Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Долгих.

Если бы ответ на этот вопрос был прост, то многие семейные проблемы уже давно бы решились. Нам хочется всё свести к каким-то алгоритмам, пошаговым рекомендациям, мол, сделай то-то и то-то, и все будет хорошо. Так не бывает, но давайте обо всем по порядку.

Честно говоря, вопросы наподобие: «Почему Бог не дает мужа и детей» или «Почему Бог не дает второго ребенка?» – меня всегда ставили в тупик. Сразу хочется ответить также вопросом: а почему вы решили, что это Бог не дает? Есть ведь еще и наша воля, наши действия; есть и установленные Им законы, по которым функционирует весь мир, включая наше тело. Получается, что если мы сталкиваемся с той или проблемой, решить которую не можем или не хотим, то это Бог виноват. А может, нас просто Бог не устраивает, Он оказался не такой, как нам хотелось бы?

Почему не получается найти пару?

Давайте рассуждения построим по порядку формирования семьи. Итак, почему же некоторые девушки или женщины очень хотят замуж, а никак не выходит? Хочется сказать, что с этой проблемой сталкиваются не только представительницы слабого пола, но и мужчины. Просто родительский инстинкт, стремление быть желанной и любимой у женщин сильнее выражены. Я сейчас говорю обобщающе, а в каждом индивидуальном случае нужно искать свои нюансы. В общении с людьми мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда хорошие церковные ребята не могли найти себе пару, точно так же, как и хорошие церковные девушки. Иногда я с недоумением спрашиваю: а где вы ходите, куда смотрите? Почему ваши дороги не пересекаются? Опять же, может, проблема здесь не в Боге?

Если ничего не делать, то ничего не будет. Воспринимайте данное утверждение как закон. Если мы хотим с кем-то познакомиться, нужно немного для этого поднапрячься. Да, у кого-то это получается само собой, но не у всех. Скажу как мужчина: девушка или женщина должна нравиться. Для того чтоб разглядеть ваш внутренний мир, с вами нужно пообщаться, пригласить на свидание, а для этого необходимо, чтоб было, за что зацепиться глазу. Не подумайте, я не говорю о пошлостях, но все мы живем в определенной культурной среде, и эта среда формирует в том числе и наше эстетическое восприятие. Молодому парню или зрелому мужчине должно захотеться с вами познакомиться. Не нужно терять свою скромность и застенчивость, но не мне говорить о том, что эти скромность и застенчивость могут быть преподаны так, что на вас разу обратят внимание.

Я допустил эти рассуждения, чтоб намекнуть: иногда проблема может быть не в Боге и даже не в наших грехах, а просто в нашем поведении, во внешнем виде, в проявлении вовне. Красоту не нужно прятать, не надо скрывать, в ней нет ничего греховного. Точно так же абсолютно нормально, если мужчина нравится женщине. Мужчина-христианин всё равно должен оставаться мужчиной, наполненным внутренней силой, со стержнем, которые всегда почувствуют представительницы слабого пола. Как бы мы ни пытались морить себя постами или делать вид подвижника, всё равно нужно понимать, что эротическая энергия в человеке самая сильная. Если ее направить в правильное русло – не на разрушение, а на созидание личности – то она может принести хорошие плоды.

Итак, если у вас нет еще пары, а вы действительно хотите создать христианскую семью, то потрудитесь для этого. Продолжайте также молиться и просить у Бога желанного, но не забывайте, что Ему еще нужно позволить вмешаться в свою жизнь. Жених или невеста с неба не упадут. Я не призываю «залипнуть» на сайтах знакомств или судорожно отправляться куда-то на поиски. Делайте свое дело. Если позволяет время, найдите какие-то молодежные, благотворительные или волонтерские православные объединения рядом с вами. Начните общаться, помогать другим – и всё у вас обязательно получится.

Почему не получается зачать ребенка?

Вот семья создана, но никак не получается зачать ребенка. Возникает вопрос: почему Бог не дает детей? Проблема может быть как духовной, так и физиологической. Если дело в нарушенном здоровье, то это вам не к священнику, а к врачу соответствующей квалификации. Не думайте, что Бог по «мановению волшебной палочки» исцелит вас от ваших недугов, это еще нужно заслужить. Чудеса случаются, но только в особых обстоятельствах и с определенной целью, для всех же остальных случаев болезней есть врачи.

Что же касается духовных проблем, то давайте сразу отбросим все разговоры о том, что Бог не дает детей за грехи родителей. Эта тема многократно раскритикована, а подобного мнения придерживаются лишь те, кто не читает Священного Писания и святоотеческой литературы. Я не стану углубляться и подробно разбирать данную проблему, а отмечу лишь те источники, в которых опровергается рассматриваемое мнение:

  • Книга пророка Иезекииля (глава 18).
  • Книга пророка Иеремии (31:29–30).
  • Свт. Кирилл Александрийский (Толкование на Евангелия от Иоанна, том 1, книга 6, глава 1).
  • Прп. Ефрем Сирин (Толкования на Священное Писание, книга пророка Иезекииля, глава 18).
  • Евфимий Зигабен (Толкование на Евангелия от Иоанна, глава IX).

Перечисленными ссылками вопрос не ограничивается, но, думаю, что и этого достаточно, дабы понять: каждый несет ответственность за свои грехи. Поясню еще также, что мы не исключаем определенную склонность как к порокам, так и к добродетелям, наследуемые от родителей, но склонность может быть и не реализована. Ребенок также всегда воспринимает негативный пример отца или матери, но каждый греховный поступок – уже будет лично его, а не кого-то другого.

Если же со здоровьем всё в порядке, но долго не получается зачать ребенка, то стоит вспомнить наставление свт. Иоанна Златоуста, что просить нужно с верой, упованием, непрестанно, быть уверенным, что всемогущий Господь способен выполнить нашу просьбу, но также не забывать делать должное со своей стороны. Когда рождение ребенка становится самодовлеющей целью и даже навязчивой идеей, то Бог действительно может положить препятствия к этому. Тогда стоит немного остановиться и отпустить ситуацию, вспомнить, что цель христианского брака – взаимопомощь друг другу в спасении. Два человека – это уже семья, нормальная, а не какая-то неполноценная. Если чувствуете, что хватает любви и широты сердца, то можете усыновить ребенка. Если же кто-то из супругов понимает, что не потянет, то лучше отложите этот вопрос. В общем, ищите причины в себе, в своих взаимоотношениях и постоянно что-то делайте. Помните, что дорогу осилит лишь идущий, а любой труд не останется незамеченным Богом.

Читайте также:
Таинство соборования в православии: что это, особенности и правила обряда, как и где проводится, зачем нужно собороваться

Надеюсь, мне хоть как-то удалось ответить на вопрос, почему некоторым людям приходится оставаться без пары или почему Бог не дает детей женщине. Помните, что если уже сложилась пара, то проблема может быть и в мужчине. В браке мы не одни и все препятствия нужно преодолевать вместе. Никогда не останавливайтесь, двигайтесь, трудитесь, «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8).

Умопомрачение

6 декабря – память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского – вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели – собравшиеся в Лавре богомольцы – дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250–300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре.

И тем не менее властям удалось провести национализацию имущества обители, после чего ее хозяйственное положение резко ухудшилось. Весной 1918 г. начались захоронения деятелей советской власти на монастырском дворе – это место первоначально называлось Красноармейской, а затем Коммунистической площадкой. Весной и осенью 1919 г. Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался вскрыть раку с мощами святого Александра Невского. В период так называемого «красного террора» 1918–1919 гг. арестам подверглись некоторые насельники Лавры, в том числе наместник архимандрит Виктор (Островидов). На территории Митрополичьего сада планировалось построить первый в Советской России крематорий, но митрополиту Петроградскому и Ладожскому Вениамину (Казанскому) и братии удалось не допустить этого кощунства.

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии.

Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918–1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом.

12 мая 1922 г. была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Мощи духовенство в тот момент отстояло – ларец с ними был помещен в алтаре Троицкого собора. Раку же конфисковали, отправив поначалу в Москву на переплавку, чего, к счастью, не случилось. Возможно, сыграла свою роль телеграмма председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Седовой: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры», – подписанная директором Эрмитажа Сергеем Тройницким, директором Русского музея Николаем Сычевым, а также художником и искусствоведом Александром Бенуа. Иконостас спасти не удалось, а рака находилась в Концертном зале Эрмитажа, ныне на реставрации.

15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г.

Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов.

На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне – сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход.
Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. – последний действующий храм Лавры – церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Во время «большого террора» 1937–1938 гг. погибло подавляющее большинство насельников Лавры, множество архиереев. Были расстреляны: священномученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Прокопий (Титов), епископ Григорий (Лебедев), архимандрит Лев (Егоров), архидиакон Серафим (Вавилов), а также митрополит Феофан (Туляков), архиепископы Иннокентий (Тихонов), Артемий (Ильинский), епископы Илларион (Бельский), Авраамий (Чурилин), Нектарий (Трезвинский), Сергий (Дружинин), Амвросий (Либин), архимандриты Алексий (Терешихин), Варлаам (Сацердотский), Сергий (Бирюков), Нил (Гончаров) и многие другие.

Читайте также:
Мощи Тихона Задонского: где находятся и как добраться, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

К 1936 г. все 13 монастырских церквей были ликвидированы, на территории Лавры находилось 17 учреждений. Живопись Троицкого собора передали в музейный фонд, а помещения сдали в аренду под склад универмага «Пассаж».

Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж.

Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

Через год после закрытия, в 1935 г., послед¬ней действующей церкви Лавры – Духовской – она была передана организации Ленгорплодоовощ, которая принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу ОСОАВИАХИМа, затем – физкультурному обществу «Спартак». Перед войной Духовскую церковь отдали Кировскому заводу «для использования под жилые помещения». От большинства надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников к тому времени уже ничего не осталось.

В верхнюю Александро-Невскую церковь Благовещенского храма вселилось отделение геодезических съемок института «Гипрогор». Помещения использовали под склады с устройством междуэтажных перекрытий, множеством перегородок и печей.

Когда в 1931 г. начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Но его открытие, намеченное на 1940 г., так и не состоялось – помешала война.

Как тревога, так за Бога

Именно во время войны началась реставрация Благовещенской усыпальницы. По эскизам художников Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре были выполнены два живописных панно, знамена и транспаранты. Было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами Александра Невского. В 1944 г. здесь удалось организовать посвященную князю выставку, которую посетило большое количество воинов и ленинградцев.

В 1948–1949 гг. был освобожден от посторонних учреждений второй этаж Благовещенского храма, проведены ремонтные работы. В 1950 г., впервые за долгие годы, Благовещенскую усыпальницу открыли для свободного посещения.

25 ноября 1950 г. состоялось освящение митрополичьей Крестовой церкви святого благоверного князя Александра Невского в здании Свято-Духовской церкви, переданной 10 января 1949 г. под канцелярию и квартиру Ленинградского митрополита Григория (Чукова).

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957–1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь.

1958–1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова).

29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI–XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы.

Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, – священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

31 июля 1995 г. ЦНИИ «Прометей», занимавший почти все здания монастырского каре, передал монастырю помещения на втором этаже Духовского корпуса, где вскоре поселилась немногочисленная братия. 14 сентября состоялось первое монашеское богослужение в Никольской церкви.

После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров).

26 марта 1996 г. состоялось официальное возвращение Лавры РПЦ – был подписан акт приема-передачи всех зданий монастырского каре от «Прометея».

25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью.

6 декабря 2016 г.

Раку, а точнее надгробие для мощей святого благоверного князя Александра Невского, весом 1,5 т изготовил по указанию императрицы Елизаветы Петровны скульптор Иоганн-Франц Дункер из первого русского серебра, добытого на Колыванских рудниках. Автором рисунка был Георг Христоф Грот, немецкий живописец, придворный портретист, работавший в пышной барочной манере. Барельефы со сценами из жизни князя, украшающие стенки саркофага, были созданы по эскизам Якоба Штелина, состоявшего в это время библиотекарем при дворе великого князя наследника престола Петра Федоровича.

Гробница состоит из нескольких предметов. Это сама рака, или саркофаг, пятиярусная пирамида, малые пирамиды с воинскими трофеями и чеканные изображения событий из жизни Александра Невского: победа над шведами при Неве, над Ливонским орденом на Чудском озере, освобождение Пскова в 1242 г.; прибытие больного Александра Невского в Городецкий монастырь после поездки в Орду, кончина князя.

Рака находилась в Александро-Невской церкви Лавры с 1750 г. до окончания строительства Свято-Троицкого собора, в правый придел которого ее поместили в 1790 г. На верхней стороне раки написан образ святого Александра Невского во весь рост, гробницу осеняет серебряный балдахин. На крышке раки – серебряная подушка с княжескими регалиями. На раке вырезаны слова, принадлежащие М.В. Ломоносову: «Богу Всемогущему и его угоднику Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Россов усердному защитнику, презревшему прощение мучителя, тварь боготворить повелевавшему, укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе, по земному княжении в вечное царство переселенному в лето 1263. Усердием Петра Великого на место древних и новых побед перенесенному 1724 года».

Мощи святого князя Александра Невского

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного Александра Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

Читайте также:
Приветствия православных: как верующие приветствуют друг друга при встрече, основы православного этикета

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Читайте о храмах в честь Александра Невского:

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть — крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).

На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.
Читайте также:
Рецепты блинов на Масленицу: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ .

На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Читайте о других святых воинах:

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Тайна мощей Александра Невского

Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.

Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?

Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.

В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет. Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.

Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской – Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Читайте также:
Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

Благоверному и Великому

Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты.

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака – возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому – это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.

В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

“По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

– Здесь темно, – говорит кто-то. – Надо выдвинуть к свету.

– Именно к свету, – повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все “мощи”…

Читайте также:
Интересные и малоизвестные факты про Библию: факты, которые будут полезны верующим и атеистам

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

“Митрополит… – отмечает репортер, – как будто бы немного взволнован”.

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку .

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей – груда костей.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку – чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже – скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» – одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Святыня Петербурга — мощи Александра Невского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Благоверный князь – возможно, самый узнаваемый и популярный деятель прошлого России . Его яркий образ, оставшийся на страницах летописных текстов , уже столетия служит примером сочетания воинской доблести , государственных талантов , христианских добродетелей. А потому не иссякает поток паломников к его мощам – одной из главных святынь Петербурга .

Где сейчас находятся мощи благоверного князя

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Место пребывания честных мощей князя Александра Невского – посвященная ему лавра , гордост ь, символ города на Неве . Таким задумывал монастырь Петр I , а потому расположен он непосредственно в историческом центре города.

Адрес лавры

Адрес лавры – г. Санкт-Петербург, набережная р. Монастырки, д. 1. Рядом с монастырем находится станция метро «Площадь Александра Невского». При выходе из метро на эту площадь можно сразу увидеть монастырские ворота.

Как найти мощи паломнику

При входе в обитель находятся кассы двух музеев, которые работают на его территории: это «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств». Однако вход непосредственно в лавру и ее храмы для всех приходящих бесплатный.

Монастырь открывается уже с 5.45 ч. утра, а закрывается только в 23.00. Троицкий собор можно посетить с 6 утра до 8 часов вечера. Мощи благоверного князя пребывают в правом приделе Троицкого собора в небольшом ковчеге .

История святыни со дня кончины князя до наших дней

Блгв. кн. Александр Невский

Владимирский чудотворец

Ко времени окончания земного пути Александр был глубоко любим народом как заступник, воин, справедливый прави тель, столь необходимый тогда, во времена нашествия на Русские земли монголов. Александру Ярославичу ставили в заслугу:

  • отпор западной агрессии, особенно настойчивым попыткам папы Римского предложить русскому великому князю корону католического короля, что означало подчинение Руси Риму;
  • установление отношений с монгольскими завоевателями; князь сумел вызвать к себе уважение могущественного правителя Золотой Орды – Батыя; это хоть немного облегчало положение русичей .
Читайте также:
Отпевание усопших: что это, суть, правила и порядок, особенности заочного отпевания, стоимость и время в церкви

Впрочем, сказать, что Александра все любили, вряд ли можно. Его слова о необходимости «ждать, когда Орда переменится», призывающие смириться с волей Божией, совершающейся над Русью по грехам ее людей, нравились далеко не всем. Обижены были на Александра новгородцы, которых князь лично заставил платить тяжелую дань монголам, пригрозив оставить город без защиты. Да и м ногие «горячие головы» стремились бороться с ненавистными завоевателями, пусть даже эта борьба была безнадежна.

Но кончина Александра Ярославича разрешила все споры. Летописец говорит, что священники и митрополит Кирилл едва могли совершать отпевание от многих горьких слез. А почитание Александра как чудотворца началось непосредственно по кончине – ведь все видели, как он, точно живой, разжал руку, принимая свиток с разрешительной молитвой, которую дают умершим при погребении.

Житие святого повествует, что мощи благоверного князя не подверглись тлению, от них истекали многие чудеса исцелений болезней , помощи при житейских скорбях. Хотя Александр официально канонизирован только Стоглавым Собором (1547), его честные останки открыто почивали в Рождественском соборе г. Владимира.

Новая столица

Из бывшей столицы Руси честные мощи взял Петр I на освящение новой столицы – Санкт-Петербурга, где князю посвящена была монашеская обитель, ныне – Александро-Невская лавра. 4 июля 1723 г. святые останки князя начали долгое путешествие на Северо-запад России, в Петербург.

Здесь святыню встретил сам император Петр I . Тогда же в честь благоверного князя освящен придел одного из первых храмов Александро-Невской обители, где рака с мощами водворилась до 1790 г.. Тогда состоялось еще одно перенесение мощей, на этот раз – во вновь выстроенный каменный Троицкий собор монастыря.

К петровскому времени имя Александра воспринималось, прежде всего, как символ воинской доблести, тогда как до начала XVIII в. его почитали более как христианского правителя , д аже на иконах писали в одеянии инока . Ведь по благочестивой традиции русских князей Александр перед кончиной принял монашеский постриг с именем Алексия. Но п очитание кня зя как инока после перенесения мощей в Петербург было отменено.

Рака мощам благоверного князя

В составленной князю службе воспевались его воинские доблести , особенно – воздавалась благодарность за помощь русским воинам во время Северной войны Петра I (1700-1721 гг.) .

В эпоху безвременья

В мае 1920 г. произошло трагичное и одновременно искусительное для многих православных событие. Во время развернутой советской властью разнузданной кампании по «вскрытию мощей», «разоблачению» якобы лживости христианских святынь специальная комиссия от крыла раку благоверного князя.

Однако, советская власть использовала новое вскрытие раки для активной антиправославной пропаганды . Ведь еще с петровских времен распространилось суеверное убеждение, что мощи якобы обязательно д олжны быть целыми, нетленным и . Именно тогда среди противников царя-реформатора сложилась легенда, что святой князь не пожелал почивать своими мощами в Петербурге, поэтому его рака оказалась пустой. Якобы, чтобы скрыть это, царь запер ее и выбросил ключ в Неву. Конечно, новая власть была только рада подтвердить «предание» о якобы пустой раке князя.

Впрочем, учитывая то, что Александр Невский был символом воинских побед, уничтожать останки все же не стали, а передали Музею религии и атеизма, открывшему ся в бывшем Казанском соборе Петербурга.

В чем на самом деле главный подвиг великого князя?

Почти 7 десятилетий, пока святые мощи князя пребывали в забвении и небрежении, советская пропаганда усиленно мифологизировала образ Александра, как великого воина, полководца, защитника Руси. Общеизвестен фильм С. Эйзенштейна ( 1938 ), где полководца играет знаменитый Николай Черкасов.

Меньше знают о том, что на ордене Александра Невского (существовал с 1942 по 1991 гг.) – именно профиль актера, ведь не сохранилось ни одного прижизненного изображения благоверного князя.

Великие битвы Александра – Невская и сражение на Чудском озере – также остались в памяти народной благодаря силе кинематографического искусства. Лишь современные историки выяснили: значение этих сражений было куда меньше отказа Александра папе Римскому, который предлагал ему помощь в обмен на предательство православия. А прозвище «Невский», как утверждает современный исследователь эпохи, И.Н.Данилевский, князь получил, скорее всего , просто потому, что у него были какие-то фамильные земли близ реки Невы.

Начало нового осмысления жизненного пути благоверного князя почти совпало по времени с возвращением его честных мощей возрождаемой лавр е . Случилось это 3 июня 1989 г.

О чем молятся святому

Иконография: Александр Ярославич Невский, святой благоверный князь. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 36 см, ширина 31 см. Святой князь представлен в рост, его лицо обращено к Спасителю, изображённому в левом верхнем углу. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

С давних пор благоверный князь считается покровителем воинов. К нему обращаются с молитвой о помощи в ратном деле. Тако й образ святого, созданный еще деятелями петровской эпохи , неполон, поэтому стоит помнить, что князь был также заступником за обиженных, защитником вдов, сирот. Он известен твердым стоянием в православии. Наконец, был св ятой также великий молитвенник : именно иноком Алексием он отошел ко Господу. Поэтому обращаться к святому также стоит:

  • при нападениях врагов, гонениях, в том числе за веру;
  • при начале любого важного дела;
  • об укреплении или обретении веры в Бога;
  • в любых житейских неурядицах, скорбях, болезнях .

Каков же главный урок жизни, смерти, посмертной су дьбы князя Александра? Может, он в том, что каким бы великим ни был политик, Господь смотрит не на лицо, а на сердце? Или – что живой и яркий человек куда интереснее любого мифа о нем? А может быть – что иной суд людской, а иной – у Господа? Т ленность, либо нетленность тела по смерти – не показатель святости или греховности . Каждый, приходя к мощам , найдет у святого свое, близкое ему. И задумается.

Читайте также:
Православная литература для детей: интересные сказки и рассказы о вере, лучшие книги, как правильно выбрать литературу

900 км с ковчегом на руках. Как мощи Невского переносили в Петербург

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 32. Аргументы и факты – Петербург 11/08/2021

Перенос мощей в Санкт-Петербург несколько напоминал военный парад с участием флота, пальбой из орудий и фейерверками. / Романов Кирилл / АиФ

11 августа (по старому стилю) 1723 года начался перенос мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург . Петр Первый их с нетерпением ждал в столице уже 30 августа, однако процесс затянулся на целый год.

Почему это произошло, рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов .

Дело великого князя

«Петра I принято рассматривать исключительно как реформатора, который изживал старые традиции и вводил новые. Отчасти это так, но в ряде моментов он все же стремился эти самые традиции соблюсти, исходя из своих политических интересов. И в первую очередь это касается Александра Невского , которого царь воспринимал как своего предшественника, а себя – как продолжателя великих дел князя. Достаточно вспомнить, что один из его сыновей, родившийся в 1691 году (умер во младенчестве), даже был назван в честь святого князя».

В 1700 году начинается Северная война со Швецией , и образ Александра Невского , мощи которого к тому времени уже четыре с половиной века находились во Владимире, как это ни странно звучит, сыграет в ней немаловажную роль. Будучи человеком образованным и политически подкованным, Петр Первый прекрасно понимал, что война – это не только оружие и боевые действия, но еще и идеология: укрепление боевого духа, представление своих целей на международной арене как справедливых. Так, свои претензии на территории Приневья царь обосновывал исторической границей между Новгородом и Швецией времен Александра Невского , еще в 1240 году побившего на Неве «ненавистных шведов». Задачей царя было вернуть земли, неправедно полученные шведской короной в результате Столбовского договора (1617 год), и восстановить справедливость, продолжив дело святого князя. Хотя на самом деле царя волновала не столько справедливость, сколько выход к Балтийскому морю.

Прибегает царь к образу Александра Невского и при создании Санкт-Петербурга (город был заложен в 1703 году). Петр хотел, чтобы в современной столице было все: дворцы, промышленные предприятия, правительственные учреждения и, конечно, монастырь. Помимо апостола Петра , в честь которого, собственно, назван город, святым покровителем Санкт-Петербурга должен был стать и Александр Невский . Так появляется мысль о возведении в его честь монастыря, но из-за войны строительство постоянно откладывалось. Однако после Полтавской битвы в 1709 году стало понятно, что Северная война завершится победой России , вопрос был только в том, сколько она еще продлится, а также какие выгоды принесет будущий мир. В 1710-м монастырь все же закладывают, а в 1713 г. в нем освящают первую церковь. В Санкт-Петербурге появляется Свято-Троицкий Александро- Невский монастырь, в 1797 г. получивший статус Лавры.

30 августа 1721 года в городе Ништадте между Русским царством и Шведским королевством подписан мирный договор, который положил конец длительной войне. К России отходят Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии , а значит, и выход к Балтике, как и хотел Петр . Событие широко отмечают на государственном уровне. У Петра появляется идея придать этому сугубо светскому празднику и церковное значение. И ничего лучше перенесения мощей великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург для этого не подходит. Ведь в православной традиции существует практика установления дней памяти святых именно по дню перенесения их мощей. Если мощи прибудут в Петербург 30 августа – два праздника сольются в один.

Падали в реку и калечились

На подготовку церемонии уходит несколько месяцев, и 11 августа 1723 года процессия отправляется из Владимира в Петербург – пешком предстояло пройти около 900 километров. Огромный ковчег несут на руках десятки людей, «ношатых», как их тогда называли. Останавливаться в городах на ночлег им запрещено из-за опасности пожаров. Ночуют на улице, под открытым небом. На протяжении всего пути ковчег торжественно встречают жители близлежащих населенных пунктов. С этим связаны многие легенды.

Так, например, в Ворше (тогда – село Дмитровское) появилась скульптура-икона Александра Невского , которая до сих пор хранится в местной Троицкой церкви. Согласно одному из преданий, делегация никак не могла переправиться через реку Ворша, был дан обет изготовить скульптуру, и проблема чудесным образом разрешилась. Стоит отметить, что процессию сопровождали архимандрит Рождественского монастыря во Владимире, где раньше находились мощи, Сергий и окольничий Михаил Собакин . На протяжении всего пути они вели журнал (был опубликован в XIX веке), а также писали доношения в Святейший Синод (высший орган управления Русской Православной Церкви ) и в Сенат (высший орган государственной власти). Именно поэтому мы знаем фактически все подробности этого похода.

А трудностей в пути было действительно много, особенно во время переправ через реки. Ломались мосты, «ношатые» падали в воду, калечились. Некоторые, не выдержав таких сложностей, убегали. Интересно, что, согласно журналу, переправа через Воршу прошла абсолютно спокойно, что полностью опровергает легенду. Однако, несмотря на все усилия, под Петербургом , в Шлиссельбурге , процессия оказалась только в сентябре. Приказ царя выполнить не удалось.

Светский князь

Стали думать – что же делать дальше? Начали писать в Синод и Сенат. В итоге было велено поместить мощи в каменную церковь в Шлиссельбурге – до особого распоряжения. Архимандрит Сергий с окольничим Собакиным предварительно измерили ширину церковных ворот и поняли, что ковчег туда не занести. Его пришлось разобрать и оставить в церкви только раку со святыми мощами. Там она и простояла до августа 1724 года. А накануне, в июне 1724 г., вышел указ о запрете изображать Александра Невского в виде инока – только в светских одеждах. Петру Великому было не очень интересно иметь в качестве предшественника монаха, другое дело – святого князя и воина, который одержал множественные победы.

Наконец, настало 30 августа, с опозданием на год мощи Александра Невского прибывают в Петербург на галере (парусно-гребное судно тех времен), у руля которой стоит сам царь. Соответствующее изображение затем неоднократно тиражировалось. Самое известное из них можно увидеть на барельефе дверей Исаакиевского собора. Перенос мощей в Санкт-Петербург несколько напоминал военный парад с участием флота, пальбой из орудий и фейерверками. В нем даже участвовал знаменитый ботик Петра Великого – «дедушка русского флота», который сейчас хранится в Центральном военно-морском музее . Раку с мощами святого поместили в освященную к этому событию во имя святого князя монастырскую церковь. Кстати, Александро-Невскую церковь этой весной вернули Лавре.

Читайте также:
Поделки на Пасху: лучшие и интересные идеи, пошаговые инструкции для детей

Сразу после того как мощи были помещены в монастырь, последовал указ Синода о переносе дня памяти Александра Невского исключительно на 30 августа (12 сентября по новому стилю), чего и добивался Петр I. Однако по факту и старый день памяти – день погребения князя – никуда не делся, 23 ноября (6 декабря по новому стилю) отмечают до сих пор.

Это интересно

В 1725 году по распоряжению Петра I была составлена новая служба Александру Невскому , которая впредь должна была проходить 30 августа каждого года во всех церквях России .

Однако в 1727 году, во время царствования Петра Второго , установленный в правление его деда день памяти Александра был отменен, а упомянутая служба – запрещена. В ней содержалась благодарность за то, что Всевышний оказал помощь Петру I в победе над шведами и «злоковарными мятежниками». Среди последних был и царевич Алексей – старший сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной . Петр II Алексеевич не мог допустить, чтобы во всех церквях озвучивали, как его отец злоумышлял против деда.

В 1730 году, после смерти Петра II и с приходом к власти Анны Иоанновны, Александр Невский опять был в почете, и с этого момента начинается укрепление его фигуры в идеологической системе Российской империи.

Мощи святого князя Александра Невского — выкладываем по полочкам

Святой Александр Невский происходил из княжеского рода. Родился г., скончался г. Мощи праведника стали источать чудеса еще до погребения. Во время земной жизни князь прославился своей отвагой, которая сочеталась с политической мудростью.

Краткое житие

На долю молодого князя выпали сложные времена — Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери — Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.

С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина — Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.

Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.

  • 1253 г. — отражение очередной атаки на Псков.
  • 1254 г. — мирный договор с Норвегией.
  • 1256 г. — поход в Финляндию.
  • 1256 г. — скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
  • 1262 г. — последнее путешествие святого Александра в Орду.

Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Читайте о храмах в честь Александра Невского:

Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть — крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).
Читайте также:
Кафизма: правила и способ чтения псалтыря, текст на русском и славянском языке

На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История погребения и обретения

Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.

История мощей

Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.

После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.

Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого.

  • В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
  • В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
  • Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.

Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

Икона святого Александра Невского

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ.

На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Читайте о других святых воинах:

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: