

Молитва за усопших имеет большое значение как для них самих, так и для оставшихся в живых родственников. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную.

И пока его душа находится в ожидании своей окончательной участии, молитвы ближних очень помогают. Господь любит каждого из нас, даже самого последнего грешника. В Евангелии тому есть подтверждении в притче о блудном сыне. Несмотря на то, что блудный сын ушел от своего любящего отца, последний принял его с распростертыми объятиями после покаянного возвращения.

Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека.

Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких.

Когда служится парастас

Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении. А служба парастаса является особенной, и проводится накануне Родительских суббот, а именно:

  • Троицкая суббота (накануне праздника Святой Троицы);
  • Мясопустная суббота (за неделю до Великого поста);
  • Родительские субботы 2, 3, 4 недель Великого поста;
  • Радоница;
  • День поминовения православных воинов 11 сентября;
  • Димитриевская родительская суббота;
  • День поминовения погибших в Великой Отечественной Войне 9 мая.

Подать записочку с именами близких на поминовение можно в свечном киоске в любом храме.

Важно! На записке нельзя писать имена некрещенных людей, представителей других вероисповеданий, самоубийц.

Богослужебные особенности парастаса

Поскольку парастас является более длительной службой, она несколько отличается от обычной панихиды. Так, после обычного начала службы вместо шестопсалмия читают Псалом Давида 90, за которым следует великая заупокойная ектения. Также читаются тропари «Глубиною мудрости».

За тропарями следуют «непорочны», а завершает их припев «Благословен еси Господи». Далее следует еще одна заупокойная ектения, но на этот раз малая, с седаленом «Покой, Спасе наш». Далее следует знакомый нам из утренних молитв 50-й псалом.

Далее читаются каноны, где каждая песня сопровождается не тропарями, а припевом «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих».

Заканчивается любая панихида, как и парастас, служением литии, Трисвятым и ектинией. В самом конце звучит отпуст и поется «Вечная память».

Парастас – это великая заупокойная служба

Парастасом является специальное поминальное богослужение, которое проходит в пятницу рано утром, в канун праздника Всемирного Родительского дня (Мясопустной, перед началом Большого Поста, начиная со второй и заканчивая четвёртой неделей Четыредесятницы, Троицкой, в канун дня появления Храма, во имя явления Святого Духа перед апостолами). Традиционно принято только в эти вышеперечисленное случаи, проводить в христианских церквях парастас. Эти пять памятных событий, согласно календарю, отмечаются, а первом полугодии, а именно начиная в феврале и заканчивая июнем.

  1. КАК ЗАКАЗАТЬ МОЛЕБЕН
  2. БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН
  3. АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ

“Ходатайство” в переводе с греческого

Так переводится малоизвестное слово для недавно обращённых к Господу. Ведь Парастас – буквально переводится как молитвенная просьба, обращенная к Господу от лиц умерших, произносимое голосом Храма. Главная отличительная черта от особенной праздничной трепетной службы состоит в прочтении богослужителем семнадцатой кафизмы Псалтыри (полностью всей сто восемнадцатой песнопения с выделением каждой статьи). Суть данного песнопения, которое некоторые ошибочно считают “только поминальным” заключается в проповедовании вероисповедании, печали об нарушении Божьих Заповедей, составленных Создателем, прошении о помиловании и терпению к людским слабостям. Держа в памяти то, что “есть люди, пусть живут, и не грешат”, и находящиеся на богослужении прихожане от себя лично вместе с певчими поют песнь “Спаситель, помилуй меня” и “Благословенный будь Всевышний”.

Усопшие – не значит неживые

Православный обычай подразумевает, что любой рождается три раза: первоначальный день рождения считается само появление в миру, второе это основная стадия жизни человека, является прохождение обряда Крещения и третьим днем рождения является перемещением из мирской жизни, наполненной печалями и трудностями, в Райскую Жизнь. Кончина, представленная в христианских псалмах как павшая от Вознесения Христа слуга преисподней, не имеющая больше влияния на тех людей, которые перешли в вечную жизнь через прощение. “Погибель, где твоё копье, преисподняя, где твой выигрыш?” – в таком вопросе определена уверенность в том выражении “у Господа все оживут”. Ведь именно дни почитание православных господних угодников отмечают в день их кончины, то есть возврата «домой”, к Божественному Создателю из долгого мирского путешествия.

Читайте также:
Целомудрие в православии: определение и значение, как достичь и сохранить, мнение святых отцов и священников

Почему усопшим необходимы наши молитвы

Господня любовь к грешникам, заблудившимся и сошедшим с истинного пути людям трепетно показана в Библейском рассказе о странствующем отроке. Но дело в том, что немногие во время своего мирского существования поспевают прийти к отцовскому дому, при этом прошедшие дорогу раскаяния, то есть успевают изменить свою жизнь в лучшую сторону, возвратится к первоисточнику, представленным Божьим Сыном – Иисусом. Других Погибель, потерявшая абсолютную власть, но не лишившаяся силы, настигает в пути. Парастасом является способность продолжать дорогу к вечной жизни с помощью молитв живых для усопших, которые ждут дату окончательного Суда, и не имеющие способности к последующему раскаянью. Христианство отстаивает способность изменить в лучшую сторону загробную жизнь людей. И основным средством для того деяния является Проскомидия – поименное упоминание на поминальной службе. Божественные нити нежности помогают и творимые наши действия вероисповедания – милостыня, церковная и домашняя молитвы обратить к Всевышнему мольбу от лица покойника. Парастас по умершим считается одним из самым сильным средства поддержке нашим родственникам.

Особое значение парастаса для наших усопших родственников

Довольно часто можно услышать утверждения приспешников разнообразных вероисповеданий, которые отдаленно знают о христианстве: парастасом является молитвенное искупление семейного рода, берущего начало у древних языческих практиков и используется вместо них. Чем подтверждается такое выражение? На поминальной службе христианская проскомидия имеет название поименная, мольбы произносятся за наших близких, которые указанные в записках, поданных перед началом богослужения.

Православный обычай, который гласит о знании и передачи из поколения в поколение имена всех своих родственников большинством из верующих забыт и потерян. Парастасом является возможностью усердной всеобщей мольбой дотронутся такой глубины древо рода, воспоминание о котором не остались ни в наших головах, ни в родовых легендах. Однако суть скрыта тут не в “особенном роде мистерии”. Основная мощь православной мольбы заключается в её всеобщности, в передерживании слов Господа: “Где двое или трое собираются во имя Меня, там Я среди них” (Мф.18:20).

Начиная с древних лет в обителях и церквях вымаливают ныне здравствующих и усопших наполняя девственными голосовыми колебаниями энергетикой трепетности и спасением души, о которой читают молитвенные просьбы

Чем искренне мы отдаемся молитве и чаще заказываем богослужения в церкви, тем мощнее и скорее молитвы начинают действовать.

Однако ни в какое сравнение по мощи не идет личная чистая от всего сердца мольба, во время ее произношения верующие очищают свое тело и душу с помощью покаянной мольбы.

Самым из эффективных методов очистительного процесса кармы Семьи является старинный обряд молитвенного вычитывание семейного сглаза и других неприятных влияний, который в древности именовался Парастасом.

Считается, что паратас появился,даже раньше чем православие, и берет свой исток у древних практиков, их наследие сбереглось и дошло до нашего времени, довольно часто, они используются в шаманских обрядах. Человек постоянно возносил молитвы за себя и за своих родственников наполняясь божественной энергией и таким способом пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону, это имеет простое объяснение берет начало с древних времен.

И во времена Крещения Руси, когда произошла смена язычества христианством (по некоторым мнениям, слитие, перетечение языческих элементов в православие, ведь не даром говорят о «христианстве народа»), множество языческих обрядов, изменились спустя годы, их начали использовать и народе, и в христианские церкви.

Любой из людей сам избирает то, что ему ближе, и то что является более подходящим к его собственной внутренней истине. Парастас это одна из древнейших практик, наполнена энергетикой многих славянских родов, именно это и объясняет ее особенную силу.

Такая процедура не делается в одночасье, и такой ритуал легче совершать после совершения обряда «Взывание к Семье», во время такого таинство возникает чувство взаимосвязи со своими предками, и ощущение их помощи. Чтобы совершить молитвенное вычитание родового проклятие: нужно написать имена всех своих ближних, родственников по прямой линии рода своего прямого рода, включая необходимо всех с первого поколения и до седьмого. Второстепенная линия, к которой относят братьев, сестер, дядей и тетей в такой перечень не вносятся.

Читайте также:
Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Записывать нужно такие имена: Ваше имя это первое поколением, ваши родители — вторым коленом, родители ваших мамы и папы бабушки – третьим коленом, их родители — четвертым коленом и так далее. Указывать нужно только тех родственников, имена которых вы знаете. Когда имя вам неведомо, то можно отметить пустой квадратик на схеме (легче выделять мужчин и женщин семьи разным цветом, к примеру, можно взять красный и синий). Вам будет легче если вы нарисуете древо рода до седьмого поколения.

Когда вы составите схему ваших близких до седьмого колена, то надо произнести молитвословие. Необходимо читать три молитвословия друг за другом для каждого родственника, которого Вы указали в списке.

Сначала читается девяностая песнь, смысловое и звуковое звучание которой помогают очистить энергетику человека.
Второй произносится пятидесятая песнопения. Такой псалом очень сильный в защите ауры и природной среды которая окружает человека.

И заключительной молитвой является Знак веры, во время произношения которой довольно быстро идет насыщение высшей энергии всех глубин Души.

Такие молитвословы необходимо произносить во имя всех представителя вашей семьи в такой последовательности
Сперва нужно читать молитву за себя. Затем произносите за маму, далее читаете за папу. Начиная с третьего колена, начинаете произносить молитву за родителей матери, а затем за родителей отца. Переходя к четвертому колену, нужно произнести молитву за прабабушку и за прадедушку, родителей бабушки по материнской линии, а затем читать молитву за прабабушку и прадедушка, родителей дедушки (это процедура с родственниками по материнской линии).

Так же само вы продолжаете молится за родственников по отцовской линии: Сперва произносите моления за прабабушку и прадедушку, родителей бабушки, затем за прабабушку и прадедушку родителей дедушки. И продолжаете далее в таком порядке. Такое распределение объясняется тем, что при следовании дальше по родовому древу, родовая энергетика и очищающая энергетика молений по родовой линии вращается по часовой стрелке. Женская линия родового канала находится слева, а мужская — справа.

Следовательно, начиная произношения молебствий вы, читаете за себя. По окончанию третьего молитвослова вы читаете фразу: «простите меня все, кого умышленно и неумышленно обидела». Молясь за каждого из своих родственников надо начинать молитву так: « я даю свой голос за прадеда по женской линии раба Божьего имя» (такую фразу вы можете изменять, тут главное не звучание, как в молитве, а лишь Ваша цель попросить за вашего определенного родственника).

Затем произносите молитву, а в завершении необходимо простить прощение за родственника у всех, кого он при своей жизни обидел. В случае если вы не знаете имя своего родственника, просто укажите степень родства: К примеру, «мать моего отца по материнской линии», либо как-то иначе, только чтоб Вы понимали место этого родственника в древо роде. Однако, когда Вы молитесь по приготовленному родовому древу, это несложно.

Вы можете проводить парастас и в квартире, когда вам будет удобно. А можете и в церкви, поставить свечки или ж заказать службу. И в таком случае не никто не смотрит все ли ваши родственники христиане, и относились ли они вообще какой-нибудь вере. Потому что все представители вашей семьи, которые вы указали в парастасе и отдали ваш голос являются частицами вашего духа. Если вам близки такие молитвы, то, произнося молитвы за них, отмаливая ваш Род, происходит очищение вашей души.

В некоторых случаях такое моление происходит быстро и легко, в некоторых, на одном из родственников, как бы встречает препятствия, слова молитвы звучат глуше, читается тяжко и время кажется останавливается. Это указывает на то что именно этот член Вашего Рода повинен в появлении основной отрицательной энергетики в Вашей семье.

Отмаливание Рода. Практика Парастас.

С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют. И ни с чем не сравнима по силе наша собственная искренняя и глубокая молитва, когда мы пропускаем очистительные вибрации молитвы через свое тело и душу. Одним из самых действенных способов работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий, которую наши предки называли Парастас.

Она старше, чем само христианство, и восходит своими корнями к древним практикам, следы которых сохранились сейчас, например, в некоторых шаманских ритуалах. Люди всегда молились о себе и предках, соединяясь с энергиями высшего порядка и стараясь тем самым улучшить свою судьбу – потому что с древнейших времен ощущали себя частью Вселенной. И, когда на Руси язычество сменилось православием (или, точнее, слилось, перетекло в него – не зря ведь говорят о «народном православии»), многие дохристианские ритуалы, изменяясь и развиваясь со временем, стали применять как в народе, так и в православных храмах.

Читайте также:
Рецепты кухни на Рождество Христово: традиционные блюда и меню праздничного стола

Каждый выбирает для себя то, что ближе, что наиболее созвучно личным глубинным истинам. Парастас – многовековая практика, насыщенная энергиями многих поколений славян, поэтому именно у нас она особенно действенна.

Эта практика занимает довольно много времени, и ее намного легче делать после практики «Соединение с Родом», когда появляется живое ощущение связи с предками, их поддержки. Описание этой практики читайте в статье «Соединение с Родом. Практика изменения судьбы».
Итак, как отмаливать свой род:

Необходимо составить список своих родственников, членов своего прямого рода, учитывая всех от первого до седьмого колена. Братья, сестры, дяди и тети в этот список не входят. Записать необходимо следующие имена: вы — это первое колено, ваши отец и мать — это второе колено, ваши бабушки и дедушки — это третье колено, ваши прадедушки и прабабушки — это четвертое колено и так далее. Записывайте тех, чьи имена вам известны. Неизвестно имя – просто помечайте квадратик на родовом дереве (удобно отмечать мужчин и женщин рода разными цветами, например, красным и синим). Удобнее составить схему всех родственников до седьмого колена.

Составив родовое древо – список всех своих предков, начинайте читать молитвы, по 3 молитвы подряд за каждого члена рода, которого Вы включили в список.

Первая — это 90-й псалом, смысловые и звуковые вибрации которого помогут почистить энергетическую структуру человека.

Вторая — 50-й псалом. Она очень действенна при защите биополя и окружающего пространства личности.

И третья — Символ веры, при которой идет быстрое наполнение высокочастотной энергией всех центров и каналов Души.

Эти молитвы необходимо прочитать за каждого члена вашего рода в определенной последовательности:

Начинать нужно с себя. Затем вы читаете за мать, затем — за отца. Переходя к третьему колену, читаете за бабушку и за дедушку по материнской линии, потом за бабушку и за дедушку по отцовской линии. Работая с четвертым коленом, начинаете читать за прабабушку и за прадедушку — родителей бабушки, потом — за прабабушку и прадедушку — родителей дедушки (это работа с предками по женской линии).

Точно так же работаете с предками по мужской линии: сначала читаете молитвы за прабабушку и прадедушку — родителей бабушки, потом за прабабушку и прадедушку — родителей дедушки. И так далее. Такой порядок связан с тем, что при движении вглубь по родовому каналу, родовая энергия – и следующая по родовому каналу энергия молитв закручивается по часовой стрелке (по правилу буравчика, слева направо). Женская часть родового канала располагается слева, а мужская — справа.

Итак, вы начинаете чтение молитв за себя. После третьей молитвы произнесите слова: «Прошу прощения у всех, кому чаянно и нечаянно принесла зло». Работу с каждым из предков начинайте с таких слов: «Отдаю свой голос за прадеда по материнской линии раба Божьего Терентия» (эту формулировку можете изменить, здесь работают не звуковые вибрации, как в молитве, а просто Ваше намерение помолиться за этого конкретного предка). Потом читаете молитвы, а в конце просите прощение за предка у всех тех, кому он принес при жизни зло. Если имя вашего предка неизвестно, то назовите просто его статус по вашему роду:например, «отец моей бабушки по материнской линии», или иначе – лишь бы Вам было четко понятно место этого предка в роду. Впрочем, когда Вы следуете заранее составленному родовому древу, это легко.

Можно молиться дома, в любое удобное время. Можно – в храме, ставя свечки или заказывая молебны (Сорокоуст или Поминовение на год об упокоении кого-то из предков, чье имя Вам известно, или, соответственно, о здравии за себя и сродников). И неважно, в данном случае, все ли в Вашем роду православные, да и вообще, верили они в Бога или нет. Ведь все Ваши предки, за которых Вы отдаете свой голос в этой практике, все члены Вашего Рода – это части Вашей души. Раз вашей душе близки именно эти молитвы, значит, молясь за них, очищая свой Род, Вы очищаете свою душу…

Иногда эта практика идет легко и быстро, иногда вдруг, на ком-то из предков, стопорится – почему-то молитва идет тяжелее, возникают препятствия, не хватает времени, и так далее. Значит, именно с этим предком связано возникновение определенных негативных программ в Вашем роду, и на изменение этой программы, на отмаливание, у Вас уйдет несколько больше времени, чем на других членов рода, которые не так грешили.

Понятно, что такая работа займет много времени и за один подход ее не выполнить. Это может занять несколько дней. Зато проделанная вами работа принесет бесценный результат — ваш род будет очищен от жестких, низкочастотных, разрушительных структур. Таким образом высвобождается громадное количество энергии – той самой, что уходила на поддержание привычных родовых сценариев, которые сами по себе уже не работали, а просто служили своеобразными уроками. Может быть, именно Вам удасться изменить те родовые программы, которые приносили несчастья Вашим предкам и Вам. Вы сможете после этого создать новые, более радостные сценарии, обнаружите, что в Вашей жизни начинают работать новые, вдохновляющие программы.

Читайте также:
Монах Авель: пророчества и предсказания, жизнь и биография предсказателя

И Ваши дети получат от Вас в наследие очищенные потоки энергии Рода – чтобы выйти на значительно более высокий уровень развития души и прожить счастливую жизнь.

Вот тексты молитв, традиционно используемые в этой практике:

Живущий помощью Вышнего,
под кровом Бога небесного водворится.
Скажет Господу:
“Ты заступник мой и прибежище мое, Бог мой, на Тебя уповаю.” Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова.
Плечами Своими защитит тебя,
и под крыльями Его будешь безопасен.
Щитом оградит тебя истина Его.
Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Тысяча падет около тебя, и десять тысяч направо от тебя — к тебе же не приблизятся.
Только смотреть будешь очами своими, и увидишь воздаяние грешникам.
Ибо ты сказал: Господь — упование мое.
Вышнего избрал ты прибежищем своим.
Не придет к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо Ангелам Своим Он повелел хранить тебя на всех путях твоих.
На руки возьмут тебя,
чтобы не споткнулся ты ногою твоею о камень.
На аспида и василиска (аспид и василиск — ядовитые змеи) наступишь и попирать будешь льва и змея (дьявола).
“Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, укрою его, ибо он познал имя Мое.
С ним Я в скорби: призовет Меня — и услышу его, избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое.”

Псалом 50-й (покаянный).

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисть беззаконие мое.
Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня, ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил,
так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем и победишь,
когда Ты будешь судить.
Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя.
Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное мудрости Своей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом (трава, употреблявшаяся при богослужениях) и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега.
Слуху моему доставь радость и веселье — и возрадуются кости смиренные. Отврати лице Твое от грехов моих и беззакония мои очисть.
Сердце чистое сотвори во мне,
Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего
и Духом Владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего!
И радостно восхвалит язык мой правду Твою. Господи!
Открой уста мои, и они возвестят хвалу Тебе.
Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит.
Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские.
Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжению, тогда возложат на Твой алтарь тельцов.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу,
Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы,
и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса,
и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго,
от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.

Парастас

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение. Парастас — это особая заупокойная служба на утрени, совершается она в пятницу, предваряющую наступление Вселенской Родительской субботы (Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью схождения Святого Духа на апостолов).

Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу). Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».

Читайте также:
Православие и прививки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Почему усопшим необходимы наши молитвы?

Любовь Творца даже к согрешившему, отступившему от верного пути человеку трогательно изображена в Евангельской притче о блудном сыне. Однако далеко не все при жизни успевают вернуться к отчему порогу, совершить путь покаяния, то есть измениться к лучшему, вернуться к первообразу, явленному Богочеловеком — Христом. Иных Смерть, утратившая нераздельную власть, но не потерявшая силу, застигает в дороге.

Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.

Последование Парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны. Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии – малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» – егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия – ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении – кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Парастас – утешение скорбящим о разлуке

Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на утрени родительских суббот (служится вечером в пятницу).

«Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: «Жено, се сын Твой». Потом глагола ученику: «се Мати твоя». И от того часа поят Ю ученик во свояси» (Иоан. 19, 25-27).

В этих словах святого Евангелия изображаются крестные страдания Спасителя и предстояние Пресвятой Девы и святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова у Креста Христова. Эти события наглядно изображаются на панихидном столике: здесь мы видим и подобие Голгофы, и образ Христа, распятаго на кресте, и изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова. Почему же такое изображение помещается здесь? Какой смысл заключается в этом?

Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов предстояли у Креста Христова, конечно, затем, чтобы присутствием своим выразить свою любовь и сочувствие дорогому Страдальцу и тем хоть несколько облегчить Его тяжкую муку душевную и телесную. Взоры Богоматери и возлюбленного ученика на страждущего Богочеловека были полны любви и печали; и чувствовал Спаситель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучительный час, — и такое сочувствие ближайших лиц, несомненно, утешало Его.

Это утешительное для Христа стояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Христова называется на нашем церковном языке: «предстояние» или «предстательство», а на греческом языке: «парастас»: тем же именем называется и нарисованное или чеканное изображение этого события. По этой причине и всякая сочувственная помощь ближнему в его беде и страдании может быть названа «предстоянием» или «парастасом».

Читайте также:
Зеваю при молитве: почему и что значит, что делать

Вот, постигло человека тяжкое горе; приходят к нему друзья и уговаривают его успокоиться; это дружеское посещение и утешение — тоже «предстояние» или «парастас». Человек споткнулся, упал в глубокую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близкие люди поспешно собрались, стали подле и вокруг него, протягивают ему руку помощи и выручают из беды; это — тоже «предстояние», «парастас». Вот, заболел человек им, не может сам себе помочь; его поддерживает внимание и уход родного существа или друга, — за ним присматривают, дают ему лекарства, делают для него все, что нужно: этот уход за больным — тоже «предстояние», «парастас».

Отсюда, по глубокой мысли и трогательному чувству, именем «парастас» называется особая церковная заупокойная служба в память усопших

Парастас отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются «непорочны» (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед».

Парастас совершается в:

  • Мясопустную субботу (за неделю до Великого поста);
  • Родительские субботы 2, 3, 4 недель Великого поста;
  • Троицкую субботу (накануне праздника Святой Троицы);
  • Димитриевскую родительскую субботу.

Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров):

«В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».

В 49‑й главе Типикона в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб.

Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).

Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118), которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином. Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях и трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.

Содержание псалма 118 напоминает нам не о смерти, а обращает мысль, наоборот, к жизни. В нем мы слышим многократные просьбы: живи мя, то есть даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, что я – всякий верный закону – жив буду для вечности и жива будет душа моя.

Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение:

«Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Таким образом, 17 кафизма для усопших является подтверждением их надежды на ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, а для нас – живых и скорбящих о разлуке – УТЕШЕНИЕМ, поскольку разлука обязательно окончиться ВОСКРЕСЕНИЕМ.

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Читайте также:
Антоний Храповицкий - житие и творения, труды и сочинения, позиции

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва — это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что делают в Родительскую Субботу?

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Читайте также:
Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст

Что собой представляет служба парастас

Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.

В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.

Богослужение может совершаться в поминальные дни (на 3,9,40 день), в годовщину смерти или на день рождения усопшего.

Определение в православии

Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.

Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.

Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.

Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.

Христиане верят, что Бог милостив, он обязательно прислушается к просьбам людей, которые ходатайствуют за мертвого родственника, желая остановить мытарства души и даровать ей покой.

Церемония в ранней церкви

Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.

Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.

Читайте также:
Православное осколье: история и описание, что включает, особенности деятельности

Душа после смерти

Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.

Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.

Когда служится парастас

Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении. А служба парастаса является особенной, и проводится накануне Родительских суббот, а именно:

  • Троицкая суббота (накануне праздника Святой Троицы);
  • Мясопустная суббота (за неделю до Великого поста);
  • Родительские субботы 2, 3, 4 недель Великого поста;
  • Радоница;
  • День поминовения православных воинов 11 сентября;
  • Димитриевская родительская суббота;
  • День поминовения погибших в Великой Отечественной Войне 9 мая.

Подать записочку с именами близких на поминовение можно в свечном киоске в любом храме.

Важно! На записке нельзя писать имена некрещенных людей, представителей других вероисповеданий, самоубийц.

Как проходит последование

Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.

Начало

Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.

Первая статия

Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.

Все умершие, согласно верованиям христиан, считаются безгрешными и непорочными, так как больше не могут совершать греховные дела.

Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.

Вторая статия

Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.

После тропарей

Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.

После канона

Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.

Панихида — что нести в церковь

Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.

В церковь можно нести:

  • муку и хлебобулочные и кондитерские изделия;
  • всевозможные крупы;
  • фрукты и овощи;
  • яйца;
  • вино;
  • сахар;
  • растительное масло.

Не в коем случае нельзя нести мясные изделия. Также все приносимые продукты не должны быть испорчены.

Помните: всё приносимое в храм – это дар Богу. Обязательным блюдом на панихиде является кутья – вареная пшеница с мёдом. Зерно символизирует рост и новую жизнь, а мёд делает её сладкой.

Сейчас пшеницу часто заменяют рисом, а вместо мёда используют изюм, выкладывая его в виде Креста. После панихиды кутью и другие приношения благословляет священник, и затем они раздаются всем пришедшим на поминание либо на кладбище, либо дома. Обычно же умерших принято поминать чем-нибудь сладким.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Читайте также:
Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Панихида на 40 дней

На сороковой день душа усопшего после хождений по аду третий раз возносится к Богу, где решается её участь – пребывание до Страшного суда. Это решение зависит от того, какими были земные дела человека.

И здесь молитвы, просьбы и мольбы родных не менее важны. Они просят Господа простить все прегрешения покойного и пустить его в рай. Непосредственно перед самой панихидой также совершается молитвенный обряд.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Полный текст

Устав парастаса имеется в 14 главе Типикона. Указанные в этой главе молитвословия печатаются в книге Последования за усопших, а также в Октоихе и Псалтыре. Правда, в Псалтыре в Последовании об исходе души от тела нет великой ектении об усопших. Зато в нем напечатана 17 кафизма.

В иерейском Молитвослове есть Последование по исходе души от тела. В книжке Последование за усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что не во всех панихидах по умершим произносится. Полный текст парастаса можно найти в книге Последование парастаса. В ней печатаются все молитвы и песнопения великой панихиды, которая служится на всенощном бдении по усопшим братьям и сестрам и по всем представившимся христианам.

Панихида на 9 дней

На девятый день душа умершего ждёт прихода к девяти ангельским чинам и представления перед Господом. Церковь и родные молятся за усопшего и просят Всевышнего помочь приблизиться к святым ангелам.

Молитвы родственников, которые обязательно читаются перед самой панихидой, имеют очень большое значение для души покойного, так как до сорокового дня она мытарствует и ищет себе новое пристанище.

Во время панихиды все держат в руках зажжённые свечи, с помощью которых выражают свою искреннюю любовь. Такой обряд можно проводить как в одном, так и в нескольких храмах.

Усопшие — не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

«Ходатайство» в переводе с греческого

Именно таково малопонятное неофиту значение слова. Парастас — это, по сути, прошение к Всевышнему от лица усопших, возглашаемое устами Церкви. Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени — чтение священником 17-й кафизмы Псалтири (целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям). Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».

Панихида на кладбище

Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.

Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.

Все вышеизложенные обряды – это исторически сложившиеся правила православной религии. И человеку верующему их нужно выполнять неукоснительно, дабы его родной, которого уже нет на этом свете, смог праведно жить на небесах и даровать оставшимся за Земле покой и умиротворение.

Пусть хранит Вас Господь!

(Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью Канонически установлены именно эти пять случаев, когда в православных храмах совершается парастас. Все они, как можно судить, приходятся на первую половину календарного года, с февраля по июнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: