Почему плачут в церкви: ответ священника, плохо это или хорошо, причины слез

Что происходит с человеком и почему, когда он читает молитву, начинает зевать и текут слезы

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?


Человек может плакать в церкви, когда испытывает покаяние за свои неблаговидные поступки, помыслы, слова

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.


Главная причина желания плакать в храме – это сильная вера в Господа

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

  • Правила поведения для мужчин и женщин
  • Почему православным женщинам надо носить платок
  • Можно ли женщинам ходить в церковь в брюках

Православная Жизнь

сайт Горловской и Славянской епархии

«Глаза понятней, чем слова — слова порой лишь смысл туманят… А взгляд — ну разве он обманет того, кто может в нём читать?» Как говорят, глаза — зеркало души. По взгляду многое можно понять: весел ли человек, задумчив или грустит по какой-то причине. Давно известны изречения «искры из глаз» и «испепеляющий взгляд». Достаточно хорошенько взглянуть на человека — и всё станет ясно. А ещё глаза проливают слёзы. О чём могут рассказать слёзы человека в храме, корреспондент ТК «Орбита» спросила настоятеля Введенского храма п. Водяное протоиерея Максима Федоряченко.

— Отче, что в церковной литературе говорится о слезах?

— У слёз могут быть разные источники, они не обязательно свидетельствуют о чём-то одном. Бывают слёзы покаяния, бывают слёзы радости, бывают слёзы, которые льются от искушения — например, когда дьявол искушает человека, пытается всевозможными способами его убрать из церкви, заставить его уйти. Приходит человек в церковь и понимает, что с ним начинает твориться что-то неладное. Зачастую люди ко мне обращаются и говорят: «Батюшка, вот я не могу ходить в церковь, потому что когда я прихожу туда, у меня сразу начинают слёзы течь, я не знаю, что это такое, меня это пугает, и поэтому я оттуда быстро ухожу и боюсь в церковь заходить». Люди не понимают, в чём причина, но тут можно сказать, что это бесовское искушение.

— Одна телезрительница написала нам, что когда она заходит в храм и стоит на службе, она плачет. Пытается отвлечь себя разными мыслями, но это действует недолго, и она снова начинает плакать. Что с ней происходит?

— Нужно сначала разобраться, что такое храм вообще. Храм — это место иное. Оно не похоже на дом, в котором мы живём, или те учреждения, куда мы приходим. И естественно, что когда человек заходит в храм, он испытывает ощущения, не сравнимые с другими, которые он привык испытывать в своей жизни. Когда мы заходим в храм и видим вокруг себя святые иконы — изображения людей, которые прожили свою жизнь свято, боролись с грехом, — то естественно, даже если мы этого не осознаём, внутри мы начинаем ощущать, что наша жизнь не идеальна. Она не такая, какой должна быть. И тогда могут выступить слёзы, которые говорят нам о том, что мы понимаем, что мы далеки от идеала. Мы даже, скорее всего, к нему и не стремимся, наша жизнь наполнена обычными житейскими делами, суетой. Мы на это тратим большую часть своей жизни, и когда мы приходим в храм, то чувствуем то количество грехов, которое лежит на нашей душе, то несоответствие нашей жизни той жизни, которой нам нужно жить для того, чтобы приготовиться к жизни вечной. Человек начинает плакать, понимая это. Это не может его не расстраивать, это не может не приводить его в состояние, при котором могут течь слёзы. Плачут в храме не только женщины — и мужчины плачут, хотя им менее свойственно плакать по какому бы то ни было поводу. Это показывает, что мы всё-таки понимаем, какой должна быть наша жизнь, но в реальности она этому совершенно не соответствует.

Не обязательно слёзы — это только вода, которая вытекает из наших глаз. Слёзы в духовной литературе — это не всегда это физическое явление. Слёзы могут быть и в духовном смысле — слёзы покаяния. Это когда в душе сокрушение, когда в душе скорбь, когда ты понимаешь, что нужно что-то делать. Когда ты осознаёшь свои грехи, то слёзы покаяния — это не жидкость, а внутреннее сокрушение, внутренний плач — даже, я бы сказал, вопль к Богу о несостоятельности нашей духовной жизни.

— А чем отличается покаянный плач от истерики?

Читайте также:
Заповедь "Не укради": значение и толкование, от чего предостерегает

— Истерика — это состояние нервное, когда человек довёл себя до этого. Например, своей греховной жизнью, потому что грех ведь ложится на душу, и каждый раз, когда мы делаем что-то неправильно, кого-то оскорбляем или обижаем, или, может, в семье какие-то неурядицы по нашей вине, это всё складывается. Если человек не ходит в храм, не исповедует свои грехи, то есть не выбрасывает их из своей души, не очищает её, это всё ложится на нас тяжёлым грузом и потом начинает нас мучить и доводит до всевозможных психических расстройств, в том числе и до истерики. Это состояние грешной души, которая не может найти выход для тех эмоций, для того груза, который в ней собирается. Вот и происходят такие срывы, нервы, слёзы, плач, крик. Но это ничего общего не имеет ни с покаянием, ни с духовной жизнью. Когда человек осознаёт свои грехи, тогда он уже начинает плакать по другому поводу. Обычно там не бывает истерики, это в основном спокойные, тихие слёзы.

— Можно ли плакать во время домашней молитвы?

— Вряд ли мы сможем контролировать этот процесс. Если нам хочется плакать, то мы плачем. Когда человек молится, если он плачет, то никто не может ему запретить, никто не может сказать, что это плохо или хорошо, — это есть, это данность. Но мы говорим о слезах не в смысле плача как такового, а в смысле покаянного состояния души. Покаянное состояние души и вытекающие из него добрые дела, которые мы делаем в искупление своих плохих поступков, могут очищать душу.

— Одна моя знакомая, когда читает утренние и вечерние молитвы, начинает плакать. Задавала вопрос, не от лукавого ли могут быть такие слёзы?

— Здесь кроме неё самой в этом никто не разберётся. Каждый может сам определить, изучив своё душевное состояние, по своим порывам, желаниям, действиям. Для этого нужно внимательно проследить за собой в течение хотя бы несколько дней, хотя бы даже одного дня. Вот тогда мы поймём, это просто искушение, дьявол от молитвы хочет нас отвлечь, или наоборот, человек плачет и молится.

Бывает, действительно, начинается плач, который невозможно остановить и невозможно больше ничего делать в этот момент. Молитва останавливается, начинается какой-то безудержный плач. Вот тут может быть и нервное какое-то состояние, и бесовское искушение, воздействие невидимого враждебного нам мира. Причины могут быть разные, только сам человек может, прислушавшись к себе, понять, из какого источника его слёзы.

— Как поступить с человеком, если он стоит в храме и плачет? Нужно подойти утешить или оставить его в покое, наедине с Богом?

— Вы знаете, в этом вопросе не всё так однозначно. С одной стороны, если мы подойдём к человеку, он может подумать, что он какой-то не такой, как все, необычный. Это отпугнёт его от храма. Конечно, если человек приходит в церковь, с ним начинает происходить такое, и он, испугавшись, выходит из храма и больше не хочет туда возвращаться, то тут может быть правильным, если мы подскажем ему, как к этому относиться, но это нужно сделать деликатно. Если человек плачет потихоньку, но он стоит в храме, не уходит, молится, то не стоит его беспокоить, пускай человек общается с Богом, это что-то у него происходит в душе. Если мы слышим от своих знакомых, друзей или родственников, что вот в церкви такое приключилось, тогда мы можем им объяснить, поговорить с ними об этом, к священнику направить или сами объяснить, чтобы они не боялись.

Человек живёт в мире и грешит. Поэтому естественно, что к нашей душе имеет доступ враг рода человеческого. Господь сказал: «Кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет 2:19). Поэтому, когда мы делаем добро, мы становимся рабами и детьми Божьими, а когда мы делаем зло, соответственно, мы подчиняемся дьяволу, и он имеет к нам доступ. Когда мы приходим в храм, то после тех грехов, которые мы сотворили в течение дня, недели, месяца, дьявол начинает нас за эти ниточки дёргать. Он не хочет, чтобы мы пошли в церковь и получили от этого пользу, он всеми способами будет пытаться нас оттуда уводить. Слёзы или какое-то необычное физическое, моральное, духовное состояние тоже может быть вызвано воздействием потусторонних враждебных сил.

Текстовая версия подготовлена редакцией сайта Горловской епархии

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.


Одной из самых распространённых причин, почему в церкви хочется плакать, является сильная вера в Бога

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Зевота во время молитвы — сглаз или реакция организма

Суеверные люди считают, что зевота во время молитвы свидетельствует о том, что в человека вселился бес. Исследователи опровергают такую версию и уверяют — зевота во время молитвы является свидетельством расслабления организма. Также это может быть связано и с самим помещением. Если в храме много людей или душно, такая реакция вполне оправданна. Отсутствие свежего воздуха может запросто вызвать зевоту у любого из нас. Также имеет значение и время суток, когда происходит молитва. Ранее утро или поздний вечер окажет свое влияние на организм.

Церковники уверяют — зевоту могут вызывать темные силы, которые не желают чтобы человек общался с Богом. Если вы молитесь в хорошо проветренном помещении, в бодром состоянии духа и при нормальном физическом состоянии — молитва не может вызвать зевоты. Ее присутствие должно вас насторожить. Однако падать духом не стоит. Ежедневная молитва принесет желаемый результат и такая напасть уйдет сама по себе.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Что означают слезы во время молитвы

Священники уверяют — слезы покаяния, добрые слезы. Молитва и слезы не разрывны, ведь в это время душа омывается и становится чище.

Многие верующие сомневаются — уместно ли плакать во время молитвы. Ответ однозначный — конечно. Слезы покаяния — это не выражение зла или обиды. Они, как долгожданный дождь, который не только питает все живое, дает ему жизнь, но и омывает все от грязи и скверны. Чем больше мы плачем – тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Вот так трактуют слезы во время чтения молитв священнослужители.

Ученые считают, что слезы во время молитвы помогают человеку справится со стрессом быстрее и эффективнее. Благодаря этой психической реакции верующий человек быстрее остальных прощает обиды, успокаивает взбунтовавшийся разум и дает возможность «отпустить» события.

Почему в церкви текут слезы и хочется плакать

Верующие только «для галочки» приходят в церковь, чтобы поставить свечку или заказать религиозный обряд (крестины, венчание). По-настоящему верующие люди посещают храм ради молитвы, во время которой общаются с Господом, выливают Ему свои горести, просят совета. Иногда во время тихой одиночной молитвы или многолюдной службы вы ощущаете, как по лицу текут слезы… Грешно ли плакать в церкви, или может, это плохая примета?

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?


Человек может плакать в церкви, когда испытывает покаяние за свои неблаговидные поступки, помыслы, слова

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

Всегда ли прихожане плачут в храме Божьем?

Такое происходит довольно часто во время знаковых событий: вполне понятны слезы людей от радости во время свадьбы или крестин (особенно если это событие желанное, с трудом вымоленное). Само собой, еще чаще прихожане плачут на похоронах. Такие человеческие эмоции — признак живой, ранимой души, и ни один священник не укорит вас за них.

Но иногда люди и сами не могут понять своих эмоций, когда слезы просятся во время исповеди, молитвы или святой Литургии.

Все люди разные. Как правило, такие слезы вызывают чувства:

  • искреннего раскаяния за свои грехи;
  • получения долгожданного ответа на свою молитву;
  • очищения от грехов;
  • осознания величия Господа;
  • воспоминания о горе, которое носит глубоко в сердце человек;
  • радости очищения и просветления души.

Не стоит полностью концентрировать себя на этих слезах, но и сдерживать их не нужно. Пусть себе льются, очищая душу! Греха в этом нет.

Кстати: воцерковленные христиане часто рассказывают, что рыдают не только в храме, но и во время домашней молитвы, растрогавшись из-за благоговения перед Господом. Такой плач священники называют святым, считая благодатью, дарованной Святым Духом. Батюшки считают, что такой радостью может наполниться только особый, восприимчивый к Слову Божьему человек.

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Читайте также:
Воцерковление в православии: что это такое, кто такой воцерковленный человек, ответы и советы священников


Главная причина желания плакать в храме – это сильная вера в Господа

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

  • Правила поведения для мужчин и женщин
  • Почему православным женщинам надо носить платок
  • Можно ли женщинам ходить в церковь в брюках

Обращение к священникам, гадалкам, экстрасенсам — выход?

Если вы действительно переживаете по этому поводу и считаете, что это явление не является нормальным, то лучше всего обратиться за советом к священнику. Возможно, он сможет прояснить ситуацию и дать ценный совет. Не исключено, что вы сможете избавиться от желания плакать в церкви либо же просто перестанете придавать этому значение. В любом случае необходимо действовать по зову сердца!

Стоит сказать, что многие люди, плачущие в церкви, предполагают, что на них навели порчу, сглазили и т. д. В связи с этим у них возникает желание обратиться к гадалкам, экстрасенсам и т. п. Однако если вы верующий человек, то делать это не рекомендуется. Церковь не приемлет гадание, экстрасенсорные способности и т. д. Но каждый человек имеет право делать свой выбор и поступать так, как считает нужным. Поэтому, если вы считаете, что обращение к людям, обладающим даром ясновидения, — единственный выход, действуйте по зову сердца.

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что думают священники о том, почему в церкви у их прихожан текут слезы

Многие священники говорят о том, что человек начинает плакать в церкви, потому что вдруг остро ощущает, насколько несовершенен мир, в котором он живёт. Приходя в храм, человек (верующий, сомневающийся или даже атеист) до конца не осознаёт, что именно в этом месте, как нигде больше на Земле, ему даётся возможность остаться наедине с собой и отвлечься от всего мирского.

Любому человеку в храме становится очевидным тот факт, что вне этих стен мир иной – шумный и беспокойный, злой и недоброжелательный. Это, по мнению священников, и вызывает слёзы. Подсознательно человеку открывается истина Царствия Небесного.

Есть часть священников, придерживающихся другого мнения относительно внезапных потоков слёз в храме. Они связывают их с дьявольским проявлением. В том смысле, что человек же плачет, то есть ему плохо, а значит в церковь ходить – это плохо. Священнослужители говорят, что на самом деле пройти такое дьявольское испытание и сохранить эмоциональное равновесие не так-то просто. Но кому это удастся, тот на все 100% точно сумеет приблизиться к Богу.

Если вдруг в храме захотелось плакать, каждый вправе сам решать, как поступить: то ли броситься бежать из него, то ли открыть душу перед Господом и рассказать Ему обо всём, что тревожит в последнее время, покаяться в своих грехах и искренне помолиться. Верующие люди говорят, что это приносит их душе большое облегчение.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.


Одной из самых распространённых причин, почему в церкви хочется плакать, является сильная вера в Бога

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Плакать во время молитвы — нормально ли это?

Известно множество разнообразных причин, из-за которых во время молитвы людям хочется плакать. Конечно же, имеют значение и эмоциональные особенности верующего — у тех, кто отличается повышенной впечатлительностью и лабильностью, а также находится под влиянием сильного стресса, молитва часто может сопровождаться подобной реакцией.

По словам священнослужителей, молитва должна идти от самого сердца и быть искренней – человек, обращаясь к Богу, предстает перед ним «как на ладони», поэтому нет никакого смысла скрывать что-то.

Плачут люди, как известно, и от страха — ведь обращаясь к Богу, многие просят о помощи. Описывая сложившуюся ситуацию (тяжелая болезнь, проблемы в семье или личной жизни, а также любые жизненные неурядицы, ведущие к сильным переживаниям), человек переживает порой целую гамму чувств – смятение, страх, панику, безысходность, тоску и отчаяние. Таким образом становится понятным, что причин для слез, к сожалению, слишком много.

Читайте также:
Мощи святых: что это такое, значение в православии и почитание, как их делают и зачем разделяют, история и традиции, особенности и места хранения

После молитвы у многих сразу наступает облегчение – люди, уверовав, что им обязательно помогут свыше, уже не так остро воспринимают тяжелый груз, навалившийся на них в последнее время. В этом случае плакать может захотеться уже от облегчения и радости, а также оттого, что у них теперь появилась надежда. По мнению психологов, выговорившись, можно пересмотреть свое отношение к той или иной проблеме – т.е. поделившись своими переживаниями и озвучив их во время молитвы, человеку может почувствовать себя намного легче.

«Открыться» для многих людей, особенно не так давно пришедших к вере, бывает иногда довольно непросто. И «вывернув душу наизнанку», испытать потом желание заплакать – вполне естественное ощущение.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Почему в церкви хочется плакать?

Нам пришло такое письмо:

«Была вчера в православном храме. Ушла с тяжелым сердцем: все кругом хмурые, кто-то плачет. Почему православные такие грустные? Почему никто не радуется? У меня соседка ходит в храм — я тоже редко когда вижу ее улыбающейся. Что с православными не так?»

Что на это можно ответить? Что с православными не так?

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Человек может плакать в церкви, когда испытывает покаяние за свои неблаговидные поступки, помыслы, слова

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

► Духовная жизнь начинается со слёз

Митрополит Лимассольский Афанасий

Список тем вопросов / Вопросы священнику

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Если нет улыбки — это не значит, что нет радости

Радость означает не веселье, а наоборот — мир на душе и спокойное состояние духа. Это состояние, когда ты можешь быть абсолютно серьезен внешне, много молчать, но при этом быть счастливым человеком.

А вот шумное веселье и смех — это, скорее, наоборот — свидетельство глубокого одиночества в человеке.

Слезы в церкви без причины

Если вы заметили слёзы во время исповеди, это знак того, что вы от чего-то очищаетесь или злая сила не дает вам полностью насладиться молитвами.

Это состояние возникает потому, что вы можете совершать тяжкий грех, в котором вам трудно признаться священнику, или потому, что негативная магическая энергия не пускает вас в храм.

Известно, что люди, которые занимаются колдовством, могут не входить в храм вообще – их начинает трясти и им становится плохо. Обычно это связанно с их деятельностью. Поэтому, если вы гадаете, обращаетесь к ним или совершаете поступки, не принимаемые церковным учением, стоит провести работу над собой и покаяться священником.

Плач во время вечернего богослужения означает, что постепенно вы избавляетесь от какого-то греха или неприятностей. Слёзы могут быть вызваны в это время проникновенностью молитвенными словами и божественными истинами.

Некоторые люди плачут потому, что их до глубины души тронули церковные песнопения.

Если человек плачет утром, когда читаются светлые воскресные молитвы, это признак большой беды и неприятности. Скорее всего, на нём порча или он сам совершает или совершит какой-то грех, который может отразиться на его детях или жизни вообще.

В некоторых случаях сам человек может быть и не виноват – просто в роду совершались грехи, например, мать занималась приворотом, гаданиями, в семье было самоубийство или убийство. Такие грехи накладывают негатив на все поколение, поэтому нет ничего удивительного, что дети или внуки грешников плачут в храме за проступки своих отцов.

И только искреннее раскаяние человека, который сотворил зло, поможет избавиться от такого явления, как слёзы в храме.

Является ли плачь в церкви плохим знаком

В некоторых случаях на вопрос «отчего рыдаешь в храме?» — многие люди дают ответ, что данное является очевидным показателем наведения порчи, проклятия либо сглаз. Веровать в это либо нет также личное дело любого человека. Однако люди заявляют, что, прибывая в храм и выражая подобные чувства индивид как будто бы ощущает, что с ним происходит что — то не ладное. И когда человек заходит в монастырь у него возникает мощное стремление рыдать.

Для определенных богомольных людей плач в храме — это предлог, для того чтобы посещать непорочную местность почаще либо отправиться и исповедаться. Однако говорить, что это так, не под силу совершенно ни одному человеку. Так как имеется группа людей, что попросту не верует ни в какие сглазы либо проклятия.

Почему православные плачут в храме?

Сложилось так, что часть людей приходят в храм только тогда, когда больше некуда идти. Болезни, проблемы в семье, трудности в работе. Сначала человек пытается управиться сам, потом понимает, что самому управиться не получается (и вообще все в жизни не получается), и вот тогда он идет в церковь. И там ему не до улыбок, потому что не до улыбок ему и за стенам храма.

Читайте также:
Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут

Это значит, что не православие учит людей скорбеть, а к вере обращаются порой лишь тогда, когда ничего, кроме скорбей в жизни не остается.

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Молитва — это не печаль

В храме молятся. Насчет православной молитвы в обществе сложилось тоже много предрассудков — большей частью от незнания.

Молиться — это не значит печалиться. Это значит душой и духом обратиться к Богу. Это величайшее утешение для души, хотя и труд для нее — потому что мир приучил нас быть развлеченными и поверхностными.

См. также: Что такое молитва? Как правильно молиться?

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Одной из самых распространённых причин, почему в церкви хочется плакать, является сильная вера в Бога

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Православные не улыбаются в храме? Вообще, это неправда!

Это, действительно, неправда. Посмотрите украдкой на людей после причастия или после утешающей исповеди. Они улыбаются! Просто это улыбка немного другая — не светская озорная, а глубокая и идущая от самых человеческих глубин.

И вообще: если нет улыбки — это не значит, что у человека нет радости или у него все плохо. Может быть, как раз наоборот!

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Кто-то плачет в храме, когда все вроде хорошо — это тоже нормально

Слезы в храме — могут быть от скорби (развод, болезнь), а могут быть от той глубины переживаний, которые дает молитва. Многие спрашивают: «почему иногда хочется плакать, когда приходишь в храм?». Может быть, от того, что душа вдруг наконец-то оказывается там, где там, где ей хорошо? И слезы сами подступают к глазам, как у родителей, которые встречают свое дитя?

Слезы могут быть, действительно, и от сокрушения по собственным грехам. Это не самобичевание и это не значит, что религия учит человека быть несчастным. Когда у вас что-то не получается и вы плачете, это не значит, что дело, которым вы занимаетесь, делает вас несчастным. Это значит только одно: у вас не получается, и вы переживаете.

Духовная жизнь — это величайшее дело. Божий Замысел о человеке велик: мы все созданы для святости. Но проходит день, и ты видишь, что вместо святости и преумножения любви ты дал миру много гнева, раздражения, обмана и осуждения, и так день ото дня, день ото дня.

Когда Господь — главное для тебя, от понимания о себе вот таких вещей хочется плакать. И это абсолютно нормально. Это вообще не самобичевание!

См. также: Что такое покаяние?

Иногда священники предупреждают своих духовных чад от чрезмерного «увлечения слезами» — чтобы не перепутать духовную жизнь с эмоциями. И даже наоборот: стараются направить плачущего и унывающего в мирное русло.

«Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: „Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи…“. Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение».

игумен Никон (Воробьев)

Покаянный плач или истерика

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Читайте также:
Мощи святого Николая Угодника: история, где сейчас находятся, российские храмы с мощами святителя

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

Почему при молитве наворачиваются слезы?

Православные какие-то неприветливые в жизни? Не все, но возможно!

Иногда может показаться, что православные не очень приветливые в жизни. Однако под неприветливостью часто понимают ту же сосредоточенность христианина. Это у нас есть желание поболтать, пошутить, провести время за каким-то разговором. У христианина есть понимание, что многое, из чего состоит обычное общение — на самом деле бесполезная трата времени. Причем, это на самом деле так: большинство разговоров есть пустая трата времени.

Так что, сосредоточенность и, может быть, какая-то внешняя неотзывчивость — это не какое-то высокомерие со стороны христианина. Он просто хочет «побыть на волне», которая ему кажется более правильной.

Православие — религия радости, но не веселья

Веселье — это буйство эмоций. Радость христианина — это спокойное мирное состояние, которое на самом деле гораздо полнее крепче и плотнее любой мирской радости. Это и есть смирение: мирная радость и такое же спокойное приятие трудностей.

Православие — это именно что религия радости и любви, потому что именно о Любви заповедал Христос, и именно любовью Христовой живет каждый христианин. И ничто кроме радости не может быть от понимания, что Господь Бог устраивает все в нашей жизни промыслительно. И даже то, что на первый взгляд не вписывает в наши планы — это только на благо душе. Какая может быть скорбь, когда все, что с нами происходит — это по Волей Божией и нашего ради спасения!

Другое дело, что в непрестанной радости умели жить только святые. А мы не святые. И люди, которые ходят в храм — они тоже самые простые люди, которые учатся жить по заповедям. Они не всегда могут быть разумными, они не всегда могут хранить мир в душе и не всегда могут делать все правильно и с рассуждением. Если бы все были святыми, то и храмов бы в том виде, в котором они есть, не существовало — люди были бы святыми и храм был бы в каждом доме и каждый дом был бы храмом.

В нашем же мире, где у каждого израненная и больная душа, храмы — это больницы. Там собираются самые разные люди, с самыми разными жизнями. И в храмах рождается молитва, совершаются Таинства, люди говорят с Богом, стараются оказаться близко к нему настолько, насколько это можно.

И в храмах ежедневно происходят чудеса.

И счастлив тот, кто на собственном опыте познал это!

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Голгофа — Чем на самом деле является Голгофа?

Гора Голгофа

С иврита слово «голгофа» — это «лобное место». Иными словами, территория, на которой казнили людей. В христианстве этот термин олицетворяет одну из самых важных святынь и мест поклонения всех христиан. Согласно сказаниям, Голгофа — это название горы, на которой был распят Иисус Христос.

Таким образом, это место является олицетворением конца земной жизни сына Божьего и начала его небесного пребывания до момента Страшного Суда.

Для истории Голгофа, как место распятия Иисуса, играет достаточно важную роль. Следует помнить, что на этом месте разгорались важные или даже переломные исторические события. Точно неизвестно, что произошло на Голгофе, если не учитывать классическую версию событий. Поэтому в настоящее время все события из жизни Иисуса Христа подвергаются всестороннему изучению, дабы пролить на них свет истины.



История и местоположение

В Древнем Израиле была популярна казнь для особо опасных преступников – их распинали на деревянных крестах, и они страдали в течении нескольких дней, медленно умирая. Но место для такой казни должно быть на возвышении, чтобы потенциальные преступники видели, что их может настигнуть после нарушения закона.

Интересно о православии:

  • Почему православных верующих называют «раб Божий»
  • Как правильно православным относится к животным
  • Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных

Кроме этого, место казни не может находиться в черте города, ведь это оскверняет его, а для евреев важно была чистота. Поэтому, Голгофа – это было лобное место неподалеку от Иерусалима времен Иисуса Христа. С тех пор город существенно увеличился в размерах и лобное место сегодня находится где-то в западной его части. Археологические раскопки ведутся уже давно. Они не дадут ответов о сакральном значении Жертвы Христа, но они могут понять исторический контекст и понять культуру того времени.

После 135 г. н. э. Иерусалим был полностью перестроен, поэтому документы тех времен не могут ответить на вопросы археологов. Тем не менее, известно, что на месте Гроба Господня возвели языческий храм Афродиты. А вот Голгофа возвышалась над каменоломней, которую засыпали со временем. Поскольку сам выступ был около 5 высотой, он остался на месте, там, где его продолжительно нашли епископ Макарий и царица Елена.

Для сведения! Альтернативным местоположением лобного места стала скала на севере Иерусалима, которая напоминала череп по своей форме.

Историческое расположение места

Если говорить о Голгофе как о «лобном месте», на котором встретил свою судьбу Иисус Христос, то оно должно иметь реальные географические координаты. Учитывая традиции I века нашей эры, царящие тогда в Иерусалиме, Голгофа находилась за стенами города. Это делалось для того, чтобы не осквернять нечестивым действом (казнью), священные границы города. Поэтому в I веке Голгофа находилась на северо-западе от города. В наше время на этом месте расположен Храм Гроба Господня, находящийся в районе старого квартала Иерусалима.

На данный момент это, по сути, обычное здание, в котором расположены три христианских святыни: Гроб Господня, Голгофа, плита Помазанья. Существуют и другие версии исторического расположения Голгофы. Некоторые учёные уверены, что это место располагалось на севере Иерусалима в непосредственной близости к Дамасским воротам. Существует легенда, что Голгофа — это место захоронения самого Адама, однако подтверждающих фактов этому не было найдено.

Значение Голгофы в православии

Голгофа относится к незыблемым символам христианства, но часто, данное слово используется как термин, и его истинное значение зависит от контекста, в котором оно употребляется. В данной статье мы рассмотрим разные вариации значений данного слова, начиная от христианского символизма и заканчивая фактическим, географическим расположением.

Наша религия полна символов, сюжетов, образов, при помощи которых можно понять саму суть христианства. Начиная от библии и заканчивая традиционной символикой в убранстве храма, мы видим множество символов, которые акцентируют наше внимание на той или иной мысли. Несомненно, это часть богатой культуры, что почитается множество веков и несет в себе самые сокровенные и весомые посылы.

Читайте также:
Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

В христианском понимании Голгофа тесно переплетена с распятием. Все мы знаем о библейском повествовании, о распятии Христа и его смиреной жертве, которой он искупил грехи всего человечества. Этот символ часто встречается в храмах, и полностью повторяет библейский сюжет.

Многие верующие хранят малые Голгофы в собственных жилищах, где они занимают почетное место на домашнем алтаре. Визуально Голгофа в христианском понимании выглядит как художественная инсталляция распятия Спасителя. Проще говоря, это фигурка, на которой изображается Иисус на кресте. Бесспорно, это один из сильнейших христианских символов, который акцентирует наше внимание на жертве Спасителя за грехи человечества, на его самоотдаче, уверенности в своей вере.

Еще одним из символов, которые обязательно присутствуют на христианской Голгофе, это череп и кости внизу фигурки. Глобальный посыл этого символа заключается месте захоронения Адама. Предание гласит, что у подножия Голгофы захоронены останки Адама, а распятый на горе Христос, символически искупает первородный грех человека.

В качестве материала для изготовления малой Голгофы используется древесина ценных пород или фанера. Голгофы резные занимают почетные места в алтарях храмов, а так же в домах православных христиан.

Географическое и историческое значение термина «Голгофа».

В переводе с иврита, Голгофа означает «лобное место». Говоря иначе – место казни людей. Здесь термин приобретает еще одну сильную символическую линию, которая, несомненно, связана с христианством – это символика окончания земной жизни человека.

Если говорить о географическом расположении Голгофы, то в современное время там находится Храм Гроба Господня. Во времена библейских событий, Голгофа находилась за чертой города. В наши дни Иерусалим существенно возрос в размерах, и данная территория уже находится внутри города, с так называемом старом квартале.

Еще одно понимание слова Голгофа

Не многие из нас слышали католическое выражение: «каждый взойдет на Голгофу», которое широко распространено в странах Европы. Но у нас есть свое выражение, которое отображает подобный подтекст, и хорошо нам знакомо: «каждый несет свой крест». Смысловая нагрузка у обоих выражений одинакова, и олицетворяет собой жизненный путь каждого из нас.

Мы занимаемся изготовлением различных типов Голгоф для храмов, вы можете заказать такие голгофы у нас на сайте.

Иное понимание слова «Голгофа»

Существует выражение:«каждый взойдёт на Голгофу». На просторах отечественных стран это выражение претерпело небольшие изменения и поэтому звучит следующим образом:«каждый несёт свой крест». Хотя это два разных предложения, смысл один и тот же.

Следует помнить, что Иисус пожертвовал собой ради спасения человечества. Он проповедовал любовь и взаимопонимание, однако его отец — владыка небесный или Бог разозлился на людей, поэтому все мы по жизни несём собственный крест, восходим на свою Голгофу. В данном контексте «Голгофа» и «крест» олицетворяют проблемы, жизненные неурядицы, личностные страдания и другие препятствия, которые мешают продвигаться по жизни.

Многие теологи трактуют подобное суждение иначе. По их мнению, тот, кто способен взойти на Голгофу, достоин прощения и жизненного успеха. Другими словами, преодолевая трудности, мы повторяем подвиг Иисуса, испытываем его страдания. Каждый взойдёт на Голгофу, потому что все люди являются божьими созданиями, такими же как и сам Иисус. В новейшей истории слово «Голгофа» используется в других значениях, например, для обозначения места, где человеку приходится уж очень несладко.

Когда в начале ноября 2012 года под нефом построенной кайзером Вильгельмом II церкви Христа Искупителя в Иерусалиме был открыт археологический парк «Сквозь времена» (Durch die Zeiten), между делом было также объявлено о сенсации. «Указанная в соседнем храме Гроба Господня скала вполне может считаться новозаветной Голгофой», — подчеркнул Дитер Вивегер (Dieter Wieweger), директор Немецкого евангелического института в Иерусалиме и один из лучших в мире знатоков древнего Иерусалима. Интенсивные раскопки, которые Вивегер вместе со своей командой проводил на месте созданного археологического парка, убеждают также и других известных исследователей старины. Таким образом, здесь произошла встреча науки и мистической традиции.

Предыстория: на скале, расположенной внутри крепостных стен Иерусалима, которую Елена, мать римского императора Константина (около 270-337), около 326 года называла, согласно местным преданиям, Лобным местом и на которой, как указывают четыре евангелиста, был казнен Иисус, Константин построил первую церковь Гроба Господня в память в страданиях и воскресении Христа.

Поскольку место строительства находилось в старом городе, в 19-ом веке его идентификация стала вызывать всеобщее сомнение. Дело в том, что подобная локализация внутри античного города противоречила не только Евангелиям, но и иудейским правилам, согласно которым казни и похороны должны были проходить за городскими стенами. Кроме того, в самой церкви Гроба Господня уже в течение нескольких столетий нельзя было ничего увидеть, поскольку фундаменты были полностью перестроены и переделаны.

Голгофа как каменоломня

Исследования Немецкого евангелического института, который с 2007 года является исследовательским центром Немецкого археологического института, в последнее время представили большое количество доказательств того, что это место во времена Христа должно было находиться вне города. Кроме того, оно, вероятно, было расположено там, где в течение долгого времени находилась каменоломня, что вполне подходит под описание Голгофы. В момент смерти Христа это место ни в коем случае не могло находиться в населенном районе.

Во времена Иисуса Голгофа оставалась последним нетронутым куском скалы в каменоломне, однако качество добывавшегося там материала уже не соответствовало требованиям строительства, и поэтому римляне начали использовать это место для казней. Император Адриан (76 – 117) приказал возобновить работы на этой каменоломне для того, чтобы воздвигнуть в Иерусалиме новый главный храм Венеры на том месте, которое «другие евреи» (так римляне называли первых христиан в Иерусалиме) уже почитали особым образом.

Строительство языческого храма после подавления еврейского восстания Бар-Кохбы было задумано как умышленное осквернение этого места. Евреям под страхом смертной казни было запрещено в то время входить в Иерусалим.

Кольцо в углублении

Что касается значения Голгофы, то иерусалимские греки, имеющие здесь самый старый и ревностно защищаемый ими патриархат, никогда не имели сомнений по этому поводу. «Когда мы освободили вершину Голгофы, — сказал археолог Тео Митропулос (Theo Mitropoulos) во время нашей встречи в церкви Гроба Господня, — мы поняли, что это место не видел никто в течение последних 800 лет. Оно было завалено обломками горной породы, а еще сверху — мрамором. Кроме того, его передняя часть была покрыта слоем извести и загорожена мраморной плитой».

Митропулос в 1986 году получил от греческого патриарха заказ на проведение работ по расчистке центрально части церкви Гроба Господня. Когда я посетил его спустя много лет, он включил за алтарем небольшую лампу и указал на сломанное каменное кольцо, находившееся под стеклом в углублении скального блока из пепельно-серого известняка. «Это именно то место, где был распят Господь. Мы его не искали. У нас не было никакого представления о том, что здесь мы можем что-то найти, кроме голых камней, и мы были невероятно взволнованы, когда мы неожиданно обнаружили это кольцо. Поскольку нам сразу стало ясно, что это именно то место, которое с древних времен почиталось как Голгофа, где было совершено распятие на кресте».

Читайте также:
Православие и политика: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Реставрация из-за массы паломников

Все это произошло несколько лет назад. Поток паломников тогда значительно вырос. Около 6 тысяч посетителей поднимались ежедневно по лестнице, расположенной справа за входными воротами церкви Гроба Господня, ведущими в часовню на Голгофе. Из-за растущего количества паломников греческий патриархат в Иерусалиме поручил исследователю старины из Фессалоников вместе с Джорджем Лавасом (George Lavas) основательно реставрировать эту часовню и при этом открыть в районе алтаря находящиеся под ним камни.

Мраморные плиты, закрывавшие это пространство, должны были быть замены на стеклянные панели. До этого паломники могли только через проделанное отверстие в облицовке под алтарем прикоснуться к этому месту в благочестивой вере в то, что они дотрагиваются до камней той самой Голгофы, на которой был казнен Иисус из Назарета. То, во что они верили, после работ, проведенных Лавасом и Митропулосом, мы можем увидеть теперь собственными глазами.

«Мы убрали облицовку 19-го века и тщательно изучили сейсмическую трещину, расколовшую скалу сверху донизу, на глубину почти 16 метров», — отметил Митропулос. – Затем, слой за слоем, мы стали снимать наполнитель и известковую штукатурку до уровня времен (патриарха) Модеста, который в 6-м столетии первым начал строительные работы по возведению часовни на этом холме».

Скальные породы убрали без церемоний

До этого с горными породами обращались более бесцеремонно. Архитекторы императора Константина с трех сторон сократили их таким образом, чтобы они уместились в новую базилику. Только одну выступающую вверх центральную часть скалистого холма они не тронули. В находящемся на расстоянии в ширину двух ладоней углублении на самой вершине Митропулос обнаружил «графитти» 4-го века в виде крестообразной розы ветров в квадрате, и этот рисунок был точным, как компас и представлял собой своего рода обозначение того места, в котором не только находится первое изображение креста, но оно еще и выполнено в форме греческой буквы «Хи» (X) как монограмма Христа в виде «mundus quadratus».

Это отображение всего мира. «После этого стало совершенно ясно, что в случае с каменным кольцом в углублении речь должна идти о том креплении, о котором паломница 4-го века Этерия сообщила, что в нем в страстную неделю на Голгофе вновь был вставлен и поднят в литургических целях крест, найденный матерью императора Еленой».

Грубый ствол, необструганные перекладины

Само каменное кольцо, напротив, выдает еще и дополнительную информацию. Его диаметр составляет 11 сантиметров. Это означает, что крест мог быть высотой всего 2,20 метра, максимально – 2,50 метра. Как была соединена поперечная перекладина со стволом, веревками или металлическими скобами, — этого мы не знаем. В отличие от большинства изображений распятия, в этом кольце на самом деле стоял грубый круглый ствол, а не хорошо обтесанные доски. Тот, кто был прибит к нему гвоздями, находился на небольшой высоте. Тот, кого истязали на этом деревянном кресте, судя по всему, умер в непосредственной близости от толпы и на глазах у своей матери.

Однако с таким количеством исторических реконструкций многие ученые пока еще не могут согласиться даже в том случае, если они принимают версию Вивегера. Они считают, что реалистическое оформление Голгофы возникло только в ходе ее почитания после того, как христианство распространилось благодаря Константину. Но, кто знает, — возможно, раскопки представят новые доказательства тесной связи между верой и разумом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Норильская Голгофа

Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.

Христианская символика

Христианская религия полна различными символами. Одним из них является крест Голгофа.

Этот схимнический символ представлен в виде православного креста, который находится на горе Голгофе, обычно изображённой в виде ступеней по обе стороны креста. Под ступенями расположены череп и кости, что свидетельствует о смерти, постоянно присутствующей на этом месте. Из основания креста выходит копьё и трость с губкой.

В современных христианских традициях символ креста Голгофы практически не используется, за исключением вышивки на аналаве и парамане.

Что такое Голгофа и где она находится?

Много веков вопрос о существовании Иисуса Христа как исторической личности, подлинности Его смерти и месте страданий (Голгофе) занимает умы людей. Данные археологических раскопок подтверждают евангельский рассказ о жизни и крестной жертве Спасителя и дают христианам зримое доказательство веры. Где же находится Голгофа?

  1. Понятие о Голгофе
  2. Исторический экскурс
  3. Современная Голгофа
  4. Второе местонахождение Голгофы

Понятие о Голгофе

Голгофа – небольшой скалистый холм за городскими стенами, расположенный к северо-западу от Иерусалима, который, согласно Новому Завету, стал местом Распятия Иисуса Христа (Мк. 15:22; Мф. 27:33; Ин. 19:17-18).

Название Голгофа (в Евангелии «Лобное место») буквально переводится как «череп» или «лоб», потому что на ней по одной версии складывали черепа казненных преступников, по другой – холм округлой формы, похожей на голову.

По преданию Церкви, а также мнению некоторых историков, археологов и теологов тело Спасителя, висящее на Кресте, располагалось непосредственно над могилой Адама. Капли Крови Христовой, попав на прах первочеловека, омыли его и все человечество в лице праотца от грехов. «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею Кровью мой череп» – сбылось пророчество Адама.

Голгофа и Гроб Господень – главные святыни христианства.

Исторический экскурс

В I веке Лобное место располагалось за пределами Иерусалима, но по мере разрастания города оказалось в его западной части.

В 70 году римляне вступили в Иерусалим и полностью разрушили его.

Император Андриан стер город с лица Израильской земли. Все священные места были уничтожены, на месте Голгофы в 135 году возведены Капитолий с капищем Венеры (Астарты) и форум. А вместо храма Соломона красовался предел языческого бога Юпитера. Город получил название Элия Капитолина.

Читайте также:
Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

В IV веке при святом императоре Константине, когда христианство стало официальной религией Римской империи, мать правителя святая Елена в 325 году совершила паломническую поезду на Святую землю. По ее указанию и содействие еп. Макария Иерусалимского провели раскопки величайших христианских святынь. Были обнаружены: место погребения Спасителя, Крест, на котором распяли Христа, 4 гвоздя и табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).

Фото: Travelify.ru

Святая Елена заложила первый храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова). Его торжественно освятили осенью 335 года в присутствии представителей духовенства различных конфессий и Константина Великого.

Во время персидских и арабских завоеваний и в период крестовых походов (VII-XII вв.) место казни Иисуса и храм Воскресения Христова несколько раз разрушали и отстраивали заново. В 1808 году в Храме случился пожар. В 1545 и в 1927 годах он пострадал при землетрясении.

Современная Голгофа

Место распятия Господа в наше время – часть храма Гроба Господня в Иерусалиме. От прежнего холма, где проводились позорные казни, осталась лишь скала, которую многократно выравнивали и обтесывали. Размер Голгофы в XXI веке: 4,5*11,5*9,25 м. От крестов, установленных в скалистой породе, остались отверстия.

Фото: Ru.wikipedia.org

Над местом водружения Животворящего Креста Господня расположен православный греческий алтарь, сделанный из розового мрамора.

Фото: Ru.wikipedia.org

В застекленном проеме можно увидеть, и встав на колени приложиться к подлинной скале Голгофе. Здесь же паломникам видна расщелина в камне, образовавшаяся во время землетрясения, случившегося, когда Иисус Христос умер (Мф. 27:51).

Фото: Ru.wikipedia.org

На месте пригвождения Спасителя ко Кресту расположен католический алтарь. Под аркой с южной стороны от Голгофы расположена скульптура Скорбящей Мадонны (Мадонна Долороса), которую подарила Храму в XVIII веке королева Португалии Мария I.

Второе местонахождение Голгофы

С конца XIX века группа исследователей выдвинула версию о расположении Лобного места на севере города у Дамасских ворот (Садовая могила). Генерал Гордон, предполагая, что преступников казнили за городскими стенами, решил, что она никак не может находиться в храме Воскресения Господня.

Альтернативная Голгофа представляет собой скалу, напоминающую формой череп, в которой отчетливо видны 2 глазницы. Некоторые считают, что в них расположены 2 могилы – Евы и Адама. Место получило название Садовая могила.

Фото: Ru.wikipedia.org

В трех минутах ходьбы от нее обнаружили гробницу, и предположили, что в ней было положено тело Христа. Гробница находилась в виноградном саду. Рядом с ней нашли углубление, которое, скорее всего, использовалось первыми христианами для совершения Таинства Крещения. А в помещении рядом, вероятно, проходили Агапы. Англиканская церковь на месте Садовой могилы открыла парк для посетителей.

Традиционные конфессии (православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы) считают подлинную Голгофу, расположенную в храме Гроба Господня. Садовая могила почитается как место распятия и погребения Спасителя протестантами (баптисты, англикане и другие).

Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус

Обновлено: 1 Апр, 2019

Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан, расположенное на окраине города трёх религий. Это место неразрывно связано с возникновением главной мировой религии, и до сегодняшнего дня тысячи людей ежедневно совершают сюда паломничество.

Общие сведения

Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.

В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Современная Голгофа

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.

Читайте также:
Колокольный звон: виды и значение, сила и особенность звона колокола, польза и целительные силы

Практическая информация:

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 7 Мар, 2019 Стена Плача (Западная Стена) – это уцелевшая часть…

Обновлено: 24 Сен, 2021 Святая Гора Афон в Греции – небольшой полуостров, одно из…

Обновлено: 3 Мар, 2019 Елеонская гора, тянущаяся с севера на юг вдоль восточной…

Обновлено: 27 Мар, 2019 Одним из священных мест для еврейского народа является гора…

Голгофа — Чем на самом деле является Голгофа?

Существуют некоторые термины, смысл которых может сильно варьироваться. Причём это может происходить не только из-за контекста, но ещё и по причине нескольких смысловых окрасок, которые эти термины имеют. Дабы не выглядеть глупо в той или иной ситуации, люди пытаются изучать подобные слова. Однако существуют моменты, когда человеку не под силу осознать суть определённого понятия. Например, многие люди не знают, что такое Голгофа. А если кто-либо и понимает, что это гора в Иерусалиме, он совершенно не догадывается, какой ещё смысл несёт это слово. Чтобы пролить свет на тайну понятия «Голгофа», мы окунёмся в историю происхождения христианства.

Гора Голгофа

С иврита слово «голгофа» — это «лобное место». Иными словами, территория, на которой казнили людей. В христианстве этот термин олицетворяет одну из самых важных святынь и мест поклонения всех христиан. Согласно сказаниям, Голгофа — это название горы, на которой был распят Иисус Христос.

Таким образом, это место является олицетворением конца земной жизни сына Божьего и начала его небесного пребывания до момента Страшного Суда.

Для истории Голгофа, как место распятия Иисуса, играет достаточно важную роль. Следует помнить, что на этом месте разгорались важные или даже переломные исторические события. Точно неизвестно, что произошло на Голгофе, если не учитывать классическую версию событий. Поэтому в настоящее время все события из жизни Иисуса Христа подвергаются всестороннему изучению, дабы пролить на них свет истины.

Историческое расположение места

Если говорить о Голгофе как о «лобном месте», на котором встретил свою судьбу Иисус Христос, то оно должно иметь реальные географические координаты. Учитывая традиции I века нашей эры, царящие тогда в Иерусалиме, Голгофа находилась за стенами города. Это делалось для того, чтобы не осквернять нечестивым действом (казнью), священные границы города. Поэтому в I веке Голгофа находилась на северо-западе от города. В наше время на этом месте расположен Храм Гроба Господня, находящийся в районе старого квартала Иерусалима.

На данный момент это, по сути, обычное здание, в котором расположены три христианских святыни: Гроб Господня, Голгофа, плита Помазанья. Существуют и другие версии исторического расположения Голгофы. Некоторые учёные уверены, что это место располагалось на севере Иерусалима в непосредственной близости к Дамасским воротам. Существует легенда, что Голгофа — это место захоронения самого Адама, однако подтверждающих фактов этому не было найдено.

Иное понимание слова «Голгофа»

Существует выражение:«каждый взойдёт на Голгофу». На просторах отечественных стран это выражение претерпело небольшие изменения и поэтому звучит следующим образом:«каждый несёт свой крест». Хотя это два разных предложения, смысл один и тот же.

Следует помнить, что Иисус пожертвовал собой ради спасения человечества. Он проповедовал любовь и взаимопонимание, однако его отец — владыка небесный или Бог разозлился на людей, поэтому все мы по жизни несём собственный крест, восходим на свою Голгофу. В данном контексте «Голгофа» и «крест» олицетворяют проблемы, жизненные неурядицы, личностные страдания и другие препятствия, которые мешают продвигаться по жизни.

Многие теологи трактуют подобное суждение иначе. По их мнению, тот, кто способен взойти на Голгофу, достоин прощения и жизненного успеха. Другими словами, преодолевая трудности, мы повторяем подвиг Иисуса, испытываем его страдания. Каждый взойдёт на Голгофу, потому что все люди являются божьими созданиями, такими же как и сам Иисус. В новейшей истории слово «Голгофа» используется в других значениях, например, для обозначения места, где человеку приходится уж очень несладко.

Норильская Голгофа

Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.

Христианская символика

Христианская религия полна различными символами. Одним из них является крест Голгофа.

Этот схимнический символ представлен в виде православного креста, который находится на горе Голгофе, обычно изображённой в виде ступеней по обе стороны креста. Под ступенями расположены череп и кости, что свидетельствует о смерти, постоянно присутствующей на этом месте. Из основания креста выходит копьё и трость с губкой.

В современных христианских традициях символ креста Голгофы практически не используется, за исключением вышивки на аналаве и парамане.

Заключение

Итак, в статье мы прибегли к фактам, которые позволили выяснить, что «Голгофа» — это не только историческое место распятия Иисуса Христа, но ещё и духовный термин, имеющий глубокий смысл. Тем не менее учёные до сих пор изучают этот исторический феномен с целью его наиболее точного познания. Быть может, термин несёт совершенно иной смысл, о котором мы и не догадываемся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: