Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

Как давать сдачи, подставляя другую щеку?

В прошлом номере вы затронули важную тему о детях, которые постоянно оказываются в роли жертв. Моему ребенку семь лет, он растет тихим и безобидным, и я очень боюсь, что он может попасть в эту категорию детей, — я неоднократно наблюдала, как его задирают другие ребята. Папа учит его давать сдачи и говорит, что парень должен уметь постоять за себя. Но как же совместить это с Евангелием, которое учит нас прощать обидчиков? Наталья

Чтобы ребенок не становился «мальчиком для битья», в нем с самого начала нужно воспитывать чувство собственного достоинства. Ребенок должен понимать, что чувство собственного достоинства есть и в других людях. Поэтому необходимо воспитывать в маленьком человеке уважение к себе и другим.

Протоиерей Федор БОРОДИН, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, отец шестерых детей:

Протоиерей Феодор Бородин

— Некоторые считают Евангельский призыв подставить обидчику другую щеку проявлением слабости. На самом деле это проявление внутренней силы и крепости, которую может даровать только Христос. Любовь к врагу — это вершина христианства, реализованного в человеке. Но достичь этого бесконечно тяжело. Здесь важно не пытаться перескочить через ступеньку. Христос сказал: «любите врагов ваших», и дальше: «молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28). И вот, когда человек начнет молиться за обижающих, он вступит на первую ступеньку, ведущую к вершине, которая для нас пока недосягаема. Допустим, в классе есть ученик, который ведет себя неадекватно, всех задирает. Если ребенок найдет в себе силы за него помолиться, Господь будет на его стороне и поможет выйти христианином из этого конфликта, даже если ситуация сложится так, что придется давать физический отпор. А может быть — и не придется! С Божией помощью выход из положения часто оказывается намного лучше, чем мы можем себе предположить.

Обстоятельства, когда ребенку приходится противостоять агрессии, — серьезный вызов для маленького христианина. Как поступить? Отец Всеволод Шпиллер как-то на вопрос одного мальчика, что делать, когда к нему в школе постоянно лезет драться другой мальчик, ответил примерно так: « Когда он начнет приставать к тебе, ты твердо скажи ему: “Отойди”. Если он будет продолжать, ты еще раз скажи: “Отойди”. А если он не перестанет, тогда ты размахнись и дай ему оплеуху — но с большой любовью». Действительно, у ребенка не должно быть раздражения, ненависти. Можно даже не ударять, а специальными силовыми приемами удержать хулигана и затем объяснить ему, в чем он неправ.

Я считаю, что современные мальчики обязательно должны заниматься какой-то борьбой. В результате тренировок дети становятся уверенными в себе и, как правило, стараются избегать конфликтов любыми доступными способами, только в самом крайнем случае применяют физические навыки. Когда ребенок занимается борьбой, к нему уже не очень захочется приставать: хамство, наглость, желание задеть другого — обычно удел трусоватых людей, которым нужно утвердиться за счет слабого. Но если придется все-таки защищать себя или ближнего, цель у ребенка должна быть — не унизить человека, не высмеять, не опозорить, а остановить зло, но попытаться сделать это с любовью. Конечно, это очень сложно. Знаю это по своим сыновьям — кстати, они все у меня занимаются борьбой.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отец 12 детей:

Протоиерей Александр Ильяшенко

— Чтобы ребенок не становился «мальчиком для битья», в нем с самого начала нужно воспитывать чувство собственного достоинства. Оно не имеет отношения к гипертрофированному осознанию своей значимости, когда человек начинает превозноситься перед другими, навязчиво демонстрировать свои способности. Кроме того, ребенок должен понимать, что чувство собственного достоинства есть и в других людях, а потому нужно стараться не задеть это чувство, не отвечать, скажем, какими-то обидными словами во время спора, даже если покажется, что оппонент обидел первым. Поэтому необходимо воспитывать в маленьком человеке уважение к себе и другим. Все это начинается с семьи, с того, как родители строят взаимоотношения друг с другом и другими людьми.

Что требуется ребенку прежде всего? Любовь. А она как раз тесно связана с уважением. Любовь несет творческий заряд, и если ребенка любят, то к нему и относятся творчески. То есть не навязывают ему какие-то идеи, а стараются направлять, чтобы он умел себя правильно вести в любой среде, умел с честью выходить из трудных положений и, что немаловажно, умел бы не попадать в эти трудные положения.

А по поводу того, чтобы научить ребенка прощать тех, кто его обижает и бьет, — мы должны понимать, что нельзя попасть в Новый Завет, минуя Завет Ветхий. Тем более нельзя евангельские вершины подменять псевдоинтеллигентскими разговорами на темы «непротивления злу». Вспомните святых князей — они что, занимались такими разговорами? Нет, они действовали очень решительно и, как сообщают нам летописи, порой даже жестко. Но ради того, чтобы служить верой и правдой своему народу, ради Христа. Очень важны намерения, которыми руководствуется человек.

Читайте также:
Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

Мне кажется, очень важно для ребенка заниматься каким-либо видом спорта, развивающим благородные стороны характера, например, фехтованием, плаванием, конным спортом. Физически крепкий и благородный человек сможет постоять за правду и поступать великодушно по отношению к другим людям. А это уже шаги на пути к Новому Завету.

Подставь другую щёку. Может ли верующий постоять за себя?

Христиан часто ставят в ступор претензией: «Ваша религия — для тех, кто не может за себя постоять. Что это такое: “ударили по левой щеке, подставь правую”?» И в самом деле, есть Библия, где написано «подставь другую щёку». Это что, значит, и возразить нечего? А может, всё не столь однозначно, и есть толкование, согласно которому, христианину позволено за себя постоять?

Эта фраза действительно есть в Библии — в Нагорной проведи

Итак, такие слова в Священном Писании действительно есть. Причём исходят они не от простого библейского автора, а от самого Христа. Произнёс эту фразу Спаситель в известной Нагорной проповеди. Познакомимся с контекстом:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»

Казалось бы, всё однозначно: позволяй врагам делать с тобой всё, что хочешь, лишь бы сам зла не причинял. Это очень хорошо согласуется с обещанием Всевышнего самостоятельно покарать грешников:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»

Стало быть, терпим? Нет далеко не всё так однозначно, и парой взятых из Священного Писания цитат этот вопрос не исчерпать.

Иисус Христос не говорит прямо, а использовал образ для иллюстрации глубокой идеи

Ещё раз взглянем на контекст. Если бы Иисус Христос хотел бы сказать лишь одно: «Тебя бьют, а ты терпи», он бы не стал разжёвывать свою идею на три евангельских стиха. Стоит обратить внимание на детали текста.

На чём же Спаситель делает акцент? На отмене старого иудейского принципа — око за око. Вот, оказывается в чём суть фразы. Ну, даже если и так, то ведь это никак не избавляет нас от поучения подставлять другую щёку.

Эту фразу произнёс Христос в Нагорной проповеди

Конечно, нет. Но в то же время нужно вспомнить, как всегда Иисус Христос общался с людьми — через притчи. Он всегда пытался ввести какую-то аллегорию и через неё подать важную идею, таковых немало:

  1. Свет миру.
  2. Ловцы душ человеческих.
  3. Виноградари.
  4. Блудный сын.

Если внимательно перечитать Евангелие, станет ясно, что Спаситель почти ничего не говорит прямо. Соответственно, вводя в речь образ двух щёк, Он тоже говорит вовсе не о драке.

Слепое следование этому наставлению приведёт к ужасающему результату

Буквальная интерпретация способна привести нас к ужасающим выводам, например:

  1. Унизительная беззащитность. Человек подставляет левую щёку вместо правой, потом шею вместо другой щеки. Даёт всем над собой насмехаться, прощается с последней из своих вещей по первому требованию кого-то понаглее. Это уничижённое и жалкое существование.
  2. Бездумный формализм. Правоверный христианин позволяет ударить себя по одной щеке, потом, по всем правилам, подставляет другую, а после, выполнив требование Писания, наминает бока противнику.

Ни тот ни другой подход не хранит в себе возвышенный дух христианства. Оба случая никак неприложимы к учению Христа.

Понятно, что драка — это проиллюстрированное зло. Это способ сказать доступно для любой аудитории. Но что же подразумевал Спаситель?

Удар по щеке — это не прямой удар, а оскорбление или подлость, на неё нельзя отвечать тем же

Очень многое нам прояснит визуализация. На секунду представим то, что говорит Иисус Христос. Вот, человека бьют по правой щеке. Ничего здесь не настораживает?

Это не просто заметить, но всё же, если напрячься, то становится ясно: люди обычно бьют в левую щёку, так как большинство из нас правши, а потому первое своё действие они совершают ведущей рукой.

Читайте также:
Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

Удар в левую щёку — это признак того, что с большой вероятностью били тыльной стороной руки. Если бы не нужно было бы это подчеркнуть, Спаситель сказал бы: «Ударили по одной щеке, подставь другую». Но Иисус Христос позволяет погрузиться в ситуацию глубже.

Апостол Пётр заступается за Христа во время Его ареста

Удар тыльной стороной руки — это присущая иудейскому миру иллюстрация оскорбления, причём личного. Соответственно, отсюда можно сделать вывод: если оскорбили лично тебя, то не отвечай подлостью на подлость, не используй эти грязные методы твоего врага.

Конечно, это лишь версия, одна из интерпретаций. Но она открывает христианам, что есть более глубокие пласты учения Христа, и они не связаны с тем, чтобы терпеть чужие нападки.

Впрочем, нужно признать, что далеко не в каждом Евангелии есть деталь про правую и левую щёки.

Библия призывает не бездействовать, а, когда надо, защищать то, что любишь

И всё же это всё — лишь интерпретация. Откуда нам знать, подразумевал ли Иисус Христос нечто столь глубокое, либо за Ним просто не так записали, не задумываясь об особенностях использования рук в поединках.

Потому эта версия нуждается в прочном фундаменте. Вот если бы Священное Писание демонстрировало нам возможность праведника постоять за себя или кого-то ещё, это было бы уже другое дело.

К счастью, такие ситуации в Библии описаны. Например, известный эпизод, где Христос силой изгоняет торговцев из храма:

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»

Но тут можно возразить, мол, Спаситель — это Бог, в Его руках суд праведный. А кто сказал, что христианин может сам применять силу во праведное дело? Может! Об этом нам говорит Священное Писание:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Так что из любви можно рисковать даже жизнью. Но ведь это за других, не так ли? А если за себя, то бездействовать? Ни в коем случае. Священное Писание учит нас тому, что нет разницы между любви к себе и к ближним:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

И сразу уместен вопрос — а кто есть этот ближний? И снова у Христа находится ответ — в притче про доброго самаритянина. Там Иисус Христос ясно показывает, что ближним человеку может быть кто угодно.

К какому же выводу приводит нас это рассуждение? Пожалуй, к нескольким:

  1. Не следует отвечать на зло таким же злом.
  2. Но защищать то, что ты любишь, нужно.

При этом важно не путать защиту и нападение. Христианство много раз демонстрировало, что даже без ответа на зло злом можно выйти победителем. Хороший пример — биография отца Алипия (Воронова), который защищал монастырь от советских властей при помощи смекалки, а не какого-нибудь вооружённого противостояния.

Поэтому чем более гибким будет метод защиты, тем лучше. Но здесь каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Сила может быть праведной, если цель благая, как показал Христос, выгнав торговцев из храма (Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.)

Христианство не имеет конкретных учений на счёт допустимых методов противостояния врагам. Оно всё же — преимущественно религия любви, а потому деятели Церкви призывают решать все вопросы мирно и ни в коем случае не вредить другим, не нарушать заповеди, не творить зла. Причём слово «решать» в этом предложении ключевое. Верующий не должен бездействовать:

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

Так что никакого зла, и никакого равнодушия!

Боевых искусств это наставление не касается

Иногда в шутку, иногда серьёзно спортсмены интересуются, как им быть. Скажем, разве боксёр сможет состояться в своей деятельности, если будет подставлять щёки? Конечно, нет.

Мы всё же должны понимать, что заповеди относятся к жизни в миру, а спорт или искусство — это уже другие реальности, где есть свои условности, и в них нет того эмоционального и греховного элемента, который есть в реальных жизненных ситуациях.

Поэтому драка на ринге — это не драка, а спорт, поцелуй в кино — не блуд, а способ передать зрителю замысел сценариста. Так что подобные вопросы — о театре, о спорте и т.д. — вообще никак не соприкасаются с реальной жизнью, пока служат своим целям.

Читайте также:
Перепечинское кладбище: как доехать и адрес, часы и режим работы, памятники и могилы

Толкователи по-разному объясняют смысл фразы

Эта фраза по-разному трактуется разными выдающимися умами. Например, широко известны размышления на этот счёт Льва Толстого, хотя православная Церковь не во всём с ним согласна.

А вот Иоанн Златоуст понимал выражение прямо — не будешь отвечать на обиды, тебя не будут обижать:

«Здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду. Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых».

В «Толковой Библии» Лопухина сказано, что к каждому злу стоит подходить со своим мерилом, то есть всякий вопрос решать отдельно.

«»Зло”, о котором говорит Спаситель, всегда должно быть конкретным, и только таким образом решать вопрос, какому злу следует сопротивляться и какому нет. Если бы Христос говорил о “мировом зле” и о непротивлении вообще злу, то, несомненно, Его речь была бы Его слушателям непонятна. Кроме того, они могли бы усматривать в словах Христа и противоречие Его собственным действиям, потому что несомненно, что вся деятельность Христа была противодействием злу. А между тем, на указанное противоречие в словах евангелистов мы не встречаем никакого намека. Указывая, что в конкретных случаях не должно противиться злу, Христос в действительности указывает способы не непротивления, а противления злу терпением и кротостью».

Но в целом «Толковая Библия» придерживается того мнения, что лучше всего не отвечать на обиды, ибо это грех:

«Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно. Такова, по-видимому, главная мысль последних предложений 39 стиха и след».

Что значит подставить другую щеку?

Точка зрения Библии

Иисус Христос сказал: «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» (Матфея 5:39).
Что имел в виду Иисус? Побуждал ли он своих последователей молча сносить плохое обращение? Ожидается ли, что христиане будут молча страдать, не ища никакой правовой защиты?

Чтобы понять смысл слов Иисуса, нужно рассмотреть их в контексте, а также принять во внимание, кому они были адресованы. Перед тем как их произнести, Иисус упомянул о законе, который его слушатели хорошо знали из Священного Писания. Он сказал: «Глаз за глаз и зуб за зуб» (Матфея 5:38).
Закон, на который ссылался Иисус, записан в книгах Исход 21:24 и Левит 24:20. Следует отметить, что предусматриваемое им наказание «глаз за глаз» применялось только после суда: нарушителя закона приводили к священникам и судьям, которые тщательно исследовали обстоятельства дела и устанавливали, было ли преступление умышленным (Второзаконие 19:15—21).
Со временем иудеи стали применять этот закон неправильно. В XIX веке библеист Адам Кларк по этому поводу написал: «Создается впечатление, что иудеи стали пользоваться законом [глаз за глаз], дабы оправдывать затаенную ненависть и причинение зла обидчику. Нередко месть была беспощадной и влекла за собой еще большее зло, нежели то, которое ее вызвало». Однако Священное Писание никоим образом не одобряет месть и вражду.
Напротив, истинный смысл Божьего закона, данного израильтянам, становится понятен именно благодаря учению Христа из его Нагорной проповеди. Призывая подставить другую щеку, Иисус не имел в виду, что, если кого-то из его учеников ударят по одной щеке, тот должен буквально повернуться и подставить для удара и вторую. Во времена, когда писалась Библия (что можно сказать и о наших днях), пощечину наносили не для того, чтобы ранить человека физически, а чтобы его оскорбить или спровоцировать.
Очевидно, Иисус говорил о том, что, когда нас провоцируют на конфликт с помощью буквальной пощечины или злых слов, не следует отвечать обидчику тем же. Вместо этого нужно постараться разорвать порочный круг мести, не воздавая злом за зло (Римлянам 12:17).
К тому же слова Христа очень напоминают следующее высказывание Соломона: «Не говори: „Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним. Отплачу каждому по его делам“» (Притчи 24:29). Христиане готовы повернуть другую щеку в том смысле, что не поддаются на провокацию и отказываются идти на конфликт (2 Тимофею 2:24).

Читайте также:
Рука Фатимы или хамса у православных: история, смысл и значение, можно ли носить или нет, особенности

Можно ли прибегать к самозащите?
Подставить другую щеку не означает бездействовать, когда на нас нападают и хотят причинить физический вред. Иисус не подразумевал, что мы вообще не должны защищаться. Скорее, он имел в виду, что не следует применять силу, чтобы, поддавшись на провокацию, кому-то отомстить. Конечно, лучше избегать столкновений. Однако, если мы становимся жертвой преступления, вполне уместно защищаться и обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Ранние ученики Христа поступали по этому же принципу, когда дело касалось нарушения их прав. К примеру, во времена апостола Павла римская правовая система гарантировала гражданам определенные права. И Павел воспользовался этим, чтобы защитить свое законное право проповедовать благую весть, следуя повелению Христа (Матфея 28:19, 20). Во время проповеди в Филиппах власти арестовали апостола Павла и его товарища Силу и обвинили их в нарушении закона.
Затем их обоих публично высекли и без суда и следствия бросили в тюрьму. Когда же представилась возможность, Павел заявил о своих юридических правах. Узнав, что Павел римский гражданин, власти испугались и стали умолять его и Силу незаметно покинуть город. Таким образом, Павел создал прецедент «в отношении защиты и законного утверждения благой вести» (Деяния 16:19—24, 35—40; Филиппийцам 1:7).
Сегодня Свидетелям Иеговы также нередко приходится обращаться в суд, чтобы защитить свое право служить Богу. Такое происходит даже в тех странах, где, как считается, гражданам обеспечена свобода вероисповедания. Кроме того, Свидетели Иеговы, образно говоря, не должны подставлять другую щеку, когда против них совершается преступление или дело касается личной безопасности. В этих ситуациях они предпринимают законные шаги, чтобы защитить себя.
Итак, Свидетели Иеговы, будучи христианами, стараются отстаивать свои законные права, хотя и понимают, что их усилия не всегда оказываются успешными. Поэтому, подражая примеру Христа, они вверяют дело в руки Бога Иеговы. Они уверены, что Бог все видит и знает и что его возмездие будет полностью справедливым (Матфея 26:51—53; Иуды 9). Истинные христиане всегда помнят о том, что мщение по праву принадлежит только Богу (Римлянам 12:17—19). g 9/10 с. 10—11.

Мощи святого Федора Ушакова

Адмирал Федор Ушаков — легендарный командующий Черноморским флотом. Проведя множество блестящих сражений в морских водах и дослужившись до высокого звания, он сумел сохранить такие важные христианские качества, как простота, любовь и забота о ближних, вера в Бога. Ушаков причислен к лику святых и почитается не только в России, но и во многих странах за рубежом.

Мощи святого

О том, что мощи святого адмирала Ушакова оказались нетленными, стало известно в годы Великой Отечественной войны. Тогда Сталин учредил награду имени адмирала, и невольно стал подниматься вопрос относительно места погребения Ушакова.

Создали специальную комиссию, которая вскрыла могилу. В документах членов комиссии появилась запись о том, что тело не поддалось естественному процессу разложения. На основании этого в более позднее время Святой синод сделал вывод о святости Федора Ушакова.

Прославление и причисление к лику святых знаменитого флотоводца создало прецедент в Православной Церкви. Адмирал сделал неоценимый вклад в развитие своего отечества. Но, по свидетельствам приближенных к нему людей, никогда не зазнавался. Он был примером настоящего православного христианина, уповающего на Божье провидение.

Поэтому канонизация святого выглядит вполне логичной и справедливой. Важное событие состоялось в 2001 году на местном уровне Саранской епархии. А в 2004 году было принято решение об общецерковном прославлении святого. Память праведника почитается 5 августа.

К сведению! Святые мощи Федора Ушакова часто возят по городам России, и к ним всегда стекается много паломников. В основном местами пребывания раки бывают базы военно-морского флота, где моряки могут приложиться к мощам своего небесного покровителя перед Господом.

Читайте также:
Барнаульское чудо: история воскрешения Клавдии Устюжаниной

Читайте о других почитаемых православных святых:

Интересные факты

В истории русского народа Фёдор Ушаков славится тем, что за всё время своего командования не проиграл ни одного сражения и не отдал ни одного моряка в плен противнику. Он выходил победителем из боёв даже тогда, когда силы неприятеля значительно превосходили по численности его эскадру.

Важно! Благодаря заслугам Ушакова, Российская империя смогла войти в число самых сильных государств той эпохи.

История

Федор Ушаков появился на свет в дворянской семье, происходившей из старинного рода. Жили не очень богато, но родители Федора всегда прививали своим детям православные религиозные взгляды, воспитывали в них строгую нравственность и набожность. Отец мальчика, Фёдор Игнатьевич, в своё время служил в лейб-гвардии Преображенского полка. Федора-младшего также было решено отдать на обучение в Морской кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге. Его благополучно приняли, и пять лет молодой человек постигал азы морского дела.

Успешно окончив школу, молодой мичман получает распределение на Балтийский флот. На севере он получает ценную практику и опыт. Затем он отправляется на Азовскую флотилию. Как раз на рубеже XVII и XVIII веков Российская империя начинает кампанию по возвращению в свой состав побережья Чёрного моря.

В 1785 году капитан первого ранга Фёдор Ушаков приплыл на корабле «Святой Павел» в Севастополь. Через два года Турция вступила в войну с Россией. 29 июня 1789 года произошло первое победоносное сражение с эскадрильей противника. Превосходство было не на стороне русских моряков, но благодаря таланту Ушакова и его упованию на помощь Бога, им удалось одержать победу и обернуть в бегство корабли турков. Примечательно то, что он никогда не похвалялся перед начальством при докладах о ходе боев. Все заслуги Фёдор приписывал своей команде.

После убийства императора Павла I к власти пришёл его сын, Александр I. С этого момента адмирал Ушаков оказался не у дел и 19 декабря 1806 года всё же принял решение подать в отставку.

После жизни в Петербурге Фёдор Ушаков уехал в тихую деревню Алексеевку, которая находилась неподалёку от Санаксарской обители. В дни Великого поста жил в келье монастыря и наравне с монахами стоял на богослужениях. Не имея собственных детей и жены, он всегда помогал нуждающимся. Почти всё, что имел, пожертвовал на организацию госпиталя в годы войны с Наполеоном и на содержание пехотного полка. Немалые средства Ушаков отдавал на нужды монастыря.

Ушёл из жизни святой Фёдор Ушаков 2 октября 1817 года. Его тело похоронили рядом с могилой родного дяди, известного православного подвижника Фёдора Санаксарского. Так завещал сам адмирал.

Где находятся мощи

Нынешнее местонахождение святых мощей праведного Фёдора Ушакова — соборный храм Рождества Богородицы.

К обители, где покоятся святые мощи адмирала, можно доехать на специальных автобусах для паломников, которые следуют из Москвы, Саратова и Воронежа. Также можно доехать на поезде до города Темникова, и через 4-километровый мост добраться до монастыря.

Не стоит забывать, что ковчег с мощами святого возят по городам России. Так, рака была привезена в Кронштадт, в Санкт-Петербург, Севастополь. Таким образом, мощи Фёдора Ушакова проходят путь, который совершил при жизни святой.

На заметку! Частицы его мощей есть в штабе стратегической дальневосточной авиации, а также у севастопольского флота.

Еще о мощах православных святых:

Чем помогают

Мощи праведного воина Фёдора Ушакова помогают военным в важных операциях по долгу службы. Он считается ходатаем за русских воинов перед Всевышним. К его мощам прикладываются, чтобы укрепить силу духа, волю и в ответственный момент суметь принять правильное решение. Многие прихожане с большим трепетом и благоговением относятся к мощам святого.

Федор Ушаков — удивительный человек, сочетавший высокое положение в обществе с искренней скромностью и смирением.

Где находятся мощи федора ушакова. Могила адмирала Ушакова находится под Курском

Мощи святого

О том, что мощи святого адмирала Ушакова оказались нетленными, стало известно в годы Великой Отечественной войны. Тогда Сталин учредил награду имени адмирала, и невольно стал подниматься вопрос относительно места погребения Ушакова.


Икона праведного Феодора Ушакова, адмирала Российского флота

Создали специальную комиссию, которая вскрыла могилу. В документах членов комиссии появилась запись о том, что тело не поддалось естественному процессу разложения. На основании этого в более позднее время Святой синод сделал вывод о святости Федора Ушакова.

Прославление и причисление к лику святых знаменитого флотоводца создало прецедент в Православной Церкви. Адмирал сделал неоценимый вклад в развитие своего отечества. Но, по свидетельствам приближенных к нему людей, никогда не зазнавался. Он был примером настоящего православного христианина, уповающего на Божье провидение.

Читайте также:
О Божией Матери: кто такая, значение в православии, история и родители Богоматери, святые отцы о Богородице

Поэтому канонизация святого выглядит вполне логичной и справедливой. Важное событие состоялось в 2001 году на местном уровне Саранской епархии. А в 2004 году было принято решение об общецерковном прославлении святого. Память праведника почитается 5 августа.

К сведению! Святые мощи Федора Ушакова часто возят по городам России, и к ним всегда стекается много паломников. В основном местами пребывания раки бывают базы военно-морского флота, где моряки могут приложиться к мощам своего небесного покровителя перед Господом.

Читайте о других почитаемых православных святых:

  • Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского
  • Житие святого Беды Достопочтенного
  • Житие святого преподобного Лаврентия Черниговского

Почести в ВМФ

В том же году руководством российского ВМФ и церкви было принято решение провести комплекс мер по прославлению героя. Со временем была разработана особая служба, были написаны иконы. Перевозились мощи Федора Ушакова по городам, особенно тем, которые были так или иначе связаны с флотом. В Саранске было начато строительство кафедрального собора в честь святого адмирала. Кроме того, во многих городах, связанных с флотом, начали возводить церкви и часовни имени Федора Ушакова.

ВМФ России с особым торжеством отметил появление своего нового святого покровителя. На всех флотах состоялись крестные ходы. Особенно торжественный и многочисленный был проведен на Черном море. В крестный ход отправились два больших десантных корабля — «Ямал», входивший в состав ВМФ России, и «Константин Ольшанский» из ВМС Украины. На одном из них находились мощи Федора Ушакова.

С момента признания этого прославленного адмирала святым иконы с его изображением можно увидеть на всех кораблях и местах дислокации военно-морского флота, и не только в кубриках и казармах матросов, но и в каютах и кабинетах старшего и высшего командного состава. Подобное считается полезным и укрепляет боевой дух, улучшает атмосферу в коллективе. Принесение мощей Федора Ушакова — всегда знаменательное событие для любого храма.

Этот святой почитается не только в России, но и во многих других странах. Прежде всего в тех, в истории которых Ушаков сыграл немалую роль. В частности, это Греция, ведь она обязана ему очень многим. Кроме того, он почитаем в Грузии, Чехии, Словакии. Мощи Федора Ушакова возятся по многим церквям и храмам.

Интересные факты

В истории русского народа Фёдор Ушаков славится тем, что за всё время своего командования не проиграл ни одного сражения и не отдал ни одного моряка в плен противнику. Он выходил победителем из боёв даже тогда, когда силы неприятеля значительно превосходили по численности его эскадру.

Важно! Благодаря заслугам Ушакова, Российская империя смогла войти в число самых сильных государств той эпохи.

История

Федор Ушаков появился на свет в дворянской семье, происходившей из старинного рода. Жили не очень богато, но родители Федора всегда прививали своим детям православные религиозные взгляды, воспитывали в них строгую нравственность и набожность. Отец мальчика, Фёдор Игнатьевич, в своё время служил в лейб-гвардии Преображенского полка. Федора-младшего также было решено отдать на обучение в Морской кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге. Его благополучно приняли, и пять лет молодой человек постигал азы морского дела.

Успешно окончив школу, молодой мичман получает распределение на Балтийский флот. На севере он получает ценную практику и опыт. Затем он отправляется на Азовскую флотилию. Как раз на рубеже XVII и XVIII веков Российская империя начинает кампанию по возвращению в свой состав побережья Чёрного моря.

В 1785 году капитан первого ранга Фёдор Ушаков приплыл на корабле «Святой Павел» в Севастополь. Через два года Турция вступила в войну с Россией. 29 июня 1789 года произошло первое победоносное сражение с эскадрильей противника. Превосходство было не на стороне русских моряков, но благодаря таланту Ушакова и его упованию на помощь Бога, им удалось одержать победу и обернуть в бегство корабли турков. Примечательно то, что он никогда не похвалялся перед начальством при докладах о ходе боев. Все заслуги Фёдор приписывал своей команде.


Император Павел І присвоил Федору Ушакову чин адмирала

После убийства императора Павла I к власти пришёл его сын, Александр I. С этого момента адмирал Ушаков оказался не у дел и 19 декабря 1806 года всё же принял решение подать в отставку.

После жизни в Петербурге Фёдор Ушаков уехал в тихую деревню Алексеевку, которая находилась неподалёку от Санаксарской обители. В дни Великого поста жил в келье монастыря и наравне с монахами стоял на богослужениях. Не имея собственных детей и жены, он всегда помогал нуждающимся. Почти всё, что имел, пожертвовал на организацию госпиталя в годы войны с Наполеоном и на содержание пехотного полка. Немалые средства Ушаков отдавал на нужды монастыря.

Читайте также:
Рецепты кухни третьей недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Ушёл из жизни святой Фёдор Ушаков 2 октября 1817 года. Его тело похоронили рядом с могилой родного дяди, известного православного подвижника Фёдора Санаксарского. Так завещал сам адмирал.

Начало карьеры

О многочисленных заслугах и службе на флоте Федора Ушакова известно много. Ведь осталось множество письменных свидетельств его деяний. О нем было написано множество книг и сняты многочисленные фильмы. Произошла даже некоторая его мифологизация, что довольно часто случается со столь великими людьми. Но если о его службе известно достаточно подробно, то его последние годы жизни освещены слабо. А ведь именно они в значительной степени и стали поводом для его канонизации.

Прославленный адмирал родился в небогатой дворянской семье. Он с детства мечтал служить на флоте, и по окончании морского кадетского корпуса был направлен вначале на Балтийский флот, а через несколько лет — в Азовскую флотилию, которая активно участвовала в войне с Турцией.

Ушаков сразу же показал себя отличным командиром и стремительно стал подниматься по карьерной лестнице. Его уважали не только обычные матросы, но и вышестоящее руководство. Со временем он дослужился до адмирала, возглавив бригаду кораблей формируемого Черноморского флота.

Где находятся мощи

Нынешнее местонахождение святых мощей праведного Фёдора Ушакова — соборный храм Рождества Богородицы.

К обители, где покоятся святые мощи адмирала, можно доехать на специальных автобусах для паломников, которые следуют из Москвы, Саратова и Воронежа. Также можно доехать на поезде до города Темникова, и через 4-километровый мост добраться до монастыря.


Рака с мощами святого Феодора Ушакова

Не стоит забывать, что ковчег с мощами святого возят по городам России. Так, рака была привезена в Кронштадт, в Санкт-Петербург, Севастополь. Таким образом, мощи Фёдора Ушакова проходят путь, который совершил при жизни святой.

На заметку! Частицы его мощей есть в штабе стратегической дальневосточной авиации, а также у севастопольского флота.

Еще о мощах православных святых:

  • Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны
  • Мощи святого равноапостольного князя Владимира
  • Мощи святителя Тихона Задонского

Крестный ход

В честь этого события был проведен и крестный ход. Он был достаточно необычным, так как в нем участвовали множество военнослужащих, в том числе и высший командный состав. Раку с мощами прославленного адмирала встретил оркестр ВМФ, исполняя военные марши. Во главе колонны шли офицеры с Андреевскими флагами в руках. Раку, в которой находились мощи адмирала Федора Ушакова, несли адмиралы. В составе почетного караула шли кадеты и матросы. Не обошлось это мероприятие без салюта из карабинов. Все это превратило церковный обряд в настоящий праздник ВМФ.

Борьба с турками и французами

Он принимал активное участие в его создании, стоял у истоков строительства Севастополя, делал все для того, чтобы повысить влияние России на Черном море. В нескольких морских сражениях с турецкими эскадрами он нанес им поражение, даже несмотря на то, что их силы были более многочисленными.

Благодаря своему таланту флотоводца, он возглавил русскую эскадру в Средиземном море, которая, действуя совместно со своими союзниками, нанесла ряд серьезных поражений французским морским силам и освободила ряд стран он наполеоновских захватчиков.

Помощь во время Отечественной войны и после нее

С началом Отечественной войны 1812 года отставной адмирал был избран местным дворянством в качестве командира ополчения Тамбовской губернии. Но Федор Ушаков не смог принять на себя командование, ведь он уже был в преклонных годах, и здоровье его сильно пошатнулось. Из-за этого он был вынужден отказаться от этой должности.

Но все же Федор Ушаков не остался в стороне от защиты Отечества от вторгшегося врага. Он помог сформировать госпиталь для помощи раненым солдатам, дал значительную сумму для недавно сформированного Тамбовского пехотного полка. Как отмечается в письменных источниках тех лет, он пожертвовал практически все свои деньги на защиту России от наполеоновской армии.

Помогал он всем нуждающимся и в мирное время. К нему часто приезжали крестьяне, жившие в деревнях неподалеку, а также городские жители. Никому отставной адмирал не отказывал, со всеми делился тем, что у него было. Не забывал он и подбодрить отчаявшихся людей, говоря, что все беды рано или поздно заканчиваются, и все у них постепенно наладится.

Отставка

Федор Ушаков посвятил всю свою жизнь службе на флоте. Он ни разу не был женат, и у него не было детей. Все это является одним из основных правил жизни монахов. Выйдя в отставку, он мог поселиться в любом крупном городе, но не захотел этого делать, хоть и был человеком довольно обеспеченным. Вместо этого прославленный отставной адмирал осел в небольшом тихом селе Алексеевка, которое находилось в Мордовии.

Читайте также:
Святой источник в Талеже: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Как свидетельствует в своих трудах бывший в то время настоятелем Санаксарского монастыря иеромонах Нафанаил, Федор Ушаков жил недалеко от обители и регулярно оказывал ей помощь. Во время Великого поста он ежегодно жил вместе с монахами примерно неделю в обычной келье. Выстаивал вместе с остальными продолжительные службы. Не забывал он о нищих и страждущих, которым регулярно помогал.

Смерть и похороны

Скончался Федор Ушаков 2 октября 1817 года. В последние свои дни, как свидетельствует иеромонах Нафанаил, от соблюдал пост и непрестанно молился. Как отставной адмирал и желал, он был похоронен на кладбище при монастыре.

Федора Ушакова отпевали в церкви города Темникова, который был неподалеку. На похоронах адмирала было огромное количество людей, и не только простолюдинов, но и дворян, и офицеров. Когда гроб с его телом вынесли за черту города, его первоначально хотели положить на подводу, но люди понесли его на руках до самой его могилы, которая находилась в Санаксарской обители. Монахи тщательно за ней ухаживали.

Мощи адмирала Ушакова нашли по приказу Сталина

5 августа 2020 1:03

Шумиха пошла в соцсетях после Дня Военно-морского флота. Когда парад закончился, моряки и офицеры в Кронштадте отправились в Никольский собор. И там прикладывались к мощам адмирала Федора Ушакова. Их специально к празднику привезли из Мордовии. Русская православная церковь 16 лет назад причислила флотоводца к лику святых. Для людей неподготовленных зрелище и правда шокирующее – матросики, целующие череп. Но! Насильно молиться и лобызать мощи моряков никто не заставлял.

Раз уже пошел такой спор в интернете, давайте разберемся, как обрели мощи Ушакова. И почему военного записали в святые.

Как отыскали могилу?

В годы Великой Отечественной Сталин захотел учредить орден в честь самого прославленного русского адмирала. По всем параметрам подходил Федор Ушаков. Тут же в 1944 году начинают работу над фильмом про жизнь и подвиги адмирала. Чтобы напомнить народу о его роли в истории государства Российского. Параллельно начинаются поиски места захоронения Ушакова. Стряхнув пыль с архивных документов, экспедиция отправляется в Санаксарский монастырь. Обитель закрыли в 1917-м после революции. Там у стены храма и был похоронен Ушаков.

Исследователи вскрыли надгробную плиту. Мощи оказались нетленными. Адмирала удалось опознать по сохранившимся погонам. Уже по черепу советские ученые смогли восстановить внешность Ушакова. Так случилось прославление адмирала в СССР. Власть восстановила часовню, могилу адмирала взяла под охрану. Ушакова вывели из «запретных списков»: его именем вновь стали называть улицы.

Канонизировали за победы?

К лику святых его причислили в 2004 году. Ушаков в боях не потерял ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Адмирал одержал победу в 43 морских сражениях и ни разу не потерпел поражения. Неужели разгромленные турки и французы – повод писать человека на иконах? Нет, церковь почитает его за другие подвиги. Духовные.

Ушаков ушел со службы в отставку в 1807 году. Через три года поселился недалеко от Санаксарского монастыря. Тут адмирал приобрел деревню Алексеевку Темниковского уезда Тамбовской губернии. Здесь же Ушаков встретил Отечественную войну 1812 года. Местные жители избрали адмирала начальником тамбовского ополчения. Но ему пришлось отказаться: когда напал Наполеон, Ушакову было уже 67 лет. Но он пожертвовал немало денег на создание Темниковского полка и строительство госпиталя.

В последние годы жизни Ушаков стал совсем похож на праведного старца. Много молился, раздавал деньги на благотворительность. Вот как про него вспоминал иеромонах Нафанаил:

«По прибытии своем из Санкт-Петербурга около восьми лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме. По воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь, а в Великий пост живал в монастыре в келье по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал».

Умер Ушаков 2 октября 1817 года в своем имении. За праведную кончину церковь признала его святым. Он стал третьим полководцем, удостоившимся такой чести после Александра Невского и Дмитрия Донского. В августе 2006 года в Саранске был освящен первый в мире храм, посвященный моряку.

Почему останки стали дробить?

Главные мощи Ушакова хранятся в Мордовии в Санаксарском монастыре. Они часто путешествуют по России. А в 2014-м останки святого адмирала были раздроблены. Часть передали в московский храм в честь святого праведного воина Феодора Ушакова (на Перовской улице). Еще часть – в крымский храм в поселке Новофедоровка Сакского района.

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

– Первые христиане совершали богослужение на мощах мучеников, погибших от рук гонителей, – рассказал «КП» богослов и священник Иоанн Тераудс. – Число храмов умножилось, когда император Константин вывел православие из катакомб. Но как же найти столько мощей, чтобы везде совершать литургию? Их же нужно было хранить в каждом храме. Поэтому, чтобы не нарушать традицию, мощи стали дробить на части.

Потом мощи стали разделять на частички, чтобы передавать в дальние города и страны, где особенно почитают святого.

– Наличие мощей – необязательная составляющая, чтобы признать человека святым, – отметил отец Иоанн. – Например, на Афоне, когда хоронят монахов, то, наоборот, их быстрое истление является признаком того, что люди вели святой образ жизни.

Действительно, часть мощей святых являются полностью нетленными. Но нельзя сказать, что это абсолютное большинство. Мы знаем, что мощи святого Александра Свирского, святого Спиридона Тримифунтского не были подвержены тлению. Однако ряд других мощей подвергались естественному разложению и иссыханию. Включение святого в церковный календарь не связано с нетлением святых мощей, ведь поднятие мощей происходит уже после признания церковным разумом того или иного человека святым.

КСТАТИ

Где хранят частички святых?

– Святые мощи в православной традиции хранятся в храме, – объяснил священник Иоанн Тераудс. – Но есть много других традиций поместных церквей. Так, в Грузии большинство мощей хранятся вообще под спудом – т. е. их не доставали из могил, чтобы при всяких военных действиях они не подвергались осквернению. В русской же традиции мощи достаются и хранятся в специальных раках в храмовых пространствах. Есть также традиция, что часть мощей посылаются в какой-то отдаленный город и вкладываются в икону или наперсный крест.

ВАЖНО

Покровитель кораблей и самолетов

Ушакова называют покровителем российского Военно-морского флота и Стратегических военно-воздушных сил. День памяти: 2 октября – кончина, 23 августа – прославление.

У адмирала есть дядя, который тоже причислен к лику святых, – монах Феодор Санаксарский.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Святые подвижники Санаксарского мужского монастыря. Праведный воин Феодор (Ушаков)

Санаксарский мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, Темников) основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича. Обитель богата святыми подвижниками и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.

«Жизнь – родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых. Вот краткое жизнеописание великого флотоводца.

Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье. В феврале 1761 года был зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге, который успешно закончил в 1766 году с получением чина мичмана. По окончании учебы был определен на флот Балтийского моря с последующим переводом на юг, в Азовскую флотилию.

В августе 1783 года капитан II ранга Ф. Ушаков прибыл в Херсон, а через два года уже в чине капитана I ранга будущий прославленный адмирал прибыл на корабле «Святой Павел» в новопостроенную крепость Севастополь.

В августе 1787 года Турция объявила о вступлении в войну с Россией. Победы в начавшихся военно-морских баталиях с неприятелем прославили русский флот. В июне-июле 1788 года русская морская эскадра под командованием Феодора Ушакова одержала первую победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси. 1790 год был ознаменован еще одной победой над турецким флотом в Керченском морском сражении у острова Тендры. А за блистательную победу у мыса Калиакрия, завершившую в 1791 году русско-турецкую войну, контр-адмирал Ф. Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского.

После вступления в 1796 году на Российский престол Императора Павла I произошли определенные изменения политической обстановки, был заключен союз с Англией против республиканской Франции. В августе 1798 года началась Средиземноморская кампания, в ходе которой были освобождены Ионические острова (Занте, Кефалония, Чериго и другие). В 1799 году после взятия крепости Корфу Ф. Ушаков был произведен в чин адмирала.

Читайте также:
Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых

26 октября 1800 года адмирал Ф. Ушаков возвратился в Севастополь, а в марте 1801 года был переведен в Петербург.

Праведный воин Феодор Ушаков

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.

Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

2/15 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».

Рака с мощами Феодора Ушакова

Праведный воин Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. Светское и духовное начала соединились в нем удивительно гармонично, и жизнь его, победив неумолимое время, стала достоянием вечности, превратившись в воплощенную легенду, песню, переходящую из уст в уста.

В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью.

В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью.

От эпохи адмирала Ушакова нас отделяет сравнительно небольшой временной промежуток – всего два столетия. Сохранились свидетельства об Ушакове, живущие в семейных преданиях родственников его соратников, возрождена обитель, с которой адмирала связывали прочные духовные нити и где были погребены его честные останки, сохранилась деревня Алексеевка, в которой он провел последние годы жизни, уйдя на покой от суетных земных дел и всецело посвятив себя Богу. Каждый из нас имеет счастливую возможность припасть к раке со святыми мощами воина Феодора и испросить у него Небесного заступничества.

В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения отечеству.

На источнике Феодора Ушакова

4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

На иконе новопрославленный святой изображен со свитком, на котором начертаны знаменательные слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся ко славе России» – и это действительно так. Светлыми молитвами святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, будут посланы нашему отечеству мир, благоденствие и процветание.

День памяти:
2/15 октября — кончина,
23/5 августа — прославление

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: